ЕГЭ. История .Культура.
- Скульптура 20 в
-
- Особенности скульптуры 20 века
- Возведение памятников ярким историческим личностям прошлого — правителям, деятелям культуры, военачальникам.
- Возведение памятников и монументов, прославляющих новое государство, его мощь и величие, союз рабочего класса и крестьянства, выход человека в космос и др.
- Много монументов, памятников было воздвигнуто по всей стране в память о погибших в годы Великой Отечественной войны.
- Монументальность памятников — одна из ярких особенностей скульптуры 20 века. Мощь, величие, сила — всё это символизировало могущество СССР , прославляло великих её сынов.
- Наиболее яркие скульпторы данного периода:
- Андреев Н.
- Бондаренко П.
Волнухин С.М.
Вучетич Е.
Голубкина А.С.
Мухина В.И.
Трубецкой П.П.
Шадр И.Д.и др.
Памятник Ивану Фёдорову. Москва.
Скульптор С. М. Волнухин. 1909
Памятник Александру 3, Санкт-Петербург, 1909, П.П.Трубецкой.
Памятник Н.В.Гоголю, Москва, скульптор Н.Андреев. 1909
Берёзка. Скульптор Голубкина А.С., 1927, Москва,Третьяковская галерея.
Памятник « Рабочий и колхозница». Скульптор Мухина В.И.,Москва,1937.
Памятник Максиму Горькому,Москва, 1939, Скульпторы И.Д.Шадр (проект), В.И. Мухина ( завершила проект памятника в 1951).
Памятник И.Кулибину, г.Нижний Новгород, скульптор Кикин А.В., начало 1940-х годов.
-
- Памятник «Воин-освободитель» в Трептов-парке ,Берлин, скульптор Евгений Вучетич, архитектор Белопольский, 1949
-
Памятник М.В.Ломоносову перед МГУ, 1953, скульптор Н.В.Томский, архитектор Л.В.Руднев.
Памятник Юрию Долгорукому. Москва, Тверская площадь.1954. Скульпторы С.М.Орлов, А.П. Антропов, Н.Л. Штамм
Памятник Черепановым Ефиму Алексеевичу и Мирону Ефимовичу, конструкторам первого в России паровоза. Открыт 4 ноября 1956 г. Скульптор А. С. Кондратьев; арх. А. В. Сотников. Нижний Тагил
Памятник М. В. Ломоносову перед зданием факультета журналистики МГУ. Скульптор и.И. Козловский, архитектор Г. Г. Лебедев. 1957
Памятник В.В.Маяковскому, Москва, 1958, скульптор А.Кибальников.
Могила Неизвестного солдата, Москва, Кремль, 1966-1967,мемориал создан по проекту архитекторов Д. И. Бурдина, В. А. Климова,Ю. Р. Рабаева и скульптора Н. В. Томского. Зажжён Вечный огонь Л. И. Брежневым ,принявшим факел от Героя Советского Союза А. П. Маресьев
Памятник –ансамбль «Героям Сталинградской битвы», Мамаев курган, Волгоград, вид со стороны площади « Стоявшие насмерть», 1959-1967. Под руководством скульптора В.Вучетича. Скульптура « Стоять насмерть».
Монумент « Родина-мать!» на Мамаевом кургане.
Вечный огонь. Мамаев курган.
- Скорбящая мать. Мамаев курган
Памятник Александру Матросову, г.Коряжма, архангельская область, 1967, Автор памятника – Евгений Рожковский, архитектор из г. Коряжма.
«Булыжник – оружие пролетариата», Москва, парк Декабрьского восстания.1967. скульпторы М.Н.Казарновский, Л.Н.Матышин. копия знаменитой скульптуры И.Д.Шадра 1927 года и хранящейся в Третьяковской галерее)
Памятник Чапаеву. Санкт-Петербург. 1968,скульптор: Н.Бровкин
Памятник Ю.Гагарину. Москва.1980. Скульптор: П.Бондаренко.
Памятник Ползунову перед Алтайским университетом, г.Барнаул, 1980, Скульптор И.Д.Бродский, архитекторы А.Г. Сыромятников, А.Д.Шимин.
Памятник Г.К. Жукову в Москве.1995.
Скульптор: В.Клыков.
Памятник Г.К.Жукову в Санкт-Петербурге.1995.
Скульптор: Я.Нейман
Памятник иконописцу Андрею Рублёву, г.Волггорад. 1995г. ( к 1000-летию города). Скульптор: О.К.Комов.
Памятник Петру 1(официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота»). Зураб Церетели, Москва, 1997.
- Памятник Владимиру Святому в Белгороде,1998г, Вячеслав Клыков.
- Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.
Источник: http://poznaemvmeste.ru/index.php/167-kultura-teoriya/757-ege-istoriya-kultura-skulptura-20-v
Всемирно известные скульптуры появились в Находке
За последние несколько лет Находка значительно преобразилась. Взоры горожан радуют ухоженные зеленые скверы, памятники культурного наследия и городские скульптуры.
Вот уже на протяжении трех лет каждый год в городе появляется по одной и более скульптур, придавая молодой Находке индивидуальность и неповторимый шарм.
Новые достопримечательности – точные копии известных на весь мир предметов искусства – архитектуры и скульптуры, — сообщает РИА PrimaMedia.
Теперь жители города могут приобщиться к мировому наследию, не покидая пределов Находки. Необходимо отметить, что облагораживанием родного города занимается не только муниципалитет. Частные предприниматели также проявляют инициативу, стремясь сделать Находку еще красивее и уютнее.
Так, летом 2012 года один из крупных бизнесменов подарил городу выполненную в античном стиле римскую колесницу под названием «Колесо фортуны», оригинал которой украшает один из городов Италии.
В приморском городе скульптурная группа разместилась в историческом центре – на каскаде лестниц, спускающихся от здания «Виктория» к Якорной площади.
Композиция представляет собой изображения трех вздыбленных коней, головы которых венчает чаша, в середине которой стоит женская фигура. Два копьеносца по обеим сторонам лестницы «охраняют » триаду.
Городские скульптуры, Фото с места события собственное. Автор фото: Чернышенко Евгения
Еще одна заимствованная достопримечательность города – установленная в районе остановки «улица Гагарина» в июле минувшего года скульптура рыбака, держащего в руках штурвал. Статуя посвящена рыбакам приморского города, которые посвятили жизнь морю. Оригинал памятника находится в городе Глостер, Массачусетс, США.
Городские скульптуры, Фото с места события собственное. Автор фото: Чернышенко Евгения
Весной этого года в одном из спальных микрорайонов Находки, на поляне перед торговым центром, появился целый «зоопарк» – фигуры, изображающие животных: тигры и леопарды, пятнистые олени, медведи, белки выполнены в натуральную величину. Примечательно, что среди представителей фауны имеется еще одна скульптура – ангела.
Городские скульптуры, Фото с места события собственное. Автор фото: Чернышенко Евгения
— В микрорайоне много детишек. Хочется, чтобы они смотрели и понимали, какие красивые и редкие животные обитают в нашей тайге.
А для того, чтобы подрастающее поколение понимало, что животных нужно не только любить, но и беречь – во главе этого лесного царства стоит ангел. Он является хранителем четвероногих.
Дети с родителями очень довольны, а значит, и мы тоже, — рассказал РИА PrimaMedia частный предприниматель, который пожелал сохранить инкогнито.
Минувшим летом в Находке появился еще один памятник, на этот раз – генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Муравьеву-Амурскому. По словам главы города, с предложением установить за собственные средства памятник выступила одна из частных компаний. В администрации Находки инициативу поддержали. Теперь скульптура генерала украшает новый морской сквер.
Городские скульптуры, Фото с места события собственное. Автор фото: Чернышенко Евгения
— Всего на территории Находкинского городского округа на сегодняшний день официально зарегистрировано 45 памятников истории и культуры, которые являются важной составляющей истории города и его внешнего вида, — рассказала агентству специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия «МВЦ г. Находка» Ирина Перфенович.
Всего 9 из 45-ти зарегистрированных памятников являются объектами культурного наследия регионального значения. Эти памятники представляют особую ценность не только для находкинцев, но и для Приморья в целом. К таковым относятся Камень дружбы городов-побратимов Находка – Майдзуру (1978 г.
), памятник партизанам, погибшим в годы Гражданской войны и иностранной интервенции (1967г.), памятник-обелиск «Победа» (1985г.), мемориальный комплекс «Бокситогорск» (1979г.), стела Совершеннолетия г. Находки (1968 г.), мемориал памяти экипажу танкера «Баскунчак» (1977 г.), памятники героям Советского Союза Борису Степановичу Сидоренко (1960 г.
) и Сергею Петровичу Ионову (1962 г.) и батарея №905.
27.10.2014
117062
Источник: https://primamedia.ru/news/395937/
Скульптура 20 века: поиски и находки
Как и все виды искусства, скульптура в начале 20 века переживает сложный период поиска новых форм. Первую скрипку в этом массовом поиске задает Огюст Роден. Великий мастер становится законодателем в области скульптуры, его предложения встречаются коллегами и критикой и восторгом. Фактически, вся скульптура 20 века выросла из экспериментов в мастерской Родена.
Работы мастера полны новизны, нехарактерной для реализма внутренней и внешней динамики, ощутимой энергетики и отказа от многочисленных условностей. Однако, Роден остается в рамках привычных форм и реалистичности образов. Скульптура остается самым «консервативным» видом искусства до тех пор, пока в эстетику пластики не вторгаются кубисты.
Кубисты не могли остаться в стороне от объемного искусства. По природе этого течения, мастерам должно было быть тесно в двух дименсиях. Поэтому они и тяготели к объему.
Первые работы скульпторов, решивших нарушить многовековую традицию реализма, были восприняты ценителями и критикой весьма настороженно.
Пикассо, Лоран, Дюшан-Виллен — практически ни один мастер живописец не смог противостоять искушению попробовать свои силы в пластике.
Для этого периода скульптуры характерны сдвиги форм, лишенные сюжета композиции, эксперименты с разными материалами. Все кубистические скульптурные новшества быстро сошли на нет, Европа межвоенного периода нуждалась в иной эстетике. Тоталитарные режимы 30-х годов требовали от скульпторов патетики, воспевания силы и монументальности. Талантливые мастера Германии, Италии, СССР были заняты поэтизацией труда, возвеличиванием вождей и соревнованием с коллегами из других стран. Бюсты и скульптурные группы Арно Брекера — официального скульптора нацистов, знаменитая работа Веры Мухиной «Рабочий и Колхозница», череда псевдоантичных работ итальянских мастеров обласканных Муссолини — все это результат тотального вмешательства политики в творчество. Несомненная историческая ценность и талант мастеров не дают основания считать многочисленные работы эпохи диктатур неким «прорывом» в развитие европейской скульптуры. В это время мастера пытаются переосмыслить опыт предыдущих веков и приспособить его к нуждам современности.
Стремление послевоенных художников убежать подальше от реализма легко объясняется недавно закончившейся мировой бойней и крушением фашистских режимов. Реальность слишком неприглядна, чтобы ее отображать.
Мастера пластики ищут новые формы выражения красоты мира. Сюрреализм для подобного поиска предоставляет множество возможностей. Предметом изображения становится мечта, галлюцинация, мираж, видение.
Кого заинтересовали работы этого периода, могут картины купить перейдя по этой ссылке http://price.ua/catalog4780.html.
Сложностью для многих мастеров оказался полный отказ от привычных форм и содержания. Неутомимый Дали страшил многих, заставлял остерегаться тривиального подражательства и откровенной бессмыслицы. Эрнст, Швиттерс, Арп — все лучшие мастера нового направления тяготели в своих работах к прежним эстетическим нормам. Постмодернизм, с его стремлением к провокации, игре, иллюзии, сумел переварить всю тысячелетнюю историю скульптуры, взяв из каждого стиля нечто особенное. Постоянно комбинируя, переставляя, творчески перерабатывая новое направление, которое по сути можно считать сотней микронаправлений, создает удивительно непохожие друг на друга произведения. В них множество идей, неоднозначность и многоплановость, откровенная провокация и плагиат, возведенный на пьедестал «реплики вечного».
Не боясь эксперимента, сделав его необходимой составляющей творческого процесса, постмодернизм спешит удивить, шокировать, вызывать сильные чувства у зрителя. С каждым годом стилистическое разнообразие становиться все более сложным и едва ли поддающимся классифицированию.
Источник: https://muzei-mira.com/sculpture/1797-skulptura-20-veka-poiski-i-nahodki.html
Скульптура авангарда в России начала 20 века
Начало 20 века ознаменовало наступление эпохи поиска и экспериментов. Новое время требовало новых подходов и идей. Отечественная художественная мысль, формировавшаяся под воздействием:
- многообразных внешних (развитие модернистских течений в Европе)
- и внутренних (изменение социально-политической атмосферы) факторов,
также искала новые формы выхода.
Творческая трансформация затронула все сферы человеческой жизни, в частности и скульптуру.
Направления, идеи, авторы стиля авангард в скульптуре
Пересмотр категорий, методов и инструментов, которыми оперировала традиционная скульптура, тесно связан с европейскими тенденциями.
Многие российские мастера, обучавшиеся в парижской Школе изящных искусств, по возвращении домой становились проводниками новых идеологических течений.
Некоторые из них преподавали в Московском училище живописи, ваяния и зодчества – творческой альма-матер, где происходило дальнейшее вызревание новаторских приемов и концепций.
Не исключением стал и именитый ученик Огюста Родена Павел (Паоло) Трубецкой – протагонист импрессионизма в скульптуре России.
Идеологические постулаты импрессионистического направления сводились к следующим:
- Динамичность образа. Скульпторы противопоставляли действие статике, стремились «оживить» творение, улавливая и фиксируя мимолетность жестов, движений, поз;
- Художественная многогранность. Разнообразие фактуры, светотеневые акценты, игра бликов фактически подчинили себе видимую сторону скульптуры
П.Трубецкой. Памятник Александру III
Своеобразный и неповторимый стиль Трубецкого, основанный на пластичности и строгости форм, психологической выразительности, отсутствии инертных поверхностей наиболее ярко проявился в одном из самых колоритных монументов 20 века — памятнике Александру III.
Но постепенно импрессионистские мотивы, которыми была насыщена скульптура начала 20 века, уступают место неоархаике и кубизму, идейно и композиционно связанных друг с другом с 1910 года.
Популярность фольклорной тематики (сюжеты, символы) – своего рода фундамента неоархаического стиля – была обусловлена уникальным открытием художниками Парижа новых источников вдохновения в технике и приемах неклассической скульптуры (древнеассирийской, африканской).
Среди материалов, помимо глины и мрамора, активно осваиваются дерево и камень. Параллельно, в первую очередь, в живописи, в трехмерных стереометрических полотнах Пикассо, формируется идеология кубизма.
Неоархаика и кубизм характеризовались концептуальной схожестью, в частности, в отношении восприятия объема и массы как смыслообразующих скульптурных единиц.
- Стал активно развиваться и применяться метод прямой рубки, предполагающий высекание художественного объекта непосредственно в материале (мрамор, дерево), в обход предварительной лепки из глины.
- Идейная сущность кубизма, обнажающая тяготение к упрощенным формам и геометризации фигур, нашла отражение в работах Александра Архипенко и Осипа Цадкина, чье творческое становление проходило в Европе и США.
- Художественное освоение «негативного пространства» у Архипенко («Гондольер», «Идущая женщина») и выразительное использование пустот и разрывов у Цадкина («Орфей») дополняли и совершенствовали стилевой и идейный рисунок данного направления.
Динамичное освоение метода кубистической деформации, особенно явно реализованного как в работах скульпторов, так и в живописи Пикассо в период 1909-1914 гг., формировало понимание скульптуры как материальной осязаемости.
А.Архипенко. «Идущая женщина»
Влияние кубизма прослеживается в трудах, особенно ранних, и многих других именитых мастеров искусства. Так, в творчестве Веры Мухиной — ученицы Антуана Бурделя – оно выразилось в экспрессии и остроте форм и гармоничности зрительных объемов, а в интерпретации Бориса Королева (1914-1921 гг.
) – в предельной геометризации тела человека, обобщенных примитивах и социально-психологической напряженности.
Надо отметить, что известный кубистический проект Королева – памятник Бакунину – был сурово раскритикован, что заставило скульптора пересмотреть взгляды и перенести свое художественное видение в область реализма.
О.Цадкин «Орфей»
Таким образом, творческая среда 1920-х гг. находилась в постоянном колебании.
Концептуальное и практическое совершенствование и переплетение различных течений авангарда, особенно воздействие кубизма и экспериментов в живописи, создавали новаторское художественное полотно, на котором скульпторы 20 века активно переплавляли идейную дискретность в целостные образы, дополняя и обогащая их персонализированными штрихами.
Сформировались новые принципы:
- лаконизм форм, граничащий со схематичностью;
- значимость фактуры (характера поверхности изделия, способа обработки) как инструмента психо — эмоциональной выразительности;
- важность цвета (контрастности, насыщенности, колорита) как способа самовыражения
Ярким примером данных тенденций были работы Исидора Фрих-Хара («Шашлычник», «Поэт пустыни»), функционально комбинирующие утилитарную и эстетическую сущности материала с эмоциональной окантовкой художественного примитива, и Дмитрия Цаплина («Грузчик»), обнажающие тяготение к стихийной неоархаике.
В это же время формируется новое понимание пространства: оно становится не фоном, а композиционным элементом, отображающим идейную составляющую скульптуры; инструментом аккумулирования и гармонизации центробежных сил.
Такая динамическая, структурозадающая сущность пространства была наглядно отражена в трудах Иосифа Чайкова конца 1910- начала 1920 гг.
Надо отметить, что почвой для авторского вдохновения служили концепции супрематизма, конструктивизма и элементы скульптживописи Архипенко.
Особое прочтение в скульптурной традиции русского авангарда, помимо кубизма и неоархаики, получил символизм. Значимую роль в развитии данного направления сыграл Александр Матвеев.
Работы мастера и труды его учеников отражали основные идеологические принципы символизма:
- композиционную завершенность и сбалансированность;
- ясное понимание объемов и их конструктивное взаимопроникновение
План «монументальной пропаганды», принятый Лениным в 1918 году, корректирует и видоизменяет стилевые особенности авангардистских течений, в том числе и символизма. Набирает обороты так называемый монументализированный стиль, наложивший отпечаток на работу с неопримитивами.
Новые веяния, в частности, проявились в скульптуре «Мудрость» Иннокентия Суворова, входившего в коллектив «мастеров аналитического искусства» под руководством художника Павла Филонова.
Это произведение было выполнено в технике так называемого «сделанного примитива» и отличалось асимметричностью линий и философской выразительностью, взывающей к пониманию единства новой социальной реальности с вечностью.
В таком же идейном ключе создавали свои работы Беатриса Сандомирская и Сергей Меркуров («Мысль», «Смерть вождя»).
Скульптура авангарда и другие искусства
Творческие пробы и искания расщепляли художественные границы, создавая условия для идейного заимствования. Показательным примером перманентного взаимопроникновения жанров и областей являлись опыты Татлина, работавшего на стыке живописи и скульптуры.
Он создавал «искусство» из любых, порой совершенно неэстетичных бытовых материалов.
Его контррельефы и коллажи ознаменовали творческую экспансию трехмерного пространства, формирование нового культурного смысла через сопоставление различных вещественных сущностей.
Татлин. «Контрельеф»
Его произведения – симбиоз структурной эргономичности и глубины; скульптура, в его понимании, – процесс не только мысленного созидания, но и практического конструирования. Идеи художники нашли яркое отражение в создании знаменитой Башни III Интернационала (1919-1920 гг.
) и футуристического проекта летательного аппарата «Леталин».
Также в 1919 году в трудах другого деятеля искусства – скульптора и графика Давида Якерсона — стали прослеживаться принципы супрематизма.
Якерсон активно использовал технику прямой рубки и создавал художественно-осмысленные постаменты – номинальные предвозвестники будущих архитектонов Малевича.
Скульптурно – архитектурное взаимодействие просматривалось в воплощенных работах и аналитических изысканиях конструктивистов и рационалистов. Например, Николай Ладовский и Борис Королев активно сотрудничали в сфере поиска гармоничных сочетаний пластики и пространства.
Историческое значение русского авангарда в скульптуре 20 века
Идейно-художественная активность 20-х гг. трансформировалась в ряд новаторских скульптурных проектов, начиная с вращающейся башни Татлина и заканчивая памятником 26 бакинским комиссарам Якулова (1923 г.
) и эпическими ленинградскими проектами памятников Ленину (1932 г.).
Модернизм в архитектуре воплотился также в пространственно-повествовательных и отличающихся особой пластикой декоративных композициях Меера Айзенштадта и Иосифа Чайкова.
Но наработки 20-х гг. фактически не нашли конструктивного отклика в будущем. В монументальном искусстве 60-х гг.
, наглядно реализованном в творчестве Владимира Кудряшова и художественного объединения «Изорам», в качестве питательного идейно-сюжетного сырья использовались мотивы и комбинации, отраженные в формализованных, каркасных фигурах, создаваемых для массовых праздников 1920-1930-х гг. и отличающихся эффектными очертаниями силуэта, композиционным лаконизмом и острой социальной подоплекой.
- Но, несмотря на это, скульптура 20 века во всей своей эклектичной выразительности оказала заметное влияние на формирование отечественного художественного мировоззрения.
- Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Источник: http://velikayakultura.ru/istoria-kultury/skulptura-avangarda-v-rossii-nachala-20-veka
Самая загадочная находка XX века
Впервые такой череп был найден в 1927 году в Центральной Америке экспедицией известного английского археолога и путешественника Ф. Альберта Митчелл-Хеджеса. Предшествовали находке начавшиеся еще в 1924 году работы по расчистке древнего города майя во влажных тропических джунглях полуострова Юкатан (в то время — Британский Гондурас, ныне — Белиз).
Тридцать три гектара леса, поглотившего едва угадывающиеся старинные постройки, для облегчения раскопок было решено просто выжечь. Когда дым окончательно рассеялся, участникам экспедиции открылось удивительное зрелище: каменные развалины пирамиды, городских стен и огромный, на тысячи зрителей, амфитеатр.
Лубаантун, «Город упавших камней», — это название с легкой руки Митчелл-Хеджеса закрепилось за древним поселением.
Странные сны
Прошло три года, и в очередную свою экспедицию Митчелл-Хеджес взял юную дочь Анну. Руководитель раскопок и не подозревал, что она станет для всех счастливым талисманом. В апреле 1927 года в день своего семнадцатилетия Анна обнаружила под обломками древнего алтаря удивительный предмет.
Это был изготовленный из прозрачнейшего кварца и прекрасно отполированный человеческий череп в натуральную величину. Правда, у него не хватало нижней челюсти, но через три месяца буквально в десятке метров нашлась и она.
Оказалось, что эта хрустальная деталь подвешивается на идеально гладких шарнирах и приходит в движение при малейшем прикосновении.
![]() |
Все бы хорошо, да с теми, кто притрагивался к этому черепу, начинали происходить странные вещи. Впервые это случилось с самой Анной. Как-то вечером она положила удивительную находку рядом со своей постелью. Как обычно, легла спать. И всю ночь ей снились странные сны.
Проснувшись утром, Анна в деталях смогла рассказать все, что видела. А видела она ни много ни мало — жизнь индейцев тысячелетия назад. Поначалу она не связала эти сновидения с черепом. Но странные сны продолжали посещать девушку всякий раз, когда хрустальный череп находился рядом с ее изголовьем.
И каждый раз это были новые подробности жизни древних индейцев, в том числе и ранее не известные ученым. Когда череп на ночь убирали подальше, сны прекращались. Но как только находка возвращалась к изголовью, яркие цветные и звуковые «фильмы» возобновлялись.
Анна снова слышала разговоры индейцев, наблюдала за их повседневной деятельностью, за ритуалами жертвоприношений…
В начале 60-х годов, уже после смерти отца, Анна решила передать череп для исследования специалистам: уж больно он был совершенен даже для таких искусных мастеров, какими были индейцы доколумбовых цивилизаций. Сначала изучением черепа занялся искусствовед Фрэнк Дордланд.
При тщательном осмотре он обнаружил в нем целую систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. Исследователя поразило то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки.
Он решил обратиться за консультацией в знаменитую фирму «Хьюлетт-Паккард», специализировавшуюся в то время на выпуске кварцевых генераторов и считавшуюся наиболее авторитетной по экспертизе кварцев.
«Проклятая штуковина…»
Результаты экспертизы потрясли не только искусствоведа. Во-первых, исследование, проведенное в 1964 году в специальной лаборатории фирмы «Хьюлетт-Паккард», показало, что череп был изготовлен задолго до появления первых цивилизаций в этой части Америки. Кроме того, горный хрусталь столь высокого качества в этих местах вообще не встречается.
И уж совсем поразительное открытие — «допотопный» череп, вес которого составляет 5,13 кг, а размеры 125,4*203,4 мм, изготовлен из цельного кристалла. Причем вопреки всем известным законам физики. Вот что по этому поводу говорил один из лучших экспертов фирмы, инженер Л.
Барре: «Мы изучали череп по трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из трех-четырех сростков… Анализируя сростки, мы обнаружили, что череп вырезан из одного куска хрусталя вместе с нижней челюстью.
По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную семи (уступая лишь топазу, корунду и алмазу), и его ничем, кроме алмаза, резать невозможно. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп — они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и шарниры, на которых она подвешена.
При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то из-за напряжения он может расколоться на куски…
Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто вообще не притрагивался к нему в процессе резки. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы, и вы сможете увидеть в них всю комнату».
![]() |
С мнением эксперта согласны и его коллеги. Для того чтобы при обработке череп не рассыпался, нужны были точнейшие аналитические методы: распилы должны быть строго ориентированы относительно осей роста кристалла. Однако изготовителей таинственной находки эта проблема, похоже, ничуть не волновала — они сработали череп, игнорируя все законы и правила.
Профессионалы из «Хьюлетт-Паккарда» так и остались в недоумении: «Эта проклятая штуковина просто не должна существовать. Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке.
Почему этого не случилось, представить невозможно». Однако факт, что называется, налицо: хрустальный череп — реальность, которую в Музее американских индейцев может увидеть любой желающий. И еще. Технологи «Хьюлетт-Паккарда» подтвердили, что на черепе действительно нет ни малейших следов механической обработки — даже микроскопических царапин от полировки.
По мнению экспертов, чтобы так отполировать этот чрезвычайно твердый материал, нужны сотни лет!
«Пластилиновый» хрусталь?
Это мнение косвенно подтверждает одна из последних находок. О ней в августе 1996 года сообщил журнал FATE. Зимой 1994 года хозяйка ранчо близ Крестона (штат Колорадо, США), объезжая на лошади свои владения, заметила на земле какой-то блестящий предмет. Подняла его.
Это был человеческий череп из прозрачного стекла или хрусталя. Но в каком виде! Смят и скручен так, будто до затвердевания был очень пластичным. Откуда он взялся и почему так изуродован, остается загадкой до сих пор.
(Любопытная деталь: именно в этом районе американского штата наиболее часто наблюдаются НЛО и фиксируются случаи необъяснимого калечения скота.) Заинтересованные находками, историки и этнографы начали искать все, что могло пролить на них хоть какой-нибудь свет. И вскоре кое-какие следы нашлись в древних индейских преданиях.
Например, что было тринадцать хрустальных черепов «Богини смерти» и что хранились они отдельно друг от друга под бдительным присмотром жрецов и специальных воинов.
Естественно, начался их поиск. Вскоре он дал первые результаты. Подобные черепа обнаружились в запасниках некоторых музеев и у частных лиц. Причем не только в Америке (в Мексике, Бразилии, США), но и в Европе (во Франции), и в Азии (в Монголии, Тибете). Черепов оказалось значительно больше тринадцати. Но не все были столь совершенны, как «Митчелл-Хеджес».
Большинство черепов выглядели значительно грубее. Похоже, это были более поздние и не очень умелые попытки создать нечто подобное идеальным черепам, которые, как считается, когда-то подарили людям боги.
Один из наиболее авторитетных исследователей хрустальных черепов, Фрэнк Джозеф, заинтересовался: а был ли «прототип» у черепа «Митчелл-Хеджес» и как выглядел бы обладатель этого черепа? Для чистоты эксперимента это задание поручили двум независимым группам: нью-йоркской полицейской лаборатории, специализирующейся на реконструкции лиц по черепам, и группе экстрасенсов, которые «подключились» к черепу в состоянии транса. И что же? И те и другие независимо друг от друга заявили, что «прототипом» хрустального черепа был череп молодой девушки. Портреты, полученные обеими группами, оказались весьма схожими. Впрочем, не все черепа можно твердо отнести к человеческим. Встречаются и такие (например, «Череп майя» и «Череп инопланетянина»), у которых присутствуют явно нечеловеческие черты. Может, их прообразами служили черепа внеземных гостей, когда-то посещавших Землю?
Охотники за черепами
По ходу поисков неожиданно выяснилась еще одна интригующая деталь. Оказалось, что древние хрустальные черепа интересуют не только историков, но и некие тайные общества.
Так, буквально из-под носа археологов в Гондурасе бесследно исчез так называемый «Розовый кварц» — шедевр, не уступающий по своему совершенству «Митчелл-Хеджесу». Он также имел съемную нижнюю челюсть. Расследование установило, что до исчезновения его несколько раз пытались выкрасть жрецы какого-то тайного культа.
Видимо, последняя попытка увенчалась успехом. Выяснилось также, что хрустальные черепа интересовали и серьезные государственные структуры.
Так, в 1943 году в Бразилии после попытки ограбления местного музея были задержаны агенты немецкого общества «Аненербе».
На допросах они показали, что были доставлены в Южную Америку секретным судном абвера — яхтой «Пассим» — со специальным заданием найти и «изъять» хрустальные черепа «Богини смерти».
С такой же целью были заброшены еще несколько групп. И хотя многих также арестовали, не исключено, что кто-то успеха добился.
Зачем хрустальные черепа понадобились самым секретным учреждениям гитлеровской Германии? Те, кто интересовался тайной историей «третьего рейха», сегодня кое-что знают о его мистических корнях и об особо секретной цели — захватить власть в мире невидимом, метафизическом.
Знают и о главной научно-исследовательской структуре СС — элитарном ордене «Аненербе» («Наследие предков»), имевшем в своем подчинении более пятидесяти исследовательских институтов. Знают и о «тайном кардинале» этого мистического ордена — потомке древнего магического рода, носителе «знаний дьявола» группенфюрере СС Карле Марии Виллигуте.
Именно по инициативе Вайстара (псевдоним Виллигута) эмиссары «Аненербе» рыскали по всему миру в поисках древних знаний, архивов и магических реквизитов тайных обществ. Особенно их интересовали магические методы жрецов Атлантиды.
Нацисты надеялись, что эти знания «прародительницы арийской расы» позволят им не только создать «сверхчеловека», но и с помощью магии подчинить остальных, «недочеловеков». В поисках древнейших магических знаний «Аненербе» организовывало экспедиции в самые отдаленные уголки земного шара: в Тибет, Центральную и Южную Америку, Антарктиду…
Двум последним материкам уделялось особое внимание, поскольку именно здесь ожидалось найти следы древних атлантов и их знаний. Сегодня некоторые исследователи высказывают предположение, что найденные хрустальные черепа были изготовлены в Атлантиде и лишь чудом уцелели во время катастрофы. Если это так, то становится понятным, почему «искусствоведы» СС так активно интересовались ими.
Чудеса вокруг черепов
И вот тут мы подходим к самой интригующей загадке черепов: для чего они предназначались? Некоторые ученые полагают, что древние их использовали в лечебных и психотерапевтических целях. Для такого мнения есть основания.
Так, Джоан Парке, унаследовавшая хрустальный череп «Макс» от тибетского монаха, утверждает, что последний весьма успешно использовал череп для лечения людей. Наблюдения исследователей и расспросы очевидцев показали, что хрустальные черепа действительно как-то воздействуют на тех, кто приближается к ним. Причем на разных людей — по-разному.
Одни испытывают дискомфорт и непонятные страхи. Некоторые даже падают в обморок и на какое-то время теряют память. Другие, наоборот, странным образом успокаиваются и даже впадают в блаженное состояние. Есть люди, которые после «общения» с черепом «Митчелл-Хеджес» излечились от тяжелых болезней.
А владелица «Черепа инопланетянина» Жоке фон Дитан уверяет, что опухоль ее головного мозга, к удивлению врачей, рассосавшаяся сама по себе, пропала именно благодаря хрустальному черепу.
Предание сообщает, что таким образом жрецы могли увидеть любые тайны — не только то, что происходит в других местах, но и прошлое, и будущее, вплоть до конца света.
А еще легенды говорили, что посвященные могли узреть в черепах день возвращения богов, в том числе и самого Кукулькана — белокожего бородатого «бога планеты Венера», который когда-то, «во времена полного мрака», спустился с небес и подарил индейцам знания: письменность, математику, астрономию, научил строить города, пользоваться календарем, выращивать богатые урожаи… Инженеры и техники тоже обнаружили нечто интересное. Выяснилось, что в глубине глазниц у некоторых из найденных черепов находятся весьма искусно выполненные линзы и призмы и если череп подсветить свечой снизу, то из глазниц заструятся тонкие лучики света. Мало этого, оказалось, что если подолгу вглядываться в глазницы, в них можно увидеть удивительные картины.
Существует устойчивое мнение, что хрустальные черепа обладают еще и мистическими свойствами. Об этом говорят многие «контактеры». Так, выяснилось, что нечто подобное тому, что видела в своих снах Анна Митчелл-Хеджес, испытывали на себе и исследователи другого, так называемого «Британского хрустального черепа».
Экстрасенсы и высокочувствительные люди дружно уверяют, что черепа навевают им особые, почти гипнотические состояния, сопровождающиеся необычными запахами, звуками и яркими зрительными галлюцинациями. Иногда, особенно в моменты глубокого транса, это были «странные видения из далекого прошлого, а возможно, и из будущего».
Впрочем, не только особо чувствительные, но и обыкновенные люди утверждают, что временами видели, как череп в темноте начинал светиться или наполняться «белым туманом», а затем в нем появлялись «таинственные образы людей, а также гор, лесов, храмов «… тьмы».
Что это — память о прошлых событиях, навсегда впечатавшаяся в кристалл? Особые резонансные свойства хрустальных черепов? А может, и то и другое?.. Источник
Автор Виталий Правдивцев.
Источник: https://subscribe.ru/group/zvyozdnyij-put/6336291/
Находка столетия: история главного археологического открытия ХХ века — Недвижимость Onliner
Расчистив заваленный строительным мусором коридор, они наконец увидели дверь с царскими печатями. Дрожа от нетерпения, археолог проделывает маленькое отверстие в левом верхнем углу. «Видите ли вы там что-нибудь?» — спрашивают его спутники. «О да, — отвечает он. — Я вижу удивительные вещи».
Сквозь дымку в скрывающейся за дверью комнате проступили странные животные, статуи — и золото, везде мерцание золота! Долина царей в конце концов вознаградила искателей потерянных сокровищ. Onliner.
by рассказывает о том, как было сделано, возможно, величайшее открытие в истории археологии и как оно стало медиасенсацией.
Долина царей, скалистое ущелье на левом, западном, берегу Нила. Здесь, в Городе мертвых, напротив Фив, нынешнего Луксора, древней столицы страны, на протяжении пяти веков египтяне хоронили своих фараонов.
С конца XVIII века историки обнаружили здесь несколько десятков гробниц, но какими бы ценными они не были для понимания древнеегипетской культуры, практически в каждом случае археологи поневоле чувствовали разочарование: грандиозный некрополь был почти полностью разграблен.
Причем в абсолютном большинстве случаев произошло это давным-давно, за столетия до наступления новой эры, когда слава Египта катилась к закату, и его новые цари не гнушались пополнять истощившуюся казну богатствами мертвецов.
Однако все это время ученых не оставляла надежда, что когда-нибудь им повезет, что рано или поздно кто-то из них найдет усыпальницу, волею случая, а может, судьбы, не замеченную грабителями древности.
Это чудо действительно случилось в 1922 году, а героями истории стали три человека: британский аристократ, археолог и 19-летний юноша, фактически калека, погибший в незапамятные времена от малярии.
Аристократом был Джордж Герберт, 5-й граф Карнарвон. Удачно женившись на девице из Ротшильдов и получив с ней славное приданое, он пустился во все тяжкие, тратя состояние на охоту, скачки, а со временем и на автомобильные гонки. Разнузданная езда однажды его и подвела.
Умудрившись угодить в тяжелую автокатастрофу в 1901 году, во времена, когда механические повозки еще были исключительно редки, он остаток жизни страдал от хронических заболеваний и вынужден был проводить зимы в сухом теплом климате, уезжая из своего английского поместья в Египет.
Там он и заразился страстью к истории страны, принялся коллекционировать древнеегипетские артефакты, а практически неограниченные финансовые возможности помогли ему устраивать собственные археологические экспедиции.
В 1906 году лорд Карнарвон познакомился с Говардом Картером, профессиональным египтологом, бывшим генеральным инспектором отдела древностей, упрямым, педантичным человеком, с которым они составили отличную пару.
К 1914 году, когда они наконец получили разрешение на раскопки в Долине царей, Картер и Карнарвон уже успели сделать ряд второстепенных открытий, но основные их надежды были связаны, конечно, с фиванским Городом мертвых.
После перерыва на Первую мировую войну, осенью 1917 года наши герои копались возле хорошо известной гробницы Рамзеса VI. У входа в нее они отыскали остатки древних лачуг, предположительно строителей той усыпальницы.
У Картера уже тогда были идея, что под ними возможно есть еще что-нибудь, но большой поток туристов и параллельные проекты отвлекли их внимание.
Вновь к тем хижинам они решили вернуться лишь поздней осенью 1922 года и потратить (для очистки совести, Картер был весьма скрупулезным ученым) на неосвоенный участок еще один археологический сезон. Как показало ближайшее будущее, это была гениальная мысль.
Золотой саркофаг
3 ноября 1922 года Картер в отсутствие своего спонсора приступил к расчистке участка. Уже на следующий день под одной из старых хижин он нашел первую ступеньку, пока еще ведущую неизвестно куда.
Скорее всего, это была какая-то очередная гробница, но во-первых, она могла быть как обычно разграблена, во-вторых захоронение могло принадлежать кому-то, из свиты фараона.
Ясность появилась 5 ноября: из-под куч строительного мусора, песка и известняковых обломков показалась дверь, и, что самое главное, она была запечатана царскими печатями!
Надо отдать должное характеру археолога. Понимая, что гробница принадлежит какому-то фараону и что дверь в нее по-прежнему запечатана, он тем не менее смог остановиться на самом интересном, самом волнующем этапе для каждого из ученых — на пороге открытия.
Он прекрасно осознавал, что его давний соратник, лорд Карнарвон, финансировавший все эти экспедиции и еще находившийся в тот момент в Англии, имеет такое же право присутствовать при, вероятно, самой крупной находке за всю их совместную практику.
В Британию отправилась телеграмма: «Наконец удалось сделать замечательное открытие в Долине. Великолепная гробница с нетронутыми печатями; до вашего приезда все снова засыпано. Поздравляю».
Карнарвон примчался так быстро, как только позволяли тогдашние средства передвижения. 23 ноября он с дочерью был на месте.
Сначала Картера и его товарища ждало разочарование. Несмотря на наличие печатей, дверь была все-таки взломана.
После ее полной очистки выяснилось, что в ней есть пролом, который был вновь замурован и запечатан, причем дважды. Это все же оставляло надежду: полностью обворованные гробницы вновь никогда опять не опечатывали.
На печатях было имя Тутанхамона, малоизвестного прежде фараона XVII династии, правившего в 1332—1323 годах до нашей эры.
Его гробница была немедленно вскрыта. Картер и Карнарвон стали первыми за три с лишним тысячи лет людьми, оказавшимися внутри.
За первой дверью находился заваленный известняком коридор, заканчивавшийся второй дверью, также взломанной. Именно за ней, проделав небольшую дыру, Картер и рассмотрел свои «замечательные вещи».
Грабители были здесь, но по каким-то причинам (возможно, их спугнули или обнаружили) они оставили усыпальницу практически нетронутой.
За второй дверью экспедиция обнаружила неслыханное. Замысловатые скульптуры, покрытые золотом, деревянные ларцы, алебастровые сосуды, десятки и десятки артефактов, хаотично, будто в спешке, расставленных по комнате, но все же целых.
Из этой передней комнаты небольшой проход вел в небольшую камеру, также заполненную десятками нетронутых вещей, — ее назвали кладовой. Но главное — здесь была третья дверь, охранявшаяся двумя статуями-часовыми и вновь взломанная.
Картер и Карнарвон задались естественным вопросом: что же искали грабители на самом деле, если их не заинтересовали драгоценные артефакты в первых двух помещениях?
И вновь археологи проявили недюжинную выдержку. Картер настоял на том, чтобы решительно замедлить исследование гробницы Тутанхамона, не поддаваться искушению немедленно открыть все комнаты.
Карнарвон уехал по делам на родину, а Картер эти несколько месяцев посвятил тщательному документированию находок в передней комнате и кладовой, их постепенному изъятию, упаковке и отправке в Каир.
Можно только представить, какое нетерпение его раздирало, но совесть ученого, а может, предвкушение еще неизведанного были сильнее.
Время третьей двери настало 17 февраля, и это событие было обставлено максимально торжественно. В опустевшей передней комнате собрались два десятка человек: не только команда Картера, но и приглашенные ученые и чиновники.
Картер лично начал разбирать дверь, и первое, что он увидел в образовавшемся отверстии, было… стена, причем стена золотая. Дальнейшая работа показала: да, Карнарвон и Картер все-таки обнаружили свой Священный Грааль, такой, о котором они могли только мечтать.
Это была погребальная камера, а почти всю ее, оставляя лишь узкие проходы вдоль стены, занимал огромный, обитый листами золота, ящик, в котором должен был находиться саркофаг фараона. Как оказалось, ящик был устроен по принципу матрешки.
За его запертыми лишь на засов дверями находился второй золотой ящик, уже запечатанный. А самым важным был тот факт, что в отличие от взломанных дверей гробницы, царские печати на этом ящике были абсолютно целыми!
В погребальной камере был проход и в еще одно небольшое помещение. «Даже беглого взгляда было достаточно, чтобы понять, что именно здесь находятся величайшие сокровища гробницы», — написал позже в своем дневнике Картер.
В центре сокровищницы стоял гигантский золотой ларец, его окружали четыре статуи богинь-воительниц. Объем и ценность находок были таковы, что их тщательное исследование, описание, упаковка и транспортировка заняло сразу несколько археологических сезонов.
Картер предвкушал самое главное в своей жизни — открытие саркофага, — и оно случилось лишь зимой 1926—1927 годов.
«Единственным примечательным событием в жизни Тутанхамона было то, что он умер»
В тесном помещении Картер сначала открыл дверцы одного ящика, а затем вскрыл непотревоженную печать на дверях второго. Из ящиков были извлечены гробы, вновь-таки находившиеся один в другом. Крышки гробов были искусно инкрустированы, а все свободное пространство между ними было заполнено драгоценными предметами. Третий гроб длиной 1,85 м был сделан из золота толщиной 2,5—3,5 мм.
Пространство между вторым деревянным и третьим золотым гробами было заполнено черной почти затвердевшей массой, видимо, смесью из благовонных масел и смол.
Этой же субстанцией была обмазана и почти вся мумия Тутанхамона, находившаяся внутри.
Лишь знаменитая золотая маска фараона, вероятно, самый известный сейчас символ Древнего Египта, жемчужина коллекции Каирского музея, и ноги юноши оказались чистыми.
Очистка мумии от этой субстанции заняла длительное время, и состояние мумии стало самым большим разочарованием археологов: благовония, масла и смолы за 23 века фактически разъели фараона.
Как рассказывал Картер, это было самым большим парадоксом его открытия: в разграбленных вскоре после захоронения гробницах большинство мумий, которые не успели пропитаться этими составами, сохранились куда лучше, чем Тутанхамон в своем нетронутом саркофаге.
Карнарвон его уже не увидел. Он скончался еще 5 апреля 1923 года, через полтора месяца после вскрытия погребальной камеры. Из этой и последовавших смертей некоторых ученых, входивших в экспедицию Картера, пресса раздула миф о «проклятии фараонов», будто бы настигающих каждого, вторгающегося в их гробницы.
Медиаистерия вокруг находки в Долине царей действительно была большая. Сразу после того как стал известен масштаб и беспрецедентность открытия археологов, их команду буквально атаковали репортеры. Каждый новый этап, каждое крупное событие, многие находки подробно освещались в газетах по всему миру.
Выдуманное репортерами британской Daily Mail «проклятие» стало прекрасной «желтой» темой, имевшей грандиозный успех у публики, в годы, когда таблоидов в современном их понимании еще не существовало.
На самом деле Карнарвон после своей аварии постоянно болел, а большинство ученых, умерших в ближайшие годы, находилось в весьма преклонном возрасте.
Говард Картер, лично вскрывавший все комнаты усыпальницы, дожил и вовсе до 1939 года.
Открытие гробницы Тутанхамона стало, вероятно, величайшей археологической находкой по крайней мере XX века. Ценность обнаруженных артефактов была такова, что заставила ученых и обывателей размышлять над сакраментальным вопросом.
Если 19-летний фараон, правивший всего 9 лет и не запомнившийся почти ничем, хромой юноша, ходивший, опираясь на посох, страдавший от малярии, про которого Картер сказал, что «единственным примечательным событием его жизни было то, что он умер и был похоронен», если вот такой заурядный правитель великой страны был похоронен в подобной роскошной обстановке, какими же были куда более крупные усыпальницы действительно великих царей Египта? Какие драгоценные богатства были у них внутри?
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner.by запрещена без разрешения редакции. nak@onliner.by
Источник: https://realt.onliner.by/2018/05/06/pharaoh
20 скульптур, которые слишком прекрасны для нашего мира
- 20 скульптур, история которых напомнит вам о самом важном
- Местные жители разных стран рассказали о том, что их раздражает в поведении туристов
- 10 пород собак для тех, кто хочет завести питомца, но не любит долгие прогулки
- Теплая история о том, что сильных женщин тоже нужно защищать — от неправильного выбора
- 7 причин, по которым люди бегут в кино, чтобы увидеть Брэда Питта и Леонардо Ди Каприо
- 20 причин влюбиться в песиков сиба-ину раз и навсегда
- 20 собак, которые одним своим взглядом растопят даже ледяное сердце
- 20 фактов о «короле ужасов» Альфреде Хичкоке, который умел пугать людей, как никто другой
- Я живу в Израиле 18 лет и каждый день удивляюсь еврейским обычаям и традициям
- 10 матерей, которые в одиночку воспитали своих детей (Возможно, благодаря этому эти дети и стали знаменитыми)
- 8 причин, почему привычные нам вещи выглядят именно так, а не иначе
- 17 сериалов, которые не смогли вовремя закончиться и разочаровали фанатов
- Читатели AdMe.ru рассказали о нелепых случаях из путешествий, которые запомнились им на всю жизнь
- 10 комиксов о том, чему можно поучиться у котов, чтобы получать больше кайфа от жизни
- 18 свежих экранизаций, которые будут держать вас в напряжении до самого финала
- 15 фактов о хаски, которые помогут раз и навсегда понять, подойдет ли вам эта порода
Источник: https://www.adme.ru/svoboda-kultura/20-skulptur-kotorye-slishkom-prekrasny-dlya-nashego-mira-1580665/