Знаменитые артисты часто воспринимаются нами через этакую благостную дымку. А оттого кажутся скучными и неживыми. Пелагея Стрепетова — одна из немногих русских актрис, образу которой вряд ли грозит когда-нибудь покрыться хрестоматийным глянцем. Уж слишком драматичную жизнь довелось прожить этой некрасивой и нервной женщине. Слишком властно вел ее по жизни яркий талант. И еще характер — кажется, сплошь состоявший из одних только противоречий.
Атмосфера таинственности и неблагополучия окружала будущую актрису с рождения. Дело в том, что Стрепетова была подкидышем. Днем своего рождения она считала 4 октября — именно этим вечером 1850 года на крыльце дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова был найден сверток с младенцем женского пола.
Кем были настоящие родители девочки, так и не прояснилось.
Впрочем, ходили слухи, что Поленька — плод любви актрисы Глазуновой, служившей в тот сезон в нижегородском театре, и гвардейского офицера Балакирева.
Полина всегда помнила о том, что она приемыш, всегда чувствовала собственную ущербность, хотя на развитие комплекса неполноценности новая семья вроде бы повлиять не могла.
С приемными родителями девочке определенно повезло. Антип Григорьевич Стрепетов был человеком, что называется, редкой души, разве что увлекался водкой, которая, в конце концов, и свела его в могилу.
Приемная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой и одновременно дамой высоких моральных качеств, так что в семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи.
Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Что же касается взрослых, то они относились к этой идее с большим сомнением. С одной стороны, сцена — один из немногих честных способов, с помощью которых девушка из небогатой семьи может заработать себе на жизнь. А с другой — ну не с ее же внешностью!
Ярошенко Н. А. Портрет актрисы П.А.Стрепетовой. 1884
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Полина росла диковатой и неуклюжей, у нее были плохая фигура и резкие неправильные черты лица. Впрочем, когда девушке исполнилось пятнадцать, приемная мать все же решилась попросить за нее знакомого антрепренера из Рыбинска. Сама Елизавета Ивановна собиралась устроиться в рыбинскую труппу на амплуа вторых старух, а дочь предлагала занять там, где она сможет пригодиться.
Полина пригодилась. Довольно скоро выяснилось, что, несмотря на неказистую внешность, девочка обладает явным драматическим дарованием. Стрепетова работала как одержимая: за три года сменила семь городов и сыграла больше ста ролей. Среди ее героинь были подростки с трудной судьбой и кокетливые субретки, героини мелодрам и светские дамы.
Впрочем, уже тогда стало очевидно, что лучше всего начинающей актрисе удаются роли женщин из низов — страстных, находящихся во власти инстинктов, стихийно восстающих против своей доли.
Лизавета из драмы Писемского «Горькая судьбина», пожертвовавшая всем ради запретной любви, стала самой знаменитой ролью Стрепетовой: она играла ее больше тридцати лет, почти до самой смерти.
В канун двадцатилетия Стрепетовой повезло: она переехала в Самару и поступила играть в труппу антрепренера Рассказова. По сравнению с другими провинциальными деятелями Рассказов был человеком интеллигентным, воспитанником Малого театра. Вокруг него собрался кружок молодых просвещенных артистов. Немудрено, что именно здесь Стрепетова встретила любовь.
В 21 год Стрепетова влюбилась, как в бульварной пьесе, в местного обольстителя. Ее избранником стал Михаил Стрельский — герой-любовник на сцене и в жизни, имевший одну законную жену (жившую за границей) и постоянно менявший подруг. Стрепетова, всегда чуравшаяся вольных театральных нравов, на этот раз забыла о своих моральных принципах и самозабвенно отдалась чувству.
Стрепетова Полина Антипьевна
(Фото 1877 )
Стрельского пригласили на лето в Саратов — Стрепетова решила отправиться с ним. Будучи человеком прямодушным, она отправила письмо родным.
«Я написала матери, — рассказывала Стрепетова в своих мемуарах, — что я уж не та, что прежде, я люблю (такого-то) и сошлась с ним.
Зная их (родительский) взгляд на такой образ жизни, я заранее объявляю ей обо всем этом, и, если она желает, я не буду даже называться ее фамилией… Ответ был полным любви и прощения…»
Стрепетова поехала вместе с избранником в Саратов, а оттуда в Казань. Там у нее родилась дочка Маша. Жизнь со Стрельским оказалась мучительной: Полина исступленно его любила, местный донжуан ей изменял. Вскоре они расстались.
Несколько лет спустя Стрепетова выйдет замуж за другого бывшего коллегу по антрепризе Рассказова — провинциального актера Модеста Писарева, но, похоже, Стрельского так и не забудет.
Во всяком случае, в мемуарах «Минувшие дни», которые актриса напишет под конец жизни, она будет рассказывать о «Мише» не только с горечью, но и с нежностью.
А пока крах личной жизни, как это часто бывает у талантливых людей, совпал с взлетом жизни творческой. Благодарная казанская публика боготворила Стрепетову. Зрителям пришлась по душе ее экзальтированность, ее актерский максимализм.
«Играла она нервами, — вспоминал партнер актрисы В. Давыдов, — тратила столько сил, столько физического напряжения, что иногда расходовала себя на втором, на третьем акте и, уже совсем разбитая, доканчивала пьесу.
На другой же день она вновь отдавалась делу с таким же самопожертвованием».
Именно после казанских сезонов Стрепетова стала по-настоящему знаменитой. Слава о трагической актрисе дошла до обеих столиц. В провинции ей было уже тесно.
В 1873 году она триумфально выступила на гастролях в Москве и на несколько лет перебралась в первопрестольную. Модест Писарев представил жену своим хорошим знакомым: Островскому, Писемскому, Репину.
А впереди ее ждал Петербург.
В декабре 1881 года Пелагея Стрепетова подписала контракт с дирекцией Александринского театра. Сразу же стало ясно, что в этих стенах она не приживется.
Во-первых, исступленная манера Стрепетовой к тому времени уже начала казаться архаичной, а ее репертуар — ограниченным. При этом актриса не могла или не хотела меняться.
Во-вторых, ее странная индивидуальность категорически не вписывалась в снобистскую труппу Александринки.
К тому же слава ее была слишком громкой, чтобы это могла оставить без внимания тогдашняя прима императорской сцены и давняя знакомая Стрепетовой по провинции Мария Савина. Театралы разделились на сторонников Стрепетовой и поклонников Савиной. Конечно, в своем угловатом максимализме Стрепетова проигрывала Савиной, которая была светской, величественной и уверенной в себе. К тому же Савина всегда могла заручиться поддержкой сильных мира сего. Наконец, Савина обладала удивительно гибким дарованием и отменным чутьем на новые эстетические веяния.
Горькая судьбина (1876) Лизавета — Пелагея Стрепетова
В труппе Стрепетову буквально травили, как травят чужака в стае. «Она страшно больна и не выживет долго — это несомненно, — писал Суворин Модесту Писареву в Москву, — не выживет тем более, что Петербург ей солоно пришелся: мелкие горести, и не одни мелкие…
Актеры приняли ее на редкость враждебно, и, если бы не боязнь печати, ей бы устроили что-нибудь ужасное. Приверженцы Савиной действуют усердно, и, разумеется, их влияние сильнее и в театре, и вне его, чем приверженцев Стрепетовой…
Вчера карета (которая доставляла артистов на спектакль) приехала за ней и повезла в разные части города за хористками в оперу. Ее возили по городу больше часа и привезли в Мариинский театр, где она играла, когда уже был звонок. Она едва успела одеться, иззяблась и сегодня лежала больная совсем.
Не говорю уже о том, что пьесы, где она играет, обставляются прескверно, что до сих пор не дают ей жалованья, что в театральной конторе к ней отнеслись оскорбительно, а актер, бывший там же, начал громко ругать ее как актрису…»
Стрепетова обладала талантом портить отношения даже с теми людьми, которые были к ней расположены.
Она никогда не скрывала своих чувств и имела привычку говорить в глаза собеседнику все, что о нем думает. Это, конечно, давало в руки ее врагам дополнительные козыри.
Ну, а как еще относиться к даме, способной заявить директору одного театра, с которым ее только что познакомили:-
— Здравствуйте, я слышала, что вы большой подлец!
— С женщинами?! — ошеломленный директор попытался обратить дело в шутку.
— И с мужчинами тоже!
Около денег (1884) Степанида — Пелагея Стрепетова
Стрепетова прослужила в Александрийском театре почти десять лет. С годами ее положение там не становилось лучше.
В газетах продолжали бушевать схватки между противниками и сторонниками актрисы, причем противники терзали ее буквально за каждый шаг, а сторонники впадали в безудержное восхваление, что тоже выглядело странно. Лучшие роли Стрепетова сыграла до прихода на эту сцену.
В Александринке она по-прежнему выходила в ролях Лизаветы из «Горькой судьбины», Катерины из «Грозы», и только ее Кручинина из «Без вины виноватых» да Сарра из «Иванова» оказались новыми долгожданными удачами.
Постепенно из репертуара начали исчезать лучшие спектакли с ее участием, так что в середине 80-х годов из коронных ролей ей осталась одна «Гроза». Да и та шла в утренники, из-за чего Стрепетова с горькой иронией стала называть себя «воскресной актрисой».
Ее начали занимать в случайных ролях — часто комедийных, что ей было просто противопоказано. Постоянно унижали, как возмущался А. Н.
Островский:- «Потехин позволяет себе учить на репетиции — кого же! Стрепетову! Да еще покрикивает на нее».
Запретили брать отпуск на лечение, а когда ей пришлось задержаться в Ялте из-за сильного приступа хронического катара, несмотря на все врачебные поручительства, оштрафовали в размере месячного оклада.
Все эти оскорбления однажды переполнили чашу терпения, и Стрепетова написала письмо директору императорских театров г-ну Всеволжскому, в котором описывала ситуацию и выдвигала ряд условий. Похоже, Всеволжский только того и ждал.
Он тут же издал приказ, в котором распоряжался уволить Стрепетову. Актриса попыталась вернуться в провинцию. Но и здесь ничто уже не напоминало о тех горячих приемах, которые оказывала ей публика в молодости. К тому же вскоре разгорелся новый скандал.
В 1891 году Стрепетова вышла замуж за человека на тринадцать лет моложе себя. К этому времени актриса и Модест Писарев, который еще лет десять назад завел себе другую, гражданскую жену, давно уже жили отдельно. А в Стрепетову страстно влюбился 28-летний чиновник Александр Погодин. Они прожили вместе всего два года.
И Погодин, и Стрепетова были людьми неуравновешенными и авторитарными. Молодой муж ревновал жену не только к мужчинам вокруг, но и к сцене. Однажды после очередной ссоры, во время которой Стрепетова наотрез отказалась переезжать в Москву, куда мужа переводили на службу, Александр Погодин застрелился. Пелагея Антипьевна не могла простить себе, что не спасла его. «И знаете, что меня мучит больше всего… ведь я могла еще, пожалуй, удержать его от этого! В последний день вечером он меня предупреждал, что убьет себя, — я не поверила!» — говорила она годы спустя.
П. А. Стрепетова.
Фотография. С дарственной надписью В. М. Гаршину
22 мая 1887 г.
Окружающие считали актрису прямой виновницей происшедшего несчастья. Многие перестали с ней здороваться, сплетники за ее спиной смаковали детали трагедии. Дело подогревалось тем, что никто ничего толком не знал: власти запретили официально объявлять о случившемся.
Говорили, что именно после гибели Погодина трагический дар Стрепетовой окончательно померк. Правда, актриса сделала еще одну попытку возвратиться на сцену так измучившего ее Александрийского театра. В 1899 году она подписала контракт на амплуа драматических старух, но уже через полгода снова была оттуда уволена.
В последние годы Стрепетова осталась совсем одна. Сын (от Модеста Писарева) уехал служить в Константинополь, с дочерью они были не очень близки. Пелагея Антипьевна, судя по всему, была страстной и деспотичной матерью — из тех, кто стремится контролировать каждый шаг своего ребенка, кто способен задушить его силой любви.
Стрепетова Полина Антипьевна
Из двух ее детей — Маши и Виссариона (названного, конечно же, в честь неистового Белинского) — больше повезло Маше.
Правда, она так и не стала актрисой, о карьере которой страстно мечтала, и, следуя указаниям матери, избрала ненавистную ей профессию учительницы (а ведь некоторые друзья дома считали, что у Маши настоящий артистический дар).
Но все-таки девушка оказалась способной на самостоятельные поступки: скажем, втайне от матери она вступила в переписку с приемным отцом Модестом Писаревым, по которому очень скучала. А вот Виссарион, похоже, был по-настоящему искалечен жертвенной материнской любовью.
В течение многих лет Стрепетова жила более, чем скромно — копила деньги на оплату учебы своего обожаемого сына. Сын выучился на дипломата, мечтал жениться на любимой девушке, но Стрепетова была категорически против, и Виссаря (как его называла мать) разорвал отношения с любимой. Он получил назначение и отбыл служить в Турцию.
Пелагея Антипьевна умерла от рака в 1903 году. Вскоре после этого пришло известие о новом несчастье. То ли до конца не оправившись от потери любимой, то ли, будучи не в состоянии пережить смерть матери, Виссарион Писарев покончил с собой.
И.Е.Репин Актриса П.А.Стрепетова. 1882 Этюд
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Пелагея Стрепетова у И. Репина и Н. Ярошенко – это две разные женщины – сколько надрыва, смятения в одной, столько мягкости и спокойствия в другой… одного интересует одно, другого – другое, один по преимуществу акцентирует внимание на одной стороне, другой – на другой и т. д.
И.Е.Репин Портрет актрисы Пелагеи Антиповны Стрепетовой в роли Елизаветы. 1881
(Государственная Третьяковская галерея, Москва)
Источник: http://www.crown6.org/publ/75-1-0-1252
Два портрета актрисы Стрепетовой
Наша кнопка
Скачать материал
Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850–1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. В семь лет она впервые вышла на сцену. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой.
А спустя некоторое время слухи о ее блистательной игре стали распространяться по всей России. Первые же выступления провинциальной актрисы на сценах Москвы и Петербурга буквально ошеломили театральную публику, породили искреннее преклонение одних и столь же искреннюю неприязнь других.
И это не случайно: Стрепетова была не просто талантливой артисткой – она обновила самые принципы театральной игры. Будучи решительным противником рутины, актриса создавала сценические образы, насыщенные живым чувством, исполненные жизненной правды. По словам писателя А.
Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет».
Но восторги поклонников и широкая известность все же не принесли Стрепетовой личного счастья.
Сравнительно легко проследить очередность событий, составляющих человеческую судьбу. Но возникает вопрос: а какова была внутренняя жизнь этой замечательной женщины? Каков был ее характер? О чем она думала, чем жила? Отзывы современников о Стрепетовой противоречивы, часто поверхностны.
Интересные воспоминания о Стрепетовой оставил М. В. Нестеров: «Стрепетова, как и великий Мочалов, как и ряд выдающихся русских актеров, основывавших свою игру на непосредственном „чувстве“, была неровна в игре.
Сегодня потрясала она зрителей глубокими, незабываемыми переживаниями мятущейся женской души – ее тяжкой доли, а завтра в той же роли была заурядна, бесцветна.
И так всю жизнь, на сцене и в жизни, чередовались у нее успехи с неудачами, с отчаянием.
В репертуаре ее было несколько ролей, в которых она не имела себе соперниц. В „Грозе“ она была поразительной Катериной.
Немало и других ролей с ярко выраженным трагическим характером и преимущественно из народной русской жизни Стрепетова играла как истинно великая артистка… Звук ее голоса, простота, естественность – тот великий реализм, что бывает так редко, и даже у великих художников знали мы не так часто – вот этот реализм был у Стрепетовой в минуты ее высочайшего вдохновения».
В Москве, в Третьяковской галерее, находятся два портрета актрисы, которые можно рассматривать как художественные «документы», чья правдивость совершенно бесспорна. А бесспорна потому, что созданы портреты людьми высочайшей честности и большого ума, прославленными мастерами русского реалистического искусства второй половины XIX века – И. Репиным и Н. Ярошенко.
И. Репин. «Портрет актрисы П. Стрепетовой». Масло. 1881.
Репин всегда был в курсе последних театральных новостей, высоко ценил талант Стрепетовой, ее манеру игры. «Ермолова и Ильинская, – писал он В.
Стасову, называя популярные в те годы артистические имена, – действительно прекрасные актрисы, но до Стрепетовой им далеко». Уже в 1878 году художник делает несколько карандашных набросков, изображающих актрису.
Проходит еще три года, и Репин создает живописный портрет Стрепетовой, в котором она представлена в роли Лизаветы из пьесы А. Ф. Писемского «Горькая судьбина».
В 1882 году мастер пишет еще один портрет Стрепетовой. Пишет как подготовительный этюд к картине «Одиночное заключение» («Тоска»), что находится ныне в пражской Национальной галерее. Результат был довольно неожиданным: картина явно не удалась, зато этюд к ней стал одним из шедевров русской живописи.
Смело и уверенно изобразил художник выразительное лицо молодой женщины, длинными нечастыми мазками наметил волосы.
Глаза несколько затемнил, отчего взгляд становится глубоким, исходящим словно бы из самой души человеческой. Очевидно, что перед нами человек, находящийся в особом психологическом состоянии.
Выбран момент высокого душевного подъема: творческое горение оборачивается страданием – не за себя, за других.
И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно.
Ощущается тот стремительный ритм, в котором двигалась кисть художника: широко и размашисто прописан фон, нервными белильными мазочками вылеплен воротник. Старший друг Репина, художник И.
Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то».
Поскольку следы творческих усилий художника никак не скрыты, в картине словно сосуществуют . два образа: Стрепетовой и самого Репина.
И все же это никак не нарушает художественного единства портрета: ведь все черты характера автора, отразившиеся здесь – темпераментность, восторженность, – проявились лишь в отношении к модели.
Художник не пожелал быть сторонним наблюдателем, он открыто выразил восторг силой духа Стрепетовой, ее талантливостью, красотой помыслов.
Н. Ярошенко. «Портрет актрисы П. Стрепетовой». Масло. 1884.
Портрет кисти Ярошенко создавался почти одновременно с репинским: впервые зрители увидели эту работу на XII Передвижной художественной выставке в 1884 году. Отклики на него были весьма разноречивыми. Восторженно отзывался о портрете Крамской. В то же время анонимный рецензент «Санкт-Петербургских ведомостей» назвал эту работу «довольно неудачной».
Вряд ли кто-нибудь согласится ныне с такой оценкой одной из лучших работ Ярошенко. Но интересно, что в пылу полемики безвестный петербургский журналист указал на важную особенность полотна: художник написал здесь не Стрепетову-актрису, а скорее Стрепетову-личность.
Он вовсе не стремился продемонстрировать артистизм натуры, яркую талантливость Стрепетовой. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье. Ее взгляд не встречается со взглядом зрителя: она явно погружена в свои мысли, переживания.
Стрепетова представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений. Одному из исследователей творчества Ярошенко золотые браслеты на ее руках напомнили кандалы.
И удивительное дело: как ни скромен внешний облик изображенной художником женщины, при первом же взгляде на холст ощущаешь всю нравственную значительность личности Стрепетовой.
Большой мастер психологического анализа, Ярошенко использует минимум художественных средств, чтобы выявить и показать зрителю ее прекрасные человеческие качества: серьезность отношения к жизни, интеллигентность, душевную энергию…
Конечно же, манера письма Ярошенко отличалась от репинской. Портрет написан суховато, он почти монохромен – преобладают серые и черные тона. Но зато мастер необычайно точно нашел характерные для актрисы позу и жест рук, передал многосложное выражение ее лица. Сама строгость живописи соответствует всей неброскости портретного образа.
Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности.
Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена. Потому произведение и нуждается в долгом и внимательном разглядывании, в умном и доброжелательном зрителе.
Мимо этого скромного полотна легко пройти, но все же любому зрителю навсегда запомнятся строгое одухотворенное лицо Стрепетовой, ее напряженный мучительный взгляд, ее нервно сцепленные пальцы…
Часто возникает вопрос: а какой же все-таки портрет лучше – тот, что написал Ярошенко, или репинский? Однозначного ответа тут быть не может. Каждое из полотен хорошо по-своему, они словно дополняют друг друга, внося все новые и новые штрихи в наше представление о характере Стрепетовой.
Различными оказываются даже сами способы воздействия картины. Репин обращается к чувствам зрителя, он стремится «заразить» его своим сочувствием и симпатией к прекрасному человеку, к великой артистке. Ярошенко же прежде всего обращается к разуму публики. По мнению Крамского, холст, созданный Ярошенко, это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой».
Впрочем, вряд ли правильно противопоставлять два произведения, созданных почти одновременно художниками-единомышленниками, ведущими мастерами Товарищества передвижных выставок. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего.
Репина и Ярошенко роднит понимание портрета как жанра, раскрывающего внутреннее состояние человека, его роль в жизни общества. В обоих случаях изображается душевная драма женщины. В самом ее характере выделяются те черты, которые свойственны были большинству передовых женщин той эпохи.
Поэтому оба образа воспринимаются как собирательные.
На единые реалистические принципы опираются мастера и в своих художественных поисках, внешне столь несходных.
И для Репина, и для Ярошенко превыше всего – правда натуры, она вовсе не понимается как унылое и холодное правдоподобие. Явно симпатизируя Стрепетовой, художники-реалисты ничуть не идеализируют ее внешность.
Нет ничего надуманно-красивого и в колорите работ, даже живопись Репина – широкая, виртуозная — очень правдива.
Русский реализм основывался не только на честном отношении к натуре, но и прежде всего на честном отношении к жизни. «Поэтом можешь ты не быть, – писал Н. А. Некрасов, – но гражданином быть обязан». Репин и Ярошенко были в своем творчестве поэтами и гражданами. Они не мирились с окружающим их злом, свято веруя – свидетельство тому портреты Стрепетовой – в красоту человеческого духа.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории художественная культура:
Источник: https://doc4web.ru/mkh/dva-portreta-aktrisi-strepetovoy.html
Стрепетова, Полина Антипьевна — это… Что такое Стрепетова, Полина Антипьевна?
Поли́на (Пелаге́я) Анти́пьевна Стре́петова (1850—1903) — известная российская театральная актриса.
Мемориальная доска на доме 10 по ул. Пушкинской в Санкт-Петербурге.
Родители Стрепетовой и точная дата рождения Полины неизвестны, её ребёнком подкинули на крыльцо дома нижегородского театрального парикмахера Антипа Стрепетова. В его семье она и была воспитана. Детство провела в Нижнем Новгороде.
С приёмными родителями девочке определённо повезло. Антип Григорьевич Стрепетов был человеком, что называется, редкой души, разве что увлекался водкой, которая в конце концов и свела его в могилу.
Приёмная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой актрисой, обладательницей неплохого сопрано, и одновременно дамой высоких моральных качеств. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (её отец, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения). Пела в опере.
Так что в семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи. Но Полина уже в детстве решила, что станет актрисой.
Впечатление на эмоциональную девочку произвело выступление гастролирующей в Н. Новгороде московской знаменитости Л. П. Никулиной-Косицкой. Она стала своего рода эталоном для юной Стрепетовой, которая повзрослев, стала продолжательницей, созданной Никулиной традиции сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей, а также отстаивающей свою любовь.[1]
Стрепетова впервые вышла на театральную сцену в 1865 году в Рыбинске. Она не получила театрального образования, но многое восприняла от товарищей по сцене: ученицы М. С. Щепкина — А. И. Шуберт, своего мужа — видного актёра М. И. Писарева и других.
Среди ранних ролей Полины Стрепетовой: Верочка («Ребёнок» Боборыкина), Софья («Перемелется — мука будет» Самарина, 1866). В первые годы пребывания на сцене Стрепетовой приходилось играть в драме, комедии, водевиле, оперетте («Фауст наизнанку», «Фру-Фру», «Прекрасная Елена» и др.).
Горячая любовь к народу, дух активного протеста против угнетения делали искусство Стрепетовой близким устремлениям революционно-демократической интеллигенции. Стрепетова первая в русском театре раскрыла духовную силу русской женщины.[источник не указан 1313 дней]
В Саратовском театре она встретилась с будущим мужем — актёром Михаилом Стрельским, и эта встреча стала роковым поворотом судьбы. Избалованный красавец не ограничивал себя в любовных связях и кроме того имел законную супругу, проживавшую за границей.
Терпеть и молчать Стрепетова не умела, а потому нервные срывы и бурные ссоры становились всеобщим достоянием.
Но Полина вынуждена была переезжать из города в город в качестве незаконной жены Стрельского, поскольку уже ждала ребёнка и на собственный ангажемент рассчитывать не могла.
Талант Стрепетовой как трагедийной актрисы проявился в период работы её в Казани (1871). Здесь она с огромным успехом играла свои лучшие роли — Лизавета («Горькая судьбина» Писемского), Катерина («Гроза» Островского), Марья Андреевна («Бедная невеста» Островского), Аннета («Семейные расчёты» Куликова).
В 1876 году Полина Стрепетова впервые выступила на сцене Александринского театра. С 1881 по 1890 в Александринском театре Полина сыграла свыше 30 ролей. Её талант ценили И. С. Тургенев, В. И. Немирович-Данченко, П. И. Чайковский. Портреты Стрепетовой писали И. Е. Репин, В. М. Васнецов, Н. А. Ярошенко.
П. А. Стрепетова в роли Лизаветы (Горькая судьбина). Картина работы И. Репина (1881)
Последние годы жизни Стрепетова провела в Санкт-Петербурге. В 1895—1896 играла в Малом (Суворинском) театре и писала воспоминания, правда закончить их не успела.
Полина Стрепетова была похоронена на Никольском кладбище Санкт-Петербурга. В 1936 году прах перенесён в Некрополь мастеров искусств.
Адреса в Санкт-Петербурге
1881—1882 — набережная реки Фонтанки, 19.
1882—1884 — Лиговский проспет, 67.
1884—1893 — Пушкинская улица, 10, кв. 15 (мемориальная доска).
1893—1903 — Клинский проспект, 27[2].
Роли в театре
Литература
- П. А. Стрепетова. Жизнь и творчество трагической актрисы. Л. — М., 1959
- Гаевская М. Ю. Пелагея Стрепетова. Роковой талант. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2004. — 320 с. — 5 000 экз. — ISBN 5-462-00313-7
Примечания
- ↑ Стрепетова
- ↑ Энциклопедия «Санкт-Петербург» — М.:РАСПЭ, 2004, стр.843
Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/207329
Два портрета актрисы Стрепетовой
Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850–1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. В семь лет она впервые вышла на сцену. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой.
А спустя некоторое время слухи о ее блистательной игре стали распространяться по всей России. Первые же выступления провинциальной актрисы на сценах Москвы и Петербурга буквально ошеломили театральную публику, породили искреннее преклонение одних и столь же искреннюю неприязнь других.
И это не случайно: Стрепетова была не просто талантливой артисткой – она обновила самые принципы театральной игры. Будучи решительным противником рутины, актриса создавала сценические образы, насыщенные живым чувством, исполненные жизненной правды. По словам писателя А.
Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет».
Но восторги поклонников и широкая известность все же не принесли Стрепетовой личного счастья.
Сравнительно легко проследить очередность событий, составляющих человеческую судьбу. Но возникает вопрос: а какова была внутренняя жизнь этой замечательной женщины? Каков был ее характер? О чем она думала, чем жила? Отзывы современников о Стрепетовой противоречивы, часто поверхностны.
Интересные воспоминания о Стрепетовой оставил М. В. Нестеров: «Стрепетова, как и великий Мочалов, как и ряд выдающихся русских актеров, основывавших свою игру на непосредственном „чувстве“, была неровна в игре.
Сегодня потрясала она зрителей глубокими, незабываемыми переживаниями мятущейся женской души – ее тяжкой доли, а завтра в той же роли была заурядна, бесцветна.
И так всю жизнь, на сцене и в жизни, чередовались у нее успехи с неудачами, с отчаянием.
В репертуаре ее было несколько ролей, в которых она не имела себе соперниц. В „Грозе“ она была поразительной Катериной.
Немало и других ролей с ярко выраженным трагическим характером и преимущественно из народной русской жизни Стрепетова играла как истинно великая артистка… Звук ее голоса, простота, естественность – тот великий реализм, что бывает так редко, и даже у великих художников знали мы не так часто – вот этот реализм был у Стрепетовой в минуты ее высочайшего вдохновения».
В Москве, в Третьяковской галерее, находятся два портрета актрисы, которые можно рассматривать как художественные «документы», чья правдивость совершенно бесспорна. А бесспорна потому, что созданы портреты людьми высочайшей честности и большого ума, прославленными мастерами русского реалистического искусства второй половины XIX века – И. Репиным и Н. Ярошенко.
И. Репин. «Портрет актрисы П. Стрепетовой». Масло. 1881.
Репин всегда был в курсе последних театральных новостей, высоко ценил талант Стрепетовой, ее манеру игры. «Ермолова и Ильинская, – писал он В.
Стасову, называя популярные в те годы артистические имена, – действительно прекрасные актрисы, но до Стрепетовой им далеко». Уже в 1878 году художник делает несколько карандашных набросков, изображающих актрису.
Проходит еще три года, и Репин создает живописный портрет Стрепетовой, в котором она представлена в роли Лизаветы из пьесы А. Ф. Писемского «Горькая судьбина».
В 1882 году мастер пишет еще один портрет Стрепетовой. Пишет как подготовительный этюд к картине «Одиночное заключение» («Тоска»), что находится ныне в пражской Национальной галерее. Результат был довольно неожиданным: картина явно не удалась, зато этюд к ней стал одним из шедевров русской живописи.
Смело и уверенно изобразил художник выразительное лицо молодой женщины, длинными нечастыми мазками наметил волосы.
Глаза несколько затемнил, отчего взгляд становится глубоким, исходящим словно бы из самой души человеческой. Очевидно, что перед нами человек, находящийся в особом психологическом состоянии.
Выбран момент высокого душевного подъема: творческое горение оборачивается страданием – не за себя, за других.
И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно.
Ощущается тот стремительный ритм, в котором двигалась кисть художника: широко и размашисто прописан фон, нервными белильными мазочками вылеплен воротник. Старший друг Репина, художник И.
Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то».
Поскольку следы творческих усилий художника никак не скрыты, в картине словно сосуществуют . два образа: Стрепетовой и самого Репина.
И все же это никак не нарушает художественного единства портрета: ведь все черты характера автора, отразившиеся здесь – темпераментность, восторженность, – проявились лишь в отношении к модели.
Художник не пожелал быть сторонним наблюдателем, он открыто выразил восторг силой духа Стрепетовой, ее талантливостью, красотой помыслов.
Н. Ярошенко. «Портрет актрисы П. Стрепетовой». Масло. 1884.
Портрет кисти Ярошенко создавался почти одновременно с репинским: впервые зрители увидели эту работу на XII Передвижной художественной выставке в 1884 году. Отклики на него были весьма разноречивыми. Восторженно отзывался о портрете Крамской. В то же время анонимный рецензент «Санкт-Петербургских ведомостей» назвал эту работу «довольно неудачной».
Вряд ли кто-нибудь согласится ныне с такой оценкой одной из лучших работ Ярошенко. Но интересно, что в пылу полемики безвестный петербургский журналист указал на важную особенность полотна: художник написал здесь не Стрепетову-актрису, а скорее Стрепетову-личность.
Он вовсе не стремился продемонстрировать артистизм натуры, яркую талантливость Стрепетовой. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье. Ее взгляд не встречается со взглядом зрителя: она явно погружена в свои мысли, переживания.
Стрепетова представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений. Одному из исследователей творчества Ярошенко золотые браслеты на ее руках напомнили кандалы.
И удивительное дело: как ни скромен внешний облик изображенной художником женщины, при первом же взгляде на холст ощущаешь всю нравственную значительность личности Стрепетовой.
Большой мастер психологического анализа, Ярошенко использует минимум художественных средств, чтобы выявить и показать зрителю ее прекрасные человеческие качества: серьезность отношения к жизни, интеллигентность, душевную энергию…
Конечно же, манера письма Ярошенко отличалась от репинской. Портрет написан суховато, он почти монохромен – преобладают серые и черные тона. Но зато мастер необычайно точно нашел характерные для актрисы позу и жест рук, передал многосложное выражение ее лица. Сама строгость живописи соответствует всей неброскости портретного образа.
Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности.
Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена. Потому произведение и нуждается в долгом и внимательном разглядывании, в умном и доброжелательном зрителе.
Мимо этого скромного полотна легко пройти, но все же любому зрителю навсегда запомнятся строгое одухотворенное лицо Стрепетовой, ее напряженный мучительный взгляд, ее нервно сцепленные пальцы…
Часто возникает вопрос: а какой же все-таки портрет лучше – тот, что написал Ярошенко, или репинский? Однозначного ответа тут быть не может. Каждое из полотен хорошо по-своему, они словно дополняют друг друга, внося все новые и новые штрихи в наше представление о характере Стрепетовой.
Различными оказываются даже сами способы воздействия картины. Репин обращается к чувствам зрителя, он стремится «заразить» его своим сочувствием и симпатией к прекрасному человеку, к великой артистке. Ярошенко же прежде всего обращается к разуму публики. По мнению Крамского, холст, созданный Ярошенко, это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой».
Впрочем, вряд ли правильно противопоставлять два произведения, созданных почти одновременно художниками-единомышленниками, ведущими мастерами Товарищества передвижных выставок. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего.
Репина и Ярошенко роднит понимание портрета как жанра, раскрывающего внутреннее состояние человека, его роль в жизни общества. В обоих случаях изображается душевная драма женщины. В самом ее характере выделяются те черты, которые свойственны были большинству передовых женщин той эпохи.
Поэтому оба образа воспринимаются как собирательные.
На единые реалистические принципы опираются мастера и в своих художественных поисках, внешне столь несходных.
И для Репина, и для Ярошенко превыше всего – правда натуры, она вовсе не понимается как унылое и холодное правдоподобие. Явно симпатизируя Стрепетовой, художники-реалисты ничуть не идеализируют ее внешность.
Нет ничего надуманно-красивого и в колорите работ, даже живопись Репина – широкая, виртуозная — очень правдива.
Русский реализм основывался не только на честном отношении к натуре, но и прежде всего на честном отношении к жизни. «Поэтом можешь ты не быть, – писал Н. А. Некрасов, – но гражданином быть обязан». Репин и Ярошенко были в своем творчестве поэтами и гражданами. Они не мирились с окружающим их злом, свято веруя – свидетельство тому портреты Стрепетовой – в красоту человеческого духа.
Источник: https://mirznanii.com/a/134037/dva-portreta-aktrisy-strepetovoy
Художник Ярошенко Николай Александрович (1846-1898)
?
eva_k2 (eva_k2) wrote, 2015-09-04 22:03:00 eva_k2 eva_k2 2015-09-04 22:03:00 Автор — OksGurbanova. Это цитата этого сообщенияХудожник Ярошенко Николай Александрович (1846-1898).
«Портрет актрисы П.А.Стрепетовой» 1884 Холст, масло 120 х 78 Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Студент» 1881 Холст, масло 87 x 60 Государственная Третьяковская галерея
Москва
«Курсистка» 1883г. Холст, масло 85 х 54 Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«Портрет художника Николая Николаевича Ге» 1890г. Холст, масло 92,5 x 73,5 Государственный Русский музей
Санкт-Петербург
«В парке. Портрет С.Р.Левицкой» 1883 Холст, масло 51 х 34 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань
«Заключенный» 1878 Холст, масло 143,1 x 107,6 Государственная Третьяковская галерея
Москва
- «В теплом краю» 1890 Холст, масло 107 x 81 Государственный Русский музей
- Санкт-Петербург
- «Портрет молодой дамы» Холст, масло 56,5 x 49,7 Костромской государственный объединенный художественный музей
- Кострома
- «Террористка» 1881
- «Портрет философа Владимира Соловьёва» 1892 г.
- «Кочегар» 1878г. Холст, масло 124 х 89 Государственная Третьяковская галерея
- Москва
- «Портрет учёного Александра Яковлевича Герда»
- «Цыганка» 1886
Н. А Ярошенко — одна из наиболее типичных и одновременно своеобразных фигур в передвижничестве. Именно ему после смерти И. Н. Крамского (1887) суждено было стать идейным руководителем ТПХВ. «Он был большим либералом, интеллигентом-художником и военным, генералом в отставке, — писал о нем Я. Д. Минченков. — Ярошенко был папашей у передвижников, и его побаивались».
Ярошенко получил образование военного инженера, но, испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у И. Н. Крамского, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74).
В круг личных знакомств художника входили выдающиеся представители народнической интеллигенции — писатели Г. И. Успенский, В. Г. Короленко, В. М. Гаршин и др.
Наболевшие вопросы русской действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в творчестве Ярошенко.
Имя художника приобрело известность в связи с созданием им картины «Кочегар» (1878).
Первым среди русских живописцев Ярошенко представил образ заводского рабочего, показав его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, но и новой могучей социальной силой.
Два фрагмента сразу приковывают внимание к картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с вопросительным упреком устремленные на зрителя.
Начиная с «Кочегара» Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные типы его времени: революционной интеллигенции («Заключенный», 1878; «Старое и молодое», 1881), передовой учащейся :молодежи («Студент», 1881; «Курсистка», 1883).
В этих работах художник стремится представить обобщенный образ нового поколения — мыслящего, целеустремленного, деятельного. Значительное место в творчестве Ярошенко занимает портрет.
Характерно, что его моделями всегда являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И.Н.Крамского, 1876; В.М.Максимова, 1878; И.К.Зайцева, 1886; Н.Н.Ге, 1890; писателей Г. И. Успенского, 1884; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1886; А. Н. Плещеева, 1887; В. Г.
Короленко, 1898, и др.). Изображая их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и свой душевный мир.
Лучшим в портретной галерее Ярошенко является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884). В образе, созданном художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о которой И.Н.
Крамской говорил, что она может быть «не только интересной, но замечательно красивой», а простая русская женщина, со строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Она точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых великолепно воплощала на сцене.
Среди жанровых работ Ярошенко наиболее известной стала картина «Всюду жизнь» (1888). С искренней теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни арестантов, узников тюремного вагона.
В подобревших лицах этих людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл произведения — показать высокую человечность в людях, отвергнутых обществом. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко 1880-90-х гг.
— «На качелях» (1888), «В теплых краях» (1890), «Песни о былом» (1894). Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной картины из жизни рабочих. Однако скоропостижная смерть не дала осуществиться замыслам художника.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Источник: https://eva-k2.livejournal.com/1809261.html
Как художник Николай Ярошенко совместил несовместимое — дослужился до генерала и стал всемирно известным живописцем
Портрет Н.А. Ярошенко. (1897 год). М.В. Нестеров.
Знаменитого живописца Николая Ярошенко современники называли генералом художников-передвижников. Он был известен не только своим уникальным творчеством, а и тем, что был близким другом многим представителям русской творческой интеллигенции, был родным дядей Бориса Савенкова — революционера-террориста и тестем Максимилиана Волошина — известного художника и поэта. Да и всю свою жизнь он умудрялся совмещать совершенно противоположные занятия — военную службу, принесшую ему чин генерала, и живопись, сделавшую его всемирно знаменитым художником.
Личное дело
Родился будущий живописец на Полтавщине в 1846 году в семье высокообразованного шляхтича, отставного генерал-майора. Имел Николай двоих братьев и сестру, которая в будущем и станет матерью известного революционера Бориса Савенкова.
Автопортрет. (1895 год). Государственный Русский музей
И безусловно, судьба старшего сына Николая была предрешена его отцом еще с детства, мечтавшем о том, что тот, как и он, дослужится до чина генерала. Девятилетним мальчуганом Коля был зачислен в Полтавский кадетский корпус, где наряду с военными занятиями курсантам давали уроки рисования, к чему у будущего художника был особый дар.
Затем в жизни Николая Ярошенко было Петербургское военное артиллерийское училище и вечерние рисовальные классы при Академии художеств, где преподавал Иван Крамской. Великая сила характера заставила Николая работать с большой самоотдачей.
С одной стороны он все свое свободное время посвящал живописи, милой его сердцу, а с другой — усердно служил, не позволяя себе лишить отца мечты, видевшем в нем кадрового военного.
«Старик с табакеркой». Н. Ярошенко.
«Украинка». Н. Ярошенко.
К двадцати пяти годам Ярошенко был уже сложившимся художником, со своим видением мира и выработанным почерком. Из под его кисти вышли первые мастерски выполненные портреты «Старик с табакеркой», «Крестьянин», «Старый еврей», «Украинка».
Любовь на всю жизнь
Портрет Марии Павловны Ярошенко (1875 год)./ Автопортрет Николая Ярошенко.
После окончания вечерних классов Императорской Академии искусств 28-летний Николай Ярошенко женился на Марии Павловне Невротиной, курсистке, ставшей ему верной спутницей и другом до конца жизни. Это была пара чрезвычайной красоты — физической и духовной. И так как собственных детей, к сожалению, у супругов не было, они воспитали приемную дочь — Надежду.
«Курсистка».(1880 год). Н. Ярошенко.
Творческий путь
Через год, в 1875 году, состоялся дебют Ярошенко на Четвертой Передвижной выставке, где он представил полотно «Невский проспект ночью», на котором изобразил дождливую ночь и две женщины, съежившихся на пороге богатого дома, их судьба-злодейка выгнала на панель. (К сожалению это полотно было уничтожено во время Второй мировой войны).
«Девушка-крестьянка».(1891 год). Н. Ярошенко.
И уже совсем скоро он становится членом Товарищества передвижников, и почти сразу же избирается коллегами в правление, где вместе с Иваном Крамским были ведущими представителями движения. Крамского соратники называли «разумом» передвижничества, а Ярошенко — его «совестью».
«Ярошенковские субботы»
В петербургской квартире Николая Александровича проходили знаменитые «Ярошенковские субботы», которые были своеобразным клубом прогрессивной петербургской интеллигенции.
Постоянными посетителями здесь были знаменитые писатели — Гаршин, Успенский, Короленко, художники — Репин, Куинджи, Поленов, Максимов, легендарные ученые нобелевские лауреаты — Менделеев и Павлов. Гостил у Николая Александровича и Лев Толстой, который считал художника своим близким другом.
И когда семья Ярошенко жила уже в Кисловодске, именно к ним и хотел «сбежать» русский писатель из своей Ясной поляны.
«Шат-гора (Эльбрус)» (1884 год). Н. Ярошенко.
Ярошенко до отставки, нередко бывая на Северном Кавказе, привозил «фантастические» пейзажи вызывающие у столичной публики фурор. По тем временам Северный Кавказ для большинства жителей России был краем далеким и неизведанным. Поэтому, на экспозиции картины «Шат-гора (Эльбрус)», публика посчитала изображённую там панораму Кавказского хребта фантазией и вымыслом мастера.
Кавказский пейзаж. Н. Ярошенко.
Работал Николай Ярошенко в различных жанрах от пейзажа и натюрморта до портрета и жанровых сцен. Но наиболее его творчество проявилось в создании исторических образов выдающихся людей второй половины 19 века, современников мастера.
По характеру своего дарования Ярошенко был прирожденным художником-психологом, умевшим показать всю глубину человеческой души. Со слов жены живописца М.П.
Ярошенко: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли».
Серия портретов Николая Ярошенко
«Портрет М.А. Плещеева». (1887 год). Н. Ярошенко.
«Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой».(1884 год). Н. Ярошенко.
«Портрет Глеба Успенского». Н. Ярошенко.
«Портрет художника Николая Ге». Н. Ярошенко.
«Портрет Елизаветы Платоновны Ярошенко. Н. Ярошенко.
«Портрет неизвестной». (1881 год). Н. Ярошенко.
«Студент». (1881 год). Н. Ярошенко.
«Портрет молодой дамы». Н. Ярошенко.
«Сестра милосердия».(1886 год.) Н. Ярошенко.
«Портрет цыганки». Н. Ярошенко.
«Старик». Н. Ярошенко.
«Летом». Н. Ярошенко.
Жанровые работы художника
Удивительное по своей сути полотно «Всюду жизнь», написанное в 1888 году стало венцом расцвета творческой зрелости Ярошенко и получила всенародное признание на XVI Передвижной выставке.
Оригинальная композиция этого произведения представляет собой как бы выхваченный из жизни отдельный кадр: окно вагона, люди за решеткой, доски перрона, птицы.
Это создает видимость случайно промелькнувшей сцены и делает картину правдоподобной и жизненной.
«Всюду жизнь». (1888 год). Н. Ярошенко.
«Старое и молодое» (1881 год). Н. Ярошенко.
«Выгнали». (1883 год). Н. Ярошенко.
Последние годы жизни
Более двадцати лет Николай Ярошенко прослужил на патронно-минном заводе Петербурга в качестве военного инженера, и незадолго до отставки ему был пожалован чин генерал-майора, об этом так мечтал когда-то отец художника. Уволившись в запас по состоянию здоровья, они с женой уехали в Кисловодск на ранее приобретенную дачу.
Атмосферу дружеских петербургских вечеров Николай Александрович с женой возобновили и в Кисловодске. На лето к ним съезжались близкие друзья, а так же постоянными гостями в их доме были знаменитые художники, артисты и ученые, отдыхавшие в Кисловодске летом.
Организовывались огромные пикники, походы в горы и различные массовые поездки с посещением достопримечательных мест Кавказа. И отовсюду художник привозил много этюдов и зарисовок.А в конце жизни, невзирая на туберкулез трахеи, Ярошенко отправляется в путешествие по России и миру. Он посетит Поволжье, Италию, Сирию, Палестину, Египет.
Из этих странствий мастер привезет немало картин, эскизов, этюдов, портретов и графических работ.
Надгробный памятник Николая Ярошенко.
Ярошенко не стало в 52 года. Умер художник от сердечного приступа на следующий день после того, как пробежал до дома под дождём более десяти километров с горы Большое седло, где писал с натуры очередной этюд. Там же, в Кисловодске, художника-генерала похоронили, и там был открыт художественный музей Николая Александровича.
Вдова художника, пережившая мужа на семнадцать лет, завещала после своей смерти передать большую часть работ мужа в дар его родному городу Полтаве. Они то и составили основу Полтавской картинной галереи, которой позже присвоят имя художника.
Источник: https://art.mirtesen.ru/comments/42046336679/page