Портрет старика с внуком, доменико гирландайо, 1488

Портрет старика с внуком, Доменико Гирландайо, 1488

Доме́нико
Гирланда́йо — один из ведущих флорентийских художников Кватроченто, основатель
художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо.
Глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело.

Во времена, когда в
живописи правил реализм, на холсты к мастерам попадали все элементы эпохи, будь
то прекрасное или безобразное. Одно из доказательств тому — артрит на руках
рубенсовских натурщиков. Другое — ринофима, заболевание носа. Врач Алексей
Водовозов делится
предположительными діагнозами.

  • «Не существует более гуманистичной
    картины периода Кватроченто,
  • будь
    то внутри или вне Италии»
  •                               Бернард
    Беренсон, историк искусства

Обычно героями картин
становились правители и простолюдины, города и гавани, скалы и море. Но чтобы
центральное место на полотне занимала болезнь — такое в истории искусства
встречается чрезвычайно редко. Один из самых известных случаев — работа
Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком», немалое внимание в которой
уделено ринофиме, особому обезображивающему заболеванию носа.

Фрески
вместо золота

Доменико Гирландайо
(настоящее имя — Domenico di Tommaso
Curradi di Doffo Bigordi
) родился в 1449 году.

Он является одним из
ярчайших флорентийских мастеров Кватроченто (сокращенно от mille quattrocento
«тысяча четыреста» — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV
века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения).

Доменико должен
был стать золотых дел мастером, как и его отец, но у мальчика очень рано
обнаружился талант живописца, так что он стал родоначальником новой,
художественной династии.

Гирландайо расписывал
храмы Рима, одно время он руководил фресочной мастерской, где трудился юный
Микеланджело Буонаротти. Фрески художника, изображавшие библейские сюжеты,
отличались реалистичностью — в качестве натурщиков ему с удовольствием
позировали горожане, в том числе и знатные. Его творения отличались совершенной
воздушной перспективой, а также потрясающей прорисовкой портретов.

Он расписывал капеллы
Сассетти и Торнабуони, работал он и в знаменитой на весь мир Сикстинской
капелле.

Против
правил

Впрочем, Гирландайо
писал и портреты. Наиболее известным и самым узнаваемым произведением художника
стал «Портрет старика с внуком», датируемый 1490-м годом.

Портрет старика с внуком, Доменико Гирландайо, 1488
Доменико Гирландайо «Старик с внуком», 1490 год

Эта картина выделяется
среди всех работ других мастеров Кватроченто тем, что нарушает целый свод
неписанных законов изобразительного искусства того времени.

Во-первых, она слишком
натуралистична. Правильные анатомические пропорции изображенных людей,
тщательно прописанный пейзаж за окном, а также множество эмоциональных оттенков
на лице обоих героев картины.

Во-вторых, на портрете изображен откровенно
некрасивый внешне старик, который, тем не менее, просто излучает любовь и
нежность. У художников того времени главенствовала концепция единства
внутреннего и внешнего мира человека.

Поэтому «на лицо ужасный, добрый внутри»
персонаж по тогдашним канонам просто не мог существовать, добродетель могла
быть присуща только красивым людям.

В
центре внимания

Но самое главное
отступление от правил — безусловным акцентом картины стала болезнь, уродующая внешность.
Ринофима (от греч. ῥινός — «нос», φῦμα «нарыв» или «нарост»)—
хроническое заболевание кожи носа, причина возникновения которого до сих пор не
выяснена. Она поражает чаще всего мужчин в возрасте 40-50 лет.

Разрастания
могут быть в виде бугров или узлов, очень непривлекательными на вид — мягкой
консистенции, с блестящей сальной поверхностью и большим количеством
расширенных сосудов и сальных желез, из устьев которых выделяется кожное сало.
Цвет узлов варьирует от нормального «кожного» до восковидно-багрового.

Иногда
всё это может озлокачествляться.

В наше время ринофиму
лечат только хирургически, удаляя разрастания и даже часть здоровых тканей. А в
XV веке заболевание обрекало людей на отверженность, клеймо уродства. Тем не
менее, Гирландайо своей картиной ясно дал понять: важна не только внешняя
красота.

Портрет привлекает
одновременностью различий и схожести старика и ребёнка. Дед, бережно обнимая,
держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно
с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно
смотрит в глаза деду, положив на него руку.

Старик определенно
списан с реально существовавшего человека. Не исключено, что художник был с ним
очень хорошо знаком — сохранился как минимум еще один рисунок с посмертным
изображением этого же персонажа.

Непростая
судьба

Что было с портретом в
течение 400 лет — неизвестно. Современная история картины начинается с 1880
года: берлинский Музей Боде отказался купить ее, сославшись на непрезентабельное
состояние, зато Лувр оказался менее привередливым.

Действительно, доска, на
которой написана работа, была вся испещрена глубокими царапинами.

Удачную
реставрацию удалось провести только в 1996 году, когда дефекты основы и
фрагменты с отсутствующей темперой подверглись чистке и восстановлению.

А посмертный рисунок
«Голова старика» хранится в Национальном музее Швеции в Стокгольме.

Портрет старика с внуком, Доменико Гирландайо, 1488
Доменико Гирландайо «Голова старика»,
около 1488 года

Судя по всему, прототип
обоих произведений умер вскоре после того, как Гирландайо написал его портрет с
внуком.

                            ______________________________________

Продолжаем изучать медицину в
творчестве:

  • Идиотизм, косоглазие и еще 4медицинских диагноза Моны Лизы
  • Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения

Источник: https://volshebnayakofeinya.blogspot.com/2017/08/blog-post_53.html

Кем был старик с картины Гирландайо и что у него с носом?

Флорентийский художник Доменико Гирландайо — автор грандиозных фресковых циклов на библейские сюжеты. Но, пожалуй, самая известная его работа — этот небольшой «Портрет старика с внуком», написанный более 500 лет назад.

Доменико Гирландайо. Старик с внуком. ок. 1490. Доска, темпера. 62.7 × 46.3 см. Лувр, Париж

Увы, о героях этой картины точно не известно ничего. Даже то, что это дедушка и внук — предположение искусствоведов, которым надо как-то называть картину в каталогах.

Что скрывают взгляд и жест мальчика? Он просит у дедушки совета и приготовился слушать? Он делится с ним своими детскими радостями или горестями? Просит рассказать, каким дедушка был в детстве? Спрашивает, станет ли и он сам когда-то таким же старым — без ангельских золотых локонов. но с разросшимся носом? Именно эти неразрешимые вопросы делают картину такой завораживающей, увлекающей.

Мальчик с такой любовью прильнул к старику, а тот смотрит на него с такой нежностью, что нам уже совсем не кажутся отвратительными ни бородавка над виском старика, ни его огромный рыхлый нос.

Нос старика изуродован болезнью под названием ринофима. И здесь мы снова имеем дело с неизвестными: учёные до сих пор не сошлись во мнении относительно того, что же является причиной этого заболевания. Гипотезы выдвигаются такие: хронический воспалительный процесс (например, угревая болезнь), частый контакт с холодом, хронический алкоголизм.

Едва ли этот старик был алкоголиком. Скорее всего, это состоятельный мужчина, известный и уважаемый в обществе.

Гирландайо также сделал рисованный портрет этого мужчины с больным носом. Тот факт, что мужчина изображён с закрытыми глазами, позволяет трактовать этот портрет как посмертный.

Этот рисунок хранится в Национальной галерее в Стокгольме.

Поскольку точный год создания «Портрета старика с внуком» и этого рисунка установить невозможно, есть две версии того, как всё могло быть.

Возможно, старика и внука Гирландайо написал при жизни дедушки. И дедушка был таким уважаемым человеком, что когда он умер — позвали художника, чтоб запечатлел его напоследок ещё раз.

Но всё могло быть и по-другому. Дедушка (и в этой версии он тоже уважаемый — к простолюдинам Гирландайо бегать бы не стал) умер. Художник набросал его портрет прямо на смертном одре. А уже после смерти — написал портрет покойного с внуком: так, будто дедушка ещё живой.

Кто мог заказать этот портрет во втором случае? Может быть, сын. Может быть, внук (например, внук на самом деле был уже взрослым, но если мёртвого дедушку можно изобразить живым, почему и внука не вернуть в прошлое?). А ещё, конечно, нельзя исключить, что этот мальчик — вовсе не внук, а поздний сын старика.

Посмотрим, какие еще работы создал автор этого портрета Доменико Гирландайо.

Старик и мальчик — не единственный портрет в творчестве Гирландайо:

Но всё же самые масштабные его произведения посвящены религиозным сюжетам:

Доменико Гирландайо основал целую художественную династию (живописцами были его брат и сын). В мастерской Гирландайо первый опыт приобретал юный Микеланджело.

Страшные шедевры: реальные покойники на картинах знаменитых художников

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59d48d3afd96b1ad9f99ce67/5c07fb4873372000a9a3c27c

Старик с внуком — это… Что такое Старик с внуком?

Картина до реставрации.

«Портрет старика с внуком» (итал. Ritratto di vecchio con nipote) — картина работы Доменико Гирландайо, выставленная в Лувре в Париже. Картина приобретена музеем в 1866 году и является одной из самых узнаваемых работ художника. Картина выделяется реализмом на фоне других произведений эпохи Кватроченто[1].

В центре композиции картины находится безусловный акцент — изуродованный болезнью ринофима нос старика. Этот объект притягивает взгляд, однако вокруг передано множество эмоциональных оттенков.

Портрет привлекает одновременностью различий и схожести старика и ребёнка.

Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку.

Старик откровенно некрасив, однако чувство любви к ребёнку совершенно меняет отношение к нему зрителя. Сквозь открытое окно виден итальянский пейзаж — долина, по которой лентой вьется река. Вдали возвышаются холмы и скалы.

История

История картины неизвестна до 1880 года, когда она была куплена Лувром, после того как картину отказался купить берлинский Музей Боде из-за плачевного состояния картины[1].

Несколько источников конца XIX века сообщали о том, что поверхность картины пришлось очищать и шлифовать, так как на лице старика были глубокие царапины[1].

В 1996 году царапины и фрагменты с отсутствующей краской подверглись чистке и восстановлению[1].

Изображённый на картине старик безусловно являлся реальным человеком, так как когда-то у художника Джорджо Вазари хранился рисунок Гирландайо с посмертным портретом этого же человека. Теперь этот рисунок находится в Национальном музее Швеции.

См. также

  • Портрет итальянского Ренессанса

Примечания

  1. 1 2 3 4 Cadogan, Jean K. Domenico Ghirlandaio: Artist and Artisan. — New Haven and London: Yale University Press, 2000. — С. 276. — ISBN 0-300-08720-9
  • Andreas Quermann Ghirlandaio. — Köln: Könemann. — (Maestri dell’arte italiana). — ISBN 3-8290-4558-1
  • Emma Micheletti Domenico Ghirlandaio. — Firenze: Scala, 2004. — (Pittori del Rinascimento). — ISBN 88-8117-099-X
  • Jean K. Cadogan

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1852776

О чрезмерной натуралистичности одной картины ≪ scisne?

Во времена, когда в живописи правил реализм, на холсты к мастерам попадали все элементы эпохи, будь то прекрасное или безобразное. Одно из доказательств тому — артрит на руках рубенсовских натурщиков. Другое — ринофима, заболевание носа. Врач Алексей Водовозов делится предположительными диагнозами.

  • «Не существует более гуманистичной картины периода Кватроченто, будь то внутри или вне Италии»
  • Бернард Беренсон, историк искусства
  • — см. Идиотизм, косоглазие и еще 4 медицинских диагноза Моны Лизы — Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения
  • Фрески вместо золота

Продолжаем разбирать медицину в творчестве: Обычно героями картин становились правители и простолюдины, города и гавани, скалы и море. Но чтобы центральное место на полотне занимала болезнь — такое в истории искусства встречается чрезвычайно редко. Один из самых известных случаев — работа Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком», немалое внимание в которой уделено ринофиме, особому обезображивающему заболеванию носа.

Доменико Гирландайо (настоящее имя — Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi) родился в 1449 году.

Он является одним из ярчайших флорентийских мастеров Кватроченто (сокращенно от mille quattrocento — «тысяча четыреста» — общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом раннего итальянского Возрождения).

Доменико должен был стать золотых дел мастером, как и его отец, но у мальчика очень рано обнаружился талант живописца, так что он стал родоначальником новой, художественной династии.

Гирландайо расписывал храмы Рима, одно время он руководил фресочной мастерской, где трудился юный Микеланджело Буонаротти. Фрески художника, изображавшие библейские сюжеты, отличались реалистичностью — в качестве натурщиков ему с удовольствием позировали горожане, в том числе и знатные. Его творения отличались совершенной воздушной перспективой, а также потрясающей прорисовкой портретов. Он расписывал капеллы Сассетти и Торнабуони, работал он и в знаменитой на весь мир Сикстинской капелле.

Против правил

Впрочем, Гирландайо писал и портреты. Наиболее известным и самым узнаваемым произведением художника стал «Портрет старика с внуком», датируемый 1490-м годом.

Доменико Гирландайо «Старик с внуком», 1490 год

Эта картина выделяется среди всех работ других мастеров Кватроченто тем, что нарушает целый свод неписанных законов изобразительного искусства того времени. Во-первых, она слишком натуралистична. Правильные анатомические пропорции изображенных людей, тщательно прописанный пейзаж за окном, а также множество эмоциональных оттенков на лице обоих героев картины. Во-вторых, на портрете изображен откровенно некрасивый внешне старик, который, тем не менее, просто излучает любовь и нежность. У художников того времени главенствовала концепция единства внутреннего и внешнего мира человека. Поэтому «на лицо ужасный, добрый внутри» персонаж по тогдашним канонам просто не мог существовать, добродетель могла быть присуща только красивым людям.

В центре внимания

Но самое главное отступление от правил — безусловным акцентом картины стала болезнь, уродующая внешность. Ринофима (от греч. ῥινός — «нос», φῦμα «нарыв» или «нарост»)— хроническое заболевание кожи носа, причина возникновения которого до сих пор не выяснена. Она поражает чаще всего мужчин в возрасте 40-50 лет. Разрастания могут быть в виде бугров или узлов, очень непривлекательными на вид — мягкой консистенции, с блестящей сальной поверхностью и большим количеством расширенных сосудов и сальных желез, из устьев которых выделяется кожное сало. Цвет узлов варьирует от нормального «кожного» до восковидно-багрового. Иногда всё это может озлокачествляться. В наше время ринофиму лечат только хирургически, удаляя разрастания и даже часть здоровых тканей. А в XV веке заболевание обрекало людей на отверженность, клеймо уродства. Тем не менее, Гирландайо своей картиной ясно дал понять: важна не только внешняя красота. Портрет привлекает одновременностью различий и схожести старика и ребёнка. Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку. Старик определенно списан с реально существовавшего человека. Не исключено, что художник был с ним очень хорошо знаком — сохранился как минимум еще один рисунок с посмертным изображением этого же персонажа.

Непростая судьба

Что было с портретом в течение 400 лет — неизвестно. Современная история картины начинается с 1880 года: берлинский Музей Боде отказался купить ее, сославшись на непрезентабельное состояние, зато Лувр оказался менее привередливым. Действительно, доска, на которой написана работа, была вся испещрена глубокими царапинами. Удачную реставрацию удалось провести только в 1996 году, когда дефекты основы и фрагменты с отсутствующей темперой подверглись чистке и восстановлению. А посмертный рисунок «Голова старика» хранится в Национальном музее Швеции в Стокгольме.

Доменико Гирландайо «Голова старика», около 1488 года

Судя по всему, прототип обоих произведений умер вскоре после того, как Гирландайо написал его портрет с внуком.

Источник: https://scisne.net/t-3018

Художник Доменико Гирландайо.

  • Доменико Гирландайо, автопортрет,(деталь картины «Поклонение пастухов») 1485 г.
  • Капелла Пацци церкви Санта Тринита, Флоренция.

Доменико Гирландайо   (итал. Domenico Ghirlandaio; наст. имя Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi; 1449 — 11 января 1494) — один из ведущих флорентийских художников кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо. Глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело. Автор фресковых циклов, в которых выпукло, со всевозможными подробностями показана домашняя жизнь библейских персонажей (в их роли выступают знатные граждане Флоренции в костюмах того времени).Доменико Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди. Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые он делал для украшения женских головных уборов, были в большой моде; благодаря этому Томазо получил прозвище «гирляндщик» (ghirlandaio), перешедшее к его сыновьям и внукам.

Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. Приписанный таким образом к ювелирному делу, но не испытывая к нему никакой склонности, Доменико не переставал заниматься рисованием.

Действительно, несмотря на то, что в юности он и был ювелиром, в живописи природа одарила его духовным совершенством и чудесным и безупречным вкусом, поэтому, постоянно упражняясь в рисунке, он достиг в нем такой живости, быстроты и легкости, что, работая у ювелира, он, по словам многих, зарисовывал всякого, кто только ни заходил в мастерские, схватывая сходство на лету, о чем свидетельствуют также и бесчисленные портреты в его работах, обладающие живейшим сходством. Его учителем был Алессио Бальдовинетти.

Поклонение пастухов. 1485: Капелла Пацци церкви Санта Тринита, Флоренция.

К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Петра и Андрея» и фреска с изображением блаженного Иеронима в церкви Оньисанте во Флоренции.Гирландайо проявил свой талант во фресках часовни Сассетти в церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска.

Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах и совершенство технического выполнения — все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Гирландайо не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета.

Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. «Посещение св. Девы» находится в Лувре.

«Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее.

Поклонение ребенку. Пинакотека Амброзиана, Милан

Доменико Гирландайо довёл направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова — вот что преимущественно выдается в произведениях Гирландайо, а именно помещение в церковно-исторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них.

Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии.

Гирландайо обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство.

Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти.

Поклонение волхвов. 1488:  Госпиталь святого Иннокентия, Флоренция.

 Автопортрет (деталь картины «Поклонение волхвов «) 1488 г.Госпиталь святого Иннокентия, Флоренция.

«Изгнание Иоахима из храма» 1486-1490 г.г.КапеллаТорнабуони церкви Санта Мария Новелла, Флоренция.Поклонение волхвов. 1487: Галерея Уффици, ФлоренцияСтарик и его внук. 1490: Musйe Лувр, Париж Visitation. 1491: Musйe Лувр д, Париж

    Объявления о смерти в Санкт-Fina~ 1475: Collegiata, Сан-ДжиминьяноАпсиды фреска. 1471: Приход церкви, GrandcampКрещение Господне: Частная коллекцияРождение Марии~ 1490: Частная коллекцияПризвание первых апостолов. 1481: капелла Sistina, ВатиканХриста на небесах 1492: Пинакотека Комунале, РеканатиКоронование Богоматери. 1486: Пинакотека Комунале, РавеннаКоронование Богоматери. 1483: Галерея Уффици, ФлоренцияУкрашение Сала дель Джильи. ~ 1484: Палаццо Веккьо, ФлоренцияТайная вечеря. 1486: Частная коллекцияПожилая женщина~ 1490: Частная коллекцияМадонна с Младенцем на престоле между ангелами и святыми. 1486: Галерея Уффици, ФлоренцияМадонна с Младенцем на престоле со святыми. 1479: Дуомо, ЛуккаМадонна во славе со святыми.~ 1496: Старая Пинакотека, Мюнхен«Портрет Джованны Торнабуони» 1488: Тиссен коллекция, Мадрид

    • Цитата сообщения галина_суханова

    Св. Антоний. 1471: Приход церкви, GrandcampСвятая Варвара 1471: Приход церкви, GrandcampСвятая Екатерина Сиенская ~ 1498: Старая Пинакотека, МюнхенБлаженный Иероним в своем кабинете. 1480: Частная коллекцияИоанн Предтеча в пустыне. ~ 1490: Частная коллекцияИоанн Евангелист ~ 1490: Частная коллекцияСвятой Лука Евангелист ~ 1490: Частная коллекцияСвятой Лаврентий ~ 1498: Старая Пинакотека, МюнхенStigmata Святого Франциска ~ 1485: Сан-Trinitа, ФлоренцияИспытание огнем,~ 1485: Сан-Trinitа, ФлоренцияВид в Tornabuoni Чапел. : Santa Maria Novella, FlorenceВид Sassetti Чапел. 1485: Частная коллекцияПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

    Доменико Гирландайо (1449-1494).

    Источник: https://16-centure-ru.livejournal.com/124848.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector