- ・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
- Доброго времени суток, господа!
- С вами Солнышко и Вороны Чёрного Крыла~
- Сегодняшний пост об английских художниках XVIII века, покоривших мир, полностью изменяя мировым стандартам~
- ✎ Содержание поста:
- ╔═════════════════╗
- ║
- ║➳ Биография;
- ║
- ║➳ Распространённые работы;
- ║
- ║➳ Скандальные картины;
- ║
- ║➳ Мнение народа.
- ║
- ╚═════════════════╝
- Начнём~
- Биография
- ✎﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏
- ┍━━━━━━━━━━━━╝☆╚━━━━━━━━━━━━┑
- ☆Джошуа Рейнольдс☆
┕━━━━━━━━━━━━╗☆╔━━━━━━━━━━━━┙
Мало на свете живописцев, искупавшихся в лучах славы при жизни. И при этом сумевших остаться в памяти потомков. Английский художник Джошуа Рейнольдс был одним из таких счастливчиков.
Он с детства знал, что хочет только рисовать. Быстро добился признания. Ведь в придачу к таланту у него был подходящий характер. Общительный и энергичный. Он легко покорял клиентов во всех отношениях.
Ничего удивительного, что Рейнольдс однажды стал самым влиятельным чиновником в мире искусства. В 45 лет он был избран Президентом Королевской Академии художеств.
С помощью подходящего костюма, обстановки или пейзажа, выражения лица и позы Рейнольдс умел раскрывать самые выгодные качества человека.
В последние годы жизни он плохо видел. И уже не притрагивался к кисти. Но от одного заказа он не смог отказаться. Его клиенткой стала Екатерина II.
Рейнольдс не стал изобретать велосипед. Но он установил очень высокие стандарты для всех европейских художников.
┍━━━━━━━━━━━━╝☆╚━━━━━━━━━━━━┑
☆Томас Гейнсборо☆
┕━━━━━━━━━━━━╗☆╔━━━━━━━━━━━━┙
Гейнсборо можно по праву назвать самым известным английским художником 18 века. Он жил в одно время с Рейнольдсом. Они были соперниками.
Гейнсборо всегда считал себя в первую очередь пейзажистом. Но необходимость зарабатывать вынуждала его писать портреты на заказ. По иронии судьбы он прославился и остался в истории именно как портретист.
Но художник шёл на компромисс с самим собой. Часто изображая портретируемых на лоне природы. Соединяя ненавистный портрет и любимый пейзаж.
Клиенты не могли определиться, какой из двух портретистов им больше импонирует. И аристократы заказывали портреты и у Рейнольдса, и у Гейнсборо. Они были слишком разными. Но по силе работ не уступали друг другу.
Но в отличие от Рейнольдса, его соперника привлекали ещё простые люди. С одинаковым азартом он писал и герцогиню, и простолюдинку.
Работы Гейнсборо неповторимы по своему качеству. Здесь и неспрятанные мазки, которые на расстоянии делают происходящее живым и дышащим.
Это и плавные, растушеванные линии. Как будто все происходит во влажном воздухе, каким он и является в Англии.
И, конечно, необычное сочетание портрета и пейзажа. Все это выделяет Гейнсборо среди множества других портретистов своего времени.
┍━━━━━━━━━━━━╝☆╚━━━━━━━━━━━━┑
☆Уильям Блейк☆
┕━━━━━━━━━━━━╗☆╔━━━━━━━━━━━━┙
Уильям Блейк был неординарной личностью. С детства его посещали мистические видения. А когда он вырос, то стал анархистом. Он не признавал законы и мораль. Считая, что так угнетается свобода человека.
Не признавал он и религии. Считая ее главным ограничителем свобод. Конечно, такие взгляды отражались на его работах. «Архитектор мира» – его резкий выпад в сторону христианства.
Создатель держит циркуль, вычерчивая границы для человека. Границы, через которые нельзя переступать. Делая наше мышление ограниченным, живущим в узких рамках.
Для его современников его работы были слишком неординарными, поэтому признания при жизни он так и не дождался.
Некоторые видели в его работах пророчества, грядущие потрясения. Воспринимая Блейка как блаженного, человека не в себе.
Но официально сумасшедшим Блейк никогда не признавался. Он всю жизнь плодотворно работал. Причём был мастером на все руки. Был и отменным гравёром. И гениальным иллюстратором. Создав невероятные акварели для «Божественной комедии» Данте.
Единственое, что Блейка роднило с его эпохой, так это мода на все ужасное и сказочное. Все-таки в Англии в 19 веке были в чести романтизм и сказочные мотивы.
Блейк явно родился раньше своего времени. Его работы пугающе похожи на работы символистов и сюрреалистов 20 века. Они и вспомнили об этом мастере 100 лет спустя после его смерти. Он сделался их кумиром и вдохновителем.
┍━━━━━━━━━━━━╝☆╚━━━━━━━━━━━━┑
☆Джон Констебл☆
┕━━━━━━━━━━━━╗☆╔━━━━━━━━━━━━┙
Несмотря на аристократическую внешность, Констебль был сыном мельника. И любил работать руками. Умел пахать, строить изгороди и рыбачить. Может быть, поэтому его пейзажи лишены пафоса. Они естественны и реалистичны.
До него художники писали абстрактные пейзажи, чаще итальянские. Но Констебль писал конкретную местность. Реально существующую речку, коттедж и деревья.
Особенно были впечатлены молодые импрессионисты. Которые разглядели в этой картине то, к чему сами стремились. Никакой академической помпезности. Никаких античных развалин и эффектных закатов. А лишь обыденная жизнь в сельской местности. Красивая в своей естественности.
После этой выставки Констебль продал в Париже аж 20 своих картин. В родной же Англии его пейзажи почти не покупали.
Но в отличие от Гейнсборо, ради заработка он редко переключался на портреты. Продолжая совершенствоваться именно в пейзажной живописи.
Для этого он изучал природные явления с научной точки зрения. И умел подбирать оттенки очень близкие к тем, что встречаются в природе. Особенно ему удавалось небо, контрасты светлых и темных облаков.
Но Констебль знаменит не только удивительно реалистичными картинами. Но и своими этюдами.
Художник создавал этюд того же размера, что и будущая картина. Работая прямо на открытом воздухе. Это было ноу-хау. И именно этот метод работы потом и подхватят импрессионисты.
Но Констебль по этим этюдам часто писал завершённые работы в студии. Хотя они больше нравились тогдашней публике, были они не такими живыми и полными движения, как наброски.
На Родине осознали величие Констебля лишь в 20 веке. И поныне он – один из самых любимых художников в Англии. Можно сказать, что с таким же трепетом русские относятся к Ивану Шишкину.
- Распространённые работы
- ✎﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏
- ・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
╚» Джошуа Рейнольдс. Портрет полковника Бенестра Тарлитона. 1782 г. Национальная лондонская галерея«╝
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
╚»Джошуа Рейнольдс. Герцогиня Харрингтон. 1779 г. Галерея Хантингтон, Сан-Марино, США«╝
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
╚»Томас Гейнсборо. Портрет мистера и миссис Халлет (Утренняя прогулка). 1785 г. Национальная лондонская галерея«╝
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
╚»Томас Гейнсборо. Девочка со свиньями. 1782 г. Частная коллекция«╝
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
╚»Уильям Блейк. Великий архитектор. Офорт, раскрашенный вручную. 36 х 26 см. 1794 г. Британский музей, Лондон«╝
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
╚»Уильям Блейк. Вихрь любовников. 1824-1727 гг. Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте«╝
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
╚»Джон Констебль. Кафедральный собор Солсбери. Вид из епископского сада. 1826 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк«╝
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
╚»Джон Констебл. Лодка и штормовое небо. 1824-1828 гг. Королевская Коллекция живописи, Лондон«╝
- ・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
- Скандальные картины
- ✎﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏
- ・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
╚»Уильям Хогарт. Карьера проститутки: в ловушке у сводницы. Гравюра. 1732 г«╝
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
Это реальная история о деревенской девушке Мэри, которая приехала в город искать счастья. Но попала в лапы старой сводни. Эту сцену мы и видим на первой гравюре. Став содержанкой, она провела свою недолгую жизнь среди изгоев общества.
Хогарт намеренно переводил свои картины в гравюры, чтобы широко их распространять. Так он стремился достучаться до как можно большего количества людей.
Причем предостеречь он хотел не только бедных девушек, таких как Мэри. Но и аристократов.
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
╚»Уильям Хогарт. Модный брак. Тет-а-Тет. 1743 г. Национальная лондонская галерея«╝
・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
Описанная в ней история была очень типична для того времени. Обедневший аристократ женится на дочери богатого торговца. Но это лишь сделка, не подразумевающая союза сердец.
Самая известная картина из этой серии «Тет-а-Тет» демонстрирует всю пустоту их отношений.
Жена всю ночь веселилась с гостями. А муж лишь под утро ввалился домой, опустошенный от разгула (судя по его пятну на шее, он уже болен сифилисом). Графиня небрежно подтягивается и вот-вот зевнёт. На ее лице читается полное равнодушие к мужу.
И не удивительно. Она завела интрижку на стороне. История закончится печально. Муж застанет жену в постели с любовником. И будет заколот шпагой в дуэли. Любовник будет отправлен на виселицу. А графиня покончит с собой.
- ・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
- Мнение народа
- ✎﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏﹏
Несмотря на очевидную пустоту многих работ, именно эти художники стояли у истоков развития дизайна, отколовшегося от искусства. Ведь художники активно работали над эскизами тканей, обоев и других украшений интерьера.
- ・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚・✻・゚・✻・゚゚✻・
- Спасибо за внимание~
- А для вас работали:
- ☆Ли
- ☆Кактус
- ☆ Солнышко
- #ВЧК
Источник: https://aminoapps.com/c/temnyi-dvoretskii-black-butler/page/blog/znamenitye-angliiskie-khudozhniki-xviii-veka/o3qG_K2gHduqB6gwg0g4LDdx5rLa6WPn88o
Читать онлайн Мастера портрета страница 34. Большая и бесплатная библиотека
Среди самых значительных работ мастера — «Сара Сиддонс в образе музы трагедии». Рейнолдс представил великую актрису в образе музы трагедии. За ее троном стоят аллегорические фигуры. Это Преступление и Раскаяние (по другой версии — Отчаяние и Милосердие). Явная театральность образа в этом случае является совершенно обоснованной.
Рейнолдс всегда прислушивался к пожеланиям своих заказчиков. Ряд его картин подтверждает тот факт, что люди хотели получить портреты, указывающие на их высокое положение в обществе или прославляющие их таланты и добродетели.
Такая трактовка образов приводит к появлению в композициях элементов жанровости («Сестры Уолдгрейв за вышиванием», 1780, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Нередко Рейнолдс вносит в портреты атрибутику исторического жанра. Наиболее значительными произведениями подобного рода являются портреты полковника Тарлитона (ок. 1782, Национальная галерея, Лондон) и адмирала лорда Хитфилда (1787–1788, Национальная галерея, Лондон). Художник показал адмирала на фоне сражения.
За спиной стоящего в непринужденной позе Хитфилда видны всполохи огня и клубы порохового дыма. Портрету свойственна героическая приподнятость и торжественность. Значительность образа подчеркивается звучными противопоставлениями насыщенно-красных оттенков мундира и зеленовато-серых тонов пейзажного фона.
Монументальность и величие свойственны и портрету Тарлитона.
Рейнолдс обладал даром подмечать не только свойства характера личности, но и ее таланты и способности. Умного и широко образованного человека видит перед собой зритель на портрете филолога Сэмюэля Джонсона (1772), близкого друга художника. Решительным и отважным героем представлен адмирал Кеппел (1780, галерея Тейт, Лондон), изображенный на фоне моря.
В 1786 году Рейнолдс стал членом-учредителем Королевской академии художеств, а также ее президентом. Этот пост художник занимал до последних дней жизни. В его доме часто собирались самые известные люди Англии: ученые, актеры, писатели, политические деятели, военные, знаменитые светские красавицы.
С 1784 года Рейнолдс — придворный художник английского короля Георга III. Вскоре он получил звание пэра.
Помимо портретов, живописец создавал картины на мифологические и исторические сюжеты. В 1788 году по заказу русской императрицы Екатерины II он исполнил композицию «Младенец Геракл, удушающий змея» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), символизирующую мощь и величие Российской империи.
В 1789 году для Потемкина художник написал полотно «Великодушие Сципиона Африканского» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). В собрании Эрмитажа хранится еще одно произведение английского живописца — «Венера и Амур» (1788).
В облике римской богини любви Рейнолдс запечатлел знаменитую красавицу Эмму Лайон, позднее известную как леди Гамильтон.
В 1789 году художник начал слепнуть. Ему пришлось полностью отказаться от работы. Спустя три года знаменитый английский портретист скончался и со всеми почестями был похоронен в лондонском соборе Св. Павла.
Жан Батист Грёз(1725–1805)
В 1767 году Жан Батист Грёз стал членом Парижской академии, получив звание художника жанра. Хотя живописец создавал портреты, аллегорические и мифологические композиции, его излюбленным жанром всегда оставались бытовые сцены, почти наполненные морализующим содержанием. Так художник, воспитанный на идеях Просвещения, пытался пробудить в зрителях благородные чувства.
Французский живописец Жан Батист Грёз родился в Турню. В период между 1745 и 1750 годами обучался в мастерской Ш. Грандона в Лионе. После 1750 года художник поступил в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже, где его учителем стал Ш. Ж. Натуар. В 1755–1756 годах Грёз побывал в Италии, жил в Риме и Неаполе.
К этому времени относятся многочисленные этюды, показывающие, что молодому художнику куда интереснее изображать людей, чем мертвые руины античной эпохи.
Первые жанровые композиции, показанные мастером в Салоне, определили жанр, характерный для всего последующего творчества Грёза: морализующе-сентиментальная семейная сцена («Отец семейства, читающий Библию детям», 1755, частное собрание, Париж).
Главные персонажи картин Грёза — простолюдины, обладающие высокими моральными качествами.
Стремясь пробудить в своих зрителях лучшие чувства, заставить их ненавидеть порок и восхищаться добродетелью, художник делает образы слишком театральными, а сцены, в которых принимают участие его герои, — слащавыми и малоубедительными («Деревенская невеста», Лувр, Париж; «Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», 1763, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Тем не менее просветители ценили творчество Грёза.
Д. Дидро писал о нем: «Вот поистине мой художник — это Грёз». А о слезливо-сентиментальном полотне «Девушка, оплакивающая мертвую птичку» (1765, Национальная галерея, Шотландия) знаменитый философ отозвался так: «Эта картина — поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне».
В большей мере талант художника проявился в его рисунках и портретах, восхищающих зрителя прекрасной техникой живописи («Портрет гравера Вилля», 1763, музей Жакмар Андре, Париж; «Портрет графини Е. П. Шуваловой»; «Портрет графа П. А. Строганова», «Портрет молодого человека в шляпе», все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Очень трогательны детские портреты Грёза («Девочка с куклой», ок. 1756–1757; «Портрет графа П. А. Строганова в детстве», 1778, оба — в Эрмитаже, Санкт-Петербург).
Популярностью у современников пользовались сентиментальные изображения хорошеньких девушек, т. н. головки («Голова молодой женщины», 1769; «Голова девушки в чепце», 1760-е; «Голова девушки в сиреневой тунике», 1770-е, все — в Эрмитаже, Санкт-Петербург; «Портрет Софи Арну», ок. 1786, собрание Уоллес, Лондон).
Томас Гейнсборо(1727–1788)
Гейнсборо не разглашал имен своих моделей, даже если это были нетитулованные особы. Как правило, он называл свои портреты так: «Дворянин», «Титулованная леди», «Художник» и т. д.
Иногда зрители, пытаясь угадать, кто же из известных людей изображен на портрете, выдвигали самые фантастические предположения.
Так случилось и с «Мальчиком в голубом» — картиной, персонажа которой ошибочно приняли за торговца железом.
Английский художник Томас Гейнсборо родился в городке Садбери на реке Стур, в восточной части Англии, в семье торговца сукном. Любовь к живописи он унаследовал от матери.
Несмотря на то что ей приходилось растить девятерых детей и работать по хозяйству, она находила время для рисования. Лучше всего ей удавались цветы; к сожалению, ни одна из ее картинок не сохранилась.
Томас начал рисовать очень рано. Один из жителей городка, хорошо знавший Гейнсборо, вспоминал: «…он был прирожденным живописцем.
Так, он рассказывал мне, что в детстве, когда еще и не помышлял стать художником, на несколько миль в округе не было такой живописной группы деревьев, или даже одинокого прекрасного дерева, или зеленой изгороди, оврага, скалы, придорожного столба на повороте тропинки, которые не запечатлелись бы в его воображении настолько, чтобы он не мог зарисовать их со всей точностью наизусть».
Решив посвятить свою жизнь искусству, Гейнсборо в возрасте 13 лет в одиночку отправился в Лондон. Там некоторое время он жил у серебряных дел мастера, который, возможно, являлся его дальним родственником.
Первым учителем Гейнсборо, как полагают, стал французский рисовальщик и гравер, преподаватель академии Св. Мартина Гюбер Франсуа Гравело. Время от времени юноша посещал мастерские различных художников, много работал самостоятельно.
Он писал пейзажи Лондона и его окрестностей, которые получались настолько удачными, что Гейнсборо почти всегда удавалось сразу же продать их. Помимо живописи, он увлекался и лепкой: особенно хорошо у него выходили фигурки животных: собак, коров, лошадей.
Правда, он лепил из глины, и большинство фигурок не сохранились до наших дней.
Видя, что его пейзажи покупают, художник попробовал писать на заказ портреты. Они выходили у него еще лучше, чем пейзажи. Портретные работы Гейнсборо также с удовольствием приобретали, и живописец имел возможность покупать краски, холсты, содержать себя.
К сожалению, большинство из его ранних работ не поддаются идентификации, т. к. художник не подписывал свои картины. Кроме того, иногда его просили исправить или дополнить какой-то из старинных пейзажей. Известно также, что Гейнсборо писал картины в соавторстве с более известными художниками, например с Я. Винантсом, которому доверял изображать фигуры на своих полотнах.
В 40-х годах в английской столице вошли в моду произведения голландских живописцев: Рейсдала, Винантса, Гоббемы. Как и остальные лондонцы, Гейнсборо ходил на выставки и изучал работы прославленных художников. Иногда это исследование заходило столь далеко, что, взглянув на очередной пейзаж Гейнсборо, можно было определить, кто из голландцев стал его очередным кумиром.
Источник: https://dom-knig.com/read_210373-34
Джошуа Рейнолдс. (1723–1792)
Джошуа Рейнолдс являлся самым знаменитым английским портретистом своего времени. Обладавший большим дарованием и огромной работоспособностью мастер оставил потомкам великое множество прекрасных картин. Заказчики платили за написанные им портреты почти в два раза больше, чем такому известному мастеру, как Т. Гейнсборо.
Английский живописец Джошуа Рейнолдс появился на свет в Плимптоне (Девоншир), в семье священника англиканской церкви. Его отец был также директором классической школы и членом попечительского совета Баллиол-колледжа в Оксфорде, владел прекрасной библиотекой, сыгравшей значительную роль в становлении будущего художника. С большим интересом мальчик изучал книги по теории искусства.
В 1740 году Рейнолдс приехал в Лондон и стал учиться у известного в те годы портретиста Т. Хадсона. Спустя три года он вернулся домой и начал самостоятельную творческую деятельность.
Художник писал заказные портреты обеспеченных жителей Девоншира. В ранних работах Рейнолдса ощутимо влияние таких мастеров портретного жанра, как Рембрандт и А. Ван Дейк («Автопортрет», ок.
1747, Национальная портретная галерея, Лондон).
В 1749 году на военном корабле Рейнолдс совершил путешествие вокруг Европы. В Италии он оставил судно и на два года задержался в Риме. Здесь он изучал античное искусство и творчество знаменитых живописцев эпохи Возрождения.
Особенно его восхищали картины Микеланджело, Рафаэля, Тициана. Художник пытался постичь секреты мастерства этих великих представителей итальянского Ренессанса. Живя в Италии, Рейнолдс посетил Флоренцию, Венецию, Болонью, Парму.
В 1752 году, возвращаясь в Англию, живописец побывал в Париже. В 1753 году он обосновался в Лондоне, где вскоре получил известность как прекрасный портретист. Первый успех художнику принес «Портрет коммодора Кеппела» (1753–1754, Национальный морской музей, Гринвич), изображавший капитана корабля, на борту которого Рейнолдс в 1749 году совершал плавание.
Уже к началу 1760-х годов мастер обошел всех своих соперников в портретном жанре, в том числе и очень популярного в то время портретиста А. Ремзи. В очередь к Рейнолдсу выстраивались самые именитые и богатые заказчики — аристократы, крупные политики, государственные деятели, поэты, ученые, литераторы, артисты, военные.
Портреты, созданные в 1760-е годы, восхищают своей яркой выразительностью. Некоторые из них покоряют зрителя непринужденностью образов и простотой («Писатель Лоренс Стерн», 1760, Национальная галерея, Лондон; «Нелли О’Брайен», 1760–1762, собрание Уоллес, Лондон).
Но эта кажущаяся простота не может обмануть настоящих ценителей искусства, понимающих, как тщательно автор продумывает композицию и выбирает естественную позу модели. Очень хорош портрет Нелли О’Брайен, которую мастер изобразил в саду. Очарование молодой женщины подчеркивает пронизанный солнцем пейзаж.
Звучные цветовые оттенки и тончайшие светотеневые переходы делают образ трепетным и живым.
Так же хороши и многие другие женские образы Рейнолдса. Глубоко лиричен «Портрет графини Спенсер с дочерью» (1760–1761, собрание графа Спенсера, Олторп). С искренней симпатией представляет мастер грациозную и обаятельную графиню Джен Харрингтон (1777–1779, Художественная галерея Хантингтон, Сан-Марино, Калифорния).
В иной манере написаны портреты, соединившие в себе черты барокко и классицизма. Живописец часто облачает модели в старинные костюмы, придавая композициям сходство с торжественным придворным портретом («Мальчик из семьи Кру в костюме Генриха VIII», 1776; «Два молодых человека», 1777–1779).
Иногда портретируемые показаны в образах античных персонажей или аллегорий («Портрет герцогини Гамильтон-Арджилл в виде Венеры», 1760; «Дэвид Гаррик между музами трагедии и комедии», ок.
1760–1761, собрание Ротшильда, Кембридж; «Портрет сестер Монтгомери» («Три грации»), 1774, галерея Тейт, Лондон; «Сара Сиддонс в образе музы трагедии», ок. 1783–1784, галерея Хантингтон, Сан-Марино, США).
Торжественные и красочные, эти произведения ни в коей мере не воспринимаются как нечто холодное и безжизненное.
Среди самых значительных работ мастера — «Сара Сиддонс в образе музы трагедии». Рейнолдс представил великую актрису в образе музы трагедии. За ее троном стоят аллегорические фигуры. Это Преступление и Раскаяние (по другой версии — Отчаяние и Милосердие). Явная театральность образа в этом случае является совершенно обоснованной.
Дж. Рейнолдс. «Портрет полковника Тарлитона», ок. 1782, Национальная галерея, Лондон
Рейнолдс всегда прислушивался к пожеланиям своих заказчиков. Ряд его картин подтверждает тот факт, что люди хотели получить портреты, указывающие на их высокое положение в обществе или прославляющие их таланты и добродетели.
Такая трактовка образов приводит к появлению в композициях элементов жанровости («Сестры Уолдгрейв за вышиванием», 1780, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург).
Нередко Рейнолдс вносит в портреты атрибутику исторического жанра. Наиболее значительными произведениями подобного рода являются портреты полковника Тарлитона (ок. 1782, Национальная галерея, Лондон) и адмирала лорда Хитфилда (1787–1788, Национальная галерея, Лондон). Художник показал адмирала на фоне сражения.
За спиной стоящего в непринужденной позе Хитфилда видны всполохи огня и клубы порохового дыма. Портрету свойственна героическая приподнятость и торжественность. Значительность образа подчеркивается звучными противопоставлениями насыщенно-красных оттенков мундира и зеленовато-серых тонов пейзажного фона.
Монументальность и величие свойственны и портрету Тарлитона.
Рейнолдс обладал даром подмечать не только свойства характера личности, но и ее таланты и способности. Умного и широко образованного человека видит перед собой зритель на портрете филолога Сэмюэля Джонсона (1772), близкого друга художника. Решительным и отважным героем представлен адмирал Кеппел (1780, галерея Тейт, Лондон), изображенный на фоне моря.
В 1786 году Рейнолдс стал членом-учредителем Королевской академии художеств, а также ее президентом. Этот пост художник занимал до последних дней жизни. В его доме часто собирались самые известные люди Англии: ученые, актеры, писатели, политические деятели, военные, знаменитые светские красавицы.
С 1784 года Рейнолдс — придворный художник английского короля Георга III. Вскоре он получил звание пэра.
Дж. Рейнолдс. «Портрет графини Спенсер с дочерью», 1760–1761, собрание графа Спенсера, Олторп
Помимо портретов, живописец создавал картины на мифологические и исторические сюжеты. В 1788 году по заказу русской императрицы Екатерины II он исполнил композицию «Младенец Геракл, удушающий змея» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), символизирующую мощь и величие Российской империи.
В 1789 году для Потемкина художник написал полотно «Великодушие Сципиона Африканского» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). В собрании Эрмитажа хранится еще одно произведение английского живописца — «Венера и Амур» (1788).
В облике римской богини любви Рейнолдс запечатлел знаменитую красавицу Эмму Лайон, позднее известную как леди Гамильтон.
В 1789 году художник начал слепнуть. Ему пришлось полностью отказаться от работы. Спустя три года знаменитый английский портретист скончался и со всеми почестями был похоронен в лондонском соборе Св. Павла.
Источник: http://indbooks.in/mirror8.ru/?p=365915