Воскрешение дочери иаира, 1947, стенли спенсер

Евангелие в живописи. «Воскрешение дочери Иаира» 

erdes
1871 год, Петербургская Академия художеств. Тема выпускной конкурсной работы — «Воскрешение дочери Иаира». Главными претендентами на победу (то есть на Большую золотую медаль и на право шесть лет жить за границей за казённый счёт) были Илья Репин и Василий Поленов.

Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли Спенсер Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли Спенсер

(В полном размере — см. ниже, под катом)Этот эпизод в Евангелии:»И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила всё, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние,- услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его, ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде? Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа́ куми́», что значит: девица, тебе говорю, встань. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть». (Евангелие от Марка, 5:22-43)

Эту тему Репин и Поленов решили совершенно по-разному.

Репин выбрал для картины момент до того, как произошло чудо. Вначале он хотел изобразить само чудо, как и Поленов, вот первоначальный эскиз:Но работа почему-то «не шла». Репин писал: «Нельзя ли эту же тему – «Смерть дочери Иаира» — на этом же большом холсте сейчас же, то есть завтра, и начать по-новому, по живому, как мерещится у меня в воображении эта сцена? Припомню настроение, когда умерла моя сестра Устя, и как это поразило всю семью. И дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило». И дальше: «Итак, я перед большим холстом, который начинает втягивать меня своим мрачным тоном. Смелая постановка реальной сцены обуревала меня ускоренным темпом, и к вечеру я уже решил фиксировать уголь Утро. Краска – простая черная кость (Beinschwarz) – особенно отвечает моему настроению, когда по зафиксированному углю я покрывал ею темные места на холсте. К вечеру картина моя была уже так впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине». Репин даже просил играть ему Бетховена во время работы, чтобы проникнуться нужным настроением.Эскиз нового варианта:И картина:Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли СпенсерИ.Е.Репин. Воскрешение дочери ИаираПомню, в детстве эта картина Репина всегда казалась мне немного странной — в том смысле, что в воскресение девочки именно здесь, на этой картине, упорно не верилось… А сейчас, глядя на неё, я понимаю, что она действительно не даёт зрителю веры — она показывает смерть, но ещё не воскресение. Просто в самом сюжете заложено чудо. Его можно либо почувствовать, «достроить» собственной верой — либо нет.В композиции, гамме и светотеневом решении очень заметно влияние Рембрандта. Также в период работы над «Воскрешением дочери Иаира» Репин находился под сильным влиянием Крамского (ярого противника академизма, автора знаменитой картины «Христос в пустыне»), в том числе под философским, мировоззренческим влиянием. Крамской писал: «Мой Бог – Христос, величайший из атеистов, человек, который уничтожил бога во вселенной и поместил его в самый центр человеческого духа и идёт умирать спокойно за это». В то время, в конце XIX века, вообще был популярен социально-политический взгляд на Иисуса, и за всем этим брезжили демократы, народовольцы, ХХ век…*А на картине Поленова изображено именно чудо: девочка воскресла. Здесь всё другое — цветовая гамма, свет, настроение, здесь много воздуха и прохлады. Если у Репина эмоции драматические, даже несколько мистические, потусторонние, то доминанта Поленова — простота и открытость. Поленов писал: «Я несказанно люблю Евангельское повествование, люблю этот наивный правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа». Поленов не ставил себе задачи изобразить нечто заведомо неземное, его картина выдержана в духе простоты, с которой ведётся сам евангельский рассказ. Поэтому и переход от смерти к жизни у него не показан — чудо уже совершилось — а лишь условно обозначен через эмоции героев. Поленов не собирался пугать зрителя, вызывать у него потрясение — он просто говорит о любви, свете и милосердии как о естественных качествах Христа, показывая проявление этих качеств. Эскизы:И сама картина:Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли СпенсерВ.Д.Поленов. Воскрешение дочери ИаираЗа свои картины и Репин, и Поленов получили награды — медали и шесть лет жизни за границей на казённый счёт. Искусствоведы часто сравнивают их выпускные картины и, как правило, отдают предпочтение Репину — а мне гораздо ближе вариант Поленова.

В посте использованы репродукции с сайта graphic.org.ru.

________________________________________А в качестве дополнения, для настроения — сцена воскрешения дочери Иаира из фильма Франко Дзеффирелли «Иисус из Назарета»:

  • 2
  • Оставить комментарий
  • Ссылка

Оставить комментарий к записи

This page was loaded окт 22 2019, 10:34 pm GMT.

Источник: https://erdes.livejournal.com/358403.html

Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира. — Журнал "Культурная Столица"

Главная › Каталог статей › Культура & Искусство › Живопись
Илья Репин. Воскрешение дочери Иаира.

Илья Ефимович Репин. Воскрешение дочери Иаира.

Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.
Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.


Эти строки принадлежат перу Бориса Пастернака и посвящены бесплодной смоковнице, испепеленной Христом. Но можно их отнести и к творчеству великого русского живописца Ильи Репина.

«Искусство я люблю больше добродетели, больше, чем людей, чем близких, чем друзей, больше чем всякое счастье и радости жизни нашей. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, — неизлечимо.

Где бы я ни был, — оно всегда и везде в моей голове, в моем сердце, в моих желаниях — лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, — лучшие часы в моей жизни». Илья Репин, 1899 год.

Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли Спенсер

Репин Илья Ефимович. 1909 г.

  • «Воскрешение дочери Иаира»- искусствоведы называют самой загадочной и таинственной картиной.
  • Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли Спенсер
  • Илья Ефимович Репин.Воскрешение дочери Иаира

Шел 1871 год. Илья Репин заканчивал Санк-Петербургскую Академию художеств. Был объявлен конкурс на большую золотую медаль.

Но Репин увлекаясь, как и вся интеллигентная молодежь того времени, народовольческими идеями, Илья Репин зарисовывал то лицо казненного Каракозова, который в 1866 устроил покушение на Александра II, то образы бурлаков, замеченных им на берегу Волги. Тогда вся творческая Россия бредила идеями Н.Г.Чернышевского.

Основным лозунгом была мысль о том, что прекрасное есть жизнь. Репину хотелось обличать язвы и пороки общества, а красоту искать в самом обыденном и неприхотливом, в том, что окружает человека. И «Бурлаки» были для художника как раз такой темой…

 Для выпускной конкурсной работы в Петербургской академии художеств была предложена тема «Воскрешение дочери Иаира». Победитель награждался Большой золотой медалью и правом шесть лет жить за границей на казенный счет.

Главными претендентами были два товарища: Илья Репин и Василий Поленов. Кроме страсти к учебе, и одинакового возраста – оба родились в 1844 году – они были совершенными противоположностями. Невысокий, Репин. Высокий, рассудительный Поленов.

Сын военного поселенца из Харьковской губернии, приехал в столицу со ста рублями. И коренной петербуржец из дворянской семьи. Отец Поленова был известным дипломатом и археологом. Да и сам Василий Дмитриевич параллельно с Академией учился в университете на юриста.

Для Репина другого пути, кроме как стать художником, не было: выиграет он в этом конкурсе или нет. Для Поленова, наоборот…

Иаир был начальником синагоги. Это приблизительно как у нас протоиерей, настоятель храма. У Иаира была дочь, которую он любил и которая заболела какой-то тяжкой болезнью. Врачи не могли ничего сделать, и она стояла уже на пороге смерти.

По-человечески помочь ей было нельзя, и вот в своем горе, в безвыходной ситуации несчастный отец решил обратиться за помощью ко Христу, о Котором слышал, что Он исцеляет больных. Находясь в великой скорби, он пришел к Иисусу, со смирением поклонился до земли и просил Его прийти и помочь умирающей дочери. И Христос сразу пошел с ним…

Однако, чтобы помочь Иаиру, нужно было сотворить великое чудо, а для этого нужна была великая вера. Без веры Господь не совершает чудес. Какая-то вера у Иаира, конечно, была, иначе он не пришел бы ко Христу за помощью.

Но, видимо, эта вера была недостаточной, и потому Христос, чтобы ее укрепить, на пути в дом Иаира совершает чудо исцеления женщины, страдавшей долгие годы внутренним кровотечением. И вот она, услышав о Христе и имея веру в Него, потихоньку в толпе приблизилась и прикоснулась к Нему.

И как только она это сделала, то сразу же по вере ее совершилось чудо — она исцелилась от своей многолетней болезни. Женщина хотела это чудо утаить, но тогда о нем не узнал бы Иаир, нуждающийся в укреплении веры, и потому Господь громко спрашивает: «Кто прикоснулся ко Мне?» И тогда женщина, видя, что она не может скрыть свой поступок, падает к ногам Христа, как говорит Евангелие, «в страхе и трепете».

Приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя. Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет. (Лк. 8; 49-50).

Что такое смерть родного человека и связанные с ней переживания, Василий Дмитриевич по-настоящему узнает лишь через десять лет, потеряв свою любимую сестру-близнеца Веру Дмитриевну. Он будет страшно переживать.

Кое-как придет в себя, женившись, а потом похоронит не прожившего и сына… Сейчас он ничего этого не знал, и сразу решил отказаться от изображения мертвой девушки. Он выбрал само мгновение чуда…
В семье профессора архитектуры Шевцова Илье Репину в невесты прочили старшую дочь. Но не понимали: почему жених медлит с предложением.

А Илья Ефимович тайно был влюблен в младшую Шевцову, Веру. Они познакомились, когда ей было девять. Теперь она стала шестнадцатилетней барышней, но родители считали ее совсем ребенком. Репин решил, что сделает предложение только когда закончит Академию.
В мастерской Репина все было заставлено этюдами и набросками к «Бурлакам».

Но вот уже четыре месяца он запрещал себе подходить к Бурлакам, а занимался только «Дочерью Иаира». «Сначала я компоновал картину: переставлял фигуры, изменял их движение и главным образом искал красивых линий и классических форм.

И в тоже время, под влиянием разговоров с Крамским, все более устанавливался в отрицании и классического направления, и академической школы во имя нашей русской самобытности. Наконец, дошло до того, что я решил совсем бросить академию и начать жизнь по-новому». Но это значило на год отложить помолвку. Он был в отчаянии.

И вот однажды, когда до конкурса оставалось уже мало времени, Репин возвращался от Крамского и вдруг совершенно ясно увидел эту сцену. «Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью и дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило». Наутро он стер тряпкой всю свою четырехмесячную работу. Взял уголь и стал писать заново.

«Холст начал втягивать меня своим мрачным тоном. К вечеру моя картина была уже столь впечатляюща, что у меня самого проходила какая-то дрожь по спине». Чтобы постоянно пребывать в нужном трагическом состоянии, он просил брата Василия, ученика консерватории, играть ему Бетховена.

«Музыка переносила меня к моему холсту, я наслаждался этими звуками до бесконечности, они трогали меня до слез».

Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери. Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит. И смеялись над Ним, зная, что она умерла. (Лк. 8: 51-53).

Репин вспоминал, как отец с матерью оплакивали его умершую маленькую сестру, и их дом наполнился скорбью.Дочери Иаира было 12. Устя умерла почти в том же возрасте.

Теперь, когда пережитое было на некотором отдалении, Репин был поражен тем, как мало, в сущности, изменились люди со времен Христа. Мы по-прежнему «знаем», что есть смерть, и не верим в Воскресение, горько усмехаемся, когда нам говорят про вечную жизнь.

Иаир пытается верить изо всех сил. Но только он один. На лицах его родственников нет надежды. «Незачем было приходить! Девочка все равно уже умерла».

Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. (Мк. 5; 40-41).

Окончить картину к сроку Илья Ефимович не успел. Но и в таком виде она вызвала фурор на конкурсе. Причем в оценке ее сходились и профессора Академии, и противники академической живописи.

Поленов вспоминал: «Я прошел в мастерскую к Репину и сел на кушетку в ожидании судьбы».

Тут дверь распахнулась, и вошел их общий друг: «Ну, братья, поздравляю!» Они оба получают Золотые медали и могут оба ехать за границу.

Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли Спенсер

В.Д. Поленов «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.)

Бетховен написал свою знаменитую сонату в 1830 году. В это время у него появляется ученица графиня Джульетта Гвиччарди, легкомыслие которой он принимает за легкость характера. Ей было 14 лет ему-30. Он влюбляется в нее без памяти и делает ей предложение. В том, что она станет его женой, Бетховен не сомневался.

Однако он получил отказ, а через некоторое время Д.Гвиччарди вышла замуж за князя. И до сих пор в начале каждого нотного издания сонаты мы можем прочитать посвящение графине Джульетте Гвиччарди.
Соната начинается с мерных триолей, на которые накладываются интонации похоронного марша.

И если мы попробует следить за развитием этих интонаций, то услышим, как человек, попавший в бездну отчаяния, пытается выбраться из нее, но волею обстоятельств возвращается на круги своя.
Вот под эту музыку создавал Репин свою загадочную и таинственную картину.

И если музыка Бетховена сыграла в создании этого произведения такую важную роль, то, возможно, мы увидим ее влияние в композиции картины.

Тогда плавные триоли, которыми начинается соната – это не прописанные художником фигуры заднего плана, также мерно расположенные, как в музыке великого композитора. А трагические интонации мы видим в треугольнике, который образуют огоньки свечей, лицо Христа и Его руки, положенные на руки девочки…

Источник: http://kstolica.ru/publ/kultura_iskusstvo/zhivopis/ilja_repin_voskreshenie_docheri_iaira/42-1-0-766

Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира

Войдя в лодку с учениками, Господь Иисус Христос поплыл обратно и пристал к противоположному, западному, берегу Геннисаретского озера, где находился Капернаум.

Тут Его ожидали уже толпы народа, и в числе прочих — один из начальников синагоги — Иаир, чья единственная двенадцатилетняя дочь была при смерти. Хотя начальники синагоги и принадлежали к партии, враждебной Иисусу (Иоан.

7:47-48), но этот, наслушавшись, видимо, о многих чудесах, совершенных Господом, и, может быть, сам бывший свидетелем чуда исцеления слуги капернаумского сотника, возгорелся надеждой, что Иисус исцелит и его дочь.

И хотя Иаир не имел такой веры, которую Господь похвалил в сотнике, Он все же пошел в дом начальника синагоги возложить, по просьбе Иаира руки на умирающую. Видя это, народ с особенным любопытством устремился за Ним к дому Иаира, а так как каждому хотелось быть поближе к Великому Чудотворцу, все теснили Его.

Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли Спенсер

Одна женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет и уже потерявшая надежду когда-либо вылечиться, протеснилась сзади к Иисусу и незаметно прикоснулась к Его одежде. По закону Моисея, женщины, страдающие подобной болезнью, считаются нечистыми и потому должны оставаться дома. Они не смеют ни к кому прикасаться (Левит. 15:25-28).

Но эта несчастная имела такую горячую веру в Господа Иисуса Христа, что решилась тайно покинуть дом и прикоснуться к одежде Его в уверенности, что одно только прикосновение даст ей полное исцеление. И ее вера была оправдана: она тотчас выздоровела, ощутив, что иссяк источник крови. Подробнее всех рассказывает об этом событии св. Марк.

Он передает, что Иисус, почувствовав, как вышла из Него сила, спросил у окружающих Его: «Кто прикоснулся к Моей одежде?» (Марк. 5:30, ср. Луки 8:45). Конечно, Он знал, кто прикоснулся, и спросил это только для того, чтобы, в назидание, обнаружить перед народом веру этой женщины и чудо, совершившееся благодаря этой вере.

Женщина, понимая, что ей не утаиться, пала перед Ним и открыла всем истину.

По понятиям евреев, она совершила преступление, войдя в толпу и сделав нечистыми всех, к кому ей по необходимости пришлось прикоснуться; поэтому в страхе и трепете ожидала она осуждения за свой поступок, но Господь успокоил ее: «Дерзай дщерь [дочь]! Вера твоя спасла тебя; иди с миром!» (Луки 8:48; ср. Матф. 9:22 и Марк. 5:34)

В это время умерла дочь Иаира, и кто-то из его домашних пришел сообщить ему эту печальную новость и сказать, чтобы он не утруждал напрасно Учителя.

Видя отчаяние удрученного горем отца, Господь успокоил его: «Не бойся, только веруй, и спасена будет!» (Луки 8:50; ср. Марк. 5:36). Придя в дом, они застали там «свирельщиков», которых приглашали для оплакивания умерших.

Подобное оплакивание простого умершего продолжалось восемь дней, а знатного лица — месяц; оно сопровождалось игрой на флейтах или свирелях.

Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли Спенсер

Господь сказал Иаиру и его домашним: «Не плачьте; она не умерла, но спит!» (Луки 8:52; ср. Матф. 9:24 и Марк. 5:39). Эти слова нельзя понимать буквально, так как и о Лазаре, пролежавшем четыре дня в гробу и уже начавшем разлагаться, Господь сказал, что он «уснул» (Иоан. 11:11-14), и лишь потом добавил: «Лазарь умер».

Действительная смерть девицы был столь очевидна для окружающих, что они принялись смеяться над Иисусом. Так как свидетелями великого чуда воскрешения могли быть только люди достойные, способные оценить эту великую тайну Божественного всемогущества, Господь повелел всем выйти вон, оставив лишь трех Своих Апостолов — Петра, Иакова и Иоанна — и родителей умершей.

Взяв девицу за руку, Господь говорит ей: «Талифа’ — куми», что значит: «Девица, тебе говорю, встань!» (Марк. 5:41; ср. Матф. 9:25 и Луки 8:54) и мгновенно воскресил ее, при этом она настолько окрепла, что последствия тяжелой болезни нисколько не помешали ей сразу начать ходить, как вполне здоровой.

Все изумились, а Господь повелел дать воскрешенной тут же поесть, чтобы убедить родителей, что перед ними их настоящая дочь, а не призрак умершей. По обычаю, Господь запретил разглашать о чуде.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/iscelenie-krovotochivoj-i-voskreshenie-docheri-iaira/

Картина М.М. Зеленского «Воскрешение дочери Иаира». Т.Б. Царева

Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли Спенсер

Религиозные картины, это произведения созданные на избранные христианские сюжеты из уникального памятника человеческой культуры — Библии. В произведениях искусства на религиозные темы находят свое отражение представления о красоте и нравственном идеале, размышления о добре и зле. «Евангельский рассказ, какова бы ни была его историческая достоверность, — писал известный русский художник и.Н. Крамской, — есть памятник действительно пережитого человечеством психологического процесса». И неудивительно, что на протяжении веков многие художники обращались вновь и вновь к этим извечным темам. На евангельский сюжет была написана и картина Михаила Михайловича Зеленского (род. 1843 -?) «Воскрешение дочери Иаира». Она была создана как конкурсная работа на первую Золотую медаль в Академии художеств, которую Зеленский заканчивал в 1871 году. «Тогда собрался целый конгломерат талантов, которые должны были получить медали. — Пишет Поленов в своих воспоминаниях. — По исторической живописи, например, было пять конкурентов: Репин, я, Зеленский, Макаров и Урлауб, между тем как в уставе Академии сказано, что по каждой отрасли может быть выдана одна медаль. Мы очень волновались». Чуть позже Поленов пишет своему другу Ф. В. Чижову: «Работа на первую золотую медаль есть вещь серьезная и очень трудная, конкурс большой, то есть пять человек конкурирующих и два из них очень сильны, а медаль по уставу выдается одна или, в крайнем случае, две. Все это весьма затруднительно». Темой для картины, заданной Академией художеств послужил известный евангельский сюжет: воскрешение дочери Иаира. Наиболее подробно этот сюжет раскрыт в Евангелии от Марка: проповедуя и творя чудеса, Иисус Христос ходил по Галилее. И вот Он «возвратился из страны Гадаринской, а народ уже ждал Его частию ради учения, а частию ради чудес. Пришел и один начальник синагоги, ни бедный, ни отверженный, но из первых». Он попросил Христа исцелить его заболевшую дочь, которой было всего двенадцать лет. Иисус согласился, но через некоторое время ему сообщили, что девушка умерла. «(36) Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. (37) И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. (38) Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение, и плачущих и вопиющих громко. (39) И вошедши говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. (40) И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. (41) И взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа-куми», что значит: «девица, тебе говорю, встань». (42) И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. (43) И Он строго сказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть». (Марк 5, 36-43). Художник представил традиционный академический евангельский сюжет как правдивую, полную жизни, сцену человеческого горя. Он выбрал момент, предшествующий совершению чуда. Только что Христос вошел в дом, а за ним его ученики Петр и Иоанн. На ложе у окна лежит умершая девушка, которую поддерживает мать, рядом в горе замер отец. Лицо Иаира искажено страданием, он потерял любимое дитя, но в его глазах устремленных на Иисуса Христа и взоре матери теплится надежда, которая сочетается с опасением или неверием. Зеленский строит картину по классической схеме, помещая изображение происходящего на среднем плане. Свет, льющийся из открытого окна, освещает главных действующих лиц. Наиболее яркое пятно света ложится на Иаира и лежащую девушку, освещая их лица. Затененность интерьера в глубине создает атмосферу тишины, скорби и вызывает ощущение ожидания чуда. Композиционным и смысловым центром картины является фигура Христа, ее четкая и стройная вертикаль поддерживается стоящей позади него фигурой апостола Петра. Сочетание вертикальных и горизонтальных линий (фигура лежащей девушки, линии пола, оконный проем) направляет взгляд зрителя и сосредотачивает его внимание на происходящем событии. Движение в картине передано отклонившейся влево фигурой отца, которое останавливается успокаивающим жестом Христа. Лицо Иисуса, обрамленное рыжеватыми волосами до плеч и небольшой бородкой, сосредоточено, а поза величава. Яркие цвета одежды Христа — синий гиматий (гиматий — (греч.) — верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона и у шеи иногда застегивался фибулой) и красная туника, классическое иконографическое облачение, акцентируют на его фигуре внимание зрителей. Пурпурный (красный) и голубой (синий) несут в иконописи символическую окраску. Первый — царственный, земной, второй — небесный; сочетание этих двух цветов символизирует сочетание двух природ во Христе. Картина написана в теплых тонах, цвета немного приглушены. Выделяя светом основную группу, художник достигает колористической обобщенности полотна. Яркий красный цвет туники Христа перекликается с приглушенным красным цветом драпировки ложа. А звучный холодноватый синий цвет гиматия находит отклик в приглушенном цвете одеяла, прикрывающего тело девушки и сине-зеленом мафории (мафорий (греч.) — верхняя одежда; длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят), накинутом на голову матери.

Законченную работу Зеленский представил на конкурс, состоявшийся 2 ноября 1871 года. Художники очень волновались, ведь их было пятеро. По просьбе Великого князя Владимира Александровича, президента Академии художеств, первую золотую медаль присудили всем участникам конкурса.

В итоге награды распределились следующим образом: «Зеленский получил первую, Репин — вторую, Поленов — третию — полные пенсионеры, остальные два — Макаров и Урлауб — условно».

Наградой за работу всем конкурсантам послужила шестилетняя поездка за границу на казенный счет, которая предоставлялась лишь лучшим выпускникам Академии художеств. 

Таким блестящим образом завершил М.М. Зеленский свое обучение в Академии художеств по курсу исторической живописи.

Обучаясь с 1855 по 1871 год, за свои студенческие работы он получил две малых и две больших серебряных медали, малую золотую медаль за программную работу «Апостол Петр поражает смертью Ананию и жену его Сапфиру за ложь» (1863) и большую золотую медаль за выпускную работу «Христос воскрешает дочь Иаира» (1871).

Судьба классного художника 1 степени Михаила Михайловича Зеленского оказалась на редкость трагичной. В 1872 году М.М. Зеленский отправляется в европейскую поездку.

К сожалению, художник не смог ни ознакомиться с западным изобразительным искусством, ни просто пожить жизнью русского пенсионера.

Он серьезно заболевает, прерывает командировку и необъяснимо исчезает из художественной жизни русского общества — ни его работы, ни сведения о нем в последующие годы не появляются. Царева Т.Б. © Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева www.radmuseumart.ru

Ещё по теме:

Источник: https://ros-vos.net/christian-culture/evangelie/text/4/

Воскрешение дочери Иаира

Во имя От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха!

Как же мы по­хо­жи на лю­дей, окру­жав­ших умер­шую дочь Иаира! Сам Бог к ним при­шел, Сам Гос­подь, и Он Сам им го­во­рит: «Не плачь­те, она не умер­ла, она усну­ла…

» А лю­ди так твер­до «зна­ют», что она умер­ла и с та­кой уве­рен­но­стью об этом го­во­рят! С ни­ми го­во­рит Гос­подь, Ко­то­ро­го они са­ми же при­зва­ли со­тво­рить чу­до, но те­перь они над Ним сме­ют­ся.

По­ка она бы­ла боль­на – еще мож­но бы­ло на­де­ять­ся на чу­до; те­перь же она умер­ла – и смеш­но го­во­рить о том, что есть на­деж­да…

Так бы­ва­ет и с на­ми. Гос­подь жил, умер, вос­крес, и Он Сам го­во­рит нам, что вре­мен­ная смерть по­доб­на сну, что за ней сто­ит Жизнь, ко­то­рой уже жи­вут ду­ши че­ло­ве­че­ские, – Жизнь, ко­то­рая охва­тит так­же и на­ши те­ла в день слав­но­го Вос­кре­се­ния.

А мы всё про­дол­жа­ем го­во­рить: «Он умер, она умер­ла». И ко­гда нам чи­та­ют в хра­ме сло­ва апо­сто­ла Пав­ла: «Я не хо­чу, чтобы вы бы­ли без на­деж­ды, как про­чие, ко­то­рые ве­рят в смерть…

», – то мы эти сло­ва слу­ша­ем, но всё рав­но «зна­ем», что пе­ред на­ми ле­жит че­ло­век, ко­то­рый умер, и хо­тим быть без­утеш­ны­ми.

Воскрешение дочери Иаира, 1947, Стенли СпенсерМы не ве­рим и сло­ву Вос­крес­ше­го Гос­по­да, что мы вос­крес­нем, и Его же де­лам и сло­вам, ко­гда Он вос­кре­шал лю­дей ещё при Сво­ей зем­ной жиз­ни (дочь Иа­и­ра, Ла­за­ря), что есть Вос­кре­се­ние. Мы «зна­ем», что есть смерть, и не ве­рим, что есть жизнь. Как стран­но и как ужас­но, что эта оче­вид­ность смер­ти за­кры­ва­ет нам ре­аль­ность жиз­ни! Пусть каж­дый из нас спро­сит се­бя: сколь­ко раз Бог го­во­рил нам о жиз­ни, и сколь­ко раз мы от­ве­ча­ли: «Да я же знаю, что по­бе­ди­ла и по­беж­да­ет смерть!..»

И это от­но­сит­ся не толь­ко к те­лес­ной смер­ти. Ес­ли бы мы толь­ко ве­ри­ли в жизнь, то мы бы ве­ри­ли, что ко­гда уми­ра­ет род­ной или близ­кий – это не ко­нец: на­ши от­но­ше­ния с ним и на­ша жизнь по от­но­ше­нию к нему про­дол­жа­ют­ся.

Чтобы най­ти жи­во­го че­ло­ве­ка, мы не долж­ны го­во­рить «вче­ра», «ко­гда-то», «в про­шлом», не долж­ны смот­реть на­зад, а те­перь долж­ны жить с этим жи­вым че­ло­ве­ком в этой жи­вой жиз­ни, и ждать боль­ше­го, а не мень­ше­го.

Это же от­но­сит­ся к ду­шев­ным и к ду­хов­ным яв­ле­ни­ям. Как лег­ко мы го­во­рим, что «че­ло­век умер», что «умер­ла друж­ба», «умер­ла лю­бовь», – умер­ло то, что бы­ло са­мое дра­го­цен­ное меж­ду людь­ми.

И ко­гда Гос­подь нам го­во­рит, что оно толь­ко усну­ло, толь­ко та­ит­ся, но жи­вет (по­то­му что всё са­мое важ­ное – лю­бовь, друж­ба, лас­ка – жи­вет; а уми­ра­ет толь­ко то, что уже на зем­ле несет на се­бе пе­чать смер­ти и тле­ния), мы все-та­ки Ему воз­ра­жа­ем: «Нет, Гос­по­ди, я же знаю – это вы­мер­ло до кор­ня…»

А Хри­стос прит­чей о су­хом де­ре­ве, ко­то­рое три го­да об­ха­жи­ва­ли, по­ка оно не ожи­ло, го­во­рит нам: «Пусть оно и до кор­ня умрёт, но ведь жизнь – от Ме­ня! Всё мо­жет вос­крес­нуть, всё – но в но­вой сла­ве, не в тлен­ном про­шлом, а в со­вер­шен­но но­вом си­я­нии не вре­мен­ной жиз­ни, а веч­ной!» Каж­дый год в Ве­ли­кую Суб­бо­ту утром мы слу­ша­ем про­ро­че­ство Ие­зе­ки­и­ля о су­хих ко­стях (37:3): «Сын че­ло­ве­че­ский, ожи­вут ли эти ко­сти?» – и от­ве­ча­ем: «Нет, это уже об­ласть смер­ти…» А этот до­хри­сти­ан­ский про­рок был муд­рее, и он от­ве­тил: «Гос­по­ди Бо­же, Ты зна­ешь это; а я не знаю…»

Это от­но­сит­ся ко все­му – идёт ли речь о на­ших лич­ных от­но­ше­ни­ях с дру­ги­ми, ли­бо о судь­бе чьей-то че­ло­ве­че­ской ду­ши. Еван­гель­ский рас­сказ – не прит­ча, а быль о том, как вос­крес­ла дочь Иа­и­ра, ко­гда все зна­ли, что она умер­ла.

Знал это и Хри­стос, толь­ко для Него смер­ти нет: есть жизнь, и есть сон. Об­ра­тим­ся к са­мим се­бе, оце­ним на­ши от­но­ше­ния к тем, кто по­чил, – то есть к тем, кто те­перь уснул и от­ды­ха­ет.

По­ду­ма­ем и об окру­жа­ю­щих нас лю­дях, ду­хов­ное со­сто­я­ние ко­то­рых мы осу­ди­ли и вы­нес­ли «окон­ча­тель­ный» при­го­вор: «Этот мёртв! Не утруж­дай Учи­те­ля, и Бо­гу неза­чем сю­да при­хо­дить – не вос­станет!» По­ду­ма­ем о на­ших «умер­ших» дру­же­ских от­но­ше­ни­ях.

Дей­стви­тель­но ли они умер­ли или лишь на вре­мя по­туск­не­ли и «по­чи­ли»? Вчи­тай­тесь в этот еван­гель­ский рас­сказ и как в прит­чу: ведь это прит­ча жиз­ни про­тив смер­ти, прит­ча на­деж­ды про­тив оче­вид­но­сти, прит­ча без­услов­ной ве­ры про­тив на­ше­го глу­бо­ко­го, уби­ва­ю­ще­го неве­рия! Аминь.

Мит­ро­по­лит Су­рож­ский Ан­то­ний (Блум)

Источник: https://azbyka.ru/days/p-voskreshenie-docheri-iaira

Евангелие. Воскрешение дочери Иаира

Иисус возгласил: девица! встань. И возвратился дух ее…

  • Лк. 8, 54–55
  • Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
  • Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Благо тому дому, в который приходит Христос Спаситель. Нет такой беды, которую не превозмог бы Победитель смерти, нет такой утраты, которую бы не восполнил Даритель вечности, и нет такой печали, которую бы не исцелил Утешитель скорбящих. Там, где Господь, слезы сменяются радостью, торжествует надежда, отчаянье уступает место ликованию.

Вот так же скорбен был дом благочестивого Иаира до того, как на его порог ступил Сын Божий. В этом доме умирала от тяжелой болезни единственная дочь Иаира, двенадцатилетняя девочка. И как горько было отцу и матери видеть ее мученья, читать в ее глазах безмолвную просьбу: «Помогите!» Чем могли родители помочь умиравшей дочери? Разве способен земной человек спасти от смерти ближнего своего?

Но вот в сердце Иаира проснулась надежда – он услышал, что вблизи его дома находится великий Исцелитель, могущий одним словом излечить самые тяжелые недуги.

Незадолго до того Сын Человеческий изгнал легион бесов из гадаринского одержимого. Весть об этом чуде потрясла иудеев.

Сам исцеленный ходил по Десятиградию, рассказывая о явленной ему милости Божией – и те, кто раньше видел его звероподобным рычащим существом, изумлялись – так спокоен и величаво красив стал он, облеченный в светлые одежды, так разумны и проникновенны сделались речи бывшего бесноватого. По его слову уверовали в Спасителя, и когда возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его (Лк. 8, 40).

Среди таких уверовавших и надеющихся оказался и Иаир, отец умиравшей девочки. Он надеялся, что исцеливший ужасного бесноватого Сын Человеческий смилуется и над больным ребенком. Движимый скорбью и упованием, он пробился сквозь окружавшую Спасителя толпу, и пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом (Лк. 8, 41).

Иаир был начальником синагоги, учителем народа, пользовался всеобщим уважением и почетом, но вот, смиренный горем, он на глазах всего города упал к ногам неведомого Пришельца.

И как возликовал Иаир, когда Иисус снизошел к его смирению, согласился посетить его дом! «Верующий не тот, кто думает, что Богу все возможно, но кто верует, что получит от Бога все, что просит», – говорит преподобный Иоанн Лествичник.

Иисус шествовал к дому Иаира медленно, потому что Его пути мешала жаждущая чудес толпа. В это время к Иаиру, сердце которого учащенно билось от нетерпения, подошел слуга, сказавший: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя (Лк. 8, 49).

Снова несчастный отец оказался на грани отчаяния, но Спаситель ободрил его: не бойся, только веруй (Лк. 8, 50). На что, казалось бы, оставалось надеяться Иаиру? Все кончено, дочь умерла. Однако слова Спасителя вдохнули в Иаира мужество – и вопреки всякой очевидности, всем доводам рассудка он продолжал веровать.

Такая вера есть подвиг в очах Господних, и Сын Божий не умедлил с наградой верному.

Она не умерла, но спит (Лк. 8, 52), – сказал Спаситель, ступив на порог дома, где покоилось бездыханное тело девочки.

Родственники и знакомые Иаира, пришедшие разделить его горе, ответили на эти слова Спасителя горьким смехом.

Они доверяли только своему рассудку, который говорил: тот, кто не дышит, у кого не бьется сердце, чье тело успело похолодеть, – мертв и никогда не встанет. Таковым Господь не являет чудес, ибо они недостойны их.

Спаситель выслал вон (Лк. 8, 54) всех этих маловеров. В доме остались только апостолы Христовы и родители девочки, чья любовь была сильнее доводов холодного рассудка. Взяв ребенка за руку, Иисус возгласил: девица! встань (Лк. 8, 54). И она встала – живая, радостная и просветленная.

По вере родителей Сын Божий совершил чудо телесного воскрешения их дочери. Евангелие говорит нам о том, каким образом это произошло:возвратился дух ее (Лк. 8, 55). В этом – благая весть о безсмертии нашем.

Тело человеческое, взятое из земли, возвращается в землю. Но дух человека, рожденный дыханием Божиим, нельзя уничтожить – он не может сгнить, смешаться с землей, безследно исчезнуть – он переходит в вечность.

Эту-то безсмертную частицу вернул Иисус в тело дочери Иаира, совершая чудо воскрешения.

В течение нескольких веков, начиная с эпохи фальшивого «просвещения», среди людей господствовало душепагубное мнение о том, что за порогом смерти – ничего нет, черная дыра, абсолютное небытие.

Эта мрачная теория есть хула на Всемилостивого Творца, надругательство над любимым Его созданием – человеком, будто бы представляющим собою лишь потенциальный корм для могильных червей. Мысль о смертности души гордым суемудрам была конечно же внушена никем иным, как человекоубийцей-диаволом.

Какая праведность, какая нравственность могли явиться в человеке, думающем, что все его существование заключено в мимолетных земных годах, не верящем ни в загробную награду, ни в загробное наказание? Забывшее Бога общество становится жестоким и сластолюбивым, ибо смысл жизни видит лишь в удовольствиях, остерегается лишь земных властей.

Если нет Бога и безсмертия, зачем жертвовать чем-то для других вместо того, чтобы «наслаждаться жизнью»? Зачем бояться греха и преступления, если нет Высшего Судии? Кротость и милосердие, мир и взаимная любовь становятся невозможными там, где народ развращен безбожием.

Думая, что поклоняются «науке и прогрессу», суемудры на самом деле поклонялись смерти и отцу ее – диаволу. Духа злобы не смущало то, что отрицающие все «сверхъестественное» не признают и его самого – «князя тьмы», главным для лукавого было их противление Господу.

«Самой коварной уловкой диавола было уверить людей в том, что его не существует», – заметил однажды французский философ Боссюэ.

Враг рода человеческого радовался, видя, как соблазненные материализмом погрязают в грехе, чтобы после кончины попасть в лапы бесов на вечную пытку.

В нынешнем веке Господь сжалился даже над теми, кто верил только в науку. Безсмертие человеческой души в наши дни признано «медицинским фактом». Поэтому мысль о загробном Суде мешает некоторым предаваться греховным удовольствиям, следовать нечистым похотям.

«О лукавый демон, ненавистник добра и людей, нечистый дух! С каким ухищрением запинает, обольщает и убеждает он каждого! Владыка Христос взывает и через пророков, и через апостолов, и через Евангелие, и из многих внимают немногие. Диавол призывает гуслями, ликованием, бесовскими песнями, и собирает к себе множество.

Часто люди, целый день трудясь для чрева, и целую ночь проводят без сна на погибель душ своих, играя и служа игралищем», – так, скорбя о погибающих, говорит преподобный Ефрем Сирин.

Христианам, владеющим Божественным Откровением, никогда не требовалось никаких «научных доказательств» безсмертия человеческой души, которая по делам своим или возвращается к Небесному Отцу, или ниспадает во тьму кромешную. Так же непреложно и предреченное Господом телесное воскресение всего человечества на Страшном Суде Божием.

Как некогда Творец воздвиг из земли первых людей, так в урочный час Всемогущий возведет из могильного праха всех, кто когда-либо жил в этом мире. Преподобный Ефрем Сирин пишет об этом великом часе свершения судеб Божиих:

«Омрачится свет солнечный, и спадут звезды, небо совьется, как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов, опустеют таинницы ада.

Явится Христос на облаках со святыми Ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его, земля представит тело человеческое, как приняла его; хотя бы растерзали его звери, пожрали птицы, раздробили рыбы.

Тело праведного сияет семикратно паче света солнечного, а тела грешников оказываются темными и исполненными зловония; и тело каждого показывает дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем. И тогда свершится тяжкое испытание дел наших».

Дорогие во Христе братья и сестры!

Никому из нас неведомо, в какой день и час призовет нас Господь. Дочери Иаира исполнилось всего двенадцать лет, когда она переступила порог смерти, и лишь по особой милости Спасителя продлилась ее земная жизнь.

Есть несметное множество примеров того, как внезапно уходят из этого мира люди в расцвете молодости, здоровья и сил. Как бы крепок и бодр ни был человек, пусть не думает он: «У меня еще есть время обратиться ко Господу», пусть не откладывает на ненадежное «завтра» труд своего спасения.

Сегодня и сейчас совершенное доброе дело может оказаться тем крылом, которое вознесет нас к вечному блаженству. Сегодня и сейчас совершенный грех может превратиться в тот камень, который увлечет нас в адскую бездну.

Об этом предупреждает нас святой Апостол Иаков, говоря:Вы… не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий (Иак. 4, 14).

Эта временная жизнь ценна не сама по себе, но как дарованная нам Всевышним драгоценная возможность возрастить свои души в Богопознании, украсить их благочестием, омыть покаянием и смирением, дабы соделаться достойными Царства Небесного. Будем же дорожить каждой минутой быстротекущего бытия для духовного преуспеяния, зная, что труд наш не тщетен пред Господом (1 Кор. 15, 58). Аминь.

  1. Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский
  2. (ныне – митрополит Омский и Таврический)
  3. _______________

Источник:  Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким). Проповеди на воскресные евангельские чтения. – Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. – Официальный сайт Омской и Таврической епархии РПЦ. – http://omsk-eparhiya.ru/slovo-v-nedelyu-24-yu-po-pyatidesyatnitse-o-voskreshenii-docheri-iaira

Версия для печати: Неделя 24 по Пятидесятнице.doc 

Источник: http://andrey-one.prihod.ru/2015/12/29/evangelie-voskreshenie-docheri-iaira/

Христос в доме Иаира

(Ев. Марка 5:21-43).

Великое событие воскрешения Христом дочери Иаира произошло в Капернауме. Ни в каком другом городе не бывал Христос так часто, как в Капернауме.

И ни в каком другом городе не совершил Христос столько славных дел, сколько Он совершил их в Капернауме. Когда Христос приходил в Капернаум, то люди говорили: Он пришел в «Свой город» (Ев. Матф. 9, 1).

И говорили так потому, что Христос именно часто бывал в этом городе.

Посмотрим, о каких славных делах, совершенных Христом в Капернауме, говорит Евангелие. Здесь, в Капернауме, Христос исцелил от горячки (возможно, это была болезнь малярии) тещу апостола Петра (Ев.

Марка 1, 29 — 31). В Капернаумской синагоге Христос исцелил бесноватого (Ев. Марка 1, 21 — 26). В Капернаумской синагоге Христос совершил исцеление сухорукого, то есть человека с парализованной рукой (Ев.

Луки 6, 6 — 10).

Здесь, в Капернауме, Христос исцелил «расслабленного», то есть разбитого параличом больного, которого спустили на постели через кровлю дома (Ев. Марка 2, 1 — 12). В этом городе был исцелен Христом слуга сотника (Ев. Матф. 8, 5 — 13). В Капернауме, по слову Христа, был исцелен сын царедворца (Ев. Иоан. 4, 46 — 54).

Но самым славным из всех дел, совершенных Христом в Капернауме, было воскрешение дочери начальника синагоги Иаира. Здесь, в Капернауме, были сказаны знаменитые слова Христа о «хлебе жизни», сшедшем с небес (Ев. Иоан.

6, 48 — 59), а также притчи о сеятеле, о пшенице и плевелах, о зерне горчичном, о закваске, о сокровище, скрытом на поле, о купце, ищущем хороших жемчужин, и о неводе, закинутом в море (Ев. Матф. 13 глава).

Много славных дел явил Христос в Капернауме, и много славных наставлений преподал Он жителям его, но почва сердец их оказалась каменистой, и Христу пришлось произнести печальное пророчество об этом городе, которое мы читаем в Ев. Матф.

11, 23: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; …ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня».

Эти слова Христа должны быть теперь понятны нам, после всего того, что мы слышали о делах, совершенных Христом в Капернауме.

Воскрешение дочери Иаира и исцеление женщины, страдавшей двенадцать лет кровотечением, Евангелие связало неразрывно. Трудно говорить о воскрешении дочери Иаира и не говорить об исцелении двенадцать лет страдавшей кровотечением женщины. Эти два славных дела Христа тесно переплетаются одно с другим.

И это переплетение болезни и смерти имеет глубокий духовный смысл. А именно: со дня появления греха на земле болезнь и смерть стали постоянными посетителями наших домов. Эти две нежеланные гостьи чересчур долго загостились на нашей земле.

Но Евангелие говорит, что их не будет на новой земле, которую сотворит Христос. Мы все знаем слова о новой земле в Откровении 21, 4: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет».

Теперь мы поймем более глубоко значение чудес Христа — исцелений Им больных, воскрешений мертвых, усмирений бурь на море… Все, что совершил Христос на земле, должно свидетельствовать нам о Нем как об истинном всемогущем Боге.

Это с одной стороны, а с другой стороны — исцеление Христом больных и воскрешение Им мертвых показывают нам нашего Господа Иисуса Христа как Победителя над болезнью и смертью и как Создателя нового неба и новой земли, где не будет ни болезни, ни смерти.

Евангелие говорит, что Христос творил Свои чудеса там, где была у людей вера. То есть там, где была рука, протянутая ко Христу, как к источнику божественной силы. Это не значит, что отсутствие веры обессиливало Христа; нет, те же чудеса Он мог бы совершить и там, где не было веры.

Но вера соединяет человека со Христом, вот почему Он требовал от приходящих к Нему за помощью — веры. Мало получить помощь от Христа, — надо приобрести Его Самого. А для этого нужна рука веры. Драгоценнейшая жемчужина — Христос — может сиять перед нашими очами. Но лишь вера в Него делает Его достоянием нашего сердца.

Помощь, полученная от Христа, без обладания Им Самим, не даст счастья нашему сердцу, ибо истинное счастье только во Христе Самом.

Иаир пришел ко Христу с верой. Он говорит Христу: «Дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Ев. Матф. 9, 18). Это была большая вера: «дочь умирает», но она «будет живой», если Христос возложит на нее Свою руку. Но и самая большая вера может быть поколеблена, когда приходит самая тяжелая весть: «Дочь твоя умерла».

Христос не порицает Иаира за страх, который охватил его сердце, и не осуждает за колебание его веры при получении потрясающей вести, что дочь его умерла. Нет, Он укрепляет его веру словами: «Не бойся, только веруй, и спасена будет» (Ев.

Луки 8, 50). Это слова Победителя над смертью; слова Творца новой земли — земли без болезней и смерти. Но за этими словами последовало и дело, полное торжества и славы, — дело возвращения жизни умершей 12-летней девочке, дочери Иаира.

Христос вошел в дом Иаира. С Ним только три апостола — Петр, Иоанн и Иаков. В Наине, при воскрешении сына вдовы, было множество народа. Здесь, в доме Иаира, только три апостола и отец и мать умершей девочки. И здесь, в доме Иаира, Христос провозгласил Свое великое учение о смерти, как о сне, от которого будет пробуждение. Он сказал: «Девица не умерла, но спит».

Эти слова Христа вызвали смех у находившихся в доме Иаира людей. Мы читаем: «…и смеялись над Ним». Но Христос и о смерти Лазаря сказал, как о сне. Прочтем Его слова в Ев. Иоан. 11, 11: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его». Ученики Христа не поняли этих слов Учителя; они думали, что Он говорит о сне обыкновенном (Ев. Иоан. 11, 14).

«Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер».

Мы, имеющие Библию как основу жизни, должны иметь определенное понятие о смерти, основанное на Слове Божьем. Мы возьмем пять понятий, которые дает Слово Божье в отношении смерти.

Первое понятие: смерть — это сон, от которого будет пробуждение. Об этом мы слышим из уст Христа. Второе понятие о смерти: смерть — это «последний враг», как мы читаем об этом в 1 Кор. 15, 26: «Последний же враг истребится — смерть».

Много враждебных нам стихий встречаем мы в нашей жизни.

Много нежелательного для нас приходится нам переживать в нашей земной жизни. Последней враждебной стихией будет наша смерть. Последним нежелательным для нас явлением будет наша смерть. Вот в каком смысле смерть является нашим «последним врагом».

Третье понятие о смерти, которое дает нам Слово Божье, следующее: смерть — это приобретение. Так говорит ап. Павел в Филип. 1, 21: «Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение».

В каком смысле смерть является «приобретением»? В том смысле, что смерть — это «восхищение от зла», как сказано в Ис. 57, 1: «Праведник умирает… и никто не помыслит, что праведник восхищается от зла».

Смерть — приобретение, поскольку она приобщает нас ко Христу, как говорит ап. Павел: «имею желание разрешиться (то есть умереть) и быть со Христом» (Филип. 1, 23).

Четвертое понятие о смерти: смерть как избавление от страданий. Вспомним молитву утомленного бурями жизни пророка Илии: «…и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою» (3 Цар. 19, 4).

Такой молитвой молятся многие страждущие дети Божий. И один поэт сказал, что в могиле «спит страдание». И, на конец, пятое понятие о смерти: смерть — явление временное.

Слово Божье в Откровении 21, 4 торжественно провозглашает: «Смерти не будет!»

В доме Иаира мы слышим повеление Христа умершей девочке.

Повеление гласит: «Девица, тебе говорю, встань!» Так же гласило повеление Христа умершему юноше в Наине: «Юноша! тебе говорю, встань!» И стало так: юноша поднялся и девица встала, — «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Ев.

Луки 1, 37). «И возвратился дух ее» (Ев. Луки 8, 55). Вот сущность воскресения: дух возвращается в тело, — не в разложившееся тело, а в новое тело, которое сотворит Бог — Творец вселенной.

Источник: https://slavicbaptists.com/2012/06/12/christinthehouse/

Ссылка на основную публикацию