Время правления Анны Иоанновны никак не назовёшь благоприятным для творчества русских живописцев. Однако, кому, что отпущено.
Иван Яковлевич Вишняков (1699 – 1761), пятнадцатилетний сын «шатёрных дел мастера», ученик Василия Грузинца, воспитанный в исконно православной
художественной традиции Оружейной палаты, приехал в Петербург из Москвы, где
ему предстояло работать подмастерьем у Луи Каравакка.
Ученик и учитель тесно сблизились, однако
младший так и не стал слепым копиистом манеры звезды первой величины. Разница
между творчеством Каравакка и Вишнякова, та же, что и разница между русским и
западноевропейским искусством. И эта разница отнюдь не в манере письма, а скорее,
в трактовке человека, его лица и души.
Впоследствии работа в Живописной команде
Канцелярии от строений под руководством Андрея Матвеева, способствовала
развитию таланта Вишнякова. Достигнув известности, после кончины Матвеева
(1739), Вишняков принял руководство над Живописной командой Канцелярии от
строений, продолжая лучшие начинания «птенцов гнезда Петрова».
Более двух
десятилетий руководил всеми живописными работами в Петербурге и загородных
резиденциях. В его ведении – живопись светская и церковная, огромные настенные
панно и плафоны, образа и «персоны», надзор за исполнителями и обучение
новичков, бесконечные заботы и просьбы о средствах и материалах, сопровождаемые
подробными описями.
Каждый день Вишнякова проходил бурно, как будто бы на
едином дыхании, он всё умел делать сам, не видя разницы, между искусством и
ремесленными работами. В этом он – собрат мастеров Оружейной палаты, столь же
самозабвенно отдававших себя любимому делу на столетие ранее.
Монументальные работы
мастеров погибали во времени, так же, как и многое, к чему прикасалась рука
Вишнякова. А что оставалось от его творчества? Портреты! Портрет в русском
искусстве — вот проверка на мастерство. К ним в 18 столетии относились с
почтением.
Члены императорской фамилии писались в огромном количестве для того,
чтобы украшать своим присутствием парадные залы и места присутствий.
Представители знати создавали у себя фамильные портретные галереи, по примеру
запада.
Особенно с поднятием значения человеческой личности, с верой в силу и
разум, в петровскую эпоху искусство портрета бурно развивалось, складывалась
национальная портретная школа, усваивая привитые ей инновации вплоть до
середины столетия.
В творчестве Вишнякова это сплав модного стиля рококо и
парсуны XVII века —
некоторая скованность и наивная сдержанность в сочетании с изысканностью и
манерностью, игривостью позы и жеманством персонажей. Любопытно, что и детские
портреты его учителя Каравакка полны откровенной эротики. Малолетних детей
Петра Великого он изображает в виде богинь, нимф и купидонов. Такова уж
атмосфера той эпохи. Но Вишняков и в ней ищет свой путь. Именно детские
изображения кисти Вишнякова – самые поэтические, лиричные, хрупкие, с едва
уловимой грустью, образы середины XVIII века. Дети елизаветинского двора, будущие представители
екатерининской эпохи.
![]() |
И. Вишняков. Портрет Сары Элеоноры ФерморГРМ, 1749 |
Портрет Сары Элеоноры Фермор – истинная жемчужина Вишнякова.
Барышня-ребёнок, около десяти лет от роду – дочь шотландского дворянина Виллима
Фермора, прибывшего ко двору Петра I со своим отцом в 1708 году, шести лет от роду и связавшего всю
свою жизнь с Россией.
Фермор прошёл долгий
путь в российской армии до генерал-майора. Участвовал во многих
компаниях в правление Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны. Герой Крымской и
Шведской войн. При Елизавете Петровне он был назначен заведовать Канцелярией от
строений, то есть, был непосредственным начальником Ивана Вишнякова.
В 1757
году он оставил эту должность, отправившись в действующую армию. За участие в
Семилетней войне был награжден орденами Андрея Первозванного, Александра
Невского, Анны и Белого Орла.
От брака с графиней Доротеей Елизаветой Брюс у
него были дочь Сара Элеонора, 1740 года рождения и сын Вильгельм Георг, на
девять лет моложе сестры. Написание портрета Сары в 1749 году – вполне естественное
желание и выбор Фермора.
Он просит написать портрет дочери самого главу
Живописной команды Канцелярии, а Вишняков с удовольствием берётся за дело.
Художник симпатизирует маленькой модели, чьи манеры не могут не вызывать восхищения.
В своё время он напишет портрет и её брата Виллима Георга Фермора.
Пленительный портрет Сары написан без всякого намёка на превосходство
взрослого человека над ребёнком. Понимание мира ребёнка позволяет ему избегать
манерничанья и жеманства своего учителя Каравакка. Образ девочки полон тонкой
эмоциональности, хрупкости и воздушности. Головка на тонкой шее, бессильно
опущенные, слишком длинные, тоненькие руки.
Грациозная фигурка в пышном
муаровом платье с большими фижмами, пудреная, тщательно, по-взрослому, уложенная
прическа, прелестное детское лицо с тёмными глазами, вызывают
умиление, с одной стороны.
Хотя, с другой чувствуется неестественность,
скованность, застылость столь юной и нежной модели, затянутой в жесткий корсет,
облаченной в юбку на китовом усе, в которой нельзя не то, что побегать, а нужно
медленно важно выступать, да ещё, боже упаси, уронишь веер! Изящным жестом
левой руки девочка поддерживает тяжелое, по-елизаветинской моде, платье,
затканное цветами.
В то же время,
невозможно не оценить, хрупкую грацию девочки, чистоту и трогательность облика. Сара, которая ещё
только готовится выезжать в свет, уже как будто воплощает тот таинственный,
манящий, причудливый, как менуэт, манерный танец, XVIII век. Под кистью Вишнякова родилась
девочка-мечта, будущая принцесса-грёза мирискусников начала века XX.
Но сама маленькая дама
серьёзна, задумчива, не по-детски сосредоточена. Её поэтическому облику
соответствует и цветовое решение портрета, выдержанное в жемчужных тонах.
Задний фон написан в подчеркнуто-нежной тональностью колорита. Хрупкая фея
стоит на фоне пейзажа, изображающего ранний рассвет и тонкие деревца, по своей
трепетности схожие с героиней портрета.
И непременные атрибуты – стройная
колонна, тяжелый занавес, столик с книгой. От хрупкой детской фигурки,
вписанной в декоративный пейзаж, с тонко прописанными, как и цветы на робе,
деревцами на фоне голубовато-розовых далей, веет высокой поэзией.
Портрет Сары Фермор интересен ещё и тем,
что создан талантливым мастером на стыке эпох. В нем сливаются русская
средневековая парсуна и блестящий европейский портрет XVIII столетия. К примеру, взять длину
тонких рук Сары, раскинутых по муаровой юбке-панье.
Их длина гармонично
подчеркивает хрупкость модели, но, с
точки академической правильности рисунка, эти руки излишне длинны. Далее
обратим внимание на то, как живо выписано лицо, и какой бесплотной, как будто
её и нет под фижмами, кажется фигура.
Как все старые мастера-предшественники,
Вишняков всё внимание уделял лицу, в котором сосредоточен духовный мир
человека. А тело, «вместилище греха и соблазна», словно нарочито, избегал и
только предполагал, что оно находится под одеждой. Кстати, платье он прописывает
виртуозно.
В живописи же он предпочитает не вписывать цвета в общую тональность,
как западно-европейские художники, а противопоставляет цветовые пятна одно другому.
Все атрибуты портрета кажутся плоскими, даже более нереальными, чем тело под одеждой.
Творчество Ивана Вишнякова было
незаслуженно забыто. О нем вспомнили только в начале XX столетия и заговорили как о
«загадочном» мастере, поскольку работ сохранилось мало, как и сведений о его
биографии.
Портреты Сары Элеоноры Фермор и её брата Вильгельма Георга поступили в музей Александра III в 1907 году. Они были
куплены за 2 тысячи рублей у владелицы, некой госпожи Н.П. Альбрехт, состоявшей
в родстве с ними. Вот как это случилось.
В 1765 году Сара вступила в брак с
графом Яковом Поктусом фон Штенбоком (Стенбоком). Младший брат Вильгельм пошёл
по стопам отца и находился на военной службе. Выйдя в чине бригадира в
отставку, он женился на девице фон Альбрехт.
По линии Альбрехтов портреты брата
и сестры кисти Ивана Вишнякова переходили из поколения в поколение и были в
итоге проданы в Русский музей.
![]() |
И. Вишняков. Портрет Виллима Георга ФермораГРМ. между 1758 и 1761 г.г. |
Источник: http://biblioiskusstwo.blogspot.com/2015/07/blog-post_31.html
Иван Яковлевич Вишняков. Портреты брата и сестры Фермор
Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в (1699— 8 августа 1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо.
Биография и творчество.
И. Я. Вишняков родился в 1699 году Москве в семье ремесленников. В пятнадцатилетнем возрасте Вишняков отправляется в Петербург. В 1727-1731 годах И. Я.
Вишняков работал под руководством Луи Каравака, который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника.
Затем с 1731 года он был в подмастерьях у Андрея Матвеева, пока в 1739 году не сменил его на посту руководителя живописной команды Канцелярии от строений. В 1740 году получил чин надворного советника. С 1752 года — коллежский асессор.
Под его наблюдением украшались росписями многие дворцы Петербурга и его пригородов, церкви, триумфальные ворота. И. Я. Вишняков и работавшие под его руководством ученики (наиболее известны А. П.
Антропов, И. И. и А. И. Бельские, И. И. Вишняков, И. Скородумов, И. Фирсов и др.) расписывали Зимний и Петергофский, частично Летний и Аничков дворцы, церковь Зимнего дворца и некоторые другие здания.
И. Я. Вишняков писал также портреты и иконы, реставрировал картины, производил экспертизу произведений русских и иностранных мастеров (в том числе Ж. Б. Лепренса и С. Торелли).
Среди наиболее известных работ И. Я. Вишнякова — портреты Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Фермор (1750-е, Русский музей, Санкт-Петербург), портрет императрицы Елизаветы Петровны (1743, Третьяковская галерея, Москва). Несмотря на соблюдение условностей придворного искусства, застылость и плоскостность фигур, в них проявляется поэтичное и безыскусственное восприятие художником натуры.
Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых (1755, Рыбинский музей-заповедник).
Имел 6 сыновей, из которых 4 (в т.ч. младший Александр) стали художниками. Иван Яковлевич Вишняков умер 8 августа 1761 года.
«Портрет Сары Элеоноры Фермор».
Десятилетняя девочка, изображенная на этом портрете, — дочь храброго шотландского дворянина В.В.Фермора, большую часть своей жизни проведшего на русской военной службе. С 1742 по 1757 год он заведовал деятельностью Канцелярии от строений, где Иван Яковлевич Вишняков как опытнейший и искуснейший мастер возглавлял живописную команду. Портрет был заказан художнику в 1749 году.
Согласно обычаям того времени, Сарра Фермор изображена как взрослая девушка: с напудренными и завитыми волосами, в декольтированном бальном платье, с веером в руке.
Скованность тела, непропорционально удлиненные лилейные руки, придающие портрету изысканную красоту текучих линий, изящные жесты, декоративная трактовка асимметричного пейзажа с двумя тоненькими деревцами — все настраивает зрителя на высокий поэтический лад, высвобождает из тесных рамок материального светлое духовное начало.
Не по возрасту серьезное, грустное, задумчивое лицо десятилетней девочки, ее тонкая шейка изображены с большим лиризмом, неповторимой чистотой и пленительностью. Колорит одежды служит дополнительным аккордом к ее ранимому внутреннему миру. Этот изысканный серо-зеленовато-голубой цвет платья, как и лицо девочки, покоряет красотой и выразительностью.
Ее сложная поза, данная в легких противоречивых движениях, выдержана в духе стиля рококо, господствовавшего при елизаветинском дворе и превозносившего затейливую элегантность, несколько манерную утонченность, изменчивый настрой чувств. Однако при этом в портрете господствуют проникновенная тишина и завороженность, несовместимые с обычными представлениями о рокайльном стиле.
Часто эти качеств обьясняют неумением художника передать движение и его внутренней связью с искусством парсуны, что кажется неубедительным, так как по технике письма и подходу к модели Вишняков не имеет с парсуной ничего общего. Но тем не менее именно особенностями национального мировосприятия художника картина обязана своим неповторимым очарованием.
«Портрет Вильгельма Георга Фермора».
Брат Сарры-Элеоноры Фермор. Сын непосредственного начальника Ивана Яковлевича Вишнякова по Канцелярии от строений, Вильгельм Георг Фермор был почти на десять лет моложе своей сестры Сарры-Элеоноры. Возможно, такой же срок разделяет вншняковские портреты этих детей. Во всяком случае, на изображении мальчику трудно дать более десяти лет.
Лицо его на первый взгляд кажется схожим по живописи с лицом сестры; незаметные в своей легкости мазки белой, порой чуть подцвеченной краски, в нужных местах оставляющие открытым желтый грунт с проступающей текстурой холста, создают впечатление бесплотности, воздушного сияния.
Родственно раннему портрету и ощущение безмятеж- ной тишины, высокого целомудрия образа.
Однако имеются и значительные различия. Лицо мальчика бедней красочными оттенками и тончайшими нюансами света. Вместо этого появились тяжелые и широкие темные тени. Резче прочерчены брови и не столь мягки переходы в рельефе лица. В целом живопись стала плотней и суше, отчего пострадали живость и свежесть образа.
Возможно, глаза стареющего мастера уже не были, как прежде, чуткими к неуловимым нюансам света и тени; но возможно также и то, что живопись лица была повреждена другим художником, перепнсавшим портрет еще при жизни Вишнякова в связи с произведением Вильгельма в сержантский чин и необходимостью нарядить его в соответствующий мундир.
При этой переделке, очевидно, возникли грубые ошибки в рисунке фигуры, которых не мог допустить сам Вишняков, например в неестественном повороте представлена стопа левой ноги, руки не ощутимы под рукавами кружевной сорочки. Чуждыми образному строю Вишнякова выглядят плотные, как бы овеществленные цвета одежд и темные, невыразительные краски фона, где изначально, как на портрете СаррыЭлеоноры, архитектурные детали сочетались с пейзажем.
И немного музыки в «Мыслях на мониторе» — группа «Балаган Лимитед»-«Тик так ходики».
Для просмотра видео требуется Flash Для просмотра этого видео, JavaScript должен быть включен, и вам потребуется последняя версия программы Adobe Flash Player.
Сара-Элеонора Фермор
Сара-Элеонора Фермор
Вильгельм-Георг Фермор
Вильгельм-Георг Фермор
Источник: http://www.qguys.ru/do/diaries/read?id=1107520
Вишняков Иван Яковлевич (1699–1761) Портрет Сары Элеоноры Фермор
Вишняков Иван Яковлевич (1699–1761)
Портрет Сары Элеоноры Фермор
В этом прелестном детском портрете дочери начальника Канцелярии от строений Фермора маленькая девочка, затянутая в корсет декольтированного платья с фижмами, выглядит как взрослая барышня. Нежная и хрупкая, она напоминает фарфоровую статуэтку. Все движения души отражаются в лице девочки – в нем чувствуется милая застенчивость ребенка и большая душевная теплота.
Портрет демонстрирует характерное для живописи Вишнякова сочетание русской средневековой традиции (скованность позы, неумелое написание рук, условность пейзажного задника) с виртуозным, идущим от «нового времени» умением писать полные трепетных чувств лица и превосходно передавать фактуру тканей.
Портрет Сары Элеоноры Фермор. 1749. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Следующая глава
Лев Яковлевич Зевин*
Лев Яковлевич Зевин был:1) На испытании направления. С 18 го работ у Шагала. Свои работы живописные производил под влиянием Пикассо. Кубизм, Шагал не оказывал влияния.2) С Сезаннизмом не был знаком. Кубистичес явление прошло
Иван Васильевич Клюн*
1912 г. Кувшин; в поле зрения Брак («Золот руно»)31.1913 г. Граммофон32. Пильщик, голов33. Автопортрет34. В поле зрения Гри, Пикассо, Леже.1914 Пробегающий пейзаж35. Кинетика. Озонатор36. Местные обстоятельства. Точильщик. Аргентинская полька37.1915
ИВАН ЕЛАГИН
АМНИСТИЯ Еще жив человек,
Расстрелявший отца моего
Летом в Киеве, в тридцать восьмом.
Вероятно на пенсию вышел.
Живет на покое
И дело привычное бросил. Ну, а если он умер, —
Наверное жив человек,
Что пред самым
Иван Яковлевич Билибин
(1876–1942)
Иван Яковлевич Билибин не просто выполнял прекрасные иллюстрации к сказкам, русским былинам и другим литературным произведениям. Благодаря его картинкам каждая книга становилась единым, гармоничным произведением. Она напоминала
Иван Константинович Айвазовский
В начале XIX века из Галиции в Феодосию переселился Константин Гаврилович Гайвазовский (Айвазовский), отец великого мариниста. 17(29) июля 1817 года в его семье родился младший сын Иван.То были годы, когда Феодосия после турецко-татарского
Портрет Элеоноры Толедской с сыном Джованни
1544–1545. Галерея Уффици, ФлоренцияБронзино, представитель зрелого флорентийского маньеризма, придворный художник Козимо I Медичи, стал одним из создателей маньеристического парадного портрета, в котором нашли отражение
Жан Батист Симеон Шарден (1699–1779) Девочка с воланом
Ок. 1740. Галерея Уффици, ФлоренцияШарден был современником Ватто и Буше, но в отличие от них предпочитал изображать повседневную жизнь представителей третьего сословия. Сын столяра, он с уважением относился к любому
Иван Дмитриевич Каширин
Каширин был крепостным помещика А. В. Ульянова. Он учился в Арзамасской художественной школе А. В. Ступина. На деньги, собранные художниками, Каширин выкупился из крепостной зависимости. В Петербурге он посещал классы Академии художеств как
Никитин Иван Никитич (Ок. 1690–1742)
Портрет напольного гетмана
Портрет был создан после возвращения Никитина из Италии, где он обучался во флорентийской Академии художеств. Имя изображенного человека неизвестно. Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет
Аргунов Иван Петрович (1721–1802)
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Эта картина – первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывших в крестьянках способность
Алексеев Федор Яковлевич (1754–1824) Красная площадь в Москве Красная площадь в Москве. 1801. Государственная Третьяковская галерея,
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
В центре композиции из синевато-холодного тревожного полумрака вспышкой света выхвачены две фигуры. Сцену убийства можно легко вообразить во временном развитии. Вначале была вспышка царского гнева: опрокинулось кресло,
Источник: https://design.wikireading.ru/988
Анализ картины Ивана Вишнякова Портрет Сары-Элеоноры Фермор
Анализ картины Ивана Вишнякова
Портрет Сары-Элеоноры Фермор
Выполнила студентка группы 2ПТП
Андреева Татьяна
Эпоха
Портрет Сарры Элеоноры Фермор является одним из самых трогательных детских образов первой половины 18 столетия. Портрет относится к стилю рококо. Рококо-стиль в искусстве, возникший во Франции в первой половине XVIII века как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г.. Также находим их в письме (7 апреля 1770 г.) мастера Роэтье .Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг.: «…поскольку Е. И. В. желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям…»
Жизнь и творчество
Ива́н Я́ковлевич Вишняко́в (1699— 8 августа 1761) — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо
И. Я. Вишняков родился в 1699 году Москве в семье ремесленников. В пятнадцатилетнем возрасте Вишняков отправляется в Петербург. В 1727-1731 годах И. Я. Вишняков работал под руководством Луи Каравака, который аттестовал его как «искусного в писании фигур» художника. Затем с 1731 года он был в подмастерьях у Андрея Матвеева, пока в 1739 году не сменил его на посту руководителя живописной команды Канцелярии от строений. В 1740 году получил чин надворного советника. С 1752 года — коллежский асессор
Под его наблюдением украшались росписями многие дворцы Петербурга и его пригородов, церкви, триумфальные ворота. И. Я. Вишняков и работавшие под его руководством ученики расписывали Зимний и Петергофский, частично Летний и Аничков дворцы, церковь Зимнего дворца и некоторые другие здания
И. Я. Вишняков писал также портреты и иконы, реставрировал картины, производил экспертизу произведений русских и иностранных мастеров
Среди наиболее известных работ И. Я. Вишнякова — портреты Сарры Элеоноры и Вильгельма Георга Фермор портрет императрицы Елизаветы Петровны. Несмотря на соблюдение условностей придворного искусства, застылость и плоскостность фигур, в них проявляется поэтичное и безыскусственное восприятие художником натуры
Две единственные подписные работы И. Я. Вишнякова — портреты Николая Ивановича и Ксении Ивановны Тишининых
Имел 6 сыновей, из которых 4 стали художниками. Иван Яковлевич Вишняков умер 8 августа 1761 года
Анализ
Десятилетняя девочка, изображенная на этом портрете, — дочь храброго шотландского дворянинаВ.В.Фермора, большую часть своей жизни проведшего на русской военной службе.
С 1742 по 1757 год он заведовал деятельностью Канцелярии от строений, где Иван Яковлевич Вишняков как опытнейший и искуснейший мастер возглавлял живописную команду. Портрет был заказан художнику в 1749 году.
Согласно обычаям того времени, Сарра Фермор изображена как взрослая девушка: с напудренными и завитыми волосами, в декольтированном бальном платье, с веером в руке.
Скованность тела, непропорционально удлиненные лилейные руки, придающие портрету изысканную красоту текучих линий, изящные жесты, декоративная трактовка асимметричного пейзажа с двумя тоненькими деревцами — все настраивает зрителя на высокий поэтический лад, высвобождает из тесных рамок материального светлое духовное начало.
Не по возрасту серьезное, грустное, задумчивое лицо десятилетней девочки, ее тонкая шейка изображены с большим лиризмом, неповторимой чистотой и пленительностью. Колорит одежды служит дополнительным аккордом к ее ранимому внутреннему миру. Этот изысканный серо-зеленовато-голубой цвет платья, как и лицо девочки, покоряет красотой и выразительностью.
Ее сложная поза, данная в легких противоречивых движениях, выдержана в духе стиля рококо, господствовавшего при елизаветинском дворе и превозносившего затейливую элегантность, несколько манерную утонченность, изменчивый настрой чувств. Однако при этом в портрете господствуют проникновенная тишина и завороженность, несовместимые с обычными представлениями о рокайльном стиле.
Часто эти качеств обьясняют неумением художника передать движение и его внутренней связью с искусством парсуны, что кажется неубедительным, так как по технике письма и подходу к модели Вишняков не имеет с парсуной ничего общего. Но тем не менее именно особенностями национального мировосприятия художника картина обязана своим неповторимым очарованием.
- Картина выполнена на холсте 138Х114,5 см, маслом. На данный момент портрет находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге
- Творческий замысел
Сохранившаяся старинная надпись на обороте холста, указывает, что Сарра Фермор изображена в возрасте десяти лет.
Одетая по взрослому, девочка пытается играть роль взрослой дамы: ее напудренные волосы уложены в модную прическу, в одной руке она кокетливо сжимает веер, другая — грациозно придерживает край роскошного платья.
В то же время детское выражение миловидного личика и блестящие темные глазки создают некую одухотворенность образа маленькой Сары
Собственное восприятие произведения
Портрет воспринимается
очень легко и просто. Десятилетняя девочка изображена, как взрослая дама. Она представлена в торжественной позе, ее жесты немного манерны, а на губах «светская» улыбка.
Фон придает портрету репрезентативную пышность.
Трогательным контрастом парадности выглядят тонкие руки девочки и ее бледное худенькое лицо с неправильными чертами, исполненное живости и эмоциональности.
Место и роль произведения в истории мирового искусства
Портрет Сарры Элеоноры Фермор является одним из самых трогательных детских образов первой половины 18 столетия. Эта картина относится к числу лучших работ Вишнякова.
Портрет еще сохраняет некую статичность фигуры и плоскостность изображения форм, свойственные парсуной традиции. Однако в легком изящном пейзаже и изысканной декоративности рисунка прослеживаются элементы стиля рококо. Влияние западноевропейской живописи наблюдается и в натурной достоверности передачи подробностей.
Источник: http://yaneuch.ru/cat_04/analiz-kartiny-ivana-vishnyakova-portret/583882.3498255.page1.html
Художник Иван Яковлевич Вишняков
|
Источник: https://classic-art-ru.livejournal.com/152258.html
Рыбинский музей
Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761 гг.) Крупнейший русский живописец середины XVIII века: портретист, монументалист, декоратор.
Родился в1699 г. в Москве в семье «императорского величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова. В 1714 г. «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где обучался у мастера Оружейной палаты В.Г.Грузинца, а в 1727 г. был направлен в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья».
Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, он формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами – всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо.
В конце 20-х гг. началась совместная творческая деятельность Вишнякова и «живописного дела профессора» француза Луи Каравакка. С 1727 г. Каравакк официально стал его учителем, засвидетельствовав умение Вишнякова «изрядно писать персоны с натурального».
В1739 г., после смерти А.Матвеева Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой. Вскоре он получил одно за другим звания прапорщика (1741 г.) и капитана (1742 г.), ранг коллежского асессора, став, таким образом, дворянином (1745 г.), а в 1752 г. пожалован чином надворного советника и приведен к присяге.
Можно только удивляться выполнявшимся им объемам работ. Его живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов. А ведь Вишняков не только руководил всеми живописными работами двора, но и непосредственно в них участвовал.
Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны. Всё это перемежается у Вишнякова с огромным объемом хозяйственной деятельности и обязанностями эксперта, в частности, свидетельствовавшего качество портретов царствующих особ.
Огромное наследие художника представляет собой грустный номинальный перечень названий.
От многочисленных произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не знал ни дня отдыха, сохранились только около пятнадцати портретов, органично соединяющих традиции древнерусской иконописи и европейского рококо.
Среди них документированы лишь два: это свадебные портреты дворян Тишининых из Рыбинского музея. Самый знаменитая работа мастера – «Портрет Сары Фермор» (ок. 1750 г., Государственный Русский музей).
За четверть века во главе Живописной команды Канцелярии от строений художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И.Я.Вишнякова». Система обучения, разработанная А.
Матвеевым и совершенствованная Вишняковым, легла в основу принципов преподавания в Академии художеств. Живописцы Г.Молчанов, И.Бельский, А.Антропов, иконописец М.
Колокольников и десятки других художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника.
Источник: https://www.rybmuseum.ru/ru/collections/fine-arts?id=259
художник Иван Яковлевич Вишняков
Слайд 1
Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист, монументалист, декоратор, иконописец, один из представителей светского портрета в стиле рококо. Выполнили: Ковтун Елена,Ковтун А.М.
Дата рождения: 1699 Место рождения: Москва Дата смерти: 1761 Место смерти: Санкт-Петербург Страна: Россия Жанр: портрет Учёба: Л . Каравак , А. М.
Матвеев Стиль: рококо Иван Вишняков, автопортрет
Слайд 2
В пятнадцатилетнем возрасте Иван Вишняков отправляется в Петербург. В 1727-1731 годах И. Я. Вишняков работал под руководством потомственного французского портретиста, приглашенного для творчества и обучения учеников в Россию, Луи Каравака. Луи Каравак писал портреты Петра I , Елизаветы и др. Ивана Вишнякова Луи Каравак аттестовал как «искусного в писании фигур» художника. Луи Каравак
Слайд 3
После учебы, в 1727г. Иван Вишняков был направлен в Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья».
Здесь, под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, Иван формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с архитекторами, резчиками и скульпторами — всеми теми мастерами, которые создали декоративный стиль того периода, основанный на синтезе русского барокко и рококо. А.Матвеев, автопортрет с женой
Слайд 4
Хотя Иван великолепно справлялся с работами самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в подмастерьях. И.Я.Вишняков Портрет молодого человека ~1750г, холст, масло, Львовская картинная галерея, Украина
Слайд 5
После смерти А.Матвеева, Вишняков стал мастером и принял руководство над Живописной командой. Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Он получил одно за другим звания прапорщика (1741г.) и капитана (1742г.
), был возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином (1745г.), а в 1752г. пожалован чином надворного советника и приведен к присяге. И.Я.Вишняков Портрет М. С. Бегичева 1757г, холст, масло, 92×78.5 cм музей В.А.
Тропинина, Москва Матвей Семенович Бегичев — штаб-офицер артиллерии
Слайд 6
И.Я.Вишняков Вознесение 1755-1756г, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли, М.Г.Земцовым и декоратором Дж.
Валериани, участвовал в бесконечных перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.
К сожалению, почти все его работы были переделаны в век классицизма. До нас дошел длинный список его трудов и всего лишь несколько сохраненных картин.
Слайд 7
Высокое профессиональное мастерство обеспечивало Ивану Вишнякову большую нагрузку, и живописная «служба» больше походила на военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или обеспечить исполнителями. Кажется, можно было утонуть в ворохе высочайших указов, счетов и отчетов.
А ведь Вишняков не только руководил всеми живописными работами в Петербурге, Москве и в загородных резиденциях двора, он и непосредственно в них участвовал. И.Я.Вишняков Рождество Богоматери 1745г, холст, масло, 56.5 х 77.
5 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (из Троицко-Петровского собора)
Слайд 8
За четверть века, проведенного во главе Живописной команды Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая может быть по праву названа «школой И.Я.Вишнякова». Система обучения, разработанная А.Матвеевым и совершенствованная Иваном Яковлевичем, легла в основу принципов преподавания в Академии художеств.
Живописцы Г.Молчанов, И.Бельский, А.Антропов , иконописец М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника. И.Я.Вишняков Портрет И.Н.Коцарева 1759г, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва И.Н.
Коцарев — представитель Комнатной конторы
Слайд 9
И.Я.Вишняков Портрет С.С.Яковлевой 1756г, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Вишняков никогда не выезжал из России, не погружался в иную художественную среду.Поэтому традиции русского искусства допетровского времени своеобразно сосуществуют в его живописи с новыми для России западноевропейскими принципами.
Слайд 10
В его портретах, особенно детских, отразился дух русского рокайльного искусства (в стиле рококо), но в них нет бездушности, фривольности, наружной слащавости и галантности, присущих западному рококо. И.Я.Вишняков Девочка с птичкой холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 11
Вишняков не прошел «академической выучки», но знает об анатомии, однако, спокойно идет на нарушение ее правил.
В знаменитом «Портрете Сарры-Элеоноры Фермор» ради изысканной красоты текучих линий и цельности силуэта фигуры наделяет юную дочь начальника Канцелярии от строений В.Фермора чрезмерно длинными руками.
Словно дивный цветок неземной красоты, расцветает над великолепным муаровым платьем нежное девичье личико И.Я.Вишняков Портрет Сарры-Элеоноры Фермор 1750г, холст, масло, 138 Х 114,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 12
Лицо его на первый взгляд кажется схожим по живописи с лицом сестры; незаметные в своей легкости мазки белой, порой чуть подцвеченной краски, в нужных местах оставляющие открытым желтый грунт с проступающей текстурой холста, создают впечатление бесплотности, воздушного сияния.
Родственно раннему портрету и ощущение безмятежной тишины, высокого целомудрия образа. Однако имеются и значительные различия. Лицо мальчика бедней красочными оттенками и тончайшими нюансами света. Вместо этого появились тяжелые и широкие темные тени. Резче прочерчены брови и не столь мягки переходы в рельефе лица.
В целом живопись стала плотней и суше, отчего пострадали живость и свежесть образа.
Возможно, глаза стареющего мастера уже не были, как прежде, чуткими к неуловимым нюансам света и тени; но возможно также и то, что живопись лица была повреждена другим художником, переписавшим портрет еще при жизни Вишнякова в связи с произведением Вильгельма в сержантский чин и необходимостью нарядить его в соответствующий мундир. При этой переделке, очевидно, возникли грубые ошибки в рисунке фигуры, которых не мог допустить сам Вишняков, например в неестественном повороте представлена стопа левой ноги, руки не ощутимы под рукавами кружевной сорочки. Чуждыми образному строю Вишнякова выглядят плотные, как бы овеществленные цвета одежд и темные, невыразительные краски фона, где изначально, как на портрете Сарры Элеоноры, архитектурные детали сочетались с пейзажем. И.Я.Вишняков Портрет Вильгельма Георга Фермора брата Сарры-Элеоноры Фермор 1750г, холст, масло, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Слайд 13
Портрет Елизаветы Петровны 1743г, холст, масло, 255 х 180 cм Государственная Третьяковская галерея, Москва Безупречный «глаз» художника и безукоризненный вкус вывели Вишнякова в ряд лучших портретистов того времени.
Недаром, он был допущен, не только копировать, но и писать портреты царствующих особ, а затем «тиражировать» их для многочисленных дворцов, государственных учреждений и частных высокопоставленных лиц. Художнику нравилась декоративная роскошь парадных нарядов его эпохи, их театральность и праздничность.
С восхищением он передает вещность и предметность мира, тщательно, с любовью выписывает изумительные костюмы XVIII столетия, с их тканями со сложными узорами, различных расцветок и фактур, с тончайшими вышивками и кружевами и украшениями. Как мастер-декоратор Вишняков создает исключительную цветовую гамму.
И хотя узор словно наложен поверх негнущихся складок одежды, он осязаем, и напоминает, по словам искусствоведа Т.В.Ильиной, «поле роскошной древнерусской миниатюры XVII в. или растительный орнамент фрески того времени». А над всем этим богатством вещного мира смотрят и дышат лица людей .
Слайд 14
Вишнякова отличало стремление изображать ни чем не знаменитых людей, раскрывать перед зрителем особое, личное пристрастие к обычному человеку стало несомненным новаторством художника в русском искусстве. И.Я.Вишняков Портрет К.И.Тишининой 1755г, холст, масло, 100.2 x 82 cм.
Рыбинский историко-художественный музей Вишняков знает о прямой перспективе и использует ее, когда это совершенно необходимо, но скрупулезное соблюдение ее законов для него не более чем докучливая условность ( «Портрет Вильгельма Георга Фермора»).
Он знает, что узоры на одежде должны следовать за ее складками, но тяга к декоративности чувств побеждает, и растительный узор и цветы на костюмах его персонажей распускаются зачастую как бы поверх складок, не желают полностью подчиняться их изгибам.
Слайд 15
Военный камзол — отнюдь не дань карнавальной моде. Детей из знатных дворянских семей еще при рождении записывали в армию, так что к совершеннолетию они получали офицерский чин.
В предыдущие столетия pебенок считался маленькой копией, уменьшенным вариантом взрослого человека — отсюда и обращение на «вы» к сиятельным детям и наряды, как у взрослых.
Федя Голицын нарисован в такой позе, в какой обычно изображали умудренных жизнью и опытом полководцев: подбоченясь, по-хозяйски засунув руку за борт камзола, перетянутый поясом, он крепко стоит на широко расставленных ногах.
Прислоненное к стулу ружье намекает, что Федя в свои юные годы — отличный охотник; взгляд же его проницателен и мудр, как у ловкого придворного. Одежда, в данном случае мундир конногвардейца, трактуется подчеркнуто декоративно.
Цветовые пятна темно-синего, почти черного кафтана и красного камзола, золотого шитья подчеркивают светлоый тон, которым написаны лицо и волосы ребенка. В портрете мальчика Голицына прослеживается русская традиция портретной живописи, которая вела свое начало от парсунной живописи Древней Руси.
В основе выразительности парсуны лежал контраст подкупающей правды изображения лица и условной, как бы распластанной на плоскости фигуры. Художник еще не свободен от прежних иконописных принципов письма: нейтральный глухой фон высветлен вокруг фигуры мальчика подобно нимбу над головой святого. Передача объемов также не входила в творческую задачу: изображение нарочито плоскостно, никаких градаций цвета, наоборот — как в живописи русских авангардистов, каждому цвету на этом старинном полотне отведен свой сегмент. И.Я.Вишняков Портрет Ф.Н.Голицына в детстве 1760г, холст, масло,119.3 x 68.2 cм. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Слайд 16
Портрет Василия Дарагана 1745г, холст, масло Музей искусства и истории, Чернигов, Украина Репрезентативный портрет Василия Дарагана написан по случаю возведения его в кавалер-пажи. Здесь все как у взрослых: позы, жест, парадный костюм с дорогим серебряным шитьем, черная треуголка и даже шпага.
Видно, как трудно выстоять ребенку сеанс позирования, и он с трудом сдерживает улыбку и желание убежать. Шести-восьмилетний мальчик с живым, веселым взглядом широко открытых глаз простодушен и непринужден.
С годами Иван Яковлевич все больше тяготел к религиозной живописи и даже отстаивал свое право не только контролировать, но и писать иконостас для Андреевского собора в Киеве (икона Богоматери с младенцем, образ Св.Апостола Андрея Первозванного, 1750-1753 гг.).
До самой смерти работал он над иконами большой церкви Зимнего дворца (1761г.). Но портрет, который в русском искусстве был проверкой на высшую ступень живописного мастерства, остался ведущим жанром в творчестве Вишнякова.
Слайд 17
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вишняков,_Иван_Яковлевич http://www.nearyou.ru/vishnyakov/0vishn.html
Источник: https://nsportal.ru/kultura/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2017/09/22/hudozhnik-ivan-yakovlevich-vishnyakov