Утро. купальщицы, петров-водкин — описание картины

Краткая биография художника Особенности творчества мастера Цены, рекорды продаж картин Петрова-Водкина Оценка, продажа и скупка картин Петрова-Водкина

  • Экспертиза картин
  • Как и где продать картину
  • Как ускорить продажу

Кузьма Сергеевич родился в 1878 году в российском городе Хвалынск. Необычная фамилия Петров-Водкин досталась ему от отца-сапожника и нередко служила причиной того, что от художника с неблагозвучной фамилией воротили нос.

Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картины

К.С. Петров-Водкин (1878–1939)

В Хвалынске молодежь в те годы повально пьянствовала, так что рассчитывать на прекрасную жизнь не приходилось. Однако молодого Кузьму спас от такого неперспективного будущего его собственный талант. Провалившись при поступлении в самарское железнодорожное училище, юноша пошел на уроки живописи к Ф.Е. Бурову.

В связи со смертью Бурова, стать художником Кузьма не успел, однако его талант заметил известный архитектор Р.Ф. Мельцер, который приехал в Хвалынск для строительства особняка и увидел рисунки Петрова-Водкина.

С этого момента началось длительное обучение юноши вначале в Санкт-Петербурге, затем в Москве (учился у Валентина Серова) и за границей.

Кузьма Сергеевич относится к числу тех активистов, которые реорганизовали систему художественного образования в России.

Он преподавал в ряде художественных мастерских, состоял в обществах «Четыре искусства» и «Мир искусства», и с 1932 по 1937 годы работал председателем ЛОССХ.

К числу его выдающихся работ относятся «Богоматерь с младенцем», «Купание красного коня», «Богоматерь. Умиление злых сердец», «Мать и дитя», автопортрет и другие.

Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картины

К. Петров-Водкин. «Купание красного коня». 1912 г.

Скончался художник в 1939 году в Ленинграде в возрасте шестидесяти лет.

Особенности творчества мастера

Трехцветная система в живописи

В период неспокойных в стране революционных настроений художник продолжал глубокое изучение теории, которая помогала ему стать более искусным в живописи.

Одной из них была теория трехцветия, которую Кузьма Сергеевич описал в своей книге «Пространство Эвклида».

Ее суть заключается в том, что чистыми являются только красный, желтый и синий цвета, все остальные — смешанные, то есть их можно получить из этих трех цветов.

Изучая существующие к тому времени научные трактаты по теории цвета и проводя собственные эксперименты, художник пришел к выводу, что названные цвета должны быть базовыми в любой картине. Например, если сделать на белом холсте красный мазок, то вокруг него появится зеленоватое обрамление.

Многие художники воспринимают это обрамление и дорисовывают вокруг красных фигур. Однако Петров-Водкин необходимости в этом не видел. По его мнению, добавление в этом случае зеленого не только дает зрителю самому наслаждаться эффектом, но и приводит к новому смешению красок, грязнит цвета и саму картину.

Он призывает отказаться от сложных цветов, что открывает возможность зрителю любоваться чистыми цветами, чистой гармонией.

Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картины

Система трех цветов в картине Петрова-Водкина «Полдень. Лето». 1917 г.

Сферическая перспектива

Петров-Водкин является автором так называемой сферической или наклонной перспективы. Этот подход предполагает влияние на человека его шарообразной планеты.

Это влияние художник передает с помощью особых художественных приемов: наклонного изображения персонажей, уходящего вдаль пространства и создания ощущения связи человека с планетой.

При этом сам автор метода предлагает в большей мере учиться планетарному видению, а не приемам переноса этого видения на бумагу. Сферическая перспектива отчетливо наблюдается в его картинах «Полдень. Лето», «Смерть комиссара», «Весна» и ряде других произведений.

Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картины

Картина со сферической перспективой «Весна». К. Петров-Водкин. 1935 г.

Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картины

Наклонная перспектива в картине Петрова-Водкина «Смерть комиссара». 1928 г.

Символизм в творчестве

Кузьму Сергеевича считают одним из последователей символизма, для которого символ приобрел особое значение.

Он видел в нем силу, которую можно противопоставить техническому прогрессу, силу, позволяющую увидеть за реальностью более глубокий смысл природы. Художник наделял символическим смыслом все компоненты живописи от эскиза до цвета.

Символизм ярко прослеживается в картинах «Купание красного коня», «1918 год в Петрограде», «Мать» и многих других.

Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картины

К. Петров-Водкин. «1918 год в Петрограде». 1920 г.

Цены, рекорды продаж картин Петрова-Водкина

Сколько стоят картины Петрова-Водкина в наше время? Для понимания того, каков спрос на его картины, обратимся к аукционным продажам.

К числу самых резонансных продаж произведений Петрова-Водкина можно, безусловно, отнести уход его картины с торгов 2012 года в аукционном доме MacDougall’s. Тогда на продажу выставили картину «Натюрморт.

Яблоки и яйца», эстимейт которой составил 2-3 миллиона фунтов стерлингов. В итоге работа была приобретена за рекордные 3,6 миллиона долларов.

Эта картина отражает характерный для художника принцип сферической перспективы, позволяющий изобразить предмет одновременно сверху и сбоку.

Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картины

Кузьма Петров-Водкин. «Натюрморт. Яблоки и яйца». 1921 г.

В 2010 году состоялась не менее громкая продажа на торгах Сhristie's. На этот раз ажиотаж вызвала картина Петрова-Водкина «Вася», которую почти восемьдесят лет до этого никто не видел.

Последний раз она была представлена в 1932 году, после чего перекочевала в руки американского коллекционера. Интересно, что эстимейт картины составил только 350 тысяч долларов, но во время торгов цена взлетела в несколько раз.

В итоге полотно ушло с молотка за 2,6 миллиона долларов. Такую популярность картины эксперты объясняют редкостью их появления на аукционах.

Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картины

Картина «Вася» К. Петрова-Водкина. 20 век.

Из других картин художника, проданных на аукционах, назовем «Материнство» (ушло за 1,7 млн долларов в 2009 г.), «Орфей» (0,9 млн долларов, 2013 г.) и «Мать с ребенком» (268 тыс. долларов, 2010 г.).

Так как картины Петрова-Водкина стоят немало, периодически появляется информация об их хищении или подделках.

Так, летом 2007 года в правоохранительные органы обратилась жительница Петербурга с заявлением о пропаже картин. Среди украденных работ была картина Петрова-Водкина «Купальщица».

Так как документов о подлинности картин у владелицы не было, а в доме даже не было сигнализации, одной из отрабатываемых версий была «кража под заказ».

По словам специалистов Московской Научно-исследовательская экспертизы им. Третьякова, мошенники могут намеренно приносить поддельные картины на экспертизу, так как после ее проведения на картине появляется специальный номерок.

При этом покупатель не всегда проверяет наличие самих бумаг. Такая история произошла как раз с одной из картин, выдаваемых за работу Петрова-Водкина. Покупатель уже практически отдал за полотно деньги, но в последний момент все же спросил об экспертном заключении.

В ответ на это мошенники ответили обычное: «Вероятно, потеряли».

Все это говорит о том, что перед покупкой или продажей нужно оценить картину Петрова-Водкина силами профессионалов и только потом совершать сделку. О том, как это сделать, а также как и где продать картину Петрова-Водкина выгодно, мы расскажем далее.

Оценка, продажа и скупка картин Петрова-Водкина

Экспертиза картин

Оценить картину Петрова-Водкина самостоятельно можно лишь условно. В то же время специалисты сделают это профессионально. Например, сотрудники Научно-исследовательского центра экспертиз им.

Бенуа проведут полноценную экспертизу картины Петрова-Водкина: определят истинный возраст полотна, его автора, место создания, используемые художественные приемы и примерную стоимость на рынке живописи.

Сделать это им позволяет современная лаборатория и большой опыт оценки произведений искусства.

Как и где продать картину Петрова-Водкина

Продажа работы такого известного автора складывается из двух составляющих: тщательного сбора данных о картине и поиске состоятельного покупателя.

Сбор данных подразумевает подробное описание истории ее написания, всех действий, которые с ней производились (участие на выставках, награды, продажи на аукционах, передача по наследству и т.д.

), а также представление самой картины (качественные фото, описание размеров, надписей).

В поиске подходящего покупателя вам помогут специализированные ресурсы. Например, вы можете продать картину Петрова-Водкина на нашем сайте «Лермонтов». Нашу галерею посещают ценители искусства, коллекционеры, готовые заплатить значительную сумму за подлинную ценность. Для продажи вам достаточно прислать нам качественные фотографии и описание картины.

Как ускорить продажу

Некоторые произведения искусства годами не могут найти своего покупателя. Ускорению продажи способствуют все необходимые документы о проведенной экспертизе, грамотное описание истории картины и разумная цена.

Если вы не хотите заниматься подготовкой картины к продаже, не желаете долго ждать, вы всегда можете продать картину нам за процент от ее стоимости.

Подробности о том, на каких условиях мы ведем скупку картин Петрова-Водкина, читайте в разделе о приеме на комиссию.

Связаться с нами можно по телефону или почте, указанным во вкладке «Контакты».

Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-petrova-vodkina/

К. С. Петров-Водкин. Зритель-оператор

?

Category: Фрагмент из книги С.М. Даниэль «Искусство видеть»

Художник, о котором пойдет речь, был учеником Серова и современником Эйзенштейна. Прославив свое имя живописным творчеством, он отдал много сил литературе и много теоретизировал по проблемам искусства. Он был оригинальным мыслителем и педагогом-экспериментатором, разработавшим систему обучения восприятию, названную им «наукой видеть». Речь идет о К. С. Петрове-Водкине, крупнейшем русском живописце первой трети 20 столетия.

Читайте также:  Музей жакмар-андре, франция, париж

Случайный посетитель Русского музея часто недоумевает перед картиной Петрова-Водкина «Весна»Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картиныК. С. Петров-Водкин «Весна» (1935)На высоком холме, над обрывом расположилась па траве влюбленная пара — девушка и парень. Фигуры выдвинуты на первый план картины. И на том же первом плане, внизу под обрывом — изображенные в совсем ином масштабе, почти «игрушечные», деревья и домики. Явное перспективное несоответствие! Основой для картины послужил рисунок “Над обрывом” (1920):Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картиныК. С. Петров-Водкин. Над обрывом 1920. Ленинград, ГРМДругая картина того же автора — знаменитая «Смерть комиссара». Действие снова разворачивается на высоком холме, и снова на первом плане две фигуры — смертельно раненный комиссар и поддерживающий его боец. Как бы уносимый вихрем боя, скатывается с холма отряд красноармейцев. Но что это? Пейзаж на фоне изображения вздыбился, и даже река, не разливаясь, чудом держится на почти отвесной поверхности земли! Может быть, таким предстает мир глазам уходящего из жизни комиссара?Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картиныК. С. Петров-Водкин. Смерть комиссара 1927-1928. Ленинград. ГРМНазвав недоумевающего зрителя «случайным», я выразился так не случайно. О каких перспективных несоответствиях может идти речь? Если зритель имеет в виду «итальянскую» перспективу, то несоответствие вполне очевидно. Но почему тому же зрителю не придет в голову упрекать, например, А. А. Блока в том, что его поэма «Двенадцать» не соответствует по своему строю поэтическим нормам Ренессанса? Более опытный зритель поймет, что живописец пользовался иной перспективой, иной системой построения образного пространства.Представим себе следующую геометрическую модель изображения. На плоскости дана комбинация двух сферических поверхностей — выпуклой (в центре) и вогнутой (на периферии).Слева выпуклая перспектива, справа – вогнутаяПервую назовем «сферой главного действия», вторую — «сферой фона». Теперь приведем эту модель в действие. Зритель приближается к картине. Выпуклая поверхность «сферы главного действия» надвигается на него, целиком заполняет поле зрения и вытесняет «сферу фона» за его пределы (точнее, на периферию поля зрения). При этом вытесняемая вогнутая поверхность как бы окружает, охватывает зрителя со всех сторон.Зритель оказывается сведенным лицом к лицу с героями изображенного действия и одновременно «внутри» изображенного пространства. С этой позиции все предметы «сферы фона» как равноудаленные от центра могут изображаться в масштабе, отличном от масштаба «сферы главного действия». Таков в самых общих чертах эффект «вхождения» в картину, запрограммированный «сферической перспективой» Петрова-Водкина.Повторяю, это только модель и не более того. Было бы глубоким заблуждением сводить к ней всю реальную сложность художественного пространства картины. Однако при помощи простых моделей и приближаются к пониманию сложных явлений.

«Сферическая перспектива» Петрова-Водкина — отнюдь не перспектива в школьном понимании термина. Своими оптико-геометрическими характеристиками она более соответствует «перцептивной перспективе», о которой речь шла выше. Это естественно: художник, по его собственным словам, работал над «живым смотрением», искал «живую видимость». Подвергая пересмотру нормы итальянской перспективы, он выдвигал на первый план факторы бинокулярности зрения, зависимости восприятия от активного взаимодействия предметов в пространстве, от положения тела наблюдателя (ось наклона), от его движения и т. п. Движение художник считал «главным признаком существующего» и призывал работать «при всяком положении глаза».

К.С.Петров–Водкин. Хвалынск. С 271.Строя пространство изображения, Петров-Водкин сознательно предусматривал путь его освоения зрителем. «Я осматриваю картину,— говорил художник,— так же, как потом ее зритель будет осматривать». Таким образом, организация пространства рассчитана на динамику воспринимающего, причем речь должна идти не только о динамике обзора, но и о движении самого зрителя.И все же термин «перспектива», даже при известных поправках, лишь условно применим в настоящем случае, поскольку Петров-Водкин посредством видимого стремится ввести зрителя в мыслимое, символическое пространство. Здесь уместно привести фрагмент из автобиографической повести художника «Пространство Эвклида»:

«Но теперь, здесь на холме, когда падал я наземь, предо мной мелькнуло совершенно новое впечатление от пейзажа, какого я еще никогда, кажется, не получал. Решив, что впечатление, вероятно, случайно, я попробовал снова проделать это же движение падения к земле.

Впечатление оставалось действительным: я увидел землю, как планету. Обрадованный новым космическим открытием, я стал повторять опыт боковыми движениями головы и варьировать приемы.

Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причем шара полого, с обратной вогнутостью,— я очутился как бы в чаше, накрытой трехчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме.

Самое головокружительное по захвату было то, что земля оказалась не горизонтальной и Волга держалась, не разливаясь на отвесных округлостях ее массива, и я сам не лежал, а как бы висел на земной стене».

О восприятии земли как планеты, о «планетарной» установке глаза художник говорил постоянно; на это и указывает «сферическая перспектива». Герои картин Петрова-Водкина, конечно, не «висят на земной стене», но разнообразие их пространственных ориентации связано с законом тяготения: наклонные оси тел образуют как бы веер, раскрытый изнутри картины.

Поэтому «сферическую перспективу» называют еще и «наклонной».Разумеется, в обыденном опыте, в ограниченном пространстве восприятия мы не чувствуем сферичность земли, и вполне очевидно, что «планетарная» ориентация Петрова-Водкина есть выражение его художественно-философской концепции.

Художник часто помещает своих героев на вершины гор или холмов, трактуя поверхность земли как абстрактногеометрическую форму, лишь «орнаментированную» цветом. Восприятие двоится: с одной стороны, мы как бы в упор видим структуру почвы, но, с другой стороны, такой геометрической мозаикой предстает земля с высоты птичьего полета.

Приведу одно тонкое замечание о картине «Утро. Купальщицы»:Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картиныК.С.Петров–Водкин. «Утро. Купальщицы» (1917; Ленинград, ГРМ)«Серебристо-зеленая трава, служащая всему фоном, двузначна: это и реальная трава, сквозь которую местами просвечивает розоватая почва, и некая зеленая страна, видимая как бы с большой высоты, страна с гранеными морщинами холмов и гор, низинами и оврагами между ними».Русаков Ю. “Петров–Водкин”Еще более очевиден этот эффект в «Смерти комиссара». При установлении такой отдаленной дистанции между зрителем и земной поверхностью изменяется и оценка масштабных соответствии: герои картины «вырастают» на глазах у зрителя и кажутся как бы парящими в пространстве.Сказанное относится и к портретам Петрова-Водкина, где «сферой главного действия» становится человеческое лицо, часто занимающее всю плоскость холста. Преувеличенные размеры и близость контура головы к раме побуждают воспринимать лицо не только (и даже не столько) как объем, но как пространство с возрастающей по мере всматривания глубиной — почти ландшафт.Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картиныК.С. Петров-Водкин. Девушка в красном платке (Работница) 1925 Холст, масло. 61 x 50 см Частное собраниеМожно говорить о «космологизации» человека в портретах Петрова-Водкина. Художник вглядывается в человека, как во вновь от крытую планету.И предметы в натюрмортах Петрова-Водкина включены в то же единство всеобщей, космической связи: взятые с высокой точки зрения, в ясно обозримых пространственных отношениях, они активно взаимодействуют, общаются друг с другом ни своем предметном языке. Отсюда пристрастие живописца к контрастному сопоставлению форм и материалов, к эффектам отражения (введение зеркала, стеклянных и вообще разных отражающих предметов), преломления в различных средах и т.п. Так сообщаются друг с другом предметы в «Утреннем натюрморте»Утро. Купальщицы, Петров-Водкин - описание картиныК. С. Петров-Водкин. Утренний натюрморт 1918. Ленинград, ГРМгде в среду введена еще и собака, позиция которой обозначает особую точку зрения — изнутри картинного пространства. Мир вещей как бы демонстрирует здесь богатство зрительно изобразительных возможностей, предметы можно видеть с разных сторон, сверху, сбоку и даже сзади. в многократном отражении и преломлении, по тем самым они и образуют динамическое целое, композицию как совмещение различных позиций.

«Вскрытие между предметных отношений дает большую радость от проникновения в мир вещей: металл, жидкость, камень, дерево вводят анализирующего в их полную жизнь. Закон тяготения из абстрактного, только познавательного становится ощутимым, в масштабе близком, простом для всякого восприятия: колебания встречных, пересекающихся, сходящихся и расходящихся осей предметов, как в увеличительном стекле, проделывают перед вами законы движения, сцепления и отталкиваний».

К.С.Петров–Водкин. Хвалынск. С 271.

Источник: https://cultprosvet-mag.livejournal.com/11192.html

«Купание красного коня» описание картины

Художник: Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Название картины: «Купание красного коня» Картина написана: 1912 г. Холст, масло.

Размер: 160 × 186 см

Картина Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина «Купание красного коня» известная и в свое время вызвала много споров. Хотелось бы рассказать не о теме, запечатленной на полотне, а о судьбе картины.

В конце мая 1912 года Кузьма Сергеевич с женой решили отправиться в имение Петра Грекова, русского генерала, который давно уже приглашал их в гости. По дороге художник решает заехать к себе на родину в Хвалынск. Там начинает зарождаться картина.

Первый рисунок карандашом с отмеченной датой «Мальчик-всадник» был выполнен 31 мая. В роли натурщика выбран двоюродный брат Кузьмы Сергеевича – Шура. Все время, когда художник был на родине, брат сопровождал его.

Читайте также:  «крестьянский танец», питер брейгель старший — описание картины

Петров-Водкин много размышлял над замыслом картины, об этом доказывают многочисленные наброски, пока еще без натуры, изображающие купающихся лошадей и мальчиков.

И, если с натурой человека проблем не возникло, то образ коня оставался еще воображаемым, на рисунках его образ только слегка вырисовывался.

Объясняется это очень просто, не было натуры коня, у родителей, где остановился художник, пока еще не было никаких лошадей в хозяйстве.

Пора было ехать на хутор в имение генерала, где художника с женой давно уже ждали. Сразу по приезде Кузьма Сергеевич возвращается к своим замыслам о картине и начинает работать над рисунками лошади.

Вся атмосфера в имении только способствовала творчеству. Художник отмечает это в письмах к матери. Его восторгает и отношение семьи генерала с крестьянами, и река, и вид монастыря с парком. Белые «хохлатские» избушки делают деревню намного наряднее и чище, и это очень отличается от русских деревень.

На хуторе Кузьма Сергеевич пробыл почти два месяца, в это время определился с лошадью для картины, много сделал зарисовок с коня по имени Мальчик. Сохранился датированный 20 июля 1912 года рисунок с изображением коня.

12 сентября Кузьма Сергеевич сделал последний рисунок Мальчика. И в это же время возникает впервые название «Красный конь».

В письме своей жене Маре от 8 сентября 1912 года художник пишет, что ему приходится наблюдать за Мальчиком, так как ему надо знать все повадки, все особенности для «Красного коня». Еще он пишет о сюрпризе, который хочет сделать ей по приезде.

Собирается привезти ей работу, над которой долго работал, и хочет поделиться произведенным этой работой на него впечатлением. Через два дня художник возвращается домой.

Заехав от генерала опять в Хвалынск, пробыв там немного, в начале октября 1912 года Петров-Водкин возвращается в Петербург. Это лето, когда он смог увидеть своих родных, побывать в гостях у друзей, поправить свое здоровье на свежем воздухе, художник отмечает как одно из своих лучших.

В Петербурге Кузьма Сергеевич продолжает работу над картиной, и это уже будет окончательный вариант.

Промежуточный второй сохранился потомкам только в виде фотографии, благодаря дочке генерала Наташе, у которой был фотоаппарат.

16 октября 1912 года в Москве планируется выставка «Мир искусства», на которой Петров-Водкин хочет представить свою картину. И поэтому спешит во всю, не оставляя себе времени на отдых.

Московская выставка открылась 10 ноября 1912 года на Мясницкой улице в здании училища живописи, ваяния и зодчества. А ведь это училище 8 лет назад закончил Петров-Водкин. Это был своего рода экзамен на взрослость.

В это время объединение «Мир искусства» переживало кризис, и, чтобы возродить былую славу, было решено влить молодую кровь талантливых художников. Но эти молодые должны были быть последователями классических традиций, без нарождающегося авангарда.

Над входной дверью выставки вывесили полотно Кузьмы Сергеевича «Купание красного коня», посчитав, что она станет знаменем, которое сможет сплотить всех художников вокруг себя.

Устроители выставки ошиблись. Знаменем эта картина не стала, ее не поняли не только все рядовые посетители, но даже не все художники. Очень трудны и индивидуальны были мысли автора, претворенные в этой картине.

В периодических издания, в художественных кругах образовалось два лагеря. Нападающая сторона во главе с И.Е.Репиным, и защищающая сторона во главе с А.Бенуа. Вокруг картины Петрова-Водкина разгорелись нешуточные споры, отзывы положительные и отрицательные так и сыпались со всех сторон. Но это классические споры.

Репин и его сторонники не поняли Петрова-Водкина в его цветовом решении картины. Красное пятно лошади, желтый голый всадник, розовый берег. Почему не зеленый всадник, не желтый конь, они ничего не поняли. Они увидели только это, не желая даже начать понимать автора.

Они считали, что такая картина недостойна была занимать место в зале, где висят произведения В.Серова.

В письме к матери от 24 ноября 1912 года (заметьте связь, она всегда была в курсе творческой жизни сына) Кузьма Сергеевич пишет о постоянных нападках на картину и наоборот, но в любом случае, это большой успех, считает он.

В начале 1913 года выставку перевезли в Петербург, и опять по многочисленным спорам вокруг картины Петрова-Водкина можно было понять, что картина имела огромный успех, заставив художественные круги поволноваться. Благодаря этому художник продает другие свои творения.

В 1914 году весной в Швеции организовали выставку, на которую отправили 50 полотен. 10 работ Петрова-Водкина, среди которых была картина «Купание красного коня». Этим картинам была дана оценка в десятки миллионов долларов.

Началась первая мировая война, затем революция, нормальная жизнь была разрушена. Все картины остались надолго в Швеции, на какое-то время государство о них забыло. Судьба своих картин очень волновала художника, он взял слово у дочери, что она позаботиться об их судьбе.

Прошло почти 100 лет со дня рождения картины, о ее значимости уже никто не спорит. Картину вернули на родину, в этом помогла жена Кузьмы Сергеевича, и теперь эта картина находится среди почетных экспонатов в Третьяковской галерее, постоянно участвуя в многочисленных международных выставках.

Источник: https://5sec.info/kartiny/kupanie-krasnogo-konya-petrov-vodkin/

Утро. Купальщицы

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Кузьмы Петрова-Водкина.  Вы можете выбрать и купить  понравившиеся репродукции картин  Кузьмы Петрова-Водкина  на натуральном  холсте.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился на Волге в небольшом городке Хвалынске в семье сапожника Сергея Федоровича Подкина. В школьном возрасте Кузьма познакомился с двумя местными иконописцами. Наблюдение за их работой способствовало созданию самостоятельных проб написания икон и пейзажей масляными красками.

После окончания городского училища, в 15 лет, Кузьма собрался поступать в железнодорожное училище в Самаре, но провалил экзамены. Однако его приняли в класс живописи и рисования Бурова. Из-за смерти Бурова пришлось вернуться через год в родной Хвалынск.

Волей случая работы начинающего художника увидел архитектор Мельцер, приглашенный в Хвалынск для постройки дачи некой госпожи Казариной. Мать Кузьмы работала горничной в доме ее сестры.

Восхитившись талантом юноши, архитектор вызвался помочь Кузьме поступить учиться в Петербург, а Казарина в свою очередь пообещала материальную поддержку.

В конце 1895 года Кузьма был уже в числе первых учеников Центрального училища технического рисования барона Штиглица. Через год перешел в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился до 1905 года. Наибольшее влияние на его творчество оказал Серов.

Во время учебы в 1901 году на велосипеде вместе с другом совершает поездку в Мюнхен, где также берет уроки живописи в знаменитой школе.

После завершения учебы в училище для дальнейшего совершенствования едет в Италию и Францию, Алжир.

За границей он женился, и вместе с яркими впечатлениями привез на родину француженку Марию Иованович. Они поселяются в Петербурге.

В 1912 году Петров-Водкин написал картину «Купание красного коня». Эта картина принесла автору широкую известность.

С 1918 года художник начинает преподавательскую деятельность в Петроградской Академии художеств.

Особое место в творчестве художника занимают портреты дочери, родившейся в 1922 году.

Во второй половине 20-х годов Петров – Водкин заболел туберкулезом. В течение нескольких последних лет жизни он из-за болезненной реакции легких на запах масляной краски не мог заниматься живописью. В эти годы он возвращается к литературному творчеству, которым тоже был увлечен в студенческие годы. Им были созданы увлекательные автобиографические повести.

Умер Петров-Водкин в 1939 году. Его творческое наследие сохранила, а впоследствии передала в музеи его жена.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям  Кузьмы Петрова-Водкина не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена  в выбранный Вами багет.

Источник: https://bigartshop.ru/painters/petrov-vodkin-kuzma/utro-kupalshchicy

Творчество К. Петрова-Водкина

Марина ФРОЛОВА, учитель МХК, г. Ходыженск Краснодарского края

 

Мать. 1913. ГТГ, Москва

Цель: на примере творчества Петрова-Водкина проследить взаимосвязь русского искусства рубежа XIX – XX вв. c художественным наследием прошлого.

Задачи:

  • Эстетическое развитие.
  • Воспитание патриотизма.
  • Работа над созданием единой картины мира.
  • Работа над пониманием ценности человеческой личности.
  • Развитие творческих способностей.
  • Развитие коммуникативных способностей.

 Ход урока

1. Работа с иллюстрациями

«Полдень. Лето» (1917); «Спящий ребенок» (1924); «Первые шаги» (1925); «Смерть комиссара» (1928); «Весна» (1935); «Мать» (1913); «Мать» (1915); «Утро. Купальщицы» (1917); «Купание красного коня» (1912): «1919 год. Тревога» (1934).

 

Спящий ребенок. 1924. Государственный музей изобразительных искусств Туркменистана, Ашхабад

Учитель. Посмотрите на эти репродукции. Что вы можете сказать? Какие у вас возникают ассоциации, какие мысли?

Читайте также:  «охотники на снегу», питер брейгель старший — описание картины

Ученики.

  • Это не похоже на те картины, что мы видели раньше.
  • Предметы изображены не так, как мы видим в жизни.
  • Изображение какое-то плоское.
  • Колорит мне кажется густым и резким.
  • Предметы расположены в пространстве как-то необычно, мне кажется, неестественно.
  • Художник часто изображает женщину-мать, видимо, ему близка эта тема.

 

Весна. 1935. ГРМ, Санкт-Петербург

2. Выявление художественных параллелей

Учитель. Вы сказали, что картины эти не похожи на те, что вы видели раньше. А работы каких художников рубежа XIX – XX веков мы рассматривали? Что вы можете о них сказать?

Ученики.

Мне запомнились работы Врубеля, его образ демона. В картине «Демон сидящий» юный титан изображен в лучах заката на вершине скалы. Могучее прекрасное тело словно не умещается в раме, трогательно прекрасно лицо, в глазах нечеловеческая скорбь.

«Демон» Врубеля — соединение противоречий: красота, величие, сила и в то же время скованность, беспомощность, тоска; его окружает сказочно-прекрасный, но окаменевший, холодный мир. В колорите картины — контрасты. Холодный лиловый цвет «борется» с теплым оранжево-золотистым.

Скалы, цветы, фигура написаны по-особому, по-врубелевски: художник как бы рассекает форму на отдельные грани, и создается впечатление, что мир соткан из глыб драгоценностей. Рождается ощущение первозданности.

— Картины Врубеля искрятся и переливаются, как мозаика. У них сиреневато-синий колорит, почти у всех. В них живет дух Востока. А те картины, которые мы видим сейчас, пронизаны древнерусским духом.

Учитель. Давайте разовьем эту мысль. В творчестве Врубеля — дух Востока, а в представленных вам картинах великого русского художника Петрова-Водкина — дух древней Руси. Почему вам так показалось? Что навело вас на эту мысль?

Ученики. Те картины, где изображены женщины с детьми: «Мать» (1913 и 1915), «1918 год в Петрограде», — очень походят на иконы. У героинь этих картин удивительно одухотворенные лица, не лица даже, а лики. Изображение вроде бы не совсем плоскостное, но и не объемное. И колорит напоминает древнерусскую живопись — красный, синий, зеленый, иногда золотой.

Утро. Купальщицы. 1917. ГРМ, Санкт-Петербург

Учитель. Посмотрите, в картине «Мать» 1913 года молодая женщина кормит грудью малыша.

Излюбленные Петровым-Водкиным красные и синие тона, дополненные золотистыми и охристыми, завораживают, точно строчки рифмованных стихов.

Мы не можем оторваться от этого образа вечной женственности, от лица, полного загадочной глубины и жизненной достоверности, чистоты и духовности. Образ простой русской крестьянки возвышается до образа Мадонны.

В картине «1918 год в Петрограде» изображена женщина на балконе, над людной и холодной петроградской улицей. Она в белой косынке, наверное, работница. Она мать, на коленях у нее ребенок.

Люди внизу ныряют в арочную синеву, спешат, будто неприкаянные, по тусклой мостовой. А женщина, олицетворяющая жизнь, спокойна и тиха. Ей сохранять и оберегать ребенка.

Свою силу она словно переливает в руку маленького человечка.

Тема вечной женственности очень свойственна тому времени, в которое жил художник. Вспомните, в связи с творчеством какого русского художника мы уже говорили об этом?

Ученики.

В связи с творчеством Борисова-Мусатова. Женские образы позволяли живописцу выразить тончайшие смены настроения.

На полотне «Изумрудное ожерелье» (1903–1904) среди яркой зелени весеннего луга, словно в хороводе, замерли дамы в старинных одеяниях. Эта романтическая композиция Борисова-Мусатова рождает смутную тревогу.

А в картине «Призраки» (1903) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в безликих призрачных фигурах, блуждающих в сумерках по заброшенной усадьбе!

— Но это не пессимистический вывод, торжествует красота, в которой «оправдание существования человечества»; красота неотделима от человеческой сущности; торжество красоты — утверждение собственно человеческого и прекрасного как объективного. Через это — примирение, обретение новой гармонии, утверждение жизни с ее законами. Красота — синоним той духовности, которая существует в мире, дает смысл и оправдание всему.

Мать. 1915. ГРМ, Санкт-Петербург

Учитель. Говоря о творчестве Борисова-Мусатова, мы отмечали его духовную связь с эпохой итальянского Возрождения. Ощущаете ли вы эту связь в картинах Петрова-Водкина?

Ученики.

Мадонны Петрова-Водкина (именно так хочется назвать его героинь) напоминают героинь Боттичелли — то же одухотворенное и несколько отрешенное выражение лиц, ощущение того, что они живут вне времени.

— Когда мы говорили об итальянском Возрождении, мы отмечали мотив окна у многих художников. На фоне окна писал портрет Симонетты Боттичелли, мадонны Леонардо и Рафаэля часто изображены на фоне окна. Это как бы окно в мир, оно символизирует открытие мира человеком.

У Петрова-Водкина его мадонны тоже на фоне окна или на балконе. Они тоже открыты миру, и мир открыт для них. А вот в картине «1919 год. Тревога» (1934) окно — это символ какой-то опасности, именно оттуда исходит тревога. Там, за окном, — враждебный мир.

Это можно понять: 1919 год — тяжелое время для России, а писалась картина в 1934 году, накануне репрессий.

Учитель. Раз уж мы с вами заговорили о времени, давайте еще раз вспомним, что это было за время, рубеж XIX – XX веков?

Полдень. Лето. 1917. ГРМ, Санкт-Петербург

Ученики.

Накануне Россия пережила позорное поражение в Крымской войне, период террора, в результате которого погиб царь-освободитель Александр II . Внутри страны зреет революционное движение. Развивается промышленность, растут города. Все большую власть приобретает капитал. Изобретены телефон, телеграф, автомобиль. Прочно вошло в жизнь города электричество.

Первая мировая война, революции 1905 и 1917 годов в России, Гражданская война — все это события рубежа веков.

— Рубеж девятнадцатого и двадцатого веков был для России судьбоносным, именно он дал начало всем последующим трагическим событиям нашей истории, и именно ему мы обязаны тем необыкновенным взлетом отечественной культуры, который сегодня называют Серебряным веком русской поэзии.

— Ветры нового времени были суровы. Они принесли миру не только великие открытия во всех областях науки, невиданное ранее развитие индустрии и технический прогресс, а еще и тяжелый экономический кризис, ощущение какого-то мирового катаклизма, смысл и последствия которого были еще не ясны.

— В предельно сжатый исторический период совершался сложнейший процесс обновления как самой действительности, так и духовного мира художника. Действительность открывала ему свои неведомые ранее стороны и новые аспекты их восприятия; складывалось новое художественное видение и мышление.

— В это время в искусстве вообще и поэзии в частности возникло направление символизма как протест против оскудения русской поэзии, как стремление сказать в ней свежее слово, вернуть ей жизненную силу. На щите символистов было начертано: идеализм и религия.

— Типичным стало ощущение социальной и политической неустойчивости, изменчивости всех явлений бытия. Этому способствовало осмысление научных открытий, например делимости атома, казавшегося единственным первоэлементом материи.

Иногда мир словно распадался в восприятии на ряд составных частей. Все воспринимаемое глазом, слухом стало обманчивым и в то же время особенно ярким, многозначным.

Казалось, что буйство неведомых стихий готово охватить мироздание, словно накануне страшного суда.

— Неудовлетворенность настоящим обращала взгляды творческой интеллигенции в прошлое. Они находили в нем прибежище от уродств современной действительности. В нем искали разгадку смысла жизни, основы мудрости. Художники часто обращались к историческому и художественному наследию Древней Руси.

 

1919 год. Тревога. 1934. Пермская художественная галерея, Пермь

3. Работа с текстом

Учитель. Прочитайте высказывание искусствоведа С.Д. Даниэля о творчестве Петрова-Водкина. Как вы понимаете прочитанное?

Текст

Искусствовед С.Д. Даниэль в книге «Знаменитые русские художники» так охарактеризовал творчество Кузьмы Петрова-Водкина: «На протяжении 1910-х годов амплитуда поисков Петрова-Водкина остается очень широкой.

Рядом с холстами монументально-декоративного характера, не лишенными стилизации («Девушки на Волге», 1915), возникают психологизированные образы в «оболочке» почти натуралистической формы («На линии огня», 1916).

Наиболее органичными представляются произведения, связанные с темой материнства, проходящей через все творчество Петрова-Водкина: «Мать» (1913), «Мать» (1915), «Утро. Купальщицы» (1917). В то же время созревают идеи, приведшие Петрова-Водкина к созданию единственной в своем роде художественной системы.

На первый план выдвигается проблема пространства, находящая разрешение в «сферической перспективе». Принципиально ее отличие от «итальянской» перспективы в расчете на динамику зрителя. Вместе с тем это организация символического пространства, адресующая к восприятию любого фрагмента действительности с «планетарной» точки зрения.

Разнообразие пространственных позиций в картине связано с законом тяготения: «Полдень. Лето». (1917), «Спящий ребенок». (1924), «Первые шаги» (1925), «Смерть комиссара» (1928), «Весна» (1935) и др. Понимание пространства как «одного из главных рассказчиков картины» вместе со специфическим истолкованием роли цвета (на основе первичной триады: красный, желтый, синий) определили зрелый живописный стиль Петрова-Водкина».

Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200601311

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector