Святой иоанн креститель, микеланджело караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо – известный итальянский художник, автор религиозных картин. В основном рисовал молодых мужчин. Работы автора выставлены в лучших галереях мира – Уффици, Эрмитаж, Метрополитен-музей, Лувр, Прадо.

Детство и юность

В одном из уголков Италии под названием Ломбардия в 1571 году родился будущий художник Микеланджело Меризи да Караваджо. Точного места и даты рождения исследователи до сих пор определить не смогли, а документальные справки не сохранились. Возможно, творец родился в Милане или неподалеку от него – в Караваджо.

Микеланджело стал старшим сыном в семье строителя. У художника было трое братьев и младшая сестра. Караваджо жили не бедно, так как у отца было хорошее жалование и строительное образование.

Через пять лет после рождения Караваджо в Милане началась эпидемия чумы. Избежать заражения можно было только при помощи переезда в другой город. Но это не помогло. Годом позже после продолжительной болезни умирает глава семьи. Этот период для Караваджо стал непростым.

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело КараваджоХудожник Караваджо

В биографии художника немало белых пятен. Данные о 8 годах жизни Микеланджело после смерти отца канули в Лету. Известно, что молодой человек в 1584 году отправился учиться к миланцу Симоне Петерцано. После прохождения курса Караваджо должны были дать звание художника, но официальных подтверждений этого факта не сохранилось.

В 1592 году Караваджо столкнулся с новым испытанием – потерей матери. Наследство разделили в равных частях между детьми. Благодаря этим деньгам Микеланджело смог отправиться в Рим. Художник слыл человеком с непростым характером, постоянно ввязывался в драки, попадал в тюрьму.

Живопись

Первые годы жизни в Риме были непростыми для Караваджо. Молодой художник с трудом мог заработать на питание и жилье, но удача повернулась к нему лицом.

Модный в то время живописец Чезари д’Арпино принял Микеланджело на должность помощника в личную мастерскую. Пока еще неизвестный творец создавал натюрморты на картинах д’Арпино.

Во время работы в мастерской автор создает произведения «Мальчик с корзиной фруктов» и «Маленький больной Вакх».

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело КараваджоКартина Караваджо «Больной вакх»

Вскоре кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо. Художник получил доступ к творческому обществу Рима. В благодарность Микеланджело подарил кардиналу собственноручно написанную картину «Корзина с фруктами», а потом еще несколько работ – «Лютнист» и «Вакх».

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело КараваджоКартина Караваджо «Лютнист»

В этот период из-под кисти Караваджо выходит несколько произведений, вошедших в список мирового наследия. Это «Гадалка», «Амур-победитель», «Нарцисс». Взору художника предстают новые направления – «чистый» натюрморт и «авантюризм» в живописи. Последователи Микеланджело часто использовали их в работах.

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело КараваджоКартина Караваджо «Нарцисс»

Караваджо нередко прибегал к религиозной тематике. Из ранних произведений можно выделить «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Юдифь и Олоферн», «Отдых на пути в Египет», «Жертвоприношение Авраама».

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело КараваджоКартина Караваджо «Юдифь и Олоферн»

В конце XVI века Караваджо написал два цикла картин, повествующих о жизни апостолов. Некоторые работы были переданы церкви Сан-Луиджи деи Франчези, расположенной в Риме. Эти картины посвящены апостолу Матфею. До наших дней дошли два произведения – «Мученичество апостола Матфея» и «Призвание апостола Матфея».

Еще две капеллы в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме также украшены работами Караваджо. Здесь были расположены «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла».

Сотрудничество с религиозными домами продолжалось достаточно долго. Уже в XVII веке появились картины «Положение во гроб», «Мадонна ди Лорето» и «Успение Марии».

Произведения располагались в церквях Сант-Агостино и Санта-Мария-ин-Валичелла.

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело КараваджоКартина Караваджо «Положение во гроб»

Несколько последних лет жизни Микеланджело Караваджо скитался, пытаясь избежать наказания. В творческом плане этот период был богат на шедевры. В это время у Караваджо появились алтарные картины «Мадонна Розария», «Семь дел милосердия», «Бичевания Христа». Их художник писал для Неаполя.

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело КараваджоКартина Караваджо «Бичевания Христа»

Будучи на Мальте, Караваджо создал «Святой Иероним» и «Усекновение главы Иоанна Крестителя». На Сицилии из-под кисти маэстро вышли «Погребение святой Луции», «Воскрешение Лазаря», «Поклонение пастухов». На закате жизни Микеланджело пишет картину «Давид с головой Голиафа». Предположительно работа является автопортретом.

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело КараваджоКартина Караваджо «Воскрешение Лазаря»

В Лондонской национальной галерее в настоящее время выставлена одна из ранних работ художника – «Мальчик, укушенный ящерицей». Автор написал картину в двух вариантах. Искусствоведы до сих пор спорят, кто изображен на холсте. Существует две версии: возлюбленный Караваджо или сам маэстро.

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело КараваджоКартина Караваджо «Мальчик, укушенный ящерицей»

В галерее Дориа Памфили расположена еще одна ранняя работа художника – «Кающаяся Марина Магдалина». Это редкая картина, на которой изображена молодая девушка. Особое внимание Караваджо уделил деталям: на полу лежат украшения, стоит кувшин с напитком, прорисованы узоры на платье.

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело КараваджоКартина Караваджо «Кающаяся Магдалина»

В Уффици можно взглянуть на интересную работу Микеланджело. Картина «Медуза» была создана на натянутом на деревянную подложку холсте. Это творение было создано специально для кардинала Франческо Дель Монте, который хотел сделать подарок Фердинанду I, великому герцогу Тосканскому.

Картина Караваджо «Медуза»

Картина «Иоанн Креститель» находится на хранении в Толедском соборе. На полотне изображен молодой юноша. Вокруг этой работы ходит немало слухов. Искусствоведы считают, что авторство может принадлежать одному из последователей Караваджо. Другие утверждают, что картина была написана Микеланджело специально для настоятеля Госпиталя Утешения.

Картина Караваджо «Иоанн Креститель»

В Национальной галерее Ирландии размещена картина «Поцелуй Иуды». В основе работы лежат представления Караваджо о последних днях жизни Иисуса Христа. С этим полотном связана скандальная история. Оказалось, что в Одессе представлена копия картины, которая впоследствии была украдена. Тем временем оригинал и по сей день находится в Ирландии.

Картина Караваджо «Поцелуй Иуды»

В галерее Боргезе, расположенной в Риме, можно познакомиться еще с одной работой Микеланджело Караваджо – «Мадонна с ребенком и Святая Анна». На полотне представлены две женщины и младенец. Фото многих картин Караваджо размещены в специальных альбомах, посвященных мировому искусству.

Личная жизнь

Микеланджело Караваджо не состоял в браке. При этом мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. Это привело к тому, что многие стали относить художника к представителям нетрадиционной ориентации. А в XX веке Караваджо даже назвали гей-иконой. Официальных доказательств этого факта до сих пор обнаружено не было.

Шон Бин в фильме «Караваджо»

В 1986 году увидел свет фильм «Караваджо», в котором рассказали о нетрадиционной сексуальной ориентации Микеланджело. Возлюбленного художника сыграл британский актер Шон Бин. Это его первая роль такого характера.

Смерть

В Италии Микеланджело Караваджо известен творчеством, которое вызывало немало споров и скандалов в обществе. К сожалению, он не только картинами вызывал негодование, но и поведением. Нарушитель регулярно преступал закон и находился на грани заточения. У Караваджо отсутствовало разрешение на ношение холодного оружия, но художника это не останавливало.

Караваджо

Микеланджело бросал в официанта поднос, разбивал стекла в чужом доме. Это надоело стражам, поэтому художника ненадолго заточили в тюрьму. А в 1606 году мужчина убил человека. Трагедия случилась во время игры в мяч. Чтобы не оказаться за решеткой, Караваджо сбежал. 4 последних года жизни автор мировых шедевров провел в изгнании.

Микеланджело надеялся на помилование, поэтому прятался недалеко от Рима, но позже уехал в Неаполь. Была в списке путешествий Мальта.

На острове художника посвятили в рыцари за заслуги перед Мальтийским орденом. Но вновь он проявил несдержанный характер и вступил в драку.

Причем оппонентом Караваджо стал высокопоставленный советник ордена. Вскоре художнику удалось бежать из тюрьмы на Сицилию.

Могила Караваджо

Опасность со стороны итальянских властей минула, но появилась новая – представители ордена. В 1609 году Микеланджело сумел уйти от них, но при этом сильно пострадал.

Преследователи изуродовали лицо художнику. Позже Караваджо вновь оказался в тюрьме, но уже по ошибке. Смерть настигла творца 18 июля 1610 года. Микеланджело скончался от малярии.

Великому художнику было 39 лет.

Микеланджело Караваджо похоронили в групповой могиле. Позже останки мужчины нашли. Содержание свинца в костях оказалось превышено в несколько раз. Заметим, что в те времена в краску добавляли этот элемент. Возможно, не малярия убила художника, а профессия.

Портреты Караваджо

Произведения

  • 1593 — «Юноша с корзиной фруктов»
  • 1595 — «Музыканты»
  • 1596 — «Мальчик, укушенный ящерицей»
  • 1597 — «Кающаяся Магдалина»
  • 1597 — «Медуза»
  • 1598 — «Юдифь и Олоферн»
  • 1599 — «Нарцисс»
  • 1600 — «Мученичество Святого Матфея»
  • 1601 — «Распятие Святого Петра»
  • 1602 — «Амур-победитель»
  • 1603 — «Погребение Христа»
  • 1604 — «Иоанн Креститель»
  • 1605 — «Портрет папы Павла V»
  • 1606 — «Мария Магдалина в экстазе»
  • 1607 — «Семь деяний милосердия»
  • 1608 — «Обезглавливание Иоанна Крестителя»
  • 1609 — «Воскрешение Лазаря»
  • 1610 — «Давид с головой Голиафа»

Источник: https://24smi.org/celebrity/14363-karavadzho.html

Картина недели. «Обезглавливание Иоанна Крестителя» Караваджо

В новом выпуске произведение Караваджо, который был одержим убийством, а особенно убийством через обезглавливание.

Обычно великим прорывом этого художника-реалиста считают натуралистично изображённые грязные ногти моделей, но реже рассматривают его вклад в искусство через маниакальную кровожадность, кишки и расчленёнку.

А ведь Караваджо — патриарх классического хоррора с горами трупов и лужами крови.

Современный психиатр скорее всего назвал бы Караваджо (1571 — 1610) социопатом с нарциссической акцентуацией. Художник был большим любителем вписаться в какую-нибудь по-настоящему дерьмовую историю с мордобоем, погромом, поножовщиной и, если повезёт, убийством.

Он никогда не делал эскизов, а закатывал холсты в шедевры наскоком, не забывая вписывать в собственные картины автопортреты. И при этом никогда полотна не подписывал, ведь это слишком мелко.

Умер Караваджо в бегах по пути в Рим, куда направлялся, чтобы добиться помилования после того, как несколько лет скрывался от властей на юге Италии, после того как 29 мая 1606 года развязал драку, в ходе которой был убит горожанин Рануччо Томассони.

Папа Римский Павел V объявил художника убийцей и опасным рецидивистом, за чью голову любой мог получить папское вознаграждение.

Картина, о которой пойдёт речь — «Обезглавливание Иоанна Крестителя» — была написана в за несколько лет до гибели, в его библейский период, когда стиль живописца стал беспросветно мрачным.

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело Караваджо Смотреть в большом размере

Почему вам будет легко понять Караваджо

— Способы достоверного изображения насилия и его кровавых последствий волновали художника сильнее всего. Религиозные сюжеты как нельзя кстати подходили для этой практики. Для своего «Воскрешения Лазаря» дебошир Караваджо даже попросил притащить начавший распадаться труп, и угрожал кинжалом не желавшим с ним контактировать натурщикам.

— Караваджо многократно писал процесс отделения головы от тела и отрубленные головы в ассортименте.

Его кисти принадлежат «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Юдифь и Олоферн», где Олоферн остаётся без головы, отрезанная «Голова Медузы Горгоны» и еще десяток безголовых полотен.

Искусствоведы почему-то постеснялись дать ему соответсвующее прозвище, среди них он славится тем, что первым применил барочную манеру письма с выкрученной контрастностью «кьяроскуро», когда используется резкое противопоставление света и тени.

Читайте также:  Портрет лавуазье с женой, жак луи давид, 1788

Что, кроме смертельного ужаса, можно прочитать на картине

Круглое

Караваджо сосредоточенно рассказывает историю убийства исторической фигуры Иоанна Предтечи, пророка, провозгласившего Иисуса мессией. Праздник усекновения главы пророка православные, скорбя, отмечают, 11 сентября. В этот день нельзя есть мясные и молочные продукты.

Суеверия, не имеющие никакого отношения к христианской традиции, гласят, будто этот однодневный пост предполагает также отказ от употребления всего круглого, например, фруктов, потому что те напоминают по форме блюдо, на котором отсечённая голова Иоанна Крестителя была принесена галилейскому царю Ироду Антипе.

Сыну того самого Ирода Великого, который убил 14 000 вифлеемских младенцев.

Якобы после отделения от туловища голова Иоанна продолжила обличать царя и его сожительницу Иродиаду, которая ушла к Ироду от живого супруга. Чтобы сжить со свету надоедливого праведника Иродиада попросила свою дочь Саломею исполнить на пиру нескромный танец.

Пляска так впечатлила царя, что тот пообещал танцовщице исполнение любого желания. Та пожелала голову пророка, и не ошиблась, ведь Ироду не хотелось расстраивать гостей и выглядеть при них пустомелей.

Все заказчики и исполнители преступления умерли в муках в течение последующих нескольких лет.

Письменное

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело Караваджо

Но самое главное, что можно прочитать, — это надпись f. Michelang.o, которая рассказывает целую главу из жизни художника. Во-первых, она делает полотно единственной подписанной среди всех работ художника. Во-вторых, означает первую часть имени Микела́нджело Меризи да Караваджо, где приставка f.

говорит о принадлежность к мальтийскому Ордену Госпитальеров. Картина была заказана в качестве алтарной для собора Святого Иоанна Крестителя на Мальте, где и находится с момента написания по сей день.

Караваджо был принят в орден, но вскоре лишился его за некое очередное преступление и был изгнан с острова как «гнилой зловонный орган».

Есть и более нарядная версия расшифровки надписи. Якобы она может гласить «Я, Караваджо, сделал это», что означает признание в убийстве Рануччо Томассони в 1606 году, за два года до написания картины.

Пустое место

Эта картина — самая большая из всех алтарных работ Караваджо. Она настолько большая, что поместились и фигуры людей в натуральную величину, и огромное пустое пространство. Эту не оправданную ничем кроме размеров фигур, зияющую пустоту, которую художник не потрудился украсить малейшим реквизитом, можно считать самим началом реализма как такового.

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело Караваджо

Отсечение головы уполномеоченный на казнь воин завершает кинжалом

  • Предыдущие выпуски «Картины недели» можно найти по ссылкам:
  • «Днём в таверне»Луиса Рикардо Фалеро
  • «Ночной кошмар» Генри Фюссли
  • «Ловля душ»Ван де Венне
  • «Суд Париса»Клингера
  • «Искушения святого Антония»Яна Мандейна
  • «Русалки» Маковского
  • «Великий архитектор» Блейка
  • «Мистерия XX века» Глазунова

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» Гогена

«Урок анатомии» Рембрандта

Источник: https://users.livejournal.com/zhavnerovich-/38423.html

Караваджо. Св. Иоанн Креститель

Главная » Зарубежные художники » Выставка Караваджо » Караваджо. Св. Иоанн Креститель

Святой Иоанн Креститель, Микеланджело Караваджо

Здравствуйте, дорогие гости! Продолжаю рассказ о жизни итальянского художника Микеланджело Караваджо, выставка картин которого сейчас проходит в Музее изобразительных искусств (ГМИИ) имени Пушкина. И мне пришлось отстоять на сильном морозе в очереди, чтобы посмотреть на эти знаменитые картины, собранные из музеев и храмов всей Италии. Сегодня речь пойдет о живописном полотне «Св.Иоанн Креститель».

По случаю юбилейного 1600 года папа Климент Восьмой начал широкую кампанию по украшению города, чтобы поставить преграду лютеранству и подчеркнуть значение папства.

Самые влиятельные кардиналы занимались завершением начатого строительства и началом новых работ, восстановлением памятников христианского Рима. Активно развивали свою деятельность новые религиозные ордена: театинцы, ораторианцы и иезуиты.

Для того, чтобы получать дорогие заказы, в Рим стекаются художники со всей Италии и изо всех стран Европы.

Караваджо приезжает в Рим в начале 1596 года и поселяется недалеко от церквей Сан Луиджи деи Франчези и Сант Агостино, для которых в последующие годы живописец создаст свои признанные шедевры.

Первым художником, с которым сближается Караваджо, был Лоренцо Карли, имевший мастерскую по созданию картин на религиозные темы, особенно по написанию копий с икон, почитавшимися чудотворными. Работая у Карли, Караваджо писал аж «по три головы за день».

Именно здесь он знакомится с художником из Сиракуз Марио Миннити, который становится его ближайшим другом. Именно в это время в Риме начинают часто упоминать имя Караваджо, в основном в судебных хрониках.

Микеланджело был честолюбивым молодым человеком и старался добиться славы. Он переходит в мастерскую модного художника Джузеппе Чезари, которому благоволит папа Климент Восьмой Альдобрандини.

Караваджо обладает исключительным даром подражания натуре, и в мастерской Чезари он рисует много фруктов, цветов и различных бытовых предметов. В мастерской Чезари Микеланджело проработал восемь месяцев, но в душе был недоволен хозяином, который в качестве постели давал ему только соломенный тюфяк.

Отношения их прервались внезапно из-за того, что Караваджо ударила копытом лошадь и он получил ранение в ногу.

А теперь поговорим о картине Караваджо «Св.Иоанн Креститель». Счастливый, переполненный радостью жизни юноша обнимает овна. Он сидит на звериной шкуре, под которой видны белая ткань и красный плащ.

Зрителей привлекает обезоруживающая простота картины, ведь живописец старается по-новому выразить религиозные чувства и знание природы. Картина предназначалась не для церкви, а для частного дворца, поэтому она стала результатом размышлений о Христе самого художника.

Произведения художника не являются иконами, но они рассказывают о плоти и крови, о радости и муке, о поиске Бога.

Рим, Капитолийские музеи, Картинная галерея

Дорогие друзья! Предлагаю вам почитать 2 увлекательные книги известной писательницы Дины Рубиной:

1. Синдикат (роман-комикс) 2. Во вратах твоих

Источник: https://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/vistavka-karavadjzo/karavadzho-sv-ioann-krestitel

Иоанн Креститель — милый мальчик

Иоанн Креститель — милый мальчик.well_p wrote in uctopuockon_pycJuly 7th, 2017Оригинал взят у well_p в Иоанн Креститель — милый мальчик.Сегодня, 7 июля, праздник — Рождество Иоанна Предтечи. И по этому поводу я хочу представить вам то, каким представляли  этого деятеля в древности.И начнем мы с Караваджо.У него очень много картин с Иоанном Крестителем.И на большей части из них, мы видим милого мальчика.

Караваджо, Иоанн Креститель. 1598

Вот еще.

  • А есть такое развитое направление живописи как- «Святое семейство»

Караваджо Иоанн Креститель (юноша с овном)  1602Если вы думаете, что так Иоанна писал только Караваджо, то сильно ошибаетесь.Это был такой канон. Точнее даже два. Второй трактовал писать Иоанна в виде ребенка.И везде, конечно, пастуший посох и овца.Рафаэль Санти, Иоанн Креститель в пустыне.И вот опять милый мальчик.Франческо Солимена . Святой ИоаннБернардо Строцци . Святой Иоанн Креститель.А вот эта картина написана аж в 1939 . И мы тоже видим милого мальчика.José de Ribera — St John the Baptist in the Desert — WGA1939Как вы думаете, кто эти два пузана, играющие в окружении ангелов? Ну один, как вы догадались, это Иоанн. А второй? Это Христос. Они были братьями. Причем, судя по всему, росли вместе.Библейский Израиль — Питер Пауль Рубенс«Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем», картина Рафаэля.А это снова Караваджо. Святое семейство с Иоанном Крестителем

Есть вообще отдельный канон, где Христос и Иоанн Креститель показаны уже в виде юношей.

Юные Иисус Христос и Иоанн Креститель», картина Маттео Росселли.

Полотно изображает отсутствующую в Евангелиях встречу двух родственников в молодости, причём согласно традиционной христианской иконографии Иоанн написан в подчинённом положении к Иисусу.

Крещение Христово(картина Вероккио)

В общем какая то семейственность, получается. Брат продвинул брата в боги. Ну а чего, дело то семейное. Один предтеча, другой искупитель.Хорошо братья устроились.

 Ну а что бы совсем вам порвать все шаблоны, покажу еще две картиныИоанн Креститель. Картина Леонардо да Винчи. Обратите внимание на палец.Вам это ничего не напоминает? Сейчас мусульмане так любят делать.

И его же картина, только эта называется «Вакх«. Причем Вакха очень часто ассоциируют с Дионисом.

На самом деле ничего необычного, если вы читали мои опусы.Все в пределах нормы.Вы думаете, что знаете историю? Наивные. Ее никто не знает. Даже господь Бог. Потому что неисповедимы мысли человеческие. А мы может только наблюдать и подмечать те осколки старой жизни , что остались в документах и картинах. И надеется, что это все таки правда  а не полет фантазии художника или чье то заблуждение.

Источник: https://uctopuockon-pyc.livejournal.com/1484043.html

Караваджо: «Саломея с головой Иоанна Крестителя» — Православный журнал "Фома"

История его жизни привлекала многих талантливых художников, однако для Микеланджело да Караваджо Иоанн Предтеча стал, можно сказать, магистральной фигурой.

К сюжетам, связанным с ним, мастер не раз обращался на протяжении второй половины своей недолгой жизни. Последняя работа Караваджо посвящена событию, память которого Церковь отмечает сегодня.

Она называется «Саломея с головой Иоанна Крестителя».

Собеседник «Фомы» – Тимофей Китнис, экскурсовод, богослов, руководитель Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

Тимофей, в наших интервью Вы уже не раз отмечали, что для христианина смерть – это не только трагедия конца земного пути. Это еще и переход в жизнь вечную, встреча со Христом.

То есть, как ни парадоксально это звучит, смерть – это и радость тоже. В этом смысле к работе Караваджо «Саломея с головой Иоанна Крестителя» возникают вопросы.

Это мрачная картина… Есть ли в ней хоть какой-то свет?

Давайте для начала поговорим о том, что значил Иоанн Креститель для Караваджо. К этой фигуре мастер обращался неоднократно: в 1600, 1602, 1604, 1608 годах… Картина, о которой мы сегодня говорим – «Саломея с головой Иоанна Крестителя», – его последняя работа, завершение его земного скитальческого пути.

Напомню, целый период жизни Караваджо прошел в изгнании. Он вынужден был бежать из Рима, когда папа Павел V объявил его вне закона за убийство человека. Мастер скрывался, был лишен возможности видеть Вечный город, который много для него значил. Несмотря на то, что родился Караваджо в Ломбардии, он всегда очень любил Рим.

Последние же годы жизни он вынужденно провел в Неаполе.

Скитаниям его мог прийти конец, если бы Римский понтифик объявил о его прощении. Люди, симпатизировавшие Караваджо, знали об этом и начали вести переговоры о его помиловании.

И хотя официально об этом нигде не сообщалось, до Караваджо долетали слухи о том, что гонения на него, возможно, вскоре прекратятся. Он очень надеялся на это.

В таком состоянии – между отчаянием и надеждой – он и начал писать свою последнюю работу об Иоанне Крестителе и вообще последнюю работу – «Саломею…».

Сам по себе Караваджо был человеком контрастов. Его характер, взрывной темперамент всегда приносили ему много бед.

Он переживал очень яркие приливы света, которые сменялись периодами глубокого внутреннего упадка.

Многие, кто видел его в таком состоянии, говорили, что это человек мрачный, нелюдимый, опасный и чуть ли не психически больной. Думаю, все эти контрасты вполне различимы в его последней работе…

Напомните, о каком Евангельском сюжете идет речь, кто такой Иоанн Креститель и что это за Саломея?

Иоанн Креститель был великим пророком. В Православной Церкви, после Господа Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы, ему посвящено большинство праздников.

Даже более того – он единственный из святых, Рождество которого празднует Церковь.

Христиане особым образом выделяют важнейшие эпизоды его жизни – рождение, проповедь, Крещение, обретение уже по смерти его главы…  Разумеется, его казнь – это тоже особый момент.

Иоанн Креститель – человек, который соединил Ветхий и Новый Завет. По словам Спасителя, не было пророка выше, чем он. В нашем представлении пророк – это человек, который предсказывает будущее. Однако пророческое служение может быть очень разнообразным.

Например, пророк Моисей «предсказывал» прошлое: он написал первые пять книг Ветхого Завета (Тору). В то же время, пророк мог обличать социальные язвы общества. Во времена Иоанна Крестителя это стало особенно актуально, ведь перед глазами людей был очень искусительный пример.

Царь Ирод жил в незаконном браке с женой своего брата, Иродиадой. У нее была дочь от первого брака – Саломея. Естественно, Иоанн Креститель обличал царя: человеку, на которого так или иначе ориентируются его подданные, нельзя вести себя подобным образом.

За эти обличения Иоанн поплатился жизнью, и виновницей тому была Иродиада.

Она видела в Иоанне Крестителе угрозу своему благополучию?

Она не чувствовала себя до конца уверенной при дворе. Ведь кем она была по сути? – нелегитимной царицей. Если бы с Иродом что-то случилось, ее положение сразу пошатнулось бы. Так что по настоянию Иродиады обличавший ее Иоанн Креститель был заключен в темницу.

Однако Ирод не спешил расправиться с пророком, долгое время после ареста он вообще его не трогал. Даже напротив, он беседовал с ним, прислушивался к нему.

Но однажды на пиру в честь дня рождения Ирода, куда были созваны нужные влиятельные гости, произошла трагическая история.

Это был настоящий восточный пир, где вдоволь еды и вина, и гостей развлекают танцами. Саломея, дочь Иродиады, плясала перед Иродом и его гостями и угодила царю. И тот, находясь в хмельном веселье, пообещал Саломее, что исполнит любое ее желание. Существует, кстати, мнение, что Ирод испытывал к падчерице некие чувства, далекие от отцовских. Но это всего лишь предположение.

Оскар Уальд воспроизвел эту версию в своей пьесе «Саломея».

Да, но было ли так на самом деле – мы не знаем. Однако Ирод пообещал, что исполнит любую просьбу Саломеи, что бы то ни было – хоть полцарства. Саломея пошла к своей матери и стала с ней советоваться, чего бы попросить.

Та велела просить главу Иоанна Крестителя. Царь опечалился, как сказано в Евангелии, но ради клятвы, данной на пиру, отдал соответствующий приказ.

Думаю, здесь сыграла роль одна страсть, с которой христиане должны бороться – гордыня.

Вы имеете в виду, что обещание он дал прилюдно, все это слышали, и отступиться от слов он не мог?

Именно. К тому же, Иродиада предприняла одну тонкую психологическую уловку.

Она понимала, что утром, когда Ирод проснется, вокруг уже не будет многочисленных гостей, и он легко откажется от своего обещания: мало ли что скажешь на пиру в подпитии… Поэтому Иродиада потребовала, чтобы глава была немедленно показана всем присутствующим, чтобы все видели, как царь сдержал слово.

В тюрьму был послан воин, который привел приказ в исполнение. Так в результате неправедной казни жизнь Иоанна Крестителя увенчалась мученической смертью. Глава его действительно была показана пирующим. Именно этот момент и запечатлен на картине.

Что же мы здесь видим? Караваджо контрастами света и тени подчеркивает мрачность этого события. Саломея изображена юной, прекрасной, с чувственным лицом. У нее очень красивые миндалевидные, слегка влажные глаза.

Караваджо ее как будто отчасти оправдывает: она отворачивается, не смотрит на главу пророка – она сделала это по настоянию матери, а ей самой это не принесло никакой радости.

Во всяком случае, Караваджо на этом настаивает.

Мы видим на холсте и другого человека – того, кто привел приговор в исполнение. У него высвечена половина лица. По нему видно, что он занимается войной, что такие приказы ему не внове. Однако ему тоже не нравится то, что произошло.

Он был вынужден исполнить приказ. Высвечена и его правая рука, которой он приподнимает и показывает пирующим главу Иоанна Крестителя. Он как будто говорит Ироду, а с ним и всем его гостям: смотри, это была твоя воля.

Караваджо подчеркивает, что он, так же, как и Саломея, – фигура подчиненная.

На картине на втором плане есть еще одна женщина. Кто это?

Скорее всего, это Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода. По преданию, она сыграла важную роль в спасении главы Иоанна Крестителя от поругания. Дело в том, что Иродиада распорядилась закопать ее в нечистом месте – настолько она ненавидела пророка.

Иоанна проследила, где это сделали, изъяла оттуда святыню, поместила ее в подобающий сосуд и захоронила как положено.

Иоанна на картине тоже смотрит на происходящее с большой скорбью, с глубоким внутренним размышлением о смерти и жизни: как же такое происходит, что самые достойные люди погибают подобным образом?

На переднем же плане мы видим саму главу Иоанна Крестителя. Она тоже высвечена только наполовину, но видно, что уста приоткрыты. Такова любовь Караваджо к деталям: даже если речь идет о смерти, он все равно тщательно выписывает значимые для него моменты.

В 1608 году он написал картину «Усекновение главы Иоанна Крестителя», где тоже подчеркивал детали, связанные со смертью. Хотя… в этом нет ничего удивительного: западное религиозное творчество вообще часто ставит реализм во главу угла. Однако реализм этот повествует не только о смерти.

Да, тема и Страстей Господних, и страданий мучеников, когда они, казалось бы, в земной жизни терпят поражение, – встречается в западной живописи очень часто, и выписаны эти сюжеты с большим натурализмом.

Однако в работах талантливых мастеров всегда подчеркивается, что мученики не только умирают, но и воскресают для жизни вечной. Соединение двух тем – смерти тела и восстания духа – для западного религиозного искусства очень характерно.

Но есть ли что-то подобное в «Саломее…» Караваджо?

На первый взгляд, здесь бросается в глаза мрачная атмосфера, вполне соответствующая событию. Однако обратите внимание, как изображен Иоанн Креститель. Рот его приоткрыт – как будто бы в молитве. Очевидно, что последние слова, мысли пророка перед смертью – молитва к Богу.

Да, на лице его видны черты смерти, тления, признаки того, что душа уже покинула тело. Однако это самое красивое лицо на холсте. Оно исполнено внутреннего мужества, достоинства. Именно через телесность Караваджо подчеркивал жизнь духа, утверждал жизнь вечную. Внешняя красота в его работах свидетельствует о красоте внутренней.

Такая у Караваджо была манера… Почему? – Есть такое ветхозаветное словосочетание: и умер он насыщенный (исполненный) жизнью. Работы Караваджо как будто иллюстрируют эту исполненность. Надо помнить, что христианство – это не только бессмертие души. О бессмертии души говорят и другие религии.

Но только христианство подчеркивает, что будет и воскресение тела, преображение тела. И когда-нибудь, когда придет Господь – а мы все ожидаем Его славного пришествия – не только душа продолжит свою жизнь, но и тело, причем тело преображенное. Как пишет апостол, не знаем, что будет, но знаем, что будем подобными Ему. Вот с такой надеждой умирают христиане.

И первый, кто умер с такой надеждой, был Иоанн Креститель. Есть такое предание, что он еще до Христа спустился во ад и проповедовал там, что Спаситель уже пришел, немного осталось ждать. Это и подчеркивает Караваджо.

Мы видим не только трагедию, несправедливость, когда лучший человек умирает от незаконной казни, по какому-то дикому произволу, из-за танца… Ведь подумать только: какой-то царь пообещал какой-то девчонке – и из-за этого гибнет великий пророк. Но за этой несправедливостью прослеживается торжество: то, что смерти все же нет.

Картина написана в 1609-1610 годах, это, как мы уже говорили, последние годы жизни Караваджо. И возможно, он уже получил весть о том, что будет прощен.

Во всяком случае, Караваджо оставляет Неаполь и торопится в Рим, исполненный надеждой. Но здоровье его было не в порядке.

Ему надо было подлечиться, остаться в Неаполе еще на какое-то время… Но он так соскучился по Вечному городу, так хотел вернуться, что вопреки всему сел на корабль и отправился в Рим.

Умер он в пути?

Да, есть несколько версий, как это произошло. По одной – его убили по дороге. По другой – арестовали, потом отпустили, потом случилась какая-то беда. Но наиболее вероятно все же, что подвело именно здоровье. По пути в Рим он скончался, ему было 39 лет.

Его последняя работа – «Саломея с головой Иоанна Крестителя» – находится в Национальном музее Лондона. Это одна из лучших его картин.

Вообще, тема мученичества, обращения, изменения жизни – была для Караваджо очень важна. У него есть целый цикл работ, посвященных апостолу Матфею, который был мытарем, то есть сборщиком налогов.

Казалось бы, не было людей, более презираемых в обществе: они дружили с римлянами, допускали всяческие беззакония… В Евангелии слова мытарь и грешник даже употребляются как синонимы. И то, что Господь призвал Матфея на служение, сделал его Своим учеником, давало и дает надежду на прощение многим из нас.

Идея о прощении, возможности спасения для всех, кто того действительно захочет, – всегда привлекала Караваджо. Да, он шумел, допускал в жизни много ошибок… И тем не менее, в минуты просветления он понимал, что не это в нем главное. А главное – где-то внутри. И Господь способен это главное спасти. Ведь Он пришел взыскать и спасти погибшее.

Думаю, Караваджо, переживая такие покаянные чувства, надеялся на спасение. Может быть, поэтому его лучшие работы – «Обращение Савла», «Призвание апостола Матфея», его размышления о жизни Иоанна Крестителя, проповедовавшего покаяние… Все это делает его творчество, его жизнь и даже его смерть – как будто озаряемыми светом.

Мы видим не просто гуляку, пьяницу, человека, совершившего много ошибок, убийство – нет, мы видим и человека, стремящегося к свету. И надеющегося на Христа. А без этой надежды наша жизнь вообще не имеет смысла.

Рекомендовано для использования на уроках ОПК.

Источник: https://foma.ru/karavadzho-salomeya-s-golovoj-ioanna-krestitelya.html

Иоанн Креститель (Караваджо) — это… Что такое Иоанн Креститель (Караваджо)?

Иоанн Креститель был изображён минимум на восьми картинах Караваджо.

Иоанн Креститель, Толедо

Деталь картины «Принесение Исаака в жертву» примерно 1598 год (частная коллекция, Нью-Джерси). Сходство между двумя головами позволяет предположить, что эта картина и «Иоанн Креститель» из Толедо написаны одним художником

Авторство данной картины оспаривается; кроме самого Караваджо, автором может быть Бартоломео Кавароцци (Bartolomeo Cavarozzi), его ранний последователь. Картина находится в коллекции Музея Tesoro Catedralicio, Толедо (Испания), и Джон Гаш предполагает, что она является одной из картин, написанных Караваджо для настоятеля Госпиталя Утешения, о чём говорит ранний биограф Караваджо Манчини. По словам Манчини, настоятель «потом взял их с собой на родину», но одна из версий рукописи Манчини говорит, что этой родиной была Севилья, а другая говорит о Сицилии. В больнице в 1593 году был настоятель-испанец, и он не мог оставить пост до июня 1595. Гаш цитирует точку зрения учёного А. Переса Санчеса, согласно которой фигура святого написана в сходстве со стилем Кавароцци, но не остальная картина; а для Караваджо более характерна красиво написанная виноградная лоза. Гаш также указывает на нежную светотень и деликатную обработку контуров, и прочие подобные стилистические особенности ранних работ Караваджо. Если эта картина действительно была написана Караваджо, то на неё, вероятно, повлияли ранние работы Диего Веласкеса. Однако, сильны аргументы за то, что это картина Кавароцци, и известно, что он отправился в Испанию около 1617—1619 годов[1].

Питер Робб, считая создателем картины Караваджо, датирует её примерно 1598 годом, когда художник был членом семьи своего первого покровителя, кардинала Франческо Мария Дель Монте.

Робб отмечает, что моделью для Иоанна, видимо, послужил тот же юноша, с которого писался Исаак на картине о принесении в жертву.

Однако авторство этой картины тоже оспаривается, поэтому проблема не может считаться решённой.

Иоанн показал на фоне зелёной лозы и стеблей винограда, сидящим на красном плаще, держащим в руках крест из тонкого тростника, и смотрящим на овцу, лежашую у его ног. Красный плащ станет одной из основ многих работ Караваджо[2].

Иоанн Креститель, Капитолийский музей и Галерея Дориа-Памфили

Моделью для этой картины послужил Чекко ди Караваджо, слуга и ученик Караваджо, также изображённый на картине «Амур-победитель» и ряде других. Юный Иоанн показал полулежащим; одна рука расположена на шее барана, он повёрнулся к зрителю с озорной улыбкой.

На картине практически ничего не говорит о том, что изображён пророк — ни креста, ни кожаного ремня, из символов присутствует только клочок кожи верблюда, затерянный в складках красного плаща, и баран.

Выбор животного тоже неканоничен — животным Иоанна Крестителя, как предполагается, был ягнёнок, что является отсылкой на приветствие им Христа как «Агнца Божьего», пришедшего, чтобы забрать грехи человечества. Баран же часто является символом похоти[2].

Иоанн Креститель, Канзас

Одна из немногих работ Караваджо, расположенных в коллекции американского музея. Свет падает на фигуру сверху справа[3].

Питер Робб отмечает, что этот «Креститель» психологически является полной противоположностью первой из картин — предположительно лунный свет, мёртвая коричневая растительность.

В картине революционна идея, согласно которой Иоанн показан не в какой-либо известный эпизод из его жития, с минимумом символов; работа выражает внутренний мир, а не общий религиозный и социальный опыт.

Иоанн Креститель, Национальная галерея старинного искусства

Картина расположена в коллекции Национальной галереи старинного искусства в Риме[4]. В картине ещё меньше сопутствующих святому символов (нет верблюжьей одежды), действие вновь скрыто от зрителя.

Иоанн Креститель, Валлетта

«Спящий купидон»

Так как картина находится в частной коллекции, её изучение затруднено. Джон Гаш указывает на сходство изображения тела с картиной «Спящий купидон», приписывает картину Караваджо и датирует мальтийским периодом.

Картина известна в двух вариантах; она была сильно повреждена, в особенности в части пейзажа. Сюжет картины отсылает к тому, что в период жизни в пустыне Иоанн пил только воду.

Согласно Гашу, состояние жажды хорошо передано в положении головы и рук.

Иоанн Креститель, Галерея Боргезе

На картине изображен мальчик, расположенный на темном фоне, за которым овца жуёт скучный коричневый виноград.

Мальчик задумчив: возможно, это святой Иоанн размышляет о предстоящей жертве Христа, а возможно, реальному ребёнку, которого позвали с улицы побыть моделью несколько часов, просто скучно.

Согласно Гашу, картина более богата цветом, в ней менее идеализирован, но более чувственен подход к мужской наготе. В коллекцию Боргезе картина вошла после конфискации другой коллекции по сфабрикованным показаниям.

Иоанн Креститель, Мюнхен

Авторство картины оспаривается; однако, она была включена в список работ Караваджо его биографом Питером Роббом.

Примечания

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1799823

Александр Махов. "Караваджо"

Глава десятая. Неаполь и мальтийская эпопея.

Неаполь поразил его, как и любого, кто впервые оказывается в этом удивительном городе, живописно раскинувшемся амфитеатром вокруг бухты, которую охраняет с юга верный страж — двугорбый Везувий.

По площади и числу жителей шумная столица Королевства обеих Сицилий в три раза превышала тогдашний папский Рим.

За год до появления Караваджо в Неаполе там побывал Сервантес, который отозвался о нём в романе «Дон Кихот» как о «самом богатом и самом развращённом городе в целом мире».

Испокон веков Неаполь был средоточием разительных контрастов и таковым остаётся поныне. Драматург Эдуардо Де Филиппо одну из своих пьес так и назвал «Неаполь — город миллионеров» — там роскошь дворцов уживается с ужасающей бедностью народных кварталов, утопающих в завалах зловонного мусора, с чем и сегодня приходится сталкиваться любому человеку, оказавшемуся в городе.

В бытность там Караваджо вице-королём Неаполя был дон Хуан Альфонсо Пиментель де Эррера, более известный в литературе под именем граф Бенавенте.

Он оставил о себе недобрую память как о неумелом, вороватом и жадном правителе, чья грабительская налоговая политика порождала частые взрывы народного возмущения, жестоко подавляемые военной силой.

В городе часто ощущалась нехватка продовольствия, особенно хлеба, хотя в порту шла бесперебойная загрузка отборным зерном судов, отплывающих в Испанию.

Несмотря на гнёт, бесправие и засилье испанской военщины, Неаполь не утратил своей характеристики самого жизнерадостного и певучего города на всём Апеннинском полуострове, чем он обязан прежде всего благодатному климату и щедрой природе.

Древние греки прекрасно знали, где основывать свои колонии. Закрепившиеся там первые поселенцы назвали свой город Новым городом, по-гречески Неаполь, что на итальянском превратилось в Наполи.

Солнце, ласковое море и цветущая круглый год богатая растительность — всё это способствовало появлению в тех благодатных краях весёлого и неунывающего племени плутоватых людей, не привыкших особенно себя утруждать, коль скоро земля и море щедро одаривали их своими богатствами. Не удивительно, что именно у неаполитанцев укоренилась склонность к dolcefar niente — сладостному ничегонеделанию.

Данных о пребывании Караваджо в Неаполе сохранилось немного, и места его обитания неизвестны. Памятуя об объявленной награде за его голову, он был осторожен и вёл уединённый образ жизни, избегая людных мест, а тем паче любых стычек с шумливыми соседями по дому. В роли связного с внешним миром выступал весельчак и проныра Чекко.

Художника часто подмывало плюнуть на все опасения и страхи и влиться в живой поток муравейника центральной улицы Толедо. Его так и подмывало посидеть в кабачке на набережной Санта-Лючия за стаканом вина и послушать игру бродячих музыкантов. Неаполитанцы славятся своей музыкальностью, а их дивные песни заставляют забыть всё плохое.

О неаполитанском затворничестве Караваджо красноречиво свидетельствуют только написанные им картины, по которым можно воочию убедиться, как со временем менялось настроение и страх покидал его, а состояние подавленности духа уступало место неукротимому желанию творить, поскольку только в искусстве он видел смысл своего существования на земле.

Согласно договорённости сразу по приезде он обратился за содействием к дону Марцио Колонна, одному из братьев маркизы Костанцы, который пользовался большим весом в Королевстве обеих Сицилий, где в течение четырёх лет занимал пост главы городского управления Неаполя и был награждён королём Филиппом III орденом Золотого руна.

Через него художник был введён в круг состоятельных меценатов. В начале октября Караваджо побывал на приёме в королевском дворце по случаю тридцатипятилетней годовщины победы в морском сражении при Лепанто, которая шумно отмечалась всем христианским миром.

В городе был произведён праздничный салют со стоящих на рейде в Неаполитанском заливе военных кораблей, а на набережной и площадях устроены народные гулянья с музыкой и фейерверком. На приёме он увидел некоторых героев памятного сражения и среди них старого адмирала Маркантонио Колонна и его зятя — контр-адмирала графа Антонио Карафа.

Получилось, что в Неаполе Караваджо оказался под покровительством и надёжной защитой этих двух породнившихся аристократических кланов, с которыми были вынуждены считаться испанские правители Королевства обеих Сицилий.

Первым его заказчиком оказался далматинец Никколо Радул ович, удачливый коммерсант и судовладелец из Бари, один из отпрысков по материнской линии семейства папы Григория XIII.

Сохранился документ, датированный 6 октября 1606 года, о снятии Радуловичем с банковского счёта двухсот золотых скудо для оплаты гонорара Караваджо за алтарный образ «с изображением Богоматери с Младенцем в окружении ликующих ангелов и стоящими внизу святыми Домиником, Франциском, Николаем и Витом»68.

Оказавшись на чужбине и живя в постоянном страхе быть узнанным, опальный мастер после получения аванса не стал медлить и играть в прятки с заказчиком, как это было с послом моденского герцога, и к середине ноября завершил работу над алтарным образом. Судить о нём невозможно, так как картина была утеряна.

Но мы знаем, что Караваджо был противником всякой условности — вряд ли он изобразил «ликующих ангелов», как того пожелал заказчик.

В доме своего покровителя дона Марцио Колонна Караваджо познакомился с местным живописцем Караччоло по прозвищу Баттистелло, который видел лучшие его работы в Риме и был о них самого высокого мнения. Считается, что под влиянием первой неаполитанской работы Караваджо Баттистелло написал одну из своих картин, украшающих поныне церковь Санта-Кьяра в городке Ноло близ Неаполя.

К началу зимы Караваджо уже имел ряд выгодных заказов, что значительно подняло его тонус, а тут ещё накануне рождественских праздников в Неаполе объявился его старый знакомый Делла Порта, прибывший на премьеру своей очередной комедии.

Он порассказал немало любопытного о последних событиях в Вечном городе, где отсутствие Караваджо оказалось на руку Бальоне и Помаранчо.

Их постоянная угодливость и заискивание перед властями были наконец вознаграждены, и оба удостоились почётного рыцарского звания кавалера, составив компанию Чезари д’Арпино, который после напугавших его до смерти ареста и отсидки в Тор ди Нона тяжело переживал опалу и пребывал в унынии, проводя большую часть времени в своём имении под Римом.

Источник: http://aria-art.ru/0/M/Mahov%20A.%20Karavadzho/10.html

Ссылка на основную публикацию