Ганс Гольбейн-младший — немецкий художник и гравер, работавший в стиле северного Возрождения, известен как один из величайших портретистов 16 века. Он создавал религиозные и сатирические полотна, пропагандировал принципы Реформации, внес большой вклад в развитие книжного дизайна.
Детство и юность
Ганс Гольбейн-младший родился в немецком городе Аугсбург предположительно в 1497-1498 годах.
Он был сыном художника-ремесленника Ганса Гольбейна-старшего, руководившего мастерской, и вместе с родным братом Амброзием пошел по стопам отца.
Около 1515 года юные подмастерья приехали в швейцарский Базель, который в те времена считался центром искусств и книгопечатания. Они стали учениками местного живописца Ганса Хербстера.
Ганс Гольбейн и его брат Амброзий
Поначалу Гольбейны работали в технике ксилографии и создавали металлографические оттиски для печати. Первой серьезной работой братьев стало оформление «Похвалы глупости» Эразма Роттердамского по просьбе местного пастыря, богослова Освальда Микония. Индивидуальными ранними работами Ганса были портреты градоначальника Базеля и его супруги, написанные в реалистичной технике родителя.
В 1517 году старший и младший Гольбейны трудились над созданием фресок в доме торговца Якоба фон Хертенштейна в Люцерне, а также разрабатывали эскизы для витражей этого сооружения.
По мнению исследователей, в том же году начинающий мастер посетил Италию, где познакомился с творениями Андреа Мантеньи, которые нашли отражение в настенных росписях раннего этапа творчества германского художника.
Картина Ганса Гольбейна «Пляска смерти»
В 1519 году Ганс Гольбейн вернулся в Базель и обзавелся собственной мастерской. Он выполнил ряд крупных работ по росписи фасадов Дома танца и здания Совета Ратуши, а также создал серию набросков для витражей в церковном и карикатурном стилях.
Кроме того, художник иллюстрировал книги знаменитого издателя Иоганна Фробена, создал несколько деревянных гравюр, а также оформил титульный лист Библии Мартина Лютера. К этому периоду принадлежат эскизы мастера, впоследствии использованные в гравюре «Пляска смерти».
Живопись
Биография Гольбейна-младшего как живописца началась с парных портретов чиновника Якоба Мейера и его супруги Доротеи, а также академика Бонифация Амербаха. С этого момента в изобразительной манере мастера начал вырабатываться индивидуальный стиль.
Картина Ганса Гольбейна «Мертвый Христос во гробу»
К ранним творениям немецкого мастера относилась картина «Мертвый Христос в гробу» (1520-1522), написанная темперой и маслом.
Она представляла собой гротескное изображение в полный рост растянутого и неестественно тонкого тела лежащего Иисуса.
Исследователи по сей день не могут определить, для чего создавалось это полотно: одни думают, что оно должно было стать алтарной пределлой, другие полагают, что это была часть святой гробницы спасителя.
Картина особенно примечательна размерами (30,5 см х 200 см) и тем, что лицо, руки и ноги Христа, а также раны на его туловище изображены как реалистичная мертвая плоть на ранних стадиях гниения. Есть версия, что в качестве натуры для этой работы Гольбейн пользовался телом утопленника, выловленным из Рейна.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Эразма Роттердамского»
В 1523 году Ганс создал картину, изображавшую философа Эразма Роттердамского, требовавшего точного сходства со своей персоной. Гуманист послал копии портрета друзьям и поклонникам в разные страны и помог Гольбейну выйти на мировой уровень.
В 1524 году живописец посетил Францию в поиске работы при дворе Франциска I, а спустя 2 года отбыл в Англию по рекомендации автора «Похвалы глупости», адресованной писателю-гуманисту Томасу Мору. В Туманном Альбионе Ганс написал 2 портрета выдающегося мыслителя: одиночный и в окружении семьи.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Томаса Мора»
Другими натурщиками художника были Уильям Уорхэм, архиепископ Кентерберийский, математик и астроном Николас Кратцер, а также придворные английского короля, конный мастер сэр Генри Гилфорд и его супруга Леди Мэри, а также Анна Ловелл, вероятно позировавшая для картины «Дама с белкой и скворцом». Кроме портретов, Гольбейн создал батальное полотно, посвященное осаде Тируана, приуроченное к визиту французских посланников.
В Англии художник приобрел не только творческий опыт, но и деньги, необходимые для достойного существования, на которые купил 2 дома в Базеле.
Вернувшись в Швейцарию в середине 1528 года, живописец попал под прессинг реформаторского движения иконоборцев, которые, скорее всего, уничтожили часть его религиозных произведений.
Гольбейн был вынужден принять и разделить новые идеи христиан и возобновил работу над стенными росписями в зале Совета Ратуши.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Георга Гитца»
В 1532 году Ганс снова уехал в Англию под покровительство главы реформации, королевского советника Томаса Кромвеля и Анны Болейн, новой супруги монарха.
Художник поселился неподалеку от торгового квартала и занялся изображением его обитателей в разных стилях. На портрете Георга Гиссе Гданьского Гольбейн нарисовал купца в окружении изящно расписанных символов его ремесла.
А изображение Дериха Берка Кельнского, напротив, было классически простым и реалистичным.
Ганс также запечатлел придворных, землевладельцев и гостей государства.
Самым известным творением живописца того периода стало полотно «Послы», где в полный рост он нарисовал Жана де Дентевиля, представителя французского двора, и Жоржа де Сельву, архиепископа Лавура.
Эта работа была наполнена символизмом и парадоксами, отсылала ценителей к темам религии, жизни и смерти, иллюзии и образования. С 1536 года Гольбейн стал официальным королевским живописцем английского монарха династии Тюдоров.
Картина Ганса Гольбейна «Послы»
В 1537 году создал свой знаменитый портрет Генриха VIII, стоявшего в позе героя с расставленными ногами, оригинал которого не сохранился.
О величии картины потомки могли судить по оттиску для настенной росписи дворца Уайтхолл и гравюрам, выполненным по макетам мастера.
Стиль живописи Гольбейна к этому моменту претерпел изменения, внимание акцентировалось на лице и одежде натурщика, а фон и реквизит оставались непрорисованными.
С 1534 по 1540 годы немецкий художник одного за другим потерял всех покровителей. В 1534-м казнили Томаса Мора, в 1536-м за измену королю обезглавили Анну Болейн, а в 1540-м не стало Томаса Кромвеля, обвиненного в ереси. Это нанесло ущерб придворной карьере живописца, который, несмотря ни на что, удержал высокую должность.
Картина Ганса Гольбейна «Портрет Генриха VIII»
Кроме рутинных служебных обязанностей, Гольбейн начал заниматься частными заказами, обратившись к образам купцов сталеплавильного завода. Он также написал некоторые из своих лучших миниатюрных произведений, в том числе портреты Генри и Чарльза Брэндона, отпрысков близкого друга Генриха VIII.
Есть вероятность, что в 1540 году Ганс посещал свои владения в Базеле, но это не отразилось ни в одной из его работ и по сей день подвергается сомнению.
Личная жизнь
Около 1520 года молодой Гольбейн взял в жены Элсбет Шмид, вдову на несколько лет старше его, имевшую маленького сына Франца. В первый год брака супруга родила художнику мальчика, которого назвали Филиппом, а через некоторое время девочку Катарину.
Ганс Гольбейн и его семья
Семья не сопровождала живописца в заграничных поездках, Ганс виделся с женой и детьми, только когда бывал в Базеле. В эти визиты он рисовал портреты семьи, которая на некоторых полотнах ассоциировалась у него с библейскими образами Богородицы с младенцами и Иоанна Крестителя.
Личную жизнь супругов вряд ли можно назвать счастливой. С 1532 года они жили раздельно, в Англии художник имел связи с другими женщинами. Гольбейн материально обеспечивал Элсбет и детей, но нежных чувств к ним не испытывал.
Смерть
Гольбейн скончался в Англии осенью 1543 года. В начале XVII века причиной смерти художника считали чуму. Исследователи осторожно отнеслись к этой гипотезе, предполагая, что он умер от инфекции.
Автопортрет Ганса Гольбейна
7 октября 1543 года художник составил завещание, которое засвидетельствовали соседи, но не заверил адвокат. Английский священник и переводчик Библии Джон Роджерс взял на себя заботы об имуществе Гольбейна, благодаря которым многие наброски и эскизы дожили до наших дней.
Известно, что живописца похоронили в Англии, но местонахождение его могилы неизвестно.
Картины
- 1520 – «Мертвый Христос во гробу»
- 1523 – «Эразм Роттердамский»
- 1524 – «Не прикасайся ко мне!»
- 1527 – «Томас Мор»
- 1526 – «Лаис Корифская»
- 1528 – «Астроном Никола Кратцер»
- 1528 – «Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной»
- 1532 – «Портрет купца Георга Гиссе»
- 1533 – «Послы»
- 1540 – «Генрих VIII, король Англии»
- 1540-1541 – «Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII»
Источник: https://24smi.org/celebrity/75189-gans-golbein.html
Ренессанс
Главная => Художники Ренессанса
Автопортрет, 1542 г.
Ганс Гольбейн (Ханс Хольбейн) (Holbein) — Ханс Младший (1497 или 1498-1543), немецкий живописец и график. Представитель Возрождения. Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунки), картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монуметнальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521; «Моретт», ок. 1534-35).
Биография
Ханс Хольбейн (Гольбейн) Младший родился в 1497 или 1498 г. в богатом швабском городе Аугсбурге в семье знаменитого художника Ханса Хольбейна Старшего, мастера алтарной живописи. Вместе со старшим братом Амброзиусом Ханс учился живописи в мастерской своего отца. В 1515 г. юные Хольбейны переезжают в швейцарский город Базель и два года работают в мастерской Х. Хербстера.
Свою самостоятельную творческую деятельность Хольбейн начинает с ксилографии — иллюстрирует книги у известного издателя И. Фробера. В период с 1519 по 1526 гг. им было исполнено более 1200 печатных досок. В 1515 году Ханс создает иллюстрации к «Похвале глупости» Эразма Роттердамского и становится его другом.
В историю мировой живописи Хольбейн вошел, прежде всего, как выдающийся портретист. Блестящим дебютом молодого художника стали портреты базельского бургомистра «Якоба Мейера» и его супруги «Доротеи Канненгиссер».
Незаурядные способности Хольбейна приносят ему раннюю славу. В 21 год Ханс стал признанным мастером. Он вступил в базельскую гильдию художников и унаследовал мастерскую брата, после его преждевременной кончины.
В это же время художник женится на Элизабет Шмидт.
В первый базельский период (до 1526 г.) Хольбейн создает религиозные композиции («Мертвый Христос»), исполняет живописно-декоративные произведения (фрески «Дома танца» в Базеле, не сохранились), пишет многочисленные портреты бюргеров и гуманистов («Эразм Роттердамский»). Главное произведение этого периода — «Мадонна бургомистра Мейера», исполненная для алтаря капеллы замка Мейера.
В 1524—26 гг. Хольбейн исполняет серию рисунков «Образы смерти» (известных под названием «Пляска смерти»), представляющих собой аллегорический комментарий к немецкой действительности эпохи Великой крестьянской войны. (Изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.)
Начавшаяся Реформация вынуждает Хольбейна покинуть страну. В 1526 г. он едет в Лондон. Благодаря рекомендательным письмам Э.
Роттердамского художник был любезно принят в доме Томаса Мора, канцлера и советника короля Генриха VIII.
В короткий срок Хольбейн приобретает широкую известность среди друзей Мора как великолепный портретист («Астроном Николас Кратцер»). Он создает как живописные, так и графические портреты («Портрет Т. Мора»).
По возвращении в Базель в 1528 г. Хольбейн пишет почти исключительно портреты и занимается украшением фасадов. В 1530—32 гг. исполняет серию рисунков на библейские темы (изданы в гравюрах на дереве в 1538 г.).
В 1532 г. Хольбейн уезжает в Лондон навсегда. К этому времени Мор оказался в опале, и Хольбейну пришлось искать покровительства у немецких купцов — членов Ганзейского союза. Он украшает росписями их резиденцию «Стальной двор» (не сохранились) и пишет многочисленные портреты («Портрет Г. Гисце»). Слава Хольбейна как великолепного портретиста быстро растет. Начиная с 1533 г.
он получает многочисленные заказы на портреты лондонской знати и высокопоставленных особ, а в 1536 г. становится придворным живописцем короля. В этот период Хольбейном были созданы шедевры портретной живописи («Портрет Т. Кромвеля», «Посланники», «Портрет Ш. Моретта», «Портрет Р. Чесмена», «Портрет Р.
Саутвелла», «Портрет Джейн Сеймур», «Портрет Кристины Датской», «Портрет Анны Клевской», «Портрет Генриха VIII»).
В Англии Хольбейна ценили также как мастера миниатюры, создававшего рисунки для предметов роскоши и прикладного искусства. Последней работой художника стал эскиз для настенных часов, предназначенных Генриху VIII.
Осенью 1543 г. Хольбейн умер от чумы.
Картины художника Ханса Холбейна
Портрет дамы с белкой
Портрет жены и детей
Портрет Анны Клевской
Портрет Доротеи Канненгиссер
Портрет Джейн Сеймур
Лаис Коринфская
Эразм Роттердамский
Портрет Бонифациуса Амербаха
Портрет Эразма Роттердамского
- Портрет Томаса Кромвеля
- Портрет Роберта Чесмена
- Портрет Р. Саутвела
- Сэр Томас Мор
- Портрет мужчины из семейства Ведиг
- Портрет Якоба Мейера
- Астроном Николас Кратцер
- Портрет Г. Гисце
- Портрет неизвестного с нотной тетрадью
- Портрет мужчины
- Портрет Шарля де Солье
- Портрет Генриха VIII
- Портрет Томаса Годселва с сыном
- Тайная вечеря
- Мадонна бургомистра Мейера
- Послы
- Портрет Кристины Датской
- Христос. Свет Истины
В центре изображен проповедующий у зажженного светильника Христос. Зажженный светильник (свеча) здесь символизирует истиннность христианского вероучения. А справа изображены повернувшиеся ко Христу спиной Платон (в правом нижнем углу) и Аристотель. Они уходят прочь, увлекая своих учеников (схоластов) в пропасть.
Очевидно, гравюра иллюститует известные слова Спасителя: « Оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14). А также предупреждения апостола Павла: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2: 8).
Мертвый Христос в гробу
Эта картина известна тем, что на ней Христос изображён настолько реалистично, насколько до этого его не изображал никто. История написания картины неизвестна.
Согласно подписи Гольбейна на картине дата создания — 1521 год (MDXXI), однако исследование рентгеновскими лучами выявило ещё одну букву «I» в дате, что уже обозначает 1522 год.
Учёные предполагали, что картина была частью алтаря, однако поиски остальных частей этого алтаря ни к чему не привели. Гольбейн писал Иисуса с утопленника, выловленного из Рейна. Первое упоминание картины было в описи 1586 года.
«Мёртвый Христос в гробу» — самое страшное и дерзкое произведение Гольбейна.
Обычно мёртвый Христос всегда изображался величественным и спокойным, нетронутым тлением, а у Гольбейна Христос изображён как обычный труп: кровоподтёки, раны, следы от побоев, полуоткрытые остекленелые глаза и судорожно застывшие губы.
На трупе Христа видны признаки разложения. В этой картине нет ничего божественного, перед зрителями лежит труп, одинокий в своей смерти (рядом нет никого из близких Христа).
Картина в какой-то мере свидетельствует о безбожности Гольбейна. Однако, существует версия о том, что Гольбейн так жёстко изобразил смерть, чтобы ещё эффективней сделать Воскресение.
Источник: https://renesans.ru/renaissance/artist_08.shtml
Ганс Гольбейн Младший
Ганс Гольбейн Младший Портрет Георга Гиссе Масло 1532
Возрождение в Германии поражает как высочайшим взлетом национального художественного гения, так и своей кратковременностью. По существу, оно явилось плодом творческих усилий художников одного поколения. Старшим из них был Альбрехт Дюрер, а самым младшим – Ганс Гольбейн.
Ганс Гольбейн родился зимой 1497 года в Аугсбурге, в Баварии. Его отец был художником, и звали его также Ганс Гольбейн. Для того, чтобы отличить отца от сына, первого называют Гансом Гольбейном Старшим. Художником был и брат Ганса Младшего – Амброзиус. Все профессиональные навыки братья получили в мастерской отца.
Здесь же прошли и первые годы их творчества. Однако уже в1515 году семнадцатилетний Гольбейн покидает Баварию, переезжает в швейцарский город Базель, в германских землях это был крупнейший культурный центр, здесь находились знаменитый университет и издательский центр поистине мирового значения.
В городе проживало много известных ученых, интеллектуалов.
Вначале Гольбейн поступил в подмастерья к художнику Гансу Гербстеру. Он выполнял произведения самого разного характера: портреты, иллюстрации к книгам, и быстро становится самостоятельным, обретает творческую индивидуальность, посещает Северную Италию и Францию.
Как и все мастера немецкого Ренессанса, Гольбейн был замечательным рисовальщиком. За годы жизни в Базеле он выполнил рисунки к более чем тысяче гравюр на дереве – ксилографии. Именно в Базеле он создает свою знаменитую графическую серию – «Пляску смерти».
В этой серии гравюр, вырезанных на крошечных (65х48 мм) дощечках, Гольбейн без всякого текста выразил свои взгляды на мир: в основу творческого замысла легла мысль о равенстве всех людей перед лицом смерти. Серия «Пляска смерти» насчитывает сорок одну гравюру…
В Базеле Гольбейн пишет и алтарные картины, посвященные Богоматери.
Его «Золотурнская Мадонна» и «Мадонна Якоба Майера» – подлинные шедевры немецкой живописи. Существует предположение, что самостоятельную творческую деятельность в Базеле Гольбейн начал с произведений монументально-декоративного характера, выполнив ряд росписей фасадов и внутренних помещений домов в Базеле.
Самой знаменитой работой в этой области стали наружные росписи дома базельского ювелира Бальтазара Ангельрота. По изображению танцующих крестьян на иллюзорном фризе дом Ангельрота получил название «Дома танца».
Художник отправляется в Лондон. Интенсивная и плодотворная работа в первый приезд в столицу поможет художнику позднее, когда он переедет в Англию навсегда.
Выполнив в Лондоне ряд произведений, Гольбейн возвращается в Базель. Однако в Базеле наступили беспокойные времена.
В 1529 году там произошли иконоборческие выступления, в результате которых пострадали церкви, находящиеся в них произведения искусства. Пропали заказчики алтарей и статуй, а художникам стало невозможно зарабатывать на жизнь своим искусством. Кроме того, из города бежала напуганная волнениями интеллигенция.
И Гольбейн решает окончательно покинуть Швейцарию и перебраться в Англию. По возвращении из Лондона он занялся росписями зала базельской ратуши, рисунками к Ветхому Завету. Портретов не писал. Мы практически ничего не знаем об обстоятельствах жизниГольбейна в этот второй базельский период.
Но сама по себе немногочисленность работ, относящихся к этому времени, свидетельствует о душевном смятении художника. Перед отъездом Гольбейн выполнил портрет жены и детей – произведение глубоко личного характера. С семьей художник прощался навсегда.
В Англии художник быстро утвердился. И если первыми его заказчиками были жившие в Лондоне немецкие купцы, то уже в 1536 году Гольбейн становится придворным художником короля Генриха VIII, начинает писать послов и дворян, получает мастерскую в башне замка Уайтхолл.
Для лондонцев Гольбейн был прежде всего портретист, и это определило характер его творчества английского периода.
Признанный шедевр английского периода творчества Гольбейна – «Портрет Георга Гиссе». Молодой немецкий купец сидит за столом, покрытым дорогим восточным ковром.
Он находится в своей конторе, и Гольбейн со всей обстоятельностью живописует ее обстановку: бревенчатые стены, пол.
Здесь множество предметов, необходимых в работе, характеризующих их владельца. Букет гвоздики в стеклянной вазе указывает на то, что Гиссе является женихом. Предметы не заслоняют своей многочисленностью владельца, но, напротив, создают атмосферу особой деловитости и образ спокойного, уверенного в себе человека.
На листке бумаги, прикрепленном к стене, художник начертал: «Образ, что ты здесь видишь, имеет черты и вид Георга, такие у него живые очи, таковы его щеки. В возрасте 34 лет, в году Господнем 1532».
«Портрет Георга Гиссе» с присущим ему множеством деталей потребовал от художника больших творческих сил. Обычно же Голь-бейн в лондонский период писал портреты много более простые и лаконичные.
По сложности «Портрет Георга Гиссе» превосходит лишь знаменитая картина «Посланники».
В Лондоне Гольбейн работает очень интенсивно, у него складывается большая мастерская, с ним работают ученики и помощники. Он плодовит и популярен. Портреты его неизменно добротны, но теперь уже далеко не всегда художник стремится отразить помимо внешнего сходства еще и внутреннюю, душевную жизнь модели. Скончался Гольбейн в зените славы в возрасте сорока шести лет от чумы.
Ю. Сугробова.
Источник: https://art-storona.ru/gans-golbejn-mladshij/
Ганс Гольбейн – биография и картины художника в жанре Северное Возрождение – Art Challenge
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jungere; 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Бургкмайра.
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским.
По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 года восемьюдесятью двумя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера.
Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г.
в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
«Мёртвый Христос в гробу», 1521—1522, Художественный музей, Базель, картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот», «у иного ещё вера может пропасть».
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.
В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашёл радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо.
Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др.
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г.
в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jungere; 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
Родился в Аугсбурге, Германия, учился живописи у своего отца — Ганса Гольбейна Старшего. Испытал влияние Ганса Бургкмайра.
Позже с братом Амброзиусом Гольбейном переселился в Базель (Швейцария), где братья два года работали в мастерской Х. Хербстера. В городе Гольбейн познакомился со многими гуманистами и учёными этого периода, в том числе с Эразмом Роттердамским.
По просьбе последнего иллюстрировал его работу «Похвала глупости» издания 1514 года восемьюдесятью двумя рисунками. Гольбейн иллюстрировал и другие книги, участвовал в создании немецкого перевода Библии Мартина Лютера.
Как и его отец, создавал витражи и писал портреты.
В это время материальное положение Гольбейна было, по-видимому, плохим: написанная им вывеска школьного учителя в Базеле доказывает, что он не отказывался и от ремесленных работ.
В том же 1516 году он написал портрет бургомистра Мейера и его жены, а также живописца Ганса Гербстера, в следующем году — фрески внутри и на наружных стенах дома Гертенштейна в Люцерне. По возвращении своем осенью 1519 г.
в Базель, много работал над декорированием внешних фасадов, превращая таким образом скромные частные дома в великолепные дворцы, украшенные колоннами и фигурами.
«Мёртвый Христос в гробу», 1521—1522, Художественный музей, Базель, картина, от которой, по словам князя Мышкина в романе Достоевского «Идиот», «у иного ещё вера может пропасть».
Важнейшие произведения базельского периода Гольбейна: портрет юриста Бонифация Амербаха; 10 картин страстей Господних; фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора, изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов; Мадонна со святыми для г. Золотурна; наконец, знаменитая Мадонна семейства Мейер.
К этому же времени относятся портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург в виде Лаисы Коринфской и Венеры (1526), а также рисунки к Ветхому Завету (91 л.) и «Пляска Смерти» (58 л.), гравированные на дереве Лютцельбургером.
В 1526 г. Гольбейн оставил Базель, так как из-за Реформации ему стало трудно находить заработок. В Англии он нашёл радушный прием со стороны Томаса Мора, которому Эразм написал рекомендательное письмо.
Подчиняясь господствовавшему в Англии вкусу, он за все время своего пребывания там писал исключительно портреты; таковы портреты Мора и его семейства, архиепископа Кентерберийского, астронома Кратцера, Годсельва и др.
По возвращении в Базель в 1528 г. Гольбейн окончил фрески в зале ратуши (1530, сцены из Ветхого Завета) и написал несколько портретов.
В 1532 г. религиозные смуты и победа в Швейцарии иконоборческой партии заставили Гольбейна снова покинуть Базель и отправиться в Англию, где были исполнены им в эту пору многие портреты, в том числе находящиеся ныне в Берлине, Виндзоре, Гааге, Брауншвейге и Вене. По случаю торжественного въезда Анны Болейн в 1533 г.
в Лондон он устроил по поручению ганзейских купцов уличную декорацию, изображавшую Парнас, а в их цеховом зале написал апофеозы богатства и бедности. К этому времени относятся его портреты золотых дел мастера Том. Моретта (Дрезден), сэра Ричарда Соутвеля (в галерее Уффици во Флоренции), Томаса Уайетта и его друга (в Лонгфордкастле) и др., а также «Колесо Фортуны».
Ему удалось сделаться придворным живописцем короля Генриха VIII.
Помимо работы портретистом, Гольбейн создавал эскизы придворных облачений монарха.
До нас дошло несколько гольбейновских портретов Генриха VIII, королевы Джейн Сеймур, Эдуарда VI, герцога Норфолка и т. д. По поручению короля Гольбейн два раза ездил на континент, дабы писать портреты принцесс, которыми Генриха VIII интересовался с матримониальной целью.
Знаменитая история произошла с портретом Анны Клевской, написанным художником не с натуры, а с работы другого, более слабого мастера: королю изображение девушки приглянулось, и брачный договор был заключен. Когда же невеста, оказавшаяся дебелой немкой, сошла с корабля, король пришёл в ужас и, не притронувшись к жене ни разу, подал на развод.
Вторая принцесса, Кристина Датская, от брака с английским королём вежливо отказалась сама.
Последний период своей жизни художник проводил между Базелем и Лондоном. В 1543 г., между 7 октября и 29 ноября, он умер от чумы, свирепствовавшей в Лондоне.
Источник: http://artchallenge.ru/gallery/ru/98.html
Гольбейн Ганс Младший (1497 — 1543). Северное Возрождение
Гольбейн Ганс Младший
Ганс Гольбейн Младший, художник немецкого Возрождения, почти совсем не занимался религиозной живописью и меньше других немецких живописцев сязан со средневековой традицией.
Самая сильная часть творчества Гольбейна — портреты, написанные всегда с натуры, остроправдивые, иногда безжалостные в своей характеристике, холодно-трезвые, но изысканные по колориту.
В ранний период портреты были менее живые, парадные, а в поздний период — более просты, более реальны.
Последние годы жизни Гольбейн провел в Англии, при дворе Генриха VIII, где он был придворным живописцем и где написал свои лучшие портреты.
Гольбейн был не только живописцем, но и великолепным графиком, много работал по гравюре. Особенно прославлена его серия гравюр на дереве «Триумф смерти» («Пляска смерти»).
Творчество Гольбейна имеет значение не только для Германии, оно сыграло очень важную рольв формировании английской портретной школы живописи.
Портрет Томаса Говарда, герцога Норфолка (1539 — 1540)
Томас Говард, герцог Норфолка, государственный и военный деятель, дядя жены Генриха VIII, отец поэта Генри, графа Суррея. Все эти родственники сложили голову на эшафоте. Кавалер Ордена Подвязки.
Получил титул лорд-адмирала. Участвовал в победоносной битве при Флодене против Шотландии (1513), под начальством отца бился с мятежниками в Ирландии.
Говард унаследовал от отца титул герцога Норфолка, занял место отца как лорд-казначей и граф-маршал. У него была сложная судьба. Говард был против Реформации церкви, начатой королем Генрихом VIII, и вместе со старшим сыном Генри, графом Сурреем был заключен в лондонскую тюрьму Тауэр. Сын вскоре был казнен, а затем эшафота ждал и сам Говард. Но за день до казни король умер.
Так Норфолк был спасен, но просидел в тюрьме еще 6 лет.
На портрете Томас Говард одет в роскошную шубу. Лицо смуглое, большой с горбинкой нос, сжатые губы, взгляд темных глаз жесткий и чуть усталый.
Портрет жены художника Эльсбет Бинзеншток со старшими детьми Филиппом и Катариной (1528)
Не прикасайся ко мне! (1524)
На картине изображен момент встречи Христа с Марией Магдалиной. Мария — в христианских преданиях женщина из Галилеи, одна из мироносиц. Согласно евангельскому повествованию, она была исцелена Иисусом Христом от одержимости семью бесами.
После этого она следовала за Христом, служила ему, делясь своим достоянием, присутствовала на Голгофе при его кончине и была свидетельницей его погребения.
После того как минул субботний запрет на дела и передвижения, она с другими мироносицами пошла к могиле Христа, нашла ее пустой и была извещена ангелом о воскресении Христа.
Когда Мария Магдалина увидела своего воскресшего учителя, она не узнала его, приняв за садовника; после мгновенного узнавания и порывистого устремления к нему ее остановили его слова: «Не прикасайся ко мне». На нее была возложена миссия — возвестить о воскресении апостолам.
Портрет французского посла в Англии сэра Моретта Шарля де Солье
Перед нами французский посол при английском дворе 16 века сэр Моретт Шарль де Солье. Гольбейн почему-то не указал имени модели на портрете и долгое время считали, что здесь изображен герцог Миланский кисти Леонардо да Винчи. И только в xx веке удалось точно идентифицировать, что это французский посол.
Это великолепный портрет Гольбейна, признанный шедевр портретного жанра 16-го века. Художник показал нам уверенного в себе, умного человека с решительным характером — о чем говорит его твердый, чуть ироничный взгляд слегка прищуренных глаз, плотно сжатые губы. У него внушительная фигура. широкие плечи, сильные руки.
Чувствуется, что этот человек достиг определенного положения в обществе, он уважаем и обеспечен.
Картина написана в строгой палитре темных и светлых коричневых тонов.
Кристина Датская, герцогиня Миланская(1538)
Кристина Миланская — младшая дочь короля Дании Кристиана и Изабеллы Габсбургской, племянница императора Карла V. Выданная одиннадцати лет замуж за герцога Миланского Франческо Мария Сфорца, в 13 лет она овдовела. Когда Генрих VIII собирался жениться в четвертый раз, Кристина была одной из претенденток.
Однако Генрих выбрал Анну Клевскую. Через 8 лет Кристина вторично вышла замуж — за герцога Лотарингии Франсуа. В этом браке родилось трое детей. Но все же девушка так и не была счастлива — браки ее были по расчету, ее никто не спрашивал, ее просто выдавали замуж.
Портрет написан на дубовой доске.
Здесь она изображена в момент вдовства. На густо-зеленом фоне изображена юная миловидная женщина в черном бархатном платье, опушенном мехом. Она смотрит на нас с печалью. Светлыми пятнами выделяются на холсте ее лицо и руки. Во всем облике Кристины Датской ощущается грусть раннего вдовства.
Художник безусловно относится к ней с симпатией.
Портрет дамы с белкой
Портрет дамы с белкой написан художником в его первый приезд в Лондон. На этой небольшой картине изображена молодая, но, видимо, серьезная и вполне благонравная женщина. Об этом говорят и все атрибуты, приданные ей портретистом.
Белка ясно символизирует, что дама — прекрасная хозяйка, делающая запасы, заботящаяся о благосостоянии и спокойствии семьи, дрозд говорит о готовности защищать свое семейное гнездо.
Женщина на этом портрете вызывает чувство явной симпатии.
Портрет Роберта Чизмена, сокольничего короля
Сокольничий — высокая должность при дворе короля. В обязанности сокольничего входит вся организация королевской охоты. Сокольничий короля настолько входит в доверие короля, что часто удостаивается самых высоких почестей и наград — как моральных, так и материальных.
Иногда король даже удостаивает своего сокольничего дружбой, доверяет ему свои личные тайны, и тогда сокольничий обладает большой властью при дворе. Должность сокольничего как правило наследственная от отца к сыну или к другому родственнику.
Видно, сокольничий Роберт Чизмен пользуется большой властью при дворе и доверием короля.
Это видно по его богатой одежде, по прямой горделивой осанке, а главное — это выражение мужественного, полного чувства собственного достоинства, лица, гордый, уверенный взгляд, решительно сжатые губы.
А на руках его спокойно сидит его выученный, вымуштрованный сокол, его главное орудие.
Послы (1533)
Это двойной портрет, на котором изображены молодые посланцы Франции Жан де Дантевиль и Жорж де Сельва. Молодые люди, одетые в необычайно тщательно написанные роскошные одежды, стоят возле стены с двумя полками, верхняя из них накрыта турецким ковром.
На нем в беспорядке расставлены небесные сферы, приборы для астрономических наблюдений, лежат книги, музыкальные инструменты. Все предметы выписаны чрезвычайно реалистично и играют роль символов союза искусства и науки, гармонии земли и неба.
Однако вся эта аллегория прославляющего характера воспринимается совершенно иначе из-за какого-то предмета непонятной формы на первом плане.
Если на него посмотреть справа, выбрав соответствующую точку, то мы увидим изображение черепа в особой технике живописи, называющееся «блуждающий анаморфоз черепа». Это, безусловно, знак смерти.
Картина загадочна и торжественна прежде всего потому, что ощущение ирреальности в ней передано через тщательно написанные реальные предметы. Реальность находится рядом с иллюзией, они легко меняются местами. Таким способом художник подчеркивал мысль о бренности власти и богатства.
Генрих VIII
Генрих VIII — английский монарх из династии Тюдоров. Образованный и одаренный, в конце своего 38-летнего правления он жестко преследовал всех несогласных с его действиями.
Более всего стал известен как инициатор и проводник Реформации английской церкви, что сделало Англию в подавляющем большинстве протестантской нацией.
У короля было шесть жен, из которых он с двумя развелся, а двоих отправил на эшафот по обвинению за измену.
За любвеобильность Генрих был прозван Синей Бородой.
Генрих VIII был противоречивой фигурой. Он был очень способным в науках, музыке. Играл на нескольких музыкальных инструментах. Прекрасно пел.
Художник представил нам монарха в богатой, расшитой узорами и украшенной драгоценными камнями одежде. Поза короля полна внушительного достоинства. Он крупного телосложения, осанка гордая, прямая. В одной руке перчатка, руки в перстнях.
В глазах короля сквозит ум, властный характер. Кажется, он совсем лишен эмоций, настолько его лицо равнодушно спокойно. Плотно сжатые тонкие губы говорят о сильной воле, упорстве при достижении своих целей.
Бонифациус Амербах (1519)
Бонифациус Амербах — молодой гуманист, близкий друг Эразма Роттердамского. Это представитель новой европейской интеллигенции. Он всесторонне развит, образован, цельный духовно. Бонифациус окружен ореолом особого благородства. Черты его красивого лица строгие, тонкие.
Портрет Эразма Роттердамского (1523)
Эразм Роттердамский — крупнейший ученый Северного Возрождения, мыслитель, прозванный «князем гуманистов». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с ми, положил начало критическому исследованию текста Священных писаний.
Он способствовал возвращению литературного наследия античности. Снискал славу свободолюбивыми взглядами. Ученый преподавал греческий язык в Кембридже. Вел кочевую жизнь, переезжал из города в город. Лишь в конце жизни обосновался в Базеле, где и окончил свою жизнь.
Художник был дружен с великим мыслителем и несколько раз рисовал его. В этом портрете Гольбейн передает облик человека с глубоким и острым умом, о чем говорят его проницательный взгляд, поджатые уголки тонких губ.
Ученый одет в богатую, отделанную мехом, одежду.
Руки великого философа лежат на книге,может быть, это Библия.
Портрет выполнен в скупой гамме темных коричневых тонов.
Лаис Коринфская (1526)
Лаис Коринфская — известная гетера (подруга, спутница) в Древней Греции. Это женщина, которая ведет свободный, независимый образ жизни. Гетеры были хорошо образованны, обладали прекрасными манерами.
Во многом гетеры Древней Греции подобны гейшам Японии, их задача — развлекать мужчину интеллектуально, но в физическую связь они вступали только по своему желанию. Поэтому их никак нельзя было назвать в прямом смысле публичными женщинами, хотя они и брали деньги за свои услуги.
Гетеры обладали достаточно высоким статусом, многих добивались, и даже брали иногда в жены.
Лаис Коринфская была необыкновенно хороша, ее услуги дорого оплачивались. Любви ее добивался философ Аристипп.
В образе Лаис художник изобразил Магдалену Оффенбург.
Одел ее по европейской моде XVI века, хотя в Древней Греции одежду не шили, а женщины драпировали свою фигуру куском холста (т.н.хитон), закрепив его заколками.
Гольбейн создал образ трогательной, нежной, романтической женщины. Прекрасная юная гетера грустна, она явно опечалена своей судьбой. Лаис с горьким недоумением смотрит на золотые монеты, рассыпанные по столу и заработанные ею нелегким трудом жрицы любви.
Святая Урсула (1523)
Святая Урсула, героиня христианской легенды, широко распространенной в средние века в западноевропейских странах.
Согласно легенде, Урсула, дочь британского короля, славилась красотой, мудростью и правдивостью.
Она хотела избежать ненавистного ей замужества и вместе с тем оградить своего отца от угроз могущественного претендента на ее руку. Поэтому Урсула дала согласие на брак, но лишь по истечении трех лет и при условии, что жених примет христианство.
Затем Урсула отправилась со свитой в Рим. К Урсуле по пути присоединились девственницы, посвятившие себя, как и она, Христу. Их число достигло 11 тысяч. В Риме Урсулу принял Папа. Он узнал об ожидавшем ее и ее спутниц мученичестве и пожелал разделить его с девственницами.
Папа рассказал всем о своем решении и торжественно сложил с себя сан, а затем присоединился к странницам.
На обратном пути под Кёльном на паломниц напали гунны. Они ненавидели христианство, с возмущением узнали о решении дев дать обет безбрачия и тогда гунны всех истребили. Последней погибла Урсула, потому что отказалась стать женой плененного ее красотой вождя гуннов.
Портрет купца Георга Гиссе (1532)
Купцы в эпоху Ренессанса имели огромный вес и уважение в обществе. Перед нами портрет немецкого купца Георга Гиссе. Купец изображен в своей конторе, в ппривычной обстановке, которую художник написал довольно подробно: деревянные стены, полки с книгами, дорогой ковер на столе и скромный букетик цветов в вазе.
Но предметы не загромождают пространство картины и не заслоняют собой главное — образ самого купца. Его одежда свидетельствует о материальном достатке Георга, осанка полна достоинства и горделивого спокойствия.
Художник выступает в картине как великолепный колорист. Портрет написан в гармоническом сочетании зеленых, черных, розовых и желтоватых оттенков.
Виртуозно написана шелковая рубашка, ковер на столе, цветы в вазе.
Над головой Георга надпись, которые часто в ту эпоху делали художники: » Образ, что ты здесь видишь, имеет черты и вид Георга, такие у него живые очи, таковы его щеки. В возрасте 34 лет, в году Господнем 1532″.
Портрет Катарины Говард, пятой жены короля Генриха VIII (1540 — 1541)
Катарина Говард (Кейт) — пятая жена короля Генриха VIII. Казнена по обвинению в супружеской измене. Происходила из знатнейшего рода Говардов.
После смерти матери леди Кейт была отдана на воспитание Агнессе, мачехе своего отца.
В доме этой престарелой родственницы Кейт не получила хорошего образования, однако рано приобрела навыки «в любовной науке», чему способствовала царившая в доме атмосфера распущенности.
Сэр Томас Говард, герцог Норфолкский пристроил племянницу ко двору.
К тому времени король Генрих развелся с четвертой женой Анной Клевской и уже присматривал себе пятую жену. Юная Кейт приглянулась королю, что не ускользнуло от предприимчивого Говарда. Брак был заключен. Генрих был очень счастлив в этом браке. Король обожал свою супругу, называл ее «розой без шипов», т.к.
она обладала добрым, простодушным характером, как ребенок радовалась подаркам.
Однако, юная королева была слишком неосторожна в поступках и связях, принимала ко двору всех своих «друзей юности», имела отношения с пажом короля. Этим обстоятельством воспользовались враги Томаса Говарда, влиятельного дяди королевы.
Королю донесли о неверности жены. Было строгое дознание. Король был в отчаянии, но, не скрывая слез, вынужден был отдать приказ о заточении юной жены в Тауэр. Вскоре на глазах у любопытной толпы она была казнена.
Здесь Катарина изображена строгой, с чувством собственного достоинства, настоящей женой короля. Не виден свободный нрав молодой женщины. Возможно, этому способствовала строгая одежда, скромный колорит портрета.
Источник: http://cvetamira.ru/golbeyn-gans-mladshiy-1497-1543-severnoe-vozrozhdenie