Питер Пауль Рубенс – величайший гений своего времени. Его имя навсегда закрепилось в истории искусства. Художник с большой буквы, как известно, был еще и замечательным человеком: красив, умен, энергичен и уверен в себе. Художник, который при жизни не усомнился в своем творчестве.
Детство и юность
Питер Рубенс родился 28 июня в 1577 году в немецком городе Зигене. Хотя с датой рождения возникают некоторые споры: биография художника не раз переписана. Его семья эмигрировала из Бельгии в Германию во время начавшейся в Нидерландах гражданской войны и террора против протестантов.
Портрет Питера Рубенса
Отец художника, Ян Рубенс, был городским судьей в бельгийском Антверпене до 1568 года. Жена Мария Пейпелинкс воспитывала четырех детей. Вся семья оказалась в Германии, и в это время на свет появились еще трое детей. Среди них был и Питер Рубенс.
Первые одиннадцать лет детства живописца прошли в Кельне. Отец продолжил работать юристом, мать — воспитывать детей. Привычная стабильность пошатнулась, когда видный и богатый глава семейства вступил в отношения с супругой Вильгельма Оранского, Анной.
После этого Яна Рубенса лишили имущества и права работать адвокатом, а Марии приходилось торговать овощами на рынке, чтобы прокормить детей. Из Кельна Рубенс вместе с женой и потомством был послан в Зиген в 1573 году.
Автопортрет Питера Рубенса
В 1587 году Ян Рубенс скончался от болезни. В это же время Пейпелинкс потеряла несколько детей. Вдова Рубенса приняла католичество и вернулась на Родину, в Антверпен. Дети пошли в латинскую школу.
В то время в городе происходили изменения. Стало невозможным продолжать заниматься торговлей из-за закрытых морских путей. Каждому из детей Рубенса предстояло найти свое место в жизни. Девушки стали женами состоятельных мужей. Один из сыновей, Филипп, пошел по стопам отца, обучаясь на юриста. Старший Ян Баптист профессионально занялся живописью.
Живопись
В 16 веке в мире искусства происходили большие изменения. Фламандцы изобрели краску для рисования, более удобную и практичную. В ее основу вошло масло льна. Это добавило краскам яркости и увеличило время высыхания. Картины стали более глубокими, а работа превращалась в неспешное удовольствие.
Картина Питера Рубенса «Самсон и Далила»
Питера Пауля с детства влекло искусство. С 14 лет он обучался ремеслу у местных художников. Основы будущий живописец постигал у пейзажиста Тобиаса Вархахта, который был связан с ним родством.
Вторым мастером в жизни Рубенса стал еще один родственник: Адам ван Ноорт. Питер Пауль намеревался добрать у прославленного художника знания, не полученные во время работы с Вархахтом. Четыре года ученик трудился под присмотром Ноорта. За это время юный Питер проникся интересом к фламандской атмосфере. Позже это сказалось на его творчестве.
Картина Питера Рубенса «Суд Париса»
В 1595 году начинается новый этап в творчестве Питера Рубенса. Следующим учителем становится Отто ван Веен (в то время один из самых влиятельных художников). Его называют основоположником маньеризма и главным наставником Рубенса, чей талант приобрел новые грани во время обучения.
Питер Пауль Рубенс не стал писать в манере Веена, хоть его стиль и оказал большое влияние на мировоззрение художника. Наставник стал для него примером многогранности и образованности. Еще в детские годы Рубенс тянулся к знаниям, изучал языки (владел свободно шестью языками) и гуманитарные науки.
Картина Питера Рубенса «Сусанна и старцы»
Уроки у Отто Ван Веена Рубенс брал до 1599 года, а затем в официальном статусе «свободного художника» в 1600 году отправился в Италию, чтобы усовершенствовать мастерство и полюбоваться на произведения античности.
На тот момент живописцу было 23 года, но он уже обладал собственным почерком, благодаря чему практически сразу Питер Рубенс был приглашен на службу к Винченцо Гонзаге, правителю Мантуи. Герцог увлекался античным искусством, любил картины эпохи Возрождения. Рубенс часто писал для него копии.
Картина Питера Рубенса «Тайная Вечеря»
Восемь лет Питер Пауль провел при дворе Гонзаги. Считается, что служба является удачным решением для художника, так как церковная власть того времени стала выступать против ереси на картинах современных художников.
За время, проведенное в Италии, молодой живописец побывал в Риме, Мадриде, Венеции, Флоренции. Выполнял поручения дипломатического характера.
Картина Питера Рубенса «Три грации»
В 1608 году Рубенс поспешно вернулся в Антверпен, узнав о смерти матери. Отъезд обратно в Италию он не планировал: утрата казалась настолько тяжелой, что художник подумывал об уходе в монастырь. Но оставить живопись Питер не смог. Помимо многочисленных заказов от богатых жителей родного города, ему поступило предложение работать при дворе эрцгерцога Альберта.
В Антверпене художник стал одним из востребованных. Он старался успевать выполнять заказы эрцгерцога, расписывать собор и писать картины для сотни других жителей города. В 1618 году появился шедевр «Союз Земли и Воды». В нем ярко выражено влияние итальянских художников на стиль живописца. Считалось, что главным замыслом полотна являлось единство Антверпена и реки Шельды.
Картина Питера Рубенса «Союз Земли и Воды»
Объем заказов стал значительно больше, и Питер Пауль открыл собственную мастерскую. Теперь он, некогда старательный ученик, делился знаниями с юными дарованиями (в истории остались такие имена, как Якоб Йордане, Франс Снейдерс). Ученики выполняли многочисленные заказы горожан. Это со временем стало продуманной системой, школой искусств.
Между тем в 1620 году появляется ещё одно произведение искусства, вершина творчества Рубенса — «Персей и Андромеда», сюжет которого связан с античным мифом, которым так увлекался Питер Пауль.
Картина Питера Рубенса «Персей и Андромеда»
Ближе к 1630 годам Питера Рубенса утомил насыщенный образ жизни. Некоторое время он пробыл в уединении, создавая очередную гениальную картину. «Три грации» и «Суд Париса» являются воплощением натуры их автора. Рубенса всегда привлекала красота и пластичность объемного женского тела
«Сусанна и старцы» стала классикой фламандской живописи. Сюжет обращен к Ветхому Завету.
Картины Рубенса, принадлежавшие соборам, связаны со Священным Писанием («Тайная Вечеря», «Самсон и Далила»), хотя его творчество больше охватывает другую область жизни – яркую, пышную, драматичную.
Не все картины церковной направленности вызывали одобрение. Одна из таких – «Воздвижение креста». Она считалась очень противоречивой.
Картина Питера Рубенса «Избиение невинных»
«Избиение невинных» олицетворяет сцену из библии, когда Ирод истреблял младенцев, боясь пришествия Иисуса. Биографы пишут, что эта работа полюбилась автору больше всех остальных.
Еще один памятник эпохи барокко – устрашающая «Медуза». Реакция современников на эту картину оправдала ожидания Питера Рубенса. Люди были напуганы откровенностью произведения. Художник относился неравнодушно к политическим делам Антверпена.
Картина Питера Рубенса «Медуза»
Его творчество долгое время было связано с политикой, в том числе и «Медуза», которую местные жители расценили как знак предупреждения.
Питеру Паулю Рубенсу, благодаря картинам и дипломатическим способностям, удалось добиться мира между Мадридом и Лондоном. Художник мечтал повлиять на ход войны в родной стране, но этого сделать ему не удалось. После многочисленных поездок 50-летний Рубенс осел в Антверпене окончательно.
Личная жизнь
После возвращения из Италии Рубенс взял в жены Изабеллу Брант, 18-летнюю дочь чиновника.
Портрет Изабеллы Брант
Брак строился на расчете, хотя молодая девушка окружала заботой и вниманием Рубенса 17 лет. Первая жена родила Питеру Паулю троих детей. В 1630 годах она умерла от инфаркта.
Питер Рубенс и Елена Фоурмен
В 50 лет Питер Рубенс снова женился. 16-летняя Елена Фоурмен – последняя любовь художника, его главная муза, мать пятерых детей.
Смерть
В 1640 году Питер Пауль Рубенс заболел. Из-за возраста оправиться от болезни художник не мог. Фламандский живописец умер 30 мая рядом с детьми и любимой женой Еленой.
Произведения
- 1610 — «Воздвижение креста»
- 1610 — «Самсон и Далила»
- 1612 — «Избиение невинных»
- 1612 — «Избиение невинных»
- 1614 — «Снятие с креста»
- 1616 — «Охота на бегемота и крокодила»
- 1618 — «Похищение дочерей Левкиппа»
- 1626 — «Успение Пресвятой Девы Марии»
- 1629 — «Адам и Ева»
- 1639 — «Суд Париса»
Источник: https://24smi.org/celebrity/14222-piter-rubens.html
Питер Пауль Рубенс: биография и лучшие работы
Он не стеснялся «торжества плоти», пышных форм, которые украсили его бессмертные полотна. Он изображал мифологических персонажей ярко, сочно, игриво, они были у него почти земными существами, радующимися жизни. Его работы украшают наш Эрмитаж, легендарный Лувр, мюнхенскую «Старую пинакотеку».
Биография Питера Пауля Рубенса
Итальянское ученичество
Питер Пауль Рубенс, фламандец, появившийся на свет в Германии (именно там был вынужден скрываться «опальный» отец будущего живописца Ян), сумел вернуться на родину предков лишь в 1587 году (в десятилетнем возрасте). Ян Рубенс умер на чужбине, Мария приехала в Антверпен, уже будучи вдовой с детьми.
Первые уроки рисования Питер взял у голландских живописцев, известных лишь тем, что именно у них учился азам великий художник.
А вот углубленное изучение основ мастерства проходило у Рубенса уже в Италии, где процветало Высокое Возрождение. Он жил в этой солнечной стране целых 8 лет, начиная с 1600-го.
Подвизался в качестве придворного художника у герцога Гонзаго. А сам впитывал и роскошь итальянских пейзажей, и гениальные приемы гениев Ренессанса.
В Риме Питер Пауль приходит в восторг от творений Рафаэля, да Винчи и Микеланджело, в Венеции создает копии с картин прославленных Веронезе и Тициана. Кроме того он выполняет дипломатические поручения своего покровителя (тот тогда был герцогом Мантуи).
Покровительство инфанты
Таким образом, возвращается в родные края уже не зеленый юнец, а состоявшийся художник. Его обласкали инфанта Изабелла (правящая тогда во Фландрии) и ее супруг Альберт.
Это был период перемирия между могущественной Испанией и Голландией, так что Фландрия оправлялась от кровопролитных сражений.
А испанка Изабелла была неплохой наместницей, понимала, в чем ее цели, благоволила представителям искусства, а фаворитом среди них стал Рубенс.
Работы того периода касаются, в основном, религиозных тем. Много создано живописцем и портретов особ королевских кровей.
Интересно, что персонажи мифологии становились на полотнах фламандца пышущими здоровьем красивыми и жизнерадостными людьми. Католицизм не приветствовал такие приемы, но покровительство сильных мира сего помогало Рубенсу избегать трений с церковью.
Лучшие работы Питера Пауля Рубенса
Эротизмом проникнуты работы «Вакханалия» и «Похищение дочерей Левкиппа».
Очень известна у нас картина «Союз Земли и Воды», растиражированная множеством репродукций и копий (подлинник хранится в питерском Эрмитаже).
Динамичны и весьма красочны «Битва Амазонок» и «Возвращение Дианы с охоты».
В знаменитейшем музее Санкт-Петербурга находится и считающееся вершиной творчества Питера Пауля Рубенса (если брать именно античную тематику) полотно «Персей и Андромеда». Великолепное произведение искусства!
Творческий размах живописца и его трудолюбие поражало современников. Он трудился над портретами и сценами охоты с той же легкостью, с которой пишет картины на религиозные темы или пейзажи. Он воспитал целую плеяду учеников в собственной мастерской — они помогали ему в работе, участвуя в наиболее крупных заказах.
Таким, например, стала серия панно для королевы Франции Марии Медичи. 21 предварительно обговоренная с высокородной заказчицей сцена должна была украсить Люксембургский дворец. Аллегории и античные боги удачно сочетаются в этих работах с современными художнику костюмами и антуражем.
В тех же 20-х годах XVII столетия рождаются известные портреты, в том числе, хранящаяся в Эрмитаже «Камеристка инфанты Изабеллы».
Образ умершей жены запечатлен им в «Автопортрете с Изабеллой Брант». В 1626-м, когда она скончалась, казалось, мир рухнул для мастера и двух его детей. Он покинул Антверпен и занялся секретными дипломатическими миссиями для инфанты. Но не смог без творчества и последнее десятилетие жизни вновь посвятил только ему.
Возвращение к жизни
Сельские идиллии Рубенс изобразил в «Крестьянском танце», «Кермессе», «Пейзаже с радугой» и «Возвращении жнецов».
Кто-то скажет, что эти работы напоминают шедевры Питера Брейгеля. Но автор и сам не возражал бы против такого сравнения: он никогда не стеснялся брать на вооружение лучшие приемы своих коллег.
Он вторично женился на дочери друга, Елене Фурман, девушкой много младше художника (на момент заключения брака той было всего 16). Она стала для него моделью и музой.
Ее черты мы видим в «Вирсавии» и «Андромеде», поздних шедеврах фламандца.
Елена улыбается нам с полотна «Шубка», она является и одной из «Трех граций».
Подагра мешала Рубенсу творить, она грызла его все больше и больше. В возрасте 62-х лет гения не стало. Его похоронили почти с королевскими почестями.
Источник: https://fancy-journal.com/kulturnaya-zhizn/stil-zhizni/6125-piter-paul-rubens-biografiya-i-luchshie-raboty
Рубенс Питер Пауль. Биография, названия, описание картин
Питер Пауль Рубенс (28.06.1577, Зиген — 30.05.1640, Антверпен) — фламандский живописец, воплотивший в своих картинах подвижность, жизненность и чувственность эпохи барокко. На всю Европу прославили его масштабные работы на религиозные и мифологические темы, также Рубенс был мастером портрета и пейзажа.
Биография Питера Пауля Рубенса.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 году в немецком городке Зиген в семье довольно известного юриста. Детство художника прошло в Кельне, куда переехала семья через два года после его рождения.
После смерти отца, мать перевозит детей в Антверпен, где Рубенс поступает в пажи к графине Маргарите де Линь и, одновременно, берет уроки рисования у известных художников: Отто ван Веена, Тобиаса Верхарта, Адама ван Ноорта.
Талант молодого художника заметили сразу: в 21 год он стал членом союза художников и ремесленников и принимает участие в оформлении новой резиденции правителей Нидерландов.
Когда Рубенсу исполняется 23 года, он отправляется в Италию и поступает на службу к герцогу Гонзаге, а когда тот направляет его с подарками посетить испанскую королевскую семью, художник среди прочих картин итальянских мастеров, подарил и свои работы. Получив высокие оценки, Рубенс становится известным живописцем в Испании. В 1606 году художник получает, пожалуй, один из самых значимых заказов в своей жизни — роспись главного алтаря церкви святой Марии в Валлиселле.
После смерти матери в 1608 году, Рубенс переезжает на родину, служит придворным живописцем в Брюсселе, женится и покупает дом. В этот период он пишет самые известные свои работы: «Поклонение волхвов», «Охота на львов», «Персей и Андромеда», «Похищение дочерей Левкиппа», мастерски расписывает алтарь Антверпенского собора.
На позднее творчество художника большое влияние оказывает его вторая жена, ее образ фигурирует на многих работах мастера: «Вирсавия», «Шубка». Много внимания Рубенс уделял различным сценам из жизни народа («Кермеса»), пейзажам («Пейзаж с радугой»).
Умер художник в возрасте 63 лет в Антверпене.
Описание картин Питера Пауля Рубенса:
Источник: https://opisanie-kartin.ru/category/rubens-piter-paul/
Рубенс Петер Пауль
Другие известные живописцы
Рубенс Питер Пауль — фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко.Родился Рубенс в семье юриста. В 1889 году поселился в Антверпене, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано начал заниматься живописью, Учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591 — 94), О. Венуса (ван Вена; ок. 1594 — 98).
С 1600 по 1608 гг. жил в Италии ( Риме, Мантуе, Генуе), где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской.
Уже в первых произведениях Рубенса, выполненных после возвращения на родину, появилось стремление переработать впечатления от итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданный Рубенсом в начале 1610 — х гг.
монумент религиозной композиции, идущие стилистически в русле барокко в соборе Онзе — ливе — Врауэкерк, Антверпен, отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.
Вместе с тем в них пробиваются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника.
В начале своего творческого пути Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ( «Автопортрет с Изабеллой Брант» 1609, отличающихся интимной простотой композиции, тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды. Серия 1610 -х гг. отмечена обращения Рубенса к классическим мотивам и традиционного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции.
Автопортрет 1623 года
В 1612 — 20 гг. складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античности и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Картины этого периода отличаются многообразием композиции, светлостью колорита.
Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов.
Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно — розовые, жемчужно — серые, красно — коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615 — 20 гг. Рубенс получил широкое признание и известность.
Обширная мастерская художника ( в которой работали и крупные живописцы — А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс ) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально — декоративные композиции. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи («История Марии Медичи» , ок.1622 — 25.
Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифические фигуры и иносказание с реалистическими элементами. что являлось новым словом в развитии исторической живописи. Он вып олнил много парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели ( портреты Марии Медичи, ок.
1622 — 25, Прадо и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620.Ст. пинакотека, Мюнхен).
Рубенс. Портрет мужчины 26 лет[22]. 1597. Масло на меди, 22 × 15 см. Метрополитен-музей
Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в т. ч. » Портрет камеристки инфанты Изабеллы» (ок.1825.
ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели. Около 1611- 18 гг. Рубенс выступил и в качестве архитектора ( отмеченный пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене).
Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Используя приёмы «идеального» европейского пейзажа, он перерабатывал их в духе национальной пейзажной школы.
Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, мягкостью красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы.
В 1626 году, потеряв свою жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где вновь знакомился с произведениями Тициана, работами испанских мастеров. В 1630 -х гг.
начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевайте (Брабант). Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника Елены Фаурмент ( «Шубка» , ок. 1638 — 40, М.
истории истории искусств, Вена), иногда изображённой в виде мифических персонажей («Вирсавия», ок. 1635. Картинная галерея, Дрезден).
Положение во гроб. 1602, масло, холст. 180 × 137 см. Рим, Галерея Боргезе
Тематика произведений этого времени многообразна. Наряду с поэтическими пейзажами он писал сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватой правды и захватывающей жизнерадостности.
В «стеновский» период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость («Елена Фаурмент с детьми», ок. 16638 — 40, Прадо; «Вакх», около 1638 — 40, ГЭ). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки.
зарисовки голов и фигур, изображения животных. эскизы композиций, другое.
Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многие европейские художники 18 — 19 веков ( А. Ватто, Ж.О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и другие).
Геркулес и Омфала. Около 1602—1605, 278 × 215 см. Париж, Лувр
История жизни Петера Пауля Рубенса
За свою жизнь в искусстве Рубенс создал более 3000 произведений живописи. На многих из них изображены женщины, при описании которых можно смело употреблять выражение «кровь с молоком». Изображение цветущего женского тела удавалось Рубенсу лучше, чем многим другим художникам.
Эти цветущие пышные женщины были идеалом красоты для своего времени. Их было, вероятно, и просто приятно рисовать: в их телах было столько впадинок, бугорков, ямочек и холмиков.
Уже в самом начале своей карьеры Рубенс стал любимцем при большинстве королевских дворов Европы, что позволило ему стать необычайно богатым человеком.
Несмотря на то, что Рубенс изображал на своих полотнах обнаженных вакханок, у него была внешность банкира и манеры дипломата.
Его родители в свое время с трудом сумели спастись от приближающихся войск герцога Альбы, которые несли с собой смерть, насилие, пожары и разрушения, преследуя кальвинистов, интеллектуалов и купцов в Голландии. Семья поселилась недалеко от Кельна.
Его отец Ян Рубенс сумел получить должность советника по финансовым и юридическим вопросам при дворе 26- летней принцессы Анны Саксонской, прекрасной голубоглазой блондинки, чей муж Вильгельм Оранский оставил ее в их замке на несколько лет, а сам отправился освобождать Голландию от испанского владычества. Между Яном и Анной вспыхнула любовь, о которой стало широко известно, поскольку они особенно и не старались ее скрывать.
Конный портрет герцога Лерма. 1603, масло, холст. 290,5 × 207,5 см. Мадрид, Музей Прадо
Когда Анна забеременела, ее изгнали из замка, а Ян оказался в заключении. Принцесса родила дочь, и ей разрешили уехать с ребенком к своим родителям в Саксонию, где она и умерла через 5 лет. Яна Рубенса вскоре выпустили из тюрьмы, но ему и его семье запретили жить в Кельне. Именно в это время и родился Петер Пауль Рубенс.
Когда он был еще юношей, его отец умер, и Петер со своей матерью вернулись в родную Фландрию. В юности Рубенс вынужден был рано оставить учебу, поскольку его мать не могла платить за нее, собирая деньги на приданое к свадьбе его сестры. Рубенс стал служить пажем при дворе графини де Лялен.
Именно там он приобрел умение великолепно держаться в обществе и прекрасные манеры.
Служба Рубенса была нелегкой, поскольку графиня обожала жестокие игры и розыгрыши. Она, например, заставляла своих мальчиков-пажей переодеваться в женскую одежду и развлекать своих гостей-мужчин.
Рубенс, в конце концов, сумел убедить свою мать, чтобы она забрала его с этой службы при дворе, и стал учиться живописи. Вскоре он превзошел всех своих учителей и стал одним из самых выдающихся художников Европы. Ребенс дважды был женат.
У него было в общей сложности восемь детей, к которым он относился с гораздо большей любовью, чем большинство отцов того времени. Он был другом римского папы Павла V и Марии Медичи. Чарльз I произвел его в рыцарское звание.
Став богатым человеком, Рубенс построил такое огромное поместье, что опись имущества в нем заняла позже 5 лет. В последние годы жизни Рубенс из-за подагры стал практически инвалидом. Он умер за месяц до своего 63-летия.
Гераклит и Демокрит. 1603, масло по дереву. 95 × 125,5 см. Вальядолид, Национальный музей искусств
Во время учебы и работы в Италии (1600—1608 г.г.) у Рубенса было много любовных связей с итальянскими актрисами. Он также часто пользовался услугами проституток.
Первой его серьезной любовной связью стал роман с римской аристократкой, имя которой осталось неизвестным.
Она, по всей вероятности, тоже полюбила его, но ее родители прекратили этот роман своей дочери с неизвестным художником-иностранцем. В 32-летнем возрасте Рубенс женился в первый раз.
Его женой стала 18-летняя Изабелла Брандт из Антверпена. Изабелла была красивой высокой темноволосой девушкой. В отличие от большинства других художников Рубенс не был донжуаном.
В семье родилось трое детей, а позже супруги усыновили и обоих детей брата Рубенса, оставшихся сиротами после его смерти. Изабелла, по всей вероятности, была моделью для рубенсовских мадонн. Она умерла в возрасте 35 лет.
Рубенс тяжело переживал ее смерть.
Мадонна делла Валичелла. 1608, масло, холст. 425 × 250 см. Рим, Санта-Мария-ин-Валичелла
После смерти Изабеллы у Рубенса была любовная связь с красавицей Сюзан Фурман, которая послужила моделью для его знаменитой картины «Соломенная шляпка «. Их роман продолжался год и закончился после того, как Сюзан вышла замуж за другого.
Через два года 53-летний Рубенс женился на 16-летней сестре Сюзан Елене, ослепительной красавице, которая стала его любимой натурщицей. Рубенс обожал рисовать ее обнаженной.
С помощью целой армии учеников и помощников Рубенс рисовал свою Елену, у которой были цветущее здоровье и великолепное тело.
Елена изображена на многих работах художника и является прототипом того, что называют «рубенсовская женщина». Кеннет Кларк написал: «Рубенсовские женщины одновременно и чутки, и бесстрастны…
Они счастливы и совершенно не застенчивы». Семейная жизнь Рубенса и Елены тоже сложилась счастливо. У них родилось 5 детей.
Последний их ребенок родился почти через девять месяцев после смерти Рубенса.
Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским. 1608, масло, холст. 425 × 280 см. Рим, Санта-Мария-ин-Валичелла
Источник: https://tunnel.ru/post-rubens-peter-paul
ThePerson: Питер Рубенс, биография, творчество, история жизни
Самый влиятельный фламандский представитель европейского чувственного барокко. Несмотря на то что, он прославился за счет своих полотен с мифическими темами, он вдобавок исполнял великолепные пейзажи и портреты.
Детство и семья
В июне 1577 года в семье адвоката Яна Рубенса родился будущий великий художник Питер Пауль Рубенс.
Его отец был яростным сторонником Реформации из-за чего был записан в черный список городского совета и у него не оставалось выбора кроме как покинуть страну.
После долгих скитаний и любовных приключений Ян Рубенс был изгнан в Зиген где и был рожден художник. Первые годы своей жизни мальчик провел в Зигене через несколько лет им пришлось переехать в Кёльн.
К десяти годам мальчик потерял отца, и его мать решила вернутся на родину в Антверпен. Для этого она должна была возвратиться в католичество. В 1588 году мальчик вместе со своим братом был отдан в латинское учебное заведение для получения юридического образования.
Мальчик был очень старателен и с малых лет интересовался живописью. Его первыми наставниками стали его дальние родственники, которые занимались рисованием.
После окончания обучения Рубенс получает степень доктора по гражданскому праву и начинает работу под началом графини де Лялен.
Раскрытие творческих способностей
Попав во двор к графине, он знакомится с живописцем Отто ван Вееном. Будучи человеком многогранным и эксцентричным Отто повлиял на мировоззрения юного Питера. Обладая страстью к изучению истории и мифологии древнего мира, он изучал искусство Возрождения.
Эта любовь передалась, и его ученику который словно губка впитывал наставления учителя. Кроме живописи наставник юноши был философом и написал не один том пояснений о тонкостях живописи. Он создавал иллюстрации к книгам Горация и гравюры к различным книжным сюжетам.
Любовь ко всем этим сферам творчества передалась и юному художнику.
Питер проводил много своего времени за прочтением книг что поспособствовало развитию знаний об античной истории и философии. Закончив обучение, которое длилось четыре года Рубенс стал независимо работающим художником в союз Святого Луки. Проведя в ордене два года, он решил усовершенствовать свою виртуозность и отправился в Италию.
Италия в это время была центром развития искусства и могла показать юным рисовальщикам полотна великих мастеров Ренессанса и античности. Изучение и перерисовка шедевров помогла сформироваться стилю живописца и повлияла на его образы. Все это время он оставался при дворе у Винченцо Гонзаги которому служил пока обучался рисованию в Италии.
Мантуанский период
Винченцо Гонзага был человеком культурно развитым и всячески способствовал развитию искусства при своем дворе. Он был очень образован и ценил как музыку, так и изобразительное искусство. Личное знакомство с Галилео Галилеем, Торквато Тассо, Джамбатиста Гварини, Клаудио Монтеверди позволяло ему собрать коллекцию различных гениальных произведений.
Такое количество исторически утвердившихся произведений искусства позволили Питеру увидеть работы Тициана, Веронезе, Корреджо. Выполняя задания, поставленные герцогом, художник не раз копировал работы, которые хранились в его личных архивах. Отправляясь в небольшие командировки по всей Италии, он собрал целую коллекцию зарисовок и незаконченных работ.
Имея юридическое образование, он часто был послом от герцога и решал деликатные политические вопросы с царем Филипом III и премьер-министром оба представителя власти оказались ценителями искусства. Пауль создал конный портрет премьер-министра, на этом полотне можно увидеть влияние работ Тициана.
Хорошие манеры, талант, и образованность создали хорошее впечатление о художнике у герцога Винченцо. Рисовальщику предложили курировать галерею картин на время его пребывания в Мантуе. Он заполнил галерею новыми портретами придворных дам, но портрет по сути своей был узок в рамках творчества.
Одинаковые позы, одежды, выражения лиц и волны драпировок, очень быстро это начали надоедать художнику.
Не желая больше заниматься таким расточительством для своего таланта, он подал прошение посланнику короля. В прошении он в красках описал свое отношение к такому неблагодарному делу как написание портретов.
Он достаточно ярко показал желание направить свой талант на более масштабное поле событий, и возможность раскрыться в полной мере. Несмотря на прохладное отношение к портретистке, живописец старался сделать уникальной каждую свою работу и вывел свои полотна на новый уровень.
Во время работы придворным портретистом он так же написал несколько изображений с религиозной и мистической тематикой. Работы были так успешны что в скором времени с ним связались иезуиты и подали прошение на написания картины «Обрезание» для собора в Генуе.
Если взглянуть на его проекты, то можно заметить, что он зарисовал практически все известные полотна эпохи Возрождения.
Рим
В 1605 году брат художника пригласил его в Рим для изучения античных реликвий и предметов древнего творчества. После нескольких лет работы в Риме его призвали в Ривьеру для написания портретов местной аристократии. Здесь он знакомится с личным казначеем, папского двора, который помогает ему заполучить крупный заказ.
Алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для божьего храма в Фемо были отдушиной после долгой череды портретов и прервали его отношения с двором в Мантуе.
Осенью 1608 года его брат прислал ему весточку об обострении болезни их матери, но художник не успел увидеть ее перед смертью она скончалась практически перед его прибытием.
По возвращению в Антверпен он осознал свою известность и купил себе большую мастерскую, которую наполнил различными произведениями искусства. Десятки полотен и статуй заполняли комнаты и коридоры комнат в которых он и его ученики работали.
Его давние клиенты орден иезуитов сделали ему заказ на украшение плафона в храме св. Карла Борромея.
Объём работы был огромен, и он привлек к работе своих подопечных особого успеха добился Антонис ван Дейк который так же помог и в создании алтарного изображения «Водружение креста».
Дипломатические поездки
В 1609 Питер заключил брак с Изабеллой Брант которая родила художнику трое детей. Известность Рубенса росла, и он был популярнее многих своих предшественников за исключением только может быть Тициана.
Его картины посвященные религии или мистике переливались яркой гаммой красок и плавностью переходов. Теперь если ему и заказывали портреты, то он поручал их своим ученикам не же лая возвращаться к прошлому придворного портретиста.
Он делал эскизы, которые утверждал заказчик и прикладывал кисть лишь тогда, когда его подопечные не справлялись с поставленной задачей.
В 1621 году его пригласили в Париж для работы над серией картин о жизни королевы Марии Медичи. Им было нарисовано около 25 полотен которые включали в себя портреты и бытовые сцены царствующей особы.
В 1622 году он отправляется в Мадрид где у него выпадает возможность увидеть самое большое собрание картин Тициана, которым он восхищался. Во время посещения Лондона с дипломатическими целями он покрыл росписями потолок банкетного зала в Уайтхолльском замке.
За время отсутствия художника дома его жена скончалась, и вдовец женился повторно на юной Елене Фурман. Девушка стала музой Рубенса, и он изображал ее довольно часто в последние годы жизни.
Закат жизни
Приобретя новое поместье с красивыми видами, живописец начинает упорно трудится над созданием пейзажей что было не свойственно его творчеству.
Загородная жизнь показывает в его полотнах жизнь простых крестьян, природу, праздники и бытовые моменты жизни людей того времени.
Здоровье рисовальщика с каждым днем становится все хуже, занятие рисованием приносит боль из-за развывшейся подагры. В 1640 году гениальный живописец скончался в своем поместье.
Интересные факты:
- Размер поместья, в котором жил Рубенс во времена процветания своего творчества, был таковым, что последующая за его кончиной опись имущества растянулась на целых пять лет.
- Несмотря на тяжелое и нерадостное детство, художник сумел добиться больших высот и признания. Он имел рыцарское звание, а также был хорошим другом Марии Медичи и папы Римского Павла V.
- Излюбленной натурщицей Рубенса была его 16-летняя супруга, в брак с которой он вступил уже в возрасте 53 лет. Именно ее обнаженное тело запечатлено на большинстве картин великого художника.
Источник: https://theperson.pro/piter-rubens/
Питер Пауль Рубенс
?
kolybanov (kolybanov) wrote, 2013-06-22 12:54:00 kolybanov kolybanov 2013-06-22 12:54:00
Биография Питера Пауля Рубенса и галерея картин
Автопортрет с Изабеллой Брант
РУБЕНС, ПИТЕР ПАУЛЬ (Rubens, Peter Paul) (28 июня, Зиген -1577– 30 мая 1640, Антверпен), – великий фламандский художник и дипломат.
Рубенс как никто другой воплотил подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы.
Рубенс не только виртуозный мастер масштабных работ на мифологические и религиозные темы, но и тонкий портретист и пейзажист.
Особенности творчества РубенсаРубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенноТициану с Брейгелем. Первое десятилетие творчества Рубенса представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века.
Благодаря такому подходу Питер Пауль Рубенс освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени. Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять.
Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью. В 1610-е гг.
Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах Рубенса вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.
Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Непревзойдённое искусство владения кистью Рубенса очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.
Факты биографии Питер Пауль Рубенс родился 2 июня 1577 года вдали от родины своих предков, в небольшом вестфальском городке Зигене в Германии, куда его отец, антверпенский адвокат Ян Рубенс, бежал с семьей, ища спасения от жестокого террора испанского наместника в Нидерландах герцога Альбы, преследовавшего протестантов. Детство будущего живописца прошло в Кёльне, где он, по его собственным словам, «воспитывался до десятилетнего возраста». Только после смерти мужа в 1587 году Мария Пейпелинкс, вновь принявшая католичество, получила возможность вернуться с детьми в Антверпен. Здесь одиннадцатилетний Питер Пауль Рубенс и его старший брат Филипп были отданы в латинскую школу, вероятно в соответствии с желанием Марии Пейпелинкс видеть сыновей продолжателями дела отца. Но по стопам Яна Рубенса пошел только Филипп (1574—1611), получивший, как и когда-то его отец, степень «доктора обоих прав» (то есть гражданского и канонического) и ставший секретарем города Антверпена. А Питер Пауль, все сильнее ощущавший неодолимое влечение к искусству, с четырнадцати лет начал обучаться живописи у антверпенских художников. Рубенс учился у трех фламандских живописцев – Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 он был принят в гильдию св. Луки. В 1600 художник приехал в Италию; там он изучал античную архитектуру и скульптуру, итальянскую живопись, а также писал портреты (в основном в Генуе) и алтарные образы (в Риме и Мантуе).Чтобы удовлетворить растущий спрос на свои картины, Рубенс за несколько лет создал большую мастерскую, где работали Антонис ван Дейк, Я.Йорданс и Франс Снейдерс. Рубенс выполнял эскизы, которые его ученики и помощники переносили на холст, а затем, по окончании работы, слегка подправлял картины. Он даже организовал гравировальную школу, чтобы еще шире распространять свои работы. Картины Рубенса этих лет полны страстной динамики. Среди сюжетов преобладают сцены охоты, битвы, яркие и драматичные евангельские эпизоды и сцены из жизни святых, аллегорические и мифологические композиции; в них Рубенс с удовольствием писал энергичные, мощные тела, так нравившиеся его современникам.
Достижения Рубенса В своих произведениях Рубенсу удалось достичь того, к чему стремились три предыдущих поколения художников Фландрии: соединения фламандского реализма с классической традицией, возрожденной итальянским Ренессансом.
Художник был наделен огромной творческой энергией и неистощимым воображением; черпая вдохновение из самых разных источников, он создал свой неповторимый стиль.
Для выполненных им алтарных образов характерны чувственность и эмоциональность; украшая замки аристократии эпохи зарождающегося абсолютизма, он способствовал распространению стиля барокко – художественного языка не только Контрреформации, но и светской культуры этого времени…
Рубенс был счастливым художником, не знавшим сомнений и разочарований в своем творчестве. Достаточно посмотреть на его картины, и в этом не останется ни малейшего сомнения. Больше всего его приводила в восторг податливая, пластическая красота человеческого тела.
Хотя ему нравился окружающий его материальный мир, он весь был наполнен глубокой, доводящей до экзальтации религиозной верой своего времени.
Что бы Рубенс ни рисовал — белокурую Венеру в окружении нимф или задумчивую Богоматерь с ребенком на руках, сияющую светом аллегорию мощных фигур на облаках, плодородный пейзаж возле дома, — его творчество всегда было гимном, восхваляющим красоту нашего мира.
«История искусства не знает ни единого примера такого универсального таланта, такого мощного влияния, такого непререкаемого, абсолютного авторитета, такого творческого триумфа», — писал о Рубенсе один из его биографов.
Союз Земли и ВодыТуалет Венеры 1612-1615
Суд ПарисаПоклонение пастуховПохищение дочерей ЛевкиппаСимон и ПероDrunken SilenusRubens. Marie de Medici. Queen of FranceRubens. Leda and the Swan.Rubens. Lamentation of Christ.Head Of MedusaHead of a Franciscan FriarFour Studies of the Head of a NegroDuke of LermaСнятие с крестаChristoffel PlantinChrist on the Cross. 1627Boy with BirdAssumption of the VirginAssumption of the Virgin
Источник: https://kolybanov.livejournal.com/6715913.html