Сикстинская капелла, ватикан. фото, фрески микеланджело и их описание

Строительство Сикстинской капеллы началось в 1473 году по инициативе папы Сикста IV (собственно, от его имени и произошло название этой достопримечательности).

Первоначально на этом месте уже была папская домовая церковь — Cappella Maggiore, но ввиду острой политической обстановки ее решено было укрепить и перестроить.

На тот момент Папа Римский находился в конфронтации с могущественным флорентийским семейством Медичи, а помимо того, опасался нападения османов, и прекрасная капелла задумывалась как оборонительное укрепление.

Вот в таких обстоятельствах архитектор Баччо Понтелли спроектировал этот замок-церковь, а Джордже де Дольче приступил к строительству.

Однако в момент, когда потребовалась внутренняя отделка, ситуация изменилась.

Папский престол заключил соглашение с Лоренцо Медичи, и после примирения стал возможен приезд флорентийских гениев Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо и Козимо Росселли, расписавших стены и потолок храма.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание Фреска «Наказание восставших» работы Сандро Боттичелли Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание Фреска «Призвание первых апостолов» работы Доменико Гирландайо Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание Фреска «Тайная вечеря» работы Козимо Росселли

В общей сложности церковь строилась около 8 лет, а потом еще 2 года длилась работа над внутренней отделкой. В 1483 году ее наконец-то освятили, а спустя 9 лет здесь впервые собрался Конклав для выбора нового понтифика.

Следующий Папа Римский — Юлий II, задумал реставрировать имеющиеся фрески и дополнить их новыми картинами, для чего в 1508 году пригласил в Рим Микеланджело Буонарроти.

Интересно, что сам мастер считал себя скорее архитектором и скульптором, чем художником — роспись была для него новым и слабо освоенным делом.

Считается, что первоначально для этих целей хотели позвать другую звезду итальянского Возрождения — Рафаэля Санти (он, кстати, тоже приложил свою руку к оформлению). Но как бы там ни было, над потолком работал Буонарроти, и 9 картин из «Книги бытия» стали одним из лучших произведений мастера.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Сикстинская капелла изнутри

Поскольку Микеланджело трудился над росписью около 4-х лет, и на этот период нельзя было прекратить богослужения, художнику пришлось разработать для себя особые «летящие» леса, которые закреплялись под самым потолком и не мешали передвижениям людей внизу.

Спустя четверть века уже 60-летний художник еще раз вернулся под своды Сикстинской капеллы, чтобы создать другой шедевр — свой знаменитый «Страшный суд». На эту огромную фреску у алтаря ушло более 4-х лет, с 1536 по 1541 год. Но результат стоил того — есть легенда, что понтифик Павел III был настолько потрясен выразительностью картины, что упал перед нею на колени в молитве.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Композиция «Страшный суд» у алтаря

Интересный факт: есть мнение, что кандидатуру Буонарроти для росписи потолка предложил его извечный враг и соперник Браманте — он хотел, чтобы мастер, редко занимавшийся живописью, был опозорен. Однако далеко не все историки согласны с данной версией.

Сегодня стены и плафон капеллы считаются важным историческим наследием и находятся под охраной не только понтификата, но и ЮНЕСКО. Сама же она остается действующим храмом и при этом очень популярным туристическим местом — здесь заканчиваются все экскурсии по Ватикану.

Росписи

Внешний облик

Как уже говорилось, снаружи Сикстинская капелла выглядит намного скромнее, чем внутри. Но есть у этого здания одна интересная особенность — его параметры в точности повторяют описанные в Ветхом Завете размеры легендарного храма Соломона. Трехэтажная постройка в длину составляет 40,9 метров, а в ширину — 13,4 метра. Она стоит на фундаменте более древней папской церкви.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Сикстинская капелла с Купола Собора Святого Петра

По задумке архитектора первый этаж предназначался для богослужений, а на втором и третьем должны были размещаться орудия и солдаты.

В частности, на третьем этаже и сейчас можно увидеть узкие окна-бойницы — через них предполагалось вести прицельный огонь.

Изначально верхний ярус вовсе не имел крыши, и лишь когда в храме появились уникальные фрески, было решено сделать его крытым, чтобы сырость не уничтожила творения великих художников.

Именно второй этаж больше всего интересует туристов — просторный, с высокими потолками и большими стрельчатыми окнами. Они делают облик здания более легким снаружи, а также дают много естественного света для осмотра внутреннего зала. Ведь здесь есть на что посмотреть — стены украшают не банальные ангелочки, а огромные детальные картины, изображающие фрагменты Святого Писания.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Второй этаж Сикстинской капеллы

Внутреннее убранство

Изначально на стенах Сикстинской капеллы было выполнено 16 фресок, но две из них были разрушены при падении архитрава, а еще две пришлось убрать, чтобы освободить место для монументального «Страшного суда» Микеланджело.

Итого сохранилось 12 картин — на северной стороне расположены сюжеты из жизни Иисуса Христа, а на южной — фрески по мотивам жизни Моисея. Такая планировка росписи призвана была продемонстрировать связь Ветхого и Нового Завета.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание Северная сторона Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание Южная сторона

Над сюжетными фресками в проемах между окнами проходит ряд портретов — это изображения понтификов раннехристианского периода, погибших мученической смертью и причисленных к лику святых.

А самый нижний ярус зала (под фресками) ранее был завешен гобеленами, выполненными по сюжетам картин Рафаэля. Однако до сегодняшнего дня из них сохранилось всего 7 полотен, которые хранятся в музее.

Вместо оригинальных гобеленов нижнюю часть стен украшают копии, но и они видны посетителям лишь в дни больших праздников.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание Гобелены Рафаэля Гобелены Рафаэля Гобелены Рафаэля

Потолок и «Страшный суд» Микеланджело

При отделке главного зала его свод был расписан в виде звездного неба, однако во времена правления Юлия II проходила реставрация потрескавшейся росписи, и потолок было решено переделать. Микеланджело Буонарроти работал над ним более 4-х лет, изобразив в общей сложности 343 библейских персонажа.

Потолок Сикстинской капеллы Композиция «Сотворение Адама» на потолке Сикстинской капеллы

Центральную часть свода занимают 9 картин, иллюстрирующих этапы создания мира, сотворение Адама и Евы, их грехопадение, а также Всемирный потоп, жертвоприношение и опьянение Ноя. Это девять знаменитых сюжетов «Книги бытия».

Их окружают треугольники и люнеты с изображениями предков Иисуса Христа, а между ними вставлены портреты известных библейских пророков и сивилл.

Наконец, по углам свода можно увидеть 4 сцены: сражение Давида и Голиафа, наказание Аммана, сюжет с Моисеем и медным змием, а также Юдифь и Олоферн.

Сегодня эта роспись вызывает восхищение, но известно, что заказчик Юлий II, напротив, выказывал недовольство — мол, слишком бедно смотрится потолок, не хватает блеска. На что Микеланджело остроумно парировал: святые-то были людьми бедными, откуда же взяться блеску.

Схема свода

Что касается «Страшного суда», занявшего всю стену позади алтаря, эта картина была выполнена уже после смерти Юлия II. Ее заказал Климент VII, желающий внести свой вклад в украшение столь важного зала Ватикана.

Однако этот понтифик также скончался до того, как мастер успел приняться за заказ, и Микеланджело приступил к работе лишь при правлении Павла III.

Художник, будучи уже в пожилом 60-летнем возрасте (для Италии эпохи Ренессанса это много) писал столь огромную картину лишь с одним помощником, да и того использовал только для замешивания красок.

Композиция «Страшный суд» Микеланджело Фрагмент композиции «Страшный суд» Фрагмент композиции «Страшный суд» Фрагмент композиции «Страшный суд» Фрагмент композиции «Страшный суд»

В общей сложности на полотне, рассказывающем о втором пришествии Христа, изображено около 400 фигур. Как и в случае с потолком, работа шла более четырех лет и была завершена в ту же самую дату, что и роспись потолка.

Интересный факт: Микеланджело, будучи ценителем человеческого тела, изображал многих персонажей обнаженными, однако нашлись критики, которых возмутила «неприличная» картина. Спустя четверть века художнику Даниэле да Вольтерра пришлось дорисовать на «Страшном суде» накидки и набедренные повязки, за что он остался в истории под ироничным прозвищем «штанописец».

Как добраться до Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла расположена на территории Ватикана в самом центре Рима. Этим зданием оканчивается западное крыло музеев, где находится галерея Арацци, а также галереи географических карт и канделябров. Сюда несложно добраться разными видами транспорта.

Расположение Сикстинской капеллы в Ватикане

Точный адрес: 00120 Vatican City, Рим.

От центрального ж/д вокзала TERMINI:

    • Вариант 1
    • Метро:от станции TERMINI по ветке A проехать до станции Cipro Musei Vaticani.
    • Пешком:пройти от станции около 10 минут через Via Candia и Via Frà Albenzio.
  • Вариант 2

    Метро:от станции TERMINI добраться до станции S.Pietro, что находится на ветках FL5 и FL3.

    Пешком:пройти от станции метро по улице Via Innocenzo III, затем через территорию Ватикана или в обход через Via Sant’Anna — время в пути около 20 минут.

    1. Вариант 3
    2. Пешком:от ж/д вокзала пройти по Piazza dei Cinquecento, далее по улице Viale Enrico de Nicola до остановки Volturno/gaeta (время в пути 5 минут).
    3. Автобус:маршрутом № 492 ехать до остановки Bastioni Di Michelangelo.
    4. Пешком:от остановки через площадь Piazza del Risorgimento за 4 минуты попасть к Собору Святого Петра.

Из аэропорта Фьюмичино:

    • Вариант 1
    • Автобус:шаттлом Sitbusshuttle за 50 минут доехать до Via Crescenzio, 2 (рейсы отправляются 1 раз в 30 минут).
    • Пешком:идти от остановки по Via Crescenzio, а после свернуть на Via del Mascherino к Собору Святого Петра — время в пути около 15 минут.
    1. Вариант 2
    2. Поезд:по линии FM1 электричкой доехать до вокзала TERMINI.
    3. Метро:по красной ветке от станции TERMINI проехать до станции Cipro Musei Vaticani.
    4. Пешком:пройти от станции метро по Via Candia и Via Frà Albenzio около 10 минут.

Кроме того, из разных районов города можно добраться автобусами № 23, 32, 49, 81, 247, 490, 495, 590 и трамваем № 19.

Сикстинская капелла на карте

Время работы и стоимость билета

Как правило, Сикстинскую капеллу посещают вместе с экскурсией по другим музеям Ватикана — именно на ней обычно заканчиваются экскурсионные туры. Однако при желании можно посетить эту достопримечательность отдельно.

Читайте также:  Музей науки и промышленности, чикаго, сша

График работы:

  • С понедельника по субботу.

Часы работы:

  • С 09:00 до 18:00 (вход до 17:30).

Ночной тур — посещение музеев и концерт:

Все музеи, включая капеллу, можно посетить по единому билету, который приобретается в кассе. Возможно электронное бронирование — в этом случае на сайте Ватикана приобретается ваучер, который затем в кассе будет обменян на билет. Такое бронирование позволяет быстрее пройти на территорию музеев и не стоять в очередях.

Дворец Бельведер Пинакотека Галерея бюстов Апостольская библиотека Ватикана Галерея географических карт Лестница Джузеппе Момо

Цена билетов для самостоятельного визита:

  • Взрослый — 17 € (~1 205 руб.);
  • Детский (от 6 до 18 лет) — 8 € (~567 руб.);
  • Ночной тур — 38 € (~2 694 руб.) и 29 € (~2 056 руб.);
  • Аудиогид с описанием на русском языке — 7 € (~496 руб.);
  • Электронное бронирование — 4 € (~284 руб.).

Также можно купить билеты с завтраком или обедом на территории Ватикана. Но учтите, чтобы успеть к завтраку в 08:15, нужно быть у входа в 07:15.

Цена билетов с экскурсоводом:

  • Взрослый билет — 33 € (~2 339 руб.);
  • Детский билет — 24 € (~1 701 руб.).

Важно: в последнее воскресенье месяца разрешен бесплатный вход в Сикстинскую капеллу, график работы в этот день — с 09:00 до 14:00.

Виртуальная экскурсия

Сикстинская капелла — поистине уникальное место с особой атмосферой.

Кто-то стремится попасть сюда в дни церковных праздников, чтобы услышать всемирно известный хор Capella Papale, а кто-то выбирает будний день и утренний тур, чтобы смотреть на древности и великие произведения искусства без многолюдной толпы.

В любом случае визит в сердце Рима останется в памяти навсегда. Тем более что этот храм — далеко не единственная достопримечательность Ватикана, в рамках одной экскурсии можно увидеть все его музеи и, конечно же, Собор Святого Петра.

Источник: https://theplacement.ru/travel-directory/sikstinskaya-kapella/

16 секретов фресок Сикстинской капеллы, о которых вам не расскажут даже экскурсоводы

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Роспись потолка Сикстинской капеллы — одно из самых масштабных произведений искусства эпохи Ренессанса, дошедшее до наших дней. Ее площадь, равная площади 1/6 части футбольного поля, поражает воображение, особенно если учитывать, что все рисунки были созданы менее чем за 5 лет. Интересно, что Микеланджело, сам себя считавший скульптором, а не художником, до этого никогда не работал в технике стенной живописи. Может, поэтому и за заказ великий итальянец взялся с небольшой охотой. Хотя некоторые биографы считают, что к работе его побудило не что иное, как желание доказать свое мастерство.

AdMe.ru решил поближе познакомиться с творением гениального художника, посмотреть на которое каждый день приходит до 30 тыс. человек.

Сикстинская капелла в Ватикане была построена в 1473–1481 годах по заказу папы Сикста IV, в честь которого и получила свое название. Для росписи стен капеллы были приглашены самые известные художники своего времени, включая Сандро Боттичелли. Не остался без внимания и потолок: на нем мастер по имени Пьерматтео д’Эмилия нарисовал золотые звезды на синем фоне.

В 1504 году на потолке появились трещины, которые заделали кирпичами. Однако папа Юлий II решил заново оформить потолок, и в 1508 году знаменитый флорентиец Микеланджело Буонарроти начал создавать свое величайшее творение.

С 1871 года Сикстинская капелла — единственное место, где проходят выборы нового папы римского. Именно над ней поднимается белый дым, оповещающий о том, что миру скоро представят нового главу католической церкви.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

© Андрей Бобровский / wikipedia  

  • Вопреки распространенному мнению, Микеланджело расписывал потолок не лежа на настиле, а стоя, запрокинув голову назад. Работа над фреской без преувеличения стоила мастеру, которому на момент начала росписи, в 1508 году, было всего 33 года, здоровья: у него развилась ушная инфекция из-за попадавшей на лицо краски, появился артрит и сколиоз. Более того, из-за недостаточного освещения во время работы долгое время Микеланджело мог читать, только подняв текст высоко над головой.
  • Микеланджело работал в технике афреско: на потолок наносилось столько штукатурки, сколько планировалось заполнить рисунками за один день. В отличие от техники асекко, которая предполагает роспись по сухой штукатурке, афреско позволяет создать более долговечные работы. Если вся оштукатуренная поверхность не заполнялась рисунками, слой снимали и на следующий день наносили заново. Однако некоторые детали изображений были созданы асекко, из-за чего во время реставрации в 1980–1994 годах местами утратились тени от фигур и глаза.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

© Michelangelo / Public Domain / wikipedia  

Рядом с головой и рукой можно увидеть границу штукатурки, положенной для дневной работы.

  • Существует мнение, что Микеланджело в одиночку создавал всю роспись. Однако данные, полученные в ходе реставрации 1980–1994 годов, говорят о том, что мастеру помогали как минимум три человека, которые писали путти (изображения мальчиков, характерные для искусства Возрождения) и имитацию архитектурных деталей.
  • По бокам от центральных сцен фрески Микеланджело разместил изображение 7 пророков Израиля и 5 сивилл — пророчиц, которые, согласно античным представлениям, предсказывали будущее. Всего сивилл было 10, а принцип, руководствуясь которым художник выбрал 5 из них, остается неизвестным. По одной версии, они обозначают разные места на Земле.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

© Michelangelo / Public Domain / wikipedia  

  • Благодаря особому приему, использованному Микеланджело, создается впечатление, что сюжеты росписи разделяют архитектурные элементы (пилястры, ребра, карнизы). Однако на самом деле те нарисованы: техника тромплей позволяет создавать псевдотрехмерные изображения на плоской поверхности.
  • Работа над фресками проходила в три этапа. Границу между ними обычно проводят поперек свода: первый этап заканчивается «Жертвоприношением Ноя», а второй — «Сотворением Евы». Несмотря на то что фрески в целом смотрятся гармонично и для неспециалиста разница не очень заметна, изображения «третьего этапа» несколько отличаются от первого и второго. Дело в том, что после завершения «Сотворения Евы» леса разобрали, чтобы перенести в другую часть капеллы и у Микеланджело появилась возможность увидеть работу снизу. Художник решил, что фигуры получились мелкими и неразборчивыми, поэтому на третьем этапе он укрупнил фигуры героев и упростил их жесты.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

© Depositphotos  

  • Для работы на большой высоте Микеланджело спроектировал особенные строительные леса, которые крепились к балкам в стенах капеллы. Они позволяли работать по всей площади потолка и не мешали тем, кто находился внизу: во время росписи потолков в капелле проводились службы. Полностью увидеть свою работу снизу гений Возрождения смог только после ее завершения, когда леса были убраны окончательно. Всего на потолке изображено помимо прочих деталей 343 фигуры.
  • Листья дуба и желуди, которые держат в руках некоторые ignudi (обнаженные юноши), считаются данью папе Юлию II. Дело в том, что на гербе рода Ровере, к которому принадлежал папа, изображен дуб.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

© Michelangelo / Public Domain / wikipedia  

  • В люнетах потолка — пространстве под круглыми арками, расположенными над окнами, — Микеланджело изобразил предков Иисуса. Изначально люнетов было 16, однако 2 из них, расположенные на алтарной стене, были уничтожены самим же мастером, чтобы освободить места для одной из частей композиции «Страшного суда».
  • Хотя и принято считать, что запретным плодом было яблоко, во фрагменте «Грехопадение и изгнание из Рая» Микеланджело изображает Древо познания добра и зла в виде фиги, плоды которого называют инжиром. Интересно, что в правой и левой части фрагмента Адам и Ева изображены по-разному: после грехопадения (справа) их лица обезображены и искажены гримасой, тогда как до вкушения плода — красивы и одухотворены. Кстати Змей-искуситель представлен здесь в женском обличии.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

© Michelangelo / Public Domain / wikipedia  

  • Ни в одном сюжете росписи потолка нет фигуры взрослого Иисуса (возможно, он присутствует только в «Сотворении Адама», где представлен в детском возрасте). Объяснение этому очень простое: на потолке Микеланджело рисовал сцены исключительно из Ветхого Завета, где появление Христа было только предсказано, тогда как жизнеописание Сына Божьего приводится в Новом Завете. Спаситель изображен художником на алтарной фреске «Страшный суд» и вопреки традиции — безбородым.
  • В 1564 году папа Пий IV поручил художнику Даниеле да Вольтерра «одеть» наиболее «бесстыдно обнаженные» фигуры в части фрески под названием «Страшный суд» на алтарной стене капеллы. Сама фреска, кстати, была написана Микеланджело между 1536 и 1541 годами, то есть спустя четверть века после работы над потолком. Художник выполнил поручение главы католической церкви, за что и получил насмешливое прозвище Il Braghettone — буквально «штанописец». Однако в ходе реставрации часть фигур была «оголена», и сегодня мы можем видеть их точно такими же, как их написал великий флорентиец.
  • Изображение Бога в части «Сотворение Адама» было абсолютно необычным для того времени. До Микеланджело никто не писал его в движении — если вообще писал, поскольку, как правило, Создателя изображали только аллегорически, в виде руки. Вопросы у исследователей вызывает и женская фигура по левую руку от Творца: есть версия, что это Ева, а остальные фигуры изображают их с Адамом потомство и человечество в целом.
  • Известна гипотеза о том, что очертания ткани вокруг Бога повторяют очертания человеческого мозга, а абрисы фигур людей рядом с ним — различных его отделов. Однако есть и другая версия, согласно которой ткань повторяет контур матки, а зеленый шарф — недавно перерезанную пуповину. Исследователи говорят, что таким образом Микеланджело хотел показать идеализированный процесс рождения человека, что объясняет наличие у Адама пупка.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

© Michelangelo / Public Domain / wikipedia  

  • Хотя практически все фрески Микеланджело рисовал по мере продвижения по потолку и сводам, изображения Бога были сделаны им в последнюю очередь. Художник считал, что, перед тем как приступать к написанию фигуры Творца, ему необходимо отточить мастерство.
  • В окружении Иисуса в сцене «Страшный суд» изображен один из апостолов, Варфоломей, держащий в руках содранную кожу. Считается, что Микеланджело написал на ней автопортрет как олицетворение своих мук из-за нежелания работать над фреской. Впрочем, большинство исследователей творчества гения Возрождения эту версию отрицает.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

© Michelangelo / Public Domain / wikipedia  

А вам доводилось видеть творение Микеланджело своими глазами?

Фото на превью Michelangelo / Public Domain / wikipedia

Источник: https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/16-sekretov-fresok-sikstinskoj-kapelly-o-kotoryh-vam-ne-rasskazhut-dazhe-ekskursovody-2125515/

Сикстинская капелла в Ватикане: описание, история, архитектурные особенности :

Одним из величайших памятников ренессансного искусства, к которому стоит прикоснуться каждому гостю Вечного города, является Сикстинская капелла. Роспись авторства выдающихся живописцев итальянского Возрождения поражает как масштабом задумки, так и филигранностью исполнения.

Традиционные библейские сюжеты поданы с позиций гуманизма – определяющего мировоззрения того времени. Не теологический мистицизм, но человеческая сущность – высокая ли, низкая – нашла свое воплощение на стенах капеллы.

Этот символ могущества и богатства католической церкви стал памятником гению одного из титанов Возрождения – Микеланджело Буонарроти.

Что такое «капелла»? Сикстинская капелла в Риме

Католическая капелла – религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как «часовня» либо «домовая церковь».

Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из «Авиньонского пленения» в конце XIV века.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой – постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи – музей внутри.

Читайте также:  Описание картины "кувшинки", клод моне

Архитектурная простота

Заказчиком перестройки капеллы римских кардиналов выступил папа Сикст IV, чье имя впоследствии и получило это здание. Автор проекта – Баччо Пантелли, архитектор – Джордже де Дольчи.

Поскольку не исключалось, что расположенное в сердце Ватикана, рядом с собором Святого Петра, здание придется использовать в качестве укрытия от вражеских войск, то строилась Сикстинская капелла в соответствии с требованиями, предъявляемыми к крепости. Прямоугольное трехэтажное здание имеет размеры ветхозаветного Храма Соломона – 41 метр в длину и 13 в ширину. На верхнем этаже расположено караульное помещение и круговая оборонительная галерея.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Никаких архитектурных особенностей нет и внутри сооружения: большой прямоугольный зал с овальным сводом, разделенный на две неравных части мраморной оградой. Изначально планировалось, что украшением данного объекта станут не архитектурные изыски, а роспись стен и потолка.

Сикстинская капелла в Ватикане была освящена в праздник Вознесения, 15 августа 1483 года.

Первые фрески

Для украшения интерьера были приглашены виднейшие представители флорентийской художественной школы. Среди них — признанные мастера Козимо, Перуджино, Гирландайо, Росселли, Боттичелли а также их ученики. В период с 1481 по 1483 годы эти живописцы создали 16 фресок на библейские мотивы (до нашего времени сохранилось 12 картин) и портреты 28 Римских пап.

Среди сохранившихся произведений искусства флорентийских мастеров шесть относятся к циклу истории Христа и шесть – к истории Моисея. На алтарной стене храма располагались известные нам лишь по описаниям первые по хронологии фрески обоих циклов: «Рождение Христа» и «Нахождение Моисея». Поверх них спустя полвека был нанесен шедевр Микеланджело «Страшный суд».

Кто расписывал потолок Сикстинской капеллы до Микеланджело, о том искусствоведам не известно. Знаем только, что свод представлял собой небесную сферу, усыпанную звездами.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Титан Возрождения

В 1508 году папа Юлий II пригласил для росписи плафона (сводчатого потолка) капеллы известного скульптора Микеланджело Буонарроти.

Потомок обедневшего знатного флорентийского рода, Микеланджело с детства испытывал интерес к камню и ваянию. Это увлечение не находило понимания у его отца, считавшего, что работа руками — ниже достоинства аристократа.

Однако первые успехи юноши рассеяли всякие сомнения: быть ему великим скульптором! Ученик Гирландайо, воспитанник Лоренцо Медичи, вынужденный покинуть родной город по политическим причинам, славу свою он обрел в Риме.

В последние годы пятнадцатого века Микеланджело создает статую Вакха и мраморную композицию Пьета («Плакальщица» – в честь оплакивающей Христа Богородицы). Работа признана шедевром! Успех Пьеты четырьмя годами позже, уже во Флоренции, повторяет статуя Давида, выставленная на всеобщее обозрение на центральной площади.

В 1506 году Юлий II вызывает молодого скульптора в Рим для работы над статуями папской усыпальницы. Вскоре Папа охладевает к этому проекту, но в его мозгу возникает новая идея.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Нежеланное задание

Не иначе божественное провидение подсказало Юлию, кем именно должна быть расписана Сикстинская капелла.

Микеланджело не испытывал радости от такого заказа: ради фресок капеллы ему пришлось отложить ваяние скульптур для папской гробницы в соборе Святого Петра.

Живопись в то время не была приоритетом для Микеланджело. Однако отказать всесильному заказчику было невозможно, и в августе того же года работа началась.

Не имевшему опыта плафонной росписи мастеру пришлось столкнуться с целым рядом трудностей, отчего поначалу пришлось много экспериментировать и терпеть немало разочарований.

Выполнение росписи осложняло и то, что Микеланджело отказался от какой-либо помощи – как художественной, так и технической. Даже Папе он запрещал смотреть на незаконченную работу.

Единственным человеком, который помогал ему в трудах, был ученик, смешивавший краски.

Трудности начального этапа

Прежде всего, чтобы не повредить уже имеющиеся фрески Сикстинской капеллы, Микеланджело пришлось создать принципиально новые леса, не касающиеся стен. На этом сооружении, на высоте двадцати метров, художнику предстояло провести ближайшие четыре года…

Первой проблемой стала влажность. Писать фрагмент приходилось в течение одного дня, пока не высох размоченный участок штукатурки (дописанное по сухому выглядело неестественно).

Но получалось так, что на следующий день рисунок то высыхал и обесцвечивался, то скрывался под мокрым пятном.

Тут настойчивость проявил Юлий, который «навязал» гордому Микеланджело консультанта, при помощи которого решение проблемы с влажностью было найдено.

Другое затруднение создавала неровная поверхность потолка, искажавшая пропорции. Тут уже мастеру самому пришлось деформировать картины таким образом, чтобы с пола фигуры выглядели пропорциональными.

Фрески плафона капеллы

Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м2. Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

В центре свода три группы фресок: «Сотворение мира», «Сотворение человека», «Всемирный потоп». В каждой из них по три картины.

К серии «Сотворение мира» относятся «Отделение света от тьмы», «Создание солнца и звезд» и «Отделение воды от суши».

Во вторую группу входят «Сотворение Адама» (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), «Сотворение Евы», «Изгнание Адама и Евы из Эдема». К третьей группе относят фрагменты «Опьянение Ноя», «Великий потоп» и «Жертвоприношение Ноя».

Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.

«Страшный суд»

По завершении этого грандиозного труда Сикстинская капелла была полностью расписана, поэтому вряд ли кто-то мог подумать, что Микеланджело придется вернуться к работе над ее фресками.

Однако в 1534 году новый папа Павел III задумывает украсить алтарную стену капеллы огромной фреской с изображением Страшного суда. Исполнителем ему видится только автор замечательной росписи плафона папской часовни.

Так пятидесятидевятилетний Микеланджело берется за новый масштабный заказ.

Чтобы освободить место для картины, пришлось заштукатурить две фрески Перуджино, созданные им в 80-х годах предыдущего столетия, и закрыть несколько окон. Все пространство над алтарем было отведено под изображение Божьего Суда.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Бессмысленно пересказывать сюжет этой фрески Сикстинской капеллы – лучше своими глазами увидеть ее на фотографиях, благо сегодня найти их не составляет труда. Надо только пояснить, почему от мощи и величия человека, отображенных на потолке капеллы, Микеланджело переходит к изображению людей как жертв судьбы, бессильных игрушек в руках высших сил.

Причина не только с сюжете Страшного суда, который трудно назвать жизнеутверждающим, и не только в возрасте мастера. Вся прожитая им жизнь, все происходившие вокруг события: перевороты, войны, междоусобицы, оккупация части Италии соседями, вся бедность и несправедливость окружающего мира подорвали веру Микеланджело в силу человеческой воли и разума.

Дальнейшие доработки

Бессмысленность править сотворенное гениями очевидна не всем и не всегда. Еще при жизни великого Буонарроти по его фрескам прошлась чужая кисть.

Все персонажи Страшного суда писались обнаженными, что многим показалось неприличным.

В 1565 году Даниеле де Вольтерра дорисовал фигурам этой фрески набедренные повязки, чем «обессмертил» себя под прозвищем «Брагеттоне» (исподнишник). Сикстинская капелла Микеланджело приняла знакомый нам благопристойный вид.

Но и с «порезками» фреска Страшного суда не была в безопасности. В 1596 году ее едва не сбили по воле Папы Климента VIII. Шедевр тогда спасло ходатайство художников Римской академии святого Луки.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Реставрация в ХХ веке

За четыре века реставрационные работы в Сикстинской капелле проводились не один раз, но вскоре фрески снова покрывались свечной копотью и грязью. Последняя реставрация была выполнена в девяностых годах прошлого века. Очищенные и бережно восстановленные, фрески Сикстинской капеллы вызвали немалое удивление исследователей.

Ранее существовало распространенное мнение, что Микеланджело в своей работе использовал краски приглушенных тонов. Отнюдь. После реставрации знаменитые работы мастера засияли яркой гаммой цветов. Впрочем, многие ценители не приняли обновленный вид капеллы, считая результаты реставрации не соответствующими внешнему виду первоисточника.

Сикстинская капелла, Ватикан. Фото, фрески Микеланджело и их описание

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц.

Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, — это двадцать евро за билет.

Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла – это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых – конклав – собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.

Источник: https://www.syl.ru/article/174532/new_sikstinskaya-kapella-v-vatikane-opisanie-istoriya-arhitekturnyie-osobennosti

Сикстинская капелла Микеланджело в Ватикан: потолок, фрески

Эпоха Возрождения подарила миру множество великих произведений искусства. Одним из таких является Сикстинская капелла в Ватикане. Снаружи мы видим невзрачное церковное сооружение, больше напоминающее на оборонительную крепость, но вся красота и все величие кроется внутри.

Вы можете самостоятельно изучить музеи Ватикана и Сикстинскую капеллу, но чтобы оценить всю силу шедевров, лучше это сделать с гидом по Ватикану нашей команды Italy4travel.ru

В первую очередь бросается в глаза роспись Сикстинской капеллы. Тут хранятся множество работ величайших художников, скульпторов, архитекторов и живописцев. Среди них были Микеланджело, Перуджино, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо. Известен всему миру также хор Сикстинской капеллы, состоящий из высокопрофессиональных хористов-католиков.

История создания

Сикстинская капелла построена по приказу папы Сикста IV, также известного под именем Франческо делла Ровере. До неё на этом месте находилась Великая капелла, которая ничем примечательным в истории не запомнилась.

Строительство продолжалась в 1475–1481 годах. Сикстинская капелла не зря напоминает снаружи оборонное здание.

Сиксту IV было необходимо укрепить сооружение из-за нависшей угрозы со стороны Синьории Медичи и Мехмеда II, также желающие власти и грозящие Сиксту IV смертью.

Вход в Сикстинскую капеллу

Читайте также:  Фонд-музей жоана миро в барселоне

Церковь представляет собой прямоугольное помещение из трех этажей, два из которых были предназначены для потребностей церкви, а третий создан специально для укрытия солдат, которые могли помочь в экстренный момент. Сейчас, конечно, третий этаж не выполняет прежних функций.

Роспись Сикстинской капаллы

Главная жемчужина сооружения – это роспись Сикстинской капеллы. В начале 1480-х над ней работали выдающиеся живописцы Пинтуриккьо, Сандро Боттичелли и другие.

Но самый известный мастер, работавший над росписями капеллы, был Микеланджело Буонарроти. Он приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы в 1508–1512 годах по заказу папы Юлия II и преуспел настолько, что по его фрескам учили многих и многих будущих художников. А в 1536 году мастер приступил к созданию одной из своих величайших работ – фрески «Страшный суд».

Внутри Сикстинской капеллы

Также Сикстинская капелла известна конклавами. Конклав – это специальные выборы нового папы Римского, если предыдущий папа скончался или отрекся от титула. Эти выборы проводились каждый раз в Сикстинской капелле с конца XV века.

Потолок Сикстинской капеллы

Сикстинская капелла – это одна из жемчужин культурной и религиозной жизни эпохи Возрождения.

Религиозные мотивы, изображенные на фресках, дают миру представления о силе веры людей того времени, об их таланте и эстетической развитии.

В современном мире мало кто может повторить работы такого масштаба, какие были сделаны в XV-XVI столетии в стенах Сикстинской капеллы в первую очередь Микеланджело Буонарроти.

Фрески

После строительства капеллы, в знак доброй воли Синьория Медичи приказала отправить ряд флорентийских мастеров в Ватикан. Так она показывала свою добрую волю и надежду на будущие мирные отношения. Флорентийские мастера украсили стены капеллы, переплев на них сюжеты Нового и Ветхого Завета.

На фресках северной стены описывалась жизнь Иисуса Христа, на южной – Моисея, но, к сожалению, из 16 существовавших фресок сохранилось лишь 12.

Из флорентийских мастеров живописи наиболее ярко проявил себя Перуджино. К работам Перуджино относятся «Крещение Христа», «Вручение ключей апостолу Петру» на северной стене и «Обрезание сына Моисея» на южной. Все три фрески были исполнены в 1482 году.

Фреска «Вручение ключей апостолу Петру»

Еще одним известным представителем флорентийской школы был Сандро Боттичелли. Его кисти принадлежат такие работы, как: «Искушение Христа» на северной стене и «Призвание и испытания Моисея», «Наказание восставших» на южной. Работы были исполнены в 1480–1482 годах.

Еще один флорентийский живописец Доменико Гирландайо предоставил миру фреску на северной стене «Призвание первых апостолов». Другая его работа была повреждена в 1522 году.

Сохранилось 4 фрески Козимо Росселли. Две из них изображены на северной стене: «Нагорная проповедь» и «Тайная вечеря», а две на южной: «Переход через Красное море» и «Схождение с горы Синай».

Еще одной известной работой является фреска «Завещание и смерть Моисея», исполненная флорентийским мастером Лукой Синьорелли. Фреска располагается на южной части и рассказывает о заключительных эпизодах жизни Моисея.

Фрески Микеланджело

Не оценим вклад Микеланджело в роспись свода Сикстинской капеллы. Его цикл фресок завораживает своей красотой, религиозной насыщенностью и профессионализмом. При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело соблюдал главные традиции эпохи Возрождения. Пригласили именитого мастера в 1508 году.

Но стоит отметить, что Микеланджело на момент, когда его позвали расписывать капеллу, считался гениальным архитектором, но никогда до этого не имел дело с фресками.

Кроме того, что зодчий должен был сделать безупречно свою работу, его поставили в жесткие рамки: работа – работой, а церковные служения должны были проводится и необходимо было решить проблему со строительными лесами, которые бы помешали служителям церкви. На что Буонарроти решил использовать подвесные леса (леса крепившиеся верёвками к стене и потолку)– и на тот момент это было действительно прогрессивное решение.

Также необходимо более подробно описать стиль фресок Микеланджело: его человек – существо заведомо идеальное, созданное Господом во всей своей красе. Мастер рассказывает о сотворении мира, поведая историю Адама и Евы, Ноя и других библейских персонажей. Отдельную роль уделяется грехопадению человека, за которым непосредственно следует кара.

Сотворение Адама 

Фреска Микеланджело «Сотворение Адама» считается одной из самых знаменитых его работ

Страшный суд

Отдельного внимания заслуживает масштабная работа Микеланджело фреска Сикстинской капеллы под названием «Страшный суд». Живописец начал работу над ней в 1537 году и закончил в 1541 году (после 25-летней паузы с конца предыдущих работ).

Но примечательно то, что за четерёх-летнюю работу над гигантской фреской Микеланджело подпустил к ней только одного единственного своего воспитанника, и то, только для того, чтобы для росписи небесного фона. Все остальные элементы, все фигуры фрески выполнил сам мастер.

Микеланджело Буонарроти при создании фрески «Страшный суд» уходит от многих норм и канонов того времени.

Иисус Христос изображен без бороды, святые люди не облачены в одежды, а предстоят перед судом совершенно нагими, ангелы лишены крыльев.

Дева Мария смиренно склонила голову, стоя позади Христа в ожидании приговора. Сам Иисус поднял руку то ли с намерением успокоить всех, то ли в приступе гнева.

Все ожидают приговора и понимают, что для грешников предназначен Ад. Сам Ад изображен правом нижнем углу фрески.

Хор Сикстинской капеллы

При Сиксте IV был основан Хор, состоящий лишь из лиц мужского пола. Быть одним из членов «папской капеллы» считалось очень почетным. Первоначально, в состав хора входило 24 мужчины.

С XIX века Хор получил название «Cappella musicale pontificia Sistina» и функционирует до наших дней. Количество лиц, имеющих право петь в хоре, значительно увеличилось.

Теперь Хор состоит из 19 мужчин и приблизительно 30 мальчиков.

Видео

Билеты

Попасть в Сикстинскую капеллу можно только купив билет на просмотр всех музеев Ватикана. Билет лучше купить заранее чтобы не стоять в огромной очереди.

Купить билет в музеи Ватикана

Где находится

Адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол (Государство-город Ватикан)

Как добраться

Так как Ватикан находится в Риме, то чтобы добраться до капеллы можно воспользоваться общественным  римским транспортом:

  • На метро – станция Ottaviano по линии A;
  • На трамвае – номер 19, на остановки площадь Рисорджименто (Piazza del Risorgimento);
  • На автобусе – номер 32, 49, 81, 982, 492 и 990.

Время и часы работы работы

Все дни, кроме воскресенья, с 9:00 по 18:00, покупка билета только до 16:00.

Экскурсия в Ватикан

Забронировать экскурсию в Ватикан

Источник: https://italy4trip.ru/sikstinskaya-kapella

Сикстинская капелла

Самая популярная достопримечательность города Пиза в Италии – Пизанская башня (года постройки 1173 – 1360). Мало кто знает, что башня является частью городского собора Санта-Мария Ассунта, а вернее его…

Замок Кастель-дель-Ово — одна из достопримечательностей Италии с красивейшей и уходящей в глубь веков историей. Он расположен на небольшом острове Мегарида в Тирренском море. Этот остров и его замок – самая…

Италия – красивейшая страна с богатой историей и множеством архитектурных и художественных шедевров. Для туристов Италия – это бездонный кладезь новых эмоций, впечатлений. Сосредоточением интереснейших…

Одна из достопримечательностей Италии, Кастель-Нуово — «Новый замок» , иначе – крепость Маскьо Анджоино (Maschio Angioino), была построена в Неаполе в 18 веке. Замок расположен у самого берега…

Одна из любимых туристами достопримечательностей Неаполя – Галерея Умберто I. Она представляет собой своеобразный помпезный пассаж. Как это было Галерея Умберто I расположена в ста метрах к северо-востоку от…

Неаполь по праву считается одним из самых загадочных и мистических городов мира. А потому многие его достопримечательности так или иначе связаны с таинственными, аномальными особенностями. Не обошло это правило стороной и…

Вилла д’Эсте (итал. villa d’Este) — дворцово-парковый ансамбль, расположенный в городе Тиволи, недалеко от Рима. Вилла является шедевром итальянского Ренессанса и с 2001 года числится в списке ЮНЕСКО.

Катакомбы Рима (итал. Catacombe di Roma) — большая сеть подземных туннелей, которые начали появляться в дохристианскую эпоху. В те времена эти запутанные коридоры служили местом захоронения, а сегодня они являются популярной достопримечательностью итальянской столицы.

Особое место среди достопримечательностей Рима занимают термы Каракаллы (Terme di Caracalla), которые когда-то считались чудом света. Термы Каракаллы — это комплекс общественных бань, построенный еще в 3 веке нашей эры императором Септимием Бассианом Каракаллой.

Колизей — символ силы, власти и вековой истории Рима, одна из самых знаменитых достопримечательностей Италии. Он считается самым красивым и крупным стадионом античного мира, построенный в первом веке н. э.

Одна из самых больших арок за все время истории Рима, Арка Константина была построена в 315 году н. э. Находится она между Колизеем и Палантином на улице Виа Сакра. Ее строительство было посвящено победе Константина над…

Санта-Мария-Маджоре (итал. Basilica Papale di Santa Maria Maggiore) — папская базилика, которая входит в список 7 паломнических святынь. Этот храм практически полностью сохранил свой первоначальный облик.

Капитолий с древних времен был олицетворением величия Рима. Здесь расположен храм, посвященный Юпитеру Капитолийскому, именно отсюда пошло название «Капитолий», которое стало обозначением всей местности в целом.

Витториано (итал. Vittoriano) — мемориальный комплекс, возведенный в честь Виктора Эммануила II – первого короля объединенной Италии. Монумент расположен на площади Венеции, с которой начинаются обзорные экскурсии по Риму.

Одной из самых известных и мелодичных достопримечательностей Рима считается фонтан Треви. Неотразимое звучание и красота этого сооружения вдохновляло итальянских композиторов на создание своих музыкальных…

Пантеон — архитектурно-исторический памятник античного Рима. Задуман как храм всех древнеримских богов, однако после падения Римской империи был переосвящён в католический храм святой Марии и Мучеников.

Источник: https://planetofhotels.com/italiya/rim/sikstinskaya-kapella

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector