Живописную картину Микеланджело Меризи да Караваджо «Мальчик с корзиной фруктов» конца 16 века выставили в посольстве Италии в Москве, предваряя самую крупную в мире выставку художника за пределами Италии, которая откроется в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина 26 ноября.
«Мальчик с корзиной фруктов» — практически первое известное нам произведение Караваджо, и ученые склонны считать, что с этой картины он начинается как художник — здесь он впервые применяет прием введения энергичной, активной светотени, который позже станет одним из главных в его творчестве», — рассказала журналистам в среду директор ГМИИ Ирина Антонова.
![]() |
Караваджо Микеланжело Мальчик с корзиной фруктов 1593-1594 гг. |
Антонова отметила, что организовать выставку Караваджо почти невозможно.
В состав экспозиции вошли 11 произведений художника — в мировом масштабе это крайне представительная выставка, поскольку картин мастера до наших дней дошло не так уж много, все распылены по различным, преимущественно итальянским, собраниям.
Музейщики расстаются с ними крайне неохотно, поскольку редко где есть больше одной картины Караваджо, а ради даже одного его произведения в музей приезжают тысячи посетителей.
![]() |
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирина Антонова на показе картины Микеланджело да Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» в посольстве Италии. |
![]() |
Карабинеры у картины на показе работы Микеланджело да Караваджо «Юноша с корзиной фруктов» в посольстве Италии. |
«Несомненно, «Мальчик с корзиной фруктов» — одна из лучших картин на выставке. В этом по существу юношеском произведении можно прочувствовать основные приметы его творчества: повышенное эмоциональное напряжении модели, пластическую энергию живописи и демократизм персонажа», — отметила директор ГМИИ.
По ее словам, у ученых есть множество версий относительно того, что в аллегорической форме изобразил художник: некоторые полагают, что это — иносказательное изображение осени, другие — одного из чувств — вкуса, или же вовсе всеобъемлющей любви.
Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо.
![]() |
Микеланджело да Караваджо «Положение во гроб» 1602-1604 гг. Ватикан, Пинакотека |
По словам Антоновой, Караваджо представил миру новый тип художника богемы, независимого от обстоятельств. «Его богемный образ жизни дошел до нас по свидетельствам полицейской хроники — это был один из видов личной свободы и ее демонстрация», — рассказала директор ГМИИ.
Полный состав экспозиции пока не раскрывается, однако уже известно, что в ГМИИ также можно будет увидеть алтарное полотно «Положение во гроб». Его показ станет подлинным событием: оно считается наиболее впечатляющим творением Караваджо, которое к тому же крайне редко покидает стены Ватиканского дворца.
Из римской церкви Санта Мария дель Пополо выдали одно из двух написанных для нее масштабных алтарных полотен — «Обращение Савла».
![]() |
Микеланджело да Караваджо «Обращение Савла» 1601 г.Рим, Церковь Санта Мария дель Пополо |
Эксперты отмечают необычную для трактовки сюжета композицию: лошадь, с которой упал пораженный божественным явлением Савл, занимает значительную часть холста, в то время как на картинах предшественников и современников Караваджо обычно доминировали библейские герои. Круговая композиция обращения Савла в апостола Павла визуализирует превращение животного в человеческое.
Источник: http://artwork2.com/content/pervuyu-kartinu-karavadzho-iz-ego-vystavki-v-gmii-privezli-v-moskvu
«Лютнист» Микеланджело да Караваджо — УМБРА
Итальянский художник, основатель реализма в живописи Микеланджело да Караваджо родился 29 сентября. Его картины отличал особый драматизм и напряженность, работы Караваджо поражали современников своей натуралистичностью и изображением сцен жестокости.
Иногда их считали настолько провокационными, что на выставках их закрывали полотном, а открывали только в самом конце, когда зрители посмотрят остальные произведения. О Микеланджело да Караваджо ходит множество историй и легенд. Художник участвовал в дуэлях, был вспыльчив, любил проводить время с мошенниками, игроками.
При этом он оставил столько шедевров живописи, что кажется, будто прожил до старости, а не умер в 38 лет.
Одна из самых известных картин Микеланджело да Караваджо «Лютнист» (холст, масло 94х119) хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Это произведение художник создал в 1595 году по заказу своего высокопоставленного покровителя кардинала Франческо дель Монте, на вилле которого художник прожил несколько лет. Потом картину купил в свою коллекцию римский аристократ и банкир Винченцо Джустиниани.
Его коллекция в 1808 году была вывезена во Францию и выставлена на продажу. Картину «Лютнист» («Юноша с лютней») для Эрмитажа приобрел Александр I.
Микеланджело да Караваджо «Юноша с лютней», 1595-596
Из-за женственных черт лица кажется, что художник изобразил девушку. На самом деле, Караваджо написал своего компаньона молодого художника из Сицилии Марио Миннита. На картине живописец создал как бы два натюрморта. Фрукты написаны на самой грани зрелости, они напоминают зрителям о бренности бытия. Второй натюрморт со скрипкой, смычком и нотными тетрадями вовлекает зрителя в изображение.
Позже Караваджо написал второй вариант «Юноши с лютней» тоже по заказу дель Монте. На этой картине «исчезли» цветы и фрукты, появились новые музыкальные инструменты. Да и натурщиком стал другой человек – испанский певец Педро Монтойи. Сейчас эта картина хранится в Нью-Йорке в музее Метрополитен.
7 интересных фактов о Микеланджело да Караваджо
1. Талант живописца у Караваджо проявился в 13 лет.
Один из крупнейших представителей барокко Микеланджело Меризи да Караваджо родился 29 сентября 1571 года в итальянском селении Караваджо, неподалеку от Милана. Отец мальчика был зажиточным архитектором. Он умер, когда Микеланджело исполнилось шесть лет.
Будущий художник начал проявлять способности к рисованию с детства. В 13 лет своими работами он смог поразить художника Симоне Петеранцо, который взял подростка на обучение в свою мастерскую в 1584 году.
В 1593 году Караваджо уезжает в Рим, где сначала работает в мастерской художника Чезари д’Арпино, а потом находит себе богатого покровителя кардинала Франческо Мария дель Монте.
2. Считается, что один из первых натюрмортов написал Микеланджело да Караваджо.
Исследователи считают, что один из первых художников, написавших натюрморт как жанр, был Караваджо. Фрукты полюбились живописцу, когда он работал в мастерской Чезари д’Арпино. Натюрморт «Корзина с фруктами» Микеланджело да Караваджо написал, когда ему было всего 23 года.
Микеланджело да Караваджо «Корзина с фруктами», 1596
3. Караваджо неоднократно попадал в тюрьму.
Во времена, когда жил художник, были запрещены дуэли и ношение шпаг. Однако он часто ввязывался в драки, из-за чего оказывался в тюрьме. А еще за ношение шпаги его часто останавливали на улице стражи порядка.
4. Художник работал без предварительных набросков.
Биографы Караваджо отмечают, что не было обнаружено эскизов к картинам живописца. Это говорит о том, что Караваджо писал свои произведения без предварительной подготовки сразу на холсте с натуры. Часто в работе художник использовал наклонное зеркало, чтобы создать объем фигур.
Искусствоведы говорят об особой работе со светом и тенью в полотнах Караваджо. Контраст между светом и тенью придавал напряженность в картинах. Приемы художника позже использовались в фотографии и кинематографе.
Известный режиссер Мартин Скорсезе говорил: «Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо».
Художник иногда изображал себя в своих сюжетных картинах. Один из первых автопортретов в произведении «Больной Вакх», 1593 (фрагмент)
5. Церковь не всегда одобряла живопись Караваджо.
Художник часто выполнял церковные заказы. Но и в них он был верен своей манере – изображать своих героев как обычных людей, бедняков. Это не всегда было по душе заказчикам. Одну из его картин «Смерть Марии» в церкви даже отказались принять, потому что религиозный сюжет выглядел как бытовая сцена.
Микеланджело да Караваджо «Смерть Марии», 1605-1606
6. Художника обвинили в убийстве.
В мае 1606 года Караваджо ввязался в очередную драку, в ходе которой был убит один из участников. В убийстве обвинили Караваджо. Папа римский Павел V, чей портрет ранее писал Караваджо, объявил художника «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение.
Караваджо пришлось бежать из Рима. Он переехал в Неаполь, где написал более десяти картин. Потом он направился на Мальту, продолжал там работать. Но художник ввязался в очередной инцидент и попал в мальтийскую тюрьму. Каким-то образом ему удалось сбежать и попасть на Сицилию, а затем в Неаполь.
Защитники художника начали вести с папой римским переговоры о его помиловании. Узнав об этом, Караваджо решил вернуться поближе к Риму и ждать официального помилования. Причина смерти художника остается неясной. Одна из распространенных версий – Караваджо заболел малярией. Художник умер в возрасте 38 лет 18 июля 1610 года.
Могила художника находится в тосканском городке Порто-Эрколе.
7. Стиль и сюжет Караваджо копировали многие другие художники.
Микеланджело да Караваджо оказал огромное влияние на последующее развитие искусства, на творчество итальянских и западноевропейских мастеров (Рубенс, Веласкес, Рембрандт). А многие сюжеты, которые написал Караваджо, повторяли другие художники. Например, для церкви Кьеза Нуово Караваджо создал шедевр «Положение во гроб» (1603), который копировали Рубенс, Сезанн и другие художники.
Микеланджело да Караваджо «Положение во гроб», 1603
Источник: http://umbra.media/arhiv/lyutnist-mikelandzhelo-da-karavadzho/
Описание картины микеланджело меризи да караваджо «юноша с корзиной фруктов» — Описание картин
Главная » Зарубежные художники » Выставка Караваджо » Караваджо — Юноша с корзиной фруктов
Здравствуйте, дорогие гости! В этом году исполняется 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
В честь этой знаменательной даты, а также в рамках Года итальянской культуры и итальянского языка в России в ГМИИ открыта выставка итальянского художника Караваджо.
Несмотря на сильный мороз, который держится в Москве, я отстояла очередь перед входом в музей и посмотрела 11 картин живописца, привезенных из музеев и храмов Италии и Ватикана. Это самая значительная выставка Караваджо, организованная за рубежом.
Караваджо испытал влияние таких великих мастеров Возрождения как Микеланджело, Тициан, Веронезе, Себастьяно дель Пьомбо. При этом его искусство достигло такого мастерства, что теперь его называют первооткрывателем современной живописи.
В России находится лишь одна картина Караваджо «Лютнист», хранящаяся в собрании Эрмитажа. Она была приобретена императором Александром Первым в 1808 году.
Несмотря на то, что она не входит в представляемую итальянскую коллекцию, я о ней тоже расскажу отдельно.
Микеланджело Меризи, которого стали называть Караваджо по имени небольшого города, из которого происходило его семейство, родился в Милане в 1571 году. В семье было еще трое детей после него. Его отец работал мастером-каменщиком, а мать была дочерью финансового чиновника.
Город Караваджо являлся центральным владением маркизов Франческо Сфорцы и Констанцы Колонны, маркиза часто помогала живописцу на протяжении всей его бурной жизни.
Микеланджело с раннего детства стремился заниматься живописью, но это было тяжело осуществить из-за смерти отца в 1577 году.
Самая ранняя картина из представленных на выставке «Юноша с корзиной фруктов», написанная в 1594 или 1597 году. В то время художник был настолько беден, что не мог оплачивать натурщика и рисовал картину, смотря на себя в зеркало. Эта его привычка сохранилась и в дальнейшем.
В наше время было отвергнуто предположение о том, что картина является автопортретом художника, и появилась другая гипотеза – полотно изображает «Осень» и вместе с другими работами этого периода составляет аллегорический цикл «Пять чувств», показывая «Вкус».
В 1971 году появилось предположение, что юноша предлагает себя зрителю, а корзина с фруктами является метафорой лакомого эротического блюда. В том же году о картине «Юноша с корзиной фруктов» стали говорить как о выражении Христовой любви, спасающей и дарующей жизнь вечную.
Известна трактовка полотна как изображение реальности, лишенное символических вымыслов.
Рим, Галерея Боргезе
До следующей встречи, дорогие друзья! Или до следующей картины Караваджо!
Дорогие друзья! Предлагаю вам почитать 2 увлекательные книги известной писательницы Дины Рубиной:
1. Синдикат (роман-комикс)2. Во вратах твоих
Источник:
Микеланджело Меризи Караваджо
- Выбранный для просмотра документ Микеланджело де.ppt
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- 1 слайд Описание слайда:
Микеланджело да Караваджо МБОУ «Судинская средняя общеобразовательная школа» Учитель технологии и МХК: Гостюхина С.В.
2 слайд Описание слайда:
Микеланджело да Караваджо настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо. Родился 28 сентября 1571 — 18 июля 1610) — итальянский художник, представитель итальянского барокко, реформатор европейской живописи XVII века.
Один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства. основоположник реалистического направления.
Внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени
3 слайд Описание слайда:
Биография Учился в Милане. В начале 1590-х переехал в Рим, где приобрел покровительство кардинала дель Монте. В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч и убийства на дуэли участника ссоры, был вынужден бежать из Рима в Неаполь, откуда в 1607 перебрался на остров Мальта.
Здесь, вступив в конфликт с могущественным вельможей, был брошен в тюрьму, бежал на Сицилию. В 1608-09, преследуемый наемными убийцами, подосланными тем же вельможей, скитался по городам Сицилии и южной Италии, в 1610, рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим.
По дороге был по ошибке арестован испанскими таможенниками, затем продолжил путь и в городке Порто д'Эрколе.
4 слайд Описание слайда:
Ранний период Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект.
- Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили Караваджо в оппозицию по отношению к современному ему искусству.
- В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом.
- 5 слайд Описание слайда:
Особенности творчества Караваджо Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе. Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Святой Иероним”,), мифологических (“Вакх”, 1592-93) и жанровых (“Лютнист”, 1595) картин.
Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (“Маленький больной Вакх”), аллегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (“Юноша с корзиной фруктов”). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (“Вакх”, 1592-1593 гг.).
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта и бытового жанра.
6 слайд Описание слайда:
Бурная и драматическая жизнь Караваджо соответствовала бунтарскому духу его творческой натуры. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх» (ок. 1591, Рим, галерея Боргезе),
- 7 слайд 8 слайд Описание слайда:
- «Гадалка» (ок. 1594, Лувр),
- 9 слайд Описание слайда:
- «Лютнист» (ок. 1595, Эрмитаж),
- 10 слайд Описание слайда:
«Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов. Например: («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и Кающаяся Мария Магдалина»)
- 11 слайд Описание слайда:
- «Отдых на пути в Египет»
- 12 слайд Описание слайда:
- Микеланджело да Караваджи выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи.
- Своим героем он делает человека из уличной толпы — римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха.
- 13 слайд Описание слайда:
- «Музыканты»
- 14 слайд Описание слайда:
- «Шулеры»
- 15 слайд Описание слайда:
- «Юноша с виноградом»
- 16 слайд 17 слайд Описание слайда:
Зрелый период Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, В первом и самом значительном из них — «Святой Иероним». Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости
- 18 слайд 19 слайд Описание слайда:
- Усекновение головы Иоанна Предтечи
- 20 слайд 21 слайд Описание слайда:
- Святой Иоанн Креститель
- 22 слайд Описание слайда:
- «Амур-победитель»
- 23 слайд Описание слайда:
Микеланджело Караваджо принадлежал к числу художников, внесших весомый вклад в развитие искусства эпохи Возрождения. Великий живописец родился в 1573 году. В течении определенного времени работал в Риме, Флоренции, Неаполе, на Сицилии.
Живопись Караваджо в свое время вызвало немало упреков со стороны современников. Так, художника обвиняли в том, что он не придерживается традиционных канонов академизма, не выдерживал принанятых принципов написания полотен.
С другой стороны, Микеланджело Караваджо является родоначальником собственного направления в живописи, когда на переднем плане выступает бытовая тематика.
24 слайд Описание слайда:
Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века – Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Веласкеса и Рембрандта.
- 25 слайд Описание слайда:
- СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
- Краткое описание документа:
- Общая информация
- Оставьте свой комментарий
- Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
- Источник:
Первую картину Караваджо из его выставки в ГМИИ привезли в Москву
Живописную картину Микеланджело Меризи да Караваджо “Мальчик с корзиной фруктов” конца 16 века выставили в посольстве Италии в Москве, предваряя самую крупную в мире выставку художника за пределами Италии, которая откроется в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина 26 ноября.
“Мальчик с корзиной фруктов” – практически первое известное нам произведение Караваджо, и ученые склонны считать, что с этой картины он начинается как художник – здесь он впервые применяет прием введения энергичной, активной светотени, который позже станет одним из главных в его творчестве”, – рассказала журналистам в среду директор ГМИИ Ирина Антонова.
Описание картины леона бакста «жар-птица»
Караваджо МикеланжелоМальчик с корзиной фруктов 1593-1594 гг. |
- Антонова отметила, что организовать выставку Караваджо почти невозможно.
- В состав экспозиции вошли 11 произведений художника – в мировом масштабе это крайне представительная выставка, поскольку картин мастера до наших дней дошло не так уж много, все распылены по различным, преимущественно итальянским, собраниям.
- Музейщики расстаются с ними крайне неохотно, поскольку редко где есть больше одной картины Караваджо, а ради даже одного его произведения в музей приезжают тысячи посетителей.
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина Ирина Антонова на показе картины Микеланджело да Караваджо”Юноша с корзиной фруктов” в посольстве Италии. |
Карабинеры у картины на показе работы Микеланджело да Караваджо”Юноша с корзиной фруктов” в посольстве Италии. |
“Несомненно, “Мальчик с корзиной фруктов” – одна из лучших картин на выставке. В этом по существу юношеском произведении можно прочувствовать основные приметы его творчества: повышенное эмоциональное напряжении модели, пластическую энергию живописи и демократизм персонажа”, – отметила директор ГМИИ.
По ее словам, у ученых есть множество версий относительно того, что в аллегорической форме изобразил художник: некоторые полагают, что это – иносказательное изображение осени, другие – одного из чувств – вкуса, или же вовсе всеобъемлющей любви.
Не исключают эксперты и того, что на картине может быть изображен сам Караваджо.
Микеланджело да Караваджо“Положение во гроб” 1602-1604 гг.Ватикан, Пинакотека |
По словам Антоновой, Караваджо представил миру новый тип художника богемы, независимого от обстоятельств. “Его богемный образ жизни дошел до нас по свидетельствам полицейской хроники – это был один из видов личной свободы и ее демонстрация”, – рассказала директор ГМИИ.
Полный состав экспозиции пока не раскрывается, однако уже известно, что в ГМИИ также можно будет увидеть алтарное полотно “Положение во гроб”. Его показ станет подлинным событием: оно считается наиболее впечатляющим творением Караваджо, которое к тому же крайне редко покидает стены Ватиканского дворца.
Из римской церкви Санта Мария дель Пополо выдали одно из двух написанных для нее масштабных алтарных полотен – “Обращение Савла”.
Микеланджело даКараваджо “Обращение Савла” 1601 г.Рим, Церковь Санта Мария дель Пополо |
Эксперты отмечают необычную для трактовки сюжета композицию: лошадь, с которой упал пораженный божественным явлением Савл, занимает значительную часть холста, в то время как на картинах предшественников и современников Караваджо обычно доминировали библейские герои. Круговая композиция обращения Савла в апостола Павла визуализирует превращение животного в человеческое.
Источник: https://infocentereurope.ru/shedevry/opisanie-kartiny-mikelandzhelo-merizi-da-karavadzho-yunosha-s-korzinoj-fruktov.html
Караваджо — Мальчик с корзиной фруктов
«Мальчик с корзиной фруктов» — это первая картина Караваджо, и она в полной мере демонстрирует уникальный почерк художника и его способность создавать реалистичные образы.
На картине изображен юноша, чьи черты лица явно схожи с внешностью моделей, изображенных на картинах «Лютнист», «Вакх», «Мальчик, укушенный ящерицей» и т. д. Этот молодой человек даже немного похож на девушку: он выглядит изнеженным и женоподобным. По общепринятой версии, на картине изображен сожитель художника по имени Марио Миннити.
Молодой человек невероятно красив. Не исключено, что сам Караваджо был к нему неравнодушен. Особенно, если принимать во внимание тот факт, что его связывали близкие отношения с натурщиком, изображенным на некоторых других его картинах: «Амур-победитель», «Святой Иоанн Креститель» и т. д.
Особенности стиля
В своем творчестве Караваджо активно использует резкий контраст света и тени, и в этой картине он тоже демонстрирует свое мастерство. Соприкосновение и противостояние светлого и темного создает особенный колорит, насыщает изображение страстью, создает напряжение. Например, в глаза бросается волнующая тень, прекрасно прорисованная на шее юноши.
Реализм — одна из главных характеристик практически всех картин художника.
Беспрецедентное впечатление произвела, например, картина «Успение Марии», на которой он впервые показал святую деву Марию абсолютно простым человеком в совершенно обычной ситуации и с неподходящими для святой эмоциями и позой.
На приверженность художника реализму указывают изображенные на картине «Мальчик с корзиной фруктов» подсохшие листья и незначительные темные пятнышки на фруктах.
Сложно сказать, что на картине является более важным: фигура юноши или корзина с фруктами. Темным фоном художник будто бы подчеркивает важность фруктовой корзины, прорисованной необычайно тщательно. Даже виноградины отражают свет, направленный на модель с левой стороны.
Этот портрет достаточно ясно отражает образ, который наиболее часто использовал Караваджо в своем творчестве в первые годы работы: томный юноша, взаимодействующий с фруктами, которые в других работах могли быть заменены и на другие предметы, например, на музыкальный инструмент. Лиричное настроение и светлый колорит, сочетающийся с резко контрастирующей темнотой, преобладают в его работах. Чувственность — неотъемлемая часть образов Караваджо.
Источник: http://painteropedia.ru/caravaggio-malchik-s-korzinoi-fruktov/
Выставка Караваджо. Юноша с корзиной фруктов
Главная » Зарубежные художники » Выставка Караваджо » Караваджо — Юноша с корзиной фруктов
Здравствуйте, дорогие гости! В этом году исполняется 100 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.
В честь этой знаменательной даты, а также в рамках Года итальянской культуры и итальянского языка в России в ГМИИ открыта выставка итальянского художника Караваджо.
Несмотря на сильный мороз, который держится в Москве, я отстояла очередь перед входом в музей и посмотрела 11 картин живописца, привезенных из музеев и храмов Италии и Ватикана. Это самая значительная выставка Караваджо, организованная за рубежом.
Караваджо испытал влияние таких великих мастеров Возрождения как Микеланджело, Тициан, Веронезе, Себастьяно дель Пьомбо. При этом его искусство достигло такого мастерства, что теперь его называют первооткрывателем современной живописи.
В России находится лишь одна картина Караваджо «Лютнист», хранящаяся в собрании Эрмитажа. Она была приобретена императором Александром Первым в 1808 году.
Несмотря на то, что она не входит в представляемую итальянскую коллекцию, я о ней тоже расскажу отдельно.
Микеланджело Меризи, которого стали называть Караваджо по имени небольшого города, из которого происходило его семейство, родился в Милане в 1571 году. В семье было еще трое детей после него. Его отец работал мастером-каменщиком, а мать была дочерью финансового чиновника.
Город Караваджо являлся центральным владением маркизов Франческо Сфорцы и Констанцы Колонны, маркиза часто помогала живописцу на протяжении всей его бурной жизни.
Микеланджело с раннего детства стремился заниматься живописью, но это было тяжело осуществить из-за смерти отца в 1577 году.
Самая ранняя картина из представленных на выставке «Юноша с корзиной фруктов», написанная в 1594 или 1597 году. В то время художник был настолько беден, что не мог оплачивать натурщика и рисовал картину, смотря на себя в зеркало. Эта его привычка сохранилась и в дальнейшем.
В наше время было отвергнуто предположение о том, что картина является автопортретом художника, и появилась другая гипотеза – полотно изображает «Осень» и вместе с другими работами этого периода составляет аллегорический цикл «Пять чувств», показывая «Вкус».
В 1971 году появилось предположение, что юноша предлагает себя зрителю, а корзина с фруктами является метафорой лакомого эротического блюда. В том же году о картине «Юноша с корзиной фруктов» стали говорить как о выражении Христовой любви, спасающей и дарующей жизнь вечную.
Известна трактовка полотна как изображение реальности, лишенное символических вымыслов.
Рим, Галерея Боргезе
До следующей встречи, дорогие друзья! Или до следующей картины Караваджо!
Дорогие друзья! Предлагаю вам почитать 2 увлекательные книги известной писательницы Дины Рубиной:
1. Синдикат (роман-комикс) 2. Во вратах твоих
Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/vistavka-karavadjzo/karavadzho-yunosha-s-korzinoy-fruktov
Ко дню рождения Микеланджело Караваджо (1573-1610)
Ко дню рождения Микеланджело Караваджо (1573-1610)
Караваджо, Микеланджело – известный итальянский художник, один из самых значительных и талантливых художников в истории искусства.
Реформатор европейской живописи XVII века, основоположник реалистического направления, внёс в изобразительное искусство чувство материальности, эмоционального напряжения, выраженное через контрасты света и тени .
«Святой Иоанн Креститель»
Караваджо учился в Милане (1584—88) у Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606. В мае 1606 художник убил на дуэли участника ссоры и вынужден был покинуть город. В 1608 он переехал на Мальту, где был заключен в тюрьму, потом бежал на Сицилию.
«Юноша с корзиной фруктов»
Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 веков. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Простонародность образов, смелое утверждение демократических художественных идеалов поставили художника в оппозицию по отношению к современному ему искусству.
«Нарцисс»
В позднем творчестве Караваджо обращается к теме одиночества человека, его привлекает образ не большого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом («Погребение Св. Лучии», 1608) Свет в картинах Караваджо с тановится мягким и подвижным, колорит тяготеет к тональному единству, манера письма приобретает черты свободной импровизационности.
Микеланджело Караваджо — автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Положение во гроб», ок. 1602-04), мифологических и жанровых картин («Вакх», 1592-93 и «Лютнист», 1595).
Идеализации образов он противопоставил индивидуальную выразительность модели («Маленький больной Вакх»), аплегорическому истолкованию сюжета — непосредственное наблюдение натуры («Юноша с корзиной фруктов»).
В античных сюжетах Караваджо воплощал празднично-игровое начало («Вакх», 1592-1593). Он внес большой вклад в сложение новых видов живописи — натюрморта («Корзина с фруктами», ок. 1596) и бытового жанра («Гадалка», Лувр). Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет»).
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 — это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599-1600, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600-1601, «Положение во гроб», 1602-1604; «Смерть Марии», ок. 1605-1606).
«Ужин в Эммаусе»
Полотно «Ужин в Эммаусе» отличает драматичность освещения, театральность жестов и высочайший реализм в передаче деталей. На нем изображен постоялый двор в Эммаусе, вблизи Иерусалима, где ученики Христа узнают в страннике, разделившем с ними трапезу, воскресшего Бога и Учителя.
Подсказка заключается в жесте, которым Христос благословил трапезу — этот жест напоминает о Тайной Вечери. Реакции разная: Клеопа вцепился в подлокотники и вот-вот вскочит на ноги в волнении,- безымянный ученик широко раскинул руки,- стоящий рядом хозяин постоялого двора ошеломленно наблюдает за происходящим.
Картина несет на себе самые характерные черты «фирменного» стиля Караваджо. Фигуры помещены здесь в закрытое пространство, на фоне плоского задника, фиксирующего резкие тени. Свет на полотне падает сверху слева, образуя подобие нимба, окружающего голову Христа. На столе мы видим жареную птицу, хлеб, вино, воду и фрукты.
Детали, изображенные в реалистической манере, являются очевидными символами.
- Хлеб и вино символизируют Причастие, жареная птица и переспелые фрукты — смерть, гранат — Воскресение (гранат обычно связывают с мифологической Персефоной, которая полгода проводила в Царстве мертвых и воскресала с наступлением весны).
- Мария Магдалина. 1596-1597
Бурный темперамент художника Караваджо, его дерзость и несдержанность постоянно становились причиной больших неприятностей. Он несколько раз попадал в тюрьму.
В числе его проступков значились швыряние подноса в официанта, ношение оружия без соответствующего разрешения, битье стекол у квартирного хозяина. Наконец, одна из случайных дуэлей закончилась убийством, и Караваджо вынужден был бежать из Рима.
В оставшиеся четыре года жизни художнику приходилось постоянно переезжать с места на место.
Из Неаполя он перебрался на Мальту, где был сначала посвящен в рыцари, а потом после очередной бурной ссоры опять посажен в тюрьму. Совершив дерзкий побег, Караваджо вернулся в Неаполь. Здесь он ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим. Но, получив прощение и сев на корабль, художник заразился малярией и умер в возрасте тридцати семи лет.
Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на формирование самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века — «караваджизма».
Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов.
- В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.
- «Мадонна со змеёй»
- Новаторское искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров 17 века — Рубенса, Йорденса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта.
- «Семь дел милосердия»
artcontext.info›pictures…2010-12-14…karavadjo.htm
Караваджо Микеланджело (1573-1610) – известный итальянский художник
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/9470299.html
Описание картины Мальчик с корзиной фруктов – Микеланджело Меризи да Караваджо
“Мальчик с корзиной фруктов” – это первая картина Караваджо, и она в полной мере демонстрирует уникальный почерк художника и его способность создавать реалистичные образы.
На картине изображен юноша, чьи черты лица явно схожи с внешностью моделей, изображенных на картинах “Лютнист”, “Вакх”, “Мальчик, укушенный ящерицей” и т. д. Этот молодой человек даже немного похож на девушку: он выглядит изнеженным и женоподобным. По общепринятой версии, на картине изображен сожитель художника по имени Марио Миннити.
Молодой человек невероятно красив. Не исключено, что сам Караваджо был к нему неравнодушен. Особенно, если принимать во внимание тот факт, что его связывали близкие отношения с натурщиком, изображенным на некоторых других его картинах: “Амур-победитель”, “Святой Иоанн Креститель” и т. д.
В своем творчестве Караваджо активно использует резкий контраст света и тени, и в этой картине он тоже демонстрирует свое мастерство. Соприкосновение и противостояние светлого и темного создает особенный колорит, насыщает изображение страстью, создает напряжение. Например, в глаза бросается волнующая тень, прекрасно прорисованная на шее юноши.
Реализм – одна из главных характеристик практически всех картин художника.
Беспрецедентное впечатление произвела, например, картина “Успение Марии”, на которой он впервые показал святую деву Марию абсолютно простым человеком в совершенно обычной ситуации и с неподходящими для святой эмоциями и позой.
На приверженность художника реализму указывают изображенные на картине “Мальчик с корзиной фруктов” подсохшие листья и незначительные темные пятнышки на фруктах.
Сложно сказать, что на картине является более важным: фигура юноши или корзина с фруктами. Темным фоном художник будто бы подчеркивает важность фруктовой корзины, прорисованной необычайно тщательно. Даже виноградины отражают свет, направленный на модель с левой стороны.
Этот портрет достаточно ясно отражает образ, который наиболее часто использовал Караваджо в своем творчестве в первые годы работы: томный юноша, взаимодействующий с фруктами, которые в других работах могли быть заменены и на другие предметы, например, на музыкальный инструмент. Лиричное настроение и светлый колорит, сочетающийся с резко контрастирующей темнотой, преобладают в его работах. Чувственность – неотъемлемая часть образов Караваджо.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Экстаз святого Франциска – Микеланджело Меризи да Караваджо “Экстаз святого Франциска” является работой итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Картина является первым полотном Караваджо на религиозную тему…….
- Семь деяний Милосердии – Микеланджело Меризи да Караваджо Картина “Семь деяний милосердия” также известна под названием “7 актов милосердия”. Около 1607 года она была изображена маслом Караваджо, итальянским……
- Святой Иероним за книгой – Микеланджело Меризи да Караваджо В этой картине, написанной Караваджо специально для Шипионе Боргезе, художник изобразил Святого Иеронима за его учеными трудами. Льющийся сквозь невидимое……
- Усыпальница Юлия II – Микеланджело Буонарроти В 1505 году папа Юлий II предложил Микеланджело создать самую величественную усыпальницу христианского мира. Предполагалось, что это будет отдельный мавзолей……
- Портрет Хосе Торреса – Сальвадор Дали Одно из ранних произведений Сальвадора Дали “Портрет Хосе Торреса” написано не в сюрреалистической манере, столь характерной для произведений художника 1920-х……
- Молодой сатир – Якоб Йорданс Картина живописца Якоба Йорданса “Молодой сатир”. Размер картины 135 х 176 см, холст, масло. Полное название картины фламандского художника “Молодой……
- Введение Марии во храм – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Введение во храм” . Размер картины 345 x 775 см, холст, масло. Композиция “Введение во храм”……
- Ливийская сивилла – Микеланджело Буонарроти Ливийская сивилла, фреска Микеланджело Буонарроти, фрагмент росписи Сикстинской капеллы. Сивиллами в Древней Греции назывались странствующие пророчицы, которые, предлагали всякому желающему……
- Я, Пикассо – Пабло Пикассо Одна из самых дорогих картин мира, цена которой была определена на “Сотбис” еще в далеком 1989 году при покупке в……
- Вечер (скульптура) – Микеланджело Буонарроти Скульптура Микеланджело Буонарроти “Вечер” также имеет и другое названия “Сумерки”. Высота скульптуры 197 см, мрамор. В гробницах Джулиано и Лоренцо……
- Общество в парке – Никола Ланкре Картина французского художника “Общество в парке”. Размер картины 65 x 70 см, холст, масло. Жизнь Ланкре прошла в целом в……
- Благовещение у церкви – Ян ван Эйк Картина Яна ван Эйка “Благовещение”. В нидерландском искусстве 20-х годов 15 века величайшая точность в передаче природы и предметов человеческого……
- Ледяные скульптуры – Наталья Гончарова Очень выразительная картина. Оказывается, традиция создания ледяных скульптур возникла уже очень давно. Вот и здесь группа мужчин вырезает из замерзшей……
- Зимний пейзаж – Хендрик Аверкамп Картина голландского художника Хендрика Аверкампа “Зимний пейзаж”. Размер картины 75 x 51 см, дерево, масло. Фламандское влияние в жанровых картинах……
- Гитарист – бобыль – Василий Перов Совсем небольшая картина. Написана превосходно, с суровой простотой, без всяких лишних подробностей. У деревянного стола, покрытого вместо скатерти какой-то блекло-розовой……
- Стоунхендж – Джон Констебл В конце 1820-х годов в творчестве живописца наступает серьезный перелом. После смерти жены, последовавшей в 1828 году, в его искусстве……
- Сельский праздник – Борис Кустодиев Картины Кустодиева, рисующие идеальные сцены русской жизни, полны той самой повествователъности, что так поразила его у Брейгеля. Автор одной из……
- Автопортрет в розовом шейном платке – Орест Кипренский В “Автопортрете” передана взволнованность человека, познающего мир. Горячие темные глаза с любопытством и ожиданием всматриваются в незнакомую еще жизнь. Во……
- Вид Тифлиса – Иван Айвазовский “Вид Тифлиса” – один из пейзажей Айвазовского, написанного в 1869 году. На картине изображен южный город Тифлис с уникальной для……
- Мост Тайкобаси и холм Юхиноока в Мэгуро – Андо Хиросигэ Не просто достоверное изображение местности и даже не возвышение конкретного топографического мотива до уровня символа, но создание образа природы, преломленного……
Описание картины Мальчик с корзиной фруктов – Микеланджело Меризи да Караваджо.
Источник: https://art.goldsoch.info/malchik-s-korzinoj-fruktov-mikelandzhelo-merizi-da-karavadzho/