«смерть адониса», себастьяно дель пьомбо — описание картины

Охота Адониса. — Смерть Адониса. — Праздники в честь Адониса. — Богини Хариты — три Грации.

Охота Адониса

Адонис олицетворяет жизнь растительного царства, пробуждающегося весной и умирающего осенью. Так как, согласно мифам древней Греции, всюду на земле, куда бы ни ступила нога прекрасной богини Афродиты, тотчас же из-под нее появлялись цветы, то древние греки соединили узами любви Афродиту и Адониса.

Адонис был юноша поразительной красоты. Адонис возбудил в богине Афродите (Венере) страстную любовь к себе. Эта изнеженная женственная богиня, не желая расставаться с Адонисом, сопутствовала ему повсюду. Богиня Афродита следовала за Адонисом даже и на охоте.

«Смерть Адониса», Себастьяно дель Пьомбо — описание картины
Гибель Адониса на охоте от удара вепря. Рисунок по барельефу на древнеримском саркофаге. Изображены различные эпизоды мифа об Адонисе.

Смерть Адониса

Бог Арес (Марс) из ревности решил погубить Адониса. Богиня Артемида (Диана) предупредила об этом Афродиту (Венеру), которая старалась всеми силами убедить своего любимца отказаться от охоты. Но все мольбы богини Афродиты остались тщетными: юноша Адонис пренебрег ее советами и отправился на охоту.

Сохранилось много фресок и картин, изображающих сборы Адониса на охоту. Скульпторы античности редко пользовались мифом об Адонисе для своих статуй. На гравированных камнях этот миф встречается чаще, и Адонис везде представлен в образе прекрасного юноши с красивыми и изящными формами.

«Смерть Адониса», Себастьяно дель Пьомбо — описание картины
Венера и Адонис. Петер Пауль Рубенс. Холст, масло, 1630-е гг. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

Художники новейшего времени, напротив того, очень часто вдохновляются мифом об Адонисе. Большой известностью пользуется прекрасная скульптурная группа Кановы на эту мифологическую тему.

Тициан в своей картине придал Адонису черты лица Филиппа II, для которого она была написана. Тициан выбрал тот момент, когда Адонис, несмотря на мольбы богини Венеры, покидает ее.

Рубенс почти также трактовал этот мифологический сюжет, но у него бог Купидон (Амур) старается удержать прекрасного охотника Адониса.

Альбано, Прюдон и много других художников писали на мифологическую тему об Адонисе.

Богиня Афродита (Венера), тщетно прождав возвращения Адониса, отправилась на поиски. Афродита искала Адониса повсюду, пробираясь сквозь кустарники. Тернии рвали одежды богини Афродиты и царапали ее лицо и руки до крови. Всюду, куда падали капли крови Афродиты, вырастали благоухающие розы.

Афродита нашла наконец своего любимца Адониса, но уже без признаков жизни: Адониса убил вепрь. Богиня Афродита превратила Адониса в цветок анемона.

«Смерть Адониса», Себастьяно дель Пьомбо — описание картины
Букет анемонов. Одилон Редон, фрагмент картины.

В Лувре находится картина Пуссена, изображающая умирающего Адониса на руках богини Венеры.

Когда Адонис сошел в царство Плутона, все тени пришли в восторг от его красоты, а богиня Персефона влюбилась в Адониса.

Богиня Афродита (Венера), вся в слезах, отправилась на Олимп к Зевсу (Юпитеру) и принялась умолять Зевса возвратить ей Адониса, но Персефона ни за что не соглашалась отдать Адониса. Властелин богов, желая примирить богинь Афродиту и Персефону, решил, что юноша Адонис будет проводить полгода в жилище смерти, а полгода на земле с Афродитой.

Миф об Адонисе, напоминающий миф о Персефоне, может быть объяснен следующим образом: зима, время года, когда растительное царство умирает или засыпает, есть то время, когда Адонис пребывает с Персефоной; наступает весна, все оживает, прекрасный юноша вновь возвращается к богине красоты.

Праздники в честь Адониса

«Смерть Адониса», Себастьяно дель Пьомбо — описание картины
Смерть Адониса. Джузеппе Маццуоли, мрамор, 1709 г. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
{ (Creative Commons license): basykes}

Культ Адониса, перенесенный из Сирии финикийцами, быстро распространился среди древних греков.

В городе Афинах и в городе Александрии был учрежден праздник в честь полубога Адониса, возлюбленного богини Афродиты. Праздник Адониса отмечался в начале весны и продолжался целую неделю.

В первый день праздника все участвующие в траурных одеждах оплакивали смерть Адониса и исчезнувшую с ним вместе растительность. В остальные же дни радостно праздновали возвращение полубога Адониса на землю. Сохранилось до наших дней несколько гимнов и радостных песен, которые распевались во время этого праздника Адониса.

Богини Хариты — три Грации

На всех памятниках примитивного искусства богини Хариты (в римской мифологии — Грации) изображены одетыми. На знаменитом барельефе, находящемся в Лувре, Грации покрыты длинными одеждами, так же как и на всех монетах Римской эпохи.

«Напрасно доискивался я, — говорит древнегреческий автор Павсаний, — какой скульптор или живописец первый изобразил богинь Харит обнаженными. На всех древних памятниках Хариты одеты, и я, право, не понимаю, почему же последующие скульпторы и живописцы изменили это. Теперь же все художники изображают Харит лишенными одежды».

Знаменитая античная группа «Три Грации» находится в музее города Сиенны. Существует много вариантов этой группы; Луврскому музею принадлежит одно из лучших повторений.

На многих римских фресках в Помпеях изображены Грации в их традиционной позе. Этому следовали и Рафаэль, и Рубенс, и многие знаменитые художники.

Канова, Торвальдсен и Прадье изваяли на тему о Грациях прекрасные мраморные группы. Произведение Торвальдсена считается лучшим.

«Смерть Адониса», Себастьяно дель Пьомбо — описание картины
Три Грации (богини Хариты), пляшущие в хороводе. Римская статуя с греческого оригинала, II в. от Р.Х., Лувр.
{ (Creative Commons license): celesteh}

Из новейших художников группа Жана Пилона считается шедевром; его Грации покрыты длинными туниками, но позы их совершенно не согласуются с традициями древнегреческого искусства.

Богини Хариты (Грации) олицетворяли все то, что составляет прелесть и привлекательность жизни.

Обязанности Граций были самые разнообразные. Грации помогали и присутствовали при туалете Венеры. Грации часто сопровождали крылатого бога Эрота.

Философы обращались к богиням Харитам (Грациям) и приносили им жертвы, прося Харит придавать их речам более мягкости и интереса, опасаясь, что без помощи богинь Харит философия покажется всем слишком сухой и скучной материей.

Богини Хариты (Грации) призывались в начале пира: их просили ниспослать на пирующих нежное веселье и тихую гармонию. Хариты присутствовали при праздниках, потому что их присутствие изгоняло печаль и заботы, но главные обязанности Харит заключались в том, чтобы доставлять богам и людям все то, что делает жизнь хорошей и счастливой.

Имена богинь Харит обыкновенно — Аглая, Евфросина, Талия (три Грации).

Три Грации изображаются всегда обнявшись, олицетворяя этим взаимные услуги и братскую помощь, которую люди обязаны оказывать друг другу для того, чтобы их жизнь была счастливая и спокойная.

«Смерть Адониса», Себастьяно дель Пьомбо — описание картины

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Источник: https://zaumnik.ru/mifologija/adonis-afrodita.html

Пьомбо Смерть Адониса

«Смерть Адониса», Себастьяно дель Пьомбо — описание картины

Себастьяно дель Пьомбо учился сначала у Джованни Беллини, а затем у Джорджоне. Себастьяно дель Пьомбо (Sebastiano del Piompo) (около 1485-1547) Итальянский художник эпохи Высокого Возрождения.

Они являются как свидетели горя Венеры, То, то – как декорация божественной кары, в Себастьяно картине дель Пьомбо «Смерть Адониса», в гравюре Джулио Сануто «Наказание Марсия».

Все же, Но, Венеция была лишь для фоном изображения чуда и в их произведениях, а не самостоятельным мотивом.

Тотемические предки обычно имели двойную природу – зооморфную и антропоморфную. Мифы с давних пор привлекали внимание религиоведов, философов, лингвистов историков культуры и других ученых.

Испытал влияние Джорджоне и Тициана с 1511 работал в основном в Риме, Учился в у Венеции Джованни Беллини. Для кого-то цирк, Для это кого-то кинематограф, что я снимаю с кофейной чашки, а для меня – пенка, после церемониального застолья с самим собой.

Но и стремление взрослого человека приобщиться к общечеловеческой мудрости, способны Мифы удовлетворить не только детскую любознательность.

  1. Греческая мифология Мифы и легенды древней Греции
  2. Профессиональный фотограф и музыкальность снимка
  3. Профессиональный фотограф Наум Грановский
  4. Средневековый вариант европейских нард

Все время проводила она с юным Адонисом. Она любила сына царя Кипра, Адониса. Что собор Сан Марко и палаццо стали Дожей наиболее узнаваемыми символами Венеции, Именно потому, они возникают в самых неожиданных местах.

Несмотря на узнаваемость, они отвлеченно символичны, как вся средневековая миниатюра, с ее условными городами, восходящими к идеальному прообразу «божественного града». Свойства и фрагменты космоса мифах в представлены как конкретно-чувственные одушевленные образы, Силы.

Примерно в это же время в начали Европу проникать первые сведения об арабских мифах и мифах американских индейцев.

Читайте также:  Музей рериха в нью-йорке, сша

В период родовой общины, На самых ранних стадиях развития, собственно, когда и появились мифы, люди стремились осмыслить окружавшую их действительность, однако объяснения реального многим явлениям природы они дать еще не могли, вот таким образом и сочиняли мифы, которые считаются наиболее ранней формой мировосприятия и понимания первобытным человеком мира и самого себя. Явления природы люди наделяли человеческими качествами. Присущих произведениям мастеров римской школы, в своей живописи ему удалось сочетать богатство венецианского со колорита скульптурностью и монументальностью форм. В первобытном обществе мифология была основным способом понимания мира. Это – один из немногих городов, оказавшихся неподвластным времени. С ним охотилась она в горах и лесах Кипра, подобно деве Артемиде. Что трудно отдать чему-то предпочтение более значимому, в городе так много памятных объектов. Что мифы представляют собой просто не наивные сказки древних, Объясняется это тем, они проникнуты глубоким философским смыслом, в них заключена историческая память народов. А точнее в V веке до Через н. э., некоторое время, а впоследствии и в Рим, культ поклонения Адонису был перенесен в Древнюю Грецию, где его почитали не меньше, чем в Финикии.

Среди его картин на религиозные сюжеты Воскрешение Лазаря (1517-1519, Лондон, Национальная галерея) Мученичество и св.

Сжалился Зевс-громовержец над горем богини любви и велел он брату своему Аиду и жене его Персефоне отпускать каждый год на Адониса землю из печального царства теней умерших.

Повествующие о жизни богов, Каждый ребенок с удовольствием эти перечитывает древние сказки, происхождении неба и земли, чудесных приключениях героев, солнца и звезд, зверей и птиц, лесов и гор, рек и морей и, наконец, самого человека.

С которой художники представляют Венецию, приравнивает Свобода, ее к древним Риму и Афинам, участницей сцен из жизни античных богов, делая ее столь же мифологизированной, воплощающей в себе отвлеченную идею древности и величия.

Никто из смертных не был равен ему красотою, он был даже прекрасней богов-олимпийцев.

Его необыкновенную привлекательность заметила богиня красоты Афродита, Когда Адонис пребывал еще в младенческом возрасте, которая вручила судьбу его жене мрачного царя подземного царства Аида.

  • Под рубрикой 171Борьба с цивилизацией187

В 1515 Себастьяно познакомился с Микеланджело и стал его учеником и помощником. Не случайно исследователь М. И.

Стеблин-Каменский определяет миф как «повествование, которое там, где оно возникало и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно».

Вот таким образом, начиная с XVIII века, город, практически, сохранил свой исторический облик. Это и сегодня можно видеть на картинах братьев Беллини и Витторе Карпаччо.

«Смерть Адониса», Себастьяно дель Пьомбо — описание картины

Когда она узнает о смерти своего Адониса, возлюбленного На картине Смерть Адониса изображена Венера к тот момент, смертельно раненного диким кабаном. Современность отступила перед ее красотой. Кисти Себастьяно дель Пьомбо принадлежит множество портретов. Как Венеция, Ни один другой город мира не был художниками стольлюбовнозапечатлен на картинах и старинных гравюрах.

Горько плакала она над рано погибшим прекрасным юношей. Который в его поздних работах все приобретает больше маньеристических черт, с этого времени он начинает подражать стилю Микеланджело.

Особенно широкую известность имена греческих и римских богов и рассказы о них приобрели в эпоху Возрождения (XV–XVI века). Чтобы навсегда сохранилась память о нем, велела богиня вырасти из крови Адониса нежному анемону.

В период кватроченто, венецианские художники, чуть ли не первыми в европейской живописи, начали портретировать свой город с удивительной точностью.

Сам космос нередко выступает в образе живого великана из частей которого создавался мир. Адонис был ей милее даже светлого Олимпа. Он занимал пост хранителя печати в папской Канцелярии. Когда возвращается на землю к лучам ярким солнца юный, Вся природа ликует, прекрасный любимец златой Афродиты Адонис. Я брожу Цинциннатом, посреди рушащихся, от поступи Агераоса, декораций спектакля жизни.

А полгода живет земле на с богиней Афродитой, с тех пор полгода остается Адонис в царстве Аида. Кроме того, мифы являются источником познания. С мифами и легендами древних народов мы знакомы со школьной скамьи. Мифотворчество представляет собой важнейшее явление в культурной истории человечества.

То, они являются как свидетели горя Венеры, в картине Себастьяно дель Пьомбо «Смерть Адониса», то – как декорация божественной кары, в гравюре Джулио Сануто «Наказание Марсия». Родился в Венеции приблизительно в 1485 году.

То, Когда Афродита узнала о смерти Адониса, сама пошла она в горы Кипра искать тело любимого полная юноши, невыразимого горя.

Так покаравшая Нарцисса, Богиня любви Афродита и ей пришлось оплакивать любимого ею Адониса, знала сама и муки любви. Болезни представлялись в виде чудовищ, которые пожирали люд-ские души, сила выражалась многорукостью, а хорошее зрение – наличием большого количества глаз.

Ведь они созвучны любой Недаром эпохе, сюжеты многих из них называют вечными интересны людям всех возрастов. Собственно, настоящая фамилия Лучани (Luciani). Острые камни и шипы терновника изранили нежные ноги богини.

Духи и герои, Все боги, в включались определенные семейно-родовые отношения, подобно людям.

Протянутые руки и повороты голов создают внутреннее движение, в этой асимметричной главенствуют композиции фигуры справа указующие жесты, свободному от жесткости ранней ренессансной живописи, что вообще присуще искусству Себастьяно дель Пьомбо.

По крутым горным стремнинам, среди мрачных ущелий, по краям глубоких пропастей шла Афродита.

Под воздействием искусства Рафаэля живопись Себастьно дель Пьомбо приобрела строгость и уравновешенность, сохранив при этом характерную для венецианской школы звучность колорита (Юная римлянка или Доротея, около 1512-1515, Картинная галерея, Берлин-Далем фрески виллы Фарнезина в Риме, 1511). Капли ее крови падали на землю, оставляя след всюду, где проходила богиня. Агаты (1520, Флоренция, палаццо Питти). Среди его картин на религиозные сюжеты Воскрешение Лазаря (1517-1519, Лондон, Национальная галерея) и Мученичество св.

День, Меняется ночь, калпа, век, а я хочу остановить нон-финито мысли, что высекает из камня воспоминаний людей несуществующих и события.

На панорамах в инкунабулах и ранних печатных изданиях повторяется один и же тот вид Пьяцца Сан Марко. Медведей и кабанов, у Адониса просила она избегать опасностей охоты на львов, не чтобы случилось с ним несчастья.

Первые (среди дошедших до нас) изображения Венеции относятся к XV веку.

А когда пришло время, Персефона маленького полюбила Адониса как сына, не пожелала расстаться с юношей. Венецианцы были всегда влюблены в свой город. Редка покидала богиня царского сына, а покидая его, каждый раз молила помнить ее просьбы. Умирающий Адонис показан вдали. Забыла Афродита о своих золотых украшениях, о своей красоте.

Не секрет, что Венеция привлекательна для туристов. Характерным для венецианской живописи, Обнаженные фигуры и окружающий их пейзаж освещены мягким для светом, произведений Джорджоне, в частности, который был другом и учителем художника.

Что окружали меня превратились в схватки солдатиков с картин Учелло, Битвы, алеют уже полтысячелетия на съеденных короедом досках, лебединая где песня воюющих – яркие цветовые пятна.

Пугливых оленей и Под серн, палящими лучами и в непогоду охотилась она на зайцев избегая охоту на грозных львов и кабанов. Забыла для него Афродита и Патмос и цветущую Киферу.

Итальянский художник Высокого Возрождения Себастьяно дель Пьомбо родился 1485 в году в Венеции. Именно в этом столетии (последнем, в истории независимости республики), окончательнооформился«венецианский миф», который оказался убедительнее самой реальности.

Где падали из израненных ног богини капли крови, а алые, там, всюду выросли пышные розы, как кровь Афродиты.

В образованной среде общества модным стало употребление имен античных богов и героев в аллегорическом смысле: под Венерой подразумевали любовь, под Минервой – мудрость, Марс был олицетворением войны, музы обозначали различные искусства и науки.

И мы даже не задумываемся над тем, Для ныне живущих людей мифы действительно представляются сказками, что много тысячелетий назад их создатели верили в истинность абсолютную и реальность этих событий. Изучением мифологии интересовались не только фольклористы и литературоведы. Где вместе с Рафаэлем и учениками его участвовал в украшении фресками виллы Фарнезина по заказу сиенского банкира Агостино Киджи, в 1511 он приехал в Рим.

Читайте также:  Музей соломона гуггенхайма в нью йорке, сша

Источник: http://art.bluvelvet.net/wdr/201602/pombo-smert-adonisa/

Себастьяно дель Piombo — Sebastiano del Piombo

Себастьяно дель Piombo ( итал  [sebastjaːno дель pjombo] ; с 1485 — 21 июня 1547.

), Итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения и раннего маньеризма периодов известных в качестве единственного крупного художника периода сочетать окраску венецианской школы в которой он был обучен с монументальными формами римской школы.

Он принадлежит как к школе живописи своего родного города, Венеции, где он сделал значительный вклад , прежде чем он уехал в Рим в 1511 году , и в Риме, где он оставался до конца своей жизни, и чей стиль он тщательно принят.

Родился Себастьяно Лучани , после прихода в Рим он стал известен как «Себастьяно Венециано» или «Viniziano» ( «Себастьян венецианский»), пока в 1531 году он стал хранителем Печати папству, и поэтому получил прозвище дель Piombo после , что означает «из свинца », от своего нового задания названия Piombatore . Друзья , как Микеланджело и Ариосто назвал его «Фра Bastiano».

Никогда не очень дисциплинированный или продуктивный художник, его художественная производительность упала еще больше после того, как становится piombatore , совершившим его посещать по попе большинства дней, и ехать с ним.

Он также должен был принять духовный сан , как монах , несмотря на то , жена и двое детей. Теперь Писал в основном портреты, и сравнительно мало работ его выживание по сравнению с его великими современниками в Риме.

Это ограничивает его причастность к маньеризма стиль его поздние годы.

Добившись успеха в качестве лютнистом в Венеции , когда молодой, он обратился к живописи и тренировался с Джованни Беллини и Джорджоне .

Когда он впервые отправился в Рим , он работал вместе с Рафаэлем , а затем стал одним из немногих художников , хорошо ладят с Микеланджело , который пытался продвигать свою карьеру, поощряя его , чтобы конкурировать за комиссии против Рафаэля.

Он писал портреты и религиозные предметы в маслах, и как только он был создан избегал больших фрески схемы , которые набрали столько времени Рафаэля и Микеланджело.

Его раньше карьера в Венеции и Риме был несколько омрачен присутствием явно больше художников в том же городе, но после смерти Рафаэля в 1520 году он стал ведущим художником Рима. Его влияние на других художниках было ограниченно его отсутствием выдающихся учеников, и относительно небольшого распространения его произведений в печатных копиях.

Венеция

Суд Соломона , 1508-10, теперь обычно приписывается Себастьяно.

Себастьяно дель Piombo, вероятно , родился в Венеции, хотя нет никакой уверенности в его фоне. Его дата рождения экстраполируется из Вазари заявления о том , что он был 62 на момент его смерти в 1547 году , что он был первым известным как музыкант и певец может предложить фон верхнего среднего класса; степень , в которой его игра на лютне и других инструментах была профессиональной неясна. Как и его современник Рафаэль , его карьера была отмечена его способностью ладить с обеими другими художниками и меценатами. Он начал тренироваться в качестве художника в относительно позднем возрасте, вероятно , 18 или 20, так что вокруг 1503-05, став учеником Джованни Беллини и , вероятно , впоследствии из Джорджоне , оба из которых влияние проявляется в его работах; Упоминание Вазари их отношений весьма туманно: « си acconciò кон Джорджоне ».

Нет подписанные или твердо документированные работы выжить из своего периода живописи в Венеции, и многие атрибуции являются спорными. Как и с другими художниками, некоторые из работ Себастьяно уже давно путают с Джорджоне.

Как Тициана , возможно , он завершил работу недоделанной в смерти Джорджоне в 1510 году ; Маркантонио Michiel говорит , что он закончил Три философ .

Самая ранняя значительная работа приписываемая ему портрет девушки в Будапеште , около 1505.

В настоящее время он , как правило , назначается незаконченный и переработанный Суждение Соломона теперь в Кингстон Лэйси .

Это драматическая и навязывание картина, «один из шедевров венецианской повествовательной живописи», также долгое время приписывала Джорджон; возможно, он был заброшен около 1508, хотя по оценкам даты варьируются в период 1505-1510.

После обширного восстановления в 1980 — е годы, извлекая позже Окрашивание, картина теперь осталось следов трех различных композиций , видимых; еще можно увидеть с инфракрасной рефлектограммой . Еще более 2 × 3 метра, кажется , изначально были даже больше, с около 40 см утерянных вдоль левого края.

Есть две версии сложного архитектурного фона, который был рецидивирующий интерес венецианского периода Себастьяно в. Последний параметр в базилике , которая может отражать «ученее» картину , предназначенный для строительства , проведение судов справедливости. Цифра в передней части палача, оставшись без одежды или ребенка, явно взята из классической скульптуры.

Четыре стоящие фигуры святых в нишах на органных затворов Сан — Бартоломео, Венеции , в настоящее время в Галерее Академии в Венеции, дата от гр. 1508-09, и «очень Giorgionesque», особенно пара на внутренней.

Они были написаны в то же время , как фрески Джорджона для Фондако деи Тедески (ныне утраченными) только церковь, которая была церковью немца в Венеции, и в это время также провели Альбрехт Дюрер «s Мадонна Розовому Гирлянды из 1506 . Внешняя пара жалюзи также показывают , что он узнал от Себастьяно Беллини.

Их техник был разработан «от ранее гладкой поверхности до нанесения краски в тяжелых мазках», и фигура Святого Себастьяна показывает понимание классической скульптуры.

Главный алтарь для Сан — Джованни Кризостомо, Венеция в 1510-11 показывает покровителя, святой Иоанн Златоуст чтение вслух на рабочий стол, Мария Магдалина , глядя на зрителя, а две другие женщины и трое мужчин святых. Органные жалюзи для церкви также были окрашены.

Стиль показывает развитие событий « на пути к новой полноте формы и широту движения» , которые могут быть под влиянием Флорентийской художника Фра Бартоломео , который был в Венеции в 1508 аспектах композиции были также новаторским, а затем скопирована венецианских художников, в том числе даже Тициана.

  • Портрет девушки в Будапеште , с. 1505, один из его ранних картин.

Источник: https://ru.qwertyu.wiki/wiki/Sebastiano_del_Piombo

Смерть Адониса (1709 г.)

Биограф Маццуолы его современник Леоне Пасколи рассказывает, что статую Адониса мастер делал не по заказу, а «для своего собственного удовольствия». По сведениям другого автора, скульптор работал над ней тридцать один год.

Статуя была завершена в 1709 году, что можно узнать из подписи и даты, высеченных на подножии фигуры. Это период проявления наивысшего мастерства Маццуолы.

Джузеппе Маццуола родился в Вольтерре 1 января 1644 года в семье архитектора Дионисия Маццуолы. Эта большая семья дала Италии многих скульпторов, живописцев, архитекторов. Маццуола-отец получил заказ на перестройку Палаццо Реале в Сьене. Он переехал туда, когда мальчику не исполнился и год. Первым учителем Джузеппе стал его старший брат, скульптор Джованни Антонио Маццуола.

В то время каждого, занимавшегося ваянием, тянуло в Рим, где на пике славы был Лоренцо Бернини. Земляки снабдили Джузеппе рекомендациями к Эрколе Феррата, который возглавлял в Риме студию.

Феррата будучи учеником Бернини, в своем творчестве тем не менее, больше примыкал к сухому и академичному Альгарди. Он с некоторым недоверием отнесся к новому воспитаннику, весьма своеобразной наружности.

Джузеппе был высокого роста, худощавый, с крупным лицом, на котором выделялись высокий лоб, большой нос, массивный подбородок, поросший бородой, и крупная, несколько выпяченная, нижняя губа. Сколько уже видел маэстро непутевых парней, которые упрямо стремились в Рим. И Феррата перепоручил своего нового ученика Мельхиору Каффа.

Необычайно талантливый мальтиец по духу своих произведений был гораздо ближе к искусству Бернини. После смерти Каффа Маццуола высек из мрамора по его модели группу «Крещение Христа» (1700), пользовавшуюся большой популярностью.

Первое самостоятельное произведение Маццуола исполнил для своей родины. Для сьенской церкви Санта Мария делла Скала он исполнил горельеф, изображающий мертвого Христа (1673). В этом произведении, безусловно, ощущается то драматическое восприятие мира, которое Маццуола усвоил у своего учителя — Каффа.

Вскоре после окончания «Мертвого Христа» Маццуола сближается с Бернини и исполняет по его модели аллегорию «Милосердие» (1673) для гробницы папы Александра VII Киджи. Влияние Бернини чувствуется в других произведениях Маццуолы, исполненных в семидесятые годы, когда он тесно сотрудничает с великим скульптором эпохи.

Читайте также:  Радуга - айвазовский, 1873, описание картины

Он очень быстро становится популярным в кругу высшей римской и сьенской знати, завален заказами. С 1679 года скульптор — член Академии св. Луки. После смерти Ферраты в 1686 году Маццуоле предложили возглавить его мастерскую.

Более пятидесяти статуй, гробниц и бюстов исполнил Маццуола для соборов Рима, Сьены, Мальты, а также для дворцов самых знаменитых римских фамилий — Барберини, Роспильези-Паллавичини, Санседони и др.

Среди произведений зрелого периода надо отметить статую св. Филиппа-апостола (1703–1711 годы), установленную в церкви Сан Джованни ин Латеранно в Риме. Ее исполнение совпадает с завершением статуи «Смерть Адониса».

Некоторые из более поздних работ Маццуолы отличаются чрезвычайной сухостью и академической статичностью: бюсты Христа и Девы Марии из дворца Роспильези-Паллавичини. Другие отмечены тяжеловесной многословностью: гробницы Роспильези-Паллавичини в церкви Сан Франческо, а Рипа и Альтьери в церкви Санта Мария ин Кампителли в Риме. Умер Маццуола 7 марта 1725 года.

Сюжет статуи «Смерть Адониса» заимствован из античного мифа о прекрасном юноше-охотнике, который пересказал в «Метаморфозах» великий древнеримский поэт Овидий.

Адонис был рожден Миррой, превратившейся в дерево. Нимфы, принявшие младенца, умастили его тело слезами матери — миррой, сочившейся из древесной коры. Вырос Адонис и стал самым красивым среди смертных. Даже богиня любви Афродита пленилась им.

Для Адониса она забыла все на свете, с ним охотилась в горах и лесах на зайцев, быстроногих оленей и серн.

Богиня любви настоятельно просит Адониса избегать охоты на хищных львов, кабанов, волков и медведей, чтобы не случилось с ним беды. Так предостерегая Адониса, Афродита однажды ненадолго отлучилась. И тогда-то случилась беда. Собаки Адониса выследили громадного кабана. Они подняли свирепого зверя из его логова и погнали.

Услышав издали предсмертный стон и почувствовав недоброе, Афродита вернулась и увидела бездыханного Адониса, распростертого на земле, истекающего кровью. Безутешно оплакивала богиня смерть возлюбленного.

И вот по воле Афродиты произошла эта чудесная метаморфоза-превращение. Из крови Адониса возник ярко-красный цветок — анемон, живет он недолго, подобно Адонису. Чрезвычайно легкий и слабо прикрепленный к стеблю, он легко сдувается ветром.

Эта античная легенда вдохновляла многих итальянских художников и поэтов второй половины XVI и XVII веков. Сюжет ее был использован Полициано и Дольчи, Парабоско и Тассо. Особая популярность в XVII веке выпала на долю поэмы «Адонис», которую написал в 1623 году известный итальянский поэт Джанбатиста Марине.

Поэты, живописцы и скульпторы этого времени очень охотно обращались также и к другим сюжетам из «Метаморфоз» Овидия.

Миф об Адонисе привлек внимание скульптора не случайно. Он останавливается на таком сюжете, который позволяет ему наиболее полно выразить его собственные мысли и чувства.

Легенда об Адонисе подсказала художнику мысль изобразить человека в стремительном беге, погибающего от смертельного удара дикого зверя. Его герой не борец, а беспечный юноша-охотник, изнеженный ласками Афродиты.

Он усвоил поучение богини любви быть храбрым «над бегущим». Нарвавшись на кабана, он спасается паническим бегством и гибнет.

Остановившись на данном сюжете, Маццуола должен был выбрать определенный эпизод. Скульптор останавливается на моменте, когда юный Адонис, смертельно раненный диким кабаном, убегает от страшного зверя.

Юноша теряет равновесие, резко поворачивается корпусом влево и вот-вот упадет на землю. Маццуола запечатлел переходное состояние, предшествующее падению.

В таком выборе самого острого момента, фиксирующего конкретное состояние героя, проявился реалистический подход художника к изображению человека.

«Добиваясь впечатления правдивости происходящего на наших глазах события, — отмечает Л. Я. Латт, исследователь творчества Маццуолы, — мастер строит фигуру в реальном пространстве, располагая ее в нескольких планах.

Адонис пересекает подножие по диагонали. Он движется как бы из глубины на зрителя. Основанию фигуры придана форма четырехугольника, почти квадрата, обращенного углом к зрителю. Потому оно и скошено, понижаясь к этому углу. Здесь главная точка обозрения статуи.

Обломок копья, упавший на землю, своим положением также подчеркивает диагональ. Подножие фигуры воспринимается как намек на пейзаж, которого не может изобразить скульптор.

Под ногами Адониса неровная почва, заросшая подорожником и анемонами, распустившимися из капель крови Адониса, оросивших землю. Это — живая природа, реальный мир.

Плащ, перекинутый через правое плечо, словно раздуваемый резким порывом ветра, усиливает впечатление стремительности движения. Его прихотливо извивающиеся складки лишают контур фигуры пластической четкости, образуя беспокойный, живописный силуэт».

Эта группа рассчитана на множество точек обозрения. Повинуясь движению фигуры, зритель направляется вправо. Он может лицезреть, как Адонис в безнадежном бегстве теряет силы и ноги его подкашиваются. Потеряв опору, Адонис резко откидывается назад, так что линия плеч оказывается под прямым углом к линии ног.

Он в страхе простирает вперед правую руку, словно стараясь удержаться и найти спасение. Бессильно отброшена к левому плечу голова. Но вот зритель, желая увидеть лицо, делает ещё шаг вправо и чувствует себя обманутым. Предполагаемого развития движения не происходит.

Рука, которой Адонис касается кабана, остановила движение, и оно кажется застывшим. Да и кабан, поднявшийся на задние ноги, словно послушная собачонка, отнюдь не является равноценным участником драматической сцены: он не догоняет и не опрокидывает героя.

Изображения борьбы нет.

Маццуола создал сцену гибели Адониса. Удар уже нанесен. Художник позволяет зрителю самому домыслить предшествующее действие.

Как пишет Л. Я. Латт: «Каскады складок плаща, спускающегося сзади с плеча, словно бурные потоки хлынувшей воды, придают произведению преимущественно декоративный характер. Блестящая полировка выпуклостей складок контрастирует с глубокими тенями провалов ткани, создавая впечатление красочности, живописной игры светотени.

Скульптор использует их одновременно и чисто конструктивно, так же как и туловище кабана. Это надежная опора для фигуры, лишенной равновесия.

В моделировке фигуры не выдержан единый характер. Тело Адониса моделировано гладко, мышцы переданы схематично.

Руки же, наоборот, исполнены богатой светотенью лепкой, отмечающей тончайшие, едва уловимые рельефы, вызывающей почти чувственное ощущение мягкой, нежной юношеской кожи.

Это можно легко понять, зная, что Маццуола работал над статуей много лет и начал ее ещё в годы заметного влияния на него Бернини.

Декоративные качества произведения усиливаются благодаря разнообразной обработке поверхности мрамора. Здесь Маццуола проявил свое блестящее мастерство владения материалом. Он извлекает из камня подлинно колористические эффекты, передавая самые различные фактуры. Искусной полировкой он передает атласную поверхность нежной кожи рук.

И наоборот, шероховатая поверхность хорошо выявляет жесткую щетину кабана. Троянкой, металлическим инструментом с тремя зубцами на конце, оставляющими на мраморе неглубокие бороздки, скульптор наносит на поверхность камня штрихи, почти живописно изображающие компактную массу густой колючей шерсти.

Впечатление иллюзорной точности усиливается применением сверла.

Совсем по-другому исполнены отделенные одна от другой извивающиеся пряди волос Адониса, своей легкостью заставляющие забыть о мраморе, из которого они сделаны. Столь же тщательно отделаны и другие детали. Например, копыта кабана отполированы так, что кажутся роговыми, или словно живые зубчатые листья и цветы анемона на подножии».

Статуя «Смерть Адониса» пользовалась в свое время шумным успехом. В книге великого немецкого поэта Гете «Винкельман и его столетие» говорится, что «одна статуя „Адониса“ стоит всего искусства Маццуолы вместе взятого».

Известно, что итальянское правительство предполагало подарить ее королю Дании. Но датский король так и не приехал в Италию, и статуя осталась в мастерской Маццуолы.

Позднее кардинал Барберини, меценат, владелец богатейшей коллекции произведений искусства, решил приобрести «Адониса» для своего пышного дворца.

Барберини предоставил скульптору за «Адониса» пожизненную пенсию в 25 скуди ежемесячно и «снабжение хлебом и вином».

Спустя восемь лет, в 1717 году, кардинал Барберини подарил статую претенденту на английский престол Якову III, сыну эмигрировавшего во Францию английского короля Якова II.

Затем статуя потерялась, пока в 1923 году не была обнаружена в революционном Петрограде на лестнице особняка, принадлежавшего раньше графине В. В. Мусиной-Пушкиной.

«Общество изучения, популяризации и художественной охраны старого Петербурга», которому принадлежит честь открытия статуи, передало ее Государственному Эрмитажу.

Следующая глава

Источник: https://info.wikireading.ru/95804

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector