КОНСТАНТИН АПОЛЛОНОВИЧ САВИЦКИЙ
Даты жизни: 6 июня 1844 — 13 февраля 1905Место рождения: город Таганрог, область Войска Донского, Российская империяРусский живописец, академик живописи, педагог и первый директор Пензенского художественного училища.
Константин Аполлонович родился в 1844 года в городе Таганроге (в дачном местечке Франковка), в семье военного врача. Детство и юность будущего художника прошли в Таганроге. Много лет спустя Константин Аполлонович писал: «Таганрог, Азовское море, родная моему сердцу Франковка согревают и поддерживают меня, картины родины вдохновляют мое художественное творчество». Рисовать мальчик начал рано. Семья выезжала на берег моря или в Приазовские степи, и маленький Костя с увлечением делал зарисовки с натуры. Да и в Таганрогской классической мужской гимназии его любимым уроком было рисование. Когда Константин перешел в пятый класс гимназии в его семье случилась страшная трагедия: один за одним, неожиданно, умерли родители. Подростка забрал к себе дядя, который жил в Латвии. Так Константин оказался в частном пансионе при Лифляндской дворянской гимназии.
В 1862 году, после окончания гимназии, Константин Савицкий прибыл в Петербург и поступил в Императорскую Академию художеств, в класс исторической живописи. Его учителями стали А.Т Марков, Ф.А. Бруни, П.П. Чистяков.
Очень скоро Константин становится одним из лучших учеников академии, получает (за свои работы) шесть серебряных и одну золотую медаль. Первым произведением, принесшим художнику широкую известность, стало полотно «Ремонтные работы на железной дороге».
Уже в этой работе виртуозно передано «хоровое начало», присущее картинами Савицкого. Умелое построение композиции передает напряженность и ритм труда простых людей. Идею картины подчеркивают и выбранные оттенки: коричневый, сине-серый, желтый, серый. Картину приобрел для своей галереи П.М. Третьяков.
На деньги, вырученные от продажи полотна, художник отправляется за границу. Во Франции он изучает живопись, знакомится с работами французских художников.
Ремонтные работы на железной дороге, 1874
В 1871 году был отправлен академией за границу, много путешествовал по Европе и, в конце концов, обосновался в Париже. В 1878 году выставлялся на Всемирной выставке в Париже. За границей Савицкий пишет картины «Путешественники в Оверни», «Море в Нормандии (Рыбак в беде)».
В феврале 1875 года, после трагической гибели жены, вернулся в Россию и поселился в Динабурге. Именно там были созданы самые известные картины художника: «Встреча иконы», «На войну» и некоторые другие. Темой, объединившей многие работы Савицкого, стала судьба крестьянства. За этот интерес к жизни простого народа художника называли «Некрасовым в живописи».
Встреча иконы
На войну
С 1878 года – член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1883 по 1889 годы Константин Аполлонович Савицкий живет в Петербурге, преподает в Центральном техническом училище технического рисования. В 1894 году художник переезжает в Москву и становится преподавателем Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
И. Н. Крамской Портрет художника Константина Савицкого
В 1894 году Савицкому присваивают звание действительного члена Императорской Академии живописи, а в 1897 – академика.
В 1890 году в Париже был застрелен польским националистом генерал-лейтенант Селиверстов, который завещал городской казне города Пензы 300 тысяч рублей и коллекцию картин, с условием организации в городе художественной школы, которая должна носить имя наследодателя.
На деньги Селиверстова в Пензе была построена художественная галерея и художественное училище. В 1898 году Константин Аполлонович Савицкий был назначен первым директором художественной школы и картинной галереи.
Савицкий разработал свою программу обучения и эта программа оказалась настолько успешной, что лучшие ученики художественной школы зачислялись в Императорскую Академию художеств без вступительных экзаменов.
Умер Константин Аполлонович в феврале 1905 года, на посту директора своей любимой школы. Похоронен на Митрофановском кладбище в Пензе.
Могила К. Савицкого на Митрофановском кладбище Пензы
Памятник Константину Савицкому в Пензе
- ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
К.А.Савицкий и И.И Шишкин
История создания картины «Утро в сосновом лесу» достаточно интересная — к примеру, далеко не все знают, что Шишкин — не единственный автор полотна. Идею картины ему подсказал Константин Савицкий, ставший соавтором картины, лично написавший всех медведей.
Но его имя было стерто с холста выкупившим шедевр меценатом Третьяковым. Он отметил, что на картине «всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Конечно, подобное описание картины Шишкина «Утро в сосновом лесу», наверняка польстило великому живописцу, но, после инцидента Шишкин и Савицкий сумели не поссориться, а остаться друзьями на долгие годы. Константин Савицкий даже стал крестным отцом для сына Шишкина.
Их сближало многое, так что стертая подпись не смогла повлиять на крепкую дружбу и положительные взаимоотношения.
Хотя своей популярностью картина Савицкого и Шишкина «Утро в сосновом лесу» во многом обязана Третьякову, немалый вклад в ее известность внес немецкий кондитер Фердинанд фон Эйнем, который поместил сюжет с этого полотна на обертку своих шоколадных конфет «Мишка косолапый». Разумеется, изображение на обертке была очень упрощенным, но все же медвежата быстро полюбились людям. И вскоре ни один праздник не обходился без знаменитых шоколадных конфет с вафлей внутри.
Женский портрет, 1897
- Инок, 1897
- Косино
- Крутой спуск, 1902
- Не сошлись характером, 1890
- Девочка-нищенка
- Отец
- Охотники
Источник: http://kids.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/963-savitskij-konstantin
Савицкий Константин Аполлонович
Сын военного врача из Таганрога Константин Аполлонович Савицкий
был вынужден уйти из Академии художеств фактически сразу же после поступления в нее в 1862 году. Сказалась недостаточная подготовка даровитого юноши, стремившегося стать настоящим живописцем. После двух лет упорной самостоятельной работы Савицкий возвращается в Академию. Талантливый молодой художник уже успешно осваивает академический курс, регулярно получая за свои учебные работы медали различных достоинств. Более того, с 1871 по 1873 год он являлся стипендиатом императора Александра II. Типичный представитель передвижничества, замечательный мастер жанровой живописи Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905) был разночинцем по происхождению. Учился Савицкий в Академии Художеств (1862–1873) вместе с И. Е. Репиным, дружба с которым, а также сближение с И. Н. Крамским, М. М. Антокольским, И. И. Шишкиным, В. В. Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления художника. Был отчислен из Академии и претерпевал сильные материальные затруднения.Лето 1873 года Савицкий вместе с И. Н. Крамским проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где «возгорается» замыслом картины «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) — первого и одного из наиболее значительных своих произведений. Вслед за Репиным, написавшим за год до того «Бурлаков», Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни. Главным героем монументального полотна становится крестьянство. В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые с небывалой силой проявилось то «хоровое начало» (В. В. Стасов), которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство, решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых, желтых, сине-серых, коричневых красок. Показанная на III передвижной выставке, эта картина сделала имя автора широко известным и получила положительную оценку в среде художников и в прессе. Третьяков приобрел ее для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог выехать во Францию, где уже жили его друзья — И. Е. Репин и В. Д. Поленов. Вместе с ними Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой пленэра. В созданных им во Франции картинах — «Море в Нормандии (Рыбак в беде)» (1875), «Путешественники в Оверни» (1876) — он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды. Пробыв во Франции около двух лет, художник возвращается на родину и окунается в гущу проблем российской действительности. Он делает много рисунков на различные темы. Переведенные в гравюру, эти рисунки воспроизводились в журналах «Всемирная иллюстрация», «Пчела», «Художественный журнал», «Север», «Артист».
Охотник 1874 холст, масло
Созданные в последующие годы капитальные произведения художника — многофигурные картины «Встреча иконы» (1878) и «Проводы на войну» (1880-88) — явились его откликом на события, связанные с начавшейся в 1877 г. русско-турецкой войной. Главная тема этих полотен — судьбы крестьянства. Не случайно Савицкого назовут позднее «Некрасовым в живописи», «печальником горя народного».
Встреча иконы (1878)
Картина «Встреча иконы» может рассматриваться как своеобразная параллель картине Репина «Крестному ходу в Курской губернии» (1880–1883). В сходных сюжетах оба художника представили огромное множество людей, толпу, показав различие характеров и состояний.
Но в отличие от Репина, на грандиозном по замыслу полотне которого изображены представители практически всех сословий русского пореформенного общества, Савицкий дал в основном образы крестьян, но образы типичные и глубокие. Здесь старики и старухи, мужчины, женщины, дети. Некоторые молятся неистово, другие сдержанно, иные просто стоят в безмолвии, кто-то торопится, бежит. «В картине.
.. сто разных желаний, надежд и ожиданий несутся из этих бедных человеческих грудей вокруг иконы…», — писал В. В. Стасов.
Над картиной «
Проводы на войну » Савицкий начал работать в 1880 году. Первый ее вариант художник впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) он стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи. Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда. В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.
Проводы на войну (деталь)
Плачущий солдат
«Плачущий солдат» – этюд к картине «Проводы на войну» (1888), находящейся в собрании Государственного Русского музея. Над картиной Савицкий начал работать в 1880 г., выполнил ее первый вариант, который впоследствии разрезал на части. Во втором варианте полотна (1888) художник стремился к решению новой задачи — созданию живописной эпопеи.
Изображены проводы на войну, идут последние минуты прощания. Композиция строится из отдельных групп; каждая группа — семья, провожающая своего кормильца. Одни персонажи — сдержанны, мужественны, другие — во власти эмоций и переживаний, но всех объединяет общая беда.
В цветовом решении полотна художник отказывается от тонального колорита своих ранних картин и работает локальными пятнами, яркими, но уравновешивающими друг друга.
Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.Работа «Плачущий солдат» поступила в Смоленский музей в 1927 году из Государственного музейного фонда, ранее – собрание Высоцких (Москва).
-
- Ремонтные работы на железной дороге.
-
- Инок.
-
- Беглый.
-
- Море в Нормандии. 1875 (Рыбак в беде)
Косино. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого
Осень в лесу. Досада мужика 1878 Масло, холст
В полной мере талант Савицкого как организатора и педагога развернулся в Пензе (с 1897), где он стал директором вновь открытого художественного училища. Среди работ последнего периода наиболее интересны картины «Павшая лошадь («Кормилица ты наша»)» и «Спор на меже» (обе 1897), в которых заметны поиски новых выразительных средств, близких к живописи художников молодого поколения.
- Путешественники в Оверни.
- Мечты
- На Стрелке.
- Спор на меже.
- Панихида в 9-й день на кладбище 1885
- Дети с курочками 1872 холст, масло
Из семейного архива.
Не сошлись характером.
- Отец.
- Больная.Этюд
- Худые люди Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
- В ожидании приговора суда 1895
На окраине деревни. 1892.
- Работа художника-передвижника, показавшего унылую деревню, ободранных детей…
- Девочка нищенка.
- Дети в избе.
- На мельнице.1902
- Павшая лошадь. («Кормилица ты наша»)
- Больная лошадь.
- Поле.
Молодая белоруска (1880). Этюд к картине «Аннушка».
- Крючник 1884
- Крестьянка с корзинкой в лесу.
- Крестьянин
- С нечистым знаемся.
- Клеть.
- У себя на хуторе.
- Зимний лес.
Художник совершенствовался в Париже до 1874. С 1872 состоял членом и одним из активных деятелей Т-ва передвижных худож. выставок. Лучшие работы С. – жанровые картины с изображением нар.
быта: «Ремонтные работы на железной дороге» (1874), «Погорельцы», «Темные люди» (1882), «На войну» (1880-88), «Спор на меже» (1897). Д. ч. АХ (с 1895), акад. живописи (с 1897). В 1891 переехал в Москву, преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества, зетем – в Пензенском худож.
уч-ще (с 1897 – дир.). Среди учеников С. – его сын Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. С 1862 выезжал в пригороды СПб. для отдыха и работы – на Карельский перешеек, в Токсово. Неоднократно бывал в окрестностях Луги: в усадьбе Домкино, принадлежавшей астроному С.П. Глазенапу; в дер.
Калагановка, близ ст. Серебрянка. Лето 1872 провел вместе с И.Н. Крамским и И.И. Шишкиным в усадьбе Ильжо.
- У мирового суда.
- Христова милостыня (Беглые в Сибири)
Настоящий патриот, К.А. Савицкий писал в одном из писем В.Д. Поленову: «Что ни говори, а следует показать иностранцам жизненность и значение России, искусство же будет лучшим выражением этой интеллектуальной силы…»
____________
Портреты художников -друзей Константина Аполлоновича Савицкого (Н. Грандковский — 1902) и Ивана Ивановича Шишкина.
К. А. Савицкий к И. И. Шишкину от 05.12.1897 г.
«Пенза. 5 декабря 1897 Дорогой Иван Иванович! Спасибо тебе сердечное за приветственную телеграмму. Она сама по себе, как весть об академике, обрадовала меня одинаково.
Кто первый, добрая душа, поспешил оповестить меня, поделиться сочувствием? Добрый друг Иван Иванович, да еще семья Кирилла Викентьевича, твоя телеграмма и письмо Лемоха пришли одновременно, получены были в мое отсутствие Лерой, которая вместе с детворой обставили эту радостную весть для меня очень торжественно! Купила цветов, и в букете нашел я поздравление.
Ты, дорогой, знаешь, как существенно для меня теперь это звание — я радуюсь ему, утешен вполне, ценя поддержку Академии в дни, когда нуждаюсь в нем. Вот мы и в Пензе, т.е. семья моя и я с двумя сотрудниками, преподавателями. Работаем не покладая рук. Ребята чудесные, дельные, всей душой отдавшиеся делу.
Приискал я себе и делопроизводителя, симпатичного, молодого, окончившего Казанский университет естественником. Он же и преподаватель естественных наук. Штат преподавателей числом 11 и столько же служителей все скомплектовано, училище обставлено учебными пособиями, музей и библиотека устраиваются, и решено начать занятия с 7 января 98 г.
Теперь же частным образом работают в отдельном классе 19 учеников, всех же прошений поступило сверх 90. Комплект для двух первых художественных классов определен в 120 учеников. С местными властями, городским персоналом и обществом состою в ладах, радушие и дружелюбие такое, что иной раз даже мешают делу — приходится разрываться, чтобы поспеть на все зовы ответить визитами.
Наводя распорядки в училище, бывая всюду, я все-таки обрыскал и окрестности Пензы, часто бегаю на базарную площадь с альбомчиком и уделяю время мастерской, где главные холсты уже на подрамниках. Квартирка небольшая, но очень миленькая, веселая, а солнце слепит на снегу, зима чудная, леса и дали просто волшебные. Бог не без милости, дело пойдет.
Вчера отписал Валериану Порфирьевичу, облегчил свою душу, а то попечительский совет молчит, медлит с делами, а в Академии же может зародиться мысль, что мы бездеятельны. Дорогой Иван Иванович, горячо обнимаю тебя, низко кланяюсь твоей дорогой семье, добрую Викторию Антоновну прошу иной раз черкнуть хоть коротенькое словечко о твоем здоровье и бодрости духа. Сердечно твой К.Савицкий.
Жена шлет сердечный поклон.»
«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один Шишкин.
Картина пользуется популярностью благодаря композиционному включению в пейзажное полотно элементов анималистической сюжетности. Картина детально передает состояние природы, увиденное художником на острове Городомля (остров на озере Селигер).
Показан не глухой дремучий лес, а солнечный свет, пробивающийся сквозь колонны высоких деревьев. Чувствуется глубина оврагов, мощь вековых деревьев, солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата.
Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.
Однако, когда картину приобрел Третьяков, он снял подпись Савицкого, оставив авторство за Шишкиным, ведь в картине, говорил Третьяков, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину.
Дело в том, что медведицу с тремя медвежатами на полотне изобразил Константин Савицкий.
Шишкин счел долгом не только поделиться гонораром (из четырех тысяч рублей, полученных от Третьякова, отдал Константину Савицкому тысячу), но попросил Савицкого оставить на полотне подпись.
Однако Третьяков был по купечески жестким, и повел себя принципиально. Раз покупал картину у Шишкина, значит подпись будет на картине только Шишкина.
После этой истории родился миф, который бытует по сей день. Неумеха Шишкин вынужден был просить знакомого художника нарисовать медведей, потому что сам не смог. А Константин Савицкий, будто бы узнав, что картина осталась без его фамилии, в пух и прах разругался с Шишкиным и никогда с ним больше не общался. Однако, все это неправда.
Дело в том, Савицкий и Шишкин были не только добрыми друзьями, но и кумовьями. Константин Аполлонович был крестным отцом младшего сына Ивана Шишкина — Констатина. Увы, их объединяло и общее горе. Мальчик умер трех лет от роду.Вообще, бед у обоих было не мало.
Внезапная смерть унесла жизнь первой жены Шишкина, самоубийством покончила супруга Савицкого. Шишкин как-то написал, что провидение, заставляя страдать художника, открывает в нем Божий дар. Дар, талант он видел и в своем друге.
Художники вместе состояли в Товариществе передвижных выставок, много общались, переписывались, встречались и вместе же обдумывали сюжеты будущих картин. У обоих однажды родилась идея написать масштабное полотно, в котором фигурировало бы медвежье семейство.
Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год). В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей.
Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь».
Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют. Поэтому остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому. Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит.
Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику).
- ________________
- Портрет жены с сыном Георгием.
Портрет Е.К.Савицкой в детстве.
http://vsdn.ru/museum/catalogue/category70120.htm
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=4671
http://www.artsait.ru/art/s/savicky/main2.htm
http://artcyclopedia.ru/savickij_konstantin_apollonovich.htm
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/66109-kto-narisoval-medvedej-na-kartine-shishkina-utro-v-sosnovom-lesu.html
http://agniart.ru/rus/item-22407~Art-prints-on-canvas-or-paper~Savitsky-Konstantin~Sick-Woman-Study-Art-print-on-canvas
http://fotki.yandex.ru/users/stepanov-el/view/508240?page=5
Маргарита мудрец
- Активность: 90k
- Репутация: 9915
- Пол: Женщина
Маргарита мудрец
Источник: https://obiskusstve.com/501816106604300961/savitskij-konstantin-apollonovich/
Константин Аполлонович Савицкий (1844-1905 гг.)
Савицкий, Константин Аполлонович (1844-1905) — живописец, Отец Г.К. Савицкого. Первоначально учился живописи, пользуясь советами Л.Ф. Лагорио и А.Е. Бейдемана. В 1867-1873 гг. учился в Академии художеств, затем совершенствовался в Париже. С 1872 г. — экспонент, с 1874 г. — член Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1895 г. — действительный член Академии художеств, с 1897-го — академик. Автор реалистических многофигурных картин на острые социальные темы. Его героями выступают народные массы. Одним из первых в русском искусстве отобразил труд рабочих в картине «Ремонтные работы на железной дороге» (1874, ГТГ).
Крестьянская тема остро поднимается в картинах «Спор на меже» (1897, Государственный центральный музей современной истории России), «Павшая лошадь» (ГТГ). Трагедийное звучание приобретают народные сцены в полотне «На ворйну» (1888, ГРМ) — блестящем в композиционном отношении. Работал в области книжной и журнальной иллюстрации.
Исполнил офорты и литографии. Преподавал в Центрольном училище технического рисования барона Штиглица, Московском училище живописи и зодчества. С 1897 по 1905 г. — директор Пензенского художественного училища. Среди его учеников — Г.Н. Горелов, Г.К. Савицкий, К.Ф. Юон. Работы Савицкого К.А.
также имеются в музеях Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Казани. Пензы, Перми, Саратова, Смоленска, Минска, Полтавы.
Панихида в 9-й день на кладбище. 1885 г. Холст, масло. 86х140 см. Государственная Третьяковская галерея
Эта картина, экспонированная как на XIII, так и на XIV выставках передвижников, была для Константина Аполлоновича Савицкого одним из его самых любимых и творчески глубоко выношенных произведений. Художник показывает освященную народным обычаем встречу осиротевшей семьи у свежей могилы на девятый день после погребения. …Мерно рокочет голос священника.
Поток выработанных вековой традицией слов-формул воздействует на присутствующих не содержанием, а лишь общим торжественным звучанием, под которое каждый из присутствующих предается воспоминаниям, связанным с памятью об ушедшем из жизни человеке. Выразительны старик в шинели и склонившаяся на его плечо женщина в крепе.
Проникновенности изображения способствует и мотив зимней природы. Если в предшествующих работах Савицкого пейзаж чаще всего обозначал место и время действия, то в «Панихиде» он связывает все компоненты картины общей эмоциональностью.
Серьезные творческие успехи Савицкого в разработке проблемы колорита — еще одно подтверждение того, какую большую роль в деятельности передвижников в восьмидесятые годы играло художественное воплощение распространяемых ими идей.
Спор на меже. 1897 г. Государственный музей Революции СССР.
Холодно и голодно
У мирового суда. 1894 г. Пермская государственная художественная галерея
Встреча иконы. 1878 г. Холст, масло. 141х228 см. Государственная Третьяковская галерея
Передвижничеству с его смелой программой обличения пореформенной деятельности, приходилось не раз, говоря словами Н. А. Некрасова, ловить «…звуки одобрения Не в сладком рокоте хвалы А в диких криках озлобления».
Это особенно наглядно обнаруживает «встреча», которую дружно оказала реакционная печать картине Константина Аполлоновича Савицкого «Встреча иконы», находившейся в составе шестой передвижной выставки.
Так обозреватель газеты «Русские ведомости» безоговорочно заявлял: «Здесь что ни фигура — то или идиот, или большая каналья. Лицо выползающего из колымаги попа с малиновым нагрудником и болтающимся наперстным крестом просто отвратительно.
Ни одного человеческого лица не встретите вы и в этой группе несчастных забитых крестьян, взапуски спешащих подлезть под икону… Я все-таки не понимаю, зачем же нужно изображать эти вульгарные, отталкивающие сцены».
И в заключение, как главный аргумент «основательности» своей критики, он записал: «Такое полотно я ни за что не повесил бы в своем кабинете».
Но передвижники и не ставили своей творческой целью украшение гостиных или кабинетов господских холуев. Именно поэтому В. В. Стасов, приветствуя быстрое возмужание таланта Савицкого в коллективе Товарищества, указал, что выдающиеся достоинства его картины «делают ее одним из самых значительных и важных созданий новой русской школы».
Путешественники в Оверни. 1876 г. Государственный Русский музей
Пожар в деревне. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя «Женитьба»
«С нечистым знается» 1879 г. Государственная Третьяковская галерея
Дети кормят цыплят у хлева. Офорт
Иллюстрация к повести М.Ю. Лермонтова «Фаталист»
У крутого спуска. 1902 г. Холст, масло. 71,5х89. Пензенская областная картинная галерея
Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/03/1844-1905.html
Презентация на тему" К.А. Савицкий"
Инфоурок › Всеобщая история ›Презентации›Презентация на тему» К.А. Савицкий»
Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»?
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Савицкий Константин Аполлонович (1844-1905) Родился в Таганроге 25 мая 1844 в семье военного врача. Учился в Петербургской Академии Художеств, где был одним из лучших учеников. Более 20 лет он отдал педагогической деятельности, работая в художественных училищах Петербурга, Москвы, Пензы. В 1897 году ему было присвоено звание академика живописи. Умер Савицкий в Пензе 31 января 1905 года.
2 слайд Описание слайда:
Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем монументального полотна становится крестьянство.
В сложной, но мастерски построенной композиции, где представлено огромное количество людей, движущихся в различных направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги.
Ремонтные работы, на железной дороге. 1874
3 слайд Описание слайда:
«На войну» 1888 г Картина Константина Аполлоновича Савицкого была посвящена этой балканской войне в 1885 году на реке Кушка. После ознакомления с эскизом ее заказал художнику император Александр III.
К этой теме Савицкий обратился в 1880 году, выполнил первый вариант композиции, но впоследствии разрезал холст на части.
Во втором варианте картины (1888 год) общая беда объединила огромную массу людей, которые в момент прощания понимают, что могут не увидеться вновь. Полотно показывает, сколько страданий приносит людям война.
4 слайд Описание слайда:
Сейчас эта картина находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. «Встреча иконы» 1878г. Сюжет картины не сложен. У околицы деревни ненадолго остановилась крытая повозка, в которой везут чудотворную икону. Повозку окружили крестьяне, пришедшие поклониться святыне.
Несколько человек бегут по дороге из деревни, боясь опоздать. Вот, на первый взгляд и все что там изображено. Основное внимание художника сосредоточено на обрисовке действующих лиц: представителей духовенства, мужиков детей.
Крестьянские образы подкупают достоверностью, правдой переживания
5 слайд Описание слайда:
Беглый, 1883
6 слайд Описание слайда:
Инок, 1897 Сейчас эта картина находится в Пензенской областной картинной галерее им. К.А.Савицкого, Пенза, Россия
7 слайд Описание слайда:
«Море в Нормандии»
8 слайд Описание слайда:
«Панихида в 9-й день на кладбище» 1885 г. Эта картина сейчас находится В Государственной Третьяковской галерее.
9 слайд Описание слайда:
Могила К.А. Савицкого Похоронен в юго-восточной части Митрофаньевского кладбища, вблизи церкви.
Общая информация
ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».
Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.
); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!
- Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
- Подать заявку
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-ka-savickiy-1544373.html
Савицкий Константин Аполлонович
Савицкий Константин Аполлонович [25.5 (6.6).1844, Таганрог, — 31.1 (13.2).1905, Пенза], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1862—73; действительный член с 1895). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878; см. Передвижники). Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891—97) и Пензенском художественном училище (с 1897; был директором). Ученики: Г. Н. Горелов, Г. К. Савицкий, К. Ф. Юон. Для творчества С. (преимущественно жанровые картины) характерны обличительная направленность, стремление передать сложную психологию народной массы, выразительность народного типажа, мастерство компоновки многофигурных сцен, тяготение к пленэрной живописи («Ремонтные работы на железной дороге», 1874; «Встреча иконы», 1878, — обе в Третьяковской галерее). В ряде произведений сцены народной жизни приобретают трагедийное звучание («На войну», 1880—88, Русский музей, Ленинград), передают остроту социального конфликта («Спор на меже», 1897, Музей Революции СССР, Москва). Создавал также иллюстрации, офорты и литографии.
Использованы материалы Большой советской энциклопедии.
Художник Савицкий в Динабурге
Имя художника Константина Аполлоновича Савицкого ныне пребывает в забвении. А зря. Ведь мало того, что он был одним из значительнейших представителей передвижников, определявших художественную жизнь России во второй половине XIX века.
Доказательством заслуг Савицкого является и то, что ныне его картины находятся в Третьяковской галерее и других известнейших музеях. Кстати, один из плодотворнейших периодов его жизни связан с нынешней Латвией, с Динабургом (Даугавпилс).
И это позволяет художнику считаться одним из знаменитейших динабуржцев — пусть даже он родился и не здесь.
Тихой гавани приют
Появление Савицкого в Динабурге состоялось почти 137 лет назад — в феврале 1875 года он приехал в сей уездный город. Увы, не обстоятельства счастливого бытия заставили его поменять место жительства. Константин Аполлонович искал убежище, тихую житейскую гавань, где он мог бы справиться со своим горем.
А горе действительно было невыносимым: незадолго до этого в Париже его горячо любимая жена покончила жизнь самоубийством. Поводом к ужасному поступку послужила ревность.
И хотя позже выяснилось, что вызвана она была трагической ошибкой, утешением скорбящим родственникам и самому Константину Аполлоновичу это, естественно, не послужило.
Бежать, бежать… прочь от блестящих салонов и столичных проспектов, где все напоминало о безвременно ушедшей любимой. Чтобы хоть как-то справиться со своим горем, Савицкий решил уединиться в тихой провинции. На Динабург его выбор пал совершенно случайно — здесь, будучи замужем за офицером Сазановичем, проживала его сестра. Художник решил перебраться поближе к ней.
В Динабурге Савицкий прожил более четырех лет, и эти годы ничуть не были для него тягостны — как и любой выдающийся творческий человек, он нашел забвение в искусстве. Ну а новое место жительства стало для Константина Аполлоновича одним из источников вдохновения.
В письме своему другу и коллеге художнику-передвижнику В. Максимову от 25 февраля 1877 года Савицкий написал буквально следующее: «Я в качестве отшельника нахожусь в одном из прекрасных захолустий Отечества нашего — Динабурге».
Что ж, звучит куда как поэтично…
Из писем родным и коллегам известно и место жительства Константина Савицкого в Динабурге. Это улица Жандармская, дом Козлова (по обычаям того времени указывался не номер дома, а фамилия владельца). Ныне его уж не найти — все перепахано безжалостным плугом времени…
Апогей творчества
По мнению критиков, именно годы, проведенные в динабуржском «прекрасном захолустье», стали для Савицкого самыми золотыми, поскольку именно здесь он сотворил лучшие свои картины — иные из которых стали настоящими шедеврами. К сожалению, некоторые из них не дожили до наших дней: например, полотна «Пастух», «Подолянка».
Увы, вопреки мысли классика, далеко не всегда шедевры человеческого гения не подвластны времени и бедствиям. Однако большинство полотен сохранилось, и ныне мы можем созерцать их подлинники, хотя оригинал выдающейся картины «Пожар в деревне» (или просто «Погорельцы») уже и не увидим. История ее создания напрямую отсылает нас к динабургским реалиям.
В письме к другу, великому Крамскому, Савицкий сообщает: «Одно время Динабург горел чуть ли не каждый день. Пожары переполошили и нас так, что уже с месяц времени вещи собраны в узлах, чтобы на несчастный случай быть наготове. Эти пожары пустили много несчастных по миру. Я написал с них «Погорельцев». Сохранилась одна лишь фотография этой картины.
(Хотя, кто знает, может, она и сейчас жива, осев безвестно в какой-нибудь частной коллекции.)
«Встреча иконы».
Важнейшая вещь Савицкого, написанная в Динабурге — «Встреча иконы». Замысел ее был подсказан художнику курьезным фактом его собственной биографии. Ради заработка он взялся написать несколько икон для одной из динабуржских церквей, но результат его трудов был отвергнут суровыми батюшками.
Подробности приводятся в письме В. Максимова к дочери: «Тетушка из Динабурга рассказала, как Савицкий взялся писать образа и писал портреты хорошеньких женщин, своих родственниц, да так похоже, что никто не хотел молиться на их изображения.
Кончилось тем, что отдали другому мастеру переписать образа».
Жаль все-таки, что «иконы», созданные Савицким, не сохранились — ибо все, что вышло из-под руки гения, имеет право на жизнь. Обескураженный своим провалом как иконописца, Константин Аполлонович подошел к теме с другой стороны, написав «Встречу иконы». Картина рождалась в канун русско-турецкой войны 1877-78 гг., которую Россия вела за освобождение братьев-славян на Балканах.
В одном из боев сложил голову муж сестры, Сазанович. Художник остался едва ли не единственным попечителем вдовы и двух малолетних детей, по-прежнему живших в Динабурге. Поэтому, стесненный в средствах Савицкий был очень рад, когда его картину за солидную сумму приобрел сам Павел Михайлович Третьяков, друг и покровитель художников земли российской.
Ныне «Встреча иконы» заслуженно пребывает в Третьяковской галерее.
Однако прежде, чем украсить анфилады Третьяковки, «Встреча иконы» демонстрировалась на восьмой передвижнической выставке с такими общепризнанными шедеврами, как «Протодьякон» И. Репина, «Рожь» И. Шишкина. По поводу творения Савицкого знаменитый критик того времени В.
Стасов писал: «Господин Савицкий нежданно-негаданно привез на передвижную выставку картину, хотя и небольшую, но превосходную, хотя и грязно и серо написанную, но полную такого содержания, таких типов и такой правды, которые делают ее одним из самых значительных и важных созданий станковой русской школы».
Здесь же, в Динабурге, Константин Аполлонович сотворил другое свое важное произведение — «На войну».
«На войну».
Сюжет ее, как нетрудно догадаться, был навеян событиями продолжавшегося русско-турецкого противостояния. Как и в случае со «Встречей иконы», прототипами изображенных на ней персонажей послужили простые динабуржцы. Всего, кстати, Савицкий сделал два варианта этого полотна – причем, во втором из них весьма сокращено количество действующих лиц.
В свое время первый вариант подвергся неуемным нападкам критиков, посчитавших, что из-за обилия фигур теряется смысл картины.
Огорченный Константин Аполлонович, принявший критику слишком близко к сердцу, спрятал первую версию подальше от чужих глаз, а потом и вовсе порезал ее на фрагменты, некоторые из которых сейчас можно отыскать в музеях и частных коллекциях.
Куда более счастливая судьба ожидала второй, окончательный вариант многострадальной картины.
Полотно «На войну» случайно попалось на глаза императору Александру III, и даже этот грубоватый служака, далекий от искусств, остался ею крайне доволен, высоко оценив за «патриотический дух».
Царь повелел приобрести картину для собственной коллекции, и ныне она красуется в Государственном Русском музее.
С благодарностью к Динабургу
Единственное, чего не хватало Савицкому в благодатной атмосфере тихого Динабурга, так это общения с друзьями-художниками, отсутствие художественных выставок, посещая которые, можно ревнивым и наметанным глазом сразу увидеть все достоинства и недостатки новых работ приятелей-соперников.
Впрочем, об отсутствии выставок Константин Аполлонович сожалел не только из профессиональных побуждений. Ему было искренне жаль, что небогатые динабуржцы не имеют возможности насладиться созерцанием прекрасных творений художнической кисти.
В очередном письме Крамскому он сообщает: «Знаете ли Вы, что я задумал? Смертельно хочется мне, прежде чем отослать или отвезти мои новые вещи в Питер, устроить здесь выставку их в пользу бедных горожан и всех тех нищих, которые мне позировали, словом, с целью благотворительной для города Динабурга; мне ужасно улыбается эта затея курьезно посмотреть, как отнесутся и что выйдет из этого». Не приходится сомневаться, что обуянный передвижническим духом Савицкий горячо взялся за исполнение своего намерения. Однако известия о его динабургской выставке до нас так и не дошли.
Но вот миновали четыре с половиной года, и Константин Аполлонович почувствовал себя достаточно исцеленным для того, чтобы вновь, без горечи в сердце, вдохнуть воздух северной столицы.
Он покидал Динабург с чувством благодарности к месту, где на него снизошли покой и вдохновение, где он создал прекраснейшие свои шедевры.
И с тех пор чем бы ни занимался и где бы он ни был (а прожил Савицкий еще немало — двадцать шесть лет), он с неизменным удовольствием и ностальгией вспоминал это место тихого отдохновения.
Ну а нам сейчас остается любоваться его «Встречей иконы» и гадать мысленно: интересно, с кого из горожан был «списан» вон тот коленопреклоненный крестьянин или та миловидная девушка? А священник — наверное, он и в самом деле служил в одной из динабургских церквей? Ведь искусство — это всегда зеркало реальности…
Специально для портала ХРОНОС, Владимир Веретенников
Далее читайте:
Художники.
Литература:
Левенфиш Е. Г., К. А. Савицкий, Л. — М., 1959.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/savickika.php
Картина Савицкого «Встреча иконы»
редактор, 23.05.2012
В Москве много музеев, и в большинстве своем они все стационарны, но часто приходится организовывать и выездные выставки.
Вот тут и начинаются проблемы, потому что надо постоянно готовить не только выставочные стенды, но и правильно, чтобы ничего не повредить упаковать, очень хрупкие и бьющиеся музейные экспонаты, картины.
Для нас переезд Москва с ее бесконечными пробками стал бы давно кошмаром, если бы не специализированные фирмы, занимающиеся этим привычным для них занятием. А нам остается только донести до зрителя все то, что оставили нам в наследство художники, скульпторы и писатели.
За последнее время в нашем искусствознании все настойчивее ощущается потребность по-новому, «свежими глазами» взглянуть на хорошо известные, казалось бы, давно изученные произведения искусства, найти в картинах старых мастеров отклик на то, что волнует нас, людей XXI века, понять, что соединяет век нынешний с минувшими веками. Для этого и организовываются постоянные выставки картин старых мастеров.
Картину Савицкого «Встреча иконы», впервые экспонировали на VI передвижной выставке в 1878 году, она является, пожалуй, лучшим произведением художника. Место этой картины в истории русской живописи вполне ясно, оно вряд ли нуждается в каком либо пересмотре. Иногда бывает так, что подлинный смысл картины, непосредственное ощущение ее как живого и сложного организма исчезают, заслоняются общими определениями. Например, «Крестьянская тема», «передвижнический жанр», «хоровая картина» — вот обычные определения, которыми характеризуются картины Савицкого, они правильные, но от частого употребления утратили свой смысл и стали штампом. Каковы же принципы композиции, колорита, которые использует Савицкий при создании своей многофигурной картины из народной жизни?
Сюжет картины не сложен. У околицы деревни ненадолго остановилась крытая повозка, в которой везут чудотворную икону. Повозку окружили крестьяне, пришедшие поклониться святыне. Несколько человек бегут по дороге из деревни, боясь опоздать. Вот, на первый взгляд и все что там изображено.
Основное внимание художника сосредоточено на обрисовке действующих лиц: представителей духовенства, мужиков детей. Крестьянские образы подкупают достоверностью, правдой переживания. Крестьяне, находящиеся близко к иконе, самозабвенно молятся. Неслучайно в толпе, окружившей икону, большинство женщин, стариков, ребятишек.
– картина показывает русскую деревню1877-1878 гг, времен русско-турецкой войны, во много раз усилившей тяжелое бремя тягостного существования крестьянства.
Интересны здесь и другие персонажи, образующие группы, в какой-то мере обособленные от главного действа. Протопоп, который с трудом вылезает из кибитки, наделен отталкивающими чертами. На его сером, стертом лице с бесцветными глазами ни проблеска мысли или чувства. Протопопа поддерживает рослый дьячок, равнодушно-угрюмого вида, зажавший под мышкой кружку для пожертвований. Другой дьячок отошел чуть поодаль и с видимым удовольствием заталкивает в нос понюшку табака. Всепоглощающее корыстолюбие, вопиющее бескультурье, полное равнодушие к моменту встречи ими же прославляемой иконы, к горю и нуждам крестьян – таковы качества, которыми наделяет Савицкий представителей духовенства. Тема обличения, протеста усиливается во Встрече иконы тем, что художник с истинным сочувствием и симпатией показывает крестьян, их чистоту, цельность, искренность их веры.
Рубрика: Музеи и памятники —
Источник: http://www.KuljturaStran.ru/?p=3321
Савицкий Константин Аполлонович (1844 — 1905)
Савицкий Константин Аполлонович (реализм)
Родился в Таганроге, в семье врача. Учился в Петербургской Академии художеств. Из-за недостатка подготовки Академию пришлось бросить. Два года он учился самостоятельно и снова поступил. В 1871 году за картину «Каин и Авель» живописец получил малую золотую медаль.
Еще будучи в Академии художник сблизился с Крамским и с Товариществом передвижных художественных выставок. Экспонировал свои работы, и этим вызвал негодование Совета Академии, в результате художник был отчислен оттуда. Но Савицкий продолжал учавствовать в выставках Товарищества, а затем и вступил в его ряды.
Более 20 лет своей жизни Савицкий посвятил педагогической деятельности. Преподавал в Петербурге, затем в Москве. В 1897г. Академия признала Савицкого академиком и назначила директорм Пензенского художественного училища, где и преподавал. Умер в Пензе, в 1905 году.
Ремонтные работы на железной дороге (1621)
Это полотно прославило Савицкого. После его показа на выставке приобрел П.М.Третьяков.
Русская прмышленная буржуазия в 19-м веке, стремясь стать вровень с веком, осущестляла свои замыслы в условиях примитивной техники за счет нещадного закабаления рабочих. Железнодорожное строительство превратилось в ведущую отрасль хозяйства отсталой России — государства колоссальной протяженности.
Дорога прокладывалась в бешеном темпе, чтобы вслед за сдачей их в эксплуатацию быстрее получить следующий выгодный заказ. В результате, как правило, вслед за строительством почти немедленно приступали к ремонтным работам. Вот о них то и рассказывает эта картина.
Первое чувство, которое она вызывает, — возмущение крайней примитивностью орудий и организации труда, эксплуатацией людей, вынужденных надрываться за гроши.
Понимание примитивности труда усиливает переданный художником хаос передвижений, сложный рельеф местности — косогоры, рытвины, железнодорожная выемка.
Беглый (1883)
Инок
Проводы на войну (1886)
Под впечатлением событий русско-турецкой войны 1877-78 годов начал писать картину «Проводы на войну». Писал он ее 10 лет. Долго обдумывал, переписывал каждый образ.
Встреча иконы (1878)
Эта картина считается лучшим призведением. Как и в других картинах, здесь художник изобразил самые разные образы.
Море в Нормандии (1875)
Панихида в 9-й день на кладбище
Партизанская мадонна
Спор на меже (1897)
Источник: http://cvetamira.ru/savickiy-konstantin-apollonovich-1844-1905