Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878—1939 гг.)
Заслуженный деятель искусств России Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878—1939 гг.) в раннем своем творчестве отличался аллегорическими представлениями. Его портреты, натюрморты и жанровые произведения выделяются своей контрастностью и яркой выразительностью. Кузьма Сергеевич родился и вырос в Хвалынске — небольшом волжском городке под Саратовом.
По его собственным словам:
«Рождение на Волге уже указывает на что-то. Прежде всего, это сразу, с детства, устанавливает человеческий глаз на природные красоты, на красоты широкого водного пространства, холмов».
С самого раннего детства Петров-Водкин увлекался рисованием. С 1890 по 1893 г. Кузьма Сергеевич учился в Хвалынском четырехклассном городском училище, где, как говорил он сам, «числился на никаком счету».
Но однажды на уроке, слушая объяснения преподавателя, он начал делать набросок на чистом листе. Штрих за штрихом появлялось иллюзорное изображение, создающее впечатление разорванности листа.
Когда учитель закончил опрашивать детей, Петров-Водкин громко объявил, что «дыра» нарисована. По сей день этот рисунок хранится в музее города Хвалынска.
Ни родные, ни близкие не относились к увлечению Кузьмы серьезно. Но жажда творчества преодолела все преграды, и, приехав в Самару, чтобы учиться в железнодорожном училище, он поступил в классы живописи и рисования Федора Емельяновича Бурова.
Летом 1895 г. Петров-Водкин переехал в Петербург и поступил в Штиглицкое училище, которое готовило художников прикладного искусства. С 1897 по 1904 г. Петров-Водкин продолжил свое обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Первые произведения Петрова-Водкина были ориентированы на символизм и модернизм немецких и французских художников. Хочется отметить такие полотна, как «Элегия», «Берег» и «Сон».
Картины Петрова-Водкина с названиями и описанием
1919 год. Тревога (1934г., Русский музей, Санкт-Петербруг)
Берег (1908 г., Русский музей, Санкт-Петербруг)
Бириби. Африка (1907)
Богоматерь Умиление злых сердец (1914-15гг., Русский музей, Санкт-Петербруг)
Бокал и лимон (1922)
В детской (1925)
В Шувалове(1926г., Русский музейСанкт-Петербург)
Весна (1935г., Русский музей, Санкт-Петербруг)
Гибель (1914г., Русский музей, Санкт-Петербург)
Девушки на Волге (1915, Третьяковская галерея, Москва)
Землетрясение в Крыму (1927г., Русский музейСанкт-Петербург)
Красный всадник (1926 г. )
Купание красного коня (1912 г, Третьяковская галерея, Москва)
Мать (1915 г.)
На линии огня (1916, Русский музей, Санкт-Петербруг)
Натюрморт с зеркалом (1919 г)
Париж. Нотр-Дам (1924г., Русский музейСанкт-Петербург)
Петроградская мадонна (1920 г, Третьяковская галерея, Москва)
Полдень (1917г., Русский музей, Санкт-Петербург)
Портрет жены художника (1915г., Иркутский художественный музей)
Свеча и графин (1918г., Третьяковская галерея, Москва)
Селедка (1918г., Русский музей, Санкт-Петербруг)
Скрипка (1916г., Одесский художественный музей)
Смерть комиссара (1928, Русский музей, Санкт-Петербруг)
Утренний натюрморт (1918 г, Русский музей, Санкт-Петербруг)
Утро. Купальщицы (1917, Русский музей, Санкт-Петербруг)
Шах-и-Зинда (Самарканд) (1921г., Русский музейСанкт-Петербург)
Яблоко и вишня (1907г., Частное собрание)
Источник: https://evivid.ru/petrov-vodkin-kuzma-sergeevich-karti.html
Любимые художники. Кузьма Петров-Водкин
Кузьма Петров-Водкин (1878-1939)»Купание красного коня» (1912, Третьяковка)Кузьма Сергеич Петров-Водкин был из наших, из волжан — родился он в городе Хвалынске. Дед его, Пётр, был известным на весь Хвалынск пьяницей — видимо, отсюда и пошла двойная фамилия Петров-Водкин. А отец, напротив, не пил (насмотревшись на отца) и был единственным в Хвалынске непьющим сапожником.
«Окрестности Хвалынска» (1909, Русский музей)
В возрасте 15 лет Кузьма Петров-Водкин приезжает в Самару поступать в железнодорожное училище, но проваливает экзамен и вместо училища начинает обучаться рисованию в классах Ф. Бурова. Отучившись два года в Самаре, поступает в чертёжное училище Штиглица в Петербурге, а вот уже оттуда переводится в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учится у Серова. По тогдашему обыкновению, обучение живописи предполагает поездки по заграницам, и Петров-Водкин отправляется путешествовать по Южной Европе и Северной Африке, откуда и привозит свои первые «взрослые» картины.»Африканский мальчик» (1907, частная коллекция)
«В кафе» (1907, Русский музей»)
Вполне в духе времени: художник увлечен модернизмом и символизмом, но скорее копирует, чем создаёт что-то своё. Своеобразный художественный почерк Петрова-Водкина начнёт формироваться по возвращении в Россию, в начале 1910-х. Тогда художник вступает в «Мир искусства» — пожалуй, самое авторитетное на тот момент художественное объединение, продвигавшее «новое искусство», и на их выставке представляет картину «Сон».»Сон» (1910, Русский музей)
Репин обрушивается с критикой на эту работу, обзывает автора невеждой и сапожником (намекая на происхождение). Но Репин вообще был поборник реализма — и мирискусстников не уважал, и французских импрессионистов костерил на чём свет держится.Впрочем, картина и впрямь не фонтан. Но тут уже видно, что художник начал нащупывать свой стиль, который в полную силу проявился уже в следующей большой работе:»Играющие мальчики» (1911, Русский музей)
Да она, конечно, сильно смахивает на Матисса.
Матисс написал свои «Музыку» и «Танец» в 1910-м по заказу Сергея Щукина, который украсил ими лестницу своего московского особняка (теперь они в Эрмитаже). Не знаю, насколько они вдохновили Петрова-Водкина (вроде бы как он сам признавал их влияние), но характерная для дальнейшего творчества цветовая гамма началась именно с «мальчиков».В это же время были расчищены от поздних наслоений (по сути, открыты заново) новгородские иконы. Они произвели сильнейшее впечатление на художника, и без того не чуждого иконописи — ещё мальчиком в Хвалынске он общался с местными мастерами и даже сам пробовал писать иконы. Так к цвету добавился ещё один компонент водкинского художественного стиля — присущая иконе лаконичность и «точёность» линий.Всё это выливается в знаменитое «Купание красного коня».»Купание красного коня» (1912, Третьяковка)
Под впечатлением от икон, художник перерисовывает уже почти готовую картину — меняет композицию, манеру и сюжет. И работа выстреливает. Говорят, тот же Репин целый час стоял перед картиной, после чего нехотя произнёс: «Да, этот художник действительно талантлив».Картина уезжает на выставку в Швецию, да так там и остаётся: начинается первая мировая, затем революция… Вернулась на Родину вещь только в 1950-м, сейчас висит в Третьяковке (в новом корпусе на Крымской набережной).Стиль Петрова-Водкина очень узнаваем и работал он в нём до конца 1920-х.»Фантазия» (1925, Русский музей)
«Смерть комиссара» (1928, Русский музей)Цвет коней Петрова-Водкина пришёлся очень ко времени. Когда пути Советской власти и художественного авангарда разошлись (а поначалу они шли рука об руку) — Петров-Водкин вполне вписался в новую жизнь. Порой его даже преподносили как революционного и большевистского художника. Но тут примерно как с Маяковским — если знакомиться с ним в рамках школьной программы советских времён, действительно может показаться, что его главные вдохновители «Партия и Ленин». На деле же творчество и Маяковского, и Петрова-Водкина куда шире и глубже.А глядя на эту картину, и вовсе хочется повторить вслед за булгаковскими героями: «Вы не любите пролетариат!»»Рабочие» (1926, Русский музей)Важная тема у Петрова-Водкина — тема материнства. И тут особенно ярко видно влияние иконы.»Мать» (1913, Третьяковка)»Мать» (1915, Русский музей)»Первые шаги» (1925, Русский музей)И, наверное, самая знаменитая -«Петроградская мадона» (1920, Русский музей)Отдельно отмечу натюрморты. Не самая известная ипостась художника, но мне они очень нравятся.»Селёдка» (1918, Русский музей)»Утренний натюрморт» (1918, Русский музей)Особенно гранёные стаканы удавались Петрову-Водкину — под его гранёный стиль самое оно 🙂 И непременно, чтобы свет играл на гранях и преломлялся в них.»Виноград» (1938, Русский музей)В конце 1920-х художнику пришлось на какое-то время отложить кисти. На измученные туберкулёзом лёгкие краски действовали негативно — врачи запретили рисовать, и отправили художника лечиться свежим воздухом. Петров-Водкин пробует себя на литературном поприще: пишет автобиографические «Хлыновск» и «Пространство Евклида». Писать, впрочем, он пробовал и раньше. И, говорят, это вызывало неудовольствие Горького — не ладили художник и писатель.В конце концов, Петров-Водкин вернулся к живописи. Написанное им в 1930-е утратило символизм 20-х и стало более реалистичным.»1919. Тревога» (1934, Русский музей)»Девочка за партой» (1938, Астраханская картинная галерея)»Девочка с куклой» (1937, Эстонский художественный музей)А закончу автопортретом.»Автопортрет» (1918, Русский музей)А в следующий раз будет художник, не написавший ни одной картины. Оптическая иллюзия, трансформация пространства, симметрия, математика, всё такое…
- Казимир Малевич (1879 — 1935) История европейского изобразительного искусства одним абзацем. Долгое время главным заказчиком живописи была…
- Один из ярчайших и интереснейших художников всех времён. Его биография окутана огромным количеством мифов и легенд, многократно растиражированных в…
- Аркадий Пластов (1893 — 1972) «Весна. В бане» (1954, Третьяковка, Москва) Всё-таки показывать картины — тоже надо уметь. В Новой…
Источник: https://savin-andrey.livejournal.com/88725.html
Картины Петрова-Водкина: описание :
Картины Петрова-Водкина — уникального художника, творившего на стыке двух эпох, хранятся в лучших музеях России и за рубежом.
Получив великолепное художественное образование, он изучал иконопись, проявлял большой интерес к живописи Ренессанса. В 1910 году, после многочисленных путешествий, Кузьма Сергеевич увлекся импрессионизмом.
Синтезировав разные направления, он стал писать в особенной манере, по которой легко узнать его работы.
Многое изменилось со времени Революции, в том числе и отношение к ней, а произведения, которые создавал Петров-Водкин: картины, натюрморты — стали еще более современными и значимыми.
С помощью сферической перспективы он выводит зрителя за пределы плоскости в измерение, в котором есть время и движение.
Начинаешь не только видеть, но и слышать, что происходит, когда смотришь на картины Петрова-Водкина.
Художник с огромной радостью и воодушевлением воспринял весть о свершившихся переменах, принял активное участие в организации художественных мастерских и учебных заведений по всему СССР. Ведь он и сам произошел из простой рабочей семьи и никогда этого не стыдился.
Завтрак на солнечной веранде
Картина Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге. На картине изображено радостное солнечное утро на даче.
На деревянном столике стоит граненый чайник, в котором отражается кот, а слева выглядывает собака, возможно, смотрящая на хозяина.
Невидимый герой картины только что пил чай из стакана, положил ложку на блюдце, на завтрак приготовлены яйца. В маленькой вазочке стоит букет свежих полевых цветов. Все пространство залито светом.
Здесь зарисована сценка из жизни. Полотно объемно; кажется, что можно войти в него, погладить пса, попить янтарный чай.
Портрет Анны Ахматовой
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин в позднем творчестве часто писал портреты членов семьи. Но создать образ известного поэта — это большая ответственность перед будущими поколениями. Кроме внешнего сходства нужно передать одухотворенность творческой личности, характер, свое художественное видение.
Портрет Анны Ахматовой был написан в 1922 году. Проницательный взгляд источает спокойствие и силу, боль и печаль о непоправимых потерях, мужество, чтобы их достойно перенести.
Многие художники запечатлели поэтессу, но работа Петрова-Водкина, вызвавшая много споров и нареканий современников, прошла испытание временем.
При написании был применен трехцветный метод, с которым в это время увлеченно экспериментировал художник.
Петроградская Мадонна
Еще в юном возрасте познакомился с двумя иконописцами и сам взялся за кисть Петров-Водкин. Картины того времени не сохранились.
- Позднее, когда он уже получил художественное образование в Петрограде и Москве, до 1917 года писал иконы в модерновом стиле.
- После Революции много скрытого смысла вкладывал в свои работы Петров-Водкин, описание картины стало невозможно без поиска ассоциаций и наличия определенных знаний.
- Работа сразу же получила народное название «Петроградская мадонна».
Изображенная на картине «Петроград.1918 год» женщина сжимает руку младенца, а взгляд ее полон тревоги и печали за его будущую судьбу. По иконографии работа похожа на «Страстную» икону Божией Матери, посвященную событиям Страстной недели, последней перед Воскресением. Младенец Иисус взял Богородицу за руки, увидев ангелов, несущих орудия пыток для Распятия.
Картина обобщенно передает душевное состояние всех женщин в это сложное и страшное время, которые, несмотря на войну, лишения, продолжают исполнять свой святой материнский долг, давая тепло и заботу своим детям, стараясь, чтобы их не коснулись окружающие разруха и голод.
Пророчества в полотнах К.С Петрова-Водкина
Современники называли его древнерусским иконописцем, волею случая попавшим в будущее. Картины Петрова-Водкина не только отражали его восприятие настоящего, но и пророчили. Например, «Купание красного коня».
Написанное в 1912 году полотно произвело фурор в мире. Мощная энергия цвета ассоциировалась с грядущими неотвратимыми событиями. Революция приближалась; художники и поэты, веря в идеалы, мечтая о построении коммунизма, всей душой откликались на ее призыв.
Картины Петрова-Водкина оригинальны и прекрасны, в своем творчестве он сумел отразить жизнь простых людей, их духовность, драматизм времени.
Источник: https://www.syl.ru/article/312243/kartinyi-petrova-vodkina-opisanie
Весна — Петров-Водкин К. С. :: Артпоиск — русские художники
В одной из своих бесед Петров-Водкин так ответил на упреки в том, что он возвращается «к космическому представлению о земле»: «Совершенно верно, об этом сейчас и нужно говорить. Сейчас у нас люди летают на парашютах, поднимаются на 15 верст вверх, а мы, видите ли, будем думать, не качается ли у нас стол и т. д. Объявляю во всеуслышание — мыслите о земле, как о планете, и никогда не ошибетесь, ребята!».
Обращаясь к темам современной действительности и отказываясь от символических иллюзий, Петров-Водкин вовсе не отказывается от идеала, от мечты. Он не становится рабом вещей и фактов. Для него реально не только видимое, но и чувствуемое, переживаемое. Признавая ценность мира предметного, художник ни на секунду не забывает о ценности мира духовного.
Именно поэтому любое изображение он не мыслит вне преображения. Таким образом, мечта художника перестает быть «небылицей», иллюзией, а становится той призмой, сквозь которую он воспринимает действительность. Жажда идеального направляет воображение художника, и оно видоизменяет формы предметного мира.
Настраиваясь «на волну» настроения своих героев, Петров-Водкин как бы ставит сам себя на их место. Он считает возможным в ряде случаев изображать то, что кажется его героям, то, что видится им. В некоторых произведениях Петрова-Водкина, например в картине «После боя», между реальным планом и воображаемым существует резкий разрыв.
Полного «совмещения» этих планов нет и в одной из поздних работ художника — «Весна» (1935).
На картине изображены влюбленные — парень и девушка. Их образы прекрасны своей чистотой. В фигуре юноши ощущается какая-то неловкость, скованность, выдающая робость первого чувства. Кажется, так трудно преодолима узенькая полоска пространства, разделяющая молодых людей! У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда…
Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством любви на вершину мира. Художнику важно выразить ощущение душевной высоты своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. И он изображает под обрывом — в самом низу картины — крохотные деревья и домики, ютящиеся у ног влюбленных.
При всей точности бытовой характеристики, образы юноши и девушки становятся приподнятыми над бытом, над повседневностью. По сути дела, Петров-Водкин поступает, как дети, изображающие то, что важно для них, например цветы, больше неважного, например — дома.
Детски-наивны в своей чистоте и откровенности краски картины: желтая (майка юноши), синяя (платье девушки), ярко-пунцовая (ее берет), нежно-бирюзовая (земля).
Нарушение перспективы — несомненная вольность художника, с которой отнюдь не каждый может согласиться. Но также несомненно и то, что вольность эта — поэтическая. Она отвечает общечеловеческим, вполне понятным чувствам, и в этом одно из веских оправдании живописца.
Многие картины Петрова-Водкина, порой несколько «странные» на первый взгляд, становятся понятными и внутренне мотивированными, когда мы уясняем образ мышления художника, его философию. Условность водкинских произведений рождена потребностью выразить значительные идеи. Она является средством обобщения.
Оперируя наиболее общими категориями, Петров-Водкин ищет изобразительных «формул», он всегда синтетичен. Выросший на Волге, соединяющей отдаленные концы земли русской, живописец стремится в создаваемых образах слить воедино черты, характерные для облика своей родины в целом. У Нестерова Россия — это наш север или средняя полоса.
У Кустодиевf — приволжская провинция — Кострома, Кинешма, Ярославль. Россия Петрова-Водкина — это Россия вообще, вне ее местных проявлений и особенностей.
Источник: http://ArtPoisk.info/artist/petrov-vodkin_kuz_ma_sergeevich_1878/vesna_071/
«Утренний натюрморт» Петрова-Водкина
Петров-Водкин «Утренний натюрморт». Представленная картина довольно красочное и насыщенное произведение искусства. Она сразу привлекает внимание использованными тёплыми тонами и светлыми оттенками. Живость и яркость сполна присутствуют на этом полотне.
Сочинение по картине «Утренний натюрморт»
Вариант 1
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин — известный русский художник. Он написал множество замечательных картин, интересны и выразительны его натюрморты. Один из выдающихся — «Утренний натюрморт», написанный в тяжелое голодное время, в 1918 году.
Художник изобразил простой деревенский завтрак. На улице раннее утро, комната залита солнечным светом. В центре картины стол. Он далеко не новый, его рыжеватого цвета поверхность покрыта царапинами. На обычном деревянном столе, даже не застеленном скатертью, стоит чудесный букет.
Нежно-голубые и желтые полевые цветы в прозрачной стеклянной вазе очаровывают своей красотой. Кажется, что стоит наклониться и почувствуешь их тонкий аромат. Стебли и листья светло-зеленого цвета прописаны с особой тщательностью.
Из съестного только пара неочищенных вареных яиц и стакан свежезаваренного чая.
Стакан стоит в блюдце, в нем же чайная ложка, она видна сквозь чай. Художник четко прорисовал граненый стакан, в трех гранях виднеется ложка. Рядом находится никелированный чайник, который идеально начищен и блестит на солнце. В нем, как в зеркале, отражается все, что находится на столе, и даже рыжий кот, которого нет на полотне.
С чайника снята маленькая крышка, она находится неподалеку. И это неслучайно, автор подчеркивает реальность происходящего, чай заварили совсем недавно, забыли накрыть крышкой. Слева изображен спичечный коробок, он имеет четкую форму. Никелированная трубка, находящаяся рядом, источник блеска.
Вообще, художник играет бликами, они на большинстве поверхностей.
На заднем плане изображена собака. Она ярко-коричневого цвета. Глаза собаки грустные, усталые, ее взгляд устремлен на хозяина. На картине нет человека, но он находится рядом, его окружают домашние любимцы.
Когда смотришь на полотно, кажется, что находишься на месте хозяина стола. Полотно наполнено светом, чистотой. Художник использовал только светлые и яркие краски, от картины веет свежестью. Петров-Водкин создал очень приятную картину.
Она проста, но оставляет очень радостное впечатление.
Спокойствие и покой овладевают зрителем во время просмотра этого натюрморта. В голодное время такой завтрак был желанным, художник запечатлел прекрасное утро и реальную жизнь, без прикрас. Возможно, что автор выразил в ней свой взгляд на жизнь, веру в лучшее будущее.
Вариант 2
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин – выдающийся русский художник. Его работы навсегда врезаются в память за счёт своей необычной перспективы. Многие искусствоведы называют перспективу Петрова-Водкина сферической.
Но сам художник не считает её таковой. Он утверждает, что на своих полотнах изображает вещи такими, какими их видит человеческий глаз. А это, по мнению художника, невозможно, прибегая к фронтальной перспективе.
Картина «Утренний натюрморт» была написана в 1918 году. И так же, как остальные работы Петрова-Водкина, она отличается своей «криволинейностью». «Утренний натюрморт» дышит свежестью. С первого взгляда на картину становится ясно, что за окном утро. Освещение мягкое, как бы рассеянное. Перед нами стол. На его розоватых досках видна капелька воды.
Можно предположить, что вода только что упала с листьев и лепестков свежих полевых цветов, которые стоят в вазе на столе. Справа от вазы стоит стакан с чаем. На блюдце мы видим ложечку. Петров-Водкин удивительно правдоподобно передал, как выглядит ложечка, если на неё смотреть сквозь гранёный стакан, наполненный чаем.
Не менее точно он изобразил отражение одного из двух варёных яиц, лежащих на столе, в никелированном чайничке. На столе также лежат спички и трубка. Рядом со столом на полу сидит лохматый рыжий пёс. Его взгляд очевидно обращён на хозяина. Изобразив на натюрморте собаку, Петров-Водкин как бы противопоставляет её неживым вещам на столе.
Выходит, что предметы отражают, а собака смотрит.
«Утренний натюрморт», на мой взгляд, удивительное произведение. Глядя на эту картину можно ощутить запах утреннего воздуха, почувствовать аромат свежих цветов, взять в руку объемный стакан с теплым чаем. После знакомства с этим полотном возникает желание больше узнать и о других работах Кузьмы Сергеевича.
Вариант 3
Картина Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» наполнена тихой радостью, поэтому на нее очень приятно смотреть. Мягкий утренний свет падает на грубый стол из теплого светлого дерева, на котором находится всего несколько предметов. Простая стеклянная вазочка, в которой еле умещаются свежие полевые цветы – нежные голубые колокольчики и яркие желтые маргаритки.
Рядом — очень нехитрый завтрак – горячий чай и вареные яйца.
В начищенном до блеска стареньком чайнике, как в зеркале, отражается белое яйцо, которое в рассеянном утреннем свете выглядит перламутровым, будто морская раковина. А за ним в никелированной поверхности чайника можно увидеть отражение чудесного рыжего кота, который, по-видимому, приютился на коленях у хозяина.
Золотистый цвет еще одного вареного яйца очень красиво гармонирует с медовым оттенком дерева, из которого сделан стол, и с цветом чая.
Сам человек не показан на картине, но его присутствие чувствуется во всем. Наверное, это именно он собрал луговые цветы на утренней росе. Это рядом с ним сидит верный темно-рыжий пес.
А свежезаваренный золотистый чай в стакане ждет, когда хозяин его выпьет. Вот и маленькая крышечка с заварочного чайника лежит на столе. Значит, чай только что заварен, просто хозяин еще даже не успел закрыть чайник.
Наверное, помешал кот, который хочет, чтобы его погладили. Рядом никелированная табачная трубка и спички.
Сразу видно, что всем, кто присутствует в этой комнате, тепло и спокойно. Такое умиротворение производит эта картина.
Кажется, что зритель находится рядом с самим хозяином, который сидит за столом. И совсем скоро на столе появится еще один стакан горячего вкусного чая – для гостя, то есть, для самого зрителя, смотрящего на картину.
Картина наполнена чистыми и яркими, но естественными красками. От нее исходит ощущение светлой радости и предвкушения доброго дня, который вот-вот наступит.
Вариант 4
К.С. Петров-Водкин — это один из самых оригинальных художников в истории русской живописи. Этот самобытный творец остался в искусстве в первую очередь как автор бессмертного «Купания красного коня».
Петрова-Водкина отличает необычность его композиций, нестандартное сочетание цветов и, конечно, видение мира.
Его манеру выражения формы, перспективы и настроения сложно спутать, а потому его полотна так завораживают, покоряют воображение.
В творчестве художника довольно большое место занимает натюрморт. В основном это очень эмоциональные картины, написанные будто на одном дыхании. Его работа «Утренний натюрморт», созданная в 1918 году, — яркий пример такой художественной чувственности – и именно поэтому она заняла достойное место в Русском музее Санкт-Петербурга.
Живописец изобразил на своём полотне скромный завтрак — чай и два варёных яичка. Важно отметить, что оно было написано в сложный 1918 год, когда Россия переживала крайне тяжёлое время, связанное с Революцией, Гражданской и Первой мировой войнами.
В эти годы всеми жителями страны очень остро ощущалась нехватка чего-то светлого, простого и тёплого. «Утренний натюрморт» же — это отдушина, долгожданный отдых в череде народных бедствий и несчастий. Глядя на неё, зритель может ощутить красоту окружающего мира, откинув призму повседневности.
Петров-Водкин мастерски показывает прелесть и нежность быта, которую так часто не замечают!
На картине изображён деревянный стол, аккуратно обструганный, приятного тёплого оттенка. Художник изящно передаёт рисунок досок, что придаёт полотну особую реалистичность. В верхнем левом углу можно увидеть выкрашенную синей краской раму. Того, что происходит за окном, не видно, но свет оттуда падает так, что становится ясно: на улице солнечно и очень светло.
Удивительная гармония пронизывает стоящие на столе предметы скромного быта.
«Треугольником» расположены чайник, гранёный прозрачный стакан на блюдечке, и свежие полевые цвета — это вершины «треугольника».
Складывается ощущение, будто всё здесь находится в тесной эмоциональной взаимосвязи. Эта сбалансированность во многом достигается благодаря тому, что предметы попарно отражаются друг в друге.
Сразу две вещицы здесь имеют грани — стакан с чаем, стоящий на бело-голубом блюдечке, и чайник, сверкающий своими начищенными до блеска боками.
В стакане можно увидеть троекратно размноженное отражение чайной ложки, а в чайнике — будто отзеркаленное изображение яйца в скорлупе.
Благодаря этому художник будто раздвигает границы реальности, углубляет и преломляет пространство, выходит за пределы трёхмерного мира.
Этот эффект достигается ещё и благодаря тому, что именно в отражениях можно увидеть героя, которого по-другому никак нельзя рассмотреть. Речь идёт, конечно же, об отражении в чайнике. При внимательном рассмотрении можно заметить, что где-то за пределами картины сидит ярко-рыжий солнечный котик — он совершенно случайно попал «в кадр», схваченный зеркальной поверхностью.
Букет полевых цветов — самый яркий элемент «Утреннего натюрморта». В этой скромной и простой обстановке он смотрится глотком свежего воздуха.
Пожалуй, это очень символичная деталь: даже в трудные времена человек стремится найти красоту вокруг себя и сделать свою жизнь более яркой и приятной. Букет стоит в простенькой стеклянной баночке. Кто-то заботливо собрал колокольчики и разбавил небесную синеву солнечно-жёлтыми соцветиями.
Этот трогательный элемент вызывает у зрителя тёплую улыбку. Возле стола умными глазками на хозяина смотрит породистый пёс. Он послушен и умён.
К.С. Петров-Водкин создаёт свой натюрморт в исключительно тёплых тонах, отчего кажется, будто всё полотно пронизано солнечным светом и уютом. Композиция построена таким образом, что кажется, будто зритель сам сидит за столом и собирается трапезничать в компании своих четвероногих любимцев.
Огромное мастерство живописца здесь заключается в удивительно добром и прекрасном чувственном посыле, который он смог передать зрителю через годы — через целые десятилетия. Этот бесхитростный натюрморт полон какой-то трогательной, если не сказать, наивной красоты.
Благодаря такому полотну так легко вспомнить о том, какой восхитительной может быть привычная нам обыденность — и как важно уметь находить счастье в мелочах.
Описание картины «Утренний натюрморт»
Одна из главных идей творчества Кузьмы Петрова-Водкина заключалась в том, чтобы суметь изобразить через предметную живопись душу, дух, настроение окружающего мира. Если внимательно присмотреться к картинам живописца, то можно заметить, что все они полны внутренней динамики и энергии.
Утренний натюрморт очень настроенческая работа. Кажется, что можно почувствовать аромат чая, благоухание цветов и услышать тонкий металлический стук серебряной чайной ложечки о гранёные бока стеклянного стакана.
Эту утреннюю картину каждый вспомнит без труда, и в этом цель данного полотна. Петров-Водкин доказывает зрителю – сколько вокруг нас прекрасных вещей, которые за своей цикличностью «спрятались» в скучный разряд обыденностей.
Автор услужливо предлагает посмотреть на обычные вещи по-новому, без этой ретуши затёртой повседневности.
Утро. Ярко освещённый стол позволяет предположить, что за окном солнышко. Стол деревянный, аккуратно обструганный, светло-коричневого с «розовинкой» цвета. Каждый предмет на столе обособлен, при этом ничем не выделяясь в цветовом плане, но вместе всё выглядит сбалансировано и гармонично – зритель просто переходит взглядом от одного предмета к другому, внимательно изучая каждый элемент.
Такая композиционная гармония, целостность и сбалансированность достигается своеобразной «перекличкой» каждой составляющей этого приветливого утреннего стола.
В гранях стального начищенного чайника отражаются яйца, блестящие бока которых также несут отсвет от чайника, затем в этом своеобразном зеркале можно заметить рыжего кота и отражение стола, из-за края которого выглядывает умная морда ирландского сеттера. Всё как будто переплетено между собой при полной независимости предметов.
Интересным является тот факт, что целых два предмета на столе имеют грани. Таким способом художник стремится расширить существующее пространство – троекратно размножена чайная ложечка сквозь грани стакана, а чайник, как выясняется, услужливо показывает героев, которых на картине нет (рыжий кот).
С целью расширения пространства, а также обогащения работы динамизмом, большинство предметов имеют гладкую отражающую поверхность.
В прозрачной вазе отражаются чудесные летние цветы, одуванчики и колокольчики, чья жизнь вне природы слишком коротка, но так прекрасна, ярко блестит блюдце, отражая солнечный свет, источник которого автор также нам не показал, и, наконец, блестящий фонарик замыкает эту светящуюся композицию.
Человека в пространстве полотна нет, но его неизменно можно почувствовать: по свежесобранным цветам, налитому чаю, оставленным спичкам, и, кончено же, животным, что примчались к столу в ожидании чего-нибудь вкусненького.
Картина нарисована так, что зритель, разглядывая работу, будто находится на месте этого человека, сидит вот за таким утренним столом.
Непревзойдённый эффект присутствия – автор тонко и умело делает нас действующими персонажами своего натюрморта.
По простоте доступного нашему взору интерьера, можно утверждать, что это домик в деревне или дача. Место это для художника наполнено тишиной, покоем и радостью, именно поэтому так ярка и жизнерадостна его цветовая палитра.
Живописец любуется всем этим простым вещам, позволяя и зрителю уловить эту чистую наивную красоту.
Чувствуется его мудрый взгляд, спокойствие, размеренность, которые одухотворяют этот бесхитростный натюрморт, приукрашивая его многовариантностью трактовок и такой понятной и близкой каждому человеку душевностью
Источник: https://litfest.ru/pokartine/utrenniy-natyurmort.html
«Петроградская Мадонна»: разбор картины Кузьмы Петрова-Водкина
Живопись, скульптура, архитектура, фотография и ещё множество ипостасей искусства хранят в себе столько загадок, образов и метафор, что обращаться к искусству за вдохновением можно бесконечно.
Каждое такое обращение вызывает вопросы, ответы на которые нуждаются в подсказках, ключах к пониманию того, что мы видим.
В ходе этих поисков разбираю одну картину великого русского и советского живописца Кузьмы Петрова-Водкина.
Кузьма Петров-Водкин «1918 год в Петрограде (“Петроградская Мадонна”)», 1920 год. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
О художнике
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин 1878-1939
Кузьма Сергеевич родился в небольшом городе Хвалынске на правом берегу Волги 5 ноября 1878 года. Родители его были обычными людьми: отец трудился сапожником, а мать была горничной в состоятельной семье. Знакомство с художественными образами для Кузьмы Сергеевича началось с икон старообрядческого новгородского письма и ярких цветных рисунков песенно-сказочного содержания.
В своих автобиографических повестях он говорит ещё об одной встрече с искусством изображения, которое повлияло на будущего выдающегося художника. Он увидел мастерскую живописца вывесок, где палитра красок показалась ему «голой, базарной, вздорящей между собою».
Именно столь разные способы изображения – иконы, рисунки и вывески – дали ему представление о том, что искусство рукотворно и он может приобщиться к нему.
В 1893 году в Самаре он попадает в «Классы живописи и рисования», а спустя два года, благодаря рекомендации придворного архитектора Роберта-Фридриха Мельцера, он поступает в Центральное училище технического рисования, основанное бароном А. Л. Штиглицем.
Но живописи, к которой так влекло начинающего художника, там не уделяли должного внимания, сосредоточившись на сухом, техническом рисовании. И в 1897 году он отправляется в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Именно здесь перед ним открываются настоящие художественные перспективы.
Под руководством Валентина Серова, Исаака Левитана, Павла Трубецкого и Константина Коровина юному Петрову-Водкину удалось овладеть мастерством живописца.
В начале ХХ века он «бежит» из Москвы в Мюнхен на велосипеде. Увидев и «приняв во внимание» модернизм, который был популярен в Европе, он всё же решает пойти своим собственным путем. После окончания Московского училища в 1905 году Кузьма Сергеевич едет в Италию, а после – в Париж, чтобы окончательно подготовить себя к серьёзной самостоятельной работе.
Вернувшись из Парижа, он обосновался в Петербурге, где принял участие в выставке «Мир искусства» с полотном «Купание красного коня» (1912), которое и принесло ему славу в художественных кругах.
Мотив
Картина «1918 год в Петрограде (“Петроградская Мадонна”)» 1920 года относится к зрелому периоду творчества художника. Воспитанный в заботливой и любящей семье Кузьма Сергеевич выбрал основным мотивом своего творчества тему материнства.
Он создает обобщённый образ русской женщины, собранный им из воспоминаний детства. Изображенные Петровом-Водкиным женщины всегда румяны, полны жизни, они пышут здоровьем и излучают тепло и доброту. Этот образ становится настоящим идеалом русской женской красоты.
А увлечение художника иконописью создает в его живописи дополнительный иконографический тип – образ Богоматери, которая сочетает в себе одухотворённость и целомудрие. «Петроградская Мадонна» – это возвышенный образ некогда крестьянской женщины.
Но на фоне драматических событий революции его Мадонна с её душевной чистотой и нравственной силой становится городской, пролетарской, с повязанной назад косынкой.
Композиция
Ещё в 1910-х годах Петров-Водкин, решая проблему передачи пространства на плоскости, разработал метод «сферической перспективы». Точка зрения находится несколько сверху и сбоку, поэтому горизонтальные плоскости круглятся и уходят в глубину, а вертикали превращаются в наклонные линии.
Его работы уходят от простого правдоподобия и дают возможность зрителю почувствовать сопричастность к происходящему. Здесь Мадонна не размещена строго по центру, а находится левее от центральной оси полотна. Сама фигура женщины немного развернута вправо, что создает эффект объёма.
Голова женщины обращена в сторону ребёнка, а её жесты, характерные для изображения Мадонн старых мастеров, подчеркивают её желание уберечь его от опасности. На заднем плане для создания дополнительной глубины художник изображает арки внутри плоского здания.
Пейзаж написан достаточно чётко, однако Петров-Водкин лишает лиц и чёткой рисовки людей на улице, отводя им второстепенную роль. Он показывает, что они не важны: значима лишь сцена на балконе – мать с тревогой в глазах и сердце.
Сюжет
Именно после Великой Октябрьской социалистической революции женщина перестаёт исполнять свои традиционные роли. Она перестаёт быть просто матерью и хранительницей домашнего очага, а превращается в рабочую силу. В это время женщины начинают завязывать косынки сзади, чтобы показать свою приобщенность к пролетарской жизни.
И на картине перед зрителем появляется женщина, скорее всего работница фабрики, стоящая на балконе, а на руках у неё – спящий ребенок. Она – Мадонна определённого времени, времени Гражданской войны. На улице тепло и солнечно: значит, революция уже состоялась.
Но в глазах и жестах женщины читается тревога, как будто она задается вопросом: «Что будет дальше?»
Цвет
Во всех работах Кузьмы Петрова-Водкина можно проследить определённую трёхцветную хроматическую гамму. В основном, он пользуется тремя цветами – красным, синим, жёлтым – и их различным сочетаниями.
Цвет здания на заднем плане можно трактовать двояко: с одной стороны, художник неоднократно использовал голубой и синий цвет как символ целомудренной строгости, чистоты и вечности, но с другой стороны – в данном случае, это цвет здания, неживого объекта, поэтому можно предположить, что синий противопоставляется красному и жёлтому – символам радости и жизни.
Ещё одним подтверждением правильности такой трактовки может служить изображение красной накидки на женщине, которая, подобно ореолу, облачает её лишь с одной стороны – стороны ребенка. Красный – цвет тепла, любви, животворной энергии. Мадонна – уже «рабочая сила пролетариата», но всё ещё любящая крестьянская мать.
Зелёный цвет рубашки женщины подсказывает, что она является и кормилицей семьи, наряду с мужчиной, и кормилицей в прямом смысле слова, ведь у неё на руках совсем маленький ребенок. Как смешение синего и жёлтого, зелёный также указывает на переходящую роль женщины в этой новой тревожной жизни.
Её косынка чистого белого цвета с отблесками дневного света окружает её голову, как ореол, что подтверждает и само название картины. Она – Мадонна, пока ещё верующая, одухотворенная женщина, которая уже скорбит за всё то, что уже было, и то, что ещё произойдет.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b06d36248c85eba5c4850f0/5b07f42b5a104f49f7adefe7
Описание картины Весна – Кузьма Петров-Водкин
Петров-Водкин – самобытный русский художник, вышедший из обычной семьи прислуги и просто чудом получивший возможность учиться. Его техника живописи оригинальна, а работы узнаваемы. Герои картин обычные люди, из народа.
Они так понятны и близки художнику.
На картине изображены парень и девушка. Вдалеке виднеется деревня, разбросанная по холму. Девушка мечтательно сидит, поджав ноги.
Она скромная и деревенская, лицо выражает умиротворение и покой. Парень с любовью смотрит на девушку.
Очевидно, что у молодых людей свидание, они влюблены. Парень ждет от девушки взаимности, а девушка скромно и отрешенно погружена в свои мысли. Такой сюжет типичный для летних вечеров в деревне.
И пейзаж и обстановка располагает к романтизму. Художник реалистично изобразил образы героев. Художник сам жил просто и понимал душевность русского народа.
Картина выполнена плавными линиями, это особенность индивидуальной техники художника. Автор предпочитал округлые формы, его рисунки обтекаемые и гармоничные. Изображение смотрится по-детски, даже сказочно.
Дома в деревне неестественно свисают с холма, но деревья и образы героев вполне реалистичны.
Художник воспринимал реальность через призму своего творческого мироощущения. Возможно, в душе он таки и остался ребенком, который бродил по деревне, что казалась ему сказочной. Именно в своей фантазии автор и черпал вдохновение. Полотно отображает роль человека в мире.
Фигуры людей на первом плане. Девушка с парнем сидит на холме, выше всех.
Таким образом, художник преподносит человека, воздвигая его на пьедестал. Тем не менее, пара смотрится гармонично на фоне великолепного пейзажа. К. С. Петров-Водкин показывает, что жить в гармонии с природой необходимо и возможно, ведь человек так же является частью окружающего мира.
(1 votes, average: 5.00
Источник: https://art.goldsoch.info/vesna-kuzma-petrov-vodkin/
Весна
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был замечательным мастером живописи и ее новатором.
Он увлекался живописью раннего Возрождения и русской иконописи, результатом чего считается разработка им сферической перспективы (сам художник употребление термина «сферическая перспектива» избегал, заменяя его другим – «живая видимость»).
В автобиографических повестях «Хлыновск» и «Пространство Эвклида» (конец 1920-х – начало 1930-х) он рассуждает о сложении изобретенной им «сферической перспективы» и дает ее философское понимание. В основе – впечатления детства и личные переживания: «…
здесь на холме, когда падал я наземь, передо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа… я увидел землю как планету… совершенно новая сферичность обняла меня на холме». (Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1982).
Принцип сферической перспективы наиболее ярко проявился в композиции картины «Весна», написанной в 1935 году. Художник наиболее убедительно передал свое ощущение земли как планеты.
По его мнению, наше восприятие пространства неизменно связано с тем, что мы находимся на шарообразной планете, и в произведениях искусства это должно найти вполне определенное отражение.
Резкое смещение ближнего и дальнего планов, создающее «эффект присутствия» зрителя внутри, в центре изображенного на полотне; построение изображения по наклонным осям, рождающее ощущение вращения земной поверхности – все это элементы передачи некоей планетарности, предлагаемой художником.
Сюжет же картины поистине вечен. Весна – время пробуждения не только природы, но и любви, страсти, желания найти свою вторую половину. Перед нами – влюбленные – парень и девушка – новые Адам и Ева, на фоне весеннего пейзажа. В их фигурах, особенно юноши, ощущается некая неловкость, скованность, выдающая робость первой любви. У них все еще должно свершиться, все полно ожиданием чуда..
. Юноша и девушка словно бы вознесены великим чувством на вершину мира. Художнику важно выразить ощущение душевного величия своих героев, которым все обыденное кажется безмерно далеким. Композиция построена так, что мы видим окружающий пейзаж глазами героев, сидящих на головокружительной высоте.
Ибо, только находясь рядом с ними на крутом холме, можно увидеть обрыв под ногами, а по склонам его – тесно лепящиеся друг к другу деревянные домики. Удивительно красива цветовая гамма. Холодный синий тон женского платья противопоставляется яркой желтой майке молодого человека, и контраст этих красок подчеркивается алым беретом на траве.
Но все эти звучные открытые цвета гасит лирический, даже благостный настрой окружающей природы, написанной в нежных лилово-розовых тонах.
В основу картины положен ранний рисунок пером «Над обрывом» (1920) и другие работы последнего десятилетия жизни мастер, сосредоточивая в себе добрую половину творческого пути художника.
В картине усматривают следы разных художественных направлений, включая импрессионизм, кубизм и даже сюрреализм, и все же здесь, как всегда, – единый и цельный Петров-Водкин.
Весна – это олицетворение вечного возвращения жизни, символ возрождения.
Источник: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zhb_1272/