Руджиеро, освобождающий анжелику, энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрВ рыцарской поэме итальянского писателя Лудовико Ариосто (1474-1533) «Неистовый Роланд» (Orlando furioso) (1516-1532) — предания каролингского и артуровского циклов, перенесённые в Италию из Франции в XIV веке. Поэма Ариосто аллегорически повествует о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Сюжет произведения крайне запутан, он распадается на четырнадцать сюжетных линий и множество отдельных эпизодов. Главные линии поэмы — безответная любовь христианского рыцаря Роланда к катайской царевне Анжелике, приводящая его к безумию, и счастливая любовь сарацинского воина Руджеро и христианской воительницы Брадаманты. Как видите, имена наших героев относятся к разным влюбленным парам.

Руджеро (Ruggiero) – сарацинский рыцарь, принявший христианство. Отец Руджеро погиб во время калабрийского похода своего тестя Аголанта, а мать его Галациелла в наказание за самовольный брак была погружена Аголантом беременной в ладью и оставлена на волю стихии.

Вынесенная на берег Ливии, она родила двух близнецов и умерла в родах (повторение — мать учения, как гласит поговорка! История с гневным поступком отца взята ведь у древних греков!). Как гласит дальше поэма, Руджеро был воспитан магом Атлантом в отрогах Атласских гор.

Царь Африки Аграмант получает предсказание, что задуманный им поход на Францию не удастся, если в нем не примет участия его двоюродный брат, сын его тетки Галациеллы – Руджеро, укрываемый магом где-то в горах. Оракулы докладывают царю, что замок Атланта невидим, и проникнуть в него можно, только обладая волшебным перстнем Анжелики.

Украденный карликом Брунелем перстень и другие ухищрения позволяют выманить Руджеро из замка мага, Аграмант посвящает его в рыцари и берет с собой на войну во Францию.

Далее запутанная история рассказывает, как смелый рыцарь принимает участие в битве при Монтальбане, встречается, влюбляется и разлучается с Брадамантой.

Именно Брадаманта отняла у Брунеля кольцо, украденное у Анджелики, и с помощью этого кольца она освободила Руджеро из замка Атланта, после чего отдала кольцо возлюбленному в качестве памятного знака и для защиты от колдовских чар.

Затем Руджеро переносится на гиппогрифе (мифологическое животное — полугрифон-полуконь) на остров феи Альцины, сражается с чудовищами и злой Эрифилой, влюбляется в Альцину и становится ее любовником.

Потом Руджеро отправляется в царство Логистиллы, пролетая над Эбудой, он видит Анжелику, прикованную к скале, бьется с морским чудовищем, ослепляет монстра волшебным щитом. Затем освобождает Анжелику от оков и надевает на ее мизинец свое магическое кольцо, которое у нее было не так давно украдено, и которое отныне снова будет защищать девушку.  Сев на крылатое животное, молодые люди вместе уносятся вдаль.

Что же делала на скале Анжелика? Анжелика (Angelica) — катайская принцесса, дочь катайского царя Галафрона. Она представлена также девой-воительницей, которой её брат Аргалий подарил волшебное копье.

В героиню были влюблены несколько рыцарей — христиан и язычников.

В неё безуспешно влюблен главный герой поэмы Роланд, ее полюбил Руджеро, но безуспешно, а она сама безответно влюбляется в Ринальда, выпив воды из волшебного источника, затем ее возлюбленным становится мавр Медоро.

История со скалой и морским чудовищем взята автором конкретно из легенды о Персее и Андромеде с небольшой привязкой к перенасыщенному сюжету поэмы. В поэме рассказывается о морском боге Протее, полюбившим дочь правителя острова Эбуда и овладевшем ею.

Отец в гневе убивает дочь, а Протей в ответ посылает на остров морское чудовище. Те же оракулы советуют правителю «откупиться» красавицей, отдав ее в жертву морскому богу. Но царь, не желая убивать красавиц Эбуды, принимает решение – отправить морских пиратов на поиски красивых пленниц.

Так на острове и появляется принцесса Анжелика, которой «выпала честь» стать первой жертвой Протея. Вот почему Анжелика повторила судьбу Андромеды и была прикована цепями к скале.

Только в отличие от самого мифа, где герои поженились и жили счастливо, здесь Анжелика после счастливого спасения покидает остров вместе с Руджеро, но не отвечает на его чувства.

Как пишет Людовико Ариосто в «Неистовом Роланде» (перевод М. Гаспарова):

«Но как редко угрызения разума
Страстную обуздывают похоть,
Когда сласть впереди!
Так с чего бы и Руджьеру обуздываться,
Если ищет он наслаждения, а пред ним
Милая Анджелика, нагая
В благостном уединении дубравы!
И он уже не помнит о Брадаманте
А хоть бы и помнил,

Он не слеп, чтобы отвергнуть вот эту…»

В общем, в самый «ответственный момент», когда рыцарь признался ей в любви и хотел было заняться с ней этой самой любовью, принцесса, воспользовавшись своим перстнем-невидимкой, убегает от Руджеро. Кстати, на протяжении поэмы она постоянно убегает практически от всех молодых людей, с которыми её сталкивает фантазия автора.

А погрустивший немного Руджеро окунается в пучину сюжетных перипетий – дерется с рыцарями, встречается с родной сестрой, борется за любовь Брадаманты, скачет, плывет, бежит по разным дорогам – от Парижа до Африки, где принимает крещение от святого отшельника. В результате Руджеро провозглашают королём булгарским, и он женится на Брадаманте. А вот дальнейшая судьба Анжелики неизвестна. В результате, история спасения рыцарем принцессы стала мимолетным эпизодом в сюжете, не завершившись даже любовной интрижкой…

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр
Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр Страницы Олег Гуцуляк: Рыцарь Руджеро, воспитаник Атланта, и волшебный перстень Анжелики:  [ 1 ]  [ 2 ]  [ 3 ]  [ 4 ]  [ 5 ]  [ 6 ]  [ 7 ] 

Источник: http://atlantida.primordial.org.ua/archives/401

Презентация Эндокринологическая аллея. Остановка Музей изобразительных искусств

  • Размер: 1.4 Mегабайта
  • Количество слайдов: 15

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

«Юноша с корзиной фруктов» , Караваджо (ок. 1593-1594 г. ) “ Юдифь и ее служанка”, Джанилески (ок. 1613-1614 г. )

Цикл лекций Г. А. Мельниченко «Эндокринология в искусстве» “ Портрет дамы в соломенной шляпке”, Рубенс (1625 г. ) Клиническая картина болезни Грейвса-Базедова

Цикл лекций Г. А. Мельниченко «Эндокринология в искусстве» Альберт Бициус, 1844 г. Альберт Бициус (Джереми Готтельф)- выдающийся швейцарский народный писатель. (1797 г-1864 г)

Цикл лекций Г. А. Мельниченко «Эндокринология в искусстве» Для лечения зоба у Готтельфа использовали раствор Люголя , что привело к йод-индуцированному тиреотоксикозу и смерти от сердечной недостаточности. Альберт Бициус, статуя в Муртене, Франция

Спасибо за внимание!

Источник: https://present5.com/prezentaciya-endokrinologicheskaya-alleya-ostanovka-muzej-izobrazitelnyx-iskusstv/

Жан Огюст Доминик Энгр — французский живописец — скачать презентацию

Слайд 1Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрОписание слайда:

Жан Огюст Доминик Энгр — французский живописец

Слайд 2Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрОписание слайда:

Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 — 1867) — французский живописец родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей.

Его отец был одаренным, творческим человеком: он занимался скульптурой, писал миниатюры, был резчиком по камню, а также музыкантом, — мать его была полуграмотной. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой.

Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).

В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. Также писал и большие программные полотна.

Слайд 3Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрСлайд 4Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрСлайд 5Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрОписание слайда:

Жанна д'Арк на коронации Карла VII», 1854 г.

Слайд 6Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрОписание слайда:

Венера Анадиомена
1808-1848

Слайд 7Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрОписание слайда:

Большая одалиска, 1814 Следуя примеру художников Возрождения, Энгр не колеблясь идеализировал либо утрировал некоторые черты своих моделей, чтобы достичь идеальности либо подчеркнуть выразительность формы. В этом полотне он прибавил одалиске три лишних позвонка, что было немедленно замечено критиками.

правая рука одалиски неправдоподобно длинна, а левая нога вывернута под невозможным с точки зрения анатомии углом. Вместе с тем картина производит впечатление гармонии: создаваемый левым коленом острый угол необходим художнику, чтобы уравновесить построенную на треугольниках композицию.

Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела.

Слайд 8Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрОписание слайда:

Турецкие бани, 1862 Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог теме купальщиц, которая давно присутствовала в его творчестве.

Художник изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане.

Читайте также:  Картина «вход рыбачьего судна в бурю в гавань сен-валери в ко», а. п. боголюбов

Картина погружает зрителя в атмосферу сладострастия и праздности.

Слайд 9Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрОписание слайда:

Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика — дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» — романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого.

В героиню были влюблены несколько рыцарей — христиан и язычников. Среди них помимо героя поэмы Роланда был Руджиеро, один из языческих рыцарей-победителей.

Анжелика находится в опасности, так как прикована цепями к скале на берегу моря, и ее хочет убить страшное морское чудовище.

Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологи­ское животное, наполовину — конь, наполовину — грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Руджиеро освобождает девушку от оков, они садятся на крылатое животное и вместе уносятся вдаль.

Слайд 10Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрОписание слайда:

Наполеон I, 1806 Наполеон сидит на императорском троне в традиционной позе верховного бога Юпитера, чей геральдический орел искусно выткан на ковре.

Знаки зодиака на кайме ковра указывают на роль Юпитера как царя небес. Император облачен во все регалии и увенчан лавровым венком, он держит скипетр, жезл судьи (длань правосудия) и меч Карла Великого.

Фигура императора (1806) статична и обладает портретным сходством

Слайд 11Описание слайда:

Юпитер и Фетида. 1811 Перед нами Юпитер, верховный бог античного мира, сидит на царском троне в своих небесных владениях. В правой руке он держит скипетр, а левая покоится на облаке; рядом с ним — орел, внимательно на него смотрящий. Эта могучая птица — символ силы и победы — атрибут царя богов.

Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей.

Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них.

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/zhan_ogyust_dominik_engr__francuzskij_zhivopisec

Картины равные творчеству Рафаэля

«Никаких угрызений совести, если вы копируете древних. Их произведения — это общее достояние, откуда каждый может брать то, что ему понравится. Они становятся нашей собственностью, когда мы умеем ими пользоваться, Рафаэль, неустанно подражая им, оставался самим собой.» — Жан Огюст Доминик Энгр.

В 1813 году Энгра ожидали значительные перемены в жизни. Пожалуй, самая главная и значимая перемена, открывшая новую страницу — знакомство с молодой модисткой Мадлен Шапель. Знакомство их было заочным, ни живописец, ни Мадлен, не видели друг друга, что не помешало им активно переписываться.

Спустя какое-то время Мадлен получила портрет Энгра, а вскоре за этим последовало и официальное предложение руки и сердца талантливого художника.

Согласие было получено и пара сочеталась узами брака в декабре 1813 года. Через год у молодой семьи родился ребёнок, но к несчастью умер в тот же день. Трагедия не разъединила супругов, они вместе переживали горе.

Спустя несколько месяцев Энгр получил ещё один удар — умер его отец.

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр Жан Огюст Доминик Энгр: Автопортрет. Фрагмент. 1859 год.

Несмотря на трагические события, живописец продолжал писать. В 1814 году свет увидела прекрасная картина «Большая одалиска». Произведение Энгра воспевает красоту обнажённого женского тела и на холсте появляется прекрасный и недостижимый образ, созданный фантазией художника.

Плавные контуры невольно заставляют скользить взгляд зрителя по мягким и чувственным изгибам. Ради и во имя красоты художник пожертвовал принципом анатомической верности — у обольстительной красавицы присутствуют лишние позвонки. Сей факт был яростно подчёркнут критиками.

«Большая одалиска» писалась для сестры Наполеона Каролины Мюрат, которая в 1808 году стала королевой Неаполя. Однако полотно она так и не получила. Наполеон был низложен и его сестра так и не забрала картину.

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр Жан Огюст Доминик Энгр: Руджиеро, освобождающий Анжелику. 1819 год.

Политические изменения в Европе внесли изменения и в жизнь художника. В 1815 году Наполеоном было проиграно сражение при Ватерлоо — империя развалилась, а сам Наполеон вторично отрёкся от престола и под конвоем был сослан на Остров Святой Елены, где и провёл последние шесть лет жизни.

Вслед за этими событиями французские поданные массово стали покидать Вечный город. Отъезд заказчиков отразился и на финансовом благополучии художника. Материальное положение семьи резко ухудшилось, к тому же и на родине его искусство не находило понимания. В это же время в 1817 году умирает мать художника.

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр Жан Огюст Доминик Энгр: Портрет Бетти Ротшильд. 1842 год.

В 1819 году финансовое положение Энгров оставляло желать лучшего. Именно в этот момент они получили приглашение от итальянского скульптора Лоренцо Бартолини пожить в его флорентийском особняке.

За те четыре года, что семья прожила в особняке скульптора, Энгр написал такие знаменитые портреты, как «Портрет скульптора Лоренцо Бартолини» 1820 год, «Портрет графа Н. Д.

Гурьева» 1821 год, «Портрет мадам Леблан» 1823 год.

Закончился флорентийский период жизни художника созданием исторического произведения «Обет Людовика XIII» 1824 год. В работе рассказываются события далёкого 1638 года, когда французский король посвятил народ, государство и корону Святой Деве Марии.

Завистники и хулители продолжали критиковать Энгра, называя его творчество рабским подражанием художников XIII — XIV веков. Энгру постоянно прилетали обвинения в чрезмерном фанатизме по отношению к Рафаэлю.

Однако Энгр оставался непреклонен в своём мнении. Он попрежнему считал и был в этом убеждён, что истинного расцвета европейское искусство достигло именно в эпоху Ренессанса.

Художник признавал лишь школу мастеров Возрождения и главной своей задачей видел в продолжении их искусства в лучших традициях.

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр Жан Огюст Доминик Энгр: Обет Людовика XIII. 1824 год.

В 1824 году картину «Обет Людовика XIII» выставили в парижском Салоне и мастеру пришла долгожданная слава. Творчество живописца признали и удостоили высокой похвалы, сравнив его с Рафаэлем. Работу поместили в Кафедральном соборе Монтобана, а художник получил орден Почётного легиона.

В 1825 году живописец стал академиком парижской Академии художеств. Однако, пожалуй, самым ценным для мастера явилось то, что его стали считать спасителем французской живописи, которая попала под пагубное влияние романтизма Эжена Делакруа и его сторонников.

Долгожданная слава, доставшаяся тяжким трудом, неустанным и непоколебимым следованием своим принципам и идеалам, была как бальзам на душу. Жизнь благоговела художнику. В Париже он открыл свою школу живописи, где с большим успехом обучал молодых художников. В 1829 году начал преподавать в Академии, которую в дальнейшем и возглавил.

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр Жан Огюст Доминик Энгр: Портрет принцессы де Брольи. 1851 — 1853 год.

В 1835 году Жан Огюст Доминик Энгр вернулся в Рим, где руководил учебным заведением, созданным по указу Наполеона в 1803 году. Энгр был реформатором не только в своих произведениях, но и в учебном процессе. Молодые художники учились не только азам искусства живописи, но и посещали концерты и учили археологию. Вот как выглядел идеальный процесс обучения живописцев по мнению мастера:

Молодые люди должны сперва некоторое время рисовать головы из «Лоджий» Рафаэля, затем фигуры с античных барельефов; …

затем перейти к рисованию живой модели; копировать живописью в Лувре картины и фрагменты избранных картин, наконец упражняться в живописи с живой модели …

Пусть ученик распределяет свою работу между изучением природы и изучением мастеров. Отрывки из писем и записей // Мастера искусства об искусстве. Т. II. — М.: Изогиз, 1933. С. 260.

Энгр продолжал следовать своей дорогой в мире искусства несмотря на непрекращающиеся нападки завистников и невежественной толпы. Всегда оставался верен своим принципам и идеалам.

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр Жан Огюст Доминик Энгр: Смерть Леонардо да Винчи. 1818 год.

В 1841 году Энгр навсегда покинул Рим и вернулся во Францию. Вернулся Энгр победителем, всеми признанным и уважаемым главой французской классицистической школы живописи. Великий художник получил приглашение на обед от самого короля Луи-Филиппа, а композитор-романтик Гектор Берлиоз посвятил ему специально написанный концерт.

В 1849 году художника настигло горе. В результате гангрены, образовавшейся после раны ноги, умерла любимая жена Мадлен. Художник впал в депрессию, закрылся от всего мира.

Читайте также:  Десерт, ян давидс де хем, 1640

Три года потребовалось художнику, чтобы хоть как-то отойти от потери. Когда боль утихла, Энгр женился на Дельфине Рамель, которая была младше его на двадцать восемь лет.

К слову, самому художнику на тот момент был семьдесят один год.

Творчество Жана Огюста Доминика Энгра отмечено не столько историческими и религиозными полотнами, сколько блестящими портретами современниц. Истинную славу художнику принесли именно они, хотя Энгр и считал себя прежде всего историческим живописцем.

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр Жан Огюст Доминик Энгр: Портрет графини д'Оссонвиль. 1845 год.

В 1862 году Энгр получил звание сенатора, а через три года стал членом Королевской академии художеств Антверпена. Отличное здоровье мастера позволяло ему работать не покладая рук. Однако одним январским вечером 1867 года Энгр провожал дам до экипажей и сильно простудился. Пневмония оказалась сильнее и 14 января великого мастера не стало.

Искусство великого художника повлияло на дальнейшее развитие мировой живописи. Ученики боготворили Энгра, но достигнуть высот мастера не удалось никому. Жан Огюст Доминик Энгр — преданный поклонник классического стиля в живописи, который предвосхитил романтические искания новой эпохи.

# искусство

Источник: https://journal.tapigo.ru/articles/artist_11

Доминик энгр

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

«Чем проще линии и формы, – говорил Энгр, – тем больше красоты и силы. Всякий раз, как вы расчленяете формы, вы их ослабляете… Изучая натуру, обращайте внимание прежде всего на целое. Спрашивайте его и только его. Детали – это важничающая мелюзга, которую следует урезонить».

Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтабане. Его отец, миниатюрист и скульптор Жозеф Энгр, стал и первым учителем сына. В одиннадцать лет Доминик поступил в Королевскую академию Тулузы, где учился до 1797 года. Его учителем по живописи был Ж. Рока. По окончании академии он становится учеником Ж. Л. Давида в Париже.

Серьезный, одержимый в работе Энгр держится особняком, не принимая участия в студенческих затеях и собраниях. Его рисунки и натурные штудии говорят о крепкой руке, точном глазе. С 1799 года Энгр занимается в Школе изящных искусств, где в 1801 году Доминик получает Большую Римскую премию за картину «Ахилл принимает посланников Агамемнона».

«Ахилл» не случайно вызвал величайшие похвалы знаменитого английского скульптора и рисовальщика Флаксмана, назвавшего эту картину самым значительным событием тогдашнего французского искусства.

Флаксман преувеличил свою оценку, но он подметил в картине Энгра тонкое и живое, немного манерное изящество, свойственное английскому классицизму начала XIX века, не укладывавшееся в шаблонные правила академической школы.

Доминик получил право стажировки в Риме, но из за отсутствия государственного финансирования остается во Франции.

В это время Энгр зарабатывает на жизнь портретами, среди которых должны быть отмечены: «Автопортрет» (1804), три портрета семьи Ривер (1805), портрет друга Жилибера (1805), «Император Наполеон на троне» (1806).

Руджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Рисунок господствует здесь над цветом; все строится чистой и абсолютно верной линией. Краски только подцвечивают рисунок и своими тонкими и мягкими сочетаниями лишь оттеняют остроту и законченность линейного контура. Выставленные в Салоне 1806 года работы Энгра были замечены, критика упрекала автора в подражании Яну ван Эйку в «готичности». Его также обвинили в нарушении академических правил, считавшихся незыблемыми. Действительно, Энгр передал изысканную простоту костюма в каждой его мелочи, спокойно показал, без всякой идеализации, индивидуальные особенности лиц, естественность и простоту поз. В 1806 году Энгр едет, наконец, в Италию. До 1820 года он живет в Риме, а затем до 1824 года во Флоренции. Художник много и упорно работал в Италии, посылая время от времени картины в Париж для выставки в Салоне. Он очень много рисовал с античных статуй и с картин старых итальянских мастеров. Он стремился к обновлению классического искусства и придавал величайшее значение традиции, урокам великих художников прошлого, в первую очередь Рафаэля. За годы пребывания в Италии Энгр написал ряд прекрасных портретов – госпожи Девосэ (1807), Маркотта, ставшего впоследствии его ближайшим другом (1810), архитектора Дедебана (1810), госпожи де Сеннон (1814), прелестный, тонкий и нежный портрет Жанны Гонэн (1821). Рассказывает Т. Седова: «В 1807 году Шарль Акье, французский посланник при папском дворе в Риме, заказал этот портрет молодому французскому художнику, недавно приехавшему в «вечный город». А через сорок лет в парижскую мастерскую того же художника, ставшего знаменитым, пришла бедно одетая, с трудом им узнанная женщина. В отчаянии призналась она в своей крайней нужде и попросила помочь ей в продаже сколь дорогого, столь и памятного портрета. Какая человеческая драма, сколько загубленных надежд, попранных чувств, а может, и других неведомых нам страданий скрывается за этими двумя скупыми фактами, судить трудно… Портрет прочно вошел в число шедевров мировой портретной живописи. Художнику, как мы видим, позировала очень молодая, прекрасная и счастливая женщина. Колористическая гамма портрета слагается из больших плоскостей черного и коричневого цветов, контрастирующих с красным и золотисто желтым. Последние тона так интенсивны, что заставляют даже холодный черный цвет звучать в непривычной для него тональности. Яркая красота модели, ее сдержанно искристый темперамент дают возможность предположить, что перед нами истинная итальянка. Всеми доступными средствами подчеркивает художник манящую женственность мадам Девосе». Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819). Здесь его линия становится текучей и гибкой; плавный, спокойный контур обегает ясный силуэт фигуры, нежно моделированной скупыми тончайшими тенями. «Но часто Энгру кажется лишней и эта легкая моделировка объема, – пишет А.Д. Чегодаев. – Многие его шедевры итальянского периода – простые рисунки свинцовым карандашом, где почти уже нет теней и выразительность чистой линии достигает предельного мастерства. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Но эта изысканная, холодная чистота рисунка не мешает меткой и спокойной характеристике изображенных людей. В портрете Леблана, например, прекрасно схвачены франтовская внешность и живая, небрежная поза, переданные буквально несколькими штрихами карандаша. Но исторические картины этих лет получились у Энгра надуманными, холодными и скучными, а иногда полными манерной театральности».

Энгр раскрыл все лучшие стороны своего искусства уже в первый период творчества, до 1824 года. И лучшими его творениями останутся простые портреты или отдельные обнаженные фигуры, где он полнее всего воплощает свое безмятежное, спокойное искусство, радующее музыкальным ясным ритмом, пронизывающим природу и человека.

Однако Энгр главным делом жизни считал создание больших композиций на исторические и религиозные темы. Именно в них он стремился выразить свои эстетические взгляды и идеалы, именно с ними связывал надежду на славу и признание.

Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленное в Салоне 1824 года, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции.

«Идея, положенная в его основу, была ложной: по тематике это произведение соответствовало взглядам наиболее реакционно настроенных кругов общества, восстановивших Бурбонов, – отмечает В.В. Стародубова. – Они не замедлили привлечь на свою сторону такой незаурядный талант. Энгр выполняет ряд официальных заказов, создает огромные многофигурные композиции, отдает этим работам годы долгого изнурительного труда, а результаты ничтожны – вещи получаются сухими и маловыразительными. Таков «Апофеоз Гомера», «Св. Симфорион». В этом заключалась трагедия художника, который каждый раз, когда начинал писать новый портрет, смотрел на него как на досадную помеху, отрывающую от больших картин. Но Энгр ошибался, считая, что именно эти картины принесут ему бессмертие…»

Энгру оказываются все новые почести: в 1825 году он был избран членом Французского института, в 1829 году назначен профессором Школы изящных искусств (в 1853 году стал ее директором).

Но если до 1824 года на Энгра нападали сторонники одряхлевшего академического искусства, то теперь его резко критикуют молодые художники романтики. Их критика справедлива, но Энгра она огорчает и возмущает.

Особенно болезненно он отнесся к той неприязненной оценке, какой было встречено «Мучение св. Симфориана» (1834). Он даже решил бросить Париж и снова уехал на несколько лет в Италию, где с 1835 по 1841 год находился в качестве директора Французской академии в Риме на вилле Медичи.

Читайте также:  Картина арка главного штаба (санкт-петербург), в. с. садовников, 1830

Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832).

«В благообразном облике седовласого господина, в его умном волевом лице, мощной фигуре, во властном жесте рук, в цепких пальцах чувствуется энергия, несокрушимый напор, деловая хватка, превращающие главу журнала «Деба» в символ новой эпохи» (В.В. Стародубова).

По возвращении в Париж Энгр получил в 1843 году заказ от герцога де Линя на росписи в замке Дампьер.

Здесь художник работал до 1847 года, но работа осталась незавершенной, ибо обнаженные в трактовке Энгра, по понятиям тогдашнего общества, оскорбляли чувство благопристойности.

Между тем обнаженные фигуры всегда занимали очень важное место в творчестве Энгра, который достиг совершенства в их изображении. В поздние годы именно изображение обнаженного тела прославили его лучшие работы – знаменитые «Источник» (1856) и «Турецкая баня» (1859–1869).

В то же время он подтверждает свою славу одного из великих мастеров портрета, создав «Графиню Оссонвиль» (1845), «Баронессу Ротшильд» (1848), «Мадам Гонз» (1845–1852), «Мадам Муатессье» (1851), «Мадам Муатессье» (1856). Его автопортрет 1858 года, суровый, прямолинейно резкий, полон воли и энергии. Хотя Энгр и тяготился тем, что ему приходилось писать много заказных портретов, тратя свое мастерство на тщательное выписывание эффектных платьев.

Хотя, как никто, он умеет превращать бытовую деталь в великолепный натюрморт, прекрасно передать материальность, фактуру, живописную красоту самых различных тканей и материалов.

В его портретах наряду с убедительной индивидуальностью проступает характерность, его портреты – это портрет эпохи. Умер Энгр 14 января 1867 года в Париже.

Холодной зимой художник вышел с непокрытой головой проводить до кареты позировавшую ему женщину, тяжело заболел – и вскоре его не стало.

Источник: http://megaznanie.ru/index.php/encyclopedia/art/1150-2010-07-09-09-20-56.html

ЭНГР, ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК

ЭНГР, ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК (1780–1867) (Ingres, Jean Auguste Dominique), французский художник-неоклассицист. Родился в Монтабане 29 августа 1780. В 1791 поступил в Тулузскую Академию, был учеником Г.Ж.Рока и Вигана, сотрудничал с Ж.Брианом.

Занимался музыкой, подрабатывал игрой на скрипке в оркестре оперного театра Тулузы. В 1797 приехал в Париж и поступил в мастерскую Жака Луи Давида, а спустя два года был принят в Школу изящных искусств.

В 1801 был награжден Большой (Первой) Римской премией за картину Послы Агамемнона у Ахилла (однако так и не смог получить деньги от французского казначейства, которое взамен выделило ему студию и скромное содержание).

В дальнейшем выставлялся в Салоне (в 1803, 1805), однако первые его работы получили негативную оценку критиков. Многие поступки Энгра объяснялись его повышенной чувствительностью к критике и обидчивостью. В 1806 он переехал в Рим, где вскоре получил студию.

В этот период Энгр, зарабатывая на жизнь, сделал множество потретов карандашом (ныне большинство из них хранится в музее Энгра в Монтабане).

В 1808 Энгр создал картины Купальщица Вальписон (Лувр), Эдип и Сфинкс, в 1811 – Фетида, умоляющая Зевса (Монтабан, музей), в 1814 – Дон Педро Толедский (полное название – Дон Педро Толедский, испанский посол, целующий шпагу Генриха IV). В 1819 выставил в Салоне полотна Большая одалиска (1814, Лувр), Филипп V награждает маршала Бервика Золотой цепью (1818, Мадрид); Роже, освобождающий Анжелику (1819, Лувр), однако, обидевшись на холодный прием публики и резкие слова критиков, переехал во Флоренцию.

Первый и шумный успех Энгр завоевал, выставив в Салоне картину Обет Людовика XIII, после чего переехал в Париж, получил из рук Карла X орден Почетного легиона. В следующем году стал академиком Академии изящных искусств и открыл собственную мастерскую (1825).

В 1833 выставил в Салоне Портрет г-на Бертена (Лувр). В 1834, после того как осталась незамеченной его картина Св.

Симфорион, идущий на казнь, которую он считал своим шедевром, Энгр вновь переехал в Рим, где получил пост директора французской Академии в Риме, однако в 1841 возвратился в Париж (полотна этого периода – Одалиска и рабыня, Кембридж, музей Фогг; Антиох и Стратоника,Шантильи, музей Конде; Портрет герцога Орлеанского, собственность семьи Орлеанских). В это же время Энгр работал над росписями в замке Дампьер по заказу герцога де Люин (1841–1847, Железный век и Золотой век, обе не были закончены в связи со смертью жены художника).

В Риме Энгру для Николая I (лично наследником престола Александром II) была заказана картина Мадонна с остией (Москва, музей им. Пушкина), по сторонам мадонны стоят святые Николай и Александр.

В России полотно сочли латинским по духу, после чего недовольный Энгр сделал реплику картины уже с латинскими святыми (1852, Лондон, частное собрание), а еще в одной реплике изобразил рядом с мадонной ангелов (1854, Лувр).

Для творчества Энгра вообще характерны реплики ряда его известных картин, часто незначительно отличающиеся друг от друга.

В 1853 художник выполнил плафон Триумф Наполеона I для городского замка (разрушен в 1871, в дни Коммуны), в 1855 выставил свои работы на Всемирной выставке в Париже. В 1862 получил звание пожизненного сенатора. Умер Энгр в Париже 14 января 1867.

См. также ИСКУССТВО – КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД.

Руджиеро, освобождающий Анжелику, ЭнгрРуджиеро, освобождающий Анжелику, Энгр

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»

Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/ENGR_ZHAN_OGYUST_DOMINIK.html

Roger Freeing Angelica (Ingres)

Jean-Auguste-Dominique Ingres, Roger Freeing Angelica, 1819

Roger Freeing Angelica or Ruggiero Freeing Angelica is an 1819 painting by Jean-Auguste-Dominique Ingres, inspired by Orlando Furioso by Ariosto. An oil painting on canvas measuring 147 x 199 cm, it is owned by the Louvre. Ingres subsequently painted several variants of the composition.

Subject

Orlando Furioso, a 16th-century epic poem by Ariosto, is the source of the tale of Roger, a knight whose steed is a hippogriff (a legendary creature half horse and half eagle).

While riding near Brittany's coast Roger espies a beautiful woman, Angelica, chained to a rock on the Isle of Tears. She has been abducted and stripped naked by barbarians who have left her there as a human sacrifice to a sea monster.

As Roger rides to her aid, a great thrashing in the water occurs—it is the monster approaching Angelica. Roger drives his lance between the monster's eyes and rescues Angelica.[1]

Background

Angelica, 1859, São Paulo Museum of Art

Ingres received the commission for the work in 1817 and completed it in 1819.[2] When it was exhibited at the Paris Salon of 1819 alongside his Grande Odalisque, the work was criticised for the treatment of Angelica's figure, described by the art historian Théophile Silvestre as «Angelica with goitres» and by the painter Henry de Waroquier as «triple-breasted Angelica». Comte de Blacas, the French ambassador to the Vatican, acquired the painting for King Louis XVIII.[2] It was installed above a doorway in the throne room of Versailles from 1820 until 1823 before being relocated to the Musée du Luxembourg.[2] It was Ingres' first painting to enter a public collection.

Ingres executed the work with his usual care, and many preparatory drawings for the composition and the individual figures exist.

He painted several later versions of the composition, none of which are known to have been commissioned.[3] A reduced copy of the painting in a vertical format was painted sometime before 1839, and eventually acquired by Edgar Degas, who purchased it in 1894.

[4] It was later acquired by the National Gallery, London. An 1841 replica, in an oval format, is in the Musée Ingres. A painting of 1859, also in an oval format, repeats the figure of Angelica but nearly eliminates Roger, whose presence is indicated only by his shield visible at the right edge.

[5] In 1825–30 Ingres painted Perseus and Andromeda

Источник: https://en.wikipedia.org/wiki/Roger_Freeing_Angelica_(Ingres)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector