Ещё живопись и художники здесь, здесь и здесьБуржуазные морды и революция без пролетариата: ДомьеВ феврале 2018 года исполняется 210 лет со дня рождения всемирно известного карикатуриста Оноре Домье
Европейская история XIX века в советской системе образования имела лицо героев великого французского карикатуриста Оноре Домье. В моей памяти она связалась с революциями 1848 года и Парижской коммуной 1871-го, с «бонапартизмом», так ярко описанным Карлом Марксом. ©
Ещё живопись Европы
Оноре Домье. 1850. Фотограф — Феликс Надар
Казалось тогда, что столь же ярко вырисованные буржуазные толстячки из-под пера Оноре Домье касались лишь буржуа. Но он был натуральным революционером и в 1830-м, и в 1848-м, и в 1871-м годах — и изобразил не только буржуазные морды, но и редкие лица пролетариата, раздавленные эксплуатацией и революционной борьбой.
Уже несколько десятилетий, как обнаружилось, что во французских революциях XIX века, на самом деле, трудно найти пролетариат, а на городские баррикады выходили не пролетарии, а ремесленники и мастера во главе своих семей и своих подмастерьев, разнообразные разночинцы и интеллигенты во главе своих агитационных трудов.
А крестьянская антиреволюционная Вандея — как стояла в первом революционном 1789 году незыблемым устоем косности на пути агитационного прогресса, так и простояла весь XIX век и даже весь век XX.
2. Оноре Домье. Художник. 1850
Оноре Домье (1808−1879) родился в семье ремесленника и рано научился рисовальному ремеслу, которое в большом городе гарантировало ему хлеб с маслом: рекламный лубок пользовался спросом, а конкуренция в этой сфере всегда обеспечивалась прежде всего умением рисовать лучше, чем рисуют другие. От этого первобытного комикса шла прямая линия в карикатуру. Карикатура требует от художника редкого умения достигать внешнего сходства и узнаваемости характера персонажа, редкого качества следить за политической публицистикой и видеть в ней не столько газетные склоки, сколько мифологическую массовую страсть искать и находить в политике символы зла и постыдности.
3. Оноре Домье. Восстание. 1860
Несмотря на классические карикатуры, действительный исторический и художественный вес придали творчеству Домье не они, а его революционный переход к живописи, к станковой социальной критике, в которой уже терялись следы карикатуры.
В ней все фигуры зла и жертвы уже переставали быть только объектом агитации и сатиры, а становились образами Несправедливости и Революции.
Уродам, из которых были поголовно укомплектованы власти и «праздно болтающие» подельники насильников и эксплуататоров, среди коих Домье особенно ненавистны были судейские демагоги, — противостояли люди почти без лиц.
Это были люди-зародыши из униженного народа, несущие в себе надежду стать человеком, приобрести лицо, но без уродства. И редкие народные лица Домье — лица восставшего народа. Вне этого — непрерывный холод, нищета, обноски, голод, тьма, безликие женщины, матери, дети.
И стряпчие при власти — тоже стадо, но их маски-лица отличны от безликих народных голов лишь тем, что у голов — цветовые пятна, а у лиц-масок — натуральные морды, куски рыхлого мяса, циничной натуры.
4. Оноре Домье. Состязательный процесс. 1845
Можно легко восстановить образный мир Домье и его личную борьбу всей жизни: мурло враждебной власти против матери с маленьким ребёнком, в котором угадывается сам Домье, и против восставших молодых людей, наверное, старших братьев.
5. Оноре Домье. Пьющие. 1860
Живопись Домье очень хороша, значительно ценнее и лучше его столь революционно корректной карикатуры. Она редкостно динамична там, где автор хочет своими самыми простыми средствами показать движение.
Она — вне своего времени и словно не для своего времени — обращается, прежде всего, к движению глаза, тела и сердца зрителя вослед героям картины, а не его культурного сознания, которое стало бы расшифровывать мифологическое пустословие актёров.
Она видимо встроена в мощную живописную традицию рождавшегося и родившегося экспрессионизма — задолго до того, как принято отсчитывать время рождения экспрессионизма. В прямой линии от Франсиско Гойи — через Оноре Домье — к Эдварду Мунку выражается центральная история европейского Модерна.
Это история превращения кровавой национально-освободительной войны (Гойя) в социальную борьбу (Домье) и их вместе — в отчаяние одинокого человека (Мунк). В конце этой линии стоят обрубки людей немецкого экспрессионизма послевоенных 1920-х годов: только ужас и порнография без человека.
За её пределами — современный экспрессионизм, уже автоматически понимающий всю тяжесть своего уродливого бремени и кровавой человеческой душевной красоты.
6. Оноре Домье. Мнимый больной. 1873
Домье как художник настолько лучше Домье-карикатуриста, что вполне уютно и конкурентно чувствует себя посреди своих современников, Курбе и Милле, которые как великие живописцы пользуются гораздо большей славой, но в своей борьбе за новый реализм — архаичней, туманней, слабее, живописно невнятней и эмоционально беднее.
Стоя рядом с ними во времени, Домье действительно предвосхищает художественный и эмоциональный мир уже состоявшегося будущего, из коего мы точно можем судить, что Домье-художник опережал своё время и на 40−50 лет и даже на 100 лет, и теперь, скрой своё имя, легко стал бы великим.
Тем острее чувство подлинной гениальности Франсиско Гойи, который за 30−50 лет до Домье прошёл и для себя исчерпал его творческий пафос. Через кровавую войну в Испании — от своих бездарных придворных шпалер до бесценных «Капричос» и «Бедствий войны» — Гойя в более высокой, кричаще трагической форме предвосхитил безликую драму Домье. Такова иерархия.
7. Оноре Домье. Мнимый больной. 1850
Но мы — не Домье. Мы — его благодарные зрители. Нам достаточно, что Домье и сам жив и актуален, что именно Домье узнаваемо присутствует в Ван Гоге, в Пикассо, в Кетэ Кольвиц и даже в Фальке.
И будет жить узнаваемо: пока бедная мать ведёт своего младшего ребёнка сквозь тьму несправедливости, а её старший сын, надежда, первенец, романтический и сильный боец, идёт на войну за человеческие свободу и справедливость.8. Оноре Домье. Карикатурный портрет Виктора Гюго. 1838
9. Оноре Домье. Шахматисты. Между 1863 и 1867
10. Оноре Домье. Любители фотографии11. Оноре Домье. Надар, поднимающий фотографию на уровень искусства12. Оноре Домье. Дон Кихот. 186813. Оноре Домье. Портрет на выставке14. Оноре Домье. Вагон третьего класса. 186215. Оноре Домье. Отдых фокусника16. Оноре Домье. Прачка. 183017. Оноре Домье. Тридцать пять выражений лиц18. Оноре Домье. Беженцы. 185019. Оноре Домье На берегу. 185320. Оноре Домье. Любители на выставке. 187221. Оноре Домье. Республика. 184822. Оноре Домье. Поцелуй. 184823. Оноре Домье. Мясник24. Оноре Домье. Знаменитое дело25. Оноре Домье. Адвокат защиты. 185626. Оноре Домье. Бремя (Прачка). 185327. Оноре Домье. Бродячие акробаты. 185028. Оноре Домье. Визитёры в мастерской художника29. Оноре Домье. Возвращение с рынка. 187030. Оноре Домье. Воображаемый инвалид31. Оноре Домье. Воры и осел. 186032. Оноре Домье. Два купидона с красной портьерой. 185033. Оноре Домье. Два скульптора. 187334. Оноре Домье. Два юриста пожимают руки35. Оноре Домье. Зазывала у балагана36. Оноре Домье. Игроки37. Оноре Домье. Ипохондрик38. Оноре Домье. Камилла Демулен в Пале-Рояле39. Оноре Домье. Карнавальные гуляния40. Оноре Домье. Купание детей41. Оноре Домье. Мельник, его сын и осел. 184942. Оноре Домье. Нищие. 184543. Оноре Домье. Ночные путники. 184744. Оноре Домье. Опьянение Силена. 185045. Оноре Домье. Парад акробатов46. Оноре Домье. Певцы перед пюпитром47. Оноре Домье. Покидая школу. 184848. Оноре Домье. Рабочие49. Оноре Домье. Св. Магдалина в пустыне. 185250. Оноре Домье. Семья на баррикадах. 184851. Оноре Домье. Театр52. Оноре Домье. Цирковой борец53. Оноре Домье. Чтец54. Оноре Домье. Эмигранты или беглецы55. Оноре Домье. Юристы. 185656. Надгробие Оноре Домье. Париж, Кладбище Пер-Лашез
Модест КолеровИА «REGNUM», 19 февраля 2018
Источник: https://yarodom.livejournal.com/2223653.html
Оноре Домье
Судьба этого французского художника подарила ему большой талант, который принес признание, но не дал богатства и славы.
Знаменитый живописец, скульптор и график XIX века Оноре Домье большую часть жизни посвятил жанру карикатуры. Изобличал то, что казалось ему неправильным, несправедливым, вопиющим — общество, законы, буржуазию.
Его работы поднимали народ на революционные баррикады, а сам бунтарь-живописец неустанно боролся с властями.
Детство и юность
Будущий художник родился 26 февраля 1808 года в Марселе, в семье стекольщика. Когда мальчику исполнилось 8 лет, отец перевез семью в Париж, надеясь, что там его ремесло заимеет больший спрос. При этом рассчитывал, что сынишка будет помогать ему. Но тот не проявлял никакого интереса к стекольному делу.
Художник Оноре Домье
Он рос настоящим разгильдяем, любимым занятием мальчишки было наблюдать за жизнью парижских улочек: вон там в подворотне стирают прачки, а на углу торгуются проститутки, булочник разгружает тележку ароматных круассанов…
Вокруг юного Оноре кипела разнообразная и интересная жизнь, которую так хотелось запечатлеть во всей красоте момента. Если бы он мог создавать такие рисунки, какие видел в альбомах из книжной лавки! Но мальчик лишь изображал шаржи на соседских мальчишек, углем на оберточной бумаге.
Оноре Домье
Успев поработать и помощником адвоката, и приказчиком в книжной лавке, парнишка в 14 лет, наконец, осуществил давнюю мечту — стал брать уроки живописи и скульптуры.
Вскоре познакомился в галерее «Пале Рояль» с известными художниками тех времен Камилем Коро, Эженом Делакруа, Жаном Гранвилем, начал работать в мастерской живописца Эжена Бурдена. В 1828 году Оноре увлекся новой техникой изображения – литографией.
В этом жанре выполняет свои первые работы, которые приносят ему долгожданный заработок.
Творчество
В 1830-х годах литографии Оноре увидел знаменитый французский карикатурист Шарль Филиппон, глава первого во Франции сатирического журнала «Карикатура» (Caricature), и пригласил к сотрудничеству.
Карикатура Оноре Домье на короля Луи-Филиппа
Домье подписывал свои журнальные работы псевдонимом Рожлен. В 1832 году он изобразил нового монарха Луи-Филиппа в карикатурном образе Гаргантюа, за что загремел в тюрьму на полгода, откуда вышел знаменитым и настроенным еще более революционно. В 1830-1832 годах Домье создал галерею скульптур и портретов-шаржей буржуазных политических деятелей под названием «Знаменитости золотой середины».
В 1834 жители Парижа увидели такие произведения-литографии, как «Законодательное чрево» (коллективный портрет Палаты депутатов), «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу».
Картина Оноре Домье «Законодательное чрево»
В них автором изобличаются порочные страсти правящей буржуазии – алчность, корысть, глупость, и воспевается героический образ рабочего-революционера (литографии «Свобода печати» и «Современный Галилей»).
Парижане ждали ярких политических и социальных работ Домье, чтобы насладиться новой порцией сатиры, нужной в то время, как никогда, но мало кто знал автора этих шедевров.
Зато талант мастера ценили друзья, такие живописцы, как Жан-Франсуа Милле, Коро и Делакруа. А также писатели, в том числе Виктор Гюго, Оноре де Бальзак и Шарль Бодлер.
Бальзак говорил, что в «Домье живет сам Микеланджело», а Бодлер писал, что «его рисунок красочен по своей природе».
Картина Оноре Домье «Прачки»
В 1835 году власти закрыли журнал «Карикатура», тогда Домье уходит в другое издание Филиппона — «Шаривари» (Charivari). Здесь художник еще почти 30 лет публикует свои острые работы. Фирменный почерк автора – создание тематических серий.
К примеру, серия «Древняя история» (1841–1843) высмеивала буржуазное искусство. В серии «Парижские типы» (1839–1840), «Добрые буржуа» (1846–1849), «Люди юстиции» (1845–1848) автор изобличает мещанское мышление, продажность чиновников, падение нравов.
Картина Оноре Домье «Вагон третьего класса»
После 1848 года художник меняет направление в изобразительном искусстве – переходит на живопись, работает маслом и акварелью.
Меняется и жанровая направленность работ мастера: агрессивная карикатура уступает место реалистичным бытовым зарисовкам, не лишая их при этом глубокого социального смысла.
Герои его картин — простые люди, герои современности: рабочие, трудяги, крестьяне (цикл «Прачки», картины «Вагон третьего класса», «Семья на баррикаде»).
Венцом живописного периода Домье по праву считается серия картин «Дон Кихот», в которой автор символично изобразил человека в условиях несовершенного общества и мира. Критики усматривают в этой экзистенциальной серии автобиографичные мотивы: одинокий рыцарь печального образа – это сам Оноре, а его ветряные мельницы – порочная государственная система.
Картина Оноре Домье «Дон Кихот»
К концу жизни из-за нужды он вновь обращается к жанру литографии, только теперь в фокусе внимания живописца военные темы. Последний шедевр Домье – цикл работ «Осада», посвященный Франко-Прусской войне (1870-1871).
Наследие Оноре Домье – это почти 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков для гравюр, свыше 700 картин и 60 скульптур. Творчество художника не получило широкого признания при жизни и было оценено только в XX веке.
Картина Оноре Домье «Шахматисты»
Сегодня работы гения литографии находятся в крупнейших коллекциях мира – Метрополитен-музее в Нью-Йорке, музее Уолтерса в Балтиморе, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, в мюнхенской Пинакотеке, российском Эрмитаже и других.
В 1992 году на экраны вышел анимационный фильм «Закон Домье», в котором режиссер-мультипликатор Джефф Данбар использовал рисунки французского карикатуриста.
Личная жизнь
Домье посвятил всю жизнь, в том числе и личную, борьбе с существующим строем и правящим режимом. Как истинный художник, он не мог отдаваться своей страсти вполсилы, поэтому у него так и не появилось жены и детей.
Смерть
В 1870-х годах у Домье стремительно ухудшается зрение. Из-за прогрессирующей слепоты художник стал беспомощным, оставшись в полном одиночестве.
Могила Оноре Домье
На помощь пришли друзья-живописцы. Камиль Коро снял для Оноре домик, нанял сиделку и оплатил долги. Домье умер 10 февраля 1879 в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа.
Картины
- 1832-1834 – «Знаменитости золотой середины»
- 1834 – «Законодательное чрево»
- 1836-38 – «Карикатюрана»
- 1834 – «Улица Транснонен»
- 1850-53 – «Прачка»
- 1856 – «На концерте»
- 1863-65 – «Вагон третьего класса»
- 1956-60 – «Мелодрама»
- 1870 – «Дон Кихот»
- 1870-71 – «Осада»
Источник: https://24smi.org/celebrity/69614-onore-dome.html
Оноре домье
ПРАЧКИ НА ЛЕСТНИЦЕ
ВОССТАНИЕОноре Викторен Домье (фр. Honoré Victorin Daumier; 26 февраля 1808—10 февраля 1879) — французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
Биография
Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. В 1832 г.
за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму. С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.
Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона.
Рисунок Домье сух и грубоват; но представляемые им типы и сцены полны жизни, поразительной правды, и, вместе с тем едкой насмешки. Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari». Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона).
За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г.
доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes». В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны.
Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861), «Шахматисты» (между 1863 и 1867). Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп.
Его гротескные, утрированные, нарочито грубо исполненные образы вызывали восхищение Мане и Дега; существует мнение, что Домье был первым импрессионистом.
Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист.
Чтобы должным образом оценить Домье, нужно рассматривать его и с точки зрения мастерства, и с точки зрения содержания. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Его рисунок – это рисунок крупного мастера, он щедр и свободен, это своего рода непрерывная импровизация, но при этом в нем нет ничего от механических навыков художника, успевшего «набить себе руку».
Источник: https://vinalnik.livejournal.com/1579897.html
Художник Оноре Домье: графика, карикатуры, биография
Оноре Домье (Daumier) (1808 — 1879), — французский график, живописец и скульптор. Мастер сатирического рисунка и литографии.
Для творчества Оноре Домье характерны острогротескные карикатуры на правящую верхушку и мещанство (например, литография — «Законодательное чрево», 1834, серия «Добрые буржуа», 1846 — 49). В живописи и скульптуре Оноре Домье сочетал драматизм и сатиру, героику и гротеск («Дон Кихот», около 1868).
Биография Оноре Домье
30-е годы XIX века во Франции — это годы июльской монархии, время торжества пришедшей к власти буржуазии, «царство денежных мешков».
Время это было трудным и сложным: накал революции 1830 года еще не остыл, реакционная политика короля Луи-Филиппа вызывала возмущение обманутого народа, борьба за республику одушевляла демократически настроенные слои населения.
Вспышки народных волнений следовали одна за другой — восстание лионских ткачей, баррикады на улицах Парижа в 1832 году, заговор 1835 года, восстание 1834 года. «Революцию сразу не оборвать,— писал Виктор Гюго,— она всегда неизбежно вздымается несколько раз, прежде чем ей прийти к состоянию спокойствия».
В эту кризисную эпоху, в эпоху мятежей развилось творчество крупнейшего сатирика XIX века Домье. Оно неразрывно связано с социальной борьбой того времени. Оноре-Викторьен Домье родился в Марселе в семье рабочего, которая вскоре перебралась в Париж.
Ему пришлось рано начать зарабатывать на жизнь: он был рассыльным в суде, продавцом в книжном магазине. Одновременно он начинает учиться живописи, берет уроки, много рисует в Лувре и просто на улице. Париж был его настоящей школой — кипучая жизнь города, любопытные типы стали материалом первых литографий Оноре Домье.
Талант молодого рисовальщика привлек внимание Филипона — издателя журнала «Карикатюр», и вскоре Домье становится одним из ведущих художников этого оппозиционного журнала, посвященного исключительно политической карикатуре. Литографии Оноре Домье (а в то время все газетные рисунки печатались в этой технике) пользовались большим успехом.
Они были острыми и язвительными, более того — убийственными. Яростно, с темпераментом Микеланджело (с которым очень метко сравнил художника Бальзак), Домье беспощадно обнажает самую суть июльской монархии — жестокость и лицемерие ее политики, коррупцию власть имущих, последовательное удушение демократии.
Луи-Филипп — главный объект его сатиры — предстает то в виде «скромного» буржуа с зонтиком под мышкой, то в виде палача, то в виде тюремного врача, с нетерпением ожидающего смерти узника — участника баррикадных боев. Лучшие литографии Домье выпускались в виде отдельных листов — большого формата, на плотной бумаге — и выставлялись в витринах как своего рода политические плакаты. Они обладали огромной взрывной силой, их боялись — недаром за одну из первых своих карикатур Оноре Домье был посажен на полгода в тюрьму.
Наиболее прославлены три больших листа 30-х годов — «Законодательное чрево», «Улица Транснонен» и «Свобода печати».
«Законодательное чрево» — это сатирическое изображение министерских скамей французского парламента.
Домье нашел своеобразный способ работы над образами: каждый персонаж был сначала выполнен в скульптуре, затем в отдельных литографиях-портретах — и только потом все найденные «герои» были объединены в общую композицию.
Художник удивительно точно передал характерные портретные черты их облика и в то же время сумел подчеркнуть тупость, животную жадность, хитрость. Собрание физических и нравственных уродов — таков буржуазный парламент в изображении Домье. Столь сложный, многоступенчатый метод работы вообще-то не был характерным для творчества художника. Как правило, он работал быстро, сразу рисуя прямо на камне и опираясь на свою поразительную наблюдательность и зрительную память. Так, знаменитая литография «Улица Транснонен 15 апреля 1834 г.» появилась непосредственно после трагического эпизода подавления народного восстания. Отряд правительственных войск ворвался в жилище рабочего и истребил всю семью, не щадя ни детей, ни стариков. Домье нарисовал то, что видел, и его литография не имеет себе равных по силе выражения, драматизму и страстности протеста. «Обагренная кровью страница современной истории, написанная могучей рукой и продиктованная благородным негодованием» — так назвал ее Филипон. Диапазон политической графики Домье 30-х годов очень широк — от сатиры до трагедии и взволнованного революционного пафоса. Героическая фигура рабочего-печатника в литографии «Свобода печати» воспринимается как символ восставшего народа, поднявшегося на защиту своих прав. Журнал «Карикатюр» просуществовал недолго: сентябрьские законы 1834 года запретили вообще всякую политическую сатиру. Домье пришлось перейти к «сатире нравов» — бытовой карикатуре. Его литографии в газете «Шаривари» главным образом посвящены буржуа. С необыкновенным богатством фантазии, наблюдательностью, юмором — то добродушным («В ложе»), то язвительным — создает, художник бесконечную галерею образов лавочников, рантье, судейских чиновников. Домье исследует психологию буржуа, его привычки, раскрывает его самодовольство и ограниченность. Домье создал более трех тысяч литографий, множество ксилографии (в основном книжных иллюстраций) — и по праву считается одним из крупнейших мастеров мировой графики. Его живопись менее известна, хотя в живописи он не менее велик, чем в графике. Домье занимался живописью для себя, мало кому показывал свои картины и не особенно рассчитывал на признание современников. Он далеко опередил свое время, и при жизни его живописное творчество ценили лишь немногие друзья — в том числе Коро. Единственная выставка картин Оноре Домье, устроенная стараниями друзей, состоялась тогда, когда больной, полуослепший художник уже не мог на ней присутствовать. Живопись Домье поразительна по тонкости и свободе исполнения. Она глубока без подчеркнутой многозначительности и философична без рассудочности. Домье не занимали сложные сюжеты, его композиции просты и лаконичны — одна-две фигуры, головы крупным планом, силуэт на фоне темнеющего неба. Но эти головы — «Семья на баррикадах», силуэт — дрезденская «Прачка», фигуры — «Дон Кихот и Санчо Панса» — признанные шедевры мировой живописи. Кажется, что между живописью Домье и его графикой нет ничего общего. Домье-график — это борец, трибун, язвительный сатирик. Домье-живописец — мудрец и созерцатель, немного грустный и полный суровой доброты. Должно быть, Домье чувствовал себя немного Дон Кихотом — недаром он с такой нежностью писал Рыцаря Печального образа.
Во всяком случае, он продолжал бороться, даже когда знал, что борьба безнадежна. Его последние литографии «Осада Парижа» — трагическое свидетельство этой безнадежной борьбы.
Статья из книги «Сто памятных дат. Художественный календарь 1983»
Картины Оноре Домье
Источник: http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/813-daumier.html
Домье Оноре. Краткая биография
Домье Оноре родился в городе Марсель, 26 февраля 1808 года умер, 11 февраля 1879.
Французский живописец, скульптор, и рисовальщик, самый известный карикатурист 19-го века.
Приехав в Париж с родителями 1816 году, он познакомился в галерее Пале Рояле с художниками и писателями и стал изучать антики в Лувре. В 1822 году брал уроки рисования затем, в 1828, взялся осваивать недавно изобретенную литографию.
Оноре Домье — французский художник
Живописью начал заниматься около 22 лет. В 1832 году сделался сотрудником сатирического издания Карикатюр, где публиковал политические карикатуры, направленные против короля Луи-Филлипа и правительства. За рисунок, представлявший Луи-Филлипа в виде груши, Домье был заключён в тюрьму за оскорбление королевского величества.
После ужесточения цензуры в 1835 и заперта журнала Домье с 1837 года он стал публиковать свои рисунки в газете Шаривари, с которой сотрудничал в течение 28 лет. Его карикатуры той поры были направлены не прямо против режима, но против того, кто его поддерживал – против «буржуа», ставших объектом едких насмешек.
Оноре Домье — французский художник
В 1860 он расторг договор с издательством, чтобы сделаться независимым художником, но сразу оказался без денег. Хотя Домье впоследствии вновь стал работать для газеты, он оставался полностью зависимым от финансовой поддержки друзей художников, которые сохраняли, ему верность до конца его жизни, когда к тому же он почти ослеп.
Значение Домье как рисовальщика, в первую очередь, в том, что он поднял карикатуру до уровня самостоятельной формы художественного выражения.
Он пытался, опираясь на традиции английского карикатуры, а именно Хогарта, а также на опыт Гойи-граверта, придать выразительную силу самому рисунку как таковому и создать общепонятные символы и образы.
Поэтому пояснительные подписи к рисункам имели для Домье второстепенное значение.
Оноре Домье — французский художник
Его карикатуры вызывали ярость у некоторых критиков; далеко не беспристрастное, они обнаруживают личную позицию художника и его чувства. Живописное творчество Домье, признанное в наше время, не было оценено его современниками. Хотя он и прежде поддерживал тесные связи с художниками Барбизонской школы, Домье в начале революции 1848 решительно обратился к живописи маслом.
Среди его друзей были такие живописцы, как Милле, Теорд Руссо, Коро и Делакруа, а также писатели, в том числе Бальзак и Бодлер. Его картины, косвенным образом и иначе, чем рисунки, также обнаруживают критическое отношение художника к обществу.
Оноре Домье — французский художник
Полностью отвергая историческую живопись своего времени, Домье черпал вдохновение в жизни простых людей, с большим реализмом раскрывая её величие и трагизм.
Его герой – это человек, задавленный работой и однообразием повседневной жизни, человек, стремление которого к освобождению, кажется, обречено на неудачу. Образ Дон Кихота у Домье стал совершенным воплощением не только политической и социальной ситуации 19 века, но и положение в обществе самого художника.
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
- Карикатуры Крымской войны
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Оноре Домье — французский художник
Источник: http://design-kmv.ru/zhivopis-2/zarubezhnaya-zhivopis/dome-onore-kratkaya-biografiya.html
Домье оноре
ДОМЬЕ ОНОРЕ — французский график, живописец, скульптор.
Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 году. С 1822 года посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса, изучал старых мастеров в Лувре.
В 1820-х годах Домье был ассистентом литографа Ж. М.
Белиара, работал для мелких издательств, исполняя виньетки, титульные листы и тому подобное (к 1822 году относится первая литография — «Воскресенье»).
После Июльской революции 1830 года, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831 год), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность.
Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего — оеоло 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831 год), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все — 1834 год).
Современники (О. де Бальзак, Ш. Бодлер, Т. де Банвиль и другие) высоко ценили графику Домье, ставя его в один ряд с У. Хогартом и Ф. Гойей.
Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно совершенного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год; «Олимпийские боги», 1841 год; «Физиологии», 1841-1842 годы; «Служители правосудия», 1845-1849 годы; «Добрые буржуа», 1846-1849 годы, и другие). По отзывам современников, Домье обладал прекрасной зрительной памятью, схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные жесты, мимику. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году; после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) — этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике.
Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.
Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), поэтому закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов; в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж).
Саркастичный, беспощадно-насмешливый в графике, в живописи Домье предстаёт скорее поэтом, создающим образы людей, к которым он испытывает чувство симпатии, духовной близости, сострадания.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж; «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания; серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие), иногда обращается к мифологическим сюжетам; излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин — музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко — П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго; «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале).
В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа, и динамичный мазок; колорит — сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе; «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага).
Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством XX века. При жизни Домье его живопись была мало известна, и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). Искусство Домье оказало большое влияние на позднейшую европейскую живопись, от Э.
Мане, Э. Дега, А. де Тулуз-Лотрека, В. Ван Гога до фовистов, немецких экспрессионистов, П. Пикассо и Х. Сутина.
Иллюстрации:
О. Домье. «Вагон третьего класса». Ок. 1862–64. Метрополитен-музей (Нью-Йорк). Архив БРЭ.
О. Домье. «Ж. Ж. Дюпен-Старший». Раскрашенная глина. 1832. Музей Орсе (Париж). Архив БРЭ.
О. Домье. «Опустите занавес, фарс окончен».Литография. 1834. Архив БРЭ.
Литература
- Замятина А. Н. О. Домье. М., 1954
- Калитина Н. Н. О. Домье. М., 1955
- Герман М. Ю. Домье. М., 1962
- Maison K. E. H. Daumier: Catalogue raisonné of the paintings, watercolours and drawings. L., 1968. Vol. 1–2
- Georgel P., Mandel G. Tout l’œuvre peint de Daumier. P., 1972
- Adhémar J. H. Daumier. P., 1954
- Эсколье Р. О. Домье. М., 1978
- Пассерон Р. Домье: свидетель своей эпохи. М., 1984
- Provost L., Childs E. L. H. Daumier. A thematic guide to the œuvre. N. Y.; L., 1989
- Laughton B. H. Daumier. New Haven, 1996
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/domie_onorie
Короли и груши
Из западного искусства эпохи, выражаясь языком «вульгарной социологии», разложения феодализма и победы капитализма советское искусствознание сильнее всего любило французскую школу. Не только потому, что в эпоху разложения и победы лидерство в области изящных искусств перешло от Рима к Парижу.
И не только потому, что французов означенной эпохи в музеях по эту сторону железного занавеса скопилось столько, что изучать их можно было в автономном режиме.
Просто буржуазное искусство Франции, колыбели четырех революций, было чертовски революционно, и у каждого большого французского художника, за исключением разве что консерватора Энгра да нескольких импрессионистов-антидрейфусаров, обнаруживались правильные, прогрессивные взгляды.
Оноре Домье (1808-1879), в молодости угодивший в тюрьму за карикатуру на «короля-гражданина», а на старости лет пошедший в Парижскую коммуну, был, пожалуй, из числа самых последовательных революционеров. И советского зрителя им слегка перекормили, регулярно подавая его предвкушающие авангард XX века картины, литографии и скульптуру под одним и тем же идеологическим соусом. Соус слегка протух, а великий Домье по-прежнему свеж.
Выставка в музее Стэнфордского университета, объясняют кураторы, сегодня, в эпоху разложения капитализма и победы дремучего средневековья, когда карикатуры на пророка Мухаммеда едва не привели к мировой войне, а автора безобиднейшего шаржа на иранского парламентария приговаривают к публичной порке, актуальна как никогда.
Она посвящена самому началу карьеры Домье: его сотрудничеству с парижским еженедельником Caricature в первую пятилетку Июльской монархии.
И хотя в сегодняшней России политический театр Брехта куда более моден, чем политическая карикатура Домье, сделать у нас что-то вроде выставки «Когда художник атакует короля» было бы очень кстати.
Июльскую революцию Домье встретил так же, как встретили ее Делакруа, Гюго и иже с ними — ликуя.
Это была его революция, революция сына простого стекольщика из Марселя, оказавшегося одаренным поэтом, расхваленного за свой первый стихотворный опыт марсельской Академией, на радостях закрывшего лавочку и сорвавшегося вместе с женой и сыном в Париж покорять столичный Парнас — в общем, с нищетой и трудом за гроши единственный отпрыск горе-поэта-стекольщика познакомился в раннем детстве. Правда, всеобщее ликование не вылилось у Домье во что-нибудь подобное «Свободе на баррикадах» — он еще был слишком юн и не слишком умел, чтобы произвести на свет нечто большее, нежели прелестную в своей легкомысленности литографию «Жертвы революции», под которыми подразумевалась парочка гризеток, тщетно пытающихся привлечь внимание уткнувшихся в революционные газеты кавалеров. Но потом «король-гражданин» Луи-Филипп I, некогда привечавший Беранже и прочих вольнодумцев, показал зубы, первое восстание рабочих в Лионе утонуло в крови, а карикатуры Домье на маршала Сульта и герцога Орлеанского, карателей лионских ткачей, были запрещены цензурой — автора спасло лишь то, что их публиковали без подписи. И вот тогда в витрине магазина эстампов при издательстве Aubert появился легендарный «Гаргантюа»: пузатый, тонконогий, голова грушей великан, в облике которого мгновенно узнавался «король-гражданин», восседал на троне-стульчаке, неустанно пожирая золото, отнятое у французской нации, и перерабатывая его в ордена, почетные грамоты, маршальские жезлы и министерские портфели. Хохочущая толпа у витрины росла день ото дня.
Приговор художнику, обвиненному в «возбуждении ненависти и презрения к правительству, в оскорблении особы короля», был приведен в исполнение лишь полгода спустя — у правительства имелись дела поважнее, летом 1832-го в Париже вспыхнуло восстание. 500 франков штрафа и 6 месяцев тюремного заключения.
Домье к тому времени сделался одной из звезд юмористического еженедельника Caricature — фельетоны в него писал Бальзак, карикатуры рисовали лучшие мастера во главе с Гранвилем.
От площадного юмора «Гаргантюа» в манере Домье не осталось и следа — это был уже не столько Рабле, сколько Гоголь, создавший для Caricature целую галерею «мертвых душ» политической элиты Июльской монархии.
У него, похоже, была фотографическая память, да не было фотоаппарата — вместо фотографии он, как ни странно, использовал скульптуру: в ложе для журналистов палаты депутатов сидел, будто в гипсовом классе, запоминая каждую черточку в лицах господ ораторов, в мастерской буквально за несколько минут лепил бюстики из глины и уже с них рисовал эскизы для литографий. В результате гротескное безобразие Ламета, Дюпена, Аргу — имена их сегодня помнят только из-за этих скульптурок и эстампов — было явлено миру рельефно во всех смыслах слова. «У этого парня под кожей мускулы Микеланджело!» — восклицал Бальзак, разглядывая шаржи Домье.
В тюрьме Сент-Пелажи, той самой, про которую Гейне как раз в 1832-м писал, что «тюрьмы переполнены, в одной лишь Сент-Пелажи сидит по политическим делам свыше 600 заключенных», Домье отсидел свои полгода от звонка до звонка, выйдя из нее еще более убежденным республиканцем и еще более злым карикатуристом.
Созревшим для таких шедевров, как «Законодательное чрево», «Свобода печати» или «Улица Транснонен». Редакция Caricature за один только 1832 год выдержала 6 судебных процессов, заплатила 6 тыс. франков штрафов, а на всех ее сотрудников, включая Домье, пришлось 13 месяцев заключения.
Главным редактором Caricature был Филипон, малоизвестный литограф и знаменитый острослов.
Это он первым подметил сходство головы Луи-Филиппа с грушей, потом столь убедительно визуализированное Домье, а когда приговоры суда стали сыпаться на Caricature один за другим, обронил мгновенно разошедшуюся по Парижу остроту: «Вместо косточек в этой груше спрятаны одни штрафы!» Говорят, Луи-Филипп от души посмеялся над первым шаржем с грушей, но когда в языке парижских улиц из «короля-гражданина» он начал превращаться в «короля-грушу», чувство юмора ему изменило. За восстаниями 1834-го последовали «сентябрьские законы» 1835-го, положившие конец свободе печати. В номере Caricature от 27 августа 1835 года появилась литография Домье «Действительно, стоило жертвовать собой!»: герои Июльской революции встают из могилы, с изумлением озирая страну, за которую отдали жизнь.
Это будет последний выпуск Caricature. Филипон целиком уйдет в издание другой своей сатирической газеты, Charivari — там станут критиковать нравы, ничего политического. В ней-то в феврале 1848-го и опубликуют карикатуры Домье, которыми он проводит «короля-грушу» в английскую эмиграцию.
«Когда художник атакует короля. Оноре Домье и Caricature. 1830-1835». Калифорния, Стэнфорд, Стэнфордский университет, Cantor Art Center, с 1 августа по 11 ноября
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/1988334
Оноре Домье. Карикатуры на Луи-Филиппа
Оноре Домье (1808-1879)
Гаргантюа, литография, 1831
Национальная библиотека Франции
Если говорить о критическом реализме в прямом значении этого слова, то пальма первенства принадлежала великому художнику Оноре Домье. Он, как Бальзак, создал «Человеческую комедию» эпохи в тысячах рисунков, литографий и картин. Гротескная острота образов Домье не исключает реализма, — напротив, гротеск и сатира были в XIX веке адекватной формой реалистического познания мира и эстетические оттенки юмора никогда прежде не были разработаны так богато. Домье начал как политический карикатурист. В 1830-х годах сатирические журналы «Карикатюр» и «Шаривари», которыми руководил пламенный республиканец Филиппон, изо дня в день заставляли весь Париж смеяться над королем биржевиков, вероломным Луи-Филиппом.
Луи-Филипп I, бывший герцог Орлеанский, занял престол в дни революции 1830 года, после изгнания Бурбонов, и обещал народу «свято соблюдать конституционную Хартию», «управлять лишь через посредство законов», обещал, что его монархия будет «лучшей из республик», а сам он — «королем-гражданином».
В первые же годы обнаружилось, что «король-гражданин» не намерен ни проводить радикальных реформ, ни поступаться личной властью. Республиканская оппозиция, чувствуя поддержку народа, широко использовала печать.
Республиканские печатные органы проявляли героическую стойкость: несмотря на репрессии (только за четыре года — с 1830 по 1834 год) во Франции было 520 судебных процессов по делам печати; в общей сложности журналисты получили 106 лет тюремного заключения.
И это при том, что закон «о свободе печати» официально существовал.
Такова была школа жизни и художественная школа молодого Домье — он тоже не избежал тюрьмы за нападки на короля. Филиппон привлек к работе в сатирических изданиях группу талантливых художников: Гранвиля, Декана, Шарле, Травьеса. Домье был самым блистательным в этой плеяде.
Сотрудники Филиппона нападали на правительство без пощады, без передышки. Это была виртуозная травля смехом крупного зверя. В случае необходимости карикатуристы пользовались эзоповым языком, но достаточно прозрачным — читатели журналов всегда понимали, о чем и о ком идет речь.
Так, изображение груши означало самого короля.
Знаменитые карикатуры 1831 года на Луи-Филиппа, превращающегося в грушу, отражали падение его популярности. (Оноре Домье, по рисунку Шарля Филипона, за который тот был посажен в тюрьму)
Ставшее широко известным прозвище Король-Груша было изобретением художников: обрюзглая физиономия Луи-Филиппа с коком на голове действительно имела грушевидную форму, а соль изобразительной метафоры заключалась в том, что по-французски la poire имеет два значения — «груша» и «глупец». С неистощимой изобретательностью карикатуристы обыгрывали мотив груши. Даже когда суд обязал издателя «Шаривари» напечатать очередной судебный приговор, его напечатали так, что строчки типографского набора образовали очертания этого фрукта.
Оноре Домье (1808-1879)
Гаргантюа, литография, 1831
Национальная библиотека Франции
Оноре Домье (1808-1879)
Буржуа, 1832
Домье рисовал Луи-Филиппа и раздувшейся грушей в королевской мантии, и прожорливым Гаргантюа, объедающим страну, и пузатым буржуа в цилиндре, и паяцем.
Оноре Домье (1808-1879)
Опустите занавес, фарс сыгран. Из 'La Caricature' от 11 сентября 1834
бумага, литография карандашом, процарапывание
20х27,9 см. Государственный Эрмитаж
«Опустите занавес, фарс сыгран!», — командует жирный паяц, стоя на авансцене. И занавес ползет вниз. А на сцене доигрывается фарс — заседание палаты депутатов.
Она нужна была королю, чтобы прийти к власти, больше он в ней не нуждается. Это одна из острейших карикатур Домье.
Фигура с огромным брюхом, в шутовском клетчатом костюме, освещенная снизу светом рампы, выглядит и комической и зловещей, а в заседающих парламентариях подчеркнута марионеточная безжизненность.
В сатирах Домье смешное и ужасное переплетаются, часто его литографии напоминают гравюры Гойи, но без демонизма, без оттенка страха перед иррациональностью жизни. У Гойи «сон разума порождает чудовищ», у Домье бодрствующий разум издевается над чудовищами.
Н.А.Дмитриева. Краткая история искусств. 2004
Источник: https://likbez-a-m.livejournal.com/24233.html
Оноре Домье: сын стекольщика, которого боялись короли, биография и картины
В 19 веке сын стекольщика не мог рассчитывать на шикарную карьеру. Впрочем, три революции позапрошлого века и не таких людей выбрасывали на самый верх политической и культурной жизни. Париж — великий город, который любит удачливых и упорных и отталкивает бесталанных и заносчивых.
Домье было восемь лет, когда его семья переехала с юга Франции в столицу.
У провинциального мальчишки появилось огромное количество соблазнов и интереснейших вещей в жизни. Пропадая целыми днями во дворе, Оноре научился воровать булочки в пекарне, дразнить проституток на углу квартала, часами наблюдать за жизнью парижских подворотен…
Очень скоро отец Домье понял, что сына необходимо срочно учить ремеслу, иначе ничего хорошего из него не выйдет.
На удивление, Оноре оказался плохим учеником. Его абсолютно не интересовало отцовское ремесло и стекольщиком он становиться не хотел категорически.
Случайное знакомство папаши Домье (он вставлял новые окна одной адвокатской конторе) позволило пристроить Оноре посыльным к адвокату.
Шустрый подросток отлично справлялся, у него даже оставалось время для посещения книжной лавки, там он жадно рассматривал альбомы с репродукциями великих итальянских художников.
Постепенно времени на выполнение своих курьерских обязанностей оставалось все меньше. Адвокат не стал терпеть «выкрутасы» юного Домье — выгнал. Но будущий карикатурист не долго переживал. На следующий день он устроился приказчиком в книжную лавку. Его любимые художники стали ближе… С детства Домье любил рисовать шаржи на всех подряд. Иногда ему попадало от старших мальчишек, но уже тогда он понимал, что злятся его «модели» потому, что изображение было слишком «реалистичным»…
Общительный, живой и немного нахальный характер Оноре позволил ему быстро найти себе друзей среди самых известных мастеров Парижа. Он познакомился с Коро, Делакруа, Гранвиль. Когда рисунки молодого Домье увидел Бальзак, то восторгам не было конца: «В этом парне живет Микеланджело!»
Живописцем Домье так и не стал. Его стихия — рисунок, гравюра, литография. А любимый жанр — карикатура. В 1832 году за карикатуру на короля, яркую, точную, едкую, Домье получает 6 месяцев тюрьмы. Выходит оттуда счастливым и известным… Теперь его приглашают сотрудничать все сатирические журналы. Около полувека Домье рисовал карикатуры. Парижане ждали его работы, хохотали, радовались, восхищались, но… Его никто не знал. Ну кто станет читать подписи художника под карикатурой. Домье знали художники, и очень уважали его. Великий художник, он каждую работу превращал в истинное произведение искусства. Обладая острым глазом, неповторимой манерой, умением разбираться в людях, четкой гражданской традицией и бесстрашием гасконца, Оноре Домье создавал карикатуры поднимавшие парижан на революции в 1830-м, 1848-м, 1871-м годах. Карикатуры великого мастера не требовали никаких подписей. Всякий мог узнать в персонажах художника прототипов. Худощавые нищенки становились аллегорическим изображением голода, толстые мясники — сытыми роялистами. Революционная пора — золотое время для карикатуристов. Но революции проходят, и сатирики остаются не у дел… Так случилось и с Домье. Не сумев накопить на безбедную жизнь, Домье к старости остался совершенно один. Ко всему добавилась слепота… Жизнь могла закончиться трагически. Помогли друзья. Камиль Коро снял для Домье домик и нанял сиделку… Удивительным было то, что даже практически полностью ослепнув, Домье продолжал рисовать. По-другому он уже не мог.
Одна из самых известных работ Домье — Дон-Кихот. Испанский рыцарь Печального образа, воюющий с ветряными мельницами и свято верящий в правду… Таким и останется Оноре Домье в истории мирового искусства.
Источник: https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/1765-onore-dome-syn-stekolschika-kotorogo-boyalis-koroli-biografiya-i-kartiny.html