Говоря о свой жизни, Борис Пастернак обязательно вспоминал родителей. «Многим, если не всем, обязан отцу — академику живописи и матери — превосходной пианистке», — писал поэт. Леонид Осипович и Розалия Исидоровны были добрейшими, преданными друг другу людьми.
Одесситы Леонид Пастернак и Роза Кауфман познакомились в 1885-ом году. Леониду исполнилось тогда 23 года. За его плечами были юридический факультет новороссийского университета и мюнхенская Королевская академия художеств.
18-летняя Роза – выпускница венской консерватории и знаменитая пианистка к этому времени уже объездила с гастролями многие европейские страны.
Познакомившись на вечере артистической одесской молодёжи, Леонид и Роза поняли, что любят друг друга
Правда, голубоглазый красавец долго не решался сделать любимой девушке предложение. Он понимал, что ему — начинающему художнику, будет трудно содержать семью. Но сама жизнь подала Пастернаку добрый знак. Леонид написал картину «Вести с родины» и её купил Павел Третьяков. Получив очень большой гонорар Леонид тут же предложил Розе руку и сердце.
Обвенчавшись, Пастернаки решили переехать в Москву. И как ни тревожно было Розе покидать родную Одессу, она понимала: мужу необходимо перебраться в столичный город, как можно больше работать, общаться с коллегами.
А огонь в семейном очаге можно поддерживать где угодно.
Так что Роза готовилась к переезду, нисколько не заботясь о своей карьере, тем более, что врачи настоятельно советовали ей прервать концертную деятельность из-за слабого здоровья.
Первые годы в Москве дались супругам непросто. Огромной радостью стало рождение сыновей: Бориса и Александра. Угнетало только безденежье. Леонид крутился, как белка в колесе, чтобы заработать.
В своих воспоминаниях о родителях Борис Пастернак писал: «Он — художник и глава семьи, она становится двигателем и душой семьи». Роза превратила свой дом в культурный центр, где собирались люди искусства и давала семейные концерты. Эти музыкальные вечера очень помогли продвижению Леонида.
Ведь пока Роза играла на рояле, он рисовал гостей. Серия портретов Толстого, Скрябина, Рахманинова принесла Пастернаку настоящую славу.
Роза никогда не жалела о том, что, выбирая между призванием и семьёй, благополучие мужа и детей поставила на первое место. Да и о чём жалеть, когда взамен были получены любовь супруга, чудесные сыновья и дочери. Правда, одна попытка вернуться на сцену у Розы всё-таки была.
Но прямо во время концерта ей сообщили, что Боря и Шура внезапно заболели – у них неожиданно поднялась температура. Мать, едва окончив своё выступление, бросилась домой. Роза молила Бога о том, чтобы дети поправились. Дала обет, что, если всё обойдётся, она навсегда оставит сцену.
И слово своё сдержала.
Сыновей и дочерей Пастернаки воспитывали отнюдь не белоручками, это при том, что в доме была прислуга – со временем Леонид Осипович стал известным и обеспеченным художником.
Мама рано научила детей грамоте и дома бережно хранились их первые письма к отцу, который часто уезжал в Петербург и был счастлив, получая их каракули, например, такие строки младшего сына: «Дорогой папуничка я был хорош любящий тебя Шура».
Леонид Осипович и Розалия Исидоровна поддерживали все увлечения детей, будь то поэзия, рисование или музыка.
Сыновья и дочери искали себя в творчестве, и родители всерьёз относились к этим поискам своего места в жизни. «Союз живописи с музыкой», как Борис Пастернак называл брак отца и матери, дал превосходные результаты.
Дети — все четверо — стали знаменитыми. Борис, Лидия и Жозефина — поэтами, Александр — архитектором.
В 1921-ом году Леонид Осипович уехал с женой и дочерями в Мюнхен: главе семьи нужно было сделать операцию. Домой им вернуться больше не пришлось, в Германии Пастернаку предложили работу. В 30-ых годах супруги, спасаясь от нацистов, перебралась в Англию, где уже жили дочери.
Сыновья остались в России. Розалии Исидоровны не стало за два дня до начала Второй мировой войны. Леонид Осипович умер через несколько дней после Победы.
И все шесть лет, проведённых без жены, он вспоминал свою жизнь, считая почти безоблачной её профессиональную составляющую и абсолютно счастливой — семейную.
Источник: https://radiovera.ru/leonid-pasternak-i-rozaliya-kaufman.html
Леонид Пастернак: потомок славного рода Абарбанелей
На родине имя этого художника долгие годы было незаслуженно забыто. А ведь его иллюстрациями восхищался Лев Толстой, ему позировали Эйнштейн и Ленин, в честь него названа улица в Тель-Авиве, а в Оксфорде открыт музей его имени.
…двух имен было мало
Судьба этого живописца удивительна. Мы попытаемся немного рассказать об основных событиях в жизни великого Пастернака-отца. И тут никак не обойтись без привычной формулировки: «великий русский художник родился в бедной еврейской семье».
Леонид Пастернак появился на свет в Одессе. Его родители были людьми малообразованными, держали постоялый двор. Но тем не менее, Пастернаки возводили себя к знаменитому роду Абарбанелей. Своего шестого ребенка они щедро нарекли двумя именами — Абрам и Исаак.
Первое было занесено в бумаги мещанской управы и оттуда перекочевало в гимназические документы, а второе — в метрические книги. «Но, видно, двух имен было мало, и я получил третье — Леонид, — писал впоследствии наш герой.
— С первого же дня моего рождения домашние мои, родные, все стали прозывать меня Леонидом».
Леонид родился в один из самых благоприятных периодов в жизни одесской еврейской общины. Стивен Ципперштейн в книге «Евреи Одессы. История культуры 1794-1881» привел впечатления еврея из Литвы, посетившего город в 1861 году.
Тот был поражен не «благосостоянием общины и наличием разнообразных еврейских организаций, а чувством собственного достоинства и уверенностью в себе местного еврейства.
Евреи спокойно прогуливались по улицам, беседовали с друг другом в кафе Ришелье, наслаждались музыкой в итальянской опере».
Портрет Леонида Пастернака (Лорис Коринт, 1923 год), юношеское фото Пастернака (1880 год), автопортрет (1908 год)
Нет равных в любви…
Но уже через десять лет в 1871 году произошел страшный погром. Он остался в памяти Леонида Пастернака на всю жизнь. «Не помню только, как я очутился в одном из пустых номеров гостиницы, где, видимо, мать упрятала нас, детей своих, от расправы дикой, звериной толпы.
Когда толпа эта поравнялась с нашим домом, мать моя, — вообще худая, слабая с виду женщина — раскрыла окно нижнего этажа, выходившего на улицу, выпрыгнула из него и бросилась на колени перед этой озверелой толпой, умоляя со слезами в глазах — пощадить ее детей!..
Это совсем неожиданное зрелище умоляющей за детей своих женщины так воздействовало на толпу, что “заправилы” скомандовали — “ребята, дальше!..”» — Так мама спасла нас своим материнским бесстрашием и героизмом», — писал в своих воспоминаниях художник.
Он сохранил трепетное отношение к матери на всю жизнь. Это чувство нашло отражение в книге Пастернака «Рембрандт и еврейство в его творчестве»: «Какая еврейка! Какая мать! И я вспомнил свою… Святые еврейские матери! Сколько горя и скорби, сколько слез выплакали глаза ваши.
Сколько тревожных и бессонных ночей провели вы над колыбелью детей ваших. В непреходящих заботах и терзаниях дни и ночи вашей жизни до гроба. Вы какие-то поистине особенные: ваш мозг и сердце, ваши помыслы, волю и душу – все самозабвенно до пепла сожгли вы в любви к ним. До времени состарились вы.
Воистину, вы свято исполнили завет Божий — ибо нет вам равных в материнской любви!..»
Первый босяк в литературе
Родители старались дать младшему сыну самое лучшее образование. А лучшим в Одессе в те годы был Ришельевский лицей. Леонид же каждую свободную минуту стремился рисовать.
Родители были категорически против этого увлечения — они знали разве что «живописцев вывесок», то есть маляров, но мечтали, что сын станет «аптекарем, или лекарем, или, на худой конец, “ходатаем по делам”». Мог ли он огорчить их, пойти наперекор? Наверное, нет. Поэтому в рисовальную школу поступил тайком.
Правда, у маленького художника уже тогда был и первый заказчик, и первый почитатель. В одном из писем к сестре Леонид написал: «Помнишь ли ты моего первого Лоренцо Медичи? Того дворника-мецената, который заказывал мне “Охоты на зайцев с борзыми” и платил за каждую такую картину по пяти копеек?.. Он украшал ими стены дворницкой».
В старших классах лицея Пастернак начал сотрудничать с сатирическими журналами Одессы. Так, в 1879 году в журнале «Пчелка» был опубликован рисунок «Босяк». Много лет спустя Максим Горький говорил Пастернаку: «Я помню вашего «босяка», он был первым в нашей литературе».
Студент двух университетов
Письмо с родины, 1889 год
В 1881 году по настоянию родителей юноша поступил в Московский университет на медицинский факультет. Но вскоре его бросил, не в силах преодолеть отвращение к трупам.
«Но ту часть анатомии, которая нужна художнику, а именно остеологию и миологию, т. е.
учение о костях и мышцах, я с большим интересом прошел и даже сдал на “отлично” полугодовой экзамен у строжайшего известного профессора Зернова», — гордился Леонид.
Пастернак перевелся на юридический факультет Московского университета, а потом и вовсе в Одесский Новороссийский университет. Это был единственный университет в Российской империи, студентам которого позволяли свободно выезжать за границу.
В 1883 году Леонид Пастернак первым номером по конкурсу поступил в Мюнхенскую королевскую академию искусств в класс известного живописца Людвига фон Хертериха.
Уже через два года экстерном закончил юридический факультет Новороссийского университета и с золотой медалью Академию, после чего за год прошел обязательную военную службу. Первый большой холст молодого художника написан под впечатлением от армии.
Картину «Письмо с родины», еще не завершенную, прямо с мольберта приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи. Эту сделку можно было считать еще одним дипломом Леонида Пастернака.
Дети кормят родителей
В феврале 1889 года Пастернак женился на пианистке Розалии Кауфман. И если сам Пастернак был еще подающим надежды художником, то Розалия Исидоровна считалась уже известным музыкантом. Ее талантом восхищался Рубинштейн. В свои 26 лет Розалия Кауфман была уже профессором Одесского отделения Императорской консерватории в Петербурге.
Молодая семья обосновалась в Москве, через год родился первенец — будущий лауреат Нобелевской премии, писатель Борис Пастернак. Затем сын Александр и еще две дочери Жозефина и Лидия.
Борис и Александр Пастернак
Семейные портреты и зарисовки стали излюбленной темой Леонида Пастернака. Они передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье, и прекрасно продавались. Про Леонида Пастернака шутили, что его дети кормят родителей.
Дом Пастернаков в Москве был всегда открыт для гостей. Здесь Скрябин и Рахманинов играли свои новые произведения или слушали их в исполнении Розалии Пастернак. Сюда приходили и позировали для портретов Юргис Балтрушайтис, Федор Шаляпин, князь Петр Кропоткин, Михаил Гершензон, Елизавета Брешко-Брешковская и многие другие.
Еврей-академик
Летом 1890 года из Москвы выселяли евреев-ремесленников. Семья Пастернак была профессорской, и репрессии не грозили. Но «паника среди евреев» такова, что «работать не хочется. И куда они денутся, все эти несчастные. Скверно!» — писал Леонид Осипович жене, которая с полугодовалым сыном гостила у родителей в Одессе.
Сам Пастернак от своего еврейства отказываться и не думал. В 1894 году его пригласили преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Правда, выставили условие — креститься.
Художник категорически отказался: «Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения».
И все же его на работу взяли — в этом училище Леонид Пастернак проработал четверть века. В 43 года его избрали академиком живописи.
Любимый иллюстратор Льва Толстого
Искусствовед Елизавета Плавинская отмечала, что Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. При этом он не опасался прохладного отношения к импрессионизму передвижников, которые программно ставили правду выше красоты.
Лев Толстой, 1903 год
«Он был более модернист, чем они и чем Репин. Он позволял себе быстрые обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину, незнакомому с мюнхенской школой.
А своим немецким товарищам Пастернак не уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно подзабытого всеми караваджизма», — писала Плавинская.
Кстати, товарищество передвижников в Москве Пастернака в свои ряды не приняло.
Тем не менее, в выставках передвижников Пастернак регулярно участвовал и на одной из них весной 1893 года познакомился со Львом Толстым.
Когда Толстой остановился около картины Пастернака «Дебютанка», художник Савицкий представил Леонида Иосифовича писателю. «Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами», — сказал Толстой.
Пастернаки стали частыми гостями Толстого как в Москве, так и в Ясной Поляне.
В результате родилась серия портретов великого писателя, кроме того, Пастернак стал одним из лучших иллюстраторов произведений Л.Н.Толстого. Его иллюстрации к роману «Воскресение» экспонировались в 1900 году в Русском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где удостоились медали. Многие зарисовки из «толстовской серии» попали в Третьяковскую галерею.
Первая русская картина в парижском музее
Главный хранитель Одесского художественного музея Людмила Еремина рассказала, что картину Пастернака «Студенты» приобрел Люксембургский музей. «Факт знаменательный, — нашла отклики в одесской прессе на это событие искусствовед.
— Люксембург — один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень большой художник, и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной».
Таким образом, «Студенты» Пастернака стали первой русской картиной в знаменитом музее.
Студенты перед экзаменом (1985 год)
Друг Эйнштейна
В читальном зале математической библиотеки Еврейского университета в Иерусалиме висит портрет Альберта Эйнштейна кисти Леонида Пастернака. Дочь Леонида Пастернака Лидия рассказывала, что Пастернак и Эйнштейн познакомились в Берлине в советском посольстве.
Туда ходили послушать концерт, лекцию, посмотреть короткий театральный спектакль или принять участие в непринужденном общении. Однажды в этом посольстве Роза Пастернак играла на пианино, и кто-то спросил ее, не могла б ли она сопровождать Эйнштейна. Однако Эйнштейн воспротивился.
Он сказал: «Я не рискну выступать после такой искусницы!». «Все же мама его уговорила. И он действительно играл, а она аккомпанировала ему. А отец это зарисовал. И так возник лист, где нарисован играющий на скрипке Эйнштейн», — вспоминала Лидия.
Эйнштейн и Пастернак долгие годы поддерживали связь. Результатом стала серия портретов великого ученого.
К слову, портретная галерея кисти Пастернака чрезвычайна богата. На его полотнах запечатлены С. Прокофьев, М.Горький, В.Брюсов, Вяч. Иванов, К.Бальмонт, Э.Верхарн, Ш.Ан-ский, А.Скрябин, С.Рахманинов, И.Мечников, английский режиссер Г.Крейг, думский деятель В.Маклаков, теоретик анархизма князь П.Кропоткин. Он также стал основателем портретной серии ленинианы.
Эйнштейн, рисунок углем на бумаге (1927 год) и маслом на холсте (1924 год)
Эмиграция
В 1921 году чета Пастернак с дочерьми уехали в Германию. В 1924 году художник принял участие в историко-этнографической экспедиции в Палестину. Результат путешествия — десятки рисунков и этюдов.
После 1933 года Пастернаку было сложно оставаться в Германии — ему как еврею было запрещено заниматься живописью и преподаванием. Его книги попали в костер. В 1938 году Пастернак с женой уехали в Англию, где уже жили их дочери. Вскоре Розалия Исидоровна умерла, а Леонид Осипович переехал жить к младшей дочери Лидии в Оксфорд. Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.
Борис и Розалия Пастернак — совместное фото и автопортрет (1927 год)
Через полгода его сын Борис Пастернак напишет: «Папа! Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, — тома, тома, тома.
Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, – удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня.
Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…»
Источник: https://jewishnews.com.ua/society/leonid-pasternak-potomok-slavnogo-roda-abarbanelej
Пастернак леонид осипович
Пастернак леонид осипович — российский живописец, график, член петербургской Академии художеств (1905).
Посещал Одесскую рисовальную школу (1879-1881 годы). Учился в Московском университете на медицинском и юридическом факультетах (1881-1883 годы), затем в Новороссийском университете в Одессе на юридическом факультете (1883-1885 годы). Одновременно занимался живописью в частной художественной студии Е.С.
Сорокина в Москве (1882 год), в Академии художеств в Мюнхене (1882-1885 и 1887 годы) у И. Гертериха и И. Лиценмейера. Переехав в Москву (1889 год), окончательно решил стать художником — посещал рисовальные вечера в доме В.Д. Поленова, занимался в мастерской К.А. Коровина (с ним и с В.А. Серовым его связывали дружеские отношения).
Экспонент ТПХВ (1888-1901 годы; картина Пастернака «Письмо с родины» (1889 год) в духе передвижничества была приобретена П.М. Третьяковым (ныне в ГТГ)), член Московского общества любителей художеств (1888-1899 годы), объединения «Мир искусства» (1901-1903 годы), Союза русских художников (1903-1918 годы; член-учредитель).
Был также художественным редактором журнала «Артист» (1889-1894).
В 1893 году познакомился с Л.Н. Толстым, оказавшим на Пастернака сильное влияние. Исполнил много портретов писателя, в том числе в домашней обстановке («Л.Н. Толстой читает газету у лампы», 1901 год, Музей Л.Н. Толстого, Москва; «Л.Н.
Толстой с семьёй в Ясной Поляне», пастель, 1902 год, ГРМ, и другие), также портрет Л.Н. Толстого на смертном одре (1910 год, Музей Л.Н. Толстого, Москва). Иллюстрировал романы «Война и мир» (1893 год) и «Воскресение» (1898-1899 годы; по просьбе писателя).
Прекрасно владея разными техниками, особенно углем, пастелью, темперой, Пастернак создавал жанровые композиции («Накануне экзаменов», 1894 год, Музей Орсе, Париж; «Концерт Ванды Ландовской», пастель, 1907 год, ГТГ), пейзажи («Московский Кремль.
Мартовское солнце», гуашь, акварель, 1917 год, Фонд Л. Пастернака, Оксфорд).
Наиболее известны его многочисленые живописные и графические (в том числе «композиционные») портреты: «Заседание совета художников — преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (пастель, 1902 год, ГРМ), «Три русских философа» (Н.Ф. Фёдоров, В.С. Соловьёв и Л.Н.
Толстой; 1903 год, Музей Л.Н. Толстого, Москва), «А.Н. Скрябин за роялем» (1909 год, Мемориальный музей А.Н. Скрябина, Москва), В.О.
Ключевского (темпера, гуашь, 1909 год, ГИМ), «Вячеслав Иванов читает доклад в «Обществе свободной эстетики» в Москве» (уголь, сангина, 1910 год, Литературный музей, Москва), В.Я. Брюсова (1915), «С.В. Рахманинов за роялем» (1916), И.И. Бродского (итальянский карандаш, 1920 год, Музей-квартира И.И.
Бродского, Санкт-Петербург), «Сергей Прокофьев в советском посольстве в Берлине» (1937 год, Центральный музей музейной культуры имени М.И. Глинки, Москва) и другие.
Часто изображал свою семью — жену и детей, передавая уютную, творческую атмосферу дома («Автопортрет с женой» (1914 год, ГМИИ), «Поздравление.
Групповой портрет» (ГТГ, 1914-1915 годы), портрет сына (Бориса; итальянский карандаш, около 1917 года, ГМИИ) и другие).
Прекрасный рисовальщик, безупречно владеющий энергичной чёткой линией в сочетании с ясной и плавной формой, Пастернак в своих работах (в том числе этюдах с натуры) быстро схватывал характерное движение и улавливал портретное сходство.
В живописи увлекался эффектами пленэризма, передачей ночного и искусственного освещения, используя несколько обобщённую, фактурную манеру письма, обогащённую приёмами импрессионизма и постимпрессионизма.
В 1921 году Пастернак с женой и дочерьми уехал в Берлин. В Германии занимался литографией, исполнял портреты (А. М. Ремизова (1923 год), Л.И. Шестова, А. Эйнштейна (1924 год, Иерусалимский университет), Р.М. Рильке (1926 год), М. Либермана (1927 год), Г.
Гауптмана (1930 год) и другие), пейзажи, натюрморты и интерьеры. Участвовал в историко-этнографической экспедиции в Палестину и оформил репродукциями своих работ посвящённую ей монографию. В 1932 году издал в Берлине воспоминания о Л.Н.
Толстом, но почти весь тираж погиб во время публичных сожжений книг нацистами. В 1938 году Пастернак уехал в Великобританию, с 1939 года жил в Оксфорде. Преподавал в своей школе рисования в Москве (1889-1894 годы) и МУЖВЗ — Вхутемасе (1894-1921 годы); среди учеников — Д.Д. Бурлюк, А.В. Куприн, А.А. Пластов, В.В.
Хвостенко. Сыновья Пастернака — Б.Л. Пастернак и Александр Пастернак (1893-1982), архитектор и инженер, работавший в Москве.
Сочинение:
Записи разных лет. М., 1975.
Литература
- Жукова Е.М. Л. Пастернак в России и Германии. (Кат. выставки). М., 2001
- Пастернак Е., Пастернак Ел. Пастернаки в Англии // Наше наследие. 2001. № 58
- Л. О. Пастернак. Выставка живописи и графики. (Кат.). М., 1989
- The memoirs of L. Pasternak. L., 1982
- Л. О. Пастернак. Выставка произведений. (Кат.). М., 1979
- Buckman D. L. Pasternak: a Russian impressionist. L., 1974
- Osborn M. L. Pasternak. Warschau, 1932
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/pastiernak_lieonid_osipovich
Художник Леонид Осипович Пастернак
Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого «Воскресение».
Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л.
Пастернака как живописца.
- Леонид Пастернак К родным 1891 г.
- Обратимся к судьбе и творчеству Леонида Осиповича Пастернака (по еврейскому имени он Аврахам Лейб бен – Йосеф, но когда он сменил данное еврею на восьмой день жизни первоначальное имя, – установить не удалось).
Леонид Пастернак (фото 1880 г.)Леонид Пастернак Автопортрет 1908 г.
Он родился в Одессе в 1862 году. Отец будущего художника содержал постоялый двор на окраине города. Мать, как и большинство еврейских женщин в черте оседлости, была неграмотна, но она была умным и сильным человеком. Леонид — самый младший из шестерых детей в семье и самый любимый.
Способности к рисованию проявились у мальчика очень рано, но родителей это только раздражало: они болели за него душой и хотели, чтобы он вышел в люди — стал аптекарем, доктором или присяжным поверенным.
А мальчик вытаскивал остывшие угольки из печи и разрисовывал ими и пол, и стены. В 7 лет он уже встретил своего первого «мецената»: это был дворник, любитель искусства, который за небольшую плату заказывал мальчику рисунки.
Молодой Пастернак окончил Одесскую рисовальную школу (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882).
По требованию родителей он год учится на медицинском факультете, потом — на юридическом, но талант и стремление заниматься любимым делом берут верх: Леонид проходит по конкурсу в Королевскую Мюнхенскую академию живописи и едет в Германию.
Это были три года (1882—1885) вдохновенного и напряженного труда, становления его профессионального мастерства. Закончилась учеба, и в течение года Леонид проходит обязательную военную службу в артиллерийской части, но каждую свободную минуту посвящает рисованию.
- После службы он едет домой, в Одессу, и здесь знакомится, влюбляется и удостаивается взаимности замечательной девушки, к тому времени уже известной в России пианистки, Розалии Кауфман.
Л.О.Пастернак с женой Розалией Исидоровной
- Розалия в 13 лет
Л.Пастернак Автопортрет с женой 1927 г.
Л.О.Пастернак. Муки творчества |
Их свадьба состоялась в Москве в 1889 году. И как свадебный подарок — еще удача: на выставке передвижников, куда Пастернак отдал картину «Вести с родины», ее покупает для своей галереи Павел Михайлович Третьяков.
Л.Пастернак Вести с родины 1889 г.Это дало возможность Пастернаку совершить поездку в Париж, о которой он мечтал всю жизнь. После поездки стиль художника несколько меняется, его кисть и карандаш становятся более свободными и изысканными.
В 1890 году в семье Пастернаков родился сын Борис, будущий замечательный российский поэт. Другой сын художника, Александр, станет видным архитектором.
Л.О.Пастернак с женой и сыновьямиЛ.Пастернак. Сыновья Борис и Александр
Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. На этом посту Пастернак останется более четверти века.
Получение этой должности, как и все перемены в его жизни, сопровождалось очередным экзаменом на твердость духа. Пастернак знал, что кандидатуры профессоров утверждаются главой совета училища великим князем Сергеем Александровичем, известным юдофобом.
Простейший, казалось бы, ход, к которому вынужденно прибегали многие российские евреи — креститься, изменить вере отцов, и тогда препятствие устранено.
Но Леонид Пастернак в письме инспектору училища князю Львову заявляет: «Я вырос в еврейской семье и никогда не пойду на то, чтобы оставить еврейство для карьеры или вообще для улучшения своего социального положения».
Л.Пастернак Заседание совета художников — преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902 Г.Так Пастернак выдержал экзамен на силу духа и преданности своему народу, и великий князь подписал желанное назначение. Укрепилось материальное положение семьи, где к 1902 году подрастало уже четверо детей.
Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О.Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.
На очередной выставке передвижников картина Леонида Пастернака «Дебютантка» привлекает внимание Льва Николаевича Толстого. Их знакомят, и Пастернаки становятся частыми гостями Толстого в Москве и Ясной Поляне, где художник рисует писателя в кругу семьи и знакомых, занятого творческой работой и физическим трудом.
. Портрет Льва Толстого Л.Пастернак.Под лампой,Л.Н.Толстой в семейном кругу,1902г.
Многие картины художника из толстовской серии находятся ныне в Третьяковской галерее. Пастернак создал также замечательные иллюстрации к «Войне и миру» и «Воскресению», которые были одобрены самим Толстым и отмечены медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.
Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого «Воскресение». За чтением. Нехлюдов читает Катюше.Л.Пастернак Иллюстрация к роману Л.Н.Толстого «Воскресение».
В зале судаХудожник внес немалый вклад в утверждение своеобразия московской живописной школы. Одним из первых он стал рассматривать искусство книжной иллюстрации как независимый художественный жанр.
Когда художнику было 43 года, Петербургская Академия художеств избрала его академиком живописи.
Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).
- В годы, предшествовавшие Октябрьской революции, Пастернак участвует в международных выставках в Германии, Австрии, Франции, в первые послереволюционные годы он участник ряда российских выставок.
В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.
В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.
Розалия, Лидия, Жозефина и Леонид Пастернак по приезде в Берлин 1921 г.
Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.
Л.Пастернак Автопортрет в желтом халатеЛорис Коринт Портрет Леонида Пастернака 1923 г.В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака.
В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве».В 1933 году к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма.
Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.Леонид Пастернак умер в Оксфорде 31 мая 1945 года.
Работы художника сегодня представлены во многих музеях и частных коллекциях Европы, Америки, Азии и
Австралии.
Вот несколько наиболее известных его работ:
Л.Пастернак За работой. Этюд
Л.Пастернак. Урок музыки 1909г.
Л.Пастернак Ночь накануне экзамена 1895 г. Музей д*Орсе, Париж
Л.Пастернак Московский концерт Ванды Ландовской 1907 г.
- На берегу, 1906 г.
В интерьере. 1907г.
У окна.Осень.1913 г.
Л.Пастернак Москва зимой 1912 г.Л.Пастернак Р.Рильке в Москве 1928
Портрет Е.Левиной.1917 г.
Л.Пастернак. Выгрузка вагонов в Одесском порту.1912г.
- Золотая осень.Воровьёвы горы
Леониду Осиповичу было многое дано судьбой: любящие родители, жена — добрейшей души человек, преданный его друг и помощник, способные и красивые дети, один из которых — гениальный поэт Борис Пастернак. Художнику выпала счастливая судьба, и он заслужил это счастье.
Умер Л.О. Пастернак 31 мая 1945 года в Оксфорде, и спустя годы на намогильном камне дочери начертали строфу Бориса Пастернака, к тому времени – ушедшего из жизни:
«Прощай, размах крыла расправленный, Полета вольное упорство, И образ мира, в слове явленный, и творчество, и чудотворство»
Судьба благоволила к художнику: он покинул этот мир задолго до того, как его первенец написал роман «Доктор Живаго», а в нем, вложив свои сокровенные мысли в уста главных героев: «Еврейский народ необходимо «распустить» во имя избавления от страдания и дать им свободно присоединиться к христианству», или: «В среде евреев не живет красота, тогда как христианство пронизано эстетическим началом», и множество других речений, недостойных ни своего праведного отца – живописца, ни великого предка царя Давида, к роду которого они, Пастернаки, принадлежали (blog.i.ua)
Источник: https://alindomik.livejournal.com/5197.html