1897-1899 Водяные лилии
«Большие серии» Клода Моне – самое непостижимое из того, что он создал: «Тополя», «Руанский собор», «Нимфеи», «Лилии»… Торопливо меняя холсты на подрамнике, художник успевал удержать неповторимое чудо промелькнувшего мига.
Но нет на земле ни одного музея, который открыл бы зрителю титаническую работу художника во всей полноте.
Картины серий покупатели расхватывали стремительно, даже краске не давая просохнуть, и они разошлись по всему свету, разлучённые навсегда: если найдётся безумец, желающий их соединить, он никогда не сможет сделать этого – теперь не хватит никаких денег.
Водяные лилии, вечерний эффект, 1897-1899
Последние 30 лет жизни Моне с семьей жили в Живерни, здесь был сад и река рядом.
Моне нашёл новую форму живописи – цветами: он так любовно возделывал сад, что тот стал похож на огромное полотно, где сочетания цветов изменялись не только от часа суток, но и от течения времени.
Моне отвёл в сад воду от реки, оборудовал пруд, развёл в нём кувшинки и лилии. Их и писал часами. В музеях мира удалось обнаружить более 80 картин из серии «Лилии». Написаны они, начиная с 1897 года и заканчивая 1919-м.
1914-1926 The Water Lilies — Clear Morning with Willows
1914-1926 The Water Lilies — Morning
1914-1926 The Water Lilies — The Clouds
1914-1926 The Water Lilies — The Two Willows
Когда сознание настоящего
художника занято одной единственной мыслью писать
только в определённом месте,
то остановить его неподвластно никакой земной
стихие. Так в октябре 1890 года художник клод Моне писал в своём дневнике:
« …Меня всё сильнее
захватывает необходимость выразить то, что я испытываю,
и я молю Всевышнего, чтобы мне было отпущено ещё немного
времени, ибо, по-моему, здесь я могу кое-чего добиться
». В начале девяностых годов XIX столетия Клод Моне,
покорённый красотой французского местечка Живерни, приобрёл часть луговины размером около 7500 квадратных метров.
« Свершилось! Наконец-то, я взялся за серию с
различными эффектами; работаю с усердием, но в это время года солнце
садится столь внезапно, что угнаться за ним невозможно
», — писал в октябре 1890 года художник.
- Живерни
- С помощью небольшого канала, отведённого от своего дома, Клод превратил
свой участок в роскошный водный сад, над прекрасным прудом которого был возведён небольшой арочный мостик, такой же, как на цветных японских гравюрах. Белые кувшинки
Серия
работ Моне «Кувшинки, пейзажи воды», была показана на выставке в парижской галерее Дюран-Рюэля в 1909 году. Критика восторженно приняла серию пейзажей с
кувшинками, а Ромен
Роллан даже на писал Моне: «Искусство, подобное Вашему, составляет славу страны и времени».
Затем последовали холсты большего формата и опять целая серия пейзажей
с мотивами кувшинок
и очаровательной природы.
Пруд, с лёгкой рябью, окружённый бурно разросшимися ирисами, камышом, плакучими ивами и покрытый большими колониями белых кувшинок, переливающихся на солнце, стал
основной темой картин Моне в последние тридцать лет его жизни.
Небо в его работах в этот период появлялось лишь в отражении глади воды.
В дневнике Мопассана осталась запись: «Все эти дарованные миру краски пёстрые, разнообразные, опьяняющие, предстают перед нами с чарующей законченностью, изумительной яркостью, бесконечными оттенками вокруг листа водяной лилии.
Все тона красного, желтого, розового, синего, зеленого, лилового — тут, в небольшом кусочке воды, где явлено нам всё небо, всё пространство».
Иметь работу , написанн ую рукой знаменитого автора,
сегодня найдётся немало желающих.
Картинами Моне восторгаются и критики, и коллекционеры, и самые простые люди.
Только вот одна работа
известного художника «Водяные лилии»
приобрела весьма дурную славу.
«Ну, не всем же картинам быть шедеврами!» — Скажете Вы. Но, на самом деле всё обстоит далеко не так…
Водяные лилии
Дело в том, что за картиной «Водяные лилии» тянется длинный шлейф пожаров,
а самый первый из которых
случился в доме самого Клода Моне.
После того, как художник закончил работать над картиной,
в мастерской художника случился пожар, в результате которого она почти полностью сгорела,
однако несколько картин, в том числе и «Водяные лилии», удалось спасти.
В скором времени
на работу нашлись покупатели — хозяева известного
кабаре на Монмартре.
Н о не прошло и месяца
, как они стали погорельцами. Увеселительное заведение сгорело дотла.
А вот «лилии» вновь оказал и сь в числе немногих спасённых.
Затем картина «погостила» у известного
меценат ата Парижа Оскар а Шмитц а.
Оскару с «огненными лилиями»
повезло чуть больше — его дом, прежде чем сгоре
ть до основания, «прожил» с картиной в мире почти целый год
. Удивительно, но очаг
пожара пришелся как раз на то место, где висела картина —
рабоч ий кабинет Оскара. Картина уцелела и на этот раз…
Следующим «домом»
«Водяны х лили й » стал Нью-Йоркский музей искусств,
сгоревший ровно через 4 месяца после «знакомства» с картиной.
Только в этот раз… Надеетесь, уж теперь-то она сгорела? 🙂 И да, и нет. Работа очень сильно пострадала, но специалисты из НАСА будут восстанавливать её с помощью специальных нанотехнологий.
Как говорится, один раз — случайность, два — совпадение, три — закономерность,
а четыре… мистика? Для того, чтобы это проверить, думаю надо, после того как картину восстановят специалисты из НАСА, разместить её
в Белом доме — официальной резиденции президента США… 😉
Пруд с кувшинками — Клод Моне. Холст, масло, 90,5 x 89,7 см
Это произведение в стиле «импрессионизм» относится к позднему творчеству художника. В 1883 году Клод Моне приобрел дом в городке Живерни в Северной Нормандии. Купив соседний участок земли художник создал на его месте живописный сад с цветами, экзотическими деревьями, прудом с кувшинками и мостиком в японском стиле. В этом тенистом таинственном уголке Моне 30 лет писал целую серию картин с водяными лилиями.
Благодаря успешной выставке работ Моне, устроенной покровителем импрессионистов Полем Дюран-Рюэлем в Париже в 1909, картины художника из этой серии очень быстро раскупались. В том числе американцами, которые проявляли большой интерес к импрессионистам.
Клод Моне предпочитал рисовать с натуры, отслеживая игру солнечного света на гладкой поверхности пруда. Один и тот же вид он мог писать в разных погодных и временных условиях, отслеживая эмоциональную реакцию на природу. Поэтому он часто работал над несколькими сюжетами сразу. Так, у него есть целая серия картин с прудом и японским мостиком, написанных в разной манере.
Моне накладывал на холст крупные мазки. Он использовал чистые краски, смешивая их на полотне.
Картина написана в сине-зеленых тонах и производит умиротворяющее впечатление. Разбавляют эту гамму бело-розовые вкрапления кувшинок на воде. Картина построена на контрасте света и тени. Художник использует множество оттенков зеленого, синего, желтого цветов.
На первом плане мы видим заросшую гладь пруда. В воде отражаются осока и деревья, которые растут на берегу. Они же видны на заднем плане. Изящный мостик в стиле Хокусая визуально делит полотно на две части.
На его дне отражается рефлекс от воды. Он и в тени, и освещен солнцем одновременно. Мостик напоминает о присутствии человека в этой идиллической картине.
По нему хочется пройтись, постоять посередине и полюбоваться на открывшийся вид.
Водная гладь создает перспективу, уводя взгляд к заднему плану. Там глубину создают густые деревья. Также пруд и заросли кувшинок дают ощущение горизонтали, которое повторяет дуга мостика. А деревья с травой раздвигают пространство ввысь своими вертикальными линиями.
Этот контраст находит повторение в отражении на воде — между крупными блоками горизонтальных кувшинок, художник пишет небольшими вертикальными мазками отражение деревьев и травы в воде.
Благодаря такому приему, в картине чувствуется простор, и есть ощущение воздуха, несмотря на ее небольшие размеры.
Многочисленные кувшинки изображены белыми, розовыми, синими мазками. Они привносят ощущение жизни в картину. Художнику удалось передать ощущение покоя и тишины. Глядя на полотно, слышишь, как щебечут птицы и жужжат насекомые. Чувствуешь легкий ветерок и тепло солнца. Картина оставляет эффект полного присутствия. Мир в отсутствие человека живет своей наполненной жизнью.
Данная картина хранится в Художественном музее Принстонского университета. Ее музею подарили наследники многолетнего попечителя учебного заведения Уильяма Черча Осборна в 1972 году.
Водяные лилии в саду и на картинах импрессиониста Клода Моне: самые красивые картины и удивительные факты.
Когда картина Клода Моне попадает в аукционный дом Christie’s или Sotheby’s, ее сразу объявляют топ-лотом предстоящих торгов, а цена продажи часто превышает оценочную стоимость. Моне на аукционе — это всегда повод для возбуждения, волнения, азарта и внушительных ценников.
Самые дорогие, а скорее бесценные, шедевры именитого импрессиониста, конечно, находятся в музеях (хвала небесам, арт-дилерам и меценатам, жертвовавшим в течение последней сотни лет свои коллекции музеям всего мира!) Трудно себе представить ценник в любой из земных валют, например, под панно с водяными лилиями из музея Оранжери. Но Моне написал достаточно водяных лилий, чтоб некоторые из них украшали чью-то гостиную.
В действительном на сегодняшний день топ-10 самых дорогих картин Клода Моне — 6 картин с водяными лилиями. Все они написаны в те годы, когда Моне было далеко за 60, а чаще — за 70.
Не многие художники-импрессионисты в старости (почти все дожили до седин, букета болезней и запоздалого признания) смогли совершить по-настоящему новаторский и мощный переворот по отношению к себе молодому и по отношению к искусству в целом. Моне один такой.
Настоящий повод, смысл и сюжет картин с лилиями — переменчивая, манящая глубина воды. Арт-дилер Рене Гимпель вспоминал, как впервые увидел вблизи сразу много картин с кувшинками Моне: «В этой бесконечности воде и небу не было начала и конца. Это было, как если бы мы присутствовали на одном из первых часов рождения мира».
Водяные лилии
Пруд с водяными лилиями, 1919 (Цена: $80 451 178)
Это полотно не случайно возглавляет список самых дорогих картин Моне, проданных с аукционов, вот уже много лет.
«Пруд с водяными лилиями» — одна из четырех масштабных работ (размер 1×2 метра), которые Моне выполнил как эскизы (при этом вполне доработанные и завершенные) к своему проекту «Декорации». Одна из них находится в музее Метрополитен в Нью-Йорке, вторая была продана за 12 млн.
долларов с аукциона в 1992 году, а третья сохранилась в виде двух кусков — кто-то из неразборчивых обладателей решил из одной картины сделать две поменьше. Эта четвертая.
Японский мостик
Водяные лилии, 1914
«Я бы хотел использовать тему водяных лилий для украшения гостиной: располагаясь вдоль стен, окутывая весь интерьер целиком, он будет производить иллюзию бесконечного целого, водной поверхности, без горизонта и без берега.
Нервы, расстроенные работой, обретут здесь свой покой, следуя примеру стоячей воды.
А если бы кто-нибудь пожил в этой комнате, она бы стала его убежищем для спокойной медитации в центре цветущего аквариума…» Наверняка, человек, заплативший 36 миллионов за полотно, каждый вечер успокаивает расстроенные работой нервы, глядя на эту стоячую воду.
16 ноября 2016 года был установлен новый рекорд стоимости на произведения Клода Моне: на торгах Christie’s в Нью-Йорке картина из серии «Стога сена» была продана за 81,4 миллиона долларов, что почти в два раза превысило предпродажную оценку в 45 млн долларов.
Оригинал записи и комментарии на
Источник: https://bernow.ru/age/prud-s-kuvshinkami-yaponskii-mostik-klod-mone-opisanie.html
Тайна «кувшинок» клода моне
В конце прошлого века британский офтальмолог Ричард Мармор опубликовал сенсационные сведения. Английский врач обнаружил, что особенности живописной манеры «отца импрессионизма» Клода Моне на самом деле связаны не с новой техникой живописи, а с его слабым зрением.
Вызов обществу
Клод Моне является одним из родоначальников Импрессионизма.Слово «Импрессионизм» (от фр. impression – впечатление) возникло после парижской выставки на бульваре Капуцинок в 1874 году, на которой экспонировалась картина Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), в 1985 году картина украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола.
Группа молодых художников, в которую входили Мане, Моне, Дега, Писсарро, Ренуар, Сислей и др. – всего тридцать человек, — представила абсолютно новую технику живописи, в противовес общепризнанной классической. Их главным постулатом было изображение краткого момента реальности, которая меняется с каждой минутой.
Впечатление от этой минуты и старались передать в своих полотнах импрессионисты. Их картины были словно залиты светом: причудливая игра света и тени, брызги красок и передавали движение, делая привычные предметы новыми и интересными.
Сюжеты для художников были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: сельские пейзажи, городские улочки, простые люди за своей работой.
На выставке разразился скандал. Художники нового подхода к живописи были осмеяны. Известный репортер «Шаривари» Луи Леруа презрительно обозвал их импрессионистами. Он и подумать не мог, что окрестил целое направление конца 19 – начала 20 века, перевернувшее всю последующую историю живописи.
Большое влияние на юных импрессионистов оказало творчество Делакруа, Курбе, Констебла. Но самое большое впечатление произвели работы Эдуарда Мане. Именно его они провозгласили предтечей импрессионизма.
Нужно казать, что сам Мане испугался такого титула. Происходивший из дворянского рода, он добился успеха как художник. Его картины выставлялись на официальном салоне и пользовались вниманием публики.
Скандал вокруг импрессионистов мог повредить покупаемости картин Мане.
В поисках новых форм
Художники часто встречались в кафе и обсуждали новые формы живописи. Они чувствовали, что после появления фотографии академическая живопись не сможет соответствовать потребностям публики. Нужны новые подходы, новая техника. И тогда импрессионисты покинули душные студии, в которых до них писали пейзажи, и вышли на пленер.
Невысокий человек в серой холщовой одежде, измазанной красками, сгорбленный под тяжестью мольберта, блуждал в поисках живописного места – такую дивную картину теперь могли наблюдать крестьяне французского прованса.
Молодых живописцев прозвали чудаками, и когда кто-нибудь из них просился в крестьянскую хижину, чтобы сделать эскиз поварихи или прачки, сбегалась посмотреть вся деревня.
Импрессионисты редко смешивали краски, нанося их на холст в «чистом» виде, отдельными мазками. Только глядя на картину с расстояния можно было убедиться, что эти мазки собираются в единый образ – стога сена, поле маков, вазу с подсолнухами, изящную фигурку балерины или задумчивую таитянку.
Композиция для художников теряет свою значимость, основное внимание уделяется фрагменту. Их картины как бы разбиты на равнозначные части, центральный персонаж и как бы случайно попавший в кадр объект имеют одинаковую значимость. Отрицают импрессионисты и жанр: где портрет, где пейзаж, где натюрморт – сказать невозможно.
Все смешалось, как и в жизни.
«Отец Импрессионизма»
Инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874 года выступил именно Клод Оскар Моне (1840 – 1926). Молодые мастера писали в такой манере уже лет 6-8, но мысль Моне была такова: если их работы отвергали поодиночке, то, если собраться вместе, их не смогут не заметить.
Так и случилось. Моне создал «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», составив оппозицию мастерам классической живописи. В период 1876-1886 гг. было проведено более семи выставок импрессионистов.
После последней выставки 1886 года только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма.
Клод Оскар Моне еще в юности начал писать карикатуры, которые выставлялись за гроши в художественной лавке, где работал Моне, и пользовались спросом. Знакомство с художником Эженом Буденом открывает Моне настоящую живопись.
«Я понял свое предназначение!» — записывает в дневнике восхищенный юноша. Он выпрашивает у отца немного денег и уезжает в Париж. В столице соблазнов он знакомится с богемной жизнью местных художников.
Растратив все деньги, девятнадцатилетний Клод вынужден наняться в армию и уехать в Алжир, но вскоре комиссовался по болезни.
Родные отвернулись от Моне, поставив на нем крест. Только тетка не теряла веры в племянника, но не одобряла его работа. В письме к художнику Аману Готье она жаловалась: «Когда он хочет закончить что-то и сделать картину, всё превращается в ужасную мазню, а он любуется этой мазнёй и находит идиотов, которые поздравляют его!».
В ноябре 1862 года Моне вернулся в Париж, где стал учиться живописи у Шарля Глейра. Два года спустя, когда под угрозой потери зрения Глейр был вынужден закрыть свою мастерскую, Моне вместе с друзьями Ренуаром и Сислеем стал активно осваивать пленэрную живопись.
В 1865 году состоялся дебют Моне в Салоне: два его морских пейзажа были выставлены и приняты публикой. Научиться приемами академической живописи и тут же их забыть – такую задачу поставил перед собой Моне. Первой значительной его работой является «Завтрак на траве» (1865-66).
К сожалению, картина до нас не дошла – Клод расплатился ею с хозяйкой комнаты деревушке Шайи, в которой проживал, пока писал картину.
Среди самых известных произведений Клода Моне «Лягушатник» (1869), «Бульвар Капуцинок» (1873), серии «Стога», «Тополя» и «Руанский собор», «Белые кувшинки» (1899).
В 1865 году Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 году — его первой женой. Она родила художнику двух сыновей, которых Моне также нередко изображал на своих полотнах.
В отличие от остальных импрессионистов, Моне был счастлив в любви.
Его жена Камилла была замечательной спутницей для Моне, и когда, 5 сентября 1879 года, она скончалась, для художника наступили самые тяжелые дни жизни, отразившиеся на его картинах мрачной палитрой.
Сад-картина
В 1883 году вместе с другом Ошеде и его женой Алисой Моне купил домик в Живерни и воплотил в жизнь свою давнюю мечту. Главная картина Моне всей его жизни преодолела плоскость полотна: рядом с домом Моне разбил сад и засадил его цветами так, чтобы они образовывали целую композицию.
«Сама природа становится картиной, освещаемой внимательным глазом художника. Этот чудесный и гармоничный сад — самый первый эскиз или готовая к работе палитра», — писал о саде Моне Марсель Пруст.
Для обустройства «водного сада» — пруда с водяными лилиями, над которыми перекинут изогнутый мостик в японском стиле, художник добился у властей разрешения отнести воды реки Эпт в своё имение.
Моне любил писать сад и озеро с плавающими по его глади лилиями.
После смерти Ошеде Моне женится на Алисе – его второй брак также удачен, как и первый. Однако от живописи он больше не получает удовлетворения: пытаясь добиться совершенства, бракует один эскиз за другим, в конце концов окончательно отступив от принципов Импрессионизма.
Он пытался написать то, чего передать с помощью кисти и красок невозможно. К тому же в последние годы у Моне развивается катаракта обоих глаз – болезнь для художника невыносимая. Он по памяти определял, где какие цвета красок у него лежат. Операция вернула зрение, но восприятие цветов было нарушено.
Последние работы Моне лишены яркости красок: все тона на них имеют слегка желтоватый оттенок.
В начале нашего века английский офтальмолог Ричард Мармор научно доказал, что отход Моне от принципов Импрессионизма в сторону абстрактной живописи связан с нарушением зрения художника. Мармор изучил, как видят мир пациенты с ослабленным зрением, и соотнес результаты с «размытыми» картинами Моне.
Искусственно размытая с помощью компьютерной программы фотография пруда с кувшинками в Живерни совпадает с «Кувшинками» (1916) Моне.
Но как бы то ни было, говорить, что такое огромное и влиятельное направление живописи, как Импрессионизм, возник исключительно из-за болезни глаз Клода Моне (и некоторых других художников, в том числе Эдгар Дега), было бы равнозначно заявлению, что к моменту написания «Черного квадрата» у Малевича закончились все другие краски.
«ТАЙНЫ XX ВЕКА»
Источник: https://tatianis.ucoz.ru/publ/34-1-0-71
Кувшинки — 1916-1926 Клод Моне
Сентябрь 11, 2012
„…Я погружен в работу. Эти пейзажи с водой и отражениями в ней стали моим наваждением” Моне, 11 августа 1908
Кувшинки, Закат солнца
1914-1918; 197х594 смМузей Оранжери, Париж
„Сад Моне можно считать одним из его творений. С удивительной тонкостью художник света переделал природу таким образом, чтобы она помогала ему в творчестве, — писал Клемансо. — Сад был продолжением его мастерской”. Берта Моризо не случайно называла Моне «художником вод».
Больше всего Клод любит наблюдать пруд с водяными лилиями, смотреть на розовые и зеленоватые отблески на неподвижной воде, отображение деревьев и облаков, тени кувшинок, колыхание застилающих дно растений и тень перекинутого через пруд японского мостика.
С 1892 года водные пейзажи захватывают Моне, и он все чаще рисует пруд с кувшинками из собственного сада. В 1900 году в галерее Дюран-Рюэля были выставлены десять полотен серии «Пруд с кувшинками». Девять лет спустя та же галерея экспонировала уже сорок восемь картин серии «Кувшинки».
Пруд с кувшинками
1900; 89,5х100 смМузей д'Орсэ, Париж
Но в 1911 году, после смерти второй жены, Моне прекращает работу. Он сломлен душевно и долгое время не пишет. Только после общения с Клемансо в 1914 году возвращается к мольберту. Моне начинает работу над серией монументальных «Декоративных панно с кувшинками».
Художник писал их в специально построенной для этой цели в Живерни просторной мастерской, где было организовано верхнее освещение.
В ноябре 1918 года, через несколько дней после окончания войны, Клемансо, которого французы называли «тигром» и «отцом победы», едет в Живерни. Уже известно, что Моне завещает своей стране серию «Декоративные панно с кувшинками», но они окажутся в музее только после смерти художника: при жизни Моне не хотел расставаться с главными, итоговыми работами своего творчества.
Моне считал этот дар своим вкладом в победу в войне 1914-1918 гг. После принятия решения о передаче «Кувшинок» начинаются поиски места, в котором мог быть размещен дар Моне. Выбор падает на парижский музей Оранжери, расположенный в садах Тюильри по соседству с Лувром. Открытие экспозиции состоится, когда Моне уже не будет в живых.
Перед смертью мастер из Живерни еще раз сформулирует определение импрессионизма: «Импрессионизм — это ощущение минуты… это вопрос инстинкта».
(1840-1926) Клод Моне
Поделиться ссылкой в социальных сетях
Источник: http://www.filoli.ru/artists/002-claude-monet/kuvshinki.php
Клод Моне Белые кувшинки: Описание произведения
О деревне Живерни не знал в конце XIX века почти никто. Только сами жители да их соседи из ближайших сел. В ней проживали чуть больше 300 человек, была одна школа и несколько кабаков.
Сегодня это место-легенда, город-достопримечательность, принимающий тысячи туристов и поклонников одного-единственного художника-садовода, превратившего эту деревеньку в художественную Мекку.
Этот дом с розовой штукатуркой и серыми ставнями Клод Моне искал долго: отправлялся на несколько дней в путешествие вдоль Сены, заглядывал в ресторанчики и интересовался у местных, не сдает ли кто большой дом поблизости. А дом нужен был очень большой.
Первая жена Моне к тому времени умерла, оставив Клоду двоих сыновей и право строить свою жизнь дальше. Алиса еще женой не была, но шестеро ее детей от первого брака уже называли художника «папа Моне».
Через несколько лет художник выкупил дом и остался здесь уже до конца жизни, вырубил огромное окно в мастерской, расчистил ригу. Соседи посмеивались: «Цветы сажаешь? Что ты с них взять-то сможешь? Чудаки эти городские».
Но Моне еще никогда не был так восторженно одержим и так сладко счастлив: он вырубил кипарисовые аллеи и засадил двор розами, он покупает книги и журналы для садоводов, переписывается с питомниками, друзья привозят ему со всего мира редкие растения и саженцы. Когда этот сумасшедший решил выкупить соседний участок, сплошное болото, жители Живерни уже ничему не удивлялись.
В ближайшие 30 лет Клоду Моне будет чем заняться. Он осушит болото и на его месте создаст пруд, со временем здесь разрастется сказочный сад, о котором до сих пор пишут подробные статьи ландшафтные дизайнеры. Плакучие ивы, глициния, рододендроны, бамбук, розы, и, конечно, знаменитые водяные лилии, заказанные из Японии.
Уезжая в длительные путешествия за мотивами и вдохновением, Моне не мог спать и работать, если вдруг ударяли неожиданные морозы, он каждый день напоминает в письмах родным укрыть розы, по-настоящему мучится, когда сад страдает от пыли, холода, неповоротливых посетителей.
Японский мостик в своем водном саду Клод Моне написал больше 20 раз: сначала он залит светом, он сказочно-завораживающий, позже слепнущий художник почти не различает цветов, краски на палитре разложены по порядку, чтоб можно было нащупать нужную – и японский мостик то погружается в голубоватую дымку, то загорается осенне-багряным пламенем или тонет в напряженных тенях. Но в любое время этот водный мир все так же наполнен жизнью и заманчив, по мостику Моне всегда сладко, страшно и жутко интересно бы пойти – вход на него видим, а выход за пределами картины. Философ Николай Александров прогулялся с линейкой и циркулем по мостику Моне и обнаружил, что это прямой путь к новому, современному, искусству: «Это и есть основной мотив модерна: мир в отсутствие человека живет своей таинственной и собственной жизнью, а при людях только прикидывается нейтральным».
От мира искусственного, человеческого, здесь только мостик. Но и он, если рассмотреть поближе, просто чистый загрунтованный холст, пробел в живом.
Смотрите также видео Артхива «Рождение мира: Кувшинки Клода Моне».
Анна Сидельникова
Источник: https://artchive.ru/claudemonet/works/366670~Belye_kuvshinki