Пьяцетта, антонио каналетто — описание

21.08.2014

Славу Каналетто принесли его красочные виды Венеции. Они охотно покупались и, распространяясь по всему миру, сделав этот город необыкновенно популярным среди иностранных туристов. В XVIII веке Венеция переживала упадок.

Венецианская республика окончательно потеряла свое влияние, во многом определявшееся ранее активной посреднической торговлей. Внешних примет упадка, впрочем, не было заметно.

Все так же скользили гондолы по тихой глади Большого канала, толпились на пристанях матросы, степенно прохаживались вдоль набережных купцы в роскошных бархатных камзолах. Как и прежде, проводились веселые карнавалы.

На Вознесение, отмечался праздник обручения с морем: венецианский дож торжественно плыл на корабле, чтобы опустить в воду символическое обручальное кольцо. Сохранялись и традиции венецианской живописи.

В городе работало немало замечательных художников: портретист Розальбо Каррьера, мастер позднего барокко Джанбатиста Пьяццетта, Лука Карлеварис, работавший в жанре ведуты (городского пейзажа-панорамы), и др.

Но был среди них художник, заслуживший право называться великим. Речь идет о Каналетто.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Праздник обручения веницианского дожа с Адриатическим морем. Каналетто.

Подробная биография Каналетто не известна.

 Небольшая часть информации сохранилась в редких письмах и дневниках его современников, случайных деловых бумагах, одной или двух расписках в том, что порученная Каналетто работа выполнена и получена.

Все остальное — его картины. Художник никогда не был женат. Он не обзавелся детьми. Богатство его творческого наследия свидетельствует о том, что всю свою жизнь он посвятил исключительно живописи.

Джованни Антонио Каналь (такова его настоящая фамилия) родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника

Каналетто (то есть маленький Каналь) уже в детстве помогал отцу. В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений.

Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию. Во многом, картины двух художников этого времени похожи.

Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину) и очень театральны по манере. Но есть и серьезное различие: Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы жизнью и удивительным светом.

Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание. Среди интересующихся, были два иностранца, сыгравшие немалую роль в его судьбе.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Венеция. Площадь Сан-Марко. Каналетто.

Один из них — Оуэн Максуини. Это был жизнерадостный ирландец, который, обанкротившись, покинул Лондон. В Венеции, он зарабатывал на жизнь, продавая картины английским аристократам, традиционно навещавшим Венецию. Именно по совету Максуини, Каналетто начал писать миниатюрные виды Венеции для богатых англичан.

В новом жанре приходилось работать более формально. На смену искрящейся атмосфере пришли скрупулезнейше выписанные венецианские достопримечательности. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. По чьей вине не ясно.

Во всяком случае, не слишком симпатичный человеческий образ Каналетто сформировался в литературе благодаря откровениям ирландца. Этот капризный парень, однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, ежедневно меняет цены на свои картины.

Этот ненасытный человек, указано в другом его письме, пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену. Впрочем, эти фразы косвенно свидетельствуют и о том, насколько популярен был художник уже в 1730-е годы.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Церковь Санта-Мария делла Салюте. Каналетто.

С торговцем Джозефом Смитом, с юных лет обосновавшимся в Венеции, у Каналетто сложились более счастливые отношения

Смит прекрасно разбирался в искусстве. Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого багажа, часто просил художника сделать для себя ее копию. В делах, Смит выступал замечательным профессионалом.

Он заказал Каналетто двенадцать небольших видов Большого канала и два масштабных полотна с изображением венецианских праздников, а когда работы оказались у него в руках, попросил своего друга, Антонио Висентини, сделать с них гравюры. Составив из них альбом, он отослал его в Англию. В результате, Каналетто получил множество новых заказов.

Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Доло на канале Брента. Каналетто.

Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками

У этого успеха была и оборотная сторона. Выпущенный альбом позволил освоить манеру популярного художника тем, кому не давали покоя его лавры. Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут.

К концу 1730-х годов спрос на картины Каналетто упал. В Европе шла война, и Венеция обезлюдела. Устал, по всей видимости, и сам мастер. Его работы утратили свежесть, из них ушло живое дыхание жизни.

Однако, Смит (зная наверняка, что не сможет продать новые полотна) упорно заставлял Каналетто работать.

В 1746 году Каналетто отправился в Лондон, где его хорошо знали и ценили

Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста. Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста. За этим заказом последовали и другие. Среди них, можно отметить большую панораму Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали.

По существу, в Лондоне Каналетто занимался тем же, что и в Венеции писал подробные городские пейзажи. Однако, его лондонские ведуты заметно уступали видам родного города. Об этом говорили и недоброжелатели живописца.

Но, если отбросить эмоции, вероятно, следует согласиться с современными искусствоведами, утверждающими, что Каналетто допустил ошибку, пытаясь провести аналогию Темзу с венецианским Большим каналом. Эта ассоциативность лишь вредила самобытности места.

Там где художник ее избегал, из-под его кисти выходили замечательные картины, о которых говорили с почтительным придыханием. Это, например, великолепный Старый Уолтонский мост (1754 г.).

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Лондон: сквозь арку Вестминстерского моста. Каналетто.

В Лондоне Каналетто провел девять лет (за вычетом краткой поездки в Венецию в 1750 году)

В 1755 году, он вернулся домой. Однако, жизнь на родине не принесла ему радости. Денег хронически не хватало. Его работы сохранили блеск, но им не хватало былой уверенности и самобытности.

Чувствовалось, что мастер частично утратил любовь к жизни. Сменилась и мода: теперь в ходу были ведуты, созданные в более свободной (почти импрессионистической) манере.

В такой манере писал Франческо Гварди (1712 — 1793), имевший большой успех.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Лондон. Темза. Каналетто.

В 1763 году Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии

Это произошло даже несмотря на то, что необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он написал лишь спустя два года. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой.

Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада (1763 г.), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости).

Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались.

Последняя сохранившаяся работа Каналетто — рисунок пером и тушью

Несмотря на годы, взгляд художника остался, по-прежнему, зорким, а рука — крепкой. В нижней части листа написано: Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год. Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями.

Заупокойную мессу по нему служили 12 священников. Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать. Венеция — насквозь поэтична.

Поэтично само ее имя, поэтична ее история, поэтична архитектурная летопись, поэтична ее живопись. Не случайно, венецианская живописная школа сыграла столь значительную роль в истории изобразительного искусства.

И Каналетто, живший в XVIII веке, когда годы венецианского расцвета остались позади, прекрасно чувствовал поэтичность родного города. Он создал живописную поэму, вновь прославившую Венецию на весь мир. Венеция Каналетто кажется воплощенной сказкой, в которой все пронизано золотистым светом, льющимся с прозрачного лазурного неба.

Современники называли живопись Каналетто светозарной, радостной, прозрачной и восхитительно тщательной. Ее влияния не избежал в те времена ни один пейзажист — все они использовали офорты мастера и повторяли композиции его картин.

Это благотворное воздействие не обошло стороной и русскую живопись. В России был художник, которого называли русским Каналетто. Это — Федор Алексеев.

Приехав в Венецию, спустя пять лет после смерти Каналетто, он прожил там в качестве пенсионера петербургской Академии четыре года и стал верным последователем великого венецианца.

Именно он своими замечательными копиями его картин и познакомил с творчеством Каналетто своих соотечественников.

Краткое описание работ Каналетто

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Регата на Большом канале. Каналетто

Венецианские регаты проводились регулярно — например, в честь высоких гостей города. В гонке по Большому каналу участвовали одновесельные гондолы. Для Каналетто это событие было прекрасным поводом совместить традиционный городской вид с праздничным действом.

Большой канал мастер писал неоднократно — особенно часто в 1720-е годы. Ракурс на всех этих картинах практически не менялся; декорации же всякий раз были разными. На полотне представлена атмосфера яркого праздника.

Состязающиеся гондольеры только что миновали промежуточный финиш у Палаццо Балъби и поворачивают назад. Балконы домов, набережные и лодки переполнены зрителями. Все они находятся в движении — оживленно разговаривают, размахивают руками, указывают вдаль.

Это полотно, заказанное Каналетто Джозефом Смитом, отличают высокое умение передавать игру света и тени, топографическая точность и обилие сценок городской жизни.

Вид городских задворков — большая редкость для творчества Каналетто, и тем не менее, «Двор каменотеса» — признанный шедевр художника. Картина написана в успешные 1720-е годы, и все особенности манеры Каналетто здесь налицо. Это насыщенный цвет, широкий свободный мазок и искусная светотень.

Если парадные виды Венеции Каналетто создавал, как правило, для богатых туристов, то Двор каменотеса, скорее всего, заказал ему кто-то из местных жителей. На картине отражена прозаическая, повседневная жизнь. Каменотес работает с каменной глыбой; к упавшему ребенку бежит мать; гондольеры не спеша правят своими лодками; развешанное на веревках, сохнет белье.

Картина написана с высокой точки (расположенной примерно на уровне второго этажа) прием, очень характерный для молодого Каналетто.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Каприччо с колоннадой, ок. 1765 г. 131 х 93 см. Галерея Академии, Венеция. А.Каналетто.

«Каприччо с колоннадой» Каналетто написал в 1765 году в качестве запоздавшего пропуска в Академию; ее членом художника избрали двумя годами ранее

Музыкальный жанр каприччо, выбранный художником, был продиктован желанием угодить жюри, которое банальным городским пейзажам предпочитало картины, отличающиеся прихотливой фантазией. Работа стала одной из самых популярных работ Каналетто. Работа прекрасно иллюстрирует особенности манеры позднего Каналетто. Формироваться она, к слову, начала еще в 1730-е годы.

Характерная эволюция стиля прослеживается, если картины художника смотреть хронологически. Важное место среди них занимают исполненные в жанре каприччо. В подобных работах он давал волю собственной фантазии. Отличают их (и Каприччо с колоннадой — показательный тому пример) необычность композиции и высочайшая техника письма.

Глубина созданной художником перспективы, тонкая игра света и тени, причудливое сплетение архитектурных форм — все это вызывает искреннее восхищение. Однако, самая поразительная деталь тут — арочное отверстие в потолке и свисающая с перил бархатная ткань. На балконе мы видим людей, любующихся открывшимся их глазам видом. Атмосфера картины пронизана любовью к Венеции.

Эта любовь всегда жила в сердце художника.

Ведуты (городские виды Венеции) пользовались большим спросом у приезжавших в Венецию туристов. В XVIII веке они стали одной из ведущих статей венецианского экспорта.

 Каналетто, по существу, создал тот образ Венеции, по которому иностранцы воспринимали город еще как минимум двести лет после смерти художника. Но городские пейзажи начали писать задолго до его появления на художественной сцене.

Уже в XV веке такими работами прославился Джентиле Беллини (1429 — 1507), чьи полотна ценились за их топографическую и архитектурную точность. Но только в XVIII веке жанр ведуты обрел полную самостоятельность.

Своим рождением он обязан художнику, граверу и математику Луке Карлеварису (1665 — 1731), ближайшему предшественнику Каналетто, кое-что заимствовавшего у него. Карлеварис сумел значительно расширить рынок сбыта, выпустив в 1704 году 104 гравюры, объединенные под общим названием Здания и виды Венеции.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Каприччо с классическими руинами. Ок. 1740 г. Каналетто.

Иногда, стремясь к достижению художественной гармонии, Каналетто творил странное пространство, имеющее мало общего с реальностью

Впрочем, делал это он достаточно тонко, чтобы не превращать свои работы в фантастику. В одних случаях художник лишь слегка переставлял акценты в хорошо известной зрителю сцене, в других — действовал более радикально.

Читайте также:  Что можно было увидеть в доме цезаря

Каналетто относился к Венеции не как к застывшей навеки данности, но как к художественному полуфабрикату, допускающему увлекательные превращения и творческие интерпретации. Каприччо было его любимым жанром. Известный коллекционер XVIII века Альгаротти определяет этот жанр как сцену, составленную из элементов, которые собраны из разных мест.

Если говорить о подобных работах Каналетто, то они представляют собой поэтические пейзажи, в произвольном порядке собирающие архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии. Одной из самых известных картин Каналетто, исполненных в жанре каприччо, считается «Каприччо с классическими руинами», ок. 1740 г.

Здесь, художник композиционно объединил в ограниченном пространстве руины античных построек, которые он зарисовывал во время своего недолгого пребывания в Риме в 1719 году.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Таможня. 1726-28 гг. Каналетто.

Таможня. 1726-28 гг. Каналетто

В XVIII веке венецианская торговля переживала кризис, которым, в сущности, и была вызвана потеря прежнего влияния Венеции в Европе и во всем мире. Но, ничего не происходит сразу, и эта картина — лучшее тому подтверждение.

На залитой солнцем водной глади идет активная торговая жизнь: плывут корабли с товаром, люди заняты своим будничным делом. Архитектурный фон здесь необыкновенно точен.

Впрочем, у Каналетто это не удивляет, он был великим композитором архитектурной музыки, исполненной в красках.

При подготовке публикации были использованы материалы из открытых источников и страница сайта:

Каналетто (1697 – 1768). Картины художников

Источник: https://8-poster.ru/onenews/193/

Антонио Каналетто(1697-1768)- непревзойдённый мастер ведуты. | Волшебная сила искусства

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание 

     С именем этого мастера связаны возникновение и расцвет в искусстве Венеции XVIII столетия особого вида пейзажа — ведуты. Городской пейзаж, в котором предметом изображения является сама Венеция, события, происходящие на ее улицах, площадях, набережных, каналах, обретал все большее признание среди коллекционеров, пользовался спросом у туристов.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Приём французского посла в Венеции 1725-1726гг. (Эрмитаж)

Вводимые в изображение городского пространства бытовые эпизоды подчеркивали достоверность происходящего, позволяли передать более широкую панораму города. Создание точной ведуты («veduta esatta») отвечало стремлению к объективной передачи реальности, что было неотъемлемой чертой искусства века Просвещения.

  • Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание
  • С этой целью художники-ведутисты обратились к «камере-обскура» — оптической камере, устройству, в котором рисунок переносится на бумагу с помощью линзы и зеркала.
  • Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

     Каналетто — самый прославленный мастер венецианской ведуты — сделал этот вид пейзажа высокопоэтическим искусством. Он был учеником своего отца, театрального декоратора Б. Каналя. Работал в Риме (1717—1720), где писал городские виды и познакомился с произведениями римского ведутиста Дж.П. Паннини и голландского мастера пейзажа Г. ван Виттеля.

  1. Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание
  2. Набережная Дворца дожей.
  3. Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание
  4. Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

С 1723 года Каналетто работал в Венеции. Он обратился к жанру ведуты, постепенно отказываясь от изображения иллюзорного перспективного пространства, приемов барочной сценографии и передавая с помощью камеры-обскура все более широкие панорамные виды.

  •  Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание
  •    Топографическая точность всегда сочетается в его ведутах с декоративным, несколько приподнятым восприятием света, которым он передает красочную и театрализованную атмосферу жизни «дивного города-острова», как называли Венецию XVIII века попавшие под магию ее обаяния путешественники.
  • Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание
  • Кони Сан Марко.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Теперь эти скульптуры находятся в музее Собора Сан Марко.

 В 1730-е годы к нему приходит известность в связи с исполнением серий ведут для английского консула в Венеции Дж. Смита и герцога Бедфорда. В эти же годы Каналетто начинает публиковать серии офортов со своих произведений, что приносит художнику мировую славу.

  1.     В серии для двух знатных английских заказчиков входят более камерные полотна с изображением видов города и ведуты, на которых запечатлены многолюдные сборища венецианцев по случаю торжеств.
  2.   Яркие краски, которыми переданы одеяния дожа и знатных сановников республики Святого Марка, костюмы горожан, позолота резьбы «Бученторо» и гондол, сверкающие в солнечных лучах палаццо, переливающаяся гладь воды Большого канала или водного бассейна Сан Марко у Пьяцетты образуют единую нарядную и праздничную колористическую гамму полотен.
  3. Пьяцетта.
  4.          Маленькие площади (кампи) Венеции со зданиями церквей и филантропических братств (скуол), виды мола, вид таможни на мысе острова Джудекка, перспективы Большого канала с его легкими мостиками, под которыми проплывают гондолы, набережными с выстроившимися вдоль них палаццо из истрийского камня оживлены в его ведутах фигурками горожан, рыбаков, торговцев, гондольеров.
  5.  Мост Риальто.

 Венеция .Площадь Сан Марко.

Площадь Сан  Марко сегодня.

В последних он передает сцены выезда дожа на его галере «Бученторо» в день Вознесения или празднования обряда обручения дожа с морем, театрализованные пешие процессии («андате») в церковь Санти Джованни э Паоло на службу, регаты на Большом канале, церемонии приема послов. Каналетто тщательно фиксирует подробности исторических событий в жизни Венеции, представляющих для него как художника века Просвещения особую ценность.

Регата на Большом канале.1735.

Современная регата. 

 

 Вид церкви.Санта Мария делла Салюте.1728-1730гг.

Церковь Санта Мария делла Салюте сегодня.

 Плодотворным периодом в творчестве Каналетто были годы его пребывания в Англии (1746—1750; 1751—1756).

Здесь он писал ведуты с изображением мостов через Темзу и дворцов, расположенных на ее набережных, виды английских парков с их бесконечной перспективой и не павильонами, устремленных ввысь средневековых аббатств.

Его внимание привлекали и многолюдные сборища на Темзе в дни праздников, напоминавшие ему венецианские регаты.

 Лондон .Темза.

  Знакомство с английским пейзажем открыло новые возможности для совершенствования в манере тональной живописи. Он привлек его своей более естественной красочностью, менее яркой и бутафорской, чем облик Венеции.

     По возвращении на родину Каналетто в основном повторял старые сюжеты, не создав уже больше произведений, по художественной значимости равных ранним работам. В 1763 году шестидесятилетний художник, уже обретший мировую известность, был удостоен чести стать членом Академии художеств Венеции.

   На его надгробии современники, высоко ценившие его талант, оставили такую поэтичную надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Дорогие друзья.Я поместила несколько снимков тех мест Венеции,которые запечатлел Каналетто на своих картинах,чтобы вы смогли сравнить как изменился город за эти годы и по достоинству оценить работы великого мастера ведуты.

Источник: https://maxpark.com/community/6782/content/1625594

Джованни Батиста Пьяцетта (1683 — 1754)

21.07.2008

Публикации

Творчество этого художника, почти не выезжавшего из Венеции, было самым значительным художественным явлением венецианской живописи первой половины XVIII столетия.

Пьяцетта творил неторопливо и обдуманно и, как упоминает его биограф, венецианский издатель Дж.Б. Альбрицци, по нескольку раз переписывая одну и ту же вещь, упуская выгодные заказы.

Его деятельность была полной противоположностью работе венецианских декораторов-виртуозов, манера которых получила название «Fa presto» («делай быстро»).

Пьяцетта родился в семье известного в Венеции скульптора-резчика по дереву. Он постоянно имел перед глазами скульптора отца, и это оказало влияние на его интерес к передаче пластически объемных фигур в живописи и рисунке.

Школу рисовальщика он прошел у отца, а наибольшее влияние на формирование его как живописца оказал Дж.М. Креспи, в мастерской которого он обучался в Болонье в 1703—1711 годах и от которого воспринял интерес к народному типажу.

В Болонье Пьяцетта еще находился в поисках индивидуальной манеры.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Святой Иаков, ведомый на казнь. 1717

Первые значительные работы художник создал в Венеции в 1710—1730 годах.

В алтарных образах «Святой Иаков, ведомый на казнь» (1717, Венеция, церковь Сан Стае) и «Явление Мадонны Святому Филиппо Нери» (1725—1727, Венеция, церковь Санта Мария делла Фава) повышенный интерес к разработке пластически выразительных фигур, усвоенный в Болонье, постепенно смягчается влиянием живописи известного венецианского декоратора-«виртуоза» С. Риччи. Динамичному диагональному построению композиции Пьяцетта подчиняет распределение света и цвета, призванных выразить то драматизм сцены, то созерцательное умиротворенное настроение персонажей. Одной из характерных особенностей живописной манеры художника становится фресковая укрупненность цветовых пятен, их динамичное распределение, восходящее к венецианской живописной традиции XVI века. В окружении позолоченной лепнины декора вокруг плафона и медальонов с аллегорическими фигурами ярким декоративным цветовым пятном смотрится фреска Святой Доминик во славе (ок. 1725, Венеция, церковь Санти Джованни э Паоло). Синий плащ святого, коричневая, красная и голубая накидки ангелов и оттеняющие их белые и серые одеяния монахов-доминиканцев составляют яркие цветовые аккорды росписи, золотящейся в потоке золотого сияния, исходящего от изображенной здесь Святой Троицы.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Явление Мадонны Святому Филиппо Нери. 1725—1727

По-своему трансформирует Пьяцетта приемы «виртуозов» в алтарном образе «Явление Мадонны Святому Филиппо Нери». Он вводит изображение потока солнечного света, возникающего спереди, как бы вне живописного пространства полотна.

Свет придает меньшую определенность границам затененных и освещенных зон, все краски обретают единую теплую коричневато-желтую тональность. Автор биографий венецианских мастеров, художник-портретист А. Лонги (сын П. Лонги) назвал этот свет Пьяцетты «lume solivo» («солнечный свет»).

К этому приему отныне часто будет прибегать художник. Интерес Пьяцетты к передаче световых эффектов возник под влиянием световых теорий Ньютона. Ею увлекались не только художники, но даже светские венецианские дамы, посещавшие лекции на эту тему.

Пьяцетта изобразил этих любознательных поклонниц науки в иллюстрациях к книге Ф. Альгаротти Ньютонизм для дам, или Диалоги о свете и цвете.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Экстаз Святого Франциска. 1732

В другой значительной работе, более позднем алтарном образе «Экстаз Святого Франциска» (1732, Виченца, Городской музей) контрастное сочетание коричневого и белого цветов смягчено холодным золотистым светом.

Он придает чудесное свечение немногочисленным краскам, отчего колористическая гамма алтарной картины кажется переливчатой и чрезвычайно насыщенной тонально. Как всегда, в произведениях Пьяцетты живая мимика персонажей и приближенность образов к народному типажу заставляют вспомнить произведения С.

Риччи и Дж.М. Креспи, сцена полна религиозного вдохновения и искренней человечности.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Ассунта (Вознесение Марии). 1735

Сцена вознесения Марии в полотне «Ассунта» (1735, Лилль, Городской музей) превращена в красочное театрализованное венецианское зрелище.

На глазах изумленных зрителей в потоке света, золотящего облака, возносится Мария — светловолосая венецианка в белом одеянии. Эта работа Пьяцетты снискала широкую известность и восхищала современников.

Об этом свидетельствует то, что она была выставлена на пьяцца Сан Марко, где обычно демонстрировались лучшие произведения мастеров Венеции.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Юдифь и Олоферн. 1740-е

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Ревекка у колодца. Ок. 1740

В 1740-е годы Пьяцетта наряду с алтарными образами обращается к новому для себя жанру пасторали, пишет картины на мифологические и библейские сюжеты. Небольшие полотна «Ревекка у колодца» (ок. 1740, Милан, Пинакотека Брера), «Юдифь и Олоферн» (1740-е, Милан, частное собрание; Рим, Академия Святого Луки) по-венециански декоративны, в решении сцен присутствует театральность.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Гадалка. 1740

В картинах 1740-х годов «Гадалка» (1740, Венеция, Галерея Академии), «Идиллия на пляже» (1740-е, Кёльн, Музей Вальраф-Рихарц), «Пастораль» (1745, Чикаго, Институт искусств) проявилось живописное мастерство Пьяцетты. Все они исполнены по заказу фельдмаршала М.

фон Шуленбурга в жанре модной пасторали, которой увлекались мастера XVIII столетия, создавая различные виды этого традиционно венецианского вида живописи, связанного с литературной традицией. Пьяцетта, наделив пастораль особой поэтичностью, сблизил ее с бытовой живописью.

Образ венецианской гадалки в соломенной шляпке, лукаво глядящей на мир, очаровывает своей земной конкретностью.

Краски полотна приобретают золотистое свечение в потоке «солнечного света» Пьяцетты, вызывая ощущение ясного дня ранней осени или позднего лета, пейзажного окружения, хотя палитра красок достаточно скупа и лишь дан намек на пейзаж вдали. С огромной силой поэтического обобщения и декоративным изяществом Пьяцетта сумел передать глубокий лиризм образа, рождающего и чувство легкой грусти.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Идиллия на пляже. 1740-е

Развив традиции Креспи, тоже работавшего в пасторали, и соединив их с венецианской живописной традицией, Пьяцетта оправдал слова учителя, однажды сказанные ему: «Вы можете больше, чем я, это я должен быть вашим учеником». В пасторалях художника ярко проявилось умение эмоционально постигать окружающий мир, соотнося увиденное с лирическим настроем души.

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Мальчик-пиффераро. 1720-е

Новаторство художника проявилось и в создании им портрета-типа, ведущего свое начало от живописи Караваджо. Именно этот жанр получил развитие в творчестве его учеников, посещавших созданную в его мастерской «академию».

Обучение Пьяцетта строил на рисунке с живой модели, а не с так называемых «голов» — заданных графических изображений различных выражений чувств, которые имели мало общего с проявлением живой человеческой экспрессии. В Академии Венеции был вскоре признан в качестве учебника свод рисунков с натуры художника (Studi di Pittura, 1760).

В полуфигурных изображениях Пьяцетта стремился опоэтизировать образ, не только придать ему живописную импозантность, но и с глубокой человечностью заглянуть в мир чувств модели («Мальчик-пиффераро», частное собрание).

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Портрет Джулии Лама. 1720-е

Близок художнику был и жанр портрета. Три живописных автопортрета (1735, Вена, Альбертина; 1744—1745, Венеция, Музей Коррер; частное собрание) с огромной образной силой и вдохновением раскрывают внутренний мир художника.

Читайте также:  Картина арка главного штаба (санкт-петербург), в. с. садовников, 1830

С большой эмоциональностью выражено чувство в «Портрете Джулии Лама» (1720-е, Мадрид, Фонд Тиссена-Борнемисса), талантливой ученицы художника.

В потоке освещающего лицо света загораются яркими пятнами рыжеватые волосы Джулии, зеленый наброшенный на плечи платок, палитра в руках.

Портрет молодого скульптора. 1720-е

В «Портрете молодого скульптора» (1720-е, Вустер, Художественный музей) создан образ молодого художника. Темная меховая шапка придает своеобразие облику, оттеняя освещенное светом лицо. Яркими, словно излучающими свет пятнами цветов передана одежда.

Как и в алтарных образах, в портретах крупные цветовые пятна обладают особой выразительностью. Напряженная пластика их распределения составляет особенность живописной манеры художника.

Все в образе юного скульптора дышит жизненной энергией, жаждой творчества.

Сюжеты из античной истории и мифологии, делавшиеся к середине XVIII столетия все более популярными, были чужды Пьяцетте.

В ряде поздних работ в духе стилистики неоклассицизма проявляются несвойственный ему мелодраматизм и пафос.

Полная полета фантазии и полнокровной жизненной энергии живопись Пьяцетты отразила высокий творческий потенциал мастера венецианской школы, подлинного продолжателя великой национальной живописной традиции Венеции.

Елена Федотова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=581

про итальянскую выставку

?

mudraya_ptica (mudraya_ptica) wrote, 2018-10-03 21:30:00 mudraya_ptica mudraya_ptica 2018-10-03 21:30:00 Categories:

  • искусство
  • путешествия
  • Cancel

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описаниев ГМИИ, помимо японских).

«От Тьеполо до Каналето и Гварди.

Из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце, из Коллекции Интеза Санпаоло – Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце, из ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве.В экспозиции будет представлено 57 работ, среди которых 23 произведения из Палаццо Кьерикати, 25 произведений из ГМИИ им. А.С.

Пушкина, 9 произведений из Галерей Италии – Палаццо Леони Монтанари. Выставка проходит под патронатом Посольства Италии в Москве.

Работы из этих собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые будут показаны вместе в едином пространстве, что позволит зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи рококо.

В экспозиции можно увидеть произведения таких важнейших итальянских художников, как Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги».

Еще описание с музейного сайта:

«

Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке переживает новый период блестящего расцвета. Венеция становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров.

Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) – крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве. Его полотна и монументальные росписи отличаются эмоциональной взволнованностью, динамизмом композиций и яркой красочностью.

В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название «ведуты». Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663–1730), чьи композиции можно видеть на выставке. Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697–1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников.

В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712–1793) видел свой город иначе. Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо».

Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702–1785): зарисовки из жизни – тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий – стали основными темами работ художника.Мастера, прославившие венецианскую школу, не всегда жили и работали в столице: свой талант художники часто реализовывали в небольших городах.

Особого внимания заслуживает Виченца – «город Палладио», называемый так в честь знаменитого итальянского зодчего Андреа Палладио. Он родился в Падуе, но значительную часть архитектурного наследия оставил именно в Виченце. Один из шедевров Палладио – Палаццо Кьерикати, в котором сегодня располагается Городской музей Виченцы, предоставивший свои работы на выставку в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Зрители также смогут увидеть в экспозиции работы из Палаццо Леони Монтанари (Галереи Италии) в Виченце, которые знакомят с венецианской живописью XVIII столетия из коллекции Интеза Санпаоло.

На выставке в ГМИИ им. А.С.

Пушкина произведения итальянских художников из разных собраний дополнят друг друга: знаменитое полотно Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ).

В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты, одна из лучших работ которого, «Экстаз святого Франциска», будет экспонироваться на выставке. Мало знакомо российскому зрителю и творчество Пьетро Лонги, художника, посвятившего себя жанровой живописи.

Его небольшие забавные картины, исполненные тонкого юмора, открывают перед зрителем жизнь венецианского аристократического общества. Также будут показаны работы Джамбаттисты Тьеполо, одного из величайших мастеров европейской живописи XVIII столетия, которыми по праву гордятся музеи Москвы и Виченцы.

Таким образом, на выставке его творчество предстанет в широком тематическом диапазоне и в многообразии жанров, от плафонной композиции на аллегорическую тему «Время, открывающее Истину» (Палаццо Кьерикати, Виченца) до написанных для церквей алтарных образов и небольших станковых картин для частных заказчиков, среди которых мастерством исполнения выделяется «Смерть Дидоны» (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Хронологически завершает экспозицию группа пейзажей-каприччо Франческо Гварди, оставившего потомкам неповторимый исполненный поэзии образ Венеции – удивительного города на лагуне

«.Пьяцетта, Антонио Каналетто - описаниеТут тоже местами все отсвечиваетПьяцетта, Антонио Каналетто - описаниеУ себя не нашла этикетки, нашла в итальянском музее : Лука Карлеварис. Пейзаж с триумфальной аркой и конным памятником.Пьяцетта, Антонио Каналетто - описаниеЛука Карлеварис. Вид Вероны близ Понте делла Нави. Около 1720.Пьяцетта, Антонио Каналетто - описаниеПьяцетта, Антонио Каналетто - описаниеФранческо Авиани. Пейзаж с Лазарем и богачом. Ок. 1714.Пьяцетта, Антонио Каналетто - описаниеДжамбаттиста Тьеполо. Время, открывающее Истину.Бернардо Белотто. Вид Пирмы с крепостью Зонненштайн.1773-1775.

«Бернардо Франческо Паоло Эрнесто Беллотто — итальянский художник, мастер городского пейзажа, ученик и племянник Каналетто. Наиболее известные произведения Бернардо Беллотто — реалистичные виды центральноевропейских городов, прежде всего Дрездена, Вены и Варшавы. Как и его дядя, носил прозвище Каналетто»

Источник: https://mudraya-ptica.livejournal.com/341133.html

От Тьеполо до Каналетто и Гварди

Министерство культуры Российской Федерации
Государственный музей изобразительных искусств
имени А.С. Пушкина

представляют выставку

ОТ ТЬЕПОЛО ДО КАНАЛЕТТО И ГВАРДИ
Из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце,
из Коллекции Интеза Санпаоло – Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце,

из ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве

Даты проведения: 24 июля – 14 октября 2018
Место проведения: Главное здание
Кураторы выставки: Виктория Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи;
Джованни К.Ф. Вилла, почетный директор Городских музеев Виченцы

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку «От Тьеполо до Каналетто и Гварди» – работы выдающихся венецианских мастеров XVIII века из Городского музея Палаццо Кьерикати в Виченце; Коллекции Интеза Санпаоло – Галереи Италии, Палаццо Леони Монтанари в Виченце; ГМИИ им.

А.С. Пушкина. В экспозиции будет представлено 57 работ, среди которых 23 произведения из Палаццо Кьерикати, 25 произведений из ГМИИ им. А.С. Пушкина, 9 произведений из Галерей Италии – Палаццо Леони Монтанари. Выставка проходит под патронатом Посольства Италии в Москве.

Работы из этих собраний, давно завоевавших мировую известность, впервые будут показаны вместе в едином пространстве, что позволит зрителям получить более полное представление о многообразии венецианской живописи рококо.

В экспозиции можно увидеть произведения таких важнейших итальянских художников, как Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Тьеполо, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Питтони, Лука Карлеварис, Джованни Баттиста (Джамбаттиста) Пьяццетта, Джованни Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги.

Венецианская школа живописи, в эпоху Возрождения подарившая миру Тициана, Тинторетто, Веронезе, в XVIII веке переживает новый период блестящего расцвета. Венеция становится важным центром художественной жизни Европы, что особенно заметно на примере живописи, отмеченной яркой красочностью, декоративностью и многообразием жанров.

Истинным выразителем духа Венеции по праву считается Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770) – крупнейший итальянский живописец XVIII века, во многом продолжавший традиции Паоло Веронезе, последний представитель барокко в европейском искусстве. Его полотна и монументальные росписи отличаются эмоциональной взволнованностью, динамизмом композиций и яркой красочностью.

В XVIII веке в Венеции сложился особый тип городского пейзажа, получивший название «ведуты». Он берет свое начало в работах мало известного нашим зрителям Луки Карлевариса (1663–1730), чьи композиции можно видеть на выставке.

Свой подлинный расцвет этот жанр пережил в творчестве Антонио Каналетто (1697–1768), запечатлевшего неповторимый облик и атмосферу Венеции, ее будничной жизни и праздников. В отличие от Каналетто, Франческо Гварди (1712–1793) видел свой город иначе.

Не стремясь к точности изображения, он создавал поэтические живописные фантазии, произвольно соединяя реальные мотивы и вымысел. Этот тип пейзажа получил название «каприччо».

Жизнь венецианцев XVIII века изобразил в своих произведениях мастер жанровой живописи Пьетро Лонги (1702–1785): зарисовки из жизни – тайные свидания, игры, забавные уличные сценки, изображение повседневных событий – стали основными темами работ художника.

Мастера, прославившие венецианскую школу, не всегда жили и работали в столице: свой талант художники часто реализовывали в небольших городах. Особого внимания заслуживает Виченца – «город Палладио», называемый так в честь знаменитого итальянского зодчего Андреа Палладио.

Он родился в Падуе, но значительную часть архитектурного наследия оставил именно в Виченце. Один из шедевров Палладио – Палаццо Кьерикати, в котором сегодня располагается Городской музей Виченцы, предоставивший свои работы на выставку в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Зрители также смогут увидеть в экспозиции работы из Палаццо Леони Монтанари (Галереи Италии) в Виченце, которые знакомят с венецианской живописью XVIII столетия из коллекции Интеза Санпаоло.

На выставке в ГМИИ им. А.С.

Пушкина произведения итальянских художников из разных собраний дополнят друг друга: знаменитое полотно Каналетто «Возвращение Бучинторо к молу у Дворца дожей» и еще две работы этого мастера, принадлежащие ГМИИ, послужат украшением выставки в Виченце, где произведения этого выдающегося живописца отсутствуют (в самой Венеции можно найти лишь несколько работ). В Виченце нет и картин Бернардо Беллотто, племянника Каналетто, которыми богато собрание московского музея. В то же время в России не представлены произведения Джамбаттисты Пьяццетты, одна из лучших работ которого, «Экстаз святого Франциска», будет экспонироваться на выставке. Мало знакомо российскому зрителю и творчество Пьетро Лонги, художника, посвятившего себя жанровой живописи. Его небольшие забавные картины, исполненные тонкого юмора, открывают перед зрителем жизнь венецианского аристократического общества. Также будут показаны работы Джамбаттисты Тьеполо, одного из величайших мастеров европейской живописи XVIII столетия, которыми по праву гордятся музеи Москвы и Виченцы. Таким образом, на выставке его творчество предстанет в широком тематическом диапазоне и в многообразии жанров, от плафонной композиции на аллегорическую тему «Время, открывающее Истину» (Палаццо Кьерикати, Виченца) до написанных для церквей алтарных образов и небольших станковых картин для частных заказчиков, среди которых мастерством исполнения выделяется «Смерть Дидоны» (ГМИИ им. А.С. Пушкина). Хронологически завершает экспозицию группа пейзажей-каприччо Франческо Гварди, оставившего потомкам неповторимый исполненный поэзии образ Венеции – удивительного города на лагуне.

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:

«ГМИИ им. А.С. Пушкина на протяжении многих лет тесно сотрудничает с музеями Италии, благодаря чему имеет возможность организовывать выставки итальянского искусства высочайшего уровня.

Вдохновленный высоким уровнем картин итальянской школы, хранящихся в ГМИИ, директор Художественного музея Виченцы профессор Джованни Вилла предложил провести совместную выставку, объединяющую произведения из российского и итальянского собраний.

Выставка станет важным шагом в развитии партнерских отношений итальянских и российских музеев и пройдет в два этапа: сначала будет показана в Москве, а затем – в Виченце».

Благодарим General Invest за помощь в организации выставки.

Статьи по теме

Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание
Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание
Пьяцетта, Антонио Каналетто - описание

Источник: https://worldpics.pro/ot-tepolo-do-kanaletto-i-gvardi/

Каналетто Джованни Антонио

Джованни Антонио Каналетто

 (1697–1768)

В XVIII веке Венеция переживала упадок. Венецианская республика окончательно потеряла свое влияние, во многом определявшееся ранее активной посреднической торговлей. Впрочем, внешних примет упадка почти не наблюдалось.

Все так же скользили гондолы по тихой глади Большого канала, все так же толпились на пристанях матросы, все так же степенно прохаживались вдоль набережных купцы в роскошных бархатных камзолах. Как прежде, гремели веселые карнавалы.

На Вознесение отмечался праздник обручения с морем: венецианский дож торжественно плыл на своем корабле, чтобы опустить в воду символическое обручальное кольцо. Бережно сохранялись и традиции великой венецианской живописи.

В городе работали прекрасный портретист Розальбо Каррьера, замечательный мастер позднего барокко Джанбатиста Пьяццетта, Лука Карлеварис, работавший в жанре ведуты (городского пейзажа-панорамы), и другие живописцы. Но был среди них художник, который заслужил право называться не просто талантливым, но великим. Мы имеем в виду Каналетто.

Читайте также:  Парад в царствование павла i, а. н. бенуа, 1907

Подробной его биографии мы не знаем. Кое-какая информация сохранилась в редких письмах и дневниках его современников, случайных деловых бумагах, одной или двух расписках в том, что порученная Каналетто работа выполнена и получена. Все остальное – его картины.

Каналетто никогда не был женат. Детьми он не обзавелся. Богатство его творческого наследия свидетельствует о том, что всю свою жизнь он посвятил исключительно живописи. Джованни Антонио Каналь (такова его настоящая фамилия) родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника. Каналетто (то есть «маленький Каналь») уже в детстве помогал отцу.

В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию.

Во многом картины двух художников этого времени похожи. Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину!) и очень театральны по манере. Но есть и серьезное расхождение: Каналетто, в отличие от Карлевариса, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом.

Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание.

Среди интересующихся были два иностранца, сыгравшие немалую роль в судьбе художника. Один из них — Оуэн Максуини. Этот жизнерадостный ирландец, обанкротившись, покинул Лондон. В Венеции он зарабатывал на жизнь, продавая картины английским аристократам, традиционно навещавшим Венецию.

Именно по совету Максуини Каналетто начал писать миниатюрные виды Венеции для богатых англичан. В новом жанре приходилось работать более формально. На смену искрящейся атмосфере пришли скрупулезнейше выписанные венецианские достопримечательности. Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. По чьей вине – не ясно.

Во всяком случае, не слишком симпатичный человеческий образ Каналетто сформировался в литературе благодаря откровениям ирландца. «Этот капризный парень, – однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, – ежедневно меняет цены на свои картины».

«Этот ненасытный человек, – читаем в другом его письме, – пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену». Впрочем, эти фразы косвенно свидетельствуют и о том, насколько популярен уже в 1730-е годы был художник.

С торговцем Джозефом Смитом, с юных лет обосновавшимся в Венеции, отношения у Каналетто сложились более счастливые. Смит прекрасно разбирался в искусстве. Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого «багажа», часто просил художника сделать для себя ее копию.

В делах Смит выступал замечательным профессионалом. Он заказал Каналетто двенадцать небольших видов Большого канала и два масштабных полотна с изображением венецианских праздников, а когда работы оказались у него в руках, попросил своего друга, Антонио Висентини, сделать с них гравюры. Составив из них альбом, он отослал его в Англию.

В результате на Каналетто пролился дождь новых заказов. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым. Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками. У этого успеха была и оборотная сторона. Выпущенный альбом позволил освоить манеру популярного художника тем, кому не давали покоя его лавры.

Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут.

К концу 1730-х годов спрос на картины Каналетто упал. В Европе бушевала война, и Венеция обезлюдела. Устал, по всей видимости, и сам мастер. Его работы явно потеряли свежесть, из них ушло живое дыхание жизни. Но верный Смит (зная наверняка, что не сможет продать новые полотна) упорно заставлял Каналетто работать.

В 1746 году художник отправился в Лондон, где его преданно любили. Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста. Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста. За этим заказом последовали другие.

Отметим среди них большую панораму «Вид на Темзу и Вестминстерский мост издали». В сущности, в Лондоне Каналетто занимался тем же, что и в Венеции, – писал подробные городские пейзажи. Однако его лондонские ведуты заметно уступают видам родного города. Об этом громко говорили недоброжелатели живописца.

Но если отбросить эмоции, то, пожалуй, следует согласиться с современными искусствоведами, утверждающими, что Каналетто допустил ошибку, пытаясь «срифмовать» Темзу с венецианским Большим каналом. Эта ассоциативность на корню уничтожала самобытность места.

Там, где Каналетто ее избегал, из-под его кисти выходили замечательные картины, о которых говорили с почтительным придыханием, – такие, как великолепный «Старый Уолтонский мост» (1754).

В Лондоне Каналетто провел девять лет (за вычетом краткой поездки в Венецию в 1750 году). Домой он вернулся в 1755 году. Жизнь на родине не радовала. Денег хронически не хватало. Его работы сохранили блеск, но им не хватало былой уверенности.

Чувствовалось, что художник перестал любить жизнь. Сменилась и мода: теперь в ходу были ведуты, созданные в более свободной (почти импрессионистической) манере. В такой манере писал Франческо Гварди (1712-1793), он теперь и оказался на коне.

В 1763 году Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии, хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он написал только спустя два года. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой.

Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада» (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости).

Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в Академии неизменно приветствовались. Последняя дошедшая до нас работа Каналетто – рисунок пером и тушью. Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука – крепкой.

В нижней части листа написано: «Я, Джованни Антонио де Каналь, сделал этот рисунок, изображающий певчих в соборе Сан-Марко, в возрасте 68 лет, не прибегая к очкам. 1766 год».

Спустя два года художник умер и был похоронен с большими почестями. Заупокойную мессу по нему служили 12 священников. Если говорить об оставленном им наследстве, то оно оказалось весьма скромным: поношенная одежда, несколько личных вещей и 28 картин, которые так и не удалось продать.

Источник: http://art.batato.ru/kanaletto-dzhovanni-antonio/

Каналетто (Джованни Антонио Каналь), Изображений: 148

Каждый день интеллигенция мира устремляется в Венецию. Город расположен на сотне островов, которые окружает море…

Мир Венеции начинается с путешествия на гондоле, старом средстве передвижения по венецианским каналам. Этот мир навсегда остался на полотнах Каналетто (Джованни Антонио Каналь), творившего в эпоху классицизма.

Жизнь этого художника не описана биографами: до нас дошли незначительные сведения из прожитой жизни. Письма (их немного), дневники современников, которые восхищаются талантом Джованни, несколько расписок, сообщающих о том, что картину Каналетто написал в срок.

Но художник запоминается своими полотнами. Любой, даже самый непосвященный в вопросы живописи, человек, взглянув на картины Джованни Антонио, восклицал: «А все-таки он талантлив!» Это восклицание пронеслось через толщу веков.

Семья Канале

Известно, что великий итальянский живописец и офортист Джованни Антонио Канале по прозвищу Каналетто родился 7 октября 1697 года в Венеции. Талант ему достался от отца, посвятившего свою жизнь театру. Только Бернардо Канале не был актером, он был театральным художником.

Отец стал для Джованни первым учителем. Практику юноша отрабатывал в театре, помогая отцу декорировать сцену.

«А все-таки он талантлив!»

Имя молодого художника зазвучало среди скульпторов и живописцев Венеции в 1720. Этому предшествовала поездка в Римв 1719 году, где двадцатидвухлетний юноша знакомится с картинами Д. П. Паннини. Знакомство вдохновило молодого человека к занятиям живописью. Первая картина «Архитектурная каприччио» датирована 1923 годом. Появляются новые полотна, на которых красуются панорамы Венеции.

Его талант никто не оспаривал, работы выставлялись рядом с полотнами Карлевариса, мастера городского пейзажа – ведуты. Картины двух мастеров кисти были похожи изображаемыми миром. Современники путали полотна, не замечая того, что мир на картинах молодого художника пестрый и радостный, наполненный удивительным светом.

Отличительной чертой мастерства Каналетто была его манера писать ведуты сразу с натуры без эскизов и набросков. Позже стал писать картины в студии с помощью камеры-обскуры. Его первые работы отличаются высокой детализацией видов. По ним можно изучать зодчество 18 века.

Джозеф Смит в судьбе Джованни

Иногда судьба благосклонно относится к гениям, посылая им настоящих друзей. Такими для Джованни оказались купец Джозеф Смит и ирландец Оуэн Максуини. Они были знатоками живописи, высоко оценили шедевры Каналетто и помогали ему продавать их. Основными покупателями были англичане.

Смит заказал художнику 14 небольших полотен с изображением Большого канала, с которых Антонио Висентини – известный итальянский офортист, сделал гравюры.

В 1735 году был издан первый альбом под названием «Вид Большого канала Венеции» с гравюрами Висентини по картинам Каналетто. Смит послал каталог в Англию. Успех был ошеломляющим.

Заказов стало поступать так много, что Каналетто уже не справлялся с ними, пришлось брать помощников. Популярность Джованни стала приманкой для мошенников и завистников. Итальянский рынок наводнили подделки и копии.

К 1740 году положение дел резко ухудшилось, так как в связи с военными действиями англичане перестали посещать Венецию, а значит, и покупать картины мастера. Чтобы поправить материальное положение, Каналетто решает перебраться поближе к своим потенциальным покупателям.

Лондонский период

В 1745 году в возрасте 48 лет живописец меняет место жительства. В столице Британии он провел неполные десять лет. Лондон предстает перед Каналетто под дугами нового лондонского моста через Темзу.

Продолжительное время он рисует столицу, ведуты с её окрестностями, улицами и домами, английские парки с их бесконечной перспективой.

Изображает сборища толпы в праздничные дни, которые напомнили итальянцу венецианские регаты.

Талант художника продолжает развиваться, он совершенствуется в исполнении тональной живописи. Его картины наполнены естественными красками, отсутствует бутафорность и яркость, присущая ранним венецианским работам.

Лондонский период стал очень плодотворным, хотя в чопорной Англии он чувствует себя неуютно, да и продаж особых нет.

Возвращение на родину

В 1755 году следует возвращение в Венецию. Однако, это уже не тот восторженный молодой художник, покоривший мир радостным светом. Каналетто в основном воспроизводит старые мотивы, не создавая новых сюжетов. В работах зазвучали пессимистические мотивы.

В 1763 Каналетто избирается членом только открывшейся венецианской Академии Художеств. Это была большая честь. Художник при вступлении должен предоставить свою новую работу, но Джованни сделал это только через 2 года.

Изначально он хотел представить «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада», датированную 1763 годом, но по совету друзей остановил свой выбор на полотне «Каприччо с колоннадой», воплотившее полет фантазии автора, в котором слились архитектурные памятники Рима, Падуи, Венеции и Англии.

Жюри эта работа действительно очень понравилась, поскольку в Академии приветствовались работы с фантастической или искаженной перспективой.

Последняя работа

В возрасте 68 лет он сделал свой последний рисунок пером и тушью, изобразив певчих в соборе Сан-Марко. Датировал свою работу 1766 годом и сделал на ней памятную надпись: «…сделал этот рисунок…не прибегая к очкам».

В 1768 году великий художник ушел из жизни. Венеция почтила память Каналетто, устроив ему пышные похороны. Заупокойную мессу отслужили 12 священников. На его надгробии сделали надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Наследство

Несмотря на большую популярность и прижизненное признание после смерти Джованни Каналетто осталась только поношенная одежда, пара дешевых личных вещей и 28 картин.

При жизни художник не был женат, у него не было детей, распорядителем наследства стал Джозеф Смит, доверенное лицо мастера. Почти все картины он продал английскому королю Георгу III. В королевском собрании оказалось настоящее сокровище – большая часть лучших работ итальянского художника Каналетто.

Последователи манеры кисти Каналетто

Многие художники стали последователями его таланта, стремились понять технику его кисти. Тему городского пейзажа продолжил Алексеев Федор Яковлевич, который учился на его работах.

Говорят, чтобы познать Венецию, нужно прокатиться на гондоле или рассмотреть полотна великого Каналетто…

Источник: https://gallerix.ru/album/Canaletto

Ссылка на основную публикацию