Портрет придворного шута «эль примо», диего веласкес

Конный портрет королевы Изабеллы Бурбонской. 1634–1635

Шуты и карлики

При дворе Филиппа IV, по некоторым сведениям, имелось более ста уродцев, карликов и шутов.

Гримасы, которые они строили, а также разного рода физические недостатки были любимым развлечением в тоскливой жизни обитателей королевского дворца.

Шуты являлись неотъемлемой частью установленного монаршего уклада, им не подобало выказывать сочувствие или жалость, над ними можно и нужно было смеяться, правда, в пределах, дозволенных этикетом.

В испанской живописи XVI века сложилась традиция изображения карликов и уродцев. Над подобным типом портретов, называемых «dos truhanes» , в разное время работали все придворные художники. Нередко они рисовали шутов и на парадных портретах вместе с хозяевами. У Веласкеса тоже имеется подобная работа.

В «Портрете инфанта Валтасара Карлоса с карликом» (1631, Музей изящных искусств, Бостон) изображен маленький принц в красивом, расшитом золотом костюмчике и перекинутой через плечо ливрее. Рядом с ним в белом фартучке стоит карлик, в левой руке держащий погремушку, а правой прижимающий к себе яблоко.

Конечно, он — всего лишь игрушка, принадлежащая наследнику престола, но только почему предметы в его руках так напоминают скипетр и державу? Из двух малышей одинакового роста принц, безусловно, красив, но только вот шут больше напоминает ребенка, чем сам Балтасар Карлос, который выглядит пустой куклой.

Все карлики у Веласкеса выразительны и интересны. Если вглядеться в «Портрет карлика Эль Примо» (1644, Прадо, Мадрид), то нельзя не отметить его мудрое и печальное лицо.

Обычно карликов не изображали в одежде дворянина и то, что он облачен в костюм вельможи, говорит о его благородном происхождении.

Известно, что Эль Примо был образован и, помимо своих шутовских обязанностей, нес службу в королевской канцелярии, поэтому Веласкес изобразил его с книгами. Всех шутов и уродцев художник писал очень правдиво, без прикрас и с глубокой симпатией.

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Портрет инфанта Балтазара Карлоса с карликом. 1631

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Дама с веером. 1640–1642

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Портрет дона Хуана Калабасаса. Около 1637–1639

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Портрет дона Себастьяна дель Морра. Около 1643–1644

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Портрет Франсисо Лескано. 1643–1645

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Портрет карлика Эль Примо. 1644

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Вилла Медичи в Риме. Фасад Гротто-Лоджии. 1630

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Вилла Медичи в Риме. Павильон Ариадны. 1630

Таков, например, «Портрет Франсисо Лескано» (1643–1645, Прадо, Мадрид). Для написания этой работы Веласкес использовал традиционную композицию парадного портрета. Шут у него в картине хоть и выглядит недалеким умом, но таким добрым и непосредственным, как ребенок.

«Портрет дона Хуана Калабасаса» (около 1643–1644, Прадо, Мадрид) неоднозначен. Горбун изображен с высохшими тыквами-погремушками, по-испански они называются «калабасасами» и традиционно являются атрибутами глупости.

Отсюда шут и получил свое прозвище. Другое название картины — «Эль бобо», что означает «дурак».

Однако художник рисует не умственно отсталого человека, а артиста, так сказать, профессионального шута, который только изображает глупца на потеху своим хозяевам.

«Портрет дона Себастьяна дель Морра» (1645, Прадо, Мадрид) производит особенно сильное впечатление. Безрукий карлик с большой головой и короткими ножками смотрит на зрителя умным и проницательным взглядом образованного, властного и ироничного человека. На его узкие плечи накинута королевская накидка.

Очевидно, художник по долгу службы очень много общался со всеми обитателями двора Филиппа IV и хорошо знал их характеры.

За время, в которое Веласкес проделал путь от придворного живописца до гофмейстера, а затем от гардеробмейстера до администратора королевского дворца, он многое повидал.

Один траур сменялся другим: не стало королевы Изабеллы и сестры Филиппа IV — Марии, умер наследник престола Балтасар Карлос. Художник решил покинуть дворец и, получив королевское благоволение, исполненный решимости поработать над пейзажами, уехал в Италию.

Пейзажи

Известно несколько самостоятельных пейзажных этюдов Веласкеса, изображающих живописные уголки парка Медичи в предместьях Рима. Например, «Вилла Медичи в Риме. Фасад Гротто-Лоджии» и «Вилла Медичи в Риме. Павильон Ариадны» (обе 1630, Прадо, Мадрид).

Их отличает непосредственное восприятие жизни, свободная манера письма и ясность форм. Полотна имеют свою неповторимую атмосферу заброшенности мест и отличаются стаффажностью людских фигур, которые мастер словно специально вписал в сюжет, чтобы оживить унылый парк.

Резкие мазки светотени в обоих этюдах навевают легкую романтичную грусть. Испанские искусствоведы долгое время датировали эти работы Веласкеса 1650–1651, то есть временем второго визита художника в Италию.

Однако новейшие исследования показали, что они были написаны мастером гораздо раньше, во время первого путешествия.

Пейзаж Веласкес часто использовал в портретах в качестве фона. Например, в «Конном портрете Филиппа IV» (около 1634–1635, Прадо, Мадрид), в отличие от некоторых других аналогичных работ, очень четко и реалистично написан холодный вечерний пейзаж.

Но не только портреты и пейзажи занимали великого художника. Веласкес создал много картин на исторические и мифологические темы, которые стремился трактовать по-своему, не оглядываясь на традиции и достижения других известных живописцев.

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Конный портрет Филиппа IV Около 1634–1635

Христианские картины

Еще в начале своего творческого пути Веласкес, следуя господствовавшей в то время традиции, нередко обращался к религиозным сюжетам.

Он трактовал их как самостоятельные произведения — «Поклонение волхвов» (1819, Прадо, Мадрид), «Непорочное зачатие» (1618, Национальная галерея, Лондон) или помещал библейский сюжет внутри обыденной жанровой сцены — «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). Однако после переезда в Мадрид Веласкес практически не обращался к этому жанру, создавая преимущественно портреты.

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Окровавленный плащ Иосифа приносят Иакову. 1630

В разные годы по заказу своего монарха живописец создал несколько произведений на религиозные темы. По легенде, Филипп IV однажды воспылал страстью к одной молодой монахине столичного монастыря бенедиктинок Сан Пласидо. Чтобы искупить этот кощунственный грех, король пообещал представить в монастырь прекрасные произведения искусства, принадлежащие кисти прославленного Веласкеса.

Читайте также:  Смерть марии, микеланджело меризи де караваджо

Самым известным полотном, написанным мастером для монастыря, является «Распятый Христос» (около 1632, Прадо, Мадрид), в котором художник намеренно придал образу Иисуса максимально реалистическую и психологическую окраску. Спаситель изображен на кресте в спокойной, лишенной надрыва позе.

Очевидно, Веласкес стремился избежать выражения каких-либо страданий, поэтому половина лица Христа скрыта свисающей прядью волос. Все его тело словно излучает теплое сияние, контрастируя с темным прозрачным фоном. Таким образом, фигура Иисуса воспринимается как стена, отделяющая мир от тьмы.

Несколько иную интонацию имеет картина «Коронование Марии» (1645, Прадо, Мадрид). Здесь Веласкес изобразил новозаветную Троицу, возлагающую на голову Марии корону, увитую прекрасными цветами. Лицо восседающего Иисуса сосредоточено и торжественно.

Умудренный опытом и властью седовласый Бог-отец одной рукой прижимает к себе хрустальную магическую сферу. Между ними в сияющем ореоле застыл взмахнувший крыльями голубь, от которого на голову Марии льются золотые лучи света.

Композиционное построение и продуманное колористическое решение группы по своей форме напоминают человеческое сердце, наполненное божественным духом и кровью.

  • Несмотря на то, что Веласкес достаточно редко обращался к религиозной живописи, эти полотна по праву являются украшением лучших мировых музеев.
  • Коронование Марии. 1645

Источник: https://dom-knig.com/read_188477-3

Карлики Диего Веласкеса. Портрет Питера Динклейджа создан в 1644 году

На полотне изображен придворный шут кардинал-инфанта Фердинанда, правящего во Фландрии, Себастьян де Морра, после смерти хозяина вернувшийся в Мадрид и в 1643 году поступивший на службу к принцу Бальтазару Карлосу. Именно в Мадриде его и написал Веласкес, но сходство с американским актером поразительное.  

Актер Питер Динклэйдж, ставший для многих известным благодаря роли Тириона Ланистера в сериале «Игра Престолов», родился с ахондроплазией — наследственным заболеванием, которое приводит к карликовости из-за потери чувствительности тканей организма к гормону роста и которое пока не умеют лечить.

Его родители и брат – люди среднего роста, а вот рост актера — 135 см. Небольшой рост не помешал ему жениться, родить двух детей и завоевать сердца миллионов поклонников. Одним из таких поклонников, видимо, был и испанский живописец Диего Веласкес, который в 1644 году создал портрет Питера Динклейджа.

Портрет, конечно, называется иначе – бытовало мнение, что на полотне был изображен придворный шут кардинал-инфанта Фердинанда, правящего во Фландрии, Себастьян де Морра, после смерти хозяина вернувшийся в Мадрид и в 1643 году поступивший на службу к принцу Бальтазару Карлосу. Именно в Мадриде его и написал Веласкес, но сходство с американским актером поразительное.

Мы видим сидящего карлика, вместо кистей рук у которого культи, но взгляд его темных глаз умен и ироничен.

Его образованность и властность подчеркиваются дорогой накидкой, накинутой на плечи и напоминающей королевскую мантию: шуты не только безбоязненно могли говорить при дворе различные остроты и колкости, но часто выступали доверенными лицами своих господ, а иногда могли и шпионить.

Портрет придворного шута «Эль Примо», Диего Веласкес

Диего Веласкес. Портрет шута Эль Примо

Источник изображения: https://design.wikireading.ru

Интересом к изображению «маленького человека» Веласкес проникся с легкой кисти своего товарища, художника Хосе де Риберы, который часто писал бродяжек и нищих. Как и Рибера Вебаскес относился к ним не просто с симпатией, но создавал полотна, где по своему величию они ни в чем не уступали самым богатым и именитым людям той эпохи.

Портрет Себастьяна де Морра сейчас атрибутируют как портрет шута по прозвищу Эль Примо («брат» или «кузен»), который в 1644 году сопровождал короля Филиппа IV во время поездки в Арагон, и факт того, что он позировал Веласкесу, документально подтвержден. Так, этой точки зрения придерживается музей Прадо, в коллекции которого находится полотно.

В работах Веласкеса несложно запутаться: в общей сложности в его серию, посвященную шутам и карликам, входило около 10 портретов, не считая беглых упоминаний (как, например, в выдающихся «Менинах» можно увидеть сразу двух карликов, живших при дворе).

В этом нет ничего удивительного, — только при дворе Филиппа IV, который больше думал об увеселениях, чем о жизни своих подданных, числилось не менее 110 карликов. Они жили при дворе испанских монархов еще при Фердинанде и Изабелле, и художники писали «лос труанес» и до Веласкеса, и после него.

При этом испанский этикет был консервативен и строг: например, когда первая жена Филиппа IV рассмеялась, услышав болтовню двух попугаев, им свернули шеи.

«Лос труанес» Веласкеса легко разделить на 2 группы: он пишет таких шутов, как Эль Примо, где физические недостатки сглаживаются благородством души и остротой ума, но также портретирует «вечных детей», где слабоумие буквально выставлено напоказ и лишено всяческого романтизма.

В портрете «Шут Хуан де Калабасас» художник изображает калабасы, высохшие тыквы, которые использовались в качестве погремушек, а также были символом глупости.

В эту же группу можно отнести и портрет шута Франсиско Лескано – карлика, которому по достоверному полотну художника смогли диагностировать кретинизм, вызванный нехваткой йода в организме.

Полуоткрытые рты со скользящими по губам улыбками шутов-детей, которые живут в иллюзорном мире, контрастируют с серьезными лицами шутов-интеллектуалов, следующих нормам этикета.

При этом их физические недостатки Веласкес напротив старается сгладить: ракурсом, позой, расположением, светотеневой моделировкой, — бережно пытаясь донести до зрителя главное и не вызвать при этом улыбки или отвращения.

Так, например, Эль Примо изображен сидящим, что скрывает его маленький рост и неразвитые конечности (первое впечатление, что руки сжаты в кулаки и пальцы просто-напросто спрятаны, но это не так). Красная накидка, белый отложной воротничок и темно-оливковый фон оттеняют яркое пятно лица с высоким лбом и живыми глазами. Переросший увлечение караваджизмом Веласкес блестяще работает с тенью и светом: карлик вырастает из темноты, нет ни привычного пейзажа, ни пышных драпировок, ни античных руин, передний план ярко освещен, и за счет такого близкого расположения одинокой фигуры, выдвинутой к краю полотна, герой максимально приближен к зрителю, рамки между реальным миром и миром картины стираются.

Читайте также:  Автопортрет с сестрой, в. э. борисов-мусатов, 1898

Переатрибуция позволяет говорить и о дворянском происхождении Эль Примо, и об обильных любовных похождениях, и о почетной должности в королевской канцелярии, но самое важное, конечно, не изменяется от технических деталей. История о том, как обманутый муж заколол жену, добавит пикантности, но ум и благородство будут сквозить во взгляде вне зависимости от того, правдива эта история или нет.

Источник: https://ihospital.ru/ru/media/47/

Карлики — портреты эпохи барокко

?

Categories: Хуан ван дер Амен, «Портрет карлика», ок. 1616Карлики были любимыми шутами европейских монархов. При дворе Филиппа IV Испанского — того, на кого вкалывал Веласкес, говорят было около 110 карликов, Екатерина Медичи при французском дворе — более 80 карликов.Только с ними король мог расслабиться, выйти из образа, отдохнуть.

«Карлик-шут мог говорить, что хотел и когда хотел: такова была его привилегия. Временами исключительно едкие замечания глубоко задевали сознание господина, открывая правду, которую другие придворные и слуги не смели ему выложить. Такие карлики всегда имели доступ к королям, фамильярно обращались с суверенами и могли говорить без разрешения. Были придворные карлики, которые не были шутами, но имели другие специфические задания. Например, бить в костельные колокола, дуть в рожок во время турниров, оповещать гостей или удерживать коня во время торжеств. Маленькие люди служили также пажами, посланцами, поверенными, а временами и шпионами, чтобы выявлять разного рода интриги». (с)

Хуан Кареньо де Миранда, «Карлица Еухения Мартинес Вальехо одетая» и «Карлица Еухения Мартинес Вальехо обнаженная», 1680

(Кстати, мне всегда было интересно, держал ли Гойя в памяти эту пару картин из Прадо, когда писал Маху одетую и маху обнаженную? )

  • Андреа Мантенья. Двор Мантуи, 1471-74
  • Антонис Мор, «Станислав, карлик кардинала Гранвелы», 1560

«Любовь к карликам при итальянских дворах граничила с манией. Все известные семьи — Феррари, Висконти, Медичи и другие — содержали огромное число карликов. Не уступали им и служители церкви. Например, папа Лев X, или кардинал Вители, однажды дал скандально известный обед, обслуживаемый тридцатью четырьмя карликами. После этого всем князьям на определенное время было запрещено принимать карликов на службу.»

Карел ван Мандер 3-й, «Портрет карлика с датским догом Раро» (до 1670). Заметьте, имя дога известно, карлика — вроде нет.

Перкео, придворный карлик Гейдельберга

Перкео служил при Карле Филиппе (1716 – 42 г.г.) придворным шутом и охранником бочки. Князь встретил его в Южном Тироле и услыхав, что тот выпить здоров, спросил: У меня в Гейдельберге самая большая в мире бочка вина, ты и её выпить сможешь? Юморист карлик ответил: перке но?! (итал.: а почему нет?!).

Князь взял весельчака с собой и назначил ответственным по большой бочке, а имя его было с тех пор Перкео! Раз на охоте Перкео отстал от общества и вина ему не досталось (опохмелиться не дали!) от этого он и умер.

И, конечно, карлики Веласкеса

Карлик, сидящий на полу («Дон Себастьяно дель Морра» ?), ок. 1643-44 — шут правителя Фландрии кардинал-инфанта Фердинанда. Причиной физических недостатков Себастьяна де Морра явилась тяжелая наследственная болезнь, называемая остеохондродисплазия, при которой из-за недостатка гормона нарушается рост хрящевых и костных тканей. Поэтому у Морра так нарушены все пропорции тела. При этой болезни не редкость полное отсутствие пальцев. Но умственные способности, психика и сексуальные способности у таких людей остаются совершенно нормальными. По свидетельствам современников, де Морра был на редкость умный и ироничный человек, к тому же отличавшийся феноменальной физической силой и любвеобильностью.

Придворный карлик Франсиско Лескано по прозвищу «Дитя из Вальескаса», ок. 1643-45 — неряшливо одетый подросток с крупной головой, большим зобом и постоянно открытым ртом. Одутловатое лицо с седловидным носом, широко расставленные глаза, низкий лоб и непропорционально короткая фигура с толстыми кривыми ножками — характерные признаки больного кретинизмом.

Эта болезнь, как правило, связана с резко сниженной функцией щитовидной железы, что вызвано недостаточным потреблением йода с пищей. Кретинизм часто встречается в горных районах с эндемическим распространением зоба. Именно в такой деревушке Вальекас, неподалеку от Мадрида, родился Франциско Лескано.

Известно, что Франциско Лескано принадлежал принцу Балтазару Карлосу и умер в 1649 году в возрасте двадцати двух лет

Придворный карлик с книгой в руках («Карлик дон Диего де Аседо по прозвищу Эль Примо»), 1644 — по своему сложению Эль Примо (прозвище означает «Кузен») относится к лилипутам непропорционального карликового роста.

Происхождение подобной аномалии — последствия тяжелого рахита, перенесенного в раннем детстве и вызывающего нарушение минерального обмена в растущем организме. Но такие люди, как правило, хорошо учатся, получают образование, обзаводятся семьями.

Эль Примо занимал особое место среди придворных шутов: он происходил из древнего дворянского рода и принадлежал к ближайшей свите короля, сопровождая его в поездках по стране. Карлик считался образованным человеком, любил литературу и сам сочинял стихи.

Кроме своих шутовских обязанностей, он имел почетную должность в канцелярии королевской печати, да и на портрете он изображен с книгой в руках. Известно, что Эль Примо стал героем мелодраматической истории, когда ревнивый смотритель королевского дворца убил кинжалом свою жену за связь с ним

Читайте также:  Картина "переход суворова через альпы", суриков

Кстати, вопрос к искусствоведам — а где вообще и кем сформулирована непосредственно концепция «шутовского портрета»? какую нибудь литературу можете назвать? а то я кроме Tietze-Conrat, Erica. Dwarfs and Jesters in Art чо-то ничего приличного не нахожу.

Источник: https://shakko-kitsune.livejournal.com/362968.html

Диего Веласкес: 8 шедевров

Диего Веласкас (1599—1660) — художник золотого века испанской живописи.

Он родился в Севилье и обучался в мастерских местных художников, Хусепе де Рибера старшего и Франсиско Пачеко. Под руководством последнего Веласкес осваивает основные принципы севильской школы XVII века — то есть, принципы реализма и жанровой живописи.

В мастерской Франсиско Пачеко появляются первые шедевры художника — сцены трапез и быта простого, крестьянского народа.

Для нас эти темы привычны, но на самом деле выбор прозаичных событий из жизни тогда был относительным ноухау: заслуженные гении писали картины на религиозные и мифологические сюжеты.

Вспомним хотя бы, как корили Караваджо за изображение грязных стоп паломников на одной из работ. Принципы реализма только проникали в художественный язык.

Диего Веласкес. Кухарка, 1618

Несколько позже, Веласкес станет главным художником Испании, придворным живописцем Филиппа IV и дипломатом. Этот путь определил его творчество: художник стал известен в первую очередь портретами, а лишь затем — историческими, мифологическими и бытовыми полотнами.

Серия портретов придворных шутов (1630-е гг.)

Первые портреты их этой серии написаны в 30-е годы XVII века. Эта серия интересна тем, как художник позволяет себе играть с портретным жанром, когда от него не требуется официоза. Художник вносит в портретную тему интригу, выявляет непривычные качества модели. И для каждого персонажа Веласкес находит подходящее образное решение.

Дон Хуан де Калабасас (Прадо) с погремушками из тыквШут и профессиональный актер, Пабло де ВальядолидФрансиско Лескано в образе наивного ребенкаСебастьян де Морра, похожий на игрушку, брошенную в угол, с тяжелым совершенно не игрушечным взглядом. Эль Примо

Шедевр этой серии — портрет Эль Примо, карлика, который играл значительную роль при дворе, был советником и собеседником. Веласкес не боится сопоставлять в композиции картины предметы, которые на контрасте подчеркивают небольшой рост и непропорциональное сложение персонажа. Перед ним гигантский фолиант, на фоне которого Эль Примо — совсем крошка.

Чернильница, перо — на картине все предметы приобретает совершенно другой смысл по отношению к размерам тела. Осмысленное, глубокое лицо, взгляд, направленный на зрителя, все это говорит нам о том, что физическое тело незначительно, неважно.

И если в предыдущих портретах персонажи не могут выйти за пределы роли, которую им предписала природа и культура того времени, Эль Примо нашел способ преодолеть эту оболочку.

Сдача Бреды (1634)

Принято считать, что с этой картины берет начало исторический жанр в живописи. Сейчас странно в это поверить, но историческое сознание почти отсутствовало в предыдущие эпохи. Точнее, имело совершенно другие формы.

Веласкес открывает в исторической теме свои, нестандартные аспекты. На переднем плане он изображает типичную для такого события сцену передачи ключей: градоначальник Бреды передает испанскому военачальнику Амброзио Спиноле ключ от города. Слева голландцы, справа испанцы. Центр картины пуст, не загроможден, не заставлен фигурами.

В глубине зритель видит и средний, и дальний планы, где клубится дым. Создается впечатление, что события произошли совсем недавно. Действительно, на момент написания картины военные действия только закончились.

По сути, Веласкес превращает масштабный групповой портрет в историческую сцену. Громкая испанская победа показана в очень гуманистическом ключе — мы видим, с каким уважением склоняется к бывшему врагу Амброзио Спиноле. Это очень человечное изображение, которое испанская корона могла бы показать с триумфом, но Веласкес предпочитает другой угол зрения.

Менины

Менины — в переводе с испанского, придворные дамы. Само название провоцирует на вопрос: а что же здесь в действительности изображает Веласкес?

В центре композиции стоит инфанта Маргарита, любимая дочка короля Филиппа IV и второй супруги, Марианны Австрийской. Стоит она, как и положено на парадных детских портретах того времени.

Рядом с Маргаритой изображены две придворные дамы, одна стоит на коленях перед своей госпожой, другая — с противоположной стороны. Здесь изображен и весь придворный развлекательный штат: карлица Мария Барбола толстая, мальчик — шут.

На втором плане стоят придворные дама и кавалер, в глубине открытого дверного проема — придворный маршал.

С левой стороны изображен сам художник перед картиной в процессе работы. То, над чем он работает, отражается в зеркале, и тут мы понимаем, что Веласкес пишет парадный портрет королевской четы. Композиция закольцовывается, и зритель невольно сам становится частью картины, ведь он стоит ровно напротив зеркала.

Менины — это уникальная картина, границы жанра которой расширились до максимума. Это одновременно и парадный портрет, и жанровая сцена, и автопортрет в одном флаконе.

Влияние Веласкеса, его открытия в самых разных жанрах простираются вплоть до XX века. По следам «Менин» Оскар Уальд пишет сказку «День рождения инфанты». Американский художник Джон Сигер Сарджет пишет полотно «Дочери Эдварда Дарли Бойта» в 1883 году, а в 1957 году Пабло Пикассо написал 58 вариаций на тему «Менин», которые находятся в музее Пикассо в Барселоне.

Пабло Пикассо. Менины по Веласкесу, 1957 г. Холст, масло. 194 х 260 см. Музей Пикассо, Барселона, Испания

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a76ceede86a9ebfce7c255b/5a7b458257906a1b6eb71320

Ссылка на основную публикацию