Русский музей в санкт-петербурге — картины, россия

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия
Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Древнейшая икона в собрании музея. Была написана предположительно в XII веке. Автор её неизвестен, считается, что написали её в Новгороде. Название своё получила из-за того, что каждый волос на изображении был пропитан сусальным золотом. В Русском музее появилась в 1934 году, до того кочевала из Румянцевского музея — в Исторический, оттуда — в Третьяковскую галерею.

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Самая известная картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учёбе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.

Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днём». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай I повесил в Академии художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Иван Айвазовский нарисовал сотни картин с морем, эта — самая знаменитая. Величественная морская стихия, буря, море и на фоне всего этого — беспомощные жертвы кораблекрушения, пытающиеся спастись на корабельной мачте.

Талант Айвазовского до сих пор знаменит во всём мире, его картины нет-нет да и появятся на международных аукционах, а знаменитый английский маринист Тернер, восхищённый нашим художником, написал в честь него хвалебное стихотворение.

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Одна из самых знаменитых картин художника Васнецова (наряду с «Алёнушкой» или «Иваном-царевичем»). Своего витязя художник писал несколько раз. Сперва была видна вся надпись — он её убрал. Поначалу рыцарь стоял лицом к зрителю — он его развернул, получилось более монументально. Кроме того, на картине была дорога — Васнецов убрал и её, для большей безысходности.

И по сей день «Витязь» считается одной из лучших российских картин на сказочные сюжеты и каноническим образом нашей живописи второй половины XIX века наряду с полотнами Репина и Сурикова.

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

«Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти.

Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в **** нас!» — именно таково было, по легенде, окончание письма запорожских казаков турецкому султану.

Текст его дошёл до нас в виде списков (письменных копий) и, как считается, был написан в XVII веке, когда в очередной раз турецкий султан потребовал от казаков перестать нападать на Блистательную Порту и сдаться.

Копию нашёл екатеринославский историк Новицкий, который передал её своему коллеге Яворницкому, а тот, в свою очередь, прочитал своим знакомым, среди которых был и художник Илья Репин.

Тот так заинтересовался сюжетом, что вскоре решил написать по его мотивам картину. Сам Яворницкий позировал Репину в качестве модели для писаря. Атамана Сирко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова.

А толстый смеющийся казак в красном кафтане и белой папахе — это писатель Гиляровский.

Картину потом признавали исторически недостоверной (да и к самому письму было немало претензий), но в итоге её успех на выставках (в том числе и за границей) был настолько огромным, что полотно в итоге купил сам император Александр III для размещения в Русском музее.

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Главное монументальное историческое полотно красноярского художника Василия Сурикова, ради которого тот ездил в Швейцарию. Самого полководца художник списал то ли с преподавателя местной гимназии, то ли с отставного казачьего офицера.

Получился госзаказ невзначай: художник нарисовал картину к 100-летию альпийского похода Суворова в 1899 году, в итоге она так понравилась императору Николаю II, что тот её приобрёл для Русского музея.

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Одна из ключевых картин в творчестве художника Верещагина, одна из немногих, выставленных в Русском музее (большая часть коллекции хранится в Третьяковской галерее).

Художник — как всегда, с немыслимой по тем временам фотографической точностью — создал настоящий сюжет, достойный лучших фоторепортёров нашего времени.

Роскошные двери среднеазиатской мечети, а перед ними — бедняки, для которых этот богатый мир закрыт навеки.

Это, кстати, одна из немногих невоенных картин Верещагина: тот прославился прежде всего как баталист, с репортёрским хладнокровием вскрывающий ужасы войны: и в Средней Азии, и на Балканах. Погиб Верещагин тоже на войне: на броненосце «Петропавловск» в Порт-Артуре.

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Удивительная стилизация античного сюжета художником эпохи модерна. Валентин Серов, вдохновлённый раскопками на острове Крит (куда, по легенде, Зевс в образе быка и увёз Европу), написал не просто картину, а большое декоративное панно.

В Русском музее хранится одна из шести копий картины. Большой вариант находится в Государственной Третьяковской галерее.

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Одна из самых сильных картин, посвящённых Гражданской войне. У Петрова-Водкина смерть лишена всякого пафоса, какой-либо патетики. У умирающего комиссара и держащего его солдата нет выражения боли и гнева на лице: только усталость, безразличие, отсутствие воли к дальнейшему движению, в то время как остальные бойцы бегут под звуки барабанов вперёд в бой.

Александр Дейнека написал эту картину ещё в 1942 году, буквально сразу после падения Севастополя. Ему показали снимки разрушенного города, и Дейнека решил создать большое героическое полотно о тех, кто защищал Севастополь. Получилась немного пафосная, но эмоционально очень сильная картина про отвагу и безнадёжность положения тех, кто решил не сдаваться во что бы то ни стало.

 Павел Каравашкин, annaorion.com, echo.msk.ru, ttweak.livejournal.com, HelloPiter.ru, rusmuseumvrm.ru, kraeved1147.ru

Источник: https://www.fiesta.city/spb/live/10-shedevrov-russkogo-muzeya/

От Айвазовского до Малевича: главные шедевры Русского музея

Шедевр Карла Брюллова посвящен знаменитому извержению вулкана Везувий в Помпеях. Художник вдохновился, когда посетил древнеримский город.

Масштабное полотно Брюллов рисовал почти шесть лет. По окончании его создания картину показывали в Милане и Париже, а затем произведение добралось до Петербурга – в качестве подарка князя Анатолия Демидова, заказчика работы, императору Николаю I.

В прошлом полотно хранилось в Эрмитаже и в Новом Эрмитаже. В Русском музее оно оказалось в конце XIX века.

Год создания: 1833

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Instagram / @darth_milk

 

«Витязь на распутье»

  

Виктор Васнецов нарисовал картину на основе былины «Илья Муромец и разбойники». Заказчиком выступил известный предприниматель Савва Мамонтов.

Всего было сделано около десяти версий «Витязя». Некоторые из них сохранились. В частности, варианты можно найти в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и в Государственном музее искусств Грузии.

Год создания: 1882

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Instagram / @nata_bischel

 

«Девятый вал»

 

Иван Айвазовский, много общавшийся с моряками, заинтересовался легендой о шторме – якобы одна волна всегда отличается от других большим размером и мощью. Ее называли девятым валом.

Реалистичность изображения художнику удалось передать благодаря своему опыту. Однажды он пережил сильную бурю. Его судно в 1844 году было затоплено, а Айвазовского даже считали погибшим.

Год создания: 1850

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

wikimedia.org

 

«Бурлаки на Волге»

  

«Бурлаки» – картина раннего периода творчества Ильи Репина. Когда полотно было закончено, художнику еще не исполнилось 30 лет.

«Какой, однако, это ужас, – говорю я уж прямо. – Люди вместо скота впряжены! Савицкий, неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?» – писал Репин о своих воспоминаниях в автобиографии «Далекое близкое».

Позднее художник признавался, что его не интересовал быт и отношения бурлаков с хозяевами. По его словам, он расспрашивал их, «чтобы придать некоторый серьез своему делу».

Год создания: 1873

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Instagram / @pyxx_wing

 

«Лунная ночь на Днепре»

 

Архип Куинджи – настоящий мастер живописи. Среди его работ есть десятки превосходных картин, а одним из главных произведений считается «Лунная ночь на днепре».

Пейзаж отличается от многих полотен Куинджи необычным светом. Среди людей, увидевших картину, ходили слухи, что художник то ли рисует «волшебными» красками из Японии, то ли вообще сговорился с нечистой силой.

«А что, так можно было?»: как в Третьяковке похитили картину Куинджи на глазах у десятков свидетелей

Специально для показа полотна в Петербурге была организована выставка одной картины. В зале специально были занавешены окна, поэтому малое количество света усиливало эффект от просмотра.

Год создания: 1880

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Instagram / @vverushka

 

«Запорожцы»

 

Еще один шедевр Репина посвящен легенде времен русско-турецкой войны 167-81 годов. По преданию, османский султан требовал, чтобы запорожцы покорились ему как владыке мира. Запорожцы прислали ему ответ в виде письма, полного насмешек.

Почти все персонажи были нарисованы с натурщиков. Например, среди них был солист Мариинского театра Федор Стравинский, отец знаменитого композитора Игоря Стравинского.

Год создания: 1891

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

wikimedia.org

 

«Оборона Севастополя»

 

С осени 1941 года по июль 1942 года на Крымском полуострове проходили сражения советских и немецких войск. Эти события нашли отражения в картине Александра Дейнеки.

Художнику в 1942 году показали фотографию разрушений в Севастополе. «Меня целиком захватила героика защитников Севастополя. Шла тяжелая война, я вернулся с фронта из-под Юхнова. Была жестокая зима, начало наступления с переменным местным успехом, тяжелыми боями, когда бойцы на снегу оставляли красные следы от ран и снег от взрывов становился черным», – вспоминал Дейнека.

Полотно было представлено на выставке «Великая Отечественная война» в 1942 году. Критики и пресса по-разному отнеслись к нему. Сам Дейнека отметил, что картина кажется ему настоящей. «Такими мне хотелось бы видеть и другие свои картины», – сказал он.

Год создания: 1942

Instagram / @elizaveta_fc

 

«Переход Суворова через Альпы»

  

Василий Суриков создал картину к столетию Швейцарского похода генерал-фельдмаршала Александра Суворова. Для Русского музея полотно приобрел император Николай II.

Работу художника разнес в пух и прах его коллега, баталист Василий Верещагин. Ему не понравились детали картины и неправдоподобность многих мелочей.

Но Суриков довольно спокойно отнесся к критике. Он сказал, что главня цель картины – подчеркнуть героический подвиг солдат.

Год создания: 1899

Instagram / @evgeniya_budarina, @armmuseum

 

«Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем»

  

На другой картине Сурикова изображено сражение 1582 года дружины Ермака Тимофеевича и войска сибирского хана Кучума.

Художник рассказывал, что он полностью представил концепцию полотна, когда еще даже не успел ознакомиться с подробностями исторического события.

«Она сама мне так представилась: две стихии встречаются. А когда я, потом уж, Кунгурскую летопись начал читать, вижу – совсем как у меня. Совсем похоже. Кучум ведь на горе стоял. Там у меня скачущие», – говорил Суриков.

Год создания: 1895

wikimedia.org

 

«Черный круг»

 

Самой известной работой Каземира Малевича, безусловно, считается «Черный квадрат», но «Черный круг» представляет не меньший интерес как для критиков, так и для ценителей искусства.

Первая версия картины была написана в 1915 году, позднее мастер авангарда создал несколько других вариантов. Работа, которая висит в Русском музее, появилась на восемь лет позже оригинала.

«Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование», – сказал однажды Малевич.

Год создания: 1923

  Instagram / @dotworx, @verbxenia

 

Источник: https://saint-petersburg.ru/m/culture/britenkov/371280/

Государственный Русский музей картины

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге является одним из самых крупных музеев мира. Коллекции Русского музея содержат произведения русских творцов — художников, скульпторов, декоративно-прикладное искусство и т.д., и в этом ему нет равных. Ни один другой музей не содержит такого обширно собрания работ величайших художников России.

Государственный Русский музей был основан по указу Николая II в 1895 году, для посетителей был открыт в 1898 году. Первым директором был Великий князь Георгий Михайлович. До 1917 года назывался Русским музеем императора Александра III.

Сейчас это многосоставной комплекс, который вмещает в себя: Михайловский дворец (главный корпус), Корпус Бенуа (который примыкает к главному корпусу), Михайловский замок (Инженерный замок), Мраморный дворец, Строгановский дворец, Летний дворец Петра Первого, Михайловский сад, Летний сад, домик Петра Первого.

Читайте также:  Портрет дона мануэля осорио и сунига, франскиско гойя

В коллекциях Русского музея насчитывается более 400 000 экспонатов, которые представляют искусство и культуру России практически всех периодов её развития.

Кроме выставочных залов, парков и зданий культурно-просветительского значения, Русский музей включает в себя отделы хранения и реставрации, отделы научно-просветительской части, научную библиотеку и т.д. Коллекции постоянно пополняются новыми шедеврами мирового значения.

Кроме того, в залах музейного комплекса регулярно проходят временные выставки, освещающие как прошлое русского искусства, так и современное искусство, отвечающее самым последним тенденциям.

В настоящее время действующим руководителем Русского музея является Владимир Александрович Гусев.

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия
Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

Вам нужна качественная работа по изготовлению памятников? В этом вам поможет компания Anima. Только здесь изготовление и продажа памятников в Москве от профессионалов своего дела. Большое количество моделей и соответствие всем требованиям заказчика.

???? Блинцов | 2014-03-14, 08:46 | ???? 230

Источник: https://art-assorty.ru/5494-russkiy-muzey-kartiny.html

Прогулки по Русскому музею. Санкт — Петербург. Часть 3

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, РоссияРусский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

1 Михайловский дворец

2 Корпус Бенуа3 Флигель Росси4 Михайловский сад5 Михайловский замок6 Летний сад7 Летний дворец Петра I8 Домик Петра I9 Мраморный дворец10 Строгановский дворецРусский музей в Санкт-Петербурге - картины, РоссияДля подробного просмотра нажмите на название зала.

Зал 11

Белый (Белоколонный) зал, наряду с Главным вестибюлем – единственные помещения, сохранившие свое первоначальное убранство.

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, РоссияРусский музей в Санкт-Петербурге - картины, РоссияРусский музей в Санкт-Петербурге - картины, РоссияРусский музей в Санкт-Петербурге - картины, РоссияРусский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга. Здесь хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала поэтические и музыкальные вечера, в которых участвовали выдающиеся русские и европейские деятели литературы и искусства (Ф. Лист, Г. Берлиоз, А.Г. Рубинштейн и многие другие). 

Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, РоссияНеизвестный художник Портрет Вел.княгини Елены Павловны 1820е г.Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, РоссияВладимир Иванович Гау (1816— 1895) Портрет Вел.княгини Елены Павловны 1840г.

  • В середине XIX века во дворце были открыты музыкальные классы, что впоследствии способствовало созданию Русского музыкального общества и открытию петербургской Консерватории.

Франсуа Ксавье Винтерхальтер. Портрет Великой княгини Елены Павловны 1862 г.

В настоящее время экспозиция в Белом зале представляет уникальный по своей сохранности дворцовый интерьер первой четверти XIX в.

Сохранилось не только живописное и скульптурное убранство, но и предметы мебели, а также произведения декоративно-прикладного искусства. Росписи зала, лепка, наборный паркет, мебель, люстры и торшеры – все выполнено по рисункам К.И. Росси.

Вместе с ним над оформлением зала работали скульптор С.С. Пименов и живописцы А. Виги и Дж.Б. Скотти.

  1. Белый зал расценивался современниками как непревзойденный образец зодчества.
  2. Зал 12

К концу XVIII столетия в просветительской идеологии все больший акцент делается на близость человека к природе, естеству. Еще пишутся парадные изображения, в которых портретируемый окружен предметами, символизирующими его частную жизнь и общественную деятельность.

  • Так написан в 1799 году Владимиром Боровиковским (1757–1825) портрет вице-канцлера князя Александра Куракина (1752–1818).

И.Мартос Надгробие княгине Е.КуракинойВладимир Боровиковский (1757–1825) портрет вице-канцлера князя Александра Куракина

Колонны и драпировки, скульптурный портрет Павла I, твердый жест правой руки, лежащей на официальных правительственных указах, — воплощают, прежде всего, положение в государстве и обществе, занимаемое Александром Борисовичем Куракиным. Но такого рода портретов становится все меньше.

Владимир Боровиковский (1757–1825)Портрет Павла I (с картины Боровиковского — Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена), 1800-1801 г.

Подавляющее большинство произведений Боровиковского (в собрании Русского музея их более тридцати) в полной мере и в высшей степени отражает эстетические принципы сентиментализма. Юная Екатерина Арсеньева на портрете второй половины 1790-х годов — весела, беспечна, кокетлива, чувственна.

Белое платье, покроем напоминающее хитон, соломенная шляпка в духе пастушеской отражают моду тех лет, тоже обращенную к естественности и природе.

Владимир Боровиковский (1757–1825)Екатерина Арсеньева

На рубеже XVIII и XIX столетий особой популярностью начинает пользоваться тип так называемого семейного портрета. Тихие домашние радости, душевные привязанности супругов, родителей и детей воспеваются в нем как идеал отношений между людьми, признаваемый тогда самой большой жизненной ценностью. 

  1. В духе приближенности к естественной природе писались на рубеже XVIII и XIX столетий и пейзажи.
  2. Зал 13

Владимир Боровиковский (1757–1825) Е.П.Балашова с ДетьмиВладимир Боровиковский (1757–1825)Екатерина IIБоровиковский Владимир. Портрет Иоасафа Иевлевича АрбеневаБоровиковский Владимир. Портрет пожилой женщины в белом чепцеБоровиковский Владимир. Портрет Федора Артемьевича БоровскогоВладимир Боровиковский (1757–1825) Портрет Ольги Кузьминичны ФилипповойВладимир Боровиковский(1757–1825) СкобееваМатвеев Федор. Вид в окрестностях Рима.Фёдор Михайлович Матвеев. Водопад Иматра в Финляндии. 1819 г.

В русской художественной жизни 1820–1830-х годов происходили серьезные изменения. Консерватизм петербургской Академии художеств тормозил развитие многих давно назревших художественных устремлений.

Воспитанники Академии, проводившие в этом учебном заведении по 10–15 лет с самого раннего детства, плохо знали реальную жизнь. Одним из недостатков Академии художеств были и ограничения в приеме. Например, в Академию не брали крепостных крестьян.

Так появилась в России первая частная художественная школа. Ее инициатором и идеологом был Алексей Венецианов (1780–1847).

Параллельно со службой в одном из департаментов Венецианов занимался живописью, пользуясь советами Боровиковского и посещая классы Академии художеств как вольноприходящий. В 1811 году, исполнив программное задание Академии художеств, Венецианов получил звание академика.

Венецианов Алексей Гаврилович. АвтопортретАлександр Алексеев. Мастерская художника А. Г. Венецианова в Петербурге (1827)

В 1821 году, потрясенный «натуральностью» свето-воздушной среды в одном из произведений Эрмитажа, Венецианов решает добиваться аналогичного эффекта в своих полотнах.

Он уезжает из Петербурга в деревню и там пишет картины, непосредственно наблюдая природу и быт крестьян. Одна из первых показанных им на выставке в Петербурге картин — «Гумно». Для русского искусства это произведение принципиально.

В картине «Гумно» впервые в русской живописи крестьяне изображались в своей естественной среде.

Венецианов Алексей Гаврилович. Гумно

Художник много рисовал не только с натуры, но и с античных и ренессансных образцов. Слегка идеализированные изображения крестьян характерны для его картин-символов («Жница», «Жнецы», обе — 1820-е). 

Алексей Г.Венецианов. Жнецы 1820 (А.Г. Венецианов. Жница 1820

Понимая крестьянское бытие как органическое единство человека и природы, Венецианов создал цикл метафорических картин. Одна из них — «Спящий пастушок» (между 1823 и 1826), олицетворяет весну, пробуждение природы.

Алексей Венецианов. Спящий пастушокВенецианов Алексей Гаврилович. Девушка с буракомВенецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка с крынкой молока 1820Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка с косой и граблями. (Пелагея)Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянская девушка с серпом во ржиВенецианов Алексей Гаврилович.

Крестьянские дети в поле(Мальчик с двумя девочками)Венецианов Алексей Гаврилович. Крестьянка Тверской губернииВенецианов Алексей. Очищение свеклы. 1820А.Г. Венецианов. Девушка в платкеА.Г. Венецианов (1780—1847) Портрет матери,А. Л. ВенециановойВенецианов Алексей Гаврилович. Портрет жены, М.А.

ВенециановойВенецианов Алексей Гаврилович. Портрет Кирилла Ивановича ГоловачевскогоВенецианов Алексей Гаврилович.Портрет В.П.КочубеяВенецианов Алексей Гаврилович. Утро помещицыАлексей Гаврилович Венецианов. Картина Купальщицы.

Художник собрал вокруг себя желающих учиться живописи талантливых юношей, в том числе и из крепостных. Уникальны картины Григория Сороки (1823–1864).

Сорока Григорий. Вид на плотину в усадьбе Спасское Тамбовской губернии

Тихая жизнь российской провинции с ее господским и крестьянским бытом — темы полотен талантливого крепостного художника. Но главное в них — не сюжеты и мотивы, а щемящее состояние грусти и любования природой.

Зал 14

Романтизм, зародившись в России в начале XIX века, видоизменяясь, прожил довольно долгую жизнь, сочетаясь с другими течениями и направлениями. В 1820-е снова в моду вошел так называемый парадный портрет, королем которого в русском искусстве первой половины XIX века, бесспорно, был Карл Брюллов (1799–1852). В его творческом наследии немало эффектных портретов.

    Фавн и Вакханка Борис Орловский, 1837

    Незаконченное изображение Юлии Самойловой, удаляющейся с бала, — один из шедевров мастера. Это не просто парадный портрет. Это картина-символ, олицетворение маскарадности жизни с ее реальностью, нередко скрытой от посторонних глаз.

    • Карл Брюллов — знаменитый в России портретист, автор росписей и их идей в нескольких центральных соборах и церквах Петербурга — прославился прежде всего как исторический живописец.

    Брюллов. Незаконченный портрет Юлии Самойловой, удаляющейся с балаБрюллов. Портрет А.А. Перовского (слева)Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет гр. Алексея Алексеевича Перовского (писателя Антона Погорельского). 1836Брюллов.Портрет сестер Шишмаревых (слева). Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией (справа)Брюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых. 1839К. П. Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией. 1830.Брюллов Карл Павлович (1799-1852Портрет поэта и драматурга гр. А. К. Толстого в юности. 1836Брюллов Карл Павлович. Портрет светлейшей княгини Елизаветы Павловны Салтыковой (1841)Брюллов Карл Павлович. Портрет Ю.М. СмирновойБрюллов Карл Павлович. Всадница 1832Брюллов Карл Павлович. Итальянский полдень 1827Брюллов Карл Павлович. Смерть Инессы де Кастро 1834Брюллов Карл Павлович. Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского 1821Брюллов Карл Павлович. Портрет Княгини З.А. ВолконскойБрюллов Карл Павлович (1799-1852) Портрет архитектора К. А. Тона. 1823-1827Брюллов Карл Павлович.Распятие

    Приехав в Италию в 1823 году, Брюллов начал поиски темы для исторического полотна. Сюжет картины «Последний день Помпеи» (1833) — важнейшего произведения не только в творчестве Брюллова, но и во всей русской живописи — был подсказан художнику его старшим братом, Александром, занимавшимся в качестве архитектора зарисовками раскопок в Помпеях.

      Последний день Помпеи

      Брюллов работал над полотном более пяти лет, исполнив множество набросков и несколько живописных эскизов. «Последний день Помпеи» относится к числу редких для России завершенных романтических замыслов на исторический сюжет.

      В яркой живописной форме Брюллов воплотил излюбленную романтиками тему трагедии. Поведение и состояние жителей Помпеи в роковой момент — главная сюжетная линия произведения.

      Решая ее в мажорном эмоциональном и колористическом ключе, художник придает трагедии возвышенное звучание.

      • Иван Айвазовский (1817–1900) оставил множество картин о море, созданных, как правило, фантазией и воображением на основе реальных наблюдений морской стихии.
      • В собрании Русского музея около сорока живописных полотен Айвазовского, относящихся к разным периодам его жизни.
      • «Девятый вал» (1850) — одна из лучших картин художника, искреннее воплощение романтического понимания драмы и вечной надежды на победу человека над стихией.

      Айвазовский Иван Константинович. Волна 1899Айвазовский Иван Константинович. Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими судами 1848Айвазовский Иван Константинович. Вид Одессы в лунную ночь 1846Айвазовский Иван Константинович. Лунная ночьАйвазовский Иван Константинович. Русская эскадра на Севастопольском рейдеАйвазовский Иван Константинович. Большой рейд в Кронштадте 1836Айвазовский Иван Константинович. Берег моря. Штиль 1843Айвазовский Иван Константинович. Вид Константинополя при лунном освещении 1846Айвазовский Иван Константинович. Неаполитанский залив утром 1843Айвазовский Иван Константинович. Побережье в Амальфи 1842Айвазовский Иван Константинович. Порт Ла- Валетта на острове Мальта 1844Айвазовский Иван Константинович. Свеаборг 1844Айвазовский Иван Константинович. Девятый валЗал 15

      Собрание Русского музея дает уникальную возможность показать всю гамму существовавших в первой половине XIX века течений, направлений, творческих поисков. На выставках в Академии художеств или в Обществе поощрения художников экспонировались работы, выполненные в духе классицистических традиций, романтических, реалистических и других.

      1. В зале демонстрируются произведения профессоров Академии художеств — живописцев Григория Угрюмова («Испытание силы Яна Усмаря», 1796), Андрея Иванова («Подвиг молодого киевлянина», около 1810), Федора Бруни («Медный змий», 1841), скульпторов Василия Демут-Малиновского («Русский Сцевола», 1813) и Петра Ставассера («Русалка», 1845).
      Читайте также:  Видеоэкскурсия по археологическому музею в мадриде

      Григорий Угрюмов. Испытание силы Яна Усмаря, 1796Андрей Иванов. Подвиг молодого киевлянинаФедор Бруни. Медный змийВасилий Демут-Малиновского («Русский Сцевола», 1813)Ставассер П.А. Русалка (Нимфа). 1845.

      «Явление Христа народу» Александра Иванова, как и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, — произведение эпохальное для русского искусства. Художник работал над своим замыслом более тридцати лет, практически всю свою творческую жизнь.

      Именно разные «состояния» и настроения людей в связи с явлением Христа долго и трудно искал Иванов. В процессе работы над полотном он написал множество этюдных портретов, пейзажей, композиционных эскизов.

      «Явление Христа народу» из собрания Русского музея — большой, окончательный эскиз, предшествовавший картине, находящейся сейчас в Третьяковской галерее (Москва).

      • Александр Иванов писал свою картину в Италии с 1820-х по начало 1850-х годов, сделав огромное количество этюдов фигур, пейзажей, имеющих самостоятельную ценность в искусстве.

      Иванов Александр Андреевич. Явление Христа народуБруни Федор Антонович. Смерть Камиллы, сестры ГорацияА.А.Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против ХимерыАлександр Иванов Явление Христа Марии Магдалине после ВоскресенияИванов Александр Андреевич(1806 — 1858 г).Голова раба с веревкой на шее. Два вариантаИванов Александр Андреевич.Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело ГектораИванов Александр Андреевич. Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодаруИванов Андрей Иванович. Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей 1812Г.И. Лапченко. Сусанна и старцыН.Пименов. Юноша играющий в свайки.   http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post255265719

      Источник: https://philologist.livejournal.com/3332918.html

      Шедевры Русского музея

      «Последний день Помпеи», Карл Брюллов

      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

      «Последний день Помпеи» Карла Брюллова — самая известная в мире картина на тему извержения Везувия.

      После представления картины в Милане в 1833 г. Брюллов стал в Италии объектом фанатичного поклонения, которого в этой стране не удостаивался ни один художник со времен Возрождения. Когда он шел по улице – прохожие снимали перед ним шляпы, когда заходил в театр – публика вставала. Возле его дома собирались толпы людей, желающие поприветствовать своего кумира.

      Интересно, что в одном из персонажей картины Брюллов изобразил самого себя, а его приятельница графиня Юлия Самойлова фигурирует на полотне трижды.

      ☼ ☼ ☼

      «Девятый вал», И.К. Айвазовский

      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

      Настоящее имя Ивана Константиновича Айвазовского – Ованес Геворгович Айвазян.

      Для создания картины «Девятый вал» Айвазовский использовал всего 4 краски — красную, желтую, зеленую и коричневую. Богатейшие колористические эффекты полотна созданы за счет смешивания основных цветов.

      Айвазовский обладал абсолютной зрительной памятью и большинство своих картин создавал без натуры, пользуясь лишь условными набросками. Он работал настолько быстро, что мог написать морской вид среднего размера за 2 часа. За свою жизнь художник написал более 6 тысяч картин.

      ☼ ☼ ☼

      «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», И. Е. Репин

      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия
      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

      Мало кто знает о том, что картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» вовсе не одна. Существует три версии, которые немного отличаются по композиции и персонажам.

      Вариант 1887 года экспонируется в Третьяковской галерее, вариант 1891 года (основной) в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

      Третий, который художник называл «наиболее исторически достоверным», находится на родине И.Е. Репина, в Харьковском художественном музее.

      В качестве моделей для шести персонажей «Запорожцев» Репин использовал своих знакомых и друзей, подходящих по типажу. В частности, дородный казак в белой папахе, которого многие сравнивают с Тарасом Бульбой — это Владимир Гиляровский («дядя Гиляй»), знаменитый путешественник и писатель.

      ☼ ☼ ☼

      «Садко», И. Е. Репин

      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

      «Садко» — единственная картина Репина на сказочный сюжет, и одна из немногих, в которой он использовал технику импрессионистов. С импрессионизмом художник познакомился во Франции, где он путешествовал в качестве пенсионера Академии художеств.

      Репин даже написал несколько картин с использованием его приемов («Садко», «Последний луч» и т.д.»), но результат начинающего мастера не удовлетворил.

      И хотя ему пророчили огромный успех в кругах импрессионистов, он решительно отказался от стиля, который считал «интересным с точки зрения техники, но решительно пустым по смыслу».

      Моделью для создания образа Садко стал друг И. Е. Репина, художник В. М. Васнецов (автор «Богатырей», «Аленушки» и т.д.)

      ☼ ☼ ☼

      «Витязь на распутье», В.М. Васнецов

      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия
      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

      Картин «Витязь на распутье» было написано три. В двух первых версиях богатырь располагается лицом к зрителям. Вариант 1878 года хранится в Серпуховском историко-художественном музее. Версия 1879 года экспонировалась на первой выставке «Союза русских художников» 1903–1904 гг.

      и была приобретена американским коллекционером. 110 лет спустя, в 2013 году, картина вернулась в Россию и была представлена в Москве на вернисаже «Россия: искушение историей».

      Версию 1882 года, на которой витязь повернут спиной к зрителям, можно увидеть в Государственном Русском музее.

      ☼ ☼ ☼

      «Лунная ночь на Днепре», А. И. Куинджи

      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

      В 1880 году в Санкт-Петербурге состоялась выставка, на которой экспонировалась одна-единственная картина. Тем не менее она произвела фурор, на выставку выстраивались очереди, и многие посетители приходили посмотреть на картину не один раз.

      Это была «Лунная ночь на Днепре» Архипа Ивановича Куинджи. Необычное лунное освещение, представленное на полотне, подчеркивалось тем, что картина выставлялась в темной комнате.

      Многие посетители не верили в то, что можно написать свет луны настолько реалистично, и заглядывали за раму в поисках скрытой лампочки.

      ☼ ☼ ☼

      «Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков

      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

      Задумав картину «Переход Суворова через Альпы», В. И. Суриков поехал в Швейцарию и побывал на всех перевалах, где в 1799 году прошло войско знаменитого генералиссимуса. Он не только писал в этих местах пейзажные этюды для будущей картины, но и сам скатывался вниз по снегу и льду, определяя скорость движения персонажей на разных стадиях спуска.

      Картина была написана и выставлена в 1899 году – к 100-летию беспримерного воинского подвига А. Суворова.

      Известные режиссеры Андрей Кончаловский и Никита Михалков являются прямыми потомками В.И. Сурикова.

      Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

      Источник: https://KudaGo.com/spb/news/interesnye-fakty-o-kartinax1/

      Русский музей в Санкт-Петербурге, Россия

         Сдержанное и элегантное здание Михайловского дворца, созданное неистощимым на фантазии Росси, музеем стало не сразу. Изначально дворец был призван стать резиденцией младшего сына Павла I, для чего из казны ежегодно «откладывались» четыреста тысяч рублей.

      К совершеннолетию царевича набралась приличная сумма, позволившая построить роскошную резиденцию с обширным садом.
         Все смертны, даже царские дети. Дворец переходил в руки наследников, потом детей наследников, потом внуков…

      Внуки уже все были гражданами Германии, что никак не могло понравиться императору Александру III, отличавшемуся сильными патриотическими чувствами. Дворец был куплен в казну.

         Тот же Александр III первым озвучил идею о создании музея, в котором будут собраны лучшие образцы русского искусства за тысячу лет.

      Идея русского музея витала в обществе уже с середины 19-го столетия, поэтому чаяния монарха и народа совпали, а в 1898 году Русский музей был открыт для публики.

      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия
         Современный Государственный Русский музей предлагает посетителям коллекции отечественной живописи и скульптуры с 12-го до 20-го века. Вся экспозиция расположена на двух этажах Михайловского дворца и корпуса Бенуа, построенного специально для нужд нового музея. Кроме основного здания, Русский музей приглашает посетителей в Строгановский, Мраморный и Инженерный дворцы. Но главные свои сокровища музей хранит в бывшей резиденции царевича Михаила Павловича.

      На первом этаже музея расположены:

      — экспозиции русского народного искусства (17-21 века), большая коллекция живописи и скульптуры 19 века. Представлена резьба по дереву, керамика, ткачество, художественная роспись. От яркости и разнообразия коллекции голова идет кругом;
      — обширная и богатая коллекция живописи и скульптуры русских мастеров 19 века.

      Второй этаж музея приглашает осмотреть:

      — продолжение экспозиции шедевров 19 века;
      — коллекцию русского искусства 18 века.
      Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

         В двухэтажном корпусе Бенуа, в основном, проходят временные выставки музея, а также располагаются залы, где размещены произведения современных русских художников и скульпторов.

         Музей располагает великолепным собранием древних икон, среди которых есть произведения Рублева, Ушакова и Дионисия.
         Трудно назвать фамилию хотя бы одного известного русского художника, творчество которого не было бы представлено в Русском музее. 15 тысяч экспонатов коллекции живописи музея включают в себя все то лучшее, что было создано русскими мастерами за 800 лет.

         Расположен музей недалеко от Невского проспекта, что делает его непременным объектом для посещения многочисленных туристов. Сами петербуржцы, к слову сказать, больше любят бывать именно в русском музее, предпочитая его пышному и огромному Эрмитажу.

         В музее действует лекторий, программа которого разнообразна и интересна.Русский музей в Санкт-Петербурге - картины, Россия

         Временные выставки музея давно уже снискали себе славу самых посещаемых в городе на Неве. Чаще всего это собрание шедевров из запасников музея, объединенных общей темой или временем создания. Частыми гостями музея становятся лучшие произведения, хранящиеся в других музеях России, а также и в частных коллекциях.

      Посещение Русского музея стоит недешево: 350 рублей (для жителей России и Беларуси — 250 рублей).

         Можно приобрести билет, дающий право на посещение всех филиалов Русского музея, который действителен три дня. Такой билет обойдется в 600 и 400 рублей соответственно. Комплексный билет позволяет несколько сэкономить.
         Открыт Русский музей с 10 утра до 6 вечера. В четверг экспозицию можно осмотреть с часа дня до 9 ч. вечера. Выходной день только один — вторник.
         Ориентир для тех, кто незнаком с Петербургом — метро «Невский проспект».

      Источник: https://muzei-mira.com/muzei_rossii/13-russkiy-muzey-v-sankt-peterburge.html

      Картины Русского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть

      Кто любит русскую живопись, наверняка был в Русском музее в Санкт-Петербурге (открыт в 1897 году). Конечно, есть Третьяковская галерея. Но именно в Русском музее хранятся главные шедевры таких художников, как Репин, Брюллов, Айвазовский.

      Если мы вспоминаем о Брюллове, то сразу же думаем о его шедевре “Последний день Помпеи”. Если о Репине, то в голове возникает картина “Бурлаки на Волге”. Если вспомним Айвазовского – вспомним и “Девятый вал”.

      И это не предел. “Ночь на Днепре” и “Купчиха”. Эти знаковые картины Куинджи и Кустодиева – тоже в Русском музее.

      Эти работы вам покажет любой гид. Да и сами вы вряд ли пройдёте мимо них. Так что об этих шедеврах я просто обязана рассказать.

      Добавив пару моих любимых, пусть и не самых “раскрученных” (“Ахматову” Альтмана и “Тайную вечерю” Ге).

      1. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г

      Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. Государственный Русский музей

      4 года подготовки. Ещё 1 год непрерывной работы красками и кистями. Несколько обмороков в мастерской. И вот результат – 30 квадратных метров, на которых изображены последние минуты жизни жителей Помпеи (в 19 веке название города было женского рода).

      Читайте также:  Музей матисса, ницца, франция

      Для Брюллова все было не зря. Думаю, в мире не было такого художника, чья картина, всего лишь одна картина произвела бы такой фурор.

      Люди толпами врывались на выставку, чтобы посмотреть шедевр. Брюллова буквально носили на руках. Его окрестили ожившим Тицианом. А Николай I удостоил художника личной аудиенции.

      Что же так поразило современников Брюллова? Да и сейчас не оставит зрителя равнодушным.

      Мы видим очень трагичный момент. Через несколько минут все эти люди погибнут. Но нас это не отталкивает. Потому что нас завораживает … Красота.

      Красота людей. Красота разрушения. Красота катастрофы.

      Посмотрите, насколько все гармонично. Красное расскаленное небо прекрасно сочетается с красным одеянием девушек справа и слева. А как эффектно падают под ударом молнии две статуи. Я уж не говорю про атлетичную фигуру мужчины на вздыбленном коне.

      Картина с одной стороны о реальной катастрофе. Позы людей Брюллов срисовывал с погибших в Помпеях. Улица тоже настоящая, ее до сих пор можно увидеть в очищенном от пепла городе.

      Но красота персонажей делает произошедшее похожим на древний миф. Как будто красивые боги прогневались на красивых  людей. И нам не так печально.

      О картине читайте также в статье “Последний день Помпеи” Брюллова. Почему это шедевр”.

      2. Айвазовский. Девятый вал. 1850 г

      Иван Айвазовский. Девятый вал. 221 х 332 см. 1850 г. Русский музей, Санкт-Петербург. Wikipedia.org

      Это самая известная картина Айвазовского. Которую знают даже люди, далёкие от искусства. Чем же она так прославилась?

      Людей всегда завораживает борьба человека со стихией. Желательно со счастливым финалом.

      Вот этого в картине хоть отбавляй. Остросюжетней некуда. Шестеро выживших отчаянно цепляются за мачту. Рядом накатывает большая волна, девятый вал. За ней следом идёт ещё одна. Людям предстоит долгая и страшная борьба за жизнь.

      Но уже рассвет. Пробивающееся сквозь рваные тучи солнце – это надежда на спасение.

      Стихия Айвазовского, так же, как и у Брюллова, потрясающе красива. Конечно, морякам не сладко. Но мы не можем не любоваться прозрачными волнами, солнечными бликами и сиреневым небом.

      Поэтому эта картина производит такой же эффект, что и предыдущий шедевр. Красота и драма в одном флаконе.

      О картине читайте подробнее в статье “Девятый вал” Айвазовского. Почем это шедевр”.

      3. Ге. Тайная вечеря. 1863 г

      Николай Ге. Тайная вечеря. 283 х 382 см. 1863 г. Государственный Русский музей. Tanais.info

      Два предыдущих шедевра Брюллова и Айвазовского были приняты публикой с восторгом. А вот с шедевром Ге все было сложнее. Не любил ее Достоевский, например. Слишком приземлённой она ему казалась.

      Но больше всех были недовольны церковники. Они даже смогли добиться запрета на выпуск репродукций. То есть широкая публика ее не могла увидеть. Аж до 1916 года!

      Отчего же такая неоднозначная реакция на картину?

      Вспомните, как изображали Тайную вечерю до Ге. Хотя бы Леонардо да Винчи.  Стол, вдоль которого Христос и 12 апостолов сидят и трапезничают. Иуда среди них.

      У Николая Ге все иначе. Иисус возлежит. Что как раз Библии соответствовало. Именно так принимали еду иудеи 2000 лет назад, по-восточному.

      Христос уже произнёс своё страшное предсказание, что один из учеников предаст его. Он уже знает, что это будет Иуда. И просит его сделать, что задумал, не откладывая. Иуда уходит.

      И как раз в дверях мы словно сталкиваемся с ним. Он накидывает на себя плащ, чтобы уйти в темноту. И в прямом, и переносном смысле. Его лица почти не видно. А его зловещая тень падает на оставшихся.

      В отличие от Брюллова и Айвазовского, здесь более сложные эмоции. Иисус глубоко, но смиренно переживает предательство ученика.

      Пётр возмущён. У него горячий характер, он вскочил и недоуменно смотрит в след Иуде. Иоанн не может поверить в происходящее. Он, как дитя, который впервые столкнулся с несправедливостью.

      А ещё апостолов меньше двенадцати. Видимо, для Ге это не было столь важным уместить всех. Для церкви же это было принципиально. Отсюда и цензурные запреты.

      Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

      4. Репин. Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг

      Иван Репин. Бурлаки на Волге. 131,5 х 281 см. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей. Wikipedia.org

      Илья Репин впервые увидел бурлаков на Ниве. И так был поражён их жалким видом, особенно в контрасте с отдыхающими неподалёку дачниками, что решение писать картину тут же созрело.

      Холёных дачников Репин не стал писать. Но контраст все же в картине присутствует. Грязное отрепье бурлаков противопоставлено идиллистическому пейзажу.

      Может быть, для 19 века это выглядело не так вызывающе. Но для современного человека такой вид работника кажется удручающим.

      Да ещё Репин пароход на заднем плане изобразил. Который мог бы быть использован в качестве буксира, чтобы людей не мучить.

      В реальности бурлаки не были настолько обездолены. Их хорошо кормили, после обеда всегда давали поспать. А за сезон они зарабатывали столько, что зимой могли прокормить себя, не работая.

      Репин взял для картины сильно вытянутый по горизонтали холст. И удачно выбрал угол зрения. Бурлаки идут к нам навстречу, но при этом не загораживают друг друга. Мы легко можем рассмотреть каждого из них.

      И самого главного бурлака с лицом мудреца. И молодого парня, который никак не приноровится к лямке. И предпоследнего грека, который оглядывается на доходягу.

      С каждым в упряжке Репин был лично знаком. Вёл с ними долгие беседы про жизнь. Поэтому они и получились такими разными, каждый со своим характером.

      О картине читайте подробнее в статье “Бурлаки на Волге” Репина. Почему картина стала культовой”.

      5. Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880 г

      Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 105 х 144 см. 1880 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

      “Лунная ночь на Днепре” – самая известная работа Куинджи. И не удивительно. Сам художник очень эффектно познакомил ее с публикой.

      Он организовал персональную выставку. В выставочном зале было темно. Лишь одна лампа была направлена на единственную картину выставки, “Лунную ночь на Днепре”.

      Люди заворожённо смотрели на картину. Яркий зеленоватый свет луны и лунной дорожки гипнотизировал. Видны очертания украинской деревушки. Лишь часть стен, освещённых луной, выступает из темноты. Силуэт мельницы на фоне освещённой реки.

      Эффект реалистичности и фантастичности одномоментно.Как же художник добился таких “спецэффектов”?

      Помимо мастерства здесь ещё Менделеев руку приложил. Он помогал Куинджи создать состав краски, особенно мерцающей в полумраке.

      Казалось бы, удивительное качество у художника. Уметь самому распиарить свою же работу. Но он поступил неожиданно. Почти сразу после этой выставки Куинджи 20 лет провёл затворником. Он продолжал писать, но свои картины никому не показывал.

      Картина ещё до выставки была куплена великим князем Константином Константиновичем (внуком Николая I). Он так был привязан к картине, что взял ее в кругосветное путешествие. Соленый влажный воздух способствовал потемнению полотна. Увы, того гипнотического эффекта уже не вернуть.

      Но вы можете полюбоваться авторскими, более яркими копиями в Третьяковской галерее или Симферопольском музее.

      6. Альтман. Портрет Ахматовой. 1914 г

      Натан Альтман. Портрет Анны Ахматовой. 123 х 103 см. 1914 г. Государственный Русский музей. Rusmuseum.ru

      “Ахматова” Альтмана очень яркая и запоминающаяся. Говоря о поэтессе, многие вспомнят именно этот ее портрет. Удивительно, но ей самой он не нравился. Портрет ей казался странным и “горьким”, судя по ее стихам.

      На самом деле даже сестра поэтессы признавала, что в те дореволюционные годы Ахматова такой и была. Истинной представительницей модерна.

      Молодая, стройная, высокая. Ее угловатой фигуре как нельзя лучше вторят “кустарники” в стиле кубизма. А ярко-синее платье удачно сочетается с острым коленом и выпирающим плечом.

      Он сумел передать облик стильной и неординарной женщины. Впрочем он сам был таким.

      Альтман не понимал художников, которые могут работать в грязной мастерской и не замечать крошек в своей бороде. Сам он всегда был одет с иголочки. И даже нижнее белье шил себе на заказ по своим же эскизам.

      В неординарности ему тоже было сложно отказать. Как-то изловил тараканов в своей квартире, он покрасил их в разные цвета. Одного выкрасил в золотой цвет, назвал его “лауреатом” и отпустил со словами “Вот его тараканиха-то удивится!”

      7. Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918 г

      Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 120 х 120 см. 1918 г. Государственный Русский музей. Artchive.ru

      “Купчиха” Кустодиева – жизнерадостная картина. На ней мы видим добротный, сытый мир купечества. Героиня с кожей светлее неба. Кот с мордочкой, похожей на лицо хозяйки. Пузатый начищенный самовар. Арбуз на богатом блюде.

      Что мы могли бы подумать о художнике, который написал такую картину? Что художник знает толк в сытой жизни. Что он любит пышных женщин. И что он явно жизнелюб.

      А вот, как было на самом деле.

      Если вы обратили внимание, то картина написана в революционные годы. Художник с семьёй жил крайне бедно. Мысли только о хлебе. Тяжёлый быт.

      К чему такое изобилие, когда вокруг разруха и голод? Так Кустодиев пытался запечатлеть безвозвратно ушедшую красивую жизнь.

      А что насчёт идеала женской красоты? Да, художник говорил, что худые женщины его не вдохновляют на творчество. Тем не менее, в жизни он предпочитал именно таких. Стройной была и его жена.

      Кустодиев был жизнелюбивым. Чему поражаешься, так как к моменту написания картины он уже 3 года как был прикован к инвалидному креслу. Диагноз костного туберкулёза ему был поставлен ещё в 1911 году.

      Кустодиевская внимательность к деталям очень необычна для времени, когда процветал авангард. Мы видим каждую сушку на столе. Гуляющих у гостиного двора. И молодца, пытающегося удержать коня на скаку. Все это похоже на сказку, небылицу. Которая когда-то была, да закончилась.

      Подведем итог:

      • Хотите увидеть главные шедевра Репина, Куинджи, Брюллова или Айвазовского – Вам в Русский музей.
      • “Последний день Помпеи” Брюллова – про красоту катастрофы.
      • “Девятый Вал” Айвазовского – про масштаб стихии.
      • “Тайная вечеря” Ге – про осознание скорого предательства.
      • “Бурлаки” Репина – про наемного работника 19 века.
      • “Лунная ночь на Днепре” – про душу света.
      • “Портрет Ахматовой” Альтмана – про идеал женщины модерна.
      • “Купчиха” Кустодиева – про эпоху, которую не вернуть.

      Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах.

      Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях на моем блоге.

      Оксана Копенкина

      PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

      Источник: https://arts-dnevnik.ru/kartiny-russkiy-muzey/

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector