Современники недооценивали творчество голландского художника. Однако сейчас его работы – украшение любого музея и предмет мечтаний множества коллекционеров. И наша статья познакомит Вас с самыми известными его полотнами – здесь Вы сможете прочитать описание картины «Подсолнухи» ван Гог, а также узнать о связанных с ней событиях и спорах.
Парижская серия, сентябрь 1887
2 срезанных подсолнуха. 42х61 Музей Метрополитен
Нью-Йорк
4 срезанных подсолнуха. 60х100 Музей Крёллер-Мюллер
Гелдерланд, Нидерланды
2 срезанных подсолнуха. 21х27 Музей Винсента Ван Гога
Амстердам, Голландия
Подлинник или подделка – версии знатоков
Яркие, пышные и жизнерадостные подсолнухи были любимыми цветами живописца. Именно поэтому он написал целых одиннадцать вариантов натюрморта, на которых запечатлены эти растения. Однако такое разнообразие нередко приводило к путанице.
Первая часть серии из Арля, август 1888
1 вариант: 73х58 бирюзовый фон.
Частная коллекция
2 вариант: 98х69 королевский-синий фон.
Уничтожен во время ВМ войны
3 вариант: 91х72 зелёно-голубой фон.
Новая пинакотека, Мюнхен
4 вариант: 93х73 желтый фон.
Лондонская Нац. галерея
В 1987 г. компания «Ясуда», занимающаяся страхованием в Японии, купила одно из этих полотен. Так картина ван Гога «Подсолнухи» стала самым ценным на то время произведением искусства – её стоимость составила почти 40 млн. $. Но уже через несколько дней подлинность покупки подвергли сомнению. Почему же так случилось?
В 1888-1889 г. Винсент ван Гог создал несколько разных версий знаменитого натюрморта. Одна из них, где в светлой глиняной вазе стоят пять цветов, была утеряна в период Второй мировой войны.
После этого искусствоведы довольно долго считали, что сохранилось лишь четыре похожих произведения, причём только два из них – оригинальные. На первой картине изображено четырнадцать подсолнухов, а на другой пятнадцать. Также существуют две авторские репродукции этих работ.
Их местопребывание хорошо известно – но полотно, проданное в Японии, не было отмечено ни в одном из каталогов.
Вторая часть серии, январь 1889
Первый вариант: 92х73 Художественный музей
Филадельфия, США
Второй вариант: 95х73 Музей Ван Гога,
Амстердам, Нидерланды
Третий вариант: 101х77 Sompo Nipponkoa Museum of Art
Токио, Япония
Так откуда же появилось это произведение и кто его автор? Согласно версии журнала «Quadri e Sculture», восточные ценители искусства приобрели копию, написанную Полем Гогеном. Этот французский живописец увлекался творчеством Винсента, однако, когда он попросил подарить ему натюрморт с подсолнухами, ван Гог резко ему отказал. Тогда Гоген втайне от друга перерисовал одну из его работ.
Янтарная копия картины ван Гога |
Также существует предположение, что автором произведения был Эмиль Шуффенекер – один из художников, работавших в небольшом городке Понт-Авене в Бретани. Именно этот художник, которого не раз уличали в подделке картин, довольно долгое время владел знаменитым натюрмортом.
Необычен и сам вид работы – она выполнена на джутовой мешковине размером 101*77. Ван Гог практически не пользовался таким материалом, предпочитая фабричные холсты.
Но, несмотря на все сомнения, искусствоведы вынесли окончательный вердикт – полотно было написано самим Винсентом Виллемом ван Гогом. Так японцы стали обладателями уникального, до сих пор не изученного шедевра. А Вы можете купить картину из янтаря, созданную по его мотивам!
Искусство и биология
Сейчас знаменитые картины изучают не только арт-критики, историки и художники, но и учёные из других областей. Так, работами ван Гога заинтересовались… биологи!
Рассмотрев нарисованные живописцем цветы, американские генетики предположили, что эти растения являются генетически модифицированными.
На это указывает размер и расположение их лепестков, а также строение цветоносов. Впрочем, вскоре эти выводы опровергли. В частности, украинский эксперт В.
Кунах заявил, что таким образом учёные просто хотят привлечь внимание общественности к своим исследованиям.
А чтобы самостоятельно полюбоваться великолепным произведением, ощутив исходящее от него тепло и свет, Вы можете купить картину «Подсолнухи» в нашем интернет-магазине. Вручную высыпанное из натурального полесского янтаря панно сохранило все особенности оригинала, а качество работы делает её неординарным и привлекательным дополнением к интерьеру.
Источник: https://yantar.in.ua/blog/istoriya-kartiny-podsolnuhi-vinsenta-van-goga.html
Подсолнухи в живописи
Mary Jane Q Cross.
Принеси мне подсолнух, навеянный далью, Посажу его в почву, сожженную солью, Чтобы он к небесам, голубому зеркалью,
Жёлтый лик обращал — свою жажду и волю.
Всё неясное к ясности смутно стремится, Тают абрисы тел в акварельных размывах, Краски — в нотах. Итак, раствориться —
Это самый счастливый удел из счастливых.
Принеси мне частицу палящего лета, Где прозрачны белесые очерки мира И где жизнь испарилась до капли эфира, —
Принеси мне подсолнух, безумный от света
Эудженио Монтале (Перевод Евгения Солоновича)
У подсолнуха история древняя. Семена и фрагменты этих цветов были найдены на раскопках в Северной Америке и цвели еще за три тысячи лет до рождества Христова. Американские индейцы считали, что подсолнух – священное растение и они использовали его для разных собственных нужд. В Перу подсолнух является эмблемой бога солнца.
Именно из Перу подсолнух был привезен в Европу возвращавшимися из экспедиции в Новую Мексику испанцами и высеяны в 1510 году в Мадридском ботаническом саду. Его тут же оценил Людовик XIV, или как его называли современники – Король-Солнце.
В некоторых изданиях ошибочно утверждается, что в греческой мифологии подсолнух — это эмблема Клитии ( океанида, дочь Океана и Тефиды ) , которая была отвергнута Аполлоном и превращена в подсолнух. А на самом деле миф повествует о том .
как Клития , влюбившись в Гелиоса, но не добившись взаимности, впала в безумие, отказывалась от воды и пищи и не могла оторвать взора от возлюбленного, поворачивая голову вслед за двигавшимся по небосклону солнцем.
Она приросла к земле и превратилась в гелиотроп — цветок, который постоянно поворачивает венчик вслед за солнцем.
Но ошибка прижилась и художники писали Клитию с подсолнухами .Цветок и в самом деле прекрасный и почти магический.
-
-
- Антонис ван Дейк (1599–1641) __Автопортрет с подсолнухом._1633
Нехитрый символизм подсолнечника в этом торжествующем автопортрете, исполненном на пике успеха художника, практически не вызывает споров.
В 1633 году придворный художник Карла I получает от патрона золотую цепь с медальоном и на радостях пишет этот автопортрет, указывая на подсолнечник-солнце, принятую эмблему преданности придворного монарху.
Я — как этот цветок, словно говорят его жесты: как этот подсолнух следит за солнцем, так и я смотрю на своего сиятельного заказчика (а вы, зрители, посмотрите, какую роскошную цепь он мне подарил!). Алый атлас слепит глаза, темная рыжина волос перекликается с цветом одеяния и цветком, а цветок…
похоже, смотрит, на художника? Вот это да. Существует интересная версия , что лукавый художник поставил подсолнух и себя в относительно равные позиции. Он указывает на подсолнух, а подсолнух-то смотрит на него. Король, конечно, велик, но не художник ли сделал его таковым? По крайней мере, внешне
- И тут нам никуда не уйти от второго вандейковского портрета с подсолнухом, выполненного двумя годами позже. На нем сэр Кенелм Дигби, ученый и друг художника:
-
- Sir Kenelm Digby by Anthony Van Dyck, c.1635
Цветок здесь совсем другой, землистый и мрачный. Да и сэр Кенелм, прямо скажем, не светится, как золотая цепь на Ван Дейке с первого портрета. Дигби на тот момент с головой ушел в католицизм, и не без причин.
На момент портретирования сэр Кенелм потерял обожаемую жену и сублимировал свои чувства к ней в религиозное рвение.
Ван Дейк писал обоих супругов неоднократно, а покойную тридцатитрехлетнюю Венецию, жену сэра Кенелма, изобразил и на смертном ложе, и посмертно, аллегорически, создав самый сложный и насыщенный портрет в своей карьере
— Винсент Ван Гог — » певец подсолнухов», которые он начал писать в 1886-1888 годах..
-
- Still Life with Roses and Sunflowers_1886__Vincent van Gogh (1853-1890)
-
- Still Life with Four Sunflowers, 1887__Vincent van Gogh (1853-1890)
- Первые, парижские вангоговские подсолнухи лежат на земле, и только позже, в Арле, удостаиваются вазы
-
- Vincent Willem van Gogh__Подсолнухи_1888
- Поль Гоген, как мы помним, тоже любил рыжину с желтизной и старался не отставать от друга:
-
- Поль Гоген__«Портрет Винсента ван Гога, рисующего подсолнухи»_1888
-
- Гоген, Поль — Подсолнухи (1901)
В 1888-м между Гогеном и Ван Гогом случилась неприятная подсолнечная разборка. Ван Гог ждал Гогена в Арле и специально написал для его комнаты в Желтом доме кучу подсолнухов. Гоген долго в гостях не продержался, уехал, а потом жаждал завладеть какими-то очередными подсолнухами Ван Гога, а Ван Гог уверял, что у Гогена уже есть все, что ему положено.
Казус с отрезанным ухом произошел 23 декабря 1888-го, то есть, в самый разгар подсолнуховой эпопеи. Однако благодаря упорству, с которым Ван Гог рисовал эти победительные цветы и боролся за обладание их изображениями, они превратились не просто в символ художника («в него и его»), но, по словам Гогена, в нечто большее, чем он сам, — в The flower.
- С Ван Гогом мы не закончили)) — любят художники и его , и его подсолнухи :
- Israels Isaac __Woman in front of van Goghs sunflowers_1917
- Eve Riser-Roberts__ Van Gogh's Cat Cat art parody of a bad cat chewing van Gogh's sunflowers
J.K. Potter__ Vincent — an usual take on Van Gogh's style
…А все-таки Клод Моне был с этой темой первее:
- Bouquet of Sunflowers, 1880 __ Claude Monet(1840 1926)
- Portrait of Suzanne Hoschede with Sunflowers, 1890__ Claude Monet(1840 1926)
- Gustave Caillebotte (1848-1894) __Sunflowers Garden At Petit Gennevilliers
- Sunflowers on the Banks of the Seine 1886 by Gustave Caillebotte (1848-1894)
- Картины с подсолнухами мастеров прошлого столетия :
- A Girl Seated Outside A House_1867__Jacob Maris
- М.Анкер __ Девушка с подсолнухами _1889
- Tissot __Behold He Standeth Behind Our Wall.-1894
- Henri Matisse (1869 -1954)__Vase of Sunflowers_1898
- the-sunflower-girl__ John George Brown (1831-1913)
Girls With Sunflowers __ F.A.Kaulbach
- Louis Welden Hawkins (1849–1910)
- Niels, Niklaus Fristrup (1837-1909)__SUNFLOWERS
- Sophia Becker-Leber(1869-1952)
- Gustav KLIMT (1862-1918)__ 1906_ Farm Garden with Sunflowers
- Шиле (Schiele) Эгон (1890-1918)
- Emil Nolde__Sonnenblumen (ca. 1930) Carl Larsson (Swedish, 1853 – 1919) __Suzanne
- Charles E. Burchfield __Moon through Young Sunflowers 1916
- Федот Васильевич Сычков (1887-1958) __Среди подсолнухов. Молодуха _1928
- Николай Иванович Фешин (1881-1955)__Таосская девочка с подсолнухами_1930
- Николай Иванович Фешин (1881-1955)__Подсолнухи_1934
- Бурлюк Давид Давидович (1882-1967) __ Букет с подсолнухами на фоне пейзажа
- the-sunflowers-1943 by Georges Braque.
- Diego Rivera__Muchacha con Girasoles (Girl with Sunflowers)
- СПАСИБО
Источник: https://obiskusstve.com/388673901702155113/podsolnuhi-v-zhivopisi/
Винсент Ван Гог «Подсолнухи» (Натюрморт: пятнадцать подсолнухов в вазе). Описание картины
Сложно найти человека, который хоть на миг задумается об именах художников, написавших картины «Джоконда» или «Черный квадрат». Так же, как с именами Да Винчи и Малевича тесно связаны указанные шедевры, так и в живописи Ван Гога, «Подсолнухи» – визитная карточка его творчества.
Художник боготворил сам цветок, считая его символом благодарности и признательности, а также желтый цвет, ассоциировавшийся у него с дружбой и надеждой.
Из всех картин этой серии, самыми известными изображениями подсолнухов считаются те, который Ван Гог нарисовал в августе-сентябре 1888 года. Этот цикл создавался в Арле, и должен был украсить так называемый Желтый дом – арендованное им помещение, где планировалась его совместная работа с Гогеном, другом, приезда которого он с нетерпением ожидал.
Работая на полотнами цикла «Подсолнухи», Ван Гог использовал импасто — оригинальную технику письма, при которой краски наносились на холст довольно густым слоем. Кроме кистей применялся обычный нож, в результате чего законченное полотно отличалось шероховатой поверхностью, а также рельефным рисунком.
1889 г. Холст, масло. 95.0 x 73.0 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.
Источник: http://www.hudojnik-impressionist.ru/pic_vangog13.htm
Новости : Какую страшную тайну скрывают подсолнухи Ван Гога
«Ваза с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гога – одна из самых знаменитых его картин, однако, их яркие лепестки скрывают весьма трагичную историю. Его история началась с «Подсолнухов», ними и закончилась.Чем больше смотришь на цветы, тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина. Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?
Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы.
На цветах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.
удивительно, но именно они положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена. Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его. совсем давно, весной 1886 года Винсент Ван Гог приехал в Париж в надежде стать художником.
Целый год он рисовал там все, что видел вокруг. В конце лета сады полыхали огнем последних подсолнухов.Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три. На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха.
От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию. Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.
В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами.
Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин. Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил.
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.
Свое новое жилище здесь художник называет «желтым домиком» и пишет о нем брату: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Художник мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты. Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.
Готовясь к встрече со своим кумиром, Ван Гог лихорадочно работал, создавая по картине в день — как школьник, ожидающий похвалы от учителя. Он с необычайной остротой чувствовал цвет и особенно любил желтый, а здесь его было в избытке. Поэтому Ван Гог так радовался переезду.
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул. Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.
Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах. И вот, нарушив все существовавшие теории контрастов, он создает свой бесспорный шедевр, «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» – яркие желтые цветы на ярком желтом фоне. Желтое на желтом — тогда это считалось немыслимым, но почему-то сработало.
Но гений Ван Гога виден не только в подборе цвета. Рентгеновское исследование этой картины показало потрясающее разнообразие приемов нанесения краски.
Наконец Гоген приехал, картина ему очень понравилась. Но в процессе дальнейшего общения оказалось, что их взгляды на живопись кардинально различаются.
Ван Гог считал, что рисовать надо то, что видишь, а Гоген говорил – все надо брать из головы.
Голландец попробовал рисовать без натуры, но в вымышленном мире ему было некомфортно. Напряженность их отношений видна даже на портрете Гогена, нарисованном Ван в то время — у Гогена практически не видно лица, не захотел Ван Гог его рисовать. Гогена утомили бесконечные споры. Их трения достигли предела, отношения зашли в тупик, и он решил покинуть Арль.
Мечты Ван Гога о братстве, как спасении от нищеты и одиночества, разрушились, и за этим последовало самое известное в мире искусства членовредительство. Через две недели, проведенные в психиатрической больнице, Ван Гог вернулся домой и нашел там письмо от Гогена, в котором тот просил подарить ему «Подсолнухи».
Ван Гог незамедлительно ответил ему – отказом, но пообещал сделать точную копию картины. И в январе он пишет три копии – одну с «Вазы с пятнадцатью подсолнухами» и две – с «Вазы с двенадцатью подсолнухами». До конца так и не придя в себя, Ван Гог прожил после этого лишь полтора года.
На сегодня, два его самых знаменитых полотна с подсолнухами хранятся в Лондоне и Мюнхене.
- Russia Art News рекомендует:
- В ногу со временем: Как развивалось искусство на карманных часах
- Женская красота и нежность в работах Стива Хэнкса
- Экологическая проблема в фотопроекте Филиппа Эшару заставила работать государство
Источник: https://russiaartnews.com/news/news/kakuju-strashnuju-tajnu-skryvajut-podsolnuhi-van-goga
Винсент Ван Гог. «Подсолнухи»
Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику «идеей, символизирующей признательность и благодарность». Подсолнух был любимым цветком Ван Гога.
В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, – мой». Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе-сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.
Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.
Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».
Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской».
На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя. В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.
А), что, разумеется, тебя не удивит, – я пишу большие подсолнухи. Последняя картина – светлое на светлом – будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить.
Одни большие подсолнухи– ничего больше…
Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно – целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут и приходится заканчивать вещь в один прием».
Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.
Из четырех холстов, написанных в августе 1888 года, уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны.
«Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и, наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне).
Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины и две вариации «лондонской». (Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор.)
Между августовскими и январскими картинами – пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье. Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления.
Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами».
Великолепный замысел – серия панно с подсолнухами – не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога. Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе– и больше ничего.
Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно.
То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость. Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста.
Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только вазаим тесен весь холст. Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы. Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст.
Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины – словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества.
Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах – растут, набухают, созревают, увядают.
Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. «Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу», – писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна.
Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего – малого и великого, земли и космоса. Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков.
Всеми оттенками желтого?– цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями.
В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне – голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».
Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета. Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет.
Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову.
Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло. Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик».
Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето.
Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной!
И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство. Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни.
Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины. Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино.
Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада. Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание.
Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество – колос, который должен быть сжат…
Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».
Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания.
Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти – было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием.
Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».
«Подсолнухи» Ван Гога – символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.
Марина Аграновская.
Источник: https://art-storona.ru/vinsent-van-gog-podsolnuxi/
Поль Гоген «Ван Гог рисует подсолнухи» (Портрет Винсента Ван Гога). Описание картины
Одна из самых странных и печальных страниц в биографии Поля Гогена посвящена дружбе с другим известным живописцем – Винсентом Ван Гогом. Они познакомились в 1886 году и сегодня сложно сказать, что послужило почвой для возникновения дружеских отношений – эмоциональные, эксцентричные, непримиримые в своём отношении к живописи вряд ли годились в приятели друг к другу.
В 1888 году два величайших живописца прибыли в Арле в надежде основать здесь новую колонию художников, свободную от привычных академических традиций. Здесь Гоген создаёт ряд своих полотен, среди которых портрет новоиспечённого друга.
Любитель нестандартного объединения жанров и точных цитат (достаточно вспомнить его «Жёлтого Христа» и последующего за ним автопортрета на фоне этой же картины) Гоген и здесь не удержался от экспериментов.
Первым, что бросается в глаза зрителю – Ван Гог изображён за работой, и, присмотревшись к мольберту, без труда узнаются знаменитые «Подсолнухи» живописца.
Если сравнить оригинал картины Ван Гога и претворение её на портрете кисти Гогена, можно рассмотреть явные отличия. Живописец не стремился к детализации, скорее в своей работе он хотел передать процесс творчества Ван Гога, таким как он его представлял.
Вряд ли Гоген мог быть реальным свидетелем написания натюрморта — картина была написана ещё до переезда Гогена в Арле, и предназначалась для украшения его комнаты.
Современники мастера утверждают, что сам Гоген очень ценил всю серию подсолнухов друга, которому суждено было в кратчайший срок стать бывшим.
Сам портрет отличают ритмичность линии и выразительность цвета. Вся композиция построена на гармоничном сочетании больших цветовых пятен. Используя чистые цвета, Гоген достаточно точно воспроизводит черты портретируемого Ван Гога.
Будучи уже известным художником, Гоген позволял относиться к Ван Гогу несколько свысока, что очень ранило впечатлительного друга. Непонимание и разногласия привели к конфликту, когда Ван Гог набросился на старшего товарища с ножом, о чём впоследствии глубоко раскаивался. Гоген покинул Арле, поставив жирную точку на творческом союзе с Винсентом.
Сегодня портрет находится в музее Ван Гога в Амстердаме.
Картина художника Поля Гогена «Ван Гог рисует подсолнухи» (Портрет Винсента Ван Гога) 1888 г.
Холст, масло. 73 x 91 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды.
Источник: http://vangogen.ru/pol-gogen-van-gog-risuet-podsolnuxi/
Описание картины Ван Гога «Подсолнухи»
Общеизвестно, что шизофреники неравнодушны к желтому цвету. Точно также общеизвестно, что Ван Гог был неравнодушен к цветам, в частности, к подсолнухам.
Он считал его «своим» и, напрочь не обращая внимания на диагностированную шизофрению, считал, что этот солнечный цветок символизирует благодарность, признательность и олицетворяет надежду.
Возможно, последнее как раз было тем, что было так необходимо бывшему дилеру-голландцу, слегка повернутому на религии.
У Ван Гога картин с подсолнухами целых два цикла – парижский и арльский. Он писал эти желтые цветы с таким же упоением и старанием, «с каким марселец уплетает свою буйабесс», работая с ними рано поутру, поскольку вяли они очень быстро. В Париже художник создал две картины с лежащими цветами, а в Арле работ стало уже четыре, только срезанные цветы стояли в вазах.
Самыми известными стали «Подсолнухи» 1888 года, написанные в Арле – они вызывают множество дискуссий, считаясь одновременно из самых прекрасных произведений живописи, ставших для художника своего рода брендом.
Проведите небольшой эксперимент: скажите «Подсолнухи» – вспомните Ван Гога, скажите «Ван Гог» – вспомните «Подсолнухи».
Картина настолько знаковая для него, насколько Джоконда знаковая для Да Винчи, Венера – для Боттичелли и Мадонна – для Рафаэля.
Работая над «Подсолнухами», которые должны были украшать дом Поля Гогена в Арле, Ван Гог применил свою любимую технику импасто. Он владел ей лучше, чем остальные живописцы. Используя кисть и нож-мастихин, художник создал потрясающе объемный эффект, такой, что цветы кажутся живыми, выступающими из самой картины.
Шероховатая поверхность и рельефный рисунок «Подсолнухов» появились благодаря нанесению густого слоя краски ножом для изображения темных цветов и необработанных кистью цветов снизу. Оттенков желтого Ван Гог добивался, смешивая сырую сиену с желтым кадмием. Вот почему картина «пылает желтым цветом» и одновременно дышит жизнью.
Вот почему так явственно проступают признаки расстройств психики художника.
Тем не менее, идея картины с подсолнухами в вазе на столе заключалась в том, чтобы добиться игры различных оттенков желтого. А цвет, как известно, Ван Гог чувствовал по-особенному.
Любой оттенок краски ассоциировался у него с целой цепочкой визуальных образов, переживаний и раздумий, каждым мазком он начинал говорить.
Он повествовал о своем желании попасть на юг, в «желтый домик», где можно получить от солнца не только тепло и энергию, а и радостные добрые эмоции.
Лето в Арле ознаменовалось для художника «желтой нотой»: он писал и закат, и огни города, и снопы соломы, но подсолнухи вобрали в себя все те оттенки желтого, которых так не хватало душевнобольному человеку. Их сочные стебли, охристо-рыжевато-оранжево-солнечные цветы словно издают свечение, правда, очень тусклое, но все же свечение.
Что интересно, Ван Гог отрицал, будто бы «Подсолнухи» он писал с натуры. Напротив, художник говорил, что бесы шепчут ему на ухо свои признания, заставляют его что-либо делать. Он же им вовсе не противиться, поступая так, как они хотят и изображая то, чего они просят.
Например, цветы, которые не похожи на растения, а больше напоминают многоглавых змей. Это не зритель смотрит на подсолнухи, а подсолнухи глядят на него, манят в свою фантастичную и хаотичную вселенную, заставляя протянуть руку и немного поправить их в вазе.
Хотя потрескавшийся глиняный кувшин вазой назвать весьма сложно.
Картина «Подсолнухи» удивительным образом сочетает в себе докучливую простоту, хандру и однообразие, а с другой стороны, заключает в себе столько бурлящих эмоций, что ярко-желтый цвет невольно овладевает сознанием человека.
Тем более, что Ван Гог хочет и умеет правильно расставлять цветовые акценты. В частности, к ним можно отнести красное пятно – серединка головки одного из подсолнухов, которая несколько странно смотрится на полотне без резких переходов.
Этот дисгармоничный штрих – не что иное, как реальность, сумевшая вырваться из царства бесов, и желающая воцариться в сознании художника.
В «Подсолнухах» визуально нарушены пропорции: кувшин, в котором они стоят, не соответствует размеру цветов, он даже кажется легче. Подсолнухам, напротив, тесно не только в вазе, а и на холсте.
Их листья и соцветия словно пытаются упереться в край картины и, оттолкнувшись от рамы, вырваться наружу.
Выдавленными прямо из тюбиков красками Ван Гог создает рельефную шероховатую картину, словно олицетворяющую его неистовые чувства и порывы творчества.
«Подсолнухи» Ван Гога – это живые цветы с их энергией, изображенной вибрирующими мазками кисти: их соцветия, полные сил, сгибаются от собственной тяжести, стебли поражают своей гибкостью, движением, пульсацией и энергией. Растения словно проживают миллионы жизней: от только начавшего распускаться цветка до увядающего осенью подсолнуха.
Это вполне закономерно для Ван Гога, который не видел принципиальных различий между живыми и неживыми материями. Он умел чувствовать в природе душу, улавливать ее настроение и испытывать такие же эмоции.
Художник считал, что «душа» подсолнуха созвучна его мировоззрению: она живет в гармонии с ритмами космоса, поворачивал свой стебель за солнцем и воплощал связь человеческого земного и космического духовного начал.
Удивляться тут, в принципе, нечему. «Подсолнухи» Ван Гога – это языческие солярные мотивы, цикличность природы, за которой наблюдает небесное светило. Его цветы имеют разнообразные оттенки, он играет с фоном и подбирает различные образы для передачи насыщенного желтого цвета. В письмах брату художник говорит о том, что хочет написать подсолнухи в виде витража готического храма.
Эту идею Ван Гог не воплотил, но картина «Подсолнухи» сегодня известна как квинтэссенция человеческого существования. Его цветы распускаются, цветут и умирают, подобно людям, они сияют, подобно звездам и отражают неустанный и вечный круговорот Вселенной, который будет длиться тысячелетиями.
Источник: https://5sec.info/kartiny/kartina-van-goga-podsolnuxi/
Винсент Ван Гог. «Подсолнухи»
bellezza_storiamarinagraОригинал взят у marinagra в Винсент Ван Гог. «Подсолнухи»
- Я чувствую потребность стать другим, начать все зановои извиниться за то, что мои картины несут в себепочти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью.
- Винсент Ван Гог
Ван Гог часто писал цветы: ветви цветущих яблонь, каштанов, акаций, миндальных деревьев, розы, олеандры, ирисы, циннии, анемоны, мальвы, гвоздики, маргаритки, маки, васильки, чертополох… Цветок представлялся художнику «идеей, символизирующей признательность и благодарность». Подсолнух был любимым цветком Ван Гога. В одном из его писем к брату Тео мы читаем: «Подсолнух, в некотором смысле, — мой».
Подсолнухи. Август-сентябрь 1887 г.
Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе — сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.
Примятые, теряющие упругость лепестки похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени, черные сердцевины – на огромные скорбные глаза, стебли – на судорожно изогнувшиеся руки.
От этих цветов веет печалью, но в них еще дремлет жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.
Желтый дом. 1888 г.
Ровно через год, в счастливую и самую плодотворную пору своей жизни, художник снова возвращается к подсолнухам. Ван Гог живет на юге Франции, в Арле, где все приводит его в восторг: неистовое солнце, яркие краски, новое жилище, которое художник называет «желтым домиком» и о котором пишет Тео: «Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца».
Винсент настойчиво зовет к себе собратьев-художников, мечтает создать под крышей «желтого домика» своего рода коммуну, которую он называет «южной мастерской». На его зов откликается Поль Гоген, и Винсент радостно готовит свой дом к приему гостя.
В середине августа он сообщает брату: «Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse – М.А), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь.
В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше… Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего». Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием».
Но несмотря на все старания, художнику не удается в полной мере реализовать задуманное: к концу лета готовы всего четыре картины, и Винсент решает повесить их не в мастерской, а в гостевой комнате, которая предназначалась Гогену.
Ваза с двенадцатью подсолнухами. Август 1888 г. Новая Пинакотека, Мюнхен
Из четырех холстов, написанных в августе 1888-го г., уцелело три: картина с пятью подсолнухами на синем фоне погибла в Японии в годы Второй мировой войны. «Ваза с тремя подсолнухами» находится в частной коллекции в США, и наконец, самые знаменитые полотна хранятся в Лондоне (пятнадцать цветов на бледном желто-зеленом фоне) и Мюнхене (двенадцать цветов на светло-голубом фоне).
Через полгода, в январе 1889-го, Ван Гог опять пишет подсолнухи: более светлую вариацию «мюнхенской» картины (Музей искусств, Филадельфия) и две вариации «лондонской» (Музей Ван Гога, Амстердам; Музей современных искусств «Ясуда Касай», Токио.
Подлинность одной из этих картин, купленной японской страховой компанией «Ясуда» в 1987 г. на аукционе «Кристис» за 39,5 млн. долларов, оспаривается до сих пор). Между августовскими и январскими картинами – пропасть: тяжелые ссоры с Гогеном, приступ безумия, больница, одиночество, безденежье.
Винсент, переживший крушение всех надежд, словно оглядывается на недолгую пору счастья, но уже без былого воодушевления. Художнику нечем платить за аренду, и ему придется выехать из «желтого домика», который он так мечтал украсить своими «Подсолнухами».
Великолепный замысел — серия панно с подсолнухами — не осуществился до конца, но его лучшие фрагменты, «лондонский» и «мюнхенский» натюрморты, принадлежат к наиболее известным и любимым публикой творениям Ван Гога.
Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Август 1888 г.Национальная галерея, Лондон
Сюжет этих картин исключительно прост: цветы в керамической вазе – и больше ничего. Поверхность, на которой стоит букет, не проработана, ее фактура никак не выражена. Что это: стол, полка или подоконник, дерево или ткань скатерти – не важно. То же можно сказать и о фоне: это не драпировка, не стена, не воздушная среда, а просто некая закрашенная плоскость.
Объемность вазы не подчеркнута, лишь цветы свободно живут в трехмерном пространстве – одни лепестки энергично тянутся вперед, к зрителю, другие устремляются в глубь холста. Грубоватая крестьянская ваза кажется несоразмерно маленькой и легкой по сравнению с огромными цветами. Подсолнухам же мала не только ваза — им тесен весь холст.
Соцветия и листья упираются в края картины, недовольно «отшатываются» от рамы.
Ван Гог наносит краски очень густо (техника «импасто»), выдавливая их прямо из тюбиков на холст.
Следы прикосновения кисти и ножика-мастихина явственно видны на полотне; шероховатая рельефная фактура картины – словно слепок неистовых чувств, владевших художником в миг творчества.
Написанные энергичными вибрирующими мазками подсолнухи кажутся живыми: тяжелые, полные внутренней силы соцветия и гибкие стебли движутся, пульсируют и изменяются у нас на глазах — растут, набухают, созревают, увядают.
Ваза в пятью подсолнухами. Август 1888 г.Картина погибла в годы Второй мировой войны
Для Ван Гога действительно не существовало различий между одушевленной и неодушевленной материей. “Я вижу во всей природе, например, в деревьях, выражение и, так сказать, душу”, — писал художник. «Душа» подсолнуха была ему особенно созвучна.
Цветок, который живет в согласии с космическими ритмами, поворачивая свой венчик вслед за солнцем, был для него воплощением взаимосвязи всего сущего — малого и великого, земли и космоса.
Да и сам подсолнух подобен небесному светилу в ореоле золотых лучей-лепестков.
Всеми оттенками желтого — цвета солнца – сияют натюрморты с подсолнухами. Вспомним, что художник видел эту серию как «симфонию цвета», именно о цвете он чаще всего упоминал, делясь деталями замысла с братом и друзьями.
В одном из писем он говорит, что в «Подсолнухах» желтый цвет должен пламенеть на меняющемся фоне — голубом, бледном малахитово-зеленом, ярко-синем; в другом письме упоминает, что хотел бы достичь «чего-то вроде эффекта витражей в готической церкви».
Идея ясна: добиться сияния, солнечного свечения желтого цвета.
Ван Гог с необычайной остротой чувствовал цвет. Каждый оттенок краски был для него сопряжен с целым комплексом понятий и образов, чувств и мыслей, а мазок на холсте был равнозначен произнесенному слову. Любимый художником желтый цвет воплощал радость, доброту, благожелательность, энергию, плодородие земли и животворное солнечное тепло.
Потому так и радовал Ван Гога переезд на юг, в царство щедрого солнца, в светлый «желтый домик». Сам художник писал, что «высокая желтая нота» проняла его в то лето.
Картины, написанные в Арле, затопляют все оттенки желтого цвета: себя Ван Гог изображает в ярко-желтой соломенной шляпе, он часто выбирает желтый фон для портретов, пишет позолоченные солнцем луга, поля зрелых хлебов, стога, снопы соломы, охристо-желтые стволы, огни вечернего города, окрашенное закатом небо, солнечный диск, огромные, окутанные светящейся дымкой звезды… Да что звезды – даже простой деревянный стул в мастерской художника так и блещет праздничной желтизной! И ярче солнца сверкают подсолнухи, словно впитавшие свет горячих лучей и испускающие его в пространство.
Жнец. 1889 г.
Создавать «нечто миротворное и утешительное» стремился художник в последние годы своей короткой многострадальной жизни. Но только ли радость и утешение несут его поздние полотна? Чем неистовей сияют краски, тем более наэлектризованными, напряженными становятся картины.
Как в сложном аккорде, ликующий возглас и крик отчаяния слиты в них воедино. Та же творческая сила, что несет миру обновление, заставляя светила вращаться, а растения – созревать, становится источником разрушения и распада.
Под солнцем растет и зреет все живое, но за созреванием естественно и неминуемо следует увядание. Эти простые первозданные истины художник воспринимал всем своим существом. Так о картине «Жнец» он писал: «человечество — колос, который должен быть сжат…
Но в этой смерти нет ничего печального, она происходит при полном свете, с солнцем, которое освещает все золотым светом».
Звездная ночь. 1889 г.
Ван Гог глубоко чувствовал вечную изменчивость мироздания.
Ощущение единства взаимосвязанных противоположностей – света и тьмы, расцвета и увядания, жизни и смерти — было для него не отвлеченной философской категорией, а сильным, мучительным, почти невыносимым переживанием.
Поэтому, как отмечает автор замечательной книги «Ван Гог. Человек и художник» Н.А. Дмитриева, зрелое творчество художника отмечено «редкостным слиянием драматизма и праздничности, проникнуто страдальческим восторгом перед красотой мира».
«Подсолнухи» Ван Гога — символ нашего прекрасного и трагического бытия, его формула, его квинтэссенция. Это распускающиеся и увядающие цветы; это юные, зрелые и стареющие живые существа; это зарождающиеся, жарко пылающие и холодеющие звезды; это, в конечном счете, образ Вселенной в ее неустанном круговороте.
Источник: https://bellezza-storia.livejournal.com/382859.html