Автопортрет
Михаил Васильевич Нестеров большую часть жизни посвятил искусству. За это время им было создано несколько сотен произведений, ныне украшающих выставочные залы Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Казани, Уфы, Минска, Новгорода и многих других городов.
Михаил Васильевич Нестеров — выдающийся русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР. Он родился 31 (19 по старому стилю) мая 1862 года в Уфе в религиозной купеческой семье. Его мать, Мария Нестерова, происходила из старинного рода Ростовцевых. Отец, Василий Нестеров, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами.
До двенадцати лет Нестеров учился в Уфимской гимназии. В 1874 году будущий художник переехал в Москву, в 1874-1876 годах учился в реальном училище К.П. Воскресенского.
В 1876-1880 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди преподавателей училища были знаменитые передвижники Павел Сорокин, Илларион Прянишников и Василий Перов.
С 1879 года Михаил Нестеров начал принимать участие в проводившихся в училище ученических выставках. Его работы раннего периода, такие как «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе», были написаны в традициях русского передвижничества.
В 1881 году Нестеров, пребывающий в поисках своего художественного стиля, перебрался в Санкт-Петербург, где поступил в Академию Художеств. Академия не оправдала надежд художника, и в 1883 году он вернулся в Москву. Вновь поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Михаил Нестеров попал в класс к Владимиру Маковскому.
В последние годы обучения в училище Нестеров обратился к теме прошлого России. Среди работ того времени «Прием послов», «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве», «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным».
В 1885 году за картину «Призвание М. Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника.
В 1889 году Нестеров предложил свою картину «Пустынник» на XVII передвижную выставку в Санкт-Петербурге. Еще до открытия на полотно обратил внимание Павел Третьяков и приобрел его для своей галереи.
Картина стала одной из первых работ Нестерова, заявивших особый почерк художника.
Тема ухода от мирской суеты в мир русских святых и, в первую очередь, Сергея Радонежского, стала одной из ключевых в его творчестве.
Нестеров отправился в Европу. Он посетил Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Рим, Париж, Дрезден. Вернувшись на родину, художник поселился в деревне Комякино неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры.
Там он начал работу над первым полотном в цикле картин, посвященных житию Сергия Радонежского, — «Видение отроку Варфоломею». Работа была представлена на XVIII передвижной выставке в 1890 году. Картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.
До конца жизни Нестеров считал «Видение отроку Варфоломею» лучшей своей картиной.
В 1890 году Михаила Нестерова пригласили принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве вместе с Виктором Васнецовым. Художник принял приглашение и в 1893-1894 годах создал запрестольный образ «Рождество Христово».
В 1894-1896 годах работал над мозаиками храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.
В 1899-1904 годах принимал участие в росписи церкви Александра Невского в Абастумани (Грузия).
В 1901 году Михаил Нестеров посетил Соловецкие острова, где познакомился с жизнью русского Севера и северных монастырей. Под впечатлением от путешествия художником были написаны картины «Молчание», «Лисичка», «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели», «Соловки».
В 1901-1905 годах Нестеров работал над полотном «Святая Русь». Тему явления Христа народу художник попытался перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.
В 1907 году Нестеров согласился на предложение великой княгини Елизаветы Федоровны и взялся расписывать храм Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве. Над росписью он работал четыре года вместе с архитектором Алексеем Щусевым.
В 1909-1914 годах в творчестве Михаила Нестерова зазвучала тема тихой человеческой жизни, ничем не замутненной радости бытия. Именно этой теме посвящены работы «Вечерний звон», «Схимник», «Тихие воды», «Старец».
- В 1913-1914 годах Нестеров написал шесть великих образов для иконостаса Свято-Троицкого собора в Сумах (Украина) — Христоса, Богоматери, Троицы, Николы, архангелов Гавриила и Михаила.
- В 1917 году художником была написана картина «Философы» — двойной портрет Павла Флоренского и Сергея Булгакова.
- После революции 1917 года Михаил Нестеров не сразу оставил тему «Святой Руси», он написал такие картины, как «Молитва», «Мать Евпраксия», «У монастырской стены».
В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. В 1923 году Нестеров написал одно из лучших своих полотен — «Девушка у пруда», где изобразил свою дочь Наталью.
Нестеров много писал своих родных и друзей – жену и детей, художников Павла и Александра Кориных и Виктора Васнецова. В каждой модели художник отыскивал и акцентировал только самые главные, определяющие черты, создавая яркие, выразительные характеры.
К 1928 году относятся два автопортрета Нестерова — «Автопортрет в черном» и «Автопортрет в белой блузе». В 1935 году художник написал портреты издателя Владимира Черткова, хирурга Сергея Юдина и физиолога Ивана Павлова. За портрет академика Павлова живописец получил Сталинскую премию.
В 1940 году Нестеров написал необыкновенно динамичный, глубокий портрет скульптора Веры Мухиной, которая лепила летящую фигуру Борея.
Последней работой художника стал пейзаж «Осень в деревне».
В последние годы жизни Нестеров с увлечением работал над воспоминаниями, вышедшими отдельной книгой в начале 1942 года под названием «Давние дни». Книга имела большой успех.
- Скончался художник в Москве 18 октября 1942 года и был погребен на Новодевичьем кладбище.
- Михаил Нестеров — обладатель Сталинской премии (1941), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).
- Художник был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1942).
Михаил Нестеров был дважды женат. Первая жена художника — Мария Мартыновская; в браке родилась дочь Ольга, однако спустя сутки после родов молодая мать умерла. Второй раз Нестеров женился на Екатерине Васильевой. Во втором браке появились на свет дочери Наталья и Анастасия и сын Алексей.
Видение отроку Варфоломею
Молчание
Осенний пейзаж
Лисичка
Два лада
Пустынник
Портрет академика Павлова
Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский)
Зима в монастыре
Осенний пейзаж
Юность преподобного Сергия
Портрет Л.Н.Толстого
Вечерний звон
Путник
В Уфе
Странник Иисус
Домашний арест
Вечер на Волге. Одиночество
В снежки
Пруд. Около хутора Княгинино
Старый и малый
Осень в деревне
Источник: https://obiskusstve.com/290244520157645242/mihail-vasilevich-nesterov-vydayuschijsya-russkij-hudozhnik/
7 «бесстрастных» полотен Михаила Нестерова
31 мая (19 мая по старому стилю) 1862 года родился Михаил Нестеров. Предлагаем вспомнить 7 полотен, на которых выдающийся русский живописец «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».
Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде. Там он знакомится с монахом Троице-Сергиевой лавры Гордеем, который становится прототипом героя.
Впоследствии, однако, художник намеренно уйдет от портретности, наделяя монаха обобщенными чертами. Вдоль озера по тропке бредет, опираясь на посох, старец в монашеских одеждах. Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой.
Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением.
Художнику удалось в полной мере передать свою убежденность в том, что только жизнь вдали мирской суеты способна напитать человеческую душу покоем, искренностью и стойкостью.
Намеченные художником принципы и идеи будут реализованы в его дальнейшем творчестве.
Картина была куплена Третьяковым за 500 рублей, что позволило получить Нестерову не только материальную независимость (он, в том числе, смог поехать в Италию), но и стала подтверждением: «Он – настоящий художник!»
Замысел цикла картин, посвященных жизни Сергия Радонежского, появился у Михаила Васильевича во время пребывания в Сергиевом Посаде.
«Видение отроку Варфоломею» — стала первой картиной, идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной.
Но приступить к работе Нестеров смог только после итальянского путешествия – с большим воодушевлением он выполнил большое количество подготовительных этюдов и рисунков, в том числе и пейзаж, который позже ляжет в основу картины.
Смысловым центром композиции стала фигура мальчика, который уповает на черноризца и просит чуда – освоить грамоту. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать.
Осенний пейзаж наполняет картину чистотой и словно дарит способность раскрыть тайные помыслы и желания чистой души мальчика.
Тесно переплетая реальность и видение, Нестеров создает необычную для русской живописи картину – в станковой живописи появляется элемент иконописи.
Золотое сияние вокруг голову схимника рождает массу споров не только среди зрителей и критиков, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назовут картину «вредной».
Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». На первом плане зритель видит двух монахов, читающих Часослов и бредущих вдоль поросли молоденьких березок. В лучах заходящего солнца горят кресты храма.
Монахи настолько углубились в чтение, что не обращают внимания на красоту природы, которая просыпается от зимнего сна. Художник вкладывает в руки молодого инока веточку вербы, сообщая тем самым, что великий праздник Воскрешения Христова совсем скоро.
Кажется, что и в природе, и в людях, изображенных на картине, не осталось ничего земного, а все происходящее проникнуто тишиной спасительной молитвы.
Одной из лучших картин, рассказывающей о монашеской жизни, стало «Молчание», написанное Нестеровым параллельно с работой над «Святой Русью». Взору зрителя предстают две скользящие по заливу у подножия Рапирной горы на Соловках лодки.
Внутренние связи – доминанты полотна – образуют четкий треугольник: две лодки и церковь на вершине горы. На берегу художник располагает еще один храм, тем самым символично иллюстрируя Церковь земную и Церковь небесную. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Однако в самой картине нет движения и динамики.
Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим.
Связь человека с Богом через общение с природой, созерцательная молитва и уход от мирской суеты подчеркивается и общим колоритом: легкое звучание сиреневого, желтовато-розового и серо-фиолетового оттеняют доминанту темного зеленого и черного. Идеи «Молчания» впоследствии будет отражены в «Лисичках» (1914), «Старец. Раб Божий Авраамий» (1914-1916), «В скиту» (1915) и «Соловки» (1917).
Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. Ольга Петровна сидит в кресле рядом со столиком, на котором стоит ваза с азалиями и разбросаны разные безделушки.
На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка». Художник не делал набросков к портрету, он писал его прямо с натуры, стараясь поймать секунды жизни любимой женщины, словно предчувствуя разлуку с ней.
В этом же году он напишет и портрет дочери Ольги, которая незадолго до этого перенесет сложную операцию по возвращению слуха. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа.
Опасаясь за ее жизнь, Михаил Васильевич старался запечатлеть любимую дочь на холсте – в 1906 году он напишет еще «Портрет О.М. Нестеровой», который в 1907 году имел огромный успех у публики и был приобретен для коллекции Государственного Русского музея.
В 1912 году Нестеров заканчивает работу над росписью Покровского храма Марфо-Мариинской обители и приступает к завершению трилогии – картине «Душа народа». Уже написаны «Святая Русь» (1901-1905) и «Путь ко Христу» (1908-1912).
Каждое из полотен появилось в сложное для страны время, и через них Михаил Васильевич символично предлагает выход из сложных ситуаций, который заключается не в бунтах, пропитанных кровью, а в свете истины христианской, веры в Бога и народном единстве.
Вдоль берега Волги в поисках правды и утраченной веры бредут люди, впереди которых – крестьянский мальчик, с надеждой вглядывающийся вперед. Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет.
Однако складывается ощущение, что Он только что прошел, а разные люди – царь в шапке Мономаха, священник, схимник, юродивый, слепой солдат с сестрой милосердия — стремятся догнать его. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева.
Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога.
В поздних работах Нестерова реже появляются образы русских святых. На первое место выходит полотна, написанные в жанре портрета.
После 1920 года мастер создает портреты своих современников: художников, скульпторов, философов, ученых, литераторов, врачей и актеров. Одной из таких работ становится портрет Васнецова.
Идея написать своего друга родилась у художника еще в 1908 году, но из-за большого количества заказов воплощение замысла было отложено на долгие годы.
Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон.
Кресло с высокими подлокотниками развернуто таким образом, чтобы зритель отгораживал портретируемого от всего остального мира, а святитель в светлых одеждах с иконы словно призывает Васнецова к беседе.
Седовласый старец смотрит на зрителя сверху вниз, но в его взоре нет высокомерие, скорее подчеркивается значительность его личности. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ.
Фаина Шатрова
Источник: https://russian7.ru/post/7-besstrastnyx-poloten-mixaila-nesterova/
Творчество Михаила Нестерова: картины, стиль, признание :
Образы святой Руси, чистой и непорочной души человека навеки запечатлены в творчестве Михаила Нестерова. Картины, которые он писал, имеют мировое признание и олицетворяют собой свет и гармонию.
Становление художника
В 1862 году, в городе Уфе родился Михаил Нестеров. Родители любили мальчика и были благосклонно настроены к его привязанности рисовать. Они отдали сына на обучение в гимназию.
Позже он получил диплом, окончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Годы обучения (1884-1886) были знаменательны историческими событиями. Эпоха передвижничества и демократического реализма повлияла на направленность Нестерова в живописи.
И выбор профессии был определён. Его учителя В. Перов и А. Саврасов старались развивать у студента способность чувствовать и обострённо воспринимать написанные сюжеты. Акцент ставился на действие, а не на предмет зарисовки.
Этот момент давался нелегко, мировоззрение молодого художника было ещё не сформировано.
Религиозная направленность в живописи
У Нестерова картины портретного жанра куда лучше получались, чем исторические иллюстрации. Будучи молодым, он пытался найти свою нишу в творчестве. И ему это удалось. Много путешествовал, изучал французское и византийское художественное искусство.
Любовь к природе помогла создать свой нестеровский стиль исполнения, поэтический и живописный.
Оформление множества храмов (Спаса-на-крови в Петербурге, Владимирского в Киеве, Александра Невского в Абастумани) дало автору полное удовлетворение.
Роспись носила величественный характер, мощь и энергетика передавалась в каждом штрихе. Михаил Нестеров, картины которого имели историко-религиозную направленность, получил признание и достиг успеха в мире искусства.
Семья художника была глубоко верующая. Со своей женой, Марией Мартыновской, Нестеров познакомился в Уфе. Они поженились и переехали жить в Москву. Родители были против этого брака, но молодых было не остановить. Прожили они в браке всего один год.
Мария умерла после родов, но оставила после себя дочь Ольгу, которая в дальнейшем неоднократно позировала своему отцу. После смерти жены он хотел уйти в монастырь и служить Богу. Страшное горе повлияло на дальнейшую жизнь и творчество Нестерова. Картины, написанные им после ухода жены, выражали эмоции, пережитые им.
Заставляли думать о личной трагедии и открывать душу. Его любовь к Марии изображена на холсте: «Христова невеста».
Автор попытался воскресить ускользающий образ, передать всю глубину человеческой жизни. Известное выражение «нестеровская девушка» (прототипом ее стала именно Мария Мартыновская) дошло и до наших дней. Идеал женственности, чистоты и красоты, отображённый на его холстах, не утратил своей актуальности.
Известные картины
Продолжение темы бытия находит своё отражение и в гениальном произведении «Пустынник». Гармоничное единение человека с природой чётко просматривается в образе старика, идущего вдоль озера.
Характер одинокого странника, полный таинства и умиротворения, органично вписывается в общий пейзаж. Спокойная, тихая и повествующая о реальной жизни картина была одобрена известными критиками и представлена на выставке передвижников.
Она была приобретена Третьяковской галереей и по сей день радует посетителей.
После продажи «Пустынника» Нестеров побывал в Италии. Его захватил дух эпохи Возрождения. И после возвращения на родину он окунулся в работу над очередным творением. Им стала картина «Видение отроку Варфоломею». Продумывая все тонкости написания, автор полностью окунулся в атмосферу религиозности.
Он посещал храмы, общался с монахами, интересовался деятельностью святого Сергия Радонежского, которому и было посвящено это произведение. В основу композиции легла история о юноше. На своём пути он встречается с молящимся под деревом старцем, голова которого светилась ореолом. При разговоре Варфоломей поведал, что очень хочет научиться грамоте, и пригласил старца в свой дом.
Получив благословение от него, юноша научился читать. Все это можно увидеть и почувствовать, смотря на холст. Тихая и яркая осень, изображенная художником, отдаёт теплом и возвышенностью над увиденным. Отражённый Божий лик был гениально передан хужожником. После создания этой картины Михаил Нестеров был признан одним из лучших русских живописцев.
Тема религиозности присуща большинству его произведений, например, «Великий постриг», «Девушки на берегу».
Другие течения в живописи Нестерова
Октябрьская революция внесла свои коррективы в творческую жизнь Нестерова. Он начал писать портреты и пейзажи, так как религиозная тематика была под запретом. Ему позировали художники, скульпторы, академик Павлов и многие другие известные личности.
В запечатлённых образах легко прослеживался характер, манеры и скрытые черты позирующего. Талантливый и наблюдательный мастер Нестеров, описание картин которого практически не требовалось, мог увидеть самое важное в образе.
Глядя на его творения, несложно прочувствовать всё то, что стремился выразить мастер.
Михаил Нестеров — художник, картины которого буквально оживают на глазах. Это не отдельно схваченные фрагменты, а «повествующие» композиции. После себя он оставил богатое наследие, за что был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. Творения Нестерова — картины, которые навсегда запечатлили в себе красоту русской души.
Источник: https://www.syl.ru/article/304632/tvorchestvo-mihaila-nesterova-kartinyi-stil-priznanie
К 155-летию со дня рождения михаила васильевича нестерова: описание картины «видение отроку варфоломею»
Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942), молодой художник из далёкой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.
Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться.
Его папа полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером.
Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым — «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею».
Передвижники были идейными вождями русского общества 1870-х-1880-х годов.
Их выставки посещали люди всех сословий, студенты и курсистки, молодые рабочие, разночинцы-интеллигенты, представители учёной и художественной элиты, высшая знать и члены Царской семьи.
Экспонировать свои работы на «передвижной» было великой честью для начинающего живописца. И вот картины Нестерова приняты. Это ли не успех?
Но незадолго до открытия выставки над «Варфоломеем» сгущаются тучи. Перед ним собираются строгие охранители чистоты: передвижнического направления — «таран русской критики» В.В. Стасов, маститый художник-передвижник Г.Г. Мясоедов, писатель-демократ Д.В. Григорович и издатель А.С. Суворин. Нестеров вспоминал: «Судили картину страшным судом.
Они все четверо согласно признали её вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». Дело кажется таким серьёзным, что четверка решается отговорить Третьякова от покупки картины.
Коллекционер в это время бродит по экспозиции, присматривая новые экспонаты для своей Галереи. Первым решается заговорить с ним Стасов: «Картина эта попала на выставку по недоразумению… ей на выставке Товарищества не место, задачи Товарищества известны, картина же Нестерова им не отвечает.
Вредный мистицизм, отсутствие реального, этот нелепый круг (нимб) вокруг головы старика…» Особенно возмущало критиков то, что молодой автор не испытывает никакого раскаяния. А поскольку молодёжь следует учить, они призвали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего на путь истинный.
Но Третьякова уважали именно за независимость вкусов и предпочтений. Внимательно выслушав оппонентов, он заявил, что от картины не откажется.
Недоброжелатели Нестерова были во многом правы. Они чутко уловили новаторство художника. Сам того не желая, он выступил как бунтовщик против передвижнических устоев: материализма, позитивизма, реализма.
Передвижническому искусству отражения жизни в формах самой жизни Нестеров противопоставил искусство преображения действительности во имя выражения внутреннего мира человека — мира видений, грёз, фантазий.
Для передачи этой новой реальности он обратился к новому художественному языку. Имматериализовал линии, формы, краски, подчинил их декоративному ритму. Превратил картину в подобие декоративного панно.
Тем самым, не порывая с реализмом, он приблизился к символизму. Образ Сергия был душевно близок Нестерову с раннего детства. Он знал его по семейной иконе и лубочной картинке, где Сергий-пустынножитель кормил хлебом медведя.
В представлении художника это был глубоко народный Святой, «лучший человек древних лет Руси».
По возвращении из Италии Нестеров поселился в деревне Комякино, недалеко от Сергиева Посада. Здесь сама природа словно бы хранила воспоминания о жизни Преподобного.
Художника глубоко трогает кроткое очарование северного пейзажа. В своей бесплотности она словно просвечивала в иную, метафизическую реальность. Часто бывая в Троице-Сергиевой лавре, М.В.
Нестеров вошёл в мир народных преданий и верований, связанных с преподобным Сергием Радонежским.
Напитавшись «русским духом», Михаил Васидьевич начинает искать в жизни «подлинники» своих грёз. Навсегда сохраняется его стремление опереться на натуру, даже в том случае, когда он создаёт ирреальные образы.
С крыльца Абрамцевского усадебного дома ему открывается, по его воспоминаниям, «такая русская, русская осенняя красота». Он проникается каким-то особым чувством «подлинности» и «историчности» этого вида. Здесь он пишет эскиз, ставший в переработанном и дополненном виде фоном картины.
Не сразу Нестерову удаётся найти модель для головы Варфоломея. Задача была не из лёгких. По преданию, неизвестный Святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нём «сосуд избранный».
Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивлёнными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.
Образ Сергия продолжает волновать Нестерова на протяжении всей жизни. Вслед за «Видением отроку Варфоломею» он работает над большой картиной «Юность преподобного Сергия». Художник творит миф о Святой Руси, стране, где человек и природа, равно одухотворённые, объединены возвышенным молитвенным созерцанием.
Михаил Васильевич создаёт свой тип пейзажа, получивший название «нестеровского». Такого ещё не было раньше в русском искусстве.
Обращаясь чаще всего к северной природе или природе средней полосы России, неброской, лишённой изобилия и бравурности южной, он отбирает определённые её приметы, повторяя их, варьируя во многих своих картинах.
Неизменные составляющие нестеровского пейзажа — юные тонкие деревца: преувеличенно вытянутые бело-ствольные берёзки, пушистые сосёнки, рябины с красными гроздьями ягод и резной листвой, вербы с пушистыми серёжками. Каждое из них портретно, каждое наделено собственной душой…
По материалам открытых источников
Картина «Видение отроку Варфоломею» – первая в цикле картин Нестерова на тему о преподобном Сергии Радонежском. Эта картина моя самая любимая.
Когда я смотрю на нее, у меня возникает такое теплое чувство, будто нужно прямо сейчас, в этот же момент, сделать какое-то хорошее, бескорыстное дело.
Чувствуешь и понимаешь, что с Божьей помощью ты сможешь сделать все хорошее, на что ты только способен.
«Видение отроку Варфоломею». М.В. Нестеров
Нестеров испытывает какую-то особенную любовь именно к Сергию Радонежскому. Видно, что он вложил всю душу в этого маленького чистого святого мальчика и что он верит во все, что сотворил Сергий Радонежский
Михаил Васильевич Нестеров писал картину в Комякине, недалеко от Троице-Сергиевой лавры. Рядом находилась усадьба Абрамцево, которой владел меценат Савва Мамонтов. Он любил приглашать к себе знаменитых русских художников, таких, как Васнецов, Врубель, Серов, Билибин.
И Нестеров был не исключение. Абрамцевские пейзажи очень вдохновляли художника: «Нашёл подходящий дуб для первого плана, написал первый план, и однажды с террасы абрамцевского дома совершенно неожиданно моим глазам представилась такая русская, русская осенняя красота.
Там где-то розоватые осенние дали, поднимается дымок, ближе – капустные малахитовые огороды, справа – золотистая роща. И я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот пейзаж, им любуясь, проникся каким-то особым чувством «подлинности», историчности его…
», – признавался Нестеров.
Михаил Васильевич очень хотел, чтобы картина, в которую он вкладывал душу и веру, была оценена по достоинству современниками и потомками. Ему приснились два пророческих сна. В первом он поднимается по высокой лестнице, которая ведет к самым небесам.
Во втором же сне картина «Видение отроку Варфоломею» висит в Третьяковской галерее в Ивановском зале на почетном месте. Этот зал знаменит картиной художника Александра Иванова «Явление Христа народу».
Так во снах ему привиделось и то, что именно эта картина станет лучшей в его творчестве, божественным откровением, и то, что потомки оценят ее по достоинству.
Цвета на картине теплые: оранжевый, желтый, красный, охра, зелено-желтый, коричневый и вообще весь пейзаж очень светлый и радостный. На переднем плане картины две фигуры. Их окружает настоящий русский пейзаж.
На третьем и четвертом планах изображены золотые, засеянные пшеницей поля, черно-коричневые избушки, немного покосившиеся, небольшая деревянная церквушка с колокольней и голубыми куполами, молодые березки, елочки с рыжими и лимонно-желтыми листочками и мелкая речушка с чистой прозрачной водой, отливающей красивым синим цветом, быстро струящаяся далеко внизу под холмом, на котором стоят отрок и инок. Холм – второй план. Он зарос высокой травой, уже пожелтевшей и высохшей, но все равно еще видны в некоторых местах нежно-голубые полевые цветы. Нетрудно заметить, что холмы по бокам картины (слева – желто-зеленый, а справа – желто-красный) придают ей глубину, они немного похожи на боковые стенки театральной сцены, которые, сближаясь, дают возможность зрителю увидеть всю глубину пространства. К. Паустовского очень впечатлил пейзаж, изображенный Михаилом Васильевичем Нестеровым: «Картина эта – как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России. Самое замечательное в этой картине – пейзаж. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть».
Картина написана по самой впечатляющей из историй Жития Преподобного Сергия Радонежского. Варфоломею, в отличие от братьев, не давалась грамота, и, случайно встретив инока на лугу, он попросил его помолиться о нем Господу. И именно этот момент изображен на картине. С тех пор отроку грамота давалась легко.
Долгое время Нестеров не мог найти натуру для лица маленького Варфоломея. Однажды в Абрамцевских окрестностях он встретил девочку, больную чахоткой. Его очень поразил ее какой-то неземной взгляд, тоненькое, болезненное личико, яркие глаза.
На картине отрок Варфоломей стоит в белой, чистой, простой, крестьянской рубахе, а с пояса свисает кнут для лошадей, потому что, согласно Житию, отец послал Варфоломея искать лошадь. Его глаза, в которых видна вся светлая душа отрока, серьезно, не по- детски смотрят на святого старца. Варфоломей как будто предвидит свое будущее.
Сразу виден контраст между старцем и отроком. Белая рубашонка Варфоломея – самое яркое пятно на всей картине – символизирует юность, чистоту, а темное, почти черное одеяние инока-старость, мудрость. Цвет волос мальчика в тон осенним полям – соломенный, а его штанишки и сапожки нарисованы теми же красками, что и куколь старца, как будто они похожи в своей святости.
Заметна очень интересная вещь: рядом с отроком растет маленькая елочка, такая же тоненькая и слабенькая, как и отрок, а рядом со старцем – старый, морщинистый дуб, явно похожий на инока своим величием и мудростью.
Лицо инока скрыто под куколем, и это делает картину еще более таинственной. Голову окружает золотой нимб, который не сразу заметен. Сразу после демонстрации картины на выставке передвижников в 1890 году возникло много споров о нимбе старца. Ведь лицо инока нарисовано в профиль, а нимб в фас, поэтому нимб должен быть изображен только золотой линией.
Нестерова ругали за неправдоподобие, но мне кажется, что так он хотел направить внимание зрителя не на лицо инока (внешние черты), а на его святость. Инок открывает небольшой ковчег, а Варфоломей рядом сложил Руки в молитве. Бросаются в глаза и руки старца, они так бережно держат ковчежек, в них ощущается нежность и любовь, направленные на мальчика.
Его колени немного согнуты. Он явно хочет поклониться святому старцу. Но и старец стоит, наклонившись к мальчику, может быть, чтобы лучше слышать слова отрока, а может быть предвидя его будущий подвиг. На этой картине, в отличие от других, более поздних, Варфоломей нарисован без нимба, т.к.
Нестеров, как видно, хотел изобразить начало святого пути Сергия Радонежского.
Первые эскизы картины появились на острове Капри в Италии! На них была только некоторая часть пейзажа и фигуры посередине, инок стоит к нам лицом, а вот лица отрока не видно. Но тогда центром картины становится инок, а не мальчик.
Пейзаж на этом эскизе не выразителен. На нем нет неба и видна лишь полоска озера, он лишен глубины, пространства и воздуха. Потом Нестеров понял, что именно пейзаж лучше всего выделит это волшебство, чудо и изменил композицию.
Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. — Москва, РГБ, 2014.
STSL.Ru
27 Июля 2017
Источник: http://www.stsl.ru/news/all/opisanie-kartiny-videnie-otroku-varfolomeyu
О картине "пустынник" михаила нестерова
Лицо Михаила Васильевича Нестерова запоминающееся: мощный лоб, большой рот, ястребиный нос с широко раздувающимися ноздрями, большие голубые глаза… Это лицо человека, который должен жадно, ненасытно вбирать в себя все запахи жизни, все ее краски. А он отвернулся от всего ликующего в природе и сердце человеческом. Душа его открыта лишь печальному, и кисть его рождает печаль.
Все началось два года назад, когда умерла его юная жена. С тех пор скорбь не отступает от него. Теперь часто можно видеть его в Даниловском монастыре, у могилы милой Маши. Он ведет с нею долгие беседы, как с живой.
Здесь, на могиле, старается вызвать в памяти ее образ, ее черты. Здесь сделал первый эскиз к ее портрету. А потом в мастерской написал Машу такой, какой она была под венцом, в день их свадьбы: в венке из флердора нжа, в белом платье, в фате.
Что бы ни делал художник, что бы ни рисовал или писал, везде ее черты, ее лицо…
Он даже сердится на тех, кто стремится отвлечь его мысли от Маши.
Только одного человека Нестеров встречал радостно, и, если тот день- другой не появлялся, Михаил Васильевич сам спешил к нему. Это Василий Иванович Суриков.
У Сурикова случилось такое же горе: скончалась его жена Елизавета Августовна. Горе сломило этого человека, который всем казался несокрушимым подобно сибирскому граниту.
Скорбь прорвалась в нем неистово. Не мог он глядеть на прежний уют своего дома и в ярости перелома л всю мебель. Теперь комнаты стояли пустые… Никого не мог видеть Суриков, никого не подпускал к себе.
И вдруг прискакал из Сибири брат Василия Ивановича и увез его в родной Красноярск. А через какое-то время вернулся Суриков к живописи и приступил к «Взятию снежного городка» — к самому задорному, полному молодой удали произведению. Победила жизнь, взяла верх суриковская стать.
А Нестеров по-прежнему живет как в заколдованном сне. Поток жизни проносится мимо, до него не доходят шумы и раскаты. Тишина все больше окутывает его душу.
В эти-то дни он встретил своего Пустынника. А было это так. Лето 1888 года Михаил Васильевич проводил недалеко от Москвы, в Сергиевом посаде, и часто посещал церковную службу.
Каждый раз он обращал внимание на старичка монаха, стоявшего всегда на одном и том же месте — слева у клироса Большого Троицкого собора.
С каждым днем Нестеров все больше привязывался к «своему» старичку, втайне любовался им, следил за выражением его лица.
В душе художника пока неясно, но все настойчивее росла дума о новой картине. И центральное место занимал в ней старик с детской улыбкой, с выражением бесконечной доброты в глазах. В своих мечтах художник видел старика не в соборе во время церковной службы, а среди природы, задумчиво бредущего вдоль тихой осенней реки.
Дни шли да шли.,. Нестеров уже обдумывал детали картины, а сам не знал, как подступиться к старику и просить его позировать.
Некоторое время художник не ходил в собор, все думал, как начать разговор со стариком. Наконец решился. Пришел в церковь — старика и след простыл.
Художник расспрашивает, а ему говорят:
Это вы об отце Гордее? Так он помер. Поболел, да и помер…
Что тут стало с Михаилом Васильевичем! Чуть сам не заболел от огорчения. Пытался он в альбоме по памяти воспроизвести лицо, но все выходило не то. Сходство получалось, а выражение пропало.
Прошло еще какое-то время. Как-то раз Нестеров опять забрел в собор во время обедни — и чуть не вскрикнул от неожиданности: старик стоит на обычном месте у левого клироса…
Михаил Васильевич еле дождался конца обедни. Но вот наконец служба кончилась, старик вышел из церкви, и Нестеров за ним. Волнуясь, стал объяснять, что он художник и нужно ему до зарезу, чтобы старик согласился позировать.
А монах никак не поймет, что от него хочет этот странный мирянин. Ничего не ответил — и поспешил укрыться в своей келье. Нестеров всю ночь не спал и на другой день снова приступил к старику.
Тот наконец уразумел, что от него хотят, но теперь на него напал страх великий. Затрясся монах, начал креститься:
Грех-то какой!.. Спаси, господи, от лукавого!..
И побежал к монастырю…
Однако Нестеров не отступил. Несколько дней сряду он уговаривал старика. Рассказывал, что писали художники портреты с архиереев и митрополитов — значит, никакого греха в этом нет. Наконец старик согласился :
Ну ладно… Нанимай извозчика, поедем… Больше часу не мучь только.
Привез Нестеров своего монаха к себе на квартиру и тут же с жаром, с пылом принялся за работу. Хотел все взять за один раз, зная, что на другой сеанс старик не согласится. И, конечно, не час «мучил» он старика.
…Уже сумерки вползли в комнату, а Нестеров все сидел перед этюдом, и счастье переполняло его сердце. Чуяла его душа, что картина получится, обязательно получится! Ничего, кроме картины, в мире для него уже не существовало. Ему казалось, будто и Маша стоит тут рядом и радуется тому, как славно он сегодня поработал.
Потекли дни упоительного труда. Нестеров вернулся в Москву и стал с утра до ночи пропадать в старинном, тихом парке Петровско-Разумовского. Сколько он написал там этюдов для своего «Пустынника»!
Но все же картина мало двигалась. Не давался ему Пустынник в шумной Москве — и все! Упаковал тогда Михаил Васильевич начатую картину со всеми этюдами и поехал домой, в родительский дом, в тихую Уфу.
Там, в Уфе, Нестеров остался с глазу на глаз со своей картиной. Вот уже и пейзаж написан. Холодная, синеющая земля со следами первого снега, поблекшая трава, стынущее озеро, лес на противоположном берегу, теряющий золотые свои одежды, лишь ветка рябины одна алеет…
Художнику мило это увядание, он погружается в него вместе со своим «Пустынником» и долгими часами сидит перед картиной, уже живущей своей собственной жизнью, независимой от него.
Старик неслышно бродит в лаптях вдоль бережка и, кротко улыбаясь, наставляет его, как жить: уйти, мол, надо от мирской суеты, от повседневных пустых помыслов.
И еще признается старик: тяжело ему в монастырской келье, молчанье там мрачное, оно давит, гнетет.
Поэтому и ушел он сюда, в храм природы, где нет ни стен, ни низкого потолка, ни вязкого монастырского безмолвия, а есть светлая тишина и можно беседовать с каждой травинкой.
Наконец решил Михаил Васильевич, что надо и другим показать своего «Пустынника». Собрался и повез картину в Москву.
Слух о картине быстро прошел по Москве, и неожиданно к Нестерову явился сам Павел Михайлович Третьяков.
Павел Михайлович, человек молчаливый и строгий, долго стоял перед «Пустынником», смотрел его сидя и стоя, вблизи и издали, провел у Михаила Васильевича целый час и — купил картину для галереи…
Нестеров отправил «Пустынника» на XVII Передвижную выставку. О «Пустыннике» заговорили.
Источник: http://www.artcontext.info/stories-about-artists/43—mikhail-nesterov/1377-pustin.html
Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
Полотна Михаила Нестерова полны искренности, правдоподобия и некой нравственной чистоты. Смотря на его работы, человек обретает гармонию с самим собой, морально и физически успокаивается.
Образ старца, изображенный на холсте не придуман. Он писал старика с монаха Гордея из Троице-Сергиевой лавры. Художник случайно встретил служителя церкви и не смог более забыть его по-детски искренней улыбки, адресованной ему, прохожему. Позже Нестеров упоминал, что внимание привлек и взгляд старца, бездонный, глубокий, искренний, являющийся отражением такой же чистой и безграничной души.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Зритель попадает на опушку леса и случайно встречает странника. Тот чуть наклонил голову и будто пытается расслышать то, что шепчет ему рябина, трава, растущая по обе стороны тропинки. Лицо старца светится подлинным счастьем.
Глаза наполнены добротой и даже тихим восхищением. Он безгранично рад первым снежинкам, легкому морозу, первым приготовлением природы к зимнему сну. Природа впадает в некое смирение и тишину, подобно тому, как живет пустынник.
Года, не жалея, сгорбили спину старика, но он будто не замечает ушедших лет, суеты внешнего мира. Он живет гармонично с окружением, ему хорошо быть таким, какой он есть. Одет старец предельно просто. Ему не нужно тащить за собой множество вещей. Ведь все, что необходимо для жизни, дарует ему природа: это еда и кров.
Новой здесь оказалась не только манера подачи пустынника, но и окружающий его пейзаж, такой же тихий и одухотворенный. Зритель не встречает ярких пятен, движения, он серый и пустой из-за надвигающихся холодов, но при этом непревзойдённо поэтичный.
Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы.
В обилии коричневых и сероватых тонов полотна заметно влияние живописи передвижников, но все же это уже воплощение никем не повторенного личного мира Святой Руси Нестерова.
На заднем фоне художник изобразил огромную тихую реку и поредевший лес. Кажется, что это те самые места, которые художник изобразит позже на картине «Осенний пейзаж».
Художнику удалось показать нерушимое единство человека и природы. Покоем и гармонией веет от полотна. И это состояние предается зрителям, заполняя их души светлой радостью.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-nesterova-pustynnik.html
Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»
Описание картины Михаила Нестерова «Пустынник»
Название для картины автором выбрано не случайно. Пустынник означает скитальца, странника, путника, отшельника. Главный персонаж картины – седовласый мужчина. У него длинные волосы и борода. Он одет достаточно легко, несмотря на то, что на улице еще кое-где лежит снег. Середина весны, лед на речке уже растаял. Гладчайшая гладь воды словно зеркало, в котором отражается пасмурное небо.
Мужчина идет по берегу. На небе – плотный покров из туч. Зима никак не решится покинуть свои владения, вот и небо, увы, до сих пор затянуто. И редкий луч может пробиться сквозь их завесу.
Голая сырая земля. Тишь, гладь, но совершенно неуютно. Можно почувствовать на себе прохладу того дня.
Подул холодный ветер с реки, пролился легкий дождь – превратности погоды в это период воспринимаются как данность.
Но старцу все нипочем. Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. Его лапти промокли, и одет он не так тепло, как подобает. Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Он счастлив, потому что все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна.
И вслед за стужей обязательно придет тепло. Он ценит каждый момент этой жизни.
Его мудрость позволяет ему находить нечто особо прекрасное в любой погоде, не ворчать на холод и дождь, а наслаждаться необычностью момента, его особенностью, ведь он – один такой удивительный и уникальный, и этот момент никогда больше уже не повторится.
Тень монаха-старца прямо перед ним – значит, солнце светит за его спиной. Он – такой же как все, обычный человек из плоти и крови. Но в то же время он совершенно иной, духовно инакомыслящий. Годы поклонения Господу, его крест покаяния и послушания дали ему мудрость и терпимость, с которой у него появился особенный, лишь ему известный и понятный путь. Путь, ведущий к счастью.
(4 votes, average: 4.50
Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-mixaila-nesterova-pustynnik/
Описание картины Пустынник – Михаил Нестеров
Мы видим, что на картине изображен дедушка, можно предположить, что он странник, которому надоела повседневная суета, и он ищет уединения для молитвы. Он становится скитальцем, и его фигуру нельзя рассматривать отдельно от окружающей его среды.
Странник слегка наклонил голову, движется вперед. Он задумчив. Не замечает ничего вокруг. Он как будто нашел общий язык с природой и пытается прислушаться к тому, что ему посоветует травинка или веточка березки.
На лице у него счастье, но не такое как обычно. Обычно счастье так проявляется у детей, искренне, без подвоха. Мне кажется старец даже рад морозу и первому, выпавшему пусть и немного, снегу.
От картины веет добротой, эту доброту можно сравнить лишь с добротой, которая веет от икон.
Туловище человека согнуто, наверно, потому что с годами спина начинает болеть и приклоняет человека к земле, но складывается впечатление что старца это не волнует, перед ним как будто остановилось время и вся суетная жизнь. Он не ищет ничего он спокойно бредет вперед, все что ему нужно, ему способна дать природа.
Мне непонятен сюжет этой картины, складывается впечатление, что человек ушел от родных, как будто умирать. Как бывает с животными, которые уходят умирать в другое место. Даже не смотря на то, что природа может дать ему уединения, еду и ночлег, он уже не в том возрасте, что бы все это принять.
О стариках нужно заботиться и проявлять уважение к возрасту, не позволять бездумно собрать вещи и направится в неизвестную путь-дорогу. А еще необходимо показывать свою любовь, ведь мудрость, которую они накопили с годами, способны передать нам, в советах. Только старшее поколение способно научить нас терпению, доброте и бескорыстности, которой в наше время не пользуется никто.
(No Ratings Yet) Loading…
Еще картины:
- За приворотным зельем – Михаил Нестеров Картина Михаила Нестерова “За приворотным зельем” написана под непосредственным влиянием постулатов передвижников, а именно под воздействием их трепетного отношения к……
- Три старца – Михаил Нестеров Художник Михаил Нестеров никогда не находил утешение в мире своей современности. Лишь девственная природа была неиссякаемым источником его вдохновения, которое……
- Портрет академика физиолога И. П. Павлова – Михаил Нестеров “Гениальный старик” И. Павлов – физиолог, академик, мыслитель. Стремительный, темпераментный, он заражал всех своей энергией, внутренним напором. Молодой задор, вихрь……
- Два лада – Михаил Нестеров Нижегородский художественный Музей, Нижний Новгород, Россия. Избрав в искусстве путь “поэтизированного реализма”, Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни. В нестеровских……
- Под Благовест – Нестеров Михаил Ранняя весна в монастыре. По желтой дорожке идут один за другим два монаха и читают нечто религиозное под звон колокола……
- Портрет Л. Н. Толстого – Михаил Нестеров Первым из людей “по яркости христианского понимания примечательных” для Нестерова, как и для многих в то время, был Толстой. В……
- Философы – Михаил Нестеров Нестеров встретил Октябрь двойным портретом религиозных философов – П. Флоренского и С. Булгакова на фоне пейзажа окрестностей Сергиева Посада. Участвовать……
- Осенний пейзаж – Михаил Нестеров Временем рождения картины принято считать 1906 год. Нестеров показал не только красоту русской природы, но и свое отношение к ней…….
- Наташа на садовой скамейке – Михаил Нестеров Михаил Нестеров – художник оставивший глубокий след в мировом живописном искусстве. Он является автором большого числа картин, но, написанная в……
- Святая Русь – Михаил Нестеров На картине художник представил Христа в окружении русских святых и народа на фоне русской природы. В 1907 г. картина была……
- Троица Ветхозаветная – Михаил Нестеров Творчество Михаила Васильевича Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории…….
- На Руси. Душа народа – Михаил Нестеров Замысел написания картины “На Руси” у автора возник за 10 лет до этого и изначально назывался “Христиане”. Художник размышляет о……
- Молчание. Соловки. Лисичка – Михаил Нестеров Одна из лучших нестеровских картин “Молчание”. Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная,……
- Портрет хирурга Сергея Юдина – Михаил Нестеров Портрет хирурга Сергея Юдина Нестеров чуть было не превратил в жанровую картину, изобразив операцию в институте Склифосовского….
- Портрет Н. И. Забелы – Михаил Врубель Врубель часто рисовал свою жену. И всегда он чуть-чуть уходил от реальности, немного удлинняя лицо, расширяя глаза, тем самым делая……
- К ночи – Михаил Врубель Эта картина Врубеля изображает ночное в глухих, ржаво-красных тонах. Видны темные силуэты коней и смуглый полунагой пастух-цыган. Заросли чертополохов как……
- Стог. Лахта – Михаил Матюшин Михаил Матюшин – необыкновенно разносторонняя личность, человек, наделенный множеством талантов. Не только художник, но и музыкант, педагог, философ и теоретик……
- Жемчужина – Михаил Врубель Пастель Жемчужина” – маленькое чудо искусства, удивительная игра переливов в жемчужной раковине. Кто когда-нибудь держал в руказ и рассматривал натуральную……
- Весна. Времена года (Новый примитив) – Михаил Ларионов Лидер движения русских авангардистов конца 1900 – начала 1910-х, М. Ф. Ларионов придавал большое значение искреннему, наивному и на первый……
- Архангел Михаил из деисусного чина – Андрей Рублев Данной работой художник будто соединил все возможные лучшие качества человека и надежды. Михаил – первый ангел по правую руку Бога……
Описание картины Пустынник – Михаил Нестеров.
Источник: https://art.goldsoch.info/pustynnik-mixail-nesterov/