Портрет екатерины ii, дмитрий григорьевич левицкий — описание

Дмитрий Григорьевич Левицкий русский художник портретист, мастер парадного портрета. Его портретам свойственны интенсивность цвета и богатство оттенков, он точно подмечал позы и жесты натуры.

Родился на Украине в семье принадлежавшей старинному украинскому роду. Отец художника Григорий Кириллович занимался живописью и гравюрой, хотя он был священнослужителем из местечка Маячка, жил в Киеве.  Наверное, поэтому Дмитрий Левицкий продолжил увлечение отца и стал известным русским художником.

Большую роль в развитии художественных талантов юного художника сыграл А.П. Антропов художник того времени, расписавший в 1752-1755 годах собор Андрея Первозванного в Киеве. Дмитрий Левицкий с 1758 года учится у Алексея Антропова до 1762 года, в это же время он посещал классы Академии художеств, например, Дж Валериани. Д.Г.

Левицкого берут в «живописную команду» под руководством А.П. Антропова, И. Васильского и И. Вишнякова в подмастерье. Где Д.Г. Левицкий расписывал Триумфальные ворота, которые были выстроены в Москве по случаю коронации государыни Екатерины II.

После чего тут же в Москве для отстроенных новых церквей (Кира и Иоанна на Солянке и Великомученица Екатерина на Большой Ордынке) русский художник написал иконы.

В 1769 году Д.Г. Левицкий переезжает в Петербург, получает «назначение» в академики за портрет художника Г.И. Козлова и его жены, эта его работа не сохранилась.

В 1770 году картины Д.Г. Левицкого были представлены на летней академической выставке, что дало широкое признание художника в светском обществе. Получил звание академика за портреты ректора Академии и архитектора здания Академии художеств на Васильевском острое Александра Филипповича Кокоринова.

В 1771 году Д.Г. Левицкий начинает свою педагогическую деятельность, он вёл портретный класс Академии художеств на протяжении 17 лет. Помимо обучения художник выполнял заказы придворных особ и Академии.

В 1775 году становится советником Академии художеств.

Все лучшие работы Дмитрия Григорьевича Левицкого были написаны 1770-е годы. В это время русский художник написал портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инжерер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н.

Кречетникова (конец 1770-х). Интересная работа Д.Г. Левецкого – портрет П.А. Демидова (1773).

Парадный портрет этот отличается тем, что написан с долей иронии, но, однако, предполагается, что замысел портрета принадлежит портретируемому, который изображен в домашнем халате в колпаке, опирающийся на садовую лейку, с гордой осанкой, торжественным жестом руки, указывающий на горшки с цветами, что свидетельствует об увлечении садоводством. Одна из лучших работ – портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773), жившего в Петербурге в период с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года.

В начале 1770-х годов Д.Г. Левицкий приступил к написанию серии портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. На картинах изображались девушки отличавшиеся какими-то особыми талантами или достижениями в науке и искусстве.

Среди них парные изображения Ф.С. Ржевской и А.М. Давыдовой (1771-1772), Е.Н. Хрущевой  и Е.Н. Хованской (1773), а также Н.С. Борщова (1776), Е.И. Нелидова (1773) и А.П. Левшина (1775). Таким образом Левицким был открыт новый жанр портретной живописи: «портрет в роли».

В 1780-е Левицким была создана уникальная галерея портретов выдающихся современников: А.В. Храповйцкого (1781), И.М. Долгорукова (1882), Е.А. Бакуниной (1782), М.А. Дьяковой (1778), А. Воронцова (конец 1780-х годов), Н.А. Львова (1789).

Особняком в ряду портретов стоит портрет дочери Агаши (1785), выполненный в русском крестьянском духе, характерном для того периода русской истории интересе к национальным образам.

Особое место среди лучших картин Левицкого занимает «Портрет Екатерины II – законодательницы» (1783). За свою жизнь Левицкий написал около 22 портретов государыни, однако, писал он их не с натуры, а с изображений других художников. Императрица не удостоила художника позированием.

В 1787 году художник оставляет Академию художеств, совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему ежегодное пособие в размере 200 рублей.

Во время преподавания Д.Г. Левицкий разработал трёхступенчатую модель образования. На первой ступени ученики должны были копировать известные художественные произведения художников – Рембрандта, Ван Дейка, Греза, и русских художников Никитина и Лосенко.

На втором этапе ученики обучались самостоятельному композиционному мышлению. И на третьем этапе ученик должен был решить задачу портрета: изучить натуру и выразить в изображении её характер, образ. Ученики Левицкого — Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С. Дрождин. Е.Д.

Камеженков, — оставили яркий след в истории русской живописи.

В 1790-х годах делает большое количество заказов – официальные портреты. Среди них прославленные полководцы, кавалеры ордена Св. Владимира: В.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, П.В. Завадовский, Н.В. Репнин, С.К. Грейг, И.Л.

Голенищев-Кутузов, В.П. Коновницын. Дипломаты, советники Екатерины II: П.В. Бакунин-Меньшой, С.Р. Воронцов, А.А. Безбородко И.И. Шувалов, Г.А. Потемкин.

Последним заказом стала серия портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Фёдоровны.

В конце жизни художник теряет свои позиции первого художника, он испытывает большие материальные трудности, ему не выплачивается пособие. А ему надо было содержать большую семью. Здоровье Левицкого ухудшилось , он слепнет. Русский художник Дмитрий Григорьевич Левицкий похоронен на Смоленском кладбище, и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называют «Левицкой аллеей».

Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

  • Портрет Е.Н. Хрущовой и Е.Н. Хованской

Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описаниеПортрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описаниеПортрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описаниеПортрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

  • Портрет А.Я. Левицкой, жены художника

Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

  • Портрет А.Д. Левицкой (Агаши) — дочери художника

Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

  • Екатерина II — законодательница в храме

Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

  • Портрет В.И. Митрофанова и его жены М.А. Митрофановой

Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

  • Портрет А.А. Ворошиловой в детстве

Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

  • Портрет А.П. Храповицкого
  • Портрет Е.К. Ворошиловой в детстве
  • Портрет графа А.И. Воронцова
  • Портрет графини А.С. Протасовой
  • Портрет графини М.А. Варашиловой в детстве
  • Портрет Ф.С. Ржевской и княжны Н.М. Довыдовой
  • Портрет М.Ф. Полторацкого
  • Портрет Просковьи Воронцовой

Источник: http://rus-artist.ru/2012-12-14-14-47-48.html

Из истории присоединения Крыма к России: «Портрет Екатерины II» Дмитрия Левицкого из Ульяновского художественного музея

230 лет исполняется одному из самых знаменитых произведений в собрании Ульяновского областного художественного музея – большому парадному «Портрету Екатерины II» прославленного художника Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822). Портрет связан с присоединением Крыма к Российской империи в 1783 году и имеет непосредственное отношение к путешествию Екатерины Великой на Крымский полуостров.

Экспозиция зала русского искусства XVIII века в Ульяновском областном художественном музее
Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

В 1787 году, 230 лет назад, Екатерина II отправилась в грандиозное путешествие в Крым, чтобы непосредственно увидеть присоединённые к империи обширные земли Северного Причерноморья и Тавриды, в которых под управлением Григория Александровича Потёмкина строились новые города, порты, создавался Черноморский флот. Путешествие было помпезным, императрицу сопровождали послы крупнейших держав, происходили встречи с монархами, император Священной Римской империи Иосиф II Габсбург инкогнито присоединился к российской императрице.

В Херсоне Екатерину II встретил поверенный в делах России при Мальтийском ордене госпитальеров (иоаннитов) Антон (Антонио) Константинович Псаро, который преподнёс императрице подарок от великого магистра ордена Эммануила де Роган-Полдю – пальмовую ветвь в букете искусственных цветов. Подарок императрица передала Г.А. Потёмкину.

В письме великому магистру Екатерина II отмечала: «Я не могла лучше сделать, как вручить её (пальмовую ветвь. – А.Д.) князю Потёмкину-Таврическому, фельдмаршалу моих армий и предводителю моих морских сил на Чёрном море, оказавшему важные услуги не только своему отечеству, но и всему Христианству.

Он поставил её на корабле, носящем мой собственный флаг; это место назначило ей мое уважение к Вам и к славной корпорации, которой Вы управляете с таким отличием. Она послужит, кроме того, хорошим предзнаменованием для моего оружия».

Екатерина II дружественно относилась к Мальтийскому ордену, противостоявшему многие века Османской империи, с которой Россия вела войны во второй половине XVIII  века. Симпатия к ордену передалась сыну Екатерины – Павлу Петровичу, ставшему впоследствии великим магистром Мальтийского ордена.

Пальмовая ветвь в качестве подарка была оценена – пальмовыми ветвями встречали Иисуса Христа при входе в Иерусалим. В качестве ответного подарка великому магистру был заказан парадный портрет императрицы академику Императорской Академии художеств Дмитрию Григорьевичу Левицкому. Д.Г.

Левицкий был украинцем родом из Киева, его предки во второй половине XVII века переселились с Правобережной Украины на юг Полтавщины, что, добавим, подтверждало привлекательность российского подданства для украинцев после Переяславской Рады 1654 года.

Отец Левицкого одно время носил фамилию Нос, однако сменил её, он был священником, но также успешным гравёром. Д.Г. Левицкий учился у отца, у живописца А.П. Антропова. Исключительно одарённый, Д.Г. Левицкий стал первоклассным портретистом второй половины XVIII века. Благодаря крупному государственному деятелю в области внешней политики графу А.А.

Безбородко, покровительствовавшему Левицкому, последний получал заказы на создание парадных портретов Екатерины, хотя сама императрица, вероятно, никогда лично не позировала художнику.

Левицкий Д.Г. Портрет Екатерины II. 1787.
Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

В 1787 году Левицкий стал работать над портретом императрицы для великого магистра Мальтийского ордена. Ныне портрет находится во дворце великого магистра в мальтийской столице – Валлетте.

Художником был сделан и более масштабный вариант портрета, очевидно, по заказу князя Ивана Сергеевича Барятинского (1738-1811) – екатерининского дипломата, долгое время бывшего посланником во Франции, непосредственно связанного с успешным присоединением Крыма к России, удостоенного 2 февраля 1784 года ордена Святого Александра Невского «за произведенную им негоциацию за покорение Российской державе Крымского полуострова». И.С. Барятинский, кстати, был праправнуком царского воеводы Юрия Никитича Барятинского, разбившего С.Т. Разина в Симбирске в 1670 году. При сыне И.С. Барятинского – Иване Ивановиче (1767 или 1772 — 1825) в начале XIX века была создана княжеская усадьба Марьино в селе Ивановском Курской губернии, где и находился «Портрет Екатерины II» Д.Г. Левицкого до 1918 года, когда имущество имения Марьино было национализировано советской властью. Портрет императрицы был направлен в Государственный музейный фонд, из которого поступил в Ульяновский художественный музей в 1926 году.

Следует отметить, что художественный музей в Симбирске был открыт в 1920 году. В первое десятилетие деятельности происходило активное формирование собрания музея, как на основе местных коллекций, в основном из бывших дворянских имений, так и благодаря поступлениям шедевров изобразительного искусства из центра. Так в Ульяновске появился «Портрет Екатерины II» Левицкого.

Сюжет портрета навеян примечательным событием, произошедшим с Екатериной II в Крыму. У греческого селения Кадыковки близ Балаклавы императрицу в аллее лавровых деревьев, усеянной апельсинами и лимонами, дорога по которой в середине была усыпана лаврами, встретила рота амазонок, вооружённых ружьями, под руководством капитана Елены Ивановны Сарандовой (Шидянской).

Амазонская рота была создана в марте-апреле 1787 года из ста благородных дочерей и жён греков, отцы и мужья которых служили в полку в Балаклаве, по указу Потёмкина для церемониальных функций во время пребывания Екатерины Великой в Крыму. Вот как описывалась встреча Екатерины Великой и амазонской роты (Г. Дуси. Записка об амазонской роте // Москвитянин. 1844.

№1): «Потёмкин, вышедши из кареты, просил позволения у Государыни стрелять Амазонской роте, встретившей Её. Она запретила, и подозвав, чрез переводчика Таврено, начальника их, Сарданову, подала ей руку, поцеловала в лоб, и потрепав по плечу, сказала: «Поздравляю вас, Амазонский Капитан, – ваша рота исправна, – Я ею очень довольна».

Читайте также:  Арльские дамы (воспоминание о саде в эттене), ван гог, 1888

Потёмкин торжественно радовался».

Вид амазонской роты воскрешал античные предания о женщинах-воинах, чего, очевидно, и добивался Потёмкин, так как античные реминисценции были очень важны в век классицизма и подчёркивали величественность и достоинство монарха.

Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

Под впечатлением от вида женщин-воинов и символической встречи Екатерины в аллее лавровых деревьев, окружением императрицы было сочинено сюжетное содержание портрета, переданное Левицкому для воплощения.

Екатерина II в образе, напоминающем амазонку, в день триумфа у лаврового дерева с лавровым венком на голове.

Лавровые листья украшают ножны в правой руке императрицы с вложенным мечом, указующим на новое владение России – крымскую землю, где различимы города и мечети бывшего Крымского ханства. Подчёркивает образ амазонки короткая серебристая атласная туника.

Из доспехов на Екатерине – металлический пояс. Светло-зелёное шёлковое платье и горностаевая мантия возвращают нас к образу державной императрицы. На горностаевой мантии, за левой рукой Екатерины, находится шлем с плюмажем. Шлем украшают лавры и двуглавый орёл.

Императрица изображена с орденом Святого Георгия 1-й степени: георгиевской лентой, большим крестом на ленте и звездой на груди. Екатерина II являлась учредительницей ордена Святого Георгия в качестве высшей военной награды и в связи с этим была первым кавалером Георгиевского ордена 1-й степени.

Императрицей были утверждены узнаваемые ныне черно-желтые цвета на ленте. Орден был ей учреждён в 1769 году во время войны с Османской империей 1768-1774 годов, успешное завершение которой позволило России в 1783 году присоединить Крым и Северное Причерноморье.

Так что присутствие ордена Святого Георгия на полотне Левицкого закономерно.

Вместе с орденом Святого Георгия на императрице изображены цепь и знак ордена Святого апостола Андрея Первозванного – высшей награды империи, которую Екатерина возложила на себя, вступив на престол.

Орден Святого апостола Андрея Первозванного был учреждён Петром I, преемницей которого в деле модернизации России и её военно-политического усиления выступала Екатерина II. Орденский знак и цепь не случайно присутствовали на работе Левицкого.

На знаке ордена изображался распятый на кресте апостол Андрей. Андрей Первозванный был первым христианином, побывавшим в Крыму и заложившим там начала христианства.

С присоединением Крыма к России при Екатерине Великой для христианства наступил этап свободного развития на этой древней земле, видевшей апостола Христова Андрея, а также крещение князя Владимира I. Таким образом, портрет иносказательно указывал на то, что Екатерина II – радетельница христианства.

Образ Екатерины Великой прославлял дворянско-помещичью Россию.

Тем не менее, нельзя не отметить, что крупные победы в эпоху императрицы были достигнуты за счёт угнетения значительной части народа, расширения крепостничества, что обернулось кровавыми восстаниями, самым крупным из которых стало восстание под руководством Е.И. Пугачёва.

Успехи были бы невозможны, конечно, без деятельной натуры самой императрицы, равнявшейся на Петра Великого и интересовавшейся такими личностями, как Александр Македонский, Александр Невский, Константин Великий.

«Портрет Екатерины II» Д.Г.

Левицкого в Ульяновском областном художественном музее, как живописная и одновременно историческая реликвия, сохраняет память об одном из важнейших событий отечественной истории – присоединении Крыма к Российской империи.

Для Ульяновской области образ императрицы актуален и тем, что в 1780 году по указу Екатерины II было образовано Симбирское наместничество, что стало важной вехой в истории становления Симбирского – Ульяновского региона.

Антон Долматов, член Ульяновского регионального отделения Российского военно-исторического общества.

Источник: https://ulpressa.ru/2017/03/17/iz-istorii-prisoedineniya-kryima-k-rossii-portret-ekaterinyi-ii-dmitriya-levitskogo-iz-ulyanovskogo-hudozhestvennogo-muzeya/

Левицкий Дмитрий Григорьевич

Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

Граф Артемий Иванович Воронцов (1748-1799),
кисти Дмитрия Левицкого.

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (1735—1822) — живописец-портретист, способствовал утверждению портрета как полноправного жанра изобразительного искусства.

Торжественность его портретов сочетается с жизненностью образов, красочным богатством (серия портретов воспитанниц Смольного института, портреты М. А. Дьяковой, Екатерины II — «Екатерина-законода- тельница»).

В поздний период находился под влиянием классицизма.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 274.

Портрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание

Левицкий Дмитрий Григорьевич
(наст. фамилия — Носов) (1735- 4.04.1822), живописец,
портретист. Родился на Украине в семье
священника, который был известен и как гравер.

Левицкий учился у своего отца
и А. П. Антропова, под руководством которого
участвовал в росписи Андреевского собора в Киеве
(1752-55). В 1758 Левицкий переехал в Петербург. За
портреты архитектора А. Ф.

Кокоринова (1769) и
откупщика Н. А. Сеземова (1770), представленные на
выставке в Академии художеств в 1770, Левицкому
было присвоено звание академика.

В 1771-87 он
руководил портретным классом в Академии
художеств.

Левицкий — наиболее
универсальный из русских портретистов XVIII в.
Образы в портретах Левицкого сохраняют яркую
индивидуальность. На портрете П. А. Демидова (1773)
видна естественность и широта натуры богача,
филантропа. В 1770-е Левицкий по заказу Екатерины
II
создал серию портретов воспитанниц
Смольного института.

Изображенные танцующими,
музицирующими, разыгрывающими пастораль в
театральных костюмах, юные “смолянки” пленяют
обаянием молодости, естественностью грации и
чувств. С к. 1770-х Левицкий входит в кружок Н. А.
Львова.
Углубленностью, духовным богатством и
напряженной внутренней жизнью отмечены портреты
Н. А.

Львова (1781) и его будущей жены М. А. Дьяковой
(1778).

В 1780-е Левицким были созданы блестящие по
выразительности исполнения работы — портреты
светской красавицы Урсулы Мнишек (1782),
итальянской актрисы Анны Давиа-Бернуцци (1783),
портрет-аллегория “Екатерина II —
законодательница в храме Правосудия” (1783),
портрет дочери Агаши в русском костюме (1785) и др.

В поздние годы Левицкий
написал портреты И. И. Дмитриева, А. С.
Протасовой, Я. И. Билибина и др., отмеченные
яркой выразительностью. После 1800 полуослепший
Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого
повлияло на формирование последующего поколения
русских портретистов.

Л. Н. Вдовина

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822). Среди художников восемнадцатого столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий — самый значительный и многогранный. В его блестящих, изысканных портретах наиболее полно отразились философские и эстетические представления второй половины века, вера в силу разума, цельность и благородство человеческой натуры.

Родился Д. Г. Левицкий в Киеве в 1735 году, происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой; он и передал сыну первые навыки живописного мастерства.

Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора.

Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.

В 1758 году Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет в его доме и несколько лет работает в содружестве с ним. Вместе с Антроповым в 1762 году он едет в Москву, выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины II.

Левицкий работает вместе с наиболее выдающимися мастерами Канцелярии от строений и, безусловно, такой творческий контакт оказался полезен молодому художнику. Через год Левицкий расстается со своим учителем. Унаследовав от А. Г1.

Антропова не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь.

Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть мастерски написанных портретов. Среди этих работ особенно интересен портрет А. Ф. Кокоринова (ГРМ), выполненный в характерном для XVIII века жанре парадного портрета.

Для таких произведений обязательны пышность и торжественность. Одежда, жесты и поза портретируемого, окружающие его атрибуты, сама композиция картины с центральной постановкой фигуры должны были подчеркивать высокое общественное положение человека.

Все это есть и в портрете Кокоринова, в котором ощущается еще и какое-то особое спокойствие и ясность образа.

Художник с любовью пишет задумчивое лицо архитектора, использует в картине сдержанные цветовые сочетания, чтобы подчеркнуть человеческое достоинство и благородство характера строителя здания Академии художеств и ее первого директора.

За этот портрет Левицкий получает звание академика и с 1771 года в течение семнадцати лет руководит классом портретной живописи в Академии художеств.

1770—1780-е годы — время расцвета дарования Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. Имя художника окружено славой, постоянно поступают заказы царского Двора. К 1773 году относится выполненный им портрет П. А. Демидова (ГТГ).

Необычность портрета в какой-то мере определяется оригинальностью личности изображенного — прославленного «чудака» и в то же время человека образованного, жертвовавшего огромные суммы на просвещение.

Эту работу отличает соединение парадности в постановке фигуры с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады.

Вместе с тем, его окружают предметы вполне бытовые — горшки с цветами, лейка, — что говорит об увлечении Демидова садоводством. Домашний костюм усиливает интимную нотку образа.

Характерные для Левицкого поиски большей жизненности, естественности в изображении человека нашли воплощение в серии портретов смолянок, учениц Смольного института, основанного Екатериной II с целью создать женщин «новой породы» — воспитанных и образованных. Семь портретов были заказаны императрицей и выполнены на протяжении 1773—1777 годов.

В портреты смолянок художник вносит сюжетное начало, показывает человека в действии, когда раскрываются черты его характера. Девушки изображены исполняющими концертные номера. Известная артистическими способностями Е. И. Нелидова танцует и поет куплеты.

В ее улыбке, взгляде, движениях — живость, задор, веселое кокетство. Стремительно, темпераментно движется в танце Н. С. Борщова. Плавны и медленны движения А. П. Левшиной, девушки серьезной и мечтательной. Г. И. Алымова играет на арфе, повернувшись к зрителю со светски-любезной улыбкой.

Обаятельная, с тонким, умным лицом, Е. И. Молчанова декламирует стихи.

В этой серии имеются парные портреты Ф. С. Ржевской и Н. М. Давыдовой, Е. Н. Хрущовой и Е. Н. Хованской. Последний особенно выразителен по характеристике персонажей. Девочки разыгрывают пасторальную сценку.

Хрущова изображена в роли пастушка, Хованская —пастушки. Левицкий строит портрет на сопоставлении индивидуальных качеств моделей.

Застенчивая, робкая, чуть связанная в движениях — Хованская и бойкая, с задорной улыбкой и игривым жестом Хрущова.

Не имея первоначально общего замысла портретной серии «Смолянок», Левицкий тем не менее создал единую сюиту, содержанием которой явились обаяние и красота юности.

Портреты связаны единством формальных приемов, ритмом движений, общностью композиционного построения, использованием условного театрального или пейзажного фона, где человек доминирует.

Для всех этих портретов характерны декоративность цвета и его предметность, тонкая разработка изысканных тонов. Вместе с тем в каждом случае художник находит особый цветовой ключ.

В этих работах проявился дар Левицкого в создании декоративного ансамбля, рассчитанного на оформление дворцового зала, понимание художником портрета как большой композиционной картины (в настоящее время вся серия находится в ГРМ).

Читайте также:  Описание картины "кувшинки", клод моне

Мастерство Левицкого проявилось и в ряде последующих полотен, и особенно в «Портрете Екатерины II — законодательницы», выполненном по заказу канцлера А. А. Безбородко (1783, ГРМ).

Портрет Екатерины II представляет, по существу, историческую картину, где содержание раскрывается через целую систему аллегорий. Такой образный прием был характерен для классицизма — стиля, который в то время утверждался в Академии.

Сохранилось описание портрета, сделанное самим Левицким, где он говорит, что Екатерина изображена в храме богини Правосудия; сжигая на алтаре маки, она «жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя», орден святого Владимира подчеркивает заслуги перед Отечеством; виднеющееся вдали открытое море, российский флаг и жезл Меркурия на военном щите означают защищенную торговлю.

В формировании взглядов художника большую роль сыграло его сближение с кружком передовых мыслителей-литераторов (В. В. Капнист, Г. Р. Державин, А. Н. Оленин), где видное место занимал друг Левицкого — Н. А.

Львов, человек выдающейся образованности и разнообразных способностей, Львов постоянно выступал в защиту национального искусства, важности его общественной роли. Он и дает Левицкому программу портрета Екатерины II.

Любопытно, что Державин в оде «Видение мурзы», создавая образ Екатерины, дает стихотворное описание портрета Левицкого:

Сошла со облаков жена, — Сошла — и жрицей очутилась Или богиней предо мной. Одежда белая струилась На ней серебряной волной: Градская на главе корона,

Сиял при персях пояс злат…

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/levicki_dg.php

Картина Д.Г. Левицкого "Екатерина II — Законодательница"

       Поэзия, живопись, архитектура являются слагаемыми мировой и русской национальной культуры, составными частями истории искусства. «Неразлучны в России живопись, проза, поэзия… Вместе они образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры,» – утверждал А.А.Блок.

Образный язык живописи исключительно конкретен, поэтому знакомство с произведениями живописи готовит к встрече с поэзией, что важно особенно при изучении обзорных тем.       Перед знакомством с поэзией классицизма целесообразно познакомиться с образцами живописи классицизма.

Только тогда станут более ясными и понятными эстетическая программа и то своеобразное художественное видение мира, которые проявлялись в искусстве классицизма и характеризовались торжественностью, одичностью, идейной четкостью, рационалистичностью и в то же время неумением дать образ человека во всей многогранности и полноте его духовной жизни, неумением раскрыть внутренний мир героя, запечатлеть богатство его мысли, чувств, переживаний в их живом, непосредственном проявлении.

     Картина Дмитрия Григорьевича Левицкого «Екатерина II – Законодательница» (1783 г.) дает представление об особенностях портрета в искусстве классицизма, о символике и аллегории как характерных особенностях этого искусства.

Сам Левицкий пояснял картину: «Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя.

Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. Знаки ордена Св. Владимира изображают отличность знаменитую за понесенные для пользыПортрет Екатерины ii, Дмитрий Григорьевич Левицкий — описание Отечества труды, коих лежащие у ног Законодательницы книги свидетельствуют истину. Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю» («Собеседник любителей российского слова». СПб., 1783, Т. 6. С. 17.). Широкие складки темно-алого бархата волнуются над фигурой законодательницы. Над ней вознесена мраморная статуя Фемиды с весами правосудия, на жертвеннике надпись: «Для общего блага».

      В этом портрете хорошо проявляются черты зрелого классицизма, ведущего стиля того времени. Это и насыщенность цвета с преобладанием холодных тонов, и четкость деления на несколько пространственных планов, и сдержанность, пластичность скульптурных форм, и использование аллегорических приемов. Портрет изображает императрицу в белой, отливающей серебром атласной одежде, будто античную женщину, с величественно-плавными движениями и приветливой улыбкой. Она торжественна и прекрасна. Это образ идеального руководителя государства. Сдвинутый ковер, бледно-желтые переливы ломкого атласа, горностаевая мантия за правым плечом создают величественный эффект.

     В том же году поэт Г.Р.Державин создает оду «Видение мурзы», в которой дает описание героини портрета Левицкого:

  • Сошла со облаков жена, – Сошла – и жрицей очутилась Или богиней предо мной. Одежда белая струилась На ней серебряной волной; Градская на главе корона,
  • Сиял при персях пояс злат.

    Созданный Левицким образ выражает стремление к идеализации личности государыни, в нем заложены просветительские идеи об «истинном монархе», который царствует ради народа и сам первый подчиняется законам своего государства. «Екатерина-Законодательница» – это портрет-идея.

Он носит характер некоего «наказа» императрице, в котором отразились прогрессивные представления дворянской интеллигенции об идеальной монархической власти. Непортретное содержание «Екатерины II – Законодательницы» сближает полотно с исторической картиной периода классицизма, прославлявшей гражданские доблести своих героев.

Портрет относится к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов. В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер.

Свойственное же таланту Левицкого стремление к конкретной достоверности нашло выход в блистательном изображении аксессуаров. Образ Екатерины II в портрете Левицкого является примером одического восхваления: монархиня наделена «благородной простотой», к которой стремились классицисты просветительского направления.

Белая атласная одежда императрицы сродни античным одеяниям, обтекающим фигуру пышными ниспадающими складками. Одновременно на государыне можно увидеть царскую мантию, цепь ордена св. Андрея Первозванного, а также красную ленту и крест ордена св. Владимира 1-й степени.

Изящным жестом императрица бросает в алтарь маки, которые во времена Античности считались символом сна и покоя. Тем самым Екатерина II изъявляет готовность пожертвовать своим спокойствием ради процветания свои подданных.

     Этот изящный, но холодный блеск, эта виртуозная отделка и предельная завершенность каждой детали характерны для всего искусства классицистов и проявлялись во всех видах художественного творчества. Благородные идеалы классицистов, образ «идеальной государыни» свое поэтическое воплощение находят в поэзии Ломоносова и Державина.

В оде Михаила Васильевича Ломоносова «На день восшествия на престол Елисаветы Петровны,1747 г.» образ императрицы теряет конкретные черты характера. Поэт не ставит своей задачей воспроизвести ее мысли, чувства, переживания, даже ее внешность. Ода Ломоносова – это рупор авторских идей о просвещенном монархе, это поэтическая программа отвлеченных царских добродетелей:

щедрости: …Ты сыплешь щедрою рукою Свое богатство по земли… красоты: …Но краше в свете не находит Елисаветы и тебя… доброты: …И на престол взвела с собою Доброт твоих прекрасный лик!..

великодушия, милости и т.д.

     Главной для ломоносовской оды явилась тема России, ее процветание. Своеобразным приступом к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир – основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды. Она – в утверждении пользы наук, в необходимости для страны просвещения.

Источник: http://literatura5.narod.ru/levickiy.html

Левицкий — Екатерина 2

Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Предположительно участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).

Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии Художеств. С 1779 преподавал в портретном классе Академии Художеств.

Д. Г. Левицкий создал множество портретов Екатерины II. Установлено, что в 1770-х годах им было исполнено семь больших портретов императрицы, в 1780-х — пятнадцать. Первый из них, написанный для Е. Р. Дашковой в 1772 году, был неоднократно повторен художником. При всем очевидном высоком мастерстве живописца эти изображения представляют собой ряд типичных парадных портретов царицы.

Вместе с тем нет никаких письменных свидетельств о том, что Левицкий хотя бы единожды писал государыню с натуры. Екатерина Алексеевна относилась к русскому художнику без особого интереса. Она позировала преимущественно иностранным мастерам.

Заказы двора на царские портреты с конца 1770-х годов шли через государственного канцлера А. А. Безбородко, ценителя искусства, обладателя большой коллекции живописи и покровителя Левицкого. В 1783 году он и заказал художнику для своего петербургского дома парадное изображение государыни, в дальнейшем известное под названием «Портрет Екатерины II — Законодательницы».

Новое произведение Левицкого стоит особняком в его творчестве. Оно отличается, прежде всего, надуманностью литературного замысла. В портрете менее всего отражены личные качества и характер Екатерины II. Художник создал абстрагированный образ императрицы, иллюстрацию идеального типа монархического правления, каким он представлялся среде просветителей второй половины восемнадцатого века.

Программа портрета, подсказанная, надо полагать, Н. А. Львовым, позднее была изложена самим художником:

« Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общаго покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея. …

Победоносный орел покоится на законах и вооруженный перуном страж рачит о целости оных. Вдали видно открытое море, а на развевающемся российском флаге изображенный на военном щите Меркуриев жезл означает защищенную торговлю».

«Портрет Екатерины II — Законодательницы» с полным основанием может быть отнесен к разряду аллегорических картин. Образ «идеальной государыни» требовал от художника подтверждения в виде различных эмблем и символов.

В композицию привнесены предметы, соседство которых может быть оправдано только иносказательными смыслами, отчего полотно окончательно утратило реалистический характер.

Екатерина изображена в храме Фемиды — богини Правосудия. Она одета в строгое белое платье с мантией, с орденами святого Андрея Первозванного (цепь) и святого Владимира 1-й степени (лента и крест).

Статуя богини Фемиды и своды законов у ног императрицы свидетельствуют о ее государственной деятельности, корабли на дальнем плане — о победах России на Черном море. Все детали, вместе с маковыми цветами, сжигаемыми на жертвеннике,- аллегория образа справедливой, приносящий свой покой в жертву общественному служению правительницы

Портрет был чрезвычайно популярен, неоднократно копировался и повторялся. Передовые люди видели в нем идеальное воплощение образа просвещенного монарха, призванного мудро управлять державой. Орел с оливковой ветвью воспринимался как символ просвященной, сильной и мирной России.

Екатерина II Алексеевна (1733 — 1811)- императрица Всероссийская в 1762 — 96 годах, рожденная София-Фредерика-Амалия, принцесса Ангальт-Цербстская(1729 – 1796).

Она была дочерью младшего брата маленького немецкого «фюрста»; мать ее происходила из дома Гольштейн-Готторп и приходилась двоюродной теткой будущему Петру III . Екатерина выросла в небогатой семье и получила посредственное воспитание.

Кроме позднее создавшихся слухов, нет определенных фактов, указывающих на ее преждевременное развитие и раннее проявление дарований.

В 1743 г. мать Екатерины и она сама получили приглашение от императрицы Елизаветы Петровны приехать в Петербург. Елизавета, по разным мотивам, выбрала в невесты своему наследнику Петру Феодоровичу, именно, Екатерину.

Приехав в Москву, Екатерина, несмотря на юные годы, быстро освоилась с положением и поняла свою задачу: приспособиться к условиям, к Елизавете, ее двору, ко всей русской жизни, усвоить русский язык и православную веру. Обладая привлека тельной внешностью, Екатерина расположила в свою пользу и Елизавету, и двор.

Читайте также:  «поклонение волхвов», якопо бассано — описание картины

21 августа 1745 г. Екатерина была обвенчана с великим князем Петром. с 1762 — 96 годах – российская императрица Екатерина II.

Источник: http://turboreferat.ru/art/levickij—ekaterina-2/228057-1134819-page1.html

Левицкий Дмитрий Григорьевич — биографии картин,описание картин

История развития украинской живописи очень давняя, но самый неоценимый вклад внесли такие художники, как: Дмитрий Левицкий, который творил ещё при правлении Екатерины II – эпоху Просвещения; всеми известный Илья Ефимович Репин – художник, к славе которого не смог приблизиться ни один из современных художников; конечно же, это и Казимир Малевич, который родился в польской семье, хоть и прославился на весь мир как украинский художник; и один из самых выдающихся художников украины времён СССР – катерина Билокур, чей талант считался данным от природы. Но мы с вами остановимся на очень интересном периоде в истории развития искусства в целом – на эпохе Просвещения и речь пойдёт, как вы уже догадались, о известном украинском художнике — Дмитрие Левицком.

Дмитрий Левицкий – художник-портретист, закончил петербургскую Академию искусств, первый мастер кисти конца XVIII века, портреты которого не уступали работам европейских мастеров Франции и Англии.

Родился художник в 1735 году в Киеве в семье, известного по тем временам, гравёра Григория Левицкого-Носа, происходившего из казакого рода села Маячка, которое расположенно на Полтаве. Искусству живописи он учился в 1920-х годах он учился в Польше, где в городе Гданськ называли его мастером Гжегожа Левицкий.

Вернувшись в Украину поселился в Киеве на Подолье и выполнял заказы типографии Могилянской академии и Печерской Лавры. В 1752—1755 гг. учился в Академии искусств в Петербурге у живописца Антропова. Несмотря на специфическую и несильно почитаемую профессию портретиста в России, Левицкий был исключением.

Выдающийся талант Дмитрий Левицкого очень ценили его современники, он пользовался престижем при дворах нескольких российских династий – Екатерины II, Павла I, Алексанрда I.

Его прекрасные портреты изображают дух велокой екатеринской эпохи, исполненной противоречий, где декоративность и пышность изображаемого соединялась с идеями рационального мышления, а взгляды на идеалы Просвещения шли рядом с ежедневным бытом.

В 1773 г. Левицкий написал портрет мецената и промышленника П. Демидова, которого нарисовал на фоне вещей и предметов, которые символизировали его щедрость и интересующие его дела: без орденов, в домашнем халате, мужчина, который опирается на лейку для полива растений в комнатах.

Творчество художника объединило в себе все виды портретов – от монументального до камерного. Образами служили участники всех сословий общества – от приходского крестьянина до императрицы. Работы Левицкого с легкостью отличали от работ других художников, а именно тем, что изображённые люди на его картинах – улыбались.

Из 24 его картин, которые находятся в Москве в Третьяковской галерее , пиком творчества художника пологают портрет Урсулы Мнишек, польской графини (1783 г.). На холсте овальной формы, как в зеркальце, таинственно улыбается молодая девушка с благородной гордо поднятой головой.

Творческому наследию художника относят и портреты императора Александра I в юношестве, княжны Александры Павловны, а также самого отца – Григория Левицкого.

Важно то, что всю свою жизнь Левицкий придерживался украинских традиций. Национальное своеобразие его стиля состоит прежде всего в широком реализме картин, порой вызывающем даже улыбку зрителя. Наблюдательность и юмор – две характерные черты творчества этого талантливогоукраинского и в то же время русского живописца. Была ещё одно особенность творчества Д.

Левицкого — отвержение «сущности классицизма», — «поисков образа героя». Ведь в Украине того времени героический портрет не получил популярности, — реализм приземлял образы великих вельмож. Как нестранно, что воспитанному в этих обычаях Левицкому все труднее было противиться требованиям императорского двора и изображать свои просветительские идеи в откровенно реалистической картине.

Ему удавалось какое-то время, не отрываясь от украинской объективности традиции, совершенствовать собственную технику и приспосабливать её к требованиям времени.

Но преданность натуре в воспроизведении черт лица, тщательное воспроизведение особенностей фигуры ( хоть бы и с изрядным брюшком) – это то, чего Левицкий смог достигнуть как портретист на родиной Украине, было никому не нужно в чужом для него Петербурге.

Хоть современники и не смогли по достоинству оценить всего таланта Д. Левицкого как непревзойдённого художника-портретиста, это сделали критики нашего времени. В Англии во время Всемирной выставки в 1862 г.

Журнал «Таймс» назвала мастера «русским Рейнолдсом, Гейнсборо и Рамзеем, ( английские живописцы), в одном лице». Сейчас полотна художника украинца украшают большинство украинских и российских художественных музеев.

Покинул этот мир художник в 1822 году…

автор статьи Щипанский Дмитрий

 Картины 

Описание картин

  • Портрет Ланского
  • Портрет Кокорина
  • Портрет поэта и художника Львова
  • Портрет Нелидовой
  • Портрет Хрущовой и Хованской
  • Портрет Екатерины II в храме богини Фемиды

Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/russkaya-zhivopis/levickij-dmitrij-grigorevich.html

Дмитрий Григорьевич Левицкий, Изображений: 9

Рассматривая картины русских художников 18-19-го веков, можно изучать историю родной страны.

В одном из залов Русского музея в городе Санкт-Петербурге выставлена целая коллекция картин известного русского портретиста Дмитрия Левицкого, посвященная одному немаловажному событию в истории России.

Это цикл из женских портретов под общим названием «Смолянки», который художнику заказала Екатерина II в честь первого в истории выпуска воспитанниц в институте благородных девиц.

Это учебное заведение было создано в 1764 году по инициативе Екатерины II для воспитания девочек из семей дворян с целью дать женщинам достойное всестороннее образование, подготовить их к семейной жизни, сделать их полезными членами общества.

И хотя инициатива была вполне передовой для того времени, дворянские семьи не спешили отдавать в это благородное заведение своих дочерей. Однако в течение первых шести месяцев первый поток благородных девиц был укомплектован.

Всего в первом потоке обучалось 60 воспитанниц, среди них были 7 девочек из очень обеспеченных благородных и титулованных семей, остальные девочки принадлежали сословию обедневших дворян и мелких чиновников.

1773 год. В институте проводят первую публичную церемонию перехода девочек из «среднего звена» в «старшее» и первый раз выводят в высший свет. Первый бал сопровождался богатыми церемониями и большим праздником. В честь этого события Екатерина сделала заказ Д.

Левицкому на 7 портретов девочек-смолянок. Художник писал этот необычный цикл целых три года. За время работы над циклом произошло несколько значимых событий, которые сопровождались праздничными балами. А в 1776 году из института выпустились первые воспитанницы.

Все это отмечалось с большим размахом: проводились балы, устраивались маскарады, концерты, ставились театральные постановки, что привлекало к ним огромный интерес представителей света.

Поэтому задача у художника была непростая: следовало изобразить лучших учениц, одетых в театральные костюмы. С поставленной задачей художник справился блестяще.

Итак, серию «Смолянки» открывает парный портрет, на котором изображены две девочки, княжны Анастасия Давыдова и Феодосия Ржевская. Они одеты в платья, которые были определены для институток их возраста. Поэтому можно почти точно определить возраст воспитанниц.

Княжна Давыдова, примерно 7 лет (первый возраст), одета в платье кофейного цвета, из-за этого девочек в шутку называли «кофейницами». В руки ей художник вложил белую розу как символ юности и непосредственности.

Представительница знатного грузинского княжеского рода на экзамене отличалась декламацией и поэтому была удостоена чести быть героиней первого портрета цикла.

Стоящая рядом Феодосия Ржевская, вела своё происхождение из очень знатной и состоятельной семьи. На портрете она в платье голубого цвета, следовательно, ей примерно 10 лет (второй возраст).

Девушка окончила институт с золотым шифром, высшей наградой императрицы. По окончании обучения стала женой князя Голицына. Девочки демонстрируют великосветские манеры и благородное воспитание.

По мнению искусствоведов, этот портрет был пробным.

На следующем портрете художник запечатлел Екатерину Нелидову в театральном костюме Сербины, из оперы Перголезе «Служанка-госпожа». Художник поймал момент, когда девушка танцует менуэт.

Подруги любили девушку за веселый нрав и легкость общения. По свидетельству современников, она обладала стройным телосложением, изяществом движений и артистичностью. Была фавориткой при дворе Павла I.

В конце жизни служила в женском институте, помогая воспитывать юных дворянок.

Третий портрет тоже парный, на нём изображены Екатерина Хрущева и Екатерина Хованская в костюмах из спектакля-комедии Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе».

Молоденькая Екатерина Хрущева играет необычную для девушки роль мужчины-ловеласа, это амплуа сделало её знаменитой. Обе девушки отлично окончили институт. За успехи в обучении Хованская также получила золотой шифр.

Кроме этого молодая институтка очаровала собой короля Швеции Густава III, который в порыве восторга прислал ей богатый подарок – сердечко, усыпанное бриллиантами.

На четвертом портрете написана Александра Левшина, любимая ученица Екатерины II, ставшая впоследствии ближайшей фрейлиной. Девушка изображена, играющей роль Заиры из трагедии Вольтера с тем же названием. По окончании института получила золотой шифр. Впоследствии вышла замуж за князя Черкасского.

Три следующих портрета составляют триптих, символизируя три аллегории: Науки (или Декламации), Музыки и Танца.

Аллегорию Науки представляет портрет Екатерины Молчановой, одетой в белое платье из натурального шелка, характерное для девочек выпускного класса.

В руках девушка держит книгу – символ знаний, а справой стороны, на столе, стоит вакуумный насос, символизирующий науку. Да и сама Екатерина выделялась среди сверстниц серьёзностью, любовью к точным наукам, увлекалась чтением.

По окончании института получила золотой шифр, а позже служила фрейлиной при императорском дворе.

Аллегория Музыки представлена образом Глафиры Алымовой за любимым музыкальным инструментом – арфой. Она прославилась как лучшая арфистка своего времени. На ней также надето белое платье, однако оно выглядит более роскошным, чем у девушки на предыдущем портрете.

Великолепный туалет с замысловатыми деталями и обилие украшений на воспитаннице свидетельствует о том, что девушка была предметом страсти самого художника и его любимой музой. Алымова также получила золотой шифр и удостоилась чести быть фрейлиной.

Она была одной из первых выпускниц, написавших цикл воспоминаний о временах учебы в институте.

И заключительный портрет цикла, аллегория Танца, представлен изображением Натальи Борщевой. Девушка представлена в образе Пандолфы из пьесы «Служанка-госпожа» во время исполнения танца.

Также получила золотой шифр и стала Марии Федоровны. Также за заслуги перед отечеством была кавалер-дамой ордена Св. Екатерины, который вручался за просветительство и благотворительность.

Прожила довольно долгую и насыщенную жизнь.

Серия портретов «Смолянки» породила новый, необычный жанр, ставший довольно популярным: «портрет в роли».

Образы институток в театральных костюмах и играющих определённы роли придают некую зрелищность и театральность, что подчеркивается изображением деталей интерьера: занавес, декорации, предметы-символы.

Но в то же время художник особое внимание уделяет деталям, жестам, движениям, подчеркивающим черты характера своих героинь. Что делает эти портреты необыкновенно жизненными и поэтичными.

Источник: https://gallerix.ru/storeroom/587301105/

Ссылка на основную публикацию