Божен Любен (около 1612–1663) Десерт (Поднос с вафлями) 1630–1635. Дерево, масло. 41×52
Французский художник Божен Любен писал религиозные образы и работал в жанре натюрморта.
Натюрморт «Десерт» («Поднос с вафлями») немногословен: бокал из тончайшего стекла, наполненный вином, оплетенная соломой бутыль с «божественным нектаром» и круглый поднос с несколькими лежащими на нем трубочками вафель.
Строгость построения и минимализм в тщательном подборе предметов дают возможность зрителю сосредоточиться на них и почувствовать эстетику французского стиля. Для смягчения излишней строгости и сглаживания подчеркнутой прямолинейности поднос с лакомством слегка выдвинут за край стола.
Это вносит динамику в композицию, увеличивает глубину пространства и создает почти иллюзионистический эффект материальности вещей.
Каждый предмет существует словно обособленно от других, являясь самодостаточным «героем» холста. Вещи воспринимаются не бытовыми, призванными служивать в повседневной жизни человека, а почти культовыми, сакральными.
Франсуа Депорт (1661–1743) Натюрморт с собакой и битой дичью у розового куста 1724. Холст, масло. 107×138
Франсуа Депорт начинал как портретист, но был назначен Людовиком XIV живописцем королевской охоты. Так он стал выполнять соответствующие по тематике произведения: жанровые работы со сценами охоты и натюрморты с дичью. Художнику позволялось ездить на охоту вместе с Людовиком, что давало ему возможность воочию наблюдать королевские забавы и зарисовывать их наиболее яркие моменты.
«Натюрморт с битой дичью у розового куста» можно расценивать и бытовой картиной, запечатлевшей охотничью собаку, с интересом рассматривающую добытые трофеи. Депорт был прекрасным анималистом, ему удавалось передавать характер и повадки животных, неслучайно художник писал «портреты» любимых собак короля.
Никола Пуссен (1594–1665) Четыре времени года. Осень 1660–1664. Холст, масло. 118×160
Серия пейзажей «Времена года» знаменитого представителя стиля классицизм во Франции XVII столетия Никола Пуссена включает сюжетные композиции на темы ветхозаветных событий истории человечества, ассоциируемые художником с временами года по принципу зарождения, взросления, старения и гибели.
Работа является своеобразной иллюстрацией истории из Книги Бытия. Здесь изображен вечерний гористый пейзаж, который по задумке Пуссена должен представлять землю Ханаанейскую, известную своим плодородием.
Под темным облачным небом работники завершают сбор урожая. На первом плане картины Авраам с Лотом уносят огромную гроздь винограда. Так художник хотел рассказать зрителям о безбедном и сытом существовании людей без Бога.
Чем заканчивается неправедная жизнь, он показал в последнем полотне цикла.
Антуан Ватто (1684–1721) Жиль 1717–1719. Холст, масло. 184×149
Знаменитый «Жиль» Антуана Ватто, живописца и рисовальщика, основоположника рококо, — портрет всем известного героя комедии дель арте Пьеро, которого французы называли Жилем. Здесь он изображен вне театра, отделился от остальных комедиантов и представляет собой не одну из масок, а личность, независимую от своих спутников.
Жиль стоит на небольшом холме, благодаря чему в сочетании с низкой линией горизонта его фигура словно взмывает ввысь и приобретает монументальность. Полотно из жанрового становится портретным и раскрывает внутреннюю драму героя.
Он не лицедействует, а является таким в жизни: одинок среди друзей, чужой среди своих же постоянных спутников.
Это подчеркивается их присутствием, они заняты своими разговорами и находятся на ином уровне эмоционального и духовного развития, столь же далеком от переживаний героя, как и каменное изваяние фавна, охраняющее часть парка. Нет спектакля — и нет необходимости играть.
Безвольно опустив руки и глядя на зрителя, он смешон и одновременно жалок в своем белом одеянии с красными бантами на туфлях. В его взгляде звучит безмолвная просьба то ли о помощи, то ли о любви.
Картина «Жиль» — пожалуй, самое известное произведение Ватто.
Франсуа Буше (1703–1770) Купание Дианы 1742. Холст, масло. 57×73
В богатом живописном наследии Франсуа Буше, работавшего в чувственном и рафинированном стиле рококо, одной из самых популярных картин является «Купание Дианы».
Красивейшая олимпийская богиня Диана предстала на полотне французского художника прелестнейшей чаровницей, отдыхающей после своих охотничьих забав на берегу ручья. Буше не стремился в написании ее образа точно следовать греческим мифам о богине.
Его не интересует мифология как таковая, он лишь пользуется ею как удобным предлогом для изображения обнаженного женского тела, юного и прекрасного.
Его Диана — нежное создание, привыкшее к неге и заботе, она живет лишь для того, чтобы дарить усладу жадным взглядам.
Жан-Батист Перроно (1715–1783) Портрет госпожи де Соркенвиль 1749. Холст, масло. 101×81
«Портрет госпожи де Соркенвиль» является одним из самых известных в творчестве французского портретиста Жан-Батиста Перроно.
Этот парадный женский портрет передает не только социальный статус, материальное благосостояние и внешнюю красоту светской дамы, но и психологические особенности ее характера.
Она слишком умна и благородна, чтобы быть кокеткой, она проста и естественна в манерах, ее природная грация и обаяние привлекают взгляд зрителя.
Перроно превосходно передает красоту различных материалов: блеск шелка, прозрачность тонких кружев, роскошную мягкость бархата.
Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779) Молитва перед обедом 1740-е. Холст, масло. 49×38
Жан-Батист Шарден писал превосходные натюрморты и жанровые сценки, посвященные быту простых людей Такой сценкой является картина «Молитва перед обедом», изображающая повседневный, ничем не примечательны сюжет: молодая мать учит своих детей молиться перед вкушением пищи. Для художника дороги и эта благочестива женщина, и ее послушные дети, которых она воспитывает в страхе и любви к Богу. Вся сцена получилась очень тепло и уютной, от полотна веет тихим семейным счастьем и благополучием.
Жан-Батист Удри (1686–1755) Натюрморт с фазаном, куропаткой и кроликом 1753. Холст, масло. 97×64
Жан-Батист Удри — представитель эпохи рококо, пейзажист и мастер натюрморта. Основной темой его творчества была охота и охотничьи трофеи.
«Натюрморт с фазаном, куропаткой и кроликом» — прекрасный пример работ этого жанра. Поражает мастерская передача убитой дичи, она смотрится совсем как натуральная, будто сфотографированная, а не написанная рукой художника.
Жан Оноре Фрагонар (1732–1806) Щеколда 1777. Холст, масло. 73×93
Жан Оноре Фрагонар — яркий представитель французского рококо, в творчестве которого отразилась изнеженно рафинированная культура времени.
«Щеколда» — одно из полотен художника, посвященных любовным утехам галантной эпохи. Влюбленности и романы были в моде при дворе, часто составляя образ жизни его праздных представителей. Сюжет прост и ясен.
Ретивый влюбленный стремится задвинуть щеколду, закрываясь со своей избранницей в комнате с огромным роскошным ложем.
Прелестница, опять же по моде и согласно неписаным правилам любовного этикета, притворно останавливает его, словно заботясь о нравственности, однако всем своим видом показывает ту крайнюю степень любовного томления, от которой нетерпеливый молодой человек готов сойти с ума — и даже забыть про незадвинутую щеколду.
Источник: https://dom-knig.com/read_188535-6
ЖивописьЖан-Батист Симеон Шарден
В том же направлении, что и архитектура, эволюционировала французская живопись: традиция парадного строго академического стиля постепенно утрачивала значение. В Академию проникали новые течения. С конца 17 века распространялась чисто декоративная нарядная живопись, возник интерес к колориту, в нем заметно влияние венецианцев, Рубенса, а также голландских мастеров.
Живопись рококо, тесно связанная с интерьером отеля, получила развитие в декоративных и станковых камерных формах.
В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя.
Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера.
Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, преобладанием блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления; достигли расцвета портрет, натюрморт, бытовой жанр, пейзаж.
Реалистическое направление, развивавшееся параллельно с искусством рококо, в основном выражало идеалы третьего сословия и было различным в своих проявлениях.
Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699–1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя.
В скромных жилищах ремесленников художник находил темы для бытовых картин, натюрмортов и портретов. Шарден не получил академического образования. Работа с натуры была основой его творчества.
Шарден находил поэзию в мелочах домашнего обихода, в изображение которых вкладывал теплоту чувств. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах живописец Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо.
Центральная тема Шардена – натюрморт. Отталкиваясь от голландцев, Шарден обрел в этом жанре полную творческую самостоятельность, достиг той значительности и содержательности, которых не знали его предшественники. Натюрморт Шардена – это мир домашних, обжитых человеком вещей, ставших частью интимной сферы чувств и мыслей.
Мертвая натура превращалась под его кистью в живую одухотворенную материю, сотканную из тончайших красочных оттенков и рефлексов, окруженную воздухом. Совершенной валерной живописью, отличающейся, по словам Дидро, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, художник открыл качественное многообразие вещей, красоту обыденного.
В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). В пору зрелости он достиг классической ясности композиции; скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей).
На полотнах Шардена появились корзинки, кринки, чаны, кувшины, бутылки, овощи, фрукты, битая дичь.
Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены.
Мир окружающих человека предметов полон гармонии, торжественности, поражает целостностью живописного видения художника. В «Атрибутах искусства» (1766, Санкт-Петербург, Эрмитаж) в расставленных на столе предметах Шарден нашел то величие, которое царит в пейзажах Пуссена.
В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). Через систему световых рефлексов предметы связываются друг с другом и окружающей средой в живописное единство.
Написанные мелкими мазками то плотных, то жидких красок различной светосилы, вещи кажутся окруженными воздушной средой, пронизанными светом. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.
1740–е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена. Тонко ощущая поэзию домашнего очага с его тихими радостями, наивной непосредственностью, повседневными заботами и мирным трудом, художник впервые в искусстве 18 столетия воссоздал строй жизни третьего сословия. Здесь царят здоровые нравственные устои.
В понимании морали и семьи Шарден сближается с Руссо, противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести и сердца, искренность интимных чувств и добродетельность, сохранившиеся в среде простолюдинов.
В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей, исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу, играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици).
Шарден раскрывает образы своих героев, их жизнь не в событиях, а в типичных состояниях, положениях, привычных позах, в сосредоточенных лицах, взглядах, в окружающей их тишине, порядке. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737; «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж).
Шарден строит композиции в неглубоком пространстве, скупо дает выразительные детали, метко характеризующие обитателей. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая.
Отдельные красочные пятна – голубые, розово-красные – даны в тональных переходах, смягчены тончайшей нюансировкой притушенных тонов. Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. Взор зрителя последовательно переходит от предмета к предмету, от прачки к малышу, пускающему пузыри, к женщине, развешивающей во дворе белье, обнаруживая всюду поэтическую прелесть обыденного.
В 1770–х годах Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания; его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте.
Тень от зеленого козырька усиливает сосредоточенность проницательного и решительного взгляда, обращенного к зрителю. Тесное обрамление рождает впечатление уютного интерьера и вместе с тем подчеркивает объем фигуры, ее монументальность. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности.
«Автопортрет» – шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни.
- Шарден Жан Батист Картины ►
- История зарубежного искусства ►
Источник: http://smallbay.ru/artfrance/chardin_creativity.html
Картина молитва перед обедом
Советуем ознакомиться картина молитва перед обедом с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.
Молитва перед обедом [1740]
Холст, масло 49 x 41 cm
Следует отметить, что подлинной подписью является не та, что отчетливо видна в нижней части холста, а вторая, выше головки старшей девочки, почти слившаяся с фоном, которая может быть прочитана лишь при сильном освещении.
Подобные «двойные» подписи встречаются иногда на старых картинах.
Наименее заметная и скромная является обычно подлинной, более четкая и яркая наводилась перед продажей для обмана не очень искушенного покупателя, если первая выцвела и стала незаметной.
Описание картины Жана-Батиста Симеона Шардена «Молитва перед обедом»
Updated on 26.11.2014 By Admin
Картина тематики жанровых сценок из жизни, написанная маслом на холсте. Как и многие другие работы художника в этом жанре, картина получилась очень доброй и нежной. Глубокий и четкий взгляд на внутрисемейный быт обычных людей, семей.
На первом плане изображен обеденный стол, за которым собрались к обеду две девочки и их мать. Руки девочек сложены в молитвенную фигуру, и они смиренно и послушно слушают свою маму, которая учит их произношению молитвы перед едой.
Мать же, расставляя посуду к обеду, не забывает повторять своим дочерям слова молитвы. Очень трогательная и нежная сцена, которая заставляет проникнуться духом любви к близким людям, к Богу.
Также на картине изображены игрушки, которыми, очевидно, играли девочки совсем недавно, перед тем как сесть за стол. Это барабан и дудочка. Художник этим фрагментом передал настоящее послушание и смирение детей перед матерью, их кроткий и добрый нрав.
Несмотря на веселье и игры, они проявляют серьезность и почет к воле матери.
Окружающий главных лиц пейзаж говорит о среднем достатке семьи. Их нельзя назвать бедняками, потому что платья девочек достаточно красивы, опрятны и пышны. Но и к богачам отнести также трудно, поскольку на заднем плане показана достаточно скудная и скромная обстановка в доме.
Картина не пестрит яркостью красок и живостью палитры. Однако именно это и придает ей особое очарование и утонченность. Белые цвета, преобладающие в одежде детей, подчеркивают их невинность и ранний возраст. Коричневые, серые, темно-желтые тона одежды матери и окружающей обстановки подтверждают реалистичность и жизненность картины.
В целом, картина очень целостная, раскрывающая сюжет в полной мере. Глядя на нее, охватывает чувство нежности, тепла и уюта.
- Монументальная живопись, архитектура, декор – терминология, а также стили интерьера
- Ниже – двери из мира прекрасного в мир реальных вещей и нужных услуг -> переход здесь ????
- Наша группа в социальных сетях
- картина
- ШАРДЕН, ЖАН СИМЕОН (СHARDIN, JEAN SIMEON) Париж, 1699 – Париж, 1779
Учился у Пьера-Жака Каза, писавшего исторические полотна; работал у Ноэля-Никола Куапеля. В зрелые годы Шарден продолжал работать в Париже. Писал натюрморты, жанровые картины и портреты.
ШАРДЕН, ЖАН СИМЕОН (СHARDIN, JEAN SIMEON)” title=”картина ШАРДЕН, ЖАН СИМЕОН (СHARDIN, JEAN SIMEON)” />
На картине изображена мать семейства, наблюдающая за старшей дочерью, которая читает предобеденную молитву. Младшая девочка, сидя за столом, старается сохранить серьезность. Слева в ожидании стоит слуга с блюдом в руках.
Шарден трижды выставлял в Салоне картины, написанные на этот сюжет: в 1740, в 1746 и в 1761. В настоящее время известно несколько вариантов этой композиции.
Картина, которую Шарден экспонировал в 1740, находится в Лувре, в Париже. Ее и парную к ней работу «Трудолюбивая мать» художник подарил в 1740 Людовику XV. Луврская картина имеет вертикальный формат (в отличие от роттердамской, в ней отсутствует левая часть композиции с фигурой слуги). В Лувре также хранится еще один вариант «Молитвы перед обедом».
Композиция, выставленная в Салоне в 1746, по сведениям Каталога, имела в сравнении с предыдущей дополнение, поскольку она должна была служить парой к произведению Те-нирса. Однако в Каталоге нет указаний, в чем именно состояло дополнение.
Считалось, что в 1746 экспонировалась роттердамская картина, так как она представляет расширенный вариант луврского полотна. Однако недавно П. Розенберг предположил, что «Молитва перед обедом» из Салона 1746 – та, что находится в Эрмитаже, в Ленинграде. Этот вариант датирован 1744.
По сравнению с луврской картиной здесь добавлена кастрюлька с яйцами на переднем плане.
Наконец, работа, экспонированная в 1761, известна по наброску, который сделал в своем экземпляре Каталога Габриэль де Сент-Обен.
Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант, имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги, и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах). По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761.
Однако такое отождествление также подвергается сомнению, поскольку между данной работой и наброском в Каталоге все же есть небольшие различия. Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу.
«Молитва перед обедом» пользовалась очень большим успехом у публики. Стихи, которыми Франсуа-Бернар Леписье снабдил свои гравюры с этой и парной к ней картин, свидетельствуют о том, что современники видели в этих произведениях Шардена, навеянных голландскими образцами XVII века, наставление в добрых нравах.
Происхождение: аукцион в Париже, 9-10 апреля 1832, № 9; Камиль Марсиль, между 1860 и 1886/1887; сэр Роберт Эбди, Париж; Д. X. ван Бенинген, Вирхаутен; приобретена с собр. Д. X. ван Бенингена, 1958.
Выставки: ((Exposition de tableaux au profit des Arts Decoratifs», Париж, 1878, № 9; ((Tableau de dessins de l’Ecole francaise», Париж, Галерея Мартине, 1880, № 100; ((Tableaux de Maitres anciens au profit des inondes du Midi», Париж, 1952, № 143; Роттердам, 1955, № 162, репр. 175.
Литература: Наппеша, 1949, nr. 108, afb. 158; Cat. 1962, p. 37-38; Wildenstein G. Chardin. Zurich, 1963 (Oxford, 1969), nr. 216, fig. 102; Cat. 1972, p. 207, afb. p. 146; Rosenberg P. Chardin, 1699-1779. Paris, 1979, p. 270, fig.
Жан Батист Симеон Шарден
Трогательная, знакомая по множеству репродукций сценка: под наблюдением матери пухлая малышка, сложив ручки, лепечет слова молитвы, а ее сестра сосредоточенно слушает. Вся сцена наполнена искренней нежностью, связывающей членов семьи.
Согласно Шардену, художник, создавая картины, хоть и пользуется красками, но пишет чувством. Впрочем, и технику этого мастера жанровой живописи тоже считали магической. Дени Дидро восторженно писал: «Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов.
О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре – саму материю, сам воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кладешь на полотно!»
«Молитва перед обедом» – одно из самых известных произведений Жана Батиста Симеона Шардена – стала популярной еще при жизни художника. Как и многие другие свои картины, он эту повторил несколько раз.
Версию… из Лувра Шарден в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Несколько авторских копий хранится в разных музеях мира, в том числе и в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Кредо Шардена – разумное самоограничение. Пока его учителя и самые успешные современники писали изображения античных богов и героев, он выбрал иной путь, на первый взгляд не суливший ни славы, ни достатка, ни статуса звезды, ни членства в Академии, ни покровительства короля, ни заказа от российской императрицы Екатерины II…
Фаина Балаховская. Скромное обаяние третьего сословия. «Вокруг света» №4 2011 год.
Жан Батист Симеон Шарден
Молитва перед обедом (1740), Лувр, Париж
Как и почти все жанровые картины Шардена, “Молитва перед обедом” существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна “Молитва перед обедом” хранится в Эрмитаже.
А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена. Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра.
Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера.
Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: “Но кто вам сказал, что пишут красками?” – “А чем же?” – удивился незадачливый собеседник. – “Пользуются красками, – сказал Шарден, – но пишут чувством”.
Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика.
Шардену удалось достичь в “Молитве перед обедом” поразительной проникновенности и теплоты. Он добивается этого, “связывая” взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она – с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом.
Она тоже произносит молитву – над краем стола видны ее сложенные руки.
Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей “магической”, по словам современников, техники он держал в секрете.
ЖАН-БАТИСТ СИМЕОН ШАРДЕН
1744 г. Холст, масло. 49,8 x 38,4 см.
Слева: Chardin 1744
Самым реалистичным из французских живописцев предреволюционного периода был Шарден. Он первым поднял новые для французского искусства XVIII века темы семьи, материнства, домашнего труда. В его картинах мы видим женщину, воспитывающую детей, занимающуюся хозяйственными делами. Эта женщина — жена мелкого торговца или ремесленника — принадлежит к среде, в которой жил и которую хорошо знал Шарден. Отношения, господствовавшие в маленькой буржуазной семье, где все полны забот друг о друге, были идеалом художника и неисчерпаемой темой его произведений.
С необычайным теплом развертывает он перед зрителем несложное повествование. Семья собралась за столом. Молодая мать, разливая суп, очевидно, напомнила дочерям о необходимости повторить слова предобеденной молитвы. Большой творческой удачей Шардена является изображение младшей девочки, представляющее собой один из лучших детских образов, созданных им.
Интересно композиционное решение, найденное художником. Шарден строит все действие вокруг стола, расположенного в центре комнаты и наиболее ярко освещенного. Равновесие окружающих его, также освещенных, фигур не нарушается благодаря наклону самой крупной среди них — женской фигуры.
Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Художник стремится дать представление о небольшой, тесно связанной между собой группе людей — семье. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет.
Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. Из всех известных экземпляров только эрмитажный—подписной.
Подпись является свидетельством того, что именно этот вариант расценивался автором как основной, так как в традициях художников XVIII века—подписывать лишь наиболее удовлетворяющее их произведение.
Следует отметить, что подлинной подписью является не та, что отчетливо видна в нижней части холста, а вторая, выше головки старшей девочки, почти слившаяся с фоном, которая может быть прочитана лишь при сильном освещении.
Подобные «двойные» подписи встречаются иногда на старых картинах.
Наименее заметная и скромная является обычно подлинной, более четкая и яркая наводилась перед продажей для обмана не очень искушенного покупателя, если первая выцвела и стала незаметной.
Картина была приобретена для Эрмитажа между 1763 и 1774 годами из неизвестной французской коллекции.
Французская живопись XVII—XVIII вв.
Источник: https://xn—-7sbfc0arecsg5ai.xn--p1ai/kartina-molitva-pered-obedom/
Сочинение по картине Молитва перед обедом — Жан Батист Симеон Шарден
Как и почти все жанровые картины Шардена, «Молитва перед обедом» существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна «Молитва перед обедом» хранится в Эрмитаже.
А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена.
Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера.
Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: «Но кто вам сказал, что пишут красками?» — «А чем же?» — удивился незадачливый собеседник.
— «Пользуются красками, — сказал Шарден, — но пишут чувством». Маленький ребенок занят очень важным делом.
Он учится произносить молитву. Может быть, в первый раз он самостоятельно произносит слова, которые до того лепетал вслед за матерью и старшей сестрой.
Современному зрителю может показаться, что перед нами девочка, но на самом деле это — мальчик. То, что он одет в платьице, не должно вас смущать. Это — обычная одежда маленьких детей обоего пола в XVIII столетии. Лицо молящегося мальчика скрыто от нас.
Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика. Шардену удалось достичь в «Молитве перед обедом» поразительной проникновенности и теплоты.
Он добивается этого, «связывая» взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она — с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом.
Она тоже произносит молитву — над краем стола видны ее сложенные руки. Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей «магической», по словам современников, техники он держал в секрете.
Сочинение по картине Молитва перед обедом — Жан Батист Симеон Шарден« Рафаэль и Форнарина — Жан Огюст Доминик Энгр
Источник: https://kartiny.rus-lit.com/sharden-zhan-batist/molitva-pered-obedom-zhan-batist-simeon-sharden/
Жан Батист Симеон Шарден Молитва перед обедом: Описание произведения
«Молитва перед обедом» — одна из самых известных картин Шардена, жанровая сценка из жизни того социального слоя, который художник досконально знал по собственному жизненному опыту и любил – небогатого и добродетельного французского мещанства.
Масштаб картины совсем невелик (чуть менее чем 40 на 50 см), что полностью соответствует её камерному, «уютному» содержанию. Молодая мать, разливая суп, учит детей произносить молитву перед вкушением пищи.
Старшая девочка, как видно, уже имеет такой навык, и всё внимание благочестивой (но без всякой елейности и приторности) матери сосредоточено на младшем ребёнке. Композиция картины проста и незатейлива: на тёмном нейтральном фоне ярко выступают накрытый белой скатертью стол и три освещенных человеческих фигуры.
С проникновенной теплотой Шарден выписывает скромную обстановку жилища, тихое семейное счастье, нити взаимопонимания, возникающие между матерью и детьми в процессе двух вполне обыденных и вместе с тем наиважнейших дел – еды и молитвы.
А был ли мальчик?
Дискуссионным вопросом является пол изображенного на картине младшего ребёнка, которого мать учит молитве.
Некоторые искусствоведы небезосновательно полагают, что это мальчик. Аргументируется это, во-первых, тем, что в XVIII ст.
маленьких мальчиков и девочек одевали совершенно идентично.
Так, например, современный американский культуролог Карин Калверт свидетельствует, что традиция одевать маленького мальчика в платье существовала вплоть до конца XVIII века: «Мальчики, до того как надевали костюм мужчины, проходили через три четко обозначенные стадии: первые 3-4 года в юбочках, следующие 3-5 лет – в детских штанишках и еще 2-3 года – в слегка облегченном варианте взрослого костюма». Вторым аргументом в пользу того, что в «Молитве перед обедом» изображен ребенок мужского пола, является «мальчишеская» игрушка – барабан, повешенный на спинку стула.
Однако такой известный специалист по творчеству художника, как Инна Немилова, автор книги «Симон Шарден и его картины в Государственном Эрмитаже» (1961), не сомневается, что перед нами – две девочки.
«Молодая мать, разливая суп, одновременно старается заставить двух дочерей повторить слова предобеденной молитвы. (…) Большой творческой удачей Шардена является изображение младшей девочки.
С исключительной тонкостью переданы как чувства ребенка, так и характерные для него поза и движение».
«Молитва перед обедом» и её копии
Существует несколько вариантов «Молитвы перед обедом», написанных Шарденом в течение десятилетия 1740-1450 гг. Эрмитаж гордится тем, что только эрмитажная копия имеет подпись художника и указание даты – 1744 год.
«Молитва перед обедом», хранящаяся в Лувре, лишь немногим отличается от версии Эрмитажа: при почти идентичной композиции и колорите, в луврской версии более облегченно выписан правый нижний угол и отсутствует такая деталь, как кастрюлька с яйцами. Эта версия картины была преподнесена Шарденом королю Людовику ХV в 1740-м году.
Другими копиями работы Шардена владеют Стокгольмский музей, музей Бойсманса-ван Бейнингена (Роттердам) и целый ряд частных собраний. Одна из копий «Молитвы…», хранящаяся в музее Майер ван ден Берг (Антверпен), имеет существенно расширенную композицию: слева от основных действующих лиц можно видеть освещенную стену, дверь и мальчика-слугу, несущего поднос к обеденному столу.
Такую трактовку искусствоведы признают не слишком удачной из-за распада композиционной целостности и несколько механического присоединения к сюжету дополнительного персонажа. По-видимому, и сам художник не был удовлетворён этим решением, поскольку обратился к нему лишь раз.
Большое количество копий картины свидетельствует не только о непрерывном творческом поиске Шардена, но и том, что «Молитва перед обедом» пользовалась успехом у современников. Этот интерес к картине Шардена является частным случаем важнейшей для середины XVIII века тенденции: отходу от традиций придворно-парадной живописи и демократизации искусства.
Анна Вчерашняя
Источник: https://artchive.ru/jeanbaptistesimeonchardin/works/29250~Molitva_pered_obedom