Радуга — айвазовский, 1873, описание картины

Развитие и обогащение живописного мастерства и выразительности живописных образов Айвазовского шли в каком-то волнообразном ритме.

Своеобразие его можно усмотреть в том, что в огромной лавине его произведений в определенное время появляется и начинает нарастать интерес к изображению какого-нибудь нового для его творчества явления.

В процессе творчества оно выкристаллизовывается во все более яркие живописные образы, пока не проявится в законченном, как будто совершенно новом по идее живописном произведении. Так было с картиной «Радуга».

В 1873 году Айвазовский написал картину «Радуга» (Третьяковская галерея), изобразив страшный шторм на море. Волны выбросили корабль на прибрежные скалы, он накренился и едва держится. Команда корабля покидает его, переходя на шлюпки.

Люди охвачены различными чувствами. Находящиеся на носу шлюпки готовятся к удару ее о скалы: один держит багор, другой приготовился к прыжку, третий пытается грести, четвертый размахивает шляпой.

Часть матросов сидит, тесно сгрудившись, как бы собираясь с силами перед последним испытанием.

Айвазовский ставит нас в центре бушующей стихии. Ветер срывает с гребней волн мелкую водяную пыль, которая слепит глаза. Как бы сквозь нее мы видим яростные волны, смутный силуэт корабля в момент крушения, неясные границы скалистого берега. Тучи на небе потеряли свои очертания и растворились в прозрачной влажной пелене, закрывшей небо и дальний план картины.

Айвазовский всегда с большим мастерством писал разбивающуюся о прибрежные камни волну. Он умел придать ей живое движение, хорошо изобразить, как она, обессилев после удара о скалу, мелкими струйками стекает по расщелинам скал, омыв их и сообщив камням блеск и глубину цвета.

«Радуга» при всей ее необычайности, конечно, имеет аналогии в творчестве Айвазовского. Он написал много «жемчужных» восходов солнца и туманных утренних зорь, но в этой картине ярче и полнее, чем в прежних, с большим живописным совершенством передано трудноуловимое состояние природы.

Радугу не раз писали художники прошлых эпох и наши современники. Обычно, чтобы оттенить яркость спектральных цветов, ее изображали на темном фоне грозовой свинцовой тучи. Иначе показал радугу Айвазовский.

Не оттеняя ее цветовой чистоты близлежащими тонами, он воссоздал ее теми же красками, какими написана вся картина, благодаря чему она приобрела прозрачность, мягкость и ту правдивую свежесть и чистоту цвета, которая нас радует в природе; повысился цветовой строй картины и приобрел мягкий сверкающий радужный колорит, ставящий ее в ряд с наиболее совершенными произведениями Айвазовского.

Художнику удалось найти и воплотить в «Радуге» новые черты в живописном искусстве. Очень любопытно, что он заказал для нее массивную черную раму, а не золотую, как делал обычно. Этим он стремился усилить живописный эффект картины, подчеркнуть легкость и радужную ясность ее колорита.

В русском искусстве 70-х годов трудно найти аналогию этой картине. Она была новшеством не только в творчестве Айвазовского, хотя весь ход развития его мастерства должен был привести его к такому живописному образу,- картина «Радуга» явилась новой, более высокой ступенью в развитии русской пейзажной живописи.

От нее тянулись нити преемственности к творчеству А. И. Куинджи , Л. Ф. Лагорио, Н. Н. Дубовского Черты новаторства, присущие живописному мастерству и самому раскрытию образа грозной морской стихии, в этой картине не были по достоинству оценены современниками.

Очень знаменательно, что современная Айвазовскому критика не заметила картины и всячески превозносила другую, очень похожую по композиции, но уступающую «Радуге» по тонкости и новизне выполнения громадную картину «Буря у мыса Айя» (1875, Русский музей), написанную через два года. И только П. М.

Третьяков с присущим ему чутьем правильно определил ее место в русской живописи и приобрел для своей галереи.

Айвазовский не только был одарен удивительно тонким восприятием, но и владел разнообразными изобразительными средствами. Он умел передать вечно изменчивую морскую стихию во всех проявлениях и состояниях. Особенно ярко его мастерство и острота наблюдений сказались при изображении лунных марин.

Сопоставление нескольких картин дает ясное представление об этом. Если последовательно рассматривать картины Феодосийской галереи «Лунная ночь в Неаполе» (1850), «Георгиевский монастырь.

Мыс Фиолент» (1846), «Море» (1864) и «Буря на Северном море» (1865), то будет ясно видно, как верно он умел из огромного арсенала технических приемов выбрать именно те, которые позволяли ему с наибольшей выразительностью передать свои ощущения.

В живописи лунного света на этой картине Айвазовский употребил иные технические приемы.

Местами, там, где свет скользит по поверхности моря между волнами, красочный слой положен широкими ровными плоскостями, передающими ритм их движения, а в местах, где волны разбиваются о берег, их брызги сверкают в ночной мгле.. . Это артистически передано разнообразными ударами кисти, живыми и подвижными, как сама стихия, которую они изображают.

И совсем по-другому Айвазовский написал отражение лунного блеска на картине «Буря на Северном море». Он залил лунным светом всю центральную часть картины, что усилило впечатление грозного размаха громадных волн.

Положенный широкой кистью свет, бегущий вслед за движением волн, сообщает картине глубину и лепит формы громадных волн, а блики, как бы случайно брошенные на воду, придают неуловимое, живое движение всей картине.

Так каждый раз по-новому воспринимать природу и каждый раз находить нужные, особые средства для передачи ее состояния умели очень немногие художники, которым доступны вершины живописного мастерства. И в русской пейзажной живописи Айвазовский был одним из первых среди них.

Творчество Айвазовского развивалось на почве, вскормившей русское искусство XIX века, и своими корнями было связано с ним. Его творчество шло в русле прогрессивной группы русских художников-передвижников. Картина Айвазовского «Черное море» висела в Третьяковской галерее вместе с картинами передвижников.

Картина «Черное море»- одно из наиболее выразительных произведений художника. Первоначально она называлась «На Черном море начинает разыгрываться буря». Однако это название не удовлетворило Айвазовского, так как говорило только о внешнем состоянии природы. А он мечтал создать образ Черного моря, включающий в себя многие его отличительные черты.

Море изображено в серый день. Небо покрыто облаками. Весь передний план картины заполнен идущими от горизонта волнами. Они движутся гряда за грядой и своим чередованием создают особый ритм и величавый строй всей картины.

Суровой простоте содержания полностью отвечает сдержанная красочная гамма, построенная на сочетании теплых серых тонов неба и глубокого зелено-синего цвета воды.

Знание изображаемой природы и проникновенное понимание ее, скупая расчетливость живописных приемов определили появление глубоко правдивой картины, которая поставила имя Айвазовского в один ряд с передовыми мастерами русского реалистического искусства и обеспечила ему всенародное признание.

Описание картины Айвазовского «Радуга»

Картина русского мариниста Айвазовского «Радуга» написана в эстетике романтизма, и передает восхищение красотой неуправляемой морской стихией.

Неброский колорит бледно-голубых цветов, невыраженного малахитового и лиловых оттенков, подчеркивают тонкое мироощущение И.К.Айвазовского.

Глядя на полотно, я чувствую, что художник изобразил то, что действительно искренне его трогает.Эффектный сюжет бессилия людей перед штормовой агрессией ураганного ветра и хаоса высоких волн, на первом плане, создают картину обреченности.

Взгляд, как магнитом, притягивают слившиеся в едином порыве бушующей воды — море и горизонт, которые оставляют впечатление поглощающей бескрайности и безнадежности.Тонущий корабль в морской пучине, очертание силуэтов скалистого берега, свинцовая тяжесть поднимающихся волн с пенной шапкой на гребне, подчеркивают весь трагизм положения.

Море, в своем гневе, всегда завораживает взгляд.Вздыбленные волны серого грифельного цвета, швыряют со своего пути все то, что попадается под мощь шторма: птиц, людей, корабли.

Оно не знает пощады и громко, с пушечным громом, разбивает о берег все препятствия на пути воды.

Меня влечет шторм, который глушит ревом волны и ветра, застилает своим величием пространство и горизонт, и звенит металлом в ошеломленном воздухе.

Затерявшиеся в бесконечности ужаса, люди с тонущего корабля, видят свое спасение в милости неба и уцелевшей шлюпке.

На фоне шторма, мое внимание притягивает неяркое свечение проявленной радуги, которая соединила небо и воду.Она указывает путь к спасению, и дарит надежду тем, кто оказался под ее радужным куполом.

Зависшая над морем, в пространстве природного гнева дикой страсти шторма, мерцающая радуга выглядит, как ожившая проекция подсознательной веры моряков в Высшие силы и надеждой на спасение.

Цветовая выраженность второго плана сглаживает эмоциональное напряжение от картины и светлой грустью откликается в сердце.

И ты чувствуешь, как на смену напряжению приходят другие чувства.

Название картины говорит само за себя.Меня больше всего поразили те несколько нежных штрихов радужных красок, которыми художник прикоснулся к холсту.

Эти прикосновения мгновенно сумели поменять смысловое значение картины.

Радуга.
1875.

Разноцветная дугообразная полоса на небе, образующуюся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Дождь всё ещё звенел над степью. От Гремячего Лога до дальнего пруда, в полнеба, стала горбатая, цветастая радуга. (Шолохов. Поднятая целина.)

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1984.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с радугой.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

  • Успокоение
  • Гроза прошла – ещё курясь, лежал Высокий дуб, перунами сражённый, И сизый дым с ветвей его бежал По зелени, грозою освежённой. А уж давно, звучнее и полней, Пернатых песнь по роще раздалася, И радуга концом дуги своей
  • В зелёные вершины уперлася.

Ф. Тютчев.
1830.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.
1900-е.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Радуга в субботу – дождь на всю неделю (Ирландия).

Если радуга появляется вечером, она предвещает ясный день; если же утром – то на другой день следует ждать дождя. Точно такая же примета существует у немцев.

Многие дикие народы боятся радуги. Например, дикари острова Ниас не решаются даже взглянуть на радугу, считая, что это огромная сеть, поставленная мощным духом, чтобы поймать их тени. А тени они отождествляют с душами. А тени они отождествляют с душами.

В свете этого факта представляется интересным тот ритуал, который мы наблюдали несколько лет назад в одном из посёлков Северной Англии. Едва завидев радугу, здешние дети тут же сложили на земле крест из двух палочек. Когда мы спросили, зачем они это сделали, они ответили просто: «Чтобы откреститься от радуги».

Углубившись в изучение странных обычаев и поверий, мы провели небольшое расследование. Посёлок назывался Лидс (Западный Райдинг, Йоркшир), и наши расспросы показали, что обычай «Отгонять радугу» всё ещё был популярен среди здешних стариков.

Он заключался в том, чтобы сделать крест из двух палочек и положить на их концы четыре камешка. Но каким образом это помогало от радуги? Старики не могли нам ничего объяснить: они знали лишь, что радуга должна растаять, поскольку так говорили их родители и родители их родителей.

Читайте также:  Биография и картины эжена делакруа

Что же касается причины, по которой это должно случиться, то они никогда не знали и не интересовались ею.

Всё это заставило нас предположить, что разгадку тайны следует искать в небе. Ведь хорошо известно, что древние считали небо Дорогой Богов.

После того, как скандинавский бог Один построил свой небесный дворец, он провёл к нему мост Бифрост, по которому можно было туда проникнуть.

Бифрост был трёхцветным, и посередине него пролегла красная полоса, ибо он был из огня и должен был поглощать души, недостойные вступить во дворец. Таким образом, Бифрост, или Дорога Богов, превратился в Дорогу Душ, восходящих на небеса.

  1. В Норвегии и Дании до сих пор можно найти старые надгробные камни с руническими надписями типа: «Нагейлфр построил этот мост для своего сына Анунда.»
  2. Что за мост подразумевается здесь?
  3. Конечно же, радуга – древний Бифрост, по которому души переправляются через Млечный Путь к месту своего вечного успокоения.

Скандинавское влияние в северных графствах Англии было очень сильным: многие здешние названия имеют скандинавское происхождение.

Поэтому вполне можно предположить, что радуга и по сей день остаётся здесь мостом для душ, уходящих на небеса – то есть, приметой близкой смерти.

Отогнать радугу – значит продлить чью-то жизнь; вот почему дети из северных графств складывают крестики, чтобы «откреститься от радуги».

В Австрии и кое-где в Германии до сих пор считается, что души умерших детей поднимаются на небеса по радуге.

Идея сравнить радугу с мостом принадлежит античным народам. Деметра, древнегреческая богиня смерти, имела среди своих жриц Капитул Моста; а саму её называли Владычицей Моста. В Риме жрец был строителем мостов, понтификом, поскольку он принимал на себя заботу о душах, переправляющихся в иной мир.

Энциклопедия суеверий. Москва, «Локид» — «Миф». 1995.

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.
1900-1905.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Архип Иванович Куинджи.
После дождя. Радуга.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Архип Иванович Куинджи.
Радуга. Этюд.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Архип Иванович Куинджи.
Радуга.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Борис Ольшанский.
Волхова с радугой.
2002.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Иван Константинович Айвазовский.
Радуга.
1873.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Николай Никанорович Дубовской.
Радуга.

Холст, масло. 102×132 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. номер: 801

Поступление: Приобр. П.М.Третьяковым до 1893 у автора.

Начиная с 1860-х годов, «импровизационная» манера письма Айвазовского, не «копировавшего» мир с натуры, а как бы вспоминавшего и даже сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской живописи, выражением которых стала организация на рубеже 1860-70-х годов Товарищества передвижных художественных выставок.

Передвижники исповедовали жесткий реализм, романтически-взволнованным полотнам предпочитая социально-значимые работы. В это же время критики громко заговорили о том, что дарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничего кроме волн писать не может.

Ответом на эти обвинения и явилась картина «Радуга», обозначившая новый этап в творчестве художника.

С одной стороны, перед нами очередное «кораблекрушение» Айвазовского. Но, с другой, оно совсем не похоже на прежние его «кораблекрушения» и «бури». Не отказываясь от собственных принципов, он в этой работе сильно модернизирует их – особенно заметно это в колористическом решении полотна.

Прежние «утрированные» (по собственному слову живописца) краски уступают место более сдержанному и вместе с тем более тонко разработанному колориту. Меньшая «придуманность», педалированная «реалистичность» – это очевидная реплика художника в диалоге с современностью. Хотя романтическая напряженность остается характерным признаком и этой работы.http://www.art-catalog.ru

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжете этой картины – буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, – нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов.

Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене.

Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем.

От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина «Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: «Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер – без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…»

Источник: https://ismcomp.ru/kartina-raduga-aivazovskogo-kratkoe-opisanie-opisanie/

Картина «Радуга» Айвазовского: краткое описание :

Картина «Радуга» Айвазовского занимает особое место в творчестве этого знаменитого российского художника. Во всех своих полотнах он изображал море, используя при этом насыщенные яркие цвета, игру со светом.

Упомянутая работа отличается от предыдущих морских пейзажей, о чем и будет сказано далее в статье.

Здесь же необходимо отметить, что полотно определило рубеж в творческой жизни художника, ознаменовав начало освоения автором иной техники живописи.

Написание

История создания картины «Радуга» Айвазовского весьма занимательна.

В 70-х годах XIX века критики стали упрекать художника за то, что его метод устарел, темы для сюжетов исчерпали себя, а приемы не соответствуют современным направлениям в культуре.

В ответ художник в 1873 году представил на суд публики свое новое произведение, которым доказал, что способен на новаторские находки и оригинальные приемы.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

После представления полотна мнения критиков на ее счет разошлись. Многие отметили уникальное цветовое решение, необычное сочетание красок, а также философский сюжет.

Однако некоторые специалисты по-прежнему продолжали упрекать художника в нереалистичности.

Впрочем, это обвинение несправедливо: автор почти всегда придерживался романтизма с некоторыми элементами реализма, утверждая, что море невозможно писать с натуры.

Художественные особенности

Картина «Радуга» Айвазовского отличается некоторыми специфическими чертами, которые позволяют критикам говорить о ее уникальности. Произведение посвящено морской тематике, в чем живописец остался верен себе. Однако манера письма и краски существенно отличаются от того, что можно видеть на более ранних полотнах мастера.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Ранний и зрелый Иван Константинович много работал с насыщенной палитрой. Его привлекала игра цвета, смелые и динамичные живописные решения. Свое же новое полотно он написал в более сдержанных тонах: цветовая палитра получилась не такой броской, как в предыдущих работах.

Особенности сюжета

Картина «Радуга» Айвазовского, в отличие от наиболее известных его полотен, в которых показаны морские стихии и кораблекрушения, проникнута жизнеутверждающим пафосом. В центре изображена лодка с моряками, которые спасаются с тонущего корабля, теряющегося посреди волн.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Художник изобразил людей, уставших от борьбы с бушующим океаном, но не потерявших надежду на спасение. Они стремятся попасть на берег, и рулевой указывает им направление. Видно, что эти люди старательно экономят свои силы, гребцы постоянно сменяют друг друга.

Почти вся картина «Радуга» Айвазовского проникнута светлыми красками, которые показывают зрителю, что моряки спасутся, несмотря на страшные волны.

Смысл

Этот сюжет имеет глубокое символическое значение, поскольку знаменует победу человека над смертью. Несмотря на сильный шторм, небо прояснилось, и на нем появилась радуга, предзнаменуя конец бури. Она дает людям надежду на спасение. Ее цвета окрашивают вспенившиеся волны в нежные тона, и море медленно успокаивается.

Это новая история, рассказанная художником, который раньше показывал трагические сюжеты, акцентируя внимание зрителя на драме. Но теперь он написал полотно очень проникновенного содержания. Несмотря на то что основную его часть занимает образ стихии, борьба людей за выживание и их радостная надежда на спасение стала главной темой произведения «Радуга».

Картина Айвазовского отличается некоторой туманностью: в ней линия моря сливается с горизонтом, корабль как бы теряется в зыбком тумане, и на этом фоне особенно сильно выделяется лодка с людьми.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

При этом следует обратить внимание на то, как автор изобразил море. Известно, что он достиг настоящего мастерства в воспроизведении морской стихии.

В рассматриваемом полотне он использует свои излюбленные цвета: желтый, фиолетовый, лиловый. Однако на этот раз цветовая гамма получилась не столь яркой и насыщенной, как в предыдущих работах.

Произведение получилось легким и прозрачным, оставляя у зрителя светлое впечатление.

Итак, картина Айвазовского «Радуга», фото которой представлено в статье, ознаменовала новый этап творчества великого мастера, показав, что художник не был чужд новым тенденциям в живописи и, оставаясь в целом рамках традиционной тематики, нашел иные средства к воплощению новых идей.

Источник: https://www.syl.ru/article/285310/new_kartina-raduga-ayvazovskogo-kratkoe-opisanie

Описание картины Айвазовского «Радуга. Картина «Радуга» Айвазовского: краткое описание Айвазовский, «Радуга» описание картины и ее сюжет

Айвазовский написал свою одну из прекрасных картин – «Радуга» в 1873 году с нетипичной для себя манерой. Данная картина выделяется от других работ автора непривычностью в плане рисования.

Трагедия крушения корабля передана совершенно по-новому: необычной цветовой палитрой, усовершенствованной техникой воспроизведения той беды с моряками и с посылом о чудесном спасении – о чем свидетельствует присутствие радуги.

Радуга картина Айвазовского – это, пожалуй, единственное полотно, в котором мастер морской живописи переступил собственные творческие устои и дал понять критикам что «талант – не иссяк, манера – новейшая.»

Тем, кому не по наслышке знакомо творчество художника будут утверждать, что данное полотно – самая непривычная работа от всех остальных. Оно не оставит обывателя просто так, без ощущения некого участия в гуще событии.

Радуга. 1873 Холст, масло. 102 × 132 см. Третьяковская галерея, Москва.

Описание картины

Описание картины одним словом невозможно, даже самые именитые мастера пера испытывают порой затруднения в ее описании.

Саму картину изобразили в нестандартной передаче цветового решения: вместо насыщения автор отдал предпочтение строгим оттеночным методам.

В своей «Радуге» Иван Айвазовский хотел отступить от принципов и представил то, что сейчас является классикой реализма.

А он знал, как лучше описывать детали капризов погоды (особенно, морские непогоды) – ведь несмотря на возраст и славу (на момент написания данной работы ему было 53 года) не оставлял главную любовь жизни – дальние морские походы.

Даже ходили слухи, будто он погиб во время одного кораблекрушения и после этого назло всем Иван Константинович нарисовал одну из знаменитейших своих вещей – что занесла имя автора в художественное наследие России.

Читайте также:  Русский музей в санкт-петербурге - картины, россия

Это грозное море, выкинувшее умирающий корабль к скалам. Также к гиблой мачте нагоняется огромное количество туч, образуя тьму. Ураган, вперемешку с огромными волнами, препятствуют спасению выживших и всеми природными волнениями стараются выбить из людей последние силы, дабы придать их тела морской глубине.

Но люди, что спасаются от неминуемой гибели, стараются сохранить покидающую их энергию (дабы ее восполнить – откидываются к стенкам лодки, передавая весла следующим). Но надежду на спасение дарит радуга.

Она, словно мираж, неожиданно появляется и также пропадает – явно идет ее борьба с бурей.

Судя по преобладающей световой гамме и выделению радуги Иваном Айвазовским – опасность минует, также многоцветовой колоритности произведению придают расположенные прозрачные солнечные лучи на водной поверхности.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

В чем же секрет картины?

Айвазовский Радуга – что в ней особого? Казалось бы, картина, повествующая о природной катастрофе и чудесном спасении команды потонувшего судна, чем она манит к себе огромное количество обывателей и разбирающихся в искусстве?

  • Над этим вопросом задумывались многие, видевшие само полотно или фото в художественных книгах или музейных буклетах.
  • Несмотря на ноту трагичности, сама картина несет положительный посыл: люди, на кажущуюся безысходность и невозможности сопротивляться морскому урагану – побеждают невзгоду, увидев свет и радужный след, что заставляет из последних энергетических запасов грести до берега (держаться до последнего).
  • Картина как-бы говорит: «нет ничего непреодолимого»
  • Айвазовский представил радугу как некий знак победы и спасения.
  • Сегодня данную картину русского художника, феодасского происхождения и в жизни придерживался маринисткой позиционной политике, можно увидеть в главной сокровищнице культурных наследии – в Третьяковской галереи.

Интересное дополнение о Айвазовском наследии от Третьяковской галереи

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

На этом фото изображена «Радуга» Айвазовского, мнение неоднозначное: для кого оно будет положительным и героическим, а кому покажется грозной с темной, пугающей стороны.

Само художественное произведение написано в 1873 году, оригинальный ее размер составляет 102х132 сантиметра. Висит картина не в традиционно позолоченной рамке, а в черной – почему именно в таком обрамлении – неизвестно. Эксперты предполагают, что таким способом маэстро давал понять критикам – это был ответ на их обвинения в отсутствии каких-либо новшеств в написании полотен.

Айвазовская «Радуга» своего рода экспериментальная работа на тему шторма у Ивана Константиновича, ибо созданная им же техника усовершенствована, цвета приобретают не столько яркости, но и глубинности палитры – передающие атмосферу битвы морского гневного настроя (погубившей судно у скал) и имеющим что-то с божественным могуществом.

Не стоит забывать, что в процессе написания художник представлял себя в той группе из 13 выживших, которым пришлось почувствовать на себе гнев моря, в панике стараются убежать и приходит высшая помощь (об этом свидетельствует сложение рук для молитвы и сосредоточенное выражение лица у одного из них) – что придает ощущение реальности происходящего.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

«Радуга» − больше чем обычная картина?

Помимо философского смысла, картина содержит и библейский смысл:

Хоть картина позиционируется критиками как представитель жанра реализм, некоторые все же определяют и к романтизму. Почему? Ответ содержится в основном элементе – радужному явлению. Сам по себе природный знак весьма интересен, но в живописном понимании это олицетворение образа ведущего праведника, что предстает перед группой людей, помогающий избежать смерти в пучинах вод.

Извечная борьба между темными силами с божьими проиллюстрированы здесь боем грозной бурей и светлой радугой.

Тьма манит, но губит

Свет нелегок, но спасает

Интересный факт: название полотна было в начале иным – «Шторм», но из-за нехарактерных цветовых вариантов и передачи той чувствительности и эмоциональности – автор картины решил переименовать ее в более необычное для темы, уникальное и вызывающее те пережитые минуты, что испытывал сам художник.

Холст, масло. 102×132 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. номер: 801

Поступление: Приобр. П.М.Третьяковым до 1893 у автора.

Начиная с 1860-х годов, «импровизационная» манера письма Айвазовского, не «копировавшего» мир с натуры, а как бы вспоминавшего и даже сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской живописи, выражением которых стала организация на рубеже 1860-70-х годов Товарищества передвижных художественных выставок.

Передвижники исповедовали жесткий реализм, романтически-взволнованным полотнам предпочитая социально-значимые работы. В это же время критики громко заговорили о том, что дарование Айвазовского иссякло, что он повторяет сам себя и, вообще, ничего кроме волн писать не может.

Ответом на эти обвинения и явилась картина «Радуга», обозначившая новый этап в творчестве художника.

С одной стороны, перед нами очередное «кораблекрушение» Айвазовского. Но, с другой, оно совсем не похоже на прежние его «кораблекрушения» и «бури». Не отказываясь от собственных принципов, он в этой работе сильно модернизирует их – особенно заметно это в колористическом решении полотна.

Прежние «утрированные» (по собственному слову живописца) краски уступают место более сдержанному и вместе с тем более тонко разработанному колориту. Меньшая «придуманность», педалированная «реалистичность» – это очевидная реплика художника в диалоге с современностью. Хотя романтическая напряженность остается характерным признаком и этой работы.http://www.art-catalog.ru

В 1873 году Айвазовский создал выдающуюся картину «Радуга». В сюжете этой картины – буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, – нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов.

Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Ураганный ветер срывает водяную пыль с их гребней. Как бы сквозь мчащийся вихрь едва заметны силуэт тонущего корабля и неясные очертания скалистого берега. Тучи на небе растворились в прозрачной влажной пелене.

Сквозь этот хаос пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку. Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем.

От этого радуга приобрела ту прозрачность, мягкость и чистоту цвета, какая нас всегда восхищает и чарует в природе. Картина «Радуга» была новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

По поводу одной из таких картин Айвазовского Ф.М. Достоевский писал: «Буря… г. Айвазовского… изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер – без соперников… В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре…»

Радуга.
1875.

Разноцветная дугообразная полоса на небе, образующуюся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Дождь всё ещё звенел над степью. От Гремячего Лога до дальнего пруда, в полнеба, стала горбатая, цветастая радуга. (Шолохов. Поднятая целина.)

Словарь русского языка. Москва, «Русский язык». 1984.

Алексей Кондратьевич Саврасов.
Пейзаж с радугой.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

  1. Успокоение
  2. Гроза прошла – ещё курясь, лежал Высокий дуб, перунами сражённый, И сизый дым с ветвей его бежал По зелени, грозою освежённой. А уж давно, звучнее и полней, Пернатых песнь по роще раздалася, И радуга концом дуги своей
  3. В зелёные вершины уперлася.

Источник: https://www.banyaplus.ru/love/opisanie-kartiny-aivazovskogo-raduga-kartina-raduga-aivazovskogo-kratkoe-opisanie-aivazovskii.html

«Радуга» И. К. Айвазовского | Капля света

Главная » История одной картины » «Радуга» И. К. Айвазовского

Рубрика «История одной картины»

Холст, масло. 102 на 132 см

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины
Пресноту парусов
Оттесняет назад
Одинакость
Помешавшихся красок,
И близится ливня стена.
И все ниже спускается небо
И падает накось,
И летит кувырком,

И касается чайками дна.

Б.Пастернак «Морской мятеж», отрывок

На картине «Радуга» Айвазовского изображены излюбленные и привычные для него темы: шторм, кораблекрушение, попытка спастись в разбушевавшемся море. Однако эта картина стала явлением в 70-е годы русской живописи в плане цветового решения, в плане морского пейзажа.

Мы смотрим на картину, и мы, словно, находимся в центре этого шторма, даже чувствуем солёный запах холодной воды, и видим всё через неуёмные капли ливня. Мы находимся в картине.

Всё кругом перевернулось, небо слилось с морем, линия горизонта разорвана. Справа, за пеной моря, за стойкой пеленой воды, видна спасительная земля. Но это острые скалы, и спасение может обернуться гибелью.

Впереди слабо виден накренившийся корабль. С него бегут люди, одна шлюпка спускается на воду, другая уже подхвачена лихими волнами, и люди в ней изо всех сил борются за свою жизнь.

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Рассмотрим детальнее стаффаж: шлюпку на волнах. Однако в этой картине она является скорее не второстепенным элементом, а своеобразным центром.

Стаффаж (от нем. Staffage – украшение картин фигурами) – в пейзажной живописи так называют то, что не относится к пейзажу (фигуры людей, животных, птиц). Изображались для оживления вида картины. Часто стаффаж рисовался не автором картины, а другим художником.

В шлюпке изображены тринадцать человек.

Некоторые съёжились в страхе, кто-то вцепился в края лодки, один из них гребёт, на носу мужчина (страха не видно ни в его лице, ни в позе) высматривает спасительную дорогу.

Видим мы и человека в красной рубашке, потрясающего кулаком на море. Но есть среди этих людей и кое-что необычное, чего сразу и не замечаешь: седовласый, бородатый мужик в жилете смотрит вдаль и машет шляпой…

Что это? Что увидел он? Землю?

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Но земля представлена скалами, таящими в себе смерть. Нет, мужчина заметил радугу! И он радуется этому.

И действительно, радуга предвестница конца шторма, и если посмотреть на небо, то увидим, что в некоторых местах оно стало проясняться. Осталось продержаться ещё немного, и люди будут спасены.

Радуга здесь метафорична, и, возможно, отсылает к библейской истории о том, когда Бог простил Ноя, после Всемирного потопа, на небе появилась радуга.

Настроение этой картины можно воспринимать по-разному, всё зависит от зрителя. Она может казаться и оптимистичной, вселять надежду, а может вселять и ужас перед величием и несоизмеримой мощью природы.

Написана картина в 1873 году. Сейчас хранится в Третьяковской галерее. Окончательное название «Радуга» получила не сразу.

На официальном сайте Третьяковской галереи можно посмотреть отдельные фрагменты картины в увеличенном виде.

Вам понравилась статья? Поделитесь ею со своими друзьями, нажав кнопку соц. сервиса или «retweet».

Источник: http://kaplyasveta.ru/istoriya-odnoj-kartiny/raduga-i-k-ajvazovskogo.html

Описание картины Радуга Айвазовского сочинение

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Айвазовский считается одним из лучших маринистов России, он действительно умел великолепно писать море. Довольно часто Иван Константинович привлекался сюжетами не спокойного моря, но моря бушующего, такого, которое представляет собой как бы хаотичную сторону природы, и, главное, безжалостную к людям.

На картине Радуга мы видим корабль, который потерпел бедствие, но какие-то люди, а, возможно, и весь экипаж спаслись и они плывут на маленькой лодке наперекор стихии.

Читайте также:  «ученицы», богданов-бельский — описание картины

Удивительным образом в сюжете этой картине сочетается яркий и приятный свет с довольно суровой ситуацией. К примеру, по одной из сторон нависает гигантская волна, которая вот-вот накроет небольшую лодку.

Конечно, возможно, лодка и не перевернется и выстоит, но, так или иначе, в этом есть какой-то трудность, да и корабль, который тонет, тоже намекает на не лучшие условия. Тем не менее, этот свет, который исходит с неба и наполняет воду, вселяет какую-то надежду. Главным символом надежды является радуга, намекающая на возможное чудо и радость творенья.

Как на многих других картинах художник указывает на незначительность человека перед лицом природы.

Да тут людям удается спастись, они даже имеют надежду на чудо, но все равно они ничтожны перед природой, являет ли им природа свою благосклонность или суровость.

Эта красота, которая проявляется в виде света и радуги, все равно безучастна, по сути, к судьбам людей, эта красота будто сама для себя проявляется как очередная грань величия природы.

Также следует отметить профессиональную работу художника со светом, он не просто великолепно передает разные оттенки света, но и создает интересный эффект свечения.

К слову, если на картинах, где изображается луна Айвазовский практически всегда пишет луну, то здесь он не изображает небесного светила.

Действие разворачивается днем и Айвазовский оставляет солнце как бы за скобками этой ситуации, он просто говорит, где-то там есть солнце, которое озаряет всю природу.

Вполне возможно, в этом, равно как и в использовании радуги как основы композиции, есть какой-то глубокий символизм. Безусловно, художник стремился донести до зрителя дополнительные смыслы.

Описание настроения картины Радуга

Радуга - Айвазовский, 1873, описание картины

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Яблонской Утро 6 класс
    Рассматривая полотно Яблонской Т.Н., я вижу школьницу — девочку. Как всегда, поднялась девушка рано утром и стала выполнять гимнастику. На ней надеты однотонные
  • Сочинение по картине Воззвание Минина к нижегородцам К.Е. Маковского
    Если несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.
  • Сочинение по картине Ромадина Первое цветение 7 класс
    Изображение картины как мы видим, включает весеннее время года, на картине преобладают блеклые и неясные краски, земля только недавно освободилась от зимнего покрывала
  • Сочинение по картине Нестерова Пустынник
    Картина Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» была написана художником в 1888-1889 гг. Она принесла ему известность в широких кругах и позволила встать в один ряд с великими творцами той эпохи.
  • Сочинение по картине В сельской школе Маковского В.Е. 6 класс
    Это такая многообразная картина, то есть тут так много персонажей, достаточно много ситуаций школьных. Мне интересно было рассматривать эту картину.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-kartine/ajvazovskij/raduga

Айвазовский картина Радуга

Иван Айвазовский картина Радуга. В периоде творческой биографии Айвазовского начала 1870-х годов было очень много критики в адрес художника. Обвинения лились со стороны критиков и ценителей живописи того времени. Критики укоряли мастера, за якобы иссякающий талант великого Айвазовского, потому как, его манера создания полотен однообразна, а значит, далеко не современна.

Картина Айвазовского Радуга, стала ответом художника на критику. Она была создана в 1873 году. Холст уникален, так как автор тонко разработал оттенки, в нем намного меньше надуманности, и гораздо больше реализма. «Радуга» — это очередное кораблекрушение у скалистого берега, во время бури на море.

Создавая эту картину, изображая бурю на ней, Айвазовский словно сам прожил это, передал все свои чувства так, словно он находился на том, гибнувшем тогда корабле, или находился с людьми в лодке. Сквозь морской вихрь, создаваемый ураганным ветром, едва заметны очертания главных героев картины и скалистого берега, лодки и уходящего вдаль корабля, которые терпят крушение.

Однако, хорошо видна водяная пена, срываемая ветром с морских волн. Тучи, которые способствуют ураганному ветру, словно растворились в небесной пелене.

И сквозь этот хаотичный соленый воздух, пробиваются небольшие лучи света, расстилаются радугой по воде, словно пытаются подарить надежду на спасение лодке и находящимся на ней морякам, тем самым придавая картине своеобразную расцветку, полную многих красок.

Айвазовский создавал шедевр оттенками голубого, зеленого цветов, с добавлением розовой, лиловой и желтой красок. В таких тонах изображена радуга, главная деталь этого холста, но то исчезает, то мерцает чарующая и призрачная, она едва улавливается взором, словно пробегая по небу миражем. Картина Айвазовского Радуга мягкая, светлая и чистая, поэтому восхищает и чарует.

Именно радуга, появившаяся на небосклоне, обещает спасение, она изменила настроение моряков, с отчаяния на оживление, ведь волны становятся меньше, поэтому менее опасны, чем ранее.

Передний план картины, настроением и цветовым фоном, отличается от ее заднего плана. Этот холст, стал новой ступенью в творчестве художника.

Выполнена картина в совершенно новой красочной гамме, которая стала новым явлением в русской живописи девятнадцатого века.

Картина написана маслом, имеет размеры 102×132 см, и находится в Государственной Третьяковской галереи, под инвентарным номером 801.инвентарным номером 801.

Источник: https://www.art-portrets.ru/artists/aivazovsky-kartina-raduga.html

Описание картины Ивана Айвазовского «Радуга»

Описание картины Ивана Айвазовского «Радуга»

Великий русский маринист Айвазовский в ответ на заявления критиков о его уже устаревшей манере творчества в 1873 году написал картину «Радуга», которая ознаменовала новый период в его творчестве.

Это только с первого взгляда перед зрителем возникает характерное для Айвазовского крушение парусника на полотне. Но эта картина существенно отличается от созданных ранее шедевров живописца. Не оставляя своих излюбленных приемов, автор, успешно модернизирует их, особенно колорит полотна.

В центре холста – корабль, потерпевший крушение у скал. На шлюпке уходят моряки, пытаясь спастись. Сильным ветром брызгами воды размывается силуэт потерпевшего крушение корабля и береговой линии. Суровое грозовое небо практически соединилось со стихией океана.

Яркие и сочные цветовые решения, которыми раньше так увлекался мастер, в этой картине уже сменились оттенками более спокойными, сдержанными, хорошо отработанными. Колоритность работы отличается особенной изысканностью оттенков и переходов.

А солнечный свет, который сверху будто пронзает весь штормовой хаос, создает живую радугу, светлую, чарующую и нежную. Она предвещает чудо – спасение. Паническое состояние моряков на шлюпке, переходит в радостное оживление.

Один человек с благодарностью поднимает руки к Богу.

Можно отметить, что чувственное восприятие картины в общем позитивное, жизнерадостное. Айвазовский изобразил победу моряков в смертной схватке с природной стихией.

А радугу он использует в качестве светлого символа спасения, так называемого последнего лучика надежды. Можно ее рассматривать и в качестве библейского символа спасения всего человечества.

Невзирая на очевидную романтическую направленность, «Радуга» уже гораздо ближе к реализму.

(4 votes, average: 4.75

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-ivana-ajvazovskogo-raduga/

Картина И. К. Айвазовского «Радуга»: в Третьяковской галерее одна из лучших работ мариниста

Третьяковская галерея стала вместилищем многих картин самого знаменитого русского мариниста. За свою творческую жизнь Иван Константинович Айвазовский создал около 6 000 полотен, среди которых морские пейзажи занимают главнейшее место. Айвазовский достиг совершенства в изображении марин, словно поставив себе строгие творческие рамки, которых он и придерживался постоянно.

На свет будущий великий художник появился в 1817 году в Феодосии. Он прожил долгую и насыщенную жизнь, которая оборвалась в 1900 году, к тому времени живописцу исполнилось 82 года.

Пейзаж с глубинным философским смыслом

Одной из наиболее известных работ мастера является картина «Радуга». Это полотно стало своеобразным ответом художника на частые обвинения в том, что его дарование осталось в прошлом, а последние полотна трудно назвать современными и самобытными.

Можно смело сказать, что после написания этого произведения в творчестве Айвазовского наступил новый этап. Даже на фото полотна в альбомах репродукций явственно видится величие и мощь природы, которая словно старается доказать, что человек не всегда способен противостоять ее могуществу.

Удивительное мастерство великого художника позволило создать изображение, потрясающее монументальностью пейзажных образов и реалистичностью.

Несмотря на то что картина посвящена привычной для мастера теме, в 70-е годы XIX столетия «Радуга» стала весьма значительным явлением для русской живописи: морской пейзаж и его цветовые решения получили совершенно новое воплощение.

При созерцании живописного шедевра, зрителям кажется, что они находятся в эпицентре сурового шторма: словно ощущается аромат брызг соленой воды и холод ливневых капель. Небо сливается с морем, трудно определить, где же именно проходит линия горизонта. Тем не менее за пеной моря можно разглядеть и спасительную землю.

Однако и это впечатление может оказаться обманчивым: это всего лишь скалы, которые могут обещать гибель, а не спасение — кораблекрушения не удастся избежать. Накренившееся судно, с которого бежит команда, словно медленно пропадает из виду, полностью отдаваясь во власть бушующей стихии.

Спасающиеся люди с этого смертоносного корабля находятся в шлюпке — не особенно надежном пристанище, но они продолжают делать все возможное, чтобы сохранить собственные жизни.

Если рассмотреть внимательно изображение шлюпки, можно увидеть, что на ней находятся тринадцать человек. Кто-то из них замер в страхе, другие судорожно цепляются за края утлого суденышка, третьи продолжают грести, борясь с морской стихией, а один мужчина замер в спокойной позе и уверенно смотрит вперед, пытаясь разглядеть путь, ведущий к спасению.

Здесь изображен и человек, который грозит морю кулаком, будто бы потеряв всякую надежду на благополучный исход, словно морская вода виновата во всем происходящем. Однако при более пристальном рассмотрении можно увидеть и еще одну фигуру: седовласого человека в жилете, взор которого обращен в сумрачную даль.

Этот мужчина радостно машет головным убором, ведь он, единственный из тринадцати спасающихся, заметил радугу.

Радость его вполне обоснована: появление радуги предвещает скорый конец непогоде. Теперь можно даже разглядеть, что в некоторых местах и само небо уже начало проясняться. В мотиве радуги кроется метафорический смысл: возможно, Айвазовский таким способом отсылает зрителей к Библии — к моменту, когда после Всемирного потопа на небе появилась семицветная арка.

Полотно можно воспринимать по-разному: кому-то изображение кажется оптимистичным и вселяет надежду на лучшее, а кто-то испытывает неподдельный ужас перед величием природы, с которой человек порой не в силах справиться.

Осталось сказать, что картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга» была написана в 1873 году, размер холста — 102 на 132 сантиметра. Увидеть это произведение можно в Третьяковке в Лаврушинском переулке, 10, зал № 19, где находятся и другие работы знаменитого русского мариниста.

Источник: https://vtbrussia.ru/info/culture/gtg/ayvazovskiy_raduga/

Ссылка на основную публикацию