Франциско де Сурбаран – родился в пригороде Севильи в 1598 году. Уже в шестнадцать лет поступил на обучение известному художнику Педро де Вильянуэвы. Через три года Сурбаран стал вполне самостоятельным живописцем и даже стал получать заказы церквей, соборов и монастырей. Несмотря на то, что Франциско всегда был этаким отшельником и любил тихую сельскую местность, в 1629 году он всё-таки перебирается в Севилью и оборудует там собственную мастерскую.
Особого успеха Сурбаран при жизни не знал. Многие даже считали его работы несколько архаичными. Однако в наше время его считают одним из величайших живописцев. Он писал сцены из религиозной жизни: монашеский быт, святые и мученики.
В 1658 году художник переезжает в Мадрид, а в 1664 году умирает. За 66 лет Франциско оставил после себя большое наследие и большое множество полотен, которые сейчас ценятся очень высоко.
Умерев в безвестности, он так и не узнал, что вскоре станет одним из самых знаменитых людей планеты.
Посещайте салоны красоты со скидкой. Массаж, маникюр, макияж по невероятно привлекательным ценам.
Божий агнец
Детство Богородицы
Экстаз святого Франциска
Геркулес и Цербер
Геркулес и немейский лев
Христос де Ка Крус
Христос на кресте
Мадонна с младенцем
Молитва святого Бонавентуры
Молитва святого Франциска
Натюрморт с четырьмя сосудами
Непорочное зачатие
Оборона Кадиса
Отдых на пути в Египет
Поклонение волхвов
Распятие
Смерть святого Бонавентуры
Стигматизация святого Франциска
Святой Франциск Ассизкий
Святая Кассильда
Святой Лука, пишущий распятие Христово
Святая Маргарита Антиохийская
Святая Аполлония
Святой Бонавентура на Лионском соборе
Видение Алонсо Родригеса
Явление апостола Петра святому Петру Ноласко
???? Блинцов | 2012-01-14, 10:40 | ???? 775
Источник: https://art-assorty.ru/447-francisko-surbaran.html
Святая с драконом — Сонькин чердак
Saint Margaret sculpture 1475
Святая Маргарита Антиохийская (католич.), святая Марина (правосл.) — христианская дева, почитаемая в лике великомучениц.
Историческая достоверность её существования находится под сомнением. Она была объявлена неканонической святой папой Геласием в 494 году, но её почитание на Западе возобновилось в течение крестовых походов. Маргарита обладала репутацией покровительницы всех, кто писал или читал её житие, что, без сомнения, способствовало распространению её популярности.
В Католической церкви входит в число 14 святых помощников. Одна из святых, являвшихся Жанне д’Арк.
Согласно «Золотой легенде» и другим текстам, Маргарита (в правосл. традиции Марина) родилась в Антиохии (в Писидии, Малая Азия — не путать с Антиохией на Оронте (Сирия)) и была дочерью языческого жреца Эдессия. Выгнанная отцом из-за принадлежности к христианству, дева поселилась в полях вместе со своей кормилицей и её стадами.
Олимврий, римский епарх (префект), увидал Маргариту-пастушку и предложил ей брак, при условии, что она отречётся от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что её жестоко пытали и, после череды чудес, в 304 году она была убита.
Одно из этих чудес: Маргариту бросили в пасть сатаны в образе дракона, но так как в руках у неё был крест, в желудке у дракона возникло беспокойство, и он изверг её целой и невредимой.
После этого, согласно житию, записанному, как считается, свидетелем её последних дней Феотимом, укрощённый Вельзевул вступил с ней в беседу и признался в некоторых грехах.
Учеными предпринимались попытки, не очень успешные, доказать, что группа легенд, связанная со святой Маргаритой, является результатом развития сказаний о языческой богине Афродите.
Святая Маргарита Антиохийская была одной из самых популярных святых в средневековой Англии, в первую очередь из-за ее связи с рождением ребенка. Многие церкви размещались боковые алтари или изображения этой святой.
Изображение Святой Маргариты — один из самых распространённых сюжетов для росписи в Англии, некоторые церкви иллюстрируют всю её жизнь — более двадцати сцен — украшают их стены.
Из-за обещаний Маргариты перед смертью помочь каждому — особенно женщинам во время родов — кто переписывает или читает её житие довольно часто, некоторые писали эту легенду на длинных полосках пергамента и затем закрепляли вокруг живота женщинам во время родов.
Святая Маргарита в западноевропейской живописи обычно изображается вместе с драконом, и различными пастушьими атрибутами (символами её сельской жизни) — посохом, шляпой и т. д.
Святая Маргарита и дракон. Иллюстрация в манускрипте, ок. 1440 г
Alte Pinakothek, Munich
Antoine Auguste Ernest Herber Святая Маргарита поражает дракона
candid-peter вторая половина 16 в
Felice Brusasorci aka Felice Riccio (1542 Verona 1605)
Lesser Poland St. Catherine and St. Margaret 1525
Marguerite d'Antioche Raphael 1518.
Pedro de Rubiales St Margaret 1582
Sainte Marguerite, Maitre de Pacully, fin du XVe siècle
Tiroler Meister Hl Margaretha c1470-1480
Ulm Muenster Neithart KapelleAltarbild 1489–1497
Waldburg Gebetbuch 1486.
Альбрехт Дюрер Святая Маргарита
https://www.youtube.com/watch?v=up_ylx7uuFY
Лукас Кранах Старший
Неизв. автор, Австрия, 15 в
Неизвестный художник Мистический брак. Богородица с младенцем в окружении свв. Варвары (с башенкой), Екатерины (с колесом), Доротеи (с цветами) и Маргариты (с драконом).
Франсиско де Сурбаран Святая Маргарита и дракон.
Источники:
Источник: https://www.sites.google.com/site/sonkincerdak/istoria-kultury-i-religii/svataa-s-drakonom
Сурбаран, переводчик с испанского на визуальный
В Испании Франсиско де Сурбаран один из самых знаменитых художников золотого века. За пределами своей родины он остается практически неизвестным. Но он прекрасен. Современник Диего Веласкеса, Сурбаран работал прежде всего в монашеских учреждениях Севильи.Его шедевры характеризуется яркими светло-темными контрастами и слегка рудиментарным стилем живописи. Его работы резонируют с современностью.Его стиль отличается немного неудобным качеством, которое привлекательно для нынешнего зрителя. Он никогда полностью не осваивал анатомию человеческой фигуры или перспективы.«Он был художником, который очень настроен на светло-темные контрасты, у него был тип письма образной манеры Караваджо, и присутствует очень сильное чувство скульптурного иллюзионизма в его картинах …».
Франциско де Сурбаран (1598-1664) родился в пригороде Севильи. С 1614 года он учился в мастерской известного живописца Педро де Вильянуэвы, автора многочисленных религиозных композиций. Через три года Сурбаран стал уже самостоятельным мастером и начал выполнять заказы церквей и монастырей. Художник не любил больших городов, и даже Севилья казалась ему слишком шумной. Он предпочитал работать в окрестных монастырях. Однако, когда в 1629 году муниципалитет Севильи предложил Сурбарану перебраться в город и основать там свою мастерскую, художник изменил своим пристрастиям, но и обосновавшись в Севилье, он предпочитал выполнять заказы монастырей.
В 50-х годах XVII века Сурбаран уже не пользуется тем успехом, который сопровождал его на протяжении всей жизни, его работы стали казаться современникам архаичными.В 1658 году художник переезжает в Мадрид, где и умирает в безвестности.
13 прекрасных работ были созданы в Севилье между 1640 и 1644 годами и они должны были быть отправлены в Латинскую Америку в качестве католической пропаганды для испанских миссионеров, хотя они так и не доехали до места назначения.
Ничего не было известно о местонахождении работ, пока они не появились на аукционе в Лондоне в 1720-х годах.
И появилось несколько ярких легенд, одна о том, что они были захвачены британскими пиратами и привезены в Англию, но уже известно, что это только легенда. Ну, так, по крайней мере считается.
В Лондоне все 13 купил еврейский купец, который владел ими до своей смерти в 1756 году, потом их купил на аукционе епископ Даремский, Ричард Тревор, Он переделал Длинную столовую в замке специально для публичной демонстрации шедевров, заявив таким образом о необходимости социального, политического и религиозного согласия между христианами и евреями в Соединённом Королевстве.
Сегодня это самая обширная общественная коллекция работ Франсиско Субарана за пределами Испании.
Длинная столовая в Оклендском замке с картинами Франсиско де Сурбарана.
С помощью рентгена, ультрафиолета, пигментного анализа и других методов учёные впервые попытаются выяснить историю создания этих монументальных работ.
Они представляют собой потрясающий подвиг рассказов барокко: это как фильмы для того времени.
Все персонажи — каждая отдельная личность, уникально поставленная, костюмированная и аксессуарированная, возвышающаяся над ярким, туманным небом и низким горизонтом сильванских пейзажей — кажутся, примерно такими же старыми, как и в сорок девятой главе Книги Бытия. Там умирающий Иаков пророчествует в великолепных стихах о судьбах основателей двенадцати колен Израилевых.
Каким должен быть Иосиф?Как предвидится Сурбаран, он должным образом магический, в фантастической одежде, украшенной мехом и золотом. Его лицо читается между блестящим синим шарфом и массивным красно-синим тюрбаном, который бросает тень на его глаза. Он еще молод, но уже зрел умом и опытом. Его выражение — настороженное — неизученное, — но он не выглядит таким: в нем есть затяжная сладость. Он человек необычайного разума и сердца, дисциплинированный опытом. Чтобы встретить его взгляд, нужно почувствовать его строгую справедливость и запас сострадания.
Дан
У Франсиско де Сурбарана значительное наследие, вот немного других картин
Святая Маргарита Антиохийская
Агнец божий
Святой Франциск в созерцании
И еще раз столовая в Оклендском замке с картинами Франсиско де Сурбарана.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5de384a815f142b77a2ced/5a7c7cfca815f14d053c2f5a
Лондонская Национальная галерея
Эль Греко несколько раз на протяжении творческой жизни обращался к этому сюжету — в Италии и Испании. Представленный вариант с удлиненными фигурами и яркой красочной палитрой, вероятно, был написан в Толедо.
Франсиско де Сурбаран (1598–1664) Святая Маргарита Антиохийская 1630–1634. Холст, масло. 163×105
Большинство произведений Сурбарана с образами святых дев было заказано художнику в виде серий и в основном исполнено его помощниками. В 1647 он получил заказ на 24 такие картины для монастыря в Лиме, еще через два года — на 15 для Буэнос-Айреса. Однако работа со святой Маргаритой Антиохийской была написана раньше и, несомненно, является творением самого мастера.
Маргарита Антиохийская — легендарная христианская дева-мученица. Ее житие повествует, что префект антиохийский пожелал жениться на ней, но она отказала, сказав, что является Христовой невестой. Деву подвергли жестокому мучению и заточили в подземную темницу. Туда в виде дракона явился сатана и сожрал ее.
Но крест, который она держала в руках, заставил монстра разверзнуться, и Маргарита вышла наружу. Она была обезглавлена после молитвы о том, чтобы беременные женщины, воззвавшие к ней, смогли безопасно родить своих чад, подобно тому, как сама она появилась невредимой из чрева дракона. Некогда Маргарита была почитаемой христианской святой, поскольку считалась покровительницей рожениц.
Однако из-за отсутствия доказательств подлинности истории в 1969 она была исключена из церковного календаря. Сурбаран создал мирской образ, резко контрастирующий со всем строем испанской религиозной живописи XVII века. Это практически портрет крестьянки: она изображена с пастушеским посохом, в соломенной шляпке, с домотканой сумкой с затейливым орнаментом.
О том, что на полотне — святая, можно догадаться лишь по традиционным атрибутам — дракону и книге в ее руке — безусловно, Библии.
Диего Веласкес (1599–1660) Венера перед зеркалом Около 1647–1651. Холст, масло. 122,5×177
Представленная работа — единственная картина Диего Веласкеса, на которой запечатлена обнаженная женская фигура. Это объясняется резко отрицательным отношением испанской церкви к подобным изображениям.
Однако в королевской коллекции было много подобных произведений на мифологические сюжеты, например Тициана и других художников эпохи Возрождения.
По документам известно, что Веласкес написал еще несколько похожих полотен, но они не сохранились.
Венера, богиня любви, была самой прекрасной богиней античного мира и считалась персонификацией женской красоты. Живописец показал ее с сыном Купидоном.
Он держит зеркало так, чтобы она могла видеть и себя, и того, кто ее созерцает.
Этот прием за сто лет до Веласкеса изобрел Тициан специально для изображения богини («Венера с зеркалом», 1550-е, Национальная галерея искусства, Вашингтон), она тоже представлена с Купидоном.
Впервые картина упоминается в 1651 как хранящаяся в коллекции молодого сына тогдашнего премьер-министра Испании, знаменитого своей любвеобильностью и покровительством искусству. Впоследствии он стал маркизом дель Карпио и вице-королем Неаполя.
Этот статус позволял ему заказывать подобные полотна, не опасаясь преследований инквизиции. В доме маркиза работа висела вместе с венецианской картиной XVI века, изображавшей обнаженную нимфу.
Одним словом, «Венера перед зеркалом» оставалась уникальной в испанском искусстве вплоть до появления «Махи обнаженной» Франсиско Гойи, вдохновленного шедевром Веласкеса.
Произведение известно под названиями «Туалет Венеры» и «Венера и Купидон». В Национальную галерею оно попало в 1906 из английского поместья Рокеби-Парк в графстве Йоркшир, поэтому получило еще одно название — «Венера из Рокеби». Специалисты Галереи считают, что Купидон и лицо Венеры в зеркале были переписаны в XVIII веке.
Франсиско де Гойя (1746–1828) Портрет донны Исабель де Порсель До 1805. Холст, масло. 82×54,6
Картина была задумана как парная к портрету мужа донны Исабель де Порсель, дона Антонио де Порсель. Супруги были близким друзьями Гойи, и он, гостя в их доме, в знак благодарности за радушие написал их.
Сложилось так, что портрет мужа попал в Буэнос-Айрес и хранился в жокей-клубе, но случившийся пожар уничтожил его. Портрет донны Исабель де Порсель, почти наверняка тот, который Гойя отобрал для выставки в Академии Сан-Фернандо в Мадриде в 1805, там и оставался. В 1896 его приобрела Национальная галерея.
Исследование картины в рентгеновских лучах показало, что он написан поверх изображения мужчины в военной форме.
Донна Исабель на представленном холсте одета как маха. В Мадриде XVIII века этот стиль ассоциировался с женщиной из низов общества, легкого поведения.
Но к концу столетия и в начале следующего он по нескольким причинам вошел в моду в аристократических кругах: как выражение национально-патриотического духа и, вероятно, поскольку подчеркивал женскую загадочность и красоту непременной черной мантильей и высокой талией.
Такое платье оправдывает позу модели, которая характерна для фламенко: левая рука согнута в локте и упирается в бедро, тогда как торс и голова резко повернуты в противоположном направлении. Не будь она связана с образом махи, воспринималась бы очень вульгарно.
На картине же наряд и поведение — выражение игры аристократки в нечто рискованное. Конечно, это не могло быть сделано без «разрешения» самой Исабель (в облике махи Гойя изобразил даже королеву Марию Луизу Пармскую).
Искусство Италии
Рафаэль Санти. Мадонна с гвоздиками. Около 1506–1507 г.
Паоло Уччелло (Паоло ди Доне) (около 1397–1475) Битва при Сан-Романо Около 1438–1440. Дерево, темпера. 182×320
Паоло Уччелло — итальянский живописец, представитель флорентийской школы кватроченто.
Лондонская картина являет одну из трех сцен цикла «Битва при Сан-Романо». Ее сюжет — Николо да Толентино ведет в бой флорентийское войско. Две другие хранятся в Лувре в Париже и Галерее Уффици во Флоренции. Цикл предназначался для палаццо Медичи, городского дворца самой могущественной флорентийской семьи. Три работы запечатлевают победу флорентийских войск в сражении в 1532.
Среди новаторов раннего флорентийского Возрождения Уччелло, совершенно поглощенный идеями воплощения перспективы в живописи, являлся самой экстравагантной фигурой.
Джорджо Вазари писал о нем: «Будучи одаренным от природы умом софистическим и тонким, Уччелло не находил иного удовольствия, как только исследовать какие-нибудь трудные и неразрешимые перспективные задачи».
По свидетельствам современников, он был настолько этим увлечен, что дни и ночи рисовал предметы в разных ракурсах, всякий раз усложняя задачу. Когда жена напоминала ему, что пора спать, он, с трудом оторвавшись от своих занятий, восклицал: «Какая сладостная вещь — перспектива!»
Его картины и представленная в частности производят впечатление почти абстрактной ирреальности, демонстрируют волнующую игру дерзких ракурсов сраженных лошадей, длинных копий, строгость геометрических форм. Это вписано в фантастический пейзаж, исполненный в сумрачных тонах.
Примечательно, что все, не имеющее отношения к перспективе, оставляет художника равнодушным. Именно поэтому на его картинах нет… неба. Оно как бездонная глубина, не поддающаяся измерениям, совершенно выпадает из поля зрения Уччелло.
Горизонт его работ поднят очень высоко, и все пространство отдано земным делам.
Пьеро делла Франческа (Пьеро ди Бенедетто) (около 1416/1420-1492) Крещение Христа 1450-е. Дерево, темпера. 167×116
Пьеро делла Франческа — итальянский живописец и теоретик, представитель Раннего Возрождения.
Среди множества картин западных мастеров на тему крещения Христа данная работа занимает особое место ввиду замечательных художественных качеств, а также исключительной сложности иконографии. В центре — Иисус, стоящий по щиколотку в реке, руки сложены в католическом молитвенном жесте.
Рядом — Иоанн Креститель льет воду ему на голову (крещение обливанием). Позади этой группы — раздевающийся мужчина, готовящийся к таинству (намек на крещение множества народа). Над головой Спасителя парит голубь — Святой Дух. На заднем плане — группа людей восточного типа.
Неясно, кто они, что означают их позы и жесты, яркая одежда. Еще более загадочны три ангела: они не поклоняются Христу, один, как кажется на первый взгляд, не обращает внимания на главное действие, но при этом устанавливает непосредственный контакт со зрителем и как бы приглашает принять участие в происходящем.
Подобные позы и жесты ангелов никогда не встречались в контексте крещения Христа.
Источник: https://nemaloknig.com/read-311933/?page=7
Святая Маргарита versus Святая Марина. Вопрос к знатокам православной агиографии
Случайно наткнулся на занимательное в агиографии.Сначала краткое изложение.
Православной Святой Марине Антиохийской соответствует католическая Святая Маргарита Антиохийская.
Можно ознакомиться со статьёй в Википедии.На Востоке была почитаемая Святая великомученица Марина (Ἁγία Μαρίνα)(память 17 июля), в католической церкви она превратилась в Св.Маргариту (память 20 июля).
Правда есть некоторая путаница (это ещё не вопрос к знатокам. Вопрос будет в конце).
Марина — не греческое имя. Это перевод на латинский язык греческого имени Пелагия (Πελαγία) — букв.
«морская».
Таким образом греческую святую должны были звать Пелагия, но в Греции, а затем и в России прижился именно латинский вариант (благодаря языку Византийской империи).
В то время как на латинском западе исчез латинский вариант имени, заменившись на греческое(!) имя Маргарита (Μαργαρίτα, от греч. μαργαρίτης — жемчужина).
Воистину чудо!
Но тут выясняется, что святые девицы в Антиохиях вообще ходили косяками. И всех их звали одинаково.
Пелагия Антиохийская (ум. IV век) — раннехристианская мученица, дева. Память в Православной церкви совершается 8 октября.Смерть Пелагии произошла, когда ей было 15 лет.Заметим, что Св. Марина тоже считается казненной в 15 лет. Жизнеописание Пелагии сильно похоже на жизнеописние Марины в сокращенном виде.Но православные утверждают, что это две разных святых. Более того, жили якобы в разные Антиохиях. Марина жила в Антиохии в Писидии, а Пелагия — в Антиохии Сирийской. В одно и то же время.
Пелагия Антиохийская (Елеонская, Палестинская; ум. ок. 457 года) — христианская святая, почитается в лике преподобных, память совершается 8 октября по юлианскому календарю.
Заметим, память обеих Пелагий 8 октября. Но жили они в разное время. Жизнеописание на этот раз другое. Вторая Пелагия казни не подвергалась, а ограничилась монашеством на Елеонской горе (под видом мужчины). Но это не всё. Читаем жизнеописание Пелагии 2-й:
«Родилась в Антиохии Сирийской, отличалась необыкновенной красотой, до обращения ко Христу вела легкомысленный и распущенный образ жизни, была танцовщицей и блудницей. Имела прозвище Маргарита, что значит «Жемчужина»».ЧТОО? Так её тоже звали Маргарита?!
Короче, сам чёрт запутается в этих христианских святых. Но это не вопрос знатокам, вопрос будет дальше.
Читаем:
«Восточная церковь знает Маргариту Антиохийскую под именем святой Марины, и отмечает день её памяти 17 (30) июля. До прославления в 2000 году собором РПЦ двух православных святых Маргарит, всех Маргарит в таинстве крещения называли Маринами«
В 2000 году РПЦ признала святыми двух новомучениц российских, иже от большевиков умученных(с).Маргарита (Гунаронуло) — игуменья, убитая в 1918 году.Маргарита (Закачурина) — инокиня, расстрелянная в 1937 году.
Значит, до этого в России никакие Маргариты не почитались. Креститься можно было только Мариной.
НО, вопрос — как же тогда получили свои имена те две Маргариты, которых канонизировали в 2000 году?
Причём в обоих случаях идёт речь о монашеских именах. Так как первая их них носила в миру вполне христианское имя Мария, а вторая, соответственно, Евдокия Закачурина.
Может быть, знатоки православия мне ответят на этот вопрос? Как такое может быть — имя не считалось православным, а православных монахинь этим именем называли? На закуску пару картинок с изображением Св.Маргариты Антиохийской.
Так видел Св.
великомученицу немецкий художник Бартоломей Цайтблом (Bartholomäus Zeitblom). Кстати, зацените немецких девушек 15-го века:
Испанская девушка 17-го века тоже неплоха. Конечно, это не аутентичная святая 4-го века. Но испанский художник Франсиско Сурбаран так видел:
Источник: https://pulemjotov.livejournal.com/704614.html
Описание картины Святая Маргарита Антиохийская – Франсиско де Сурбаран
Большинство произведений Сурбарана с образами святых дев было заказано художнику в виде серий и в основном исполнено его помощниками. В 1647 он получил заказ на 24 такие картины для монастыря в Лиме, еще через два года – на 15 для Буэнос-Айреса.
Однако работа со святой Маргаритой Антиохийской была написана раньше и, несомненно, является творением самого мастера. Маргарита Антиохийская – легендарная христианская дева-мученица. Ее житие повествует, что префект антиохийский пожелал жениться на ней, но она отказала, сказав, что является Христовой невестой.
Деву подвергли жестокому мучению и заточили в подземную темницу. Туда в виде дракона явился сатана и сожрал ее.
Но крест, который она держала в руках, заставил монстра разверзнуться, и Маргарита вышла наружу.
Она была обезглавлена после молитвы о том, чтобы беременные женщины, воззвавшие к ней, смогли 6езопасно родить своих чад, подобно тому, как сама она появилась невредимой из чрева дракона.
Некогда Маргарита была почитаемой христианской святой, поскольку считалась покровительницей рожениц.
Однако из-за отсутствия доказательств подлинности истории в 1969 она была исключена из церковно го календаря. Сурбаран создал мирской образ, резко контрастирующий со всем строем испанской религиозной живописи XVII века. Это практически портрет крестьянки: она изображена с пастушеским посохом, в соломенной шляпке, с домотканой сумкой с затейливым орнаментом.
О том, что на полотне – святая, можно догадаться лишь по традиционным атрибутам – дракону и книге в ее руке – безусловно, Библии.
(No Ratings Yet)
- Святой Лаврентий – Франсиско-де Сурбаран В картине “Святой Лаврентий” тема мученичества представлена художником как триумф; он словно показывает не шествие на казнь, а последующее небесное……
- Видение св. Петра Ноласко – Франсиско де Сурбаран Петр Ноласко – католический святой, основатель ордена мерседариев. Петр был сыном богатого торговца, который оставил ему большое состояние. После смерти……
- Молитва Святого Франциска – Франсиско-де Сурбаран Работа Сурбарана Молитва Святого Франциска посвящена одному из самых почитаемых католических святых. Он изображен в мрачном ущелье в момент истовой……
- Детство Мадонны – Франсиско де Сурбаран Франсиско Сурбаран написал маленькую Деву Марию в образе современной ему испанской девочки, со слезами на глазах и трогательно молящейся. Лицо……
- Натюрморт – Франсиско-де Сурбаран В натюрмортах Сурбаран использовал художественные приемы Караваджо: полоса яркого света выхватывает расположенные на переднем плане предметы из условного темного пространства,……
- Видение св. Родригеса – Франсиско де Сурбаран Полотно “Видение св. Родригеса” подводит итоги раннему творчеству художника и знаменует собой начало творческой зрелости. К началу 1630-х гг. Сурбаран……
- Отрочество Богоматери – Франсиско де Сурбаран Среди блестящих живописцев XVII века Франсиско де Сурбарану принадлежит одно из первых мест. Это художник своеобразный, глубоко самобытный, творчество которого……
- Оборона Кадиса – Франсиско де Сурбаран Огромное полотно было заказано Сурбарану графом Оливаресом, всесильным министром и фаворитом короля Филиппа IV, чтобы прославить победы испанского оружия. Сурбаран……
- Святой Георгий, поражающий дракона – Витторе Карпаччо Картина Витторе Карпаччо “Святой Георгий, поражающий дракона”. Размер картины 180 x 226 см, холст, масло. Второй цикл картин, уже не……
- Святая Екатерина – Уильям Майкл Россетти Об этом небольшом полотне Россетти говорил, что он желал бы изобразить богатую даму, которая, возможно, предназначает картину в дар какой-нибудь……
- Святая Екатерина Сиенская просит Христа освободить Пальмертину – Джироламо ди Бенвенуто Джироламо ди Бенвенуто работал в основном в Сиене и ее окрестностях, поэтому св. Екатерина, покровительница этого города, часто фигурирует в……
- Маргарита-Шарлотта Давид – Жак Луи Давид Картина французского художника Жака Луи Давида “Маргарита-Шарлотта Давид”. Размер портрета 72 x 63 см, холст, масло. Олицетворением эпохи Наполеона явился……
- Святой Георгий и дракон – Гюстав Моро Святой Георгий, поражающий дракона, – очень популярный сюжет в живописи эпохи Возрождения. В XIX веке интерес к этой теме с……
- Святая Екатерина Александрийская – Рафаэль Санти Рафаэль впервые попал в Рим, скорее всего, в 1502-1503 годах, когда работал в Сиене вместе с Пинтуриккьо, еще раз –……
- Портрет Франсиско Байеу – Франсиско де Гойя Франсиско Байеу был шурином Гойи. Он тоже был художником, у которого начинал учиться молодой Гойя и который всю жизнь убеждал……
- Святая Троица – Эль Греко Картина “Троица” была написана Эль Греко в 1577 г., и относится к одной из первых произведений художника, созданных после его……
- Дама в саду Сент-Адресс (Жанна-Маргарита Лекадр в саду) – Клод Моне Когда Клод Моне писал картину, известную теперь под названием “Дама в саду”, он уже заявил о себе как о новаторе……
- Инфанта Мария Маргарита, дочь короля Филиппа IV, короля Испании – Диего Веласкес Творчество Веласкеса, одного из крупнейших мастеров XVII в., вошло в сокровищницу мирового искусства. Веласкес родился в небогатой дворянской семье в……
- Маргарита Гаше за пианино – Винсент Ван Гог Ван Гог задумал картину того же размера, но в горизонтальном формате, изобразив “Пшеничные поля: равнина Овер” в качестве дополнения к……
- Святой Бернард обнимающий Христа – Франсиско Рибальта Франсиско Рибальта – испанский живописец, создатель тенебристской школы в Валенсии, каталонец по происхождению. Между 1585 и 1598 работал в Мадриде……
Источник: https://art.goldsoch.info/svyataya-margarita-antioxijskaya-fransisko-de-surbaran/
Маргарита Антиохийская — это… Что такое Маргарита Антиохийская?
Это статья о христианской мученице III века. Для информации о других святых с тем же именем, обратитесь к статье Святая Маргарита (значения).
См. также Святая Марина
Святая Маргарита Антиохийская (католич.), святая Марина (правосл.) — христианская дева, почитаемая в лике великомучениц.
Историческая достоверность её существования находится под сомнением. Она была объявлена неканонической святой папой Геласием в 494 году, но её почитание на Западе возобновилось в течение крестовых походов. Маргарита обладала репутацией покровительницы всех, кто писал или читал её житие, что, без сомнения, способствовало распространению её популярности.
В Католической церкви входит в число 14 святых помощников. Одна из святых, являвшихся Жанне д’Арк.
Житие
Согласно «Золотой легенде» и другим текстам, Маргарита (в правосл. традиции Марина) родилась в Антиохии (в Писидии, Малая Азия — не путать с Антиохией на Оронте (Сирия)) и была дочерью языческого жреца Эдессия. Выгнанная отцом из-за принадлежности к христианству, дева поселилась в полях вместе со своей кормилицей и её стадами.
Олимврий, римский епарх (префект), увидал Маргариту-пастушку и предложил ей брак, при условии, что она отречётся от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что её жестоко пытали и, после череды чудес, в 304 году она была убита.
Одно из этих чудес: Маргариту бросили в пасть сатаны в образе дракона, но так как в руках у неё был крест, в желудке у дракона возникло беспокойство, и он изверг её целой и невредимой.
В православной традиции это чудо изложено чуть по-другому:
Наступила ночь, а святая всё не переставала молиться Богу; тогда диавол осмелился испугать мученицу мечтательным страшилищем. Внезапно потряслась темница, и показался какой-то мрачный свет, как будто от огня в дыму; затем явился диавол в виде пестрого, громадного, страшного змея. Змей ужасно свистел и зияя огромной и жадной пастью, испускал нестерпимый смрад; потом раскрыл свою мерзкую пасть, напал на святую и схватил ее голову, стараясь проглотить. Казалось, мученица проглочена змеем, как некогда пророк Иона китом. Однако, она не отчаялась и не усомнилась, но, вперивши весь свой ум в Бога, осенила себя крестным знамением и тотчас увидела, что утроба змея расселась, а она сама избавилась от него и была цела и невредима; и в то же время погибло всё то бесовское страшное привидение: земля разверзлась, поглотила змея, всех змей с ним и бросила их в ад; святую же мученицу осиял небесный свет.[1] |
После этого, согласно житию, записанному, как считается, свидетелем её последних дней Феотимом, укрощённый Вельзевул вступил с ней в беседу и признался в некоторых грехах.[2]
Учеными предпринимались попытки, не очень успешные, доказать, что группа легенд, связанная со святой Маргаритой, является результатом развития сказаний о языческой богине Афродите.
Имя в православии
Восточная церковь знает Маргариту Антиохийскую под именем святой Марины, и отмечает день её памяти 17 июля (по юлианскому календарю). До прославления в 2000 году собором РПЦ двух православных святых Маргарит, всех Маргарит крестили Маринами.
Святая Марина пользуется особой любовью в Греции, где в её честь воздвигнуто большое количество храмов.
Франсиско Сурбаран. «Святая Маргарита», Лондонская национальная галерея
Функции
Уже с IV столетия святая Марина почиталась как избавительница от напастей и бед, от неправедного суда и беззаконного приговора. Но особая область, где ее предстательство имеет необычайную силу, — защита от духов злобы, от нападений вражиих, от клеветы и наветов.
В Проскинитарии (описание святых мест) 1701 года говорится, что от мощей великомученицы Марины исцеляются бесноватые и душевнобольные.
Кроме того, святая Марина подает исцеление больным, утешение скорбящим, исправление и прощение живущим во грехах, спасает от голода, сохраняя посевы от разгула стихий: от града, ураганов, засухи, от нападений саранчи, гусениц и других насекомых, уничтожающих урожай.
Мощи
Икона св. Марины, XV век
В VIII в. императрица Мария перенесла часть мощей святой в Константинополь. Они хранились в монастыре Пантепопта (Всевидца Христа) до взятия города в 1204 году крестоносцами. Другую часть мощей святой перенесли в 908 году из Антиохии в Тоскану и поместили в Монте-Фиасконе.
В 1213 году некий Иоанн де Бореа взял в одном из монастырей Константинополя серебряный ларец с кистью руки святой. Эти мощи спасли его от бури по пути в Венецию. Позже их поместили в венецианском храме святого Либерала, после чего саму церковь переименовали в честь святой Марины. До XVII века они оставались там. В XIX веке эту святыню перенесли в храм святого Фомы в том же городе.
Частицы её мощей в большом количестве находятся на Афоне. Часть руки святой находится в Ксенофонте, левая рука с кистью — в Иверском монастыре, в монастыре Филофея — нога, в русском Пантелеимоновом монастыре — одно из ребер; крупные части мощей её есть в Хиландаре и Эсфигмене.
В Зугдиди (Грузия) хранится часть руки. Частицы мощей великомученицы есть и в России: в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в московском храме Воскресения Христова (Сокольники) в ларце, принесённом со Святой Горы в 1863 году старцем иеромонахом Арсением.
В искусстве
Святая Маргарита в западноевропейской живописи обычно изображается вместе с драконом, и различными пастушьими атрибутами (символами её сельской жизни) — посохом, шляпой и т. д.
Примечания
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/384876