«за чайным столом», константин коровин — описание картины

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

К первым по-настоящему импрессионистским работам Коровина принято относить, так называемые, «жуковские» картины. Цикл получил название от деревни Жуковка, где располагалась дача Поленовых, с которым Коровин были дружен. Сюда приехал художник не только за свежим воздухом, но и решать важные технические задачи – Коровин много работал над проблемой передачи световоздушной среды.

Нужно сразу отметить, что подобные вопросы уже поднимались в живописи французских импрессионистов, и каждый из них нашёл свой вариант воплощения данной задачи, что же касается Коровина, ему был ближе подход Моне, который ставил во главе угла окружающий пейзаж, нежели героя-человека.

Дачная жизнь у Поленова протекала бурно и многолюдно – гостеприимный хозяин с радостью встречал друзей, собратьев и учеников. Здесь гостили Нестеров, Серов, Остроухов и многих других выдающихся личностей своей эпохи. Все эти гости и стали героями «жуковских» картин Коровина.

В картине «За чайным столом» живописец изобразил Елену Поленову (она сидит спиной к зрителю), Наталью Поленову (сидит лицом), её сестру, молодую художницу Марию Якунчикову и друга семьи Вячеслава Зиберова.

С первого взгляда бросается в глаза, чисто импрессионистское построение композиции – эффект случайного кадра, изобретённый ещё французскими сотоварищами. Герои будто случайно были запечатлены на полотне – позы их расслаблены и каждый занят своим делом.

Центр композиции был заведомо перемещён влево, а как бы обрезанный край с той же левой стороны будто разыгрывает перед нами целую историю. Сидел, мол, художник за столом, встал и запечатлел эту сцену – вон и пустой стул чуть отодвинут, будто Коровин вот только что встал.

Этого и добивался живописец  — изобразить сиюминутное мгновение в его реалистичности и динамичности.

Это присуще многим картинам импрессионистов – выявить жанр работы «За чайным столом» достаточно проблематично. Полотно вобрало в себя всего по чуть-чуть – внимательный зритель различит здесь и черты группового портрета, и жанровой сцены, и пейзажа, и натюрморта.

Удивительным образом претворена эмоциональная сторона картины. Каждый из участников передаёт свою атмосферу – спокойное настроение царит вокруг Натальи с шитьём в руках, в позах и лицах остальных чувствуется некое напряжение. Даже обрезанная фигура Елены, которая видна нам со спины, красноречиво об этом свидетельствует.

По своему настроению и светопередачи картина Коровина очень напоминает живопись Огюста Ренуара.

1888 г. Масло, холст. 48,5 x 60,5 см. Музей В.Д. Поленова, Россия

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/kor18.htm

Тот самый чай — продолжение

  • Час дружеских бесед у чайного стола!
  • Хозяйке молодой и честь, и похвала!
  • По-православному, не на манер немецкий,
  • Не жидкий, как вода или напиток детский,
  • Но Русью веющий, но сочный, но густой,
  • Душистый льется чай янтарною струей.
  • Петр Вяземский
  • «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины
  • » За чайным столом » Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)

История чая в России насчитывает не одну сотню лет. В нашу страну чай с Востока проник раньше, чем в европейские страны — уже в 16 веке в небольших количествах чай привозился на Русь как дорогой подарок от азиатских посланников. Но по-настоящему в России, или в тогдашнем Московском государстве, познакомились с чаем только в 1638 году, да и то против своей воли. Это знакомство состоялось благодаря дипломатическим отношениям и этикету. В этом году Алтынские ханы угостили чаем московских послов и при отъезде подарили им чай в обмен на подарки Московского царя. И хотя посол Василий Старков отказывался от такого ничтожного и бесполезного, по его мнению, товара, ему пришлось уступить, и бесполезный подарок доставили в Москву, где он был испробован, понравился и вошел в употребление при дворе — царем и боярами было подмечено, что заморский напиток «отвращает от сна» и помогает лучше переносить долгие церковные службы и заседания в Думе. А когда царский лекарь успешно использовал чай для лечения болезни желудка у Алексея Михайловича, потянулись к Московскому Кремлю караваны с ценной сушеной травой по Кяхтинскому тракту. Затем чай появился у бояр и других богатых людей. Но на Руси он прижился не сразу — сыграл свою роль и тот факт, что напиток привезли с востока, который издревле связывался с опасностью и несчастьями. Постепенно чай стал входить в жизнь русского человека. В 18 веке чай пьют в дворянских и зажиточных купеческих семьях.

  1. «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины
  2. » За чайным столом » Алексей Яковлевич Волосков (1822-1882)
  3. «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины
  4. » За чаем » Константин Егорович Маковский (1839-1915)
  5. «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины
  6. «Семейство за чайным столом » 1844 г. Тимофей Егорович Мягков (1811-1865)

Следует подчеркнуть, что долгое время чай был доступен только высшим классам по причине высокой цены — в 18 веке он был в 110 раз дороже икры, —  в народе чаепитие оставалось символом зажиточности и богатства, а знакомое всем выражение «дать на чай» означало проявление особой щедрости.

И только в 19 веке чай окончательно вошел в русский быт и стал воистину национальным напитком; появляются чисто русские заведения – чайные, которые быстро завоевали любовь простого народа. Их характерной чертой были длинные общие столы, за которыми так удобно вести беседу и делиться новостями.

  • «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины
  • » Чаепитие в трактире » Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926)
  • «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины
  • » Московский трактир » Борис Михпйлович Кустодиев (1878-1927)
  • «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

» Трактирщик » 1920 г. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927).

  1. «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины
  2. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
  3. «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

» Чаепитие. Трактир » 1911 г. Николай Николаевич Сапунов (1880-1912)

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

» В чайной «. Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904).

Кустодиев Борис Михайлович (1878-1927)

С тех пор, как чай прочно вошел в жизнь русского человека, чаепитие стало неотъемлемой, очень важной составляющей общественной жизни. За русским чайным столом не принято молчать, как, например, в японской традиции, или же разыгрывать «чайное представление», как в Англии.

Беседа, общение, возможность провести время в приятной компании, повеселиться, заключить деловую сделку… «Самовар кипит — уходить не велит» — в России не принято «перехватывать» чай на ходу, чаепитие должно быть неспешным, неторопливым.

И очень разным: у каждого сословия были свои правила, своя посуда и прилагаемые к чаю закуски.

» На даче » Владимир Первунинский (род. в 1957 г.) . Художник любит и удивительно точно передает атмосферу давно ушедшей эпохи.

  • » Чаепитие в сиреневом саду » Владимир Первунинский.
  • » Вечер в усадьбе » Владимир Первунинский
  • » В усадьбе » Владимир Первунинский
  • «Осень в провинции » Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
  • » Купчиха за самоваром «. Виноградов Сергей Арсеньевич (1870-1938)
  • » Любители соловьев » 1872-73 гг. Владимир Егорович Маковский (1846-1920)
  • » Смотрины» Неврев Николай Васильевич (1830 — 1904)

«В крестьянской избе» . 1902 г. Куликов Иван Семёнович (1875-1941)

» Интерьер. Север » Алла Переверзева (род. в 1940 г.)

  1. » Все в прошлом » 1889 г. Василий Максимович Максимов (1844 -1911)
  2. » Вечерний чай » Владимир Егорович Маковский (1846-1920)
  3. » Утренний чай » Владимир Егорович Маковский (1846-1920)

Итак, прежде всего чайный стол покрывается скатертью: нарядной праздничной – для особых случаев, и более простой – для каждодневных чаепитий. Первейшим и непременным атрибутом русского чайного стола является, конечно, самовар.

Самовар в России – больше, чем предмет кухонной утвари – это символ уюта, домашнего тепла, он — живое существо, настоящий хозяин дома. Самовару всегда отводилась за столом роль молчаливого собеседника. Кстати, будучи одним из символов русской культуры, самовар не является русским изобретением.

Некое его подобие использовалось еще в Древнем Риме. При раскопках Помпеи был обнаружен бронзовый сосуд с краном, на трёх «лапах» и со съёмной крышкой. Эти устройства назывались автепса, и служили они для нагрева воды, которую добавляли в вино.

 Попав в Россию из Европы, самовар «обрусел» и стал настоящим «хозяином» застолий: «Император белых чашек, чайников архимандрит», — так писал о самоваре знаменитый писатель Н. Заболоцкий.

  • » В самоваре » С. Чайкун
  • » Портрет » Константин Егорович Маковский (1839-1915)

» Самовар к празднику » Станислав Бабюк (род. в 1974 г.) Молдова

  1. «В деревне» Анатолий Соловьев
  2. » Перед террасой» 1908 г. Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944)

Прообраз самовара, то есть его форма и отличительный элемент – краник, был известен на Руси уже в 17 веке. Кувшин сбитенщика, в который наливался горячий сбитень (традиционный русский безалкогольный напиток на мёде, шалфее и ароматных травах).

С этим кувшином, обильно замотанным шерстяными платками, покрывалами, продавец сбитня ходил в холодные дни по ярмаркам или по улицам города и продавал всем желающим горячий напиток. Правда, назначение прибора было скорее схоже с принципом термоса, он не нагревал, а сохранял тепло.

Однако, сам образ кувшина для сбитня, его внешний вид и часть внутреннего устройства были близки к самовару.

» Продавец сбитня «. Щедровский Игнатий Степанович  (1815-1870/1871), русский рисовальщик и литограф, живописец.

«На перроне. Продажа сбитня «. Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945).

Кроме самовара на стол ставится чайник для заварки. Находятся они ближе к месту хозяйки, ведь именно она должна разливать чай и угощать гостей. Для сохранения тепла заварочный чайник обычно накрывают специальными грелками из плотного материала. В народе их часто называют «баба на чайник».

Кроме колоритных русских красавиц такие грелки могут принимать форму сказочных животных, матрешек и часто являются настоящими произведениями народного декоративного искусства. Что касается заваривания чая, то здесь существует несколько способов.

Самый распространенный из них – ополоснуть чайник кипятком, насыпать заварку (как правило,  используется черный чай) и залить горячей водой. Затем накрыть чайник грелкой и дать настояться.

Особенностью русского чаепития является так называемая «двухчайниковая» заварка: — она разливается из заварочного чайника по чашкам, а затем разбавляется кипятком из самовара (либо из чайника с кипятком).

» Помещица за чаем » Полина Лучанова (род. в 1977 г.)

«Купчиха» . Полина Лучанова.

«Чайная церемония «. Полина Лучанова.

Кроме самовара и заварочного чайника на стол выставляется фарфоровый или фаянсовый сервиз: чашки и блюдца, сахарница. Чайная пара – чашка и блюдце – а также тарелочка для пирога ставятся напротив каждого места за столом.

Раньше было принято считать, что русские пьют чай только из блюдца или из стакана в подстаканнике. И то и другое, конечно, существовало, но было необязательным.

Читайте также:  Автопортрет с сэром эндимионом портером, антонис ван дейк

Из блюдца пили чай в узком кругу друзей или родственников, потому что в обществе это считалось вульгарным.

Также из блюдца любили пить чай купцы, которые не принимали европейских «правил приличия», считая их чопорными, и предлагали собственные правила.

«Н овые хозяева » 1913 г. Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945).

» Чаепитие «. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927).

  • «На террасе » 1906 г. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
  • «Чаепитие » Наумов Алексей Аввакумович (1840-1895)

«У самовара» . Стожаров Владимир Федорович (1926-1973).

» Житейская проза «. Василий Николаевич Бакшеев (1892-1893).

» Русский чай «. Алексей Зотов (род. в 1972 г.) Москва.

В связи с продолжительностью процесса чаепития предполагалось, что гости не должны быть голодными.

Поэтому чайный стол всегда был богат едой: пироги с капустой, грибами, кулебяки, блины, всевозможная сладкая выпека, баранки, сушки, пряники, не говоря уже о тортах, варенье, меде и конфетах.

Такое гастрономическое богатство нередко превращает чаепитие в отдельный прием пищи. Богатый стол также является символом знаменитого русского гостеприимства, ведь даже в сказках говорится, что гостя первым делом нужно «накормить-напоить».

«Лакомка «. Виктория Харченко (род. в 1978 г.).

» Именины учительницы » 1910 г. Богданов-Бельский Николай Петрович (1868-1945).

  1. «Старинный русский быт» Станислав Бабюк
  2. «Конфетки — бараночки » Василий Нестеренко (1967)

Чаепитие по-русски – это множество сладостей и кушаний, неспешность и вкус, наслаждение и размеренное любование каждой деталью. Чаем наслаждались дома и в общественных местах, в одиночестве и в компании.

В московских домах сложилась традиция чаевничать четыре раза — утром, в полдень, в четыре часа дня и обязательно вечером. Только представьте, не пределом было выпить и десять, и двадцать чашек, сидя за столом. Любопытно,  даже если присутствующий за столом отставлял чашку — это не значило, что он закончил.

Однако, стоило повернуть чашку вверх дном и положить на неё остатки сахара — чаепитие считалось законченным.

«Чаепитие» Полина Лучанова (род. в 1977 г.)

«Чаепитие» Светлана Бердик. Украина.

  • » Наем прислуги «. Владимир Егорович Маковский (1846-1920)
  • » Вечеринка» 1897 г. Владимир Егорович Маковский (1846-1920)
  • «Утренний чай (в аллее)» 1917 г. Грабарь Игорь Эммануилович  (1871–1960)

Пикник и чаепитие — это отдельная тема. Но в былые времена без самовара на отдых не выезжали.

  1. » Пикник у озера » Владимир Первунинский
  2. «Пикник» 1920 г. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)

«Воскресный день » 1884 г. Алексей Иванович Корзухин (1835-1894) — один из лучших русских живописцев жанра.

Любовь к чаевничанию оставила свой отпечаток практически везде, коснувшись, к примеру, архитектуры. Вспомните уютные веранды, нередко украшенные деревянной резьбой, увитые растениями, окна которых выходили в сад. Как часто они становились идеальным местом для сбора вокруг самовара. Душистый  чай смешивался с терпкими ароматами летнего вечера и располагал к долгим задушевным беседам.

  • » Купчиха на балконе» Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
  • » На веранде » Николай Дубовик
  • «Терраса» Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)

«На террасе. Семейный портрет .» Сергей Чаплыгин (род. в 1963 г.)

«Дачная веранда» Л. Немцев

Чай уже давно не просто напиток. Это целый мир, религия, культура… Чаепитие связано с огромным количеством традиций, смысла которых мы иногда даже не понимаем, но все равно им следуем. В разных странах эти традиции свои, но общее у всех чайных церемоний одно — чай создан для общения и понимания друг друга, он объединяет.

«За чашкой чая» Авраам Саакян (род. в 1964) Армения.

  1. Рашид Хабитов

«Чаепитие» Анна Силивончик. Беларусь.

» Апельсиновый чай » Иннеса Свиридова. Витебск. Беларусь.

» Автопортрет с детьми «. Полина Лучанова.

Говоря о традициях русского чаепития, стоит вспомнить незаслуженно забытый, исконно русский напиток  — «Иван- чай». Копорский чай (иван-чай, русский чай) – упоминается  в старорусских летописях с XII века.

С древности наши предки владели технологией изготовления вкусного, ароматного и целебного чая из кипрея узколистного – известного еще как Иван-чай.

 С XIII века чай зовется Копорским по названию града Капорье (сейчас поселок Копорье Ленинградской области), где он производился в больших объемах в основном для экспорта за границу.

» Иван-чай» . Татьяна Абрамова.

Источник: https://obiskusstve.com/74172275372853580/tot-samyj-chaj-prodolzhenie/

Новое в каталоге

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины Гойя Франсиско Оформить и заказать

Постеры и картины на холсте — отличное решение для украшения интерьера квартиры, офиса. Это замечательный подарок на день рождения, юбилей и Новый Год.

На нашем сайте вы можете подобрать для себя постер или репродукцию известного художника. Удобный конструктор поможет вам оформить картину в раму. Изменяя размер и рамку можно уложится практически в любую стоимость. В наличии только качественный деревянный багет.

Мы занимаемся изготовлением на заказ постеров и картин. В нашем каталоге можно выбрать понравившуюся картину. С помощью конструктора багета оформить ее и заказать. Заказ делается без регистрации на сайте максимально быстро и удобно. По Москве действует служба доставки.

На сайте можно подобрать картины на любой вкус. Есть классическая русская живопись XIX и ХХ веков. Любители импрессионизма тоже найдут для себя множество картин. Для удобства картины разбиты не только на стили живописи, но и на тематики. Если вы ищите натюрморт или изображение моря, то можете поискать в разделе Тематика.

Каталог разбит по художникам, которые разбиты по алфавиту. Все для вашего удобства. Найти картины Ван Гога, Куинджи или Левитана? Нет ничего проще!

И главная гордость нашего сайта — поиск по картинам. Поиск по ключевому слову, автору, тематики или тэгу. Можно выбрать определенный цвет картины и ее ориентацию. И это все работает вместе. Если вам нужны картины с изображением Берега, то поиск покажет только цвета картин, где нарисован берег. Это очень круто!

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины
Доставка по Всей России! Срок изготовления: 1-3 дня! Огромный выбор картин! Оплата при получении! Возврат денег если не понравится! Картины по вашим фото
«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины «За чайным столом», Константин Коровин — описание картины
Закажите картину из Вашего фото! Оформленные картины

Источник: https://8-poster.ru/pictures/Za_chaynyim_stolom/

Картины Коровина завораживают своей оригинальностью и красотой :

В российском искусстве очень много известных замечательных художников. Каждый из них специализируется на определенном жанре: портретисты, пейзажисты и так далее.

Среди талантливых живописцев можно выделить такого художника, как Константин Коровин. Картины его известны всем любителям художественного искусства.

Рассмотрим подробнее историю становления и труда живописца Константина Коровина.

Биография талантливого мастера

Родился Коровин в тысяча восемьсот шестьдесят первом году в городе Москве. В четырнадцать лет он решил учиться в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Год проучился на архитектурном отделении. Затем решил перейти на отделение по живописи. Ему повезло учиться у таких знаменитых мастеров, как Поленов В.Д. и Саврасов А.К.

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

В тридцать три года молодой художник вместе со своим другом, знаменитым художником Валентином Серовым, решает поехать на Север. Такие знаменитые картины Коровина, как «Геммерфест.

Северное сияние», «Гавань в Норвегии», «Мурманский берег», «Ручей святого Трифона в Печенге», появились именно благодаря этому путешествию.

Любитель живописных мест был настолько очарован природой Севера, что не мог не запечатлеть эти красоты на холсте.

Благодаря поездке в Париж, молодой человек увлекся импрессионизмом. Это направление привлекало его тем, что он мог передать реальную жизнь в яркой и насыщенной, изменчивой и чувственной форме. Картины Коровина «Париж утром», «Париж, бульвар Капуцинок» смогли точно и ярко передать жизнь и настроение столицы Франции в утреннее и вечернее время.

Помимо импрессионизма, художник также увлекся символизмом. Основной характеристикой данного течения было передача через свои картины некоего символа и загадочности. Такие картины Коровина, как «Муза», «Северная идиллия», несут в себе какую-то недосказанность и таинственность.

В создании этих картин ему помогли поэт Константин Бальмонт и художник Модест Дурнов. Тяжелые годы во времена Первой Мировой войны не сломили художника. Он продолжал творить. По совместительству работал маскировщиком.

Константин Коровин, как художник, принял участие во многих выставках различных направлений: «Мир искусства», «Союз русских художников» и других.

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

В сорок лет К. Коровин преподавал в том же самом училище, с которого когда-то начал свой путь художника в четырнадцать лет. Среди его учеников были такие знаменитости, как художник Николай Чернышев, писатель Сергей Волков, сценограф и артист Сергей Николаев.

После революции 1917 года живописец активно участвовал в вопросах восстановления и сохранения памятников культуры и искусства, сотрудничал с театрами, организовывал выставки и аукционы. Талантливый человек талантлив во всем.

Когда ему пришлось отказаться от написания картин (из-за плохого зрения), он начал писать интересные рассказы. Был женат, воспитал сына Алексея, который также пошел по стопам отца и стал известным художником.

Умер Константин в возрасте семидесяти восьми лет в Париже.

Художник Коровин. Картины с названиями

За всю свою жизнь К. Коровин написал довольно-таки много картин – более трехсот. Он писал и пейзажи, и портреты, и натюрморты, есть и автопортрет. Каждая работа очень красочно оформлена. Художник любил яркие тона, что говорит о его доброй и отзывчивой душе, о его любви к жизни.

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

Среди его картин можно отметить такие, как «Розы», «Летом», «За чайным столом», «Крым», «Бахчисарай» и другие. Он очень любил розы, которым посвятил много произведений. Рассмотрим описание картины Коровина «За чайным столом»

Картина «За чайным столом»

Данная работа была написана художником в 1888 году. Коровину очень нравилась спокойная дачная жизнь, когда можно отдохнуть душой и телом, привести мысли в порядок, обрести спокойствие, насладиться природными звуками и общением с приятными и хорошими людьми.

Поэтому Коровин хотел передать в данной картине спокойную, ничем не обремененную жизнь. На холсте изображены три женщины и один мужчина. Одна из женщин спокойно что-то шьет, трое разговаривают о чем-то не важном, повседневном. Возможно, о природе или планах на будущее.

Картина символизирует мир и спокойствие.

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

Послесловие

Картины Коровина точно передают все ощущения, которые когда-то чувствовал сам художник. Всматриваясь в его произведения, можно догадаться, о чем он думал в тот или иной период своей жизни.

Читайте также:  Портрет старика с внуком, доменико гирландайо, 1488

Источник: https://www.syl.ru/article/305747/kartinyi-korovina-zavorajivayut-svoey-originalnostyu-i-krasotoy

«За чайным столом», Константин Коровин — описание картины

За чайным столом — Константин Коровин. 1888. Холст на картоне, масло. 48.5 x 60.5 см.    В конце XIX – начале XX века возникло новое направление в искусстве, которое с легкой руки критиков и журналистов получило название «импрессионизм». Имя это произошло от французского слова «впечатление».

Импрессионистами называли художников, противопоставивших приглаженности работ художников-академистов свой, необычный для того времени, художественный язык. Затем те же художественные тенденции появились в литературе и музыке.

   Константин Коровин признан одним из основателей импрессионизма в России.

Исследователи считают, что истинная приверженность этому стилю начинает проявляться в цикле «жуковских» работ мастера. Лето 1888 года живописец провел на даче своего приятеля в поселке Жуковка. Цель посещения этого отдаленного местечка заключалась не только в отдыхе и приятном общении.

Коровин стремился найти новый подход для себя в изображении воздуха и света на полотнах. Ему был близок стиль Клода Моне, который относил людей на второй план, ловя моменты красоты природы.

   Хозяином поместья был известный художник В.Д. Поленов. Для его полотен характерен интимный мир старинной русской усадьбы и национальные пейзажи. Он был гостеприимным и приятным человеком. В его доме всегда было полно гостей: друзья, коллеги, родственники, ученики, соседи. Все они собирались за большим столом, вели светские беседы, шутили, играли и пили чай.

   Ключевой работой этого периода стал холст «За чайным столом». Все герои полотна достаточно известные личности. Елена Поленова – сестра хозяина усадьбы, известный график и иллюстратор детских книг. Она сидит спиной к нам в скромной дачной шляпке. Напротив расположилась Наталья Поленова. А справа – юная художница Мария Якунчикова. Особое внимание привлекает друг семьи, сидящий справа, молодой офицер Вячеслав Зиберов.    Главный признак импрессионисткой направленности полотна в эффекте случайного кадра. Будто это не картина, на которую потрачено много времени и сил художника, а фотография или кадр киноленты. Автор сидел за одним столом с героями, а встал для того, чтобы запечатлеть момент. Небрежно отодвинут его стул, что говорит о временности происходящего. Ожидают мастера столовые приборы: стакан в подстаканнике, тарелка и ложка. Реалистичность и динамичность – основные тенденции изображения.    На первый взгляд кажется, что каждый герой занят своим делом, но это не так. Молодая девушка Мария смущенно беседует с Вячеславом, немного нервно размешивая чай. Сам же юнкер смотрит смело, решительно и немного оценивающе. У него военная выправка. Он специально не снимает за столом фуражку, чтобы подчеркнуть свой офицерский статус. Лица Елены мы не можем видеть, но ее поза очень напряженная. Это видно по ее немного сгорбленной спине. Наталья занята шитьем и будто отрешена от происходящего. Но при внимательном рассмотрении, можно заметить, что и она прислушивается к разговору молодых людей.

   Жанр полотна определить сложно. Это групповой портрет с элементами пейзажа, натюрморта, жанровой сцены и бытовых мотивов.

Источник: https://muzei-mira.com/kartini_russkih_hudojnikov/2560-za-chaynym-stolom-konstantin-korovin-opisanie-kartiny.html

Описание картины Константина Коровина «За чайным столом»

Описание картины Константина Коровина «За чайным столом»

Картина «За чайным столом» является одной из ключевых работ «жуковского» цикла. Такое название не случайно. Коровин долгое время жил в деревне Жуковка на даче своих близких друзей. Именно там он творил многие свои шедевры. Творчество художника, без сомнения, стоит отнести к русскому импрессионизму. Во многом его стиль, подбор цветового решения и построение композиции схожи с манерой гениального художника из Франции Огюста Ренуара.

Как и Ренуар, мастер много времени уделял проработке света и воздуха. Его картины полны легкости и воздушности. Именно пейзаж играет первостепенную роль. Люди же на картине служат, скорее, дополнением.

Это весьма роднит «За чайным столом» с произведениями известного Моне. Интересно построена композиция. Она сдвинута относительно центра влево, что создает впечатление взгляда «от первого лица».

Кажется, что сам Коровин сидел на отодвинутом стуле всего минуту назад.

Сюжет картины отражает обычную загородную жизнь гостеприимных домовладельцев того времени. Герои списаны с реальных персонажей. Это семья Поленова и его гости. Среди них Наталья, занятая шитьем. Ее лицо безмятежно и умиротворено. Позы остальных выдают некую неловкость и царящее напряжение.

Благодаря использованию целой совокупности приемов, полотно выглядит динамично. Оно напоминает сиюминутный взгляд на происходящее. Картина включает в себя элементы портретной живописи, лучшие пейзажные особенности, хорошо читающуюся сюжетную линию. Она сложная и многогранная, несмотря на кажущуюся простоту.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-konstantina-korovina-za-chajnym-stolom/

Занятие кружка «Музей в твоём классе» 3 класс К.Коровин «За чайным столом»

  • Занятие кружка «Музей в твоём классе»
  • учитель начальных классов
  • МБОУ гимназии «Перспектива»
  • Скоробогатая Наталья Михайловна
  • 3 класс (УМК «Перспективная начальная школа»)
  • Тема: Константин Коровин «За чайным столом»
  • Цели
  • — предметные:
  • познакомить с картиной художника Константина Коровина «За чайным столом»
  • метапредметные:
  • развитие пространственных, временных отношений, исходя из сюжета картины; обогащение словарного запаса учащихся.
  • личностные:
  • развитие умения поддерживать своих одноклассников; умение отстаивать и доказывать свою собственную точку зрения;

Оборудование: репродукции картины К.Коровина «За чайным столом»из основного пособия «Музей в твоём классе» авторы Н.А. Чуракова и О.В. Малаховская, прямоугольные и круглые рамки, лупы, коробка, в которой спрятана пачка чая «Беседа», разрезанные карточки со словом «импрессия», бумажные шаблоны чашек для рефлексии занятия.

  1. Форма организации деятельности групповая
  2. Этап урока
  3. Деятельность учителя
  4. Деятельность учащихся
  5. Организационный момент. Мотивация
  6. Рада приветствовать всех любителей живописи.
  7. Что вы ждёте от нашей сегодняшней встречи?
  8. Сегодня, хочу предложить вам отгадать, какой предмет находится в коробке.
  9. Отгадайте загадку:

Испекли мы угощенье, Тортик, пряники, печенье.Поскорей друзей встречай,Что нальёшь друзьям, ты? …..(Чай) 

  • Верно, ребята, это чай.
  • Чай с хорошим названием «Беседа».
  • Как связаны эти два слова между собой?
  • Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?

Представить себе русское застолье без ароматного чая трудно. Раньше же даже в гости приглашали «на чай»… Появилось и выражение «гонять чаи», так как пили чай не на бегу, а помногу, основательно устраиваясь за столом и посвящая чаепитию не один час. О чаепитии написаны стихи, рассказы, картины.

  1. Сегодня приглашаю вас на чай… в картину Константина Коровина (прочтите название на репродукции)
  2. «За чайным столом».
  3. Давайте попытаемся раскрыть замысел художника и понять, что главное для него за его «чайным столом»: угощение, гости или что-то ещё.
  4. В процессе работы над репродукцией вы будете отвечать на вопросы, анализировать, делать свои маленькие открытия, выводы и за каждое из них сможете открыть любую букву, написанную на обратной стороне чашки.
  5. Это будет слово – подсказка.
  6. Познакомимся с новой картиной, узнаем секреты картины, будем работать в группе
  7. Гости, общение, угощение, встреча, настроение, чаепитие….
  8. «За чайным столом»
  9. И
  10. (выяснить, кто хозяева за столом)
  11. М
  12. (кто гость)
  13. П
  14. (человек вне картины)
  15. Р
  16. (внимание)
  17. Е
  18. С С
  19. свет, солнечность
  20. И
  21. (лето, тепло)
  22. Я
  23. (свет, солнце)
  24. Рассмотрите репродукцию этой картины.
  25. Поскольку мы с вами импровизированные гости, давайте попробуем определить кто из изображенных художником людей хозяин, а кто гости.
  26. Про кого можно сказать, что этот человек (или эти люди) находятся у себя дома, а не в гостях.
  27. Обращайте внимание на позы, жесты, одежду.
  28. Про кого можно сказать наверняка, что этот человек пришёл в гости?

Как вы думаете, сидел ли за этим чайным столом ещё один человек? Подтвердите вашу точку зрения.

  • А по количеству одинаковых тарелок на столе можно сделать вывод, что людей было пятеро?
  • Кто же этот пятый человек: мужчина или женщина?
  • Чем заняты люди, сидящие за столом?
  • Все ли они разговаривают, общаются между собой?

Какие детали показывают, что девушка и молодой человек полностью увлечены обсуждением какой- то темы и забыли обо всём? Чтобы ответить на этот вопрос, обратите внимание на позы, жесты и взгляды.

  1. На кого (как вам кажется) смотрит женщина, сидящая слева: на молодого человека или на девушку, сидящую справа?
  2. Слушает ли разговор молодых людей девушка, теребящая салфетку?
  3. Какое настроение, эмоции у персонажей?
  4. Интересно ли им всем вместе?
  5. Мы рассмотрели всех сидящих за столом.
  6. Однако не портреты людей, не их характеристики интересуют художника. 
  7. А что тогда?
  8. Может быть, сам чайный стол с посудой и угощением?
  9. Давайте разбираться.
  10. Рассмотрите, что стоит на чайном столе.
  11. Вы видите стеклянный флакон, в котором хранится сухой чай?
  12. Сколько на столе чайных чашек?
  13. Чайные стаканы в подстаканниках?
  14. Сколько на столе высоких стаканов?
  15. Какой напиток в одном из них?
  16. Из какого сосуда налили этот напиток?
  17. А кто заметил фарфоровый молочник?
  18. Что лежит на большом белом блюде?
  19. Какие ещё, предметы есть на столе, которые мы не называли?

Опишите самовар. Какой он?

  • Ухаживают ли хозяева или их прислуга за медным самоваром?
  • Важно для художника, что именно есть на столе для чаепития? (Скромный стол)
  • Он прорисовывает тщательно детали или демонстрирует мимолётный взгляд?
  • Получается всё, что находится на чайном столе, художник видит как бы вскользь.

Может дело в другом? Константин Коровин хотел передать зрителям что-то не такое явное как люди и чайный стол?

  1. Где люди пьют чай: в комнате или на открытой веранде?
  2. Какие детали картины подтверждают, что на улице тепло?
  3. Солнечный ли день изобразил художник?
  4. С помощью круглой рамки покажите все детали, на которых видны солнечные блики.

Закройте полоской серого картона, расположенной горизонтально, верхнюю половину репродукции так, чтобы скрыть блики на самоваре и зелень на заднем плане. Сохранилось ли ощущение яркого солнечного света?

С помощью какого цвета художник сообщает такую солнечность и ослепительную светоносность?

Это передаёт настроение? Какое?

  • Догадались ли вы, ребята, что важно в картине для художника?
  • Все буквы открыты
  • У нас получилось слово «импрессия»
  • Вы знаете значение этого слова?
  • А как же узнать?
  • (на столах толковый словарь, словарь слов иностранного происхождения, словарь русского литературного употребления)
  • Импрессия — впечатление
Читайте также:  Русский музей в санкт-петербурге - картины, россия

Вы, конечно, понимаете, что художник писал эту картину на открытом воздухе. Но ведь известно, как быстро меняется естественное природное освещение?

Как вы думаете, трудно ли было художнику «схватить» и зафиксировать конкретный момент, несколько мгновений, в течении которых луч солнца горел на гранях самовара, скользил по спинкам стульев, блестел в листве, на скатерти, блузках?

Художников, которые научились ловить и передавать ускользающие моменты называют импрессионисты от французского слова импрессия – впечатление.

Посмотрите третий большой круг. Убедитесь, что художник писал не отдельные листики, а листву в целом, передавая своё впечатление от листвы, освещённой солнцем.

А теперь возьмите лупу и рассмотрите, как написана красная смородина на белом блюде. Художник старается изобразить каждую ягодку отдельно или передаёт своё впечатление от смородины?

Постарайтесь объяснить, почему контуры отдельных предметов, которые изображает художник-импрессионист, размыты и не чётки?

С помощью самой большой рамки выделите горизонтальный фрагмент, в который войдут: самовар, женщина сидящая лицом к зрителям и часть девушки сидящей боком. Проследите, чтобы рамка оказалась ровно по центру всей репродукции.

Затем выделите вертикальный фрагмент, включающий самовар и фигуру девушки с салфеткой. Какой из этих фрагментов лучше передаёт ту душевную атмосферу за столом, которая создана в картине? А какой подчёркивает пейзажные впечатления, отраженные в картине?

Кто почувствовал тепло летнего дня, ветер глядя на картину? Какой он?

  1. Какие ароматы можно почувствовать?
  2. Вы понимаете, почему в музейном мире Константина Коровина считают выдающимся художником импрессионистом?
  3. Так что же хотел передать художник зрителям на своей картине?
  4. Ему нравится находиться рядом с этими людьми?
  5. Ему нравится атмосфера?

Видно, что дама сидящая спиной к зрителю, относится к числу хозяев: перед ней стоит доска с хлебом и ножом – вряд ли такие предметы поставят перед гостем. Тот же вывод можно сделать и о даме на втором плане, которая теребит салфетку, — она как-то буднично и естественно себя ведёт, совсем по-домашнему. О молодой барышне ничего сказать с уверенностью: она может быть и гостьей и хозяйкой.

Про мужчину. Вряд ли хозяин усадьбы выйдет к столу в мундире и фуражке.

Стул на переднем плане отодвинут от стола. Перед стулом на столе тарелка с ложкой, испачканной ягодами, и чайный стакан.

Конечно. В стопке четыре тарелки и ещё одна перед стулом.

  • Скорее всего, это мужчина: перед пустым стулом на столе стоит стакан, а, как показывает наблюдение, дамы за столом пьют чай из чайных чашек.
  • Они пристально смотрят друг на друга, девушка раскраснелась и машинально помешивает чай в своей чашке.
  • Молоко
  • Ягоды
  • Красная смородина
  • Особо ничего не выделял
  • Мимолётный взгляд
  • На веранде, нет стены и окна, виден пейзаж.

Созрела смородина, цветёт шиповник, зелень деревьев по-летнему пышная, в ней нет признаков увядания. Одежда людей.

  1. Солнечные блики на разных предметах.
  2. Самовар, блюдца, ложечка, освещённые части одежды людей и крон деревьев, ствол берёзы.
  3. Да.
  4. С помощью белого цвета скатерти, одежды.
  5. Радостное, светлое
  6. Настроение
  7. Нет
  8. Посмотреть в словаре, (не нашли)
  9. в Интернете

Да, время идёт, солнце может спрятаться за тучу и т.д.

  • Трудно.
  • Передаёт своё впечатление
  • Потому что импрессионист пишет не только сам предмет, но и своё впечатление от него, возникающее благодаря световой игре.
  • Он пишет сам воздух, свет, которые размывают предметы.
  • Первый фрагмент передаёт душевную атмосферу, а второй впечатления от пейзажа.
  • Ветер лёгкий, тёплый
  • Ягодно-цветочные
  • Свои впечатления, ощущения.
  • Светлые, добрые, радостные.

Своеобразие и привлекательность русского чаепития — от национального характера: главное — атмосфера, настроение. Чтобы было душевно, чтобы вкусно пахло пирогами, и можно было отдохнуть и пообщаться в теплой дружеской обстановке.

,

У вас на столах бумажные чашки. Напишите на них своё впечатление от занятия.

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=28437

Русское чаепитие на картинах художников

Русские познакомились с чаем лишь в первой половине XVII века. Долгое время из-за своей дороговизны чай был недоступен крестьянам и даже людям среднего достатка. В дворянских усадьбах чай берегли как зеницу ока: обычно хозяйка хранила его не в кладовой, а в собственной спальне, в специальном ларце-чайнице.

Поэтому первоначально чаепитие в народе считалось одним из символов зажиточной и благополучной жизни. Только в начале XIX века чай стал доступным и начал прочно входить в русский быт: без него не обходилась ни одна встреча, ни одно семейное торжество, не заключались брачные союзы и торговые сделки. Чаепитие на Руси наполнилось своей философией.

И, конечно же, стало сюжетом многих картин.

Константин Маковский «За чаем», 1914 год

Константин Маковский был одним из самых ценимых и высокооплачиваемых художников своего времени. В пору раннего творчества заработка ради он часто писал портреты на заказ и со временем приобрел славу самого модного портретиста Петербурга. И действительно от его выразительных и красочных женских портретов сложно оторваться.

Сам Маковский вспоминал: «Лучшие красавицы наперебой позировали мне… Я зарабатывал громадные деньги, жил с царственной роскошью…» Большой интерес проявлял художник и к «красивой старине» — он коллекционировал предметы русского быта.

В его доме было собрано немало старинной домашней утвари и боярских костюмов — разноцветных сарафанов, расшитых жемчугом поручей и кружевных кокошников.

Стремление окружить себя красивыми вещами отразилось и в творчестве художника: он написал немало жанровых сцен в «русском стиле», а также портретов красавиц в старинных русских костюмах, как, например, на известной всем картине «За чаем». Интересно, что эту картину Маковский написал уже на склоне жизни — в 75 лет.

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918 год

Яркая и изобильная картина Кустодиева «Купчиха за чаем» была написана художником в голодный 1918 год, время разрухи и революционной смуты.

На первый взгляд картина кажется вдохновенной поэмой о красоте России и русской женщине, но на самом деле она полна тонкой иронии, которая сквозит в деталях: необъятной широте тела русской красавицы, ее большой груди, румянце на щеках, пухлых пальцах, трущемся о плечо ленивом коте, гастрономической роскоши на столе.

Богатое бездумное существование купчихи вызывает у художника беззлобную усмешку. При взгляде на героиню Кустодиева неизбежно вспоминаются лесковские купчихи, жизнь которых в богатых имениях текла тоскливо и однообразно. Например, Леди Макбет Мценского уезда: «На дворе после обеда стоял пеклый жар, и проворная муха несносно докучала…

Чувствует Катерина Львовна, что пора ей и проснуться; пора идти в сад чай пить, а встать никак не может. Наконец кухарка подошла и в дверь постучала: «Самовар, — говорит, — под яблонью глохнет». Катерина Львовна насилу прокинулась и ну кота ласкать. А кот… такой славный, серый, рослый да претолстющий-толстый…

» Купчиха была одной из любимых героинь Кустодиева, он рисовал ее множество раз. И каждый раз, любуясь своими героинями, их полнокровной жизненной силой, художник иронизировал над ними, а еще грустил — по безвозвратно уходящему прошлому.

Кузьма Петров-Водкин «За самоваром», 1926 год

На картине «За самоваром» Петров-Водкин изобразил обыденную семейную сцену за столом. Но через обыденность художник смог показать общение и единение душ двоих людей, создать сложные и внутренне богатые образы.

Благодаря начищенному до блеска самовару, каплям прозрачной воды на жестяном подносе, блестящей ложечке в стакане с чаем, легкости и чистоте, пронизывающей всю картину, невидимый душевный мир кажется реальным и вполне ощутимым.

Особое внимание художник уделил женскому лицу, подчеркнув его строгие, но в то же время гармоничные и прекрасные черты.

Василий Перов «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы», 1862 год

Со времен посещения Мытищ Екатериной II, пить чай там считалось хорошим тоном. Оказывается, в 1775 году на пути в Троице-Сергиевую Лавру императрице предложили утолить жажду в одном из многочисленных Мытищинских родников. Вода показалась Екатерине Великой необыкновенно вкусной, и она даже издала указ провести из родников водопровод до Москвы.

Картина «Чаепитие в Мытищах» была написана Перовым в 1862 году по заказу администрации города. Сюжетом картины послужили реальные сцены, которые художник часто наблюдал на различных подмосковных окраинах. Обычная на первый взгляд сцена чаепития превращается у Перова в обличительную остросоциальную картину.

Стоящий на столе самовар словно делит картину на две части, два разных мира: по одну сторону оказывается сытый и толстый поп, по другую — нищие, мальчик и старик. Впечатление социальной драмы усиливает орден героя Крымской войны на груди старика.

На прогрессивную публику того времени картина «Чаепитие в Мытищах» произвела огромное впечатление, а Василий Перов только лишний раз подтвердил данное ему современниками «звание» сатирика-жанриста, глубоко понимающего русскую жизнь.

Константин Коровин «За чайным столом», 1888 год

Лето 1888 года Константин Коровин провел в подмосковном имении своего друга, художника Василия Поленова, где написал несколько картин. Одна из известнейших — «За чайным столом».

По большому счету картина представляет собой групповой портрет собравшихся за утренним самоваром гостей и хозяев дома: Елены Поленовой (сидит спиной), Натальи Поленовой (изображена лицом к зрителю), ее сестры художницы Марии Якунчиковой и приятеля семьи Вячеслава Зиборова.

Однако лица людей мало интересуют художника, главное для него — передать общее настроение летнего утра, легкого, спокойного и гармоничного. Концепция картины перекликается с групповыми композициями Огюста Ренуара, также наполненными светом и воздухом.

На переднем плане картины можно заметить еще один столовый прибор: вот-вот к столу подсядет кто-то пятый, ему неизбежно будут рады, а беседа станет еще оживленнее.

Василий Бакшеев «Житейская проза», 1892—1893 годы

Сюжет картины «Житейская проза» прост и незамысловат — семейное чаепитие. В отличие от радостного и светлого чаепития на картине Коровина у Бакшеева обстановка за столом тревожная и гнетущая.

Несмотря на то что композиционно герои связаны между собой, каждый из них — воплощенное одиночество, тоска и безысходность.

Подчеркивается личная драма каждого именно сюжетом: чаепитие, традиционно призванное сближать людей, в этом случае только разделяет их.

Источник: https://lady.mail.ru/article/477774-russkoe-chaepitie-na-kartinah-hudozhnikov/

Ссылка на основную публикацию