Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Национальная галерея искусств (Вашингтон) ~ Халс, Франс — Портрет пожилой дамы
Описание: 1633. Холст, масло, 102.5 x 86.9 см. Франс Халс (Голландия, c. 1582/1583 — 1666). Полный размер: 2429 х 2878 px. Открыть оригинал | Скачать на диск
Другие картины «Национальной галереи искусств»:
Халс, Франс — Портрет члена харлемской гражданской гвардии
Ханнеман, Адриан — Генрих, герцог Глостер
Хардинг, Честер — Автопортрет
Хардинг, Честер — Чарльз Кэрролл из Кэрролтона
Харнетт, Уильям Майкл — Старая скрипка
Хаселтайн, Уильям Стэнли — Залив Наррагансетт
Хед, Мартин Джонсон — Солнечный свет и тень: болота в Ньюбери
Хеда, Виллем Клас — Банкетный натюрморт с пирогом
Хеда, Геррит Виллемс — Натюрморт с ветчиной
Хейден, Ян ван дер — Архитектурная фантазия
Хейсум, Ян ван — Натюрморт с цветами и фруктами
Хейсум, Ян ван — Цветы в вазе
Количество просмотров: 99 Количество комментариев: 0
© Национальная галерея искусств (Вашингтон)
Источник: https://www.beesona.ru/museums/national/22173/
Франс Халс (1580 — 1666)
15.07.2008
Публикации
Живописец героической поры Голландии, Франс Халс принадлежал к тому поколению, руками которого было построено независимое голландское государство. С его именем связан расцвет национальной живописи. Наряду с Рембрандтом и Веласкесом, Халс — великий мастер европейского портрета. Его произведения отличаются смелой новизной, могучим жизнелюбием.
Как ни один другой живописец Франс Халс владел секретом передачи озаряющей лицо живой улыбки, мгновенного жеста, непринужденной позы.
Изображал ли художник низы общества, нищих рыбаков, озорных мальчишек, молодцеватых голландских офицеров или писал заказные портреты преуспевающей буржуазии, везде он следовал жизненной правде в раскрытии естественной сущности человека, его характера и эмоций. Халса особенно привлекали активные жизнерадостные натуры, полные неуемной энергии.
Он любил запечатлевать портретируемых в действии, в движении, в конкретной жизненной ситуации. Сама поверхность его холстов пронизана движением и трепетом красочных мазков. По словам французского художника и писателя Эжена Фромантена, «мастерство Халса несравненно, он это знает и любит, чтобы другие видели это».
Блистательное, отражающее свое время творчество Халса резко контрастировало с его во многом прозаической, материально неустроенной жизнью. Она небогата событиями и мало известна.
Халс родился в Антверпене, в семье голландского ткача, который с семьей в 1591 году вернулся на родину. Халс учился живописи у Карела ван Мандера в Харлеме, где затем почти безвыездно жил и работал. Халс пользовался огромной прижизненной славой, но умер в бедности.
Знаменитые работы художника 1620—1630-х годов отличает жанровый подход к портрету, не имевшему у него первоначально четко определенных границ. Он наблюдал этих людей на улицах, в кабачках Харлема, среди участников народных представлений.
Шут с лютней. 1624—1626
Цыганка. 1628—1630
Весь в движении насмешливый «Шут с лютней» (1624—1626, Париж, Лувр) — воплощение ловкости, бесстрашия и смекалки. Художник откровенно любуется обаятельной «Цыганкой» (1628—1630, Париж, Лувр).
Она не только миловидна, женственна и задорна; в образе девушки, нежное лицо которой светится лукавой улыбкой, угадывается стихийная полнота жизни.
В каждом мазке, в мягких коричневато-золотистых, серых, розовых тонах — ощущение легкости, воодушевления.
Малле Баббе. Ок. 1630
Мы словно слышим хриплый смех Малле Баббе, прозванной «харлемской ведьмой» (ок. 1630, Берлин, Государственные музеи). Трактирщица со зловещей совой на плече схватилась за тяжелую пивную кружку, но что-то отвлекло ее внимание.
Халс видит Малле Баббе такой, какая она есть — порождением темной, порочной, но неистребимо цепкой жизненной силы.
В почти монохромной коричневато-серой живописи длинные и короткие, густые и прозрачные мазки нарочито резки, грубоваты, словно колючи.
Рыбак, играющий на скрипке
Изображение рыбаков (символа воды) стало популярным в Харлеме, который славился рыбной ловлей. Халс неоднократно обращался к этому мотиву в полуфигурных жанровых портретах.
На полотне из Фонда Тиссен-Борнемиса играющий на скрипке рыбак-левша запечатлен на фоне дюн и облачного неба. Его улыбающееся лицо загорело под морским солнцем. Черная одежда, белый воротник, голубоватая шапка умело сочетаются с коричневатыми, серо-серебристыми оттенками.
Однако в этом не лучшем произведении Халса есть что-то поверхностное, не свойственная ему многословность.
Веселый собутыльник. 1628—1630
Напротив, написанный в схожей гамме черного, белого и золотистого «Веселый собутыльник» (1628—1630, Амстердам, Рейксмузеум) безупречен по композиции, по чувству пластической формы и цветовому ритму.
Быстрым и легким касанием кисти передана одежда кавалера из мягкой замши, мелкие черты лица, пушистые волосы, бокал вина в левой руке.
Щеголь и сердцеед, он открыто обращается к зрителю и чрезвычайно доволен собой.
С годами портреты Халса становятся строже и сдержаннее, в более сложной и глубокой психологической характеристике появляется оттенок иронии. Художник раскрывает в людях такие стороны, которые, возможно, он не замечал раньше. Из его творчества постепенно исчезают образы детей, музыка, праздничное настроение.
В голландском обществе утверждаются новые вкусы. Преуспевающие дельцы и их сытые семьи предпочитают пышные, приукрашенные изображения. Старый художник, обремененный многочисленной семьей, завсегдатай харлемских питейных заведений с его безалаберной жизнью, теряет заказчиков.
Поздние произведения Халса — вершина его творческого пути; разносторонние по характеристике портреты подчас беспощадно раскрывают в моделях то самовлюбленное высокомерие, то холодный цинизм, то душевную незащищенность.
Живописная манера Халса меняется, развивается в сторону тональной гармонии, изысканного сочетания черного с серебристо-серым; сам черный тон насыщается богатством оттенков от угольного до жемчужно-серого. Особую звучность приобретают вспышки белых, розоватых и красных цветовых пятен.
Легкие, размашистые, небрежные мазки, словно сдвинутые со своего места, идущие в разных направлениях свободно лепят пластическую форму.
Портрет молодого человека
В Эрмитаже внимание неизменно привлекают два мужских портрета кисти Халса. Один изображает неизвестного молодого человека; его исполнение превосходно, но вместе с тем мастер не скрывает, что портретируемый вполне зауряден. Иное впечатление рождает поздний «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» (ок. 1650).
Халса по-прежнему влекут к себе сильные, волевые натуры, однако былой подъем сменяется теперь затаенностью внутренней жизни. Выступающее из темной мглы подвижное лицо незнакомца, в котором угадываются жизненный опыт, самоуверенность, усталость, ирония, кажется во многом загадочным, его душевный мир так и остается нераскрытым.
Портрет отличается редкой красотой живописи с обилием цветовых нюансов черного тона.
Портрет молодого человека с перчаткой в руке. Ок. 1650
Искусство Халса, обогащенное введением сюжетных моментов, создающее впечатление непрерывного жизненного потока, в котором остро очерченные характеры людей взаимодействуют друг с другом, исключительно ярко воплотилось в его непревзойденных групповых портретах.
Как самостоятельный жанр корпоративный портрет сложился в голландской живописи почти столетием раньше. В наивной и скованной композиции изолированные портретные фигуры располагались горизонтальными рядами. Жесткие правила репрезентации долго сохранялись.
Офицеры стрелковой роты Святого Георгия. 1639
Во времена борьбы за независимость и последующего национального подъема голландского общества особое значение приобрели групповые портреты офицеров стрелковых рот — военного объединения граждан, своего рода почетной бюргерской милиции. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет.
Праздник отличался размахом и длительностью. Постановление городских властей Харлема от 1621 года предписывало ограничить его сроком не «долее трех или, в лучшем случае, четырех дней».
В Голландии заказывались также групповые портреты старшин различных объединений, попечителей госпиталей, богаделен, врачей, чья профессия уважалась и ценилась.
Групповой портрет роты капитана Рейнера Рида. 1633
Создание группового портрета как особого жанра требует от живописца умения добиться единства всей группы при сохранении индивидуальности каждого участника. Не все даже выдающиеся мастера справлялись с этой трудной задачей. Для голландских художников, работавших до Халса и придерживавшихся старых правил, она была просто непосильной.
В традиции этого жанра Халс сказал новое слово, вдохнул в него свежее дыхание жизни. В течение всего творчества он обращался к групповым портретам, заслужившим громкую славу. Крупная группа больших полотен находится ныне в Музее Франса Халса в Харлеме.
В первом, заказанном в 1616 году полотне «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» еще ощущается зависимость от традиции предшественников, художник во многом сдерживает свой живописный темперамент.
Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия (1639, Харлем, Музей Франса Халса) и роты капитана Рейнера Рида (1633, Амстердам, Рейксмузеум). Сцены уже не официального банкета, а дружеского пиршества приобретают здесь свободный и непринужденный характер.
Группа офицеров, кажется, увидена художником случайно, их позы разнообразны, жесты красноречивы, солнечный свет играет на черных одеждах, белых воротниках, разноцветных шарфах и знаменах. Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции.
Регенты богадельни в Харлеме. 1664 (?)
- Персонажи Халса душевно открыты зрителю, приглашают его разделить их общество.
- Быстрая кисть виртуозно передает матовый шелк, глубину бархата, блеск атласа, плотные складки накрахмаленных воротников, сверкающий металл.
- С годами групповой портрет Халса также теряет ощущение праздничности, становится более строгим и статичным по композиции.
Регентши богадельни в Харлеме. 1664
Но в конце жизни, в восемьдесят три года художник пишет невиданно смелые, резко порывающие с представлением о внешнем благообразии групповые портреты регентш и регентов приюта для престарелых в Харлеме. Уникальные для своего времени произведения — вершина творчества Халса. Обе картины сильно потемнели от времени, но создаваемое ими впечатление незабываемо.
Это жестоко правдивый образ беспощадной разрушительной силы старости. Сборище чопорных старух с ханжескими, озлобленными, поблекшими ничтожными лицами и костлявыми кистями алчных рук кажется более организованным, в регентшах еще теплится привязанность к материальной стороне жизни.
В портрете же регентов царит атмосфера растерянности, беспокойства, композиционного разнобоя лишенных устойчивости фигур, их неловких поз, хаотичных жестов. Регент, устремивший на зрителя осоловелый мутный взгляд, держит речь, которая кажется бессвязной.
В сумрачном колорите единственно сильный цветовой аккорд — розово-красное пятно ткани на колене одного из регентов, обрез книги в руках регентши. Мазок достигает возможного для Халса предела свободы и подвижности, краски — прозрачной текучести.
Недаром Халс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Влияние его не современников и учеников было огромным в портрете, бытовом жанре, в развитии принципов колоризма.
Татьяна Каптерева
Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=552
Франс Халс — голландский художник
. В 1617 году уже с двумя детьми, Аннеке, он женился на Lysbeth Reyniers в Spaarndam, маленькой деревне за пределами Гарлема. У них было восемь детей. Хотя Галс работала на протяжении всей его жизни, он испытывал финансовые трудности. В дополнение к живописи, он работал в качестве арт-дилера и реставратора.
Его кредиторы взяли его в суд несколько раз и для погашения его задолженности с пекарем в 1652 он продал свое имущество. Инвентаризация имущества, захваченного упоминает: только три матрасы и валики, шкаф, стол и пять фотографий. Муниципалитет дал ему аннуитета? 200 форм в 1664 году.
В то время, когда голландский народ воевал за независимость Хальс появился в рядах schutterij, военный гильдии. Он был также членом местной палаты, по риторике и в 1644 Председатель корпорации художники в Харлеме. Франса Хальса умер в Харлеме в 1666 году и был похоронен в церкви города Святого Баво.
Его вдова позже туманно повествовала о том, как он умер в больнице. Установлен (художнику ) рельеф от опекунов бедных слоев населения .
Jonker Ramp and his Sweetheart
Shrovetide Revellers
Boy with a Skull
Boy Playing A Violin
Singing Boy with Flute
Company of Captain Reinier Reael known as the — Meagre Company
Detail of painting Officers and Sergeants of the St. Hadrian Civic Guard, painting by Frans Hals, c. 1633.
Banquet of the Officers of the St George Civic Guard
Family Group in a Landscape
- Wedding portrait of Isaac Abrahamsz
- The Meagre Company
- Jester with a Lute
- Frans Mulatto
- The Laughing Cavalier
- Musicians
- Hals Pieter van der Broecke ca 1633, Iveagh Bequest, Kenwood
- Portrait of Tieleman Roosterman
- Frans Hals — Self-Portrait Перевод под картинами
Мальчик с черепом, мальчик играетна скрипке., мальчик с флейтой, компания капитан Reinier Reael известный как скудные детали компании живописи офицеров и сержантов Святого Адриана гражданской гвардии, Картина Франса Халса, c. 1633.
Банкет офицеров группы семьи St Джордж гражданской гвардии, пейзаж, Свадебный портрет Исаака Беерстратен, скудные компании, шут с лютней, Франса, мулатка, Смеющийся Кавалер музыкантов Hals Питер ,ван дер Бруке ca 1633, Iveagh завещанию, Kenwood, портрет Tieleman Roosterman Франса Хальса — Автопортрет . (ПРОШУ ПРОЩЕНИЕ ЗА ПЕРЕВОД)
Маргарита мудрец
- Активность: 90k
- Репутация: 9915
- Пол: Женщина
Маргарита мудрец
Источник: https://obiskusstve.com/404693412451978187/frans-hals-gollandskij-hudozhnik/
Франс Халс картины
Франс Халс (Frans Hals) — великий нидерландский (голландский) художник. Родился в 1582/83 году в Антверпене. Является признанным мастером золотого века голландского искусства. Считается одним из самых выдающихся портретистов своего времени и входит в число лучших художников за всю историю существования искусства.
В 1600-03 годах Франс Халс обучался искусству живописи у Карела ван Мандера. С 1610 работал реставратором в составе художников гильдии святого Луки. Тогда ещё совершенно неизвестный художник только начинал попытки создания первых шедевров.
Несколько лет он писал полотна на различные темы, большая часть которых относилась к портретам, но известность пришла к нему только в 1616 году, после написания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Кроме портретов, Франс Халс писал жанровые сцены, картины с религиозным мотивом.
Особой популярностью в наше время пользуются его портреты обычных людей или, как говорили в его время, представителей низшего класса общества. Среди таких портретов: Малле Баббе, Цыганка, Мулат, Мальчик-рыбак и многие другие.
Также писал много групповых портретов, и двойных портретов супружеских пар, то есть две картины, на одной из которых — супруга, на другой — супруг.
По той ли причине, что Франс Халс часто прибегал к изображению обычных людей, у которых не было ни гроша в кармане, и часто пренебрегал людьми высшего света, но в старости художник оказался за чертой бедности. У него не было заказов и денег на пропитание. В итоге величайший художник попал в харлемскую богадельню и умер 26 августа 1666 года.
Ваши дети будут чувствовать себя комфортно, если вы пользуетесь продукцией магазина Киндер Мода. Только здесь Ортопедическая детская обувь на любой вкус. Обувь для мальчиков и девочек со скидками и быстрой доставкой.
Malle Babbe (Малле Баббе)
Веселые гуляки
Веселый пьяница
Два смеющихся мальчика с кружкой пива
Катарина Хофт с кормилицей
Мулат
Питер ван ден Брук
Портрет Вильгельма ван Хейтхаузена
Портрет Жана де ла Шамбре в возрасте 33 лет
Портрет женщины с веером
Портрет шута с лютней
Портрет юноши с черепом
Поющий мальчик с флейтой
Семейный портрет
Сидящая женщина с веером
Смеющийся мальчик
Улыбающийся кавалер
Цыганка
???? Блинцов | 2014-08-24, 08:47 | ???? 871
Источник: https://art-assorty.ru/6689-frans-hals.html
Франс Халс
Франс Халс
Франс Халс (Frans Hals) – фламандский живописец XVII века, известный такими полотнами, как «Мужской портрет» и «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», экспонирующимися в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, «Евангелист Марк», представленным в Государственном музее им. А.С. Пушкина в Москве, «Святой Лука», хранящемся в Одесском музее западного и восточного искусства. Самая крупная коллекция творений великого портретиста находится в Музее Франца Хальса (Het Museum Franz Hals) города Харлем (Haarlem) в Голландии (Holland).
[veo class=»veo-yt» string=»n1yW9ct7hkE»]
Детство и начало карьеры
Франс появился на свет в 1582-1583 годах в городе Антверпен (Antwerpen). Родители – Адриантье и Франсуа Франс Халс ван Мехелен (Adriance, Francois Frans Hals van Mechelen), занимавшийся ткачеством.
Семейство переехало в Харлем в 1585 году, и вся дальнейшая судьба Хальса будет связана с этим городом.
С 1600 по 1603 год Франс Хальс брал уроки у художника-маньериста Карела Ван Мандера (Karel Van Mander). С 1610 года Хальс вступает в Гильдию Святого Луки (Het Gilde Van St. Lucas). Эта Гильдия объединяла реставраторов, каменщиков, стеклянных дел мастеров, живописцев и выполняла функции художественной школы. Вступившие в Гильдию регулярно выплачивали членские взносы.
[veo class=»veo-yt» string=»YyUgTZA2WcY»]
Сначала Франс занимается реставрационными работами, но постепенно начинает пробовать рисовать портреты. В городе Харлем проживало много богатых и знатных семей, и уже в 1611 году Франс Хальс завершает работу над первым своим произведением.
Начало пути
В 1615 году о Хальсе заговорили как о подающем надежды живописце. Его прославил групповой портрет «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616 год).
Эту работу считают началом «Золотого века» фламандского изобразительного искусства.
Критики отмечают четкость и рельефность фигур в первых работах художника, теплые оттенки, передающие радость существования изображенных персонажей.
В 20-е годы XVII века Хальс пробует себя в разных жанрах бытовые сцены и картины по мотивам библейских сюжетов. Например, изображения апостолов Луки и Матфея (1623-1625 годы, картины находятся в Одессе, в Музее западного и восточного искусства).
Его любимые герои в 20-е и 30-е годы XVII века – бедняки, рядовые горожане, люди из народа:
- «Шут с лютней»;
- «Веселый собутыльник»;
- «Цыганка»;
- «Мулат»;
- «Мальчик-рыбак»;
- «Малле Баббе»;
- «Улыбающийся кавалер» и др.
Даже святые евангелисты изображены как представители простонародья, близкие и понятные каждому зрителю. Хальс подчеркивает непосредственность и обаяние своих героев, их умение радоваться простым мгновениям жизни. На каждом полотне – яркая индивидуальность, сложный характер, интересная художнику и представляющая целый необъятный мир душа простолюдина.
Демократизм становится ведущей идеей творчества фламандского живописца.
Излюбленный жанр группового портрета в этот период пересматривается мастером: Хальс оказался от официальных поз персонажей, старается изобразить их в реальной обстановке, подчеркивает их обычность, «человечность».
Так художественное полотно начинает вести диалог со зрителем, вызывать его живой интерес. На основе таких принципов выполнены известные работы Хальса:
- «Банкет офицеров стрелковой роты св. Адриана» (1623-27 годы);
- «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» (1627 год);
- «Групповой портрет стрелковой роты св. Адриана» (1633 год);
- «Офицеры стрелковой роты св. Георгия» (1639 год).
Полотна Хальса представляют все слои общества, реальные жизненные картины и реальные характеры. Представители знати, военные, торговцы, бродяги в момент их обыденного существования – все социальные типы одинаково интересны художнику.
Хальса отличает легкость и непринужденность письма, темпераментная манера отражения действительности, динамичность образов, оптимизм.
Среди работ этого периода выделяется парадный «Портрет Виллема Хейтхейссена», где персонаж изображен в полный рост в официальном костюме.
Хальс творит в Харлеме, выезжать из города не любит. Существует произведение, которое надо было писать Амстердаме, начатое художником, но так и не законченное, из-за чего его пришлось дописывать другому мастеру.
Слава
Пиком популярности Хальса считаются 40-е годы XVII века. Именно в этот временной промежуток, в 1644 году, Хальс был избран главой Гильдии Святого Луки.
В 1649 году он рисует портрет философа и ученого Рене Декарта (Rene Descartes).
В 40-е годы было создано большее количество парных портретов, изображений супругов: супруг на левом полотне, супруга – на правом. В таких работах используется традиционная символика: цветы и растения рядом с героями ассоциируются с верностью и преданностью.
На одном полотне муж и жена оказываются только в «Семейном портрете Исаака Массы и его жены» (1622 год).
Главная особенность картин этого периода – глубокий психологический анализ, стремление показать душевный мир каждого человека:
- «Регенты госпиталя св. Елизаветы» (1641 год);
- «Портрет молодого человека» (1642-50 годы);
- «Яспер Схаде ван Веструм» (1645 год).
[veo class=»veo-yt» string=»9KfMlAzrANA»]
Картины этого периода узнаваемы благодаря серебристым и серым оттенкам, ассоциирующимся с погружением в глубины психологии персонажей.
Поздний период
О завершающем этапе живописной карьеры Хальса говорят, что в них использовано множество оттенков черного и белого. В работах присутствует всего несколько цветов, они на первый взгляд кажутся неяркими и сдержанными, однако художник работает над светотенью, полутонами, контрастными красками:
- «Мужчина в чёрной одежде» (1650-52 годы);
- «Виллем Крус» (1660 год) и др.
Этот период отличают философские раздумья мастера над жизнью и ее смыслом. Многие произведения пессимистичны и передают трагизм человеческого существования:
- «Регенты приюта для престарелых» (1664 год);
- «Регентши приюта для престарелых» (1664 год.).
На закате творческого пути Хальс почти не пишет, круг заказчиков сокращается, и старость его протекает в крайней нищете и наступающей безвестности.
Характер
Хальс был натурой всесторонне одаренной и увлекающейся. В 1616-1625 годы он входил в состав Кафедры риторики, своеобразного общественного объединения любителей литературы. В этом клубе Хальс приобрел друзей и единомышленников, а также заказчиков.
Свидетельства современников характеризуют Франса Хальса как человека энергичного, жизнелюбивого, любителя веселья и шуток. Как и его герои, он любил развеселые пирушки, шумные празднования. Это не соответствовало жестким требованиям направления протестантизма, которое тогда было ведущим в Голландии, – кальвинизма.
[veo class=»veo-yt» string=»EWZlB_cLvy0″]
В списке отрицательных черт характера художника – прямолинейность, упрямство, вспыльчивость, неорганизованность. Такие качества очень вредили Хальсу в жизни, не давали ему пробиться к почестям и славе.
Семья и дети
Первый раз Хальс женился в 1611 году на девушке по имени Анетье Хармансдр (Anetie Charmander), в этом же году у супругов родился ребенок. В 1615 году жена Хальса умерла в родах, а через несколько дней умер и второй ребенок.
Благодаря помощи опекуна своей первой жены Хальс вступает в отряд милиционеров – отряд стрелков Святого Георгия, в котором состоит мушкетером с 1612 по 1624 год.
В 1617 году он женился вторично на Лисбет Рейнерс (Lisbeth Reyners). Несмотря на вспыльчивую натуру жены, они прожили вместе более 50-ти лет.
У Франса Хальса было 11 детей. 5 сыновей стали, как отец, художниками, основным жанром которых был портрет.
Последние годы жизни художника были полуголодными. Хальс получал маленькую пенсию от муниципалитета, но был должником городских торговцев мясом и хлебом. Перед смертью он попадает в приют для нищих.
Художник скончался в этом приюте 26 августа 1666 года. На его похоронах было всего несколько человек. В доме, где закончил свой путь Франс Хальс, теперь находится художественная галерея его имени.
Дочитали до конца! Поставьте пожалуйста оценку (173
Источник: https://vAmsterdame.com/gollandcy/frans-hals.html
Франс Халс, Изображений: 147
Известный художник Франс Халс – подлинный основоположник нидерландской художественной школы. Многие его картины находятся в экспозиции амстердамского Рейксмузеума. Самая известная из них «Портрет супружеской пары», который был создан в 1621-1622 годах.
Ранее искусствоведы в моделях пытались найти черты самого мастера и его жены, но в наши дни многие предполагают, что Халс на портрете изобразил Исаака Масса, купца и картографа, который некоторое время жил в России и его супругу.
Размер полотна, фигуры в полный рост, фонтан и вилла, навеянных фантазией, все это является желанием Халса написать произведение по последнему слову моды.
Халс создает парадный портрет, который в то время имел популярность в европейских странах.
Однако у бюргеров Гарлема, которые заказывали портреты, не было и тени аристократизма, необходимого для такого случая. Халс изображает семейную чету с завидной прямотой и непосредственностью.
Художник не стремится придать изящество позе мужчины, но подчеркивает его характер, ум и некоторую долю сарказма. Свободно он пишет свежее лицо, её лукавство и простодушие. Согласно традициям, Халс придает значение символов всем предметам.
Например, он изображает жимолость с женщиной и небольшую веточку чертополоха возле мужчины – которые в то время были символами верности.
Портрет – основа полотна «Веселый собутыльник». Неизвестно был ли он заказан или Халс решил сделать портрет многословного пьянчуги. Светлое вино, мягкие складочки белоснежного кружевного воротничка, темная шляпа. Великолепный колорит напоминает раму. «Собутыльник» – народный тип, который Халс довольно часто изображал в то время.
Образцом строгого портрета является «Маритге Фоогт», 1639 год. Это портрет старушки, восседающей в кресле. Ее платье и чепец отчетливо видны на сером фоне. Мазок художника уверен и точен. Старушка добрыми глазами глядит на нас с тонкой полуулыбкой. Халс пишет портрет, словно скупясь на композиционные средства, яркий колорит и подвижность кисти.
К раннему творчеству Халса относятся замечательные портреты Якоба Олейкана и его супруги Алетты Ханеманс. Подобные портреты хозяева вешали в передней комнате около камина. В картинах должна была быть симметрия: супружеская чета стоит лицом друг к другу, и спокойная поза супруги как в зеркале отражает позу мужа.
Мастер кладет краски свободно, иногда оставляя чуть-чуть протертый охрой грунт. В живописи Франса Халса большое место занимает «почерк», быстрые мазки, составляющие особый чуть заметный узор на всем пространстве картины, скрепляя единство.
Это можно наблюдать в портретах из Гааги. Волевой Олейкан и его возможно больная супруга. Художник наслаждается своей наблюдательностью.
Резкий диссонанс к картинам 1625 г. мы находим в «Мужском портрете». Заказчик беден, у него нет средств, чтобы купить кружева на воротничок. Но было то, что обратило на себя внимание великого художника. Халс пишет несчастного человека. Мы видим неудачника, не смеющего претендовать на что-то в этой жизни.
Он отчаянно и решительно старается быть хотя бы внешне достойным и «как и все». А художник превращает его небольшой портрет в значительное произведение, которое предвосхищает XIX в.
Мастер, словно всем своим существом, переживает за судьбу своего «героя», возможно Франс Халс, уловил какое-то сходство между его и своей борьбой за существование, за покидающую его славу.
Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1007511981/
Франц Халс (ок.1580 — 1666)
В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.
Одновременно Голландия в этот период — и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века.
Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия.
Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.
Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период — в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое.
Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы.
Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.
Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.
Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.
Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий — корпораций офицеров для обороны и охраны городов.
В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 — 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные.
предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне («Стрелковая гильдия св.Адриана» и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.
Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни.
Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу — муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи.
Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета — регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах.
Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов.
Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.
Источник: http://cvetamira.ru/franc-hals-ok1580-1666
Старые мастера. Франс Халс (Frans Hals)
Франс Халс (1582/1583-1666) – выдающийся нидерландский портретист. За свою жизнь художник написал около 300 картин. Он не создавал драматических образов и аллегорических композиций подобно Рембрандту.
Однако именно Франс Халс вывел портретную живопись на совершенно новый уровень реализма, характеризующийся не простым копированием, а выявлением и выделением индивидуальных особенностей личности и окружающей обстановки.
Портрет мужчины с черепом в левой руке (1611). Institute of Fine Arts-Birmingham
Катарина Бот ван дер Эм (1620). Musee du Louvre
Катарина Хофт с ребенком (1619-1620). Gemäldegalerie-Berlin
Смеющийся кавалер (1624). Wallace Collection
Смеющийся ребенок (1620-1625). Los Angeles County Museum of Art
Цыганка (1628-1630). Musee du Louvre
Портрет женщины с веером (1640). National Gallery-London
Портрет молодого человека (1646-1648). National Gallery of Art-Washington
Изабелла Койманс (1650-1652). Private collection
- Женский портрет (1650-1655). Ferens Art Gallery-Hull
- Мужской портрет. Frick Collection
- 4 декабря 2013 г. на Лондонском аукционе Sotheby's картина Франса Халса «Портрет джентльмена» (Portrait Of A Gentleman, Half-Length In Black With Lace Collar And Cuffs, And Wearing A Broad-Brimmed Black Hat) была продана за 2,994,500 фунтов стерлингов
- Портрет джентльмена
- Галерея картин Франса Халса ЗДЕСЬ
Источник: https://subscribe.ru/group/mir-iskusstva-tvorchestva-i-krasotyi/6143324/
Франс Хальс
Жизнь Франса Хальса не менее красочна, чем его живопись.
Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Церковной записи о венчании его родителей, Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик, не сохранилось. Это можно объяснить тем, что Франсуа был католиком, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Такое установление ввели ревностные протестанты, поднявшие в 1581 году восстание против испанцев. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Они осадили Антверпен, и горожане капитулировали. В это время город покинуло множество людей — как протестантов, так и католиков. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена, и в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме, — здесь был крещен третий сын Хальсов Дирк.
Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи. Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую «прошло немало учеников, включая Франса Хальса, известного портретиста из Харлема».
В 1610 году Хальс вступил в Гильдию святого Луки, членами которой могли стать художники, стеклодувы или камнерезы. А в начале следующего года Хальс женился на Анетье Хармансдр, и уже 2 сентября 1611 года чета крестила своего первенца, Хармена.
Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия.
Всего в Харлеме было две роты народной милиции, члены которых наблюдали за порядком в городе. Правда, роль народной милиции была вполне декоративной — роты служили скорее клубом для зажиточных горожан.
Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия, и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта.
В июне 1615 года Анетье умерла родами. Похоронили ее очень скромно. Это дает основания предполагать, что к этому времени отношения Хальса и его покровителя испортились. Вслед за матерью умер и второй сын Хальсов, имени которого мы не знаем.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. К 1615 году он был уже довольно известным портретистом и, кроме того, писал жанровые сценки. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи.
О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина «Банкет офицеров роты св. Георгия» (1616) — самый масштабный групповой портрет в истории жанра.
Эту работу впоследствии стали называть «пушечным выстрелом, возвестившим о начале золотого века голландской живописи».
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. У них было одиннадцать детей. Любопытный факт: первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы. Вторая жена Хальса происходила из самых низов, была неграмотной и, ко всему, отличалась скандальным характером. Репутация Хальса тоже была небезупречной.
Его первый биограф, Арнольд Хаубракен, писал о художнике: «Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло». Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
С 1616 по 1625 год Хальс состоял членом Кафедры риторики города Харлема — говоря современным языком, литературного клуба. Члены этого клуба собирались, читали друг другу стихи, ставили любительские спектакли.
Вполне вероятно, именно там Хальс познакомился со многими богатыми и влиятельными горожанами, некоторые из которых впоследствии стали его заказчиками, а некоторые — даже друзьями.
Например, богатый харлемский бюргер Исаак Масса (чей портрет кисти Хальса ныне столь известен) крестил дочь Хальсов Андриантье.
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого «Улыбающегося кавалера». К этому времени у художника была своя мастерская, имел он и учеников. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан, их жен и детей.
Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки. Многие путешественники того времени с удивлением отмечали, что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой в этом роде.
Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Голландия переживала этап становления нации, освобождения от ненавистных правителей-католиков. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность.
Наконец, считалось, что каждый человек обязан уметь трудиться так, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника.
Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер.
Например, когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать свой групповой портрет, Хальс заявил, что «головы он начнет писать в Амстердаме, а все остальное закончит дома».
Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. В 1642 году умственно неполноценный сын Хальса, Питер, помешался окончательно, и его пришлось поместить в сумасшедший дом. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре.
Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, Хальс и его жена предъявили иск владельцу мануфактуры, обвинив его в том, что он совратил их дочь. Все дело испортила сама же Сара — на суде она неосторожно проговорилась и назвала имя настоящего отца ребенка.
Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
В это время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта, более двадцати лет прожившего в Голландии. Продолжения знакомства у них не получилось — Хальс закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию, куда он был приглашен королевой Христиной.
Нищета брала за горло. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Луки. Городской Совет назначил ему пенсию — но очень скромную, с ее помощью нельзя было даже покрыть долги.
По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Словно в ответ на эти вздорные обвинения, Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета — «Регенты приюта для престарелых» и «Регентши приюта для престарелых».
Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
Умер Хальс 29 августа 1666 года, а 1 сентября его похоронили — при очень небольшом стечении народа. Проводить великого живописца в последний путь пришли всего лишь несколько человек.
- Катарина Хофт с кормилицей
- Супружеская пара в саду. Фрагмент
- Молодые мужчина и женщина в Inn.
- Два поющих мальчика. Фрагмент
- Два смеющихся мальчика с кружкой пива
- Портрет Жана де ла Шамбре в возрасте 33 лет
- Портрет молодого человека с перчаткой
- Портрет молодого человека
- Мальчик, играющий на скрипке
- Портрет Вильгельма ван Хейтхаузена
Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43695684123/prev