«штуппахская мадонна», маттиас грюневальд — описание картины

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Творчество Лукаса Кранаха Старшего, Маттиаса Грюневальда и Ганса Гольбейна Младшего

Важно! Узнайте, чем закончилась проверка учебного центра «Инфоурок»? «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины Описание слайда:

Творчество Лукаса Кранаха Старшего, Маттиаса Грюневальда и Ганса Гольбейна Младшего.

2 слайд «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины Описание слайда:

Лукас Краннах Старший Немецкий живописец и график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения.

3 слайд «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины Описание слайда:

«Меланхолия»

4 слайд «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины Описание слайда:

«Источник вечной молодости»

5 слайд «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины Описание слайда:

«Мадонна с младенцем под яблоней»

6 слайд «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины Описание слайда:

«Распятие»

7 слайд «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины Описание слайда:

Маттиас Грюневальд Немецкий художник. Последний великий художник северной готики. В своём творчестве с беспредельной эмоциональной силой выразил трагический накал и возвышенный мистический спиритуализм эпохи.

8 слайд «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины Описание слайда:

«Штуппахская Мадонна»

9 слайд «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины
10 слайд
11 слайд Описание слайда:

Ганс Гольбейн Младший Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма.

12 слайд
13 слайд Описание слайда:

«Дармштаддская Мадонна»

14 слайд Описание слайда:

«Мёртвый Христос в гробу»

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/tvorchestvo-lukasa-kranaha-starshego-mattiasa-gryunevalda-i-gansa-golbeyna-mladshego-2934482.html

Музейный подвиг

На этой неделе на Берлинале состоится премьера картины Джорджа Клуни «Охотники за сокровищами».

Сюжет фильма основан на реальных событиях — истории спасения десятков тысяч величайших произведений искусства во время Второй мировой войны.

Из десятков тысяч спасенных шедевров Weekend выбрал десять, которых могли бы никогда не увидеть, если бы несколько человек не достали их в буквальном смысле из-под земли.

Сюжет «Охотников за сокровищами» родился из книги Роберта М. Эдсела с тем же названием, которая только что вышла на русском языке. Спустя почти полвека после окончания Второй мировой войны, Эдсел обратил внимание на неоцененных и забытых ее героев, прозванных «хранителями памятников».

Отдел памятников, изящных искусств и архивов был создан союзным командованием в надежде свести к минимуму вред, который предстояло нанести культурным объектам, оказывающимся на пути армии союзников.

В отделе состояли ученые, архитекторы, директоры и кураторы ведущих американских музеев и даже сооснователь (вместе с Джорджем Баланчиным) Нью-йоркского городского балета Линкольн Керстайн. Все они добровольно отправились на передовую, чтобы спасать сокровища мировой культуры.

Изначальный план предполагал, что при каждой из союзных армий будет состоять по паре «хранителей», которые станут указывать армиям, «куда не стрелять». Однако подлинный смысл их деятельности стал ясен только на фронте: хранителям предстояло отыскать украденные и спрятанные нацистами произведения искусства, а затем, по возможности, вернуть их законным владельцам.

Хранители памятников прибыли на северо-западный фронт вместе с войсками союзников, высадившись в Нормандии в июне 1944 года. До окончания военных действий во всех союзных армиях их не набралось и дюжины.

И тем не менее за год им удалось найти и спасти десятки тысяч произведений искусства — с полсотни одних Рембрандтов. «Предметы искусства уже нельзя было измерять привычными нам категориями,— объяснял один из хранителей, Джеймс Роример, будущий директор музея „Метрополитен”.

— Забитая шедеврами комната, полный кузов грузовика, переполненный замок — вот объемы, которыми теперь надо было оперировать».

Среди спасенных предметов искусства немало тех, без которых художественная история существенно осиротела бы. Трудно представить, как выглядели бы сегодняшние музеи, если бы все это пропало без следа.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

DIOMEDIA

  • «Мадонна Брюгге» Микеланджело
  • Украдена из собора Нотр-Дам в БрюггеОбнаружена в шахте АльтаусзееСейчас находится в соборе Нотр-Дам в Брюгге

История пропажи «Мадонны Брюгге» вышла почти детективная: за несколько дней до того, как нацистов выперли из Бельгии, глубокой ночью с 7 на 8 сентября 1944 года, в собор Нотр-Дам в Брюгге, где хранилась эта небольшая скульптура (единственная работа мастера, вывезенная из Италии при его жизни), явилась группа СС.

Уложив скульптуру между двух старых матрасов, немецкие солдаты погрузили ее в фургон с опознавательными знаками Красного Креста и увезли в неизвестном направлении — почти так же, за четыре столетия до этого купцы из Брюгге тайком вывозили из Италии работу, изначально обещанную самому папе Римскому.

«Мадонну Брюгге» искали не одни только хранители — ее разыскивали и на земле, и под землей, прочесывали в поисках ее все близлежащие города, но она как растворилась.

Чтобы в итоге обнаружиться в самом дальнем и самом большом из нацистских хранилищ — соляной шахте Альтаусзее в глубине австрийских Альп, которую перед прибытием союзников только чудом не взорвали нацистские фанатики.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

  1. «Астроном» Вермеера
  2. Украден из особняка Ротшильдов в ПарижеОбнаружен в шахте АльтаусзееСейчас находится в Лувре

И Гитлер, и Геринг сходили с ума по Вермееру, и в знак своей преданности фюреру Геринг отправил ему «Астронома» сразу же после того, как сотрудники оперативного штаба Розенберга сняли полотно со стены гостиной Ротшильдов в Париже.

Говорят, что Гитлер желал заполучить «Астронома» больше всех сокровищ Франции — во всяком случае, он не расставался с фотографией картины, даже когда саму ее уже отправил в хранилище. В итоге картина тоже оказалась в Альтаусзее, где, в глубине соляного рудника, специально для нее была устроена реставрационная студия.

Кстати, самому Герингу подлинный Вермеер так и не достался — принадлежавшая ему некоторое время картина «Христос и блудница» оказалась подделкой, причем не самой талантливой, известного производителя вермееров Хана ван Меегерена.

Читайте также:  Музей матисса, ницца, франция

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

DIOMEDIA

  • Витражи Страсбургского кафедрального собора
  • Украдены из Страсбургского кафедрального собораОбнаружены в шахте ХейльброннаСейчас находятся в Страсбургском кафедральном соборе

Покидая Францию, нацисты тащили с собой даже дверные ручки — так, знаменитый поезд с картинами из французских частных коллекций, остановленный партизанами Сопротивления, более чем наполовину был набит мебелью, домашней утварью, посудой.

А из Страсбургского кафедрального собора вынули оконные витражи и только чудом довезли их невредимыми в шахту Хейльбронна. Хранителям пришлось спасать витражи дважды.

Сначала, прибыв в Хейльбронн, хранитель памятников Джеймс Роример обнаружил, что неработающее, отключенное от электричества хранилище практически полностью затоплено водой, и сумел за день организовать спасательные работы.

А уже после окончания боевых действий он достал витражи из шахты, упаковал в 73 ящика и лично доставил обратно в Страсбург, получив по прибытии орден Почетного Легиона.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

Rex Features/Fotobank.com

  1. Золотой бюст Карла Великого
  2. Украден из сокровищницы Ахенского собораОбнаружен в шахте ЗигенаСейчас находится в сокровищнице Ахенского собора

Ахен, столица империи Карла Великого, стал одним из первых немецких городов на пути вторгшейся в Германию союзнической армии. Гитлер велел не сдавать его ни в коем случае — и в итоге исторический город был практически стерт с лица земли.

Тысячелетний Ахенский собор, однако, сохранился, но был ограблен.

В частности, исчезло одно из важнейших для европейской цивилизации собрание сакральных предметов, включавшее позолоченный бюст Карла Великого с осколком его черепа, процессионный крест Лотаря Первого, золотые раки с мощами святых.

Поиски реликвий Ахенского собора стали первой успешной операцией хранителей памятников — допрашивая местных чиновников, изучая архивы музеев, им удалось узнать о хранилище в соляном руднике у города Зиген и вернуть Карла Великого на место, как только до него дошли союзники.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

  • «Дама с горностаем» Леонардо да Винчи
  • Украдена из музея Чарторыйских в КраковеОбнаружена в доме генерал-губернатора Польши Ганса ФранкаСейчас находится в музее Чарторыйских в Кракове

Единственного польского Леонардо как только ни прятали — в XIX веке его приходилось отсылать в Париж, чтобы не отдавать в Россию, в Первую мировую войну его скрывали в Дрезденской галерее.

Перед вторжением Гитлера в Польшу Чарторыйские перепрятали свою внушительную художественную коллекцию снова — что не помешало нацистам ее найти и оперативно конфисковать, заодно продемонстрировав свое отношение к частным коллекциям оккупированных территорий.

Изначально «Дама с горностаем» предназначалась для личной коллекции Гитлера и должна была стать гордостью будущего музея фюрера в Линце.

Но незадолго до падения рейха ее, а также «Пейзаж с добрым самаритянином» Рембрандта забрал себе генерал-губернатор Польши Ганс Франк — у него дома в Нойхаузе, неподалеку от австрийской границы, полотна и обнаружили.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

AP

  1. «Грации в садах Гесперид» Рубенса
  2. Украдена из коллекции РотшильдовНайдена в замке Нойшванштайн

Больше всего предметов искусства нацисты похитили из Франции, и там дело было поставлено на поток: сотрудники оперативного штаба Розенберга конфисковывали произведения искусства из частных коллекций и доставляли в филиал Лувра, музей Же-де-Пом, где их дальнейшей сортировкой занимался Геринг лично.

После окончания войны директор Лувра Жак Жожар посчитал, что всего за время оккупации Франции из страны было вывезено 22 тысячи предметов искусства из частных коллекций. Большая часть их оказалась в итоге в замке Нойшванштайн — причудливом строении короля Людвига Баварского.

Здесь, например, осела основная часть необъятной коллекции Ротшильдов. Майор Эдвард Э.

 Адамс, в 1946 году руководивший возвращением предметов искусства из замка и оставивший об этом подробные воспоминания, называл перевозку «Граций» одной из самых сложных предприятий — без малого трехметровая в ширину картина никак не хотела помещаться ни в какое средство передвижения.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

  • Гентский алтарь Яна ван Эйка
  • Украден из собора святого Бавона в ГентеОбнаружен в шахте АльтаусзееСейчас находится в соборе святого Бавона в Генте

Знаменитый алтарь был не только самым значительным бельгийским шедевром, но и предметом личной гитлеровской обсессии. Об этом яснее прочего говорит то, что Гитлер забрал алтарь себе, хотя в целом нацисты старались придавать своим кражам видимость легитимности — то есть конфисковывали частные коллекции, но обычно не трогали государственных собраний.

Гитлер не гонялся за «Моной Лизой», не слишком переживал, что голландцы припрятали от него «Ночной дозор».

Для алтаря было сделано исключение — его оправдывал знаменитый доклад директора Берлинских государственных музеев Отто Кюммеля, согласно которому любое произведение, выполненное художниками с австрийскими или немецкими корнями, заказанное немцами или исполненное в германском стиле, по праву принадлежало Германии — а «Гентский алтарь», согласно такому разумению, был достаточно германским. Нашелся он в итоге в той же самой шахте Альтаусзее во глубине австрийских Альп, которую, следуя приказу Гитлера «Нерон», к приходу союзников собирался взорвать местный гауляйтер — почему у него не получилось, это отдельная детективная история, которой Эдсел посвящает немало страниц своей книги.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

DIOMEDIA

  1. Бюст Нефертити
  2. Изъят из Египетского музея в БерлинеОбнаружен в шахте МеркерсаСейчас находится в Египетском музее в Берлине

Самый знаменитый экспонат коллекции Египетского музея до 1943 года переживал войну в здании музея в Музейном квартале в Берлине — немцам запрещено было и представлять, что когда-нибудь Берлин тоже подвергнется артиллерийскому обстрелу. Когда это все же случилось, пострадала немалая часть музейных коллекций и остатки спешно вывезли в Тюрингию, запрятав в очередном руднике.

Ирония оказалась в том, что всего через несколько недель после того, как произведения искусства свалили в калийную шахту Меркерса, сюда прибыли союзные войска. Они и сами не ожидали найти за неприметными воротами в горе настоящий клад: и не только собрания немецких музеев, но и весь золотой запас Германии, составлявший большую залу аккуратных мешочков.

Золото затмило искусство — музейные ящики просто вывезли в Висбаден и сбросили в местном музее до конца войны. Хранитель памятников Кеннет К.

 Линдси вспоминал, как в окружении целой толпы музейщиков открывал коробку с надписью «Разноцветная королева», где предположительно находилась Нефертити: в ту секунду, как из упаковки появилось спокойное лицо царицы, «каждый в комнате оказался безнадежно в нее влюблен».

Читайте также:  Музей гуггенхайма в бильбао, испания

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

Nationalgalerie, Berlin

  • «В консерватории» Эдуарда Мане
  • Изъята из Берлинской картинной галереиОбнаружена в шахте МеркерсаСейчас находится в Национальной галерее в Берлине

Современное искусство интересовало нацистов куда меньше, чем классические шедевры. И даже работы импрессионистов не пользовались спросом у первых лиц рейха.

Что парадоксальным образом импрессионистам пошло только во вред — не сосчитать, сколько Мане и Сезаннов было растащено мелкими сошками из оперативного штаба Розенберга и сколько их все еще хранится в банковских ячейках в Швейцарии и прочих тайниках.

Так что этому Мане, можно сказать, повезло: его мирно вывезли из Берлинской картинной галереи, погрузили в шахту и так же мирно со временем вернули обратно. Фотография водруженного на вагонетки полотна, которым любуются американские солдаты, стала одним из символов работы хранителей памятников.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

  1. «Штуппахская Мадонна» Маттиаса Грюневальда
  2. Изъята из приходской церкви Вознесения Богоматери в ШтуппахеОбнаружена в шахте КохенвальдаСейчас находится в приходской церкви Вознесения Богоматери в Штуппахе

Официально считается, что «Штуппахская Мадонна», одна из главных работ Маттиаса Грюневальда и важнейший памятник немецкой культуры XVI века, в ХХ веке только раз покинула пределы Штуппаха — в конце 90-х, для выставки в Штутгарте и Ротенбурге. Состояние алтаря таково, что сегодня реставраторы категорически запрещают ему любые гастроли.

Однако в конце войны и он оказался в шахте Кохенвальда. Важно понимать, что «Мадонну» никто не крал, ее поместили в шахту для хранения, но она легко могла там погибнуть.

Разыскивать и оперативно доставлять произведения искусства хотя бы в пункты сбора — в одном Мюнхене три дворца оказались доверху забиты искусством — было первостепенной и далеко не простой задачей хранителей.

В 2010 году музей Же-де-Пом, в котором во время оккупации нацисты устроили сортировочный пункт предметов искусства, конфискованных из частных коллекций, открыл сайт со своим архивом, куда выложил информацию о двадцати с лишним тысячах предметов искусства в следующем формате: название, где украдено, где хранилось и где сейчас находится. www.errproject.org

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2394880

Маттиас готхард нитхардт (mathis gothart nithart)

0 комментариев

Один из величайших немецких готических художников. Работал при дворе майнцских архиепископов в качестве придворного художника и инженера с 1508 по 1525 гг.). О жизни Нитхарда практически ничего неизвестно, что объясняет его долгое забвение.

До нашего времени дошло десять его работ. Прежде всего, это алтари и их фрагменты. Наиболее известная и сохранившаяся работа — «Изенгеймский алтарь». Кроме того, сохранилось порядка 35 рисунков художника.

Изенгеймский алтарь – самое известное произведение Нитхарда. Работа была сделана для монастыря ордена антонитов в Изенгейме и написана в промежутке между 1506 и 1515 гг. Алтарь имеет три развертки, первые две изображают сюжеты из жизни Христа.

Первая развертка – распятие и оплакивание Христа; вторая — «Воплощении Христа», «Благовещение» и «Воскресение». Третья развертка посвящена св. Антонию.

В ее центре деревянные скульптуры святых Антония, Августина и Иеронима, а слева и справа сюжеты из жизни святого.

Одна из ранних и известных картин Нитхарда — «Поругание Христа». Была написана как эпитафия Аполонии фон Кронберг, сестре управляющего резиденцией архиепископа Майнцского. Нитхардт выбрал редкий иконографический сюжет. Картина эмоционально отражает то, как стражники первосвященника Кайфы глумились над Христом.

Долгое время творчество художника было забыто. Художник был заново открыт и оценен в начале XX в. благодаря немецким экспрессионистам. 

  • Произведения:
  • Тайная вечеря (ок. 1500);
  • «Поругание Христа» (ок. 1503-1505);
  • «Изенгеймский алтарь» (между 1506 и 1515);
  • «Штуппахская мадонна» (ок. 1516–1519);

«Встреча святого Эразма и святого Маврикия» (ок. 1520–1524).

  1. Иллюстрации:
  2. Тайная вечеря (ок. 1500);
  3. «Поругание Христа» (ок. 1503-1505);
  4. Изенгеймский алтарь». Первая развертка (между 1506 и 1515);
  5. Изенгеймский алтарь». Вторая развертка (между 1506 и 1515);

Изенгеймский алтарь». Третья развертка (между 1506 и 1515).

Автор статьи: Перепечкин К. В. 

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

Литература

  • Arndt K. Grünewald – Fragen um einen geläufigen Künstlernamen. // Das Rätsel Grünewald. Katalog zur Bayerischen Landesausstellung 2002/03, Schloss Johannisburg, Aschaffenburg, 30. November 2002 bis 28. Februar 2003. / Hrsg. Rainhard Riepertinger. Stuttgart, 2002;
  • Vetter E. M. Grünewald. Die Altäre in Frankfurt, Isenheim, Aschaffenburg und ihre Ikonographie. Weißenhorn, 2009;
  • Ziermann H., Beissel E. Matthias Grünewald. München, 2001.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/mattias_gotkhard_nitkhardt_mathis_gothart_nithart

Золотой век живописи. Германия

19.07.2016 «Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

Определить рамки «золотого века» немецкой живописи проблематично, прежде всего по географическим причинам. Те территории, которые сейчас называются Германией, ранее ей не являлись, весьма распространено и обратное положение. Поэтому известный немецкий художник мог быть кем угодно по национальности и жить в любой другой стране. Однако, согласно традиционной точке зрения, расцвет немецкой живописи пришелся на короткий период эпохи Северного Возрождения: с середины 15 века до 1520-х гг. Подобный расцвет искусства совпал с Реформацией и закончился из-за крестьянской войны 1524 года.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

Основоположником немецкого Возрождения является Альбрехт Дюрер (1471-1528) — рисовальщик, живописец, гравер и теоретик искусства. Дюрер всю жизнь стремился познать истину мира, его смысл. Он всегда тщательно изучал натуру, пытаясь передать самые незначительные детали.

Кроме того, для многих его картин характерен философский контекст, например гравюры «Меланхолия», «Всадник, смерть и дьявол» и «Святой Иероним». Работы Дюрера проносят его мысли и чувства через время, они легко понятны даже современному зрителю. С 1520 года художник увлекся портретом и автопортретом.

В этих работах Дюрер смог передать чувства изображенных людей и всю их подноготную.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

Дунайскую школу живописи возглавлял Альбрехт Альтдорфер (1480—1538).

Ранние работы этого художника не сохранились, а его зрелые работы отличаются ярким, оригинальным творческим почерком: это уникальный синтез наивной простоты неприкрашенных человеческих чувств и бюргерской трезвости с налетом своеобразной романтики и народной сказки.

Читайте также:  Музей такс в германии, бавария, фото, адрес

Лучшими картинами Альтдорфера считаются те, где главное место отведено пейзажу, поскольку художник успешно строил достаточно сложные пространственные композиции, мастерски используя эффекты дневного и ночного освещений.

Творчество Бальдунга Ханса по прозвищу – Грин (1484/86–1545) испытало влияние Альбрехта Дюрера и Маттиаса Грюневальда. Основные этапы жизни художника связаны со Страсбургом, за исключением пятилетней работы над алтарем во Фрейбурге.

В портретах Бальдунга прекрасно сочетается рационализм с мистикой, а обобщенная пластика – с ломаными и дробными ритмами.

Творчество художника весьма многообразно – это и религиозные работы, и аллегории и мифологические картины, и портреты, и гобелены, и графические работы, и книжные иллюстрации.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

Важной фигурой немецкого Возрождения является Лукас Кранах Старший. В его ранних произведениях уже заметна его тяга к новаторству: это и дерзкая правдивость образов, и выраженная асимметрия композиции, и экспрессивное цветовое решение.

Однако в более поздних картинах уже господствуют сказочно-идиллическое начало и романтическое восприятие природы («Венера и Амур», «Нимфа источника»), что легло в основу дунайской школы живописи.

Паралельно в творчестве Кранаха появляются тенденции, предвосхитившие возникновение европейского маньеризма первой половины 16 века: сухие протестантские аллегории, манерные и жеманные изображения обнаженного женского тела.

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

Самой загадочной фигурой золотого века немецкой живописи является Маттиас Грюневальд, последний крупный живописец Северного Возрождения, переоткрытый немецкими экспрессионистами в 20-м веке. О его жизни мало что известно, а из его творческого наследия сохранилось около 10 картин, в том числе «Поругание Христа», «Встреча святого Эразма и святого Маврикия», «Штуппахская мадонна».

Источник: https://8-poster.ru/onenews/1089/

Грюневальд Матиас

Краткая справка из БСЭ:

ГРЮНЕВАЛЬД, Матис (Grünewald, Mathis), наст. имя Нитхарт-Готхарт (Neithardt-Gothardt) Нитхардт, Нитхарт (Nithardt, Nithart), или Нейтхардт, Нейтхарт (Neithardt, Neithart), около 1505 назван Готхардт, Готхарт (Gothardt, Gothart), Матис (около 1470—75, Вюрцбург, Бавария, — 31.8.1528, Галле, Саксония-Анхальт) — немецкий живописец эпохи Возрождения. С 17 в.

ошибочно назывался Грюневальд (Grünewald). Работал в Ашаффенбурге (Бавария), Франкфурте-на-Майне и Майнце (Гессен). В 1508—25 (или 1526) придворный живописец, художественный советник, архитектор и специалист-гидротехник майнцских архиепископов и курфюрстов.

В 1525—26 подвергался преследованиям за сочувствие Крестьянской войне 1524—26 и возможное участие в ней на стороне восставших. Творчество Н. тесно связано с идеологией народных низов и мистическими ересями позднего средневековья, которые в канун Реформации в Германии наполнялись антифеодальным бунтарским содержанием.

Исполненные страдания и боли образы Христа и подчёркнуто простонародные изображения святых проникнуты духом протеста. Соответствие творчества Н.

трагической эмоциональной атмосфере эпохи, его революционизирующее воздействие достигались взволнованным и экспрессивным языком позднеготического искусства, развитого и обогащенного мастером применительно к новым, усложнившимся условиям времени. В центральных произведениях Н.

— 9 частях Изенхеймского алтаря (1512—15, Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция) — полные спиритуализма, трагические напряжения и безысходного отчаяния сцены страстей христовых («Распятие») сменяются картинами, пронизанными экстатической радостью и ликованием жизни, пантеистическим восприятием природы («Рождество»).

Откровенно мистический образ Христа, как бы растворяющегося во вспышке яркого света («Воскресение»), уступает место образам внутренне просветлённым, гармоничным, проникнутым гуманистическим началом («Св. Себастьян»).

Использование динамичной готической линии, мощных аккордов цвета на тёмном фоне в одних частях алтаря и нежных цветовых переходов, мягкой, почти акварельной техники — в других, достигнутое цветом впечатление прорыва в бесконечную глубину пространства открыли новые возможности живописи. В последующих работах Н.

сказывается воздействие искусства итальянского Ренессанса, выразившееся в большей ясности и монументальности форм («Штуппахская мадонна», 1517—19, приходская церковь, Штуппах; «Встреча св. Эразма и Маврикия», около 1518, Старая пинакотека, Мюнхен). В поздних произведениях Н. вновь обратился к теме страстей христовых и к языку позднеготической живописи («Таубербишофсхеймский алтарь», 1523—24, Кунстхалле, Карлсруэ; «Оплакивание Христа», 1524—25, приходская церковь, Ашаффенбург). Сохранилось небольшое число рисунков Н., служивших большей частью подготовительными штудиями («Кающаяся Магдалина», рисунок чёрным мелом, Собрание О. Рейнхарта, Винтертур). Они отличаются живописностью светотеневой моделировки, мягкостью исполнения, иногда предельной детализацией, иногда непринуждённой эскизностью.

Цитаты:

…необходимо, однако, совершенно выделить Матиаса Грюневальда. Во-первых, ничто не связывает его с Дюрером, и он совершенно самостоятельный мастер.

Во-вторых, он еще более готик, нежели Дюрер, и в нем мы никаких следов ренессанса не найдем, не найдем даже тех проблематических следов, которые встречаются у Дюрера. К сожалению, Грюневальд — сплошная загадка.

Мы не знаем ни года его рождения, ни года смерти и лишь с некоторой вероятностью можем считать, что он работал в Майнцской области в первой четверти XVI века. Из всех его произведений остался всего десяток картин и несколько рисунков.

Но и этого достаточно, чтобы признать в нем поразительного гения и громадного, страшного художника, стоящего среди своего века каким-то одиноким утесом и выражающего душу своей эпохи с потрясающей силой. Быть может, если бы сохранилось больше его произведений, он мог бы, по значению в истории искусства, соперничать с самим Дюрером.

Читать о Грюневальде в тексте книги

Матиас Грюневальд, повторяем, — страшная фигура. Дюрер, и тот кажется рядом с этим порывистым, жестоким, не знающим ни в чем удержу художником, осторожным, благоразумным и размеренным.

В Грюневальде все «спазм», все вопль души; иногда же в его искусстве начинают петь переливчатые гимны такой силы, такой звучности, что даже не знаешь, как относиться к ним: не то это разверзлись небеса, не то бесовский кошмар.

На этом одиноком визионере мы впоследствии еще остановимся, теперь же обратимся лишь к внешнему характеру его творчества по раз нами принятой системе — рассматривая «сценарий» картин художника, его пейзажи.

Читать о Грюневальде в тексте книги

Потрясенный картинами Изенгеймского алтаря, спрашиваешь себя; да неужели это все, неужели нет продолжения, еще и еще подобных вещих слов? Что за загадка, что почти все остальное творение Грюневальда исчезло? Или же мастер всего только и написал то, что дошло до нас?

  • Читать о Грюневальде в тексте книги
  • Картины:

«Штуппахская мадонна», Маттиас Грюневальд — описание картины

Матиас Грюненвальд. Мадонна, окруженная ангелами. Изеенгеймский алтарь в Кольмаре.

Источник: http://www.benua-history.ru/grunevald.html

Ссылка на основную публикацию