Краткая биография Творчество художника
- Цветочные композиции
- Театральная живопись
Цена картин Сапунова, аукционные продажи Экспертиза картин Сапунова Продажа картин Сапунова
Николай Николаевич родился в 1880 году в семье небогатого московского купца. Рос он в кругу братьев, которые увлекались рисованием, а в дальнейшем принял решение стать художником и много времени посвятил учебе.
Н.Н. Сапунов (1880–1912).
Жизнь молодого человека сложилась самым удивительным образом. С одной стороны, ему посчастливилось учиться у великих мастеров, таких как В. Серов, К. Коровин, И. Левитан, заручиться поддержкой С. Мамонтова и С. Дягилева, дружить с Н. Крымовым и П.
Кузнецовым, сотрудничать с выдающимися деятелями искусства. С другой стороны, еще в юном возрасте гадалка предсказала ему раннюю смерть, что наложило огромный отпечаток на его жизнь.
Сапунов жил динамично, стремясь успеть как можно больше за отпущенное ему время.
Он окончил МУЖВЗ и Академию художеств, еще в начале 1900-х годов получив малые серебряные медали, а также обретя славу после первого участия в выставках.
Общественность привлекли внимание его натюрморты с необычным декором, гротескные жанровые сценки, поражающие своей смелостью смешения тонов и буйной театральной феерией.
Например, это картины «Карусель», «Чаепитие», «Цветы и фарфор» и прочие.
Н.Н. Сапунов. «Карусель». 1908 г.
Особую популярность художнику принесла работа в театре.
За всю историю русского театра он считался одним из лучших сценографов, который подготовил великолепные декорации для самых известных постановок и театров.
Это «Валькирия» Вагнера в московском Большом театре, постановка чеховского «Дяди Вани» в петербургском Александрийском театре, балет Стравинского «Жар-птица» для постановок Дягилева в Париже и многие другие.
В 1912 году пророчество, в которое столь уверовал художник, сбылось. В один из летних дней Сапунов отправился с друзьями на лодочную прогулку по Финскому заливу, хотя не умел плавать.
По неосторожности попутчиков лодка перевернулась, началась паника, что и послужило причиной смерти художника.
Видимо, страх и вера в раннюю смерть были столь сильными, что он оказался единственным, кого в тот день не удалось спасти. Ушел из жизни он в 31 год.
Творчество художника
Цветочные композиции
Еще в детские годы Сапунов восхищался семейным садом с прекрасными гортензиями и лилиями, которые выращивались для церковных праздников. Во взрослой жизни это восхищение и удивительно тонкое чувство красоты проявилось в прекрасных цветочных натюрмортах.
Н.Н. Сапунов. «Куст шиповника». 1890-е гг.
Для художника это были не просто цветы, но целые композиции, которые заполняли весь фон картины. Работа над цветочным циклом началась с представленной в 1907 году на выставке Союза русских художников работы «Голубые гортензии».
Н.Н. Сапунов. «Голубые гортензии». 1907 г.
Цветочные композиции Сапунова весьма разнообразны и по большей части связаны с живыми оранжерейными цветами, расставленными на столе или запечатленными на природе.
Яркие цветки то заполняют весь фон картины художника, неся в себе безудержную радость жизни (картины «Куст шиповника», «Шиповник», «Пионы»), то гармонично дополняют композицию из многочисленных ваз и предметов («Цветы и фарфор», «Натюрморт. Вазы и цветы»).
Н.Н. Сапунов. «Вазы и цветы». 1910 г.
Театральная живопись
Сапунову посчастливилось работать с режиссером московского театра Мейерхольдом, который всячески поощрял новаторство молодых художников. Им была предоставлена творческая свобода, так что театр стал для Сапунова тем местом, где он мог выразить свои самые смелые замыслы.
Именно театральная площадка помогла ему создать особый жанр — театральную живопись, когда театральные образы были перенесены на полотно.
Театр не только для Сапунова, но и для всей русской интеллигенции в то время был тем миром красоты, волшебства и таинства, который можно было противопоставить прозаическому миру с его проблемами и волнениями.
Сапунов же с немалым успехом перенес это волшебство и возможности со сцены в мир реальный.
Н.Н. Сапунов. «Весна. Маскарад». 1912 г.
В первых работах направления театральной живописи это было чисто внешнее перенесение привычных образов на сцену: персонажи изображались в театральных костюмах, в обстановке, напоминающей сцену. Например, таковы первые картины «Маскарад» и «Балет».
Но в дальнейшем его взор сместился в сторону возможностей театра преображения действительности в сказку, красивую мечту, возможности демонстрации феерии жизни в ее вечном движении. Таковы картины «Карусель», «Ночной праздник», «Весна.
Маскарад» и многие другие.
Н.Н. Сапунов. «Маскарад». 1907 г.
Многие поздние произведения художника связаны с размышлением о мещанском быте, жизни и смерти. Уродливые рожи, пугающие тени и образы в «Ряженых», «Балагане» или «Пляске смерти» словно наполнены собственными предчувствиями художника о скорой гибели.
Н.Н. Сапунов. «Пляска смерти». 1907 г.
Цена картин Сапунова, аукционные продажи
При жизни художника многие завидовали его успеху в театре и популярности полотен. Сегодня его работы также пользуются успехом и высоко ценятся на аукционах. Выясним, сколько стоят картины Сапунова.
Начнем с самой значительной по цене продажи картины «Пионы». Эта работа выполнена художником в 1907 году и является ярким примером его наиболее ценных натюрмортов. В 1908 году Сапунов создал еще одну версию «Пионов», которая находится в коллекции Третьяковской галереи. Обе композиции объединяет расположение, форма цветков и голубые тона в интерьере.
Н.Н. Сапунов. Картина «Пионы». 1907 г. Продана на Sotheby`s.
Н.Н. Сапунов. Картина «Пионы». 1908 г. Хранится в Третьяковской галерее.
После создания художник несколько раз представлял первую версию на выставках: в 1907-1908 гг. на выставке Союза русских художников, а в 1912 и 1913 годах на выставках общества «Мир искусства».
Именно она и была выставлена на торги Sotheby`s в 2013 году. Хотя организаторы рассчитывали на успех, для всех стало полной неожиданностью, что при эстимейте 40-60 тыс. фунтов холст уйдет за 746 тыс.
фунтов (1,2 млн долларов).
Следующая крупная продажа связана с картиной «Ночной праздник», которая была предложена коллекционерам на торгах MacDougall`s в 2018 году.
Эта работа относится к творческому периоду начала 1900-х годов, когда художник создал целую серию картин, отражающих яркие ночные торжества.
Большое влияние на него оказал его учитель Константин Коровин, творческое начало которого прослеживалось в ряде картин Сапунова. Одной из них и является работа «Ночной праздник», имеющая сходство с коровинскими ночными видами Парижа.
Через несколько лет после создания «Ночной праздник» купила с выставки М. Алексеева — сестра именитого режиссера К. Станиславского. Долгое время ценная работа хранилась в ее семье, а потом ушла к важному коллекционеру из Европы. На MacDougall`s в июне 2018 года ее выставили с эстимейтом 200-300 тыс. фунтов, а продали за 268 тыс. фунтов (360 тыс. долларов).
Н.Н. Сапунов. «Ночной праздник». 1907-1908 гг.
Чтобы составить полное представление о том, сколько стоят картины Сапунова, разберем и несколько менее крупных продаж. К ним относятся, например, уходы картин «Натюрморт с цветами» и «Сирень». Первая из них была продана за 153 тыс. долларов в 2007 году, а вторая ушла с Sotheby`s в 2005 году за 57 тыс. фунтов (100 тыс. долларов) при эстимейте 18-25 тыс. фунтов.
Н.Н. Сапунов. «Натюрморт с цветами».
Н.Н. Сапунов. «Сирень».
Далее мы обсудим, как определиться с ценой при продаже, а также где и как продать картину Сапунова.
Стоимость конкретной работы зависит от самых разных факторов. Она повышается, если картина была написана в наиболее ценный творческий период художника, если представлялась на выставках, если ушла в коллекцию известного человека, имеет внушительные размеры, скрытые изображения и многое другое. Оценить картину Сапунова по этим и подобным им параметрам можно в ходе экспертизы.
Особенность такой процедуры заключается в том, что в ее ходе можно подтвердить подлинность произведения, выяснить ценность и примерную стоимость. При этом услуга может быть как комплексной, так и по конкретным параметрам. Заказать экспертизу картины Сапунова можно в Центре научной экспертизы им. Бенуа.
Выясним, где и как продать картину Сапунова выгодно и с наименьшими трудозатратами. Наибольшую выгоду чаще всего можно получить на аукционе, однако крупные аукционы нужно долго ждать, готовиться к ним заранее и нести определенные расходы. При этом всегда остается риск, что полотно не будет продано или же уйдет по слишком низкой цене.
Более простым может быть решение разместить информацию о картине на нашем сайте. Так как его посещают люди, собирающие произведения искусства для своих коллекций, их может заинтересовать информация о новом холсте. Вам останется только прислать описание работы и ее фотографии, а также согласиться с условиями продажи.
Позвоните в наш офис по телефону +7 (495) 969-14-05 для того, чтобы оценить картину Сапунова или обсудить вопрос ее продажи.
Источник: https://lermontovgallery.ru/spravochnik-antikvariata/otsenka-prodazha-kartin-n-n-sapunova/
Терийоки. Художник Николай Сапунов (1880-1912)
?
Колотун-Бабай (v_murza) wrote, 2018-07-02 13:08:00 Колотун-Бабай v_murza 2018-07-02 13:08:00 Category: Выбор воды всегда загадочен и странен. Она безошибочно умеет выбирать самых молодых, наиболее кипящих жизнью и творческими возможностями. (М. Волошин)Дачное село Терийоки (Terijoki) в 50-ти км. от Санкт-Петербурга уже давно стало городом Зеленогорском в составе Курортного района. В прошлую субботу случилось мне побывать в зеленогорском Парке культуры и отдыха (ЗПКО), что примыкает к Приморскому шоссе и выходит на Финский залив. Вот она, наша Маркизова лужа.
Несмотря на ненастную погоду, на горизонте просматривается Петербург с небоскребом Лахта-центра, даже не верится, что тут до 1940 г. была Финляндия.
До революции на месте ЗПКО находился Общественный парк. Со строительством в 1870 г. железной дороги из СПб до Терийок стало можно добраться за 2 часа. Сюда начала активно приезжать столичная богема, здесь сложилась особая творческая аура людей, объединенных искусством. К тому же в Финляндии была бессильна «давно известная всем дура – неугомонная цензура» (Ф.Т.).
Средоточием театральной жизни Терийок стал Кургауз/Казино в парке на берегу залива, с залом на 200 мест.Сегодня можно найти отголоски прошлого: на горке детского автодрома ЗПКО висит большущий плакат, посвященный театральным сезонам с 1912 г. На нем коллаж старых фотографий В.Э. Мейерхольда, его соратников и театра Казино Терийоки.
Летний сезон 1912 г. был самым знаменитым. Театр Казино арендовала труппа Товарищества артистов, художников, писателей и музыкантов. Идея сбора труппы принадлежала Л.Д. Менделеевой-Блок, ее активно поддержали завсегдатаи «Бродячей собаки». Возглавил труппу В.Э. Мейерхольд. В Товарищество вошли актеры А.А. Мгебров, В.П. Веригина, Л.Д. Блок, Н.П. Бычков (псевд. Измайлов), Б.К. Пронин, художники Н.Н. Сапунов, Н.И. Кульбин, писатели (поэты, режиссеры) М.А. Кузмин, В.Н. Соловьев, В.А. Пяст и др. Рядом зримо (а чаще незримо) присутствовал Александр Блок, который не слишком одобрял затеи жены и новшества Мейерхольда. В тот же сезон в Терийоках случилась трагедия. 14 июня погиб нелепой смертью живописец и театральный художник Николай Николаевич Сапунов (1880-1912), один из самых ярких и самобытных деятелей русского искусства ХХ в.
Вот как это произошло.
ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
9 июня в театре Казино состоялась премьера: давали пантомиму «Арлекин – ходатай свадеб» в постановке Мейерхольда и две интермедии Сервантеса «Влюбленные» и «Болтун» в постановке Соловьева. Был полный аншлаг, зрители долго аплодировали и кричали «бис».Второй пьесой была назначена на 16 июня «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда.
Успех окрылял. У Николая Сапунова возникла идея маскарада на берегу Финского залива. В одном из балаганов должна быть показана публике «настоящая испанская драма» – «Сила любви и ненависти». Было задумано много розыгрышей, иные «на грани фола» (долгое ожидание действа, вместо коего следовал показ дурацкой физиономии).
Сапунов заразил своей идеей всю труппу, но Мейерхольд отнесся к ней прохладно. Александр Блок тоже не одобрял этой затеи, он писал жене в Терийоки: «Меня ловит Кузмин, Сапунов и компания. Сейчас звонили по телефону . Я неопределенно отвечал, но не еду, несомненно; я боюсь этой компании и для вашего театра и для себя…».
Вечером 14 июня расстроенный всеобщим непониманием Сапунов вместе с друзьями (всего было шесть человек, среди них молодая актриса Белла Назарбек, в которую Сапунов был влюблен, М. Кузмин, В.П. Веригина) – отправились на прогулку по берегу залива, где-то в районе нынешнего ЗПКО. Белла Назарбек (Елена Назарбекян); источник фото Сапунову в юности предсказали, будто бы он умрёт в воде — сам художник часто рассказывал об этом друзьям. Но именно он предложил покататься на лодке. Долго искали лодку, наконец, нашли. Дальнейшее описано В.П. Веригиной в книге «Воспоминания» (Л., Искусство, 1974).
Поехали одни в туман белой ночи, все более удаляясь от берега. Гребли женщины. У Сапунова в кармане оказалась бутылка шведского пунша, из которой он пил сам и угощал остальных. Кузмин читал стихи. Наконец, женщины устали грести и вздумали поменяться местами. Кузмин и Бебутова стали друг против друга посредине лодки. От какого-то неверного движения лодка опрокинулась. В воде Сапунов очутился близ Назарбек и невольно схватил ее за руку, но тотчас же спохватился и отпустил. Она слышала, как он выкрикнул: «А я ведь плавать не умею». В следующее мгновение он оказался около Яковлевой. Тонущие схватились за борт лодки, и кто-то подтянул Сапунова. Он сказал: «Я все равно утону». Лодка перевернулась опять и, когда тонущим удалось снова ухватиться за нее, оказалось, что Сапунова нет среди них. Так как все брались за один край, лодка переворачивалась несколько раз. В один из них Назарбек почувствовала себя под лодкой, последним усилием подалась вбок и, вынырнув, оказалась по другую сторону. Теперь водворилось равновесие. Рядом плавала шляпа Сапунова. Кто-то сказал пустым голосом: «А Сапунова нет». Решили звать на помощь, стали кричать. Помощь пришла неожиданно со стороны Кронштадта. Финн, возвращавшийся с рыбной ловли, услышал крики. Он говорил, что сначала не хотел ехать на голоса, потому что ему много раз случалось обманываться: часто катающиеся позволяли себе глупые шутки, звали на помощь, притворяясь. Финн сомневался и теперь, однако решил, что все-таки поедет – в последний раз. Фигура в лодке неожиданно появилась перед утопающими. Они были спасены. Но Сапунова найти не могли.
ЛАЗОРЕВЫЙ ВЕНЕЦ
Тело Николая Сапунова нашли только на 11-й день на кронштадтском берегу. Он был похоронен на Кронштадтском кладбище (могила не сохранилась). 23 июня в Исаакиевском соборе была отслужена панихида.
Смерть художника была воспринята как трагедия всей творческой интеллигенцией России, во всех крупных газетах и журналах страны появились некрологи.
Процитирую Максимилиана Волошина («Памяти Н.Н.
Сапунова»).
«Ангел с мертвыми очами» безошибочно избрал Сапунова из круга современных художников. Среди них нет другого, который был бы более погружен в радужную влагу чувственного осязания цвета и более тяжел художественными возможностями.При имени его сейчас же вспоминается дымная насыщенность тусклого воздуха; глубокие, линялые и лоснящиеся пятна цвета; высокие вазы строгого стекла, пышные букеты тяжелых цветов, отливы синих и сверкания желтых тонов, являющихся музыкальным ключом его колориту…
И теперь, после его смерти, что-то выявилось в его картинах. Стала понятна подводность их красок. Это не сумеречный воздух, это зеленоватый кристалл водной глубины дает такую расплывчатость их линиям, влажность их тону; эти синие текучие отливы, в глубине которых светит охлажденное золото высокого земного дня, говорят о призрачном царстве, где давно жила его душа…
Ключевыми словами, наверное, являются «подводность красок», «зеленоватый кристалл водной глубины», «синие текучие отливы». В заголовке поста картина Сапунова «Маскарад». Кажется, живописец напророчил ею свою судьбу («маскарад на берегу Финского залива»). Как будто действие картины происходит в подводном царстве, а сверху пробиваются мглисто-сине-зеленые краски терийокского неба над Маркизовой лужей.Посмотрим еще раз на работы художника. В них меня всегда поражали богатство и какая-то запредельность синих тонов.Ночная сцена (1907).Пляска смерти (1907) — еще одно пророчество.Натюрморт с цветами.Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты (1912).Натюрморт с автопортретом (1907).На эту картину невозможно смотреть без содрогания. Автопортрет вы найдете справа вверху. Это мертвый лик утопленника в поглощающем всё синем цвете.Два эскиза театральных костюмов (1910).Ночь.Голубая роза. Обложка каталога одноименной выставки (1907, Москва).Ночное праздненство (1908).Чаепитие (1911). Но почему его участники выглядят мертвецами, а в окно пробивается тот же неисчерпаемый синий?Голубые гортензии.Набережная Александрии. Эскиз декорации к «Цезарю и Клеопатре» Б. Шоу (1909).Портрет Николая Дмитриевича Милиоти (1908).Комната господина Журдена. На сюжет комедии-балета Мольера-Люлли «Мещанин во дворянстве».Карусель (вариант, 1908).Балет (1906).Цветущие яблони (начало 1900-х).В парке. Влюбленные (начало 1900-х).Павильон в дворцовом саду (1912).
Должно полагать, что в постижении алхимии цвета художникам нельзя переходить некую запретную черту. Михаил Врубель перешел ее в глубинах фиолетового и окончил свои дни в клинике доктора А.Э. Бари для душевнобольных. Николай Сапунов слишком глубоко проник в тайны синего.
Михаил Кузмин посвятил своему погибшему другу стихотворение.
Наверно знал, ты, не гадая,Какой отмечен ты судьбой,Что нестерпимо-голубаяКулиса красилась тобой.Сказал: «Я не умею плавать!»И вот отплыл, плохой пловец,Туда, где уж сплетала слава
Тебе лазоревый венец.
ДОПОЛНЕНИЕ 1. ПОРТРЕТЫ М. КУЗМИНА КИСТИ САПУНОВА
Существует неоконченный портрет М. Кузмина работы Сапунова (1911, холст, масло). Он находится в Минске, в Гос. художественном музее Республики Беларусь.
Говорят и о другой версии этого портрета, который считается «проклятым». Подробнее об этом можно прочесть здесь.
ДОПОЛНЕНИЕ 2. ДЛЯ БИОГРАФОВ Н. САПУНОВА — ПЕТЕРБУРГСКИЙ АДРЕС
«Особенно я подружился и часто виделся с Николаем Николаевичем в последние два года его жизни, когда он окончательно переехал в Петроград. Жил Николай Николаевич все это время на далекой линии Васильевского острова в одном и том же доме, переменив только мастерскую. Хотя нельзя сказать, чтобы он получал мало за постановки и за картины, но как-то так странно распоряжался деньгами, что очень часто нуждался и вел жизнь «артистической богемы», чем, впрочем, не особенно тяготился. Жил он крайне одиноко, прислуживал ему приходящий человек, так что, когда однажды ему случилось заболеть внезапно, он только на третий день едва мог встать, чтобы отворить на звонки пришедших друзей»,— строки из «Воспоминаний о Н.Н. Сапунове» М. Кузмина Я нашел адрес Николая Сапунова по данным ВП за 1911 г.: 12-я линия ВО, д. 31 лит. А. В 1910-х гг. в этом доме ряд помещений занимала Община художников. Дом сохранился, сегодня имеет номер 31-35 без литеров.
Основные источники1. O. Смирнова. Актерская обитель «Лепони». 2. Константин Виноградов. Дачный театр с Мейерхольдом. 3. В.П. Веригина. «Воспоминания» (Л., Искусство, 1974). Текст доступен ЗДЕСЬ.
Источник: https://v-murza.livejournal.com/157315.html
Доброе утро | Мысли Творчества Amino
Доброе утро, котята. Я так по вам соскучилась, всего за одну ночь, ну вот прям сильно-сильно, что аж на потолок лезла:3
Сегодняшним утром я приготовила специально для вас много интересного. Запаситесь вкусненькими завтраками:3
Натюрморт с цветами, Н. Н. Сапунов, 1912
- ☞ Николай Николаевич Сапунов
- ☞ Выставлена в музее: Русский музей
- ☞Год: 1912
- Описание картины:
Николай Николаевич Сапунов (1880-1912) — представитель художественного объединения «Голубая роза». Цветы, частые герои полотен художника, — часть природы, которая вдохновляла его живописный темперамент, питаемый чувственной и одухотворенной любовью к цвету.
Излюбленный жанр натюрморта приобрел в творчестве художника символический смысл. В «Натюрморте с цветами» запечатлен застывший мир вещей, будто живущих по своим законам.
Бумажные цветы, холодность и отчужденность фарфора с нарисованным орнаментом, ядовитость ярко-синего фона — все в работе словно соперничает с природой и естественной гармонией. Натюрморт, расположенный на столе, как бы застыл вне времени и пространства, у него нет точек опоры.
Двоемирие и воспарившая над суетой и действительностью красота, которая едва реальна и готова в любой момент исчезнуть, истлеть, — в этом отразился один из постулатов философии символизма.
- ╰╮✾╭╯✯╰╮✾╭╯
- Ты видишь, за спиной косцов…
- (Афанасий Фет)
- Ты видишь, за спиной косцов
- Сверкнули косы блеском чистым,
- И поздний пар от их котлов
- Упитан ужином душистым.
- Лиловым дымом даль поя,
- В сияньи тонет дня светило,
- И набежавших туч края
- Стеклом горючим окаймило.
- Уже подрезан, каждый ряд
- Цветов лежит пахучей цепью,
- Какая тень и аромат
- Плывут над меркнущею степью!
- В душе смиренной уясни
- Дыханье ночи непорочной
- И до огней зари восточной
- Под звездным пологом усни!
- 1867
- ╰╮✾╭╯✯╰╮✾╭╯
- Wojciech Babski
Войцех Бабски — современный польский художник. Закончил учебу в Силезском политехническом институте, но связал себя с живописью. В последнее время рисует, в основном, женщин. Фокусируется на проявлении эмоций, стремится к получению как можно большего эффекта простыми средствами.
Любит цвет, но часто использует оттенки черного и серого, для достижения наилучшего впечатления. Не боится экспериментировать с разными новыми техниками.
В последнее время набирает всё большую популярность за рубежом, в основном, в Великобритании, где с успехом продает свои работы, которые уже можно найти во многих частных коллекциях.
Кроме искусства интересуется космологией и философией. Слушает джаз. В настоящее время живет и работает в городе Катовице.
Warren Chang
Уоррен Чанг — современный американский художник.
Родился в 1957 году и вырос в Монтерее, штат Калифорния, с отличием окончил колледж дизайна Арт-центр в Пасадене в 1981 году, где получил степень бакалавра изобразительных искусств в области живописи.
В течение следующих двух десятилетий он работал в качестве иллюстратора для различных компаний в Калифорнии и Нью-Йорке, прежде чем в 2009 году начать карьеру профессионального художника.
Его реалистичные картины можно разделить на две основные категории: биографические интерьерные картины и картины, изображающие работающих людей.
Его интерес к подобной манере живописи уходит своими корнями к творчеству художника 16-го века Яна Вермеера, и распространяется на предметы, автопортреты, портреты членов семьи, друзей, учеников, интерьеры студии, класса и дома.
Его цель заключается в том, чтобы в своих реалистичных картинах создать настроение и эмоции с помощью манипуляции светом и использовании приглушенных цветов.
Чанг стал известен после перехода к традиционному изобразительному искусству.
За последние 12 лет он заработал множество наград и почетных званий, самая престижная из них — Master Signature от ассоциации художников маслом Америки, крупнейшего сообщества художников маслом в Соединенных Штатах.
Лишь один человек из 50, удостаивается возможности получить эту награду. В настоящее время Уоррен живёт в Монтерее и работает в своей студии, также он преподаёт (известен как талантливый педагог) в Академии искусств Сан-Франциско.
На этом все, котята. Делитесь своим мнением в х, присылайте свои шедевры и делитесь впечатлениями.
Удачи!
- #Вподборку
- #Наглавную
- #доброеутро
Источник: https://aminoapps.com/c/myslitvorchestv/page/blog/dobroe-utro/6n0m_12Izu61kMnR0PERYmGDGqRdKNoMeX
Сапунов Николай Николаевич (1880–1912) Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты
Сапунов Николай Николаевич (1880–1912)
Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты
Живописные искания Сапунова близки французским импрессионистам. Он влюблен в музыку цвета и линии. Вместо плотного, определенного мазка и четкого цветового пятна – слегка размытые очертания предметов, сложные перетекания цветовых рефлексов, создающие ощущение таинственного мерцания поверхности.
Сапунов любит нарядные, аристократичные натюрморты с драгоценными вазами, старинным хрусталем, роскошными английскими розами. Все это образует стройную, классически уравновешенную композицию, сияющую изысканными переливами приглушенных синих, серебристых, охристо-красных тонов.
Натюрморт. Вазы, цветы и фрукты. 1912. Холст, темпера. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Следующая глава
Освещение храма Покрова. 1912
К Рождеству церковь была окончена совершенно. Был поставлен иконостас, образа в него вставлены. Освящение отложено было до весны 1912 года.Этот год начался в нашем художественном мире архитектурным конкурсом проектов нового здания Училища
Цветы и листья Гвоздика
У каждого цветка есть собственное уникальное значение.Гвоздика — растение, символизирующее христианское понимание любви. Название происходит от греческого «украшаю цветами».Согласно римской мифологеме, гвоздика выросла из глаз пастушка.
Ренато Гуттузо
(1912–1987)
Гуттузо являлся одним из наиболее видных представителей неореализма. Однако этим направлением он увлекся не сразу. Его живописный стиль сложился сравнительно поздно, под влиянием творчества других художников и направлений. Он восхищался
Николай Николаевич Ге
(1831–1894)
После громкого успеха «Тайной вечери» к Николаю Ге подошел архитектор К. А. Тон и предложил художнику написать для построенного по его проекту храма картину с образом Александра Невского. Живописец отказался. Критик В. В. Стасов объяснял
Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря
1938. «Уордсуортас Атениум», ХартвудЭта картина была написана во время путешествия Дали по Италии. В поездке он внимательно изучал живопись итальянцев эпохи Возрождения и барокко, обнаруживая в работах таких художников, как
От клуазонизма к скрытому смыслу в картине
(К истории создания натюрморта Гогена Фрукты)
Маленький натюрморт Фрукты всегда считался самым ранним произведением художника в советских собраниях. В зале особняка С.И. Щукина, отведенном полотнам Гогена, лишь этот натюрморт
Карл Карлович Гампельн
1794–1880
Гампельн родился в Москве, учился в Вене в институте для глухонемых. В 1815 году он преподнес императрице Елизавете Алексеевне гравюру своей работы и с тех пор находился под ее покровительством. Гампельн жил в доме президента Академии
Ге Николай Николаевич (1831–1894) Портрет Л. Н. Толстого
После 1875 года художник переживал творческий кризис, перестал писать. В 1882 году он случайно прочитал в газете статью Толстого «О переписи в Москве», что во многом перевернуло его жизнь, заставило вернуться
Сарьян Мартирос Сергеевич (1880–1972)
Финиковая пальма. Египет
По словам М. Волошина, Сарьян благодаря своему таланту и учителям имел уникальную возможность быть европейцем в Азии и азиатом в Европе. Сцена около пальмы в Египте увидена глазами импрессиониста
Куприн Александр Васильевич (1880–1960)
Натюрморт с тыквой
Участник объединения «Бубновый валет», Куприн в своих натюрмортах опирается на ту же живописную систему Сезанна и Матисса, что и Кончаловский. Но его натюрморты более спокойны по интонации. Предметы на столе
Источник: https://design.wikireading.ru/1129
Художник-символист Николай Николаевич Сапунов (1880 — 1912)
«Всю краткую жизнь ты томился мечтой,Как выразить блеск неземной,
любя безнадежно земные цветы,
Как отблеск иной красоты». В.Я.Брюсов — Н.Н.СапуновуВазы и цветы на розовом фоне 1910Государственная Третьяковская Галерея, Москва
«Может статься, что будущие поколения перечеркнут начисто искусство этих лет. Но если только они пожелают приблизиться и понять, что прельщало нас когда-то в нем, тогда, думается мне, путь через Сапунова будет самым коротким, и Сапунов окажется тем самым ключарем, который откроет им дверь в заглохшие сады эстетизма«.
А.Эфрос
Пионы 1908
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Николай Николаевич Сапунов — одна из ярких и самобытных фигур в русском искусстве ХХ столетия.
Замечательный живописец и рисовальщик, он прожил короткую жизнь. Сапунов утонул в Финском заливе летом 1912 года, когда ему шел тридцать второй год. Смерть от воды была предсказана художнику еще в ранней юности, и он жил и творил под тяжестью этого предсказания, что не могло не сказаться на его искусстве.
Короткая жизнь Сапунова была до предела напряжена, собрана в тугой энергетический узел. Он формировался как творческая личность в некоем вихревом потоке новаторств, образовавшемся тогда в русской культурной жизни, когда менялось все и вся, складывались новые эстетические принципы, искусство начинало осознавать себя главной движущей силой общества.
Зима 1900Государственная Третьяковская Галерея, МоскваСапунов оказался в эпицентре всех перемен, и сам был их участником. Ученик крупнейших реалистов конца XIX века, художник, испытавший воздействие эстетики «Мира искусства», он быстро пришел к неопримитивизму, острому гротеску и стал одной из крупнейших фигур русского предавангарда.В парке. Влюбленные Начало 1900-х
Государственный Русский музей, С.-Петербург
Портрет Н.Д.Милиоти 1908Государственный Русский музей, С.-ПетербургВ исторической перспективе творчество художника, при всей его противоречивости и краткости, предстает вполне завершенным, значительным и цельным, исполненным высокой поэзии и глубокого драматизма. Сапунов — прекрасная таинственно-синяя звезда в созвездии мастеров «Голубой Розы».Ночь Начало 1900-х
Государственный Русский музей, С.-Петербург
В его творчестве нашла отражение вся острая проблематика искусства переходного времени, в котором сосуществовали глубокая связь с традициями и смелое их отрицание, болезненная рефлексия и возвышенная романтика, жажда красоты и гармонии и острый гротеск.
В праздничной декоративности сапуновского искусства, заключающей в себе ярко выраженную субъективность восприятия мира, обобщенный символический смысл и глубокую образную содержательность, воплощен пульс времени, ощущается его эмоциональная атмосфера, звучит его музыка.
Кузнецов. Портрет Н.Н.Сапунова. 1914–1915. ГТГ» src=»https://imgprx.livejournal.net/76b776eb91d64c6d334a6e8f47d819d39e28487b/HTCJq4kHon3Ou1xclqG9bEzddawcs6BuDn-URgQDUPz_LRTiIqpKY0fpAsl6ZKOW9sLEq37Bq3FX-HkJ9Yl8lRfp2fbMEXf1D2KRUDYjX_o»>П.В.Кузнецов Портрет Н.Н.Сапунова 1914-15 гг.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Судьба была необычайно благосклонной к Сапунову. Она свела его с выдающимися деятелями русской культуры рубежа веков. Среди его педагогов были Исаак Левитан, Константин Коровин, Валентин Серов. Он пользовался вниманием и поддержкой Саввы Мамонтова и Сергея Дягилева. Его друзьями и товарищами по работе были Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин.
Он много и плодотворно сотрудничал с крупнейшими режиссерами-новаторами Всеволодом Мейерхольдом и Федором Комиссаржевским, был в дружбе и творческих контактах с Александром Блоком, Валерием Брюсовым, Михаилом Кузминым.
Чуткая, одаренная натура художника формировалась под воздействием его окружения, но воздействие это никогда не было пассивным, сразу же приобретало сапуновские черты, наделялось его энергетикой.В 1893–1904 Сапунов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.И.Левитана, В.А.Серова, К.А.Коровина, в 1904–1911 — в Академии художеств у А.А.Киселева.
Влияние Левитана на молодого художника оказалось достаточно сильным, хотя Сапунову удалось работать в его мастерской всего два года. Тонкий мастер пейзажа настроения Левитан воспитывал в своих учениках умение глубоко чувствовать и синтетически, обобщенно мыслить.Цветущие яблони Начало 1900-х
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Более длительными оказались у Сапунова контакты с Константином Коровиным. Они продолжались и после завершения его учебы в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Коровинское влияние на молодого художника было более непосредственным и сразу же проявилось в его творчестве.Натюрморт с гортензиями 1908
Государственная Третьяковская Галерея, Москва
Однако по существу мировидение молодого художника было отнюдь не коровинским. Оно рано начало формироваться как символистское и быстро проявилось в его творческой практике.
Достаточно сказать, что именно Сапунов был автором той самой г о л у б о й р о з ы на обложке каталога одноименной выставки в Москве в 1907 году, которая стала знаком символистского движения в русском искусстве.Голубая розаОбложка каталога одноименной выставки 1907 МоскваНо при всем том коровинское начало всегда оставалось в нем сильным и давало о себе знать в отдельных работах художника до конца жизни. Коровин привлекал Сапунова и своей близостью к театру, а театр был стихией самого Сапунова.Вообще театр в эпоху символизма оказался на магистральной линии развития живописи. В напряженной ситуации переходного времени в среде художественной интеллигенции складывалось особое театральное ощущение мира. Происходящее казалось спектаклем, в который помимо их воли вовлечены все, а режиссером этого Спектакля-Жизни виделась многим Судьба, Рок. В такой эмоциональной атмосфере театр необычайно вырос в своем значении. Сцена открывала широкие возможности и для решения собственно художественных проблем.Эскиз к декорации оперы Ж.Бизе «Кармен» 1904
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва
https://www.youtube.com/watch?v=i-rUEBJ6O1Y
Сапунов приобщился к театру, еще будучи учеником Московского училища живописи. Он участвовал в оформлении всех училищных спектаклей, работал подмастерьем художника МХТ В.Симова. В начале 1900-х через К.
Коровина он и его друзья сблизились с Саввой Мамонтовым, который в ту пору снова входил в силу после перенесенного финансового краха и сложных жизненных перипетий. Молодые художники «новой волны» служили ему в этом опорой. Именно они работали в новой оперной антрепризе Мамонтова в московском театре Эрмитаж.
В сезоне 1902-1903 годов в их оформлении здесь были поставлены оперы К.-В.Глюка «Орфей», Э.Гумпердинка «Гензель и Гретель», М.Эспозито «Каморра» и др. В 1902 году Коровин доверил своим ученикам Николаю Сапунову и Павлу Кузнецову оформление «Валькирии» Рихарда Вагнера в московском Большом театре.Эскиз к декорации оперы К.-В.Глюка «Орфей» 1900-е гг.
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, МоскваЭскиз декораций к опере Э.Гумпердинка «Гензель» и «Гретель» Начало 1900-х
Государственный центральный театральный музей им. А.А.Бахрушина, Москва
Знаменательной для Сапунова оказалась его встреча с Мейерхольдом в 1905 году в только что возникшей при МХТ Экспериментальной студии на Поварской Молодые художники были исполнены желания воплотить здесь мечту о создании символистского театра, театра нового типа.Шарф Коломбины 1910На сюжет рассказа А.Шницлера в постановке В.Мейерхольда
Государственный центральный театральный музей им.А.А.Бахрушина, Москва
- Голландка Лиза 1910
Бал 1910Эскиз декорации к «Шарфу Коломбины» по рассказу А.ШницлераГосударственная картиннная галерея АрменииДля первой постановки была избрана драма Метерлинка «Смерть Тентажиля». Живописная пластика обретала на сцене символистского театра глубокую эмоциональность. Рождающиеся в подсознании смутные интуитивные ощущения определяли стилистические особенности живописного решения, характер колористической гаммы той или иной сцены. Работа с Мейерхольдом оставила глубокий след в творчестве Сапунова. Присущие природе его дарования эмоциональность и музыкальность мироощущения углубились и обрели качества стабильности, стали органичной формой выражения в живописи символистской идеи. Театр сделался для Сапунова Страной чудес, миром волшебства и красоты.Набережная Александрии 1909Эскиз декорации к «Цезарю и Клеопатре » Б.ШоуГосударственный Русский музей, С.-ПетербургГосударственная Третьяковская Галерея, Москва
Прием театрализации в станковой живописи на раннем этапе творчества художника явился средством поэтизации жизни. Многие станковые картины Сапунова середины 1900-х годов — «Балет», «Маскарад» (обе в ГТГ), «Менуэт» и другие — представляют собой по существу сценические композиции и мало чем отличаются от ранних театральных эскизов.
- «Маскарад» 1907
- Государственная Третьяковская Галерея, Москва
- Государственная Третьяковская Галерея, Москва
- Голубые гортензии 1907
- Государственная Третьяковская галерея, Москва
- Государственная Третьяковская Галерея, Москва
- На новом этапе главной темой творчества Сапунова становится «Карусель».
- Карусели 1908
- Национальный музей изобразительных искусств республики Татарстан
- Казань
Тема театра, главная в живописи художника этого времени, поначалу решалась непосредственно — в желании просто запечатлеть в картине происходящее на подмостках. Сапунов создал несколько композиций под названием «Театр», в которых представил погруженный в темноту зрительный зал и освещенную сцену с поющими актерами, экспрессивную фигуру руководящего оркестром дирижера и напряженно следящую за представлением нарядно одетую публику. Художник стремился передать необычную, приподнятую атмосферу театра.Затем само действие становится у него сюжетом картин. Так появляется его ранний «Балет» 1903-1904 годов (ГТГ). Это словно ускользающее видение, возникшее из паутины и газа, картина-мечта, навеянная образами Театра.Балет 1906Государственная Третьяковская Галерея, Москва Два эскиза театральных костюмов 1910Музей-квартира И.И.БродскогоС.-ПетербургЭскизы к блоковскому «Балаганчику» были экспонированы в 1907 году на знаменитой московской выставке «Голубая Роза», явившейся сенсацией в русской художественной жизни начала XX столетия.Мистическое собраниеНа сюжет мистической драмы А.Блока «Балаганчик»Шестнадцать молодых художников-новаторов демонстрировали здесь произведения, утверждавшие принципы символистской живописи. Сапунов был представлен семью работами. «Голубая Роза» явилась вершиной русского символизма 1900-х годов и одновременно стала его тупиком. Дальше в этом направлении двигаться было некуда. Молодые голуборозовцы оказались перед дилеммой — идти вслед за авангардом или искать свой особый путь возрождения живописной пластики. Они выбрали второй. 1907 год стал переломным в истории русского символизма в целом и для каждого из художников, в том числе и для Сапунова.Вскоре после «Голубой Розы» на пятой выставке Союза русских художников он представил свои «Голубые гортензии», являющиеся выражением самого духа голуборозовской живописи, и одновременно «Пляску смерти», произведение, поразившее современников непривычной для художников «Голубой Розы» сочностью цвета и экспрессией выражения чувств, граничащей с ощущением кошмара.Пляска смерти 1908На сюжет одноименной пьесы Ф.ВедекиндаОдновременно с драматичной «Пляской смерти» художник погружается в атмосферу веселья и создает вереницу «Ночных празднеств». Произведения эти различны по размеру, колориту, настроению, характеру исполнения. Поначалу они походили на его ранние прозрачные романтические «Балеты» и «Маскарады». Затем стали представлять собой не чинные гулянья высшего общества, а бурное веселье разгоряченной танцем народной толпы. И если действие первых происходило в пышных парках на фоне дворцовой архитектуры, то народ у него веселится уже у балаганов и каруселей. Символистская расплывчатость исполнения сменяется здесь смелым лаконизмом художественного решения — сочными красками, экспрессивным ритмичным мазком, откровенной декоративностью колорита.
На первых порах этот образ заинтересовал художника как выражение национального духа, образец русского праздника, в котором отражены народные вкусы, представления о красоте. Как известно, масленичные гулянья, ярмарки с их балаганами и каруселями привлекали многих мастеров начала XX века, но для Сапунова эта тема становится лейтмотивом всего его зрелого творчества.
- Художник создал ряд больших завершенных композиций подобного рода и оставил множество черновых набросков.
- Карусель 1908
- Государственный Русский музей, С.- Петербург
- Карусель (вариант) 1908
- Государственная Третьяковская Галерея, Москва
- Государственная Третьяковская Галерея, Москва
- Государственная Третьяковская Галерея, Москва
- Вазы, цветы и фрукты 1912
- Государственная Третьяковская Галерея, Москва
- Государственный Русский музей, С.-Петербург
Источник: https://v-shabunina.livejournal.com/976102.html
Сапунов Николай Николаевич (1880-1912), художник :
Состоявшаяся в Москве ранней весной выставка поразила зрителей необычным оформлением. Залы полукруглых форм напоминали часовню, стены были обиты серебристым холстом, на нем, как предсумеречные видения, призрачно проступали картины и фонтаны, заброшенные сады, бледные цветы, тающие очертания “нерожденных душ”
Живописец, график, художник театра, декоратор. Автор натюрмортов, пейзажей, декоративных панно, жанровых картин и картин на темы театральных постановок. В плеяде ярких талантов Серебряного века имя русского художника Н.Н. Сапунова одно из самых самобытных.
Он был одарен выдающимся даром колориста, работал в живописи, графике, но самые выдающиеся и новаторские произведения создал в области сценографии. Работал в жанре натюрморта, театральной картины, портрета, символистических композиций, декоративных панно.
Сапунов был театральным художником не только по факту его работы в театре, а по мироощущению.
Один из критиков писал о нем: “ Санов отравлен чарами те-атральности, и сине-зеленый мир не мыслился им иначе, как оправленным в фестоны злато-красного занавеса”.
Возможно, потому не давал покоя современникам его беспокойный и такой феериски яркий талант, что он осуществил мечту многих из них – превратить свою жизнь в искусство.
Более беспристрастные биографы последующих времен находили в скудных сведениях о его детстве источник будущего колористического дара. Известно, что Н.Н. Сапунов родился в 1880г. в Москве, в Замоскворечье, в семье владельца кустарного свечного промысла.
Податливая вязкость воска, свечной декор, непременно включавший золото в сочетании с яркими красками, будоражили художественное воображение Николая и его братьев. Все они увлекались рисованием. При доме имелся сад и оранжерея, где выращивались экзотические цветы, лилии, гортензии для церковных праздников.
В 1893–1904 Сапунов учился в МУЖВЗ у И.И. Левитана, В.А. Серова, К.А. Коровина. В 1904–1911 в Академии художеств у А.А. Киселева. В 1902 путешествовал по Италии. С тринадцати лет его судьба связана с Московским Училищем живописи, где любимым учителем, чутко отнесшимся к рано осиротевшему Сапунову, стал Левитан.
Но главным его учителем впоследствии – был Коровин. Помогая ему в работе над театральными декорациями, Сапунов вырос в самобытного театрального художника, обогатившего новаторства Коровина. В начале ХХ века изменяется роль театрального художника, он становится главным действующим лицом наряду с режиссером, спектакль мыслится в единстве цвета, ритма, музыки.
Первые постановки, в которых проявилось своеобразие его таланта, были: ”Гедда Габблер” Г. Ибсена, сказочный спектакль “Гензель и Гретель”. Критик Я Тугендхольд тонко подметил своеобразие Сапуновских декораций: “Его декорации растворяли в себе живых актеров, превращая их в красочные пятна.
Из зрительного зала должен быть виден один искрометный красочный фейерверк, сплошной и многоцветно мерцающий гобелен. Где люди, где живописные пятна на нем? Все смешалось воедино.
Декорации Сапунова были не столько для зрителей, чинно сидящих и поглядывающих на сцену, сколько для актеров, опьяненных игрою и представлением о себе со стороны”.
В Москве Сапунов сближается с кругом молодых художников-символистов: Кузвнецовым, Сарьяном, Уткиным, которые в 1904 году объединились на выставке «Алая роза», а в последствии, в 1907 году заявили о новом направлении в живописи на выставке “Голубая Роза”. Голубая роза – символ небесной гармонии, тайного знания о мире. Для художников этого поколения кумирами были М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов.
Состоявшаяся в Москве ранней весной выставка поразила зрителей необычным оформлением. Залы полукруглых форм напоминали часовню, стены были обиты серебристым холстом, на нем, как предсумеречные видения, призрачно проступали картины.
Фонтаны, заброшенные сады, бледные цветы, тающие очертания “нерожденных душ” – все это переносило в область грезы, сновидения. Сапунов представил ночные праздники в парках, проносящиеся как видения, где слиты в едином потоке фигуры, деревья, струи фонтанов, огоньки.
Такова его картина “Маскарад”. Хрупкие линии, тающие в матовом свечении краски. На выставке звучала музыка невидимого оркестра, повсюду благоухали нежные ароматы первых весенних цветов, среди картин прохаживались авторы, утонченные денди с цветами в петлицах сюртуков.
Выставка стала театрализованным действом, созвучием различных искусств, ярким воплощением культа эстетизма, его расцветом и увяданием одновременно. Вдохновитель и покровитель голуборозовской молодежи В. Брюсов выразил их мироощущение: ” Мы обращаем взор внутрь…
Предмет искусства в глубинах чувств, в духе”.
Выставка принесла Сапунову известность. Как воплощение ее атмосферы осенью того же года он создает свои “Голубые гортензии”.
Из представителей царства цветов Сапунов предпочитал экзотические, оранжерейные, взлелеянные природой и культурой.
В этом сказывались и детские впечатления, и то, что цветы – помогали во всю силу развернуть его необузданный колористический дар. Стиль модерн, последователем которого был Сапунов, в орнаментах следует законам растительного мира.
К его картинам с живыми цветами, неприменимо понятие натюрморт (мертвая натура). Он чувствует их трепет, круговорот жизни, токи, ароматы и в то же вре-мя воспринимает как наваждение, они буквально истекают жизненными соками и в то же время как будто полупрозрачная завеса отделяет их от нас.
Поэт М. Волошин даже писал о «подводности» красок, как будто “зеленый кристалл водяной глубины дает расплывчатость линиям, влажность тону”.
В живописном преображении он дарит цветам новое существование, увядая в мире реальном, они обретают нетленную жизнь в мире воспоминаний.
В художественной манере Сапунов умел соединять импрессионистическую импульсивность мазков с мис-тическим отношением к свету и цвету, характерным для символизма.
Вместе с другими мастерами «Голубой розы» Сапунов участвовал в оформлении журналов «Весы» и «Золотое руно».
Принимая участие в различных театральных новаторствах своего времени, Сапунов во второй половине 1900-х годов стал сподвижником смелого экспериментатора в области сцены В.Э. Мейерхольда. Совместно с Мейерхольдом Сапунов осуществил постановку пьесы А.А. Блока “Балаганчик”.
Спектакль явился своеобразной пародией на символизм, отразившей его кризис. В нем с болезненной остротой прозвучала самоирония авторов, ощутивших обманчивость и выспренность своих мистических упований. Прекрасная дама обернулась картонной невестой, Коломбиной.
Спектакль начинается с собрания мистиков, которые ожидают некую “девушку с косой”, о ней мечтает и Пьеро.
Для мистиков она является в образе смерти, влюбленный Пьеро видит в ней Прекрасную Невесту, а в руках циничного шутника Арлекина она превращается в картонную куклу, которая падает в снег и ломается на глазах у потрясенного Пьеро.
Для столь необычного спектакля Сапунов придумал остроумное решение. На сцене он соорудил маленький балаганный театрик, окруженный окрашенным в голубой цвет задником, напоминавшем голубые обои и небо одновременно. Собрание мистиков он представил в виде картонных сюртуков, в которые живые актеры должны были просунуть головы и руки.
Сапунов не писал эскизов декораций, но, постоянно возвращаясь в мыслях к своим театральным образам, создавал картины на темы спектаклей, прекрасно отдавая себе отчет, сколь недолговечны театральные постановки. “Мистическое собрание”.
Одна из таких картин навеяна образами “Балаганчика”. Картины на темы спектаклей – это живописные спектакли, которые художник разыгрывает сам для себя.
Он растворился в мире театральных образов, и реальность стал видеть преломленной, в фантастическом свете театральных софитов.
В конце 1900-ых гг. появляются натюрморты с искусственными, бутафорскими цветами: «Вазы и цветы», «Ваза, цветы, фрукты. В творчестве Сапунова это своеобразная антитеза одухотворенности живых цветов.
В искусственном театральном освещении, или в закулисном мраке под магическими чарами живописи художника они обретают иллюзионистическое существование, экзотическую красоту, энергию роста, развития. Кажется, сине-зеленый полумрак насыщен какими-то пряно-удушливыми ядовитыми ароматами, смесью “левкоев и фенола”.
Голубые обои с узорами или малинового бархата с кистями занавесы служат фонами, так же как в “Балаганчике” они имеют двойной смысл.
Из торжественной тишины натюрмортов Сапунов вырывается в шумный, неукротимо буйный мир народного гуляния, ярмарки, спектакля в котором принимает участие пестрая разноликая толпа – “Карусель”.
Блок, мысливший созвучно образам Сапунова, писал: “Современный момент нашей умственной и нравственной жизни характеризуется, на мой взгляд, крайностями во всех областях. Неладность (безумие тревоги и усталости). Полная потеря ритма.
Рядом с нами все время существует иная стихия – народная, о которой мы не знаем ничего, даже того мертвая она или живая, что нас дразнит и мучает в ней, живой ли ритм или только предание о ритме. Современный художник – искатель утраченного ритма”.
В творческого методе Сапунова в этот период соединяется эстетизация и примитивистски-гротескные черты.
В начале 1910-ых годов Сапунов активно работал в театре В.Ф. Комиссаржевской в Петербурге, в театре Незлобина в Москве. Оформлял спектакли для Русских сезонов С.П. Дягилева в Париже. Художник оформил ряд постановок, представление о которых мы можем получить по его картинам-эскизам на темы спектаклей: спектакль-пантомима «Шарф Коломбины», комедия Мольера «Мещанин-дворянин».
Наконец, в последний год жизни Сапунов пришел к собственной идее театра, как грандиозного карнавала, разрушающего границы между сценой и зрителем в театре в Териоках под Петербургом. По замыслу Сапунова, прогуливающиеся по парку люди, должны были попадать в павильоны и неожиданно для самих себя становиться свидетелями сцен, которые разыгрывали, пугая их ”дурацкие рожи”.
Среди гротескных персонажей выделялось своеобразное второе я художника – грандиозная фигура шарлатана на ходулях, а рядом с ним девушка с косой – подкрадывающаяся смерть. Сцена кончается разоблачением шарлатана. На месте театрального мага в остроконечной шляпе со звездами, барахтаясь в полах балахона, появляется маленький человечек, который предлагает зрителям пилюли от несчастной любви.
Один из друзей Сапунова, размышляя над его судьбой, вспомнил историю о неком мастере Николо, владельце кукольного театра, который решил оживить куклы, взамен сердца он вставил им часовой механизм. Но мастер совершенно упустил из виду, что они без души, ведь душу может вложить только Бог. За эту неосторожность мастер Николо расплатился жизнью, он был задушен своими бездушными автоматами.
Современники окружили жизнь Николая Сапунова легендами. Лишив его обычной биографии, они высветили только его трагическую гибель.
В их сознании гибель во цвете лет в водах Финского залива во время прогулки на лодке отразилась как символ расплаты за дерзкое нарушение границы, отделяющей мир реальный и мир фантастический, вспомнили даже, что эта гибель была предсказана ему цыганкой-гадалкой…
Конечно, экстравагантность облика художника, в котором соединялось выспренное эстетство и щеголеватая вульгарность, склонность к лицедейству, когда он казался, то опереточным графом, то магом, вызывали такую острую реакцию современников.
Трагикомический фарс обернулся трагедией. Всю свою жизнь Сапунов не знал покоя, не имел постоянного пристанища. В толпе приятелей он не нашел близкого друга. Он метался между Москвой и Петербургом, между изысканным обществом своих друзей и непреодолимым влечением к “низку” миру кабаков и площадных гуляний.
Лишь в последние годы у него появилась мастерская в очень подходящем его стилю жизни месте – Доме Перцева, построенном на набережной Москвы-реки около храма Христа-Спасителя. Здесь, возможно, Сапунов хранил великолепную утварь – участников своих натюрмортных спектаклей. Здесь эти роскошные вещи покрывались пылью, превращались в хлам, оживая лишь под чарами волшебной кисти своего владельца.
Единственная его любовь к Любе Гусевой, сестре художника Н. Крымова оказалась несчастной. Как мистическое видение воспринимается ее портрет, написанный с фотографии.
В своих художественных исканиях он подошел к завесе тайны и без оглядки попытался переступить черту, отделяющую реальность и мир художественных образов.
Он сам растворился в толпе балаганных персонажей, и смерть сомкнула над ним водяной занавес, положив предел его дерзаниям.
- Художник утонул в водах Финского залива во время прогулки на лодке в 1912 году.
- Один из почитателей его таланта, поэт В. Брюсов, посвятил его памяти стихотворение, вот его заключительная строфа:
- «Всю краткую жизнь ты томился мечтой, Как выразить блеск неземной, Любя безнадежно земные цветы,
- Как отблеск иной красоты».
Для потомков Сапунов остался первопроходцем праздничных фантастических миров, неземная красота которых была открыта только ему. Забытое, как и имена многих других мастеров русского Серебряного века, его имя и творчество было открыто заново в наши дни.
Источник: http://www.zdravrussia.ru/painting/xixvekvtorajapolovina/?nnew=703