ПОРТРЕТЫ И.Н.НИКИТИНА
НИКИТИН Иван Никитич(1680-е (Москва) – не ранее 1742 г.)
Живописец, портретист.
Первоначальное художественное образование получил в типографской школе при Оружейной палате в Москве (?).
1711 г. – переезд в Петербург.
Ранние работы (одна и та же композиционная схема, барочное, с элементами рокайльного, решение, напоминают портреты живописца К.де Брейна).
1714 г. — портреты племянниц Петра I, царевен Екатерины и Прасковьи.
Не позднее 1716 г. – Портрет сестры Петра I Натальи Алексеевны.
1712-1713 гг. – Портрет девочки (Елизаветы Петровны(?)). Один из самых ранних детских портретов в русском искусстве.
1715 г. – поясной портрет Петра I. Не сохранился.
Итальянский период.
1716-1719 гг. – находился в Италии. Учился во флорентийской АХ у Т.Реди, придворного живописца герцога Козимо III Медичи.
1717 г. – парные портреты Петра I и Екатерины I. Принадлежали герцогу Козимо III Медичи. Выполнены по образцам европейских парадных портретов в стиле барокко. Портреты собственноручно подписаны Никитиным. Это редчайший случай в его практике.
Петербургская деятельность.
1720 г. – возвращение в Петербург.
1721 г. – Портрет Петра I с натуры, писанный в Кронштадте.
28 января 1725 г. – вызван в Зимний Дворец «списывать персону императора». Работа «Петр I на смертном ложе» имеет этюдный характер, впечатление незавершенности из-за краткости сеанса.
1720-е гг. – «Портрет графа Г.И.Головкина». По типу напоминает французские классицистические репрезентативные портреты времен Людовика XIV.
1726 г. – «Портрет барона Строганова». Композиция в духе рококо.
1726-1727 (?)) – «Портрет напольного гетмана». Личность изображенного не определена. Работа не имеет аналогов в живописи XVIII в. по своему реалистичному исполнению.
После смерти Петра I И.И.Никитин фактически был лишён возможности работать.Пройдя через Тайную канцелярию и одиночную камеру Петропавловской крепости за участие в так называемом деле М.Родышевского, приговорен к ссылке в Тобольск, но помилован. По некоторым свидетельствам художник умер по пути из Тобольска в Москву.
Главные работы:
«Портрет девочки (Елизаветы Петровны?)» (1712-1713, ГЭ)
«Портрет царевны Прасковьи Ивановны (1714, ГРМ)
«Портрет цесаревны Анны Петровны» (не позднее 1716, ГТГ)
«Портрет царевны Натальи Алексеевны» (не позднее 1716 г.?, ГРМ; подобные портреты – ГМЗ «Павловск», ГТГ, 1715-1716);
«Портрет Петра I»(парный к портрету Екатерины I, оба – 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия)
«Портрет Екатерины I» (парный к портрету Петра I, оба – 1717, галерея Уфицци, Флоренция, хранятся в Главном управлении финансов, Италия);
«Петр I на смертном ложе» (1725, ГРМ);
«Портрет барона С.Г.Строганова» (1726, ГРМ);
«Портрет напольного гетмана» (1720-е (1726-1727?), ГРМ);
«Портрет графа Г.И.Головкина» (1720-е, ГТГ).
_____________________________________________________________________________________________
Полный текст статьи чит. в книге: РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ XVIII-XIX вв. Биографический словарь. Санкт-Петербург, 2008
Автор статьи: Е.Ф.Петинова, кандидат искусствоведения.
см. в сообществе «Реставрация»: АЛЬБОМ «РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ. XVIII-XIX ВЕКА. (иллюстрации)
Также, читайте на нашем сайте ПЕРЕЧЕНЬ ИМЕН.
Источник: http://volrest.ucoz.ru/publ/iskusstvovedcheskie_materialy/russkie_zhivopiscy_xviii_xix_veka/portrety_i_n_nikitina/14-1-0-61
Художник Иван Никитин. Как сложилась судьба первого российского гофмалера?
Учиться приходилось в ходе тяжелой каждодневной работы.
Живописцы Оружейной палаты не сидят в мастерских, по приказу царя они оформляют новые дворцы и триумфальные арки, пишут батальные картины, прославляющие победы молодой российской армии, украшают московские улицы к праздникам. Здесь Никитин получил и первые навыки портретной живописи.
Русские портреты того времени создавались в стиле парсунной живописи под сильным влиянием многовековых традиций иконописи. Но в них уже проявляется робкое стремление мастеров заглянуть во внутренний мир портретируемых.
В 1711 году Никитин переезжает в новую столицу и начинает работать в школе рисования и гравирования при Санкт-Петербургской типографии. Теперь он не просто живописец, но и учитель, передающий молодым художникам основы мастерства.
Именно здесь и обратил на него внимание Петр I. Мы не знаем, чем приглянулся царю живописец, который в мастерстве явно уступал работавшему в те годы в России Таннауэру. Наверное, Петр инстинктивно почувствовал в нем будущего мастера.
Среди ранних работ привлекают своей искренностью и теплой добротой детские портреты. Серьезно и немного настороженно смотрит на мир будущая императрица четырехлетняя Елизавета Петровна. Простодушна и лукава семилетняя царевна Анна. Обаятельна и мягка племянница царя Прасковья.
Убедившись в самобытном таланте художника, недаром в письме Екатерине он назовет его «добрым мастером», Петр I отправляет Никитина доучиваться в Италию. Быстро пролетели годы учебы.
Венецианская и Флорентийская академии художеств, копирование картин великих мастеров в галерее Ватикана, уроки живописи у Томазо Реди и Алессандро Сальери. И все это время жизнь впроголодь, т.к.
пенсионерские деньги из России приходят не полностью и с большими опозданиями.
В 1720 году признанным европейским мастером, обласканным при дворе герцога Медичи, возвращается Иван Никитин в Санкт-Петербург. Петр I официально вводит его в свою свиту, дав звание гофмалера — придворного портретиста. И снова для художника началась кочевая жизнь.
Под его руководством мастера украшают столицу, а затем и Москву к празднованию подписания Ништадского мира. Да и мало ли было в тот период маскарадов, фейерверков, иллюминаций, придворных праздников.
И за всем этим колоссальный труд живописцев, возглавляемых царским гофмалером.
Но главным для Никитина остаются портреты. В этот период он создает шедевры, вошедшие в золотой фонд не только русской, но и европейской живописи: портреты Г. И. Головкина, С. Г. Строганова, Петра I (в круге). По силе эмоционального воздействия на зрителей выделяются два произведения мастера: «портрет напольного гетмана» и «Петр I на смертном ложе».
Человек, изображенный на неоконченном портрете, безымянен. Напряженный, силящийся что-то понять взгляд черных глаз, покрасневшие, воспаленные веки, внутренняя боль изогнула седую бровь. Тяжелая душевная мука лежит на всем облике пожилого, небрежно одетого человека с всклокоченными волосами.
Кто он, напольный гетман, чья судьба, а может быть и жизнь, находятся на переломе? Исследователи творчества Никитина называют много имен: наказной гетман Павел Полуботок, гетманы Украины Даниил Апостол или Степан Мазепа, а может литовский гетман Казимир Сапега… В последнее время некоторые искусствоведы склоняются к мысли, что это — автопортрет художника.
Неровные, смятые складки белой рубашки у шеи Петра, серовато-желтый колеблющийся свет.
Еще топорщатся усы и непокорно разметались волосы, но глаза уже закрылись навсегда, плотно сжались в последнем усилии губы, смертная бледность начинает покрывать лицо.
Чувствуется, что от волнения дрожит рука художника, накладывая на холст быстрые, нервные мазки. Ушла из жизни великая личность. Перед нами человек, который боролся всю жизнь и даже в смерти не признал себя побежденным.
Четыре года провел художник в Тобольске. Написал иконостас для восстанавливаемого после пожара Софийского собора, портрет митрополита Антония. Только в 1742 году, освобожденный по указу вступившей на престол Елизаветы, выехал Никитин в Москву. Но ссылка отняла у мастера не только духовные, но и физические силы, и в дороге он умирает.
Художник не оставил учеников, равных ему по силе таланта, но он поднял русский портрет на уровень европейского искусства.
Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/9531/
Иван Никитин: жизнь и творчество художника
Иван Никитич Никитин (около 1690 — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель русской портретной школы XVIII века.
Содержание
- Биография Ивана Никитина
- Творчество Никитина
- Известные работы художника
- Картины Ивана Никитина
Родился в Москве, сын священника Никиты Никитина, служившего в Измайлове, брат священника Иродиона Никитина, позднее протопопа Архангельского собора в Кремле, и живописца Романа Никитина.
Учился в Москве, по всей видимости, при Оружейной Палате, возможно, под руководством голландца Шхонебека в гравировальной мастерской.
В 1711 году был переведен в Петербург, учился у Иоганна Таннауэра, немецкого художника, который одним из первых принял приглашение Петра Первого переехать в Петербург учить перспективной живописи русских художников. Быстро завоевывает авторитет при дворе.
В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. После возвращения становится придворным художником.
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. В 1732 году вместе с братом Романом, также художником, был арестован по делу о распространении пасквилей на Феофана Прокоповича.
После пяти лет предварительного заключения в Петропавловской Крепости был бит плетьми и сослан в Тобольск пожизненно.
В 1741 году, после смерти Анны Иоанновны, получил разрешение вернуться в Петербург. Выехал в 1742 году и скончался по дороге.
Творчество Никитина
Имеется всего три подписанных работы Никитина, вместе с теми, что ему приписываются, всего около десяти.
Ранние работы ещё содержат следы парсуны, бывшей единственным стилем портрета в России в XVII веке.
Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе. Тем самым он является основателем традиции русской живописи, продолжающейся до настоящего времени.
Все произведения, где авторство Никитина несомненно, являются портретами.
Известные работы художника
- Царевна Прасковья Ивановна, 1714, Государственный Русский музей.
- Портрет казака в красном кафтане, 1715, Харьковский художественный музей.
- Царевна Наталья Алексеевна, 1716?, Государственная Третьяковская галерея.
- Портрет канцлера Головкина, 1720-е годы, Государственная Третьяковская галерея.
- Портрет Петра Первого, 1725, Государственный Русский музей.
Peter I
Portrait of Baron S. G. Stroganoff
Tzarina Praskovia Ioanovna
- Портрет барона Строганова, 1726, Государственный Русский музей.
- Портрет напольного гетмана, 1720-е годы, Государственный Русский музей.
- Портрет Анны Петровны, Государственный Русский музей.
- Портрет С. П. Строгонова, Государственный Русский музей.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Иван Никитин: картины художника
Иван Никитин — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Иван Никитин: жизнь и творчество художника
4.8 (95%) 4 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/nikitin-ivan.html
Портрет напольного гетмана
Одно из лучших достижений мастера — так называемый портрет Напольного гетмана. Ои был написан, судя по его особенностям, в середине 20-х годов.
Характеристика, данная художником изображенному в портрете лицу, настолько глубока и содержательна, настолько многоговоряща, что, кажется, не составляет труда (воссоздать черты жизни и личности этого гетмана, даже не зная его по имени.
Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Однако попытки связать с этим прекрасным портретам имена некоторых исторических деятелей до сих пор еще не увенчались успехом.
Старая подпись на обороте свидетельствует только, что изображен Напольный гетман, то есть гетман полевых, действующих частей войск, бывавший с ними в походах.
Солнце и знойный ветер обожгли его лицо; лишь остался светлым лоб под укрывавшей его в походах шапкой. Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Брови нахмурены, волосы небрежно откинуты надо лбом, седые усы свисают по сторонам большого плотно сжатого рта.
Весь облик производит на редкость целостное впечатление человека простого и мужественного, смелого и решительного. Природный ум и заботливость ясно запечатлены в его лице.
Он стоит перед современниками и перед нами не в причудливо огромном парике и не в сверкающих драгоценностями одеждах придворного — он покоряет своим внутренним достоинством, своим обаянием сильной и смелой человеческой личности. Никитин позволяет почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека.
С такими военачальниками Петр ходил отвоевывать земли на юге России, воевать Азов, биться за выходы к морям, Никитин показал одного из многих своих мужественных современников, подобно ему самому выдвинувшихся своим трудом и талантливостью, а не спесивой боярской родовитостью.
С портрета Никитина смотрит на потомков простой человек, значительность которого выросла в обстановке исторически величавых дел, совершаемых им и тысячами других русских людей начала XVIII века.
Это замечательное полотно заставляет оценить не только аилу образного выражения в произведении Никитина, но и целеустремленность его живописных приемов. Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I).
Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. Гетман погружен не в мрак, но в пронизанную светом среду; фон за его фигурой освещен, а темная одежда даже в теневых частях не теряет своей формы и не растворяется в темноте.
Звучные красочные пятна чередуются с тончайшими вариациями красочных оттенков и образуют то замечательное живописное богатство, которым усилена жизненная убедительность произведения.
Портрет Напольного гетмана в полной мере свидетельствует о невиданной в русской живописи начала XVIII века глубине и мудрой простоте изображения человека. Он является одним из прекрасных выражений подлинно гуманистического восприятия человеческой личности.
В русской культуре XVIII века наново окрепли благородные традиции гуманизма. Они были присущи древнему русскому искусству, они были украшением искусства эпохи Возрождения в Европе. Теперь они были отражены творчеством Ивана Никитина.
Его портрет Напольного гетмана позволяет вспомнить великого изобразителя человека — Рембрандта — не сходством внешних приемов, но проникновенностью ощущения человеческой личности и умением художника почувствовать ее благородное величие.
Прекрасные работы русских портретистов XVIII и начала XIX веков не уступают по своим живописным качествами, но тонкости характеристики человека лучшим портретам Никитина. Они могут даже превосходить их.
Но портрет напольного гетмана стоит выше многих прославленных произведений своей мужественной силой, кажущейся безыскусственной непосредственностью и ощущением горячего трепета самой действительности.
В этих отношениях Никитин как бы перекликается более чем через столетие с великими мастерами русского реалистического портрета второй половины XIX века.
Источник: http://ArtPoisk.info/artist/nikitin_ivan_nikitich_1680/portret_napol_nogo_getmana/
Никитин Иван Никитич (Ок. 1690–1742) Портрет напольного гетмана
Никитин Иван Никитич (Ок. 1690–1742)
Портрет напольного гетмана
Портрет был создан после возвращения Никитина из Италии, где он обучался во флорентийской Академии художеств. Имя изображенного человека неизвестно. Некоторые исследователи полагают, что это автопортрет художника.
Портрет поражает явной непарадностью облика. Пожилой мужчина без парика, в небрежно расстегнутом кафтане погружен в свои затаенные переживания – его взор обращен не на зрителя, а «вглубь себя».
Художник не стремится скрыть красные, воспаленные веки портретируемого, его усталые глаза, глубокие морщины на лице, он, напротив, выделяет их светом.
По глубине психологической характеристики этот портрет опередил свое время.
Портрет напольного гетмана. 1720?е. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Следующая глава
Иван Васильевич Клюн*
1912 г. Кувшин; в поле зрения Брак («Золот руно»)31.1913 г. Граммофон32. Пильщик, голов33. Автопортрет34. В поле зрения Гри, Пикассо, Леже.1914 Пробегающий пейзаж35. Кинетика. Озонатор36. Местные обстоятельства. Точильщик. Аргентинская полька37.1915
ИВАН ЕЛАГИН
АМНИСТИЯ Еще жив человек,
Расстрелявший отца моего
Летом в Киеве, в тридцать восьмом.
Вероятно на пенсию вышел.
Живет на покое
И дело привычное бросил. Ну, а если он умер, —
Наверное жив человек,
Что пред самым
Иван Айвазовский 1817-1900
Вся жизнь художника прошла у моря. Маленьким мальчиком он бегал по влажному песку и хлопал ладошкой по воде. Взрослым юношей ходил в дальние морские походы на военном бриге. Зрелым мужчиной и глубоким старцем неизменно возвращался в городок у
Иван Шишкин 1832-1898
Русский реалистический пейзаж всегда будил в людях самое лучшее. Любовь к родной природе, способность в обыденном увидеть прекрасное, возможность, как выразился Крамской, «стать самому лучше, добрее, здоровее». «На севере диком»Лев Толстой недооценивал
Иван Крамской 1837-1887
Крамской писал: «Для того чтобы стать художником, мало таланта, мало ума, мало благоприятных обстоятельств, надо иметь счастье обладать темпераментом такого рода, для которого, кроме занятий искусством, не существует высшего наслаждения».Иван
Иван Константинович Айвазовский
В начале XIX века из Галиции в Феодосию переселился Константин Гаврилович Гайвазовский (Айвазовский), отец великого мариниста. 17(29) июля 1817 года в его семье родился младший сын Иван.То были годы, когда Феодосия после турецко-татарского
Иван Акимович Акимов
1764–1814
Акимов родился в Петербурге, учился в Академии художеств у знаменитого тогда А. П. Лосенко. После окончания на четыре года был послан в Италию, где некоторое время обучался в Болонье в Пиоклементинской художественной академии, а потом жил в
Иван Дмитриевич Каширин
Каширин был крепостным помещика А. В. Ульянова. Он учился в Арзамасской художественной школе А. В. Ступина. На деньги, собранные художниками, Каширин выкупился из крепостной зависимости. В Петербурге он посещал классы Академии художеств как
Вишняков Иван Яковлевич (1699–1761)
Портрет Сары Элеоноры Фермор
В этом прелестном детском портрете дочери начальника Канцелярии от строений Фермора маленькая девочка, затянутая в корсет декольтированного платья с фижмами, выглядит как взрослая барышня. Нежная
Аргунов Иван Петрович (1721–1802)
Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме
Эта картина – первое в русском портретном жанре изображение женщины «подлого сословия». Оно предвосхитило литературные образы сентименталистов, открывших в крестьянках способность
Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года
В центре композиции из синевато-холодного тревожного полумрака вспышкой света выхвачены две фигуры. Сцену убийства можно легко вообразить во временном развитии. Вначале была вспышка царского гнева: опрокинулось кресло,
Иван-царевич на сером волке
Вот как изображенный на картине момент описывается в сказке из сборника А. Афанасьева: «Иван-царевич, сидя на Сером Волке вместе с Прекрасною Еленою, возлюбил ее всем сердцем, а она Ивана-царевича». Серый Волк мчится сквозь сумрачный
Источник: https://design.wikireading.ru/987
Никитин Иван Никитич
НИКИТИН Иван Никитич (ок. 1690—1742) — живописец, портретист. Один из основоположников русской светской живописи. Учился в Петербурге и Италии. На первых порах его портреты близки к парсуне. В портретах периода расцвета творчества его произведения отличаются передачей индивидуальности портретируемых. Наиболее известны «Портрет напольного гетмана» (1720-е гг.), «Петр I на смертном ложе» (1725).
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 351.
Никитин Иван Никитич (ок. 1680 —
не ранее 1742), живописец. Происходил из среды
московского духовенства. Вначале обучался
граверному делу в типографической школе при Оружейной
палате.
Уже в ранних портретах Никитин
отходит от условных приемов парсуны, стремится
передать индивидуальные черты модели (портреты
цесаревны Анны Петровны, царевны Натальи
Алексеевны, оба до 1716).
В 1716 Никитин и его брат Роман в
числе первых были посланы в Италию: в Венецию и
Флоренцию. В 1719 Никитин с блестящим аттестатом
вернулся в Россию. Радушно принятый Петром I, Никитин
становится придворным живописцем. В портретах
канцлера Г. И. Головкина, “напольного гетмана”,
юного барона С. Г.
Строганова, написанных в 1720-е,
Никитин добился точности и убедительности
передачи характера личности петровского
времени, достиг высокого уровня понимания натуры
и профессионализма.
В январе 1725 Никитин был
приглашен во дворец, чтобы в последний раз
запечатлеть своего покровителя (“Петр I на
смертном ложе”).
В 1732 Никитин с братьями был
привлечен в политическому процессу, в 1737 был бит
кнутом и сослан в Тобольск.
Л. Н. Вдовина
Никитин Иван Никитич (ок. 1690 — 1741). О жизни Ивана Никитина известно очень мало.
Он родился около 1690 года в Москве в семье священника, получил хорошее для того времени образование: умел читать и писать по-латыни, знал грамматику, обучался «счетной премудрости», одно время даже был учителем арифметики и рисования в артиллерийской школе в Москве. Первоначальную художественную подготовку получил в типографской школе при Оружейной палате.
Об увлечении Никитина живописью стало известно Петру I. Царь поручил заниматься с Никитиным И. Г.
Таннауеру, который приехал в Россию в 1711 году и, как все иностранцы, дал обязательство обучать «русских людей всему, что сам умеет». У Таннауера он начал изучать законы перспективы и живописное мастерство.
Одновременно с занятиями Никитин помогал Таннауеру выполнять заказы. Первым учителем Никитина по рисунку считается голландский гравер А. Шхонебек.
28 сентября 1714 года датирован подписанный Никитиным портрет Прасковьи Ивановны — племянницы Петра 1 (ГРМ). Это одно из первых самостоятельных произведений молодого живописца.
Здесь еще заметна парсунная статичность, неумение передать световоздушную среду. Но в облике милой и привлекательной девушки чувствуется стремление художника не только к внешнему сходству.
Он раскрывает внутренний мир дели, наделяя его поэтическим содержанием.
До поездки за границу Никитин выполнил еще ряд портретов: Натальи Алексеевны — любимой сестры Петра I (ГТГ), казака в красном кафтане (1715, Харьковский художественный музей). Все они отличаются стремлением к реалистической передаче образа, вдумчивым отношением к характеристике человеческой личности.
В «походном журнале» 1715 года есть запись: «Его величества половинную персону писал Иван Никитин». Существуют доводы, что здесь в виду изображение Петра I на фоне морского сражения (Екатерининский дворец-музей, гор. Пушкин). Ранее портрет считался работой Таннауера или Каравака, но он значительно выразительнее, чем остальные их произведения.
Ранние портреты Никитина позволили Петру I распознать дарование художника. В 1716 году среди двадцати человек, имевших способности к искусству, были посланы как пенсионеры в Италию Иван Никитин вместе с младшим братом Романом.
О том, какие надежды возлагались на Никитина, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, написанное жене в Данциг 19 апреля 1716 года: «Катеринушка, друг мой, здравствуй! Попались мне навстречу Беклемишев и живописец Иван.
И как они приедут к вам, то попроси короля, чтобы велел свою персону ему списать; так же и протчих, каво захочешь, а особливо свата, дабы знали, что есть и из нашево народа добрыя мастеры».
Портрет «свата», о котором упоминает в письме Петр, Никитин написал позднее (1720-е, ГТГ). Речь идет о канцлере Г. И. Головкине, который был сватом на свадьбе племянницы Петра I Екатерины Ивановны.
В изображении Головкина сочетается индивидуальная характеристика с раскрытием значительности этой личности как государственного деятеля, заключившего на своем веку (как гласит надпись на обратной стороне портрета) 72 «трактата» с иностранными правительствами.
По прибытии Никитина в Италию русский посол П. И. Беклемишев помог ему поступить в Венецианскую Академию художеств.
Приблизительно через год русские пенсионеры переехали во Флоренцию, где по просьбе Беклемишева им покровительствовал сам Тосканский герцог Козимо III Медичи. Руководил занятиями по живописи профессор Флорентийской Академии художеств Т. Реди.
Большое влияние на художественное образование Никитина оказало знакомство с произведениями великих итальянских мастеров.
В начале 1720 года братья Никитины возвращаются в Петербург имея при себе письма и грамоты от Беклемишева и герцога Тосканского с лестными отзывами об успехах в учении.
Петр тепло встретил своего «пенсионера». Он присвоил ему звание «двора его величества персонных дел мастера», подарил дом неподалеку от своего дворца и рекомендовал придворным заказывать портреты Ивану Никитину. В одном из проектов будущей Академии художеств И. Н. Никитин намечался на пост директора. Многочисленные портреты, созданные им по возвращении, говорят о зрелости таланта художника.
Решить вопрос об авторстве работ Никитина очень трудно. Подписных имеется только три. Приписывается Никитину портрет Петра I в круге (ГРМ), лучшее прижизненное изображение Петра. Возможно, это тот самый портрет, о котором написано в «походном журнале» Петра 1721 года: «на Котлине острову пред литургиею писал его величества персону живописец Иван».
Несмотря на внешне камерное решение, Петр I показан человеком громадной внутренней силы и большого государственного ума.
Такое понимание личности царя проявилось и тогда, когда траурная комиссия поручила Никитину написать портрет Петра на смертном одре (1725, ГРМ).
Времени было мало; портрет написан беглыми крупными мазками. В нем чувствуется большое живописное и композиционное мастерство художника.
Подлинным шедевром русской портретной живописи является портрет «Напольного гетмана» (1720-е, ГРМ). Художник создает здесь обаятельный в своей человечности облик неизвестного сподвижника Петра. Он суров и мужествен.
Годы и испытания наложили печать на его лицо. Пристален взгляд умных воспаленных глаз из-под седых бровей.
Открытая композиция, как бы непосредственно представляющая портретируемого, простой сдержанный колорит — под стать облику модели.
Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Имеются в виду «Полтавская баталия» (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, — «Куликовская битва» (ГРМ). В последней частично использована композиция гравюры итальянца А. Темпеста, но персонажи, естественно, из русской истории.
К 1731 году относится большая подписная работа Никитина «Родословное древо русских царей» (ГРМ). Условная по композиции, картина свидетельствует о сознательном возвращении к традициям XVII века. Это не было случайным в творчестве художника.
Вскоре после смерти Петра I, в связи с переменами в политической обстановке, в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения.
Никитин сближается с московской старорусской оппозицией. В начале 30-х годов братья Никитины были арестованы по делу о составлении памфлета на Феофана Прокоповича. Из Москвы их отправили в Петербург, в Тайную канцелярию, а затем поместили в Петропавловскую крепость. Следствие длилось более пяти лет.
Несмотря на то, что вина Никитина была мала, в ноябре 1737 года последовал указ императрицы Анны Иоанновны «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом». Вместе с ним был отправлен и брат Роман. Но и в эти тяжелые годы Никитин не оставляет творчества.
В начале 30-х годов он пишет портрет Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Ивана Алексеевича (Загорский историко-краеведческий музей).
Во время следствия Никитин написал портрет начальника Тайной канцелярии генерала А. Ушакова (ГТГ), на что тот, возможно, ответил художнику некоторыми послаблениями. Даже в Тобольске, куда братья были отправлены на жительство, Никитин писал. В архивах есть указание на существование портрета тобольского митрополита Антония Стаховского.
Известные нам работы — далеко не все, что сделал родоначальник русского портрета. Художник писал портреты Екатерины I, дочерей и внука Петра I, А. Меншиков а с семьей, князей Голицыных и Долгоруких, им созданы иконостасы, образа…
После смерти Анны Иоанновны дело Никитиных было пересмотрено, и по указу Анны Леопольдовны в 1741 году братья получили разрешение вернуться. По дороге тяжелобольной художник скончался.
Дмитриенко А.Ф.
Материалы из книги: Дмитриенко А.Ф., Кузнецова Э.В., Петрова О.Ф., Федорова Н.А. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. Ленинград, 1971 г.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nikitin_in.php
Загадка напольного гетмана
Исусствоведы до сих пор не могут решить кто изображен на портрете И. Никитина. Было высказано много мнений, выдвинуто много гипотез. Однако бесспорно одно: “Портрет напольного гетмана” – шедевр И. Никитина. Предлагаемый ниже отрывок из книги Н. М. Молевой “Иван Никитин” рассказывает историю одного исследования портрета.
Кажется, название “Напольный гетман” говорит достаточно: “Гетман” указывает на Украину, “напольный” расшифровывается как начальник полевых войск действующей армии. Относительно недолгих лет правления Екатерины это равносильно прямому указанию на конкретного человека, и тем ни менее история картины – история бесчисленных предположений.
История сохранила внешний облик всех гетманов. Их портреты писались не раз, но установить личность изображенного путем простого сравнения с другими его портретами далеко всегда не легко. Разные годы написания, разные условия, особенности душевного состояния самой модели, художника, делают живописное изображение одного и того же лица совершенно не похожим.
На упорные расспросы о “Напольных” гетманах историки гетманщины отвечали категорическим отрицанием: так, украинскаие военоначальники никогда и ни при каких обстоятельствах не назывались. Вывод? Обратиться к Польше: польская армия имела “напольных” гетманов.
Действительно, почему Украина? Старый, усталый человек с невидящим взглядом, чуть прикрытыми покрасневшими веками глаз, глубоко опавшими уголками рта, мог быть кем угодно – украинцем, поляком, русским – слишком портрет его душевного состояния доминировал над всеми его чертами, в том числе этническими.
Одежда никитинской модели вызывала особое недоумение. Серый, грубого сукна кафтан с алыми обшитыми позументом нашивками, на первый взгляд кажется военной формой. Но, по утверждению историков военного костюма, подобной формы ни в украинских, ни в польских, ни в русских войсках не существовало.
И все-таки, происхождение слова “гетман” стоило выяснить. Задача облегчалась тем, что после дворцовых кладовых никитинский портрет неизменно находился в Академии художеств.
Я обратилась к рукописным каталогам академического собрания и неожиданно получила быстрый для исследователя ответ. И какой! “Гетман наполно неоконченный”.
Никакого загадочного термина, никакого нового понятия – просто недописанная полностью незаконченная картина. Просто! Но почему же об этом обстоятельстве забыли последующие поколения?
Редчайшая случайность позволила ответить на этот вопрос. В каталоге 1773 года, более кратком, та же картина обозначалась почти по-прежнему и совершенно иначе: “Гетман наполно”. Получившийся вариант можно было бы читать как полный – в рост – портрет, но никитинское изображение поясное, даже скорее погрудное.
Подобное противоречие наталкивало на мысль, что речь идет не о портрете, а о модели. Но все ли выяснено? Почему портрет, который захотела и иметь Екатерина должен быть непременно портретом гетмана – не больше, не меньше.
Почему только высокий ранг мог зародить у царицы желание запечатлеть человека, оставить память о нем? Заказывала же Екатерина в те годы портрет просто певчего Конона Карпова.
Современники вспоминали как царевны могли часами слушать полуслепого бандуриста, с гордостью предлагая его искусство гостям. Среди многочисленных паридворных муузыкантов Анны Иоановны были особо ею любимые бандуристы.
Петр I, Меньшиков увлекались пением выходцев с украины, так нельзя ли хотя бы в качестве рабочей гипотезы, что и Никитину пришлось писать не высокопоставленного, а самого рядового украинца, возможно музыканта или певца.
За это говорит и костюм, слишком простой для именитого человека, и неожиданная его небрежность, и отсутствие парадности.
И еще один довод. В описаниях дворцового имущества Екатерины I и Анны Иоановны картины с названием “Гетман” встретить не удалось. Зато там был “малороссиянин”. И хотя совпадение раазмеров еще недостаточно, чтобы утверждать его идентичность с никитенским холстом, это одно из возможных решений.
После смерти Петра в жизни Никитина произошли трагические события. В 1732 году, оказавшись замешаным в политические распри. он был арестован и содержался в Петропавловской крепости, а в 1737 был сослан в Сибирь. Умер по пути из ссылки в 1742 году. Где похоронен — неизвестно.
9.2 Андрей Матвеев
Сведений о жизни и деятельности немного. Неизвестно его поисхождение и отчество.Большинство его работ недошло до нас. Насчитываетсяоколо 10 произведений станковой живописи, бесспорно принадлежащихкисти Матвеева,
Первые документальные сведения относятся к 1716 году. когда его, наряду с Никитиным, отправили для учения за границу. После 6 лет ученичества в Амстердаме у портретиста Арнольда Боонена, Матвеев уехал во фландрию,что бы продолжить обучение в Антверпенской Академии художеств овладеть мастерствм более широкого профиля.
МАТВЕЕВ Андрей Матвеевич (между 1701-1704 — 1739) – живописец, портретист.
Талантливый мальчик был пенсионером Петра I, который в 1716 г. отправил Матвеева совершенствовать свое мастерство в Нидерланды – сначала в Амстердам, затем в Антверпенскую АХ (1725-1727).
В 1727 г. возглавил «живописную команду» при Канцелярии от строений в Петербурге. Выполнял декоративные росписи в Петербурге, в том числе в Петропавловском соборе, и в Москве, а также станковые композиции, иконы.
К сожалению, многое из художественного наследия Матвеева утрачено. В историю русского искусства он вошел как автор нескольких прекрасных портретов, отличающихся естественной непринужденностью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик. Среди этих полотен – портреты И. А. и А. П. Голициных (оба — 1728).
В 1729 г. Матвеев создал уникальное для XVIII в. Произведение – «Автопортрет с женой». Это первый в русском искусстве парный портрет и автопортрет. Впервые предметом изображения становятся нежно-любовные отношения между супругами.
Сегодня Матвееву со значительным основанием приписывают ряд крупных работ: плафон Сенатского (ныне Петровского) зала в здании Двенадцати коллегий, композиции на религиозную тему «Моление о чаше», «Сретение», «Благовещение», «Рождество Христово» и некоторые другие. В его картинах всегда присутствует теплота, сдержанность и серьезность, хотя и нет виртуозной легкости и блеска ведущих западноевропейских мастеров.
Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, Матвеев остался глубоко русским художником. Его искусство и педагогическая деятельность заложили основы русской художественной школы.
В1725 году он послал ко двору Екатерины1 один из своих «плодов учения». Возможно это была «Аллегория живописи» (ГРМ) — первая из дошедших до нас картин Матвеева.
К этому же периоду относится «Венера и Амур», которая вероятно была выполнена как задание по композиции, поставленное перед учениками Академии.
Во время пребывания за границей,а может и позднее Матвеев создал Портрет Петра I (ГЭ)
Рисунок 55. А.Матвеев. Портрет Петра I
- Художник вернулся в Петербург в1727 году, где был зачислен в штат канцелярии от строений, учреждения, созданного еще пр Петре1.
- Матвеев вошел в состав живописной команды, но вскоре возглавил ее.
- Матвеев наладил систему обучения в «живопаисной «команде, тем самым эти курсы стали прообразом классов будущей Академии художеств.
- Расцвет творчества Матвеева-портретиста пиходится на первые пять лет пребывания на родине.
В 1728 году созданы портреты И.А.Голицина и А.П.Голициной (Собрание Голицина. Москва.)
Предположительно в 1728 году он создает» автопортрет с женой»
Рисунок 56. А.Матвеев. Автопортрет с женой. (1729? ГРМ)
Предположительно портрет создан в год женитьбы на Ирине Антроповой.
Видимо написан за один сеанс.
Особое место в жанре портрета занимает автопортрет. Никого лучше чем самого себя человек не знает, и рассказать о себе лучше самого не расскажешь.
(Автопортрет в русском и советском искусстве. Нач. вступ статьи.)
- Состоя в Канцелярии от строений А Матвеев оказался в самом центре работ по оформлнению многих здание Петербурга:
- Творчество развивалось в сотрудничестве с Трезини и Земцовым.
- Участвовал в оформлении Петропавловского собора.
- в 1730-х годах работал по росписи здания 12 коллегий.
- Был занят в росписи в зимнем и летних дворцах.
- Умер Матвеев 23 апреля 1739 года.
Источник: https://megaobuchalka.ru/1/25997.html
Никитин Иван Максимович (ок.1690-1741)
Портрет Петра I. И.Никитин.
Никитина считают основоположником русского портретного жанра. Необычна его биография. Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» ( будущей Артиллерийской академии ). Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I.
Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск.
Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер.
Портрет Головкина. Никитин И.М.
Это канцлер, сподвижник Петра I. В образе Головкина ясно выражено представление о человеке той эпохи. Благодаря его уму, расчетливости, ловкости, Головкин сумел в продолжении своей деятельности заключить 72 трактата с правительствами разных стран.
Исполненная величественной сдержанности поза и парадное облачение — коричневый камзол с золотым позументом, Андреевский орден и польский орден Белого орла, роскошный парик — придают портрету особую торжественность.
В его спокойном лице с умными проницательными глазами переданы чувства собственного достоинства и гордость русского дипломата, несущего свою миссию на пользу государству.
Портрет напольного гетмана. Никитин И.М.
Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. Хотя на гетмане парадная одежда, богато расшитая позументами, чувствуется, что ему привычнее обстановка походов, нежели аудиенций. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем.
Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Глаза, привыкшие вглядываться в равнинные дали, испытующе смотрят из-под чуть воспаленных покрасневших век.
«Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям.
Петр I на смертном одре
Портрет Екатерины I (1717)
Портрет Елизаветы Петровны ребенком
Портрет Марии Яковлевны Строгановой (1721-24)
Портрет царевны Прасковьи Ивановны (1714)
Портрет цесаревны Елизаветы Петровны
Источник: http://cvetamira.ru/nikitin-ivan-maksimovich-ok1690-1741