Скульптура древней греции — кратко, архаика, классика, эллинизм

Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм

Скульптор Поликлет. Дорифор в. до н. э. ) (5 ХИАЗМ, в изобразительном искусстве изображение стоящей человеческой фигуры, опирающейся на одну ногу: при этом, если правое плечо поднято, то правое бедро опущено, и наоборот.

Идеальные пропорции человеческого тела: Голова составляет 1/7 часть всего роста; Лицо и кисти руки 1/10 часть Ступня – 1/6 часть

Скульптор Мирон. Дискобол. (5 в. до н. э. ) Первая попытка греческой скульптуры разорвать плен неподвижности.

СКОПАС IV в. до н. э. 1. Стремились к передаче энергичных действий; 2. Передавали чувства и переживания человека: — страсть — грусть — мечтательность — влюблённость — неистовство — отчаяние — страдание Менада. в. до н. э. 4 — горе

Скопас (420 -355 гг. до н. э. ) Битва греков с амазонками. Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея. Голова раненого воина.

Пракситель (390 -330 гг. до н. э. ) Вошел в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. По преданию, Пракситель создал две статуи Афродиты, запечатлев на одной из них богиню одетой, а в другой — обнаженной. Афродиту в одеждах приобрели жители острова Коса, а обнаженная была установлена на одной из главных площадей острова Книд.

Лисипп. Голова Александра Македонского Около 330 до н. э. Лисипп. Геракл, борющийся со львом. Около 330 -х гг. до н. э. .

Лисипп. «Отдыхающий Гермес» . 2 -я половина 4 в. до н. э.

Леохар. «Аполлон Бельведерский» . Середина 4 в. до н. э.

В скульптуре: 1. Взволнованность и напряжённость лиц; 2. Вихрь чувств и переживаний в образах; 3. Мечтательность образов; 4. Гармоническое совершенство и торжественность

Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй — «Ника Самофракийская». Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г. до н. э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.

Агессандр. Венера. Афродита) Милосская до н. э. Мрамор. (. 120

Агессандр. «Гибель Лаокоона и его сыновей» . Мрамор. Около 50 до н. э.

http: //history. rin. ru/text/tree/128. html http: //about-artart. livejournal. com/543450. html http: //spbfoto. spb. ru/foto/details. php? image_id=623 http: //historic. ru/lostcivil/greece/art/statue. shtml

Источник: https://present5.com/etapy-razvitiya-drevnegrecheskoj-skulptury-arxaika-klassika-ellinizm/

Скульптура Древней Греции: обзор и фото — Grekomania

Гомеровский период Архаика Ранняя классика Высокая классика Поздняя классика Эллинизм

Античная Греция внесла значительный вклад в развитие мировой культуры. Высокоразвитость древнегреческой скульптуры позволила продемонстрировать целостное и стройное видение мира древними людьми, отразить моральное и физическое совершенство человека в трехмерной модели.

Восхитительные статуи, выделяющиеся четкостью и правильностью форм, вырезали из камня или известняка, украшали драгоценными камнями и изделиями из благородных металлов. Их устанавливали в храмах и на городских площадях, в жилищах и на могилах богатых и известных греков.

Историю античной скульптуры представляют несколько периодов, обладающих исключительными и неповторимыми чертами.

Гомеровский период (XII-VIII века до н.э.)

До наших времен сохранились только творения мелкой пластики. Статуэтки, создаваемые из терракоты, слоновой кости или бронзы, изображали богов и известных героев.

А монументальная скульптура Греции, создаваемая в течение длительного гомеровского периода, сохранилась только в изображениях, передаваемых древними рукописям. Статуи, изготовленные из дерева, изображали человека грубо и достаточно схематично.

Такие изваяния держали оружие и были украшены предметами одежды из металла.

Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизмСкульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизмСкульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм

Архаика (VII-VI века до н.э.)

Для скульптуры Греции периода архаики отличительной чертой является возникновение на лицах статуй улыбки, призванной одухотворять их, а сами скульптуры все больше соответствуют пропорциям человеческого тела. Идол стал восприниматься как обобщенный, собирательный образ человека.

Ярким примером женских фигур архаики являются «Богиня с гранатом» (580-570 гг. до н.э.) и «Богиня с зайцем» (около 560 г. до н.э.).

Среди мужских образов особо выделяется скульптурная группа Клеобис и Битон, создателем которой является известный скульптор Полимед Аргосский (на стыке VII-VI вв. до н.э.).

А легкость, утонченность и жизнерадостность отличает работы древних ионийских мастеров. Наиболее известным нам примером считается «Аполлон Тенейский», сотворенный в 560-550 гг. до н.э.

Существенное место в искусстве того времени занимает монументальная скульптура. На рельефе было принято отображать наиболее любопытные и значимые мифы Древней Греции. Внимательное рассмотрение композиции фронтона храма Артемиды (около 590 г. до н.э.), позволяет насладиться зрелищем захватывающего, стремительно разворачивающегося сюжета известного мифа о Медузе-Горгоне и славном Персее.

Завершение архаики и начало перехода к этапу классики связывают с появлением таких произведений, как «Всадник Рампина» (около 560 г. до н.э.) и стела Аристиона (около 510 г. до н.э).

В них уже нет застылости, характерной творчеству предшествующего этапа, но движения еще достаточно скованные.

Несмотря на наличие улыбки из архаики на лицах статуй, четкая передача пластики тел символизирует смену идеалов древнегреческих скульпторов, которые найдут свое отражение в творениях эпохи классики.

Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизмСкульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизмСкульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм

Ранняя классика (начало V века до н.э.)

Правдивая передача движений и обобщение образов в работах мастеров ранней классики нарушают зеркальность, присущую творениям архаики. Но с течением времени древние скульпторы обнаруживают новые возможности выражения гармонии и целостности.

Эти изменения поспособствовали появлению таких ярких произведений, как бронзовая статуя «Возничий» (около 470 года до н.э.), объединяющая монументальность и тщательную проработку мелких деталей, и рельеф «Трона Людовизи» (около 460 года до н.э.

), живописующее рождение Афродиты.

Особенно впечатляющим примером творений, созданных на этапе ранней классики, признаны фронтоны храма Афины Афайи (500-480 гг. до н.э.), позволяющие отследить переход от архаики (западный фронтон) к новым идеалам (восточный фронтон).

Гармоничное сочетание энергии движения и величественности фигуры знаменуют время, когда на смену раннеклассического периода приходит эпоха высокой классики.

Наиболее значимой вехой данного перехода считается создание статуи Посейдона (около 450 года до н.э.).

Весомый вклад в достижения искусства этого периода (460-450 годы до н.э.) был вложен скульптором Мироном, творения которого знакомы в наши дни по копиям из мрамора, например, статуи победителя в беге Лада и «Дискобол», композиция «Афина и Марсий». Творчество Мирона оказало существенное влияние на работы скульпторов этапа высокой классики.

Высокая классика (конец V века до н.э.)

Эпоху классики представляли два основных направления древнегреческого искусства:

  1. Выявление красоты движения прославленными мкульпторами Ионии и Аттики. Известный образец данного направления — статуя Ники Пеония (460-420 гг. до н.э.)
  2. Сочетание внешней застылости фигур со скрытым движением жизни мастерами аргосско-сикионской школы. Яркий пример — бронзовый «Дорифор» Поликлета (около 440 г. до н.э.)

Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизмСкульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизмСкульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм

Объединить тенденции обоих направлений смог в своем творчестве великий Фидий. Афинским Акрополем, работы по перестройке которого он возглавил, и скульптурами, входящими в ансамбль, можно полюбоваться и сегодня.

Примечательны не только их величественность и красота, но и то, что они полностью передают особенности искусства Фидия.

А отдельные творения, выделяющиеся совершенством каждых линий, выдают, что к их созиданию приложил руку сам мастер.

Внимание каждого, кто вступает на территорию Акрополя, привлекает, в первую очередь, бронзовая статуя Афины Промахос, поражающая своим величием. Затем взгляд вошедшего начинает видеть множество других деталей: удивительные статуи и потрясающие рельефы Парфенона, восхитительные метопы, живописующие мифическую историю Аттики, удивительный фриз целлы, отражающий процессию Панафиней.

Великолепный Парфенон демонстрирует высокоразвитость древнегреческого искусства, позволившую размыть границы скульптуры и архитектуры, объединив их в одно гармоничное целое. Помимо пластики и динамики в скульптурах конца периода высокой классики появляются акценты на духовный мир человека.

Поздняя классика (IV век до н.э.)

Скульптуре периода поздней классики характерны не только пластичность движений и тщательная проработка мелких деталей, но и проявлением драматизма и чувственного мира человека. Изменился и материал, из которого творили скульпторы — широкое распространение получил мрамор.

Наиболее известной личностью среди мастеров поздней классики был Скопас, занимавший пост главы новоаттической школы.

Бурные эмоции и сильные чувства выражены его известнейшими творениями, такими как статуи «Аполлон Кифаред» и «Сидящий Арес».

Глубокая чувственность свойственна и Аполлону Сауроктону и Книдской Афродите, автором и творцом которых был Пракситель, другой прославленный мастер новоаттической школы.

Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм

Творчеству скульпторов пелопонесской школы, напротив, идеализм и тонкая чувственность был нехарактерен. Их работы пронизывает дух натурализма и силы. Особенное место среди мастеров данной школы занимает Лисипп, славу которому принесли портреты Александра Македонского. Знаменит Лисипп также новым каноном создания фигур, определяющим пропорции тела, и типическим образом Геракла.

Эллинизм

Период эллинизма отличает сильное влияние Востока на античную Грецию. Скульптуре данного этапа характерны усложнение ракурсов, применение роскошных драпировок и мельчайшие детали. Все это направлено на придание работам эмоциональности и темперамента, совершенно не характерным искусству Древней Греции в предыдущие периоды.

Наиболее известные фигуры периода эллинизма — статуя Афродиты Киренской, пронизанная чувственностью, и композиция «Лаокоон и его сыновья», наполненная драматизмом. Потрясающие точность и реалистичность, а также сильные эмоции впечатляют и завораживают современных зрителей.

Источник: https://www.grekomania.ru/greek-articles/ancient-greece/323-skulptura-drevnej-grecii

Особенности скульптуры древней греции кратко. Скульпторы древней греции

{ ArticleToC: enabled=yes }

Сталкиваясь со скульптурами Древней Греции, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение.

Один из известнейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорит о греческой скульптуре: «Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая… создается из образов, набросанных разумом». Все, кто пишет о греческом искусстве, отмечают в нем удивительное сочетание наивной непосредственности и глубины, реальности и вымысла.

Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм

В нем, особенно в скульптуре, воплощен идеал человека. В чем же особенность идеала? Чем он очаровывал людей настолько, что состарившийся Гете рыдал в Лувре перед скульптурой Афродиты? Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство — непременное условие и основа идеального человека.

Читайте также:  Ливадийский дворец в крыму - описание и фото музея, украина

Греческий идеал определяется термином калокагатия (греч. kalos — прекрасный + agathos добрый). Так как калокагатия включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно нравственного склада, то одновременно с красотой и силой идеал несет в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.

Именно это делает греческих богов, изваянных древними скульпторами, неповторимо прекрасными.

Скульптура Древней Греции - кратко, архаика, классика, эллинизм

Лучшие памятники древнегреческой скульптуры были созданы в V в. до н.э. Но до нас дошли и более ранние произведения. Cтатуи VII — VI вв. до н.э.симметричны: одна половина тела — зеркальное отражение другой. Скованные позы, вытянутые руки прижаты к мускулистому телу. Ни малейшего наклона или поворота головы, но губы раскрыты в улыбке. Улыбка словно изнутри освещает скульптуру выражением радости жизни. Позднее, в период классицизма статуи приобретают большее разнообразие форм. Были попытки алгебраически осмыслить гармонию. Первое научное исследование того, что есть гармония, предпринял Пифагор. Школа, которую он основал, рассматривала вопросы философско-математического характера, применяя математические выкладки ко всем сторонам действительности.

Видео: Скульптуры Древней Греции

Теория чисел и скульптуры Древней Греции

Не составили исключения ни музыкальная гармония, ни гармония человеческого тела или архитектурного сооружения. Пифагорейская школа считала число основой и началом мира.

Какое отношение имеет теория чисел к греческому искусству? Оказывается, самое прямое, поскольку гармония сфер Вселенной и гармония всего мира выражается одними и теми же отношениями чисел, главные из которых — отношения 2/1, 3/2 и 4/3 (в музыке это соответственно октава, квинта и кварта).

Кроме того, гармония предполагает возможность вычисления любого соотнесения частей каждого предмета, в том числе и скульптуры, по следующей пропорции: а / b = b / с, где а — любая меньшая часть объекта, b — любая большая часть, с — целое. На этом основании великий греческий скульптор Поликлет (V век до н.э.

) создал скульптуру юноши-копьеносца (V в. до н.э.), которую называют »Дорифор» («Копьеносец») или «Канон» — по названию сочинения скульптора, где он, рассуждая о теории искусства, рассматривает законы изображения совершенного человека.

Источник: https://ismcomp.ru/osobennosti-skulptury-drevnei-grecii-kratko-skulptory-drevnei/

Греческая скульптура классического и эллинского периодов

Федеральное государственное образовательное 
учреждение высшего профессионального 
образования

Российский 
государственный аграрный университет

Московская 
сельскохозяйственная академия имени 
К.А. Тимирязева

(ФГОУ 
ВПО РГАУ МСХА им. К. А. Тимирязева)

  • Факультет садоводства и ландшафтной архитектуры
  • Реферат
  • По 
    истории искусств на тему
  • «Греческая скульптура классического 
    и эллинистического периода»
  • Выполнила: студентка 106 группы
  • факультета СИЛА
  •                                                                                          Дневной формы обучения                                                                                       

                                                                                                            Бычкова В.А.                                                                                                 

                                                                                  Проверила: Басманова Т. Н.

Москва 2011

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………2
  2. Классический период

    Скульптура классической Греции в V веке до н. э…………………3

               Скульптура классической Греции в IV веке до н. э…………………8

  1. Эллинистический период………………………………………12
  2. Заключение……………………………………………………….14
  3. Список используемых источников…………………………….15

Введение

Классический 
и эллинистический (эллинский) периоды, соответственно следовавшие за крито-микенским, гомеровским и архаическим, являясь 
их логическим продолжением, все же имели существенные отличия.

     Классический период культурного развития Древней Греции приходится на V век до нашей эры.

Победа греков в греко-персидских войнах создала наилучшую социально-экономическую и политическую атмосферу, которая дала возможность развиться культурным особенностям античной Греции.

К традиционным греческим реалиям, присущим предыдущим эпохам, добавились новые черты, и это сочетание определило культурную среду классического периода.

     Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в которых жил человек эллинистической эпохи.

Если в предшествующее время человек ощущал себя прежде всего жителем небольшого полиса, то в эпоху эллинизма усилилось перемещение и смешение населения, раздвинулись узкие рамки и житель не только крупных держав Селевкидов, Птолемеев, Македонии или Пергама, но даже небольших греческих полисов почувствовал, что он не только член своего города или общины, где родился, но и более крупного территориального объединения и в определенной степени всего эллинистического мира.

Классический 
период

     Наибольшего расцвета культура Древней Греции достигла в классический период (480—323 до н. э.). Он связан у нас с именами Перикла, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

     В период классики (с V в. до н. э.) скульпторы переходят от статичности к динамике, усложняют позы, появляется асимметрия, внутреннее движение. Лицо начинает отражать чувства и внутренний мир, хотя еще остается идеал скульптурного образа спокойствия («олимпийского») и красоты. Помимо мрамора широко используется бронза.

Скульптура 
классической Греции в V веке до н. э.

     На смену ранее господствовавшим в скульптуре двум типам фигур — куросу и коре — приходит гораздо большее разнообразие типов; скульптуры стремятся к передаче сложного движения человеческого тела.

     По скульптурам и рельефам, украшавшим такие сооружения, как сокровищница афинян в Дельфах, храм Афины Афайи на о.

Эгина и храм Зевса в Олимпии, можно ясно проследить, как менялись их композиция и стиль в разные периоды: при переходе от архаики — к строгому стилю и далее — к высокой классике, что именно характерно для каждого из периодов.

Архаическое искусство создало совершенные в своей законченности, но условные произведения искусства. Задачей классики стало изобразить человека в движении.

Мастер поры ранней классики сделал первый шаг по пути к большому реализму, к изображению личности, и естественно, что этот процесс начался с решения более легкой задачи — передачи движения человеческого тела. На долю высокой классики выпала следующая, более сложная задача — передать движения души.

     Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой скульптуры эпохи классики.

В статуях, отлитых из бронзы или высеченных из мрамора, мастера стремятся передать обобщенный образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение.

Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек.

     В скульптуре искусство высокой классики ассоциируется прежде всего с творчеством Мирона, Фидия и Поликлета.

Мирон завершил искания мастеров предшествующего времени, стремившихся передать в скульптуре движение человека.

В самом прославленном из его созданий — Дискоболе впервые в греческом искусстве решена задача передачи моментального перехода от одного движения к другому, окончательно преодолена идущая от архаики статичность.

Мирон. «Дискобол», V в. до н.э.

Полностью решив задачу передачи движения, Мирон, однако, не смог овладеть искусством выражения возвышенных чувств. Эта задача выпала на долю Фидия — крупнейшего из греческих скульпторов.

Фидий прославился своими скульптурными изображениями божеств, особенно Зевса и Афины. Ранние его произведения известны еще мало.

В 60-е годы Фидий создает колоссальную статую Афины Промахос, возвышавшуюся в центре Акрополя.

Фидий. «Афина Лемния». Реконструкция.     Фидий. «Анадумен», V в. до н.э

 
Дрезден, Скульптурное собрание. 

     Важнейшее место в творчестве Фидия заняло создание скульптур и рельефов для Парфенона. Синтез архитектуры и скульптуры, столь характерный для греческого искусства, находит здесь свое идеальное воплощение.

Фидию принадлежала общая идея скульптурного оформления Парфенона и руководство его осуществлением, им же выполнена часть скульптур и рельефов.

Художественный идеал торжествующей демократии находит законченное воплощение в величественных произведениях Фидия — бесспорной вершине искусства высокой классики.

     Но, по мнению самих греков, величайшим творением Фидия была статуя Зевса Олимпийского. Зевс представлен сидящем на троне, в правой руке он держал фигуру богини победы Ники, в левой — символ власти — скипетр. В этой статуе также впервые для греческого искусства Фидий создал образ милостивого бога. Статую Зевса древние считали одним из чудес света.

Фидий. «Зевс Олимпийский», V в. до н. э.

     Идеальный гражданин полиса — основная тема творчества другого скульптора этого времени — Поликлета из Аргоса. Он исполнял главным образом статуи атлетов-победителей в спортивных состязаниях. Наиболее известна его статуя Дорифора (юноши с копьем), которую греки считали образцовым произведением. Дорифор Поликлета — воплощение физически и духовно совершенного человека.

Поликлет. «Дорифор». 450-440 гг. до н.э. (Реконструкция)

     В конце V в. в скульптуре начинают проявляться новые черты, получившие развитие в следующем веке. В рельефах балюстрады храма Ники Аптерос (Бескрылой) на Акрополе Афин особенно бросается в глаза динамизм. Те же черты мы видим и в скульптурном изображении Ники, выполненном Пеонием.

Стремлением к передаче динамических композиций не исчерпывались искания скульпторов конца века. В искусстве этих десятилетий большое место занимают рельефы на надгробных памятниках. Обычно они создавались по единому типу: умерший в кругу близких.

Основная черта этого круга рельефов (наиболее известный — надгробие Гегесо, дочери Проксена) — изображение естественных чувств простых людей. Тем самым в скульптуре решаются те же задачи, что и в литературе (трагедия Еврипида).

Рельеф балюстрады храма Ники Аптерос. Мрамор. Около 409 г. до н. э.

Скульптура 
классической Греции в IV веке до н. э.

     Новые требования стали предъявляться к скульптуре. Если в предшествующий период считалось необходимым создать абстрактное воплощение определенных физических и душевных качеств, усредненный образ, то теперь ваятели проявляли внимание к конкретному человеку, его индивидуальности. Наибольших успехов в этом достигли Скопас, Пракситель, Лисипп, Тимофей, Бриаксид.

     Шел поиск средств для передачи оттенков движения души, настроения. Одно из них представлено Скопасом, уроженцем о. Пароса, произведения которого поражали современников драматизмом и воплощением сложнейшей гаммы человеческих чувств. Разрушая прежний идеал, гармонию целого, Скопас предпочитал изображать людей и богов в моменты аффекта.

Скопас. «Вакханка». IV в. до н.э.

    Другое, лирическое направление отразил в своем искусстве Пракситель, младший современник Скопаса. Статуи его работы отличались гармонией и поэтичностью, утонченностью настроения.

По свидетельству знатока и ценителя прекрасного Плиния Старшего, особой популярностью пользовалась «Афродита Книдская». Чтобы полюбоваться этой статуей, многие предпринимали путешествие на Книд. Книдяне отвергали все предложения купить ее, даже ценой кассации их огромных долгов.

Красота и одухотворенность человека воплощены Праксителем также в фигурах Артемиды и Гермеса с Дионисом.

Читайте также:  Портрет екатерины ii, дмитрий григорьевич левицкий — описание

Пракситель. «Афродита Книдская». 350—330 гг. до н. э. 

     Стремление показать многообразие характеров было характерно для Лисиппа. Плиний Старший полагал, что главная, наиболее удачная работа мастера — статуя Апоксиомена, атлета со стригилем (скребком). Резцу Лисиппа принадлежали также «Эрот с луком», «Геракл, борющийся со львом». Впоследствии скульптор стал придворным художником Александра Македонского и изваял несколько его портретов.

Лисипп. «Апоксиомен». IV в. до н. э. Римская копия

     Имя афинянина Леохара связано с двумя хрестоматийными произведениями: «Аполлоном Бельведерским» и «Ганимедом, похищаемым орлом».

Изысканность и эффектность Аполлона приводили в восхищение художников Возрождения, считавших его эталоном классического стиля. Их мнение потом было подкреплено авторитетом теоретика неоклассицизма И. Винкельманом. Однако в XX в.

искусствоведы перестали разделять восторги своих предшественников, находя у Леохара такие недостатки, как театральность и вылощенность.

Леохар. «Апполон Бельведерский». IV в. до н.э.

Эллинистический период

 
     В скульптуре эллинистического периода  преобладает патетический стиль, соответствующий новым чертам архитектуры, гармонирующий с ними.

Рост спроса на скульптурную продукцию снизил ее художественный уровень по сравнению с классической скульптурой, однако эллинистическую пластику выделяли оригинальные черты. Возникли новые центры развития скульптуры. Античных мастеров дополнили скульпторы Пергама, Александрии, Родоса и Антиохии.

Невзирая на одинаковое с классической скульптурой художественное задание эллинистическое искусство прибегает к другим объемам и средствам выразительности.

     Одновременно с классическими образцами появляются гигантомания и скульптурная миниатюра. Классических героев-атлетов и Афродиту  
дополняют скульптурные изображения «гигантомании» — борьба богов, скульптурные группы, жанровые и эротичные сюжеты. Художники  

пристально следят за действительностью. Бурная эллинистическая эпоха, преисполненная крови и страданий, пессимистических ожиданий и стойкости духа, воплощается в монументальной патетике, воспроизводя пережитые ужасы и сильные страсти, разочарования и сожаления.

     Имперсональные греческие скульптуры классического периода сменяются скульптурным портретом, изображением разных социальных типов.

     Среди скульпторов того времени, были известны ученики выдающегося скульптора Лисиппа.

 Эвтехид Сикионский создал скульптурную группу  
«Тюхе» (богиня судьбы и счастья) для Селевкидов, прославляя счастливую судьбу Антиохии — столицы царства Селевкидов.

Второй ученик Лисиппа —Харес из Линда — поставил на острове Родос, в честь героической защиты города Родоса, гигантскую бронзовую скульптуру бога Гелиоса — знаменитый Родосский «Колос», которая стала одним из семи чудес света.

     Самые 
известные памятники патетического монументализма — скульптурные группы на фронтоне храма в Самофракии (среди них шедевр эллинизма — мраморная скульптура Ники Самофракийской работа Пифократа Родосского) и монументальный фриз громадного Пергамского алтаря, наглядное воплощение мастерства родосской скульптурной школы. К этому направлению можно отнести и скульптурную группу «Лаокоон» (Агесандр, Полидор и Афинадор) и «Бык Фарнезе» (работа Аполлония и Тавриска из Тралл).

     Традиции 
выдающегося Праксителя продолжены эллинистическими статуями Афродиты Киренской и Афродиты Милоской («Венера Милосская»).

Источник: http://yaneuch.ru/cat_04/grecheskaya-skulptura-klassicheskogo-i-jellinskogo/327152.2454487.page1.html

Скульптура Древней Греции эпохи эллинизма (4-1 в.в. до н.э.) — презентация

1 Скульптура Древней Греции эпохи эллинизма (4-1 в.в. до н.э.)

2 Венера Милосская Венера Милосская Общепринятое название греческой мраморной статуи богини любви Афродиты Общепринятое название греческой мраморной статуи богини любви Афродиты Найдена на о. Мелос (Юж. Греция). Найдена на о. Мелос (Юж. Греция). В настоящее время хранится в Лувре. В настоящее время хранится в Лувре.

3 Статуя Афродиты Около 100 года до н. э. Высота: 204 см Мрамор Париж. Лувр Известна как «Венера Милосская»

4 Гибель Лаокоона и его сыновей. Родосские мастера Агесандр, Атенодор и Полидор Мрамор. Около 50 до н. э. Музеи Ватикана. Рим.

5 ЛАОКООН, в греческой мифологии жрец Аполлона в Трое. Во время Троянской войны предостерегал троянцев от введения в город деревянного троянского коня. Задушен вместе с сыновьями двумя змеями, которых послала богиня Афина, помогавшая грекам.

6 Греческая мраморная статуя летящей богини победы. Стояла на скале на берегу моря (о. Самофракия). Находится в Лувре. НИКА САМОФРАКИЙСКАЯ. (II в. д.н.э.)

7 Статую воздвигли жители острова Родос в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Она стояла на отвесной скале над морем, ее пъедестал изображал нос боевого корабля.

Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела.

Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.

8 Характерные черты скульптуры эллинизма интерес к острым, драматическим сюжетам; экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний интерес к острым, драматическим сюжетам; экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний появляются темы старости, детства, скорби и даже смерти появляются темы старости, детства, скорби и даже смерти

9 Гибель Лаокоона и его сыновей. Родосские мастера Агесандр, Атенодор и Полидор Мрамор. Около 50 до н. э. Музеи Ватикана. Рим.

  • 10 Эль Греко. Лаокоон
  • 11 Алтарь Зевса в Пергаме
  • 12 Рельеф с Пергамского алтаря
  • 13 Афродита и пан
  • 14 Мозаика

Источник: http://www.myshared.ru/slide/821213/

Древняя Греция. Скульптура. Становление классического идеала (от архаики до эллинизма)

ID: 18850

Название работы: Древняя Греция. Скульптура. Становление классического идеала (от архаики до эллинизма)

Категория: Доклад

Предметная область: Культурология и искусствоведение

Описание: Древняя Греция. Скульптура. Становление классического идеала от архаики до эллинизма. Предшествующий период Эгейское искусство КритоМикенское искусство или Минойско Архейское. История Древней Греции делится на 4 периода: Гомеровский период или тёмные в…

  • Язык: Русский
  • Дата добавления: 2013-07-10
  • Размер файла: 32.76 KB
  • Работу скачали: 19 чел.

Древняя Греция. Скульптура. Становление классического идеала (от архаики до эллинизма).

Предшествующий период — Эгейское искусство (Крито-Микенское искусство) или (Минойско – Архейское).

История Древней Греции делится на 4 периода:

  1.  — Гомеровский период или тёмные века: 12—8 вв. до н. э.,

(В 8 в. до н.э. жил Гомер)

  1.  — Эпоха Архаики: 7—6 вв. до н. э.,
  2.  — Эпоха Классики: 5—4 вв. до н. э.,

1 Ранняя классика: 1я пол. 5 в. до н.э.

2 Высокая (зрелая) классика: 2я пол. 5 в. до н.э.

(короткие, но очень значимые периоды)

3 Поздняя классика 4в. до н.э.

  1.  — Эпоха Эллинизма: 3—1 вв. до н. э.,

(Греция – Эллада, жители – эллины.)

Скульптура в целом, носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип — калокагатия — сочетание красоты и силы.

АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.)

Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы (“юноши”), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней.

На устах его играет характерная для того времени “архаическая улыбка”, глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами (“девушками”) в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в.до н.э.

греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (V-IV ВВ. ДО Н.Э.)

Пифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния.

Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов. Но, конечно, немногие дошедшие до нас римские копии с его работ (как, например, “Мальчик, вынимающий занозу”.

Рим, Палаццо консерваторов) недостаточны для полной оценки творчества этого смелого новатора.

Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый “Дискобол”, известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.

Искусство другого великого ваятеля — Поликлета — устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге с упором на одну ногу и соответственно приподнятой рукой. Образцом такой фигуры служит его знаменитый “Дорифор” — юноша-копьеносец.

В этом образе — гармоническое сочетание идеальной физической красоты и одухотворенности. Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласные с его представлением об идеальной красоте.

Свои мысли и выводы Поликлет изложил в теоретическом трактате (до нас не дошедшем), которому он дал название “Канон”.

Еще один великий скульптор V века — Фидий родился в Афинах и в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Фидий отлил скульптурную группу из 13 фигур для Дельфийского храма Аполлона. Ему принадлежит и двенадцатиметровая статуя Афины Девы в Парфеноне. Статуя Афины Парфенос была выполнена из слоновой кости и золота.

Такая техника называлась Хризо-элефантинной (На деревянный каркас наклеивались пластины из слоновой кости, близкие по тону к человеческой коже, которые изображали видимые части обнажённого тела. Одежду, волосы и различные детали исполняли из золота). Но подлинную славу и величайшую известность принесла Фидию колоссальная статуя Зевса для храма в Олимпии.

Она достигали 13 метров в высоту. Зевс восседал на троне из кедрового дерева. В правой руке он держал богиню победы Нику, в левой — скипетр, на котором сидел орел. Его лицо, руки и полуобнаженное тело были сделаны из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней, плащ и сандалии — из золота. Эту статую постигла жестокая участь — в V веке н.э.

она была уничтожена христианским духовенством.

ПЕРИОД ЭЛЛИНИЗМА. (IV-I ВВ.ДО Н.Э.)

Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях.

Сложное развитие разноликих эллинистических государств породило создание многих художественных школ в скульптуре.

И если в классическую эпоху процветала афинская школа пластики, то в период эллинизма на передний план выходят новые центры скульптурного творчества — Пергам, Александрия, Родос и Антиохия.

Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений.

Так, монументальный фриз Пергамского алтаря, исполненный в очень высоком рельефе, передает битву олимпийских богов с восставшими против них сынами Земли — гигантами. Гиганты гибнут, их фигуры выражают отчаяние, страдание, фигуры олимпийцев, напротив, спокойны, воодушевлены. Также не менее выразительна и полна драматизма круглая скульптура пергамской школы.

Читайте также:  Видео экскурсия по сикстинской капелле » музеи мира и картины известных художников

“Умирающий галл”, “Галл, убивающий свою жену” — великолепные образцы патетики и пафоса пергамского искусства, мужественного и прекрасного.

Традиции искусства Скопаса унаследовала одна из самых знаменитых эллинистических статуй — “Ника Самофракийская”. Статуя богини победы была воздвигнута на острове Самофракия в честь победы родосского флота в 306 г.до н.э. Установленная на пьедестале, напоминающем нос корабля, она стояла когда-то, трубя в рог, на высоком утесе на берегу моря.

Скульпторы эллинистической эпохи обращались и к классическим образцам. Примером этого может служить статуя работы Агесандра — “Афродита Милосская” (II в.до н.э.). Современные ей статуи богини любви были более чувственны и даже жеманны, Агесандру же удалось возродить дух искусства классики, создав образ высокой нравственной силы.

Блестящая школа эллинистической скульптуры существовала на острове Родос. Особой славой пользовалась скульптурная группа “Лаокоон”, изваянная родосскими мастерами Агесандром, Афинодором и Полидором (I в.до н.э.). Сюжет этой скульптурной группы связан с одним из мифов о Троянской войне. В “Лаокооне” ярко проявился патетический дух эллинистического искусства, его вкус к некой театральности.

Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей “Колосса Родосского” 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке “чудес света”.

Особенно велико было влияние культуры эллинизма на римскую культуру: в Рим были вывезены многие произведения искусства, библиотеки, образованные раба и т.д., которые обогатили латинскую культуру, что красноречиво подтверждают слова римского поэта Горация: “Греция, пленницей став, победителей грубых пленила. В Лациум сельский искусства внесла.”

Аполлон Бельведерский — римская мраморная копия бронзового оригинала работы древнегреческого скульптора Леохара (придворный скульптор Александра Македонского, ок. 330—320 до н. э.)

Статуя изображает Аполлона, древнегреческого бога солнца и света, сына Зевса и Лето (Латоны). Бронзовая статуя Леохара, исполненная ок. 330 до н. э., во времена поздней классики, не сохранилась.

Статуя была установлена в саду Бельведер в Ватикане. Отсюда её название.

Ствол дерева для опоры правой руки Аполлона в бронзовом оригинале отсутствовал.

Во время Панафинейского шествия (торжественной праздничной процессии) жители города, длинной цепочкой, поднимались на священный холм Акрополя, неся дары покровительнице города — Афине Палладе.

Действие имело своеобразную программу — процессия даже не заходила в храм, Парфенон, но концентрировалась, с жертвоприношениями и дарами, перед ним, чтобы выслушать, что скажут жрецы.

Панафинейское шествие во всей его сложности изображено на фризе Парфенона, и эта бесконечная скульптурная лента превосходно передает подлинное содержание ритуала — постоянное движение, священный путь, с каждым шагом которого участники понимали, что все больше и больше приближаются к истине, ощущают присутствие богини в стенах храма.

Наилучшее представление о стиле Праксителя дает статуя Гермес с младенцем Дионисом (Музей в Олимпии), которая была найдена при раскопках в храме Геры в Олимпии. Несмотря на высказывавшиеся сомнения, это почти наверняка оригинал, созданный около 340 года до н.э. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева.

Мастеру удалось усовершенствовать трактовку мотива человека с ребенком на руках: движения обеих рук Гермеса композиционно связаны с младенцем. Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся.

Позы героев еще больше удалились от скованной выпрямленности, наблюдаемой у более ранних мастеров.

Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены.

Раскраска статуй у Праксителя преследовала не только декоративный эффект: он считал ее чрезвычайно важным делом и поручал известным художникам, например Никию из Афин и др. Мастерское и новаторское исполнение Гермеса сделало его наиболее известным в наше время произведением Праксителя; однако в древности его шедеврами считались не дошедшие до нас статуи Афродиты, Эрота и сатиров.

Судя по сохранившимся копиям, они существовали в нескольких вариантах.   Статуя Афродиты Книдской считалась в древности не только лучшим творением Праксителя, но и вообще лучшей статуей всех времен. Как пишет Плиний Старший, многие прибывали в Книд только ради того, чтобы ее увидеть.

То было первое в греческом искусстве монументальное изображение полностью обнаженной женской фигуры, и поэтому она была отвергнута жителями Коса, для которых предназначалась, после чего ее купили горожане соседнего Книда.

В римское время изображение этой статуи Афродиты чеканилось на книдских монетах, с нее делались многочисленные копии (лучшая из них находится сейчас в Ватикане, а лучшая копия головы Афродиты — в коллекции Кауфмана в Берлине). В древности утверждали, что моделью Праксителя была его возлюбленная, гетера Фрина.   Хуже представлены другие приписываемые Праксителю статуи Афродиты.

Копии статуи, выбранной жителями Коса, не сохранилось. Афродита из Арля, названная по месту находки и хранящаяся в Лувре, возможно, изображает не Афродиту, а Фрину. Ноги статуи скрыты драпировкой, а торс полностью обнажен; судя по позе, в левой ее руке было зеркало. Сохранилось также несколько изящных статуэток женщины, надевающей ожерелье, но в них опять-таки можно видеть как Афродиту, так и смертную женщину.

«Гермес с младенцем Дионисом», скульптурная группа, считается подлинным произведением Праксителя, выполнена из мрамора приблизительно в 330 году до н. э. Хранится в Археологическом музее, Олимпия. Гибкая фигура Гермеса изящно облокотилась на ствол дерева.

Вероятно, в его правой, не сохранившейся руке была кисть винограда, которой он дразнил Диониса, почему младенец к ней и тянулся.

Фигура Гермеса пропорционально сложена и отлично проработана, улыбающееся лицо полно живости, профиль изящный, а гладкая поверхность кожи резко контрастирует со схематично намеченными волосами и шерстистой поверхностью плаща, наброшенного на ствол. Волосы, драпировка, глаза и губы, а также ремешки сандалий были раскрашены.

«Афродита Книдская», скульптура, выполненная Праксителем. Изображена обнаженная богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние. Не сохранилась, известна по римской копии, хранятся в музеях Ватикана.

Пракситель впервые дерзнул изобразить женскую фигуру Афродиты полностью обнажённой. В те времена в Элладе обнаженное тело богини было абсолютным табу.

Создав обнаженную Афродиту, Пракситель сделал очень смелый шаг, продемонстрировав современникам, что это не только величественная богиня, но и прекрасная женщина.

   «Отдыхающий сатир», мраморная скульптура, выполненная Праксителем. Копии хранятся в Капитолийском музее (Рим) и Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург). Прекрасный юноша, отдыхая, непринужденно облокотился о ствол дерева.

Тонкая моделировка, как и мягко скользящие по поверхности тела тени, создают ощущение дыхания, трепета жизни. Наброшенная через плечо шкура рыси своими тяжелыми складками и грубой фактурой оттеняет необычайную жизненность, теплоту тела.

Глубоко посаженные глаза внимательно глядят на окружающий мир, на губах мягкая, чуть лукавая улыбка, в правой руке — флейта, на которой он только что играл.

Дары Аттала. Группа «Галл, убивший свою жену и убивающий себя». Римская мраморная копия утраченного бронзового оригинала 230 г. до н. э. Рим. Музей Терм.

Драматизм. Обернулся, торжествуя, что умирает свободным. образ галла полон героического пафоса, усиленного контрастом его могучей фигуры с бессильно падающим телом его жены. Группа построена на сложных ракурсах фигур, предельное напряжение воина подчеркнуто почти сверхъестественным поворотом головы.

Умирающий Галл. Дары Аттала. Римская копия бронзового оригинала.

Смерть, умирание, последний вздох разработаны с поразительной силой, даже с натуралистичностью. Еще одна особенность: в скульптуре точно передан этнический тип галла. «Умирающий галл». Скульптура по натуралистичности и драматизму принадлежит к вершинам античного искусства.

Галл изображён лежащим на щите, нагим, за исключением обруча на шее. Как и трон Людовизи, статуя была, вероятно, обнаружена при строительстве их виллы в Риме и до приобретения папой Климентом XII хранилась в палаццо Людовизи на Пинчо.

Во время наполеоновских войн «Умирающий галл» был вывезен французами из Италии и в течение ряда лет выставлялся в Лувре.

  1. Алтарь Зевса в Пергаме

Является мемориальным памятником в честь победы, одержанной пергамским царем над варварами-галлами (галатами). Традиционно считается, что алтарь был посвящён Зевсу, среди других версий — посвящение «двенадцати олимпийцам», царю Эвмену II , Афине, Афине вместе с Зевсом. В 19 в. был обнаружен немецкими археологами и перевезен в Германию.Новшество создателей Пергамского алтаря состояло в том, что алтарь — священное место — был вынесен за пределы храма и превращён в самостоятельное архитектурное сооружение.

Он был воздвигнут на особой террасе южного склона горы акрополя Пергама, ниже святилища Афины. Алтарь был виден со всех сторон.

Алтарь представлял собой поднятый на ступенчатом фундаменте высокий цоколь. С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическими колоннами.

Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался собственно жертвенник (высотой 3-4 м).По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз. Основная тема рельефных изображений — битва богов олимпийцев с гигантами.

МЕТОПЫ:

«Битва Зевса с Порфирионом»: Зевс ведёт борьбу одновременно с тремя противниками. Поразив одного из них, он готовится метнуть свою молнию в предводителя врагов — змееголового исполина Порфириона.

«Битва Афины с Алкионеем»: богиня со щитом в руках повергла крылатого гиганта Алкионея на землю. К ней устремляется крылатая богиня победы Ника, чтобы увенчать голову лавровым венком.

Гигант безуспешно пытается освободиться от руки богини. Афина схватила за волосы громадного крылатого гиганта Алкионея и легко отрывает его от матери-земли Геи.

Лица гиганта и Геи полны муки физической и душевной.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=18850

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector