«стойкость», сандро боттичелли — описание картины

На его полотнах томные чувственные красавицы задумчивы и покорны судьбе, вместе с тем они олицетворяют стойкость духа и, несмотря на наготу, непогрешимость. Как сложилась судьба гения Возрождения, чьи живописные симфонии и сегодня звучат волнительно?

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, известный нам как Сандро Боттичелли, родился во Флоренции.

Как пишет Вазари, «он был сыном Мариано Филипепи, флорентийского гражданина, который старательно воспитал его и дал ему образование по всем предметам, какие в то время обычно преподавались юношам, прежде чем они станут за прилавок».

Вместе с братом Джованни его отдали в ученики к ювелиру. Кстати, от брата, прозванного за тучность бочонком, то есть «боттичелли», и Алессандро получил это имя.

В мастерскую Фра Филиппо Липпи для обучения живописи Боттичелли попал довольно поздно — примерно в 17 (по другим источникам в 19) лет. По тем временам в таком возрасте молодые люди уже серьезно работали. Однако для большого художника Боттичелли это было только начало серьезного пути.

От Липпи, покинувшего Флоренцию, он перешел в мастерскую Андреа Верроккьо, где уже учился Леонардо да Винчи, который был на несколько лет младше Боттичелли. Ранние работы Боттичелли — в основном Мадонны — недвусмысленно говорят о его подражании учителям.

Но довольно скоро он находит свой стиль и становится известен как универсальный мастер.

«Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины Мадонна с младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем, 1465−1470. (wikipedia.org)

В XV веке Флоренция — это банковский, деловой и промышленный центр. Власть принадлежала семье Медичи, любителям искусств и покровителям художников и мыслителей. Им подражала и местная аристократия.

Появилась мода на коллекционирование искусства, при этом не столько картин, сколько декора: в виде росписи мебели, дверей, стен. И в мастерской Боттичелли, открывшейся в 1470-м, выполнялись заказы любого уровня: от дизайна сундуков до фресок и портретов.

Чтобы справиться с растущим объемом заказов, Боттичелли держал большой штат подмастерьев.

Не сохранилось никаких сведений о личной жизни Боттичелли. Известно, что у него не было ни жены, ни детей. Но то, что мы можем сказать определенно, — он был платонически влюблен в первую красавицу флорентийского Возрождения Симонетту Веспуччи (в девичестве Каттанео). Именно ее образ появляется в большинстве работ живописца.

«Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины Портрет молодой женщины, 1476−1480. (wikipedia.org) «Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины Портрет молодой женщины, 1480−1485. (wikipedia.org) «Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины Прекрасная Симонетта, 1485. (wikipedia.org)

Симонетта Каттанео была родом из знатной генуэзской семьи. В 16 лет она была отдана за флорентийца Марко Веспуччи, вместе они переехали во Флоренцию. В новом доме Симонетту обожали за красоту и изящество.

Считается, что в 1475 году она стала возлюбленной Джулиано Медичи, но как именно развивался их роман — был ли он платоническим или подразумевал свидания, например, — неизвестно. Вскоре девушка, будучи 23 лет от роду, скончалась от чахотки. Флоренция погрузилась в траур.

А Сандро Боттичелли навсегда стал пленником прекрасного образа Симонетты. Кого бы он ни писал впоследствии — богинь, портреты неизвестных красавиц, мадонн, — в чертах каждой угадывалась Веспуччи.

«Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины Весна, 1482. (wikipedia.org) «Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины Рождение Венеры, 1485. (wikipedia.org) «Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины Венера и Марс, 1485. (wikipedia.org)

Первой знаковой, замеченной всеми работой стал Святой Августин в келье.

«И вот как во Флоренции, так и за ее пределами Сандро настолько прославился, что когда папа Сикст IV приказал соорудить капеллу в римском дворце, то, желая ее расписать, распорядился, чтобы он стал во главе этой работы», — пишет Вазари. В Сикстинской капелле, расписывать которую были приглашены четверо флорентийцев, Боттичелли создал три фрески.

«Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины Святой Августин в келье, 1480. (wikipedia.org) «Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины Наказание левитов, 1481−1482. (wikipedia.org) «Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины Сцены из жизни Моисея, 1481−1482. (wikipedia.org) Три искушения Христа. 1481−1482. (wikipedia.org)

Получив известие о кончине отца, Боттичелли раньше срока оставил Рим и вернулся во Флоренцию, которую никогда более не покидал. К тому же в то время там уже находился Джироламо Савонарола — новый духовный лидер флорентийской аристократии.

Приглашенный в 1480 году Лоренцо Великолепным Медичи, чтобы взбодрить обстановку, так сказать, этот доминиканский монах в итоге взял город в ежовые рукавицы. Удовольствия, роскошь, земные радости были объявлены вне закона. Всем надлежало вести аскетичный образ жизни и молиться о спасении души.

По инициативе Савонаролы было устроено публичное сожжение произведений искусства и предметов роскоши. Немало художников добровольно принесли на костер свои полотна. Не исключено, что среди них могли быть и работы Боттичелли. Сам он, уже страдавший от болезни ног, вряд ли был на церемонии.

Но то, что художник поддерживал идеи монаха, отразилось и в его творчестве, которое всецело обратилось к евангельским темам.

Мадонна с младенцем и ангелами, 1483. (wikipedia.org) Мистическое Рождество, 1500. (wikipedia.org) Последнее чудо и смерть святого Зиновия, 1500−1505. (wikipedia.org)

Один из важных, монументальных трудов Боттичелли — иллюстрация Данте.

Вазари упоминает это так: «Как человек полный неожиданностей, комментировал часть «Божественной комедии», иллюстрировал и издал «Ад», на что потратил весьма много времени».

Этот заказ Боттичелли получил от Лоренцо Медичи. Художник выполнил около 100 манускриптов, подробнейшим образом иллюстрирующих литературный шедевр XIV века. Из них до нас дошло 92.

Карта Ада Боттичелли, 1480-е. (wikipedia.org)

В последние годы Боттичелли, из-за болезни практически не способный передвигаться самостоятельно, уже не работал. И хотя Вазари пишет, что он «был до такой степени беден, что, вероятно, умер бы с голоду, если бы, пока он еще был в живых, его не поддерживал Лоренцо де Медичи», это не так.

Да, его уже не воспринимали как гениального мастера — эпоха сменилась и заказывали картины у других, к Боттичелли же заглядывали в мастерскую, чтобы поболтать. Недоброжелатели прозвали его дом за это академией болтунов. Тем не менее, нищим живописец не был.

Он скончался в 1510 году и был погребен во Флоренции, где его прах покоится и сегодня.

Источник: https://diletant.media/articles/44977495/

Икона Божьей Матери Неувядаемый цвет: о чем молятся перед образом Богоматери

Этот образ по праву считается одним из самых прекрасных и трогательных в православной иконописной традиции.

Ласковая улыбка Богоматери, окружённой белоснежными цветами, возвращает радость жизни, душевное равновесие, дарит спокойствие, умиротворение, готовность преодолеть любые испытания.

Сама святыня, а также многие её списки, отличаются чудотворными свойствами, оберегают припадающих к ним людей от болезней, грехов, уныния. А наша статья позволит Вам в полной мере постичь символический смысл иконописного изображения и восхититься чудесной реликвией!

Икона Богородицы: появление и почитание образа

«Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины

Своему созданию икона Божией Матери Неувядаемый Цвет обязана необычной и торжественной традиции, существующей на о-ве Кефалония (Греция).

В этих местах принято почитать праздник Благовещения Девы Марии, жертвуя к Её образам благоуханные белые цветы – жасмин, лилии, розы и эдельвейсы.

Они служат напоминанием о божественном посланнике Гаврииле, явившемся к непорочной Отроковице, чтобы возвестить Ей Господню волю. Нежные соцветия осторожно и благоговейно укладывают под киоты образов, а также украшают ими помещения, в которых находятся святыни.

Со временем лепестки увядают, ведь согласно правилам, к ним не должна попадать ни капля воды, ни лучик солнечного света. Но в день Успения Небесной Царицы (8 августа) происходит чудо – засохшие стебли вновь расцветают, превращаясь в свежие и пышные букеты!

Именно это диво, носящее название «Неувядаемый цвет», и подтолкнуло афонских монахов к созданию одноименной иконы. Она выполнена в каноне Одигитрии (с греческого – «Путеводительница», «Указывающая дорогу»), но непременным атрибутом изображений являются прекрасные цветы.

Когда-то также существовал похожий образ – «Благоуханный цвет». От первого он отличался тем, что на изображении «Неувядаемого цвета» Спаситель восседает на правой руке Небесной Царицы, тогда как на «Благоуханном» — на левой.

Впрочем, сейчас эти различия практически не соблюдаются.

Что же символизируют запечатлённые на иконе бутоны? Помимо описанной выше традиции, они также отображают слова из богослужений, описывающие Богоматерь как не знающий увядания, благоуханный цветок. В частности, подобные сравнения встречаются в «Благодарном каноне Пресвятой Деве» Иосифа Песнопевца.

С первой версии образа, написанной на Афоне, позже создали ещё несколько списков. Самые известные из них – греческий (XVI–XVII ст.), болгарский и русский (XVII–XIХ ст.). Также достаточно распространённой является византийская (константинопольская) копия, предположительно выполненная в XVI веке.

«Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины«Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины

Все эти иконы Богородицы очень разнообразные, но неизменно великолепные и впечатляющие.

На них Небесная Царица и Божественный Младенец увенчаны цветочными коронами, в их руках – жезлы с распустившимися бутонами, а фигуры и лики окружают гирлянды, шпалеры и вазоны, наполненные цветами.

Иногда из лепестков составлены нимбы вокруг святых или постамент, на котором стоит держащая Иисуса Богородица. Чаще соцветия абстрактны, но порой в них можно угадать лилии – символ невинности Неневестной Невесты, царственные розы либо бессмертники – знак духовного возрождения.

День поминовения иконы – 3 (16) апреля, когда вся природа вокруг расцветает и радуется, словно бы тоже славя Всеблагую Деву. Но иногда его отмечают 15 (28) ноября – эта традиция берёт своё начало ещё со времён существования отдельного образа «Благоуханного цвета».

Защита и покровительство – от чего спасает молитва перед святыней?

«Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картиныОт этого образа так и веет нежностью, состраданием, любовью. Поэтому к нему часто прибегают те, кто устал от невзгод и тревог, утратил веру, отчаялся, ведь его благодать может спасти человека из самых глубин преисподней. Рядом с реликвией душа тоже распускается, как цветок, возвращаясь к жизни и радости, возрождаясь для новых подвигов и свершений. Избавление от апатии, равнодушия, тоски и безразличия – вот что способна совершить икона Пресвятой Богородицы Неувядаемый цвет. Значение, в чем помогает святыня – читайте дальше.

В лике Пречистой Девы воплощена духовная чистота и невинность, поэтому и склоняющиеся перед ней люди обретают эти прекрасные качества характера.

Спокойствие, глубина натуры, стойкость духа, безропотное принятие всех испытаний, смирение и кротость – вот что способна подарить икона.

Но сохранение таких свойств характера зависит лишь от самого человека, от его усердия в соблюдения христианских канонов.

Также Дева Мария, осенённая Неувядаемым Цветом, славится как покровительница семьи и супружеской жизни. Её любовь охранит Ваш союз от любых бед, неурядиц, ссор и проблем, позволит совместно преодолеть любые испытания, препятствия и лишения.

«Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картиныБогородичная икона «Неувядаемый Цвет» обязательно должна присутствовать в домашнем иконостасе юной девушки. Вступающая в женский возраст красавица будет поверять ей свои надежды, страхи и мечты, и Пречистая Дева обязательно откликнется на чистосердечную просьбу, помогая в поиске будущего супруга. Обращение к святыне позволит не поддаваться преждевременным искушениям, а верно ожидать свою «вторую половинку». Поэтому такой образ, выполненный из янтаря, станет превосходным сюрпризом для крестницы либо подруги.

Взрослая женщина может обратиться к реликвии с просьбой подарить ей детей, укрепить брак, разрешить сложную проблему или недопонимание во взаимоотношениях.

Молитва перед образом позволит стойко и смиренно преодолевать все горести, порой случающиеся в семейной жизни.

Вдобавок эта икона способствует сохранению духовной и телесной молодости, привлекательности, физического здоровья

А ещё в 1999 г. этот образ был объявлен эмблемой православной экологии. Поэтому он является символом и защитником всех тех, кто старается заботиться о сохранении природы, её разнообразии и красоте.

Чудеса, совершённые иконой

Древний образ не зря почитают как чудотворный. Не единожды припавшие к нему молодые девушки и женщины обретали гармонию и благополучие в семейных отношениях. Также православные христиане просили у святыни помощи в минуты безнадёжности и печали – и это помогало им найти смысл своей жизни, переоценить собственные принципы и цели, указывало праведную дорогу бытия.

«Стойкость», Сандро Боттичелли — описание картины

А в 2012 г. в с. Черновка (Самарская обл.) изображение Богородицы, держащей в руке цветущую ветвь, проявилось прямо на окне в доме добродетельной женщины. Это случилось 16 апреля – как раз в праздник поминовения святыни.

Яркие солнечные лучи, осветившие стекло, позволили рассмотреть её во всех деталях. С тех пор подлинность чуда многократно удостоверялась священнослужителями.

К вечеру рисунок постепенно бледнеет, но стоит солнцу взойти – и он вновь проявляется во всей красе.

Творить чудеса способны все списки этого образа – нужно только относиться к ним с верой и благоговением. Поэтому, стоит Вам купить икону Божией Матери Неувядаемый Цвет – и в Вашем сердце появится светлая радость, надежда и любовь!

Молитва пред иконою Неувядаемый Цвет

О Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиих к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше.

Читайте также:  Портрет с. э. фермор, иван яковлевич вишняков

Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша. О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас.

О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия.

Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Емуже мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: https://yantar.in.ua/blog/neuvyadaemyj-cvet-simvol-chistoty.html

Описание картины Аллегория Силы (Стойкость) – Сандро Боттичелли

“Будучи еще юношей, он написал фигуру Силы в числе тех Добродетелей, которые были написаны на дереве Антонио и Пьеро Поллайоло для купеческого цеха во Флоренции” Вазари.

В соответствии с гражданственными представлениями, характерными для Флоренции Боттичелли написал фигуру, воплощающую в себе нравственную силу и убежденность. Контуры ее четко очерчены, ясно выделяя пластические объемы; одеяние спокойно ниспадает, образуя широкие складки, наподобие тех, что мы видим в скульптуре Верроккьо.

Этому скульптору Сандро следует и в понимании рельефности формы, так же как в тщательной ювелирной отделке трона. Но вместе с тем его “Сила” далека от выражения мужественной энергии. Хотя фигура восседает на глубоком троне, в позе ее ощущается неустойчивость, а чуть задумчивый наклон головы и руки, нервно прикасающиеся к оружию, выдают внутреннюю хрупкость образа.

В этой работе прослеживается влияние мастера Антонио дель Поллайло. Тщательно прорисованная чеканная броня выдает глубокие познания мастера в ювелирном искусстве.

Фигура на троне исполнена энергии и жизни, в ее лице и позе чувствуется та индивидуальная манера Боттичелли, которая произвела глубокое впечатление на его современников и принесла новое веяние в итальянское искусство Возроджения.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Портрет Джулиано Медичи – Сандро Боттичелли Портрет “Джулиано Медичи” написан художником Сандро Боттичелли в середине 70-х годов. Размер картины 54 x 36 см, дерево, темпера. Первый……
  2. Портрет мужчины с медалью – Сандро Боттичелли Картина художника Сандро Боттичелли “Портрет мужчины с медалью Козимо Медичи Старшего”. Размер картины 57,5 x 44 см, дерево, темпера. Наследие……
  3. Мадонна в розарии – Сандро Боттичелли “Мадонна в розарии” – типичная ранняя Мадонна Боттичелли. Типаж Девы Марии органично сочетает в себе черты героинь Филиппе Липпи и……
  4. Алтарь св. Варнавы – Сандро Боттичелли Мадонна с Младенцем на троне, четырьмя ангелами и восемью святыми, или Алтарь Св. Варнавы Центральная часть: Мадонна на троне, четыре……
  5. Клевета Апеллеса – Сандро Боттичелли Картина художника Сандро Боттичелли “Клевета”. Размер работы мастера 62 x 91 см, дерево, темпера. В период, когда флорентийцы находились под……
  6. Автопортрет – Сандро Боттичелли Возвращением Боттичелли мы обязаны английским художникам середины 19-го столетия, называвшим себя прерафаэлитами. В полном соответствии с названием, они обратились к……
  7. Святой Августин Блаженный – Сандро Боттичелли Фреска художника Сандро Боттичелли “Святой Августин Блаженный в молитвенном созерцании”. Размер фрески 152 x 112 см, работа Боттичелли сильно повреждена…….
  8. Святой Себастьян – Сандро Боттичелли Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции. Одна из самых замечательных его картин “Святой Себастьян” выполнена для старейшей церкви города……
  9. Портрет юноши – Сандро Боттичелли Примерно в то же время, когда Боттичелли работал над фресками в Сикстинской капелле в Риме, он написал несколько юношеских портретов,……
  10. Мадонна Магнификат – Сандро Боттичелли “Мадонна Магнификат” – самая известная из картин Боттичелли на религиозный сюжет, написанных для частных капелл. Название она получила по первому……
  11. Дочь Иофора (фрагмент) – Сандро Боттичелли Дочь Иофора, фрагмент фрески Сандро Боттичелли “Сцены из жизни Моисея”. На этом фрагменте художник Боттичелли изобразил одну из дочерей Иофора,……
  12. Оплакивание Христа – Сандро Боттичелли “В церкви Сайта Мариа Маджоре во Флоренции около капеллы Панчатики находится отлично написанный им Плач о Христе с мелкими фигурами”……
  13. Поклонение волхвов. Алтарь Заноби – Сандро Боттичелли Картина Сандро Боттичелли “Поклонение волхвов”, заказчик алтаря банкир Джованни ди Заноби дель Лама, первоначально картина находилась в церкви Санта Мария……
  14. История святого Зиновия – Сандро Боттичелли На рубеже XV и XVI веков Боттичелли создал цикл картин, предназначенных для украшения церковных ларей, на тему жизни Святого Зиновия,……
  15. Мадонна дель Мааре – Сандро Боттичелли Эта “Морская Мадонна”, по-видимому, принадлежит к раннему периоду творчества Боттичелли, что чувствуется в некоторой жесткости поз и складок одежды, которые……
  16. Флора (фрагмент) – Сандро Боттичелли Флора, фрагмент картины художника Сандро Боттичелли “Весна”. Флора – образ цветения и плодоношения природы. В венке и ожерелье Флоры изображены……
  17. История Лукреции – Сандро Боттичелли Картина художника Сандро Боттичелли “История Лукреции”. Размер работы мастера 80 x 178 см, дерево, темпера. Заказчиком картины на историческую тему……
  18. Мадонна с Младенцем, ангелами и Святым Иоанном Крестителем – Сандро Боттичелли Эта необычная картина изображает Мадонну и держащего гранат Младенца в присутствии молодого Иоанна Крестителя. Сидящие на скамьях ангелы на заднем……
  19. Благовещение Честелло – Сандро Боттичелли Картина художника Сандро Боттичелли “Благовещение Честелло”. Размер работы 150 x 156 см, дерево, темпера. Картина написана для церкви Санта-Мария Маддалена……
  20. Исцеление прокаженного и искушение Христа – Сандро Боттичелли В росписи художником изображены евангельские эпизоды. Иисус постился в пустыне сорок дней, под конец он испытал голод, и тогда, явившись……

Описание картины Аллегория Силы (Стойкость) – Сандро Боттичелли.

Источник: https://art.goldsoch.info/allegoriya-sily-stojkost-sandro-bottichelli/

10 работ Боттичелли, которые надо знать

Сандро Боттичелли (1445 — 1510) — итальянский живописец, один из основных художников раннего Возрождения. Прошедший обучение в мастерских Филиппо Липпи и Андреа дель Верроккьо, художник мастерски работал с перспективой и ракурсом. В статье мы посмотрим на 10 величайших произведений мастера.

1. Рождение Венеры

Рождение Венеры, 1484-1486

Самая известная картина Боттичелли не касается христианских мотивов. Она посвящена мифу — Рождение Венеры.В эпоху возрождения такие мифы были популярны у образованных классов. Картина, вероятно, была заказана одним из членов влиятельной семьи Медичи во Флоренции. Мы видим Венеру, появляющуюся из моря на большой раковине. Художник фиксирует движения богини, и показывает историю ее рождения. «Рождение Венеры» находится в галерее Уффици во Флоренции.

2. Весна

Весна, 1482

Также во Флорентийской галерее Уффици находится «Весна», также известная как «Аллегория весны», картина, которую Боттичелли написал около 1482 года (примерно за четыре года до «Рождения Венеры»). Работа включает группу мифологических фигур в саду, в том числе Венеру, которая стоит в центре композиции, а так же Флору и Меркурия. Пышная зелень сада — это аллегория роста, вызванного весенним пробуждением.

3. Поклонение волхвов

Поклонение волхвов, 1475

«Поклонение волхвов» Боттичелли, датируемое 1475 или 1476 годом, показывает одну из самых важных и популярных в искусстве сцен Библии. Три Волхва, или мудрецы, преклоняют колени перед Святым Семейством (Христом, Марией и Иосифом), предлагая им дары. Кроме библейских героев, на картине изображены несколько видных деятелей флорентийского общества, в том числе Козимо де Медичи из династии семейства Медичи, которая управляла городом. Он представлен в виде волхвов в черном на коленях перед Марией; рядом с ним его сыновья. Справа — предполагаемый автопортрет Боттичелли — белокурый мужчина, смотрящий прямо на наблюдателя картины.

4. Карта Ада

Карта Ада, 1480

«Карта ада» Боттичелли является одним из самых мощных визуальных представлений ада Данте. Работа Боттичелли, выполненная ручкой и кистью на пергаменте, изображает спуск, совершенный Вергилием и Данте через то, что последний назвал «бездонной долиной боли». Данте представлял ад как бездну, ведущую к центру Земли; он описал девять колец ада, каждый из которых представляет свою категорию греха. «Карта ада» — невероятно запутанный рисунок (его размеры составляют всего 32,5 на 47,5 сантиметров), который является иллюстрацией к «Божественной комедии».

5. Аллегория силы

Аллегория силы, 1470

Первая записанная работа Боттичелли «Аллегория силы» первоначально была частью набора из семи панелей, предназначенных для украшения спинок высоких стульев в зале трибунала на Площади Синьории во Флоренции. Каждая панель изображала одну из семи добродетелей — три христианские ценности: веры, надежды и милосердия, а также четыре мирские ценности: умеренность, благоразумие, справедливость и стойкость. Это была первая возможность для молодого художника проявить свой талант, поскольку работы были широко разрекламированы и доступны для широкой публики. Сейчас шедевр находится в галерее Уффици.

6. Венера и Марс

Венера и Марс, 1483

Любовь побеждает войну — это послание Боттичелли в «Венере и Марсе». Марс, бог войны, спит и безоружен, а Венера, богиня любви, бодрствует и бдительна. Боттичелли, скорее всего, находился под влиянием утраченной картины, изображающей брак Александра Македонского с Роксаной. На той картине купидоны играли с доспехами и копьем Александра, как на картине Боттичелли сатиры, которые крадут копье и доспехи Марса. Расположенная в лесу с привидениями, сцена имеет очень компактное ощущение перспективы.

7. Мадонна Магнификат

Мадонна Магнификат, 1481

Боттичелли нарисовал «Мадонну Магнификат» в тондо или круглой форме. В ней Дева Мария пишет: Magnificat anima mea Dominum («Величит душа моя Господа»), славословие из Евангилея от Луки (Лк.1:46-55) на странице справа. В данной картине золотой краской написаны детали, такие как корона Марии и божественные лучи, а так же блики на волосах Марии и ангелов. Из-за этого, скорее всего, это самый дорогой тондо, когда-либо созданный Боттичелли.

8. Портрет молодой женщины

Портрет молодой женщины, 1480-1485

Предположительно, на портрете изображена Симонетта Веспуччи, молодая дворянка, которая считалась самой красивой во всей Флоренции. Веспуччи вышла замуж в 16 лет и умерла всего несколько лет спустя, в возрасте 23-х лет. Тем не менее, она вдохновила многих художников того времени — и Боттичелли не стал исключением. Некоторые считают, что она послужила моделью для Венеры в описанных ранее работах Боттичелли «Весна» и «Рождение Венеры». Здесь юная Симонетта выглядит как нимфа или богиня со сложной прической, включающей ленты, бусы и перья.

9. Призвание и испытания Моисея

Призвание и испытания Моисея, 1482

Когда Папа Сикст IV закончил строительство Сикстинской капеллы, он решил пригласить лучших художников того времени, чтобы украсить ее. Одним из них был Боттичелли, который для этого специально приехал в Рим, и работал над «Призванием и испытаниями Моисея» в 1481-1482 годах. Фреска расположена на южной стене часовни и показывает семь эпизодов из жизни молодого Моисея. Боттичелли с большим умением разделил сцены, используя четыре диагональных ряда фигур. В каждой сцене Моисея легко идентифицировать по его желтой мантии и зеленому плащу.

10. Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи

Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи, 1475

«Портрет мужчины с медалью Козимо Медичи» — один из самых необычных портретов раннего Ренессанса. Человек, личность которого долгое время остается загадкой, смотрит прямо на наблюдателя. Это был не обычный формат для флорентийских портретов того времени, которые обычно были в профиль на нейтральном фоне. Это также один из самых ранних итальянских портретов, на котором руки включены в картину. Другим уникальным аспектом работы является тот факт, что медаль Медичи — это вставленный в картину позолоченный гипсовый слепок.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ae4a4b8c3321b1f23ef1ec5/5c5f0af90d88fd00adeda357

Читать

О. ПЕТРОЧУК

САНДРО БОТТИЧЕЛЛИ

  • Есть существа с таким надменным взглядом,
  • Что созерцают солнце напрямик;
  • Другие же от света прячут лик
  • И тянутся к вечеровым отрадам
  1. И третьи есть, отравленные ядом
  2. Любви к огню, и пыл их так велик,
  3. Что платят жизнью за желанный миг.
  4. Судьба дала мне место с ними рядом!
Читайте также:  Зима на реке, ян ван гойен

Петрарка (Пер. А. Эфроса)

ВВЕДЕНИЕ

Автопортрет Боттичелли. Фреска Сикстинской капеллы. Рим, 1481–1482.

В свете литературных, исторических, философских ассоциаций Сандро Боттичелли возникает то классиком, то романтиком, то эпикурейцем, то мистиком, то психологом, то формалистом. В нем находили мужество и женственность, сказочность и реальность. Так или иначе, Боттичелли не был художником, определяющим рубежи искусства своей эпохи — скорее, он был уклонением от ее основного пути.

Но именно всеми отмеченное непостоянство натуры живописца сделало его творчество для нас воплощением всего аромата, всей весенней свежести раннего итальянского Возрождения, обетованной землею которого по праву считают Флоренцию — город, где Сандро Боттичелли родился и умер, всецело прочувствовав и пережив тот период, когда Европа готовилась к обновлению своей культуры. Во Флоренции второй половины XV века острее, чем где бы то ни было, ощущалась напряженность тогдашней жизни. А Сандро Боттичелли как никто другой был плотью от плоти этого города, этой жизни.

Судьба живописца сполна испытала воздействие бурь напряженной эпохи.

Его тонко-прозрачное искусство, то безмятежное, то смятенное, впитавшее в себя множество современных художнику противоречий, — причудливое, пронзительное, но внутренне чрезвычайно правдивое отражение самых глубинных ее веяний.

Правда, для времени биографий, сверх всякой меры наполненных приключениями, жизненная история Сандро Боттичелли выглядит весьма небогатой, прочерчиваясь на общем ярко событийном фоне Ренессанса как бы пунктиром, светит, скорее, чужим, отраженным светом, однако духовная ее насыщенность сполна заменяет недостаток житейских перипетий. История души художника является вместе с тем и историей его искусства. И это преобладание внутренней жизни над внешнею формой ее выражения — первое качество, которое делает наследие Боттичелли удивительно близким особенностям современного восприятия.

Эта книга — попытка рассказа о жизни и характере творца, необычайно насыщенных психологически, в неразрывной связи, в разнообразнейших сопряжениях его со многими историческими событиями и лицами, в их близости или чуждости ему.

История, поэзия и философия, сыгравшие немалую роль в становлении и развитии художнического облика Боттичелли, при подобном подходе служат уже не фоном, а живою действенной средой, в которой и герой — лицо живое, по-своему активное.

Среда, породившая необычайно острые социальные и духовные контрасты шедевров искусства и невероятных жестокостей, хищничества и подвига, святости и греха, утонченностей красоты и уродства. Эпоха гениальных артистов и великих авантюристов, зачастую сочетавших в одном лице то и другое, подобно Лоренцо Медичи.

В отличие от них Сандро Боттичелли был художником по преимуществу, но, не имея в себе авантюрной складки, тем не менее был способен понять натуры совершенно ему противоположные. Они занимали художника, как все вообще неповторимо особенное.

Этот интерес, это любопытство сделали Боттичелли одним из первых в Европе художников, дерзнувших вглядеться в душу отдельного человека и открывших в ней своего рода новый материк.

Такая постановка «проблемы Боттичелли» дает основание наметить вопрос, столь занимавший XIX, а за ним и XX столетия — «художник и общество» — в одной из самых ранних его стадий.

Это поможет выяснить истоки того особого места и той симпатии, которую произведения Сандро Боттичелли вызывают в наши дни, истоки того эстетически-психологического феномена, который делает художника нестареюще важным и необходимым для нас.

Часть первая

СОТВОРЕНИЕ ВЕСЕННЕГО МИРА

  • Я видел, как из моря вдалеке
  • Светило поднималось, озаряя
  • Морской простор от края и до края
  • И золотом сверкая на песке.
  1. Я видел, как на утреннем цветке
  2. Роса играла — россыпь золотая,
  3. И роза, словно изнутри пылая,
  4. Рождалась на колючем стебельке.
  • И видел я, с весенним встав рассветом,
  • Как склон травою первою порос
  • И как вокруг листва зазеленела.
  1. И видел я красавицу с букетом
  2. Едва успевших распуститься роз —
  3. И все в то утро перед ней бледнело.

Маттео Боярдо (Пер. Е. Солоновича)

Глава I

АКАДЕМИЯ ПРАЗДНЫХ ЛЮДЕЙ

  • И кем ты вскормлен? — Юностью живою
  • И окруженной верными рабами:
  • Изяществом, тщеславьем, красотою.

А чем ты жив? — Прекрасными глазами.

Сильна ли смерть иль старость над тобою?

— Нет! В миге вновь рождаюсь дни за днями.

Серафино Аквилано (Пер. Ю. Верховского)

Золотой плащ

В 1475 году Боттичелли слегка приоткрыл неповторимое свое лицо в «Поклонении волхвов». Картина была заказана менялой Джованни ди Дзаноби дель Лама и в качестве алтарного образа предназначалась для церкви Санта Мария Новелла.

Композиция словно бы заключает в себе два разных мира — легенду поклонения евангельских волхвов новорожденному младенцу Христу и групповой портрет правящей верхушки города Флоренции.

Уже давно, а особенно с первой половины XV века, портреты современников — наиболее состоятельных или доблестных граждан, членов уважаемых буржуазно-патрицианских семей — довольно смело включались в традиционные религиозные сюжеты. Но те были маленькими одинокими островками в море церковной живописи, тогда как в картине Боттичелли портретные образы приобретают ведущее значение.

Благообразного облика старец — глава правящей фамилии, бережно целующий ножку младенца Иисуса, не столько переживает, сколько весьма импозантно разыгрывает религиозное рвение. Это Козимо Медичи, некогда мудро заметивший: «Достаточно одеть человека как следует, чтобы сделать из него уже порядочного гражданина».

И, словно бы следуя этому пожеланию, лукавому, но благому, художник облекает своих героев в полуфантастические-полусовременные нарядные одежды. Но даже это суетное пристрастие служит первой ступенькой великой цели — индивидуализации личности.

Во Флоренции XV века каждый горожанин, обладавший хоть сколько-нибудь сносными материальными возможностями и толикой фантазии, самоутверждается, сам для себя изобретая даже моду.

В сцене весьма куртуазного «Поклонения», где вымышленные персонажи искусно перемешаны с реальными, и реальным в различной степени приданы отдельные вымышленно-сказочные черты. Всем, кроме одного. Этот единственный — сам автор, согласно этикету тогдашних живописцев, занимающий в картине скромное место «живой подписи».

Он играет вполне определенную роль, сугубо необходимую во всех тогдашних театральных представлениях, — роль Пролога или Зазывалы. Он — представитель зрителей на сцене, комментатор и свидетель чуда.

Но, вопреки установленным обычаям, фигура Сандро — Пролога совсем лишена откровенности жеста и все же призывает к сопереживанию не менее настоятельно, чем самые настойчивые из указующих перстов. Художник один изо всех окутан золотистым плащом, который своею живою игрой усиливает тонкий блеск его рыжеватых кудрей.

Не напрасно он делает собственный облик средоточием разнообразных оттенков своего любимого золота, которое уделяет другим скупыми дозами только в отделке, в деталях одежды. Благодаря этому отодвинутый к самому краю картины автор не исчезает для зрителя. Он выглядит юношей, хотя ему здесь уже более тридцати лет.

Впрочем, первое впечатление юношеской легкости в художнике спорит со сложностью лица, очень зрелого по своему выражению. В нем доселе не частое в портретной живописи скопление противоречий, где строго замкнутая гордыня соседствует с невольной открытостью впечатлительной души.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=222690&p=13

Ольга Петрочук — Сандро Боттичелли

Книга в популярной форме рассказывает о жизни и творчества одного из наиболее значительных художников итальянского Возрождения, флорентийского живописца и рисовальщика Сандро Боттичелли.

Немногочисленные дошедшие до нашего времени документальные свидетельства о жизни мастера послужили основой для воссоздания широкой картины культурной и политической жизни Италии второй половины XV века.

Издание рассчитано на массового читателя.

Так начинается воплощение заветной для Боттичелли идеи духовно-весеннего обновления, ставшей сквозною линией всего творчества художника. Отныне он ищет приметы грядущей весны повсюду — и находит подчас в самых неожиданных местах.

И вместе с этим в нем возрастает осознание своего времени как начала начал, как первичной точки отсчета, увеличивая возможность самой высокой оценки настоящего. И Сандро Боттичелли, как человек Возрождения, может быть, даже более многих ощущает свое беспокойное время в себе.

Дерзание его молодости все готово осилить.

Ты, госпожа, мне душу прояснила,Меня на крыльях подняла,В обитель неба вознесла,Моим словам дала святую силу;

И к той, чей несравненен образ милый,Меня, любовь, ты привелаИ в сердце мне забвенье злаИ помыслы чистейшие вселила.

Благодаря тебе одной живу я,Сгорая в сладостном огне,В котором так отрадно мнеПитать надежду, без границ благую.…………………………Безрадостным умрет,Кому, любовь, ты жизнь не осветила.

Пьетро Бембо (Пер. О.

 Румера)«Добродетели» и героини

Все заставляет предположить, что Сандро Боттичелли унаследовал от своего учителя Липпи не только премудрости его живописной поэзии, но — в придачу — воспринял его неискоренимое пристрастие ко всем наслаждениям жизни и более всего — к любовным. Однако вместо почти патриархальной простоты фра Филиппо Боттичелли первым из художников с невиданной прежде изысканной сложностью передал в своей живописи бесконечно изменчивый облик любви.

Но чем сокровенней и ближе для Сандро были эти его стремления, чем глубже погружался художник в своего рода эротическую мистику в искусстве, странствуя по «извилистым холмам восхитительного наслаждения» (Мирандола), тем небрежнее и насмешливей отзывался он на всяческие обращенные к нему чрезмерно откровенные намеки по поводу «амурной» тематики в его жизни. В немногих более или менее достоверных словах Боттичелли, дошедших до нас исключительно в пересказе, ощущается неизменно какое-то ускользающее лукавство, сквозь привычную шутливость проглядывает затаенно неистребимая меланхолия. Так с легковесностью отпетого повесы отшутится Сандро на игривость магистрата Томмазо Содерини, озабоченного вопросом его несостоявшейся женитьбы: «Прошлую ночь я видел во сне, что я женат; я проснулся в таком горе, что не мог более уснуть. Я встал и до рассвета бродил по Флоренции, как помешанный».

В самом деле, ничто не пугало художника больше, чем житейская, бытовая сторона любви, которой грозят обернуться строгие узы законного брака.

Достойный духовный сын жадного до жизни фра Филиппо, и в этом вопросе пойдя еще дальше него, Боттичелли не связал себя ни монашеским обетом — дабы не лишаться многих утех, ни женитьбой — дабы ничем не ограничивать их, а заодно облечь ореолом таинственности, который он так любил.

Наблюдатель и тонкий угадчик чужих сердечных тайн не оставил будущим биографам ни единого свидетельства в виде каких-либо непосредственных задушевных излияний — кроме тех, что надежно зашифрованы в его самых заветных картинах. Зато в искусстве своей эпохи он оказался первым и единственным лириком в царстве объективности, строгой меры или эпической мощи своих собратьев.

Вазари ближе, чем где бы то ни было, к истине там, где утверждает: «Сандро… заслужил великую похвалу всеми своими картинами, где его обуревают любовь и страсть».

В живописи специфическая боттичеллевская страстность прежде всего выливается в новой трактовке идеи женственности, в принципиальной новизне самого женского типа.

Для этого следовало прежде всего отрешиться от робости, по привычке внушаемой ликом Мадонны, усвоенной Сандро в его религиозном воспитании, — и тут неожиданную свободу предоставил ему не евангельский — аллегорический сюжет.

Аллегорическая фигура девушки — одна из нескольких условных «Добродетелей» цикла, заказанного членами Торгового суда Флоренции братьями Антонио и Пьетро Поллайоло в августе 1469 г.

Аллегории должны были сочетать в себе назидательность и административную важность с самой утилитарно-практической пользой, поскольку предназначались служить спинками для судейских кресел. Это обусловило совершенно определенный формат и жесткую композицию, в которой оба Поллайоло при всем желании не могли бы ни блеснуть своим уникальным знанием анатомии, ни проявить изобретательность в передаче бурных движений. Привычные к мужественному динамизму, братья Поллайоло пасуют перед выявлением женственности.

В декабре 1469 г. Пьетро закончил пробную аллегорию «Милосердия» по рисунку Антонио, однако заказчикам она не понравилась, и они обратились с просьбой о соответствующем рисунке к Верроккио.

Читайте также:  Молитва перед обедом, шарден, 1740-е

Тот, по обыкновению перегруженный работой сверх меры, рекомендовал им своего многообещающего ученика Боттичелли. Таким образом в июне 1470 г. Сандро получает первый официальный заказ.

Это напоминало начало счастливой карьеры актера, временно заменившего на сцене неожиданно заболевшую знаменитость.

В своей «Стойкости» (или «Силе») Боттичелли взял за основу поллайоловскую композиционную схему и в жестких рамках ее развил новое содержание в сторону психологизма и беспокойства. В трактовке узкого пространства картины без труда узнаются отзвуки радиальной структуры фонаря купола Флорентийского Собора.

Но, сохраняя пластическое изящество строгой конструкции Брунеллески, Сандро стремится придать ей некоторое разнообразие и подвижность, присущие созданиям живой природы.

Так он начинает любезное его сердцу «одушевление» мира с непосредственного «оживления» среды, то есть той тесной коробочки, в которую заключена его юная героиня.

Общность деталей и схемы только сильнее подчеркивает иную выразительность образа. Неудивительно, что так изменяется облик: «Стойкость» Сандро отличает от внушительных матрон Поллайоло прежде всего ее хрупкая юность. Грациозная фигурка сидящей девушки в текучести своих контуров демонстрирует еще раннее, но уже сугубо «боттичеллевское» начало.

Нервность руки, с немалым трудом удерживающей огромный! меч, и живость неправильного полудетского лица спорят с торжественностью ритуально предписанной позы и репрезентативностью окружения. Голова боттичеллевской героини склоняется словно под гнетом нежданно свалившейся на ее слабые плечи власти.

Царственность наряда и весь драгоценный убор сковывают ее — но еще более удерживает на месте печальное сознание ответственности своей роли.

Еще более тонко спор между предназначением и характером отразился в образах знаменитой «Юдифи», где художник опять невольно или сознательно ломает привычность сюжетной схемы. Хрупкая героиня торопится, гибко склоняясь под тяжестью обильных волос, большого меча и тревожных дум.

В ее служанке больше открытости, своенравного порыва, и поэтому вся она как золотистый вихрь в прихотливо взметнувшемся полнозвучном золоте платья.

Даже его насыщенная окраска свидетельствует о большей зрелости, чем неясно-весенняя прозелень одеянья Юдифи, в котором отозвались все отблески холодноватого сияния пейзажа.

Бег героинь из вражеского лагеря передает нарастание неясной тревоги и используется как важное средство в передаче душевного состояния.

Подобную танцующую поступь, не лишенный элементов кокетства летящий «бег на цыпочках» употреблял иногда Верроккио для своих ангелов, однако только у Боттичелли он обретает такую воздушность и, главное, такую сюжетную необходимость.

Это неслышное скольжение как нельзя лучше отвечает всегда занимавшей художника переходности промежуточно-неустойчивых настроений.

Словно жалея об убитом враге, не взглянет Юдифь на кровавый трофей своего торжества, как будто сама усомнилась в спасительном смысле, в необходимости ею свершенного. Возвращение героини на родину подается как обращение к природе, и это важнее для автора, чем ее гражданское мужество.

Подвиг Юдифи словно бы вызывает недоумение художника, воспринимающего его почти как некую нравственную несуразность. Не говоря уже о чувстве острой жалости к убитому «злодею» Олоферну — обладателю столь благородной головы, столь изысканно стройного тела. Это, естественно, смещает акценты и в образе Юдифи.

Кто же она? «Дитя певучее печали», на героиня-преступница перед… любовью.

Художник производит смещение привычных понятий, в результате которого строгие добродетели («Стойкость», Юдифь) оказываются не слишком-то добродетельны, но именно этим и привлекают, поскольку шаткость их безупречности — явление «слишком человеческое». Подобно тому как образы убитого Олоферна, пронзенного Себастьяна выказывали удивительную «слабость силы», так образы юных героинь выражают собою еще более странно чарующую «силу слабости».

Источник: https://nice-books.ru/books/dokumentalnye-knigi/design/page-12-225637-olga-petrochuk-sandro-bottichelli.html

Боттичелли, Сандро

  • (Алессандро ди Мириано ди Филипепи)
  • (1444-1510)
  • итальянский художник эпохи раннего Возрождения

Сандро Боттичелли родился в самом начале эпохи Возрождения, означавшей прежде всего его личное раскрепощение. Он получил возможность путешествовать, открыть собственную школу, иметь учеников. Но вместе с тем творчество Боттичелли принадлежит Средневековью с его строго определенной тематикой.

Картины художника в основном написаны на исторические и мифологические сюжеты. Вот почему мы и говорим о внутренней противоречивости этого мастера, прославившегося легким и изящным рисунком, игрой кисти.

Однако именно предшественники и современники Боттичелли проложили дорогу для развития новой реалистической живописи, создали основу для развития иных технических приемов. Самого же Боттичелли со временем стали считать самым выразительным и тонким художником итальянского Ренессанса.

О его жизни известно немного, к тому же сведения эти противоречивы, датировка картин страдает неточностью и неопределенностью. Даже его имя Боттичелли («бочонок») — не что иное, как прозвище, полученное от старшего брата.

Практически вся жизнь художника прошла во Флоренции. Сандро был сыном кожевника Мариано Филипепи. Именно отец первым заметил его склонность к живописи и отдал младшего сына в обучение к известному в городе художнику Филиппо Липпи. Первое достоверное известие о Боттичелли относится к 1470 году, когда он написал картину «Стойкость» по заказу купеческого цеха.

С этого времени Сандро начинает выполнять различные заказы. Наибольшую известность принесла ему картина, на которой изображен св. Августин. Дело в том, что заказчики одновременно заказали еще один образ — св.

Иеронима — уже известному в городе художнику Гирландайо. Они должны были висеть рядом в одной церкви. Но картина Боттичелли была признана лучшей, и св. Иеронима Гирландайо решили поместить в другом соборе.

После этого Сандро Боттичелли и стал признанным художником.

Основным его заказчиком становится семья правителя Флоренции Лоренцо Медичи и его родственников. Однажды он даже запечатлел своих заказчиков в виде волхвов на небольшой картине. Теперь она находится в галерее Уффици.

Многосторонность дарования художника проявилась и в разнообразии сюжетов, которым посвящены его картины. Одни из них написаны на религиозные темы, на других изображены мифологические или исторические сюжеты, а также замысловатые аллегории.

Аллегорическую форму Боттичелли чаще всего использует для античных сюжетов. Наиболее известны из таких его картин «Весна», написанная около 1477-1478 года, и «Рождение Венеры», которую художник создал примерно в 1483-1484 году.

Кисти Боттичелли принадлежат также знаменитые алтарные картины — «Мадонна дель Магнификат» (около 1482-1483) и «Мадонна с гранатом» (около 1487).

Кроме того, художник в это же время написал множество портретов, которые представляют собой точные характеристики моделей — Джулиано Медичи и других членов этой семьи.

Скоро популярность Боттичелли вышла за пределы его родного города. Папа Римский Сикст IV назначил художника руководителем работ по росписи построенной в его дворце капеллы. С 1481 года Боттичелли работал в Риме.

Для капеллы он создал картины на сюжеты Священной истории — сцены из жизни Моисея и искушения Христа. Одновременно с Боттичелли над фресками в капелле работал и другой крупнейший художник итальянского Ренессанса — Рафаэль.

Но Боттичелли оставался в Риме всего год: уже в 1482 году он вернулся во Флоренцию и больше не покидал ее.

Кроме живописи, Боттичелли много занимался книжными иллюстрациями. Он сделал циклы рисунков к «Божественной комедии» Данте, сочинениям гуманиста Дж. Савонаролы, а также отдельные гравюры. К сожалению, далеко не все из них дошли до нашего времени.

Боттичелли много занимался и тем, что теперь принято называть дизайном. Он разрабатывал эскизы вышивок, оформления различных предметов церковной утвари.

Например, придумал оригинальный способ нанесения рисунка на ткань, позволявший сохранить яркость красок и тонкость линий.

В воспоминаниях современников Боттичелли предстает жизнерадостным и добрым человеком. Он держал двери своего дома открытыми и охотно принимал своих друзей. Художник ни от кого не скрывал секретов своего мастерства, и у него отбоя не было от учеников. Даже его учитель Филиппо Липпи привел к нему своего сына Филиппино.

Благодаря тонкости и выразительности стиля Боттичелли и у наших современников получил, пожалуй, большее признание, чем кто-либо другой из итальянских мастеров раннего Возрождения.

Его ярко индивидуальной манере присущи музыкальность легких, трепетных линий, прозрачность холодных, изысканных красок, одушевленность ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов. Он всегда стремился влить душу в новые живописные формы.

После смерти своего покровителя Лоренцо Великолепного и изгнания семьи Медичи из Флоренции настроение Боттичелли резко меняется. Его последние картины отличаются аскетичностью и лаконизмом цветового решения.

Очевидно, после 1500 года он редко брал кисть в руки, так как его произведения тех времен или не сохранились, или их вообще не было. Известно другое: в 1502 году художник получил приглашение перейти на службу к Изабелле д'Эсте, герцогине Мантуанской.

Однако по неизвестным причинам этого не произошло.

Источник: http://biografiivsem.ru/bottichelli-sandro

Боттичелли



   Боттичелли (Александра Филиппели) 1444-1510 – выдающийся итальянский живописец эпохи Возрождения. Родился во Флоренции. Первоначально учился в ювелирной мастерской. Около 1459-1465 Б. учился у фра Филиппо Липпи. Ранние произведения Б. «Поклонение волхвов», «Юдифь и Олофери». Позднее Б.

примкнул к направлению Верроккьо и Поллайоло, о чём свидетельствует его аллегория «Стойкость» и «Св. Себастиан». Оба эти произведения выделяются крепостью рисунков. Ранний период творчества Б. не отдалим от мужественного и жизнерадостного демократического флорентийского искусства первой половины XV века, кончается около середины 70-ых годов. К этому времени Б.

сближается с двором Лоренцо Медичи. Здесь он вплотную соприкасается с утончённой патрицианской культурой, с идеалами флорентийского новоплатонизма и с образами античной мифологии и литературы. В этот период Б. стал на самостоятельный путь, полный острых противоречий, отражавших флорентийскую действительность того времени, когда назревали социальные конфликты.

К началу нового (среднего) периода относится «Поклонение волхвов»; среди изображённых персонажей дан ряд портретов членов семейства Медичи. В конце 70-ых годов Б. исполнил знаменитую картину «Весна». Сюжет её заимствован из стихотворения А. Полициано. Он создал поэтическую аллегорию, перетолковав в ней образы античной мифологии и насытив их новым изысканным и утончённым содержанием.

В картине превосходный пейзаж, свидетельствующий о тонком понимании Б. природы. Особенно выразительны лёгкие и  изящные фигуры.

    В 1481 году Б. участвовал в росписи Сикстинской капеллы в Риме. В 1483 он пишет «Мадонну со святыми», в 1485 – алтарный образ «Мария с двумя Иоаннами». К этому времени относятся: «Рождение Венеры», «Кентавр и Паллада», «Венера и Марс», «Магнификат», «Мадонна с гранатом».

В этих произведениях поэтическое дарование мастера раскрывается с особой полнотой. Он любовно изображает цветы, травы , деревья, тонко чувствует красоту тела. Б. создал свой женский тип, в трактовке которого своеобразно сочетаются черты античной Венеры и христианской Мадонны. В работах 80-ых годов Б.

выступает, как один из самых сильных флорентийских рисовальщиков и как незаурядный колорист.

     К началу 90-ых годов по заказу одного из Медичи, Б. разукрасил рисунками экземпляр «Божественной комедии» Данте.

В этих рисунках линейный ритм принимает беспокойный, нервный характер, усиливается драматизм действия и эмоциональность.

Изменение стиля связано с кризисом мировоззрения художника, являвшееся социальными потрясениями во Флоренции конца XV века (изгнание Медичи, восстановление республики).

  Несмотря на надлом, мастеру удаётся создать ряд значительных произведений: «Покинутая» –  полная драматизма  картина с изображением одиноко плачущей женщины, аллегория «Клевета», поздними работами Б. являются: «Распятие», «История Виргинии», «Смерть Лукреции», «Рождество Христово». В этих картинах полных тревог и беспокойства, явно чувствуется глубокий творческий кризис мастера.

    Во флорентийском искусстве XV века Б. занимает особое место, его искусству присуща острая стилизация. В своих поздних работах он всё более возвращается к преодоленной уже Возрождением готики. В искусстве Б.

своеобразно сочетаются смелые реалистические искания, и гуманистические увлечения античностью с одной стороны и идеи флорентийского новоплатонизма и отголоски средневековой мистики с другой.

                

Источник: http://stud24.ru/art/bottichelli/350513-1082632-page1.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector