Выставка дает российскому зрителю уникальную возможность увидеть рядом произведения трех великих мастеров-современников, чье творчество во многом перевернуло представления о самом процессе создания картины, заложив основы развития живописи во всей Европе. На выставке в ГМИИ им.
Пушкина представлены 23 произведения, которые в полной мере дают представление как о культуре Венеции эпохи Ренессанса, так и о мастерстве Тициана, Тинторетто и Веронезе, которые сделали Венецию великим культурным центром своего времени.
Статус Венеции как города-легенды поддерживался благодаря огромным средствам, которые представители городской элиты вкладывали в картины, скульптуры, архитектурное обновление отдельных зданий и города в целом, а также в предметы роскоши. В этой среде и сформировались мастера, которые внесли наибольший вклад в формирование венецианского стиля — Тициан, Веронезе, Тинторетто. Постоянный спрос на произведения искусства со стороны местных и зарубежных клиентов привлекал в Венецию и многих художников из соседних провинций, привозящих в лагуну собственные художественные традиции.Как мы уже писали в анонсе выставки, одна из ее сенсаций — принадлежащая благотворительному фонду «Классика» композиция Тициана «Венера и Адонис». Опознанная как работа великого мастера главным научным сотрудником ГМИИ им. А. С. Пушкина, доктором искусствоведения Викторией Марковой, она лишь недавно вошла в историю искусства и до сих пор в России не экспонировалась.К этой выставке ГМИИ им. Пушкина готовился очень долго. И даже если вы не сможете попасть в Москву и увидеть великие шедевры собственными глазами, можно воспользоваться великолепно подготовленным аудиогидом и послушать — или прочитать — об историях знаменитых полотен, которые в эти дни экспонируются в российской столице.
Мы решили не просто продемонстрировать вам иллюстрации, но и процитировать их описания, подготовленные для зрителей сотрудниками Пушкинского музея.
Пожалуй, самое яркое полотно нынешней экспозиции — «Саломея» кисти Тициана, по праву завоевавшая широкую известность и славу. Картина редко покидает пределы Италии, что делает ее пребывание на московской выставке еще более ценным.
Эта работа относится к числу ранних произведений маэстро. Начиная с конца XV века, иконография образа Саломеи являла собой поясное изображение героини, устремившей взгляд на главу Иоанна Крестителя.
Такие картины писали для частного, домашнего интерьера, и нередко изображение Иоанна Крестителя представляло собой , подчеркивающий поражение мужчины, побежденного красотой и очарованием женщины. В данной работе профиль Иоанна Крестителя повторяет профиль Тициана.
Независимо от того, стремился ли художник представить себя в образе пораженного влюбленного, он создал шедевр, пронизанный тонким эротизмом.
Тициан, Веронезе и Тинторетто родились в разных городах, принадлежали к разным поколениям, имели разный социальный статус и образование. Каждый из них развивал заметно отличающиеся друг от друга, но взаимодополняющие художественные стили и языки. Тем не менее, в их судьбах много общего — к примеру, все они выполняли заказы для важнейших церквей Венеции и прилегающих территорий, а также работали по частным заказам крупнейших политиков их времени. Кроме того, все три мастера стояли во главе наиболее активных мастерских, которые, по венецианской традиции, были семейными.
Вот что рассказывает научный руководитель выставки, профессор Веронского университета Бернард Айкема: «Все соразмеряли себя с Тицианом. Он ввел идею цвета, света в венецианском и европейском искусстве. В этом смысле Тициана можно считать первым настоящим европейским художником. Тинторетто был моложе, работал в основном для венецианских заказчиков и постепенно вытеснил Тициана с рынка в Венеции. Между ними существовало настоящее соперничество. Затем в Венецию приехал молодой человек по имени Паоло Кальяри, прозванный Веронезе, то есть „человек из Вероны“. Этому художнику удалось установить дружеские отношения с Тицианом, он был более добродушный, в отличие от вредного Тинторетто, поэтому Тициан его терпел», — объясняет специалист хитросплетения отношений между художниками.Картины трех великих мастеров подобраны таким образом, что зритель имеет возможность проследить историю взаимодействия художников, их влияние на творчество друг друга, их противостояние и заимствование тем и техник.Еще одна работа Тициана, представленная на выставке в Пушкинском музее — кардинала Алессандро Фарнезе-младшего (1520−1589). Его называют «великим принцем Возрождения», и не только из-за истории его личной жизни (несмотря на церковный сан, он имел многочисленные любовные связи и даже внебрачную дочь), но прежде всего благодаря деятельности в качестве мецената. Он был собирателем древностей, покровителем Эль Греко, инициатором строительства принадлежавших его семье величественных дворцов в Риме. Кроме того, кардинал Фарнезе был сторонником иезуитов, и его старания обеспечили возведение церкви Иль Джезу.Тициан знал, как добиваться заказов и иметь дело с представителями крупнейшей европейской аристократии: не только с членами самых влиятельных итальянских правящих семей — Делла Ровере, Гонзага, Медичи, но и, что было особенно важно, с правителями дома Габсбургов. Между великим мастером Тицианом и могущественной папской семьей также сложились тесные взаимоотношения, начавшиеся в 1542 году.
- Чезаре Мария Рагальини, Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Российской Федерации на открытии выставки
По словам куратора Томаса Далла Коста, устроителям «труднее всего было договориться с церквями. Представьте себе: картину написали для определенной базилики, она хранилась там 500 лет, и вот теперь кто-то хочет увезти ее так далеко, в другой климат. Конечно, им не хотелось расставаться с полотнами».
Не меньше грандиозности представленных на выставке шедевров поражает их страховая стоимость — общая сумма достигает 300 миллионов евро.
Самая высокая страховая стоимость — у «Саломеи» Тициана, 60 миллионов.
При распаковке экспонатов каждый из них тщательно, буквально по сантиметру, осматривали для выявления возможных дефектов которые могли появиться при транспортировке. Якопо Тинторетто. «Пирам и Фисба».
Это первая «Тайная вечеря», написанная Тинторетто, а также его первый заказ от Скуол. Дебют прошел успешно: спустя некоторое время подобные малые братства одно за другим будут обращаться к Тинторетто. За свою творческую жизнь он написал не менее девяти картин для Скуол дель Сантиссимо Сакраменто, которые стали его основными заказчиками. Они представляли собой религиозные братства, особенно почитавшие Евхаристию. Располагающие ограниченными финансовыми средствами, Скуолы дель Сакраменто обычно не имели собственного помещения, им отводилось отдельное место в церкви, «банко дель Сакраменто» — стоящая вдоль стены деревянная скамья с ящиками. Члены совета братства находились здесь во время церковной службы, здесь же проводились собрания. На стене над скамьей нередко размещали изображение Тайной вечери, к которой восходит таинство Евхаристии.
- Оба фото: страница музея в соцсети Фейсбук
«Воскресение Христа» (иллюстрация ниже) — пример религиозной картины, написанной не для церковного интерьера, а для частного заказчика (per committenza privata), чье имя до нас не дошло. Импровизационность живописной манеры с характерным для Веронезе чередованием длинных и коротких отрывистых мазков, свежесть колорита, построенного на излюбленных им оттенках красного и зеленовато-синего, а также мастерское использование эффектов освещения указывают на то, что картина была написана в первой половине — середине 1570-х годов, в период высшей творческой зрелости живописца.Эта картина из фондов Пушкинского музея прошла успешную реставрацию: очень тонкая, очень сложная и очень творческая работа, которую проделала глава мастерской реставрации живописи, художник-реставратор Надежда Кошкина, преобразила вещь и превратила ее в подлинную жемчужину — такую, какой она была изначально.
- Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Святой Мина». 1558–1561. Модена, Галерея Эстенсе
- Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Святой Иоанн Креститель». 1558–1561. Модена, Галерея Эстенсе
Картины Веронезе «Святой Иоанн Креститель» и «Святой Мина» изначально украшали орган венецианской церкви Сан Джеминьяно, стоявшей на площади Сан Марко. При закрытом органе можно было увидеть изображения двух святых епископов, а представленные на выставке картины украшали внутренние поверхности створок. Веронезе написал их в 1558—1561 годах по заказу настоятеля Бенедетто Мандзини. Как упоминал Сансовино в 1561 году в книге «Достопримечательности», посвященной Венеции, этот орган — «чудесное по своей архитектуре, гармонии и живописи» творение.
Паоло Кальяри, прозванный Веронезе. «Похищение Европы».1578−1580 Рим, Капитолийские музеи / Пинакотека Капитолина
В эпоху Возрождения наиболее распространенной версией мифа о Европе стала история, рассказанная Овидием во второй книге «Метаморфоз». Европа была прекрасной молодой девушкой, в которую влюбился Юпитер. Чтобы приблизиться к ней, он прибег к одному из своих обычных превращений, обратившись в белого быка и смешавшись со стадом животных, пасшихся на лугу.
…Европа позволила быку подойти к себе и начала обвязывать его голову гирляндами из цветов. Но как только девушка села на его спину, бык поднялся, направился к берегу моря и, оказавшись в воде, поплыл вместе с ней к острову Крит, где в дальнейшем они сочетались браком. Веронезе помещает сцену на лесную поляну неподалеку от берега моря. Действия главных героев отсылают к ритуалам светской жизни Венеции того времени, а именно — к туалету благородной дамы. Европа украсила себя серьгами и жемчужным ожерельем, в соответствии с традиционным костюмом венецианской невесты. Две служанки поправляют ее одеяния, как если бы они готовили девушку к свадебному шествию, в то время как две другие прислужницы готовы собирать цветочные гирлянды и яблоки, которые им бросают амуры.
На картине Веронезе Мадонна — это прекрасная венецианская девушка с золотыми волосами. Она кажется отрешенной и задумчивой. В мужской фигуре мы со всей очевидностью узнаем святого Петра, поскольку он держит в руке ключ, постоянный атрибут в иконографии апостола. А женский образ, предположительно, — Екатерина Александрийская.
Картина «Святой Георгий» поступила в Эрмитаж как работа Паоло Веронезе. Главным препятствием для справедливой оценки работы было состояние ее сохранности: многочисленные слои желтого лака искажали цветовую гамму и нивелировали эффекты света и тени — одну из характеристик живописи Тинторетто. Проведенная в 1997—2000 годах реставрация освободила авторскую живопись от позднейших наслоений лака и реставрационных записей, что позволило отказаться от сомнений в авторстве Тинторетто.
Сюжет этой картины описан в Книге пророка Даниила. Сусанна была прекрасной женой Иоакима, богатого иудея из Вавилона. Она приглянулась двум старейшинам из народа, избранным судьям, которые стали постоянно следить за ней и однажды решили осуществить свои нечистые намерения, воспользовавшись моментом, когда она купалась одна в собственном саду. Приблизившись, старцы стали домогаться Сусанны, говоря, что, если она не уступит их желаниям, они публично опорочат ее и засвидетельствуют, будто видели, как она возлежала с молодым человеком. Сусанна осталась непоколебимой, отказавшись от греха перед Господом и предпочтя стать невинной жертвой наговоров. Этот сюжет привлекал художников начиная с первых лет христианства, в разное время подвергаясь различным интерпретациям и достигнув наибольшей популярности в XVI и XVII веках.
Пожалуй, эта картина — одно из самых эмоциональных религиозных произведений Якопо Тинторетто. Сцена, выхваченная из тьмы ярким направленным светом, падающим с правого верхнего угла, изображена на фоне ночного пейзажа. В центре динамичной многофигурной композиции — тело мертвого Христа, лежащего на коленях Марии, упавшей без сознания. Иосиф Аримафейский, поддерживающий фигуру Христа, образует с ним единую диагональ, идущую параллельно линии, выстроенной положением трех Марий. В «Снятии с креста» Тинторетто интерпретирует библейский сюжет с особой выразительностью, приближая образы святых к простым смертным.
В композицию картины «Грехопадение Адама и Евы» Тинторетто включает сразу два сюжета: грехопадение (на переднем плане) и изгнание из Рая (на заднем плане). Работа входит в цикл композиций на библейские сюжеты, созданный Тинторетто для зала Альберго Скуолы делла Тринитá и включающий пять полотен на тему Сотворения мира. Красота героини «Грехопадения Адама и Евы» и округлость ее форм напоминают обнаженные фигуры с полотен Тициана, под чьим явным влиянием работал над этой серией Тинторетто. В то же время тщательно выписанная мускулатура Адама говорит о явном обращении художника к произведениям Микеланджело.
Сам Тинторетто, подчеркивая значимость для его творчества работ этих признанных гениев, на дверях своей мастерской написал девиз: «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана».
Якопо Робусти, прозванный Тинторетто. «Портрет прокуратора Антонио Капелло».Ок. 1560−1565 гг.
Венеция, Галерея Академии
На этом портрете, представленном на выставке, изображен прокуратор Антонио Капелло. Он начал политическую карьеру в 1511 году, в возрасте около 17 лет.
В 1525 году Капелло был избран прокуратором Супры, ведавшей собором Сан Марко, его Сокровищницей и Соборной площадью.
Портрет же для Прокураций был написан намного позднее вступления Капелло в должность, в период после выборов, то есть в 1560—1565 годах. Антонио Капелло был известен и как меценат, тонко чувствующий искусство.
Тинторетто изображает Антонио Капелло согласно духу Венецианской республики. Отсутствуют украшения и детали, которые могли бы подчеркнуть статус изображаемого, но были неприемлемы для Дворца правительства.
Не броские драгоценные изделия или ткани, а само мастерство живописи Тинторетто — вот главное, что прославляет прокуратора Капелло.
Действие евангельской притчи «Христос и грешница», изображенной на своем полотне Тинторетто (иллюстрация ниже), происходит в храме, где с рассвета проповедует Христос.
Книжники и фарисеи приводят в храм женщину, уличенную в прелюбодеянии, и, чтобы спровоцировать Спасителя, спрашивают, что он думает о законе иудейском, предусматривавшем публичную смертную казнь в виде избиения камнями за непристойное поведение. Но Иисус вместо ответа начинает писать пальцем на земле.
И наконец, принуждаемый фарисеями к ответу, он произносит знаменитую фразу: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень».
Сюжет «Христос и грешница» был очень популярен в венецианской живописи XVI века. Тинторетто обращался к нему не раз в сороковые годы.
Но, без сомнения, полотно из Палаццо Барберини представляет самое эффектное с точки зрения сценографии решение этой композиции.
Алтарная композиция «Крещение Христа» была написана Тинторетто для церкви Сан Сильвестро. Ранее произведение недооценивалось, однако после проведенной в 2003—2004 годах реставрации «Крещение Христа» предстало по-новому: был удален потемневший лак, поздние дополнения и открыты новые авторские живописные детали.Сегодня картина считается одной из самых значительных среди находящихся в Венеции алтарных работ ТинтореттоКак заявила журналистам директор ГМИИ им. Пушкина Лошак, комментируя открытие выставки, «зная Италию и подход директоров итальянских музеев к своим работам, очень бережное отношение к своему искусству, это невероятный жест дружбы, который невозможно не оценить».
Москвичи и гости столицы могут посетить грандиозную экспозицию работ величайших мастеров Венецианского Ренессанса в ГМИИ им. Пушкина до 20 августа 2017 года.Артхив: читайте нас в Телеграме и смотрите в Инстаграме. Титульная иллюстрация: Тициан, «Венера и Адонис» (фрагмент). 1560. При подготовке обзора использованы материалы пресс-релизов ГМИИ им. Пушкина, страницы и иллюстрации музея в социальной сети Фейсбук, а также материалы аудиогида музея.
Источник: https://artchive.ru/news/2703~Venetsianskij_Renessans_v_Moskve_Titsian_Tintoretto_Veroneze
Читать онлайн Галерея Академии Венеция страница 8. Большая и бесплатная библиотека
Якопо Тинторетто (1518/1519-1594) Похищение тела святого Марка 1562–1566. Холст, масло. 397×315
Тинторетто был одним из многих, внесших весомую лепту в создание «марчианы». Святой Марк — самый популярный святой в Венеции, был не только ее духовно-религиозным, христианским небесным патроном, но и мифологическим «гением места». Поэтому живописные работы, посвященные ему, являлись реализацией своего рода государственной программы, неизменной на протяжении столетий.
Под вспышками молний вся архитектура площади становится фантастическим спиритуалистическим видением и превращается из ведуты с архитектурным обликом площади Сан-Марко в соучастника трагического события.
В этом зрелом произведении Тинторетто ознаменовался новый важный этап венецианского искусства — живописное мастерство в совершенном умении строить перспективные планы, неожиданные ракурсы, создавать живую среду, показывать дыхание пространства в унисон человеческому соединилось с интенсивными поисками сущностных и символичных форм света. И здесь, при всей зрелищности тинтореттовских композиций, возникает антитеатральный, антидекорационный эффект, всегда предполагающий долю отстранения, — захватывающее ощущение присутствия грозных сил божественной стихии. Именно оно вносит в образный язык художника новое содержание, преобразующее «миф Венеции», наполняя его драматизмом, который отражает роковые перемены в судьбе города и государства.
Обращает на себя внимание изображение верблюда: оно сделано иллюзионистски натурально, что резко отличает это животное от его собратьев на картинах старшего поколения венецианского Возрождения.
Здесь верблюд вовсе не кажется перечислительным «атрибутом» для создания восточного антуража, ракурс поворота его головы передает общую взволнованность, пронизывающую беспокойными токами всю композицию.
В истории мученичества Марка, рассказанной в «Золотой легенде» Якова Воррагинского, повествуется о том, что евангелист был схвачен язычниками в день Пасхи во время праздничной мессы, затем волоком протащен на веревке, затянутой у шеи, через весь город и заточен в темницу, где ночью страдальцу явился Христос, который после приветствия его утешил. На следующее утро пытка продолжилась до последнего вздоха святого. Палачи намеревались сжечь растерзанное тело, но внезапно разразилась буря, град рассеял толпу, и христиане смогли унести погибшего за веру пастыря, чтобы похоронить его.
Якопо Тинторетто (1518/1519-1594) Мадонна с тремя казначеями. Около 1567. Холст, масло. 221×520
Как и во многих других посвятительных (вотивных) полотнах итальянского Ренессанса здесь Тинторетто по традиции совмещает сакральный сюжет с портретами реальных людей, которые и были заказчиками картины. Это казначеи республики — Микеле Пизани, Лоренцо Дольфин и Марино Малипьеро.
Под их гербами, слитыми в единое поле в левом углу, значится латинский девиз: «unanimas concordiale simbolus» («символ единодушного согласия»), и дата — 1566, знаменательная для Тинторетто. В этом году его приняли в члены флорентийской Академии рисунка вместе с другими венецианцами — Тицианом, Палладио, Сансовино и Сальвиати.
Предполагают, что само произведение было написано чуть позже, и к тому времени служба изображенного на нем Малипьеро была уже закончена.
Три государственных мужа Венеции, облеченные финансовой властью, безупречно честные в исполнении ответственных обязанностей, в своем поклонении Марии с Младенцем одновременно и благодарят Мадонну за небесное покровительство, и словно посвящают именно ей результаты своих трудов во имя благоденствия Республики. По словам Б. Р.
Виппера, Тинторетто привлекает не столько телесное, сколько эмоциональное, не чувственный, а социальноэтический облик человека. Именно это духовное родство и объединяет столь разные портреты мастера.
Интересно, что портретными здесь являются не только изображения донаторов и секретарей с мешками денег, но и святых — Себастьяна, Марка, Теодора.
Черные одеяния героев подчеркивают благородную красочность полотна — высокий образец венецианского колоризма с его декоративной и экспрессивной силой.
Паоло Веронезе (1528–1588) Аллегория битвы при Лепанто. Около 1573. Холст, масло. 170×137
Блестящий представитель венецианской школы живописи в эпоху Ренессанса, искусство которого завершило ее «золотой век» на высокой ноте, Паоло Кальяри, называемый Веронезе (то есть «веронец»), как художник сформировался в своем родном городе. Его отец был каменщиком и, как полагают, познакомил сына с искусством лепки еще в детстве.
Но все-таки первыми подлинными учителями были известный архитектор Микеле Санмикеле и живописец Антонио Бадиле (позже Веронезе женится на его дочери). Собственный художественный язык молодой человек обрел уже в Венеции, куда его в 1553 пригласили для росписи плафона в зале Совета Десяти во Дворце дожей.
Вскоре творец удостоился золотой медали от прокураторов собора Сан-Марко за три больших круглых панно в Библиотеке Марчиана. В них мастер использовал резкие ракурсы, головокружительную аранжировку пространства, сумел замечательно, почти материально передать изображенное.
Имя Веронезе стало знаменитым, упоминалось рядом с именем Тициана, с которым он сблизился, и Тинторетто. Он оформлял дворцы, храмы и виллы, писал портреты.
Самое крупное морское сражение XVI века, битва при Лепанто, случилось 7 октября 1571 и завершилось блистательной победой объединенного флота Священной лиги, в которую входили Венеция, Испания, Папское государство и многие другие европейские страны, над военными силами Османской империи.
Поражение надолго отодвинуло претензии турок на мировое господство и развеяло миф об их непобедимости. Но для христианской Европы это была прежде всего победа над мусульманским Востоком, креста над полумесяцем.
И для Венеции, страдавшей в течение многих веков от постоянных конфликтов с мусульманскими странами Средиземноморья, сражение имело огромное значение. Поэтому появление в венецианской живописи того времени многочисленных полотен на данную тему неудивительно.
Победа изображалась художниками и в качестве самостоятельной исторической картины, и рассматривалась как аллегория, и служила фоном к портретам, а иногда присутствовала на полотнах опосредованно.
Для церкви Сан-Пьетро Мартире на острове Мурано близ Венеции живописную аллегорию морской баталии создал великий Паоло Веронезе. Художник предельно подробен в отношении флотов. На первый план он впускает немного водного пространства, заполняя до горизонта нижний пояс изображением судов, увиденных «с высоты птичьего полета».
Победа христианских сил изобразительно предрешена не только небесным заступничеством самого мощного, верхнего регистра композиции, который отведен «крупному плану» сцены с Мадонной и святыми, но и численным превосходством флагов и знамен воинства на частоколе мачт над полотнищами с полумесяцем.
Несмотря на камерный размер, работа производит впечатление монументального произведения и является одним из самых известных изображений легендарной битвы.
Паоло Веронезе (1528–1588) Пир в доме Левия 1573. Холст, масло. 560×1309
Мастер пышных масштабных полотен, Веронезе украсил своими работами многие светские и религиозные здания Венеции. «Пир в доме Левия» был написан для трапезной доминиканского монастыря Святых Джованни и Паоло. Исследователи предполагают, что изначально картина создавалась на другой сюжет.
Высказываются различные точки зрения, на какой именно: «Тайная вечеря», так как на месте произведения раньше находилась «Тайная вечеря» Тициана, погибшая в пожаре, «Пир в доме Симеона» или некий другой пир.
По окончании работы Веронезе был вызван на допрос священной инквизиции за чрезмерно вольную интерпретацию евангельской сцены, неуместных героев и лишние детали, не отвечавшие строгой политике католической церкви, связанной с контрреформацией.
После него мастеру предоставили три месяца, чтобы переписать полотно, но вместо этого он лишь переименовал его в «Пир в доме Левия», не столь сакральную евангельскую сцену.
Веронезе известен своими многолюдными картинами, изображающими библейские пиры и трапезы. Данная композиция представляет собой квинтэссенцию его поисков в этом направлении.
Вписанная в классическую архитектурную декорацию в виде триумфальной арки, навеянную классическими работами популярных в то время Андреа Палладио и Якопо Сансовино, она словно открывает зрителю театральное действие, разыгранное на фоне нарисованного задника.
Богатая палитра ярких красок «описывает» разношерстную толпу персонажей, среди которых — турки, чернокожие, стражники, аристократы, шуты и собаки. В центре холста — фигура Христа, данная в отличие от остальных на фоне неба, она своей нежно-розовой туникой выделяется среди участников застолья.
От художника не ускользает ни одна деталь! Иуду он не только поместил по другую сторону стола от Учителя, но и заставил отвернуться. Его внимание отвлекает слуга-негритенок, указывающий на собаку, которая наблюдает за кошкой, играющей под столом с косточкой.
Источник: https://dom-knig.com/read_188581-8
Jacopo Tintoretto
- Self-portraitCirca 1548 date QS:P,+1548-00-00T00:00:00Z/9,P1480,Q5727902. oil on panelmedium QS:P186,Q296955;P186,Q287,P518,Q861259. 45.7 × 36.8 cm (17.9 × 14.4 ″). London, Victoria and Albert Museum.
-
Self-portrait with a book
- label QS:Len,»Self-portrait with a book»
- label QS:Lpl,»Autoportret z książką»
- date QS:P,+1585-00-00T00:00:00Z/9,P1480,Q5727902
circa 1585 . oil on canvas
medium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259
. 73 × 58 cm (28.7 × 22.8 ″). Florence, Uffizi Gallery
-
Self-portrait1588. oil on canvas
medium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259
. 63 × 52 cm (24.8 × 20.4 ″). Paris, Louvre Museum.
- Creation of the Animalslabel QS:Len,»Creation of the Animals»label QS:Les,»La Creación de los animales»label QS:Lit,»La creazione degli animali»label QS:Lpl,»Stworzenie zwierząt».between 1551 and 1552 date QS:P,+1551-00-00T00:00:00Z/8,P1319,+1551-00-00T00:00:00Z/9,P1326,+1552-00-00T00:00:00Z/9. oil on canvasmedium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259. 151 × 258 cm (59.4 × 101.5 ″). Venice, Gallerie dell'Accademia
- The Fall of Man.between 1577 and 1578 date QS:P,+1577-00-00T00:00:00Z/8,P1319,+1577-00-00T00:00:00Z/9,P1326,+1578-00-00T00:00:00Z/9. oil on canvasmedium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259. 265 × 370 cm (8.6 × 12.1 ft). Venice, Scuola Grande di San Rocco
- Original sinlabel QS:Len,»Original sin»label QS:Lpl,»Grzech pierworodny».circa 1550 date QS:P,+1550-00-00T00:00:00Z/9,P1480,Q5727902. oil on canvasmedium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259. 150 × 220 cm (59 × 86.6 ″). Venice, Gallerie dell’Accademia
-
The Murder of Abel
- label QS:Len,»The Murder of Abel»
- label QS:Lpl,»Zamordowanie Abla»
- date QS:P,+1551-00-00T00:00:00Z/8,P1319,+1551-00-00T00:00:00Z/9,P1326,+1552-00-00T00:00:00Z/9
.between 1551 and 1552 . oil on canvasmedium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259. 149 × 196 cm (58.6 × 77.1 ″). Venice, Gallerie dell'Accademia
- The Sacrifice of Isaac.between 1577 and 1578 date QS:P,+1577-00-00T00:00:00Z/8,P1319,+1577-00-00T00:00:00Z/9,P1326,+1578-00-00T00:00:00Z/9. oil on canvasmedium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259. 265 × 370 cm (8.6 × 12.1 ft). Venice, Scuola Grande di San Rocco
-
Jacob's Ladder
- label QS:Len,»Jacob's Ladder»
- label QS:Lpl,»Drabina Jakubowa»
- date QS:P,+1577-00-00T00:00:00Z/8,P1319,+1577-00-00T00:00:00Z/9,P1326,+1578-00-00T00:00:00Z/9
.between 1577 and 1578 . oil on canvas
medium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259
. 660 × 265 cm (21.6 × 8.6 ft). Venice, Scuola Grande di San Rocco
-
Joseph and Potiphar's Wife
label QS:Lde,»Joseph und die Frau des Potiphar»
label QS:Len,»Joseph and Potiphar's Wife»
label QS:Les,»José y la mujer de Putifar»
label QS:Lpl,»Józef i żona Potifara»
.oil on canvas
medium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259
. 54 × 117 cm (21.2 × 46 ″). Madrid, Prado Museum
-
Judah and Tamar
- label QS:Len,»Judah and Tamar»
- label QS:Les,»Giuda e Tamar»
- label QS:Lpl,»Juda i Tamar»
- date QS:P,+1555-00-00T00:00:00Z/8,P1319,+1555-00-00T00:00:00Z/9,P1326,+1559-00-00T00:00:00Z/9
.between 1555 and 1559 . oil on canvas
medium QS:P186,Q296955;P186,Q12321255,P518,Q861259
. 150 × 155 cm (59 × 61 ″). Madrid, Thyssen-Bornemisza Museum
Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/Jacopo_Tintoretto
Венеция — Тинторетто, Якопо (Джакопо) Робусти. — allyestate.com
stasrsvВенеция — Тинторетто, Якопо (Джакопо) Робусти. — allyestate.com
Якопо (Джакопо) Робусти, впоследствии носящий имя Тинторетто, один из величайших венецианских художников эпохи позднего Возрождения. Наряду с Джованни Беллини, Тицианом и Паоло Веронезе был ярчайшим представителем венецианской школы живописи.
Тинторетто родился в Венеции в 1518 году и был старшим сыном в семье. Имя под которым он стал известен произошло, вероятнее всего, от рода занятий его отца.
Tintore по итальянски значит красильщик, а tintoretto — уменьшительно-ласкательная вариация этого слова, «маленький красильщик» или «сынишка красильщика».
О детских годах и даже юности Тинторетто информация очень скудна.
Известно только, что имея доступ к краскам, он очень рано проявил свои таланты художника, а так же имел способности к игре на арфе, сохранив любовь к музыке на всю жизнь. В пятнадцать лет отец показал будущего художника Тициану, но что-то там у них не сложилось.
Те кто относится к Тициану не слишком доброжелательно, настаивают на версии зависти признанного мастера к юному гению. Сам же Тинторетто всегда благоговейно относился как к работам Тициана, так и к самому мастеру.
Почти всю свою жизнь мастер жил в Венеции, в доме на Фондаменто деи Мори, в отдаленном тихом квартале Канареджио в окружении семьи. Исключением стали лишь пара лет проведенных в Риме и Мантуе на заре карьеры.
Специалисты делят творческую карьеру художника на три этапа — ранний период, зрелость и заключительный.
За это время Тинторетто написал великое множество картин, даже перечисление их полного списка слишком перегрузит любую статью.
Я не искусствовед способный проанализировать манеру письма или что-то еще и не собираюсь писать биографию художника. Я простой обыватель, заинтересовавшийся творчеством художника и статью пишу больше для себя.
Главный акцент я сделаю на местах, где в Венеции есть возможность прикоснуться к великому искусству Тинторетто, что обязательно сделаю в следующий раз.
Я не буду описывать эти места — это требует отдельной статьи для каждого, но укажу адреса и ссылки на сайты.
Остальные картины просто упомяну с уточнением места нахождения, так как в поездках по другим городам Европы мы, бывает, заглядываем и в художественные галереи и музеи.
Тинторетто в Венеции
Скуола Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco)
Самое представительное и самое мощное «собрание» работ Тинторетто в Венеции находится в Скуоле Сан Рокко (Scuola Grande di San Rocco). Адрес простой — Район Сан Поло (San Polo, 3052), неподалеку от собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари.
Начиная с 1559 года и до самой своей смерти в 1594 году Тинторетто написал множество картин и произвел роспись стен и потолочных плафонов самого здания Скуолы ди Сан Рокко. Причем работал практически даром, на условиях компенсации затрат на холст и краски и ничтожной платы в 100 дукатов в год.
К 1565 году Тинторетто закончил живописный декор потолка (21 картина) и стен (6 картин) большого зала Альберго Скуолы Сан Рокко, до сих пор не имеющий равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу. Работа может быть сравнима только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле.
Духовное родство Тинторетто с Микеланджело проявилось в колоссальном полотне «Распятие». Полотно размером 5.36х12.24 метра полностью заполняет одну из стен зала. Казнь в самом разгаре крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен. А ближе к зрителю у нижнего края картины группа близких Христа, среди них теряющая сознание Мария.
В той же манере, что и «Распятие» были написаны два панно на противоположной стене этого зала — «Христос перед Пилатом» и «Несение креста». В 1567 году было закончено полотно «Святой Рох в тюрьме» для церкви Святого Роха, в в 1571 картины «Воскрешение Лазаря» и «Вознесение» для других помещений Скуолы.
В 1575 году Тинторетто приступает к масштабной работе — живописному декору стен (13 картин) и потолка (21 картина) огромного Верхнего зала Скуолы ди Сан Рокко.
Украшающие потолок плафоны посвящены библейским эпизодам, настенные панно — евангельским, охватывает весь библейский цикл истории человечества — от Первородного греха до Вознесения Христа.
Но описывать эту роспись бессмысленно — надо смотреть.
В 1576 году был закончена потолочная роспись «Медный Змей», на следующий год полотно «Моисей высекает воду из скалы». В 1579 — работы «Крещение Христа», более масштабное полотно, чем то что в музее Прадо в Мадриде, «Умножение Хлебов», «Христос в купели Силоамской», «Сатана предлагает Иисусу превратить камни в хлеб», «Гефсиманская молитва», «Воскресение Христа» и еще одна «Тайная Вечеря».
На 1581 год приходится завершение нескольких картин. «Поклонение Пастухов», где удивительно точно передан трепет пастухов приносящих свои скромные дары Марии и младенцу. «Благовещение», на которой Архангел Гавриил буквально врывается в комнату испуганной Марии. «Бегство в Египет» — в отличии от других своих работ, здесь Тинторетто уделил много внимания пейзажу.
1582 год — «Избиение младенцев», выбор сюжета которой был продиктован убежденностью, что невинно убиенные в Вифлееме младенцы сродни жертвам «черной смерти» от которой молились Святому Роху. А в 1588 была написана картина «Встреча Марии и Елисаветы» и закончена стенная роспись «Явление Святого Роха».
Галерея Академии
В музее Галерея Академии Венеции (Campo della Carità Dorsoduro n. 1050) в районе Дорсудоро так же представлено значительное количество работ Тинторетто.
Зрелый период в творчестве Тинторетто начался с картины «Чудо святого Марка» (1548). Эта картина впервые была представлена в Скуоле Гранде ди Сан Марко и сразу выдвинула художника на первый план, прославила его.
Святой Марк — покровитель Венеции и сцены из его жизни и в дальнейшем будут привлекать Тинторетто. По сюжету этой картины Святой Марк спускается с неба, чтобы своим присутствием спасти мученика от пыток.
Палачи приготовили множество инструментов, но благодаря появлению Святого Марка они все стали ломаться, не причиняя вреда.
Так же здесь находятся «Успение Богородицы» (1550), «Искушение Адама» (1552), «Сретение» (1554) — классические библейские и евангельские сюжеты. «Сотворение животных» (1552) — момент создания богом мира животных. На небесном своде фигура Создателя, окутанная золотым свечением. Из-под Его рук стремительно вырываются птицы, а на земле уже появились животные, а в воде рыбы.
«Святой Марк, спасающий сарацина» (1566) — композиция построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
А так же картины «Перемещение тела Святого Марка», «Св.Марк освобождает раба», «Сон Св.
Марка», «Богоматерь с младенцем», «Пир в доме Левия», «Аллегориия битвы при Лепанто», «Обручение Екатерины», множество портретов.
Палаццо Дукале
Для украшения Дворца Дожей (Palazzo Ducale), адрес которого вряд ли нужно указывать, Тинторетто написал несколько работ.
Самае известная его картина носит название «Рай» (1588) и это пожалуй самое большое полотно (7х22 метра), по крайней мере на момент его написания. Картина была написана совместно с учениками. На переднем плане грандиозного полотна люди, а дальше и выше ангелы в солнечном сиянии.
Для подчеркивания значимости Венеции для Дворца Дожей Тинторетто написал картины «Кузница Вулкана» (1576) символизирующую военную мощь Венеции, «Меркурий и три Грации» (1576) посвященную красоте и богатству республики, «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия» (1577) композиция символизирующая ловкость дипломатии Венеции и «Вакх и Ариадна» (1578) отражающую морскую мощь Венеции.
Церковь Мадонна дель Орто
В родной церкви Тинторетто Мадонна дель Орто (квартал Cannaregio, 3512) находятся несколько его работ, самые масштабные из них:
«Введение Марии во храм» (1556). Сюжет картины из «Золотой легенды» о детстве Девы Марии и посещении с родителями храма. Перед ней лестница с пятнадцатью, по числу псалмов, ступенями. Мария поднимается по ступеням самостоятельно и ей явно больше чем три года.
«Видение Святого Петра» (1556) на которой Петр видит предстоящий ему крест.
«Страшный Суд» (1562) с невыразимым контрастом между восходящими в горняя праведниками и падающими в глубины ада грешниками и четкая граница между светом и тьмой. «Поклонение золотому тельцу» (1562).
Телец и поклоняющиеся ему израильтяне находятся внизу картины, в полумраке. Над ними мрачные тучи, предвещающие несчастья. Зато выше свет, ангелы, несущие Скрижали завета и Моисей.
Другие церкви Венеции
Церковь Сан Закария (Chiesa di San Zaccaria, Campo S. Zaccaria, 4693) — «Рождение Иоана Предтечи» (1553).
Церковь Мария дела Салюте (Basilica di Santa Maria della Salute, Fondamenta Salute, 30123) — «Брак в Кане Галилейской» (1561). Картина имеет очень большую глубину композиции. Христос с матерью как и положено во главе стола, но не переднем плане, а главный акцент сделан на шести водоносах.
Церковь Сан Кассиано (Chiesa di San Cassiano, Calle dei Morti, 30125) в районе Сан Поло. Здесь хранятся три картины Тинторетто — «Воскресение Христа» (1565), «Сошествие в ад» (1568) и «Распятие» (1568) более скромное чем в Скуола ди Сан Рокко.
Церковь Санта-Мария дель Джильо (Chiesa Santa Maria del Giglio) в районе Сан Марко — «Евангелисты Марк и Иоанн» (1557). Церковь Са́нто-Стефа́но (Chiesa Santo Stefano) в районе Сан Марко «Тайная Вечеря» (1570). Церковь Сан-Симеоне Гранде (Chiesa di San Simeon Grande/Profeta) в районе Санта Кроче «Тайная Вечеря».
Церковь Сан-Джорджо Маджоре.
Последние работы Тинторетто связаны с церковью Сан-Джорджо Маджоре (Chiesa di San Giorgio Maggiore, Isola di S.Giorgio Maggiore). Вклад художника в убранство церкви – семь больших картин, три из которых написаны им лично. Это «Ожидание манны небесной» (1593), «Погребение Христа» (1594) и «Тайная Вечеря» (1594).
Эта «Тайная Вечеря» – лучшая работа в этом ряду. Картина поражает смелостью композиции, в которой искусно переплетены земные и божественные детали, написана с небывалым чувством и мастерством, зрелого художника. На картине изображен момент, когда Спаситель установил Таинство Причащения.
Уверен, что это не весь перечень работ Тициана в Венеции. Буду дополнять по мере возможностей. Что касается остальной Италии и остального мира, то за пределы Венеции ушло не так много картин Тинторетто, тем не менее они есть в Милане, Болонье, Риме, Лондоне, Мадриде, Мюнхене, Дрездене и многих других.
Заключение
Завершив последнюю картину в 1594 году художник умер прожив плодотворные 76 лет. Большая работоспособность Тинторетто, свободные художественные приемы, а так же отсутствие классического художественного образования, давали повод его современникам считать манеру его письма поверхностной и небрежной, но время все расставило по своим местам.
Простым зрителям картины Тинторетто просто нравятся (или не нравятся) а вот искусствоведы так и не пришли к единому мнению считать ли Тинторетто художником эпохи Возрождения или относить к более поздним течениям.
Причина спора — в творчестве мастера присутствуют как черты, однозначно принадлежащие эстетике Ренессанса, так и принадлежащие более поздним художественным направлениям, в частности — маньеризму. К первым однозначно относят полотна на мифологические сюжеты и многие портреты, ко вторым — на сюжеты из Нового Завета.
Впрочем все эти споры — удел специалистов, а наше дело любоваться и наслаждаться образами созданными мастером.
Источник: https://stasrsv.livejournal.com/30491.html