«поклонение волхвов», якопо бассано — описание картины

Главная ~ Картины великих ходожников XV — XX века ~ Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) ~ Бассано, Якопо и Франческо — Поклонение волхвов
«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картиныПолный размер: 1476 х 1089 px. Открыть оригинал  |  Скачать на диск  

Другие картины «Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)»:

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Бассано, Леандро — Неверие св. Фомы

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Бассано, Леандро — Несение креста

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Бассано, Леандро — Портрет старушки

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Баут, Петер — Крестьяне около шинка

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Баут, Петер — Кузница

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Батони, Помпео — Сластолюбие

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Батони, Помпео — Святое Семейство со св. Елизаветой и св. Иоанном Крестителем

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Батони, Помпео — Портрет князя Б. Куракина

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Батони, Помпео — Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком

Бахрам — Портрет Надир-Шаха

Беземан, Адольф Андреевич — Большой дворец в Ораниенбауме

Белланж, Жак — Оплакивание Христа

Количество просмотров: 158 Количество комментариев: 0

© Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Источник: https://www.beesona.ru/museums/hermitage/16252/

Картина Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов": описание, история :

Наверное, невозможно найти в современном мире человека, которому не доводилось слышать имени величайшего итальянского архитектора и художника, учёного и скульптора, мыслителя и философа, изобретателя и инженера, гениального представителя эпохи Возрождения — непревзойденного Леонардо да Винчи.

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Наследие

Его жизнь и творчество изучались и продолжают изучаться исследователями со всего мира. Сохранившиеся работы Леонардо да Винчи в разных областях позволяют судить о многогранности этого человека.

Большинству наших читателей гениальный итальянский мастер известен как живописец. Его работы «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Мона Лиза», «Крещение Христа» и многие другие являются шедеврами мирового искусства.

Всего же им создано девятнадцать полотен, некоторые из которых остались незавершенными.

Великий итальянец оставил свой след в науке, медицине, литературе. Сам да Винчи считал себя в первую очередь ученым или инженером. Живописи он уделял не слишком много времени. Его художественное наследие невелико: ряд работ безвозвратно утрачен, а некоторые сильно повреждены.

Среди незавершенных работ великого живописца картина «Поклонение волхвов». Год создания произведения (1481) на самом деле является началом работы над ним. Картина отличается присущей всему творчеству мастера загадочностью и таинственностью.

По мнению специалистов, это первая довольно зрелая работа художника, в которой он проявил свою яркую индивидуальность. Он использовалпри создании шедевра свои знания анатомии, экспериментировал с перспективой, применил свои инженерные изыскания.

Однако это полотно наделено чем-то большим, чем художественное произведение, даже такое гениальное, – до сих пор не раскрыта тайна его замысла.

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов»: история создания

Благодаря содействию отца, нотариуса монастыря, в 1481 году Леонардо да Винчи получил крупный заказ на большое полотно для алтаря церкви монастыря Огастина в Сан-Донато Скопето. Договор заключили на два с половиной года.

Но картина осталась незавершенной. В 1482 году Леонардо покинул Флоренцию.

Местный банкир Лоренцо Великолепный отправил его в Милан к герцогу Лодовико Сфорца, как «посланника муз»: художнику предстояло продемонстрировать созданную им лиру, поскольку только он умел на ней играть.

Краткосрочная, казалось бы, поездка затянулась на восемнадцать лет. Этот поступок художника монахи Сан-Донато сочли бесчестным и предложили завершить начатую работу другому живописцу. Он согласился и стал вносить в картину собственные изменения. Возможно, они были продиктованы требованиями церкви. Но, к счастью, сохранилось множество эскизов, которые помогают понять задумку да Винчи.

Леонардо да Винчи, «Поклонение волхвов»: описание картины

«Поклонение волхвов» является воплощением придуманного Леонардо языка «говорящей» живописи. Удивительная выразительность эмоций, интенсивность жестов спустя столетия будут воплощены в немом кино.

Многие искусствоведы считают, что картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» — это некий набросок, состоящий из нескольких тем, которые не связаны со смысловым фокусом полотна – Марией с младенцем Иисусом.

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Центр картины занимает Мария с новорожденным Иисусом. Ее окружают почитатели, преклонившие колена. На переднем плане можно увидеть трех царей-волхвов, которые преподносят святые дары.

На заднем, более темном плане, изображено большое дерево, прописанное с натуралистической точностью. Верхний левый угол занимает полуразрушенное здание. Справа находятся два всадника в поединке.

В нижнем правом углу расположился молодой человек, который отвернулся от того, к чему прикованы все взгляды, хотя на Святое Семейство указывают его жесты.

Исследователи и искусствоведы уверены, что в этом юноше просматривается портретное сходство с юным Леонардо. Вся композиция построена на фоне горных вершин, что очень характерно для творчества да Винчи.

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Сюжет картины

«Поклонение волхвов» (1481) — полотно да Винчи, анализ которого довольно сложен, поскольку его содержание не совсем вписывается в привычные рамки.

Композиция построена по принципу пирамиды, где ее вершину определяет голова Марии. Главная тема — поднесение дара одним из волхвов будущему Спасителю.

Когда самый старый из царей припадает к ногам Богородицы, второй, прижимаясь к скале, одаривает святого младенца. Собирается опуститься на колени и третий волхв.

Существует версия, что три эти фигуры олицетворяют народы Европы, Азии и Африки, которые готовы принять новую веру. Расположенные слева руины — символ дворца Давида.

На его развалинах уже выросли два молодых дерева, символизирующие новое время – эру любви и милосердия.

Центральное дерево тянется своими корнями к голове младенца Иисуса, словно намекая на его прямое родство с самим царем Давидом.

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Два вооруженных всадника, сражающихся в смертельной схватке, напоминают враждующих королей, которые, посетив Вифлеем, решили помириться. Композиция в целом подчеркивает резкий контраст между ярким светом, который исходит от Марии с Иисусом, и темнотой, их окружающей.

Тайны картины

Неоконченная картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» вызывает огромный интерес среди исследователей всего мира. Однако самых больших результатов на этом поприще добился М. Серачини — известный итальянский биоинженер, который долгие годы жизни посвятил изучению жизни и творчества великого мастера.

Он применил глубокое сканирование слоя краски, сумев проникнуть под верхние ее слои и рассмотреть первоначальное изображение, нанесенное на полотно. Как выяснилось, снизу картина была обрезана на десять сантиметров. Вначале она была отполирована растворителями, а затем загрунтована белилами. Постепенно на них появились трещины и их снова заретушировали, но теперь использовали синюю краску.

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» была наполнена множеством персонажей, занятых различными действиями. Всего Серачини выделил 66 фигур. На первом плане волхвы преподносят дары священному младенцу.

Но Богородица в первоначальном варианте стоит на скале как на постаменте, а не на земле.

В правом вернем углу отчетливо стали видны сцены сражений, в то время как верхний левый угол оказался заполненным рабочими, которые строят новый прекрасный храм.

Что означает жест Иоанна Крестителя?

Итальянский художник Леонардо да Винчи использовал в своей работе интересный элемент — он изобразил один, но очень значимый жест Иоанна Крестителя. Он трактуется в католицизме как призыв к покаянию. Под центральным деревом да Винчи изобразил старца с указующим перстом.

Картина Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов» акцентирует внимание зрителя к подтексту, связанному с Иоанном Крестителем. Этот жест прекрасно виден, и молодые персонажи, расположенные на втором плане, смотрят не на Марию с Иисусом, а на человека, воздевшего палец кверху.

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Дерево Иоанна

Все исследователи сходятся во мнении, что да Винчи разместил над Марией рожковое дерево (цератонию) неспроста: оно ассоциировалось в символике католицизма с Иоанном Крестителем, который во время странствий по пустыне питался его бобами. В те времена они были пищей самых бедных слоев древних египтян. Значительно позже ими стали кормить домашний скот.

Но Иоанн был настолько неприхотлив во время скитаний, что ему хватало для насыщения всего нескольких стручков с этого дерева. В эпоху Возрождения изображение этого дерева ассоциировалось с присутствием самого Иоанна.

Куда ведут лестницы?

В левом верхнем углу картины можно увидеть две лестницы, каждая из которых насчитывает по шестнадцать ступеней. Они ведут наверх, к площадке, где завершается восхождение.

В сумме лестницы насчитывают тридцать три ступени. Это число стало «кодом да Винчи», который дал возможность предположить некоторым исследователям, что Леонардо был связан с орденом тамплиеров.

Это число совпадает с числом посвящения в члены ордена.

Так, под слоем краски Серачини обнаружил на верхней площадке сооружения строителей, занятых возведением стен. По замыслу автора стало ясно: «символ язычества» должен был возродиться.

Битва или дуэль?

В верхнем правом квадрате, где изображены два сражающихся воина, высветилось настоящее побоище. Серачини утверждает, что вид этой битвы вызвал у него шок. Вероятно, картина содержала в себе первоначально замысел батальной темы, которую автор позже реализовал в «Битве при Ангьяри».

В этой части картины художник отобразил свое отношение к войнам и к Крестовым походам в частности. Под батальной сценой видны лица людей, которые повернуты в сторону будущего храма новой веры.

Описание и анализ картины, сделанные Серачини, проясняют многие подводные камни, которые стали предпосылками для создания шедевров да Винчи, однако он уверен, что главные открытия еще ждут нас впереди.

Реставрация

Сегодня неоконченное полотно великого итальянца хранится в галерее Уффици. В ноябре 2011 года специалисты из института Opificio delle Pietre Dure заявили о том, что картина, не покрытая лаком, начинает разрушаться.

Реставраторы планировали очистить картину от следов прежних восстановительных работ. По их утверждениям, все фигуры, изображенные на полотне, вновь станут объемными, цвета — более живыми, а сама картина — яркой.

Однако в ходе дискуссий было принято решение пока не проводить восстановительные работы, чтобы не исказить замысел да Винчи.

Источник: https://www.syl.ru/article/299327/kartina-leonardo-da-vinchi-poklonenie-volhvov-opisanie-istoriya

Бассано (Якопо Де Понте)

 Путеводитель по картинной галерее Императорского ЭрмитажаБенуа Александр Николаевич

Однако лишь с половины XVI века в творчестве Якопо де Понте (прозванного по месту его рождения Бассано, 1510 — 1592) — художника, родившегося в год смерти Джорджоне, проявляется эта новая отрасль живописи, вполне обособленной и самодовлеющей. В Венеции были свои местные причины, почему именно жанр возник и развился здесь с особым успехом. Каждый мало-мальски зажиточный венецианец имел на материке свою виллу, свою усадьбу, и отдых от торговых дел, от морской службы на лоне природы, в мирных занятиях сельским хозяйством представлялся особенно пленительным для горожан, которые остальное время года не видели ничего, кроме каменных домов, мостовой и каналов. Эта ностальгия по земле, по природе, по зелени вызвала в Венеции расцвет чистого пейзажа (в творчестве Тициана и Кампаньолы), она же вызвала и бытовую живопись, Бассано носившую вначале исключительно сельский характер.

Читайте также:  Руджиеро, освобождающий анжелику, энгр

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Франческо Бассано Младший (Школа Якопо Бассано). Осень. Холст, масло. 97х127. Инв. 1598. Из собр. Кроза, Париж, 1772

Бассано писал и религиозные сюжеты (хорошая копия с превосходной его картины “Поклонение волхвов”, хранится в Эрмитаже), но славу себе стяжал мастер сериями бытовых сельских картин, сделавшихся в гравюрах достоянием всего мира.

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Якопо Бассано. Св. Фабиан, св. Рох и св. Себастьян. Бумага, масло. 57,5х45. Инв. 2590. Из собр. Кроза. Париж, 1772

Эрмитаж, к сожалению, не имеет подлинных произведений этого простоватого, но замечательно искреннего художника и блестящего колориста, но ряд копий “Христос у Марфы и Марии”, “Снятие с креста”, “Положение во гроб” и “работа мастерской” “Лето” знакомят с манерой Бассано и с общим настроением времени. Внимание к простой жизни, выразившееся в них, находилось во всяком случае в зависимости от все усиливавшейся индифферентности к мистическим вопросам.

К концу XVI века, начавшегося с истинно “божественного” искусства Леонардо, Микель Анджело, Корреджо, Джорджоне и Рафаэля, итальянское искусство представляло из себя несколько безотрадную картину.

И не в талантах чувствовался недостаток, не в знаниях и в мастерстве, в духовной силе.

Художникам, пошедшим вслед за Микель Анджело, удалось заимствовать у него одну “маску”, и их произведения носят характер “упражнений в колоссальном стиле”; художники, пошедшие вслед за Корреджо, разменяли его грацию на дряблую манерность, не сумев вникнуть в его внутреннюю психологию. Только в Венеции и окрестных провинциях (где тоже чувствовалась некоторая усталость) могла сформироваться разумная реакция против грозившего упадка. Но именно “разумность” становится отныне (взамен непосредственности и вдохновения) одним из главных двигателей творчества.

Следующая глава

Пальма, Якопо старший
О Пальме в Эрмитаже можно иметь лишь очень одностороннее представление по превосходному мужскому портрету (симфония серого с черным), чрезвычайно типичному для венецианского Ренессанса, но, к сожалению, испорченному реставрацией. Пальма старший.

Пармеджанино (Маццола, Франческо), Бертоя (Якопо Цангуиди), Скидоне, Бартоломео Пагани, Грегорио
Вообще для того, чтобы дополнить понятие о дальнейших исканиях художников первого периода барокко по Эрмитажу, приходится останавливаться на вещах второстепенных. Укажем

Источник: https://culture.wikireading.ru/40286

Поклонение волхвов

Искусство Нидерландов 15 и 16-го веков «Поклонение волхвов» – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части. Установлено, что гербы на этом алтаре, принадлежащие донаторам, относятся к семьям Бронхорст и Боссхёйс. Патроном донатора-супруга является апостол Петр, его жене покровительствует святая Агнесса.

Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года. В 1568 году триптих конфискован герцогом Альбой у Яна Каземборта, секретаря герцога Эгмонтского. Впоследствии он упоминается в числе картин, отправленных Филиппом II в 1574 году в монастырь Эскориал. Ныне хранится в музее Прадо в Мадриде.

Перед ветхой хижиной величественно восседает Богоматерь. Она показывает младенца волхвам, облаченным в роскошные одежды.

Не вызывает сомнений, что Босх намеренно придает поклонению волхвов характер литургической службы: об этом свидетельствуют дары, которые старший из «восточных царей» Валтазар возлагает к ногам Марии – маленькая скульптурная группа изображает Авраама, собирающегося принести в жертву своего сына Исаака; это – предзнаменование жертвоприношения Христа на кресте. Нагрудник второго волхва – Мельхиора – украшен резным изображением еще одной сцены из Ветхого Завета – посещения царя Соломона царицей Савской. Третий, чернокожий Гаспар волхв держит в руке увенчанную орлом серебряную державу, на которой изображен Авенир, воздающий почести Давиду.

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

За сценой внимательно наблюдают оборванные крестьяне, которые выглядывают справа из-за стены хлева, а чтобы лучше видеть, лезут на крышу и карабкаются на деревья. Пастухи увидели Иисуса в сочельник, но на посвященных поклонению волхвов картинах XV века они часто появляются в качестве зрителей.

Босх нарушает традицию, его крестьяне выказывают гораздо меньше благоговения, чем было принято изображать, их шумное бесцеремонное поведение контрастирует с величавым достоинством волхвов, и это важный нюанс – пастухов, как правило, отождествляли с иудеями, отвергшими Христа, тогда как «цари с Востока» – неиудеи – признали в младенце истинного Мессию.

Самый загадочный персонаж – это человек, стоящий в дверях хлева позади волхвов.

Полуобнаженный – на нем лишь рубашка и багряный плащ, – с массивной короной на голове, с золотым браслетом на запястье, с прозрачным цилиндром, прикрывающим язву на лодыжке, он смотрит на Иисуса с какой-то двусмысленной улыбкой, в то время как на лицах его спутников написана нескрываемая враждебность.

Поскольку эти гротескные фигуры находятся внутри полуразвалившегося хлева – старинного символа синагоги, – было принято считать, что это либо Ирод и его лазутчики, либо Антихрист со свитой. То и другое не слишком убедительно, хотя связь этого персонажа с силами зла несомненна – о ней свидетельствуют демоны, вытканные золотом на полотнище, свисающем у него между ног.

Они же изображены на предмете, который полуобнаженный персонаж держит в левой руке, причем, как ни странно, предмет этот не может быть ничем иным, кроме шлема второго волхва. Более того, фигурки демонов украшают и одеяния чернокожего царя и его слуги. Со всей очевидностью это говорит о языческом прошлом волхвов и о том, что до своего обращения ко Христу они занимались чародейством (отзвуки этого средневекового поверья можно найти в «Золотой легенде»).

«Поклонение волхвов», Якопо Бассано — описание картины

Известны также трактования этого образа, авторы которых видели в обнаженном персонаже царя Давида и отлученного от церкви пророка Валаама. На внутренней стороне створок триптиха изображены Святой Петр и Святая Агнеса с донаторами.

Имя коленопреклоненной женщины – Агнес Боссюйсе, на это указывает фамильный герб и присутствие её святой покровительницы Святой Агнесы с непременным атрибутом – агнцем на заднем плане. Семейство Боссюйсе вместе с семейством Бронхорст, как об этом свидетельствует герб на левой створке, заказали этот образ, видимо, предназначенный для хертогенбосского собора.

Персонаж, сидящий на вязанке хвороста под дырявой крышей, сушит какие-то вещи над огнем. Вероятно, это Святой Иосиф, занятый сушкой пеленок младенца Христа. На заднем плане раскинулась привольная мирная долина, купающаяся в горячих лучах солнца. Золото неба у горизонта выше переходит в лазурную дымку – этот прием становится обычным в зрелом творчестве Босха.

Однако покой и мир пейзажа лишь видимость: зло обнаруживает себя во множестве мелких деталей, рассеянных по всей площади триптиха. Волк и медведь, к примеру, нападают на путешественников (это указание на непредвиденные препятствия, стоящие на жизненном пути человека).

Это шедевр, в котором Босх обнаружил огромный талант пейзажиста, был подвергнут тщательному анализу, в результате которого были идентифицированы силы зла, окружающие Богоматерь с младенцем. Уникальным является то, что в канонический сюжет Босх вписывает Антихриста и, как бы подчеркивая необычность трактовки традиционной темы.

Триптих является одним из самых загадочных в творчестве Босха и заключает в себе символику, отсылающую к установлению мессы, как об этом свидетельствуют наружные стороны боковых створок с изображением Мессы Святого Григория. Папа Григорий Великий изображен служащим мессу, во время которой за алтарём появляется сам Христос в окружении сцен Страстей.

Внутренние створки написаны в монохромной коричневато-серой гамме, за исключением фигур донаторов. Легенда о мессе Святого Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.

В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв. Босх представляет это чудо в виде безмолвного духовного диалога между коленопреклонённым папой и Христом, восстающим из саркофага.

Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.

Перейти к следующей работе мастера ►

Источник: http://smallbay.ru/article/bosch09.html

Описание картины Поклонение волхвов – Якопо Бассано

Творчество Якопо Бассано продолжает традиции того направления венецианской живописи, которое отмечено повышенной праздничностью. Эту линию развивали Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, Тициан и Паоло Веронезе.

В данной картине, которую художник написал в соавторстве с сыном Леандро, сам сюжет помог создать яркое, многоголосное и в то же время лиричное по духу полотно. Почти весь его первый план занят Волхвами, которые “шумною толпой” на конях, ослах и верблюдах приехали из дальних стран поклониться родившемуся Спасителю.

Младенец сидит на коленях у Марии, позади стоит святой Иосиф, а перед ними экзотично одетые люди разбирают привезенные подарки, чтобы поднести их Христу. Вся картина проникнута тем приподнятым настроением, которое обычно вносят с собой гости.

Сочные, глубокие цвета, играющие множеством оттенком, создают удивительный колорит, характерный для венецианской живописи. Бассано, любивший наполнять свои полотна бытовыми подробностями, поместил здесь серебряное блюдо, золотой кувшин, полуоткрытый сундук, который обходит собака, лежащую рядом с одним из волхвов его корону, стоящую у ног Богоматери корзину с пеленками.

Художник тщательно изображал все, что создавало ощущение реальности происходящего, например хлев, в котором родился Иисус. Но мастер испытывал и тягу к волшебному, ощущение которого всячески усиливал в своем произведении: вдали расстилается переливающийся дивными красками пейзаж, и надо всем сияет указывавшая волхвам путь Вифлеемская звезда.

(No Ratings Yet) Loading…

Еще картины:

  1. Поклонение пастухов – Якопо Бассано Работы Якопо Бассано, чья живопись относится к венецианской школе, – красочные, многофигурные и наполненные движением. В них присутствуют черты маньеризма……
  2. Иоанн Креститель в пустыне – Якопо Бассано Пиком” маньеристских поисков Бассано большинство современных искусствоведов считают полотно Иоанн Креститель в пустыне”, 1558. Так, Дзампетти, видный исследователь творчества Бассано,……
  3. Портрет женщины – Якопо Бассано Представленный здесь портрет относится к позднему периоду творчества Бассано. До 1570-х годов он обращался к жанру портрета крайне редко, да……
  4. Портрет мужчины – Якопо Бассано Представленный здесь портрет относится к позднему периоду творчества Бассано. До 1570-х годов он обращался к жанру портрета крайне редко, да……
  5. Август – Якопо Бассано Расцвет мастерской Бассано относится к 1570-м годам. В это время из нее выходило-несметное количество сельских сцен на библейские и аллегорические……
  6. Распятие – Якопо Бассано В конце 1550-х годов Бассано оставляет маньеристские опыты и возвращается к ренессансной, широкой и выразительной, манере письма. Судя по работам……
  7. Мученичество святой Екатерины – Якопо Бассано Эта работа, написанная по заказу церкви Сан-Джироламо в Бассано, является наиболее показательной для Якопо да Понте начала 1540-х годов. На……
  8. Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем – Якопо Бассано Эта изысканно-маньеристская картина была написана художником, по всей видимости, в первой половине 1540-х годов, вскоре после его возвращения в Бассано…….
  9. Казнь Иоанна Крестителя – Якопо Бассано Что касается маньеризма в развитии”, то его можно увидеть в Казни Иоанна Крестителя”, созданной около 1550 года. Здесь Бассано наиболее……
  10. Шествие на Голгофу – Якопо Бассано В этой картине есть и сугубо технический профессионализм, и тонкое чувство ритма и стиля. При всей своей вторичности” , она,……
  11. Крещение святого Лучиллы – Якопо Бассано Позднее полотно Бассано, написанное яркими красками, отличается подчеркнутой игрой света. Широкая палитра прохладных, светящихся тонов создает эффект наполненного светом пространства….
  12. Поклонение волхвов – Якопо Понтормо Эта картина флорентинца Понтормо в полной мере позволяет судить о том, как понимали задачи живописного рассказа представители маньеризма. В их……
  13. Отдых на пути в Египет – Якопо Бассано Отдых на пути в Египет принято датировать началом второй половины 1540-х годов. Эта картина отличается благородством и изысканной простотой композиции…….
  14. Тайная вечеря – Якопо Бассано В небольшое пространство картины вписаны фигуры апостолов и Христа. Позы, жесты, выражения лиц говорят о сильном волнении апостолов. Бассано расширил……
  15. Святой Иероним в пустыне – Якопо Бассано Якопо да Понте, прозванный по имени города, в котором, за исключением молодых лет, когда учился в Венеции, провел всю жизнь,……
  16. Поклонение волхвов – Паоло Веронезе Картина Поклонение волхвов была написана в 1573 году как алтарная композиция для церкви Сан-Сильвестро в Венеции. В ней уже зримо……
  17. Поклонение волхвов (Алтарь Монфорте) – Хуго Гус Поклонение волхвов [1468-1470] 147 х 242 см. Государственные музей, Берлин. Высказывалось предположение, что Хуго ван дер Гус родился в семье……
  18. Благовещение пастухам – Якопо Бассано По всей видимости, при жизни художника эта картина пользовалась едва ли не большей популярностью, чем его сельские сцены, – до……
  19. Поклонение волхвов – Леонардо да Винчи Получение этого заказа, условием которого является написание сюжета поклонения волхвов новорожденному Иисусу, возможно, тоже не обошлось без помощи Пьеро да……
  20. Поклонение волхвов – Анджелико Фра Фра Анджелико, до принятия монашества Гвидо ди Пьетро, – крупнейший и один из самых известных мастеров Флорентийской школы Раннего Возрождения…….
Читайте также:  Отдых в париже в декабре: фото, туры, погода

Описание картины Поклонение волхвов – Якопо Бассано.

Источник: https://art.goldsoch.info/poklonenie-volxvov-yakopo-bassano/

Босх. Поклонение волхвов

znichk_a

Давно не было «рассматривалок», вот, решила возобновить.

Hieronimus Van Bosch, ? -1516. Про Босха известно очень мало. И дед его, и отец и братья были художниками-дизайнерами — оформляли интерьеры соборов — от алтаря до храмовой утвари.

Художник всю жизнь прожил в брабантском городке Хертогенбос. Босх женился на богатой невесте, купеческой дочке Алейт Гойартс ван дер Меервене, стал влиятельным бюргером. Детей не было.

Вступил в Братство Богоматери и несколько лет в нем председательствовал.

Всего художнику принадлежит около 35 картин, но только 7 из них подписаны им. Названия картин тоже неизвестны, придуманы позже. Католические государи высоко ценили талант художника.

«Страшный суд» был заказан ему герцогом Бургундии Филиппом Красивым (1504), «Искушение» с 1507 г. находилось в коллекции Маргариты Австрийской, «Семь смертных грехов» повесил у себя в покоях король Испании Филипп II.

Картины Босха не представляли непосильной загадки для образованной части его современников, хотя уже в 1563 г. испанец де Гевара считал нужным «разъяснить простому народу, что не надо видеть в этом художнике изобретателя чертей и чудовищ».

Ну, про чертей и чудищ мы еще, надеюсь, поговорим, а пока — Поклонение волхвов. Из всех многообразных католических Поклонений — именно это самое необычное и мистическое.

Под катом — ну очень большая картинка (правда, надо на нее щелкнуть, а потом на плюсик) и десяток маленьких, а также 2 страницы текста.

Сразу скажу, что известно, что ни при жизни, ни после смерти Босх не считался еретиком. И это во времена активной инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков, бывало, безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм».

Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности! Так, в 1572 г. Дамиано де Гуа, португальский гуманист и друг Эразма Роттердамского, обвиненный инквизиторами, в доказательство своей религиозности сказал, что купил и подарил церкви картины Босха, и Дамиано оправдали.

Поклонение волхов — это триптих, с подвижными створками. Установлено, что гербы на этом алтаре, принадлежащие донаторам (то есть заказчикам), относятся к семьям Бронхорст и Боссхёйс.Про эти семьи больше ничего не известно.

Патроном донатора-супруга является апостол Петр, его жене покровительствует святая Агнесса. Скорее всего, этот алтарный триптих был изготовлен специально для них около 1510 года.

Первоначально он был в часовне Хертогенбосского собора , а позже был приобретен Филиппом II , который послал его в Эскориал в 1574 . Оттуда он вошел в музей Прадо в 1839 году.

Дальше идет большая картинка, используйте скроллер)

Босх. Поклонение волхвов. Дерево, масло. Центральная часть 138 X 72. Створки 138 X 33. Мадрид, Прадо

Рассмотрим центральную часть. В самом верху сияет Вифлеемская звезда. Иерусалим , с фантастическими зданиями, виден на заднем плане. На переднем плане — спокойная, но не безмятежная Богоматерь с Младенцем, очень маленьким и беззащитным.

перед Богоматерью с младенцем три царя: Валтасар, Каспар и Мельхиор. Валтасар в молитвенной позе преклонил колена. Его дар, золотая скульптура, повествующая о жертвоприношении Исаака, лежит у ног Богоматери как предзнаменование Страстей Христовых.

Каспар, также стоя на коленях, держит полуприкрытую миску из-под хлеба, которая, как и дар Валтасара, является намеком на литургию. Взгляд его насторожен. Сцена, вытканная на одеянии Каспара, — посещение царя Соломона царицей Савской — как знак собственного визита волхвов к младенцу Христу

Наконец, дар Мельхиора в виде сферы, увенчанной пеликаном (что символизирует искупление Христом первородного греха), декорирован сценой возвращения трех героев к царю Давиду с виноградной лозой.

Цари соотносятся по возрасту и по цвету одежды с алхимической традицией —  со стадиями получения философского камня, Великого делания, нигредо, альбедо и рубедо.

Шикарные одежды царей выписаны очень тщательно и подчеркивают их царственность.

Типологически сюжеты относятся к Поклонению волхвов. Однако ни радости, ни умиления на лицах не заметно.

Наверное, потому, что в дверях хлева видна странная фигура полуобнаженного человека, с короной, видимо, с головы Каспара, в руках. Считается, что Босх изобразил иудейского Мессию — Антихриста, сообщники которого скрываются внутри покосившейся, полуразрушенной лачуги, символизирующей ветхозаветную религию иудеев. Очень живописной в своей ветхости)

Антихрист пытается ввести человечество в заблуждение, доказав, что именно он есть истинный мессия.

Но мне кажется, что стоящий в дверях хлева персонаж – «иноплеменный маг и пророк» Валаам (в Торе — Бильам), который предвещал Рождество Христа и Вифлеемскую звезду: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко.

Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Пятикнижие Моисея, Числа 24:17). Это пророчество побудило древних астрономов постоянно наблюдать за звездой, которая стала путеводной для трех волхвов. В Ветхом Завете упоминается и о ране Валаама.

Вот он как раз двусмысленно так улыбается, глядя на Иисуса.

Такая битва магов получается. На Валааме — алхимическая сатурнианская корона, а на ноге у него — язва, закрытая стеклом. Язва, рана — знак инициации.

Валаам был известным волхвом, антиподом Моисея, равным ему по силе, одним из тех, кто знал и мог обрушить на врага смертоносное Слово Силы. Валаам был, по сути, предтечей волхвов. Но на картине его роль явно незавидна.

В Библии сказано, что Валаам вступил в сговор с моавитянами, чтобы склонить «сынов Израилевых к отступлению от Господа», то есть к идолопоклонству. И в средние века его воспринимали не только как пророка, но и как ересиарха, основателя ложного учения.

Потому-то Босх поместил его на пороге полуразрушенного хлева – образа синагоги и поруганной, нечистой веры, а на его одежде изобразил бесов.

Пророчество Валаама о Звезде из колена Иакова положило начало верованию, как израильтян, так и персов, от которых пришли евангельские волхвы, что пришествие Мессии будет предварено появлением на небе яркой звезды. Такая необыкновенно яркая звезда, как мы знаем, действительно засияла на небе незадолго до Рождества Христова.

Поклонение пастухов нечасто включается в одну композицию с поклонением волхвов, несмотря на то, что они, как явствует из Библии, были первыми, кто возвестил о сбывшемся пророчестве рождения царя Иудейского. Пастухи наблюдают сцену Поклонения из-за спины Богоматери. Двое из них забрались на соломенную крышу,

третий вскарабкался на дерево, чтобы лучше видеть происходящее, четвертый, со скорбным выражением лица, подглядывает через прореху в стене.  Этот фрагмент иллюстрирует слова Иисуса: «Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник».

На заднем плане написано войско, готовящееся перейти реку. Эта конница в островерхих шапках, видимо, свита одного из волхвов, в то же время намекает на войско трех царей земных из Апокалипсиса. Навстречу ей выдвигаются другие всадники — в тюрбанах, и отнюдь не с мирными намерениями.

Еще дальше — беспечный погонщик мула, которого оседлала обезьяна. И парочка в обнимку у домика, и языческий истукан на колонне… А дальше снова — войско. И мистическая мельница.

Читайте также:  «бирюзовая мэрилин монро» энди уорхола — описание картины

Хлев является тем центром, откуда на все пространство картины распространяется злоба и коварство.

Рассмотрим левую створку. Донатор со своим покровителем, апостолом Петром, размещенные на левой створке алтаря, занимают все пространство переднего плана. За ними возвышается разрушенный дворец царя Давида или царя Соломона, в котором нашел пристанище плотник, святой Иосиф  – он сушит пеленки, вытесненный из хлева Валаамом.

Донатор, несмотря на то, что его изображение как бы отделено от сцены поклонения, является свидетелем величайшего события.

В такое расположение фигур Босх вкладывает дополнительный смысл: Христос, даже в столь радостный момент Рождества, защищен от сил зла только своей матерью. Руины дворца тоже символизируют иудаизм, старую религию, порядком обветшавшую уже и до христианства.

За этими руинами, в поле видны танцующие под звуки волынки крестьяне – образ беззаботности и земных удовольствий, часто встречающийся у Босха.

На правой створке Св.Агнесса с донаторшей — первом плане,

а подальше — в пейзаже на правой створке волки нападают на путников — символ опасностей на жизненном пути.

А теперь — закроем створки этого алтаря.

В закрытом состоянии этот триптих представляет мессу Святого Григория , написанную в технике гризайля с двумя молящимися фигурами .

Триптих является одним из самых загадочных в творчестве Босха и заключает в себе символику, отсылающую к установлению мессы, как об этом свидетельствуют наружные стороны боковых створок с изображением Мессы Святого Григория. Алтарь изображает Голгофу со сценами из Страстей.

Рама содержит сцены из жизни Иисуса: от нижней левой, молитва в Гефсиманском саду , арест , Христос перед Пилатом , Бичевание , Коронацию терновым венцом, Несение креста и  Распятия . Иуда также виден на правом краю горы, на виселице.

Легенда о мессе Св. Григория, рассказывающая о чуде евхаристии, связывалась в эпоху позднего Средневековья с именем папы Григория Великого. Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (Святых Дарах) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы.

В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв. Босх представляет это чудо в виде безмолвного духовного диалога между коленопреклонённым папой и Христом, восстающим из саркофага.

Находящиеся у алтаря не замечают его, а причетник и два донатора хоть и не видят, но ощущают его присутствие.

Этот великолепный триптих говорит о том, что силы зла окружают Богоматерь с младенцем. Уникальным является то, что канонический сюжет Босх интерпретирует в нерадостном духе символического средневекового реализма, где выражает присущий человеку Северной Европы более трезвый, и более христианский взгляд на мир..

Да, Бог пришел в этот мир, но «этот мир лежит во зле».

И всё это происходит сейчас.

С Рождеством, и пусть мир будет немного добрее и радостнее…

Источник: https://znichk-a.livejournal.com/85438.html

Поклонение волхвов

Питер Пауль Рубенс Поклонение волхвов

Поклонение волхвов часто воспринимается как сюжет, замещающий сцену Рождества Христова. И являющуюся ее синонимом.

Художники Средневековья и Возрождения очень любили его за многозначность, неопределенность, хронологическую расплывчатость и множественность интерпретаций, дающих простор фантазии и воображению.

Некоторые  говорят о некой тайне волхвов, имея в виду в том числе и фигуру самого младшего звездочета, образ которого действительно двоится
— то ли юная девушка, то ли молодой отрок. Глядя на картины некоторых мастеров действительно есть повод для двойного толкования.

Галерея картин на сюжет Поклонения волхвов поразительна: сотни, начиная от художников средней руки и не таких известных, и кончая гениальными творениями Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Дюрера, Джотто, Питера Брейгеля Старшего, Иеронима Босха, Веласкеса и других.

Каждый художник по-своему интерпретировал евангельский сюжет, не стремясь к точности деталей и соответствия богословским и экзегетическим выкладкам.

Мантенья. Дары волхвов

В Евангелии от Матфея рассказывается, что когда родился БогоМладенец, к Ироду-царю пришли волхвы с востока и спросили:

«Где родившийся царь Иудейский, мы видели Его звезду на Востоке?»

Когда волхвы узнали, где должен был родиться мессия-царь, они удаляются в Вифлеем и, приблизившись к дому Марии с Младенцем, увидели звезду. Обрадовавшись, маги зашли в дом, поклонились Иисусу и принесли Ему дары.

Сколько было волхвов, как их звали, из каких стран прибыли, сколько времени добирались до Иерусалима и потом до Вифлеема, в Евангелии ничего не сказано. Поэтому очень рано начали складываться множественные толкования святых отцов Церкви и богословов (Оригена, Тертуллиана, Иустина Мученика, Иоанна Златоуста и др.), народные легенды и сказания.

Тиссо. Путешествие волхвов на верблюдах

Словом «волхвы» были переведены на церковно-славянский язык с греческого «маги». В православной традиции сюжету с волхвами уделяется очень мало внимания, редко выделяя их поклонение в отдельную икону. Обычно эту сцену помещают в икону «Рождество Христово» вместе с ангелами, пастухами, пещерой, звездой, яслями с БогоМладенцем, Иосифом и Девой Марией.

Отчасти это связано с тем, что волхвы были звездочетами и астрологами, т.е. языческими мудрецами, гадателями и колдунами, к которым еще с ветхозаветных времен было негативное отношение: они предсказывали, что будет с тем, кто родится под той или иной звездой, ограничивая свободу воли человека, которой он наделялся Богом.

Веласкес. Поклонение волхвам

Но на западе, особенно в Испании, сложилась развитая культурная традиция волхвов, которая включала в себя легенды и детальную разработку сюжета, уточняющую число и имена магов, их титулы, национальность, страны, откуда прибыли, цвет кожи и на чем путешествовали. Существуют книги с историей путешествия волхвов в Иудею. Одна из последних – роман «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» французского писателя Мишеля Турнье.

Поклонение волхвов в западных странах  отмечается как день трех царей в день Богоявления (6 января). В этот день принято дарить подарки, подобно тому, как волхвы принесли дары БогоМладенцу.

В православии считается, что поклонение волхвов произошло через двенадцать дней после Рождества, тоже совпадает с днем Богоявления, но отдельного дня, посвященного волхвам, в церковном календаре нет.

Дары волхвов: золото, ладан и смирна

В соответствии с западными легендами и сказаниями, волхвов было трое — по числу даров, которые они поднесли Иисусу: ладан – как первосвященнику, золото – как царю, смирну — как смертному человеку. Впервые это предположение высказал Ориген. Число три – сакральное и олицетворяет Святую троицу.

Волхвы были разными по возрасту: старший, среднего возраста и младший – отрок. Их имена в разное время были разными, но в западной традиции закрепились имена: Мельхиор, Бальтазар и Гаспар (Каспар), но кому они принадлежат, в разных сказаниях говорится по-разному. Обычно старшего называют Мельхиором, среднего – Бальтазаром, младшего Каспаром, но может быть и другой порядок.

Беноццо Гоццоли. Мельхиор — старший из волхвов. Представитель Европы, потомок Иафета

Все трое олицетворяют народы, которые произошли от сыновей Ноя: Иафета, Сифа и Хама, соответственно, представляя Европу, Восток (Азию) и Африку, отличаясь по цвету кожи: Каспар – черный, Бальтазар – желтый, Мельхиор белый, но м.б. и по-другому: Бальтазар – черный (Африка), Каспар – с желтой кожей (Восток, семитские народы и Азия) и Мельхиор – с белой кожей (Европа). Идея в том, что волхвы – представители всех языческих народов.

Вышли они по легенде из разных стран, среди которых чаще всего называют Персию, Аравию и Эфиопию, а встретились вместе уже потом. Путешествовали на верблюдах, что тоже имеет ветхозаветное основание в пророчестве Исайи:

«Множество верблюдов покроет тебя — дромадеры из Мадиама и Ефы; все они из Савы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа…».

Беноццо Гоццоли. Бальтазар — средний из волхвов, потомок Хама с темной кожей лица.

Спорным остается вопрос о времени Поклонения волхвов: некоторые считают, что это произошло вскоре или даже сразу после рождения Младенца и потому поклонение произошло в пещере и является заключительным актом Рождества. Однако из Евангелия от Луки известно, что еще было обрезание Иисуса (на восьмой день) и принесение его в Иерусалимский храм – через сорок дней после рождения (Сретение).

А судя по тому, что Ирод приказал убить всех младенцев младше двух лет, Поклонение волхвов произошла значительно позднее, когда Богомладенцу было два или три года. Отсюда на разных картинах Иисус Христос  изображается то как Младенец, лежащий в пещере, то как двух-трехлетний малыш, играющий с волхвами или Девой Марией.

Беноццо Гоццоли. Гаспар — младший их волхвов, потомок Сифа

Существовала неопределенность и в том, кто окружал Деву Марию в момент Поклонения, кто был его свидетелем? Это позволяло художникам населять картины разными лицами, прежде всего, современниками, выходцами из богатых семейств.

Это соответствовало знатности магов-царей, в отличие от традиции изображать поклонение пастухов выходцами из низших слоев народа. Так Боттичелли изобразил на картине Поклонение волхвов семейство Медичи и богатых заказчиков картины, а также и себя в числе свидетелей.

Сандро Боттичелли Поклонение волхвов (крайний справа — Боттичелли)

Другими словами, Евангельская история о Поклонении волхвов в силу своей пустотности стала своеобразной матрицей, словоформой, которая постепенно наполнялась вполне реальными персонажами, узнаваемыми современниками, мифами и легендами, соответствующими взглядам того времени.

Наиболее интересными картинами со сценой Поклонения волхвов можно назвать картину Леонародо да Винчи, которая хоть и не была закончена, но выглядит вполне цельной и показывает художника уже как вполне сформировавшегося мастера.

Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов

К числу шедевров относятся картины «Поклонение волхвов» Рембрандта, Питера Брейгеля Старшего, фрески Джотто, Гоццоли, Карло Веронезе и Веласкеса.

Питер Брейгель Старший

Джотто. Фреска Поклонение волхвов

Тина Гай

coded by nessus

Источник: http://sotvori-sebia-sam.ru/poklonenie-volxvov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector