Хуго ван дер Гус (нидерл. Hugo van der Goes) (ок. 1420-25, Гент — 1482, Одергем) — фламандский художник, которого Альбрехт Дюрер считал крупнейшим представителем ранненидерландской живописи, наряду с Яном ван Эйком и Рогиром ван дер Вейденом.
СОДЕРЖАНИЕ
- Биография художника
- Творчество
- Интересные факты из жизни художника
- Картины Хуго ван дер Гус
- Библиография
Родился в Генте или в местечке Тер Гус в Зеландии. Точная дата рождения неизвестна, однако найден указ от 1451 г., который разрешил ему вернуться из изгнания. Следовательно он успел к тому времени в чем-то провиниться и побыть некоторое время в изгнании.
Вступил в гильдию св. Луки. В 1467 стал мастером гильдии, а в 1473-1476 был ее деканом в Генте.
Работал в Генте, с 1475 в августинском монастыре Родендале близ Брюсселя. Там же в 1478 принял монашеский сан.
Последние годы его были омрачены душевной болезнью. Однако он продолжал работать, выполнял заказы на портреты. В монастыре его посетил будущий император Священной Римской Империи Максимилиан Габсбург.
В 1482 году Хуго ван дер Гус скончался.
Хуго ван дер Гус, работавший в традициях фламандских примитивистов, считается одним из самых значимых и прогрессивных представителей этого течения.
Его самой большой и известной работой является алтарный образ «Поклонение волхвов» или «Алтарь Портинари». Триптих был написан в 1475-1476 годах по заказу итальянского банкира Томмазо Портинари для церкви святого Эгидия госпиталя Санта-Мария-Нуова во Флоренции.
ТВОРЧЕСТВО
Он продолжил художественные традиции нидерландской живописи первой половины XV в. Художественная деятельность разнообразна. В его ранних работах заметно влияние Баутса.
Участвовал как декоратор в украшении города Брюгге по случаю свадьбы в 1468 герцога Бургундии Карла Смелого и Маргариты Йоркской, позже в оформлении торжеств в городе Генте по случаю въезда в город Карла Смелого и новой графини Фландрской в 1472.
Очевидно его роль в этих работах была ведущей, ибо по сохранившимся документам он получил большую плату чем остальные художники. К сожалению картины, бывшее частью оформления не сохранились.
Творчеству Гуса, продолжавшего в нидерландском искусстве традиции Яна ван Эйка и Рогира ван дер Вейдена, свойственно тяготение к мужественной правдивости образов, напряженному драматизму действия.
В свои композиции, несколько условные по пространственному построению и масштабным соотношениям фигур, полные тонких, любовно трактованных деталей (фрагменты архитектуры, узорные одеяния, вазы с цветами и т.п.
), художник Хуго ван дер Гус вводил множество ярко индивидуальных по характеристике персонажей, сплоченных единым переживанием, нередко отдавая предпочтение острохарактерным простонародным типажам.
Оплакивание Иисуса Христа. 1467-68
Распятие. 1470
Успение Богородицы. 1480
Фоном для алтарных образов Гуса часто служит поэтический, тонкий по красочным градациям ландшафт (“Грехопадение”, около 1470, Музей истории искусств, Вена).
Живописи Гуса присущи тщательная пластическая лепка, гибкость линейных ритмов, холодный изысканный колорит, основанный на созвучиях серо-синих, белых и черных тонов (триптих “Поклонение волхвов” или так называемый алтарь Портинари, около 1474–1475, Уффици; “Поклонение волхвов” и “Поклонение пастухов”, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Черты, свойственные живописи поздней готики (драматическая экстатичность образов, острый, изломанный ритм складок одежд, напряженность контрастного, звучного колорита), проявились в “Успении Богоматери” (Муниципальная художественная галерея, Брюгге).
“ГРЕХОПАДЕНИЕ”
Полуящерица, получеловек, змий в этом изображении грехопадения Адама и Евы с беспокойством следит, как Ева, стыдливо прикрытая продуманно посаженным ирисом, протягивает руку к Древу Познания за вторым яблоком, отведав кусочек первого.
Тщательность, с какой выписан каждый лист, былинка, завиток волос, поразительна. (Обращает на себя внимание необычная коса на затылке у змия.
) Данная сцена образует левую створку диптиха (алтаря, составленного из двух досок, скрепленных петлями).
Чистые, светоносные краски и откровенность в изображении этих фигур типичны для нидерландской живописи 15 века.
“ПОКЛОНЕНИЕ ПАСТУХОВ”
В «Поклонении пастухов» на первом плане находится новорожденный Иисус – слабый и беззащитный младенец, окруженный группой людей, смотрящих на него с восхищением и умилением одновременно. Мадонна тиха и кротка, но преисполнена душевного подъема и материнской гордости за свое дитя.
Далеко за яслями простирается традиционный голландский пейзаж – суровая северная природа, холмистый рельеф, редкая растительность, переплетающиеся дороги. Трогательность и одновременно жесткая угловатость, свойственная готическому стилю, сильно заметны в картине.
Пастухи, поклоняющиеся младенцу, также написаны с готической угловатостью – некрасивые, довольно грубые лица, далекие от античной гармонии фигуры.
Собственно, даже ангелы, окружившие ясли, так же некрасивы, как и простые люди.
Принято считать, что мастера живописи того времени вообще были значительно более реалистичны в своем творчестве, чем современные живописцы, и классические художественные образы, являвшие собой стремление к изображению великого в человеке, столь характерные для итальянских художников, были неприемлемы для северного живописца.
Интересные факты из жизни художника
Творческая биография художника имеет множество неясностей и пробелов, так как ни одна из картин не датирована художником и не подписана им.
БИБЛИОГРАФИЯ
- А. Плюшар. Энциклопедический лексикон, том 8. — Типография А. Плюшара; С.-П., 1837 — с. 225 (Вандергусъ, Гуго)
- Гус, Гуго // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907
- С. Дзуффи. Возрождение. XV век. Кватроченто. — М.: Омега-пресс, 2008
- Н.Н. Никулин. Золотой век нидерландской живописи. XV век. — 2-ое. Исправленное и дополненное. — М.: ООО Фирма «Издательство АСТ», 1999
- Королева А.Ю. Великие художники Нидерландов XV—XVII вв. — М.: «ОЛМА-ПРЕСС Образование», 2005
- Популярная художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1986; Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 / Глав. ред. М. Д. Аксенова. — М.: Аванта+, 2003
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.
wikipedia.org, artclassic.edu.ru, northernrenaissance.jimdo.com, smallbay.ru, jivopis.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Хуго ван дер Гус: картины художника
Хуго ван дер Гус — все картины Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Хуго ван дер Гус: жизнь и творчество художника
5 (100%) 1 голос(ов)
Источник: https://allpainters.ru/van-der-gus-hugo.html
История картины «Алтарь Портинари»
«Поклонение пастухов». Центральная часть.
Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Центральная часть «Поклонение пастухов» между 1474-1478 гг. Галерея Уффици, Флоренция
Томмазо Портинари был агентом флорентийского банка Медичи в Брюгге.
Будучи искренним поклонником нидерландской живописи и располагая значительными денежными средствами, он заказал знаменитым художникам города несколько произведений: Ганс Мемлинг исполнил парные портреты Томмазо и его жены, а Хуго ван дер Гус написал для флорентийской церкви Св. Эгидия один из самых прекрасных алтарей в северном искусстве.
Центральная картина триптиха посвящена поклонению Младенцу. Исполненная благоговения и нежности Мария стоит на коленях перед своим новорожденным сыном.
Её молчаливой молитве вторят ангелы с яркими разноцветными крыльями, облачённые в богатые священнические одеяния.
Рядом в порыве простодушного восторга преклонили колени пастухи, ведомые ангелом (благовестие пастухам изображено в правом верхнем углу картины).
Художник создаёт необычную интерпретацию сакральной сцены, где соседствуют покой и эмоциональность, мистическое и реальное. Выражение благоговейной созерцательности на лицах ангелов контрастирует с непосредственной радостью и восхищением пастухов, пришедших поклониться новорожденному Спасителю.
Слева от Девы Марии видны осёл и бык, а за ними едва различим на тёмном фоне самый загадочный персонаж картины – дьявол со сверкающими глазами и когтистой лапой.
Замечательная деталь на переднем плане картины — цветы в керамической вазе и в стеклянном стакане. Они имеют символическое значение: лилии означают девственность Марии, ирисы и гвоздики – её будущую скорбь и крёстные страдания Христа, водосбор – Святой дух.
фрагмент триптиха
«Томмазо Портинари с сыновьями, со святыми Антонием и Фомой». Левая створка.
Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Левая створка «Томмазо Портинари с сыновьями, со святыми Антонием и Фомой»
На боковых створках алтаря предстаёт всё семейство Портинари вместе со своими святыми покровителями. На левой панели триптиха святой Антоний аббат (седобородый старец в монашеской рясе с традиционными атрибутами – посохом с Т — образной ручкой и колокольчиком) и святой Фома сопровождают заказчика алтарного образа Томмазо и его сыновей.
«Мария Барончелли с дочерью, со святыми Маргаритой и Магдалиной» Правая створка.
Хуго ван дер Гус «Алтарь Портинари». Правая створка «Мария Барончелли с дочерью, со святыми Маргаритой и Магдалиной».
На правой створке мы видим жену Томмазо, Марию Маддалену, и его дочь Маргериту вместе со святыми Маргаритой Антиохийской, попирающей дракона, и Марией Магдалиной, которая держит в руке свой традиционный атрибут – сосуд с драгоценным миром, которым она помазала ноги Иисуса Христа.
Живопись Алтаря Портинари пришлась по вкусу мастерам итальянского Возрождения, отдельные мотивы, заимствованные из триптиха, можно найти в картинах флорентийца Доминика Гирландайо и даже самого Леонардо да Винчи.
Доменико Гирландайо «Поклонение пастухов». 1485 год. Капелла Пацци церкви Санта Тринита. Флоренция.
Леонардо да Винчи «Поклонение волхвов», 1481 г. Уффици
Источник: https://artofhistorian.livejournal.com/88884.html
Гуго ван дер Гус
Художник Гуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482). Нидерландская школа. Поклонение пастухов. 1476—1477 гг. Галерея Уффици. Флоренция
Творчество великого нидерландского художника Гуго ван дер Гуса определяет пути развития и наиболее совершенные достижения художественной культуры Нидерландов во второй половине XV века. Сведения о его жизни немногочисленны.
Отдельные архивные документы упоминают о ряде его декоративных работ, выполненных для украшения Гента по случаю организованных городом празднеств.
В октябре 1475 года мастер удалился в монастырь, где провел последние годы жизни, не прекращая заниматься живописью вплоть до постигшей его тяжелой душевной болезни.
Самым прославленным его произведением и единственным подлинно достоверным является огромный триптих, получивший название «Алтарь Портинари». Он был заказан художнику представителем банка Медичи в Брюгге Томмазо Портинари для госпиталя церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. На боковых створках изображены члены семьи Портинари и их святые покровители.
Центральная часть алтаря посвящена теме рождения Христа, поклонения младенцу. У нижнего края картины поставлены вазы с цветами. Их нежный поэтический образ дает начальный, но чрезвычайно важный тон сложному музыкальному решению всей композиции.
Цветы и сноп служат легкой преградой, отделяющей картину от зрителя, и завершают круг, образованный вокруг младенца. Он лежит на каменных плитах, отделенный от фигур почтительным расстоянием. Пустое пространство кажется насыщенным чувствами людей. Образ Марии концентрирует в себе эти эмоции.
Он поражает не только своей простотой и возвышенной одухотворенностью, но обнаженностью чувств, прямо обращенных к зрителю, несмотря на внешнюю, казалось бы, отрешенность.
Гуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482) Поклонение пастухов. Деталь. Галерея Уффици, Флоренция
В композиции развернута целая гамма душевных состояний, Гус идет в своих поисках вслед за Рогиром, но достигает несравненно большей тонкости и дифференцированности в передаче психического строя человека. Может быть, впервые в нидерландском искусстве образ Мадонны так народен.
Ее облик не поражает красотой, напротив, Гус стремится в некрасивых чертах выразить напряженность и богатство душевных переживаний. Несмотря на высокую степень одухотворенности, ее образ оказывается родственным образам простых пастухов, согласно легенде первыми узнавших о рождении Христа и при-шеДших ему поклониться.
Группа пастухов — одна из наиболее сильных частей этого гениального произведения. Три фигуры объединены силой и непосредственностью выражения личных чувств. Просветленная спокойная радость преобразила грубые черты морщинистого лица старика, опустившегося на колени. Его облик убеждает своей полной индивидуальной достоверностью.
Сильным средством образной эмоциональной выразительности в картине Гус сделал жест рук. Если архитектурное обрамление центральной части композиции имеет сочиненный характер, то напротив, в деталях фона, в изображении простых домов местности Гус тяготеет к конкретности. Картина выдержана в холодной насыщенной цветовой гамме.
Внимательное наблюдение природы обнаруживается у Гуса и в разработке дневного освещения.
деталь картины
Источник: https://otkritka-reprodukzija.blogspot.com/2008/08/blog-post_26.html
Читать
- Всеобщая история искусств
- От редакционной коллегии.
- Введение
- Искусство Италии
- Введение
- Искусство Проторенессанса и 14 века
- Искусство 15 века
- Архитектура
- Изобразительное искусство
- Искусство 16 века
- Введение
- Архитектура
- Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения
- Искусство маньеризма
- Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей
- Прикладное искусство
- Искусство Нидерландов
- Архитектура
- Изобразительное искусство 15 века
- Изобразительное искусство 16 века
- Искусство Германии
- Искусство 15 века
- Искусство 16 века
- Искусство Франции.
- Искусство 15 века
- Искусство 16 века
- Искусство Испании
- Искусство Португалии
- Искусство Англии
- Искусство Далмации
- Искусство Венгрии
- Искусство Польши
- Библиография
- Общие работы
- Искусство Италии
- Общие работы
- Искусство проторенессанса и 14 века.
- Искусство 15 века.
- Искусство 16 века.
- Искусство Срелней Италии.
- Искусство маньеризма.
- Искусство Северной Италии.
- Искусство Нидерландов.
- Искусство Германии
- Искусство Франции.
- Искусство Испании
- Искусство Англии
- Искусство Далмации.
- Искусство Венгрии.
- Искусство Чехословакии.
- Искусство Польши.
- Всеобщая история искусств
- Том третий
- От редакционной коллегии.
- Третий том «Всеобщей истории искусств» целиком посвящен искусству эпохи Возрождения.
- Авторами глав третьего тома являются:
Введение — Ю. Д. Колпинский.
Искусство Италии
Введение — Е. И. Ротенберг.
Искусство Проторенессанса и 14 века — Н. А. Белоусова.
Искусство 15 века Архитектура — В. Е. Быков. Изобразительное искусство — Н. А. Белоусова.
Искусство 16 века Введение — Е. И. Ротенберг. Архитектура — В. Ф. Маркузон. Изобразительное искусство Средней Италии в период Высокого Возрождения — Е. И. Ротенберг.
Искусство маньеризма — И.А.Смирнова.
Изобразительное искусство Венеции и прилегающих областей — Ю. Д. Колпинский.
Прикладное искусство—Н. С. Степанян.
Искусство Нидерландов
Архитектура—Е. И. Ротенберг.
Изобразительное искусство — Р. Б. Климов.
Искусство Германии — Н. М. Чегодаева.
Искусство Франции
Архитектура — А. И. Венедиктов.
Изобразительное искусство — М. Т. Кузьмина.
Искусство Испании — Т. П. Каптерева.
Искусство Португалии — Т. П. Каптерева.
Искусство Англии
Архитектура—А. И. Венедиктов.
Изобразительное искусство — М. А. Орлова.
Искусство Далмации — Л. С. Алешина.
Искусство Венгрии — А. Н. Тихомиров.
Искусство Чехословакии — Л. С. Алешина.
Искусство Польши — М. Т. Кузьмина
В отдельных разделах тома использованы авторские материалы В. Ф. Маркузона (по архитектуре Италии 15 в.), Е. И. Ротенберга (по изобразительному искусству Италии 15 в.), В. М. Полевого (но искусству Польши — раздел о Вите Ствоше).
В редактировании отдельных глав принимали участие А. Д. Чегодаев и Н. В. Яворская. В подготовке текстов к печати участвовала Л. С. Алешина.
Подбор иллюстративного материала выполнен Е. И. Ротенбергом, Т. П. Каптеревой и Л. С. Алешиной. Макет альбома иллюстраций составлен Р. Б. Климовым при участии редакторов тома, список иллюстраций — Т. П. Каптеревой. В подготовке карт принимала участие Л. С. Алешина. Указатель составлен М. Б. Аптекарь; материалы для библиографии представлены авторами глав.
Рисунки в тексте и карты выполнены художником В. А. Лапиным; подготовка иллюстративного материала для репродуцирования осуществлена фотографами Е. А. Никитиным и Н. А. Крацкиным.
За помощь в работе при подготовке настоящей книги—-консультации, рецензирование, предоставление фотоматериала и т. д.—редколлегия приносит благодарность: Государственному ЭрмитажУ) Государственному музею изобразительных искусств имени А. С.
Пушкина, Государственной библиотеке имени В. И. Ленина, Институту теории и истории искусств Академии наук Чехословакии, Национальному музею в Варшаве, Национальной галлерее в Будапеште, Государственному издательству «Э- А.
Зееман» (Лейпциг), Государственному издательству художественной литературы и искусства (Прага).
За помощь в работе над третьим томом редколлегия приносит благодарность профессору А. Г.
Габричевскому, директору Академии художеств в Венеции профессору Джузеппе Делогу, профессору Стефану Козакевичу (Польша), ректору Академии художеств Чехословакии Иржи Коталику, члену-корреспонденту Академии наук СССР В. Н. Лазареву, кандидату искусствоведения К. М. Малицкой, кандидату искусствоведения А. Н. Немилову.
Введение
Ю. Колпинский
Возрождение полагает начало новому этапу в истории мировой культуры. Этап этот, как отмечал Ф. Энгельс, был величайшим прогрессивным переворотом из всех пережитых до того времени человечеством ( См. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 20, стр.346) .
По значению, которое имело Возрождение для развития культуры и искусства, с ним может быть сопоставлена в прошлом только эпоха расцвета античной цивилизации. В эпоху Возрождения зародилась современная наука, в особенности естествознание.
Достаточно напомнить о гениальных научных догадках Леонардо да Винчи, об основании Фрэнсисом БЭКОНОМ опытного метода исследования, об астрономических теориях Коперника, о первых успехах математики, о географических открытиях Колумба и Магеллана.
Особое значение имело Возрождение для развития искусства, утверждения принципов реализма и гуманизма в литературе, театре и изобразительном искусстве.
Художественная культура Возрождения представляет для человечества неповторимую и непреходящую ценность. На ее основе возникла и развилась передовая художественная культура нового времени. Более того, реалистическое искусство Возрождения открывает собой, по существу, первый этап в истории искусства нового времени.
Основные принципы реализма, сама система реалистического языка изобразительного искусства нового времени сложилась в искусстве Возрождения, в особенности в его живописи. Огромное значение имело искусство Возрождения для всего дальнейшего развития зодчества и ваяния.
То же относится и в значительной мере к театру и литературе.
Расцвет культуры и искусства Возрождения имел всемирно-историческое значение. Однако это вовсе не значит, что культура всех народов мира при переходе от феодализма к буржуазному обществу проходила через период Возрождения как через обязательный этап своего развития.
Для того чтобы в недрах позднего феодального общества впервые возникла и победила последовательно антифеодальная, реалистическая и гуманистическая художественная культура ренессансного типа, сложилось передовое светское мировоззрение, возникло представление о свободе и достоинстве человеческой личности, необходимо было сочетание определенных исторических условий, которые оказались возможными в определенной части земного шара, а именно в Западной и отчасти Центральной Европе.
Экономика и культура средневековой Европы на первых этапах развития феодализма отставала от рано расцветших могучих культур Востока (Арабский Восток, Китай, Индия, Средняя Азия).
В дальнейшем, однако, именно в Европе впервые созрели предпосылки к переходу от феодализма к капитализму, то есть к новой, более высокой общественно-исторической формации.
Эти новые общественные отношения сложились еще в недрах европейского феодального общества в торго-во-ремесленных городах — городских коммунах.
Именно тот факт, что в некоторых экономически наиболее развитых областях средневековой Европы города приобрели политическую самостоятельность, облегчил зарождение в них раннекапиталистических отношений.
На этой основе и возникла открыто враждебная старой феодальной культуре новая культура, названная культурой Возрождения (Ринашименто — на итальянском, Ренессанс — на французском языке).
Таким образом, первая антифеодальная в истории человечества культура возникла в ставших на путь капиталистического развития независимых городах-государствах, спорадически вкрапленных в массив Европейского континента, который находился в целом еще на стадии феодализма.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=203093&p=123