Портрет в. м. гаршина, мясоедов

Григорий Григорьевич Мясоедов— российский живописец

 Григорий Григорьевич Мясоедов— российский живописец

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

Портрет работы  И.Репина (1904)

Биография

Принадлежит к древнему дворянскому роду Мясоедовых. Учился в Орловской гимназии, но, не окончив в ней курса, поступил в ученики Академии художеств, где его профессорами были Т. А. Нефф и А. Т. Марков. В 1861 г.

получил малую золотую медаль за картину «Поздравление молодых» (в Александровском дворце, в Царском Селе), а в следующем году большую золотую за программу «Бегство Григория Отрепьева из корчмы» (сцена из «Бориса Годунова» Пушкина; в музее Академии художеств).

Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. Из картин, написанных им за это время, известны «Похоронный праздник у цыган в Испании», «Франческа да-Римини и Паоло да-Полента» (из Данте).

По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания». Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок.

Деятельно участвовал на всех выставках товарищества и постоянно заботился о его независимости и жизненности.

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

Групповая фотография членов ТПХВ (1885)

С конца 1880-х Мясоедов живёт в Полтаве в большой усадьбе с садом, парком и прудом. С осени художник уезжал в Крым. Создал эскиз театрального занавеса и написал декорации для театра в Полтаве. Организовал школу рисования, написал брошюру по садоводству, которым увлёкся ещё живя под Харьковом.

Скончался Г. Г. Мясоедов 18 декабря 1911 года в своей усадьбе Павленки под Полтавой (ныне в черте города, на ул. Мясоедова). Похоронен в саду усадьбы. С 1926 г. здесь размещается Полтавская гравиметрическая обсерватория.

Адреса в Санкт-Петербурге

1888 год — дом Елисеева — Волховский переулок, 2, кв. 39.

Творчество

Из национальных картин Мясоедова более замечательны, кроме упомянутого «Бегства Отрепьева», ещё «Чтение положения 19 февраля 1861 г.» (1874 г. и повторена в 1881 г.

), «Земство обедает» (1872), «Молебствие в поле во время засухи» (1878), «Страдная пора» (1887 г.; приобретена государем императором Александром III).

Эта последняя картина представляет сочетание выразительной фигуры работающего крестьянина с жарким пейзажем.

«Автопортрет»

Мясоедов написал много пейзажей и преимущественно крымских, многие из них характерны и колоритны. Избираемые им сюжеты, как бытовые, так и пейзажные, — разнообразны.

Живопись его гармоническая и уверенная. Изредка он пишет и портреты (Н. Н. Бекетова, Е. С. Гордеенко, И. И. Шишкина), но они занимают небольшое место в его деятельности.

Мясоедов занимался также и гравированием «крепкой водкой» (офортом).

Кроме того, Мясоедов писал и религиозную живопись (см. Храма Спаса на Сенной). Незадолго до смерти он собирался написать триптих «Святая Русь». Среди поздних работ выделяется картина «Сам с собою, или Игра в шахматы» (1907).

Интересные факты

ВИКИПЕДИЯ

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе. Сцена из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825 ) — «Корчма на литовской границе».,1862. Всероссийский музей А. С. Пушкина

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

«Смотрины невесты». 2-я пол XIX в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

«Поздравление молодых в доме помещика», 1861. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

« Чтение Положения 19 февраля 1861 года», 1873. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

«Земство обедает»», 1872. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

  • «Дорога во ржи», 1881. Государственная Третьяковская галерея, Москва
  • «Страдная пора (Косцы)», 1887. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • Дорога во ржи
  • Молебен на пашне о  даровании дождя

«Пристань в Ялте», 1890. Владимиро-Суздальский музей-заповедник

  1. «Адам Мицкевич в салоне Зинаиды Волконской импровизирует среди русских писателей», 1904-0906.
  2. «Сам с собою, или Игра в шахматы», 1907. Музей шахмат
  3. Опахивание
  4. Осеннее утро
  5. Лесной ручей
  6. Лесная река

Осенний пейзаж

«Родник»

  • Три сестры в парке
  • Сумерки

«Первый оттистк. Портрет И.И.Шишкина»

«Портрет скрипача В.Г.Вальтера»

Портрет В.М.Гаршина

«Испанец»

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/20272067.html

7 фактов о картине «Иван Грозный убивает своего сына»

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

1. Недоказанное убийство

Во времена, когда Репин писал свою картину, версия о том, что Иван Грозный убил своего сына в порыве гнева, не подвергалась сомнению — об этом рассказывалось в трудах практически всех русских историков, начиная с Карамзина.

Сегодня эта версия не считается окончательно доказанной. В частности, многие исследователи указывают, что в летописях того времени не говорится, что смерть царевича была насильственной. Кроме того, в 1963 году в Архангельском соборе Московского Кремля было произведено вскрытие гробниц Ивана Грозного и царевича.

Последовавшие достоверные исследования, медико-химические и медико-криминалистические экспертизы останков царевича показали, что в 32 раза превышено допустимое содержание ртути, в несколько раз мышьяка и свинца. С чем это было связано — неизвестно.

К сожалению, череп царевича был в слишком плохом состоянии, чтобы определить, есть ли на нем следы травмы.

2. Казнь народовольцев

Из воспоминаний Репина известно, что мысль о картине зародилась у него в связи с мартовскими событиями 1881 года, а именно взрывом народовольцем И. И. Гриневицким бомбы, осколками которой был убит царь Александр II, а также последующей казнью народовольцев. В дальнейшем замысел развивался под влиянием симфонии Римского-Корсакова «Антар»: 

«…Я был на концерте Римского-Корсакова. Исполнялась симфония „Антар“. Его музыкальная трилогия — любовь, власть и месть — так захватила меня, и мне неудержимо захотелось в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке. Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще не остывшие кратеры… Какая-то кровавая полоса прошла через этот год, чувства были перегружены ужасами современности, но к ней страшно было подходить — несдобровать… Естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории… и я вспомнил о царе Иване».

3. Грозный был написан с настоящего тирана

Грозного Репин написал с известного передвижника Григория Григорьевича Мясоедова — в чертах царя легко узнается мясоедовский кривой нос, резко вылепленный череп с покатым лбом, крупные уши и впадины у висков. 

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов И. Репин. Портрет Г.Г. Мясоедова. 1904 г.

Григорий Григорьевич был резким, сложным человеком, настоящим тираном. От его характера страдали и близкие, и друзья.

Своего сына Ивана он долгие годы не признавал — внушал ему, что он приемыш, был с ним груб, а однажды после какой-то шалости мальчика так страшно на него разозлился, что чуть не убил, после чего маленького Ивана забрал в свою семью пейзажист Александр Киселев, ставший свидетелем этой сцены. Позже сам Мясоедов вспоминал: «Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня…»

4. Натурщик царевича погиб в 33 года

Фигуру царевича Ивана Репин писал с Всеволода Гаршина, известного писателя, автора знаменитой «Лягушки-путешественницы». Лицо царевича получилось великолепно — на нем ясно видна печать смерти. В каком-то смысле эта работа оказалась провидческой.

Спустя несколько лет после окончания работы над картиной Гаршин, с детства очень впечатлительный и страдавший нервным расстройством, покончил жизнь самоубийством, бросившись в лестничный пролет. Ему было всего 33 года.

Кстати, Гаршин также послужил Репину моделью главного героя картины «Не ждали».

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов И. Репин. Портрет В.М. Гаршина. 1884 г. 

5. Картина считалась антимонархической

После того как картина была представлена публике, многие усмотрели в ней подрыв монархических устоев государства. Обер-прокурор Синода Победоносцев в письме к Александру III указывал: 

«Стали присылать мне с разных сторон письма, что на Передвижной выставке выставлена картина, оскорбляющая у многих правительственное чувство: „Иван Грозный с убиенным сыном“. Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения… Какой мыслью задается художник, рассказывая во всей реальности именно такие моменты? И к чему тут Иван Грозный? Кроме тенденции известного рода, не приберешь другого мотива». Через некоторое время власти в Москве по высочайшему указу запретили картину с указанием «не допускать для выставок и вообще не дозволять распространения ее в публике». Павел Третьяков, купивший картину, поначалу повесил ее в отдельной комнате и показывал только близким друзьям, а домашние и слуги всегда крестились, проходя мимо запертой двери. К счастью, вскоре запрет был снят.

Интересно, что спустя более чем сто лет, в октябре 2013 года, группа историков и православных активистов, вдохновленных давним апологетом царя Ивана и сторонником его канонизации В.В. Бойко-Великим, обратилась к министру культуры РФ Владимиру Мединскому с просьбой убрать картину из Третьяковской галереи, заявив, что данное произведение оскорбляет патриотические чувства русских людей.

16 января 1913 года картина пострадала от трёх ударов ножом, которые нанёс 29-летний иконописец, старообрядец, сын крупного мебельного фабриканта Абрам Балашов. Это был первый подобный случай в российском музее. Хранитель Третьяковской галереи Е. М. Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов Повреждения картины. Фото 1913 г. 

7. Репин не смог сам восстановить картину

После того как Балашов изрезал картину, художник Игорь Грабарь (будущий автор картины «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина»), служивший в те годы попечителем Третьяковской галереи, обратился к Репину.

Тот тут же бросился спасать свое произведение и целиком переписал голову Грозного. Однако с момента написания картины прошло тридцать лет, и, очевидно, гений Репина (которому было уже почти семьдесят) уже начал угасать.

По крайней мере, по воспоминаниям Грабаря, результат был далек от оригинала.

«Когда я вошел в комнату, где была заперта картина, я глазам своим не поверил: голова Грозного была совсем новая, свеженаписанная, сверху донизу в какой-то неприятной лиловой гамме, до ужаса не вязавшейся с остальной гаммой картины. Медлить было нельзя, краски могли к утру значительно затвердеть; я тут же сначала насухо, потом с керосином протер ватой все прописанные места, пока от утренней живописи не осталось и следа и полностью засияла живопись 1884 года». Затем Грабарь с художником Д.Ф. Богословским, ничего не сказав Репину, в течение полугода старательно воссоздавали прежний вариант. Увидев результат, Репин ничего не сказал, — то ли не заметил, то ли сделал вид, что не заметил.

Источник: http://izbrannoe.com/news/eto-interesno/7-faktov-o-kartine-ivan-groznyy-ubivaet-svoego-syna/

3 образа Всеволода Гаршина на картинах Ильи Репина

Родился Всеволод Михайлович в семье офицера, участника Крымской войны. После окончания гимназии он поступил в Горный институт и начал печатать свои первые статьи, в основном посвящённые художникам-передвижникам.

Во время русско-турецкой войны Гаршин поступил волонтёром в действующую армию, участвовал в боях, был ранен и представлен в офицеры. В 1877 году он ушёл в отставку и полностью отдался литературной деятельности. Первый же опубликованный рассказ, «Четыре дня», сделал его знаменитым.

Читайте также:  Эрмитаж, питер. картины музея с описанием. что можно увидеть в эрмитаже?

Вскоре он был переведён на французский, итальянский и английский языки. Последующие труды Гаршина печатали лучшие российские журналы. Уже в «Четырёх днях» проявились характерные черты особенной манеры Гаршина — сочетания конкретного реализма с обращением к символико-аллегорической образности.

Его рассказы «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова» пронизаны пафосом неприятия войны.

Острая социальная тематика обеспечила Гаршину высочайшую популярность у современников.

В русской литературе он узаконил особую художественную форму — новеллу, которая впоследствии получила полное развитие благодаря Антону Чехову.

Сюжеты новелл Гаршина несложны и построены всегда на одном основном мотиве. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем и исповедей («Происшествие», «Художники», «Надежда Николаевна»).

Творческие успехи писателя омрачались сильным психическим расстройством, приведшим его к самоубийству. Впервые болезнь проявилась в 1880 году — потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин был помещён в лечебницу для душевнобольных.

19 марта 1888 года Всеволод Михайлович вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Несколько дней спустя он скончался. Чехов, тяжело переживая гибель Гаршина, посвятил его памяти рассказ «Припадок», в котором писал: «У него особый талант — человеческий.

Он обладал тонким великолепным чутьём к боли вообще».

Последние годы жизни Гаршина были отмечены дружбой с крупнейшим русским художником Ильёй Репиным, проиллюстрировавшим его рассказ «Художники». Он не единожды выбирал Гаршина прототипом своих персонажей. «Вечерняя Москва» предлагает вниманию читателя истории создания трёх картин мастера, для которых позировал литератор.

«Портрет писателя Всеволода Михайловича Гаршина» (1884)

Репин приступил к работе над портретом летом 1884 года. «Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда ещё до его звонка. А он входил бесшумно и всегда вносил с собой тихий восторг, словно бесплотный ангел».

Во время сеансов писатель часто читал ему вслух, после чего они подолгу блуждали по петербургским улицам и беседовали. «В характере Гаршина главной чертой было – не от мира сего – нечто ангельское.

Добрейшая, деликатнейшая натура: всё переносила в себе в пользу мирных добрых отношений. Все молодые друзья любили его как ангела», — писал Репин.

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

Министр культуры надеется, что призыв убрать из Третьяковской галереи картину Репина — это шутка.

ФОТО: Wikipedia

  • «Не ждали» (1884)

Картина, впервые показанная на XII передвижной выставке, посвящена судьбе русского революционера-народника. Моделью для главного героя был выбран Гаршин: «Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне ещё не приходилось встречать. Как кристалл чистая душа!».

Работа потребовала долговременного труда — фигура и особенно лицо входящего несколько раз переписывались уже после того, как картина была выставлена и приобретена Павлом Третьяковым. Он и посоветовал Репину писать центральный образ картины с Гаршина.

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

ФОТО: wikipedia.org

  1. «Иван Грозный и сын его Иван» (1885)

Именно с Гаршина художник писал царевича Иоанна. Когда картина была закончена, всё увидевшие её сошлись во мнении, что она производит мрачное и пугающее впечатление. На официальной выставке в Петербурге публика была шокирована этим полотном — у некоторых не выдерживали нервы и они рыдали прямо перед картиной, у других даже случались истерические припадки.

Для Гаршина эта работа стала роковой. Через два года он покончил с собой. Это можно считать несчастным совпадением, но про Репина ходил слух, что те, кто ему позировал, умирали через короткое время (Мусоргский, Писемский, Столыпин, Игнатьев, Победоносцев и многие другие). Репин тяжело переживал утрату друга.

Сам он так объяснял выбор прототипа: «Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича».

Репин был гениальным мастером и великолепным психологом. В момент общения художника и модели между ними устанавливалась некая странная, неуловимая, почти телепатическая связь, и не для всех это проходило бесследно.

Кроме того в этой трагической истории есть ещё и страшное мистическое совпадение: смертельная черепно-мозговая травма, которую получил Гаршин во время падения, оказалась в том самом месте, которое было указано художником на знаменитом полотне.

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

ФОТО: wikipedia.org

  • 5 мистических полотен Ильи Репина
  • 10 сокровенных тайн Ильи Репина

Источник: https://vm.ru/culture/176677-3-obraza-vsevoloda-garshina-na-kartinah-ili-repina

В.М. Гаршин и его "Лягушка-путешественница"

Всееволод Михаайлович Гаршин (2 (14) февраля 1855, имение Приятная Долина, Бахмутский уезд,Екатеринославская губерния, Российская империя — 24 марта (5 апреля) 1888,Санкт-Петербург, Российская империя) — русский писатель, поэт, художественный критик.

Биография

Гаршины — старинный дворянский род обрусевших татар, происходящий, по преданию, от мурзы Горши (или Гарши), выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817—1870) был офицером).

Мать Гаршина, «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х.

К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.

С 1864 года он учился в петербургской 7-й гимназии, в 1872 г. преобразованной в реальное училище. В 1874 году Гаршин окончил училище и поступил в Горный институт, но не закончил его.

 Война с Османской империей прервала его занятия: он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, был в делах, получил ранение в ногу. После войны был произведён в офицерский чин и вышел в отставку.

Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие.

Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства и в возрасте 33 лет совершил самоубийство, бросившись в лестничный пролёт (в связи с не очень большой высотой падения, смерть наступила лишь после нескольких дней агонии). Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.

Брат — Евгений Михайлович Гаршин (1860—1931). Педагог, литератор, критик, общественный деятель, издатель. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1884 году и преподавал русскую словесность в одной из С.-Петербургских гимназий.

Его статьи и очерки печатали журналы «Исторический вестник», «Русское богатство», «Русская школа», «Звезда», Вестник изящных искусств, а также газеты «Голос», «Биржевые ведомости», другие издания. С1901 года он директор Таганрогского Коммерческого училища, действительный статский советник. Е. М.

 Гаршин автор книг — «Новгородские древности», «Общественное и воспитательное значение археологии», «Критические опыты», «Русская литература XIX века» и некоторых других.

Творчество

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

«Происшествие» и «Надежда Николаевна»затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов — «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его — и будет уничтожено всё зло мира.

В «Художниках»Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «Встреча».

В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной.

Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие.

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму — новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном, развёрнутом по строго логическому плану.

 Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий — характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в формедневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.).

Количество действующих лиц очень ограничено.

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность Гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого — простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт.

Раненый открывает глаза, видит — кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё».

И это определяло все особенности его художественной манеры.

«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов — это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком — основная тема Гаршина.

Читайте также:  Музей польди-пеццоли - милан. описание и адрес музея

Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов.

От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» — «Воспоминания рядового Иванова»).

Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество.

Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

Факты

Библиография

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

Почтовая марка СССР,1955 год

  • Первая книга рассказов, СПб., 1885.
  • Из записок рядового Иванова, о походе 1877 года., СПб., 1877.
  • Вторая кн. рассказов, СПб., 1888.
  • Третья кн. рассказов, СПб., 1891.
  • Сочинения Гаршина в I т., 12-е изд. Литературного фонда, СПб., 1909.
  • То же, в приложении к журналу «Нива» за 1910.
  • Рассказы с биографией, написаны А. М. Скабичевским, издание Литературного фонда, П., 1919.
  • Собрание сочинений, изд. Ладыжникова, Берлин, 1920.
  • Избранные рассказы, Гиз, М., 1920.
  • Рассказы, под ред. Ю. Г. Оксмана (гот. к печати в изд. Гиза).
  • В. М. Гаршин. Полное собрание сочинений в одном томе. — Москва.: «Издание А. Ф. Маркса», 1910 г.
  • В. Гаршин. Сигнал. — Москва.: «Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ», 1936 г.
  • Всеволод Гаршин. Рассказы. — Москва.: «Советская Россия», 1976 г.
  • В. М. Гаршин. Сочинения. — Москва.: «Художественная литература», 1983 г.
  • В. М. Гаршин. Красный цветок. — Москва.: «Новый Ключ», 2006 г. — ISBN 5-7082-0151-7.

 

Источник: http://infonarod.ru/info/garshin-vsevolod-mihaylovich

Творчество Гаршина – кратко — Русская историческая библиотека

Сущность личности Всеволода Гаршина в том, что ему был дан «гений» жалости и сострадания, такой же сильный, как у Достоевского, но без «ницшеанских», «подпольных» и «карамазовских» ингредиентов великого писателя. Дух жалости и сострадания пронизывает все его творчество, количественно небольшое: около тридцати рассказов, вошедших в один том.

В большинстве из них он является умным учеником Тургенева и раннего Толстого. В нескольких (Сигнал, Сказание о гордом Аггее) он идет по указанному Толстым пути создания народных рассказов. То, чего не было и «Attalea Princeps» – басни, с животными и растениями в человеческих ситуациях.

Второй из этих рассказов принадлежит к лучшим гаршинским созданиям – он пропитан духом трагической иронии. Он предвещает Чехова в великолепно построенном рассказе Денщик и офицер. Это рассказ об «атмосфере» – атмосфере унылой тоски и бессмысленной скуки.

В Очень коротком романе он обрабатывает – более удачно – сюжет арцыбашевской Войны о неверности женщины, покинувшей героя, ставшего инвалидом. Это маленький шедевр по густоте и лирической иронии.

Портрет В. М. Гаршина, Мясоедов

Портрет Всеволода Михайловича Гаршина. Художник И. Репин, 1884

Самый известный и самый характерный рассказ Гаршина – Красный цветок, первый из длинного ряда русских рассказов, посвященных сумасшедшему дому (вторым по времени был рассказ Чехова Палата № 6). В нем болезненное и напряженное нравственное чувство Гаршина достигает апогея.

Это рассказ о безумце, одержимом желанием истребить зло в мире. Он делает открытие, что все зло сосредоточено в трех цветках мака, растущих в больничном саду, и ему удается, применив всевозможные хитрости и уловки, обмануть сторожа и сорвать эти цветы.

Он умирает от нервного истощения, но умирает счастливый и уверенный в том, что осуществил свою задачу. Рассказ этот – сильный и мрачный. Удручающая атмосфера сумасшедшего дома передана с впечатляющим мастерством.

Конец приходит как облегчение, как смерть мученика, но и тут таится жало горькой иронии.

Всеволод Гаршин. Видеофильм

Нельзя сказать, что Гаршин великий писатель. Его манера слишком связана с годами упадка русской литературы. Техника недостаточна; даже в Красном цветке читателя сердят встречающиеся несоразмерности. Но со всем тем стиль его – чистый, сдержанный и искренний, и даже случайные неловкости предпочтительнее, чем бойкая риторика и картонный драматизм андреевской школы.

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4273-tvorchestvo-garshina-kratko

эта картина кровно связана с этим портретом. каким образом?

Юлия SL Просветленный (33585) 11 лет назад На втором фото- «Автопортрет» И. Г. Мясоедова, отец которого — Г. Г. Мясоедов, являлся «моделью» для И. Е. Репина при написании им образа Ивана Грозного. «В облике Ивана Грозного претворились некоторые черты художника Г. Г. Мясоедова. композитора П. И. Бларамберга, а в облике сына Ивана — писателя В. М.

Гаршина и художника В. К. Менка. «http://hronos.km.ru/biograf/repin.html В этом и заключается кровная связь двух картин, на первой картине изображение отца, в образе Ивана Грозного, а на втором — автопортрет сына.Немного об обоих героях вопроса.Г. Г. Мясоедов-российский живописец. Будучи отправлен за казённый счёт за границу, Мясоедов работал в Париже, Флоренции, Риме и Испании. По возвращении в Россию получил в 1870 г. звание академика за картину «Заклинания» . Один из организаторов и активных деятелей Товарищества передвижных художественных выставок. Больший интерес вызывает личность сына-Ивана Григорьевича Мясоедова, автопортрет, которого вызвал столько догадок и версий. Русский художник, мастер живописи и графики, представитель символизма и модерна, создатель почтовых марок.Из исторических миниатюр В. Пикуля «Мясоедов сын Мясоедова»: «…Г. Г. Мясоедов безжалостно оторвал ребенка от матери, доверив его заботам семьи своего друга — пейзажиста А. А. Киселева (тогда еще москвича) . Это случилось, когда Мясоедов позировал Репину для картины «Иван Грозный и сын его Иван». Облик художника воплотился в облике царя-убийцы, а позже Мясоедов вспоминал: — Илья взял царя с меня, потому что ни у кого не было такого зверского выражения лица, как у меня… » Иван освоил греческий язык, дабы легче проникнуть в древний мир гармонии и красоты. В цирках он выступал за деньги, как профессиональный борец, под псевдонимом «де-Красац». Познее в римском Колизее он выступил в роли гладиатора, Рим удостоил его премии за красоту торса, в Испании он поверг наземь здоровущего быка. Отношения отца с сыном не складывались. «В голосе сына сквозила явная враждебность по отношению к отцу, и Н. А. Киселев верно рассудил, что в этом доме на отшибе Полтавы уже произошла семейная трагедия. А вскоре ушел из этого мира Мясоедов-старший; он умирал, окруженный музыкантами, которые играли ему Баха и Шопена.. .Я держу перед собой портрет умирающего, исполненный с натуры рукою его сына: как страшен момент агонии! И я отказываюсь понять, что более двигало рукою сына — искусство или ненависть к отцу? Зачем он с таким старанием выводил линии спазматически открытого рта, обводил контуры страдальчески заостренного лица? » На двух посмертных выставках (в Полтаве и в Москве) он безжалостно расторговал все богатое наследие отца, не пощадив и его коллекции, составленной из дарственных работ Репина, Ге, Шишкина, Дубовского, братьев Маковских.. .Нам, потомкам, остались от этих выставок-продаж одни жалкие каталоги. Но можно ли простить художнику то, что простительно купцу-торгашу? В 1919 году Иван Мясоедов навсегда покинул родину. А перед отбытием в эмиграцию он безжалостно, даже с каким-то садизмом, уничтожил в усадьбе все, что касалось его отца, — все его эскизы, всю переписку, все наследие мастера.В 1938 году семья Зотовых-Мясоедовых поселилась в столице княжества Лихтенштейн Вадуце. Здесь Иван Григорьевич вёл жизнь придворного художника, создавая портреты членов местного княжеского дома и эскизы почтовых марок. В 1948 году Иван Григорьевич попал под арест «за попытку подделки государственных кредитных бумаг» . Лихтенштейнский суд приговорил его к двум годам заключения.

В 1953 году семья Мясниковых переезжает в Аргентину. Во время поездки Иван Григорьевич тяжело заболел и 27 июля 1953 года, через три месяца после прибытия в Буэнос-Айрес умирает от рака печени.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мясоедов, _Иван_Григорьевич, http://www.allbest.ru/library/texts/ist/ras/pr76.shtml

  • Комментарий удален
  • Комментарий удален
  • Комментарий удален

Ринат Абдразаков Гуру (2863) 11 лет назад Пользователь удален Знаток (400) 11 лет назад марина черемисина Мыслитель (7172) 11 лет назад Илья Ефимович Репин (5 августа 1844, Чугуев, Харьковская губерния — 29 сентября 1930, Куоккала, Финляндия) — русский художник, живописец, мастер портретов, исторических и бытовых сцен. Мемуарист, автор ряда очерков, составивших книгу воспоминаний «Далёкое близкое» . БиографияРепин родился 24 июля (5 августа) 1844 г. в семье военного поселенца в городе Чугуев Харьковской губернии Ефима Васильевича Репина (1804—-1884). С 13 лет обучался живописи в Чугуеве у И. Бунакова; в 1863 г. поступил в Академию Художеств в Петербурге. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью за картину «Иов и его друзья» . В 1872 г. получил большую золотую медаль за программу «Воскрешение дочери Иаира» .Во время своего путешествия по Волге в 1870 г. написал много этюдов и эскизов, по некоторым из них написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге» , оконченную в 1873 г. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.С начала 1890-х годов Репин подолгу работал в приобретённом им имении Здравневе Витебской губернии. В 1894—1907 годах он — профессор-руководитель мастерской в Академии художеств.С 1873 г. Репин путешествует за границей, где корифеи старинной живописи произвели на него отрицательное впечатление. В Париже он пишет «Парижское кафе» и сказочного «Садко» . По возвращении в Петербург Репин становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок, к которому он примкнул с 1874 г. На выставках товарищества появляются его картины: «Правительница Софья Алексеевна в монастыре» (1879), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Не ждали» (1884), «Иоанн Грозный и его сын Иван» (1885).В этот же период созданы картины: «Дуэль» , «Поприщин» (1882), портреты Ференца Листа и Михаила Глинки (1887), а также портреты Стрепетовой, Н. И. Пирогова, П. М. Третьякова, И. Н. Крамского, И. С. Тургенева, В. М. Гаршина, В. В. Самойлова, М. С. Щепкина, баронессы Икскуль и многих других.В 1893 г. Репин стал действительным членом Петербургской Академии художеств. Жил в своей усадьбе «Пенаты» в посёлке Куоккала, который после Октябрьской революции оказался за границей, в составе независимой Финляндии. Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Художник скончался 29 сентября 1930 г. в Куоккале, где и был похоронен.Третьяков Павел Михайлович (1832-1898) — известный московский собиратель картин. Вместе с братом Сергеем Михайловичем он в течение более четверти века приобретал картины русских художников и таким образом составил самую обширную и замечательную частную картинную галерею в России, которая в 1892 г. вместе со зданием была принесена им в дар городу Москве. Картина находится в Третьяковской галерее. Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея) . Эмоции порой буквально выплескиваются наружу: иконописец А. Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал в 1913 картину ножом, что стало предлогом для публичного диспута Репина с М. А. Волошиным о границах между искусством и реальностью.

Читайте также:  Картина «нестор-летописец», васнецов — описание

10 февраля в петербургском доме князя Юсупова на Невском проспекте открылась выставка, на которой и была представлена картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Успех ее был просто ошеломляющий.

«Как написано, Боже, как написано! — восторгался репинским полотном И. Крамской.

— В самом деле, вообразите, — тьма крови, а вы о ней и не думаете, и она на вас не действует, потому что в картине есть страшное, шумно выраженное отцовское горе и его громкий крик, а в руках у него сын — сын, которого он убил! «

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Репин

Комментарий удален

РЭЙДА*** Гений (74052) 11 лет назад Илья Ефимович Репин. «Иван Грозный убивает своего сына».Позирует Репину в качестве царевича русский писатель Всеволод Михайлович Гаршин (1855- 1888). В чем заключается кровная связь? Всеволод Михайлович Гаршин Родился 2 февраля 1855 г. вБахмутском уезде, в старой дворянской семье. Происходит род от татарского князя Гарша и относится к XVII в. Детство его было небогато отрадными впечатлениями; в его восприимчивой душе, на почве наследственности, очень рано стал развиваться безнадежно-мрачный взгляд на жизнь…. Душа его, однако, все более и более омрачалась, и в начале 1880 г. появились серьезные признаки психического расстройства (свойственного представителям его рода по мужской линии) , которому он подвергался еще до окончания гимназического курса. Сперва оно выражалось в таких проявлениях, что трудно было определить, где кончается высокий строй души, и где начинается безумие. В начале 1887 г. показались угрожающие симптомы;болезнь развилась быстро. 19 марта 1888 г. Гаршин бросился с площадки 4-го этажа в просвет лестницы и 24 марта умер.Вывод: Кровная связь- болезнь безумия.

Источник: http://go.mail.ru/frame.html?imgurl=http://vidpsy.mrsei.ru/xxx19.jpg&pageurl=http://vidpsy.mrsei.ru/garsha.htm&id=22005605&iid=4&imgwidth=500&imgheight=361&imgsize=34974&images_links=b

Комментарий удален

Источник: https://otvet.mail.ru/question/14770584

3 знаменитых портрета Всеволода Гаршина

14 февраля 1855 года родился известный русский писатель, поэт и художественный критик Всеволод Гаршин. Он прожил короткую жизнь, всего 33 года, но успел создать произведения, ставшие классикой русской литературы. Его творчество высоко ценили Тургенев и Толстой, Короленко и Чехов.

Родился Всеволод Михайлович в семье офицера, участника Крымской войны. После окончания гимназии он поступил в Горный институт и начал печатать свои первые статьи, в основном посвящённые художникам-передвижникам.

Во время русско-турецкой войны Гаршин поступил волонтёром в действующую армию, участвовал в боях, был ранен и представлен в офицеры. В 1877 году он ушёл в отставку и полностью отдался литературной деятельности. Первый же опубликованный рассказ, «Четыре дня» , сделал его знаменитым.

Вскоре он был переведён на французский, итальянский и английский языки. Последующие труды Гаршина печатали лучшие российские журналы. Уже в «Четырёх днях» проявились характерные черты особенной манеры Гаршина — сочетания конкретного реализма с обращением к символико-аллегорической образности.

Его рассказы «Трус», «Денщик и офицер», «Из воспоминаний рядового Иванова» пронизаны пафосом неприятия войны.

Острая социальная тематика обеспечила Гаршину высочайшую популярность у современников.

В русской литературе он узаконил особую художественную форму — новеллу, которая впоследствии получила полное развитие благодаря Антону Чехову .

Сюжеты новелл Гаршина несложны и построены всегда на одном основном мотиве. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем и исповедей («Происшествие», «Художники», «Надежда Николаевна»).

Творческие успехи писателя омрачались сильным психическим расстройством, приведшим его к самоубийству. Впервые болезнь проявилась в 1880 году — потрясённый смертной казнью молодого революционера, Гаршин был помещён в лечебницу для душевнобольных.

19 марта 1888 года Всеволод Михайлович вышел из своей квартиры, спустился этажом ниже и бросился с лестницы в пролёт. Несколько дней спустя он скончался. Чехов, тяжело переживая гибель Гаршина, посвятил его памяти рассказ «Припадок», в котором писал: «У него особый талант — человеческий.

Он обладал тонким великолепным чутьём к боли вообще«.

Последние годы жизни Гаршина были отмечены дружбой с крупнейшим русским художником Ильёй Репиным, проиллюстрировавшим его рассказ «Художники». Он не единожды выбирал Гаршина прототипом своих персонажей. «Вечерняя Москва» предлагает вниманию читателя истории создания трёх картин мастера, для которых позировал литератор.

«Портрет писателя Всеволода Михайловича Гаршина» (1884)

Репин приступил к работе над портретом летом 1884 года. «Когда Гаршин входил ко мне, я чувствовал это всегда ещё до его звонка. А он входил бесшумно и всегда вносил с собой тихий восторг, словно бесплотный ангел«.

Во время сеансов писатель часто читал ему вслух, после чего они подолгу блуждали по петербургским улицам и беседовали. «В характере Гаршина главной чертой было – не от мира сего – нечто ангельское. Добрейшая, деликатнейшая натура: всё переносила в себе в пользу мирных добрых отношений.

Все молодые друзья любили его как ангела«, — писал Репин.

  • Наведите курсор на изображение
  • wikipedia.org
  • «Не ждали» (1884)

Картина, впервые показанная на XII передвижной выставке, посвящена судьбе русского революционера-народника. Моделью для главного героя был выбран Гаршин: «Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне ещё не приходилось встречать.

Как кристалл чистая душа!«. Работа потребовала долговременного труда — фигура и особенно лицо входящего несколько раз переписывались уже после того, как картина была выставлена и приобретена Павлом Третьяковым .

Он и посоветовал Репину писать центральный образ картины с Гаршина.

  1. Наведите курсор на изображение
  2. wikipedia.org
  3. «Иван Грозный и сын его Иван» (1885)

Именно с Гаршина художник писал царевича Иоанна. Когда картина была закончена, всё увидевшие её сошлись во мнении, что она производит мрачное и пугающее впечатление. На официальной выставке в Петербурге публика была шокирована этим полотном — у некоторых не выдерживали нервы и они рыдали прямо перед картиной, у других даже случались истерические припадки.

Для Гаршина эта работа стала роковой. Через два года он покончил с собой. Это можно считать несчастным совпадением, но про Репина ходил слух, что те, кто ему позировал, умирали через короткое время (Мусоргский, Писемский, Столыпин, Игнатьев, Победоносцев и многие другие). Репин тяжело переживал утрату друга.

Сам он так объяснял выбор прототипа: «Задумав картину, я всегда искал в жизни таких людей, у которых в фигуре, в чертах лица выражалось бы то, что мне нужно для моей картины. В лице Гаршина меня поразила обреченность: у него было лицо человека, обреченного погибнуть. Это было то, что мне нужно для моего царевича«.

Репин был гениальным мастером и великолепным психологом. В момент общения художника и модели между ними устанавливалась некая странная, неуловимая, почти телепатическая связь, и не для всех это проходило бесследно.

Кроме того в этой трагической истории есть ещё и страшное мистическое совпадение: смертельная черепно-мозговая травма, которую получил Гаршин во время падения, оказалась в том самом месте, которое было указано художником на знаменитом полотне.

  • Наведите курсор на изображение
  • wikipedia.org
  • 5 мистических полотен Ильи Репина
  • 10 сокровенных тайн Ильи Репина

Источник: http://Moskva.BezFormata.com/listnews/znamenitih-portreta-vsevoloda-garshina/17682721/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector