Личная драма может ранить человеческое сердце настолько же глубоко, насколько высоко может вознести человеческое творчество.
У итальянской художницы Артемизии Джентилески так и случилось.
Кто знает, если бы в жизни великих людей не происходили трагические события, если бы они не переживали боль и страдания, дававшие толчок их творчеству, достигли бы они таких высот мастерства, таких глубин переживания в своих работах? Стала бы Артемизия первой женщиной в истории искусства, которую услышали и оценили, если бы не драма, которая развернулась в самом начале ее жизненного пути?
автопортрет
Коварный учитель
А началось все в 1612 году, когда художник Орацио Джентилески пристроил 19-летнюю дочь на обучение к известному мастеру Агостино Тасси. Отец заметил, что у девочки есть художественные способности — она часто помогала ему с его картинами. Тасси, недолго думая, согласился взять под опеку молодую Артемизию, но, прежде чем успел хоть чему-то ее научить, изнасиловал в своей же мастерской.
Даже наши современники не всегда способны дать событиям такого рода объективную оценку. Что говорить о случаях, происходивших в XVII веке, когда мнения женщин не существовало как явления, а мужчины заправляли всеми общественными делами.
Разумеется, Тасси заявил, что это не он изнасиловал девицу. Она сама его соблазнила: вела себя развратно и позволяла за собой ухаживать.
А то, что теперь честь девушки поругана, замуж ее никто не возьмет, а на ее семье можно ставить позорный крест — так это не его ума дело.
Пророчество
Одну из первых картин — «Сусанна и старцы» — Артемизия написала незадолго до этих событий, когда ей было еще 17 лет. По легенде, к Сусанне — красавице-иудейке, которая с мужем жила при дворе царя Навуходоносора — повадились ходить два старика, прельщенные ее красотой.
Домогательствами и шантажом они старались добиться ее внимания. Честная Сусанна отказала, и старики публично обвинили ее в прелюбодеянии и разврате. Суд приговорил женщину к смертной казни.
К счастью, в дело вмешался пророк Даниил, который вывел старцев на чистую воду и доказал невиновность Сусанны.
«Сусанна и старцы», ок.1610 г.
Этот сюжет был довольно популярен в европейском искусстве того времени, но в случае с Артемизией стал пророческим. Правда, в отличие от Сусанны ее не удалось так легко обелить в глазах общественности, заточенной на то, чтобы защищать мужчин, тем более популярных художников.
Позорный суд
Как и в истории с Сусанной, начался суд. Орацио Джентилески пытался добиться, чтобы Тасси женился на его дочери (раз уж ситуация выходила такая неоднозначная) и таким образом смыл позорное пятно с их семьи. И Тасси даже согласился взять ее в жены.
Но сначала поруганную честь девушки нужно было доказать, а сделать это в те времена было ох как непросто.
Начались публичные осмотры, унизительные допросы в присутствии насильника и даже пытки, на которых от Артемизии добивались правды: так ли нечестен был по отношению к ней Тасси, как она об этом заявляет? И без того травмированная девушка теперь стала опозорена на весь город.
Но игра не стоила свеч. Тасси номинально признали виновным, а параллельно случайно выяснили, что он, оказывается, давно женат.
Суд решил, что дело темное, приговорил Тасси к нескольким месяцам в тюрьме, а Артемизию и ее отца ни с чем отправил восвояси.
Обесчещенный Орацио не смог снова принять дочь под крышу своего дома, быстренько сосватал ее некоему Пьерантонио Сиаттеси и забыл все происходившее как страшный сон. И кажется, именно в этом месте начался «феминизм» Артемизии Джентилески.
Легендарная картина
Переживания девушки по поводу случившегося вылились в знаменитое полотно «Юдифь, обезглавливающая Олоферна».
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна», 1612–1613 гг.
По легенде, иудейка Юдифь проникла в военный лагерь ассирийцев, которые осаждали ее город. Она надела свой лучший наряд и вошла в палатку полководца Олоферна. Красота девушки поразила мужчину и он «возжелал сойтись с нею». Правда, раньше, чем он успел это сделать, Олоферн напился и заснул. В этот момент Юдифь, ни минуты не мешкая, его же мечом отрубила ему голову.
Героическая история Юдифи неоднократно повторялась на холстах многих художников, и каждый окрашивал ее своими оттенками: кто-то героическими, кто-то даже эротическими. У Артемизии Юдифь получилась предельно натуралистичной.
Уверенными сильными руками она со служанкой удерживает ненавистного врага, пока потоки крови буквально не заливают его кровать. Беспощадное лицо не выражает ни капли сомнения, а сама картина как будто поделена надвое вертикалью меча.
Можно представить, что Артемизия ненавидела своего обидчика Тасси настолько же, насколько Юдифь могла ненавидеть завоевателя Олоферна.
Тут можно было бы подумать, что история притянута за уши, а чувства художницы домыслены, если бы не все ее последующее творчество, которое буквально расцвело с тех пор, как она покинула отчий дом и перебралась во Флоренцию.
Сильная и независимая
Артемизия уехала из Рима в том же 1612 году. После свадьбы она взяла фамилию не мужа, а дяди: Джентилески Ломи. Вообще, до конца ее супружеские отношения непонятны. Есть мнение, что муж выступал ее художественным агентом и покупал для художницы краски. По правилам того времени покупать их самостоятельно женщины не имели права.
Во Флоренции выдающийся талант девушки сразу заметили, и она обросла полезными знакомствами. Под свое покровительство ее взял Козимо II Медичи (великий герцог Тосканский с 1609 по 1621 год), с дочерью которого они стали близкими подругами.
Другой ее хороший приятель — Буонаротти-младший, племянник Микеланджело — даже заказал у нее несколько картин.
Именно в это время Артемизию приняли в члены Академии живописного искусства Флоренции, что само по себе было исключительным явлением — женщин туда никогда не брали. Артемизия стала первой.
Триумф Галатеи
Призраки прошлого
В библейской Книге Судей Иаиль была девушкой из родственного евреям племени кенеев, а Сисара — военачальником враждебного евреям ханаанского царя. В битве с израильтянами он потерпел поражение и бежал с поля боя.
Укрывшись в шатре Иаили, Сисара прилег отдохнуть, а когда заснул, девушка «взяла кол от шатра, и взяла молот в другую руку свою, и подошла к нему тихонько, и вонзила кол в висок его так, что приколола к земле». Спорный поступок со стороны девушки неиудейки, однако, сделал из нее национальную героиню древнего Израиля.
Художница, которая не смогла выиграть битву со своим обидчиком, продолжала убивать его на своих полотнах.
Увидеть с другого ракурса мысли и чувства Артемизии о случившемся с ней можно на картине «Лукреция».
«Лукреция», 1630–1645 гг.
Согласно легенде, Лукреция жила в Риме со своим мужем и была исключительно хороша собой. Царский сын Секст Тарквиний заметил ее и, разумеется, неистово возжелал. На непристойное предложение Лукреция ответила отказом. Тогда Тарквиний, пригрозив девушке оружием, изнасиловал ее.
Не пережив такого надругательства, Лукреция заколола себя ножом прямо на глазах у мужа, а ее смерть стала поводом для бунта против позорящей народ римской власти, свержения Римской империи и основания Республики.
Довольно популярный сюжет у Артемизии подан в особом ключе: на холсте нет самого насильника Тарквиния — только женщина, которая приняла фатальное решение, за мгновение до своей смерти.
Жертва и героиня
Артемизия жила в Неаполе и продолжала писать картины, наполненные женскими образами. Став членом Флорентийской академии, она обрела полную юридическую независимость и получила право распоряжаться всеми своими делами наравне с мужчинами. Она разошлась с мужем и стала сама растить двоих дочерей.
Однако не все было так просто, как хотелось бы. Несмотря на свои регалии, она не имела права писать обнаженное мужское тело: церковь строжайше запрещала и табуировала эту тему. Зато ничто не мешало воплощать на холстах сюжеты про легендарных женщин, которых Артемизия скорее всего писала с себя, сидя перед зеркалом.
Например, про Вирсавию.
«Купание Вирсавии», 1637 год
Артемизия написала несколько вариантов «Купания Вирсавии», которые сегодня хранятся в разных музеях мира. По библейской легенде, Вирсавия, которая на тот момент была замужем за храбрым воином Урием Хеттеянином, совершала омовение в своем саду, когда ее заметил прогуливающийся на соседнем балконе царь Давид.
Как это обычно бывает, мужчина был сражен ее красотой и приказал доставить Вирсавию к нему во дворец. Незадачу, что дама замужем, Давид решил просто: велел направить ее мужа в самую гущу военных событий и там оставить, чтобы он был поражен врагом.
Устранив супруга, Давид женился на Вирсавии, и именно она стала матерью двоих его сыновей, в том числе знаменитого царя Соломона. Кстати, кисти Артемизии принадлежит только передний план картины. Агостино Тасси так и не успел обучить ее писать пейзажи и выстраивать перспективу.
В случаях, если ей необходимо было написать нечто подобное, она приглашала на помощь знакомых художников.
Автопортрет
«Автопортрет в образе святой Екатерины», 1614–1616 гг.
В 2017 году автопортрет Артемизии Джентилески был продан на аукционе Drouot за рекордную для художницы сумму: 2 360 600 евро.
Ее «женское» творчество сегодня, когда в западном мире разносится ветер перемен и происходит пересмотр общественных устоев, открывают заново. И дело здесь даже не в феминизме, а в простой человеческой силе духа и смелости.
В том, что когда-то, когда голос женщин не слышали, когда достижений женщин не хотели замечать, когда у женщин почти не было прав, простая итальянская девушка смогла заявить о себе.
- «Святая Ирина, ухаживающая за святым Себастьяном», 1630-е
- Ваш Владимир Леонов
Источник: https://musei-smerti.ru/pervaya-feministka-istoriya-zhizni-artemizii-dzhentileski/
Артемизия Джентилески: первая феминистка | Артгид
Елена Шарнова07.03.2012 41387
Имя художницы эпохи барокко Артемизии Джентилески приобрело громкую известность в 1970-е годы, когда международная феминистская организация сделала ее символом своего движения. Популярность Артемизии в определенных кругах столь велика, что ее именем называют не только феминистские сообщества, но и «женские отели». Однако слава «первой феминистки», увы, не способствовала объективной оценке ее живописного наследия. 14 марта 2012 года в Музее Майоля в Париже открывается большая персональная выставка художницы, которая, несомненно, позволит оценить ее место в истории искусства — первой женщины, сделавшей заметный вклад в развитие живописи своей эпохи.
Далеко не всегда знакомство с биографией художника помогает понять его искусство. Что из того, к примеру, что у Жоржа де Ла Тура было одиннадцать детей? Зато, как говорил когда-то мой учитель в университете, это единственное, что про Ла Тура запоминают студенты.
Широкая публика мало отличается от студентов: смакование фактов биографии художников она предпочитает созерцанию картин.
Однако в случае с Артемизией Джентилески (1593–1652/1653) биография и искусство столь неразрывно переплетены, что без представления об ее яркой и, без сомнения, чрезвычайно драматической жизни невозможно понять искусство этой выдающейся художницы XVII столетия.
Эпитет «выдающаяся» здесь вполне уместен: Артемизия вошла в историю искусства не только потому, что принадлежала к слабому полу (что было редким исключением из правил в эпоху, когда историю искусства создавали мужчины), но и потому, что сумела занять в ней равное с творцами-мужчинами место. Кстати, роль Артемизии понимали и современники, недаром она была первой женщиной, которую приняли в Академию рисунка во Флоренции.
Начало биографии Артемизии Джентилески было, впрочем, вполне традиционным для большинства женщин-художниц: она была дочерью живописца, причем весьма значительного — Орацио Джентилески (1553–1639), одного из наиболее оригинальных последователей Караваджо в Италии.
Понятно, что отец был первым учителем Артемизии, очень рано проявившей способности к живописи: вполне профессиональная картина «Сусанна и старцы» датирована 1610 годом, соответственно, художнице было тогда 17 лет.
(До сих пор нет единого мнения по поводу атрибуции картины, некоторые искусствоведы полагают, что она была написана отцом Артемизии, или он, по крайней мере, принимал участие в ее написании. Впрочем, в подписи значится достаточно определенно: «Артемизия Джентилески»).
Видя талант дочери, Орацио Джентилески обратился к пейзажисту Агостино Тасси, с которым в то время сотрудничал, с тем чтобы тот обучил Артемизию искусству перспективы. И тут начинается вполне душераздирающая история, ставшая поводом для судебного разбирательства. Агостино Тасси, известный своим буйным и жестоким нравом, изнасиловал юную ученицу.
Сохранилось довольно много документов, имеющих отношение к этой печальной истории, и мы можем восстановить ее в некоторых подробностях. Из искового заявления Орацио понятно, что Тасси, обесчестив Артемизию, подло водил ее за нос, обещав на ней жениться.
Как выясняется, в Италии был такой особый «случай» вступления в брак — nozze di riparazione, когда из соображений чести соблазнивший девушку мужчина венчался с ней в церкви. Видимо, это как-то связано с древнеримским обычаем похищать будущих жен (похищение сабинянок).
Отец Артемизии был в курсе происшедшего и надеялся, что брак состоится, он даже передал Агостино Тасси несколько картин (видимо, Тасси должен был писать пейзажные фоны), о чем также говорится в судебном иске.
Однако Тасси к тому времени был давно женат, о чем не подозревали ни Артемизия, ни ее отец.
Нравы римской художественной богемы начала XVII века поражают жестоким цинизмом. Тасси приглашал Артемизию на загородные прогулки с приятелями, чтобы позже, во время судебного разбирательства обвинить ее в распутном нраве.
Да и Орацио, по сути, заставил свою дочь пройти через суд, включавший жестокие допросы в присутствии насильника и даже пытки, сделав историю достоянием гласности. Тасси просидел в тюрьме восемь месяцев, а затем был отпущен на свободу.
Кстати, судебный процесс Джентилески был не последним в жизни Тасси, позже его обвинили в организации убийства собственной жены, что не мешало ему быть превосходным художником и, помимо всего прочего (а именно картин и пейзажных фресок), стать учителем Клода Лоррена.
Что касается бедной Артемизии, то она вышла замуж за некоего Стиаттези и уехала во Флоренцию, где, невзирая на произошедшее, ей удалось стать успешной художницей.
А чтобы было понятно, что душераздирающая история изнасилования был изложена не просто ради красного словца, отметим, что Артемизия в течение всей жизни питала особый интерес к изображению либо женщин, подвергшихся мужскому насилию (Сусанна, Вирсавия), либо героических женщин, которым удалось одержать верх над мужчинами (Юдифь, Эсфирь).
Мы не сильны в психоанализе, но многочисленные искусствоведицы-феминистки, посвящавшие Артемизии не только статьи, но и романы, пускаются в долгие рассуждения на тему любви/ненависти учителя и ученицы, отца и дочери.
Самой запоминающейся из героинь Артемизии Джентилески, несомненно, стала воительница Юдифь, которой удалось не только расправиться с завоевателем Олоферном, но и сохранить девственность.
По сравнению с «Юдифью, обезглавливающей Олоферна» Артемизии Джентилески из галереи Питти во Флоренции «Юдифь» у Караваджо кажется почти добродушной.
Юдифь Караваджо выглядит во всех смыслах отстраненной: хладнокровно отрезая голову Олоферну, она лишь слегка поморщила лоб и удалилась от своей жертвы на расстояние вытянутых рук.
В картине Артемизии Джентилески не просто больше крови (потоки крови буквально стекают по белой простыне и брызжут во все стороны), ее Юдифь жестока, как серийный убийца. У нее мускулистые мужские руки, которые с силой впиваются в волосы жертвы и властно держат меч, безжалостно «рубящий» композицию картины по вертикали.
У Артемизии Джентилески есть также два варианта картины на тему «Юдифь со служанкой» (лучший вариант — Детройт, Институт искусств), где она отказывается от откровенного, почти на грани дозволенного, натурализма композиции из галереи Питти.
Юдифь, уже совершившая свой героический поступок (голова Олоферна в руках служанки) энергично повернулась влево и словно тревожно прислушивается к звуку шагов где-то за пределами картины.
Свеча, которая мягко освещает ее фигуру, напоминает о приемах работавших в Риме северных караваджистов вроде Геррита ван Хонтхорста.
После десятилетнего пребывания во Флоренции Артемизия вернулась в Рим, а затем переехала в Неаполь, с которым связан поздний период ее творчества. В Неаполе она подружилась с великим испанским художником Хусепе Риберой, который оказал на нее явное воздействие.
В Неаполе Артемизия довольно много работает над заказами на алтарные композиции и по-прежнему весьма оригинальна даже в трактовке самых традиционных сюжетов.
Так, в «Благовещении» (1630, Неаполь, музей Каподимонте) ангел с мощными крыльями и вздымающимися драпировками, заряженными энергией, буквально врывается в пространство картины, он очень похож на властных женских героинь картин флорентийского периода, а Мадонна смиренно и отстраненно принимает благую весть.
К неаполитанскму периоду относятся и два варианта картины на тему «Давида и Вирсавии» (лучший — Коламбус, Огайо, Галерея изобразительных искусств). Прекрасная Вирсавия обернулась вправо, чтобы взглянуть на драгоценности, которые ей принесла одна из служанок.
Она пока еще не ведает, что ее уже ожидает вторая служанка, которая стоит слева, держа в руке письмо царя Давида.
В картине довольно сложный архитектурно-пейзажный фон, который был написан неаполитанским мастером Вивиано Кодацци, поскольку Артемизия так и не успела взять уроки перспективы у Агостино Тасси.
Интерес к живописи Артемизии Джентилески возник сравнительно недавно. Хотя еще в 1916 году крупнейший исследователь Караваджо итальянский искусствовед Роберто Лонги справедливо подчеркнул роль художницы в распространении караваджизма в северной Италии, долгие годы ее искусство рассматривалось лишь с точки зрения воинствующего феминизма.
Источник: http://artguide.com/posts/120-artiemiziia-dzhientilieski-piervaia-fieministka-143
Женщины в искусстве: Артемизия Джентилески, первая художница-феминистка
Вместе с культурным лекторием WiseCow продолжаем рассказывать о женщинах, изменивших мир искусства.
В прошлый раз мы поговорили о Софонисбе Ангисcоле – авторе, которая смогла не только стать художницей наравне с мужчинами, но и сделать своеобразную «карьеру» в эпоху Возрождения.
Сегодня нашей героиней стала Артемизия Джентилески – первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции, автор работы «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» и единственная караваджистка в истории тех времен.
Девушка с красивым именем Артемизия была старшей дочерью довольно известного тосканского художника Орацио Джентилески. После смерти матери, когда Артемизии было всего 12, отец начинает учить молодую девушку живописи наравне с братьями.
Получается настолько хорошо, что уже в 16 лет Артемизия рисует картину «Сусанна и старцы», которую долго считали работой ее отца – настолько мастерски она была выполнена. В какой-то момент Орацио понимает, что уже обучил всему, что знал, и Артемизии стоит работать с перспективой, правил которой он не знал.
И поэтому в 1612 году Орацио попросил известного пейзажиста Агостино Тасси, с которым сотрудничал, научить дочку основам перспективы. Но во время учебы Тасси изнасиловал Артемизию, и это отразилось на творчестве и взглядах художницы.
В Риме того времени «позор» изнасилования можно было смыть только браком, и какое-то время Артемизия даже ждала, что Тасси предложит ей замужество, – такой вариант все же выглядел лучше, чем общественное унижение.
На это надеялся и отец Артемизии, но брак не состоялся – оказалось, что Агостино Тасси уже был женат, о чем «забыл сообщить».
Как потом покажет расследование, «забыл» – потому что сам нанял убийц для своей законной жены и надеялся, они успели исполнить задуманное.
Для дворянского рода подобное событие – позор, поэтому Орацио и Артемизия идут в суд: дело об изнасиловании девственницы «высокого» происхождения не могло не обсуждаться по всему городу и быть настолько громким, что впору сравнивать с нынешним «Вайнштейнгейтом».
Во время суда оказалось, что Тасси – тот еще персонаж и подвергалась насилию не только Артемизия, но и сестра жены, невестка и еще невесть кто, а все расследование продолжалось много месяцев.
В это время Артемизию неоднократно пытали тисками для пальцев, потому что считалось, будто только человек, говорящий правду, может вытерпеть сильную боль. В итоге всего этого процесса Тасси был признан виновным, пробыл в заключении чуть меньше года, а потом был изгнан из Рима.
Артемизию же спешно выдали замуж, и спустя два дня после окончания процесса, они с мужем покинули город.
Переживания художницы хорошо видны в ее наиболее знаменитой работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», которая писалась как раз во время этих событий. История о Юдифь – популярный мотив тогдашней живописи, работы на эту тему есть еще у Караваджо, Боттичелли и не только.
И тут важен контекст: кто такая Юдифь? Это иудейская героиня из ветхозаветной книги, вдова, которая, по легенде, обезглавила ассирийского полководца Олоферна и спасла свой город. Для этого они со служанкой отправились в лагерь врага, Юдифь соблазнила Олоферна, а когда он напился вина, они вместе убили его. И то, как рисует Артемизия, отличается от привычных изображений.
Во-первых, мало кто воспроизводил саму сцену убийства, Юдифь все больше показывали уже победительницей, когда она покидает шатер.
Во-вторых, в отличие от аналогичной работы Караваджо, у Артемизии Юдифь и служанка не отстранены – они действительно убивают человека, на лицах у них есть эмоции, кровь льется на подушку не яркими лентами, а с элементами реализма, а сам Олоферн испытывает ужас. Если присмотреться, то видно, что героиня Юдифь внешне похожа и на саму Артемизию.
С художником Пьерантонио Стиаттеси они обустраиваются во Флоренции, где девушка работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем и продолжала работать. В Венеции она познакомилась с Ван Дейком и Софонисбой Ангиссолой, постоянно путешествовала, жила и работала то в Риме, то в Неаполе, потом – в Лондоне.
Именно Галилей и уговорил Медичи заказать у Артемизии новый вариант картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна», так что не стоит удивляться двум похожим работам. В итоге ее известность как художницы выросла настолько, что в 1616 году она стала первой женщиной-академиком флорентийской Академии живописного искусства.
Среди заказчиков Артемизии – Филипп IV Испанский, Людовик XIII, представители духовенства. Она даже получила заказ на фресковую роспись церкви в городке Поццуоли под Неаполем.
В декабре 2017 года ранее неизвестная картина Артемизии «Автопортрет в образе святой Екатерины» была продана в парижском аукционном доме Drouot за рекордную сумму – € 2 360 600.
В истории мирового искусства Артемизия – это автор, которая была не только талантлива настолько, что вопреки всем социальным и дискриминационным условиям добилась славы и признания.
Это женщина, которая смогла громко заявить «мы не хуже» и получить одобрение официально, на уровне Академии искусств.
И как мы увидим в следующих историях, женщин-художниц в Академиях будет становиться все больше и больше.
Автор курса: Мариам Найем Редактор: Александра Малевич
Источник: https://officiel-online.com/news?id=10679
Артемизия Джентилески (1593 -. 1652/1653)
Из книги «Великие художники» Роберта Камминга:
Дочь художника-караваджиста Орацио Джентилески (1563—1639), Артемизия Джентилески создавала сильные и выразительные работы, отражавшие события ее драматичной жизни. В 19 лет она якобы была изнасилована у себя дома другом и коллегой отца Агостино Тасси (ок. 1580—1644), а на судебном процессе ее подвергли пыткам.
Несмотря на это ужасное событие (а возможно, отчасти благодаря ему), Артемизия преодолела половые предрассудки и стала одной из ведущих художниц своего времени. После суда в 1612 г. она вышла замуж за второстепенного флорентийского художника Пьетро Стьяттези и переехала из родного Рима во Флоренцию.
Там она сразу прославилась и при поддержке рода Медичи стала первой женщиной во флорентийской Академии художеств. В 1630 г. она окончательно обосновалась в Неаполе.
Артемизия Джентилески. «Сусанна и старцы». 1610. 170 х 121 см; Масло, холст. Лувр, Париж |
Из книги «Великие художники» Роберта Камминга:
СУСАННА И СТАРЦЫ
Сюжет первой подписанной картины Джентилески предвещает ее личную трагедию, случившуюся год спустя. Библейская героиня Сусанна была приговорена к смерти на основании лжесвидетельств, но оправдана после вмешательства Даниила.
Два старца, привлеченные красотой Сусанны, пристают к ней в бане, угрожая обвинить ее в прелюбодеянии (что каралось смертью), если она не отдастся им. Артемизия утверждала, что ее насильник сговорился с папским ординарцем Козимо Кворли и вдвоем они публично обвинили ее в распутстве, как и Сусанну.
Агостино Тасси, чьи показания были полны нестыковок и откровенной лжи (судья открыто насмехался над ним), отсидел всего 8 месяцев в тюрьме.
Пытка сивиллы
На суде в 1612 г. Артемизия под присягой заявила, что Тасси изнасиловал ее, а затем пообещал жениться.
В присутствии обвиняемого ее подвергли «пытке сивиллы»: на пальцы надели железные кольца, постепенно затягивая их. В этот страшный момент Артемизия начала выкрикивать: «Это правда, это правда».
Затем, обращаясь напрямую к насильнику, она заявила: «Вот твои обручальные кольца, вот твои обещания».
Хотя манера Артемизии во многом напоминает отцовскую (он был ее единственным учите лем), стилистически ее картины резко отличаются. Ее творчество пронизано драматизмом и экспрессией, тогда как отец придерживался изящества и лиризма.
Творческие влияния
Драматичный жест Сусанны — инверсия позы Адама Микеланджело в знаменитой сцене изгнания из Сикстинской капеллы, а написанная в ракурсе рука темноволосого старца заимствована у Караваджо. Впрочем, Артемизия органично вплетала такие заимствования в свои оригинальные композиции.
Надпись
На каменной ступени вырезана надпись: «Artemitia / Gentileschi F. / 1б10». Эта работа — поразительное достижение для столь юной художницы: ей почти наверняка помогал Орацио.
![]() |
ARTEMISIA GENTILESCHI (ROMA 1593 — 1652/1653 NAPOLI). BETSABEA AL BAGNO. Olio su tela. 288 x 228 cm — Артемизия Артемизия (Рим 1593 — 1652/1653 Неаполь). Купание Вирсавии. Холст, масло. 288 х 228 см |
![]() |
Артемизия Джентилески. «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». Ок. 1620. 200 х 163 см; масло, холст. Уффици, Флоренция |
Из журнала «Великие музеи мира» №11 «Галерея Уффици. Флоренция»:
К этой теме, очень популярной в XVII веке, Артемисия, которой замечательно удавались сцены жестокости, обращалась неоднократно. Картина из галереи Уффици была создана для Козимо II Медичи.
Юдифь, библейская героиня, символ освобождения от угнетения и тирании, изображена в момент обезглавливания Олоферна, командующего ассирийскими войсками, осадившими израильский город Бетулию.
Артемисия переехала во Флоренцию из Рима, спасаясь от скандала, последовавшего за судебным процессом по поводу изнасилования, который она сама же и возбудила по отношению к художнику Агостино Тасси.
Кровавую сцену зачастую рассматривали в ключе психологического состояния художницы, желающей освободиться от травмы, причиненной изнасилованием, и поэтому олицетворявшей себя с библейской героиней. Предыдущая версия из Национального музея Каподимонте, изображает Юдифь, облагороженную роскошным нарядом насыщенно-голубого цвета, украшенным золотистыми лентами.
Образ молодой служанки Абры во всех картинах Джентилески всегда четко определен, как будто «второе я» героини.Здесь она принимает участие в убийстве Олоферна, с силой удерживая его голову. Прекрасный образ Абры, со спины, в ее типичном тюрбане, присутствует в картине «Юдифь и служанка» из Палаццо Питти, написанной несколькими годами ранее.
- Елена Джанески
- Из книги «Великие художники» Роберта Камминга:
- Библейская героиня Юдифь спасла свой народ, обезглавив ассирийского воина Олоферна, который осадил ее родной город.
- Благодаря жестокости и эротизму этот сюжет был популярен в эпоху барокко.
Эту работу Артемизия написала в конце флорентийского периода, вероятно, по заказу своего главного покровителя великого герцога Козимо П. Среди ее покровителей были также Микеланджело Буонарроти Младший, герцог Франческо д'Эсте из Модены и дон Антонио Руффо из Мессины.
Темный фон
Черный фон повышает драматичное напряжение и очерчивает происходящее. Как женщине Артемизии не позволялось изучать перспективу в Римской академии, поэтому в ее ранних работах нет пейзажей.В душе этой женщины — дух Цезаря.
По иронии судьбы, Орацио Джентилески попросил Агостино Тасси, который слыл мастерам архитектурных фонов, научить его дочь перспективе.
Символичный браслет
Рисунки на браслете Юдифи напоминают известный образ Дианы, девственной богини охоты и архетипа героической женщины. (Артемизия сама написала два портрета Дианы.) Браслет был уверенной «подписью» художницы на пике мастерства — греки называли Диану Артемидой.
Артемизия писала этот сюжет не менее пяти раз, что свидетельствует о его важности для художницы. Ужасное отрезание головы было воображаемой местью Артемизии насильнику. Абра
В отличие от традиционного толкования сюжета, где служанка Абра изображается пассивной каргой в противовес активной Юдифи, Артемизия показала Абру молодой и сильной женщиной. Ее участие в казни (она удерживает испуганного тирана) придает картине правдоподобия.
Караваджистская поза
Параллельные диагонали рук Юдифи, хлещущая кровь и угол меча (наводящий на мысли скорее об отпиливании, чем об отрубании) взяты из новаторской картины Караваджо на эту тему, созданной в 1598-1599 гг. Влияние Караваджо также очевидно в резкой светотени, реалистичной мимике персонажей и тесной обстановке шатра.
Вероятно, Артемизия встречалась с Караваджо, когда он жил в Риме, поскольку он был коллегой ее отца и иногда заходил к нему в студию за реквизитом. Когда Артемизии было 10 лет, ее отца и Караваджо арестовали как участников «клики с улицы делла Кроче» по обвинению в клевете на художника Джованни Бальоне (1571-1644)
Крестообразный меч
Артемизия решила изобразить не традиционную саблю, взятую у пьяного полководца, а крестообразный меч. Этим она показывает, что поступок Юдифи — акт божественной справедливости, а не низкой человеческой мести.
Артемизия Артемизия (Рим 1593 — 1652/1653 Неаполь). Юдифь с главой Олоферна. Исполнено около 1615 г. Холст, масло; 114 х 93,5 см Упомянутая в описи Гардероба 1637 года, эта работа была написана для великого герцога Козимо II.Палаццо Питти, Флоренция |
Из журнала «Великие музеи мира» №24 «Палаццо Питти, Флоренция»:
В сжатом пространстве две фигуры: Юдифь и кормилица повернули головы направо, в тревожном ожидании шума из лагеря противника, откуда они бегут с ужасным свидетельством совершенного героического поступка.
Сюжет, очень распространенный в барочной культуре, был одним из любимых у Артемизии, которая разрабатывает его в более или менее сложных композициях, вероятно, как прославление женского героизма.
В этом случае художница взяла за образец произведение своего отца Орацио, сейчас находящееся в Национальной галерее в Осло.
Поселившись во Флоренции в сентябре 1613 года, после бурного скандала (дело об изнасиловании, против художника Агости-но Тасси, как известно из литературы), она была хорошо принята в интеллектуальной среде Галилея и племянника Микеланджело Буонарроти (который пожелал видеть ее среди художников, украшающих Дом Микеланджело). Ве-ликогерцогская семья также была к ней благосклонна — Мария Магдалена Австрийская заказала художнице «Святую Цецилию», а Козимо II приобрел эту «Юдифь», решенную в строгом тоне, размеров, подходящих для «комнатной» живописи. Множество авторских копий и вариантов картины являются ярким подтверждением успеха произведения с момента его появления.
Естественность жеста кормилицы, придерживающей, прижав к бедру, чтобы облегчить вес, корзину с отрубленной головой Олоферна, делает сцену еще более интенсивной и драматичной от острого контраста между ужасом и бытовой простотой.
Сильвестра Биетолетти
![]() |
ARTEMISIA GENTILESCHI (ROMA 1593 — 1652/1653 NAPOLI). Justice embracing Peace. Oil on panel. 25.4 x 25.4 cm — Артемизия Джентилески (Рим 1593 — 1652/1653 Неаполь). Правосудие охватывает мир. Дерево, масло. 25,4 х 25,4 см |
![]() |
ARTEMISIA GENTILESCHI (ROMA 1593 — 1652/1653 NAPOLI). Saint Catherine of Alexandria. Olio su tela. 90.2 x 75.5 cm — Артемизия Джентилески (Рим 1593 — 1652/1653 Неаполь). Святая Екатерина Александрийская. Холст, масло. 90,2 х 75,5 см |
![]() |
Artemisia Gentileschi- St Catherine of Alexandria — Артемизия Джентилески (Рим 1593 — 1652/1653 Неаполь). Святая Екатерина Александрийская. Галерея Уффици. Флоренция |
Артемизия Джентилески (Рим 1593 — 1652/1653 Неаполь). Юдифь и Олоферн. Исполнено в 1625-1630 гг. Холст, масло 162 х 126 см. Национальный музей Каподимонте. Неаполь |
Из журнала «Великие музеи мира» №24 «Национальный музей Каподимонте. Неаполь»:
Артемисия, занимающая необычное место среди художников XVI века, приехала в Неаполь в 1630 году, несомненно, вслед за собственной славой. В наши дни эта художница известна не только своим талантом, но также и незаурядной личной жизнью. Действительно, не один критик пытался разглядеть в таких ее картинах, как эта «Юдифь и Олоферн» проявления своего рода феминизма.
В действительности, тема Юдифи и Олоферна была поднята еще ее отцом Орацио, с которым Артемисия довольно долго работала вместе: он тоже оставил много картин, посвященных «женской» тематике, очевидно, их «фирменному блюду». Данная «Юдифь» была написана в Риме под впечатлением знаменитой композиции Караваджо (сейчас в Палаццо Барберини).
Обычно еврейская героиня изображалась с головой ассирийского царя в руках. Здесь, как и у Караваджо, выбран наиболее эффектный момент, когда девушка его обезглавливает. Поза Юдифи идентична, как идентична ее удаленность от тела, вызванная отвращением. Служанка, участвующая в убийстве, развернута, омоложена и приукрашена.
По сравнению с Караваджо, сцена предстает более компактной и приближенной к зрителю, а внимание больше сфокусировано на поверженном мужчине, чем на героине. По-разному датируемое (то вторым, то третьим десятилетием XVI века) полотно во всей красе демонстрирует изначально тосканскую школу формирования художницы: яркие и блестящие краски, точность мазка, внимание к деталям.
Именно из этих характеристик возникает тот караваджийский натурализм, которым были «заражены» как отец, так и дочь.
Маттиа Гаэта
Насколько можно судить на этой картине, в отличие от той, что хранится во Флоренции, на руке Юдифи отсутствует браслет и платье у неё другого цвета.
![]() |
ARTEMISIA GENTILESCHI (ROMA 1593 — 1652/1653 NAPOLI). Clio: the Muse of History. 1632. Olio su tela. 27.6 x 97.2 cm — Артемизия Джентилески (Рим 1593 -. 1652/1653 Неаполь). Муза истории Клио. Исполнено в 1632 году. Холст, масло. 27,6 х 97,2 см |
Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2012/11/1593-16521653.html
Артемизия или как женское искусство входит в моду
Артемизия Джентилески, Лукреция, ок. 1630–45. © Dorotheum.
Если вы — женщина-художник, ваше время пришло. Сложные гендерные темы и переживания, женские фрустрации и экстазы, интуиция и чувство прекрасного востребованы на ярмарках и в галереях. Но не только творчество современниц выходит на первый план. Редкие работы мастериц прошлых веков стали самыми желанными приобретениями для музейщиков и лотами для аукционистов.
Особое место заняло имя АртемизииДжентилески (1593-1653). В 2018 году впервые за 27 лет в собрание Национальной галереи Лондона вошло произведение женщины-художницы (за 3,6 млн ф. ст.
музей приобрел автопортрет Джентилески у лондонского дилера Robilant + Voena). В октябре «Лукреция» Артемизии (около 1630-45 гг.) продалась аукционистами венского Dorotheum за 1,8 млн евро, более чем в два раза превысив свой эстимейт.
Работа «улетела» в частную коллекцию в Австралию.
Артемизия Джентилески, Юдифь, обезглавливающая Олоферна, ок.1620.
АртемизияДжентилески — звезда и выставки женщин-художниц эпохи барокко, которая открылась в Музее изобразительных искусств Гента. Ее самая известная картина — «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (около 1620) стала «вирусной» в социальных сетях, олицетворив протест против мягкого наказания для сексуальных насильников во время ряда острых судебных слушаний в США.
Как всегда, трудно понять: рынок провоцирует интерес или популярность формирует рынок, но образы мстительной «Юдифи» и «сильной женщины», безусловно, волнуют общество. А поскольку Артемизию еще при жизни называли Караваджо в юбке, а в XX веке ей посвятили несколько писательских бестселлеров, барочная живопись великой итальянки не может остаться невостребованной. Даже пять веков спустя.
Артемизия Джентилески. Автопортрет. 1615–17. © The National Gallery, London.
Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной Академии Европы, Артемизия была дочерью художника и замужем за художником (за Пьерантонио Стиаттеси, брак устроил ее отец). Дебютировала с полотном «Сусанна и старцы».
Работала под покровительством Медичи, дружила с Галилеем. В неаполитанский период своей жизни впервые получила заказ на фресковую роспись, в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638—1641 годах жила и работала в Лондоне под покровительством Карла I.
Скандальную репутацию ей создало обращение в суд с иском против художника Агостино Тасси за изнасилование.
Источник: https://www.interior.ru/design/art/4701-artemiziya-ili-kak-zhenskoe-iskusstvo-vkhodit-v-modu.html
Юдифь и Олоферн — Артемизия Джентилески
Артемизия Джентилески создала целую серию крупноформатных полотен на библейские и исторические темы, центральную роль в которых играют женщины.
В ряде картин, например, «Сусанна и старцы» и «Юдифь и Олоферн», она раскрывает проблему сексуальной угрозы, исходящей от мужчин.
К апокрифическому сюжету о Юдифи, обезглавившей Олоферна, художница обращалась в нескольких работах; один из вариантов был создан ею в 1630 году либо в Неаполе, либо незадолго перед тем, как она переехала в этот город.
Юдифь обезглавливающая Олоферна
Юдифь была поразительно красивой вдовой, жившей в еврейском городе Бетулия, который осадили ассирийцы во главе со своим царем Олоферном. У осажденных закончилась вода, и через несколько дней совет старейшин решил сдать город неприятелю. Тогда красавица Юдифь, известная своей набожностью, решила освободить свой народ.
Она отправилась к Олоферну, сделав вид, что хочет помочь ему одержать легкую победу. Оказавшись в царском шатре наедине с Олоферном, пораженным ее красотой и охваченным страстью, она соблазнила его, а потом отсекла ему голову и принесла ее в город.
Там голову поверженного царя выставили на городской стене, и это помогло израильтянам победить охваченных ужасом ассирийцев.
Джентилески избирает кульминационный момент этой истории: Юдифь собирается обезглавить царя. Ее юная служанка помогает ей в этом, прижимая сопротивляющегося правителя к ложу. Черты Олоферна искажены страхом. На лицах Юдифи и служанки не видно торжества, как на других подобных на тот же сюжет; они сосредоточены и полны решимости.
Центр картины занимают голова Олоферна и руки женщин, сдерживающих царя. Некоторые признаки говорят о том, что борьба уже состоялась. В своей работе Джентилески сосредоточивает внимание на самом основном действии, а именно обезглавливании Олоферна, и изображает это событие в силуэтной форме, когда полностью не видна ни одна из фигур.
Она также отказывается от какой бы то ни было конкретизации места действия.
Художница явно заимствует у Караваджо использование резких контрастов света и тени, а также сияющую палитру красок и приемы, концентрирующие композицию вокруг центрального элемента.
Доминируют основные цвета: темный фон контрастирует с переливающимися оттенками золотистого платья Юдифи, красного одеяния служанки и белой, запятнанной кровью простыни.
Драматизм ритуальной сцены усиливается интенсивным световым потоком, льющимся на верхнюю часть тела Олоферна, руки женщин и голову Юдифи.
Если многими художниками Олоферн изображался как жертва жестокой, хладнокровной женщины, то в интерпретации Джентилески сюжет трактуется несколько иначе.
Ее Юдифь вовсе не символ опасного, соблазнительного и непредсказуемого женского начала, и поэтому обезглавленный Олоферн показан не как жертва женской мании кастрации.
Тема Артемизии Джентилески — наказание мужчины и лишение его силы, но еще больше в картине подчеркивается сила женщин, действующих совместно.
Источник: https://evivid.ru/yudif-i-olofern-artemiziya-dzhentilesk.html
Артемизия Джентилески. Первая феминистка?
Артемизия Джентилески (ARTEMISIA GENTILESCHI)
(1593-1652) Ее картины и , особенно, ее биография меня очень поразили,
написать о ней я хотела давно. Но, приступив к работе, я выяснила , что
даже историческая память была к ней несправедлива: документов о ее
жизни сохранилось немного .
Биографы-современники упоминали о ней в своих трактатах кратко и лишь как об ученице и последовательнице своего отца, Орацио Джентилески.
Пожалуй, всемирное признание пришло к ней лишь в 70-хх годах 20 века,
когда международная феминистическая организация сделала ее символом
своего движения.
Различные ассоциации и сообщества именовали себя в ее
честь, а в Берлине , например, есть отель «Артемизия» , который
размещает исключительно представительниц прекрасного пола.
Действительно, в современную ей эпоху даже таких понятий как «женская
независимость» и «равноправие женщин» не существовало.
А она была
олицетворением этих понятий , уникальным и беспрецендентным примером
того, что и женщина может овладеть профессией, быть успешной и
независимой.
Артемизия была первой женщиной, избранной в члены Академии
живописного искусства во Флоренции, а это значит, что ее талант
был-таки признан ее собратьями по цеху.
Итак, наша героиня
родилась в Риме, в семье художника Орацио Джентилески. Она была
первенцем и единственной дочерью среди шестерых детей. Возможно, она
была любимицей отца, и именно поэтому он позволил ей попробовать себя в
профессии художницы. Позднее выяснилось, что из всех детей только она и
обладала талантом.
Уже в возрасте 16 лет она рисовала в особой,
независимой манере. В возрасте 17 лет она создала шедевр на библейский
сюжет «Сюзанна и старики».
Красавица Сюзанна обнаруживает в своей купальне двух стариков, частых
гостей ее мужа. Старики шантажируют ее: или она удовлетворит их
аппетиты , или они расскажут мужу о ее молодом любовнике.
Сюзанна
выбрала тяжесть несправедливого обвинения.
В этом же году отец
знакомит Артемизию со своим коллегой Агостино Тасси и просит его
научить девушку мастерству перспективы. Тасси ее очаровал и , в
процессе обучения, изнасиловал. Несмотря на то, что Орацио был извещен
о случившемся немедленно, в отношении Тасси ничего не предпринималось в
течение года. Этот факт более всего ставит под сомнение случившееся, и
в последующем судебном разбирательстве это было основным
доказательством невиновности Агостино Тасси. Возможно, Орацио не
поверил дочери и считал, как и все остальные, что Артемизия была
любовницей Агостино, а не его жертвой. Но молодая девушка защищалась от
подобных обвинений, настаивая на том, что была обманута. Тасси обещал
жениться и скрыл от нее наличие жены. Судебный процесс начался в марте
1612 года и длился почти семь месяцев. И в настоящее время нужно
обладать огромной храбростью, чтобы затеять подобный процесс, а в те
времена, зная методы средневекового судопроизводства, это было подобно
самоубийству. Артемизия несколько раз была подвергнута публичному
гинекологическому осмотру. Подвергалась она и пыткам, неотъемлимой
частью средневекового расследования: ей защемляли в тисках большой
палец руки , чтобы убедиться в правдивости ее показаний. Но, несмотря
на то, что она ни разу не изменила свою позицию, ей не поверили. Но
Тасси, впрочем , был приговорен к легкому наказанию. Нужно ли говорить,
что предмет судебного разбирательства был для того времени
«революционным». Через месяц после окончания процесса Артемизия
уехала во Флоренцию со своим мужем Антонио Стиаттези. Конечно же, этот
поспешный брак устроил ее отец, чтобы замять скандал. Достоверно
неизвестно, какие отношения развивались между отцом и дочерью, известен
только тот факт, что Артемизия отказывается от фамилии отца . С того
момента она начинает подписываться фамилией дяди, Ломи. Во
Флоренции дядя Аурелио Ломи представляет молодую художницу при дворе
герцога Козимо II, где она была принята с благосклонностью. Вращаясь в
высшем обществе , она обзаводится могущественными покровителями, к
помощи которых будет обращаться в будущем.
В этот же период она
заканчивает свой шедевр «Юдифь, обезглавливающая Олоферна». По этой
работе можно судить, каково было влияние живописи Караваджо
на молодую художницу. Артемизия использует тот же сюжет, те же приемы
«света-тени» для выразительности.
Но ее вариант более кровожаден. Юдифь
хладнокровно орудует мечом , как будто разделывает кролика на кухне.
Служанка же ,в ее варианте, из свидетельницы превращается в сообщницу.
К теме Юдифи и женской солидарности она будет возвращаться и в других
своих работах, например «Юдифь и служанка».
Личная жизнь Артемизии не складывается, с мужем они расстаются ,
практически сразу после переезда во Флоренцию. Отныне она представляет
свои интересы сама, живет самостоятельно и воспитывает дочерей. В 1620
году возвращается в Рим, чтобы навестить семью. В этот период она уже
известна как серьезный профессионал , ею восхищаются меценаты, ее ценят
коллеги. В этот период она работает в различных городах: Венеции, Генуе
и Неаполе.В 1637 была приглашена ко двору Карла I, где работала
вместе с отцом над группой полотен для королевского дворца в Гринвиче.
В 1642 году вернулась в Неаполь и жила там вплоть до своей смерти в
1652г. Последние годы Артемизии не были безоблачными : картины уже не
имели большого успеха . Ей приходилось продавать их практически за
бесценок, постоянно испытывая при этом денежные затруднения .
Автопортерт в виде Аллегории живописи.1630г.Лондон,Кенсингтонский дворец.
Юдифь, обезглавливающая Олоферна.1620г. Флоренция,Уффицци.
Теперь, когда вам известна
биография художницы, уже и взгляд на ее творчество более глубокий, не
правда ли? Артемизия ,в общем-то, и не скрывала свои чувства и во всех
вариантах картин на этот сюжет придавала Юдифи свои собственные черты.
А вот чьи черты она придавала Олоферну? История об этом умалчивает…
Но ведь еще есть интуиция, фантазия. Интересно, что говорят они вам?
Жду комментариев…
Svetlana D'Armini
Источник: http://italia-ru.com/page/artemiziya-dzhentileski-pervaya-feministka
Итальянская художница Artemisia Gentileschi. (1593-1652)
?
Categories: Автор — truskovalent. Это цитата этого сообщенияИтальянская художница Artemisia Gentileschi. (1593-1652)
Итальянская художница Artemisia Gentileschi. (1593-1652)
Артемизия Джентилески (итал. Artemisia Gentileschi, Artemisia Lomi, 8 июля 1593, Рим — ок. 1653, Неаполь) — итальянская художница.
Автопортрет в образе аллегории Живописи
Как все художницы эпохи, дочь живописца. Её отец — Орацио Джентилески, принадлежал к школе Караваджо. Мать умерла, когда дочери было двенадцать. В 1612 году она была обесчещена флорентийским художником Агостино Тасси, работавшим вместе с её отцом. После семимесячного судебного разбирательства, унизительного и мучительного для Артемизии, Тасси был признан виновным и приговорён к году тюрьмы. Переживания художницы получили выражение в её наиболее знаменитой работе «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612—1613). К этому сюжету она несколько раз возвращалась, другие повторяющиеся сюжеты Джентилески — Лукреция, Клеопатра, Царица Савская.
- «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1612—1613).
Выйдя замуж за художника Пьерантонио Стиаттеси (брак устроил её отец), Артемизия в том же 1612 году переехала во Флоренцию. Работала под покровительством Козимо II Медичи, дружила с Галилеем. В 1621 году работала в Генуе, затем перебралась в Венецию, где познакомилась с Антонисом Ван Дейком и Софонисбой Ангиссола, затем вернулась в Рим, а между 1626 и 1630 гг. переехала в Неаполь. В неаполитанский период художница впервые получила заказ на фресковую роспись церкви — в городке Поццуоли под Неаполем. В 1638—1641 жила и работала в Лондоне вместе с отцом под покровительством Карла I. Затем вернулась в Неаполь, где и жила до кончины. Первая женщина, избранная в члены Академии живописного искусства во Флоренции — первой художественной Академии Европы.
Роман об Артемизии был написан в 1944—1947 гг. итальянской писательницей Анной Банти, в окончательной версии он приобрёл форму дневника, имел большой успех, переведён на несколько языков.
Затем биография Артемизии легла в основу драмы американской писательницы Венди Вассерштайн «Хроники Хейди» (1988) и пьесы «Жизнь без подсказки» канадской писательницы Салли Кларк (поставлена в 1988, 1989, 1990, 1991 гг.). В 1997 году фильм «Артемизия» был снят французским кинорежиссером Аньес Мерле (в заглавной роли Валентина Черви).
В 1998 году роман о художнице был написан французской писательницей Александрой Лапьер. В 2002 году стал международным бестселлером роман американской писательницы Сьюзен Вриленд «Страсти по Артемизии», он был немедленно переведён на 20 языков.
Источник:fantlab.ru/art13097
Artemisia Gentileschi. St Cecilia 1620. Clio. Minerva.
- «Сивилла»
Judith Beheading Holofernes 1 (detail) St Catherine of Alexandria. 1620.
Self-Portrait as a Lute Player. 1615-1617.
«Аллегория Риторики». 1 января 1650 г.
- Частная коллекция.
- Artemisia Gentileschi «St Cecilia Playing a Lute» 1616.
«Обращение Магдалины». Ок.1615–1616 гг. Палаццо Питти, Флоренция.
- Святая Екатерина Александрийская, 1620.
Madonna-and-child. Danae. Sleeping Venus.1625-1630. Susanna_and_the_elders. 1610. Esther before Ahasuerus Иаиль и Сисера. Birth of St John the Baptist Danae. 1612. Judith and Maidservant.
«Юдифь со служанкой». 1625 г. Институт искусств, Детройт
- Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Лот и его дочери.1635-1638. St. Catherine of Alexandria Susanna_and_the_elders. 1610.
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/12227746.html
Картина «Юдифь». Джентилески
Дата создания: 1620 год.
Тип: Картина маслом на холсте.
Жанр: Историческая (религиозная) картина.
Местонахождение: Галерея Уффици (Италия).
Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Самая известная художница 17-го века Джентилески была первой женщиной входившей в состав Академии художеств во Флоренции. Картинами с яркими, порой жестокими, библейскими сюжетами восхищались как другие члены академии, так и коллекционеры. Данная композиция на тему Юдифь не единственная. Две наиболее известные версии находятся в Каподимонте и Уффици.
На художественный стиль Джентилески повлиял популярный на тот момент караваджизм, а так же основатель этого направления — Караваджо, который являлся другом отца художницы, а также создал собственную работу на тему данной библейской истории.
Считается, что в молодости, женщина была изнасилована одним из помощников своего отца — Агостино Тасси (1578-1644), который был жестоким, неприятным человеком.
Некоторые источники утверждают, что мужчина был виновен в изнасиловании своей сестры и убийстве жены. Однако, за заслуги в области живописи, был помилован герцогом Тосканы, после двенадцати месяцев тюрьмы.
Поэтому, многие арт-критики рассматривают «Усекновение головы Олоферна» как автобиографический эпизод.
Описание работы
Юдифь Караваджо
Данная картина основана на ветхозаветном сюжете, в котором главная героиня представляет традиционный пример добродетели и целомудрия. Юдифь обезглавливает Олоферн, одержимая желанием отмщения за город и народ.
Мотив мести перекликается с эпизодом из биографии художницы. Популярный, среди барочных художников, сюжет показывает женщину, торжествующую над тираном.
Джентилески использовала себя в качестве модели для Юдифь, а Тасси лег в основу фигуры Олоферна.
В отличие от аналогичной работы Караваджо, Джентилески создает гораздо более бурную, болезненную и драматичную сцену, будто героиня борется за жизнь и прикладывает максимум физических усилий, чтобы убить врага.
Работа полна жесткости и насилия. Ужаса атмосфере предает реалистичность, достигающаяся за счет изображения потоков крови и мечу, который будто в действительности проходит сквозь хрящи и вот-вот распилит позвоночник.
Картина запоминается также благодаря богатому исполнению одежд и постельного белья. Джентилески мастерски использует светотень, которая придает объем всем фигурам. Светлые части акцентируют внимание на ключевых деталях полотна.
Считается, что картина была написана для Козимо II Медичи (1590–1621), человека, который помиловал Тасси, и была завершена в Риме. Благодаря своей природе, работа была спрятана в тихом уголке дворца Питти, а через восемь лет после создания переехала в Неаполь.
Картина «Юдифь». Джентилески. обновлено: Октябрь 23, 2017 автором: Глеб
Историческая живопись (архив)
Источник: https://artrue.ru/style/barocco/kartina-yudif-dzhentileski.html