Ещё в молодые годы Борис Кустодиев прославился, как талантливый портретист. Однако, портреты писать было скучно и он придумал свой уникальный стиль.
Автопортрет
Ему посчастливилось стать учеником самого Ильи Репина, но он отверг каноны своего учителя. Публика отказывалась признавать его художником и называла чудаком, тяжёлая болезнь усадила в инвалидное кресло, а он продолжал писать.
Астраханское детство Бориса Кустодиева
Художник Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в марте 1878 году, в семье преподавателя духовной семинарии. А через год после рождения Бориса отца не стало и мать художника, которая стала вдовой в 25 лет, одна воспитывала и содержала четверых детей.
Борис учился в церковно-приходской школе, потом поступил в гимназию. В 1887 году, Борису тогда было 9 лет, в Астрахань приехала выставка художников-передвижников.
Картины передвижников настолько впечатлили мальчишку, что он твёрдо решил научиться рисовать и рисовать по-настоящему искусно.
Мать пошла навстречу желаниям сына, нашла деньги на то, чтобы сын мог посещать уроки у известного в Астрахани художника, выпускника Петербургской Академии художеств, П.А. Власова.
Пётр Власов наставлял:
Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился. Искусство требует всей жизни. Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки».
В письме своей сестре Борис писал:
Я только что возвратился от Власова и сажусь писать тебе письмо. Вот уже целый месяц я хожу к нему и сегодня уже начал рисовать голову. Сначала рисовал орнаменты, части тела, а теперь уже начал и головы. На днях нарисовал с натуры акварелью две айвы и две моркови. Когда я нарисовал их, то удивлялся — я ли нарисовал или другой?
Художник Борис Кустодиев. Начало творческого пути
Церковный парад лейб-гвардии Финляндского полка
В 1896 году, после окончания гимназии, Борис Кустодиев едет в Москву с желанием поступить в художественную школу. Однако, в школу Бориса Михайловича не берут из-за возраста – будущему художнику на тот момент уже исполнилось 18 лет, а в школу брали только несовершеннолетних. Кустодиев едет в Петербург и подаёт документы в Высшее художественное училище при Академии художеств.
Ура, ура, ура! Добродетель наказана, порок торжествует! Я принят! Да! Сегодня, после десятидневных мытарств, наконец отпустили. В три часа отворились двери и все хлынули в залу, в которой стояли наши работы. Я нашёл свою, на ней было написано мелом «принят».
Из письма матери и сестре, 14 октября 1896 года.
Кустодиев учится с большим прилежанием, много и с душой работает, особенно увлекается портретной живописью. «Самый главный» учитель Бориса Илья Репин написал:
На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу…
В 1900 году студент Кустодиев выезжает в Костромскую губернию, где пишет этюды и знакомится с Юленькой Прошенской, которая в 1903 году станет его женой.
Портрет жены художника
В 1901 году Репин пишет огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» и к написанию картины привлекает своего лучшего ученика Кустодиева – Борис Михайлович написал 27 портретов для этого полотна.
Торжественное заседание Государственного совета
В 1903 году Кустодиев выпускается из Академии с золотой медалью и как пенсионер академии, с женой и трехмесячной дочерью, выезжает в Париж, путешествует по Франции и Испании, посещает Германию, много работает в европейских музеях и даже поступает в студию Рене Менара.
Борис Кустодиев. Поиск своего пути
Шесть месяцев художник живёт и работает в Европе, потом возвращается в Россию, покупает под Кинешмой земельный участок и строит, своими руками, дом, которому даёт имя «Терем».
На террасе
Имя у дома не случайное, поскольку, занимаясь строительством дома, Кустодиев, в это самое время, мучительно ищет свой собственный стиль – он не хочет быть подражателем своего учителя Репина. Борис Михайлович не хочет вскрывать язвы общества, ему не нравится писать «реализм».
Художника больше привлекает «русская красота», о которой у художника уже сформировалось своё представление. Ему, например, ужасно нравятся народные гуляния и ярмарки:
Ярмарка была такая, что я стоял как обалделый. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Чертовски трудно! Будто впервые. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд… Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять! Только щеки да нос краснеют.
Ярмарка
Морозный день
Деревенский праздник
В 1904 году кустодиев учреждает «Новое общество художников», увлекается графикой и пишет карикатуры для журналов «Жупел», «Адская почта» и «Искры», иллюстрирует Гоголевскую «Шинель», создаёт декорации в Мариинском театре.
В 1909 году Борис Михайлович Кустодиев становится академиком – его кандидатуру на Совете Академии художеств поддержали Архип Куинджи, Василий Матэ и «самый главный учитель» Илья Репин. В эту пору Кустодиев увлечённо работает над картинами для серии «Ярмарки».
Кустодиев чудит
Кустодиева беспокоят приступы боли в руке. В 1911 году эти боли становятся невыносимыми, но медицина оказывается бессильной. Художник выезжает в Швейцарию, где лечится в клинике, а потом выезжает в Германию, где ему делают операцию.
Вернувшись в Россию Борис Михайлович снова окунается в работу – пишет жанровые зарисовки и портреты: «Купчихи», «Купчиха», «Красавица» и другие.
Красавица
Купчихи
Купчиха
Это всё не законченные картины, а эксперименты, поиск темы и оформление своего стиля. Однако, «эксперименты» публика не приняла, а газеты писали:
Вот уж кто чудит, так это Кустодиев… Он как будто умышленно кидается из стороны в сторону. То он пишет обыкновенные хорошие дамские портреты, вроде госпожи Нотгафт или Базилевской… а то вдруг выставляет какую-то дебелую «красавицу», сидящую на расписном с букетами сундуке… Нарочитое и выдуманное безвкусие.
Совсем иначе относились к Кустодиеву-театральному художнику – заказов было огромное количество. Теперь художник создаёт не только декорации, но и костюмы, пишет портреты великих русских режиссеров и актёров МХТ.
Болезнь, революция и «Русская Венера»
В 1916 году художника снова начали беспокоить боли в руке. Однако, в германскую клинику было не попасть – шла Первая мировая война. Оперироваться пришлось в Петербурге, где врачи вынесли страшный вердикт – можно сохранить подвижность или рук, или ног.
Вот уже 13-й день, как я лежу без движения, и кажется мне, что не 13 дней, а 13 годов прошло с тех пор, как я лег. Теперь немного отдышался, а мучился и страдал очень. Казалось даже, что все силы иссякли и нет никакой надежды. Знаю, что далеко еще не все кончено и пройдут не недели, а долгие месяцы, пока стану себя чувствовать хоть немного человеком, а не так, чем-то полуживым.
Из письма Лужскому, 18 марта 1916 года
Врачи запретили Кустодиеву работать, но он пренебрёг этим запретом – уж больно много идей и замыслов накопилось за время вынужденного безделья. Борис Михайлович пишет «Масленицу», которую очень хорошо принимает публика.
Масленица
Купчиха за чаем
В этот период Кустодиев пишет так много, как он не писал в те времена, когда был здоров. Тут и целая серия портретов, включая знаменитый портрет Федора Шаляпина, и идеал русской красоты в «Руси ушедшей», и плакаты для революционной пропаганды, обложки для журнала «Коммунистического интернационала», и картина «Большевик».
Большевик
Портрет Фёдора Шаляпин
Художник как в старые времена занимается иллюстрированием книг и создаёт декорации для театров, эскизы костюмов. Впоследствии режиссёр Алексей Дикий вспоминал:
Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем «Блоха».
Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит.
Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон.
Примерно за год до своей смерти Борис Кустодиев закончил работать над своей сокровенной картиной «Русская Венера» — художник сильно болел, мог работать всего несколько часов в день и потому писал картину целый год.
Русская Венера
В конце марта 1927 года из Народного комитета по просвещению было получено разрешение на выезд в Германию для лечения. Кроме того, была получена государственная субсидия на эту поездку. Однако, пока чиновники готовили заграничный паспорт, художник Борис Кустодиев умер. Это случилось 26 мая 1927 года.
Я уже рассказывал о том, что в молодые годы Кустодиев прославился, как художник-портретист.
Но, вот что говорит о творчестве художника А. Бенуа:
…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему.
Ещё в начале своего творческого пути Борис Михайлович разработал свой жанр портрета – это портрет-картина, портрет-пейзаж в котором соединились обобщенный образ человека и неповторимая индивидуальность, которая раскрывается через окружающий мир.
Зрелищные работы раскрывают характер целой нации, через доступный и понятный бытовой жанр – это такая мечта, красивая сказка о провинциальной жизни, поэма в живописи, буйство красок и буйство плоти.
Масленичное гуляние
О Живописи и Творчестве
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/15245903
Супер-Кустодиев: 7 картин, ради которых стоит ехать в Новый Иерусалим
На масштабной выставке показывают лучшие работы художника из собраний российских музеев, две из них — впервые
17 февраля в музее «Новый Иерусалим» открылась выставка Бориса Кустодиева, создателя узнаваемых образов народных гуляний и «русских Венер». Выставка «Венец земного цвета» строится вокруг главных тем его творчества и показывает 65 работ из десятка российских музеев, среди которых — две уникальные находки, не выставлявшиеся больше века.
Куратор проекта Дарья Милованова специально для The Village рассказывает историю семи важных картин, которые нужно знать перед походом на выставку.
1912
Сенсация выставки — «Портрет госпожи Т.» (Марии Ивановны Тарлецкой). На портрете изображена дочь близкого друга художника — ведущего тенора Мариинского театра Ивана Васильевича Ершова. Кустодиев был страстным любителем классической музыки, писал, ваял и рисовал портреты своего кумира множество раз.
В 1912 году Иван Васильевич попросил художника написать портрет его дочери — Марии Ивановны Тарлецкой. Кустодиев с охотой отозвался на это предложение. Художник впервые показал портрет на выставке «Мир искусства» в 1913 году, где она произвела фурор.
После выставки картина вернулась заказчику, а в 1915 году Мария Ивановна умерла, и сведения о местонахождении портрета затерялись.
Когда мы готовили выставку, случилась одна из таких историй, которые нарочно невозможно придумать. К кураторам обратились нынешние владельцы картины с просьбой атрибуции.
Эксперты немедленно признали в работе руку Кустодиева, тем более что на обратной стороне картины сохранилась старая этикетка с той самой выставки «Мир искусства» 1913 года.
На расспросы о том, почему они раньше не обращались за экспертизой, владельцы отвечали в том духе, что не хотели разочаровываться, если бы это оказался не Кустодиев. Эксперты же немедленно уговорили показать работу на выставке.
1917
Еще одна уникальная находка — «Ярмарка в Кинешме» («Карусель в Кинешме»). В Кинешму художник ездил со студенческих пор, привлеченный самобытностью города: «Ходил сегодня по Кинешме, все смотрел — очень красивый городок, с такой типичной местной физиономией.
Особенно хорошо за рекой, где две церкви такой странной формы» (Из письма И. С. Куликову). Картина экспонировалась на выставке объединения «Мир искусства» в Москве в 1917 году, тогда же была приобретена в частное собрание и в поле зрения искусствоведов не попадала.
В 2011 году тогдашний владелец картины представил ее в Московском клубе коллекционеров. Эта камерная выставка позволила московским собирателям и исследователям познакомиться с полотном впервые.
Сейчас сын коллекционера (пожелавший остаться неназванным) согласился предоставить картину на выставку для более широкого круга зрителей.
На этом полотне площадь под стенами Троицко-Успенского собора в Кинешме выполнена со всей достоверностью.
Город этот во многом родной Кустодиеву, художник посещал его много раз и писал еще во время учебы в Академии.
Интересно, что «Карусель» — единственное известное изображение ярмарки в вечернем освещении и единственное изображение конкретного города, а не собирательного образа среднерусских городов.
1916
Масленица — любимый сюжет Бориса Михайловича. Возможно, на это повлияла его собственная биография: «Твое рождение, опять, через 23 года, пришлось на Масленицу. Ведь ты родился в четверг, на Масленицу, и потому, вероятно, любишь блины», — писала Кустодиеву мать художника.
Эту работу он закончил, уже будучи прикованным к кровати. В 1909 году у Кустодиева обнаружились первые признаки болезни, а в 1916-м он перенес операцию, по итогам которой выяснилось, что ходить он больше не сможет. «Масленица» — ода жизни, ведь это праздник, символизирующий победу весны над зимой, жизни — над смертью.
В своих многочисленных картинах, посвященных Масленице и другим народным гуляньям, Кустодиеву было важно подчеркнуть головокружительный вихрь эмоций. Возможно, именно поэтому главным мотивом движения в них всегда становилась неудержимо мчащаяся тройка.
1916
Один из наиболее лиричных сюжетов русского крестьянского жанра — картина «Ночное».
Вечерний выпас лошадей, который как работу не тяжелую чаще доверяли детям, — это посиделки у костра с долгими разговорами, рассказами и сказками, особенный созерцательный момент после суеты дневных забот.
Картина эта стоит вне основного русла живописи Кустодиева. Вместо звучного открытого цвета — тонкие переливы полутонов, вместо шумной праздничности — тихое умиротворение.
Картина написана в 1916 году, в это время над Россией сгущаются тучи. А у Кустодиева — спокойная, ничем не омраченная, и немного сказочная Русь. Эти образы уходят корнями в детские воспоминания о родной Астрахани, в которые художник постоянно убегал от тревожной картины революционной России.
1920
На протяжении всех 1910-х годов Кустодиев говорил, что стремится изобразить народную жизнь такой, какой он ее видит (а после того, как оказался прикованным к инвалидному креслу — писал по памяти), и также «разговорно», как у Брейгеля. Его провинциальные сцены и народные праздники — это микроновеллы, повествующие о том, как, по мнению художника, должны жить русские люди.
«Голубой домик» — целая модель русского мира, отражение всей жизни человека: от рождения до смерти. Борис Михайлович считал ее лучшей из всех своих картин о провинции.
1920
Работа «Лихач» относится к серии «Русские типы», написанной художником в начале 1920-х и ставшей самой знаменитой его акварельной сюитой. Художник написал тот быт и те характеры, которые стремительно исчезли в политической буре ХХ века. В этой серии мы найдем колоритные изображения булочника, трактирщика, полового, торговки овощами, сундучника.
Лихач — это извозчик, частый персонаж картин Кустодиева. Простой русский типаж был ему намного милее, чем «хозяева жизни».
1920
Купечество — один из лейтмотивов творчества Кустодиева. Он — редкий творец, воспевший третье сословие. Его купцы пышут здоровьем, полны силы и уверенности в себе, живут напоказ, любят все яркое, переиначивают на свой самобытный лад всякую иностранную новинку, и нет в них карикатурности, которую предписывали советские искусствоведы, называя его работы социальной сатирой.
За портреты купчих Кустодиева прозвали «русским Рубенсом». Эти красавицы — образ самой России — сильные, цветущие, прекрасные и гордые. Год написания картины «Купчиха» — 1920-й.
Точно написал о Кустодиеве Мстислав Добужинский: «Что особенно поражало — это всегдашняя его тихая незлобивость и, что еще удивительнее, отсутствие всякой сентиментальности к ушедшему и горечи по утраченному для него.
Точно он верил, что все то, что вставало в его воображении, реально существует где-то в мире».
Где: Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим»
Когда: 17 февраля — 22 апреля
Фотографии: обложка, 4 — Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, 1 — Частное собрание, 2 — Частное собрание, 3 — Государственный Русский музей, 5 — ГМЗ «Петергоф», 6 — Воспроизведена в альбоме «Русь», Русские типы Б.М. Кустодиева». Петроград, изд. «Аквилон», 7 — ГМЗ «Петергоф»
Источник: https://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/302721-kustodiev
Конспект внеклассного занятия кустодиев ярмарка
Занятие «Б.М. Кустодиев «Ярмарка»»
4 класс
Цель: Приобщать детей к миру изобразительного искусства через картину Б. Кустодиева «Ярмарка» 1906г. Учить эмоционально, воспринимать картину, понимать её содержание, всматриваться в образы, созданные художником.
Дать представления о народном событии «ярмарка», расширяя представления детей о традициях, обычаях русского народа.
Воспитывать интерес, любовь и уважительное отношение к культуре и быту своего народа.
Формировать доброе отношение друг к другу. Продолжать развивать связную речь детей, умение высказываться.
Форма проведения: сюжетная игра, занятие-беседа.
Оборудование: Мультимедийный проектор, экранная среда, компьютер.
Зрительный ряд: репродукция картины Б.М. Кустодиева «Ярмарка», запись отрывка из балета «Петрушка» И. Стравинского (1 действие), Игрушка Петрушка.
Литературный ряд: И. Токмакова «Ярмарка», скоморошьи потешки, скороговорки.
Музыкальный ряд: народные песни, Р. Щедрин «Озорные частушки», «Гопак» из оперы М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка»
Элементы русских народных костюмов.
Декорации ярмарки. Предметы домашнего обихода в традициях русского народного стиля.
Деятельность учителя
- Деятельность обучающихся
- Организационный момент. Звучит русская народная песня «Коробейники»
- Приветствует ребят
- Здравствуйте гости дорогие, присаживайтесь поближе ко мне, да поудобнее.
- Сегодня я приглашаю вас на ярмарку.
- Дети входят в украшенный класс
- Приветствуют учителя
- Знакомство с понятием «Ярмарка»
- Организует беседу
- Кто из вас знает, что такое ярмарка?
- Где устраивают ярмарки?
- Объяснение того, что же такое ярмарка, ребята нашли в словаре.
- Что это значит?
Ярмарка – это не только торг, но и большой праздник, показ искусства русского народа. На ярмарке собирались множество людей. Народные гулянья, кукольные представления, выступления танцоров, скоморох сопровождали торг.
- Рассуждают и высказывают предположения
- Ярмарка, это место, где идёт торговля разными товарами.
- В центре города или большого села, на широкой площадке.
ЯРМАРКА (ярмонка) — это «большой торговый съезд и привоз товаров в срочное время года, годовой торг, длящийся неделями, большой сельский базар», — такое понятие о ярмарке дает В.И. Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка».
Это значит, что купцы и прочие торговые люди в определенные дни года съезжались в известном им месте. Сюда они и привозили свои товары. Здесь и происходила купля-продажа, то есть ЯРМАРКА, которая продолжалась иногда и целый месяц.
Каждый хорошо знал, в каком месяце, в какие дни церковного календаря, в праздники каких православных святых отводилось время для ярмарок.
Сроки крупнейших ярмарок определялись так, чтобы купцы по окончании одной ярмарки успевали перебраться на другую.
- Беседа по репродукции
- Предлагает внимательно рассмотреть репродукцию картины Бориса Кустодиева
- « Ярмарка» (На экране картина Б. Кустодиева «Ярмарка» 1906г)
- (Приложение 1)
Вот картина Бориса Кустодиева « Ярмарка», которая отражает дух народного гулянья и торговли. Какое настроение вызывает, вам хотелось бы там побывать?
- Рассказывает о жизни художника (на экране портрет художника)
- (Приложение 2 и 3)
- Рассматривают репродукцию, обмениваются первыми впечатлениями.
- Отвечают на вопросы учителя
Веселое. Хочется там побывать. Что-нибудь купить или повеселиться.
- Слушают и задают вопросы:
- Кто такой священник?
- Что такое семинария?
- Организует беседу по репродукции:
- описывает вместе с ребятами картину (Приложение 4)
Ярмарка, яркое праздничное зрелище, пойдёмте ребята, мысленно пройдясь вдоль торговых рядов. Идём осторожно, здесь очень узкий проход. Кто же это занял столько много места!
Бойкая у него идет торговля. Хорошо берут грабли и ведра. Не будем никому мешать, пройдемся дальше.
Что же еще покупают на ярмарке?
Заглянем в этот уголок. Чем так увлёкся мальчик?
Хорошая игрушка свистулька. А в другой стороне, какими игрушками торгуют?
А чтобы вы, дети, хотели купить себе на ярмарке?
Ярмарка — важнейшее событие в деревенской жизни. Возможность закупиться впрок, продать излишки, повеселиться, наконец. Такова ярмарка Кустодиева. Художник остается невидимым для ярмарочной публики — ни одно лицо не развернуто к зрителю. Все заняты торгом, выбором, расчетом.
Люди нарядно одеты: сапоги и новые лапти у мужчин, на женщинах светлые платья, яркие платки, праздничные ленты в косах.
На первом плане два старика, обсуждающих происходящее, сравнивающих прошлогодние ярмарки с нынешней. Дети на ярмарке заняты своими нехитрыми потребностями. Девочка, сжимая подаренную куклу, жадно разглядывает остальные игрушки на прилавке. Мальчик, с куском сахара в руке, задумчиво наслаждается лакомством.
Женщины окружили торговца яркими платками. Кто-то выбирает новые грабли, ведра, корзины. Молодые парни пробуют гармошку «на звук». Ярмарка шумит.
Принимают активное участие в беседе
Это крестьянин из деревни занял столько много места. Он привез на продажу грабли, корзины, деревянные вёдра.
Дедушка в лаптях купил себе валенки. Две женщины в нарядных красивых платьях смотрят вперёд, товаров много, а выбрать ничего не могут.
Мальчику купили свистульку, он играет на ней.
Девочке купили красивую деревянную куколку. Здесь кукол много, все разные.
Хотели бы купить игрушки.
Просмотр видеофрагмента балета. Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»
Организует просмотр и беседу по видеофрагменту балета И. Стравинского.
Пройдёмся по ярмарке дальше, вдоль рядов за этими парнями с гармошкой.
Ярмарка, это веселье, праздник, как задорно играет гармоника, ноги сами просятся в пляс.
В начале 20 века И. Стравинский сочинил балет «Петрушка».
Давайте послушаем и посмотрим фрагмент из балета «Петрушка». Какое настроение передает музыка и движения актёров? Обратили внимание на костюмы героев?
А кто такой Петрушка?
На площади не умолкает хохот, разговоры, шум, музыка, начинается представление бродячего кукольного театра, который покажет весельчака Петрушку. А вот и скоморохи — русские потешные молодцы — пришли на ярмарку шумной ватагой народ потешить. В стороне от торговых рядов веселится народ. В вихре танца закружились девицы-красавицы в ярких нарядах.
- Вот Петрушка приглашает нас на ярмарку.
- Организует сюжетно-ролевую игру «Ярмарка» (Приложение 5)
- Внимательно слушают и смотрят фрагмент балета.
- Отвечают на вопросы учителя
Радостное. Весёлое.
- Костюмы яркие красочные
- Петрушка – ярмарочная игрушка, одеваемая на руку, герой балагана.
- Играют, изображают различных героев ярмарки.
- Творческая работа детей
- Давайте ещё раз, обратим своё внимание к картине «Ярмарка».
- Какие цвета использует художник, изображая свои персонажи?
Что является вторым планом? (сверху, над ярмарочной суетой, белые церкви на фоне пасмурного белого неба, синеющие вдали леса, темные крыши старых изб).
А теперь, когда весёлой игрой, шуткой да песней мы создали атмосферу праздника, постарайтесь передать её красками в рисунке (во время работы звучит музыка: народные песни, Р. Щедрин «Озорные частушки», «Гопак» из оперы М. П. Мусоргского «Сорочинская ярмарка».
- Рассматривают репродукцию.
- Отвечают на вопросы учителя.
- Художник использовал яркие, сочные, насыщенные цвета.
Среда, т. е. окружающая обстановка.
- Выполняют творческую работу
- Подведение итогов
- Организует выставку рисунков
- Организует рефлексию, предлагает ответить на вопрос:
- Так для чего же художник изображает сцены из жизни?
Скоро ярмарка закончится, и наступят будни, обычная деревенская размеренная жизнь. Но воспоминания об этом празднике долго будет в душах людей.
Рассматривают и обсуждают творческие работы одноклассников
Если внимательно рассматривать картину, то можно представить себе события, которые происходили до или после написания этого момента. Картина заставляет нас задуматься над обычаями, традициями нашего народа.
- Велика Россия наша,
- и талантлив наш народ.
- О Руси родной умельцах
- на весь мир молва идёт.
- Ты играй моя гармошка,
- ты, подруга, подпевай,
- мастеров Руси великой
- во весь голос прославляй.
- Приложение 1
Приложение 2
Борис Михайлович Кустодиев. Автопортрет.
Приложение 3
Биография Б.М. Кустодиева
Борис Михайлович Кустодиев родился в небогатой семье преподавателя духовной семинарии и готовился стать священником. Сначала он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством и в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств.
После окончания Академии с золотой медалью был послан для продолжения образования пенсионером в Италию и Францию. По возвращении Кустодиев активно включился в российскую художественную жизнь. Настоящую славу ему принесли произведения, в которых воплотились образы русской народной жизни.
- Несмотря на тяжелую болезнь и потрясения, происходившие в жизни страны, Кустодиев постоянно упорно работал, заражая всех своим оптимизмом. Сам он говорил: «любовь к жизни, радость и бодрость, любовь ко всему русскому — это всегда было единственным «сюжетом» моих картин…»
- Приложение 4
- Приложение 5
- Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка».
А теперь поиграем в ярмарку. Друг для друга вы приготовили сюрпризы, сценки из ярмарочной жизни. Послушаем друг друга.
1) ЗАЗЫВАЛЫ:
На ярмарку! На ярмарку! Спешите все друзья!
Здесь шутки, песни, сладости давно вас ждут, друзья!
Эй! Не стойте у дверей! Заходите к нам скорей!
- Со всех концов земли все на ярмарку пришли!
- Народ собирается, наша ярмарка начинается.
- Ярмарка, ярмарка, огневая, яркая, плясовая,
- Глянешь направо — веселье даром.
- 2) Продавцы, купцы-молодцы (у импровизированной витрины встают купцы):
- Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ!
А на ярмарке товары! Пышут жаром самовары!
Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ!
Мы ребята удалые. Мы ребята озорные.
Всех на ярмарку зовём! Мы игрушки продаём!
А ну, честной народ, подходи, посмелей!
Покупай товар, не робей!
Давай — покупай! Выбирай — забирай!
- Ребята, не зевайте, кто что хочет — покупайте!
- Не ходите никуда, подходите все сюда!
- Диво дивное, чудо чудное, а не товар!
- Не ходи никуда, а подходи вот сюда,
- Гляди не моргай, рот не разевай,
- Ворон не считай, товар покупай!
- Здесь игрушки знатные, складные, да ладные!
- Всегда повсюду славятся, они и вам понравятся.
Гости! Не зевайте! Кто что хочет — выбирайте!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары-бары-растабары! Расторгуем все товары!
Мой товар на славу и всем по нраву!
3) Петрушка:
Тра-ля-ля! А вот и я!
Здравствуйте, мои друзья!
Надел шапку на макушку!
Знаете, кто я?! Петрушка!
- Угадали, молодцы!
- Всё по свету шёл да шёл,
- Да на ярмарку пришёл!
- А кто из вас скороговорки говорить горазд?
- Желающие читают скороговорки
- Глянешь налево — лавки с товаром,
- А сумеете ли вы скороговорку повторить?
- Ну, слушайте, запоминайте, да складно и быстро повторяйте:
- «Три сороки-тараторки тараторили на горке!»
- Ребята вместе повторяют, Петрушка слушает, реагирует, просит повторить
Молодцы! А теперь! Всем гостям моё почтение!
До следующего представленья!
А сейчас к вам выйдет мой старый друг! Угадайте, кто он?
«Ни в жару, ни в стужу не снимает шубу.
Лето гуляет, а зимой спит, отдыхает!» (МЕДВЕДЬ)
Правильно! Молодцы!
- 4) Поводырь с медведем:
- Расступись, народ честной,
- Идёт медведюшка за мной! (Медведь кланяется)
- Много знает он потех, будет шутка, будет смех!
- Медведюшка, ты петь умеешь? (Кивает, берёт гармошку, только рот открывает)
Больно тихо ты поёшь! А вам слышно?
- Попросите медведюшку, пусть громче споёт! (Ребята просят, медведь громко ревёт, поводырь машет руками, закрывает уши)
- А теперь, покажи-ка нам, Мишенька, как красные девицы румянятся, в зеркало смотрятся, прихорашиваются! (Медведь показывает)
- Покажи-ка теперь всем, как Дуняша в круг заходит, лихо пляшет. (Мишка надевает косынку, танцует по русскую народную музыку вразвалочку)
- А теперь дорогие зрители мы дальше пойдём!
Уж мишутка утомился! И народу поклонился!
- 5) Скоморохи Фома и Ерёма (окают).
- — Здорово, брат Ерёма!
- — Здорово, брат Фома!
- — Куда путь держишь?
- — Да, на ярмарку иду!
- — На работу — так позади последних, а как на ярмарку наперёд первых!
- — А кто же тебе про ярмарку сказал?
- — Кума сказала!
- — А кума откуда знает?
- — Кума всё знает, что на свете делается!
- — А ты бывал ли, брат Фома, на ярмарке?
- — Бывал!
- — Велика?
- — Не мерил!
- — Сильна?
- — Не боролся!
- — А кого на ярмарке видел?
- — Видел, как на цепи водили безрогую, бесхвостую корову, глаза у ней узенькие, а лоб широкий!
- — Это ведь медведь был?
— Какой там медведь! Я прежде медведя знавал, он не такой: медведь серый, хвост длинный, рот большой!
- — Да это волк!
- — Всё ты брат говоришь не в толк!
- — Я прежде волка знал: волк маленький, глазки косые, ушки длинные, с горки на горку попрыгивает, да от собак убегает!
- — Это же заяц!
- — Какой там заяц!
— Я прежде зайца знал! Заяц беленький, хвостик чёрненький, с ёлки на ёлку перелётываеть да почирикивает!
— Да ведь это же горностай! И байки, брат, сказывать-то перестань!
- 6) Коробейник:
- Вдоль ярмарки во конец шёл удалый молодец.
- Не товар продавать — себя людям показать!
Бубны! Румбы! Трещётки! Ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становитесь в ряд! Выбирайте подряд!
- Красиво — приятно, для всех занятно!
- 7) Хоровод
- Исполняется танцевальная зарисовка под музыку «Калинка».
- Скоморохи Фома и Ерёма:
- Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась!
- Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям!
- Приложение 6
Отзывы учащихся о картине и творчестве Б. Кустодиева.
Мне очень нравятся картины Кустодиева за яркие весёлые краски! На русской ярмарке, на картине художника жизнь кипит в каждом уголочке. Еще мне кажется, что эту картину можно сравнить со сценой в театре. Торговые ряды, небо, церковь – это декорации. А люди – актеры в ярких праздничных костюмах. Эта картина дарит хорошее настроение!
Хорошо, что от Кустодиева остались его картины, на которых изображены сценки из русского быта: праздники, гуляния, масленицы, ярмарки! По ним мы узнаём, как жили люди в прошлых веках, каковы были традиции русского народа!
Мне очень нравится творчество художника Кустодиева Бориса Михайловича. Все его картины такие жизненные, живые, эмоциональные. Одним из таких произведений есть его работа «Ярмарка». Смотришь на картину, и день кажется таким насыщенным, веселым. Все произведение яркое, красочное и доброе. День светлый, люди нарядные и веселые, везде шум, смех и много разговоров.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-vneklassnogo-zanyatiya-kustodiev-yarmarka-3118888.html
Борис Кустодиев «Ярмарка»
Этой картиной начинается «зрелый Кустодиев» — начинается взлет его красочного и радостного мастерства.
Путь к зрелости, для многих мучительно долгий, Кустодиев прошел удивительно быстро и легко. Уроженец Астрахани, Борис Михайлович Кустодиев (1878 — 1927) был сыном учителя семинарии, в которой и сам учился после смерти отца.
Он сызмала тянулся рисовать и знал, что станет художником, а приезд в Астрахань передвижной выставки в 1887 году окончательно решил его судьбу.
Много спустя Кустодиев говорил своему сыну, что практически всегда он «пишет и рисует то, чем полна была его детская жизнь… в этом шумном многонациональном городе,- то, что накоплено впечатлениями юности»… Первым учителем Кустодиева еще в семинарские годы, был П. А.
Власов — бывший студент Академии художеств, свято хранивший в душе глубоко им воспринятые когда-то идеалы передвижничества. В 1896 году приехав в Петербург и поступив в Академию художеств, Кустодиев благодаря Власову был уже внутренне сложившимся передвижником.
В Академии Кустодиев писал исторические картины: «Бунт против бояр на старой Руси» и «У кружала стрельцы гуляют». Из летних поездок на этюды в Костромскую губернию он привозил альбомы набросков исконно русских мужиков и баб; его профессор И. Е.
Репин привлек его к работе над своим огромным полотном «Заседание Государственного Совета», и Кустодиев написал несколько портретов сановников в репинской манере. Казалось, в нем созревал художник добротной реалистической школы.
Однако исподволь, а поначалу, может быть, и незаметно для самого себя Кустодиев все дальше уходил в сторону от проторенных путей.
Подобно и другим художникам своего поколения, Кустодиев всей душой откликнулся на события революции 1905 года — он много работал тогда для сатирических журналов, причем не только рисовал эффектные и злые карикатуры на царских приспешников, но и приглядывался к рабочей толпе; например, на рисунке «Демонстрация.
1905 год» изобразил сочувственно, хотя и с абстрактным пафосом, рабочее шествие, знамена на фоне цеховых корпусов и дымящих труб — дал образ мощи, может быть, еще и непонятной ему, но уже заставляющей о себе думать.
Корни позднейших революционных полотен Кустодиева, таких, как «27 февраля 1917 года» или прославленный «Большевик», с развернутым красным флагом ступающий по-над Москвой, бесспорно уходили в глубину его впечатлений девятьсот пятого года.
Первая русская революция раскрепостила его самого, помогла сделать решительный и смелый выбор. Чувством освобождения и радостной легкости проникнуты все его картины тех лет, и в первую очередь «Ярмарка», которую вы перед собой видите. Эту гуашь Кустодиев написал в 1906 году, и ныне она хранится в Третьяковской галерее.
Кустодиев резко упростил живописный язык, сделал его ярким и лапидарным; исследователи недаром указыают на русский лубок, в нем находя прообраз новой манеры Кустодиева.
Мы видим белую церковь с синими куполами и высокое небо, а впереди, на фоне белеющих торговых рядов,- праздничную толпу бородатых мужиков в поддевках, жилетах и картузах, парней с гармоникой, разряженных молодух в платках, пестрые пятна выставленных товаров.
Перед нами, конечно, сценка провинциального быта, однако это своеобразный быт, словно и не совсем реальный, скорее — воспоминание или фантазия о нем. Если сопоставить эту картину с другой, тоже названной «Ярмарка» и написанной спустя два года, можно лучше представить себе, в чем необычность трактовки Кустодиева.
Там он снова изобразил торговые ряды, выбрав смелый и неожиданный ракурс: художник смотрит как бы изнутри лавки; затенен навесом первый план, а на втором, залитом ярким солнцем,- нарядная толпа покупателей и продавцов, что создает аналогию темноты партера и освещенной сцены, когда идет спектакль.
Как пишет исследователь, «крестьяне не столько покупают и продают, сколько демонстрируют себя. В их поведении и облике характерное переплетается с идеальным, жизненное со стилизованным, человеческое — с кукольным».
Кустодиев развернул перед зрителем яркий и увлекательный театр реальности; он выработал тип «картины-зрелища», который и стал его основным вкладом в русскую живопись.
Один из горячих почитателей живописи Кустодиева написал однажды, что действие всех его картин протекает в мифическом городе Кустодиевске, подобном «некоторому царству, некоторому государству» русских сказок, и город этот — небольшой, но густо населенный, с обилием церквей и садов, часто — на берегу красивой реки, представляет собой собирательный образ русской провинции, пространство настолько же правдоподобное, насколько и фантастическое…
Немыслимо описать всех обитателей этого чудесного города: его дебелых купчих и степенных извозчиков, половых в трактирах, булочников, попов; бесконечную череду событий-спектаклей, происходящих на подмостках его улиц и площадей (масленицы, крестные ходы, народные гулянья, чаепития во дворах); наконец, реквизит: самовары с их ослепительным блеском, узорчатые кренделя, пестрядинные ткани, расписные дуги и звонкие колокольчики конской упряжи,- все те неповторимые и верные мелочи, на которые память Кустодиева была неистощима. В дневниках В. В. Воинова, содержащих массу ценнейших сведений о художнике, можно прочесть: «Б. М-чу близка и мила всякая мелочь; он, например, очень любит русские бороды, знает все их многообразные типы и даже мечтает о такой картине, где были бы изображены все эти типы бород…»
Так что лучше попытаться понять, как сам художник относился к этому быту, а его отношение, конечно, было неоднозначным да и менялось со временем. Автор хорошей монографии о Кустодиеве В. В.
Лебедева справедливо пишет, что «за медовыми пасторалями» его картин «встает облик человека их создавшего, встают нелегкие размышления интеллигента начала ХХ века.
В его восхищении присутствует отчужденность, а ирония подчас таит скорбь… Обаяние и сила искусства Кустодиева именно в этой его двойственности, в сочетании текста и подтекста, в диалектическом единстве и противоречии внешнего облика и внутреннего смысла».
Тут необходимо пояснить, что десять последних лет жизни Кустодиев из-за паралича ног провел прикованным к своему креслу; если его вывозили на улицу, это становилось огромным событием для него, и стихия памяти стала естественной и почти единственной питательной средой его творчества.
Он переносил свой недуг с изумительной стойкостью, и именно это имел в виду Шаляпин, когда писал: «…если я когда- либо видел в человеке высокий дух, то это в Кустодиеве…» С годами, чем больше сужался круг его внешних впечатлений, тем отчетливее и вместе с тем призрачнее становились его типы.
Что-то бывшее и несбывшееся придавало его картинам щемящую ноту. Что-то уже не лубочное, и скорее — иконописное сквозило в лицах его персонажей. Лирика и гротеск, любование и насмешка, стилизация и воспоминание — такой небывалый и неповторимый сплав определяет атмосферу поздних картин Кустодиева.
И все же его живопись оставалась радостной до конца, потому что он видел и понимал, что на смену Руси уходящей приходит новая, прекрасная Русь, и он приветствовал ее приход от всего сердца.
В. АЛЕКСЕЕВ
Журнал «Семья и Школа»
Источник: http://mapania.ru/boris-kustodiev-yarmarka/
Кустодиев Борис Михайлович (1878 — 1927)
Этого художника высоко ценили современники — Репин и Нестеров, Шаляпин и Горький. И мы спустя многие десятилетия с восхищением рассматриваем его полотна, — широкая панорама жизни старой Руси, мастерски запечатленная, встает перед нами.
Он родился и вырос в Астрахани, городе, расположенном между Европой и Азией. Пестрый мир так и ломился в его глаза всем своим разнообразием и богатством.
Зазывали к себе вывески лавок, манил гостиный двор; привлекали волжские ярмарки, шумные базары, городские сады и тихие улочки; красочные церкви, яркая, сверкающая разноцветием церковная утварь; народные обычаи и праздники — все это навсегда оставило свой отпечаток в его эмоциональной, восприимчивой душе.
Художник любил Россию — и спокойную, и яркую, и ленивую, и неугомонную, и все свое творчество, всю свою жизнь посвятил ей, России.
Родился Борис в семье преподавателя. Несмотря на то, что Кустодиевым не раз приходилось «круто в финансовом отношении», обстановка дома была полна уюта, и даже некоторого изящества. Часто звучала музыка. Мать играла на рояле, а вместе с няней любила петь. Часто пели русские народные песни. Любовь ко всему народному воспитывалась у Кустодиева с детства.
Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Но тяга к рисованию, проявившаяся с детства, не оставляла надежды учиться профессии художника. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.
Сначала Борис брал уроки у художника Власова, который приехал в Астрахань на постояенное место жительства. Власов многому научил будущего художника, и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще.
Закончил Кустодиев Академию в 25 лет с золотой медалью и получил право на поездку за границу и по России для повышения своего мастерства.
К этому времени Кустодиев уже был женат на Юлии Евстафьевне Прошиной, в которую был очень ввлюблен и с которой прожил всю жизнь. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой, и сиделкой).
По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже).
Летом 1904 года Кустодиевы вернулись в Россию, поселились в Костромской губернии, где купили клочок земли и построили свой дом, который назвали «Терем».
Как человек Кустодиев был привлекателен, но сложен, загадочен и противоречив. Он воссоединил в искусстве общее и частное, вечное и мгновенное; он мастер психологического портрета и автор монументальных, символических полотен. Его влекло уходящее прошлое, и вместе с тем он живо откликался на события сегодняшнего дня: мировая война, народные волнения, две революции…
Кустодиев с воодушевлением работал в самых разных жанрах и видах изобразительного искусства: писал портреты, бытовые сцены, пейзажи, натюрморты. Занимался живописью, рисунками, выполнял декорации к спектаклям, иллюстрации к книгам, даже создавал гравюры.
Кустодиев — верный продолжатель традиций русских реалистов. Он очень увлекался русским народным лубком, под который и стилизовал многие свои произведения.
Он любил изображать колоритные сцены из жизни купечества, мещанства, из народной жизни. С большой любовью писал купчих, народные праздники, гулянья, русскую природу.
За «лубочность» его картин многие на выставках ругали художника, а потом долго не могли отойти от его полотен, тихо восхищаясь.
Кустодиев принимал активное участие в объединении «Мир искусства», выставлял свои картины в выставках объединения.
На 33-м году жизни на Кустодиева обрушилась тяжелая болезнь, она сковала его, лишила возможность ходить. Перенеся две операции, художник до конца жизни был прикован к коляске. Очень болели руки. Но Кустодиев был человеком высокого духа и болезнь не заставила отказаться от любимого дела. Кустодиев продолжал писать. Более того, это был период наивысшего расцвета его творчества.
В начале мая 1927 года ветреным днем Кустодиев простудился и заболел воспалением легких. А 26 мая он тихо угас. Жена его пережила на 15 лет и умерла в Ленинграде, в блокаду.
Источник: http://cvetamira.ru/kustodiev-boris-mihaylovich-1878-1927
Описание картины Бориса Кустодиева «Ярмарка»
Описание картины Бориса Кустодиева «Ярмарка»
Ярмарки всегда были центральным местом для времяпровождения многих деревенских жителей. На ярмарках можно было сделать полезные покупки, зачастую только на ярмарках можно было произвести некоторые вещи. Помимо этого, ярмарка – место развлечений, различных конкурсов, общения. Именно такая ярмарка изображена на картине.
Ни у одного посетителя ярмарки зритель не может рассмотреть лица. Все посетители ярмарки надели свои лучшие праздничные одежды – а как иначе, ведь ярмарки для них были поистине праздничным событием. У женщин нарядные платья, узорные платки, у мужчин – новые лапти и красивые кафтаны.
Двое пожилых мужчин на переднем плане что-то яростно обсуждают. Скорее всего, они говорят о предыдущих ярмарках. Дети по привычке заглядываются на сладкое и игрушки. Тут и девочка, сжимающая новую куклу в руке, и мальчик, жующий сахар. Большинство женщин выбирают и меряют красивые узорные платки. Две барышни обсуждают товар на прилавке между собой.
С другой стороны полотна новоявленные показатели выбирают пригодные в хозяйстве вещи – грабли, лопаты и деревянные ведра. Женщина пытается сторговаться с продавцом грабель.
Молодые парни выбирают музыкальные инструменты. Выбор их пал на губную гармошку. Они не спешат покупать ее, прежде пробуют звук нового музыкального инструмента.
Повсюду идет, кипит яркая жизнь. Все посетители ярмарки оживленные и веселые, разговаривают, обсуждают все происходящее вокруг, обсуждают привезенный товар, советуются, торгуются.
А позади ярмарочной площади раскинулась деревня. Серые дома, покосившиеся крыши, церковь и серое, мрачное, низко нависшее небо. Совсем скоро яркий ярмарочный день закончится, и все покупатели вновь вернутся в свои старые дома, вернутся к старой, размеренной и серой жизни.
(4 votes, average: 4.00
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-borisa-kustodieva-yarmarka/