Св. Вероника. Лувр. Художник Лоренцо Коста (1460 – 1535 гг.).
Образ и деяния святой Вероники послужили тому, что её стали почитать покровительницей фотографов и фотографии. Многие любители и профессионалы фото дела отмечают 12 июля, как День фотографа, и вспоминают о святой покровительнице Веронике. В последние годы этот праздник становится популярным и в России.
Имя Вероника можно перевести с греческого , как «приносящая победу». В Библии встречается созвучное имя Береника (Вереника) дочери царя Иудейского Ирода Агриппы Первого.
В Евангелии упоминается о праведной Веронике, и о её жизни и деянии тесно связанном с обретением Нерукотворного образа Спасителя.
Святая Вероника, с памятью которой связан Нерукотворный образ страждущего Спасителя, стала одной из популярнейших народных святых.
Предполагают, что имя Вероники представляет собой искаженное от латинского vera icon («подлинный образ») — так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа.
Впервые рассказ о святой Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к 4 — 5 веку н.э.
Плат святой Вероники попал в Рим и стал известен, как Нерукотворный образ Иисуса Христа.
Считается, что Спас Нерукотворный творит чудеса, что ему дана сила исцеления. Согласно легенде, с помощью Плата святой Вероники излечили римского императора Тиберия.
Сейчас Спас Нерукотворный хранится в Соборе Святого Петра в Риме.
В эпоху Средневековья почти каждая церковь имела изображение Вероники с ее сударием — потовым платом.
В мистериях Средневековья святая Вероника заняла место главной фигуры во время шестой остановки Иисуса Христа на его Крестном пути.
- Католическая церковь совершает память о святой Веронике 4 февраля, Православная – 12 июля.
- 12 июля в России отмечается День фотографа.
Ежегодно 19 августа отмечается во многих странах Всемирный день фотографии (World Photography Day) .
Правительство Франции купило 19 августа 1839 года патент о методе получения отпечатка (дагерротипа) у французского химика и изобретателя Луи Жака Манде Дагера (Daguerre), сделавшего открытие дагерротипа достоянием мировой общественности. В 1839 году весь мир узнал об изобретении прототипа фотографии и уже 177 лет продолжает фотографировать.
В 1854 году был запатентован способ монтирования «бессмертных отпечатков» — амбротип. Слой с изображением поливался лаком и накрывался вторым стеклом. Фотография, «запаянная» между двумя стеклами без доступа воздуха, могла сохраняться сколь угодно долго.
Отмечая День фотографии, энтузиасты фото искусства готовят немало интересных мероприятий — семейные праздники, образовательные мастер-классы от ведущих фотографов, различные конкурсы, выставки и многое другое.
В Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари есть довольно редкий Нерукотворный образ страждущего Спасителя, или «Плат Святой Вероники», который называют «Иисус моргающий»
Особенность Нерукотворного образа Спасителя в том, что «лик Господа открывает и закрывает очи»: на одних людей, входящих в храм и подходящих к лику, Иисус смотрит, а на других — нет.
Согласно преданию, это зависит от чистоты души человека: если он грешен или готовится совершить грех, Христос не поднимает на него глаз.
Подобное изображение можно также встретить в Вифлееме – это фреска, написанная на колонне в храме Рождества.
Смотрит ли Он на Вас?
Иисус сострадающий. Художник Ферн Бекхем
Предание о Нерукотворном образе Спасителя, появившемся на платке святой Вероники, легло в основу православной иконы «Спас Нерукотворный», которую почти всегда можно узнать по изображению платка, на котором написан лик Иисуса.
Источник: http://www.evpatori.ru/svyataya-veronika-pokrovitelnica-fotografov.html
Великий ЭЛЬ ГРЕКО
Итальянцы и испанцы называли художника Доменико Теотокопули Греком, под этим именем он и вошел в историю искусства.
Само прозвище Эль Греко возникло от смешения двух языков, ибо по-итальянски оно должно было звучать как Иль Греко, а по-испански — Эль Гриего.
Даже этот факт показателен для необычной судьбы художника, уроженца острова Крит, сформировавшегося в Италии и нашедшего в Испании не только вторую родину, но и почву, наиболее благоприятную для развития блистательного расцвета своего искусства.
Вид Толедо 1597-99
После краткого пребывания в Мадриде, не получив ни одного крупного заказа в Эскориале, Эль Греко уехал в Толедо — центр старой аристократии, сохранивший средневековый бытовой уклад, где его ждала интересная работа.
Толедо — город инквизиции и бесчисленных монастырей, высокомерных аристократов и фанатичных монахов.
Рамон де Валье Инклан, уподобил его «пышному саркофагу, на дне которого покоятся героические кости, покрытые лоскутом савана».Немалую роль в представлении о Толедо сыграл образ, созданный Эль Греко.
Толедо служил фоном для многих картин, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.
«Святая Вероника с Нерукотворным Образом» Ок. 1580 Музей Санта Крус, Толедо
Плиний Старший в «Естественной истории» (I в. н. э.
) описал утраченный шедевр древнегреческого художника Антифила из Александрии, современника и соперника знаменитого Апеллеса, Картина называлась «Мальчик, раздувающий огонь», Плиний писал, что «Антифилуса почитают за его картину, изображающую юношу, дующего на огонь.
Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Образ мальчика, дующего на тлеющий уголь, нередко возникал на втором плане произведений венецианских живописцев середины XVI в.
Lady with a Flower in Her Hair. c. 1590-1600. Private collection.
St. Louis King of France Louis IX
Портрет художника Джулио Кловио, хорвата по национальности (Неаполь, Национальный музей Каподимонте)
«Портрет кавалера с рукой на груди» (ок. 1577—1579)
Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и вермя создания произведения, и свободная, даже интмная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.
Portrait of a Lady, approx. 1594-1601, Philadelphia
- The Virgin Mary 1590s Musée des Beaux-Arts, Strasbourg.
- «Аллегория испанской пословицы»
- «Тайная вечеря» Болонская национальная картинная галерея.
Это одна из первых работ Эль Греко маслом, до этого он писал темперой на деревянных досках. Так и не была завершена художником. Период его ученичества в Венеции.
«Погребение графа Оргаса» (1586—1588) Картина заказанна толедской церковью Сан Томе (приходской церковью Эль Греко) В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной.
Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой он выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году, во время похорон, свершилось чудо: спустившиеся с неба св. Августин и св.
Стефан предали погребению тело благочестивого графа собственными руками.
Полотно Эль Греко в скромной церкви Сан Томе стало украшением города.
Один из современников художника, толедский священник Алонсо де Вильегас, писал в 1588 году, что иностранцы приезжали, чтобы посмотреть картину, и приходили от нее в восхищение, а сами толедцы не уставали ею любоваться, всегда находя в ней новое и с особенным любопытством изучая представленные здесь портреты «знаменитых людей нашего времени».
«Святой Апостол Иоанн Богослов» (1610-1614) Из серии апостолов «Апостоладос» Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них: «Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир» Иоан.17:18.
- Эль Греко было написано двенадцать изображений «Апостоладос»
- Stigmatization of St. Francis (1585-1590) (102 x 97) (Baltimore, Walters Art Museum)
- Portrait of Pius V
- Св Идельфонс (ок 1607) (Вашингтон, Нац галерея)
- Saint Martin and the Beggar, c. 1597-1600
- Монах-доминиканец
- Christ with a square halo, by El Greco, (1595 Ntl Gallery, Prague)
Алтарные картины и изображения святых для церкви Санто Доминго эль Антигуо.(1577—1579) Это его первые заказы в Толедо. Они исходили от декана толедского собора дона Диего де Кастильо; с его братом Луисом де Кастильо Эль Греко был знаком еще в Риме.
Дон Диего де Кастильо был исполнителем завещания умершей незадолго до приезда Эль Греко одной знатной португальской дамы, согласно которому все ее состояние передавалось монастырю Санто Доминго эль Антигуо для восстановления разрушавшейся монастырской церкви.
Перестройка церкви была осуществлена в 1576 году по плану Хуана де Эрреры архитектором Николасом де Вергарой. Сооружение главного алтаря поручили Эль Греко. На боковых алтарях изображены сцены «Поклонение пастухов» (сейчас в частной коллекции) и «Воскресение Христа» (сохранились на месте до наших дней).
Центральный же алтарь представляет собой гигантский многоуровневый запрестольный образ с шестью картинами, написанными маслом на холсте.
В центре алтаря размещалась самая большая картина алтаря — сцена «Вознесение Марии», подписанная автором и датированная 1577 годом.
Над ней – еще одно грандиозное произведение Эль Греко – «Троица» (сейчас находится в музее Прадо, Мадрид). Эти два прекрасных холста, так же как и поясные портреты пояса Св. Бенедикта и Св.
Бернарда, были впоследствии заменены на копии, благодаря чему запрестольный образ сохранил свой первоначальный облик.
«Воскресение Христа» (1577-1579) Картина «Воскресение» была написана Эль Греко для бокового алтаря (правого) церкви Санто Доминго эль Антигуо (Толедо), вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения Центрального алтарного образа. Обязательное изображение на полотне Св. Идельфонса, покровителя Толедо, было упомянуто в договоре.
Вероятно в образе Св. Идельфонса художник представил портрет заказчика — дона Диего де Кастилья, декана Кафедрального собора в Толедо.
«Пьета», или «Оплакивание Христа»
Картина напоминает неоконченную скульптуру Микеланджело, которую называют «Пьета с Никодимом», или «Пьета Бандини» (1547-1555), ныне хранится в Флорентийском соборе. Вторая подобная картина «Пьета» — в коллекции Испанской общины Америки (Нью-Йорк). Отличие состоит в том, что она большего размера, написана маслом на холсте, а филадельфийская версия на эту же тему, темперой на деревеартине
- «Крещение Христа» Моденский триптих (часть передней стороны)
- «Гора Синай» с монастырем Св. Екатерины Моденский триптих ( часть задней стороны)
- Моденский триптих (ок. 1567-68) (передняя сторона)
- Моденский триптих (ок. 1567-68) (задняя сторона)
Триптих называется Моденским по месту его хранения, или «Благовещение на горе Синай».
Небольшой сборный алтарный образ с подвешенными на петлях боковыми панелями, расписанный с двух сторон, типичен для Крита XVI века, но его обрамление ближе к Итальянскому Ренессансу.
Возможно, его заказчиком выступал представитель критско-венецианского семейства. Боковые створки триптиха открываются по очереди; он проводит зрителя от грехопадения человека до оправдания через Христа.
- View and Map of Toledo
«Лаокоон» (1610) Жрец Лаокоон, герой мифа о Троянской войне пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам, и не затаскивать деревянного коня в крепость.
За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. В 1506 г. в Риме была обнаружена скульптура «Лаокоон и его сыновья», выполненная родосскими скульпторами.
Она вдохновила немало художников и ваятелей эпохи. Среди них оказался и Эль Греко, но по-своему:
В промежутке между группой на переднем плане и крепостными стенами можно видеть живого коня, неспешно скачущего в сторону города. Почему на картине Эль Греко деревянный конь оказался живым и способным без посторонней помощи попасть в город, и где толпы торжествующих троянцев? Такова была интерпретация великого мастера. Для него злой рок всегда живой.
- Возвращение из Египта, 1567
«Святое семейство» Госпиталь Сан Хуан де Афуэра. Толедо.
«Успение Богородицы» (ок. 1560-1567) Одна из немногих сохранившихся работ этого периода — икона «Успение Богородицы» из церкви Успения о. Сирос (Эгейское море). По всей вероятности, ее перевезли из монастыря Святой горы Успения Богородицы о.
Псара во время Греческой революции в 1824 г. Икона написана в соответствии с строгими канонами православной церкви. Эту икону идентифицировали как раннее произведение Эль Греко после того, как в 1983 г.
была обнаружена подпись автора на подставке канделябра в центре картины.
- Первые 25 лет жизни Доменико Теотокопули (Эль Греко) провел на своем родном острове Крит, где обучался у мастеров-иконописцев.
- «Портрет старика» Предположительно автопортрет Эль Греко
- Фотография с аукциона Sothebys
- Толедо
Источник: http://www.liveinternet.ru
Источник: https://to-priz.livejournal.com/158407.html
Описание картины Святая Вероника – Эль Греко
Эль Греко несколько раз обращался к теме священного платка. На картине, написанной около 1579 г., задумчивый взгляд аристократичной св. Вероники отведен в сторону, что позволяет зрителю сосредоточиться на образе Христа, запечатленном на платке, который она показывает.
Христос смотрит прямо на зрителя, черты его лица спокойны и утончены, а не искажены ранами или болью. Такое представление о человеческом образе Христа сходно с величественным нерукотворным Спасом – образом, почитаемым православными христианами, с которым Эль Греко, будучи критянином, должен был быть знаком.
Подобно платку Вероники, плащаница была куском ткани, на котором оказался чудесно запечатленным образ Христа, когда он поднес его к лицу, поэтому считается, что она передает его подлинные черты.
И плащаница, и платок Вероники являлись для средневекового христианства важными реликвиями, но в живописи образ на платке чаще представляет только сам лик Христа со струйками пота и крови, что побуждает зрителя сосредоточиться на размышлениях о страданиях Христа, принятых им во искупление грехов человеческих. СВ.
ВЕРОНИКА.
В апокрифических евангелиях Вероника упоминается как женщина, страдавшая кровотечением и исцелившаяся, прикоснувшись к краю одежды Христа. Было также известно, что у нее есть изображение лика Христа, которое, согласно легенде, она получила, вытерев пот с его лица куском льняной ткани, когда Христос нес крест на Голгофу: его лик чудесным образом запечатлелся на этом куске ткани.
Ткань, называемая платком Вероники, впоследствии оказалась в Риме и стала важной реликвией базилики св. Петра. Имя “Вероника” можно считать произошедшим от латинских слов вера икон, означающих “истинный образ”.
Эту святую изображают держащей свой платок, как на картине Эль Греко, или же стоящей среди отвратительной толпы, окружившей Христа перед его распятием, выделяясь изяществом своего облика, как на картине Босха.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- Святая Троица – Эль Греко Картина “Троица” была написана Эль Греко в 1577 г., и относится к одной из первых произведений художника, созданных после его……
- Воскресение – Эль Греко Картина “Воскресение” была написана Эль Греко для бокового алтаря церкви Санто Доминго эль Антигуо, вероятно, в 1577-1579, сразу после завершения……
- Похороны графа Оргаса – Эль Греко Икусство прославленного испанского художника, крупнейшего представителя маньеризма Эль Греко долго пребывало в забвении и лишь в начале XX в. было……
- Святой Иоанн Евангелист и святой Франциск Ассизский – Эль Греко Живопись Эль Греко относят то к маньеризму, то к барокко, на самом деле она не принадлежит ни к одному из……
- Моление о чаше – Эль Греко Художники часто переносят на полотно не то, что видят, а то, что рисует им их собственное воображение. Но живописное пространство……
- Мария Магдалина – Эль Греко Картина испанского художника Эль Греко “Мария Магдалина”. Размер картины 157 х 121 см, холст, масло. Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц,……
- Моденский триптих – Эль Греко Доменико Теотокопули, известный нам под именем Эль Греко, написал триптих, который называли Моденским по месту его хранения, или “Благовещение на……
- Исцеление слепого – Эль Греко Произведения на сюжет Исцеления слепого Эль Греко писал, по крайней мере, три раза. Все картины имеют схожую композицию, но различаются……
- Крещение Христа – Эль Греко Огромное, вытянутое в высоту полотно “Крещение Христа” – единственная картина, о которой достоверно известно, что она принадлежала алтарному циклу, написанному……
- Аллегория испанской пословицы – Эль Греко “Аллегория испанской пословицы”, – одна из “ночных” картин, написанных Эль Греко в Италии. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы……
- Апостол Иаков Зеведеев – Эль Греко Апостол Иаков, сын Зеведеев, был одним из первых учеников, призванных Иисусом. Как и его брат Иоанн, а также Петр и……
- Непорочное зачатие – Эль Греко Художественный стиль позднего Эль Греко уникален и динамичен. Его характеризует явное движение от натурализма к мистической проникновенности. Усилилась тяга художника……
- Святые Апостолы Петр и Павел – Эль Греко Эль Греко – автор новых, неизвестных до него в Испании, церковных циклов “апостоладос” . К ним тесно примыкает эрмитажная картина……
- Апостол Павел – Эль Греко Апостол Петр не был призван Христом, как Его 12 учеников, во время земного служения. Сначала в Новом Завете его называют……
- Вознесение – Эль Греко На сороковой день после Воскресения собрались апостолы в одном доме, и Христос вновь предстал перед ними. Беседуя с учениками, он……
- Автопортрет – Эль Греко Автопортрет испанского художника Эль Греко. Размер картины 53 x 47 см, холст, масло. Эль Греко Доменико, испанский художник. Грек по……
- Портрет скульптора – Эль Греко На картине Эль Греко, которую принято называть “Портрет скульптора”, изображен скульптор, работающий в мастерской над созданием бюста Филиппа II. Принято……
- Тайная вечеря – Эль Греко В Болонской национальная картинной галерее хранится небольшая незавершенная картина, написанная Эль Греко в тот непродолжительный период, когда он находился в……
- Портрет Винченцо Анастази – Эль Греко Во время своего недолгого пребывания в Риме молодого критского мастера Доменико Теотокопули, получившего мировую известность под именем Эль Греко, наиболее……
- Успение Богородицы – Эль Греко Эта внушительных размеров работа была частью более крупного проекта и окрашена для алтаря Санто-Доминго-эль-Антигуо. Работа оказала большое влияние на репутацию……
Описание картины Святая Вероника – Эль Греко.
Источник: https://art.goldsoch.info/svyataya-veronika-el-greko/
Спас на убрусе — плат Вероники
?
Categories: Спас на убрусе (Св. Мандилион). Симон Ушаков. 1658 г.Восточный вариант сказания о Нерукотворном образе прослеживается в сирийских источниках с IV века. Нерукотворный образ Христа был запечатлён для царя Эдессы (Месопотамия, современный г. Шанлыурфа, Турция) Авгаря V Уккамы после того, как посланный им художник не сумел изобразить Христа: Христос умыл лицо, отёр его платом (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Таким образом, согласно преданию, Мандилион стал первой в истории иконой.Ганс Мемлинг. Святая ВероникаЗападный вариант легенды возник по разным источникам от XIII до XV в., вероятнее всего, в среде францисканских монахов. Согласно нему, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в Его крестном пути на Голгофу, подала Ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке. Реликвия, именуемая «плат Вероники» хранится в соборе св. Петра в Риме.Head of Christ on a Cloth by unknown artistCollection: Newstead Abbey
Спас Нерукотворный — плат Вероники
Предполагают, что имя Вероники представляет собой искаженное от латинского vera icon («подлинный образ») — так называли «плат Вероники», отличая его от других образов Христа. Впервые рассказ о святой Веронике появляется в апокрифических Деяниях Пилата, относящихся к IV или V веку.Weyden, Rogier Van DerОбраз и деяния святой Вероники послужили тому, что ее почитают как покровительницу фотографов и фотографии. Поэтому этот день любители и профессионалы фотодела отмечают как день фотографа.Эль Греко
Всемирный день фотографии (World Photography Day) ежегодно отмечается во многих странах 19 августа. В этот день в 1839 году правительство Франции, купившее патент французского химика и изобретателя Луи Жака Манде Дагера о методе получения отпечатка (дагерротипа), сделало открытие дагерротипа достоянием мировой общественности — другими словами, широкий круг обывателей узнал об изобретении прототипа фотографии — дагеротипии
(http://www.podolsk.ru/news/p2_articleid/2735)
Существуют теории, связывающие Нерукотворный образ Спасителя с другой известной общехристианской реликвией — Туринской плащаницей. Плащаница представляет собой ростовое изображение Христа на холсте.
Выставляемый в Эдессе и Константинополе плат с изображением лика Спасителя, согласно теориям, мог быть плащаницей, сложенной несколько раз, таким образом, оригинальная икона могла быть не утеряна во времена крестовых походов, а вывезена в Европу и обретена в Турине.
Кроме того, один из изводов Нерукотворного Образа — «Спас Нерукотворный — Не рыдай Мене, Мати» (Христос во гробе) исследователями возводится к плащанице, как к историческому прототипу.
Плат ВероникиVeil of Veronica» (anonymous artist) (17th c.); Cathedral of Évora, PortugalМастер легенды св. Урсулы, 1480-1500
Взято у clement в Cв. Вероника
Источник: https://je-nny.livejournal.com/1490999.html
Испанский художник Эль Греко. Биография и картины художника. Картина
Святая Вероника
- ЭЛЬ ГРЕКО прозвище Доменико Теотокопули El Greco, Domenikos Theotokopoulos, dit
- (1541, Крит — 1614, Толедо)
- Испанский художник греческого происхождения.
- О ранней, критской биографии Эль
- Греко и годах его обучения в Вене-
- ции известно очень мало. Согласно
- документам, недавно опубликованным
- в Греции, он родился в столице Ко-
- ролевства Кандии (как называли Крит
- венецианцы) в католическое семье
- мелких буржуа (сборщиков налогов,
- таможенников); его старший брат Ма-
- нуссос, изгнанный за растрату, поз-
- же приедет к художнику в Толедо,
- где окончит жизнь самоубийством. В
- 1566 Эль Греко упоминается на Крите
- как учитель живописи.
- Итальянский период. Когда и как
- долго он работал в Венеции, не из-
- вестно. Во всяком случае, его пре-
- бывание здесь было более кратким,
- чем это первоначально считалось. В
- 1570 он едет в Рим: хорватский
- миниатюрист Джулио Кловио рекомен-
- довал кардиналу Алессандро Фарнезе;
- Эль Греко упоминается также в спис-
ках Академии св. Луки. В среде гу-
- манистов, посещавших библиотеку па-
- лаццо Фарнезе, он познакомился с
- представителями испанского духо-
- венства, в частности, с Педро Чако-
- ном, каноником собора в Толедо.
- Строительство больших монастырей и
- Эскориала, конечно же, привлекли
- Эль Греко к могущественной Испании.
- Весной 1577 он переезжает в Толедо,
- где и остается до самой смерти.
- Итальянский период художника, быв-
- ший долгое время в забвении, в те-
- чение последнего полувека привлека-
- ет особое внимание исследователей;
- многочисленные картины, отмеченные
- византийским и венецианским влияни-
- ем, сегодня приписываются Эль Гре-
- ко. Правда, все эти атрибуции не-
- бесспорны, даже полиптих из Модены
- (пинакотека Эстенсе), подписанный
- , где преобладают визан-
- тийские черты, и картина с изобра-
- жением (Женева, частное собрание, и
- Неаполь, Каподимонте), в которой по
- венецианской традиции большое место
- отведено пейзажу, но которая испол-
- нена в нервной, беспокойной манере.
- В произведениях, чисто венецианских
- по стилю (, Пар-
ма, Нац. гал., Дрезден, Картинная
гал.; , Вашингтон, Нац. гал.), концеп-
- ция пространства идет от Тинторет-
- то, а колористическое богатство —
- от палитры Тициана. Здесь Эль Греко
- обнаруживает хорошее знание перс-
- пективы и проявляет несомненное
- мастерство в траковке архитектурных
- задников и движущейся толпы. Веро-
- ятно, наиболее характерно для этого
- периода — (около
- 1575, Мадрид, Прадо), написанное в
- венецианской гамме. В меньшей сте-
- пени в картинах Эль Греко отрази-
- лось его пребывание в Риме; антич-
- ные реминисценции, влияние Мике-
- ланджело и маньеристов чувствуется
- в двух картинах с изображением (Филадельфия, Музей искусства,
- собрание Джонсона, и Нью-Йорк, Ис-
- панское общество), а также в неко-
- торых других произведениях, где ис-
- пользованы мотивы
- и . Эти работы, во мно-
- гом, исполнены еще под сильным вли-
- янием Тициана. В (около 1570, Неа-
- поль, Каподимонте), апеллирующем к
- Тициана (Флоренция, па-
- лаццо Питти) он впервые использует
- искусственный источник освещения,
- предвосхищая искания конца века. Во
- время своего пребывания в Италии он
- пишет большое количество портретов
- (жанр, блистательным мастером кото-
- рого он стал), близких к венецианс-
- ким портретам: (Не-
аполь, Каподимонте),
- (Копенгаген, Гос. художественный
- музей), (Нью Йорк, собрание
- Фрик).
- Испанский период. Если в Италии Эль
- Греко оставался в тени, то в Толедо
- он сразу приобретает широкую из-
- вестность, благодаря , предназначенному для глав-
- ного алтаря монастыря СанДоминго
- эль Антигуо (1577, Чикаго, Худо-
- жественный институт). Здесь сохра-
- няется венецианское богатство коло-
- рита, а сама композиция напоминает
- Тициана (Венеция, ц. Сан-
- та-Мария Глориоза леи Фрари), одна-
- ко в плоскостности и движении уже
- проявляются черты маньеризма. (Мадрид, Прадо), расположенная
- на аттике того же алтаря, — единс-
- твенное произведение художника, чья
- пластичность вдохновлена Микеланд-
- жело. Но уже в сцене
- появляется новый Эль Греко, драма-
- тичный и таинственный. Одна из луч-
- ших работ этого времени —
- (,
- 1577-1579, Толедо, собор); ракурс-
- ные эффекты апеллируют к итальянс-
- кому искусству, но византийская по
- происхождению иконография, интен-
- сивность света и багровое пятно на
- одеждах Христа — вызывают мощный
- взрыв эмоций. Здесь впервые появля-
- ется и характерный для Эль Греко
- женский образ, — удлиненное лицо,
- большие печальные глаза, — моделью
- которого, возможно, послужила жи-
- тельница Толедо Херонима де лас Ку-
- эвас, жена (или возлюбленная ?) ху-
- дожника. В (Эскориал) фантастическое вооб-
- ражение мастера преобразует средне-
- вековые элементы. Эта композиция
- (некогда называвшаяся ), вероятно, была написана
- в 1578 для короля по случаю смерти
- его сводного брата, дона Хуана Авс-
- трийского, героя битвы при Лепанто.
- (1582,
- Эскориал) также было исполнено по
- заказу Филиппа II, но за свой ирре-
- ализм и резкий колорит не понрави-
- лось ни королю, ни клиру; с этих
- пор Эль Греко перестает работать
- для двора. Он посвящает себя, глав-
- ным образом, (, Мадрид, соб-
- рание Катурла; , Мадрид, собрание марки-
- за де Пидал: ). (Париж, Лувр)
- предвосхищает шедевр Эль Греко:
- (1586, То-
ледо, ц. Сан-Томе). В этой суровой
- и пышной композиции сакральный мир
- и мир земной объединены и представ-
- ляют собой как бы образ толедского
- общества, — клерки, юристы, воен-
- ные, — представители которого легко
- могли узнать себя на этом полотне.
- В своих портретах, исполненных в
- светлых и темных тонах, Эль Греко,
- лучше, чем другие испанские худож-
- ники того времени, передает важ-
- ность и благородство кастильцев
- (,
- Мадрид, Прадо; ,
- Париж, Лувр; , Мадрид, Прадо).
- Портрет кардинала Ниньо де Гевары
- (Нью-Йорк, музей Метрополитен), на-
- писанный в богатом колорите, соче-
- тает в себе психологизм и торжест-
- венность великого инквизитора.
- В последние тридцать лет своего
- пребывания в Толедо Эль Греко соз-
- дал новую иконографию, соответству-
- ющую предписаниям Тридентского со-
- бора: кающиеся святые, сцены Страс-
- тей, Святое Семейство, — эти темы
- часто повторяются в произведениях
- художника и его мастерской. Глубо-
- кая религиозность, материальность и
- гамма теплых (темно-красных, золо-
- тистых) тонов характерны для (Мадрид, Прадо;
- Нью-Йорк, музей Метрополитен), (Будапешт, Музей
- изобразительных искусств). Одной из
- его изяюбленных тем было (Мадрид, Прадо; Толедо,
- госпиталь Тавера; Санта-Крус, му-
- зей).
- Позднее творчество. Около 1595 Эль
- Греко отказывается от изображения
- реальности и воспроизводит на холс-
- те экстатичное богатство своего
- внутреннего мира. Фигуры удлиняются
- и утрачивают свою материальность,
- напоминая языки пламени, которое
- иногда освещает картины. Эта эволю-
- ция происходит в произведениях, на-
- писанных в 1596-1600 для коллегии
- Марии Арагонской в Мадриде (, Виллануэва и Гельтру, му-
- зей Балагуер; , Бухарест, Нац. музей; , Мадрид, Прадо). Верти-
- кализм приобретает особую вырази-
- тельность в алтарных картинах ка-
- пеллы Сан-Хосе в Толедо (1599; , , а также , Вашингтон, Нац. гал.).
- Искажение фигуры нищего и академи-
- ческое изображение лошади опровер-
- гают гипотезы о том, что художника
- постигло безумие. Пейзаж Толедо под
- грозовым небом, который расположен
- на дальнем плане картины, будет
- продолжен знаменитым
- (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
- Иногда в традиционной иконографии
- подчеркнута тревожность (, Мадрид, Прадо). Хо-
- лодные тона, нематериальные тела и
- изможденные лица характерны для пя-
- ти полотен, написанных для госпита-
- ля в Иллескасе, близ Толедо
- (1603-1605; , ), в которых
- средневековым сюжетам придана боль-
шая экстатичность. (Толедо, собор) — одна из
- самых патетических работ Эль Греко,
- который пишет также несколько кар-
тин из истории св. Франциска (, Мадрид Пра-
до, Оттава, Нац. гал.; в 1609 Диего
- де Астор исполнил гравюру по этой
- картине; ,
- Кадис, госпиталь Кармен; Мадрид,
- музей Серральбо).
- В своих поздних произведениях Эль
- Греко изображает видения, мечты или
- надежды; в то же время, его мас-
- терская (в которой работал и его
- сын Хорге Мануэль) выполняла много-
- численные заказы, более отвечающие
- испанскому благочестию (серия
- , Толедо, собор и музей
- Эль Греко). Анатомические деформа-
- ции, удлиненные фигуры, широкие
- мазки, свободные драпировки, — все
- эти черты с особой силой выразились
- в , написанном
- после 1607 для ц. Сан-Висенте (То-
ледо, Нац. музей). Апофеозом эль-
- грековской экзальтации можно счи-
- тать картины (Нью-Йорк,
- музей Метрополитен) и
(Вашингтон, Нац. гал.), единствен-
- ное в творчестве художника произве-
- дение на мифологическую тематику.
- (Толедо, музей
- Эль Греко), композиция которого,
- начиная с маленьких кубических объ-
- емов, словно предвосхищает искусс-
- тво Сезанна, показывает необыкно-
- венную твердость кисти мастера, чье
- последнее произведение, так и ос-
- тавшееся незаконченным, — , — исполнено для госпиталя
- Тавера в Толедо.
- Долгое творчество Эль Греко склады-
- валось из самых разных элементов:
- критского наследия, уроков итальян-
- ского Возрождения и атмосферы Толе-
до. Забытый вплоть до конца XIX в.
- и заново открытый лишь в Испании и Морисом Бар-
- ресом во Франции (, , 1910), Эль Греко счи-
- тается одиноким и экстравагантным
- художником. Современные исследова-
- тели стремятся определить составля-
- ющие этой —
- удлиненные пропорции являются ха-
- рактерной чертой маньеризма, но
- лишь Эль Греко придал им мистичес-
- кое значение. Его индивидуальности
- способствовала атмосфера Толедо, в
- которой определились иконографичес-
- кие предпочтения мастера, посвятив-
- шего себя религиозной живописи и, в
- меньшей степени, пейзажу и портре-
- ту. Более, чем любой другой худож-
- ник, Эль Греко обращался к окружаю-
- щей среде, в Венеции и Толедо,
- ставшей главным источником его
- вдохновения; однако он не следовал
- натуре буквально, но преобразовывал
- ее. Эль Греко не имел ни настоящих
- учеников (лучший из которых, Луис
- Тристан, вскоре стал работать в ма-
- нере Караваджо), ни последователей;
- лишь Веласкеса, который любовался и
- изучал произведения мастера, по
- дерзости его искусства и технике, можно назвать
- духовным наследником Эль Греко.
Источник: http://biblo-ok.ru/biblio-ok/slovar-impr4/228-page.php