Лютнист, микеланджело меризи да караваджо

Лютнист, Микеланджело Меризи да Караваджо

Работа «Лютнист» так же известна под названием «Юноша с лютней», и принадлежит кисти отца барокко — Караваджо.

При кажущейся реалистичности, жанровости изображение юного музыканта с миловидным, почти девичьим лицом, отличается сложным, скрытым от непосвященных содержанием, наполнен символикой, доступной понимания лишь немногим, хотя тема музыки была очень популярна среди венецианских художников и пользовалась спросом у покупателей и зрителей.

Стоит отметить, что в России «Лютнист» — единственная работа руки Караваджо. Увидеть ее можно в Эрмитаже. Так же есть две идентичные версии и Бадминтон-хаус ). Три версии имеют отличия, наподобие разных текстов в тетради и габаритов самой картины.

Трактовке сюжета картины посвящены целые научные исследования; наиболее распространенным является мнение о том, что идея произведения связана с темой «суеты сует» — темой неизбежности гибели всего живого. Все реальные, будто написанные с натуры, детали картины полны скрытых намеков.

Цветущая юность красавца-лютниста преходящая: об этом напоминает порванная струна лютни, цветы, которые вскоре увянут, фрукты, которые сморщатся и высохнут.

Другая интерпретация картины связана с символическим изображением пяти чувств: цветы — обоняние, плоды — вкус, ноты — зрение, музыка — слух, а особая весомость, подчеркнутая трехмерность изображенных предметов намекает на возможность их осязания.

Ноты в тетради, лежащей рядом со скрипкой перед музыкантом, художник выписал с такой точностью, что удалось расшифровать мелодию модного в то время мадригала.

Художественные приемы, которые применяет Караваджо в этой работе, — контраст освещенной ярким ровным боковым светом фигуры на переднем плане и темного нейтрального фона, подчеркнутая объемность формы, интерес к реальным деталям, отсутствие идеализации — получили большую популярность не только среди художников — соотечественников Караваджо, но и у многих его европейских последователей. «Караваджизм» стал одним из ведущих направлений в живописи XVII века. Работа создавалась для покровителя художника, которым на тот момент являлся кардинал Дель Монте.

Сочинение по картине Лютнист — Микеланджело Меризи да Караваджо« Иллюминация Кремля — Алексей БоголюбовПокаяние святого Иеронима — Лукас Кранах »

Источник: https://kartiny.rus-lit.com/karavadzho-mikelandzhelo/lyutnist-mikelandzhelo-merizi-da-karavadzho/

Лютнист караваджо

Микеланджело Меризи был прозван Караваджо по месту своего рождения в местечке Караваджио близ Милана. Будучи простым каменщиком, из-за страстной любви к искусству он пришел в Рим, чтобы заняться там живописью.

Первоначальным приемам этого искусства он научился, растирая краски у плохих рисовальщиков фресок. Но вскоре терпение и труд поставили его в ряд с величайшими художниками своего времени.

Не имея учителей, Караваджо создал свой собственный стиль, в картинах своих отличался необузданной энергией, впрочем, как и в жизни (он несколько раз дрался на дуэлях, за что потом сидел в тюрьмах)

Талант Караваджо был смелый, пламенный, полный силы, хотя художника часто упрекали, что он ищет истину далеко от идеала.

Одаренному неудержимым воображением и в высшей степени владеющему живописной техникой, ему пророчили великое будущее, если бы он вникал в правила (до него уже открытые), если бы не обращался к безусловному копированию природы, если бы не впадал в тривиальность и частые анахронизмы, если бы он изучал произведения древних. 

Этот художник не знал успокоенности ни в жизни, ни в творчестве. Караваджо осмелился отказаться от того, что было создано до него, и обратил внимание и взоры художников к самому великому учителю — Природе.

Он ввел в свои картины простых, обыкновенных людей, порой грубоватых, но прекрасных новой красотой — правдой жизни. Его упрекали за то, что в рисовании он «следует своему собственному гению, не питая никакого уважения к превосходнейшим античным мраморам».

Один из первых биографов художника писал: «Когда ему показывали знаменитейшие статуи Фидия и Гликона, чтобы он воспользовался ими для изучения, он, протянув руку и указав на толпу, ответил только, что для мастеров достаточно натуры.

И, чтобы придать убедительность своим словам, он позвал цыганку, которая случайно проходила по дороге, привел ее в мастерскую и изобразил предсказывающей судьбу» (картина «Гадалка»)

Бунтарь-Караваджо совершил переворот в живописи. Ему было 27 лет, когда его «Матфей» был отвергнут заказчиками за потрясение традиций и благопристойности, ибо апостола художник написал в облике простого рыбака. Порой его картины закрывали темно-зеленым сукном, чтобы зрители могли осмотреть остальные картины выставки, настолько его полотна ярко выделялись и поражали.

Это был гений великий, гений самостоятельный, хотя современников Караваджо поражали, а многим казались вульгарными сюжеты и модели его картин. Но к тому времени, когда была создана «Гадалка», Караваджо уже имел нескольких богатых и влиятельных покровителей.

Оригинальность картин Караваджо и их несомненные художественные достоинства привлекали к нему наиболее образованных и понимающих толк в искусстве римских меценатов.

Среди них был кардинал дель Монте, для которого художник и написал своего знаменитого «Лютниста» (другое название картины «Девушка с лютней»).

В основе этого полотна тоже лежит наблюдение с натуры, зритель даже может узнать лицо, переходящее из картины в картину. В нескольких полотнах Караваджо встречается образ лютниста — круглолицего, густобрового юноши, почти мальчика. Но, передавая натуру, Караваджо отбрасывает все случайное, повседневное и заботится только о выражении своей основной идеи.

На этом полотне художник воплотил свой излюбленный тип из народа: у лютниста полное лицо, большие черные глаза под широкими бровями, полные губы… Черные, непокорно вьющиеся волосы украшены широкой лентой, небольшие, красивые руки перебирают струны лютни…

На столе лежат скрипка, открытые ноты, фрукты, цветы в стеклянном сосуде… Юноша настраивает лютню и весь поглощен льющимися звуками, о чем говорит и наклон его головы, и полуоткрытый рот, и выражение глаз, рассеянно смотрящих мимо зрителя.

Все это написано так тонко, так виртуозно, что кажется, будто зритель и сам слышит звучание инструмента.

Изображенный на картине лютнист — явно не аристократ; в его круглолицем здоровом лице присутствует даже некоторая грубоватость, но она смягчена тем, что нежная кожа, по-девичьи убранная голова, изящные удлиненные пальцы придают всему облику юноши чарующую женственность.

Как и в других своих ранних полотнах, Караваджо не передает здесь глубины пространства, только ничем не покрытый деревянный стол отделяет юношу от зрителя. Фигура лютниста и натюрморт почти вплотную придвинуты к нему и располагаются на первом плане, но на нейтральном фоне затемненной стены фигура юноши видится особенно отчетливо.

Пышные складки белой рубашки подчеркивают ширину груди и плеч, столь же объемно воспроизводит Караваджо и черты смугло-румяного лица — крепкие щеки, толстый нос, яркие губы, крепкий подбородок с ямочкой.

Читайте также:  «крестьянский танец», питер брейгель старший — описание картины

Разглядывая картину, зритель поражается, насколько точно подметил художник блики на влажных белках юношеских глаз, блеск каштановых волос, будто просвечивающие кончики тонких пальцев и темные полосы на кожуре груш.

 Располагая на столе скрипку, ноты, груши, вазу с цветами, Караваджо строго отграничивает один предмет от другого, показывая причудливые изгибы светло-коричневого дерева инструмента, твердость тонкого желтоватого листа бумаги, круглость светло-зеленого плода, прозрачное стекло сосуда и яркость цветов.

В те времена в итальянской живописи очень часто варьировалась тема «суеты сует», «напоминания о смерти». Молодость, преходящая красота, увядающие листья, улетающий звук музыки — все это были приметы тщетности земной суеты, все говорило о бренности мира.

Возможно, что в замысле картины есть некоторая доля, близкая к кругу таких представлений, оттого некоторые исследователи находят в ней оттенок двойственности (может быть, даже двусмысленности) в смешении девичьих и юношеских черт лютниста.

Караваджо подает это просто и спокойно, как еще один реальный факт, с которым зрителю надо считаться. Одни исследователи видят в этом художественный прием, с помощью которого художник хочет усложнить образ.

Другие полагают, что Караваджо хотел передать физическое воплощение того настроения, которым охвачен музицирующий лютнист. Томно склоненная голова лютниста, глаза с мечтательной поволокой, изящные движения рук — все передает красоту эмоций, вызванных музыкой.

Правда, некоторые искусствоведы считают, что чувство, переданное через систему их внешних обозначений, лишается подвижности и застывает. Однако именно эта продолжительность мимолетного чувства, остановленного и закрепленного художником, чарует навеки.

«Лютнист» была одной из первых картин Караваджо с развитым эффектом света во тьме, вся она залита ровным, рассеянным, чуть золотистым светом. Ярко озарив юношу и предметы на переднем плане, в дальнейшем свет теряется в глубине, оставляя только косой след на стене и делая тем самым ее почти ощутимой для зрителя.

Следующая глава

Источник: https://culture.wikireading.ru/45465

Микеланджело да Караваджо. "Лютнист "

?

kolybanov (kolybanov) wrote, 2012-10-23 13:57:00 kolybanov kolybanov 2012-10-23 13:57:00 Category: Автор — Stephanya. Это цитата этого сообщенияМикеланджело да Караваджо. «Лютнист «

«Лютнист» — картина Караваджо. Существует в трёх версиях, ныне хранящихся: в Эрмитаже, Санкт-Петербург, Музее Метрополитен, Нью-Йорк (собрание Вильденстайна) и в усадьбе Бадминтон-хаус, Глостершир, Великобритания. Из них до недавнего времени общепризнанным было авторство только эрмитажного полотна; сейчас первой авторской версией сюжета считается полотно в Нью-Йорке. Английское полотно — копия с эрмитажного. Сам художник считал «Лютниста» «наиболее удавшимся ему фрагментом живописи» Michelangelo Merisi da Caravaggio.ок. 1595 Музей Метрополитен, Нью-Йорк Картина была создана около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого (на вилле Мадама в Риме) художник прожил несколько лет. Считается парной к «Концерту» («Музицирующие мальчики») Караваджо (Метрополитен, Нью-Йорк). Вероятно, это первая картина, где художник использовал контрастную свето-теневую моделировку. Michelangelo Merisi da Caravaggio.Концерт.«Музицирующие мальчики».1595-1596

Концерт — раннее произведение художника Караваджо. Хранится в Метрополитен-музее, Нью-Йорк. Описание Четыре юноши в условно-театральных костюмах сидят и готовятся к репетиции.

Один внимательно вглядывается в ноты, второй подтягивает струны лютни, третий проголодался и срывает виноград. Когда всё было нарисовано, Караваджо добавил к картине еще ​​и свой ​​автопортрет. Название картины условное, но многозначительное.

Ее называли и «Музыка», и «Музыканты», и «Концерт». Хотя лучше полотну подходит название Репетиция. Театральный наряд юношей отрывал полотно от обыденности, а простенький мотив репетиции становился немного праздничным. Красоты картине добавляли и гармоничные краски и композиция.

В паре с «Концертом» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». Последняя казалась интереснее зрителям, и художник сделал еще две авторские копии.

Первую версию «Лютниста» купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, приобрёл эту картину для Эрмитажа. Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка.

Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. В Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка». Существует также версия, что это портрет испанского кастрата Педро Монтойи из придворного хора дель Монте, который нередко приглашался для выступления в Сикстинскую капеллу.

Биограф же Караваджо Питер Робб считает, что художник изобразил своего спутника Марио Миннити, позировавшего также для ряда других картин этого периода в том числе «Игроков» и одного из двух вариантов «Гадалки». Есть также версия, что «Юноша с лютней» — портретное изображение Галлуса, миланского музыканта, чьё имя начертано на второй тетради, лежащей на столе.

Для дель Монте Караваджо написал вторую версию (100х126,5), внеся в неё некоторые изменения. Он убрал сосуд с цветами, добавил к скрипке на столе флейту и спинет, на заднем плане появилась клетка со щеглом. Музыкальные инструменты представляют собой ценные экземпляры, и, вероятно, они происходят из личной коллекции Дель Монте.

Версия, происходящая из собрания Вильденстайна была продана наследниками дель Монте кардиналу Антонио Барберини в 1628 году вместе с некоторыми другими полотнами.

Каталог выставки 1990 года отмечает значительные отличия в световых эффектов этой версии, утверждая, что это «знаменует собой значительный шаг в сторону более резко освещённых, композиций, на которые позднее стали характерными для стиля Караваджо.» Повышенние контраста между тенями и светом художник использует, например в «Мученичестве святого Матфея».

Тем не менее, критик Джейсон Кауфман считает, что портрет в версии Вильденстайна слабее эрмитажного, а Дэвид Ван Эдвардс, отметив, что инструмент в руках музыканта представляет собой не типичную итальянскую лютню того времени, заключил, что картина написана не Караваджо .

Картина, хранящаяся в Бадминтон-хаус впервые появилась на аукционе Сотбис (Нью-Йорк, 25 января, 2001 года, лот 179). Изначально покрытая толстым слоем жёлтого лака, она во всех деталях соответствует сделанному Бальоне описанию картины из дворца кардинала дель Монте.

Согласно Бальоне, цветы покрыты каплями росы, а в графине с водой отражается окно и иные детали интерьера. Все это, а также множество так называемых pentimenti (следов на холсте, от рукоятки кисточки, оставлять которые было в привычках Караваджо), — все это резко отличает картину из Бадминтон-хаус от полотна, хранящегося в Эрмитаже. Она также чуть больше по размеру, чем эрмитажная версия, в которой край слегка обрезает цветы слева, а завиток на грифе инструмента написан более густыми мазками.

Michelangelo Merisi da Caravaggio.Лютнист.1596 Эрмитаж, Санкт-Петербург Сюжет На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. На эрмитажном варианте и картине из Бадминтон-хаус на раскрытой странице партитуры легко читаются ноты басовой партии мадригала Якоба Аркадельта Voi sapete ch’io vi amo («Вы знаете, что я люблю вас»). На другой тетради начертано Gallus — имя одного из друзей Караваджо, миланского музыканта. На картине из собрания Вильденстайна (хранится в Музее Метрополитен), тетрадь раскрыта на нотах мадригалов итальянского композитора Франческо де Лайоля на слова Петрарки: Laisse le voile и Pourquoi ne vous donnez-vous pas? Яхета де Берхема. Выбор в основном музыки французских и фламандских композиторов считается символичным — Франческо дель Монте представлял при папском дворе Тосканское герцогство, союзника Франции и противника Испании.

Читайте также:  Святой иероним, леонардо да винчи, 1482

Караваджо.Лютнист, ок. 1596 Бадминтон-хаус, Глостершир Тона картины приглушены, переходы светотени деликатны. Единственный косой луч (позднее такой же появится в «Призвании апостола Матфея» освещает юношу. Караваджо точно передал эффект взаимного влияния освещенных предметов: на щёку лютниста падает отблеск его белой рубашки, а на тыльную сторону лютни — рефлекс от страниц нотной тетради. По словам современника и биографа Караваджо Манчини и немецкого художника Иоахима фон Зандрата, жившего несколько позднее, мастер выбирал тёмный подвал или помещение с совершенно чёрными стенами, в которое падал одинокий световой луч, чтобы достичь совершенного изображения естественного рельефа при помощи «оказывавшего сопротивление» сумрака. Блики света на сосуде с цветами (варианты Эрмитажа и Бадминтон-хауса) отображены в точном соответствии с законами оптики. Возможно, это результат общения художника с учёными из круга дель Монте , среди которых были Галилео Галилей и Джованни делла Порта. Последний является автором работ «О рефракции», где рассматривались проблемы оптики, и «Естественная магия, или О чудесах естественных вещей», в которой приводилось описание камеры-обскуры. Сэм Сигал обратил внимание на то, что букет составлен из цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза), которые цветут примерно в одно время — весной. Многие же фламандские художники: Ян Брейгель, Амброзиус Босхарт, Ван дер Альст создавали роскошнейшие композиции из растений, цветущих в разное время. Брейгель, например, ждал несколько месяцев, чтобы добавить очередной цветок в свой натюрморт. Дель Монте, среди прочего, увлекался изучением растений и их использованием в медицинских препаратах, и его окружение разделяло эти интересы. Фрукты же не соответствуют весеннему сезону. Первоначально Караваджо изобразил их помещёнными в корзину или миску, но позже просто разместил на столе.

тут

Серия сообщений «Музыка в живописи,муз.инструменты»:

Часть 1 — Anna Razumovskaya — Живопись Figurativ

Часть 2 — Вернулась ШАРМАНКА о чем то вздыхая……

Часть 21 — Музыкальные инструменты .Орган.

Часть 22 — Музыкальные инструменты.Лютня.Часть 23 — Микеланджело да Караваджо. «Лютнист » Серия сообщений «История картины»:

Часть 1 — Инесса де Кастро

Часть 2 — Изабелла или горшок базилика…

Часть 29 — Бал у кн. М.Ф. Барятинской. 1834 г

Часть 30 — Рассказы о картинах.Ян Стен. » Празднование крестин «Часть 31 — Микеланджело да Караваджо. «Лютнист »

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/4552003.html

Караваджо Микеланджело (1571- 1610)

Микеланджело Меризи да Караваджо

Этот известный итальянский художник следовал принципам более реалистической живописи. Темы для своих картин он брал из окружающей жизни. Караваджо был против идеализированного, выдуманного искусства. Он любил изображать необычные персонажи — картежников, гадалок, музыкантов. Караваджо любил писать бытовые сцены, и даже религиозные сюжеты у него выглядели достоверными.

Девушка с лютней (Лютнист?) 1595

Моделью художнику служила молодая римлянка, случайная подруга Караваджо, его ангел-хранитель на неделю или месяц. Курчавые, черные волосы, милое полумальчишеское лицо, тонкие пальцы перебирают струны лютни.

Вся комната погружена во мрак, ярко освещена лишь фигура девушки — это излюбленный прием Караваджо. Кстати, некоторые искусствоведы считают, что это был все-таки юноша.

Тем не менее, образ полон поэзии, музыки, любви.

Вакх (1596)

Все тот же образ Караваджо — милое круглое лицо юноши в обрамлении курчавых волос. Юноша изображен в образе Вакха (бог виноделия). На голове венок из гроздьев винограда и виноградных листьев.

Перед Вакхом ваза с краснобокими яблоками, спелыми гроздьями винограда, сливово-синими, прозрачно-желтыми. Листья винограда уже покрылись ржавчиной увядания, на них видны все тоненькие прожилки.

В руке юноши бокал с янтарным виноградным вином.

Вся картина переливается яркими, праздничными красками жизни.

Марта и Мария Магдалина (1599)

Музыканты (1595)

Ужин в Эммаусе. (1602)

Эта картина была написана на сюжет из Евангелия от Луки. Это, несомненно, один из шедевров Караваджо римского периода. На холсте изображена нехитрая трапеза четырех собравшихся вместе людей.

Контрастная светотень вырывает из полутьмы фона их лица, одежду и белую скатерть с изумительно написанным натюрмортом из лежащего здесь винограда, фруктов и жареного цыпленка.

Предметы на столе кажутся столь осязаемыми, что их хочется взять в руки.

Спокоен вид сидящего за столом и еще никем не узнанного Иисуса. В красноречивом жесте он протягивает вперед руку, сотрапезники внимательно слушают Христа. Черех мгновенье они узнают Его.

Гадание на судьбу (1594)

Шулеры (1594)

Мальчик, укушенный ящерицей

Картина написана в конце 16-го века. На небольшом пространстве картины изображен ошеломленный мальчик, лицо которого искажено болью от неожиданного укуса ящерицы. Контрастная светотень отчетливо высвечивает правую сторону лица испуганного ребенка, а также плечо и руку, которую укусила ящерица.

Сама ящерица остается в тени, и там же, на темном фоне, Караваджо рисует чудный натюрморт из прозрачного бокала с цветком розы в нем и рассыпанных на столе ягод. Кажется, что мы можем дотронуться до стекла бокала, ощутить шероховатость розовых листьев, настолько они реальны.

Достоверность изображения поражает и лицо мальчика: глаза, пухлый, открытый в испуге рот — все это дает почувствовать удивительную правдивость происходящего и свидетельствует о возрозшей реалистичности работ Караваджо.

Саломея с головой Иоанна Крестителя

Эта работа относится к последним годам жизни художника. На темном фоне небольшого полотна наше внимание притягивают три фигуры. Это Саломея, получившая за свой волшебный танец страшную награду — голову Иоанна Крестителя. Палач, опускающий голову Крестителя на блюдо в руках Саломки.

И наконец, старуха-свидетельница, само воплощение смерти. Прекрасное лицо Саломеи повернуто в сторону, ее глаза полны страдания: совет матери Иродиады выбрать именно такую награду вылился в слишком страшное действо.

Голова Иоанна Крестителя кажется совсем живой и словно желающей еще что-то сказать всем присутствующим.

Читайте также:  Богоматерь с младенцем на троне в храме (триптих), ян ван эйк, 1437

Вся картина полна скрытого напряжения и драматизма. Можно утверждать, что это лучшее полотно, из тех, что художник написал в последние годы своей жизни.

Юдифь и Олоферн

Натюрморт (1603)

Источник: http://cvetamira.ru/karavadzho-mikelandzhelo-1571-1610

Лютнист. Описание картины Караваджо

Картина Караваджо «Лютнист».

Размер картины 94 x 119 см, холст, масло, существует в нескольких версиях, одна  хранится в Эрмитаже, другая в Музее Метрополитен, Нью-Йорк, и последняя в усадьбе Бадминтон-хаус, Глостершир, Великобритания.

До недавнего времени считалось что авторство имеется только у эрмитажного полотна, потом стали считать, что первая версия Лютниста хранится в Нью-Йорке.

Сюжет картины довольно прост, на всех трех версиях изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Перед ним на столе лежат скрипка, ноты, фрукты; рядом стоит ваза с цветами.

С отточенным мастерством написаны художником все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости.

Светотенью пролеплено лицо и фигура юноши с лютней, темный фон подчеркивает насыщенность выступающих вперед светлых тонов, предметность всего представленного живописцем на картине.

История картины примерно такова. Полотно было написано примерно около 1595 года по заказу высокопоставленного покровителя Караваджо кардинала Франческо Марии Борбоне дель Монте (1549—1627), в доме которого художник прожил несколько лет.

После картину купил у дель Монте его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани.

В 1808 году в Париже собрание Джустиниани было выставлено на продажу. Ещё до начала аукциона Доминик Виван Денон, директор Лувра, приобрёл эту картину для Эрмитажа.

Первый биограф Караваджо Беллори утверждал, что на полотне изображена девушка. Возможно, Беллори был введён в заблуждение чересчур женственным видом юноши. Интересен тот факт что в Эрмитаже картина долгое время экспонировалась под названием «Лютнистка».

Караваджо. Лютнист

Караваджо. Лютнист

Источник: http://design-kmv.ru/opisanie-kartin/lyutnist-opisanie-kartiny-karavadzho.html

Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика

           Итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко, реформатор европейской живописи  17 века основатель реализма в живописи. Одним из первых применил манеру письма «къяроскуро» — резкое противопоставление света и тени.  Микеланджело Меризи да Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio) родился 29 сентября 1571 года в Бергамо или Милане. Его отец был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо.

В 1584 в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы художника, написанные в Милане жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

      Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

     Микеланджело да Караваджо около 1593 года уехал в Рим. Поначалу он бедствовал, работал по найму. Спустя некоторое время модный живописец Чезари д'Арпино взял Караваджо помощником в свою мастерскую, где тот выполнял натюрморты на монументальных картинах хозяина.

В это время созданы такие картины Караваджо, как «Маленький больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов».

По характеру художник  был вспыльчив и необуздан,  это ввергало его в сложные и опасные ситуации. Он много раз дрался на дуэлях, за что неоднократно попадал в тюрьму. Нередко проводил дни в обществе игроков, мошенников, скандалистов, авантюристок. Его имя часто фигурировало в полицейских хрониках.

                 Картина Меризи да Караваджо «Лютнист», 1595. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1595 году кардинал Франческо Мария дель Монте стал покровителем Караваджо и ввел его в художественную среду Рима. Для кардинала дель Монте художник написал одни из лучших своих картин — «Корзина с фруктами», «Вакх» и «Лютнист».

В конце 1590-х годов художником были созданы такие произведения, как «Концерт», «Амур-победитель», «Гадалка», «Нарцисс».

Караваджо открыл новые возможности живописи, впервые обратившись к «чистому» натюрморту и «авантюрному» жанру, который получил дальнейшее развитие среди его последователей и был популярен в европейской живописи XVII века.

          Среди ранних религиозных произведений Караваджо — картины «Святая Марфа беседует с Марией Магдалиной», «Святая Екатерина Александрийская», «Святая Мария Магдалина», «Экстаз святого Франциска», «Отдых на пути в Египет», «Юдифь», «Жертвоприношение Авраама».

                  Караваджо «Юдифь, убивающая Олоферна». ок.1598-1599

На рубеже XVI-XVII веков Караваджо создал два цикла картин на сюжеты из жизни апостолов. В 1597-1600 годах для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме были написаны три картины, посвященные апостолу Матфею.

Из них сохранились только две — «Призвание апостола Матфея» и «Мученичество апостола Матфея» (1599-1600).

Для капеллы Черази в церкви Санта-Мария дель Пополо в Риме Караваджо выполнил две композиции — «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра».

Картина «Иоанн Креститель», Микеланджело да Караваджо

В 1602-1604 годах художник написал «Положение во гроб» («Снятие с креста») для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. В 1603-1606 годах создал композицию «Мадонна ди Лорето» для церкви Сант-Агостино. В 1606 году написана картина «Успение Марии».

В 1606 году после ссоры при игре в мяч и убийства своего соперника Раннуччо Томмазони Караваджо бежал из Рима в Неаполь, откуда перебрался в 1607 году на остров Мальта, где был принят в Мальтийский орден. Однако после ссоры с высокопоставленным членом ордена он был заключен в тюрьму, откуда бежал на Сицилию, а затем в Южную Италию.

         В 1609 году Караваджо вновь вернулся в Неаполь, где ожидал помилования и разрешения вернуться в Рим.

          В период скитаний художник создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В Неаполе он написал большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио Монте делла Мизарикордия), «Мадонна Розария» и «Бичевание Христа».

На Мальте для храма Сан Доменико Маджоре он создал полотна «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним», на Сицилии — «Погребение святой Луции» для церкви Святой Луции, «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта Мария дельи Анджели.

К последним произведениям Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа», на которой голова Голиафа предположительно представляет автопортрет художника.

           В 1610 году, получив прощение от кардинала Гонзага, художник погрузил свои вещи на корабль, намереваясь вернуться в Рим, но так и не добрался до места назначения. На берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня.

           18 июля 1610 года Караваджо умер от приступа малярии в итальянском городке Порто-Эрколе в возрасте 37 лет.

Творчество Караваджо сильно повлияло не только на многих итальянских художников XVII века, но и на ведущих западноевропейских мастеров — Питера Пауля Рубенса, Диего Веласкеса, Хосе де Риберу.

Источник: http://newsland.com/community/5487/content/mikelandzhelo-merizi-da-karavadzho/3011269

Ссылка на основную публикацию