Святой иероним, леонардо да винчи, 1482

lioubasmir

Март 2014 г.

Музеи  Ватикана

Зал IX Здесь хранится произведение Леонардо да Винчи (1452—1519 гг.): незаконченная картина-«Св. Иероним»(ок. 1482 г.)

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Старинная работа Леонардо да Винчи имеет необычную историю.Работа упоминается впервые только в 18 в.,в завещании швейцарской художницы Ангелики Кауффманн(1741-1807 гг.),проживавшей в Риме,и в ее коллекции,видимо,находилась картина.После смерти художницы доска была утеряна и найдена затем совершенно случайно,причем разделенная на две части и в разное время.

Первая,нижняя половина,как рассказывают,использовалась как крышка ящика в лавке старьевщика.Вторая,с головой святого,служила сапожнику крышкой табурета.Детали этой истории все-таки,вероятно,остаются плодами чьей-то фантазии,но остается фактом,что картина была разрезана на две части;так часто поступали антиквары,если считали,что смогут лучше продать картину по частям.

Эти части собрал вместе французский кардинал Феш.После смерти кардинала Папа Пий IX,пожелавший иметь произведение Леонардо в картинной галерее Ватикана,заплатил за «Святого Иеронима» (в 1845 г.)25000тыс.франков.Картина представляет собой незаконченный набросок.

Традиционно Святой Иероним изображался либо раскаявшийся отшельник в пустыне,либо как литератор и ученый в своей студии.Леонардо предпочел первый вариант,поместив героя в пустыню,посреди пейзажа,усеянного скалами.Эта доска представляет нам возможность отметить главные области художника:анатомия человека и принцип построения пейзажа.

Святой изображен полуголым,лицо его изрыто морщинами от долгого голодания,на фоне скалистых гор,склоны которых покрыты туманной дымкой.Около Святого расположился лев,свернувшийся клубком,согласно легенде,Иероним извлек занозу из лапы царя зверей,после чего верное животное повсюду следовало за своим благодетелем.

Заказанная церковными властями Флоренции,картина так и осталась незавершенной,поскольку художник отбыл в Милан в 1482 году.Картина относится к периоду работы Леонардо да Винчи в мастерской Андреа Верроккьо.

Джованни Беллини:«Оплакивание Христа св.Иосифом Аримафейским,Никодимом и Марией Магдалиной»(1471 г.)

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Джованни Беллини(1430-1516 гг.)-итальянский художник венецианской школы живописи.

Беллини уже при жизни был признанным мастером,выполнявшим множество самых престижных заказов,однако его творческая судьба,равно как и судьба его важнейших произведений плохо документирована,поэтому датировка большинства картин приблизительна.

Венецианская живопись XV века находилась под влиянием двух культур-византийской и нидерландской.Одухотворённое величие византийских иконных образов и скрупулёзный натурализм северной школы послужили основой для становления творчества мастера.

Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло в Падуе.

Джулио Романо-Коронация Девы Марии(Мадонна Monteluce,1505г.)

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Маньеризм(от итальянского maniera,манера)-западноевропейский литературно-художественный стиль XVI-первой трети XVII века. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным,природой и человеком.Некоторые исследователи (особенно литературоведы) не склонны считать маньеризм самостоятельным стилем и усматривают в нём раннюю фазу барокко.

Внутри огромного и разнообразного художественного микрокосма»третьей манеры»-как его окрестил Вазари,в котором царили классические каноны красоты,а неприкасаемыми авторитетами во Флоренции и Риме были Леонардо,Микеланджело и Рафаэль,и в Венеции-Джорджоне и Тициан,росла потребность обновления путем экспериментирования с формой и приемами письма,приведшая в конце концов к отходу от прекрасного времен Возрождения.В Венеции распространение  культуры маньеризма оправдывалась необходимостью поиска новых выразительных средств и характеризовалась постепенным изменением письменного языка: Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто(1519-1594 гг.) и Паоло Кальяри по прозвищу Веронезе (1528-1588 гг.) создают по-настоящему новые изобразительные системы в живописи.

Паоло Веронезе «Видение святой Елены»(1525 г.)

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Паоло Веронезе представлял жизнь на своих полотнах и фресках как праздник,сияющий красками одежд,драгоценностей и интерьеров.Отголоски такого мировосприятия художника видны и в данной работе,сюжетом для которой послужил важнейший эпизод из жизни святой Елены,матери императора Константина.Она,согласно житию,изображена спящей и внимающей во сне наставлению о том,что ей надлежит найти крест.В правой части картины виднеется этот крест, поддерживаемый ангелом.

Несмотря на то что Елена,когда ей пришло видение,была уже в преклонных летах,Веронезе изобразил ее молодой,цветущей женщиной. Художник словно намекает на то,что для праведного человека возраста нет и время его будет-вечность.Одетая в роскошные одежды,символизирующие красоту ее души,Елена задремала в кресле,опершись на руку.

Веронезе точно изобразил руку спящей,которая все слабеет,поддерживая увенчанную короной голову.

Хорошо зная и тонко чувствуя жизнь,мастер сумел схватить тот самый момент,когда человек находится на границе сна и бодрствования:пальцы Елены скользят по лицу,она вот-вот проснется,вспомнит свое видение и вскоре поедет в Иерусалим на поиски Креста Господня.

Веронезе отличался весьма свободной и «светской»интерпретацией религиозной тематики,что послужило причиной вмешательства Инквизиции,закончившегося процессом над художником.Религиозные власти,в особенности после Тридентского Собора,строго следили за соблюдением канонов священного письма,постоянно контролируя работы художников.

Зал XV (XVIII в.)Портреты.

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Зал XVI (XIX в.) Петер Венцель.

Под конец нашего путешествия по Ватиканским сокровищницам задержимся на минуту у картины,изображающей Адама и Еву в земном раю кисти Петера Венцеля(1745-1829 гг.)-австрийского художника,работавшего в Риме.

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Зал XVII (XVII в.) ангелы Джованни Лоренцо Бернини.

  • Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482
  • Сикстинская капелла

При Папе Сиксте IV производились значительные перестройки Ватиканского дворца, также в это время сооружается знаменитая на весь мир Сикстинская капелла – величайший памятник изобразительного искусства эпохи Возрождения. Строительство капеллы, а также наблюдение за исполнением настенных росписей, посвященных сюжетам из Ветхого и Нового заветов, было поручено флорентийскому архитектору Дж. Дольчи. Капелла была задумана еще предшественником Сикста IV – папой Николаем V. Римские папы, «наместники бога на земле», давно хотели иметь своего рода убежище-крепость, где они могли бы в беспокойные и смутные времена укрыться и от внешних врагов, и от гнева римских прихожан.Сикст IV хотел видеть такое здание, которое бы своим внешним видом представляло в глазах католиков всего мира военный оплот церкви, а внутренним убранством подчеркивало бы могущество римского Папы. С самого начала своего основания (и до настоящего времени) в ней собираются конклавы для избрания нового папы.Подчиняясь воле пап, архитекторы придали капелле снаружи вид бастиона. Однако внутри капелла, несмотря на относительно малые размеры, имела величественный вид благодаря усилиям лучших художников и декораторов того времени. Прямоугольный зал капеллы разделен на две части мраморной решеткой, боковые стены зала имеют наверху окна, в проемах между которыми в полный рост изображены первые папы. Нижнюю часть боковых стен украшают росписи под ткань, а средний ярус заполнен фресками из истории Ветхого и Нового заветов.

Такие известные художники, как Бернардино Пинтуриккио и Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли и Доменико Гирландайо, Козимо Россели — принимали участие в росписи и украшении Сикстинской капеллы, а плафон капеллы расписывал великий Микеланджело.

По всей протяженности боковых стен капеллы расположены 12 прямоугольных фресок. Алтарная стена была расписана фресками Перуджино на темы «Нахождение Моисея» и «Рождение Христа», но они дошли до нас только в описаниях.

Позднее по указанию одного из римских пап эти фрески были сбиты, и на стене от пола до потолка было создано одно из самых замечательных произведений монументальной живописи – знаменитая фреска Микеланджело «Страшный суд».В 1508 году папа Юлий II поручил Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы.

Микеланджело к этому времени был уже известен как выдающийся скульптор, и всячески уклонялся от росписи, предлагая поручить это дело Рафаэлю. Однако Папа был непреклонен, и художник не посмел отказаться.

В августе 1508 года Микеланджело поднялся на специально построенные для росписи леса, но мысли его все еще были полны обнаженными скульптурными образами, которые он должен был изваять для папской гробницы в соборе святого Петра. По распоряжению папы Юлия II работы над гробницей были приостановлены, и Микеланджело очень сильно переживал это.

Но он добился от папы разрешения писать на потолке все, что ему подскажет его неудержимая фантазия: он решил украсить весь потолок фресками на библейские сюжеты.Микеланджело покрыл потолок образами, рожденными его воображением, в своих грезах Микеланджело создает как бы свой титанический мир, который наполняет человеческую душу одновременно восторгом и смятением.

Цель, которую ставил перед собой Микеланджело, – превзойти природу, сотворить из человека титана.«Потоп» является первой композицией, выполненной художником на потолке Сикстинской капеллы. В ней нашли свое отражение все те трудности, которые испытывал Микеланджело, впервые в жизни приступив к работе над фресками.

Известно, что в самом начале работы ему пришлось прибегнуть к помощи мастеров-фрескистов, которых специально вызвали из Флоренции. Но вскоре он овладел техникой настенной росписи так, что его уже не удовлетворяла работа своих помощников, и он остался один, на один с огромным потолком, чтобы через четыре года потрясти мир титанической мощью и красотой своих образов.

За столь короткий срок Микеланджело расписал потолок площадью почти в 600 квадратных метров, изобразив на нем 343 фигуры.Интересно, что главной идеей «Потопа» является не всемирная катастрофа, как это может показаться на первый взгляд, а показ человека со всеми его сильными и слабыми сторонами.

Он показан в бесплодной борьбе со смертью, которая обрушивается на него проливным дождем с хмурого неба. Вся земля покрыта водой, только гребни гор, как маленькие островки, виднеются среди безбрежного океана.Измученные и объятые ужасом люди поднимаются на вершину одного из таких островков, неся свои пожитки, в надежде на спасение. Среди них мужчины, женщины и дети.

Вот жених на руках несет испуганную невесту; мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии; рядом обезумевший от страха юноша, надеясь уцелеть, карабкается на гнущееся под порывами ветра дерево. Среди безбрежного моря воды обезумевшие и озверевшие люди борются за место в уже переполненной лодке.

Справа на скале группа беженцев пытается укрыться от ливня под большим куском холста. В этой группе тоже все по-разному реагируют на происходящее. Муж с женой с покорностью смотрят на подступающую к их ногам воду; юноша, облокотившийся на бочонок, нашел забвение в вине; старик и женщина протягивают руки, чтобы помочь мужчине, несущему на своих плечах безжизненное тело сына.

Вдали виден ковчег, обезумевшие от страха люди стучат в него кулаками, взывая о помощи и прося пустить их. Микеланджело изображает всех этих людей перед лицом приближающейся смерти, показывая их поведение в зависимости от их душевных сил и качеств. Эта фреска не оставляет чувство безнадежности и безысходности, и у зрителя как будто еще теплится надежда на спасение отчаявшихся людей.

Далее расположены фрески «Сотворение Адама» – одна из лучших композиций всей росписи; «Отделение света от тьмы», в которой бога Саваофа, борющегося с хаосом, Микеланджело наделяет собственной творческой страстью.

Что представляли они собой по замыслу этого титана эпохи Возрождения? Некоторые исследователи полагают, что это – новое толкование Библии, другие видят в образах Микеланджело новое осмысление «Божественной комедии» Данте, третьи находят в них живописную поэму о восхождении человека от скотского состояния (фреска «Опьянение Ноя») до божественного совершенства.

Все это правильно, но взятые отдельно толкования никак не исчерпывают содержания знаменитых фресок Сикстинской капеллы.После смерти папы Адриана VI (1523 г.) папой был избран представитель рода Медичи – Климент VII, который пожелал, чтобы Микеланджело заново расписал алтарную стену Сикстинской капеллы изображением «Страшного суда».

В 1534 году, почти через четверть века после окончания росписи сикстинского плафона, скульптор переезжает в Рим и приступает к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи.Сцену «Страшного суда» художник трактует как вселенскую, всечеловеческую катастрофу.

В этой огромной по масштабу и грандиозной по замыслу фреске нет образов жизнеутверждающей силы, подобных тем, которые были созданы при росписи плафона Сикстинской капеллы. Если раньше творчество Микеланджело было проникнуто верой в человека, верой в то, что он является творцом своей судьбы, то теперь, расписывая алтарную стену, художник показывает человека беспомощным перед лицом этой судьбы.

Центром композиции является фигура Иисуса Христа, единственно устойчивая и не поддающаяся вихрю движения действующих лиц. Лицо Христа непроницаемо, в карающий жест его руки вложено столько силы и мощи, что он истолковывается только как жест возмездия.

Читайте также:  Расчесывание волос, 1896, эдгар дега

В грозных взглядах апостолов, тесной толпой подступающих к Христу с орудиями пыток в руках, тоже выражено лишь требование возмездия и наказания грешников.«Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры, как со стороны его поклонников, так и со стороны противников. Еще при жизни художника папа приказал обнаженные тела записать драпировкой, а в 1596 году другой Папа (Климент VIII) хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Только заступничеством художников из Римской академии святого Луки удалось убедить папу не совершать столь варварского акта. Прошли века, забылись имена хулителей и врагов великого Буонаротти, а нетленные фрески его остаются вечными.

Из других ватиканских фресок отметим работы Фра Анджелико, воспроизводящие сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия в капелле папы Николая V; покои папы Александра VI, известные как апартаменты Борджа, пышно расписанные Пинтуриккио сценами из священной истории и из языческих мифов; фрески из истории папства в Сала Реджа, созданные Джорджо Вазари, Франческо Сальвиати и Федериго Дзуккаро и другими художниками. Фрески Ватиканской библиотеки, сюжеты которых частично навеяны росписями, обнаруженными во дворце императора Нерона; роспись потолка Зала Альдобрандинской свадьбы сценами из жизни Самсона, принадлежащая кисти Гвидо Рени, и фрески в капелле Сан-Бибиана, выполненные по заказу папы Урбана VIII живописцем 17 в. Пьетро да Кортона.

Источник: https://lioubasmir.livejournal.com/23171.html

Гений да Винчи: Художник

la_stryge

Седьмая часть выставки «Гений да Винчи» посвящена его живописным полотнам. Предыдущие посты о выставке можно найти тут: 1, 2, 3, 4, 5, 6.     Большинству Леонардо в первую очередь известен как художник. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно поврежден.

     Посмотрим на некоторые

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Благовещение (Annunciazione, Annunciation) — было создано в 1472 — 1475 годах Леонардо, тогда еще работавшим в рамках мастерской Верроккио. Сюжет картины восходит к евангельскому тексту, повествующему о возвещении архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.Композиция произведения проста и достаточно традиционна.

На переднем плане изображен коленепреклоненный архангел Гавриил с белой лилией (символ непорочности Девы Марии) в левой руке. Правой рукой архангел благословляет  сидящую у своего дома Марию. Одеяния архангела стелятся по ковру из цветов и трав, изображенных довольно условно.

Дева Мария, согласно традиции, написана с Библии, которая помещена на мраморную подставку, богато украшенную рельефом.

Горизонталь композиции дает возможность поместить на задний план обширный пейзаж: резные силуэты деревьев, уходящая вдаль река с виднеющимися мачтами кораблей, башни и стены портового города, окутанные бледно-голубой дымкой вершины гор.

Многие критики сомневаются в авторстве Леонардо из-за неуклюжей композиции и вымученной перспективы картины, однако можно было бы говорить о чуде, если бы художник двадцати лет от роду создал шедевр с первой попытки.Картину дорисовывали другие руки: крылья архангела, к примеру, были гротескно увеличены, — однако некоторые ее элементы несомненно свидетельствуют о ней как о произведении Леонардо.

Драпировка фигур очень близка драпировке ангела Леонардо в «Крещении» Верроккио. Среди рисунков Леонардо есть набросок рукава ангела для «Благовещения». Цветы и деревья введены в композицию не ради декоративности. Они создают впечатление совершающегося таинства.

Как писал сэр Кеннет Кларк, «силуэты черных деревьев на фоне бледного вечернего неба создают эффект, который в детстве заставлял нас чувствовать одновременно и поэтичность, и близость природы».

На переднем цветы нарисованы не для того, чтобы служить красивым орнаментом, заполняющим пространство; они даны как живая, полная энергии масса, как часть общемировой жизни. Так в Италии в те времена мог писать только молодой Леонардо.

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Мадонна Бенуа (Madonna Benois) или Мадонна с цветком — было создана в 1478 -1480 годах. Данную работу определяют как одну из первых работ молодого Леонардо.В 1914 году она была приобретена Эрмитажем у Марии Александровны, жены придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. В 1912 году владельцы решили продать «Мадонну с цветком» и с этой целью вывезли ее в Европу для проведения экспертизы, где лондонский антиквар Джозеф Дювин оценил ее в 500 тысяч франков. Атрибуцию полотна Леонардо неохотно подтвердил крупнейший авторитет того времени Бернард Беренсон: «В один несчастный день меня пригласили освидетельствовать «Мадонну Бенуа». На меня смотрела молодая женщина с лысым лбом и опухшими щеками, беззубой усмешкой, миопическими глазами и морщинистой шеей. Жутковатый призрак старухи играет с ребенком: его лицо напоминает пустую маску, а к ней приделаны раздувшиеся  тельце и конечности. Жалкие ручонки, бестолково-суетные складки кожи, цвет словно сыворотка. И все же мне пришлось признать, что это ужасное создание принадлежит Леонардо да Винчи». Общественность хотела, чтобы картина осталась в России. М.А.Бенуа желала того же, а потому уступила «Мадонну» за 150 тысяч рублей. Сумма уплачивалась частями, и последние платежи были совершены уже после Октябрьской В галерее Уффици во Флоренции хранится рисунок со следующей записью: «…бря 1478 года начал две Девы Марии». Считается, что одной из них является «Мадонна Бенуа», а второй «Мадонна с гвоздикой». Вполне вероятно, что обе картины были первыми работами Леонардо как самостоятельного живописца.Да Винчи помещает Мадонну с Младенцем в полутемной комнате, где единственным источником света является расположенное в глубине двойное окно. Его зеленоватый свет не может рассеять полумрак, но в то же самое время является достаточным, чтобы высветить фигуру Мадонны и юного Христа.  В работе над «Мадонной Бенуа» Леонардо использовал технику масляной живописи, которую до того во Флоренции практически никто не знал. И хотя краски за пять столетий неизбежно изменились, став менее яркими, всё же отчётливо заметно, что молодой Леонардо отказался от традиционной для Флоренции пестроты красок. Голубовато-зелёная гамма вытеснила с картины красный свет, в который обычно облачали Мадонну. В то же время для рукавов и плаща был выбран охристый цвет, гармонизирующий соотношение холодных и тёплых оттенков. Мадонна Бенуа во многом совершенно утратила черты живописи Леонардо. Давно и полностью утрачено все, что относится к пейзажу. Даже самые важные части композиции  до странности невыразительны.  Однако эскизы к картине, бесспорно принадлежащие Леонардо, свидетельствуют о свежести  и оригинальности замысла. На основании этих эскизов картина определяется как работа Леонардо раннего периода его творчества.Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Святой Иероним (San Girolamo, St Jerom in the wilderness) — неоконченная картина, хранящаяся в Ватиканской пинакотеке. Заказанная церковными властями Флоренции, она так и осталась незавершенной, поскольку художник отбыл в Милан в 1482 году. Картина относится к периоду работы Леонардо в мастерской Андреа Верроккио.Картина дошла до нашего времени в испорченном состоянии. Она была сильно обрезана и затем распилена на две части, из которых нижняя могла служить крышкой ларя. Эти части собрал вместе кардинал Иосиф Феш, дядя Наполеона. По преданию, он нашел нижнюю часть картины в какой-то лавке, где она служила столешницей.»Святой Иероним» очень тонко смоделирован в технике кьяроскуро, с использованием черных и белых тонов. Однако покрытие лаком в XIX веке превратило эти тона в тускло-золотой и оливковый.Центральным героем композиции является кающийся святой Иероним. Леонардо представляет святого в покаянном экстазе, бьющим себя в грудь камнем. В ногах старца расположился лев — пасть его разинута, но, очевидно, он не рычит, а подвывает, исполненный сострадания к мукам Иеронима. Изнуренное тело святого дано в сложном повороте: каждый его член имеет как бы собственную ось. Линии картины, начиная с наклоненного лица, устремляются вниз, начиная с ноги — вверх, с левой руки — горизонтально, и все вместе сходятся на груди, на той точке, в которую должен ударить камень.Очевидно, что Леонардо был увлечен самой темой картины «Святой Иероним». В списке своих работ, сделанном около 1482 года, он упоминает «фигуры св. Иеронима», что предполагает, что их было несколько. Как и Леонардо, Иероним был мыслителем с широким кругом интересов. Жажда знаний была для Иеронима великим искушением — так же как и для Леонардо. На картине Иероним, по-видимому, старается победить это искушение. И для Леонардо знания стали проклятием. Он испытывал величайшее уважение к знаниям и наверняка ощущал духовное сродство с этим христианским святым.Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Мадонна Литта (Madonna Litta) — ориентировочно была начата в 1480 году. Работа была написана для правителей Милана, потом перешла к семье Литта, и несколько столетий находилась в их частной коллекции.На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины — стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более темной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда-то спереди. Женщина смотри на ребенка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий ее образ. Младенец рассеяно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребенок держит щегла.Предполагается, что картина была дважды полностью переписана: первый раз — в 1495 году миланским художником, второй раз — в XIX веке, когда ее перенесли с дерева на холст. Глядя на эскизы к ней, можно сделать вывод, что Леонардо, скорее всего, сделал постановку фигур, закончил голову Мадонны и полностью написал некоторые части тела Младенца.Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Портрет музыканта (Ritratto di musico, Portrait of a musician) — неоконченная и сильно переписанная в позднейшее время картина Леонардо, датируется примерно 1485 годом, хранится в миланской Пинакотеке Амброзиана.Имя человека, изображенного на портрете, неизвестно, нет некаких сведений, что портрет был заказан. В XIX веке считалось, что портрет изображает миланского герцога Лодовико Моро. Его считали парным с портретом его невесты Беатриче д'Эсте и выставляли их друг напротив друга. В начале XX в ека при расчистке красочного слоя удалось разобрать слова на бумаге, которую молодой человек держит в руке. Это начальные буквы слов Cantum Angelicum («Ангельская песнь»). Рядом можно разобрать ноты. Это открытие позволило сделать вывод, что на портрете изображен музыкант. Долгое время бытовало мнение, что это не кто иной, как Франкино Гафури, капельмейстер Миланского собороа в конце 1480-х годов. В последнее время высказано немало других гипотез относительно личности изображенного на портрете музыканта. Ни одну из них нельзя признать бесспорно верной.Отмечают, что лицо музыканта чрезвычайно похоже на лицо ангела с картины «Мадонна в скалах». Очень может быть, что Леонардо, встретив человека, воплощавшего его идеал красоты, воспользовался случаем его нарисовать. В моделировке лица чувствуется большая тонкость и тщательность. Особенно это касается света, падающего на лицо под определенным углом. Очевидно, что Леонардо интересовало только лицо: остальные части картины не закончены.Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Дама с горностаем (Dama con l'ermellino, lady with an ermine) — по мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — любовницы Лодовико Сфорца, герцога миланского, что находит подтвреждение в сложной символике картины. Предполагается, что Леонардо, работавший при миланском дворе, написал портрет, когда Чечилия стала возлюбленной герцога — начиная с 1489-1490 годов. Существуют косвенные сведения о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она встретилась с ним в замке Сфорца, как считается в 1489 году он начал писать ее портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки: Чечилия лично председательствовала на этих встречах.Чечилия Галлерани изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Это впечатление дополняют мягкие и нежные черты незрелого лица, обрамленного гладко уложенными под подбородок волосами. Строгость прически и отведенный в сторону от зрителя взгляд создают ощущение неяркого, сдержанного образа, во внешности Чечилии чувствуется какая-то незаконченность, что придает ей своеобразное очарование. Лоб девушки перехвачен тонкой фероньеркой, на голове у нее прозрачный чепчик, закрепленный под подбородком.  На ее шее ожерелье из темного жемчуга, окаймляющее шею и спускающееся второй, длинной, петлей на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья.На портрете Чечилия поворачивается налево, словно прислушиваясь к кому-то невидимому. Такой портрет в три четверти был одним из изобретений Леонардо. Это впечатление подчеркивается зверьком, традиционно называемым горностаем. Не вызывает сомнения, почему да Винчи изобразил именно это животное на своей картине. В одной старинной книге горностай описан как животное невероятно чистоплотное: он предпочитает смерть грязной норе. Сфорца, с некоторой долей иронии, сделал горностая своим символом.Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что ее автором является Леонардо.  Однако моделировка лица и особенно горностая выдают авторство: сложный поворот головы дамы, змеевидная поза зверька могли быть изобретены только Леонардо.Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Мадонна в скалах (Vergine delle Rocce, virgin of the rocks) — существует две, практически не отличающихся по композиции картин Леонардо да Винчи, одна из которых выставлена в Лувре, а другая в Лондонской Национальной галерее (на фото — Лондонский вариант). Версия, хранящаяся в Лувре, была написана между 1483-1486 годами или даже раньше. Практически идентичная первой лондонская картина написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Церковь продала ее вероятнее всего в 1781 году художнику Гэвину Гамильтону, который и привез ее в Англию. После нахождения в нескольких собраниях «Мадонна в скалах» была куплена Национальной галереей в 1880 году.На картине изображена стоящая на коленях Дева Мария, покровительственно кладущая руку на голову Иоанна Крестителя. Справа ангел придерживает младенца Иисуса, который поднял руку в жесте благословения. Вся сцена исполнена нежности и покоя, что очень контрастирует с пейзажным фоном, состоящим из отвесных скал. Композиция построена в виде пирамиды. Леонардо передает глубину пространства не только с помощью геометрии, но и посредством разработанного им приема сфумато, когда очертания предметов смягчаются для акцентирования их обволакивающей воздушной дымки.Почему Леонардо сделал два варианта этой «Мадонны» — вопрос до сих пор не разрешенный.Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482Женский портрет в профиль или Портрет юной невесты (Il ritratto di una sforza, portrait of young fiancee) — портрет девушки в профиль, в костюме эпохи Возрождения, выполненный на листе пергамента красным, черным и белым мелом.По мнению оксфордского профессора Мартина Кемпа, этот портрет — работа Леонардо да Винчи, изображающая Бьянку Сфорца, узаконенную дочь Лодовико Моро.В 1998 году на аукционе «Christie's» вдова швейцарского реставратора, жившего во Флоренции, продала неизвестный ранее женский портрет в профиль. Аукционный дом определил, что автор произведения — немецкий мастер начала XIX века. Графическую работу за 19000 долларов США приобрет арт-дилер Питер Сильверман. Впоследствии портрет был вновь перепродан, на этот раз частным образом, и в настоящее время принадлежит жителю Канады, который не хочет называть своего имени.Приобретая рисунок, Сильверман рассчитывал, что он может оказаться не поздней стилизацией под искусство Возрождения, а подлинным произведением той эпохи. Заказанный им радиоуглеродный анализ позволил устаносить, что пергамент изготовлен в промежуток с 1440 по 1650 годы. Опрошенные владельцем специалисты склонялись к тому, что это памятник Северного Возрождения: итальянские художники кватроченто не работали в технике пастели. Однако Кристина Геддо, специалист по леонардескам, обратила в 2008 году внимание, что женщина одета по моде Милана конца XV века. Убранство головы приводит на ум прическу «Прекрасной Ферроньеры». К тому же штриховка на рисунке явно выполнена левой рукой. Среди миланских художников конца XV века известен только один левша — Леонардо да Винчи.К экспертизе привлекли Карло Педретти, директора Центра исследований наследия Леонардо да Винчи при университете Лос-Анджелеса, и Николаса Тернера, бывшего куратора отдела рисунков Британского музея и музея Гетти. Оба высказались, что это либо очень качественная копия ученика Леонардо, либо новое, неизвестное ранее произведение самого Леонардо. Однако наибольший резонанс вызвало сделанное в 2009 году заявление по дактилоскопии Питера Биро о том, что внизу рисунка хорошо различим отпечаток пальца, «весьма напоминающий» отпечаток на ватиканском «Святом Иерониме» Леонардо да Винчи.Однако руководители мировых музеев, в том числе таких крупных, как нью-йоркский Метрополитен и венская Альбертина, отнеслись к известию об открытии новой работы Леонардо да Висчи с нескрываемым скепсисом. В пользу гипотезы о подделке — отсутствие внятного провенанса, сухость и некоторая монотонность исполнения, а также то, что Леонардо никогда не работал с пергаментом.

Читайте также:  Портрет графини карпио, маркизы де ла солана - франсиско де гойя

В конце 2011 года Лондонская Национальная галерея провела беспрецедентную по полноте выставку произведений Леонардо да Винчи миланского периода. На ней публике впервые был представлен как работа мастера неизвествный ранее «Спаситель мира». В то же время организаторы выставки вообще не посчитали нужным как-либо упомянуть «Женский портрет в профиль».

Продолжение следует.

Источник: https://la-stryge.livejournal.com/30853.html

Картины Леонардо да Винчи с названиями: "Тайная вечеря", "Иоанн Креститель", "Святой Иероним", "Мона Лиза" :

Имя гения итальянской эпохи Возрождения Леонардо да Винчи знакомо всем, от мала до велика. Ученый, писатель, изобретатель, художник и скульптор оставил после себя множество великолепных произведений искусства. Мистики, астрологи, историки и обыватели ищут в них скрытые знаки и смыслы вот уже несколько столетий. Мы же предлагаем вам просто насладиться их великолепием.

Перед вами выдающиеся работы эпохи Ренессанса, картины Леонардо да Винчи с названиями и кратким описанием истории их создания, шедевры, которые по праву считаются лучшими в галерее великого мастера.

«Мона Лиза» («Джоконда»)

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Портрет супруги торговца шелком из Флоренции Ф.Д. Джокондо Лизы Герардини был написан приблизительно в 1503-1505 годах. Ныне картина считается самой известной не только в творчестве Леонардо да Винчи, но и вообще в мировой живописи всех времен и народов. Биографы великого мастера всегда писали о месте полотна в творчестве художника, его отношении к портрету и о том, с какой страстью он отдавался работе над ним.

Многие картины Леонардо да Винчи (с названиями и описанием некоторых вы можете ознакомиться, прочитав статью) окутаны мистикой. Однако «Джоконда» в этом вопросе стала настоящим лидером. Она всегда была овеяна тайной и аурой загадки.

Биографы и искусствоведы уже не первое столетие бьются над многими вопросами о ее создании. В частности, рассуждают о том, действительно ли моделью была жена обычного купца.

Существуют версии, что в этом качестве могла выступать Изабелла Арагонская, возлюбленный мастера Салаи или даже сам Леонардо да Винчи, завуалировавший таким образом свой автопортрет.

В настоящее время картина хранится в Лувре (Париж).

«Тайная вечеря»

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Монументальная роспись, над которой да Винчи работал в течение трех лет (1495-1498 гг.), располагается на задней стене трапезной доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Тема росписи является вполне традиционной для подобного рода помещений.

Фреской в традиционном понимании «Тайная вечеря» не является, Леонардо писал ее по сухой штукатурке, а не по влажной. Он последовательно нанес на каменную стену несколько покрытий из смолы, габса и мастики, а затем расписал ее темперой.

Роспись является отдельной вехой искусства эпохи Ренессанса. Она отличается невероятной точностью и глубиной перспективы. Техника мастера оказала огромное влияние и буквально направила в нужное русло развитие всей живописи Запада.

«Мадонна Бенуа»

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Называя лучшие картины Леонардо да Винчи, нельзя не вспомнить о прекрасной «Мадонне Бенуа». Это ранняя работа мастера (1478-1480 гг.), которую он предположительно не завершил. Вполне вероятно, что эта картина и «Мадонна с гвоздикой» стали первыми самостоятельными работами живописца. На тот момент Леонардо было 26 лет, он уже покинул своего учителя и мастерскую.

Любуясь полотном, нельзя не отметить характерный и уже сложившийся в определённой степени стиль да Винчи, хотя он еще по-прежнему опирается на опыт флорентинцев 15 века.

Одну из первых самостоятельных работ мастера отличает новая трактовка библейского сюжета, который определен как обычная сцена их жизни.

Вы видите молодую мать, одетую и причесанную по моде тех лет, которая играет с сыном и протягивает ему цветок крестоцвета (традиционный символ распятия).

В 1912 г. «Мадонна Бенуа» принадлежала частной коллекции придворного архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. По его просьбе она была оценена европейскими антикварами. Однако жена архитектора пожелала оставить картину в России и уступила ее Эрмитажу (в котором она ныне и хранится) за 150 тыс. рублей вместо определенных 500 тысяч франков.

Незаконченное полотно «San Girolamo»

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Картина «Святой Иероним» осталась незавершенной. Леонардо выполнял ее по поручению церковных властей Флоренции в ранний период своего творчества, в тот момент, когда работал в мастерской А. Верроккьо. Отбыв в 1482 г. в Милан, он оставил ее.

Сюжет картины, как следует из названия, – религиозный. Зритель видит кающегося Святого Иеронима. Его фигура является центральной, она выразительна и даже в незавершенном виде позволяет заметить тщательную проработку выражения лица, строения тела. В ногах у святого лежит лев – его обычный спутник.

До нас картина дошла в довольно потрепанном виде. Ее сильно обрезали, а затем распилили на две части; предполагается, что нижняя могла служить крышкой ларя. Воедино все элементы были соединены кардиналом Фешом. В настоящее время картина «Святой Иероним» хранится в Ватиканской пинакотеке.

«Благовещение»

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Картину религиозной тематики «Благовещение» Леонардо да Винчи писал в молодом возрасте, находясь «под крылом» своего учителя Верроккьо, в 1472-1475 гг. Сюжет полотна обращается к евангельскому тексту, который повествует о возвещении Девы Марии архангелом Гавриилом о будущем рождении Иисуса Христа.

Композиция проста и в некоторым смысле традиционна. На переднем плане мы видим коленопреклоненного архангела с белой лилией в левой руке и Марию. Горизонтальная линия на заднем плане заполнена обширным пейзажем.

Можно сказать, что до великого мастера перспектива в изобразительном искусстве не применялась, да и сам он к этому пришел не сразу, что наглядно демонстрирует это раннее произведение («Благовещение»).

Картина Леонардо да Винчи подверглась небольшим изменениям. Изначально крылья архангела были меньшего размера и смотрелись намного гармоничнее.

Однако неизвестным художником они были дорисованы и в результате стали более громоздкими.

Картина с 1867 года хранится в одной из самых старых галерей Европы Уффици (Флоренция, Италия).

«Иоанн Креститель»

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Данная работа принадлежит к позднему периоду творчества Леонардо да Винчи. Картина написана на дереве маслом предположительно в период с 1514 по 1516 год. Считается, что вместе с «Джокондой» и «Святой Анной» он привез ее в 1516 г. во Францию, когда поселился в замке Клу. В 1517 г. он показал все три работы кардиналу Арагонскому, и вскоре они были куплены королем. С тех пор картины не покидали королевской коллекции и были унаследованы Лувром.

Читайте также:  Кандинский: картины, биография. произведения василия васильевича кандинского

Картина «Иоанн Креститель» имеет глухой фон, напрочь лишенный пейзажа, столь характерного для работ, созданных в эпоху Возрождения, в частности принадлежащих кисти Леонардо.

Внимание зрителя концентрируется на фигуре святого, которого буквально обволакивает доведенное до совершенства так называемое сфумато (смягченное очертание предметов и фигур). Данный прием был разработан самим да Винчи.

Святой изображен в традиционной манере (атрибутика, жест), но в то же время присутствуют признаки, свидетельствующие о переходе живописи Леонардо из классического стиля в русло маньеризма. К таковым относится изнеженность юноши, его женоподобная улыбка и взгляд, кольцами вьющиеся волосы.

Композиция и история «Поклонения волхвов»

Святой Иероним, Леонардо да Винчи, 1482

Неоконченная картина «Поклонение волхвов» была заказана в 1481 г. монахами-августинцами из монастыря Сан Донато (Скопето). Однако она так и осталась незавершенной, так как через год после начала работы мастер уехал в Милан. Заказчики, озабоченные слишком долгим его отсутствием, желая получить картину как можно быстрее, обратились к другому художнику, к Филиппино Липли. Оба произведения в настоящее время хранятся в галерее Уффици.

Композиция, которую зритель наблюдает на картине «Поклонение волхвов», весьма необычна и, вероятно, не имеет аналогов в итальянской живописи.

В центре вы видите Марию с новорожденным Иисусом на руках, вокруг – паломники, пришедшие на поклон к Сыну Божьему, на заднем плане – развалины замка (некоторые искусствоведы и историки предполагают, что это языческий храм), всадники и едва заметные скалы.

Существует мнение, что молодой человек, изображенный справа – это сам да Винчи в возрасте 29 лет. Передний план автор оставил свободным, предназначив его зрителю.

«Мадонна Литта»

Известные всему миру картины Леонардо да Винчи, с названиями и краткой историей создания представленные в статье, никогда не подвергались сомнению в плане авторства, чего нельзя сказать о полотне «Мадонна Литта». Некоторые искусствоведы полагают, что ее вполне мог написать один из его учеников. Другие в качестве доказательства подлинности приводят эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре.

В центре сюжета женщина с ребенком на руках, которого она кормит грудью. Фон заполнен стеной с двумя арочными окнами, из которых на зрителя падает свет. Сама же Мадонна словно озарена изнутри.

Леонардо писал картину в 1490-1491 гг. для правителей Милана. Позже полотно перешло к знатной аристократической семье Литта. В их частной коллекции оно хранилось несколько столетий, благодаря чему и обрело свое современное название. В 1864 г. «Мадонна Литта» была приобретена Эрмитажем, где выставлена и поныне.

Картины Леонардо да Винчи, с названиями и фото представленные выше, бесспорно, являются лучшими в творчестве художника. Это настоящие жемчужины не только его личной галереи, эпохи Ренессанса, но и всей мировой живописи.

Источник: https://www.syl.ru/article/315689/kartinyi-leonardo-da-vinchi-s-nazvaniyami-taynaya-vecherya-ioann-krestitel-svyatoy-ieronim-mona-liza

«Святой Иероним»

Наконец он получил заказ, какого давно ждал: ему поручили написание святого Иеронима. Леонардо решил по-своему трактовать этот сюжет, со львом на переднем плане, а самого святого трактуя как отшельника, пребывающего в состоянии транса.

До наших дней дошел лишь картон, хранящийся в Ватикане, – одно из немногих произведений, авторство которых никогда не подвергалось сомнению: его создателем всегда считался Леонардо да Винчи.

Это произведение, наводящее на зрителей ужас, надо полагать, современников повергало в трепет в еще большей мере, чем нас сейчас.

В обстановке кладбищенского запустения, одним коленом на земле, с отрешенным взглядом, святой как будто собирается ударить себя камнем в грудь. Единственный, кто составляет ему компанию, – дикий лев. Аскетизм является подлинным сюжетом этого первого сфумато в истории изобразительного искусства.

Сфумато представляет собой технику, которую впервые применил Леонардо да Винчи и которая заключается в вуалировании, скрадывании резких контуров. Это делалось кончиками пальцев, вследствие чего практически невозможно копировать наброски Леонардо.

Здесь он пытается продемонстрировать нераздельность тени и света:

«О художник, не обводи резкой линией тела, менее крупные, чем натура, ибо не только они не могут обнаруживать свои крайние контуры, но и, на расстоянии, становятся невидимыми даже их части» – так он объясняет свои поиски в направлении сфумато.

И далее добавляет: «Для того чтобы предмет составлял единое целое со всем, что его окружает, он должен нести на себе частицу соседних оттенков».

Так он старается растворить фигуру в пространстве, накладывая на нее очень тонкие слои краски, чтобы смягчить контуры, создавая иллюзию того, что изображение словно подернуто дымкой – сфумато.

Изображение святого Иеронима явилось шоком для флорентийцев. Они были поражены тем, с какой точностью Леонардо да Винчи передал мускулатуру тела.

Разве это не доказывало, что художник имел возможность очень близко узнать предмет изображения? Но насколько близко? Непосредственно на трупах. А на вскрытие трупов тогда смотрели косо. Именно потому и приходилось заниматься этим тайком, под покровом ночи.

Однако на пути познания ничто не останавливало Леонардо, ни необходимость таиться в ночном мраке, ни трупное зловоние. Ничто не шокировало его.

Зрители содрогались при виде «Святого Иеронима», демонстрируя полное неприятие подобной трактовки известного сюжета. Леонардо, приведенный в замешательство реакцией публики, не завершил работу над картиной, которая так и осталась в виде картона. Навсегда.

Чтобы занять себя во время вынужденного простоя, в ожидании нового заказа, Леонардо, словно упражнения ради, завершает работу над мадоннами, «Благовещением», пишет пейзажи. И это приносит ему успех, за которым сразу же следует заказ, о котором он мечтал.

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/135751

Злоключения шедевра: «Святой Иероним в пустыне»

Барбара Ятта

В Музеях витает дух гениального Леонардо да Винчи, потому что с 1932 года его картина «Святой Иероним в пустыне» выставляется в IX зале Пинакотеки, который ещё на стадии проектирования был отведен специально для хранения этого шедевра.

В конце марта этого года картину перенесли в экспозиционный зал в крыло Карла Великого на площади Святого Петра в Ватикане.

На протяжении трёх месяцев (до 22 июня) её смогут бесплатно увидеть все паломники, посетители и любители искусства в честь празднования пятисотлетия со дня смерти великого мастера эпохи Возрождения. «Святой Иероним в пустыне» из  Ватиканских музеев — бесспорный шедевр гения Леонардо.

Именно благодаря своей незавершённости она считается одной из самых интересных его работ и входит в число немногих картин, автограф которых никогда не подвергался сомнению.

Леонардо изображает Иеронима кающимся отшельником в пустыне, в скиту или в лесу. Одетый в рубище, святой не стоит на коленях, а склонился в состоянии физического и эмоционального напряжения.

Обстановка, камень в руках, шапка кардинала на земле, лев и распятие — всё это элементы, которые напоминают о жизни святого, переданной «Золотой легендой» Иакова Ворагинского, широко распространённой в XV веке.

Решение изобразить святого в виде отшельника, а не в образе ученого, Отца и Учителя Церкви, следует рассматривать как ключевой момент на пути художника: с одной стороны, Леонардо изображает персонаж как «олицетворение Страстей Господних», с другой стороны — даёт нам представление о своём интересе к изучению человеческой анатомии.

Таким образом, произведение сбалансировано между натурализмом и идеализмом, наблюдением и воображением: оно пронизано напряжением, порождённым внутренним наложением различных систем восприятия и знания.

Выполненная в технике темперы на доске из орехового дерева, состоящей из двух вертикально соединённых частей, картина характеризуется множеством неоконченных действий. При детальном анализе можно увидеть методы, использованные художником, в том числе технику рисования пальцем.

Пигменты распределены пальцами по большей части композиции, чтобы смягчить острые контуры фигур, однако в работе использовались и кисти; кроме того, заметны приёмы растирания и тампонирования.

Картина предлагает довольно большой объём информации, полученный в ходе изысканий, сделанных Научно-исследовательской лабораторией Музеев Ватикана, с помощью которых можно проследить различные этапы создания шедевра.

Картина подвергалась несколько раз реставрациям, среди которых выделяется работа Луиджи Кавенаги и Бьяджо Бьяджетти (1930 г.). Однако самым важной и полной считается реставрация, выполненная Джанлуиджи Колалуччи в 1993 году.

Возможный факт заказа кем-либо «Святого Иеронима» Леонардо остается до сих пор неопределённым и вызывает критику. Нет никаких документальных записей или документов касательно этого, и работа не упоминается ни одним древним биографом художника.

Неоднократно подчеркивалась близость картины по стилю, технике и композиции к ныне хранящейся в галерее Уффици картине «Поклонение волхвов». Это полотно было заказано в 1481 году и на следующий год осталась незавершенным из-за отъезда Леонардо в Милан.

Другие учёные датируют работу первым пребыванием художника в Милане  с 1482 по 1484 год: таким образом, «Святой Иероним в пустыне» рассматривается в качестве этапа на этом важном пути изучения и изображения человеческого тела.

Помощью в исследовании служат записи, наброски и комментарии, сделанные в начале 90-х годов XV века, а затем приведённые в порядок учеником мастера Франческо Мельци в его «Трактате о живописи», созданном на основе записок самого Леонардо.

Кто-то видел в картине плоды личной преданности художника; другие считали, что заказчик мог быть из Флоренции, где эта тема была очень востребована.

Третьи полагали, что заказ исходил от Братства Святого Иеронима или от бенедиктинских монахов Бадиа Фиорентина, где существовала фамильная гробница семьи да Винчи.

Бенедиктинцы заказали Филиппино Липпи картину с аналогичным сюжетом: возможно, потому, что работа Леонардо осталась незавершенной.

Другие учёные, напротив, склонны к более убедительной датировке, — ближе к девяностым, находя сравнение с первой версией «Мадонны в скалах» и прелюдией к некоторым художественным решениям «Тайной вечери».

В начале XIX века картина была задокументирована в коллекции знаменитой немецкой художницы Анжелики Кауфманн. Судьба холста после смерти художницы не ясна, но известно, что эта картина вошла в коллекцию кардинала Джозефа Феша, дяди Наполеона.

Именно Фешу, по словам его биографа, принадлежит заслуга воссоединения двух частей произведения, которое было распилено: нижняя часть, больших размеров, использовалась как дверца серванта и была найдена у сборщика мусора; вторая часть, с головой святого, использовалась сапожником как сидение скамейки.

Картина была приобретена Ватиканом по указанию Папы Римского Пия IX, пожелавшего собрать для Папских коллекций важные произведения на религиозный сюжет, имевшиеся на антикварном рынке. Картина «Святой Иероним в пустыне» была куплена в 1856 году благодаря Томмазо Минарди и Филиппо Агриколе, которые рекомендовали её как полотно кисти Леонардо да Винчи, и поэтому чрезвычайно редкое и ценное.

Работа была помещена в тогдашнюю Папскую картинную галерею в Болонском зале Ватиканских дворцов, а затем стала частью Новой пинакотеки Святого Пия X, открытой в 1909 году.

В настоящее время знаменитая картина перенесена на три месяца на площадь Святого Петра; затем её ожидает поездка в Метрополитен-музей в Нью-Йорке (с июля по октябрь 2019 г.) и в Лувр в Париже (с октября 2019 г. по февраль 2020 г.) для проведения двух важных выставок, посвященных Леонардо.

Источник: https://www.vaticannews.va/ru/vatican-city/news/2019-06/zloklyucheniya-shedevra-svyatoj-ieronim-v-pustyne.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector