Смерть марии, микеланджело меризи де караваджо

15.07.2008

Публикации

Творчество этого выдающегося живописца рубежа XVI—XVII столетий было подлинно новаторским, а его недолгая трагическая жизнь насыщена приключениями.

В начале 1590-х годов Караваджо приехал из Ломбардии в Рим, где обрел влиятельного покровителя — кардинала дель Монте.

После произошедшей в 1606 году ссоры и убийства художником в драке одного из ее участников, он вынужден был спасаться бегством в Неаполь, а оттуда в 1607 году перебрался на остров Мальту. После ссоры со знатной особой был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию.

В 1608—1609 годах — колесил по Сицилии и Южной Италии, был ранен в 1609 году в Неаполе. В 1610 году, полагаясь на помощь влиятельных друзей и снисхождение Папы, решил снова возвратиться в Рим, но добравшись до городка Порто д’Эркасе, умер от лихорадки в возрасте тридцати семи лет.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Гадалка. Ок. 1594

Уже ранние, созданные в Риме произведения с изображением полуфигур — «Вакх» (1596—1597, Флоренция, Галерея Уффици), «Юноша с корзиной фруктов» (ок. 1593, Рим, Галерея Боргезе), «Гадалка» (ок.

1594, Париж, Лувр), Лютнист (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), Концерт (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) утверждают сложившуюся самостоятельную образную систему художника. Каждый образ передан с небывалой остротой восприятия натуры и цветовой энергией.

Постижение натуры, колорита, светотени навсегда останутся главными для Караваджо как для живописца, воспитанного в традиции северо-итальянской школы XVI века.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Вакх. 1596—1597

В полотне «Вакх» молодой толстяк в венке из листьев и гроздьев винограда на черных волосах, одетый на античный манер, уподоблен богу. Но мифологический антураж лишь оттеняет земную чувственную красоту юноши. С великолепным мастерством написан натюрморт — чаша из Фаэнцы, наполненная плодами осеннего урожая, стеклянный кувшин с вином и сосуд, который держит юноша в руках.

Прообразом многих народных типов в творчестве мастеров XVII—XVIII столетий станет черноглазая гадалка Караваджо. Тема написанного для кардинала дель Монте полотна «Концерт» с изображением четырех молодых людей с музыкальными инструментами была характерна для северо-итальянской живописи. Но Караваджо трактует ее жанрово, а не в форме идиллии.

Изображенные на фоне освещенной солнечными лучами стены полуфигуры переданы пластически весомо. В образах каждого музыканта — лютниста (в центре), с кистью винограда (слева), с нотами (справа) и с духовым инструментом (на втором плане; считается, что это возможный автопортрет художника) подчеркнута характерность, а все они тонко объединены общим настроением.

Как всегда в полуфигурных изображениях Караваджо натюрморт создает духовную ауру вокруг фигур.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Юдифь. 1595—1596

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Голова Медузы. 1595—1597

Более драматичны произведения второй половины 1590-х годов: «Юдифь» (1595—1596, Рим, Палаццо Барберини), «Давид с головой Голиафа» (Рим, Галерея Боргезе; Вена, Музей истории искусства), «Жертвоприношение Авраама» (1594—1596, Флоренция, Галерея Уффици), «Голова Медузы» (1595—1597, Флоренция, Галерея Уффици).

Резкий свет выделяет ту часть композиции, которую художник считает наиболее важной для передачи психологической глубины образов и всей сцены: трофей Давида — голову Голиафа; лица Авраама, Исаака и руку рыжеволосого ангела; Юдифь, вонзающую меч в шею Олоферна.

Караваджо позволяет себе свободные отступления от библейского изложения событий: ангел беседует с приносящим кровавую жертву Авраамом не с неба, а энергично удерживает его руку. О казнях и смерти напоминает и образ Святой Екатерины Александрийской, изображенной с традиционными атрибутами — колесом, мечом и пальмовой ветвью (Мадрид, Фонд Тиссена-Борнемисса).

Для этого полотна позировала жена друга Караваджо, архитектора Лонги. Образ красивой рыжеволосой итальянки полон такой чувственной жизненной силы, что лишь очертания нимба на темном

фоне и атрибуты заставляют осознать, что это персонаж легендарной истории, а не просто портрет современницы художника. Уподобленная пугающему античному скульптурному образу — Медузе Ронданини, в трагической гримасе застыла голова Медузы, написанная с предельной натуралистичностью.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Призвание апостола Матфея. 1599—1602

В самых выдающихся произведениях римского периода — алтарных образах из жизни апостола Матфея («Призвание апостола Матфея», «Мученичество апостола Матфея», «Апостол Матфей и ангел», 1599—1602, Рим, церковь Сан Луиджи деи Франчези, капелла Контарелли) и полотнах «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Рим, церковь Санта Мария дель Пополо, капелла Черази) с наибольшей глубиной раскрылись черты новаторского метода Караваджо. Церковными деятелями не сразу была одобрена попытка художника ввести в алтарные картины простонародный, а не идеально-возвышенный типаж, передать сильные эмоции. Первые варианты полотен для капеллы Черази были сначала отвергнуты заказчиками. С мощной простотой, как человеческую трагедию трактует художник сцены мучений святых. С глубокой искренностью — сцену духовного преображения Савла — будущего апостола Павла. Действие самой значительной композиции евангельского цикла капеллы Контарелли — «Призвание апостола Матфея» — происходит в темном помещении, куда неожиданно вторгаются Христос и Святой Петр, освещенные сильным потоком света, так называемым «погребным светом» Караваджо. Свет преображает эмоциональную атмосферу происходящего, придавая событию, одновременно, очень конкретный и ирреальный характер.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Трапеза в Эммаусе. 1601

Изображение искренних простых человеческих чувств всегда было важно для Караваджо. Несколько раз, изменяя расположение фигур, он обращался к написанию евангельской сцены «Трапеза в Эммаусе» (Милан, Пинакотека Брера; 1601, Лондон, Национальная галерея).

Его интересовала передача характерности образов Петра, Луки и Клеопы, их живой, но сдержанной реакции на рассказ Христа, остающегося как бы в тени, хотя и помещенного в центр композиции, жестом руки благословляющего хлеб.

Для этого сюжета, возможно, был исполнен натюрморт Корзина с фруктами (Милан, Пинакотека Амброзиана), поражающий энергией чистых красочных тонов.

С великолепной пластической осязательностью выписаны кисти винограда и смородины, персики, груши, яблоки, помещенные в плетеную корзинку и с декоративным изяществом окруженные зеленым плюмажем листьев.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Положение во гроб. 1600—1604

Глубокий, предельно эмоциональный характер выражения скорби обретают образы персонажей в полотне «Положение во гроб» (1600—1604, Рим, Ватиканская пинакотека). Стоя над изображенной на первом плане открытой могилой (Караваджо вновь использует мотив, нарушающий традиционную иконографию) они выглядят монументально, а зритель невольно оказывается вовлеченным в трагический ритуал погребения.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Смерть Марии. 1605—1606

К числу лучших поздних произведений Караваджо относится и полотно «Смерть Марии» (1605—1606, Париж, Лувр). Оно было написано для римской церкви Санта Мария делла Скала и приобретено впоследствии герцогом Мантуанским по настоянию Рубенса, исполнявшего при нем роль придворного художника. В тихой скорби застыли у смертного ложа Марии апостолы.

Их образы простонародны, как и образ Марии, уподобленной крестьянке в выцветшем платье. Торжественность привносит в композицию лишь высоко откинутый темно-красный полог, выделенный ярким светом из полумрака крестьянского жилища, где происходит трагическая сцена.

По тонкости передачи глубоких человеческих переживаний это большое полотно — подлинный шедевр Караваджо.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Мадонна с паломниками. 1604—1605

В последние годы жизни, много скитаясь, Караваджо исполнил ряд алтарных образов — в соборе Ла Валетты, в церквах Мессины, Сиракуз, Неаполя. В полотнах «Погребение Святой Лючии» (1608, Сиракузы, церковь Санта Лючия) и «Поклонение пастухов» (1609, Мессина, Национальный музей) доминирует темный фон, свет распределен более дробно, но передача эмоций персонажей не утрачивает прежней глубины.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Святая Екатерина Александрийская. 1595—1596

Творчество Караваджо ознаменовало начало нового этапа в развитии европейской живописи. Многие мастера, в том числе и «караваджисты», восприняли лишь внешние черты его метода; глубинные принципы искусства Караваджо получили творческое развитие в живописи Рубенса, Веласкеса, Риберы, Сурбарана, Рембрандта.

Открытая неаполитанским живописцем подлинная ценность натуры, утверждение народной образности еще в XVII столетии изменили представления о соотношении натурности и идеализации. Нововведениям художника суждено было стать исходной точкой творчества мастеров последующих столетий.

И мастера эпохи неоклассицизма находили в искусстве Караваджо источник вдохновения, стремясь избежать академических соблазнов.

Елена Федотова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=548

Караваджо: «Успение Марии» (Успение Божией Матери) — Православный журнал "Фома"

28 августа – праздник Успения Божией Матери по новому стилю. Это важное для христиан событие отражено в работах многих известных живописцев.

О том, как увидел Успение великий итальянский мастер Микеланджело да Караваджо, о его судьбе и работах мы говорим с богословом, экскурсоводом, руководителем Паломнического центра апостола Фомы в Европе Тимофеем Китнисом.

Караваджо: жизнь и судьба

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де КараваджоТимофей, говорить в связи с Успением Божией Матери именно о Караваджо была Ваша идея. Почему Вы выбрали его работу?

Во-первых, он действительно великий художник, а во-вторых, у него интересная, довольно необычная судьба. Он был известен как гуляка, дуэлянт, скандальный человек, с одной стороны. А с другой – большинство его лучших картин посвящены библейским темам, и он вкладывал в них всю мощь своего таланта.

О масштабе его дарования свидетельствует среди прочего и тот факт, что Караваджо не оставил ни одного наброска к своим картинам – вполне возможно, он обходился без них. Конечно, никто из искусствоведов не отрицает его таланта.

Обычно о нем говорят, что он большой мастер, что он преодолел маньеризм, который главенствовал в живописи после Ренессанса…

А что такое маньеризм?

Это направление в живописи, расцвет которого пришелся на XVI век. Если говорить в общих чертах, то в самом названии отражена его суть: в сюжетах, технике много манерности, вычурности. Так вот Караваджо был ярким противником этого стиля. По характеру он был революционером.

В работах он придерживался подчеркнутого реализма, все его герои – просто живые люди из плоти и крови, причем часто ему позировали люди из народа. Его работы порой поражают натурализмом. На эту тему существует множество легенд.

Рассказывали, например, что когда он писал «Воскрешение Лазаря», то выкопал только что погребенное тело и заставлял двух своих помощников его держать – на манер того, как если бы его клали в гроб.

Читайте также:  Автопортрет, рафаэль санти, 1506

А когда те отказались, то он даже якобы достал шпагу и начал им угрожать, что сейчас расправится с ними, если они ему не помогут.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Караваджо. Успение Марии

Неужели он действительно был на это готов?

Думаю, это всего лишь легенда. Но то, что в качестве натурщиков для библейских образов он приглашал людей, жизнь которых с точки зрения общества не была идеальной, – это факт. И ему это тоже ставили в вину.

Так что же говорили ценители живописи о работах Караваджо?

В его работах видели большой талант, но о содержании говорили, что плоть на них довлеет, а какое бы то ни было духовное измерение – отсутствует. Думаю, это несправедливо. Даже притом, что Караваджо без сомнения принадлежит к реализму, в его работах отражено нечто большее, чем земная человеческая жизнь.

А о каком периоде времени идет речь, когда мы говорим о Караваджо?

Давайте вспомним некоторые вехи его жизни. Начнем с того, что Караваджо – это не фамилия, это название небольшой деревни под Бергамо, где он родился. В то время это была частая история (например, Веронезе – тоже производная от названия города Верона). Настоящее имя мастера – Микеланджело Меризи. Он родился в 1571 году в уважаемой семье.

Его отец, женатый, кстати, во второй раз, сумел дать сыну хорошее образование. Провинция, где они жили, где находится Караваджо и Бергамо, называется Ломбардия, ее славная столица – Милан. Этот город был известен своими художниками. Под влиянием одного из них – Леонардо да Винчи – Караваджо долгое время находился.

Он был хорошо знаком с его работами, но самое большое впечатление на него произвела знаменитая фреска в трапезной храма Санта Мария дель Грация «Тайная Вечеря». Огромное впечатление на него произвела и школа венецианского мастера Тициана. Думаю, чтобы понять любовь Караваджо к телесности, нужно обратиться к традиции именно этого мастера.

Но со временем, конечно, Караваджо выработал собственную манеру.

Как и у любого другого художника, у Караваджо был свой покровитель, состоятельный человек знатного рода, олигарх своего времени. Таковым был герцог Колонна. Это очень известная фамилия в Италии, ведущая свое начало с XI века.

Колонна и Орсини, другой известнейший клан, – два вечно враждующих дома, вечные соперники, как Монтекки и Капулетти. В том числе, и соперники за папский престол. У герцогского рода Колонна очень интересный герб: собственно, колонна – и над ней корона.

А дело в том, что их римский дом стоял рядом с колонной Траяна, отсюда и происхождение фамилии.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Караваджо. Автопортрет

Караваджо вынужден был со временем оставить Милан. Характер у него был беспокойный. И хотя он довольно много времени посвящал живописи, получалось у него все сравнительно быстро. Так бывает: там, где более усердный, но менее талантливый трудится днями и ночами, другой художник справляется быстрее.

В этом и плюс, и минус Караваджо, ведь у него оставалось достаточно времени для занятий, далеких от эстетики и духовности. Шумные компании, разгул… В итоге эта черта его характера, с которой он до конца жизни не мог справиться, принесла ему много бед.

Были у него и минуты просветления… Скажем, есть одна его работа, которая называется «Больной Вакх», где он в аллегорической форме написал самого себя.

У Караваджо было несколько весьма плодотворных периодов творчества: миланский, затем римский, далее он переехал в Неаполь… Судьба сводила его со многими выдающимися людьми того времени. К примеру, у него была встреча с Галилео Галилеем. А в другом случае, когда он попал в тюрьму, то познакомился там с Джордано Бруно.

В тюрьму он попал из-за убийства? Караваджо ведь однажды убил человека…

Нет, это более поздняя история, она относится уже к римскому периоду его жизни. И кстати, обстоятельства ее до конца не ясны. Во время игры в мяч между Караваджо и одним из его напарников по игре произошла ссора, в результате которой погиб человек.

Был ли убийцей Караваджо? Сам он этого не отрицал, но что произошло – доподлинно не известно. По одной версии, художник слишком сильно метнул мяч, по другой – произошла схватка, во время которой Караваджо поразил соперника шпагой.

Все это было вполне ожидаемо от человека с таким бешеным темпераментом, как у Караваджо. Но скорее всего, убийство не носило преднамеренного характера, это было трагическое стечение обстоятельств. Тем не менее, папа Павел V объявил Караваджо вне закона.

Это означало, что любой человек, узнавший его на улице, обязан был взять его под стражу, а при оказании сопротивления даже мог убить. Наступил период странствий, скорбных скитаний мастера.

Он путешествовал по разным городам Италии, одно время скрывался от гнева папы у своего покровителя Колонны… Потом он долгое время жил и работал на юге, в Неаполе. Там он создал несколько работ, которые посвящены Иоанну Крестителю. Ну а картину «Успение Божией Матери» он написал для римской церкви Санта Мария делла Скала.

Караваджо: «Успение Марии»

Правда ли, что заказчик не принял эту работу?

Да, картина была отвергнута, причем с огромным скандалом. Про Караваждо после этого был распущен слух, что он человек безнравственный и абсолютно не понимает тему.

Материал по теме

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Успение: Мирная кончина, подобная сну

Великий Праздник Успения Богоматери может показаться нецерковному человеку очень странным. Как можно параздновать чью-то смерть? Все у христиан как не «у людей», скажет кто-то. Для них радость то, что для других горе

Что же скандального в этой работе?

Для начала давайте вспомним, о каком событии идет речь. Успение Пресвятой Богородицы – это христианский праздник, общий для Восточной и Западной Церкви, когда, с одной стороны, вспоминается конец земного пути Пречистой Девы («Успение» значит уснуть, умереть).

С другой стороны – в Успении подчеркивается не менее важная составляющая: Христос Сам приходит за Своей Матерью. На православных иконах этот момент изображается так, что Спаситель как ребенка держит на руках Ее молодую душу, пространство вокруг залито светом, скорбь растворяется в радости.

В западной живописи праздник Успения изображается как Вознесение Пресвятой Богородицы – ангелы поднимают Ее на небо.

Другой распространенный в живописи и скульптуре сюжет – коронация Божией Матери, Ее торжество на небе, когда Ее Сын, а часто и Пресвятая Троица – Отец, Сын и Дух Святой прославляют Ее как Небесную Царицу, «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». То есть речь идет не столько о печальном событии смерти, сколько о воскресении, которое ожидает всех людей.

Что же из этого мы видим у Караваджо?

Давайте внимательно рассмотрим его работу. Прежде всего, здесь бросаются в глаза фигуры убитых горем апостолов, которые собрались вокруг ложа только что умершей Пресвятой Богородицы. Божия Матерь изображена так, что тело Ее как будто пересекает холст. Она лежит в алых одеждах.

С большим реализмом изображены руки: это руки человека, которого только-только оставила душа. Они безвольно обвисли. У Богородицы бледный лик, как будто после болезни, глаза закрыты… Все это – изображение скорее телесной стороны жизни, чем духовной.

Чтобы подчеркнуть особую бледность Пречистой Девы, Караваджо использует алый цвет, типичный для своих работ. Далее, мы видим помещение, практически лишенное света: черный фон на холсте доминирует. Часть апостолов, которые пришли прощаться с Божией Матерью, находятся в тени.

И действительно, кажется, что в этой картине только скорбь, и ничего от того светлого праздника Успения, который отмечает Церковь, нет.

Тем не менее, есть несколько деталей, которые указывают и на другую, духовную сторону этого события.

Например, чтобы подчеркнуть особую святость Богородицы, Караваджо увенчал Ее нимбом – только Ее, хотя и апостолы, и Мария Магдалина прославлены Церковью как святые.

Далее, Божия Матерь изображена так, как будто Она только что умерла, но тело Ее не просто лежит… Если приглядеться: ложе различимо только у изголовья, а дальше – мы видим одежды апостолов, а постели нет. Возникает эффект, что Богородица как бы парит в воздухе.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Караваджо. Призвание апостола Матфея

Но главное даже не в этом. Давайте посмотрим на один выразительный момент, характерный для Караваджо. Это так называемая игра света и тени, воздух, который составляет очень важный скрытый план картины.

Он есть во многих работах мастера, особенно на библейские темы (например, «Бегство в Египет», «Призвание апостола Матфея»). Да, в «Успении» Караваджо нет изображения Христа, пришедшего за Божией Матерью. Да, мы видим людей, преисполненных земной скорби.

Она всем знакома: все мы теряем близких и дорогих людей и в этот момент плачем. Это вполне понятная скорбь, ведь смерть неестественна для человека, каждый из нас с детства противостоит самой мысли о ней.

Есть люди, которые, даже повзрослев, стараются о ней не думать, что, кстати, неправильно, потому что смерть – это составляющая жизни и воскресения. Да, Караваджо мастерски показывает земную скорбь. Но приглядитесь: кроме нее, мы видим на холсте поток света, который уже прорвался в комнату, уже прорезал тьму.

Караваджо не напрасно признан одним из лучших мастеров живописи. Игра света и тени – одно из его ярчайших выразительных средств.

Читайте также:  Овидий среди скифов, эжен делакруа, 1859

Благодаря этому свету мы можем предположить, что произойдет мгновение спустя… Через секунду тело Божией Матери начнет приподниматься и устремляться к этому свету. Собственно, мы не знаем как, но именно это и произошло.

Успение Божией Матери в духовном мире – это преодоление смерти, которое стало основной мыслью в творчестве художников с христианским мироощущением. Ведь это начало жизни вечной.

Материал по теме

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Житие и Успение Пресвятой Богородицы

О Пресвятой Деве мы знаем в основном благодаря Священному Преданию. Главными источниками здесь служат два апокрифа —Протоевангелие Иакова и «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя».

Кстати, вокруг праздника Успения Божией Матери у западных христиан сложилось много красивых традиций. Одна из них связана с Брюсселем, столицей Бельгии. Раз в два года на Успение главную площадь города здесь выкладывают цветами. Это очень красиво. И это символ не погребального венка – это именно цветы, которые символизируют победу жизни над смертью.

Но скажите, почему же заказчики не приняли эту работу?

Думаю, именно потому, что они не увидели на картине второго плана.

Караваджо сознательно отошел от традиционных мизансцен, а разглядеть за подчеркнутым реализмом иную, эсхатологическую перспективу заказчики не сумели.

Впрочем, они не отрицали мастерство исполнителя, ведь отрицать очевидное невозможно. Но с их точки зрения, с задачей Караваджо не справился: они увидели на картине смерть, но не увидели воскресения.

Кстати, судьба этой работы довольно интересна. Ее вернули автору со скандалом, про Караваджо говорили, что с ним не стоит связываться. И возможно, картина пропала бы, как это часто случалось тогда – затерялась бы где-нибудь на чердаке.

Тем более, что у характер у мастера был беспокойный, жизнь бурная… Спас это полотно Рубенс, который в то время жил у известного покровителя искусств Винченцо Гонзага, представителя известного европейского рода, который был в родстве с Габсбургами и даже претендовал на трон императора Священной Римской империи.

Рубенс порекомендовал ему приобрети эту отвергнутую картину, что и уберегло ее от гибели. Впоследствии она находилась в частных коллекциях. А сейчас ее место в Лувре, и все желающие могут ее увидеть.

Успение: Мирная кончина, подобная сну

Другие материалы о Успении Пресвятой Богородицы

Источник: https://foma.ru/karavadzho-uspenie-marii-uspenie-bozhiej-materi.html

«Успение Девы Марии» Караваджо — История одного шедевра

Сюжет

Не полотне изображена скончавшаяся Дева Мария. События эти не описываются в библии, но о них известно из Предания церкви. В этот день апостолы из разных стран чудом собрались в Иерусалиме, чтобы проститься с Богородицей и похоронить ее.

Церковь называет это успением, а не смертью: «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Считается, что тело ее не подвержено тлену.

Совсем иной представил Деву Марию Караваджо. В его видении она обычная женщина, жизнь которой была полна испытаний, а потому тело измучено и со смертью обрело покой.

В качестве модели Девы Марии художник писал даже не проститутку, что обычно практиковал, но утопленницу, которая сгинула в водах Тибра. Правда это или нет — остается догадываться, как и о многих других историях о Караваджо.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо Успение Девы Марии. (wikipedia.org)

Караваджо в период расцвета писал библейские сюжеты. Однако в отличие от современных ему маньеристов, представлявших Христа и его последователей рафинированными персонажами, Микеланджело Меризи показывал их человеческую сущность. Поэтому у героев могут быть и немытые ноги, и отрепья вместо одежды, и нездоровый цвет кожи.

У своих заказчиков — в основном представителей римско-католической церкви — Караваджо пользовался такой популярностью, что ему позволяли подобные вольности в интерпретации вечных сюжетов. И хотя к нему были претензии, церковь закрывала глаза — дороже было получить шедевры Караваджо, чем соблюсти догму.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо «Распятие Святого Петра». (wikipedia.org)

Яркими вспышками на темном фоне Караваджо акцентирует внимание зрителя, заставляя его переосмыслить знакомый сюжет. Благодаря игре света и тени он создает драматический эффект и добивается включенности зрителя.

Судьба художника

О личности художника сохранились противоречивые данные. Это объясняется и тем, что серьезных биографов у Караваджо не было, и тем, что он был импульсивным открытым, а потому казалось, что в его характере сошлись лед и пламя. Современники говорили о нем, как импульсивном, вспыльчивом, прямолинейном, открытом, чувствительном человеке.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо «Обращение Савла». (wikipedia.org)

Как и многие итальянские художники Микеланджело Меризи, который родился в день Святого Михаила, был прозван по местности, где он появился на свет. Кстати, часть исследователей полагает, что родом он из Милана, а не из коммуны Караваджо.

Первым учителем Меризи был Симоне Петерцано, который брал уроки живописи у Тициана. Вместе они проехали по многим городам Италии, чтобы познакомиться с работами великих итальянцев. У Петерцано же Караваджо обучился анатомии и химии, без которой было невозможно в то время получить нужные краски.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо «Больной Вакх» — первый автопортрет Караваджо. (wikipedia.org)

Самостоятельная карьера Караваджо началась поздно. В 20 лет он приехал в Рим, не имея за плечами выдающихся работ, тогда как в то время художники начинали в 12−13 лет. Однако уже в первой монументальной работе он выступил как новатор и провокатор.

Для Девы Марии могла позировать проститутка с внебрачным ребенком, у апостолов могли быть немытые ноги. Шулеры, разбойники, цыганки — всех этих персонажей Караваджо видел сам, открывая для себя дно Рима. Это произвело впечатление на современников, и к нему выстроились в очередь с заказами.

Караваджо не боялся помещать героев спиной к зрителю — создавалось впечатление, что они выходят за пределы рамы и включают наблюдателей в свои сцены.

За темноту полотен художника называли подвальным — и были недалеки от истины. Первое время самостоятельной карьеры живописец работал в погребе, где единственным источником света была открытая дверь. Возможно, это обстоятельство могло навести художника на то световое решение, которое он разовьет.

На многих полотнах нарушены пропорции и перспектива. Исследователи полагают, что это объясняется использованием камеры обскура или зеркал.

Но не исключено и то, что гениальность Караваджо позволяла ему обходиться без специальных трюков. Для Меризи не было второстепенных деталей на полотне.

Портрет и натюрморт были равнозначны, он писал их с одинаковой страстью. Поэтому Караваджо называют основоположником натюрморта как особого жанра.

Немало упоминаний о гомосексуальности Караваджо — в качестве аргумента в пользу этой гипотезы приводят портреты подмастерья Марио Минитти.

Однако известно, что у живописца были неоднократно отношения с девушками, а чувственность, с которой он изображал красивых молодых юношей, — вероятно, не столько его художественный прием, сколько ответ предпочтениям заказчиков, которые как раз действительно любили и юношей, и мальчиков.

Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо «Давид с головой Голиафа». (wikipedia.org)

Караваджо почти не расставался со шпагой, что неоднократно было причиной повышенного внимания полиции. В конечном итоге, эта привычка сыграла против него: во время азартной игры в мяч Меризи убил своего соперника Рануччо Томассони — своего рода криминального авторитета, тесно связанного с властью.

За это преступление художник был объявлен Папой вне закона, что означало, что каждый встречный мог его убить, голову отправить в Ватикан и получить за это вознаграждение. Последние четыре года Караваджо скитался по итальянским городам.

«Его смерть была недостойной, как и его жизнь», — напишет один из современников Караваджо, кстати, тоже художник и, по всей видимости, конкурент и завистник. Как в действительности умер Микеланджело Меризи, неизвестно.

Сохранились сведения, что в 1610 году он получил прощение Папы и отправился в Рим, чтобы лично убедиться в этом и вернуться к прежней жизни в Вечном городе. Но до Рима он так и не добрался — где, как и почему он умер неизвестно.

Вскоре после кончины Караваджо многие из его работ были изъяты из церквей — контрреформация объявила его картины ересью. Только в середине XX века живописец был вновь открыт широкой публике.

Русские земли находились в зависимости от Монгольской империи два с половиной века. Ордынское иго оказало существенное влияние на экономическое развитие страны.

Нашли ошибку или опечатку ? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter Open modal

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62623 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 31.07.2015 При полном или частичном использовании материалов ссылка на «Дилетант» обязательна. Для сетевых изданий обязательна гиперссылка на сайт «Дилетант» — diletant.media. Разработанно в notamedia

Главный редактор: Снежана Петрова

Источник: https://diletant.media/articles/43306596/

Учёные обнаружили причину смерти Караваджо. Это не сифилис

Караваджо был не только революционным художником эпохи , повлиявшим на многих своих коллег. Биографы знают его также как азартного игрока, повесу и бретёра. На протяжении последних четырёх столетий историки пришли к выводу, что живописец, вероятнее всего, умер от сифилиса в 1610 году.

Однако новые исследования группы из семи итальянских и французских учёных опровергают эту теорию. Прежде чем установить причину смерти Караваджо, им сначала пришлось найти его останки.
Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

В данном случае оказалось, что убийцей был стафилококк. Исследователи смогли обнаружить бактерии при анализе кровеносных сосудов в зубах художника. Результаты своих изысканий они опубликовали в еженедельнике The Lancet — одном из самых старых и авторитетных журналов по медицине.
Смерть Марии, Микеланджело Меризи де Караваджо

Оттавио Леони, «Портрет итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо» (ок. 1621). Biblioteca Marucelliana, Флоренция

Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 — 1610) родился в 1571 году неподалёку от Милана.

Уже вскоре после своего 20-летия он получил признание как художник, но при этом участвовал во множестве драк и вооружённых потасовок.

В одном из таких уличных боёв в Риме он убил человека, был приговорён к смерти, бежал из Вечного города и скитался по южной Италии. Его последний бой произошёл около 9 июля 1610 года в Неаполе.

Переправляясь оттуда на лодке, Караваджо остановилась в Пало — порту в 20 милях от Рима — где был арестован и заключён в тюрьму. После освобождения он пешком пришёл в Порто Эрколе в Тоскане, где умер в местной лечебнице в возрасте 39 лет и, якобы, был похоронен на близлежащем кладбище.Прежде всего, команде учёных из Средиземноморского инфекционного института в Марселе необходимо было обнаружить останки Караваджо. На кладбище Порто Эрколе эксперты проверили захоронения всех мужчин ростом 1,65 метра в возрасте от 35 до 40 лет. Всего было найдено девять таких скелетов, но только один, как показал радиоуглеродный анализ, относился к XVII веку.

Кроме того, исследователи выяснили, что в костях наличествует чрезвычайно высокий уровень свинца, что стало весомым подтверждением, ведь Караваджо был известен небрежным использованием этого металла в красках. Некоторые эксперты даже полагают, что он и умер от отравления свинцом, хотя известно, что у него были признаки лихорадки.

Для подтверждения гипотезы о принадлежности скелета его ДНК сравнили с генетическим профилем других людей по фамилии Меризи или Меризио. «С разумной вероятностью… эти останки приписываются Караваджо», — отмечают учёные.

Для идентификации причины смерти медики проанализировали зубы останков.

Читайте также:  Девушки на мосту, эдвард мунк, 1901

Было предложено несколько гипотез, таких как бруцеллёз, малярия или сепсис, вызванный раной, которую Караваджо получил во время своей последней потасовки в Неаполе.

Заключительные данные, подтверждённые дважды, предполагают, что человек, чей скелет подвергся анализу, умер от заражения золотистым стафилококком.

Все элементы в поддержку этой гипотезы также показали, что «эта смерть правдоподобна в контексте жизни Караваджо и вызвана сепсисом, вторичным по отношению к суперинфекции ран после драки в Неаполе, за несколько дней до появления симптомов», — заключают исследователи.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме
Художники, упоминаемые в статье

Микеланджело Меризи деКараваджо129 работ

Источник: https://artchive.ru/news/3611~Uchenye_obnaruzhili_prichinu_smerti_Karavadzho_Eto_ne_sifilis

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Смерть Марии»

Описание картины Микеланджело Меризи да Караваджо «Смерть Марии»

Одна из картин Караваджо, написанных по заказу церкви, но отвергнутых из-за нетрадиционной революционности – «Смерть Марии». Создано удивительное полотно было к 1606 году. Это был период позднего, зрелого творчества живописца. И в картине нашли отражения все приобретенные Караваджо за годы художественного труда приемы изображения фигур, фона и их взаимодействия.

«Смерть Марии» поражает глубокой эмоциональной силой. С первого взгляда ощущается скорбь собравшихся апостолов и Магдалины возле умершей Богоматери. Душевная боль на лицах и в красноречивых жестах заражает зрителя и погружает в тревожный трепет перед смертью. Многие ценители шедевров Караваджо считают представленную работу наиболее трагичной.

Драматизм скорбной сцены в нижней части картины гениально подчеркнут освещенным красным занавесом в верхней стороне. Основной цвет полотна – чернеющий темный коричневый, он разбавлен пятнами насыщенного алого тона и яркими бликами света.

Именно свет выступает здесь в качестве изобразительного средства для передачи духовной возвышенности полотна.

Еще один прием – положение тела Матери Христа – оно, лежа на приподнятой от земли поверхности, как бы парит в воздухе: под ногами совсем не видно опоры.

Церковь в то время не сумела разглядеть богатства духовности выполненной работы. Даже нить нимба у головы Богоматери не убедила представителей религии. Они желали видеть торжество воскресения, ведь Мария после долгой жизни должна была встретиться на небесах с любимым сыном и обрести счастье.

А художник, по их мнению, не дал даже намека на подлинный сюжет библии. Более того, существовало мнение, что натурщицей для написания фигуры Марии он выбрал женщину легкого поведения.

Но все же нашлись ценители таланта живописца, которые сохранили прекрасный шедевр, и теперь его можно лицезреть в Лувре.

(2 votes, average: 5.00

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mikelandzhelo-merizi-da-karavadzho-smert-marii/

Сочинение по картине Караваджо Смерть Марии

Одним из самых сомнительных религиозных моментов длительное время оставался вопрос об окончании жизненного пути матери Сына Божьего – Марии.

Хотя в католическом мире господствовало мнение, что она не испытала смерти и была вознесена в царство небесное еще при жизни, тем не менее, догматы о ее вознесении были узаконены только в двадцатом веке, что оставляло поле для постоянных споров среди художников и богословов.

В большинстве художественных произведений отражена та точка зрения, что Мария избежала земной смерти, в то время как некоторые живописцы, и Микелянджело Меризи да Караваджо в том числе, иногда представляли смерть Марии без какого бы то ни было намека на вознесение и причисление к лику святых. В их восприятии конец ее жизненного пути был трагичным и полным боли.

  • Получив заказ от папского адвоката на картину для храма Санта-Мария делла Скала, что находится в Траставере, великий итальянский художник-реформатор Караваджо берется за нее с необычайным энтузиазмом.
  • Это было одно из его последних произведений и оказало невероятное влияние на последующее развитие не только итальянской, но и европейской живописи.
  • Как и все его полотна, картина лишена «святости» — отсутствуют характерные для тех времен позы и типы персонажей, символы религиозного характера и не соблюдены церковные каноны.
  • Произведение передает реальность и глядя на нее кажется, что если жизненные путь Марии закончился смерть, то именно так и выглядело ее безжизненное тело и скорбящие люди, собравшие в последний раз взглянуть на нее и проводить в последний путь.
  • Она не выглядит прекрасной женщиной недавно закрывшей глаза и как будто уснувшей.

Современники Караваджо делились слухами, что прототипом для написания Марии послужила женщина недостойного поведения — что Караваджо рисовал Богородицу с трупа утонувшей в Тибре проститутки. Вызывала негодование и поза Марии, неподобающая ее святости.

Общая гамма красок картины – темная, мрачная и поразительно напряженная – также характерна для поздних произведений итальянского гения, когда во времена своих странствий его душа все больше погружалась во мрак.

Луч света озаряет тело Марии целиком, а дальше избирательно освещает фигуры собравшихся вокруг нее апостолов. Подчеркивая драматизм ситуации, сверху над этим трагичным и невероятно реальным событием Караваджо нарисовал кровавые покровы, которые перекликаются по цвету с красным платьем Марии.

Поразительная реальность изображенного на полотне шокировала всех современников Караваджо, а его манера изображения дала толчок новому направлению в живописи.

Автор статьи: Ирина Шастова

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/karavadzho-smert-marii.html

Описание картины Смерть Марии – Микеланджело Меризи да Караваджо

Картина “Смерть Марии” – одно из последних произведений художника. Видимо, под влиянием церковной живописи Рима Караваджо обращается к сложной многофигурной композиции. Картина со своей жестокой прямотой стала буквальным воспроизведением жизни.

Это, наверное, одно из самых трагических произведений в коллекции Лувра.

Телесная реальность смерти, подчеркиваемая текущим из глубины картины резким светом, шокировала всех. Монастырь кармелиток, по заказу которого исполнялся этот образ, отказался от картины еще до окончания работы. По совету Рубенса это полотно пополнило коллекцию герцога Мантуанского, надолго став объектом подражания для других художников.

Потом картина попала к Карлу I Английскому, позднее, во время революции, была куплена неким банкиром, а после его банкротства приобретена Людовиком 14 и таким образом оказалась в Лувре.

(No Ratings Yet)

  1. Мальчик с корзиной фруктов – Микеланджело Меризи да Караваджо “Мальчик с корзиной фруктов” – это первая картина Караваджо, и она в полной мере демонстрирует уникальный почерк художника и его……
  2. Мадонна со змеей – Микеланджело Меризи да Караваджо Картина итальянского живописца Караваджо “Мадонна со змеей”, в Италии более известна как “Мадонна Палафреньери”. Размер картины 292 x 211 см,……
  3. Экстаз святого Франциска – Микеланджело Меризи да Караваджо “Экстаз святого Франциска” является работой итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо. Картина является первым полотном Караваджо на религиозную тему…….
  4. Семь деяний Милосердии – Микеланджело Меризи да Караваджо Картина “Семь деяний милосердия” также известна под названием “7 актов милосердия”. Около 1607 года она была изображена маслом Караваджо, итальянским……
  5. Святой Иероним за книгой – Микеланджело Меризи да Караваджо В этой картине, написанной Караваджо специально для Шипионе Боргезе, художник изобразил Святого Иеронима за его учеными трудами. Льющийся сквозь невидимое……
  6. Рождение Девы Марии – Витторе Карпаччо Картина входит в цикл из шести произведений, посвященных жизни Богородицы и созданных художником для Скуолы дельи Албанези. Полотно свидетельствует о……
  7. Винченцо II Гонзаго – Питер Рубенс В Венеции Рубенс встретился с мантуанским герцогом Винченцо I Гонзага, с которым он, вероятно, был уже знаком со времени визита……
  8. Введение Марии во храм – Якопо Тинторетто Картина Якопо Тинторетто “Введение Марии во храм”. Размер картины 429 x 480 см, холст, масло. В середине 1550-х годов черты……
  9. Смерть Актеона – Тициан Вечеллио “Смерть Актеона” иллюстрирует одну из историй, взятую из “Метаморфоз” Овидия. Прекрасный Актеон, охотясь в лесу, случайно увидел купающуюся богиню Диану…….
  10. Смерть Эвридики. Д – Тициан Вечеллио “Смерть Эвридики” входит в группу небольших мифологических композиций горизонтального формата, видимо, предназначенных для украшения свадебных сундуков – кассоне. Эти композиции,……
  11. Смерть и Скупой – Иероним Босх Датируемая 1490-1500 годами картина “Смерть и скупец”, принадлежащая кисти зрелого Босха, является, по всей видимости, частью более крупного произведения. Об……
  12. Венера бесчувственная – Питер Рубенс Картина фламандского живописца Питера Пауля Рубенса “Венера бесчувственная”. Размер картины 142 x 184 см, холст, масло. Дух жизнеутверждающего оптимизма отличает……
  13. Смерть Сенеки – Жак Луи Давид Художник написал картину на известный сюжет по поводу смерти римского философа, поэта и государственного деятеля Сенеки. Сенека принадлежал к сословию……
  14. Смерть Адониса – Питер Рубенс Адонис – в переводе “господь”, “владыка”. Родился от кипрского царя Киниры и его дочери Мирры. Богиня Венера была разгневана на……
  15. Портрет Марии Ивановны Лопухиной – Владимир Лукич Боровиковский Портрет М. И. Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием В. Л. Боровиковского. Можно, пожалуй, даже оценить его как высшее достижение……
  16. Помощь Генуе – Антонио де Переда Картина “Помощь Генуе” была выполнена в 1634 году еще молодым художником для Салона королевств во дворце Буэн Ретиро по заказу……
  17. Введение Марии во храм – Тициан Вечеллио Картина художника Тициано Вечеллио “Введение во храм” . Размер картины 345 x 775 см, холст, масло. Композиция “Введение во храм”……
  18. Коронация Марии Медичи – Питер Рубенс Эта картина – одна из немногих в цикле, которая не содержит никаких мифологических или аллегорических фигур. Это – точное описание……
  19. Смерть инквизитора Педро де Арбуеса – Бартоломео Эстебан Мурильо При короле Фердинанде Арагонском усилилось влияние инквизиции. В апреле 1484 года в Тарасоне кортесы Арагонского королевства, на тайном совете, состоявшем……
  20. Рождество Марии – Альбрехт Альтдорфер В его работе привлекает мотив сложной, показанной в угловом ракурсе архитектурной декорации, передача огромного, наполненного светом и легкими тенями пространства….

Источник: https://art.goldsoch.info/smert-marii-mikelandzhelo-merizi-da-karavadzho/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector