Похищение европы, мартен де вос, 1580

14.07.2008

Публикации

Прозвище «Веронезе» («веронец») живописец Паоло Кальяри получил в Венеции, куда в 1551 году переселился из Вероны, входившей в состав Венецианской республики.

В Вероне он учился у живописца Антонио Бадиле, но подлинной школой были поездки в Мантую для изучения фресок ученика Рафаэля Джулио Романо и росписей Мантеньи в Камера дельи Спози огромного дворца мантуанских герцогов.

Таким образом, уже в юности Веронезе, наделенный от природы необычайно гармоничным душевным складом и тонким чувством красоты цвета и согласия красочных тонов, свободно владел сложным языком полных экспрессии движений, поз, ракурсов, разработанным мастерами Флоренции и Рима.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Похищение Европы

Вскоре после переезда в Венецию Веронезе получил ответственный государственный заказ на роспись плафонов заново отделанных залов Совета Десяти в Дворце Дожей.

В бравурности композиции написанного Веронезе огромного центрального плафона «Юпитер изгоняет Пороки» (Париж, Лувр), увезенного Наполеоном в Париж и замененного в зале копией XIX века, еще сказывается влияние мантуанских работ Джулио Романо, но в одном из угловых овальных плафонов — аллегорической композиции «Старость и Юность» (Венеция и Нептун), дарование Веронезе-живописца и прирожденного декоратора, уже раскрывается во всем своем блеске.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Поклонение волхвов

Плафоны Веронезе произвели в Венеции такое сильное впечатление, что едва успев их закончить, он получил новый, еще более масштабный заказ на росписи монастырской церкви Сан Себастьяно. Проработав над живописным декором церкви около десяти лет, Веронезе настолько сроднился с ней, что пожелал быть похороненным здесь; его воля была исполнена монахами обители Сан Себастьяно и родными художника.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Триумф Мардохея. 1555—1556

Сам факт создания столь обширного живописного декора церковного здания необычен для Венеции, где церковные интерьеры обычно украшали немногочисленные алтарные картины.

В 1550-е годы роль церкви значительно возросла, что соответствовало идейным установкам Тридентского собора (1546—1563), призвавшего укрепить католическую церковь в ее борьбе с «лютеранской ересью». Тема торжества «истинной веры» стала основой предложенной Веронезе заказчиками программы.

Ей посвящено и «Коронование Марии в сакристии» (одним из символов Марии была церковь), и три огромных плафона центрального нефа, темой которых стала история Эсфири и ее родственника Мардохея, спасших иудейский народ от полного уничтожения.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Вилла Мазер. Роспись плафона Зала Олимпа. Ок. 1560

Около 1560 года Веронезе получил новый масштабный заказ. Составитель программы живописного декора залов Совета Десяти Даниэле Барбаро пригласил художника расписать только что построенную для него и его брата Маркантонио Барбаро виллу в местечке Мазер.

Вилла, построенная Андреа Палладио, по своей планировке существенно отличалась от других вилл этого великого зодчего. Ее основу составляет огромный зал, представляющий в плане латинский крест, к которому примыкают пять меньших по размерам помещений. Все интерьеры перекрыты коробовыми сводами, что значительно уменьшает высоту стен.

Это, видимо, определило необычный характер живописного декора виллы: сравнительно невысокие стены украшены иллюзорными колоннами или столь же иллюзорными нишами со «стоящими» в них статуями или «живыми» фигурами и иллюзорными окнами с раскрывающимися в них пейзажными панорамами.

Тонко продумана и эффектна роспись огромного крестообразного зала, выполняющего роль колоссального величественного вестибюля и своеобразного моста, соединяющего реальность с миром семьи Барбаро.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Вилла Мазер. Джустиниана Джустиниани с кормилицей

В самом большом из жилых покоев, примыкающем к залу-вестибюлю — Зале Олимпа перед нами разворачивается величественная картина Мироздания. В центре перекрывающего зал пологого коробового свода иллюзорные мраморные тяги образуют большой восьмиугольник.

В нем, в потоке яркого, почти физически ощутимого света является восседающая на драконе величественная женщина — Божественное Провидение, — окруженная богами Олимпа, символизирующими семь планет.

По внешнему периметру этого восьмиугольника в облаках парят величественные мужские и женские фигуры, олицетворяющие четыре стихии.

И, наконец, в нижних частях свода эта величественная иерархия Мироздания завершается изображениями самих обитателей виллы — в нижней части свода на балконе с большими винтообразными колоннами перед нами предстает статная молодая дама в серебристо-голубом платье. Это хозяйка виллы — Джустиниана Джустиниани-Барбаро, являющаяся нам в сопровождении кормилицы и младшего сына.

В четырех боковых залах аллегорические композиции, посвященные темам, связанным с жизнью и благоденствием семьи Барбаро — совершающемуся на небесах бракосочетанию, торжеству Добродетелей над Пороками, процветанию принадлежавших семье земельных угодий, — украшают коробовые своды, а стены украшают иллюзорные колонны, статуи, пейзажи.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Брак в Кане. 1562—1563

Важнейшее место в творческом наследии Веронезе занимает написанная им в 1560-х — начале 1570-х годов серия Пиров, сюжеты которых восходят к евангельским текстам, упоминающим Трапезы Господни. Сам склад искусства мастера, изначально светского, лишенного религиозного пафоса предопределил характер этих полотен.

Уже первая из этих композиций —огромное полотно «Брак в Кане» (1562—1563, Париж, Лувр) с его многочисленными (более шестидесяти) персонажами — нечто беспримерное по праздничности и размаху в истории венецианской монументальной живописи.

Не говоря уже о том, что здесь никогда еще не писали столь колоссальных полотен, столь многолюдных и праздничных композиций, впервые одна из Трапез Господних предстала перед венецианцами как грандиозный общественный пир.

Веронезе устроил его прямо под открытым, сияющим своей голубизной небом, на нарядной городской площади, между двумя дворцами с величественными коринфскими портиками; монументальная балюстрада отделяет эту площадь от возвышения на заднем плане, где толпятся зрители и поднимается к небу белая церковная колокольня.

Все пространство площади занимает огромный стол, за которым сидят гости, столь многочисленные, что зритель не сразу обнаруживает сидящих в центре Марию и Христа, выделенных нимбами вокруг их голов.

Трапеза Господня, видимо, не случайно трактована Веронезе как общественный пир, входивший в ритуал необычайно пышно отмечавшихся государственных праздников Венеции; политики этого времени считали их символом единения венецианского общества.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Пир в доме Левия. 1573

Серию Пиров Веронезе завершает его лучшая композиция на эту тему — грандиозный «Пир в доме Левия» (1573, Венеция, Галерея Академии). Заказанная монахами церкви Санти Джованни э Паоло, картина должна была изображать Тайную Вечерю.

Когда картина была закончена, она вызвала чье-то неудовольствие светской трактовкой евангельского события; об этом сообщили трем Государственным инквизиторам, которые вызвали Веронезе для объяснений.

Венеция в то время была единственным городом в Италии, где не сжигали на кострах «еретические» сочинения и самих еретиков.

Судя по сохранившемуся протоколу, допрос Веронезе скорее походил на мирную беседу; наконец, инквизиторы предложили Веронезе компромисс — он меняет название картины, которая будет отныне именоваться «Пир в доме Левия» и обязуется заменить изображенную на первом плане Магдалину собакой.

«Пир в доме Левия» — одна из самых блистательных работ Веронезе; по грандиозности, величию, безупречной стройности и гармоничности композиции ее можно сравнить только с Афинской школой Рафаэля.

В основу ее композиции положен чрезвычайно впечатляющий и убедительный иллюзионистический эффект.

Реальная стена монастырской трапезной исчезает, уступая место колоссальной трехарочной мраморной лоджии, написанной столь иллюзорно, что кажется реальной, тем более что колоссальные коринфские колонны из светлого, идеально отполированного мрамора поддерживают настоящий карниз.

Лоджия превращает сцену трапезы Христа с учениками в некий «величественный театр» (как назвал одну из «Трапез» Веронезе венецианский историк XVII века Ридольфи), придавая ей облик праздничной многолюдной сцены, хотя за столом сидят всего двенадцать апостолов; впечатление многолюдья создают суетящиеся за их спинами слуги.

Колоссальные арки делят всю композицию на три разные по своему значению сакральные зоны.

Справа и слева фигуры апостолов теряются в многолюдье суетящихся за их спинами слуг, голубизну неба заслоняют колоссальные мраморные дворцы, а две «scale morte» («мертвые, никуда не идущие лестницы»), упирающиеся в балюстраду, заполняют спускающиеся и поднимающиеся по ступеням люди.

В пролете центральной арки на первом плане художник разрешил присутствовать только Магдалине (замененной по требованию инквизиторов собакой).

Здесь плитки, которыми вымощен пол, сокращаются так стремительно, что пространство приобретает протяженность, а группа апостолов, окруживших Христа, предстает как бы в ином пространстве, чем в боковых частях композиции, на фоне неба и прекрасных белых зданий, в сиянии серебристого света. Здесь, пока Христос тихо беседует с юным Иоанном, свершается сакральное действие, символизирующее добровольную жертву Христа, — седобородый Петр расчленяет тушку ягненка.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Семейство Дария перед Александром Македонским. Ок. 1565—1570

Середина 1560-х — начало 1570-х годов было временем самой интенсивной и плодотворной творческой деятельности Веронезе. Кроме Пиров он пишет серию панно, украсивших залы венецианских дворцов. К числу самых эффектных и праздничных композиций такого рода относится «Семейство Дария перед Александром Македонским» (ок.

1565—1570, Лондон, Национальная галерея).

Драматическая встреча великого полководца с молящей о пощаде семьей побежденного им персидского царя превращается в полотне Веронезе в «величественный театр» с великолепными архитектурными декорациями, сиянием воинских доспехов, облеченными в парчу и мантии из горностая актерами.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Мадонна семьи Куччина. Ок. 1571

Гораздо более содержателен и серьезен состоящий из четырех больших горизонтальных панно «Цикл семьи Куччина» (ок. 1571—1573, Дрезден, Картинная галерея).

С семьей Куччина (Коччина) Веронезе связывали довольно тесные отношения, и все же факт заказа целого цикла больших панно необычен. Существует предположение, что он был заказан Веронезе главой семьи Куччина в память об его безвременно умершем брате. Центральное место в цикле занимает «Мадонна семьи Куччина» (ок.

1571, Дрезден, Картинная галерея) — одновременно и великолепный групповой портрет, и объединенная сюжетным началом вотивная картина. Перед Мадонной, окруженной святыми, склоняется отделенная от Богоматери двумя колоннами из цветного мрамора многочисленная венецианская семья, сопровождаемая тремя прекрасными женщинами — Верой, Надеждой, Милосердием.

Читайте также:  Поклонение волхвов, леонардо да винчи

В центре композиции, преклонив колена, предстает величавая коленопреклоненная женщина — Дзуана Куччина в окружении своих семерых детей. За ней, на втором плане изображены ее супруг и один из братьев Куччина: по венецианской традиции именно женщина была хозяйкой в доме и хранительницей семьи.

Другой из братьев Куччина, видимо тот, в память о котором написана картина, присутствует на первом плане — его поддерживают за руку Вера, к нему склоняются две прекрасные женщины, символизирующие Надежду и Милосердие. Блестящий мастер многофигурных композиций, Веронезе превращает традиционный вотивный групповой портрет в полную жизни, праздничности, декоративного великолепия картину.

Два десятка персонажей Веронезе — Мадонну и окружающих ее святых, фигуры Веры, Надежды и Милосердия, взрослых членов семьи Куччина и восьмерых детей объединяет плавный волнообразный ритм; терракотово-красные тона великолепного платья Дзуаны Куччина, ослепительно-белые одежды Веры, мшисто-зеленые и розово-лиловые тона одежд Надежды и Милосердия образуют изысканный красочный аккорд, подчеркнутый темными тонами одежд мужчин. Полная достоинства и величия Дзуана Куччина является не только композиционным, но и образным центром композиции, в торжественность которой вносят живую ноту, особую теплоту и естественность полные непринужденности дети.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Мистическое обручение Святой Екатерины. Ок. 1578

В 1570-е — 1580-е годы Веронезе, дарование которого в предыдущий период наиболее полно раскрылось в монументальной живописи, пишет ряд больших алтарей и композиции на религиозные и мифологические темы, предназначенные для частных заказчиков.

Алтарные композиции Веронезе нередко полны праздничного, светского великолепия. Таково эффектное «Мистическое обручение Святой Екатерины» (ок. 1475, Венеция, Галерея Академии). Но особенно изысканны его небольшие картины, написанные мелкими, как бы вибрирующими мазками, создающими волшебное мерцание красок.

Таково прекрасное «Нахождение Моисея» (1570-е, Мадрид, Прадо).

Нахождение Моисея. 1570-е

Триумф Венеции. 1575

Напротив, последний выполненный им большой цикл плафонов в зале Колледжо Дворца Дожей (1575) очень эффектен и праздничен, но в нем есть не свойственная более ранним работам Веронезе монументальная холодность и иллюстративность.

Последняя работа Веронезе — огромный овальный плафон «Триумф Венеции» (1585, Венеция, Дворец Дожей), написанный помощниками мастера по его эскизам, несмотря на то, что некоторые его мотивы вторичны, выгодно выделяется на фоне живописной декорации этого зала, созданной после пожара 1577 года в спешке и преимущественно второстепенными мастерами.

Со смертью Тициана (1576), Веронезе (1588) и Тинторетто (1594) завершилась великая эпоха венецианского Возрождения. В XVII веке венецианская живописная школа стала в Италии одной из второстепенных.

Но в XVIII веке Венеция переживает новый, последний расцвет, становится одним из самых блистательных центров итальянской культуры.

Именно в это время наследие Веронезе становится предметом пристального изучения для венецианских историков и одним из главных источников вдохновения для крупнейшего в Европе XVIII века мастера монументальной живописи — венецианца Джамбаттиста Тьеполо.

Ирина Смирнова

Источник: http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=543

Европа и бык — (Часть 1 — Похищение или изнасилование?)

katani08Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580                              Жан-Франсуа де Труа — Похищение ЕвропыЖан-Франсуа де Труа (Jean-François de Troy),(1679, Париж — 1752 года, Рим), — французский художник, представитель стиля рококо.                              

                              Александр Пантыкин — Похищение Европы

                              Оркестр Союза композиторов Свердловской области «Harmonia Caelestis»                               Дирижер и художественный руководитель оркестра — Яна АнненковаПохищение Европы, Мартен де Вос, 1580Римская камея «Похищение Европы», оправленная во времена эпохи ВозрожденияПохищение Европы, Мартен де Вос, 1580Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580Античная мозаика «Похищение Европы»Музей мозаики в Зевгме (Турция)Европа — в древнегреческой мифологии дочь финикийского царя. Имя её предположительно происходит от древнегреческого «широкоглазая» или от финикийского «заход» (Запад). Версии о том, как звали этого царя, разнятся, потому и не стоит акцентировать внимание на этом.По легенде, Зевс явился Европе, игравшей с подругами на берегу моря, в виде белого быка и похитил её, увезя на своей спине на остров Крит. На острове Крит Зевс принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились сыновья Минос, Радамант и Сарпедон.По местному критскому мифу, Зевс возлежал с ней под платаном у Гортины (античный город на Крите). По версии Антимаха (Антимах Колофонский — древнегреческий поэт V-IV века до нашей эры), Европа была скрыта Зевсом в пещере.По другой версии, Европу скрывали в местечке Тевмесс в Беотии ( Беотия в древности — самая обширная из стран средней Греции), супругом Европы называли Зевса-беотийца.Впоследствии Европа вышла замуж за Астериона, царя Крита, который, умирая бездетным, оставил власть над островом сыновьям Европы от Зевса.Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580Похищение Европы — Древняя Греция (роспись на краснофигурном сосуде)Зевс — Любвеобильный бог. Мифы древней ГрецииДонжуанский список Зевса (миф о Европе, начиная с 19-ой минуты)Чтобы отблагодарить быка за помощь, Зевс вознёс его на небо. Так появилось созвездие Тельца.Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580Созвездие ТельцаПохищение Европы, Мартен де Вос, 1580Античная терракота «Европа на быке»Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580Напольная римская мозаика «Похищение Европы»Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

  • Вот перевод первого абзаца статьи английской версии Википедии, посвящённой картине Тициана:

Миф о Европе, так же как и другие древнегреческие мифы нашёл своё отражение в изобразительном искусстве. Любопытная вещь: в наших источниках картины и скульптуры, навеянные этим сюжетом, называют исключительно «Похищение Европы», а вот европейские источники называют их ещё «Изнасилование Европы» (Il Ratto di Europa — итальянская версия, The rape of Europe — английская версия).»Изнасилование Европы» — это картина итальянского художника Тициана, написанная в 1560-1562. Она находится в музее Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне, штат Массачусетс.»Ну, что ж, европейцам, конечно, видней.)))Россо Фиорентино (отпечаток с оригинала Рене Буавена) — Похищение Европы (1545-1555)Россо Фьорентино (Rosso Fiorentino, или просто Rosso, — Рыжий Флорентиец), настоящее имя Джованни Батиста ди Якопо (Giovanni Battista di Jacopo), (1494, Флоренция — 1540, Фонтенбло, Франция), — итальянский живописец флорентийской школы, работал в Италии и во Франции.Рене Буавен (René Boivin), (1525-1598), — французский художник, гравёр. Буавен считается одним из основных художников распространителей эстетики школы Фонтенбло. Брутальный такой бык — этот точно изнасилует.Джулио Романо — Похищение ЕвропыДжулио Романо, известный как Джулио Пиппи (1499-1546), — итальянский художник и архитектор, ученик Рафаэля. Представитель течения маньеризм.Долгое время картины Джулио Романо были достоянием коллекционеров. Современные отпечатки с них авторства Маркантонио Раймонди стали значительным вкладом в распространение итальянского стиля XVI века по всей Европе.Европа быку:- Остановись, проклятый, я сойду!Да… Тут тоже всё плохо закончится.Тициан — Похищение ЕвропыТициан Вечеллио (Tiziano Vecellio), (1488/1490, городок Пьеве-ди-Кадоре, Венеция — 1576, Венеция), — итальянский живописец, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.Европа Купидону и компании:С цепи сорвалась глупая скотина ещё и вы стреляете, придурки!

  1. Конечно же изнасилование, а что же ещё с такой дурой красавицей делать?

Паоло Веронезе — Похищение Европы (Лондонская картинная галерея)Паоло Калиари, известный как Паоло Веронезе (Paolo Veronese), (1528, Верона — 1588, Венеция), — один из виднейших живописцев венецианской школы.А тут обычное похищение, сродни похищению невесты в народных свадебных обрядах.

Гвидо Рени — Похищение ЕвропыГвидо Рени (Guido Reni), (1575, Кальвенцано, Эмилия-Романья — 1642, Болонья), — итальянский живописец болонской школы.Тут тоже всё так миленько и гламурненько.Питер Пауль Рубенс — Похищение ЕвропыПитер Пауль Рубенс (Pieter Paul Rubens), (1577, Зиген, Германия — 1640, Антверпен), — великий нидерландский (фламандский) живописец, один из основоположников искусства барокко, дипломат, коллекционер.Пока только похищение, но с непредсказуемыми последствиями.Клод Лоррен — Похищение ЕвропыКлод Лоррен (Claude Lorrain, настоящая фамилия — Gellée или Gelée (Желле или Желе)), (1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 1682, Рим), — французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.Мирный пейзаж с мирными поселянами. Катание на быках для них дело привычное.Рембрандт Харменс ван Рейн — Похищение Европы (1632)Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmenszoon van Rijn), (1606-1669), — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.Служанки Европе:- Вернись домой, о глупая Европа! Дружить с быком чревато для девиц.

Куапель Ноэль-Никола — Похищение Европы (Европы Музей искусств Филадельфии, США)Ноэль-Николя Куапель (Noël-Nicolas Coypel), (1690, Париж — 1734, Париж), — французский художник и гравер, представитель семейства художников Куапелей.Эффектно, многофигурно… Конечно, просто похищение, а дальше видно будет.

Франсуа Буше — Похищение Европы (1732-1734)Франсуа Буше (François Boucher), (1703, Париж — 1770, Париж), — французский живописец, гравёр, декоратор. Яркий представитель стиля рококо.Какое там изнасилование, здесь и не похищение даже, а галантные развлечения.Риччио — Похищение Европы (Музей изящных искусств — Будапешт)Андреа Риччио (Andrea Riccio, настоящее имя Андреа Бриоско (Andrea Briosco)), (после 1470-1532), — итальянский скульптор архитектор. Известен в основном небольшими изделиями из бронзы, чаще всего предметами утилитарного назначения, такими как чернильницы, дверные молотки, изысканно вылепленные и украшенные в стиле классицизма эпохи Возрождения.Европа быку:- Прибью, проклятый бык, — пущу на мясо!Судя по этой скульптуре, до изнасилования дело вряд ли дойдёт.)))Джованни Батиста Тьеполо — Похищение ЕвропыДжованни Баттиста Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo), (1696, Венеция — 1770, Мадрид), — крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы.Европа с видом жертвы в пространство:- Понуро отдаюсь я року…Франсиско Гойя — Похищение ЕвропыФрансиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес (Francisco José de Goya y Lucientes), (1746, Фуэндетодос, близ Сарагосы, Испания — 1828, Бордо, Франция), — испанский художник и гравёр, один из первых и наиболее ярких мастеров изобразительного искусства эпохи романтизма.Служанки Европе:- Европа, быть беде!Европа служанкам:- Да что со мной случится.

Источник: https://katani08.livejournal.com/178498.html

Музей изящных искусств Бильбао

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Мартин де Вос — ученик Франса Флориса, фламандский художник, работавший в различных жанрах. В его произведениях прослеживается влияние итальянской живописи и, в частности, венецианской школы, чему могла поспособствовать работа в студии Тинторетто.

Читайте также:  История скульптуры из камня с древности и до наших времен

В картине «Похищение Европы», написанной на мифологический сюжет, очевидно стремление подражать другому венецианцу — Тициану. Де Вос практически так же выстраивает сцену.

На первом плане — плывущий к Криту белый бык, в которого превратился Зевс, чтобы похитить понравившуюся ему дочь финикийского царя, на заднем — покинутый героями остров, где остались подруги Европы, а в небе парят путти, сопровождаемые Гермесом.

Однако если полотно Тициана экспрессивно передает всю силу драматических переживаний, то в работе де Воса ситуация насильственного похищения представлена опосредованно: Европа ничуть не напугана, ее лицо спокойно, а поза репрезентативна и статична, что совершенно отделяет девушку от фактически происходящего с ней.

Драпировка кажется закрепленной в воздухе. Художник придает ей декоративную роль, даже не пытаясь создать правдоподобные формы. Это справедливо и для всей картины. Мастера абсолютно не интересует соответствие его формальных качеств сюжетной основе.

Он сконцентрирован лишь на точности передачи фактур и акцентировании их различий; его волнуют мелкие детали и сложные цветовые переходы. Идеальная картина, которую де Вос пытается создать, не допускает сильных эмоциональных проявлений; она должна быть совершенна в возвышенном величии.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос) (1541–1614) Благовещение. Около 1596–1600. Холст, масло. 113,8×65,4

Эль Греко по праву считается наиболее экспрессивным художником своего времени. Он выработал уникальную по выразительности живописную технику и столь же исключительную трактовку сюжетов Священного Писания. Стремление мастера к передаче не только внешнего, но и внутреннего, иррационального света отражается в трансцендентном, мистическом эффекте, присущем его полотнам.

Эль Греко лишает «Благовещение» каких-либо черт земного, изображая вместо традиционного дома Марии сложное для восприятия динамичное пространство чистого божественного откровения.

Явившегося будущей Богоматери с благой вестью архангела Гавриила художник сопровождает сонмом музицирующих ангелов и маленьких ангелочков, чьи головы теряются в облаках, как это было у Рафаэля в «Сикстинской Мадонне». Окруженный божественным сиянием, с небес нисходит Святой Дух в виде голубя.

Ощущение нездешности, полнейшей сверхъестественности происходящего усиливается благодаря особому колориту, характерному для всего творчества мастера. Любые оттенки на его полотнах, в том числе и обыкновенно теплые красный и желтый, воспринимаются исключительно как холодные.

Даже цветы лилии, являющиеся одним из наиболее часто изображаемых атрибутов в сцене «Благовещения» и символизирующие непорочность Марии, у Эль Греко больше похожи на дрожащие языки загадочного мистического пламени.

Искусство XVII века

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Хуан Пантоха де ла Крус. Портрет принца Филиппа Эммануила Савойского. Около 1604

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Педро де Орренте (1580–1645) Жертвоприношение Исаака. Около 1616. Холст, масло. 133,5×167

Педро де Орренте — испанский живописец, в чьем творчестве сильны элементы влияния итальянских художников Бассано и Веронезе, а также присутствуют караваджистские мотивы, которые особенно заметны в «Жертвоприношении Исаака».

Ветхозаветный сюжет, повествующий о покорности Авраама воле Бога, приказавшего ему принести в жертву собственного сына, трактуется мастером путем резкого противопоставления освещенных и темных частей и созданием напряженной композиции.

От обреченного на смерть юноши взгляд зрителя переходит к его отцу, не смеющему ослушаться Господа и готовящемуся вонзить острый нож в обнаженное тело Исаака, и вдруг обнаруживает возникающего из тьмы ангела, явившегося сообщить, что не отрекшийся от веры Авраам вместо своего сына может предать закланию овна.

Одной рукой ангел удерживает руку старца, другой же указывает на жертву, пришедшую взамен Исааку. Животное таким образом замыкает композицию, делая ее целостной и связывая все элементы между собой.

Отмеченный караваджистский подход к освещению и драматической составляющей происходящего сочетается у Педро де Орренте с желанием соответствовать колористическим принципам Веронезе.

В частности, в ночном пейзаже и одеянии Авраама использован насыщенный, напоминающий о блеске драгоценных камней темно-зеленый цвет, который был настолько характерен для работ знаменитого венецианца, что впоследствии его назвали «зеленым Веронезе».

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Хуан Рибальта (около 1596/1597-1628) Поклонение пастухов. Около 1620. Медь, масло. 15×29,5

Особенности живописной манеры испанского художника Хуана Рибальты сформировались под воздействием творчества его отца Франсиско Рибальты и испанского мастера Педро де Орренте.

«Поклонение пастухов» — пример использования в малом формате приема «тенебросо», главными признаками которого являются темные тона, резкие светотеневые контрасты и пластическое отношение к передаче формы.

Рибальта демонстрирует свои способности в миниатюре, удачно размещая большое количество персонажей в столь ограниченном пространстве и учитывая при этом особенности каждой из фигур и их взаимодействие друг с другом.

В отличие от большинства крупноформатных произведений того времени миниатюра обнажает живописный процесс, давая возможность изучать ювелирные, но не скрытые от глаз зрителя мазки и представлять, как двигалась кисть художника. Помимо масла в данной работе автор применил технику травления медной пластины.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Хусепе Рибера (1591–1652) Исцеление святого Себастьяна 1621. Холст, масло. 180,3×231,6

«Исцеление святого Себастьяна» — второй из двух наиболее распространенных в живописной традиции эпизодов из жизни римского легионера, закончившего жизнь христианским мучеником.

Наиболее часто его изображают в момент казни — привязанным к столбу или стволу дерева и пронзенным стрелами. На данном полотне показаны события, случившиеся после того, как святой, сочтенный мертвым, был оставлен палачами. Несмотря на серьезные раны, Себастьян не скончался.

Пришедшая хоронить святого вдова Ирина обнаружила, что он все еще жив, и излечила его.

Хусепе Рибера — последователь Караваджо на испанской почве — трактует эту сцену в свойственной зрелому караваджизму манере. Крупные, занимающие большую часть работы фигуры резко выделяются на фоне окружающего их таинственного мрака благодаря неведомому для зрителя источнику света.

Весь облик Себастьяна — сложная поза, выражение лица, будто проникнутое мерцающим светом обнаженное тело — наполнен внутренней драматической силой.

В этом полотне мастер, часто обращавшийся к тематике казней и мученичества святых, а также прочих крайних состояний, избегает полюбившихся ему приемов демонстрации грубой телесности, простонародных типажей и отталкивающей натуралистичности. Образ пострадавшего за веру юноши чист и полон романтической идеализации.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Хусепе Рибера (1591–1652) Кающаяся Мария Магдалина 1637. Холст, масло. 195,5×148

Изображая кающуюся Марию Магдалину, Хусепе Рибера отказывается от использования многих излюбленных приемов. В большинстве произведений он старался отойти от какой-либо идеализации изображаемых сцен и героев.

Художник стремился к подчас грубой правдивости, избирая персонажами своих полотен людей из простонародья и не скрывая, а, наоборот, лишь подчеркивая живописными средствами характерность их внешности.

Кроме того, сюжетами для картин мастер выбирал наиболее напряженные моменты из жизни святых — мученичества и казни — и не пренебрегал тягой к натурализации.

В этом произведении все совсем иначе. Сцена с кающейся грешницей лишена эмоционального накала и драматичности. Напротив, Рибера создает утонченный и нежный лирический образ. Считается, что моделью послужила его дочь Мария-Роза.

Облик девушки рождает ощущение очень тихого, умиротворенного внутреннего раскаяния. Ее спокойствию вторят приглушенные тона, использованные Риберой для изображения одежды и окружающей среды.

Находящийся в нижней правой части картины сосуд является атрибутом Магдалины в живописной традиции, указывающим на ее принадлежность к женам-мироносицам.

Источник: https://nemaloknig.com/read-320650/?page=3

Похищение Европы, как Зевс похитил Европу, Мифы Древней Греции

У Агенора — царя богатого финикийского города Сидона — было три сына и дочь, прекрасная, как бессмертная богиня, которую звали Европа.

Однажды Европе приснился сон, в котором она увидела, как Азия и материк, отделенный от Азии морем, в виде двух женщин, боролись за неё. В конечном итоге, Азия, воспитавшая и вскормившая Европу, была побеждена, и ей пришлось уступить Европу другой женщине.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580 Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580 Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Проснувшись от страха, юная дочь Агенора стала смиренно молиться о том, чтобы боги отвратили от неё грозившее ей несчастье, а затем она, одевшись в пурпурные одежды, затканные золотом, пошла гулять со своими подругами на луг, расположенный у берега моря, где сидонские девушки, резвясь, собирали в свои золотые корзины душистые цветы. Набрав цветов, девы стали со смехом водить веселый хоровод. Их молодые голоса далеко разносились по цветущему лугу и изумрудному морю, заглушая ласковый плеск волн.

В это время Европу, блистающую своей необыкновенной красотой среди своих подруг, увидел сын Крона — могучий громовержец Зевс, который, сразу влюбившись в неё, решил похитить девушку, превратившись в чудесного быка со сверкающей как золото шерстью. На лбу у него горело серебряное пятно, подобно сиянию луны, а золотые рога были изогнуты как молодой месяц.

Необыкновенной красоты Зевс-бык подошел к девушкам, едва касаясь травы, чтобы не испугать их. Сидонские девы, окружив дивное животное, стали ласково гладить его. Дыхание быка благоухало амврозией, наполнив её ароматом весь воздух.

Европа тоже стала гладить быка своей нежной рукой по золотой шерсти, обнимая и целуя его голову. Чудо-бык лег у ног красавицы, как бы прося её сесть на него. Но, как только, смеясь, Европа села на широкую спину быка, он резко вскочил и быстро помчался к морю.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580 Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580 Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Сидонянки вскрикнули от испуга… Европа же, протягивая к ним руки, звала подруг на помощь, но безрезультатно: златорогий бык несся как ветер. Бросившись в море, он поплыл как дельфин по его лазурным водам.

Девушка вся трепетала от страха. Вот уже берег скрылся в голубой дали — кругом было видно лишь лазурное море да синее небо… Вскоре вдалеке появились очертания огромного острова. Это был Крит.

Читайте также:  Национальный музей и галерея каподимонте » музеи мира и картины известных художников

Зевс-бык со своей драгоценной ношей вышел на берег… Так, Европа, став женой Зевса, стала с тех пор жить на Крите, родив ему трёх могучих и мудрых сыновей: Миноса, Радаманфа и Сарпедона, прославившихся на весь мир.

  • Потом она вышла замуж за бездетного критского царя Астерия, который усыновил и воспитал её детей от Зевса.
  • При расставании Зевс подарил своей возлюбленной волшебного пса Лайлапа, от которого не мог убежать ни один зверь, а царю Астерию — могучего бронзового великана Талоса, который должен был охранять Крит, трижды в день обходя остров.
  • Кроме того, в знак своей великой любви к Европе он поместил на небо божественного быка — созвездие Телец.

Источник: https://www.grekomania.ru/articles/mythology/158-kak-zevs-pohitil-evropu

СОШ 8 Подольск, МХК, Крит, картины, похищение Европы

Рембрандт Харменс ван Рейн, Похищение Европы, 1632

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

* Чтобы увидеть картины Рембрандта, нажми здесь:

Франческо Альбани, Похищение Европы

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Франческо Альбани, Похищение Европы

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Франческо Альбани, Похищение Европы

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Франческини Маркантоньо, Похищение Европы

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

  • Франческини Маркантоньо, Похищение Европы
  • Франческини Маркантоньо, Похищение Европы
  • * Чтобы увидеть картины Франческини, нажми здесь:
  • Маратта Карло, Похищение Европы
  • Берхем Николас Питерс, Похищение Европы, 1649, Эрмитаж
  • Строцци Бернардо, Похищение Европы
  • Йорданс РЇРєРѕР± Похищение Европы
  • Йорданс РЇРєРѕР±, Похищение Европы
  • * Чтобы увидеть картины Йорданса, нажми здесь:
  • Веронезе Паоло, Похищение Европы
  • Веронезе Паоло, Похищение Европы
  • * Чтобы увидеть картины Веронезе, нажми здесь:
  • * Чтобы увидеть картины Тьеполо, нажми здесь:
  • Крозато Джованни Баттиста, Похищение Европы
  • Ферретти Джованни Доменико, Похищение Европы, 1630
  • Шредер Георг, Похищение Европы
  • Гобер Пьер, Похищение Европы
  • РЁСѓС‚ Корнелис, Похищение Европы, 1640, Эрмитаж
  • Бален Хендрик ван, Похищение Европы
  • * Чтобы посмотреть картины Булонь, нажмите здесь:
  • Куапель Ноэль-Никола, Похищение Европы
  • Куапель Ноэль-Никола, Похищение Европы, Музей искусств Филадельфии
  • * Чтобы увидеть картины Куапеля, нажми здесь:
  • Натуар Шарль-Жозеф, Похищение Европы, 1731
  • * Чтобы увидеть картины Натуара, нажми здесь:
  • Джордано Лука, Похищение Европы, Эрмитаж
  • * Чтобы увидеть картины Джордано, нажми здесь:
  • Тишбейн Р�оганн Генрих Вильгельм, Похищение Европы
  • Пьер Жан Батист Мари, Похищение Европы, 1750
  • РўСЂСѓР° Жан-Франсуа РґРµ, Похищение Европы
  • * Чтобы увидеть картины РўСЂСѓР°, нажми здесь:
  • РђРјРёРіРѕРЅРё РЇРєРѕРїРѕ, Похищение Европы
  • * Чтобы увидеть картины РђРјРёРіРѕРЅРё, нажми здесь:
  • Риччи Себастьяно, Похищение Европы
  • * Чтобы увидеть картины Риччи, нажми здесь:
  • Беллуно (окрухение Риччи), Похищение Европы

     

Вос Мартин де, Похищение Европы, 1590
Coignet Gillis, Похищение Европы

Кузен Жан старший, Похищение Европы, 1550
Кортези Гульельмо, Похищение Европы

Тьеполо Джованни, Похищение Европы, 1725

Булонь Луи Младший, Похищение Европы

Себастьяно Конка, Похищение Европы Хендрик Ван Бален, Похищение Европы
Похищение Европы, французская школа, XVIII век Джордано Лука, Похищение Европы

Источник: http://sschool8.narod.ru/70_Krit/KartEuropa1.htm

Похищение европы — 100 великих легенд и мифов мира

Древние греки были убеждены, что Европа — это самостоятельный материк, отделенный от Азии Черным и Эгейским морями, а от Африки — Средиземным.

Предполагается, что слово «Европа» означает «вечер», «сумерки», «закат», а слово «Азия» — «светлый», «яркий» или «восход». И красавицу дочь богатого финикийского царя Агенора назвали Европой неслучайно.

Хотели тем самым подчеркнуть разделенность двух материков, Европы и Азии. Но эта разделенность сыграла с дочерью финикийского царя злую шутку.

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Однажды Европе приснился сон, в котором Азия представилась ей в виде женщины, увидела она и другой материк или остров, который тоже представился ей в виде женщины.

Эти женщины-материки боролись между собой за нее, Европу, каждая хотела подчинить ее себе, сделать своей.

В результате этой борьбы Азия была побеждена, и Европе пришлось подчиниться другой женщине, представлявшей отдельный неизвестный материк или остров.

Проснувшаяся в страхе Европа не могла понять значения этого сна. Она обратилась к богам с просьбой разъяснить его, но и те не смогли его объяснить. Тогда Европа оделась в яркие одежды и вместе с подругами вышла на берег моря.

Там девушки собирали цветы, водили хоровод. Европа хотела избавиться от мучивших ее тревожных мыслей. На берегу ее увидел Зевс, он был поражен красотой девушки и решил ее похитить.

Бог превратился в быка с золотыми рогами, покрытого золотой шерстью, на лбу у него горело серебряное пятно.

Золотой бык неторопливо вышел из леса. Девушки тотчас подбежали к нему, стали гладить его золотистую шерсть. Такого красивого и могучего быка им не доводилось еще видеть. Они начали водить вокруг него хоровод. Европа тоже гладила и ласкала его. От животного исходил необыкновенный аромат.

Бык прилег, и Европа со смехом уселась на его спину, ей хотелось прокатиться на таком большом добродушном животном. Но бык неожиданно вскочил и бросился к морю.

Закричала от страха Европа, хотела спрыгнуть, но было поздно, бык мчался со страшной быстротой, она вцепилась в его рога, чтобы не упасть. Не могли помочь ей и подружки, они сразу отстали от бежавшего быка.

А бык, подбежав к воде, кинулся в волны и поплыл. И тотчас рядом с ним появился бог Посейдон на своей золотой колеснице резвящиеся нереиды. Посейдон размахивал своим трезубцем, успокаивал волны, указывал путь быку.

Европа крепко держалась за его рога. Вскоре родной берег исчез из вида.

Долго плыл по морю Зевс, устал. Наконец впереди показались очертания зеленой гористой суши. Это был остров Крит, место, где находилось святилище Зевса, где он любил отдыхать. Неторопливо вышел бык на берег, спрыгнула с него Европа на землю.

И тут бык превратился в бога Зевса и признался Европе в своей любви, просил стать его женой. Поняла Европа смысл того странного сна и согласилась стать женой громовержца Зевса. Она осталась жить на Крите.

У них родилось три сына: Минос, Радаманф и Сарпедон, которые стали достойными продолжателями дел своего отца.

ПОХИЩЕНИЕ ЕВРОПЫ Ссылка на основную публикацию Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580 Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Источник: https://100legend.ru/?p=120

Описание картины Валентина Серова «Похищение Европы»

Похищение Европы, Мартен де Вос, 1580

Суть мифа, положенного в основу картины, состоит в следующем: Зевс, заметив необычайную красоту земной девушки Европы, дочери царя финикийцев, Агенора, влюбляется в нее и решает ее похитить. Обратившись в быка, он предстает перед прекрасной Европой. Усыпив ее бдительность миролюбивым поведением, дождавшись момента, когда девушка сядет ему на спину, Зевс в образе животного бросается в море и уплывает на остров Крит, неся на спине свою возлюбленную. Так Европа становится его женой и у них появляются трое сыновей.

Конечно, такая красочная легенда привлекала к себе множество художников. Картины на тему похищения Европы писали Тициан, Паоло Веронезе, Рембрандт, Гвидо Рени, Клод Лоррен, Франсуа Буше, Гюстав Моро, Франческо Альбани, Николас Питерс Берхем, Лука Джордано и многие другие. Но работа Валентина Серова отличается от всех своей масштабностью и монументальностью.

Художественная композиция картины Серова «Похищение Европы» строится на напряженном диагональном движении и стремлении ввысь. Все действующие лица на картине специально расположены по диагонали.

Мощные, резкие движения огромного быка, плывущего по волнам с испуганной девушкой на могучей спине, повторяет плывущий рядом дельфин, что только усиливает динамический эффект, который производит изображение.

Большую часть полотна занимает море, сильно волнующееся, грозное и довольно мрачное.

Нестандартно и цветовое решение, выбранное Серовым для написания этого шедеврального полотна.

Все краски, используемые художником имеют очень яркие и насыщенные оттенки, видно влияние античных фресок, которые изучал Серов на острове Крит.

Для изображения быка он берет оранжево-кирпичный цвет, вследствие этого Зевс в образе животного становится мощным светлым энергичным пятном на фоне волн и неба, исполненных в сине-серых тонах.

  • Год написания картины: 1910.
  • Размеры картины: 71 х 98 см.
  • Материал: холст.
  • Техника написания: темпера.
  • Жанр: мифологическая живопись.
  • Стиль: модерн.
  • Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Источник: https://opisanie-kartin.ru/serov-valentin/pohisshenie-evropy/

Каталог Аффреско, Античные сюжетыПохищение Европы, Мартин де Вос | арт. Martin de Vos The Rape of Europa

Вся продукция фабрики экологически чистая, влагостойкая, устойчивая к выцветанию и мелким повреждениям, поэтому фрески и фотообои можно применять в любых помещениях, включая ванные и бассейны, кухни.

Page 2

{'SORT':'ASC','id':'desc'}

{'IBLOCK_ID':'2','IBLOCK_LID':'s1','IBLOCK_ACTIVE':'Y','ACTIVE_DATE':'Y','ACTIVE':'Y','CHECK_PERMISSIONS':'Y','MIN_PERMISSION':'R','INCLUDE_SUBSECTIONS':'Y','SECTION_GLOBAL_ACTIVE':'Y','SECTION_ID':'926','CATALOG_SHOP_QUANTITY_1':'1'}

Подвиги греческих героев и красота богинь древней Эллады вдохновили мастеров кисти на создание полотен, которые и в наше время остаются востребованными, красивыми и актуальными.

Дизайнеры фабрики «Affresco» выбрали полторы сотни картин с античными сюжетами от знаменитых художников 16-20. Теперь вы можете украсить всю стену своей комнаты фотообоями или фреской с Афродитой, Ифгенией, Обероном, Еленой Троянской или другими персонажами мифов, купив одно из произведений наших художников.

Лучшая живопись в античной манере

В каталоге фресок на сайте компании вы найдете такие картины:

  • «Рождение Венеры» Александра Кабанеля. Богиня красоты и любви еще не открыла глаза, но уже пленяет своей красотой, грацией и нежностью. Если купить такую фреску в среднем формате или оформить ее как большую картину, рисунок будет великолепно смотреться над изголовьем супружеской кровати.
  • «Клеопатра и Октавиан» Луи Гоффье. Нужны фоотобои с исторической сценой? Это полотно, написанное в античной манере, станет великолепным выбором. Свидание египетской царицы и римского императора – удачный сюжет для гостиной в средиземноморском или классическом стиле.
  • «Чтение из Гомера» Сэра Лоуренса Альма-Тадема. Если вам по душе античные фрески, но в комнате нет большого свободного пространства, можете купить изображение в виде миниатюры. Древнегреческая вечеринка с музыкой, приятной компанией и занимательными историями будет уместной даже в молодежной гостиной.

Просто позвоните по номеру 8-800-555-31-51, и расскажите консультанту «Affresco» о своих пожеланиях.

Источник: https://affresco.ru/catalog/paintings/16th-20th-century-art/ancient-stories/martin-de-vos-the-rape-of-europa.html

Ссылка на основную публикацию