«охотники на снегу», питер брейгель старший — описание картины

О картине голландского художника Питера Брейгеля «Охотники на снегу» говорят, что она особенная и её сложно забыть. Это произведение вдохновляло не только художников, но и других деятелей искусства.

Например, картина «засветилась» в эпизодах фильмов «Солярис» Андрея Тарковского и «Меланхолия» Ларса фон Триера.

Брейгель, создавший «Охотников на снегу» почти пятьсот лет назад, раскрывает в этом произведении новые для своего времени возможности пейзажа как самостоятельного жанра.

О Питере Брейгеле Старшем сохранилось мало информации. Неизвестны точная дата и место его рождения. Предположительно он родился в голландском городке Бреде между 1525 и 1530 годами.

Ранние работы художника не сохранились, до нас дошли 45 живописных работ, треть из которых хранится в Музее истории искусств в Вене, в том числе и «Охотники на снегу» (дерево, масло 117×162).

В России работ художника нет.

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

«Охотники на снегу», 1565

В 1566 году Брейгель закончил цикл картин «Месяцы», посвященных временам года. К этому времени художник достиг пика своего мастерства. Из цикла сохранилось пять работ.

До сих пор идут споры, сколько изначально произведений включали «Месяцы» – 12 или 6. Искусствоведы склоняются к шести картинам.

В таком случае «Охотники на снегу» была предпоследней и рассказывала о декабре и январе: в Нидерландах времен Брейгеля Новый год отсчитывался от Пасхи.

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Детали картины — мост и мельница

Брейгель в «Охотниках на снегу» изображает зимний ландшафт как самостоятельное явление, где главную ценность представляет само состояние природы и бытование в ней человека. Сочетая ближний план с крупными фигурами и панорамную перспективу, художник будто размышляет о миссии человека в бескрайней природе, его значимости и одновременно незначительности в сравнении с величием мироздания.

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

На дальнем плане картины изображено тушение пожара

Примечательно, что художник изобразил не реальный, а выдуманный пейзаж. Вероятно, на изображение гор, которых нет в Голландии, его вдохновило путешествие по Италии, где Брейгель был впечатлен Альпами.

Цветовая гамма картины с полупрозрачными холодными тонами серого и бледно-голубого цветов удивительно точно передает атмосферу морозного дня. Приглушенные «зимние» краски сочетаются с теплыми цветами домов.

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Замок у подножия

Композицию художник выстраивает таким образом, что взгляд зрителя скользит по диагонали – от охотников в верхний правый угол к горам. Каждая деталь тщательно прописывая. Брейгель показывает быт крестьян и их зимние развлечения.

На переднем плане он изображает трех уставших охотников и продрогших собак. Внимательный зритель слева заметит гостиницу с вывеской «Dit is inden Hert» («У оленя»). На вывеске изображен святой, стоящий на коленях перед оленем.

У входа семья крестьян разжигает огонь, чтобы подпалить свинью.

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Вывеска

С такой же тщательностью, как и на переднем плане, Брейгель подходит и к дальнему. Каждую деталь картины можно долго рассматривать и изучать.

На долине внизу виднеются деревеньки с церквями и мельницей. На дальнем плане горит дом, и люди тушат пожар.

В это время большая часть героев картины развлекается на пруду – катаются на санках, коньках, а еще играют в игры, напоминающие хоккей и керлинг…

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Зимние игры на льду

Биограф художника Карел Ван Мандер указывает, что заказчиком серии «Месяцы» был богатый купец Николас Йонгелинк из Антверпена. Но когда ему понадобилась крупная сумма денег, он отдал все картины под залог, а выкупить их не смог.

Для своего времени картина «Охотники на снегу» была новаторской, практически никто из художников не писал быт крестьян и не подходил к пейзажу, как самостоятельному жанру. Брейгель старался отразить единство человека и природы, он писал некий портрет мира, который и сейчас не потерял своей актуальности.

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Охотники

7 интересных фактов о Питере Брейгеле Старшем

1. О раннем периоде жизни Питера Брейгеля мало известно. В середине 1540-х он переехал в Антверпен, который в XVI веке был центром торговли и художественный жизни. Брейгель обучался в мастерской Питера Кука Ван Альста, придворного художника императора Карла V. В 1551 году он был принят в антверпенскую гильдию живописцев.

2. Считается, что большое влияние на творчество Питера Брейгеля оказали работы Иеронима Босха. Брейгель создал несколько собственных вариаций на темы великого художника, например, «Большие рыбы пожирают малых», цикл гравюр о семи человеческих пороках. Настолько эти работы напоминали Босха, что Брейгель даже получил прозвище «Второй Босх».

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Питер Брейгель Старший «Большие рыбы пожирают малых», 1556

3. В 1552-1553 годах Питер Брейгель путешествовал по Франции, Италии, Швейцарии. Он познакомился с работами Рафаэля и других итальянских художников, которые также оказали влияние на его творчество.

4. Брейгель не писал обнаженных фигур и заказных портретов, хотя, наверняка, к нему обращались состоятельные заказчики. В произведениях художника вообще мало индивидуальных фигур, они стали появляться лишь в позднем творчестве живописца. Из таких примеров можно назвать «Голову крестьянки».

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

«Голова крестьянки», 1564

5. После женитьбы на Марии, дочери своего учителя Ван Альста, Брейгель с семьёй уезжает в менее шумный Брюссель. Позже здесь он застал кровавый режим испанского герцога Альбы, который уничтожил несколько тысяч нидерландцев. В одной из последних картин «Сорока на виселице» художник отразил атмосферу террора. Сорока символизирует сплетников. Эту картину Брейгель завещал жене.

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

«Сорока на виселице», 1568

6. У Питера Брейгеля было прозвище Мужицкий, чтобы его не путали со старшим сыном, тоже художником. А прозвище было связано с тем, что живописец рисовал простых людей и крестьян.

7. Питер Брейгель умер 5 сентября 1569 года, ему было 40 с небольшим лет. Причина смерти неизвестна. Похоронили Брейгеля в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель. Жена художника осталась с двумя сыновьями и дочерью, старшему сыну было всего пять лет. Оба сына живописца Питер Брейгель Младший и Ян Брейгель Старший, а также два внука и правнук тоже стали художниками.

Источник: http://umbra.media/arhiv/ohotniki-na-snegu-pitera-brejgelya-starshego/

"Охотники на снегу" Брейгеля: скрытые символы знаменитой картины

07.12.2017, 12:00

 (6) «Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картиныwikipedia

После Брейгеля Старшего картины на зимнюю тему вошли в Нидерландах в моду. Однако его “Охотники на снегу” — не просто жанровые сцены на фоне сельского пейзажа. Это портрет мира.

До наших дней из цикла “Месяцы” (“Времена года”) Питера Брейгеля сохранились пять картин. Серия продолжает популярную в средневековом искусстве тему круговорота сезонов.

Изначально картин в цикле Брейгеля, скорее всего, было шесть, и “Охотники на снегу” соответствуют декабрю и январю, то есть эта работа задумывалась как пятая, предпоследняя: год в Нидерландах тогда отсчитывали с Пасхи, рассказывает портал «Вокруг Света».

Друг живописца Абрахам Ортелий отмечал: “Во всех работах нашего Брейгеля таится больше, чем изображено”. На картине есть далекие горы и морская гавань с лодками, река и пруд, город, замок и деревенские хижины, рощи и холмы.

Со средневековой страстью к спискам Брейгель визуально перечисляет зверей, птиц, человека, а также занятия поселян и их жизненные перипетии: возвращение с охоты, игры на льду, сезонный и повседневный труд, тушение пожара… Но все эти звери, люди и их виды деятельности уже не просто знаки календарного быта — художник XVI века вкладывает в этот гармоничный универсум новый, ренессансный смысл.

Брейгель вписал людей с их бытом в обобщенный образ прекрасного мира как важную и неотделимую его составляющую. Искусствовед Отто Бенеш считал, что так отразились в искусстве Северного Возрождения пантеистические идеи ренессансных философов: Бог не смотрит на землю с далеких небес, а пребывает в каждой частице единого вселенского механизма.

ЛисаОхоту в средневековом изобразительном искусстве нередко связывали с декабрем и январем. С собаками и пиками могли охотиться не только на мелкую дичь, но и на оленя, кабана или медведя, однако в этот раз у ловцов скудная добыча.

Wikimedia / AP/Scanpix

КостерКрестьяне разожгли его, чтобы коптить на огне свиную тушу. Это занятие в иллюстрациях часословов традиционно соответствовало декабрю. В ноябре свиней откармливают, а в декабре режут и заготавливают мясо.

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

ВывескаГостиница называется Dit is inden Hert (“У оленя”). На вывеске нарисовано это животное и святой, стоящий перед ним на коленях, вероятно, великомученик Евстафий Плакида или святой Губерт, покровители охотников. По преданию, Евстафий был римским военачальником.

Однажды на охоте он преследовал оленя, но вдруг увидел между рогами животного сияющий крест с распятием. Охотник пал на колени и обратился в христианскую веру. То же видение посетило и Губерта.

Он, будучи епископом, охотился в Страстную пятницу: видение вразумило грешника, и он, раскаявшись в легкомыслии, с того дня стал образцовым христианином.

Вокруг Света

СорокаВ европейской традиции эта птица считается болтливой и вороватой. Завещая жене свою последнюю картину “Сорока на виселице”, Брейгель неслучайно намекал на неких “сплетников” (возможно, доносчиков), которые ему некогда навредили. Но в “Охотниках…”, лишенных сатирического подтекста, сорока, как и вороны на дереве, скорее всего, просто виды птиц, зимующих в Нидерландах.

  • «Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины
  • Зимние виды спорта
  • «Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Коньки. Популярное развлечение в Нидерландах эпохи Ренессанса. В средневековой Европе делались в основном из костей животных.

Голландцам приписывают усовершенствование коньков: в XIV веке к деревянным брускам, привязывавшимся к башмакам кожаными ремнями, стали приделывать снизу полосу металла, чтобы лучше скользили.

К 1500 году она превратилась в острое металлическое лезвие — так возник прообраз современной конструкции конька.

Айсшток. Картины Брейгеля на зимнюю тему считаются первыми известными изображениями этой похожей на керлинг игры. Она до сих пор популярна в Австрии и Германии.

Игра с мячом и клюшками. Предтеча хоккея с мячом бытовала в разных странах средневековой Европы как в зимнем, так и в летнем варианте. Дети на картине, вероятно, забавляются зимней голландской игрой кольв. Ее принцип был в том, чтобы, толкая клюшкой мяч из дерева или кожи, попасть им по цели.

Читайте также:  «ученицы», богданов-бельский — описание картины

ДеревниТакие дома и церкви с колокольнями характерны для любого селения ренессансных Нидерландов, и местность, с которой Брейгель писал виды, не установлена. Скорее всего, это обобщенный образ сельской округи.

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

ГорыНехарактерную для Нидерландов деталь ландшафта Брейгель, судя по всему, взял из альпийского пейзажа. В начале 1550-х он проходил через Альпы, зарисовывал их. Биограф Брейгеля Карел ван Мандер восхищался точностью воспроизведения: “Говорили про него, что, когда он был в Альпах, он проглотил все горы и ущелья и, приехав домой, выплюнул их обратно на свои полотна…”

wikipedia

Источник: https://turist.delfi.ee/news/stories/ohotniki-na-snegu-brejgelya-skrytye-simvoly-znamenitoj-kartiny?id=80416192

Питер Брейгель. Охотники на снегу

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Вновь холодно. Земля твердеет, подмерзая. Роясь пушинками, вновь первый снег идет И по навесам крыш соломенных кладет Свои подушечки, свисающие с края.

(Эмиль Верхарн. «Зимой»).

Ни одна другая картина не вызывает у меня такое острое ощущение зимы, как эта очень знаменитая работа нидерландского художника эпохи Возрождения Питера Брейгеля Старшего (1520-1569). И не важно что время и место другое, очень от нас удаленное. Но ощущение холодного зимнего пасмурного дня остается неизменным.

Свинцовое зеленовато-серое небо и белый снег, который кажется ослепительно ярким из-за темных силуэтов фигур охотников, собак и деревьев, изображенных на его фоне. Устало бредут охотники, плетутся за ними собаки. Вдалеке виднеются неуклюжие фигурки катающихся на коньках по замерзшей глади реки. Все утопает в снегу. Пейзаж кажется спокойным и уютным.

Природа как будто замерла, застыла в неподвижности, а люди погружены в свои повседневные заботы…

Картина «Охотники на снегу» («Январь») написана маслом по дереву в 1565 году. Она является частью цикла из шести картин серии «Месяцы», изображавших времена года (пять из них, включая, «Охотников на снегу», сохранились). Картина находится в собрании Музея истории искусств в Вене.

Цикл картин был выполнен Брейгелем, вероятно, по заказу Николаса Йонгелинка.»Идея такого цикла восходит к календарям готических часословов, времена года символизируют вечный жизненный круговорот.

В картинах Брейгеля человек представлен в природном окружении не одним лишь своим присутствием, но связан с ним деятельным единством своих трудов и дней, единством судьбы — жизни и смерти.» (Сайт Малая Бухта)

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Композиционно картина построена так: на переднем плане, в левом нижнем углу, мы видим невысокий холм, на нем — несколько крупных фигур. Дальше расстилается долина с деревеньками, полями, перелесками, реками, а замыкают перспективу горы.

Скучноватым равнинам родных Нидерландов художник предпочел гораздо более выразительные альпийские панорамы (известно, что едва ли не самым ярким впечатлением Брейгеля от путешествия в Италию было знакомство с Альпами). В картине присутствует ощущение безграничного простора как части бесконечного целого. Фрагмент картины «Охотники на снегу»

  • «Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины
  • «Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины
  • «Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Нетрудно заметить, что зритель, вслед за художником, смотрит на землю с большой высоты: так видит мир парящая в поднебесье птица или человек, поднявшийся на высочайшую вершину. В то же время очевидно, что художник помещает зрителя за спиной у охотников, то есть на небольшой возвышенности, спускающейся к запруде. Увидеть отсюда всю долину, конечно, невозможно, но в мире Брейгеля властвуют свои законы. Фрагмент картины Художник плавно совмещает ближний и дальний планы, поэтому у нас и возникает ощущение всеохватного простора. Новые сюрпризы преподнесет картина, если мы проанализируем ее композицию с точки зрения перспективы. Вы не найдете в «Охотниках» безупречно правильных перспективных построений! Посмотрите на заснеженные крыши, проглядывающие за древесными стволами: здесь нет ни одной прямой линии, крыши слегка вогнуты, как вогнуто и все пространство картины.Тщательный анализ убедил историков искусства в том, что брейгелевский пейзаж едва заметно деформирован, как будто написан на внутренней поверхности огромной чаши, поэтому он магнетически «втягивает» взгляд зрителя, поэтому и возникает волшебный эффект нашего участия в происходящем. Вся сложнейшая композиция картины подчинена общей цели – увести нас за край земли, за горизонт. Охотники и собаки словно «вступают» в картину слева и идут по свежему снегу вперед.Фрагмент картиныКак это характерно для Брейгеля, «Охотники» — очень «густонаселенная» картина. Немало времени надо провести перед ней, чтобы рассмотреть не только охотников с собаками и группу крестьян у костра, но и все прочее, что происходит в деревне этим зимним днем. Фрагмент картины По дороге, утопая в снегу, тащится запряженная в телегу лошадь, заполнены людьми катки, через мост идет человек с вязанкой хвороста. Нельзя не удивляться тому, с какой точностью передает художник движения и позы ближних и даже самых отдаленных фигур. Мы чувствуем, как ступают по глубокому снегу усталые охотники, можем судить о том, насколько уверенно или, напротив, неуклюже, держатся на льду конькобежцы, ощущаем, как преодолевает сопротивление воздуха взлетевшая птица. Фрагмент картины Сдержанный фон — белый снег и зеленовато-серый лед – подчеркивает силуэты фигур, не дает упустить ни одной выразительной черточки. В сравнении с необъятной долиной и неприступными горами люди кажутся крошечными, художник намеренно подчеркивает этот контраст. И тем не менее, пространство брейгелевской картины соразмерно человеку.» (Марина Аграновская).Кроме «Охотников» цикл «Месяцы» или «Времена года» включает картины – «Пасмурный день», «Жатва», «Возвращение стада» и «Сенокос». Это выдающиеся образцы Северного Возрождения, среди которых «Охотникам на снегу» выпала честь стать самым прославленным произведением.»Хмурый день (Февраль)»»Жатва (Август)»»Возвращение стад (Ноябрь)»»Сенокос (Июль)»Картина «Охотники на снегу», показаная в одном из эпизодов фильма Андрея Тарковского «Солярис», стала визуальной основой одного из эпизодов его же фильма «Зеркало» (60-е минуты фильма).Картина показана также в одном из эпизодов фильма Ларса фон Триера «Меланхолия».Возможно, многим памятна сцена из фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1973 г.). В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне — прекрасная девушка, по сути – фантом, порождение планеты Солярис. Камера подолгу задерживается на деталях картины, и кажется, что зимний пейзаж вот-вот оживет: зазвучат голоса конькобежцев, хрустнет снег под ногой охотника, залает собака…

А в странном создании, не ведающем, что такое Земля и населяющие ее люди, пробудятся в ответ человеческие чувства. Тарковский сделал символом нашей цивилизации картину с обыденным, ничем не примечательным сюжетом — зимний день, деревня, охотники возвращаются домой, — и завороженный зритель безоговорочно ощущает точность режиссерского выбора.(Марина Аграновская. Источник: сайт online Маранат проект).

Источник: https://baracuda7.ucoz.ru/publ/1-1-0-42

«Охотники на снегу» картина Питера Брейгеля Старшего

Питер Брейгель Старший (1525-1569) — великий нидерландский художник, также известный как Брейгель Мужицкий. Отец двух величайших художников прошлого Питера Брейгеля Младшего и Яна Брейгеля Старшего. Одной из самых заметных картин в творчестве живописца является «Охотники на снегу». Написана в 1565 году (масло,  дерево). Размер: 117х162 см.

  Является одной из серии картин, которые были посвящены временам года. Сейчас достоверно не выяснено, сколько существовало картин данной серии — 6 или 12, однако в настоящее время сохранились всего 5 (Охотники на снегу, Возвращение стада, Сенокос, Жатва и Хмурое утро). Произведение, о котором здесь идёт речь, находится в Музее истории искусств в Вене.

Картина «Охотники на снегу», как описывающая одно из времён года, относится к декабрю или январю. Полотно замечательно тем, что открывает живописный вид на городской и природный пейзаж.

Брейгель выбрал удачную точку на пригорке, с которой долина открывается во всей своей красе.

Здесь открывается вид сверху, а для достижения особой  глубины и выразительности  используется необычный переход от тёмных тонов на переднем плане к светлым тонам на заднем плане.

Характерным для этой картины является и тщательная прорисовка. Тени, например, прописаны даже у людей на заднем плане, которые находятся на льду замёрзшего водоёма. На переднем плане находятся три уставших охотника и собаки, которые возвращаются с промысла домой. Охота была явно неудачная, так как добычей является лишь одна худая лиса.

Вся картина наполнена движением и действием. Это сцена из жизни поселения в зимний день. Слева от охотников стоит гостиница «Dit is inden Hert» — «У оленя». Перед гостиницей семья разжигает огонь, чтобы подпалить свинью. Также здесь изображён человек, который стоит на коленях перед оленем.

Считается, что Брейгель здесь изобразил святого Евстафия, который является покровителем охотников. Долина на дальнем плане заполнена людьми, которые занимаются своими повседневными делами, отдыхают, катаются на коньках и играют в игры.

Благодаря тщательной прорисовке, вниманию к деталям повседневной жизни, ощущению выхваченного из времени момента, у зрителя создаётся впечатление сопричастности всему происходящему.

Наблюдая за действием на картине Питера Брейгеля Старшего, кажется, что можно услышать хруст снега под ногами охотников, далекие голоса отдыхающих, крики птиц, запах костра, свежий морозный воздух.  До сих пор исследователи не выяснили, где была написана замечательная картина «Охотники на снегу», вполне вероятно, что Брейгель совместил несколько различных видов на одном полотне и этого места не существует.

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

Питер Брейгель Старший — Охотники на снегу

«Охотники на снегу», Питер Брейгель Старший — описание картины

???? Блинцов | 2014-04-27, 08:52 | ???? 411

Источник: https://art-assorty.ru/5817-ohotniki-na-snegu-kartina.html

Описание картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу»

Описание картины Питера Брейгеля «Охотники на снегу»

Подобно многим художникам своего времени знаменитый живописец Питер Брейгель создал серию картин под названием «Времена года». Лучшим творением из этого цикла и одновременно одной из лучших работ художника является полотно «Охотники на снегу».

На картине изображена альпийская деревушка зимним днем. Главные герои – охотники – вместе со своими верными псами возвращаются домой. Мужчины устало бредут по глубокому снегу. Перед ними взмывают ввысь темные стройные стволы деревьев.

С высокого обрыва мы наблюдаем развернувшиеся дали: устланную девственно чистым снегом долину, деревеньки, поля и реки, а задним фоном ко всему этому служат величественные заснеженные горы.

Внизу обрыва раскинулась живописная деревушка с нарядными домиками, а позади нее – на замерзших прудах-катках резвится множество людей.

Читайте также:  Чем прославились медичи?

Мы видим различных людей, которые заняты своими повседневными делами. Фигур на картине достаточно много и нужно потратить время, чтобы разглядеть каждую из них. После охотников первым делом в глаза бросается группа крестьян, которые развели огонь. Также на полотне можно увидеть идущего через мост человека, который несет большую вязанку хвороста.

Под обрывом затаился еще один охотник, целящийся в птиц. Вдали на дороге видна тянущая телегу лошадь. По левую сторону от дороги за церковью люди пытаются потушить горящий дом. В правом верхнем углу мы видим парящих в воздухе птиц. Создается ощущение, что этот вид мы созерцаем как раз таки с высоты птичьего полета.

А полет этот совершается под бездонным небом зеленовато-бирюзового оттенка.

Брейгель сумел удивительным образом передать на своем полотне движение всего живого. Все люди, несмотря на то, что мы не видим их лиц, кажутся вполне реальными. Создается впечатление, что мир, созданный кистью художника, существует на самом деле. И мы не только видим, но будто бы и слышим его: хруст снега под ногами людей, лай собак, веселые возгласы конькобежцев, треск костра.

Художник создал на холсте небывалое ощущение простора. Для этого Брейгель играет с контрастом ближнего и дальнего планов. А своего рода скрепой между двумя планами являются центральные фигуры картины – охотники. Все это способствует раскрытию главного мотива картины – единения человека с природой.

(10 votes, average: 4.70

Источник: https://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-oxotniki-na-snegu/

«Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего: шедевр в деталях

Охотники на снегу. Цикл «Сезоны», январь. Питер Брейгель Старший, 1565

«Охотников на снегу» многие считают лучшей картиной Питера Брейгеля Старшего. Она входит в цикл на тему времён года, заказанный художнику антверпенским финансистом Николасом Йонгелинком для украшения его нового дома.

Известно, что весь 1565 год Брейгель посвятил работе над данной серией. Но интереснее другое: судьбу этих картин часто приводят в пример, чтобы объяснить искусство как капиталовложение.

Йонгелинк был весьма богат и рано понял, что в картины можно инвестировать.

Он приобрёл у Брейгеля «Вавилонскую башню», потом «Несение креста» и, наконец, сообразил, что картины можно не только купить уже готовыми, но и заказать «с нуля». Так он и сделал.

Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший, 1563

Почти сразу после заключения договора с Брейгелем у Йонгелинка возникли финансовые трудности.

Чтобы получить крупный денежный займ из городской казны, финансист в качестве его материального обеспечения предоставил документ, подверждавший права на еще не созданные картины Брейгеля, которые, как только были написаны, перекочевали в хранилище казначейства. Там они оказались заперты на несколько десятилетий. Сам художник до своей смерти в 1569 году больше своих работ не увидел.

«Охотники на снегу» – это картина практически без теней. Искусствовед Ольга Сугробова отмечает, что она написана так «будто мы стояли некоторое время с закрытыми глазами и вдруг внезапно открыли их – и оказались на ярком свету».

Перед нами великолепный, далеко простирающийся заснеженный вид: покрытые свежим снегом горы и холмы, скованные льдом водоёмы и нидерландцы за своими сезонными занятиями – охотой, катанием на коньках, приготовлением пищи. Здание слева – трактир. На его вывеске написано «У пастуха».

Люди подкидывают солому в костёр, на котором готовятся коптить кабана.

Нижняя левая четверть деревянной панели, на которой написана картина, отдана охотникам. Редко в творчестве Брейгеля фигуры людей и собак бывали написаны столь крупными. Сгорбленные спины охотников, отяжелённые ягдташами с добычей, передают их ощущения: они замёрзли и устали. Но Брейгель умышленно скрывает их лица. Он пишет охотников обобщённо.

Они выделяются как резкие тёмные пятна на фоне освещенного бело-зелено-голубого пейзажа. И в этом есть позиция Брейгеля: изображать во всём богатстве колорита не человека (что было бы традиционно), а природу. Человек в художественной системе Брейгеля – это лишь часть чего-то неизмеримо большего, часть сотворенного Богом ландшафта, часть мироздания.

Художники до Брейгеля в большинстве своём толковали природу как вечно длящееся лето. Брейгель же открывает величественную красоту зимнего пейзажа.

Охотники на снегу. Цикл «Сезоны», январь (фрагмент)

Интересно, что по мере удаления фигуры и предметы на картине Брейгеля уменьшаются в размерах, но не теряют чёткости контуров, поэтому «Охотники на снегу» допускают значительное приближение без потери качества. Даже в самой маленьком из своих фрагментов картина остаётся шедевром.

Охотники на снегу. Цикл «Сезоны», январь (фрагмент) Анна Вчерашняя, artchive.ru Больше интересных историй о художниках и картинах — в нашем канале

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/5a61d7008139bac18288337f

Питер Брейгель Старший. "Охотники на снегу"

Питер Брейгель Старший. «Охотники на снегу»1565 г. Дерево, масло, 117х162 см.Художественно-исторический музей, Вена

Вновь холодно. Земля твердеет, подмерзая.Роясь пушинками, вновь первый снег идетИ по навесам крыш соломенных кладетСвои подушечки, свисающие с края.

Эмиль Верхарн. «Зимой».

Надеюсь, многим памятна сцена из фильма Андрея Тарковского «Солярис» (1973 г.). В кают-компании космического корабля висит репродукция картины Питера Брейгеля Старшего «Охотники на снегу». Ее внимательно рассматривает героиня фильма, внешне — прекрасная девушка, по сути – фантом, порождение планеты Солярис.

Камера подолгу задерживается на деталях картины, и кажется, что зимний пейзаж вот-вот оживет: зазвучат голоса конькобежцев, хрустнет снег под ногой охотника, залает собака… А в странном создании, не ведающем, что такое Земля и населяющие ее люди, пробудятся в ответ человеческие чувства.

Тарковский сделал символом нашей цивилизации картину с обыденным, ничем не примечательным сюжетом — зимний день, деревня, охотники возвращаются домой, — и завороженный зритель безоговорочно ощущает точность режиссерского выбора.

Как же добивается Брейгель того, что из мелких деталей быта складывается всеобъемлющая картина Бытия, что уголок заснеженной земли превращается в планету Земля и, словно капля воды, отражающая небосвод, вмещает в себя весь мир.

Картина «Охотники на снегу» входит в цикл «Времена года» или «Месяцы». Брейгель работал над ним в 1565 году по заказу Николаса Ионгелинка, финансиста и коллекционера живописи из Антверпена. Картины цикла, скорее всего, первоначально предназначались для украшения дома, но заказчик распорядился ими иначе. Цикл еще не был завершен, а Ионгелинк уже передал всю свою коллекцию работ Брейгеля (по документам 16 произведений!) городской казне Антверпена под залог крупного займа, а потом так и не выкупил. Ни сам художник, ни его современники больше не увидели этих картин. Несколько десятилетий они были заперты в городском казнохранилище, а когда «Времена года» снова стали доступны публике, загадкам не было конца. Из всего цикла уцелело пять картин: «Охотники на снегу», «Пасмурный день», «Возвращение стада» (все – Художественно-исторический музей, Вена), «Сенокос» (Национальная галерея, Прага) и «Жатва» (музей Метрополитен, Нью-Йорк). Сколько же всего картин написал Брейгель: шесть — на каждые два месяца по картине — или двенадцать? И соответственно, сколько работ утрачено: одна или (невыносимая мысль!) целых семь? А возможно, цикл и вовсе не был завершен? Ведь создать всего за год двенадцать сложнейших для исполнения крупноформатных картин — задача почти непосильная даже для такого мастера, как Брейгель!

Не одно поколение историков искусства пыталось реконструировать брейгелевский замысел, вглядываясь в каждую деталь пяти оставшихся картин.

Подсказок более чем достаточно, ведь цикл Брейгеля продолжает средневековую традицию иллюстрированных календарей, в которых каждому месяцу года соответствует миниатюра с изображением характерных для этого времени занятий.

Так, например, фигура косца обозначает июнь, жнеца – август, возвращающееся с дальних пастбищ стадо – ноябрь, сцена пира или охоты – январь. Кажется, что, сопоставляя сюжеты брейгелевских картин с миниатюрами из календарей, мы с легкостью проникнем в замысел художника. Но это далеко не так.

Три картины – «Сенокос», «Жатва» и «Возвращение стада» — несомненно, соотносятся с месяцами июнем, августом и ноябрем. Это аргумент в пользу того, что картин было двенадцать. С «Пасмурным днем» все не так просто: мы видим здесь и сценку праздника масленицы (февраль) и людей, подрезающих деревья (традиционно – март).

То же и с «Охотниками»! Обратите внимание на группу слева: крестьяне развели огонь, чтобы освежевать тушу свиньи. Подобный сюжет соответствует в календарях декабрю. Но главная сцена — зимняя охота — свидетельствует о том, что картина посвящена январю.

Итак, каждая из этих картин, похоже, соответствует двум месяцам, а значит, правы историки искусства, убеждающие нас в том, что картин было лишь шесть. Точка в этом споре вряд ли будет поставлена, поэтому не удивляйтесь, когда один искусствовед будет уверенно называть картину «Охотники на снегу» открывающей цикл (январь), другой, не менее уверенно, – завершающей (декабрь), а третий – «открывающе-завершающей» (декабрь-январь).

Пасмурный день

Композиционно картины построены сходно: на переднем плане, в левом или правом нижнем углу, мы видим невысокий холм, на нем — несколько крупных фигур. Дальше расстилается долина с деревеньками, полями, перелесками, реками, а замыкают перспективу горы.

Скучноватым равнинам родных Нидерландов художник предпочел гораздо более выразительные альпийские панорамы (известно, что едва ли не самым ярким впечатлением Брейгеля от путешествия в Италию было знакомство с Альпами).

Каждый из этих пейзажей хорош по-своему, но все же «Охотники» — наиболее значительное среди известных нам произведений цикла.

Ощущение безграничного простора, которое присутствует во всех пяти работах, в «Охотниках» особенно сильно: пространство, открывающееся нам в этой картине, явственно ощущается как часть бесконечного целого.

Читайте также:  «искушение святого антония», маттиас грюневальд — описание картины

Нетрудно заметить, что зритель, вслед за художником, смотрит на землю с большой высоты: так видит мир парящая в поднебесье птица или человек, поднявшийся на высочайшую вершину. В то же время очевидно, что художник помещает зрителя за спиной у охотников, то есть на небольшой возвышенности, спускающейся к запруде. Увидеть отсюда всю долину, конечно, невозможно, но в мире Брейгеля властвуют свои законы. Художник плавно совмещает ближний и дальний планы, поэтому у нас и возникает ощущение всеохватного простора.

Новые сюрпризы преподнесет картина, если мы проанализируем ее композицию с точки зрения перспективы. Вы не найдете в «Охотниках» безупречно правильных перспективных построений! Посмотрите на заснеженные крыши, проглядывающие за древесными стволами: здесь нет ни одной прямой линии, крыши слегка вогнуты, как вогнуто и все пространство картины.

Тщательный анализ убедил историков искусства в том, что брейгелевский пейзаж едва заметно деформирован, как будто написан на внутренней поверхности огромной чаши, поэтому он магнетически «втягивает» взгляд зрителя, поэтому и возникает волшебный эффект нашего участия в происходящем

СенокосВся сложнейшая композиция картины подчинена общей цели – увести нас за край земли, за горизонт. Охотники и собаки словно «вступают» в картину слева и идут по свежему снегу вперед. Их движению в глубь картины вторит ритм чередования древесных стволов (здесь, кстати, тоже все не так просто с перспективой – деревья расположены довольно близко друг от друга, но перспективные сокращения очень резкие, как если бы между деревьями были гораздо большие расстояния). Линию деревьев продолжает дорога, манящая взор еще дальше – к альпийским пикам. Эту пересекающую картину слева направо основную диагональ поддерживает множество других линий: контуры заснеженных островерхих крыш, очертания пологих холмов и крутых горных склонов. Особенно важна перекличка «крыши – горы», связующая большой мир природы с малым миром людей.

Как это характерно для Брейгеля, «Охотники» — очень «густонаселенная» картина. Немало времени надо провести перед ней, чтобы рассмотреть не только охотников с собаками и группу крестьян у костра, но и все прочее, что происходит в деревне этим зимним днем.

По дороге, утопая в снегу, тащится запряженная в телегу лошадь, заполнены людьми катки, через мост идет человек с вязанкой хвороста, внизу справа притаился охотник на птиц, а слева от дороги, за церковью, тушат горящий дом. Нельзя не удивляться тому, с какой точностью передает художник движения и позы даже самых отдаленных фигур.

Мы чувствуем, как ступают по глубокому снегу усталые охотники, угадываем повадку и характер каждой из собак, можем судить о том, насколько уверенно или, напротив, неуклюже, держатся на льду конькобежцы, ощущаем, как преодолевает сопротивление воздуха взлетевшая птица.

Сдержанный фон — белый снег и зеленовато-серый лед – подчеркивает силуэты фигур, не дает упустить ни одной выразительной черточки.

Жатва

В сравнении с необъятной долиной и неприступными горами люди кажутся крошечными, художник намеренно подчеркивает этот контраст. И тем не менее, пространство брейгелевской картины соразмерно человеку.

Он мал, но ни в коем случае не мизерен, не ничтожен — ведь его повседневные заботы и радости сопряжены с величественной жизнью природы, с вековечной сменой времен года. Брейгель продолжает традиции средневековых календарей не только формально, но и в более глубоком смысле.

В своем ставшем уже классическим труде «Категории средневековой культуры» Арон Гуревич описывает иллюстрированный календарь как «новый по своему смыслу жанр — земная деятельность человека совершается перед лицом небесного мира и как бы включается в единый гармонический ритм природы».

Называя такое календарное восприятие времени «сельским» или «природным», Гуревич поясняет: «Человек эпохи Средневековья относился к природе как к продолжению себя самого, и, хотя он и не сливался полностью с природой, но и не противопоставлял себя ей».

Но позвольте, справедливо заметит читатель, ведь картина написана во второй половине 16-го века! Характерное для Средневековья единение человека и природы, малого и великого миров, подчиняющихся общим законам, воплотил в своей картине художник позднего Возрождения – эпохи, когда индивидуализм уже в полной мере выступил как великое созидательное начало. Ренессансный человек, осознавший свою самодостаточность, ощущал себя уже не частицей, а центром мироздания, и за это обретение собственного «я» расплачивался неминуемой утратой прежней гармонии. Естественное единение с природой сменилось активным, творческим к ней отношением: ее познают, изучают, раскрывают ее тайны, с ней соревнуются, наконец – ее преобразуют. Конечно, мы должны иметь в виду, что в Северной Европе, в том числе и в Нидерландах, культура Ренессанса сохраняла многое от Средневековья, но все же, как сочетаются в «Охотниках» следование средневековой традиции и ренессансное мировосприятие? В чем проявляется ренессансный дух картины?

Возвращение стад

Ответ – в присутствии авторского «я», в том особом взгляде, который отличает этого и только этого художника, в его отношении к изображаемому. Мы уже видели, как решительно Брейгель преобразует реальность в композиционном построении картины.

Добавим к этому, что Брейгель, которого по праву считают одним из основателей пейзажного жанра в европейской живописи, смело осваивает новые для своего времени мотивы. Он открывает зрителю праздничную белизну свежего снега, дает почувствовать скромную прелесть северной зимы.

Всем очевидна красота цветущего луга или усыпанного розами куста, но красоту тонких ветвей на фоне сумрачно-серого неба, готового обрушиться новым снегопадом, впервые запечатлел Брейгель. А кустик на переднем плане – в нем нет совершенно ничего примечательного, но художник превратил эти невзрачные древесные побеги в изысканный узор.

Наконец, увидев четкий силуэт человека или собаки на чистом снегу, мы и сегодня восклицаем – да это же настоящий Брейгель!Для того чтобы понять, как далеко ушел Брейгель от своих предшественников, еще раз сравним его «Времена года» с традиционными календарными миниатюрами.

Обычно календарь входил в состав Часослова (богато иллюстрированного сборника молитв, приуроченных к определенным церковным службам) и имел ясное практическое назначение. В календаре указывались церковные праздники, сообщались сведения по астрономии и астрологии, а кроме того, счастливый владелец Часослова каждый месяц рассматривал новую «картинку».

В брейгелевском цикле, каким он был задуман, все месяцы являются зрителю одновременно; картины складываются в грандиозную панораму вечно меняющегося ландшафта. Живописным календарем Брейгеля нельзя пользоваться, по нему нельзя сверять время, но, глядя на него, можно бесконечно размышлять о глубинных связях человека с природой.

Средневековый иллюстратор ощущал свою причастность к тому миру, где жить в согласии с природой было так же естественно, как дышать, где даже не возникала мысль о том, что может быть иначе. Брейгель — уже не просто искусный мастер, а художник – видит этот мир со стороны, сквозь призму своих чувств.

Он любуется им, изображает его идиллически светлым и гармоничным, но уже не принадлежит ему. Он — сын иной эпохи, когда представления о месте человека на земле были уже вовсе не так очевидны, когда были поставлены многие мучительные вопросы, на которые мы ищем ответы до сих пор. И картина «Охотники на снегу» вселяет в нас надежду на то, что счастливое единение человека со всем сущим все-таки достижимо. 

Источник: https://history-of-art.livejournal.com/897261.html

Картина «Охотники на снегу»

Дата создания: 1565 год. Местонахождение: Художественно-исторический музей Вены.

Труд «Охотники на снегу» (другое название — «Возвращение охотников») — один из самых известных пейзажей Северного Возрождения. Прославленная работа, выполненная по заказу банкира Никласа Йонгелинка, первоначально являлась частью серии из двенадцати картин, демонстрирующих все месяцы календарного года. Это полотно, вероятно, служит для символического изображения января.

Охотники на снегу

Композиция

Картина, написанная маслом, развивает популярную и распространенную в рождественских открытках тематику: демонстрирует суровую и холодную зиму. Передний план показывает трех уставших охотников, возвращающихся домой со скудными трофеями — всего лишь одной лисой.

Окружающее их пространство — это речитативное перечисление традиционных для нидерландской деревни занятий и бытовых подробностей жизни: группа крестьян опаливают только что заколотую свинью, по замерзшей глади пруда на коньках катаются многочисленные обитатели деревни.

Пейзаж при всей своей конкретности — символичен и условен: он запечатлевает нехарактерный для низменной Голландии холмистый рельеф, окаймленный горами и зубчатыми пиками, которые созданы на основе эскизов художника во время поездки в Альпы в 1552–1553 годах.

Долина простирается до самого горизонта и включает в себя небольшие населенные пункты и заснеженные равнины. Мельничное колесо остановилось во льду и покрылось сосульками. Деревья с голыми ветвями заполняют пустое пространство и дополняют пейзаж.

Вся сцена изображена в холодных тонах. Небо и лед изображены в перекликающемся бледно-зеленом цвете, а при прорисовке деревьев, собак, людей используются  темно-коричневые тона. Приглушенная цветовая палитра подчеркивает зимнее сонное оцепенение природы, создает атмосферу холодного времени и подчеркивает бесплодность земли в это время года.

Глубину и объем картине придают структурирование линиями. Вся картина строится вокруг двух главных диагоналей, образованных:

  • Линией, по которой следуют охотники (с переднего плана и вдоль деревьев, ведущих в долину);
  • Деревьями и зарослями, тянущимися вдоль подножия холмов и пиков.

Детали

В свойственной Брейгелю манере работа наполнена многими мелкими деталями: замерзшая водяная мельница, горящий дымоход, церковь, обеспечивающая ориентир на дальнем расстоянии, и ряд других фрагментов.

Смысл

Основной посыл «Охотников на снегу» состоит в зависимости человека от власти природных сезонов и ритмов года, и только вера в Господа может привести все в порядок. Этот сдержанный пример религиозного искусства создан в традициях работ Босха.

Фото картины в музее

Данный труд в настоящее время признан одним из самых величайших картин эпохи Возрождения.

Источник: https://artrue.ru/style/renessans/bruegel/kartina-oxotniki-na-snegu.html

Ссылка на основную публикацию