На образы Девы Марии, созданные венецианским художником Джованни Беллини, можно смотреть бесконечно.
Что-то есть в них чарующее, какое-то завораживающее, удивительно равновесное состояние между явью и сном.
Разные по композициям, по количеству сопровождающих персонажей, по наличию или отсутствию пейзажного фона, все эти произведения Беллини объединяет задумчивый, печальный, погруженный в себя образ Богородицы.
Образ Мадонны проходит через все творчество Джованни Беллини (1430 — 1516) — художника эпохи Возрождения, представителя венецианской школы живописи.
Венецианский мастер создал целую серию картин с изображением Святой Марии с младенцем Иисусом — от совсем небольших по размерам произведений, предназначенных для частных капелл, до огромных алтарных композиций.
В ранних его произведениях прослеживается влияние византийской живописи с ее величавостью, одухотворенностью и каноничностью, фламандской живописи с ее натурализмом и вниманием к деталям, а также влияние Андреа Мантеньи с его жесткими архитектоническими композициями и линеарной манерой письма.
Но Беллини даже уже в свои первые работы привносит элемент нежного взаимоотношения матери и ребенка, создавая живые, поэтические образы. Человечность, особое внимание к подлинным человеческим чувствам людей пронизывает все картины Беллини.
Кроме того, Джованни Беллини стоит у истоков так называемой венецианской школы живописи, отличающейся особым ощущением цвета, звучностью и яркостью красок, насыщенностью цветовой палитры, унаследованной от традиции византийских мозаик собора Сан-Марко.
«Джованни Беллини стал смотреть на все окружающее другими глазами; в отличие от линеарной и пластической я назову его манеру видения — живописной, — писал известный историк искусства начала XXстолетия Бернард Беренсон. — Произошло это потому, что Беллини постиг неисчерпаемые возможности цвета.
До него колорит считался простым орнаментальным украшением, лишь дополнившим реальные изобразительные средства, которые в XIVвеке выражались линией, а в XV— линией, снабженной светом и тенью. Начиная с Беллини, краска стала для живописца главным, если не единственным средством художественного выражения.
Однако Беллини и не думал отказываться от достижений пластического восприятия. Он просто выражал свои зрительные образы цветом, вместо того чтобы выражать их линией и светотенью, сменив пластически-линеарный метод на пластически-живописный».
Первые образы Мадонны Беллини пишет в 50 — 60-е годы XV века. Шедевр раннего творчества — «Греческая Мадонна» из Галереи Брера (Милан).
Джованни Беллини. Греческая Мадонна. 1450-1460. Гелерея Брера. Милан
Надписи золотом по-гречески «Матерь Божья» и «Христос», сделанные в XVI столетии, определили собой название этой картины. В этой Мадонне еще очень много от византийского канонического образа Одигитрии.
Отстраненность, бесстрастность, одухотворенная величественность лика Святой Марии на картине Беллини — несомненное влияние византийского наследия. Достаточно вспомнить удивительный мозаичный византийский образ Мадонны Одигитрии из апсиды собора Санта-Мария-Ассунта на венецианском острове Торчелло.
А четкость рисунка, изломанные складки драпировок, жесткая архитектоничность композиции, холодное цветовое решение — это отголоски творчества Андреа Мантеньи, родственника Джованни Беллини.
В 1478 — 1480-х годах Беллини пишет «Мадонну с младенцем и шестью святыми» для алтаря венецианской церкви Святого Иова. Этот алтарный образ Сан-Джоббе в настоящий момент находится в Галерее Академии Венеции.
Джованни Беллини. Мадонна с младенцем и шестью святыми. 1478-1480. Алтарный образ для церкви Сан-Джоббе. Галерея Академии, Венеция
Францисканский храм заказал Беллини образ, прославляющий Святую Марию — заступницу Венеции, в знак избавления города от чумы. У трона с восседающей Мадонной художник изобразил святого Франциска, Иоанна Крестителя, Святого Иова, Святого Доминика, Святого Себастьяна и Святого Людовика Тулузского. Внизу, у подножия трона, три ангела играют на музыкальных инструментах.
Джованни Беллини. Ангелы у трона. Алтарный образ для церкви Сан-Джоббе. 1478-1480. Галерея Академии, Венеция
Композиция Святого собеседования с изображением Богородицы в окружении группы святых появилась в изобразительном искусстве в XV веке. Фигуры персонажей Святого собеседования располагались, как правило, в отдельных створках. У Беллини же фигуры взаимодействуют в рамках единого композиционного пространства.
Разговор между персонажами подразумевается, но не изображается. Это своего рода совместное проживание минут погружения в размышление. Святые объединены общим действом, общим чувством. Все пронизано атмосферой покоя и созерцательности.
Беллини создает иллюзорное пространство с изображением словно продолжающейся в перспективе архитектуры храма с кессонным сводом, глубокой нишей и боковыми пилястрами, повторяющими реальные пилястры церкви. Фигуры величественны и монументальны, и в то же время проникновенно человечны.
Эта лиричность, появившаяся в искусстве Беллини, связана с отходом от сухой, линеарной живописи Мантеньи, использованием цвета, как главного средства формообразования. В результате чего появляется мягкость и плавность контуров, и фигуры словно окутываются дымкой.
Особым умиротворением отличается «Мадонна с младенцем» из Академии Каррара (Бергамо), написанная мастером в 1483 году.
Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. 1483. Академия Каррара, Бергамо
В этом произведении и следа уже нет от византийских образов воинственной, несокрушимой Богоматери-заступницы. Перед нами поэтический образ женщины-матери, сочетающей земную красоту с одухотворенным целомудрием. Кроме того, в картине появляется лирический пейзаж с открывающимися далями и пленительными подробностями человеческой жизни.
Поиски способов передачи глубины и создания иллюзии расширяющегося пространства находят свое отражение в триптихе из венецианской церкви Санта-Мария-дей-Фрари, созданном художником в 1488 году.
Джованни Беллини. Триптих. 1488. Церковь Санта-Мария-дей-Фрари, Венеция
В центре композиции — Мадонна с младенцем на троне, у подножия которого играют на музыкальных инструментах два ангелочка, слева и справа в отдельных створках триптиха — Святой Николай, Святой Петр, Святой Марк и Святой Бенедикт.
Художник изобразил Деву Марию в нише, на золотом своде которой написаны слова: «Janua certa poli duc mentem dirige vitam: quae peragam commissa tuae sint omnia curae» («Надёжные врата неба, руководи разумом, управляй жизнью: пусть всё, что я делаю, будет вверено твоему попечению»).
Джованни Беллини. Мадонна с младенцем. Часть триптиха. 1488. Церковь Санта-Мария-дей-Фрари, Венеция
Благодаря изображению архитектурных элементов, приемам живописного построения светотени и особому колористическому решению создается ощущение глубины, иллюзия трехмерного пространства.
Переломный этап в творчестве Джованни Беллини — «Мадонна с младенцем, Святым Марком, Святым Августином и преклоненным Агостино Барбариго» 1488 года из церкви Сан-Пьетро-Мартире (Мурано).
Джованни Беллини. Мадонна с младенцем, Святыми Марком и Августином и коленопреклонённым Агостино Барбариго. 1488. Церковь Сан Пьетро Мартире, Мурано
Здесь, во-первых, к традиционной композиции Святого собеседования добавляется лирический пейзаж. Во-вторых, это одно из первых произведений, где мастер работает в области тональной живописи, основанной на тончайших переходах цвета.
Постепенным накладыванием тона на тон достигается пластический эффект и мягкий переход от фигур персонажей к миру, их окружающему.
Цвет в полной мере становится не только элементом, образующим объемы, но и средством формирования пространства.
Какой поэтичностью и удивительной нежностью отличается картина «Мадонна на лугу»! Она была написана в 1505 году, и в настоящий момент находится в Национальной галерее Лондона.
Джованни Беллини. Мадонна на лугу. 1505. Национальная галерея, Лондон
Изображение Мадонны с младенцем посреди природы у Беллини — символ материнства, олицетворение новой жизни. Золотистым мягким ровным светом пронизан пейзаж — поле с пасущимся скотом, город с башнями, распускающиеся деревья, бескрайнее небо с белыми облаками, вершины гор на горизонте.
Джованни Беллини. Мадонна на лугу. Детали. 1505. Национальная галерея, Лондон
Безмятежность, тишина и спокойствие этого мира согласуется с задумчивой меланхолией, лирической созерцательностью Девы Марии. Абсолютно чарующий образ!
Вершина творчества Джованни Беллини — алтарная картина из церкви Сан-Дзаккария в Венеции 1505 года. Наполеон был настолько заворожен этой картиной, что в 1797 году увез её с собой в Париж. Спустя десятилетия это произведение Беллини вернулось в Венецию. Картина действительно изумительна! Композиция повторяет в общих чертах знаменитый алтарный образ Сан-Джоббе.
Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. 1505. Церковь Сан-Дзаккариа, Венеция
Мадонна располагается в центре, восседая на троне, в окружении святых: Петра, Екатерины, Лючии и Иеронима. Апсида, в которой расположились Мадонна с младенцем и святыми, визуально продолжает пространство храма.
На картине вроде бы ничего не происходит: все застыли в благоговейном молчании. Нет ощущения душевной драмы и психологических переживаний. Но настроение отрешенности и созерцательности исполнено глубокого религиозного чувства.
Правой рукой Мадонна придерживает младенца, стоящего у нее на коленях.
Джованни Беллини. Мадонна на троне со святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом. Деталь. 1505. Церковь Сан-Дзаккариа, Венеция.
Богородица представляет младенца зрителям с каким-то умиротворенным любованием. Мать и сын не смотрят друг на друга. Но их взаимосвязь подчеркнута жестами. Ладонь левой руки Мадонны следует за стопой младенца, но не касается ножки, оставляя между рукой и пальчиками стопы крошечный зазор. Это едва различимое пространство создает магическое поле невероятной нежности и любви.
Живописные поэтические образы Святой Марии с младенцем Иисусом великого венецианца Джованни Беллини — это такие своего рода «окна в вечность», постигая метафорический язык которых, погружаешься в удивительно равновесное состояние созерцательной молитвенности.
Анастасия Татарникова
Источник: http://xn--80aqecdrlilg.xn--p1ai/bellini/
Мадонна в творчестве Беллини
Художники стремились приблизить образ Марии к современности, подчеркнуть неземную любовь Мадонны к Сыну Божьему и ко всем земным людям. При этом изображение становится более простым и понятным, приближенным к общечеловеческим нормам красоты и начисто лишенным строгости и аскетизма церковной иконы.
Джентиле Беллини
Джентиле Беллини ( 1429 — 1507 годы жизни) — талантливый и влиятельный живописец и скульптор, творчество которого принадлежит искусству Возрождения.
Картина » Мадонна с младенцем» — одно из произведений гениального художника, которое на сегодняшний день находится в Украинском музее западного и восточного искусства в Киеве.
Джованни Беллини
Признаки искусства Высокого Возрождения можно найти в творчестве его младшего брата Джованни Беллини ( 1430 — 1516 годы жизни), прожившего долгую жизнь и творившего в жанре исторической и портретной живописи.
Его композиции наполнены всепоглощающим чувством гармонии. Беллини — младший утверждал, что живопись является главным видом искусства. Живописец в абсолютно материальных, на первый взгляд, вещах, видел и передавал совершенство и гармонию Вселенной.
Мадонны Джованни Беллини
Одним из центральных образов в творчестве Джованни Беллини стала Мадонна с младенцем. Однако не стоит усматривать в полотнах стремление живописца следовать установленным канонам изображения Богоматери.
Напротив, Мадонны на картинах Беллини — младшего вполне земные и реальные женщины, просветленный образ которых излучает всепоглощающую любовь к своему ребенку.
Среди полотен, принадлежащих кисти художника, можно назвать следующие:
- » Мадонна с младенцем» ( 1450 — 1455 годы). В данный момент находится в Городском музее Маласпина в Павии.
- » Мадонна с младенцем» ( 1475 — 1480 годы). На сегодняшний день полотно находится в коллекции музея Коррер в Венеции.
- » Мадонна с младенцем» ( 1480 год). Картина экспонируется в Музее Метрополитен в Нью — Йорке.
- » Мадонна с младенцем» ( 1483 год). Это картина известного живописца хранится в Акадении Каррара в Бергамо.
- » Мадонна с младенцем» ( 1487 год) — полотно находится в Венеции, в Галерее Академии.
- » Мадонна на лугу» ( 1505 год). В данный момент картина экспонируется в Национальной Галерее Лондона.
Однако самым известным изображением Богоматери является полотно » Мадонна со святыми», которое было написано художником в 1505 году для алтаря церкви Сан Заккария в Венеции. Творческому гению Джованни Беллини принадлежит особое умение объединять земное и духовное начало в облике Мадонны.
В образе Богоматери художник изобразил свою современницу — прекрасную юную мать из родного города, возможно, даже свою знакомую или родственницу. Основные произведения раннего и зрелого периода творчества живописца были написаны в чрезвычайно мягкой и нежной манере.
Источник: http://design-fly.ru/iskusstvo/madonna-bellini.html
Лондонская Национальная галерея
Антонелло да Мессина — видный представитель южной итальянской школы живописи Раннего Возрождения. Зрелое творчество мастера являет собой сплав итальянских и нидерландских элементов.
Образ благословляющего Христа является вариантом иконографического типа, получившего определение «Salvator Mundi» (с латинского — «Спаситель Мира»). Христос изображен без державы, символа власти, и не коронованным. Его всепроникающий взгляд и благославляющий жест приковывают внимание.
Рука, поднятая над рамой, написана с явным перспективным сокращением. Она должна была поражать современников иллюзией, будто выступает за плоскость картины и направлена непосредственно к стоящему перед ней зрителю.
Внимательный взгляд обнаружит, что часть живописного слоя стерта, и под ним видно несколько иное первоначальное положение руки.
Примечательно, что одним-двумя десятилетиями позже подобный образ дважды создаст Ганс Мемлинг. Это доказывает, что не только нидерландские мастера влияли на итальянских современников, было и наоборот.
Сандро Боттичелли (1445–1510) Венера и Марс Около 1485. Дерево, темпера. 69,2×173,4
Боттичелли (Флессандро ди Мариано Филипепи, прозванный Сандро) — великий итальянский художник флорентийской школы эпохи Возрождения.
На представленной картине Венера, античная богиня любви, изображена в полулежачем положении, правой рукой опирающейся на подушку. Она внимательно смотрит на бога войны, лежащего напротив нее. Сцена происходит в миртовом гроте (мирт — растение Венеры).
Марс погружен в глубокий сон, который не могут прервать играющие вокруг фавны, самые веселые персонажи полотна, изображенные согласно античной традиции рогатыми, козлоногими и хвостатыми.
Они развлекаются с оружием бога: один трубит в раковину Марсу прямо в ухо, другой нахлобучил на голову его огромный шлем, третий, вылезающий из-под руки бога, приспособил себе его нагрудный панцирь. Одним словом, Марс обезоружен.
Очевидно, что картина имеет аллегорический смысл, как и все, связанное с античной мифологией. Основная ее идея — любовь побеждает войну или любовь побеждает все.
Эта общая концепция восходит к идеям итальянского гуманиста Марсилио Фичино, который, в частности, утверждал, что Марс выделяется между планетами, ибо делает людей сильнее, однако Венера господствует над ним.
Часто в соединении с Марсом или в противостоянии ему она не дает проявить недобрые свойства и смиряет его. Марс же никогда не господствует над Венерой.
Помимо основной идеи многое в работе может быть объяснено в символическом ключе. Например, вокруг Марса вьется рой ос (о них ничего не говорится в мифе). Дело в том, что картина была написана по заказу одного из членов семьи Веспучи, а осы отразили игру слов: «Веспучи» — «Веспа» (с итальянского «vespa» — «оса»).
Филиппино Липпи (около 1457–1504) Мадонна с Младенцем и святыми Иеронимом и Домиником Около 1485. Дерево, масло. 203,2×186,1
Филиппино Липпи — итальянский живописец эпохи Возрождения, мастер флорентийской школы, ученик Сандро Боттичелли, причем некоторые исследователи считают его талант более мощным.
Этот алтарь был написан для погребальной капеллы семьи Ручеллаи в новой церкви Сан-Панкрацио во Флоренции, принадлежавшей валломброзианцам, реформированным бенедиктинским монахам.
Дева Мария, кормящая Младенца Христа, представлена в наиболее древнем иконографическом типе «Virgo Lactans» (с латинского — «Дева Кормящая»). Образ был выражением культа, широко распространившегося в Италии в XIV веке, когда многие церкви провозглашали, что именно у них хранится святая реликвия — молоко Девы Марии.
Образ Богоматери с Младенцем и фигурами святых по обеим сторонам встречается в христианском религиозном искусстве с древних времен.
Святой Иероним как переводчик Библии персонифицирует теологическую ученость; живший в пустыне и предававшийся покаянию, он изображен в виде отшельника.
Святой Доминик, основатель доминиканского ордена, облачен в его одежду — белую тунику и наплечник под длинный черный плащ с капюшоном. Он держит лилию (знак целомудрия) и книгу (Евангелие).
Детали, на первый взгляд кажущиеся малозаметными и второстепенными, имеют важное символическое значение. Они составляют некие декорации к образам главных героев.
Так, на заднем плане позади Девы Марии с Младенцем, далеко на склоне холма, изображена фигура на осле — это, безусловно, муж Марии святой Иосиф.
Святой Иероним показан на фоне пещеры, вход в которую охраняет лев, его традиционный атрибут (по легенде, святой излечил зверя, вынув занозу из лапы, и тем самым приручил его). Справа, позади святого Доминика, на дальнем плане изображено здание богадельни — намек на его милосердную деятельность.
Все многочисленные и разнообразные компоненты, важные для алтарного образа, соединены художником в единое гармоничное целое, что делает это творение шедевром итальянского искусства XV века.
Леонардо да Винчи (1452–1519) Мадонна в скалах Около 1491–1509 или 1506–1508. Холст, масло. 189,5×120
По-видимому, творения Леонардо да Винчи обречены на нескончаемые дискуссии по поводу их содержания, истории создания, последующей судьбы, техники письма, генезиса и влияния.
Картина «Мадонна в скалах» — не исключение: связана ли она с более ранней луврской работой (1483–1484/85), почему мастер решил написать этот сюжет повторно, создать его второй вариант (серьезные исследователи не называют данное полотно копией)?
В оригинале художник разработал сюжет по заказу францисканского монашеского Братства Непорочного зачатия Девы Марии для часовни церкви Сан-Франческо Гранде в Милане (сохранилась документация об условиях и всех стадиях работы).
Живописец изобразил Мадонну, Младенца Христа, поднявшего руку в благословляющем жесте, маленького святого Иоанна и архангела, скорее всего Уриэля, ассоциирующегося с ним.
В Национальной галерее хранятся две панели для этого сюжета с изображением музицирующих ангелов, но первоначально они принадлежали луврской картине.
Иконография полотна богата и сложна. Возможно, Мадонна показана в скалах в связи с францисканской теологией, так как святой Франциск получил свои стигматы, молясь Христу возле горы с трещинами и расщелинами. И это только один скрытый смысл отдельного элемента, которых в работе множество.
Джованни (Джамбеллино) Беллини (1430(?)-1 516) Мадонна луговая Около 1500. Дерево, темпера. 67,3×86,4
Джованни Беллини — итальянский живописец, ведущий мастер венецианской школы Раннего Возрождения, крупнейший представитель целой династии художников.
Мадонна с Младенцем изображалась столь часто и с таким количеством вариантов — в интерьере, на пейзажном фоне, в окружении множества святых, донаторов и других «уточняющих» подробностей, что в названии картины стало необходимо указывать какую-нибудь особенность, характерную именно для нее.
Так, данный образ Богоматери с Младенцем получил известность как «Мадонна луговая» или «Мадонна на лугу» (сравните с леонардовской «Мадонной в скалах»).
Именно тщательно разработанный пейзаж с множеством элементов — человеческой деятельностью, архитектурным мотивом, чудесной передачей воздуха и освещения — делает этот образ уникальным.
Ключевые фигуры тоже несут на себе печать руки мастера. Мадонна молится над спящим на ее коленях Младенцем. Его поза очень естественна и вместе с тем символична: композиция двух фигур не может не вызвать в воображении образ будущего оплакивания Христа — так же одиноко сидящей Девы Марии с мертвым Христом, лежащим у Нее на коленях.
Эта аллюзия, безусловно, преднамеренная, но она «вплетена» в картину в высшей степени художественно и проходит в сознании зрителя сопровождающим «мотивом» к основному сюжету работы. Многие, казалось бы, случайные, бытовые детали тоже должны быть истолкованы (традиционно для старых мастеров).
Так, слева от Мадонны на заднем плане изображена болотная птица, возможно, кран, она охотится на змей. Вероятно, это олицетворение борьбы Добра со Злом.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Положение во гроб Около 1500–1501. Дерево, масло. 161,7×149,9
«Положение во гроб» — ранняя незаконченная картина Микеланджело Буонарроти, на которой показано, как тело Христа, снятое с креста, переносится к гробу.
Исследователи отмечают в этой работе некоторые противоречия с традиционной иконографией данного сюжета, которые затрудняют однозначную идентификацию персонажей. Святой Иоанн Евангелист обычно изображается в красном одеянии и с длинными волосами.
Значит, здесь он — слева от Христа и участвует в переносе Его тела, хотя, как правило, он не делает этого, а стоит рядом с Девой Марией, поддерживая и утешая Ее. Другие персонажи — вероятно, Никодим (принесший мирру и алоэ, чтобы забальзамировать тело) и Иосиф Аримафеин (богатый член Синедриона и тайный ученик Христа, получивший у Пилата разрешение снять тело с креста).
Коленопреклоненная фигура слева — видимо, Мария Магдалина. Образ Мадонны лишь намечен в общих чертах в правом нижнем углу, она всегда — по правую руку Христа.
Источник: https://nemaloknig.com/read-311933/?page=8
Джованни Беллини Озерная Мадонна
Мы никогда не узнаем, о чем эта картина.
Потому, что художник чудовищно перемудрил с образами, и в единую картинку они не складываются. Мы снова видим пример того, что стопятьсотый уровень понимания произведения ничто, если развалился первый.
Но я честно попробую угадать все, что смогу. А все, что придумается позже, буду писать по ходу придумывания под новообразованным тегом «Подумать о Ренессансе».Я не знаю, где происходит действие, и не знаю когда, но я узнаю двух персонажей — Мадонну (она на троне под омбреллоне — зонтом папы римского) и святого Себастьяна (он в трусах и со стрелами).Больше пока никто однозначно не узнается.
Будем решать задачу в лоб, то есть применять все известные нам методы, пока не получим чего-нибудь новое.Отразим картину зеркально:Стало лучше. Начинает казаться, что Мадонна собирается отплыть на том странном сооружении со ступеньками, на котором сидит. Интернет охотно подскажет, что омбреллоне использовался как символ папской власти не в Риме, а на выезде и в путешествиях.Водитель странного сооружения — человек в чеченской одежде. В прямом изображении он просто идет по берегу.Мужчины в трусах и дамы по бокам трона провожают Марию в путешествие.Поробуем теперь сориентироваться по сторонам света. Мы (зрители) находимся на этом свете, а на дальнем плане, судя по кентавру:
виден тот. Мария со товарищи посередине. (Весь Ренессанс в том, чтобы нарисовать на одной картине Мадонну и кентавра и вообще не париться по поводу противоречий.)Дети в центре кажутся вставным эпизодом, никак с основными событиями не связанным.Если в прямом варианте все остальные персонажи стоят вокруг детей, то в обратном дети явно мешают отплытию (очень жизненно, надо сказать). Если их вырезать, картинка приобретет некоторую целостность и осмысленность:
Сократоподобного лысого мужчину мы тоже отрезали, он никого не провожает и явно относится к пространству с детьми.А кстати дети, их сколько?
Почему-то мне кажется, что здесь нарисован один мальчик. Но в разное время, разумеется. Он берет яблоко (наш мир?), рассматривает его, прижимает к сердцу. Четвертый мальчик — тоже он. Дерево, понятно, из яблока. Оно мировое древо, земная ос, вокрюг каторий крютится наш кишлак, но языческому символу необходимо дать христианскую трактовку.
Это дерево, из которого будет потом сделан крест. Пример поклонения ему вот http://arabena.livejournal.com/16964.html.
Соответственно, теперь мы знаем, кто этот мальчик.Соответственно, теперь мы знаем, кто этот мужчина. Похоже, это Иосиф.Таким образом, общий смысл происходящего на картине можно собрать так: Мария и группа святых благоговеют перед символически изображенными деяниями Христа.
Смысл картины в зеркальном отражении — второй уровень, и я пройду его позже.
Источник: https://arabena.livejournal.com/23721.html
Беллини Джованни (Giovanni Bellini)
Имя: Беллини Джованни (Giovanni Bellini)
Годы жизни: 1430-1516 годы
Направление: Возрождение, Венецианская Школа Живописи
Биография: Джованни Беллини – выдающийся живописец, принадлежащий к венецианской школе, один из основоположников Высокого Возрождения.
«В течение пятидесяти лет, – писал Бернсон в 1916 году, – Джованни вел венецианскую живопись от победы к победе.
Он застал ее в тот момент, когда она выходила из своей византийской оболочки, которой грозило окаменеть под воздействием педантически соблюдаемых канонов, и передал в руки Джорджоне и Тициана искусство, самое человечное из всех, какие знал западный мир после конца греко-римской культуры».
Критик В.Н. Лазарев назвал Джованни Беллини «самым обаятельным венецианским живописцем XV века».
Джованни Беллини был младшим сыном Якопо Беллини, известного художника. Большим художником стал и его старший брат – Джентиле. Точная дата его рождения неизвестна. Итальянский исследователь Мариолина Оливари считает, что это, скорее всего, 1432–1433 годы.
Первым учителем Джованни, естественно, стал отец. Огромное влияние на него оказал знаменитый Андреа Мантенья, женившийся в 1453 году на сестре Беллини Николозии.
«Значение Андреа для творчества Джованни нельзя свести только к их личным взаимоотношениям, – считает М. Оливари. – Андреа явился для него связующей нитью с тосканским и флорентийским искусством».
Первыми произведениями молодого художника стали изображения Мадонны с Младенцем. В дальнейшем Беллини напишет множество мадонн, очень простых, серьезных, не печальных и не улыбающихся, но всегда погруженных в ровную и важную задумчивость. Среди всех Мадонн, написанных Джованни до 1460 года, лучшей, без сомнения, является так называемая «Греческая Мадонна».
По свидетельству Фра Валерио Полидоро, в 1460 году Беллини совместно с отцом и братом Джентиле исполнил алтарный образ Гаттамелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе. Эта картина, к сожалению, не сохранилась.
В шестидесятые годы для церкви Санта-Мария делла Карита Джованни исполнил четыре больших триптиха. Они были вскоре установлены на четырех фамильных алтарях, воздвигнутых между 1460 и 1464 годами.
К семидесятым годам живописная манера Беллини меняется. Здесь уже нет линеарного и плоскостного понимания композиции, чисто символической трактовки цвета как светового знака божественной причастности.
Цветовые соотношения вполне конкретны, хотя и не утратили своей символической наполненности; объемы отличает упругая пластическая лепка; одухотворенностью и музыкальностью полны движения беллиниевских персонажей.
В ранний период его рисунок еще отличается жесткостью.
С конца 1470-х годов, возможно, под впечатлением работ Антонелло да Мессина, посетившего Венецию, Джованни Беллини вводит в свои работы насыщенные светом и воздухом цветные тени. Образы Христа, Марии, Иоанна в его работах этого периода («Мадонна со святыми», 1476; «Оплакивание Христа», 1480) исполнены одновременно поэтической одухотворенности и трагического величия» (А.Б. Краснова).
В искусстве Беллини намечаются черты перехода от раннего к Высокому Возрождению.
Его алтарный образ «Мадонна со святыми» привлекает уравновешенной композицией, колористическим богатством, величественностью и ясной просветленностью характеров героев, погруженных в задумчивость.
Художник тонко улавливает портретное сходство, особенно юношеских и старческих лиц, стремится к красочной нарядности.
В конце века Беллини создает гениальную композицию «Озерная Мадонна» (ок. 1500). По одной из версий сюжет ее взят из французской поэмы XIV века «Паломничество души».
«Картина Беллини запечатлена каким-то единственным мгновением равновесия между жизнью и смертью, – пишет П. Муратов. – Отсюда ее чистота, ее невыразимо глубокий покой и религиозная важность. Как это бывает с образами наших снов, созданные художником образы не утратили зримой и яркой полноты.
Воображение Беллини облекло их в краски и формы, напоминающие нам какие-то места, где воды были так же зеркальны, облака так же светлы и тонки, далекие горы так же волшебны и мрамор так же бел и прозрачен.
Все это было, все это видано – хочется сказать при взгляде на картину Беллини, и мысль о Венеции неизменно овладевает душой. Ибо Венеция сквозит из нее всюду.
Венеция в разноцветных плитах террасы и в мраморе ограды и трона, Венеция в улыбке успокоенных вод, в этом прозрачном небе и в этом полете взгляда к линиям гор. Венеция в черном платке на плечах молодой и стройной женщины».
Беллини принадлежит ряд ярких портретных произведений: «Маленький Вакх», «Обнаженная перед зеркалом», «Портрет Фра Теодоро да Урбино» (1915).
Шедевр Беллини – «Портрет дожа Лоредана» (1501). Н. Харрис пишет: «Одежда Леонардо написана с любовной тщательностью. Однако блеск шелка и изысканная вышивка приглушены суровым выражением худощавого лица.
Беллини отказался от профильной позы, преобладавшей в портретной живописи раннего Ренессанса: он создал погрудное изображение анфас, которое напоминает скульптурный портретный бюст.
Венеция, как обычно, отставала от флорентийской моды, которая в то время уже ввела портреты, показывающие половину человеческой фигуры, включая руки. Примером тому может служить созданная почти в этот же период «Мона Лиза».
Такое решение придает портрету спокойную расслабленность и лишает его излишней официальности, что, конечно, вряд ли было бы уместно в портрете дожа – позднем шедевре Беллини; наглухо застегнутая одежда подчеркивает железную самодисциплину этого человека, облеченного властью».
Беллини был и замечательным мастером пейзажа, оказавшим решающее воздействие на венецианских пейзажистов последующего поколения. Лонги писал о пейзажах Беллини: «Покой, объемлющий извечные человеческие чувства: радующая сердце красота, благоговейная религиозность, неизменная одухотворенность, полнота жизнеощущения и всеобщее умиротворение, в котором растворены и смягчены все переживания».
Ярким образцом таланта Беллини пейзажиста является картина «Мадонна на лугу» (около 1505). «Эта картина является своего рода сводом канонов живописи Беллини и вершиной поразительного единства поэзии и метафорического языка религиозных значений, которого Джованни достиг благодаря широте культуры и эмоциональному богатству своей личности», – считает М. Оливари.
Последний период творчества Беллини открывается алтарной композицией «Мадонна с Младенцем на троне», Святыми Петром, Екатериной, Лючией и Иеронимом из церкви Сан-Дзаккариа в Венеции, датированной 1505 годом. Она создана совместно с братом Джентиле.
Хотя Беллини уже было около 75 лет, но он сохранил не только работоспособность, но и способность к творческому обновлению.
Знаменитый художник Альбрехт Дюрер, посетивший в то время Венецию, писал: «…Джованни Беллини… очень хвалил меня в присутствии многих господ, ему хотелось иметь что-нибудь из моих работ.
И он сам приходил ко мне и просил, чтобы я ему что-нибудь сделал. Он же хорошо мне заплатит. Все говорят мне, какой это достойный человек, и я тоже к нему расположен.
Он очень стар, но все еще лучший в живописи».
Лучшее произведение последних лет Беллини «Пиршество богов» (1514). Секретарь герцога д’Эсте заплатил художнику восемьдесят пять золотых дукатов за эту картину.
Вазари назвал ее одним «из прекраснейших произведений, когда-либо исполненных Джанбеллино».
В 1515 году Джованни Беллини подписал и датировал «Портрет Фра Теодоро да Урбино». Это было последнее завершенное произведение мастера. 29 ноября 1516 года Марин Санудо записал в своих дневниках: «Сегодня утром стало известно, что скончался Дзуан Белин, замечательный живописец… прославленный во всем мире, и хотя он был очень стар, писал еще превосходно».
bibliotekar.ru
Источник: https://mirovoeiskusstvo.ru/?page_id=950
Джованни Беллини — картины (всего 89) — WikiArt.org
Джованни Беллини (итал. Giovanni Bellini; ок. 1430—1433, Венеция — 1516, Венеция) — итальянский художник венецианской школы живописи.
Беллини уже при жизни был признанным мастером, выполнявшим множество самых престижных заказов, однако его творческая судьба, равно как и судьба его важнейших произведений, плохо документирована, поэтому датировка большинства картин приблизительна. Неизвестна и точная дата рождения художника. Если верить Вазари, который утверждает, что Джованни умер в возрасте 90 лет в 1516 году, то его рождение следует отнести к 1426 году. Однако это противоречит сохранившимся документам.
Джованни родился в семье художника Якопо Беллини, у которого кроме Джованни было ещё два сына, Никколо и Джентиле, а также дочь Николозия. Причём, согласно имеющимся данным, старшим сыном был Джентиле.
Супруга Якопо Беллини, Анна Ринверси, перед своими первыми родами в 1429 году сделала завещание, сохранившееся в нотариальных архивах. Поскольку первые роды были в 1429 году, то Джованни в 1426 году родиться никак не мог.
Дату его появления на свет исследователи относят к 1430-33 годам или даже позднее.
События в семействе Беллини имеют ещё один любопытный сюжетный поворот: в ноябре 1471 года Анна Ринверси, будучи уже вдовой Якопо, умершего, вероятно, за несколько месяцев до этого, составила своё последнее завещание, согласно которому всё её имущество переходило к Джентиле, Никколо и Николозии. Однако Джованни в этом завещании по каким-то причинам упомянут не был. Некоторые исследователи поспешили сделать предположение, что Джованни был рождён от любовницы, или являлся сыном Якопо Беллини от гипотетического первого брака. Но это предположение в силу отсутствия доказательств большого распространения не получило. Все исследователи творчества Беллини считают, что обучение он прошел в мастерской своего отца. Его ранние работы по-прежнему являются предметом дискуссий, поскольку среди учёных существуют расхождения в атрибуции тех произведений, которые приписываются его начальному периоду, приходящемуся на 1445-50 годы. Две картины — «Св. Иероним проповедует льву» из Института Барбера, Бирмингем, и «Распятие» из музея Польди-Пеццоли, Милан, которые ранее считали его ранними творениями, сегодня у ряда исследователей вызывают сомнение. Первая точная дата в биографии Джованни Беллини — 9 апреля 1459 года; тогда он упоминается у венецианского нотариуса Джузеппе Моизиса в качестве свидетеля. В это время он уже жил один в квартале Сан-Лио, но по прежнему трудился в мастерской своего отца, которому помогал выполнять наиболее крупные заказы. По свидетельству Фра Валерио Полидоро в 1460 году он совместно с отцом и братом Джентиле работал над алтарным образом Гаттемелаты в соборе Сант-Антонио в Падуе, который, к сожалению, не сохранился.
Венецианская живопись XV века находилась под влиянием двух культур — византийской и нидерландской. Одухотворённое величие византийских иконных образов и скрупулёзный натурализм северной школы послужили основой для становления творчества мастера.
Ещё одним источником вдохновения служили работы флорентийского скульптора Донателло в Падуе.
Однако самое сильное влияние на Джованни произвело творчество Андреа Мантеньи, который породнился с домом Беллини, женившись в 1453 году на сестре Джованни — Николозии.
К раннему периоду художника относят несколько «Мадонн с младенцем». 1450-60-и годами датируют «Мадонну с младенцем» из Городского музея Маласпина (Павия), «Мадонну с младенцем» из коллекции Джона Джонсона (Филадельфия), «Мадонну Леман» из собрания Лемана (Нью-Йорк), в которой уже видно влияние Мантеньи, а также так называемую «Греческую мадонну» из Галереи Брера (Милан). Последняя в этом ряду считается несомненным шедевром. С момента своего создания она украшала Дворец дожей в Венеции; в Галерею Брера попала в 1808 году после церковных реквизиций, устроенных Наполеоном. Ранее считалось, что картина написана на византийский манер — по золотому фону, однако позднейшие исследования установили, что надпись золотом по-гречески «Матерь божья» и «Христос» имевшиеся на ней, были добавлены в XVI веке, сам же Беллини изначально писал Мадонну на фоне синего неба.
Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →
Источник: https://www.wikiart.org/ru/dzhovanni-bellini
Работы
«Мадонна Пезаро»
По-видимому, около 1475 Беллини совершил путешествие вдоль побережья Адриатики, где познакомился с искусством Пьеро делла Франчески.
Под впечатлением от картины этого художника «Коронование Марии» (не сохранилась, представляла собой центральную часть полиптиха для церкви Сант-Агостино в Борго Сансеполькро) он написал композицию на тот же сюжет («Мадонна Пезаро», около 1475, Городской музей в Пезаро).
В этом произведении Беллини впервые под влиянием живописи Пьеро Франчески решающую роль начинает играть свет: все фигуры погружены в световую среду, меняется колорит — краски становятся более теплыми, свет — теплым и прозрачным.
Пейзажи
С 1470-х гг. пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными («Стигматизация Св. Франциска», Нью-Йорк, собрание Фрик; «Св.
Иероним» для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс; «Преображение», Неаполь, Национальная галерея Каподимонте).
Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картини Беллини, обычно известной под названием «Священная Аллегория» (иногда также — «Души в Чистилище», «Озерная Мадонна»; Галерея Уффици, Флоренция). В ней видели иллюстрацию к поэме «Паломничество души» Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 в.
), аллегорию милосердия, «святое собеседование». Мир в «Священной Аллегории» преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина — Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.
В 1479 Беллини, назначенный официальным живописцем Венеции, начинает работы по украшению Зала Большого Совета во Дворце Дожей, сменив избранного для этого ранее своего брата Джентиле) (тот отправился в Стамбул для написания портрета султана Мехмета II). Картины Джованни на сюжеты венецианской истории погибли во время пожара в 1577.
Алтарные картины
В своих алтарных картинах типа «Святое собеседование» с изображением святых, предстоящих Мадонне, Беллини все чаще отказывается от традиционной формы полиптиха, объединяя персонажей в едином пространстве интерьера или пейзажа. Вершиной его искусства 1480-х гг. является монументальный алтарь для церкви Сан-Джоббе (ок.
1483/85; 4,68 х 2,55; Венеция, Галерея Академии). Алтарный образ имел каменную раму, «продолжавшуюся» в нарисованных пилястрах картины. Даже освещение в картине Беллини ориентирует на реальный источник света, делая живопись неотделимой от архитектуры.
Зритель, таким образом как бы видел перед собой капеллу, перекрытую сводом и завершающуюся апсидой, в глубине которой возвышается трон с восседающей на нем Мадонной и стоят шесть святых.
Спокойная и торжественная атмосфера этого алтарного образа проникнута возвышенным и глубоким религиозным чувством, иллюзия глубины пространства и естественности света «подтверждали» реальность предстояния святых Мадонне и молящихся в храме — горнему миру.
Портреты
Автор жизнеописаний итальянских мастеров эпохи Возрождения Джорджо Вазари в биографии Беллини упоминает, что «именно он ввел в Венеции обычай, что всякий, кто имел какое-либо положение, заказывал свой портрет либо ему, либо кому-нибудь другому…».
Портретную схему (погрудное изображение в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане с подписью художника) он позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь, вероятно, Мемлинга).
Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — «Портрет мальчика» (Бирмингем), «Портрет неизвестного» (конец 15 в., Париж, Лувр), «Портрет Пьетро Бембо» (около 1505, Хэмптон-корт).
Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости; устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — «Портрете дожа Леонардо Лоредана» (около 1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.
«Мадонны» Беллини
Особая тема искусства Беллини — его многочисленные «Мадонны», большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции. Ранние «Мадонны» Беллини близки образам Мантеньи (1460-е гг.
, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости.
Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы; фигуру Мадонны Беллини любит помещать на фоне открытого пейзажа («Мадонна в лугах», около 1505, Национальная галерея, Лондон), иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали («Мадонна», Академия Каррара, Бергамо).
Мифологические картины
В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии; одной из последних картин художника стала мифологическая композиция «Пир богов» для «camerino» Альфонсо д»Эсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон).
Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики, и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности.
Наследие
Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму.
Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи») связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки.
Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.
пейзаж портрет беллини мантеньи
Беллини и Мантеньи
Влияние Андреа Мантеньи можно проследить в нескольких известных произведениях Беллини. К таким относится, например, «Распятие» из музея Коррер, Венеция, ранее находившееся в церкви Сан-Сальваторе, датировка которого точно не установлена.
В нём ощущается напряжённость, усиленная необычным пейзажем, раскинувшимся за крестом. Ранее это «Распятие» приписывали Эрколе де Роберти.
В «Преображении» из музея Коррер, Венеция, композиция изображает Илью и Моисея рядом с Христом на горе Фавор, а внизу — поражённых случившимся апостолов Петра, Иакова и Иоанна. Картина долгое время считалась работой Мантеньи, настолько близки были их манеры в тот период.
Ещё одно «Преображение», значительно более позднее, хранится в музее Каподимонте, Неаполь. На нем есть подпись Joannes Belli/nus me pinxit, оно датируется 1490-95 годами.
Для понимания взаимоотношений двух художников наиболее существенными произведениями являются «Моление о чаше» (Национальная галерея, Лондон), и «Принесение во храм» (Галерея Кверини Стампалья, Венеция).
«Моление о чаше» очень схоже с аналогичной работой Мантеньи из той же галереи, и ранее ему приписывались обе картины. В ней можно видеть застылую, мертвенную атмосферу, и голый, почти лишенный растительности пейзаж, вызывающие ощущение, что время остановилось.
Исследования показали, что большая часть пейзажного фона была позаимствована Джованни из записной книжки с рисунками своего отца — Якопо Беллини.
Возможность сопоставить творчество двух мастеров предоставляют также две картины на тему «Принесение во храм». Одна из них, написанная Беллини, хранится в Галерее Кверини Стампалья в Венеции, другая, созданная Мантеньей, в Государственных музеях, Берлин.
Они идентичны по композиции и изображают один и тот же сюжет: Мадонну с младенцем и старого священника на переднем плане. Об окружающих их персонажах исследователи строили всякие догадки.
Часть искусствоведов продолжает считать, что Беллини в своём варианте картины среди присутствующих изобразил мать, Анну Ринверси, сестру Николозию, отца Якопо, а справа Андреа Мантенью и себя. Картина Мантеньи появилась, судя по всему, позднее работы Беллини.
Персонажи в ней заперты в раму, отделяющую изображённую сцену от зрителя; они застыли, и как бы живут каждый своей отдельной жизнью. В картине Беллини они образуют вполне человечную и более динамичную толпу. У критики нет единого мнения касательно датировки картин.
К периоду сильного влияния Мантеньи относят также «Благословляющего Христа» из Лувра, Париж, который был выполнен вскоре после 1460 года, и замечательную «Пьету» из Галереи Брера, Милан. В последней работе Беллини изобразил мёртвого Христа у парапета, фигуру которого поддерживают Мадонна и Иоанн.
На парапете художник сделал латинскую надпись HAEC FERE QUUM GEMITUS TURGENTIA LUMINA PROMANT BELLINI POTERAT FLERE JOANNIS OPUS (Когда эти опухшие очи вызовут стоны, творение Джованни Беллини сможет исторгнуть слёзы).
Исследователи отмечают, что эти слова, взятые из первой книги «Элегий» Секста Проперция, свидетельствуют о серьёзной теологической подготовке художника.
Источник: https://studbooks.net/663133/kulturologiya/raboty