Репетиция балета, дега, 1875

На этот пост о балете меня подтолкнул выпуск «Нереальной политики» с Тиной Канделаки, Андреем Колесниковым и главное, гостьей программы, Анастасией Волочковой.Репетиция балета, Дега, 1875Эдгар Дега.Репетиция балета. 1873. Холст, масло.45,8 x 61.Кембридж (штат Массачусетс). Художественный музей Фогга.

Балет Эдгара Дега

Огромную роль в творчестве Дега сыграло балетное искусство. Он увлекся балетом в 70е годы и до конца дней оставался его поклонником.«Карандаш и уголь, масло и пастель, нежно-серые гризайли и яркие гармонии, отдельные фигуры и многолюдные композиции- все эти пути были испробованы Дега для новых и новых воплощений завладевшей им темы».

Балет для Дега- это некий живой организм, это совершенно особый ритм жизни, который очень сложно понять и принять. Балет – это, прежде всего, тяжелый труд, это долгая изнурительная работа, предвосхищающая грандиозное действо, интересующее художника меньше всего. Для него не существуют некоего идеала, некоей прима-балерины, задаренной цветами, любовными посланиями и восторженными взорами.

«Балерина Дега – существо всецело телесное, физическое; это живой автомат – кости и мускулы, облеченные газом и шелком, юбочкой и трико. Ее пляска не одухотворена и не осмысленна внутренним переживанием, это – движение, только движение.

Ее мимика, ее выражения – они не сводятся к пресловутой и трафаретной улыбке, sourire de la danseuse, которая должна расцвести на сцене, или к гримасе усилия, с которой она обучается своему трудному искусству».

Любопытны записи, сделанные Эдмоном де Гонкуром в 1874 году: «Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из их арабесок.

И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи».Одна из самых ранних работ балетного цикла – «Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (1872). В просторном танцевальном зале идет репетиция балета.

Три танцовщицы расположились у станка, в левом углу, среди группы балерин справа, находятся хореограф и скрипач. Передний план пуст, лишь деревянный стул заполняет пространство, чуть левее молодая танцовщица, она замерла в ожидании указаний и советов хореографа.

Между этой одинокой фигуркой и преподавателем танца возникает некое напряженное пустое пространство, оно усиливает чувство одиночества и страха, ведь сейчас все внимание обращено только на нее, сейчас она не должна ошибиться. Но, не смотря на живописные группы танцовщиц, все же центром композиции является пустое пространство, и взгляд зрителя сосредоточен на зеркально-гладком полу.

Интересен колорит картины, спокойные бежево-серые тона стен прекрасно сочетаются с воздушными белоснежными нарядами балерин. До блеска начищенный пол будто сливается с арочным зеркалом в стенной нише.Репетиция балета, Дега, 1875«Танцевальное фойе Оперы на улице Ле Пелетье» (1872)В «Танцевальном классе» 1874 года, из музея Метрополитен в Нью-Йорке, – небольшое помещение, с низким потолком и деревянным полом, составленным из многочисленных досок. Возможно, могло бы создаться ощущение тесноты и невыносимой летней духоты, если бы не зеркало, которое отражает в себе огромное окно, светлое небо и две призрачные фигурки балерин (будто возникающих из ниоткуда и ненаблюдаемых больше нигде в пределах картины). Вдоль зеленой стены рассредоточены фигуры юных балерин, каждая изображена в особой позе, кто-то старается показать все свое мастерство, кто-то, устав от репетиции, просто отдыхает, прислонившись спиной к стене, на заднем плане можно разглядеть дам в шляпках, возможно, они зашли полюбоваться танцем своих дочерей, а возможно, это фрейлины, сопровождающие своих послушниц и беспрестанно наблюдающие за бедняжками…Одинокая фигура справа, чуть в стороне от всех – великий мастер романтического балета Жюль Перро, облаченный в светлый льняной костюм, он опирается на деревянную трость и внимательно наблюдает за танцующей перед ним юной балериной, вероятно, спустя мгновение он вынесет свой вердикт…Существует еще одна версия «Танцевального класса», но 1873–1875 года, из парижского музея Орсэ. Все тот же зеленый, но слегка измененный зал, зеркало обрамлено темными, будто малахитовыми колоннами. Две танцовщицы на первом плане изображены в другом ракурсе, одна из них, пытается прийти в себя, ее голова запрокинута назад, а рука тянется к уставшей спине, чтобы хоть немного привести в рабочее состояние позвоночник и мышцы. Другие же, будто, парят с необыкновенной легкостью над темным полом, под зорким взглядом балетмейстера, изображенного в той же самой позе, что и на нью-йоркской картине.Репетиция балета, Дега, 1875«Танцевальный класс» 1873-1875.В этих девочках еще можно разглядеть всю ту хрупкость и изящность, присущую только юному возрасту. В более поздних работах Дега изящества будет все меньше и меньше, его работы будут отражать всю трагическую историю балерины: «вот она – еще худенькая девочка и уже преждевременная женщина с жеманно поджатыми губками, в декольтированном корсаже, рядом с сестрой в коричневом гимназическом платьице, которую ждет та же участь. Вот и самые упражнения ее, чуждые всякого подъема и увлечения и скучные, как этот серый парижский день, льющий свои холодные волны через громадные окна фойе-упражнения, утомляющие до той же неистовой рабочей зевоты, которую мы видим у «Гладильщицы»».Картина «Репетиция балета на сцене» из музея Орсэ, 1874 года скорее напоминает фотографию, благодаря своим колористическим особенностям. Мы, словно, наблюдаем откуда-то сверху за репетицией балета. В то время как одна группа балерин отрабатывают свои пируэты, другая группа, располагающаяся в левом углу, отдыхает. Вот, девушка присела на скамейку, она сидит спиной к зрителю и почесывает спину. А другая, лениво потягивается и зевает. Кто-то перевязывает ленты на пуантах, кто-то просто стоит, умирая от скуки и невыносимости нескончаемого дня. Невозможно различить лица балерин, они неотличимы друг от друга, в них нет никакой индивидуальности, невозможно представить, что спустя какое-то время эти изможденные девушки перевоплотятся в дивных принцесс и крылатых фей, будут порхать над сценой Гранд Опера и сводить с ума поклонников.Репетиция балета, Дега, 1875«Репетиция балета на сцене» 1874.В «Репетиции на сцене» 1874 года из музея Метрополитен, появляются два новых персонажа – бурно жестикулирующий балетмейстер и вальяжный, почти сползающий со стула мужчина. Фигуры балерин далеки от сложившихся в 20 веке балетных канонов. Они приземисты и коренасты, их шеи коротки, их лица грубы, в них полностью отсутствует какое-либо вдохновение, им чужд восторг, и кажется, что только лишь мечта о славе может сподвигнуть их на продолжение занятий.«Урок танца», 1879 года из Метрополитена, дает нам четкое представление о несчастной судьбе совсем еще юного существа, не понимающего, зачем она здесь и кому это нужно. Она стоит у станка, уставшая и бесконечно одинокая, в воздушной газовой пачке, с повязанным на боку белоснежным атласным бантом, ее наряд, будто, весь соткан из тысячи бликов. Девочка скорее напоминает заводную куклу, запрограммированную на определенные действия, она, словно марионетка, призванная служить своему кукольнику, а он, беспрестанно следит за каждым ее движением. Ее взор обращен на него, но для нас он невидим, и только печальный скрипач, наполняет танцевальный зал прекрасной мелодией. Здесь воздух пропитан разобщенностью человеческих душ, здесь исчезают понимание и доброта, здесь будет забыто еще одно детство и незаметно промелькнет еще одна жизнь.Репетиция балета, Дега, 1875«Урок танца» 1879.В работе «Танцовщицы у палки», 1876–1877, две балерины, неловко закинувшие ноги на палку, разрабатывают суставы и кости. Они посвящают себя беспросветным дням бесконечных репетиций, мечтая о триумфальных выступлениях и всеобщем признании.Репетиция балета, Дега, 1875«Танцовщицы у палки» 1876–1877.И вот, одна из них уже танцует на большой сцене – «Звезда» 1876-1877г. Художник запечатлел ее в момент грациозного па, и кажется, что счастье переполняет ее в этот миг, и что теперь значат испытанные в танцевальных классах муки, по сравнению с мигом славы? Ее наряд сияет в свете рамп, черная ленточка на шее изящно развевается и вторит летящим движениям танца. «Здесь художник, работая пастелью, словно соревнуется в виртуозности со своей героиней. Его штрихи- то тонкие и протяжные, то густые и отрывистые – переливаются перламутровыми оттенками в облачном сгустке многослойного муслина. Особенно великолепно мгновенные касания красного, падающие цветочной россыпью на тюнику балерины. Стремительный танец руки, долгие скольжения и быстрые броски пастели как будто внушены мимолетностью балетных образов». А где-то на заднем плане ожидают своего выхода остальные балерины и за декорацией можно разглядеть фигуру режиссера в черном костюме, но сейчас они второстепенные герои, и лишь та, которая танцует в праве зваться царицей сего действа.Репетиция балета, Дега, 1875«Звезда» 1876-1877.«Балерина с букетом цветов» предстает перед зрителем в глубоком реверансе. Сегодня она блистала на этой сцене и скромный букет цветов, преподнесенный ей одним из поклонников, сулит ей невиданный успех. А на заднем плане изображены танцовщицы с веерами, две из них присели под соломенный зонтик, грациозно склонив, друг к другу головки, балерина в алом венке отдыхает, опершись на основу зонта, четвертая балерина, чуть выставив ножку вперед, собирается прошествовать в другую часть сцены. Как интересно распределяет Дега живописные группы танцовщиц, если в правой части балерины тонки и изящны, то в левом углу мы найдем лишь грубых, коренастых девушек. И, кажется, что кто-то совершил нелепую ошибку, облачив этих безликих существ, в столь прекрасные воздушные наряды, украсив их волосы чудесными цветами. А где-то вдали, виднеется голубое небо и горы и, глядя на них, совершенно забываешь, что это всего лишь декорации и традиционная уловка театрального художника.Репетиция балета, Дега, 1875«Балерина с букетом цветов» около 1877.В картине «Балерина у фотографа» 1875 года из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина невероятно насыщенный колорит становится доминирующим началом картины. Танцевальный зал скорее напоминает некое подводное царство, старый древесный пол будто устлан морскими травами, а сквозь огромное окно, омытое прозрачными водами, виднеется, окутанный синей дымкой призрачный город. Посреди зала, в несколько нелепом па застыла молодая танцовщица, она позирует невидимому фотографу, ее руки воздеты над чуть запрокинутой головой, а полупрозрачная пачка не может скрыть от любопытного зрителя далеко не изящные ножки, скованные тугими пуантами. «Острота и гротескность женской фигуры, в которой больше животного, нежели человеческого, смягчена нежной туманностью, насыщенной голубовато-морской гармонией, а холодная монотонность последней изящно оживлена пикантностью кораллово-алых губок балерины и бутоньерки, приколотой к ее поясу…» Дега постоянно сопоставляет природною красоту с человеческим несовершенством. «Этот контраст красоты вещей, красоты природы, города, света и воздуха и некрасивых. В ЧЕМ-ТО ДУШЕВНО И ФИЗИЧЕСКИ НЕПОЛНОЦЕННЫХ ЛЮДЕЙ ПРЕСЛЕДУЕТ Дега повсюду»…Репетиция балета, Дега, 1875«Балерина у фотографа» 1875.Совершенно иное ощущение вызывает картина «В театре», 1880 года из Парижа. Прежде всего, в глаза бросается пестрота театральных костюмов танцовщиц, взгляд зрителя устремляется в глубину сцены, на которой танцуют балерины, а разноцветных нарядах, оранжевых, голубых, желто-зеленых, схожих с красочным оперением, какой-нибудь диковинной птицы. И лишь спустя миг взгляд падает на терракотовые перила ложа, на которые манерно опирается женская рука в белой перчатке, держащая бинокль. В правом углу фрагментарно изображен веер из павлиньих перьев. Нам не дано видеть сидящую даму, и мы можем только догадываться, кто является обладательницей этих прекрасных аксессуаров. Танцующие балерины, будто не подозревают о чьем-то присутствии в верхней ложе и о том, что в любой момент их могут начать разглядывать в бинокль, словно какую-нибудь пеструю бабочку, оказавшуюся под микроскопом.Пастель «Танцовщицы на сцене» (или «Зеленая танцовщица»), ок.1880, поражает, прежде всего, мастерски выполненным, вертикально вытянутым форматом. Фигуры трех танцовщиц буквально взмывают вверх, их летящие бирюзовые пачки, обрамленные по краям каймой лучистых искорок, прекрасны и невесомы, будто крылья стрекоз. Руки танцовщицы, находящейся в центре композиции распростерты и ее левая рука, кажется, сливается с поднятой ножкой невидимой балерины, стоящей чуть ниже, в свою очередь ее правое колено плавно переходит в рисунок пачки иллюзорной танцовщицы, скрывшейся за пределами картины. По контрасту с «зеленой» группой балерин, на заднем плане сияют в пламенных одеяниях девушки из кардабалета, причем, в отличие от зеленых танцовщиц они расположены строго по горизонтальной линии. «Раздвижное», распахивающееся веером пространство великолепно передает динамику сходящихся и расходящихся балетных группировок».Репетиция балета, Дега, 1875«Танцовщицы на сцене» (или «Зеленая танцовщица») ок.1880.Существует несколько иная версия «Танцовщицы на сцене» из Художественного музея в Далласе, 1882–1884 гг. Практически то же построение композиции, что и в предыдущей работе, но здесь доминирует четкая перспективная вертикаль и полностью отсутствует горизонтальное начало. Вереница переплетенных рук и сливающихся полупрозрачных тканей балетных нарядов тянется от нижнего правого края картины и постепенно растворяется в иллюзорном пространстве верхней части картины.Около 1898 года была написана одна из лучших картин Эдгара Дега – «Голубые танцовщицы» (ГМИИ им. А. С. Пушкина). Своеобразный, крупный план, срезанные фрагменты лиц и платьев, безусловно, напоминают фотографию. Работа выдержана в глубоких, насыщенных тонах. Несмотря на то, что действие происходит на сцене, как и в «Танцовщице у фотографа» создается впечатление некоего водного пространства, но если изображенное в прежней работе ассоциировалось с морскими или даже океанскими безднами, то в «Голубых танцовщицах» распознается мотив заросшего кувшинками пруда.«Голубые танцовщицы» ок. 1898.Фосфоресцирующий синий цвет платьев придает всему происходящему некоторый мистический оттенок. «Голубые танцовщицы», словно прекрасные неземные создания, кружатся в чарующем танце воды. Желтые цветы, украшают их волосы, а одеяния сливаются с иллюзорным небом и водой.

Читайте также:  Завтрак с крабом, виллем клаас хеда, 1648

Случайность и фрагментарность изображаемого события становятся главными художественными принципами Эдгара Дега.

Спасибо сюда. Проиллюстрировано мной.

Много репродукций Дега.

Источник: https://art-shmart.livejournal.com/12310.html

Живопись, вдохновлённая танцем. От Дега до Матисса – взгляд на одни из лучших полотен, запечатлевших танец

Репетиция балета, Дега, 1875

«Репетиция балета на сцене», Эдгар Дега, 1874 год. Музей д’Орсе, Париж

Изобразить танец – почти невыполнимая задача.

Как поймать мазком кисти движение, которое на холсте неминуемо замрет? Как услышать музыку через картину? Столетиями художники пытаются найти ответы на эти вопросы. Предлагаем вам подборку наших любимых «танцевальных» картин.

Мане

«Испанский балет» (1862 год)

Репетиция балета, Дега, 1875

«Испанский балет», Эдуард Мане, 1862 год

Эдуард Мане изобразил труппу Королевского испанского танца Мариано Кампруби перед выступлением на парижском ипподроме. Труппа, включая известную танцовщицу Лолу Мелеа, гастролировала в Париже в 1862 году.

Дега

«Репетиция балета» (1873 год)

Репетиция балета, Дега, 1875

«Репетиция балета», Эдгар Дега, 1873 год. Художественный музей Фогга, Кембридж, Массачусетс

В 70-х годах XIX века Эдгар Дега проводил в Парижской Опере долгие часы, зарисовывая репетиции и выступления, отмечая интимные закулисные мгновения –спокойные и в то же время волнующие. Как представитель импрессионизма Дега хотел запечатлеть мгновение, улавливая черты современного ему Парижа. Он изображал танцовщиц натуралистично – сильными и изнемогающими под слоями тюля.

Сарджент

«Халео» (1882 год)

Репетиция балета, Дега, 1875

«Халео», Джон Сингер Сарджент, 1882 год

«Халео» американского художника Джона Сингера Сарджента изображает испанскую цыганку, исполняющую танец под аккомпанемент группы музыкантов. Эта картина – одна из его наиболее «театральных». Расширяющаяся тень создает драматический световой эффект, который передает страсть и энергию танца.

Найт

«Балет» (1936 год)

Репетиция балета, Дега, 1875

Дама Лаура Найт (1877-1970), «Балетная туфелька», около 1932 г., поместье Лауры Найт/Королевский павильон и музеи, Брайтон и Хоув

Британский художник Дама Лаура Найт изображает балетную труппу Большого театра, приехавшую на гастроли в Лондон впервые со времен Октябрьской революции 1917 года, на репетиции в Royal Opera House (Королевской Опере).

В 1919 году она выбрала русскую прима-балерину Лидию Лопухову для позирования, и ее образ стал одним из самых вызывающих образов сильных женщин в творчестве Найт.

Гризельда Поллок, профессор социально-критической истории искусства Университета Лидса, утверждает, что изображение женщин у Найт существенно отличается от той манеры, в которой рисовали женщин в течение века.

Она  говорит: «Тренированное и подтянутое тело взрослой танцовщицы обладает особым очарованием и притягательностью для многих художниц, ищущих способы изобразить женщин неэротично, но в то же время и не асексуально. Тело танцовщицы атлетичное, сильное, творческое, способное выразить эмоции сильным движением и изящным жестом».

Опплер

«Сильфиды» (1915 год)

Репетиция балета, Дега, 1875

«Сильфиды (за кулисами)» Эрнст Опплер, 1915 год

Немецкий художник Эрнст Опплер создал множество эскизов и картин для различных трупп по всему миру. В 1912 году в Ковент-Гардене он писал балерину Анну Павлову. В 1920-е годы Опплер работал со Шведским балетом, а также трудился над большим изданием «36 гравюр, посвященных русскому балету».

Фини

«Хрустальный дворец» (1952 год)

Репетиция балета, Дега, 1875

Создано Леонор Фини для «Хрустального дворца», акварель, чернила, бумага, 1952 год, поместье Леонор Фини, CFM Gallery (Художественная галерея), Нью-Йорк

Аргентинский художник-сюрреалист Леонор Фини известна женскими портретами, наполненными энергией. «Фини использовала плавные и чистые линии в своей работе, чтобы подчеркнуть мускулистость тела танцовщицы», – объясняет Поллок.

Она работала с Парижской Оперой, с Марией Каллас в театре Ла Скала в Милане и над балетом «Хрустальный дворец» Джорджа Баланчина. В 1949 году Фредерик Аштон поставил балет Le R?ve de Leonor («Сон Леонор») на музыку Бенджамина Бриттена, к которому Фини написала либретто, а также создала декорации и костюмы.

Лонги

«Урок танца» (1741 год)

Репетиция балета, Дега, 1875

«Урок танца», около 1741 г., Пьетро Лонги, Венеция, Галерея Академии

В течение столетий танец был неотъемлемой частью жизни общества, важной составляющей церемоний, ритуалов и празднеств во всех культурах. Джейн Остин в романе «Гордость и предубеждение» замечает: «Страсть к танцам есть прямой путь к влюбленности».

Танцевальные сцены в ее романе играют важную роль для зарождения любви. На балах пары могли улучить моменты близкого общения и бросать друг на друга пылкие взгляды.

На картине «Урок танца» Пьетро Лонги изображена молодая девушка, которая учится танцевать, готовясь к светским мероприятиям.

Тициан

«Вакх и Ариадна» (1520-1523 гг.)

Репетиция балета, Дега, 1875

Живопись также изображает танец в более широком смысле – как ключевой элемент языка человека.

Доктор Минна Мур Ид, куратор экспозиции живописи Ренессанса в Национальной галерее, объясняет, что «картины могут быть очень динамичны и танцевальны, даже если не посвящены непосредственно танцу.

Взять, к примеру, картину «Вакх и Ариадна» Тициана, на которой Вакх, сопровождаемый свитой пьяных, пляшущих гуляк, очень пластично, по-балетному выпрыгнул из своей колесницы, влюбившись в Ариадну с первого взгляда».

Матисс

«Танец» (1909 год)

Репетиция балета, Дега, 1875

«Танец» (первая версия), Анри Матисс, 1909 г.

Стремление человека танцевать волновало многих художников во все времена. Взгляните на «Танец» Анри Матисса. Несмотря на свою простоту, в картине чувствуется ритм, передаваемый непрерывной последовательностью фигур, благодаря чему возникает ощущение свободы и танца.

  • Браун
  • Proscenium Works (1979–2011)
  • Работы на авансцене

Триша Браун, рисование на полу/выступление, 2008 год © Джин Питтман для Walker Art Center, Миннеаполис

Хореограф и художник Триша Браун нашла новые выразительные средства для изображения танца. Она создает произведения во время выступления, используя свое тело для рисования картины. Таким образом,  ее искусство соединяет саму суть танца и процесс его создания. На фотографии выше она демонстрирует свое произведение Proscenium Works 1979–2011 в 2014 году.

А у вас есть любимая картина, на которой изображен танец?

Расскажите нам о ней в х ниже.

Источник: www.roh.org.uk

перевод: Валентина Таратута

Текст является переводом статьи, размещенной на сайте ROH. По договоренности с театром текст дается в точной редакции автора статьи, имя которого указано в тексте перевода. За все неточности и ошибки в тексте «Музыкальные сезоны» ответственности не несут.

Копирование запрещено

Источник: https://musicseasons.org/zhivopis-vdoxnovlyonnaya-tancem-ot-dega-do-matissa-vzglyad-na-odni-iz-luchshix-poloten-zapechatlevshix-tanec/

Эдгар Дега (1834-1917)

Эдгар Дега — французский живописец, график и скульптор.Он один из виднейших и оригинальнейших представителей импрессионистского движения.

Читайте также:  Что такое модульная картина, как сделать ее своими руками, цены на модульные картины

Репетиция балета, Дега, 1875

Автопортрет . 1855г.

Репетиция балета, Дега, 1875

Скаковые лошади перед трибунами. 1869—1872 гг.

Сидящий обнаженный мальчик. 1856г.

Репетиция балета, Дега, 1875

Контора по торговле хлопком в Новом Орлеане. 1873г.

Репетиция балета, Дега, 1875

Мытьё. 1886 г.

Репетиция балета, Дега, 1875

Семейство Беллели. 1860—1862гг.

Репетиция балета, Дега, 1875

Женщина у окна

Репетиция балета, Дега, 1875

После ванны

Репетиция балета, Дега, 1875

Репетиция балета

Репетиция балета, Дега, 1875

Балетная школа

У модистки

Репетиция на сцене

Мытье

Гладильщицы

Прима балерина

Красные танцовщицы

Урок танца

Три танцовщицы в зале для занятий

Завершающий арабеск

Женщина за туалетом

Женщина за туалетом

Роза Аделаида де Га

Всадники в пейзаже

Море и горы

Танцовщицы на поклонах

Натюрморт с ящерицей

Танцовщица в своей уборной

Звезда балета

Голубые танцовщицы

Вид на сцену из ложи

Портрет Эдуарда Мане, 1866г.

Портрет Мартелли, 1879г.

Экипаж на скачках, 1872г.

Портреты в конторе, 1875г.

Портрет мадам Камю в красном, 1869г.

Танцовщицы

Рисунок с картины Энгра

Абсент 1878г

Женщины на терассе кафе, 1877г.

Обнажённая, 1863г.

Семирамиды на строительстве Вавилона, 1861г.

Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица

Спартанские девушки вызывают на состязание юношей, 1860г.

Испанский танец. Бронза. 1882—1895 гг

Вытирающаяся женщина

Утреннее купание 1890 г.

После купания 1896 г.

После купания 1900-10 г.г.

После купания 1904 г.

Альтист 1880 г.

David and Goliath 1863 г.

Стоящая на коленях женщина 1884г.

Арлекин и Коломбина. 1886г.

Набросок

Набросок с двумя всадниками

Источник: https://arts.in.ua/classics/edgar_degas/

Эдгар-Дега.рф

Эдгар Дега — картины 1870-х годов

Репетиция балета, Дега, 1875
Анри Дега и его племянница Люси Дега 1876г Art Institute of Chicago, Chicago, IL, USA Анри Руар и его дочь Элен1872г Анри Руар перед своим заводом 1875г Carnegie Museum of Art, Pittsburgh, Allegheny, PA, USA Ахилл Дега 1872г Minneapolis Institute of Arts, Minneapolis, Minnesota, USA Балет в Парижской Опере 1877г Art Institute of Chicago, Chicago, IL,USA
Репетиция балета, Дега, 1875 Репетиция балета, Дега, 1875
Балетная репетиция 1875г Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, MO, USA Балетная репетицияна сцене 1874г Musée d'Orsay,Paris, France Балетная сцена 1879г Балетная сцена из оперы Роберт Дьявол 1872г 66х54см Metropolitan Museum of Art, NewYork City Балетная школа1873г
Больная 1873г В кафе Любительница абсента1876г 92х68см Musée d'Orsay,Paris, France В кафе 1877г Fitzwilliam Museum, University of Cambridge, UK Всадники 1876г Генеральн Меллине и главный раввин Аструк 1871г
Герцогиня де Монтеджаси и ее дочери Елена и Камилла 1876г 66х98см Гортензия Вальпинсон 1870г Minneapolis Institute of Arts, Minneapolis,Minnesota, USA Две лошади на пастбище 1871г 45х35см Две танцовщицы в студии Танцевальная школа1875г 29х20см Две танцовщицы выходят на сцену 1878г Fogg Art Museum, Cambridge,Massachusetts, USA
Две танцовщицы на сцене 1877г 62х46см Samuel Courtauld Trust, The Courtauld Gallery,London, UK Девушка в красном 1876г National Gallery of Art, Washingon,DC, USA Дети на пороге 1872г Ordrupgaard Collection,Copenhagen, Denmark Диего Мартелли 1879г 110х100см National Galleries of Scotland Елена Карафа 1874г National Gallery,London, UK
Жантод, Линет и Лайне 1871г 38х46см Musée d'Orsay, Paris, France Женщина в кафе 1877гпастель Женщина выходит из ванной 1877г 23х31см Musée d'Orsay,Paris, France Женщина гладит Силуэт 1873г Metropolitan Museum of Art, New York City Женщина за туалетом 1877г пастель Norton Simon Museum, Pasadena, CA,USA
Женщина на софе 1875г Metropolitan Museum of Art,New York City Женщина надевает перчатки1877г Женщина расчесывает волосы перед зеркалом 1877г Norton Simon Museum,Pasadena, CA, USA Женщина с восточной вазой 1872г 65х54см Musée d'Orsay, Paris, France Женщина с зонтиком 1876г National Gallery of Canada,Ottawa, Canada
Женщина с повязкой 1873г Detroit Institute of Arts, Detroit,MI, USA Женщина сидит на балконе 1872г Ordrupgaard Collection,Copenhagen, Denmark Женщина сидит на канапе1872г 45х37см Женщина у окна 1872г 61х45см Samuel Courtauld Trust, The Courtauld Gallery,London, UK Женщины на террасе кафе 1877г 54х71см пастель Musée d'Orsay, Paris, France
Женщины причесываются 1877г 31х45см Philips Collection, Washington DC,USA Жером Оттоз 1876г Жокей-любитель 1870г Звезда. Танцовщица на пуантах 1878г Norton Simon Museum, Pasadena, CA,USA Звезда. Танцовщица на сцене 1878г Musée d'Orsay,Paris, France
Карло Пеллегрини 1877г Tate Britain, London, England,UK Кафе. Певица 1878г 16х15см Кафе.Певица. 1879г Norton Simon Museum, Pasadena,CA, USA Кафе-концерт в Амбассадоре 1877г Musée des Beaux-Arts,Lyon, France Коляска на скачках 1872г 36х55см Museum of Fine Arts,Boston, MA, USA
Концерт в кафе Ария собаки1877г 51х42см Крестьянки купаются в море в сумерках 1875г Лошади на лугу 1871г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA Людовик Галеви говорит с мадам Кардинал 1877г 26х17см Мадам де Рутте 1875г
Мадам Жантод в зеркале 1875г 84х70см Musée d'Orsay, Paris, France Мадам Камю с веером 1870гNational Gallery of Art, Washingon, DC,USA МадамРене Дега 1873г National Gallery of Art, Washingon, DC,USA Мадемуазель Дидо за фортепьяно 1872г Мадемуазель Мало 1877г 29х23см
Мадемуазель Мало 1877г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA Мане на скачках 1870г 32х24см Metropolitan Museum of Art, New York City Меланхолия 1874г Philips Collection, Washington DC,USA Молодая женщинав выходном платье 1872г Fogg Art Museum, Cambridge, Massachusetts,USA Музыканты в оркестре 1870г Fine Arts Museums of San Francisco, San Francisco, CA, USA
Музыканты в оркестре 1872г Städelsches Kunstinstitut, Frankfurt am Main,Germany На скачках 1872г На скачках 1877г На фондовой бирже 1879г Musée d'Orsay,Paris, France Kонцерт в кафе 1877г Corcoran Gallery of Art, Washington, DC,USA
Отдых на кровати 1877г Отец Дега слушает Лоренцо Пагана 1870г Museum of Fine ArtsBoston, MA, USA Певица на сцене 1877г Art Institute of Chicago, Chicago, IL,USA Певица с перчаткой 1878г пастель Педикюр 1873г 61х46см Musée d'Orsay,Paris, France
Перед скачками 1872г National Gallery of Art, Washingon,DC, USA Перед стартром 1878г E. G. Buhrle Collection(Switzerland) Площадь Согласия 1875г 78х117см Hermitage, St.Petersburg, Russia Пляжная сцена 1877г 46х81см National Gallery,London, UK Побережье в Эббе1870г 18х61см
Попытка (вторая версия) 1877г Портрет Анри Вальпикона в детстве с гувернанткой1870г Портрет женщины 1873г52х33см Портрет мадам Рене Дега, уродженной Эстеллы Муссон 1873гNew Orleans Museum of Art, New Orleans,Louisiana, USA Портрет Юджина Мане Этюд 1875г
После купания 1877г Праздник покровителя 1877г Прачки несут бельё1878г Прачки несут бельё в город 1878г 46х61см Пуанты 1878г 50х61см
Репетиция 1873г Dumbarton Oaks Research Library and Collection,USA Репетиция 1877г 58х83см Burrell collection,Glasgow, Scotland Репетиция 1878г 45х60см Fogg Art Museum, Cambridge, Massachusetts, USA Репетиция на балетной сцене 1874г 52х70см Metropolitan Museum of Art,New York City Репетиция танца (деталь)1877г
Савойская девушка 1873г 61х45см Rhode Island School of Design Museum of Art,Providence, Rhode Island, USA Сиделка 1873г Сидящая танцовщица в профиль 1873г Musée d'Orsay,Paris, France Скачки 1873г Cleveland Museum of Art,Cleveland, OH, USA Скачки в Лонгшамп 1874г 34х41см Museum of Fine Arts, Boston, MA,USA
Скачки в Лонгшамп 1875г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA Скачки перед трибунами 1872г Musée d'Orsay, Paris, France Скрипач и молодая женщина 1872г Detroit Institute of Arts, Detroit,MI, USA Танцевальная студия 1878г Танцевальный класс 1871г Metropolitan Museum of Art,New York City
Танцевальный класс 1873г Corcoran Gallery of Art, Washington, DC,USA Танцевальный класс 1874г 85х75см Musée d'Orsay, Paris, France Танцевальный класс 1874г Metropolitan Museum of Art,New York City Танцевальный классв Опере 1872г Musée d'Orsay,Paris, France Танцовщица (вид сзади) и три этюда ног1878г
Танцовщица 1874г Hermitage, St. Petersburg,Russia Танцовщица 1877г Танцовщица 1878гпастель Танцовщица всвоей уборной 1879г 87х37см пастель Norton Simon Museum,Pasadena, CA, USA Танцовщица в своей уборной 1879г Cincinnati Art Museum, Cincinnati, OH, USA
Танцовщица выходит из уборной 1879г Танцовщица на сцене с букетом 1876г Танцовщица отдыхает (этюд)1872г Танцовщица позирует 1878г Pushkin Museumof Fine Art,Moscow, Russia Танцовщица с букетом 1877г
Танцовщица с букетом 1878г 40х50см Rhode Island School of Design Museum of Art, Providence, Rhode Island,USA Танцовщица с букетом в поклоне 1877г Musée d'Orsay, Paris, France Танцовщица с веером1879г Танцовщица стоя (этюд) 1872г Танцовщицы 1878г
Танцовщицы в зеленом1878г пастель Танцовщицы за кулисами 1872г National Galleryof Art, Washingon, DC,USA Танцовщицы отдыхают 1879г Museum of Fine Arts, Boston, MA, USA Танцовщицы тренируются у станка 1877г 75х81см Metropolitan Museum of Art,New York City Танцовщицы у станка в Старой Опере 1877г National Gallery of Art, Washingon, DC, USA
Танцовщицы у станка Этюд 1877г British Museum,London, UK Торговцы хлопком в Новом Орлеане 1873г 58х71см Fogg Art Museum, Cambridge, Massachusetts, USA Три головы 1871г Тюильри, женщина с зонтиком 1877г 27х20смBurrell collection,Glasgow, Scotland Уборная танцовщицы 1878г
Фальшстарт 1870г Yale University Art Gallery, New Haven, Connecticut, USA Хлопковая биржа в Новом Орлеане 1873г 73х92см Musee des Beaux-Arts, Pau, France Хор1876г Юджин Мане 1874г 65х86см Балерины 1879г
Батман 1879г Две балерины 1879г Shelburne Museum,VT, United States Друзья в театре, Людовик Галеви и Альберт Кейв 1879г 79х55см Musée d'Orsay,Paris, France Женщина на корточках 1879г Musée d'Orsay, Paris, France Жокеи перед стартом у флагштока 1879г 180х74см Barber Institute of Fine Arts,Birmingham, UK
Зеленая танцовщица 1879г 66х36см Thyssen-Bornemisza Museum, Madrid,Spain Мадам Детиз-Монин 1879г National Gallery of Art, Washingon,DC, USA Обед на балу 1879г 46х67см Musée d'Orsay,Paris, France Портрет Анри Мишель-Леви в его студии1879г 41х27см Museu CalousteGulbenkian, Lisbon, Portugal Портрет после костюмированного бала Портрет мадам Дитз-Моннен1879г 85х75см
Проектдля портретов на фризе — Три женщины1879г Репетиция 1879г 46×51см The Frick Collection, NY, USA Три девушки сидят ан фас 1879г 16х22см Rijksmuseum, Amsterdam, Netherlands Урок танцев 1879г 65х66см Metropolitan Museum of Art, New York City Эдмон Дюранти 1879г пастель Burrell collection,Glasgow, Scotland
Элен Андрее 1879г Этюд для Ла-Ла в цирке Фернандо 1879гTate Britain, London,England, UK Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо 1879г 177х77см National Gallery, London, UK

Источник: http://xn—-7sbbjccdi0h0f.xn--p1ai/1870.html

Дега Эдгар(Degas Edgar) | Студия И

Дега Эдгар (1834–1917)родился 19 июля 1834 года в Париже.
Эдгар Дега — пожалуй, самый классичный из импрессионистов.

Читайте также:  Американский музей естественной истории, нью-йорк

Он учился в Школе изящных искусств под руководством одного из учеников прославленного художника Энгра, поклонника искусства античности и в целом классической живописи.

Учитель оказал на Дега большое влияние, которое так или иначе он пронес через весь свой творческий путь. Окончив Школу, Дега поехал в Италию учиться у старых мастеров: Беллини, Боттичелли и других, копируя их полотна.

Репетиция балета, Дега, 1875

В 1862 году в залах Лувра произошло знакомство Дега с Эдуардом Мане, изменившее всю его жизнь. Через него он знакомится с будущими импрессионистами — Моне и Ренуаром. Сближение с импрессионистами ознаменовало начало нового этапа творчества художника.

Однако все же прежняя выучка по-прежнему давала о себе знать. Если импрессионисты считали важнейшим своим принципом писать картину с натуры, то к Дега это не относится. Он любил повторять, что следует «наблюдать не рисуя, а рисовать не наблюдая».

Дега не одобрял стремления импрессионистов работать на пленэре. Вообще, у него с ними было не так уж много общего. С ними его сближало желание отойти от академических шаблонов, обращение к темам современной жизни, правдивое изображение мгновений живой жизни.

Названия его картин говорят сами за себя: «Урок танца», «Раненый жокей», «Гладильщица», «Жокеи перед трибунами», «У модистки» и др.

Дега любил изображать людей, особенно женщин, но не позирующих в застывшей позе, а словно бы застигнутых врасплох за своими занятиями, в характерных для них позах, с присущими им жестами. Темой балета художник увлекся в 1870-е годы.

Изображая танцовщиц, художник стремится запечатлеть их не на сцене во всем блеске, нет, он предпочитает показать нам трудовые закулисные будни. Таковы картины «Танцовщицы на репетиции» (1874?), «Танцовщица у фотографа» (1875), «Ожидание» (1880), «Две танцовщицы» (1898) и др.

Однажды в ответ на вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, он неохотно откликнулся: «Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения».

С 1870-х годов он увлекся пастелью, сочетающей в себе качества живописи и графики одновременно. Эта техника подходила к художественным вкусам Дега, преклонявшегося перед линией. «Я колорист посредством линии», — говаривал он. Импрессионисты же молились другому богу — цвету.

Источник: https://www.stydiai.ru/gallery/edgar-degas/

Эдгар Дега: летописец танца

Репетиция балета, Дега, 1875

Эдгар Дега. Автопортрет. 1854-1855

Wikipedia

«Нет искусства, — говорил о себе художник, — менее непосредственного, чем мое. То, что я делаю, есть результат размышлений и изучения великих мастеров, о вдохновении, непосредственности и темпераменте, я не имею понятия…».

Мастер передачи движения и точно выверенной композиции, он стал одним из первых художников, изображавшим на своих полотнах «своеобразие движений людей в зависимости от их профессии».

Эдгар Дега более всего известен публике как художник балета и, действительно, никакие другие сюжеты, кроме разве что лошадиных скачек, не привлекали его так сильно.

Этими образами он был пленен еще в 1870-е годы и до последних дней жизни был верным почитателем этого искусства.

Однажды в ответ на вопрос, почему он так часто обращается к теме балета, он неохотно откликнулся: «Меня называют живописцем танцовщиц; не понимают, что танцовщицы послужили мне лишь предлогом писать красивые ткани и передавать движения». Балет Дега это не просто классический балет, а балет «обнаженный». Изображенные им балерины, как и все модели, которых он рисовал, как бы застигнуты врасплох, в ненужный, неподобающий момент.

В своих картинах Дега изобразил балет, который не видел никто, балет «без свидетелей». Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной жизни.

«Танцевальный класс» (1973-1875)

Многие парижские художники были завсегдатаями оперы и часто в лице танцовщиц и артисток находили своих муз.

Но для Дега интерес представляли не столько отдельные танцовщицы, сколько сам балет вообще, его привлекали не блестящая сцена, а закулисье, не красота исполненных танцевальных фигур, а упорный труд и череда репетиций, предшествовавших «выходу к зрителю».

Именно в «репетиционных» полотнах Дега прослеживается двойная работа художника — разрушение иллюзии реального мира и ее новое воссоздание на художественном полотне.

Сцена в картине «Танцевальный класс» представляет перерыв во время урока танцев, когда можно отдохнуть. В центре зала для репетиций стоит уже не молодой балетмейстер Жюль Перро, опираясь на свою палку. Танцовщицы отдыхают во время репетиции, они стоят группками по всему залу.

Перро беседует с балериной с зеленой лентой на пачке. Световое решение картины и почти прозрачное тонким слоем наложение краски дают эффект реальности сцены.

Эта большая картина Дега с изображением сцены урока танцев была написана им по заказу известного баритона и коллекционера Жана-Батиста Фаре.

«Балетный класс» (1881)

Вот одна из записей в «Дневнике» Эдмона де Гонкура: «Вчера я провел целый день в мастерской удивительного художника по имени Дега. После множества попыток, опытов, прощупываний во всех направлениях он влюбился во все современное, а в этой современности остановил свой взгляд на прачках и танцовщицах.

В сущности выбор не так уж плох.

Все — белое и розовое; женское тело в батисте и газе — самый очаровательный повод для применения светлых и нежных тонов… Перед нашими глазами проходят танцовщицы… Картина изображает балетное фойе, где на фоне светлого окна вырисовываются фантастические очертания ног танцовщиц, спускающихся по лестнице; среди всех этих раздувающихся белых облаков реет красное пятно шотландки, и резким контрастом выступает смешная фигура балетмейстера. И перед нами предстают схваченные в натуре грациозные изгибы тел, повороты и движения этих маленьких девушек. Художник показывает свои картины, время от времени дополняя пояснения воспроизведением какой-нибудь хореографической фигуры, имитацией, говоря языком танцовщиц, одной из арабесок. И поистине забавно видеть, как он, стоя на носках, с занесенными над головой руками, смешивает эстетику танца с эстетикой живописи, рассуждая о нечистых тонах Веласкеса и силуэтности Мантеньи».

При этом для Дега не существовало некоего идеала, наоборот недостаток, случайность или неловкость движений ценились им больше, чем прозрачный отработанный трюк. Балерина Дега лишена всякой одухотворенности. Ее танец это всего лишь ряд движений, конструкция, которая в любой момент может быть нарушена допущенной ошибкой.

Чтобы привлечь внимание к главному фрагменту в картине «Балетный класс», Дега нарисовал ярко-желтый пояс и такие же яркие пуанты у балерины слева. Причем картина как-будто «разрезана» надвое по диагонали, слева красота движений, справа хаос и беспорядок. Между этими «полюсами» — незаполненное ни одной деталью пространство — один из приёмов мастера.

В дальнем от зрителя углу танцевального класса три девушки репетируют, не обращая внимания на своего учителя, еле заметного за фигурками девушек, поправляющих свои платья. Девушки слишком поглощены своим занятием и по замыслу автора, словно «выпадают» за край полотна. Сидящая на стуле дама, читающая газету, вообще никак не связана с происходящим, являя собой скорее ироничное дополнение.

«Балерина у фотографа» (1873-75)

Еще одна картина, нарисованная маслом, что было для Дега редкостью, с 1870 года работавшего исключительно пастелью. В зимних сумерках, в холодном пустом пространстве ателье фотографа танцовщица позирует для снимка.

Художник схватывает момент, когда, пытаясь принять перед зеркалом эффектную позу, балерина едва не потеряла равновесие. Неудавшийся арабеск заставил ее сделать неловкое движение.

Пышная розовая туника, тщательно уложенная прическа и оттеняющая ее черная бархотка на шее, делают героиню трогательно-беззащитной. Вид отчужденного замерзшего Парижа за окном усиливает чувство одиночества.

Вершиной балетной темы Дега, как и всего его творчества, признана картина «Голубые танцовщицы» (1898 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина). Четыре балерины в голубых балетных пачках в ожидании выхода на сцену поправляют свои наряды.

Ракурс «вид сверху» и непрерывное плавное движение, переданное в картине, создают у зрителя ощущение танца.

Здесь, как и во многих его работах, сказалось увлечение Дега фотографией, что заметно, например, по асимметричности композиции и спонтанности обреза краев изображения.

Предпочитая пастель, Дега открыл свой способ обработки пастели – паром, от этого краска размягчалась и ее можно было растушевывать кистью. Создавалось ощущение размытости, зеркальности.

В своих поздних работах, Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены.

Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, она приобретала подобие масляной краски, и он кистью накладывал ее на холст.

Кстати до недавнего времени картина Дега «Отдыхающая танцовщица» оставалась самой дорогой пастелью, заработав 37 миллионов долларов на нью-йоркских торгах Sotheby’s в ноябре 2008 года.

Еще при жизни Дега, когда ему исполнилось 80 лет, одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму — 478 000 франков.

Это была самая высокая цена, когда-либо назначавшаяся за картину художника-импрессиониста.

Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом».

Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену (Жан Луи Форен художник график) придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».

Источник: https://vm.ru/culture/197818-edgar-dega-letopisec-tanca

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector