Знаменательной вехой в истории Бородинского поля стал 1839 год.
26 августа в присутствии императора Николая I, перед строем 150-тысячного войска и в присутствии 200 участников Бородинского сражения, на Курганной высоте (Батарее Раевского), главном опорном пункте русской армии в день битвы, был торжественно освящен монумент в память доблестных защитников Отечества, сооруженный по проекту архитектора А. Адамини. Незадолго до этого торжества у основания монумента был захоронен прах героя Бородина генерала П.И. Багратиона. Напротив Батареи Раевского была построена сторожка для воинов-ветеранов, которые, согласно Указу императора, должны были ухаживать за памятником и могилой Багратиона, вести Книгу записей посетителей, показывать приезжающим план сражения, находки с поля битвы. Так родился музей.
К 1839 году земля в центральной части поля и село Бородино были выкуплены императором у местных помещиков на имя цесаревича, будущего государя Александра II.
Для размещения царственных особ и свиты усадебный дом в селе Бородине был перестроен в двухэтажный деревянный дворец, интерьеры которого были украшены портретами генералов-участников наполеоновских войн, мебелью и предметами быта, привезенными из Санкт-Петербурга. Нашлось там место и для реликвий, связанных со сражением, книг и военных карт.
Таким образом центральная часть Бородинского поля и село Бородино стали охраняемыми территориями, то есть прообразом будущего музея-заповедника, старейшего в мире среди основанных на полях сражений.
Еще в 1820 году Маргарита Михайловна Тучкова, вдова генерала Тучкова, увековечила память о героях Бородина, построив на месте гибели любимого супруга церковь Спаса Нерукотворного.
Этот храм стал центром монашеской пустыни, которая в 1838 году по указу императора Николая I была преобразована в Спасо-Бородинский общежительный второго класса женский монастырь, а М.М. Тучкова, его основательница, стала первой настоятельницей, игуменией Марией.
После кончины игумении в 1852 году в ее доме, по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета все осталось так, как при ее жизни, и он стал фактически домом-музеем. В последующие годы интерес к Бородину не ослабевал.
Поле посещали члены царской семьи, высокопоставленные чиновники, военачальники, православные паломники, потомки героев 1812 года. В 1902 году по инициативе начальника железнодорожной станции Бородино П.П. Богдановича в одной из комнат вокзала был создан «Музей 1812 года».
В 1912 году к 100-летию Бородинского сражения по проекту архитектора В. Воейкова была перестроена сторожка инвалидов у Батареи Раевского, в которой открылась юбилейная экспозиция.
На поле битвы были воздвигнуты 33 монумента полкам, дивизиям, корпусам, артиллерийским ротам и бригадам русской армии, отличившимся в «Битве гигантов». У стен Спасо-Бородинского возвысился памятник «Благодарная Россия – своим защитникам». Прах генерала Д.П.
Неверовского, погибшего в «Битве народов под Лейпцигом», был перенесен из Германии и торжественно захоронен на Южной Багратионовой флеши у памятника его дивизии. Особыми монументами были отмечены командные пункты М.И.
Кутузова и Наполеона, отреставрированы Шевардинский редут, Южная Багратионова флешь, Масловские флеши. Мемориал в память героев 1812 года, создававшийся на протяжении XIX – начала XX веков, до сих пор является основой Бородинского музея-заповедника.
В начале 1920-х годов отдельные предметы из Бородинского дворца были перенесены в музей у батареи Раевского. Туда же поступили экспонаты «Музея 1812 года» со станции Бородино. Бородинский музей стал филиалом Военно-исторического музея, затем – Российского исторического, а с сентября 1925 года передан в ведение Московского областного отдела народного образования.
1930-е годы – мрачный этап в истории поля. Памятники-монументы разрушались местными жителями с «благословения» властей. В 1929 году был закрыт Спасо-Бородинский монастырь, в котором была организована сельскохозяйственная коммуна.
Только в 1992 году после многолетней реставрации в нем возродилась монашеская община. Сельские храмы также закрывались, в них устраивались производственные мастерские, зернохранилища. В 1932 году был уничтожен монумент на батарее Раевского, разорен склеп с прахом П.И. Багратиона.
В 1987 году Главный монумент был воссоздан, первоначальный вид приобрела могила П.И. Багратиона.
1941 год нанес еще больший урон памятникам поля. К счастью, экспонаты музея были вовремя эвакуированы в г. Алма-Ату, а здание музея, в котором немцы устроили скотобойню, было сожжено во время их отступления в январе 1942 года. Та же участь постигла Императорский дворец в селе Бородине и дом игумении Марии.
В 1944 году здание музея было капитально отремонтировано, и в нем вновь разместились реликвии 1812 года. Дом игумении Марии воссоздан на месте прежнего фундамента в 1994 году, в нем открылась мемориальная экспозиция, посвященная основательнице Спасо-Бородинского монастыря.
К 200-летию Бородинского сражения воссоздана и императорская усадьба в селе Бородино.
В 1961 году, в канун 150-летия Отечественной войны 1812 года, указом правительства РСФСР поле Бородинского сражения было объявлено музеем-заповедником «с включением в него памятных мест, исторических памятников Бородинского поля и Государственного Бородинского военно-исторического музея». С 1987 года филиалом Бородинского музея-заповедника стал Можайский историко-краеведческий музей, в структуру которого вошел дом-музей народного художника СССР С.В. Герасимова.
В 1994 году правительством Российской Федерации утверждены границы территории музея-заповедника площадью 109,7 кв. км. Площадь охранной зоны составляет 645 кв. км. На этой территории расположено около 300 памятных объектов, связанных с событиями двух Отечественных войн.
В 1995 году музей-заповедник «Бородинское поле» был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В этом же году у стен Спасо-Бородинского монастыря был воссоздан памятник «Благодарная Россия – своим защитникам».
В 2002 году к 190-летию Бородинского сражения в здании музея была открыта новая основная экспозиция «Бородино – битва гигантов», а в одном из залов железнодорожной станции Бородино – выставка, посвященная юбилейной дате.
В 2012 году в честь 200-летнего юбилея Бородинского сражения, экспозиция музея вновь изменилась.
Основа экспозиции – подлинные предметы, связанные с Бородинским сражением, — мундиры и оружие воинов обеих армий, знамена, штандарты и награды, личные вещи участников сражения, документы и карты, находки с поля битвы – ядра, осколки гранат, картечные и свинцовые пули.
В нее включены произведения изобразительного искусства, созданные как участниками и современниками событий Отечественной войны 1812 года, так и художниками XIX – XX веков. Экспозиция «Славься ввек, Бородино!» и Бородинское поле – это единый уникальный комплекс культурного наследия народов России.
В 2017 году в императорском дворце в селе Бородине, который был разрушен фашистами в 1942 г. и воссоздан к 200-летию Бородинского сражения открылась экспозиция «Бородинское поле: вехи истории».В ней образно показано прошлое, настоящее и будущее Бородинского поля. Здесь представлены древнейшие находки археологов — кремневый наконечник стрелы, украшения 12 – 17 веков, монеты и керамика.
В настоящее время на поле работают 6 экспозиций, которые дают образное представление о героях и событиях двух отечественных войн.
Неизменной популярностью пользуются военно-исторические праздники, ежегодно проводимые на Бородинском поле: «День Бородина», «Москва за нами. 1941 год», «Стойкий оловянный солдатик».
Широкую известность приобрели научные конференции российского и международного масштаба, на которых рассматриваются источники, памятники, проблемы, связанные с изучением истории Отечественной войны 1812 года и Бородинского сражения, а также конференции по актуальным вопросам изучения и сохранения природного и культурного наследия музеев-заповедников, их экологическим проблемам.
В 2007 году музей-заповедник «Бородинское поле» первым из российских музеев был удостоен международной премии ЮНЕСКО имени Мелины Меркури за сохранение и организацию использования культурных ландшафтов.
В 2017 году решением председателя Военно-исторического общества, министром культуры Владимиром Мединским Музей-заповедник «Бородинское поле» признан лучшим музеем военной истории. Номинация учреждена Военно-историческим обществом.
Источник: https://www.borodino.ru/muzej/istoriya-muzeya/
Музей-панорама Бородинская битва – живая картина знаменитого сражения
Адрес: Москва, Кутузовский проспект, д. 38 Дата основания 1962 год Координаты: 55°44'19.9″N 37°31'23.6″E
Содержание:
- Автор панорамы
- Как создавался музей
- Судьба панорамы
- Строительство нового музея
- Музей сегодня
- Информация для посетителей
- Как добраться
- Список музеев Москвы
- Музей-панорама Бородинская битва на карте
Музей, посвященный историческим событиям войны 1812 года, пользуется особенной любовью москвичей и туристов и относится к самым известным музеям Москвы. В нем можно увидеть уникальное полотно, которое рассказывает об одном из самых кровопролитных сражений между русскими войсками и армией Наполеона, а также множество редких исторических экспонатов.
Памятник Кутузову Михаилу Илларионовичу на фоне музея-панорамы Бородинская битва
Автор панорамы
Франц Рубо появился на свет в 1856 году. Его отцом был французский предприниматель, который занимался коммерцией на территории Российской империи. Мальчик окончил одесскую рисовальную школу, а позже получил художественное образование в Российской академии.
Молодой художник был очень талантлив. Рубо нравилось рисовать военные сцены, и он нашел свое призвание в батальной живописи. Первой исторической работой художника стала картина «Живой мост», которая рассказывала о событиях русско-персидской войны.
В возрасте 40 лет Рубо написал первую панораму «Штурм аула Ахульго» и после этого стал профессором Академии художеств сразу двух стран – России и Германии. К 1905 году художник закончил второе эпическое полотно, посвященное обороне Севастополя.
Вид на здание музея-панорамы Бородинская битва
Когда Россия готовилась к празднованию 100-летней годовщины войны 1812 года, баталист получил заказ на масштабную панораму исторического боя под Бородино. Сроки были сжатыми, и он писал картину не один, а с помощниками. Полотно создавалось с участием брата художника – Жоржа и нескольких профессиональных баталистов и пейзажистов из России и Германии.
Несмотря на огромный объем работы, российский императорский двор получил готовую панораму за два месяца до начала торжеств. Грандиозная картина, созданная под руководством Рубо, имела длину 115 м и высоту 15 м.
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
В течение жизни художник успел написать более двухсот живописных работ. В 1912 году он переехал на постоянное место жительства в Германию. Через два года началась Первая мировая война, и в Россию перестали приходить какие-нибудь сведения о судьба художника. Мастер-баталист умер мало кому известным в 1928 году, в возрасте 71 года.
Как создавался музей
Картина, рассказывающая об участниках грандиозной битвы под деревней Бородино, была создана в Мюнхене.
Когда работа была закончена, в городе открыли благотворительную выставку, чтобы немецкая публика могла увидеть огромное полотно и побывать на выставке исторических предметов столетней давности.
Через несколько дней выставку закрыли и картину по железной дороге отправили в Россию. В пути панораму сопровождали четверо помощников художника и трое рабочих.
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
Для батального полотна на Чистых пудах в Москве построили просторный деревянный дом. Проект здания подготовил архитектор Павел Воронцов-Веньяминов, а ажурный купол павильона разработал инженер Израилович.
Московские власти торопились к открытию панорамы и строили здание очень быстро. Они планировали, что картина будет находиться в деревянном павильоне только в течение одного сезона. Через месяц после окончания строительства был закончен монтаж полотна и предметов для переднего плана. После этого по всему городу расклеили афиши, которые рекламировали открытие новой панорамы.
Фрагмент панорамы Бородинской битвы
В конце лета 1912 года в присутствии государя и видных московских дворян прошла пышная церемония открытия. А через два дня в павильон пустили первых зрителей.
Грандиозное по своим масштабам полотно поражало воображение всех, кто приходил на него посмотреть. Впечатление от новой панорамы было настолько сильным, что о ней написала не только российская, но и зарубежная пресса.
Газетчики разных стран горячо приветствовали картину Рубо и восхваляли патриотические чувства, которые она вызывала у публики.
Судьба панорамы
Через короткое время наскоро построенный павильон пришел в негодность. Купол здания пропускал воду, и полотно замочило дождями. Постоянная влажность стала разрушать холщовый зонт, который накрывал площадку, и частично повредила предметы на переднем плане. Картина портилась, и на ней появились грязные дождевые потеки.
Амуниция солдат французской и русской армии
В 1914 году, когда началась война с Германией, павильон закрыли. Это было сделано по нескольким причинам.
Франц Рубо впал в немилость, поскольку к тому времени постоянно жил в Германии и имел немецкое гражданство. Кроме того, Франция стала союзницей России в войне против немцев.
В этих условиях российские власти сочли неуместным публично выставлять полотно, где было изображено сражение между русскими и французами.
После революции здание и картину забрала московская электротехническая школа. Здесь проводили заседания литературного кружка и детские елки, а эпическое полотно о давно прошедшей войне никого не интересовало.
Русские солдаты на привале
Вскоре полностью обветшавший павильон снесли. Полотно длиной 115 м было свернуто на деревянный вал и убрано в запасники. К сожалению, многие годы огромную картину ни разу не разворачивали и хранили в малоприспособленных местах.
Сначала она лежала под сценой в Нескучном саду, потом — в подвальном помещении храма, который находился на Миусской площади.
Какое-то время картина пролежала в саду Аквариум и после этого оказалась на складе театрального реквизита в саду Эрмитаж.
Строительство нового музея
Когда завершилась война с фашистами, страна находилась на патриотическом подъеме. Власти города решили построить новое здание для батального полотна. Сначала для него выбрали место в Нескучном саду, на берегу реки-Москвы. Но потом строительство решили перенести в Фили. Ведь именно в Филях в начале осени 1812 года прошел знаменитый совет под руководством Кутузова.
Одна из экспозиций музея
Строительство музея заняло 11 лет и было закончено в 1982 году. Необычное здание возвели по проекту, который подготовили архитекторы Корабельников и Кучанов.
Центр музея занял объемный корпус, облицованный стеклом, а по бокам появились два крыла с фасадами, отделанными железобетоном.
На торцах музея выложили красивые мозаичные панно на военные темы, а на боковых стенах — имена героев, принимавших участие в сражениях 1812 года.
За долгие годы неаккуратного хранения большая часть исторической картины была полностью испорчена. Пока строилось музейное здание, живописная панорама проходила реставрацию в мастерской Иванова-Чуронова.
Талантливые художники из студии Грекова занимались восстановлением полотна полтора года. Им пришло заново дописывать сцены боя, отдельные фигуры, фрагменты пейзажа и полностью реставрировать передний предметный план.
Пушка XIX века
Музей сегодня
Несмотря на то, что здание возводили только для панорамы, за годы работы в музее собрали более 40 тысяч экспонатов.
Теперь здесь хранятся батальные картины, рисунки и эстампы, уникальные коллекции фарфора и нумизматики, и материалы о жизни и творчестве Рубо.
В музейных залах выставлены мемуары участников войны, старинные книги, подлинное оружие и полевая форма солдат и офицеров обеих армий.
Центральное место занимает сама панорама. Кроме нее, в музейный комплекс включена Кутузовская изба. К сожалению, оригинальная изба сгорела на пожаре. Но в 60-е годы XIX века Алексей Саврасов подготовил этюд, и по нему построили копию утраченной избы.
С середины 2000-х годов частью музейного комплекса стал музей Героев Советского Союза и России. Возле главного здания музея можно увидеть памятник Кутузову, копию Триумфальной арки, обелиск с братской могилы погибших под Бородино и храм-часовню Архангела Михаила.
Информация для посетителей
Для туристов и горожан в музее проводят обзорные и тематические экскурсии: «Изба военного совета», «На встречу с героями» и «Москва — город-герой».
Дети школьного возраста и семейные группы могут поучаствовать в музейных занятиях и мастер-классах.
Музейные работники знакомят гостей с традициями начального военного образования в России в конце XVIII – начале XIX века, а также с особенностями быта крестьян и солдат в начале XIX века.
Одна из экспозиций зелёного зала
Как добраться
Музей-панорама находится на Кутузовском проспекте, 38. До здания легко дойти пешком от станции метро «Кутузовский проспект».
Музей-панорама Бородинская битва на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Казань | Санкт-Петербург | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/991-muzej-panorama-borodinskaya-bitva
Усадьба «Абрамцево»
raven_yellowСреди подмосковных усадеб Абрамцево занимает особое положение. В отличие от роскошных дворцов Архангельского, Кускова и Останкина Абрамцево с его скромным домом не представляет с точки зрения архитектуры интереса, являясь обычным образцом мелкопоместных дворянских усадеб того времени. Значение Абрамцева заключается в том, что ему выпала завидная участь — дважды на протяжении XIX века усадьба была одним из центров русской культурной жизни.
Текст читать обязательно! Эту прогулку можно назвать «По следам Бабы-Яги». Казалось бы, при чём тут Баба-Яга? А вот при чём. Во-первых, в Абрамцево жило столько знаменитых великих людей, что написать «По следам» кого-то одного из них было бы несправедливо по отношению к остальным. Во-вторых, все домики в округе о ней напоминают. И в-третьих, недалеко от входа в усадьбу мы видим такой вот замечательный памятник.
Усадьба в разное время принадлежала двум известным владельцам – писателю Сергею Аксакову, которого мы знаем по сказке «Аленький цветочек», и известному русскому промышленнику, предпринимателю, меценату, строителю Ярославской железной дороги и покровителю искусств Савве Мамонтову.
Свою славную историю подмосковное имение начинает с 1843 г., когда его приобретает писатель С.Аксаков. «Раем земным» называл Аксаков свое любимое Абрамцево.
Красота, богатство здешней природы поражала его до глубины души: «Вода в реке Воря свежая, глубина одинаковая, дно – паркет из мелкого песку.
Уженье и бранье белых грибов – все это под носом, в таком расстоянии от балкона, что можно все это делать и разговаривать с детьми».
С.Аксаков принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Здесь он создал лучшие произведения, вошедшие в золотой фонд русской классической литературы. При жизни Аксаковых их дом в Абрамцеве посещали Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, М.С.Щепкин, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, М.П.Погодин, Н.М.Загоскин и многие другие видные представители литературы и искусства тех лет.
Многие из них подолгу жили в усадьбе. Этот период истории усадьбы можно назвать литературным периодом. Здесь Аксаков написал «Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника», «Аленький цветочек», а Гоголь писал второй том «Мертвых душ». А первую свою книжку Аксаков выпустил в возрасте 56 лет, это уникальный случай в русской литературе. Называлась эта книга «Заметки об ужении рыбы».
Купив Абрамцево, Аксаков пишет Гоголю: «Наконец-то, милый друг, я приобретаю усадьбу, где я смогу по достоинству принять вас!» Он просто боготворил писателя, и Гоголь этим беззастенчиво пользовался — подолгу жил тут, но капризничал, обижался, всех поучал и постоянно был всем недоволен.
Но по-своему Гоголь любил хозяина, и даже устраивал такую забаву — встав рано утром, он собирал в лесу белые грибы, а когда Аксаков выходил в лес с корзинкой, крался перед ним и везде втыкал эти грибы в землю. А старый подслеповатый хозяин очень радовался, как много он насобирал, не отходя от тропинки.
«Вот, наконец, за все терпенье
Судьба вознаградила нас:Мы, наконец, нашли именьеПо вкусу нашему, как раз.Прекрасно местоположенье,Гора над быстрою рекой,Заслонено от глаз селеньеЗеленой рощею густой.Там есть и парк, и пропасть тени,И всякой множество воды;Там пруд — не лужа по колени,И дом годится хоть куды.»(С.Аксаков об Абрамцево)Сергей Тимофеевич Аксаков скончался в 1859 году. После его смерти Абрамцево приходит в запустение. Но в 1870 году усадьбу купил Савва Иванович Мамонтов, промышленник-миллионер.
- Усадьба Абрамцево в кинематографе
- Другие усадьбы и парки:
- Усадьба Абрамцево
Источник: https://raven-yellow.livejournal.com/63370.html
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник
Телефон: (496 38) 63-223, 63-222
Адрес: 143240, Московская область, Можайский р-н, с. Бородино
Проезд: Электропоездом с Белорусского вокз. до ст. «Бородино» или ст. «Можайск», далее рейсовый автобус
Режим работы:* Ежедневно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и последней пятницы каждого месяца
Входная плата:* Полный — 50 руб., детский- 20 руб., солдаты, ветераны, воины-интернационалисты, дети многодетных семей — бесплатно
Интернет:
www.museum.ru/M442 — официальная страница
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник — W674, официальный сайт www.borodino.ru/
эл. почта: eMail('wh.museum','borodino.ru','')
афиша, события и экскурсии |
Памятные даты и ежегодные мероприятия:
|
Описание: Главный музейный объект — поле генерального сражения между русскими и французскими армиями 26 августа 1812 г., сохранившее основные элементы исторического ландшафта. Грандиозному масштабу битвы соответствует обилие памятников: земляные артиллерийские укрепления, братские могилы, церковь в с. Бородино, Спассо-Бородинский монастырь, 36 монументов на командных пунктах Кутузова, Наполеона, местах расположения русских войск, скульптурные памятники. В музей-заповедник включены архитектурные ансамбли Колоцкого монастыря (XVIII в.) и Можайского кремля (XV-XIX вв.). В шести экспозициях представлены личные вещи полководцев, оружие, военный костюм, трофеи, находки с мест сражения, портреты и батальные произведения. Музей-заповедник «Бородинское поле» — старейший в мире из музеев на полях сражений, особо ценый объект культурного наследия народов России. Филиал — Можайский историко-краеведческий музей с экспозициями «Памятники культуры земли Можайской» и «Дом-музей народного художника СССР С.В. Герасимова. |
Здание(я): Сохранность культурного ландшафта. Церковь Смоленской иконы Божией матери в с. Бородино (1701 г.), построенная с использованием элементов, заимствованных из древнерусского деревянного зодчества. Спасо-Бородинский монастырь (1820-1870-е гг.) с уникальной композицией архитектурного ансамбля, включающего постройки в стилях «ампир» и «русский романтизм», земляные артиллерийские укрепления (Багратионовские флеши) и братские могилы 1812 г. Главный монумент на батарее Раевского (арх. Адамини, 1839 г., уничтожен в 1932 г., воссоздан в 1987 г.) — уникальный образец монументальной архитектуры русского романтизма в памятниках воинской славы. |
Основатель: император Николай I (1796-1855 гг.) |
Основные экскурсии: Бородино — мемориал двух отечественных войн Герои Л.Н.Толстого на Бородинском поле И вечной памятью двенадцатого года Поле ратного подвига |
Дополнительные услуги:
киоск или магазин
Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания Основные должностные лица:* Директор: Черепашенец Михаил Романович, тел. (496 38) 63-223 Зам. директора по научной работе: Горбунов Александр Викторович, тел. (496 38) 63-219 Заместитель директора: Золотарев Александр Петрович, тел. (496 38) 63-225 Заместитель директора: Римский Николай Петрович, тел. (496 38) 63-221 Главный хранитель: Невская Галина Николаевна, тел. (496 38) 63-227 Гл. Бухгалтер: Кулиничева Татьяна Николаевна, тел. (496 38) 63-226
- Тел. дирекции:
- Адрес дирекции:
- Организационно-правовая форма:
- Тип организации:
- Классификация организации:
- Площади организации:
- Количество сотрудников:
- Среднее кол. посетителей в год:
- В структуре организации имеются:
- Вышестоящая организация:
- Филиал или подчиненная организация:
- Членство в организациях:
- Организации партнеры:
- Единиц хранения:
(496 38) 63-223, 63-222, Факс: (496 38) 63-222 143240, Московская область, Можайский р-н, с. Бородино некоммерческое учреждение культурно-массовая,исследовательская Архитектурно-ансамблевая, Историческая, Литературная, Музей-заповедник, Художественная экспозиционно-выставочная 2005м2 фондохранилищ 300м2 парковая 90га 128, из них 30 научных 300000 архив, научная библиотека, экспертная группа Министерство культуры Российской Федерации — R152 Можайский историко-краеведческий музей — M465 Ассоциация музейных работников регионов России — R84 Международная ассоциация музеев оружия и военной истории (ИАМАМ) — R475 Музейно-выставочный комплекс «Волоколамский Кремль» — M441 Музей боевой славы средней общеобразовательной школы №237 — M557 Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово Поле» — M603 Малоярославецкий военно-исторический музей 1812 года — M627 Ельнинский историко-краеведческий музей — M689 Калининградский областной историко-художественный музей — M995 Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле» — M2135 Международная Наполеоновская ассоциация (Канада) — R840 Организация военных музеев Канады — R841 Центр изучения Наполеоновской эпохи. Франция — R842 Общество «Битва народов под Лейпцигом. 1813». Германия — R843 Фонд «Могила мира». Чехия (Аустерлиц) — R844 Военно-исторический музей Плевен. Болгария — R845 Государственный историко-культурный заповедник «Поле Полтавской битвы». Украина — R846 40000, из них 20000 предметов основного фонда
Наиболее ценные (уникальные) коллекции: Коллекция археологии (находки на местах Бородинской битвы 1812 г., Московской битвы 1941 г.) — 3800 предметов Коллекция книг по истории полков русской армии XVIII-XIX вв. — 300 предметов Военный портрет первой пол. XIX в. в графике (гравюры, литографии) — 500 предметов Сатирическая графика русских и зарубежных художников нач. XIX в. — 150 предметов Обмундирование и снаряжение русской и западноевропейской армий нач. XIX в. — 400 предметов Памятные медали и жетоны к 100-летию Отечественной войны 1812 г. — 100 предметов наиболее интересные предметы фондов |
Крупные выставочные проекты:
Выставка к 175-летию Отечественной войны 1812 г. Академия художеств, Москва, 1988 г. Триеннале «Реставрация музейных ценностей в России». Академия художеств, Москва, 1993 г., 1996 г. «Реликвии Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника». Центральный дом художника, Москва, 1992 г. Передвижной музей «Недаром помнит вся Россия…» Калининградский областной историко-художественный музей, 1998 г.
Выездные и обменные выставки:
«Недаром помнит вся Россия…» Рассказывает о Бородинском сражении и его героях. Включает живопись, графику, подлинные предметы обмундирования и снаряжения русской и французской армий, находки с Бородинского поля — 200 экспонатов «Русский и западноевропейский военный костюм первой трети XIX в.» Состоит из подлинных предметов обмундирования и снаряжения армий России, Франции, германских государств, Швеции, Великобритании, военного портрета и батальных композиций — 100 экспонатов «Военный портрет в России первой половины XIX в. Графика». Включает в себя портреты выдающихся полководцев России, исполненные известными русскими и западноевропейскими мастерами — 50 экспонатов «1812 год в сатирической графике». Включает уникальные листы политической карикатуры на Наполеона и его армию, исполненные известными русскими и английскими художниками, а также произведения декоративно-прикладного искусства — 80 экспонатов «Отечественная война 1812 г. в произведениях современных художников-графиков». Представляет произведения художников Москвы и Подмосковья, продолжающих традиции мастеров XIX в., работающих в реалистической манере, в различной технике — 50 экспонатов «Путь к Победе. Живопись». Посвящена событиям ВОВ на Бородинском поле в октябре 1941 — янв. 1942 гг., героям битвы за Москву на Можайском направлении — 25 экспонатов
Издания, выпущенные организацией: Отечественная война 1812 г. источники. Памятники. Проблемы. Материалы научной конференции. Изд. с 1992 г. Вып. 1-5 Проблемы сохранения и развития музеев-заповедников. Сборник материалов экологической конференции. — М., 1998. Бородинское поле. История. Культура. Экология. Сборник. — М., 1995. Бородино. Фотопутеводитель. — М., 1991. Буклеты: Бородинское поле. Монументы. — М., 1997 г.; Бородинское поле. Экспозиции. — М., 1997. Дом игумении Марии. — М., 1996. Карта-схема. памятники Бородинского поля. — М., 1986. Видеофильм «Бородино — слава России», 1995. |
Информация взята с www.museum.ru
Источник: https://www.personalguide.ru/rossiya/moskva/museum/gosudarstvennyy-borodinskiy-voenno-istoricheskiy-muzey-zapovednik
На земле можайской: козы, дзен, Бородино
magazin_putПутешествовать по средней полосе России в это время года — занятие, может, и не самое приятное, зато те, кого не пугают мартовские ветра и распутица, в результате остаются в выигрыше.
Отсутствие толп туристов и застывшая в раздумье между зимой и весной природа как ничто способствует дзену, достигаемому в данном случае без медитации, а дополнительным бонусом к поездке при удачном раскладе служит ворох впечатлений, которых, как известно, много не бывает.
Поэтому, если собрать волю в кулак и встать ни свет ни заря, то уже к десяти часам утра можно оказаться в Можайском районе Московской области, который славен прежде всего Бородинским полем и только потом всем остальным. Добраться до места ратного подвига наших предков можно и на собственном автомобиле, но лучше довериться профессионалам и сесть в комфортабельный автобус, чтобы дальше ни о чем не думать.
Путешествие на можайскую землю закономерно начинается с Можайского шоссе, которое закономерно приводит в древнейший на западных рубежах Древней Руси Можайск, ставший к сегодняшнему дню спокойным провинциальным городком, каких в Подмосковье десятки.
Небесным покровителем Можайска и окрестных земель считается Николай Чудотворец — пожалуй, самый любимый русский святой.
На протяжении веков город являлся одним из центров православного паломничества и когда-то насчитывал шестнадцать монастырей и более 75 храмов.
Сегодня самым заметным из них — и в прямом, и в переносном смысле — считается расположенный на Кремлевском холме Ново-Никольский собор. Устремленный ввысь, он был возведен в конце XVIII века учеником великого Казакова в совершенно нехарактерном для русского православия готическом стиле.
Московская область. Можайск. Можайский кремль. Ново-Никольский собор. Екатерина Зель / Strana.
ru
Впрочем, внутри храм не отличается от любого другого. Разве лишь тем, что отапливается печкой, и приятный дымной запах улавливается сразу же, на входе.
Московская область. Можайск. Можайский кремль. Ново-Никольский собор. Екатерина Зель / Strana.
ru
На самом Кремлевском холме некогда красовался каменный кремль, построенный в XVII веке на месте деревянной крепости-детинца.
От былых построек теперь сохранилось только два собора, каменный мост, въездные ворота да часть каменной стены. Несмотря на определенное запустение, место своей атмосферы не утратило, а в чем-то, возможно, и приобрело.
Московская область. Можайск. Можайский кремль. Екатерина Зель / Strana.ru
Вот так, мимо валов древнего Можайского кремля и идет исторический путь на Бородинское поле, которое теперь, спустя более чем 200 лет, представляет собой не просто природный ландшафт, а огромный, более пятидесяти квадратных километров, музей-заповедник.
Первый пункт осмотра — собственно, сам музей — находится рядом с парковкой, сувенирной лавкой и теплыми удобствами, так необходимыми каждому путешественнику, особенно находящемуся в поле.
Бородинский музей считается старейшим в мире музеем, основанным на полях сражений. Так, в 1912 году, в год столетия битвы, в книге отзывов оставили свои записи члены царской фамилии во главе с Николаем II.
Перед входом в здание — 36 трофейных пушек итальянского, голландского и саксонского производства, некоторые из которых участвовали в сражении.
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Екатерина Зель / Strana.
ru
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Екатерина Зель / Strana.
ru
В годы Великой Отечественной войны в музее была устроена скотобойня — другого применения исторической постройке немцы не нашли — и вскоре, уже покидая Бородинское поле, они же ее и сожгли.
Уже к 1944 году музей был восстановлен, и с того времени работает в постоянном режиме. Примерно в таком же постоянном режиме в нем уже 50 лет работает историк и почетный гражданин города Можайска Владимир Ушаков, попасть на экскурсию к которому — большая удача.
Рассказывает Владимир Константинович так, что заслушаешься и позабудешь обо всем на свете, кроме Бородинской битвы, поэтому важно не забывать хоть иногда отвлекаться на экспонаты.
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Бородинский музей. Экспозиция «Славься ввек, Бородино!». Екатерина Зель / Strana.
ru
Экспозиция «Славься ввек, Бородино!». Екатерина Зель / Strana.ru. Strana.Ru» src=»https://imgprx.livejournal.net/6ae33da6af14ec573fa82e3cd9c7835f23c875ce/CSrveAt6mwj1CxiPldd0S-zTWQcGU7JCKF3yqewlVJxJmO0pNYTENRvS9YKdKFSwengcHL-naO8J_oeAV77k00Za2n9kIdpZk8ArPuW8n9w»>
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Бородинский музей. Экспозиция «Славься ввек, Бородино!». Екатерина Зель / Strana.
ru
Новая экспозиция «Славься ввек, Бородино!» была создана к 200-летнему юбилею Бородинского сражения.
Дневник его участника, полкового священника 41-го егерского полка Левитского, живописное полотно английского художника Потта «Отступление французских войск из Москвы», набор хирургических инструментов, автографы Александра I, Кутузова и Наполеона, мундиры, оружие, портреты, батальная живопись, огромный макет поля битвы — все это создает образ того «Бородина», которое еще в сознании современников было овеяно поэтическим ореолом и чувством гордости за Отечество.
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Бородинский музей. Экспозиция «Славься ввек, Бородино!». Екатерина Зель / Strana.
ruМосковская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Бородинский музей.
Экспозиция «Славься ввек, Бородино!». Екатерина Зель / Strana.ru
На ум то и дело приходят строки то из Лермонтова про «Скажи-ка, дядя…», то из Кульчицкого: «Не до ордена. / Была бы Родина / с ежедневными Бородино».
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Бородинский музей. Экспозиция «Славься ввек, Бородино!». Екатерина Зель / Strana.
ru
На территории музея-заповедника находятся и объекты религиозного культа.
Доминантой среди них выступает Спасо-Бородинский женский монастырь, который основала на месте гибели мужа — генерал-майора и шефа Ревельского пехотного полка Александра Тучкова — его вдова Маргарита Михайловна.
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Спасо-Бородинский женский монастырь. Екатерина Зель / Strana.ru
Собор Владимирской иконы Божией Матери — основа архитектурного ансамбля монастыря.
Собор был заложен в сентябре 1851 года при непосредственном участии Маргариты Тучковой, уже ставшей к тому времени игуменьей Марией.
Средства на строительство собора собирались по всей России, главным образом среди солдат и офицеров гвардейских частей российской армии.
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Спасо-Бородинский женский монастырь. Екатерина Зель / Strana.ru
Совсем рядом с монастырем, в здании бывшей монастырской гостиницы, где в 1867 году останавливался автор романа-эпопеи «Война и мир» Лев Толстой, теперь расположена экспозиция «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле».
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Экспозиция «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле». Екатерина Зель / Strana.
ru
Исторический интерьер здания не сохранился — теперь он преобразован в современное музейное пространство, повествующее об авторе романа и героях двадцати бородинских глав.
Толстой прибыл в свое время в Бородино с одной лишь целью — добиться наиболее достоверного описания батальных сцен и ландшафтов. Два дня, 26 и 27 сентября, он «ходил и ездил по той местности, где за полстолетия до того пало более ста тысяч человек, делал свои заметки и рисовал план сражения».
Вернувшись в Москву, Толстой сообщал жене: «Я напишу такое Бородинское сражение, какого еще не было». Книги, фотографии, графические листы, воспроизведения рукописей писателя, находки с поля битвы подробно рассказывают о предварительной работе Толстого над романом.
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Экспозиция «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле». Екатерина Зель / Strana.
ru
Вторую жизнь герои романа «Война и мир» получили, как известно, благодаря небольшим книжкам с отдельными главами, изданным в годы Великой Отечественной войны, одноименной опере Сергея Прокофьева и особенно знаменитому фильму Сергея Бондарчука, который лично преподнес в дар музею копию оригинального сценария картины с дарственной надписью.
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Экспозиция «Герои романа «Война и мир» на Бородинском поле». Екатерина Зель / Strana.
ru
Еще одна экспозиция — «Бородино в годы Великой Отечественной войны» — размещена в одном из зданий Спасо-Бородинского монастыря, где с июля по сентябрь 1941 года располагался полевой передвижной госпиталь.
Московская область. Музей-заповедник «Бородинское поле». Экспозиция «Бородино в годы Великой Отечественной войны». Екатерина Зель / Strana.
ru
В октябре 1941 года солдаты 5-й Армии на шесть дней задержали на Бородинском поле рвавшихся к столице немцев.
Документы, фотографии, вооружение, трофеи, личные вещи красноармейцев повествуют о том периоде войны, который Жуков назвал самым трудным в битве за Москву.
Немного тягостное, но вместе с тем глубокое чувство гордости за предков разбавляется впечатлением от последующей встречи с, пожалуй, самыми милыми и полезными в сельском хозяйстве существами — козами.
Белоснежные рогатые живут недалеко от Бородино, на берегу Можайского водохранилища.
Основной специализацией экофермы с символичным названием «Александровский спас» является содержание и разведение молочных пород коз, а также производство продуктов из козьего молока.
Московская область. Можайский район. Экоферма «Александровский спас». Екатерина Зель / Strana.
ru
Производство и правда можно назвать экологически чистым: на всех стадиях — от выпаса и откорма и до изготовления продукции — всякая химия под запретом, а сами животные, которым иногда даже музыку для настроения включают, живут почти в стерильных условиях.
Московская область. Можайский район. Экоферма «Александровский спас». Екатерина Зель / Strana.
ru
В ходе экскурсии сотрудники фермы рассказывают о пользе козьего молока, знакомят с производством сыров, а также угощают гостей обедом из перепелиного супа с домашней лапшой, который подается в горшочке.
Тут же, в магазине при ферме, можно купить понравившиеся продукты — сыр, творог, сливочное масло, сметану, йогурт и даже сгущенку из козьего молока.
Уже на обратном пути в Москву автобус заезжает еще в одну древнюю обитель Московской епархии — Колоцкий монастырь, который был возведен в 1413 году сыном Дмитрия Донского князем Андреем Можайским.
Московская область. Можайский район. Колоцкий монастырь. Екатерина Зель / Strana.ru
Неподалеку от монастыря, на месте явления иконы Божией Матери Колочской, есть целебный источник, вода которого чудесным образом не замерзает зимой и не согревается летом. Ну а какова она весной — самое время проверить. И поймать наконец тот дзен, за которым многие гонятся, но не все догоняют.
Источник: https://magazin-put.livejournal.com/77097.html
Проект по определению режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах территории достопримечательного места в окрестностях села Бородино Московской области
Достопримечательное место «Бородинское поле и памятники на нём» расположено в Можайском муниципальном районе Московской области на территории сельских поселений Бородинское и Борисовское.
Музей включает в себя поле генерального сражения между русскими войсками и наполеоновской армией в 1812 году и места боев Великой Отечественной войны 1941 года.
Достопримечательное место сформировано на основе и в границах созданного ранее Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника.
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник — один из старейших в мире музеев, созданных на полях сражений. Он был основан в 1839 году.
Музей включает в себя поле генерального сражения между русскими войсками и наполеоновской армией в 1812 году и места боев Великой Отечественной войны 1941 года.
Музей-заповедник располагается в центральной части Можайского муниципального района и граничит на севере с Можайским водохранилищем, на востоке – с городским поселением Можайск, на юге – с федеральной автомобильной дорогой М-1 «Беларусь», на западе – с землями сельского поселения Бородинское Можайского муниципального района Московской области.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия и его ценной исторической и ландшафтной среды в проекте установлены ландшафтно-функциональные зоны, различающиеся характером функционального использования и пространственными характеристиками.
Особенностью объекта культурного наследия — достопримечательного места «Бородинское поле и памятники на нём» является следующее:
- объектом культурного наследия является сам культурный и природный ландшафт, включая археологический культурный горизонт Бородинского сражения практически на всей территории достопримечательного места.
- объект имеет значительные пространственные параметры – площадь территории объекта культурного наследия, уточненная на основе актуальной топографической съёмки 2011 г., составляет 11274,6 га;
- объект отличается значительной пространственной неоднородностью – на его территории расположено 74 объекта культурного наследия федерального значения, 2 объекта регионального значения, 9 выявленных объектов культурного наследия, а также 64 объекта, обладающих культурной и исторической ценностью, различных периодов постройки, разных видов
Источник: http://www.niipigrad.ru/portfolio/borodino/